Скульптуры древнего рима описание. Римская скульптура. Список использованной литературы

Древние греки восхищались красотой человеческого тела. Они ценили все прекрасное, и полагали, что главное в человеке - это гармония внешнего облика и внутренних качеств. Это отразилось в их классической скульптуре: в статуях богов-олимпийцев и героев, изображенных с идеальными телесными формами.

Скульптуры Древней Греции и Рима

Лучшим периодом в создании древнегреческих скульптурных шедевров считается VI-V в. до н.э. Произведения искусства создавались по принципу симметрии, позы статуй были незамысловаты, а лицо излучало радостную улыбку. Позже, в эпоху классицизма, скульпторы создавали восхитительные статуи в более разнообразных формах и позах.
В Древней Греции было множество школ пластики. В классический период самой известной была школа скульптуры в . Величайший скульптор этого времени Фидий — автор скульптурных шедевров Парфенона. В эпоху эллинизма стали появляться другие центры искусства пластики - Родос, Александрия и Пергам. Самые знаменитые скульпторы того периода - Полидор, Афинодор, Агесандр, Харес. Агесандром была создана знаменитая «Афродита Милосская». Харес является автором одного из семи «чудес света» — громадной статуи «Колосса Родосского».
Древнеримская скульптура лишь подражание и продолжение греческого искусства. Все мастера скульптуры в Древнем Риме были греками. Римский стиль отличается от греческого большей грубостью, холодностью и реализмом в образах.

Антиной был фаворитом Адриана, который после своей таинственной смерти в Египте, где, как говорят, убил себя, чтобы предотвратить некоторую опасность от Императора, обожествлялся и поклонялся во всей империи. Его часто отождествляли с одним из юношеские божества, поскольку он здесь с Сильваном. Простая, стоящая фигура, держащая крюк и сопровождаемая собакой, напоминает верхние рельефы аттического четвертого века, в то время как алтарь и виноградная лоза предлагают сравнение с эллинистическим «изобразительные» рельефы, на алтаре - подпись скульптора Антонияна Афродизиаса, города в Карии.



Скульпторы Древнего Рима

История Рима сохранила малое число имен известных скульпторов. Но, при этом, в городе очень много статуй, некоторые из которых привезли из и. В Древнеримский период деятелей искусства - живописцев и скульпторов, приравнивали к ремесленникам, их работа считалась унизительной. В это время появляется скульптурный портрет, изображающий конкретного человека, а не божество. Одна из самых знаменитых статуй Октавиана

Есть еще несколько работ начала второго века, подписанных художниками из Афродисии, так что кажется ясным, что в это время «Школа Афродисии» должна была создать значительную репутацию. Скульптура династии Антонина. Последствия адрианского возрождения продолжались много лет. Они проявляются в большинстве рельефов от царствования императоров Антонина, Антонина Пия, Марка Аврелия и Коммода. В них, в общем, мало скопления фигур, и попытки пространственных эффектов не выражены. Хорошим примером является «Рельеф Марка Аврелия», в котором Маркус Аврелий приносит жертвы перед храмом Юпитера Капитолинуса.

Памятники римской культуры II-I вв. до н. э. весьма не многочисленны. Это, например, так называемый "Брут", выполненный из бронзы. Главные улицы города Рима в позднереспубликанский период украсились великолепными мраморными статуями, в основном копиями греческих мастеров. Благодаря этому до нас дошли произведения знаменитых греческих скульпторов: Мирона, Поликлега, Праксителя, Лисиппа.
С конца III в. до н.э. на римскую скульптуру начинает оказывать могущественное влияние замечательная греческая скульптура. При грабеже греческих городов римляне захватывают большое количество скульптур, которые вызывают восторг даже у практичных и консервативных римлян.
Римские скульптуры намного отличались от греческих. Греки изображали очень часто Богов в виде статуй, а римляне старались придать образ человека: его внешность. Они делали бюсты и статуи огромные во весь рост. Во II в. до н.э. форум был настолько загроможден бронзовыми статуями, что было издано специальное решение, по которому многие из них были сняты.

Тщательное представление фактических зданий, чтобы показать установку действия, очень распространено в римских рельефах в течение периода Империи и является еще одним свидетельством римской любви к тому, что является реальным и ощутимым, в отличие от идеалистической тенденции большинства Греческие рельефы.

Самая впечатляющая реликвия периода Антонина - колонна Марка Аврелия, в которой празднуются триумфы этого императора над немцами и сарматами. Этот памятник явно является имитацией колонны Траяна, со спиральным рельефом, разработанным непрерывным методом. Переходы, однако, не так ухищренно управляются, как в раннем памятнике, а мастерство в целом менее искусно.

