Елисавета константинопольская игумения 7 мая. Значение елисавета константинопольская в православной энциклопедии древо

В изложении святителя Димитрия Ростовского

Преподобная Елисавета еще от утробы матери своей была избрана на служение Богу, ибо прежде рождения ее матери ее было возвещено от Бога, что у нее родится дочь, которая будет избранным сосудом Святого Духа. От юных лет отданная на служение Богу и уневестившись бессмертному Жениху Христу, святая Елисавета в Ангельском чине служила Богу, в числе других дев инокинь 1 , постом и трудами изнуряя свое тело, и так угодила Богу, что получила от Него дар исцелять недуги людей, не только телесные, но и душевные. Своею молитвою она исцеляла всякую телесную болезнь, своими же речами и богодохновенными наставлениями врачевала души человеческие, наставляя их к покаянию и ко всяким добродетелям. Одеждою для нее служила одна только жесткая власяница, и, хотя тело ее мёрзло от холода, дух ее всегда горел пламенем божественной любви. Будучи поставлена игумениею над сестрами, святая показала еще большие подвиги, заботясь о спасении душ их.

Воздержание ее было чрезмерное, ибо она проводила многие годы не вкушая хлеба и питаясь только одними плодами и овощами, масла же и вина она никогда не вкушала во всю свою жизнь. Весьма часто она постилась по сорока дней, подобно великому Моисею 2 , ничего в это время не вкушая 3 . В течение трех лет, она, подражая смирению Евангельского мытаря (Лк.18:13), не возводила своих телесных очей на небо, душевными же своими очами всегда взирала к Живущему на небесах Богу и, созерцая Его своею мыслию сидящим на престоле высоком и преукрашенном, окруженным серафимами, она не обращала своих мыслей к предметам земным. Когда, по обыкновению, она наедине молилась ночью, то была свыше осияваема небесным светом.

Кроме того, святая Елисавета совершала и многие чудеса: однажды она умертвила молитвою свирепого змея; в другой раз она исцелила одну женщину, долгое время страдавшую кровотечением, также изгоняла нечистых духов из людей, совершала много и других чудес. Чудеса совершались ею не только при жизни ее, но и после ее блаженной кончины. На гробнице ее подавались многоразличные исцеление болящим; так например, на гробе ее получали прозрение многие слепые. Да прославляется чрез нее Христос Бог, дивный во святых Своих!

________________________________________________________________________

1 Святая Елисавета была инокинею константинопольского монастыря, построенного в честь святых бессребреников Космы и Дамиана императором Иустином I (царствовавшим с 518 г. по 527 г.). В этом монастыре она впоследствии была игумениею (настоятельющею). Точно время ее жизни и деятельности указать нельзя, за отсутствием сведений об этом в исторических памятниках. Но на основании того обстоятелвства, что в честь ее во второй половине IX в. был написан канон святым Иооифом песнописцем (умершим в 883 г.) делают вывод, что святая Елисавета жила между VI и IX вв.

День памяти : Май 7- Апрель 24

Преподобная Елизавета чудотворица - Иоанно-Предтеченский монастырь в Москве




Домовой храм в келейном корпусе нашей обители освящен в честь преподобной Елизаветы игумении Константинопольской, чудотворицы, а в главном соборе монастыря находится почитаемая её икона.

Родиной преп. Елизаветы был столичный город Гераклея Фракийская, а родителями – не некие неизвестные и незнатные люди, но благородные, прославленные богатством и выдающиеся по добродетели (Евномиан – имя отца, бывшего тогда дисипатом, матери же – Евфимия). Живя согласно значению своих имен, боголюбиво и богоугодно, и постоянно упражняясь в законе Господнем, они были всем известны и всеми превозносимы. Ибо обитая близ упомянутого города, в местечке, называвшемся раньше Фракокрина, а ныне Авидины, они были, как праведный Иов, набожны и непорочны и, подражая гостеприимству патриарха Авраама, щедро предоставляли нуждающимся все необходимое. Поэтому получают они, как и тот, по обетованию, плод чрева, достойный их собственной красоты и благотворительности, а то, как это случилось, изъяснит наш рассказ. Ведь хотя после их свадьбы прошло уже шестнадцать лет, они оставались бездетны и, лишенные потомства, естественно, скорбели, страдали и усиленно умоляли Бога, Взирающего на сердца, разрешить их печаль о бездетности и даровать им дитя, которое наследует их род и богатство. Исполняющий же желания боящихся Его Господь благосклонно внял их молитве и не презрел моления о том, что Ему было благоугодно.

Икона преподобной Елизаветы Чудотворицы. Конец XIX века. Собор Иоанно-Предтеченского монастыря

6/19 января 2002 г. Иоанно-Предтеченскому монастырю из храма свв. апп. Петра и Павла на Яузе были возвращены две чтимые святыни обители: древний чудотворный образ Св. Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна с обручем и икона св. прп. Елизаветы Чудотворицы, игумении Константинопольской. Храм свв. апп. Петра и Павла, не закрывавшийся в советский период, стал промыслом Божиим хранителем этих святынь Ивановской обители, в которую они вернулись вскоре по возрождении в ней монашеской жизни.

О братимся прежде к образу прп. Елизаветы, так как ее храм был восстановлен первым в обители в 1995 г., и до освящения Собора Усекновения главы Св. Иоанна Предтечи богослужения совершались в домовом Елизаветинском храме. Икона прп. Елизаветы Чудотворицы написана во второй половине XIX века для нового собора возобновленной в 1879 г. обители. Не более 40 лет просуществовал монастырь после возобновления. В 1918 г. он был закрыт одним из первых, а на основной его территории размещен концлагерь. Собор продолжал действовать вместе с Елизаветинской церковью до 1926-начала 1927г.

