Значение воспитания для формирования личности ребенка. Немов

Развитие личности – часть общего развития человека, наряду с физическим и психическим. Вопрос, как происходит личностное развитие ребенка, волнует, пожалуй, всех родителей. Переход от младенца, который еще пока не может быть личностью, к взрослому, который имеет сформированную личность, происходит не одномоментно – это постепенный процесс – путь, на котором ребенок делает шаг за шагом, продвигаясь к тому, чтобы стать личностью.

Основные этапы развития личности ребенка

Любой детский психолог скажет, что ребенок – это личность. Чтобы разобраться, как происходит личностное развитие ребенка, необходимо выяснить, что подразумевается под этим понятием. В психологии и социологии имеются разные определения личности, чаще всего под этим термином подразумевается человеческий индивид, как субъект отношений и сознательной деятельности. При этом процесс становления индивида, как личности, происходит не вдруг, а постепенно, и под влиянием очень многих факторов.

Детские психологи выделяют следующие этапы развития и формирования личности ребенка, в соответствии с его возрастом:

  • ранний детский, от рождения до 3 лет;
  • дошкольное и школьное детство, от 4 до 11 лет;
  • отрочество – 12-15 лет;
  • юность – 16-18 лет.

Новорожденный малыш, уже с первого дня вступая в контакт с внешним миром: мамой, врачами и медсестрами, начинает познавать окружающую действительность, а значит, его личность начинает развиваться. Именно первые три года, когда ребенок воспитывается в семье, и его мир ограничен этой социальной группой, являются самыми важными для дальнейшего развития его личности. Если в семье царит сотрудничество, доброжелательность и взаимопонимание, ребенок становится человеком заботливым, нежным, он умеет признавать свои промахи и отвечать за них.

В каждом из возрастных периодов малыш проходит 3 фазы развития личности:

  • Адаптация – он осваивает простейшие навыки, овладевает языком.
  • Индивидуализация – при этом происходит противопоставление себя окружающим, выделение собственного «Я».
  • Интеграция – ребенок учится управлять своим поведением, подчиняться взрослым и взаимодействовать с окружающими.

При этом если к следующему возрастному периоду у ребенка не завершится фаза интеграции предыдущего, формируются предпосылки для кризиса развития личности (кризис 3 лет, 7 лет и т.п.). Эту особенность развития личности ребенка необходимо учитывать при поиске путей преодоления возрастных кризисов.

Влияние коллектива на личностное развитие ребенка

В дошкольном возрасте ребенок сталкивается с еще одной значимой с точки зрения развития личности социальной группой – коллективом, чаще всего это происходит в детском саду. На развитие и формирование личности ребенка оказывают воздействие взаимоотношения со сверстниками и воспитателями, здесь он учится дисциплине, общению, приобретает трудовые навыки.

Находясь в фазе индивидуализации для данного возрастного периода, ребенок будет стараться выделиться в коллективе. Это будет происходить либо за счет позитивной подачи себя в различных видах деятельности, либо за счет проказ и непослушания. При этом оценка воспитателя для него будет так же важна, как и оценка родителей. Все эти же 3 фазы развития личности ребенка проходят и в младшем школьном возрасте, когда он входит в новую социальную группу – школу. Теперь для него будет значима оценка учителя.

Подростковый возраст и становление личности

В подростковом возрасте условия развития личности ребенка меняются, он не переходит в новую группу, изменяется сама группа. В этом возрасте для него все большее значение приобретает общение в компании сверстников. Теперь их мнение и оценка становятся равнозначными или даже более авторитетными, чем мнение родителей и учителей. В подростковом возрасте есть и другая особенность развития личности ребенка – слишком быстрые изменения социально-психологической структуры группы, в которой он находится, приводят к кризису личности, для которого характерен дух противоречия, стремление приобрести свой собственный опыт.

Как правило, к 18 годам процесс формирования и развития личности ребенка завершается, кардинально поменять ее уже нельзя, можно лишь направлять молодого человека, корректировать его поведение. Поэтому прививать ребенку морально-этические ценности и обучать его нормам поведения нужно с раннего возраста. Следует понимать, что характер ребенка – это следствие того жизненного опыта, который он имеет. Он зависит от условий развития личности ребенка. На начальных этапах развития убеждения и нормы поведения малыша формируются на основе того, что он видит в семье. По мере взросления ребенка появляется все больше факторов, влияющих на социальное развитие личности, его окружают больше хороших и плохих примеров для подражания, он видит разные ситуации, которые и формируют его мнение обо всем, с чем он сталкивается в жизни. На этом этапе только лишь положительного примера родителей может оказаться недостаточно, нужно как можно больше разговаривать с ребенком, объясняя ему в доступной форме основные человеческие ценности. Главная задача родителей на этапе взросления маленького человека – сохранить его доверие, тогда они обязательно смогут воспитать его хорошим и добрым.