По преданию, первые скульптуры в Риме появились при Тарквинии Гордом, который украсил глиняными статуями по этрусскому обычаю крышу построенного им же храма Юпитера на Капитолии. В скульптуре римляне намного отставали от греков, хотя в их портретах наличествует индивидуальность и попытка передать конкретный образ (в отличие от идеализированных греческих статуй). В то же время римской скульптуре республиканского периода свойственны некоторая упрощенность и угловатость форм. Первой бронзовой скульптурой была статуя богини плодородия Цереры, отлитая в начале V в. до н.э. С IV в. до н.э. начинают ставить статуи римским магистратам и даже частным лицам. Многие римляне стремились поставить статуи себе или своим предкам на форуме. Во II в. до н. э. форум был настолько загроможден бронзовыми статуями, что было издано специальное решение, по которому многие из них были сняты. Бронзовые статуи, как правило, отливались, в раннюю эпоху этрусскими мастерами, а начиная со II в. до н.э. - греческими скульпторами. Массовое производство статуй не способствовало созданию хороших работ, да римляне к этому и не стремились. Для них самым важным в статуе представлялось портретное сходство с оригиналом. Статуя должна была прославить данного человека, его потомков, и поэтому было важно, чтобы изображенное лицо не спутали с кем-нибудь другим. Памятники римской культуры II-I вв. до н. э. весьма не многочисленны. Это, например, так называемый "Брут", выполненный из бронзы. Главные улицы города Рима в позднереспубликанский период украсились великолепными мраморными статуями, в основном копиями греческих мастеров.
На развитие римского индивидуального портрета повлиял обычай снимать с умерших восковые маски, которые затем хранились в главной комнате римского дома. Эти маски выносились из дома во время торжественных похорон, и чем больше было таких масок, тем знатнее считался род. При скульптурных работах мастера, видимо, широко использовали эти восковые маски. На появление и развитие римского реалистического портрета оказала влияние этрусская традиция, которой руководствовались этрусские мастера, работавшие на римских заказчиков.
С конца III в. до н.э. на римскую скульптуру начинает оказывать могущественное влияние замечательная греческая скульптура. При грабеже греческих городов римляне захватывают большое количество скульптур, которые вызывают восторг даже у практичных и консервативных римлян. В Рим буквально хлынул поток греческих статуй. Например, один из римских полководцев привез в Рим после своего похода 285 бронзовых и 230 мраморных скульптур, другой вез в триумфе 250 телег с греческими статуями. Греческие статуи выставляются везде: на форуме, в храмах, термах, виллах, в городских домах. Несмотря на обилие подлинников, вывезенных из Греции, рождается большой спрос на копии с наиболее известных статуй. В Рим переселяется большое число греческих скульпторов, которые копируют подлинники знаменитых мастеров. Обильный приток греческих шедевров и массовое копирование тормозили расцвет собственно римской скульптуры. Только в области реалистического портрета римляне, использовавшие этрусские традиции, внесли свой вклад в развитие скульптуры и создали несколько превосходных работ (капитолийская волчица, Брут, Оратор, бюсты Цицерона и Цезаря). Под влиянием греческого искусства римский портрет начинает терять черты натурализма, свойственные этрусской школе, и приобретает черты некоторой обобщенности, т.е. является подлинно реалистическим.

В портретах этого периода появляется ряд интересных изменений. Адриан представил модную одежду с короткой бородой. Под Антонаминами носили длинные бороды и длинные волосы, а скульпторы того времени быстро осознавали возможности контраста между массами волос и плотью лица. Волосы и борода были сделаны в проточных замках, глубоко подрезанные с помощью сверла, чтобы создавать тени, тогда как для лица мрамор тщательно сглаживался и иногда полировался. В то же время практика более четкого определения глаза путем выделения радужной оболочки и введения одной или двух отверстий для ученика - метода, иногда используемого в более ранние времена, стала общей.

Первоначально римляне полностью подражали греческой скульптуре, считая ее верхом совершенства, часто делали копии с уцелевших наиболее понравившихся греческих статуй (благодаря которым мы можем судить о существовавших подлинниках). Но если греки ваяли богов и мифологических героев, то у римлян появляются скульптурные портреты конкретных людей. Римский скульптурный портрет считается выдающимся достижением древней культуры. На его создание повлиял обычай времен республики снимать гипсовую маску с лица умершего.
В траурных процессиях родственники несли маски предков, казалось, что в похоронах участвуют все старейшины рода. Знатные римляне, гордясь своим происхождением, заказывали скульпторам свои статуи с портретами предков. Раннереспубликанских скульптурных портретов сохранилось очень немного. Мастера 1 в. до н.э., работая над портретом, точно следовали натуре, часто, вероятно, уже по мертвому лицу, ничего не изменяя, сохраняя все мелкие подробности. Великолепен портрет ростовщика из Помпей. Правдиво передан характер хитрого и злого человека, не знавшего сочувствия к людям.