По описи имущества, которое находилось в пользовании Православного христианского общества при храме cв. Иоанна Предтечи, в 1923 г. образ этот находился в главном алтаре монастырского Собора: «Икона Св. прп. Елизавефы в киоте под стеклом с чеканной золотой каймой живописная, размер 11/2 арш. х 1 арш. 3 вершка*» 1 . Икона выполнена, как и множество других, подобных ей икон, на металле — цинке. Об этом свидетельствует та же опись: «В стенах храма живописные на цинке и полотне изображения святых разных размеров в золоченых багетах» 2 .

После закрытия Собора cв. Иоанна Предтечи в конце 1926 — нач. 1927 г. община верующих перешла с некоторым церковным имуществом обители в храм св. Троицы в Серебряниках. Икона прп. Елизаветы находится в «Описи богослужебных предметов и церковного имущества, перевезенных из храма б. Ивановского монастыря в храм св. Троицы в Серебреническом пер.» 3 от 30 апреля 1927 г. Когда черед закрытия дошел и до храма св. Троицы, икона прп. Елизаветы была передана в храм свв. апп. Петра и Павла.

Сейчас отреставрированная икона прп. Елизаветы Чудотворицы находится в соборе св. Иоанна Предтечи Иоанно-Предтеченского монастыря 4 .

Домовый храм во имя св. прп. Елисаветы Чудотворицы в Иоанно-Предтеченском женском монастыре был устроен по благословению свт. Филарета Московского и по завещанию богатой вдовы и благотворительницы монастыря Елизаветы Алексеевны Макаровой-Зубачёвой в честь ее небесной покровительницы.

Промыслом Божиим древняя святая игумения V века Елизавета Чудотворица внушила Елизавете Алексеевне благую мысль о возрождении древней московской обители, разоренной французами в 1812 г. Елизавета Алексеевна, поминая своего покойного супруга, тезоименитого Иоанну Предтече, и молитвами св. прп. Елизаветы исполняя волю Божию, завещала все свое немалое состояние на обновление монастыря. А святая игумения Елизавета стала одной из покровительниц Иоанно-Предтеченской обители.

Образ преподобной игумении выполнен в мягком сочетании розовых, голубых и нежно-зеленоватых оттенков, и являет нам духовный облик святой. Прп. Елизавета изображена в полный рост стоящей на берегу реки или озера, за которым как бы в легкой дымке виднеются очертания ряда невысоких холмов. Облечена святая в красноватого цвета, подобного земле у ее ног, хитон и зеленую мантию, которая, как и синева небес вокруг покрывает ее. Глава святой окутана сиреневатым омофором и такого же цвета схимнический аналав виден под мантией на хитоне. Никаких внешних символов игуменской власти на иконе нет, но молитвенно-сосредоточенный лик Святой и сдержанный, цельный и мягкий облик являют в ней дары непрестанного молитвенного предстояния Господу и духовной власти — попечения о тех, кто просит ее помощи. Правая рука ее согнута к персям и как бы указывает на сердце, которое непрестанно обращено к Богу. Левая рука прп. Елизаветы держит развернутый свиток со словами молитвы о всех прибегающих под ее покров:

«Господи Боже мой, услыши мя, даждь поминающему имя Елизаветы отпущение грехов, и в час исхода прими душу его с миром и даждь ему место покойно».

Таковы духовная власть, сила и дерзновение святой, заботящейся о прощении грехов, покаянии и вечной участи душ, на которые она призывает милость Божию.

Особым промыслительным даром и поистине чудом Божиим явилось открытие полного жития св. Елизаветы, которое сохранилось лишь в одной флорентийской рукописи XIV века, обнаруженной в 50-х гг. XX века 5 , Первое издание ее было осуществлено в 1973 г. католическим ученым-агиографом, членом конгрегации иезуитов-болландистов о. Франсуа Алькеном в сборнике Analecta Bollandiana 91 6 . Болландисты известны, как общество ученых монахов, занимающихся исследованием и изданием Житий Святых Восточной и Западной Церкви. Начало деятельности этого общества положил в 1643 году Иоанн Болланд 7 . Несколько лет назад житие было переведено с греческого на русский ученым-историком А.Ю. Виноградовым и впервые издано на русском языке Иоанно-Предтеченским монастырем в 2002 году. В нем св. Елизавета Чудотворица является не только покровительницей женского общежительного монашества, но и тем сосудом Св. Духа, из которого истекают благодатные дары чудотворений и исцелений от различных болезней.

Еще прежде зачатия своего во чреве матери ей было дано имя праведной Елизаветы, матери Иоанна Предтечи, «ибо (как повествует житие) она окажется подобна матери Предтечи и Крестителя Иоанна» 8 . Как дочь, данная Богом неплодным родителям, она несомненно, имеет благодать помогать обременным этой скорбью. Совсем молодой она стала настоятельницей обители св. вмч. Георгия в Константинополе, где до этого игуменией была ее тетка по отцу. В настоятельницы прп. Елизавету поставил святой Геннадий, Патриарх Константинопольский (458-471 г.). Благодаря глубочайшему смирению и истинно монашеской жизни по Евангельским заповедям Господь сподобил ее еще в молодом возрасте многих даров. Она исцеляла неизлечимые болезни, изгоняла именем Христовым бесов, удостоилась многих откровений и предсказывала будущее ради спасения ближних. Так, она предсказала страшный пожар в Константинополе 465 года, который был погашен силою молитв прп. Елизаветы и прп. Даниила Столпника; также она избавила одно из предместий Константинополя от ужасного змия, губившего людей. Особую помощь она явила множеству женщин, страдавших непрерывным женским кровотечением; исцеляла от слепоты. Была извещена за 24 дня о своей кончине, к которой готовилась и своими непрестанными наставлениями и поучениями приуготовляла сестер своей обители, и блаженно предала дух свой Богу после престольного праздника в своем монастыре св. вмч. Георгия. После кончины она творила силою Божией такие же чудеса исцелений, что и при жизни: исцелила сухорукого, слепого и бесноватого; множество же других чудес «из-за своего обилия» не излагаются подробно в житии, «но записаны в другом месте» 9 .