Лаокоон и сыновья

Северан, Диоклетиан, скульптура Константина. После смерти Коммода падение искусства скульптора, похоже, было быстрым. Даже на арке Септимия Северуса маленькие и небрежно резные фигуры демонстрируют поразительный контраст с достойными и тщательно изученными композициями общественных памятников предшествующие столетия, а с большей части третьего столетия исторические рельефы не сохранились. Кратковременное и тревожное царствование многих императоров этого времени было естественно неблагоприятным для производства тщательно оформленных памятников.

С установлением империи одной из главных тем в римском искусстве становится прославление императора. Сам первый император Октавиан Август и его помощники заботливо поддерживали те направления в литературе и искусстве, которые отвечали духу официальной идеологии. Прославление "божественного Августа", воспевание римского мира, идеализация старины становятся главными мотивами творчества римских поэтов и художников. Величественный стиль Фидия, идеальная атлетическая красота статуй Поликлета лучше всего подходили для выражения новых идей. Скульптурные изображения этого периода значительно отличаются от скульптурных портретов республиканского периода.
В известных изображениях Октавиан Август изображен в военных доспехах полководца. Амур на дельфине у его ног напоминает о божественном происхождении Августа (дельфин - атрибут Венеры, которую род Юлиев считал своей божественной прародительницей). Лицо императора и фигура слишком приукрашены. Известно, что у Августа были большие уши, впалые щеки, слабое и сутулое тело. Лицо лишено признаков возраста. Герой, полубог, обращаясь к войскам уверен в их преданности. На панцире императора изображены боги неба и земли, аллегорические фигуры обозначают покоренные провинции Галлии и Испании - повествовательный рельеф.
Август, хотя и показан в парадном вооружении, изображен босым, как греческий бог и герой. Статуя как и греческая была раскрашена. В основе статуи Августа лежит классическая скульптура школы Поликлета. Эта статуя находилась близ алтаря храма Марса во время строительства Августом своего форума. А вот Август восседающий на троне с богиней победы Нике в правой руке и жезлом в левой в знак власти над миром. Это известная композиция в античном мире: композиция статуи Зевса Олимпийского (5 в. до н.э.) из золота и слоновой кости, исполненная Фидием. Август полуобнажен, так как было принято изображать в греческом искусстве богов и героев.
Скульптурный портрет со временем меняется. Со времени Адриана (2 в. н.э.) римские скульпторы перестают раскрашивать мрамор: радужная оболочка глаз, зрачок, брови теперь передаются резцом. Поверхность обнаженных частей тела полируется до яркого блеска, а волосы и одежда остаются матовыми. На многофигурных рельефах раскраска продолжала сохраняться.
В многочисленных портретах императоров, их жен, членов их семей и частных лиц всегда строго соблюдаются портретное сходство, индивидуальные особенности склада лица и прически. Но всем портретам присущи и общие черты: это выражение грустного раздумья, самоуглубленность, иногда печаль. Идеи официальной философии стоицизма были проникнуты пессимизмом и разочарованием в земных благах. Это читается в лице Марка Аврелия в его портретной статуе (конная статуя 160-е - 170-е гг. н.э.).
Считалось особой честью запечатлеть императора, военачальника или другого политического деятеля на коне (конь был древним символом солнца). Судьба конной статуи Марка Аврелия интересна тем, что принятая в средневековье за изображение императора Константина, чтимого христианской церковью святым, она не была уничтожена как языческая, бережно хранилась и сделалась образцом для конных статуй эпохи Возрождения.
Мечтательной меланхолией полон образ Коммода, представленного в виде Геркулеса (190 г. н.э.), хотя такое выражение совсем не соответствует грубому и жестокому характеру этого последнего правителя из династии Антонинов. На плечах у него львиная шкура, в правой руке дубина, в левой волшебные яблоки, возвращающие молодость.
Особого блеска во 2 в. достиг рельеф. Рельефы украшали форум Траяна и знаменитую мемориальную колонну. Колонна с капителью дорического типа стоит на цоколе с ионической базой, обрамленной лавровым венком. Вершину колонны венчала бронзовая позолоченная статуя императора, в цоколе колонны был захоронен его прах в золотой урне. Рельефы на колонне делают 23 витка и достигают 200 м в длину. Рельеф колонны Траяна протокольно точно рассказывает о всех подробностях походов римских войск на Дунай в 101-102 и 105-106 гг. против даков.
Композиция всего рельефа принадлежит одному автору, но исполнителей было много, все мастера прошли школу греческого, точнее, эллинистического искусства, но разных направлений, что особенно заметно в трактовке фигур и голов даков. Весь многофигурный фриз (более 2000 фигур) подчинен одной идее: демонстрации силы, организованности, выдержки и дисциплины римского войска - победителя. Траян был изображен 90 раз. Даки охарактеризованы отважными, храбрыми, но малоорганизованными варварами. Образы даков получились более выразительными, чем образы римлян, их эмоции открыто выступают наружу.
Рельеф был пестро раскрашен, детали позолочены; он смотрелся как яркая живописная лента, полная живых динамических картин. В последней трети столетия в рельефах колонны Марка Аврелия уже ясно выступают черты изменения стиля, его "варваризации". Этот процесс получает интенсивное развитие в 3-4 вв.
Только волевые энергичные суровые правители могли удержать власть в своих руках в наступивший период кризиса и распада империи. Портреты с изображением мягкой грусти, меланхолии уступают место не изображению какого-либо настроения, а раскрытию характера. Таков, например, портрет Филиппа Аравитянина (3 в. н.э.). Этот правитель убил своего предшественника и, опираясь на преданные ему войска, пришел к власти. Выдающийся скульптор передал мрачное выражение лица Филиппа Аравитянина, его энергично сомкнутые губы, обветренную кожу солдата. Портрет раскрывает храбрость и силу, а также подозрительность и недоверие к окружающим. Столь же выразителен портрет императора Каракаллы.
Торжество христианской церкви сопровождалось гибелью многих памятников античной скульптуры.