Св. прп. Елизавета Чудотворица — покровительница Иоанно-Предтеченской обители — молится и ныне о всех прибегающих к ее помощи. Особым духовным родством она была связана еще до своего зачатия и рождения со св. Пророком Иоанном и его праведными родителями более пятнадцати столетий назад. И этот особый молитвенный покров и единение мы видим в нашей обители в устроении и возрождении двух храмов св. прп. Елизаветы и св. Пророка Иоанна, и в одновременном возвращении двух святынь после открытия монастыря.

* Аршин=71,12 см (16 вершков), вершок=4,445 см.

1 -ЦГАМО. Ф 66. Оп. № 18. Д. № 334. Л. 18 об.

2 Там же. Л. 22 об.

3 Там же. Л. 46. № 9.

4 В 2002 г. икона была помещена в домовый Елисаветинский храм обители, где пребывала до 2005 г. По просьбам паломников, с благословения настоятельницы обители, икона перенесена из домового храма в собор.

5 Bibliotheca hagiographica graeca. Bruxellex, 1957. № 2121.

6 Православная энциклопедия. М., 2001. Т. 2. С. 79, 213.

8 Житие преподобной Елисаветы Чудотворицы. М.: Иоанно-Предтеченский монастырь, 2002. С.6.

1.»Многие дочери сотворили силу, многие приобрели бо­гатство» 1 , – говорит мудрейший Соломон, пророчески возве­щая то, что не только мужчины, но и женщины в различные времена просияли красотою всяческих добродетелей, стали сопричастны дарам Божественного Духа и необыкновенным образом сотворили удивительные чудеса и знамения по всей вселенной. Ибо Писание представляет, как десятки тысяч и бесчисленное множество женщин и в законе, и по благодати 2 превратили женскую немощь в мужественную волю, при помощи воздержания и многотрудного подвижничества до­блестно отразили силою Вышнего древнего обманщика пра­матери Евы и общего врага и супостата рода человеческого и увенчались блистательными знаками победы.

2. Одна из них и достохвальная и прославленная чудесами Елизавета: родиной ее был столичный город Гераклея Фра­кийская 3 , а родителями – не некие неизвестные и незнатные люди, но благородные, прославленные богатством и выдаю­щиеся по добродетели (Евномиан – имя отца, бывшего тогда дисипатом 4 , матери же – Евфимия). Живя согласно значе­нию своих имен 5 , боголюбиво и богоугодно, и постоянно упражняясь в законе Господнем, они были всем известны и всеми превозносимы. Ибо обитая близ упомянутого города, в местечке, называвшемся раньше Фракокрина, а ныне Авидины, они были, как праведный Иов, набожны и непороч­ны 6 и, подражая гостеприимству патриарха Авраама 7 , щед­ро предоставляли нуждающимся все необходимое. Поэтому получают они, как и тот, по обетованию, плод чрева 8 , до­стойный их собственной красоты и благотворительности, а то, как это случилось, изъяснит наш рассказ. Ведь хотя по­сле их свадьбы прошло уже шестнадцать лет, они остава­лись бездетны и, лишенные потомства, естественно, скорбе­ли, страдали и усиленно умоляли Бога, Взирающего на серд­ца, разрешить их печаль о бездетности и даровать им дитя, которое наследует их род и богатство. Исполняющий же же­лания боящихся Его 9 Господь благосклонно внял их молит­ве и не презрел моления о том, что Ему было благоугодно.

3. И действительно, по существовавшему в этом месте ста­ринному обычаю жители окрестных деревень собирались каждый год на память добропобедной мученицы Гликерии 10 и праздновали ее вместе с горожанами в течение целой неде­ли (а совершается она 13 мая). Торжествовали со всеми и чудесные родители преподобной. И совершая моления и все нощные славословия, они обходили святые храмы этого го­рода, в которых покоились честные мощи сорока святых жен и дьякона Аммуна 11 , и многих других (о них, равно как и о великолепии и замечательных зданиях этих знаменитых церквей, пространнее повествует житие великого во иерар­хах Парфения 12). Почитая их и одаривая по достоинству, все сообща праздновали и веселились, нося повсюду с собою и отсеченную за Христа приснопочитаемую главу мученицы. Взглянув на нее во время совершения божественного тайноводчества 13 тогдашним архиереем этого города Львом в бо­жественном храме Богоматери под названием Фисаврос 14 , выше упомянутый отец преподобной Евномиан увидел, что она то весела, как-будто улыбаясь, а то сумрачна. Сочтя это явным знаком своего упования на мученицу, он колебался душой между радостью и печалью. И когда, наконец, закон­чилась праздничная служба, множество народа сотворило усердную молитву в церкви Богородицы, которую местные жители называют Катахилской, и около девятого часа вер­нулось в святой храм мученицы Гликерии 15 . А после вечер­ни один Евномиан вместе со своей супругой Евфимией, ког­да все остальные ушли, оставался в этом месте, горячо моля победоносную мученицу разрешить их узы бесплодия и да­ровать им паче чаяния дитя. И вот, продолжив свое моление вплоть до полуночи, они чуть прилегли на пол и уснули. Тог­да – о неизреченные и страшные Божии тайны! - предстает во сне этому мужу сладчайшая, как и ее имя 16 , мученица и говорит ему: «Что ты утруждаешь меня, человече, и просишь у меня того, что может дать тебе только Бог? Однако если ты истинно пообещаешь мне стяжать сердце сокрушенное и дух смиренный и никогда не превозноситься над ближними, то даст тебе вскоре с моей помощью Великодаровитый Господь чадо женского пола, и ты назовешь ее Елизаветой, ибо она окажется подобна матери Предтечи и Крестителя Иоанна». Когда же тот [т.е. Евномиан] клятвенно пообещал с охотой это исполнить, святая, запечатлев его крестным знамением, удалилась от него. И проснувшись, муж тотчас поведал об этом видении своей жене, а та сказала, что и сама увидела сходное. Так же и боголюбивейший архиепископ, почтенный провидческим даром, увещевал и вразумлял обоих супругов в согласии с мученицей Христовой. И после праздника, на три дня приняв их в гости и благословив, отпустил с миром домой.

4. И тотчас же жена его зачала во чреве 17 и по прошествии девяти месяцев родила дитя женского пола 18 по истинному предсказанию мученицы. А по истечении сорокадневного срока 19 Евномиан, взяв дитя вместе с матерью, привел их в город. Достигнув храма славной мученицы и оказавшись перед честным ее образом, стоявшим с правой стороны, бро­сился он ниц на землю, благодаря ее с радостью в сердце и со слезами. Затем же, взглянув на образ и произнеся долж­ные благодарения, увидел странное и необычайное зрели­ще. Ведь изображение ее заблистало паче солнца, и слегка пошевелив губами, она сказала: «Пора тебе, Евномиан, ис­полнить свои обещания Богу». Это вызвало в нем страх, тре­пет 20 и величайшее потрясение; и придя к преподобнейше-му архиепископу и поприветствовав его по обычаю, они по­просили дать чаду печать Христову. Он сам и крестил ее, огласив, и назвал Елизаветой, как предрекла мученица. Усерд­но помолившись за них, он сказал младенцу: «Милостив да будет ко мне, чадо, благодаря тебе Господь, даруя мне остав­ление грехов». Итак, они тотчас возвратились с радостью вос­вояси. Дитя же преуспевало в возрасте 21 и красоте. И когда ей исполнилось три года, отец отдал ее для обучения Священно­му Писанию, в чем она явила великую искусность и навык, так что и жития святых, лишь услышав, могла сразу переска­зать. Едва достигла она двенадцатого года, как мать ее ушла из жизни; и когда отец хотел выдать ее замуж, даже и слышать об этом не хотела отроковица, желая скорее стать невестой бессмертного Жениха Христа. Когда же промчались после этого еще три года, то и отец ее Евномиан с радостью отошел ко Господу, а блаженная, оставшись в одиночестве, тотчас обратила свои взоры к Отцу сирот – Богу. И возжелав уеди­ненной и нестяжательной жизни, то золото и серебро, кото­рое скопили для нее родители, и остальное состояние, доста­точно большое, раздала она нищим и через руки нуждающих­ся вверила его Богу, а рабов и рабынь удостоила свободы.

5. Сама же она бесповоротно устремилась в столицу 22 и, до­стигнув священной обители святого великомученика Георгия, которая называется Малый Холм 23 , где настоятельницей была ее тетка по отцу, удалилась там от мира, облеклась в ангельский образ и всей душою отдалась иноческим подвигам. И преуспев вскорости во всяком виде добродетели, стала она исполнена всех даров Духа, ибо долгими постами поработила и усмирила свое тело 24 , часто проводя без пищи, как великий Моисей и Илия Фесвитянин, целых сорок дней и никогда не прикасаясь к мас­лу, но питаясь одним лишь живым и небесным хлебом. Обиль­но украшенная возвышающим смирением 25 и духовно взирая на божественную красоту сердечными очами, она не хотела вообще поднимать глаз к небу, так что три года или более, склонившись к земле, никогда не смотрела в небесную высь. Считала она лучшим богатством и всячески приветствовала нестяжание, ходя всегда в одном хитоне и нося одежду нетле­ния, сотканную ею свыше посредством бесстрастия, и, горя огнем божественной любви, легко переносила она зимнюю стужу, держала ноги необутыми, как прекрасные и бегущие к почести вышнего звания 26 . Никогда не позволяла она поливать тело горячей водой, но каждый раз омывала его, согласно псал­мопевцу, вечно текущими потоками слез и очищала от всякой грязи, сохранив его чистым и сделав душу богоподобной.

6. А через два года после ее поступления в монастырь насто­ятельница обители, тетка [Елизаветы] по отцу, преставилась из этой жизни, назначив своей преемницей преподобную, ко­торую великий Геннадий 27 , стоявший тогда у архиерейского кормила, по обычаю благословил и поставил в игуменьи мо­настыря. И такой показала она себя в Божьих делах и подви­гах, и достигла такой высокой вершины добродетели и совер­шенства, что приобрела и величайшую силу чудотворения: и неизлечимые болезни исцеляла, а бесов изгоняла призывани­ем Христа, и божественного озарения и откровения свыше удостаивалась, и провидчески предсказывала будущее. Пред­видя таким образом, по божественному откровению, и надви­гающийся на город из-за Божьего гнева страшный пожар 28 , она провозвестила это державшему в то время скипетр ро-мейского царства благочестивому Льву 29 и то же самое и по­добное этому – Даниилу, столпнику в Анапле, 30 – и если бы молитвы их обоих не достигли Бога, то почти весь город стал бы жертвой огня. С той поры этот христолюбивый царь и приобрел великую веру к преподобной и, должным образом ее почитая и благоволя [к ней], определил в дар ее обители, как бедной и стесненной во всем, одно из царских поместий в Гебдомоне 31 , носящее имя св. Вавилы 32 , где были развали­ны неких древних построек, не малых числом. Обитая в них с давних времен, ужасный змей губил многих проходивших вблизи, и сделал это место совершенно непроходимым для всех, от чего весь город был охвачен скорбью и отчаянием, не зная, где искать спасения от такого несчастья. Узнав об этом от кого-то, святая, движимая божественной ревностью, взяла оружие честного креста, пришла на это место; и, под­няв очи к небу и призвав помощь свыше, она окликнула зве­ря и заставила его выйти, хоть и против воли, из своего лого­ва. Запечатлев его крестным знамением, отчего его пасть наполнилась пеной, она схватила его за голову и, поправ но­гами, убила со словами: «На аспида и василиска наступиши, и попереши льва и змия» 33 , – сама огражденная честным кре­стом. И таким образом, она полностью освободила жителей города от его вреда. Приобретя благодаря этому словно твер­дую надежду и получив полное уверение в том, что и над духовным змием, как над этим вещественным, с помощью [Христа] одержит победу, она дерзновенно приступила к чудотворениям.