Скульптура Римской Республики

Знание этого периода, поэтому, в значительной степени зависит от мраморных саркофагов, которые были вырезаны для получения тел мертвых. Такие памятники не известны из более ранних столетий, но их использование стало более общим в третьем веке, и большое количество из них сохранилось. были сделаны, чтобы быть помещены против стены в подземных гробницах, только три стороны, как правило, были украшены рельефами. Субъекты были взяты почти эксклюзивными из греческой мифологии, интересное доказательство стойкости греческого влияния.

Первоначально римляне полностью подражали греческой скульптуре, считая ее верхом совершенства, часто делали копии с уцелевших наиболее понравившихся греческих статуй. Но все же римские скульптуры намного отличались от греческих. Греки изображали очень часто Богов в виде статуй, а римляне старались передать образ человека: его внешность. Они делали бюсты и статуи огромные во весь рост. Во II в. до н. э. форум был настолько загроможден бронзовыми статуями, что было издано специальное решение, по которому многие из них были сняты.
Первой бронзовой скульптурой была статуя богини плодородия Цереры, отлитая в начале V в. до н.э. С IV в. до н.э. начинают ставить статуи римским магистратам и даже частным лицам. Многие римляне стремились поставить статуи себе или своим предкам на форуме. Для римлян самым важным в статуе представлялось портретное сходство с оригиналом. Статуя должна была прославить данного человека, его потомков, и поэтому было важно, чтобы изображенное лицо не спутали с кем-нибудь другим. В многочисленных портретах императоров, их жен, членов их семей и частных лиц всегда строго соблюдаются портретное сходство, индивидуальные особенности склада лица и прически.
Завоевание Греции и эллинистических государств сопровождалось грандиозным грабежом греческих городов. Наряду с рабами, разного рода материальными ценностями вывозились в Рим в огромном количестве греческие статуи и картины. Так были перевезены в Рим произведения Скопаса, Праксителя, Лисиппа и многих других великих греческих мастеров.

Иногда эти предметы такие, как есть возможная ссылка на смерть - перенос Персефона, Дианы и Эндимиона, Амура и Психеи и многих других. Часто, однако, они не имеют никакого отношения к использованию саркофагов - Дионис и его поезд постоянно представлены - и очевидно, что создатели просто воспроизводили традиционные композиции для декоративного эффекта. Но хотя сюжеты в основном греческие, стиль, за редким исключением, - это более поздние римские памятники. Цифры тесно переполнены, с глубоким подрезанием для создания тяжелых теней, хотя рельеф, в общем, сохраняется в одной плоскости.