7. И когда слух о ней распространился по всему городу, один благородный и богатый муж, чья единственная дочь страда­ла кровотечением, который, напрасно потратив большую часть имения на врачей, нимало ее не излечил, поскольку болезнь оказалась сильнее их искусства, отчаявшись, нако нец, в том, что они ее спасут, берет свое дитя и бросается к ногам святой, со слезами восклицая: «Спаси, раба Божия, мою несчастную дочь, которую я доверяю Богу и твоим молит­вам и рукам, и возьми, если хочешь, все, что есть у меня». Она же [говорит] ему: «То, что в доме твоем, чадо, оставь себе, ибо нет мне в нем нужды, – если же ты непоколебимо веруешь и пообещаешь смиренномудрствовать по евангель­ским заповедям до конца и быть милостивым к нищим, то исцелится твоя дочь». А когда муж согласился незамедли­тельно это исполнить, то помазав с молитвой дитя святым маслом от великомученика Георгия 34 , она возвращает ей здо­ровье и отсылает, радостную и благодарную, вместе с отцом домой. Но и многих других женщин, подверженных той же самой болезни кровотечения и приходивших к ней с верой в душе, она подобным же образом исцеляла, останавливая по­средством молитвы течение крови. Вместе с ними и некий муж, слепой от рождения, приходит к ней, услышав о чуде­сах преподобной. И ведомый другими под руки, он сказал: «Помилуй меня, верная ученица Божия, и отверзи мне очи, дабы увидев благодаря тебе сладостный свет, я восславил Создателя всех». Преподобная человеколюбиво снисходит к его просьбам и, нимало не медля, молитвенно руки подняла к небу, и маслом от святого помазала его глаза, за семь дней заставив его стать весьма зорким и громогласно славить Бога. 8. Так, просияв лучами необычайных чудес и просветив приходящих с верою, святая увидела однажды, во время со­вершения в храме божественного тайноводчества, как засвер­кал кругом неизреченный свет, и Всесвятой Дух в виде бе­лейшего полотна сошел внутри алтаря после херувимской песни 35 и окружил священника, стоявшего перед божествен­ным престолом. Исполнившись ужаса и изумления 36 , она не рассказала никому о виденном, пока не настало время ее пре­ставления к Богу. Уже приближаясь к нему, она возжелала, как сама сказала, повидать свою родину; и достигнув Герак-леи и поклонившись тамошних честным храмам святых, во­шла она и в так называемую Халкопратийскую церковь Бо­городицы. И когда она молилась там, явилась ей некая жен­щина, по виду из знатных и видных людей города, и друже­ски обняв и облобызав ее, сказала: «Добро пожаловать, о возлюбленная мать». Преподобная же [спрашивает] ее: «Гос­пожа моя, кто я такая, бедная чужестранка, что ты столь ра­достно обняла и поцеловала меня, которую никогда не виде­ла?» А та говорит в ответ: «Живя здесь, я знала тебя еще прежде, чем ты была зачата во чреве твоей матери 37 . И если хочешь, пойдем ко мне домой, и ты удостоверишься в этом». Когда же преподобная спросила: «А где, о госпожа моя, дом твой?», «Ты увидишь меня справа от храма святого священномученика Романа 38 «, – сказала та и с этими словами стала невидима. Испугавшись и задрожав от страха, преподобная осмотрела весь храм, ища явившуюся ей, и когда нигде ее не увидела, то спешно отправилась в прекрасную церковь свя-щенномученика Романа. И помолившись там и удивившись его красоте и величию, она оказалась с правой стороны; и выйдя из врат, увидев над ними образ и приглядевшись, ре­шила, что виденное ею в церкви Богородицы – призрак. Ког­да же она размышляла об этом, раздался голос от образа: «Та, кого ты сейчас видишь, и виденная тобою недавно в храме -это я. Но возвращайся быстрее в свой монастырь, ибо ты должна вскоре оставить землю и переселиться на небесную родину». Страх и трепет охватили при этом святую, и, упав в храмовом притворе и погрузившись в сон, она снова увиде­ла мученицу Христову, которая говорила ей: «Как я тебе и прежде сказала, возвратись в свой монастырь, потому что близко время твоего отшествия. Ибо еще двадцать четыре дня, и ты отойдешь в мире ко Господу после совершения в твоем монастыре ежегодного праздника преславного вели­комученика Георгия 39 «.

9. И действительно, встав от сна, преподобная, получившая от мученицы повеление отправиться, воздала ей подобающее благодарение и поклонение и удалилась из города. Взойдя на корабль, вернулась она в свою священную обитель 1 апреля и с той поры не прекращала всех сестер вразумлять, увещевать, учить и излагать все относящееся ко спасению. А по проше­ствию определенных до ее кончины дней, она сиятельно со­вершила светлый и всемирный праздник славного мученика Георгия. И когда она причастилась непорочных и животворя­щих тайн, тотчас лицо ее просияло, как солнце 40 . Тогда с ве­ликой радостью и воодушевлением простерла она ввысь руки и благодарственно воскликнула: «Ныне отпускаешь рабу Твою, Владыко, по слову добропобедной Твоей мученицы, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое 41 «. И охваченная сильной горячкой, она терпела от шестого часа вплоть до следующего дня, а около третьего часа почила в мире и предала дух свой в руки Божии, 24 апреля. Честные же ее останки, собравшись, все окрестные монастыри с псалмами и песнопениями многочестно погребли в храме мученика [т.е. вмч. Георгия]. Они, сохраняясь Божьей силой и благодатью целыми и невредимыми вплоть до сего дня, известны как лечебница для всех притекающих с верою, ибо всякий, кто без сомнения и с праведным намерением приблизится к ее гробнице и призовет ее богоданное имя, какою бы болезнью он ни был охвачен, тотчас по ее непосредственному заступничеству получает ответ­ ное исцеление от страданий.

10. Однако же достойно упомянуть словом и о чудесах, случившихся после преставления блаженной, и вкратце поведать о них на пользу слушающим. Некий муж с высохшей рукой, без пользы прибегавший ко всякому врачебному ис­кусству, притек к гробнице преподобной, ободряемый толь­ко верой в нее, и благодаря ей вскоре сподобился удивитель­ного исцеления. Ибо случилось, говоря по-евангельски, что он уверовал и его сухая рука стала здоровой, как и другая 42 , после помазания святым маслом. А другой человек, слепой, с тем же рвением и верою приблизился к раке преподобной и благодаря подобному помазанию святым маслом ушел, ясно видя и величая милость и силу чудотворицы. Иной же, одер­жимый нечистым духом и бесчинно им мучимый, припал к святой раке преподобной и тотчас освободился от губитель­ного беса, в здравом уме возвратившись домой и рассказы­вая всем о великих делах Божиих 43 . Таковы преподобной нашей чудотворицы Елизаветы чудеса, [а суть также] и дру­гие, много большие и удивительнейшие этих, однако из-за своего обилия они не перечислены в настоящей книге, но записаны в другом месте.

11. Таково житие [Преподобной], таковы деяния и дарова­ния, которыми ее и при жизни, и после преставления достой­но прославил Владыка всех. Ее предстательством и мы все, стремящиеся стяжать ее покровительство и заступничество, да сохранимся всегда превыше телесных, равно как и душев­ных страстей, неповрежденно избегнем соблазнов невиди­мых и умственных врагов и, мирно окончив настоящую жизнь, сподобимся вместе с ней небесного блаженства во Христе Иисусе, Господе нашем, Которому подобает всякая слава, честь и поклонение ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Настоящий перевод выполнен по изд.: Halkin F. Sainte Elisabeth d’Héraclée, abbesse a Constantinople // Analecta Bollandiana 91,1973. P. 249-264.

1 Ср. Притч. 31,29.

2 Т.е. в ветхозаветное и в новозаветное время.

3 Гераклея Фракийская (иначе Перинф) – крупный город в Восточной Фракии, на берегу Мраморного моря, столица провинции Европа.

4 Дисипат («дважды консул») – высокий византийский чиновничий сан.

5 Евномиан означает по-гречески доброзаконный, а Евфимия – доброславная.

6 Ср. Иов. 1,1.

7 Быт. 18,1-8.

8 Ср. Быт. 30,2; Лк. 1,42.

9 Пс. 144, 19.

10 Гликерия дева пострадала вместе с мч. Лаодикием ок. 177 г. в Гераклее(память 13/26 мая).

11 Аммун дьякон пострадал с 40 девами постницами в Гераклее в IV в.(память 1/14 сентября).

13 Т.е. литургии.

14 Сокровище.

15 На отдание праздника св. Гликерии.

16 Гликерия по-гречески означает сладостная.

17 Ср. Ис. 7, 14 и др.

18 Т.е. рождение прп. Елизаветы произошло где-то в феврале.

19 Т.е. срока нечистоты роженицы.

20 Ср. Пс. 54,6.

21 Ср. Лк. 2, 52..

22 Т.е. Константинополь.

23 Монастырь святого Георгия Малый Холм не известен из другихисточников; Монах Харитон в своем житии прп. Елизаветы уточняет, что он находился рядом с цистерной св. Мокия.

25 Ср. Мф. 23,12.

26 Фил. 3, 14.

27 Свт. Геннадий – Патриарх Константинопольский (458-471); (память 31 августа/13 сентября).

28 Имеется в виду пожар 465 г.

29 Лев I византийский император (457-474).

30 Об этом пожаре упоминается и в житии прп. Даниила Столпника (|490г; память 11/24 декабря). Анапл – предместье Константинополя.

31 Гебдомон – юго-западный пригород Константинополя, где находился один из императорских дворцов.

32 По-видимому, имеется в виду сщмч. Вавила, еп. Антиохийский (f251 г. память 4/17 сентября).

34 Т.е. елеем из лампады перед храмовым образом монастыря.

35 Это явный анахронизм, так как Херувимская песнь была введена в константинопольское богослужение только ок. 574 г.

36 Ср.Деян. 3, 10.

37 Ср. Лук. 2, 21.

38 Вероятно, имеется в виду сщмч. Роман, дьякон Кесарийский (|303 г.; память 18 ноября/1 декабря).

41 Ср. Лк. 2,29-30.

42 Ср. Мф. 12, 13.

43 Ср. Деян. 2, 11.

Агиографический комментарий

Житие преподобной Елизаветы – одна из самых загадоч­ных страниц византийской агиографии. Упоминаемая в гре­ческих синаксарях 1 под 24 апреля, святая лишена в них кон­кретных биографических черт. Отсюда произошла та неяс­ность в отношении времени и обстоятельств ее жизни, кото­рая господствовала до середины XX в. и отразилась во мно­гих трудах, в том числе и у свт. Димитрия Ростовского 2 .

Между тем, чудесным образом сохранилось полное житие преподобной 3 – всего в одной флорентийской рукописи XIV в., Cod. Flor. gr. 50 (Conv. soppr. B.I. 1214), содержащей жиз­неописания святых жен. В нем указывается не только время жизни подвижницы, современницы императора Льва I (457-474) и патриарха Геннадия (458-471) и свидетельницы великого пожара 465 г., но и подробно описывается все ее тече­ние, от зачатия до кончины и посмертных чудес. Текст этот наполнен множеством географических и церковно-археоло-гических реалий, что свидетельствует о хорошем знакомст­ве его анонимного автора с местами в Перинфе и Констан­тинополе, связанными со св. Елизаветой.

Относительно времени составления этого жития сущест­вует несколько противоположных мнений – известен лишь четкий terminus ante quem – дата самой рукописи – XIV в. Первоиздатель, о. Франсуа Алькен 4 , считал, что житие напи­сано до 591 г., когда авары разрушили храм св. Гликерии в Гераклее, – однако, как известно, он был тут же восстанов­лен императором Маврикием. Ученый-византист А.П. Каждан 5 необоснованно считал, что эпизод с убиением змея, своего рода женская параллель к чуду св. Георгия, и мог по­явиться не раньше XII-XIII вв. Между тем эта история упо­минается уже в константинопольском синаксаре X в. Иссле­довательница жития преподобной В. Каррас 6 верно опреде­лила terminus post quem нашего памятника - 574 год, когда император Юстин II ввел в литургию Херувимскую песнь, упоминаемую в житии 7 . Но рассуждения исследовательни­цы о создании текста в IX-XI вв., основанные на раздельном местонахождении главы и тела св. Гликерии в VIII-IX вв., кажутся нам неубедительными. Важно отметить, что неко­торые географические реалии жития носят еще ранние на­звания: например, монастырь св. Георгия Малый Холм ста­новится в средневизантийскую эпоху Малым Римским, а в позднюю вообще посвящен Богородице. Поэтому мы склон­ны относить наш памятник к доиконоборческой эпохе (ко­нец VI – начало VIII вв.).

Столь же предположительно датируется и другое житие прп. Елизаветы, составленное монахом Харитоном 8 . На самом деле, это скорее похвальное слово, весь фактический мате­риал в котором заимствован из выше упомянутого аноним­ного жития. Аргументы Ренато Крискуоло, впервые опубли­ковавшего это житие, в пользу зависимости анонимного жи­тия от Харитона не убедительны. Единственное добавление - это оборванное (из-за утраты конца текста) упоминание об исцелении у мощей святой дочери префекта, заимствован­ное, по-видимому, из какого-то другого описания чудес по­движницы, о каковом упоминается и в конце анонимного жития.

Поклонение нетленным, по свидетельству жития, мощам святой Елизаветы, которые находились в ее обители, про­должалось в Константинополе до самого взятия его турками в 1453 г. О них, вместе с останками св. Фомаиды, упомина­ют русские паломники Стефан Новгородский в 1348-49 гг. и иеродиакон Зосима в 1419-22 гг. 9 На родине святой, во Фра­кии, до самого XX в. почитался чудотворный источник пре­подобной в Фанари около Селимврии.

1 Synaxarium ecclesiae Constantinopolitanae / Ed. H. Delehaye // Acta Sanctorum, Nov., Propylaea. Bruxelles, 1902. Col. 625.

2 Жития святых на русском языке, изложенные по руководству Четьих- миней свт. Димитрия Ростовского. Кн. 8. М., 1906. С. 398-400. Приводимые здесь сведения об игуменстве прп. Елизаветы в монастыре свв. Косьмы и Дамиана недостоверны, так как преподобная жила за много десятилетий до основания этого монастыря при императоре Юстине I (518-527 гг.).

3 Bibliotheca hagiographica graeca. Bruxellex, 1957. № 2121.

4 Halkin F. Sainte Elisabeth d’Héraclée, abbesse à Constantinople // Analecta Bollandiana 91,1973. P. 249-264.

5 Kazhdan A. Hagiographical Notes. 16. A Female St. George // Byzantion 56, 1986. P. 169-170.

6 Life of St. Elisabeth the Wonderworker / Transl. by V. Karras // Holy women of Byzantium / Ed. by A.-M. Talbot. Dumbarton Oaks, 1996. P. 117-135.

7 Эту дату надо принимать с осторожностью, так как вполне вероятно, что Херувимская песнь несколько древнее.

8 Bibliotheca … № 2122 , 2122а; Criscuolo R. Vita di santa Elisabetta di Constantinopoli, la taumaturga, scritta dal monaco Caritone // Annali della facolta di lettere e filosofia dell’ Università di Napoli 14, 1972. P. 49-68.

9 Majeska G. Russian travelers to Constantinople in the fourteenth and fifteenth centuries. Wash. 1984. P. 40, 148, 188, 321-325.

НАСТАВЛЕНИЕ ПРЕПОДОБНОЙ ЕЛИЗАВЕТЫ ЧУДОТВОРИЦЫ, ИГУМЕНИИ КОНСТАНТИНОПОЛЬСКОГО ЖЕНСКОГО МОНАСТЫРЯ СВЯТОГО ВЕЛИКОМУЧЕНИКА ГЕОРГИЯ, ПРОТИВ ЛУКАВСТВА И ЗЛОСЛОВИЯ.

Преподобная Елизавета, настоятельница женской обители, сама строгая подвижница, долговременными опытами изу­чившая особенности женского сердца, явилась ревностной и опытной руководительницей в спасении вверенных ее по­печению сестер о Господе. Так, сестрам и другим женщинам она внушала особенно остерегаться лукавства и злоязычия как грехов, очень частых между женщинами. «Мы слабы и телом и умом, – говорила она, – и при этой слабости думаем быть сильными то хитростью, то злоязычием. Но хитрость наша, как неразлучная с ложью, делает нас прямо слугами сатаны. Он – отец лжи и отважно действует там, где любят ложь. А говорливость женская тем более грешна, что при недостатке рассудительности и при раздражительности серд­ца расточаем мы всего чаще пустоту, ложь, клевету, легко­мыслие, вредное для себя и других».

«Сердце праведного обдумывает ответ, а уста нечестивых изрыгают зло», – говорит Премудрый (Притч. 15; 28), (Гав­риила, епископа Имеретинского. Слова и речи) 1 .

1 Цит.по: Дьяченко Г., прот. Полный годичный круг кратких поучений, сост. на каждый день года. Т. 1;М., 1901. С.289.

См. также: Преосв. Филарет (Гумилевский), архиеп. Черниговский. Жития святых подвижниц Восточной Церкви. М., 1994. С. 224-225.

1 АВГУСТА - ОБРЕТЕНИЕ МОЩЕЙ ПРЕПОДОБНОГО СЕРАФИМА, САРОВСКОГО ЧУДОТВОРЦА (1903). РАДОСТЬ НАША БАТЮШКА СЕРАФИМ Пастыри о том, как стяжать любовь и ласковое ко всем отношение Сегодня Русская Православная Церковь празднует обретение мощей преподобного Серафима Саровского. Чудотворец Серафим всех встречал возгласом "Радость моя! Христос воскресе!" Рядом с батюшкой оттаивали сердца, зарождалась вера в Живого Бога, приходило покаяние. О том, как стяжать любовь и ласковое ко всем отношение, корреспонденту портала Православие.Ru рассказали священники Димитрий Шишкин и Николай Булгаков. «Если мы не имеем полной любви, будем делать дела любви» Священник Димитрий Шишкин Священник Димитрий Шишкин, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы в пос. Почтовое Бахчисарайского района (Симферопольская и Крымская епархия): - Когда мы говорим о христианском отношении к ближнему, надо помнить о том, что ласковость может легко перейти в ласкательство и человекоугодие. Чрезмерной лаской и «снисхождением» можно ведь и погубить человека. Особенно это видно в наше время, когда именно «человеколюбием» оправдывают крайнее снисхождение к человеческим страстям и порокам. Святые отцы всегда отличали отношение к самому человеку, как бы низко он не пал, от отношения к духам тьмы, к страстям, которые тем или иным человеком обладают. Нам не хватает тех, кто, утешая нас, не льстил бы нашему самолюбию и эгоизму Ласковое отношение Божия угодника преподобного Серафима - особого свойства: оно проистекает из глубины боголюбивого сердца. И это боголюбие, выстраданное и обретённое как бесценный дар, позволяет по-настоящему любить человека именно в осознании его действительного призвания. Любовь и ласка преподобного Серафима обымают всего человека, содействуя не одному лишь его душевному и телесному спокойствию, но более всего – спасению в вечности. Как же нам не хватает таких людей, которые, утешая и вдохновляя нас на духовную жизнь, в то же время не льстили бы нашему самолюбию и эгоизму. И именно таков преподобный Серафим! Ласка его, крайне сердечное тепло и любовь распространялись, как правило, на тех, чья душа была умягчена покаянием или хотя бы склонностью к нему. Именно к покаянию и побуждает в ещё большей степени истинная любовь и духовная ласка. Но если преподобному встречался надменный и гордый человек, закосневший в грехах и не желавший меняться, мы видим совсем другие примеры - немалой суровости и даже обличительной жесткости. Впрочем, и эта жесткость исполнена на самом деле любви и крайней тревоги за вечную будущность человека, за его спасение. Нам, конечно, нужно иметь друг к другу не только внешне доброе и ласковое обращение, но и, главным образом, истинное и нелицемерное братолюбие. Это заповедовал нам Сам Господь, об этом говорили неоднократно святые апостолы. Но и братолюбие не обретается сразу. Оно по крупицам подается Господом по мере того, как мы сами ищем любовь, учимся её стяжать. Потому и говорит Господь: «Просите, и дано будет вам» (Мф. 7:7). Не говорит «попросите», но «просите», то есть в своём благом желании, в душеполезной просьбе нужно проявлять настойчивость и терпение, простирающиеся даже до последнего мгновения земной жизни. Так уж устроена духовная жизнь – ни на чём здесь нельзя останавливаться окончательно, ничто нельзя считать делом решенным. Во всём требуется крайнее трезвение и внимание. И в деле стяжания любви – тоже. Но даже если мы не имеем той самой сердечной и полной любви, от которой проистекает действительно духовное и ласковое обращение с ближними – будем, по крайней мере, делать дела любви. Уже одними добрыми поступками, совершаемыми ради Христа, будем стараться угождать Богу. И Господь, видя нашу нужду, нашу сердечную просьбу, видя наше постоянство в доброделании – непременно подаст нам духовную любовь к Нему и ближним, а это - самое великое сокровище христианина! Вот в этом постоянстве, в этом повседневном и тщательном исполнении Заповедей Христовых, в сокрушенной и внимательной молитве, и заключён, вероятно, главный «рецепт» стяжания любви от преподобного Серафима. *** «Вера делает добрым отношение к любому человеку» Священник Николай Булгаков Священник Николай Булгаков, настоятель храма Державной иконы Божией Матери в поселке Кратово, Подмосковье: - «Радость моя!» - так ласково встречал преподобный Серафим Саровский всех, кто к нему приходил. Ласковость нужна, конечно, и нам. Мы все любим, когда с нами ласково обращаются. «Бей всех лаской и любовью», - такой совет давал своим сестрам младший современник преподобного Серафима Николай Васильевич Гоголь. Но откуда ее взять, эту ласковость? Она же должна быть искренней. Ласковым не очень-то притворишься. Если постараешься нарочно говорить «Радость моя!», а в твоих словах будет холод, толку не будет. Главное - не то, что снаружи, а то, что внутри. На внешнем далеко не проедешь. Как же это у преподобного Серафима получалось? Как получалось говорить благоуветливым голосом со всеми - хотя, вероятно, посещали его и те, что говорили с ним не благоуветливо. И ведь приходившие к нему были грешниками! Батюшка Серафим всё про них знал - больше, чем даже они сами про себя. Господь ему открывал. Почему же они были для него радостью? Чем же они его радовали? А тем, что они - люди. Что они живут на свете. Что их Бог создал. Что Он их любит, промышляет о них, терпит, прощает, заботится: присылает к Своему угоднику за советом, а тому дает мысль благую - которая будет им полезна. Им станет легче жить, радостнее…