Развитие личности ребенка — объемный и трудоемкий процесс не только со стороны внешнего воздействия, но и со стороны самого ребенка. Решением проблемы занимается психология. Современные представления отталкиваются от того факта, что отправной точкой личностного становления всегда служит . Именно близкое окружение во многом определяет те предпосылки, которые лягут в основу развития в период детства.

Процесс личностного развития представлен на нескольких этапах. Каждому из них характерна своя специфика. При этом все они между собой тесно связаны, как и факторы развития личности. Невозможно перескочить какой-либо из них. Для того, чтобы обеспечить всестороннее развитие личности ребенка, необходимо понимать особенности процесса воспитания для разных возрастов.

Что такое личность?

Данный процесс делится на следующие периоды, которые определяются возрастными границами. Этапы развития личности ребенка включают:

  • раннее детское развитие, затрагивающее возраст с рождения до трех лет;
  • дошкольное и школьное детство, которое длится с 4 до 11 лет;
  • отрочество, продолжительность которого от 12 до 15 лет;
  • юношеское развитие — от 16 до 18 лет.

Основания для развития личности формируются в организме ребенка до самого процесса появления на свет. Автором теории базовых перинатальных матриц стал Станислав Гроф. По мнению ученого, именно те переживания ребенка, которые связаны с беременностью, родовой деятельностью и послеродовым периодом, ложатся в основу формирования четырех основных матриц. Последние являются основными условиями дальнейшего развития личности.

При естественном рождении желанного дитя, который не испытал родовую травму, его жизненный потенциал и адаптационные возможности гораздо выше по сравнению с детьми, прошедшими через трудности в период вынашивания и рождения. Взаимодействие с окружающим миром происходит сразу после рождения. Именно это взаимодействие и дает основу для развития личности.

Фазы личностного развития

Современные личностные теории развития свидетельствуют о том, что, независимо от линии личностного развития, данный процесс определяется психологическими закономерностями. Их наличие не зависит от возрастного периода или специфики группы, в которой в конкретный момент находится индивид. Данные психологические закономерности получили название фаз развития личности. Среди них выделяют следующие:

  • Первая фаза развития — адаптация. В ходе нее человек должен освоить те приемы и средства деятельности, которыми пользуются другие члены социальной группы. Происходит освоение простых навыков и языка, формируется речь, которая становится предпосылкой дальнейшего развития. Необходимо обязательное взаимодействие с социальной средой, в ходе которого развивается речь. Процесс освоения элементов деятельности основан на переживании потери своих индивидуальных особенностей. В реальности происходит продолжение человеческих деяний в других людях и их деятельности. Индивид делится личностным потенциалом.
  • Вторая фаза личностного развития — индивидуализация. Ее основа — это возникновение конфликта между необходимостью человека быть схожим с окружающими людьми и стремлением максимальной персонализации. Человек противопоставляет себя с другими, выделяет свою личность. В процессе прохождения данной фазы индивид находится в поиске средств и способов разрешения данного противоречия.
  • Третья фаза — интеграция. В процессе ее прохождения человек учится контролировать свое поведение на основе подчинения старшим и . В том случае, когда противоречие затянулось, способы его разрешения не найдены человеком, происходит дезинтеграция, то есть проблема в развитии. Формирование и развитие личности осуществляется через вытеснение из социальной группы. При фактической изоляции происходит закрепление в характере отрицательных качеств.

В некоторых случаях общность в ходе прохождения личности последней стадии подстраивается под потребности конкретного человека. Он становится лидером, способным влиять, определяя направление развития и функции социальной группы.

Процесс прохождения через фазы строго последователен. Невозможно перескочить одну из них в процессе нормального личностного развития. При нарушении психологических закономерностей происходит формирование отрицательных характеристик. Обратимость процесса зависит от степени нарушений, в том числе в развитии речи, все это индивидуаль но.

Значение родителей для личностного развития

Личность и ее формирование в детском возрасте во многом определяется ближайшим взрослым окружением. В большинстве случаев им являются родители. Они определяют успешность прохождения через этапы развития — воспитание и формирование личности ребенка, активизируя речь. Отношения с отцом и матерью вносят разный вклад в этот процесс. Семейное единение является условием становления разных структур на психологическом и возрастном уровне.

Влияние матери на формирование личности ребенка отражается во многих теориях. Особенно оно важно на протяжении первого года жизни. В этот период наличие близкого человека, проявляющего заботу, внимание, дающего массу хороших эмоций, играет основное значение для закладки положительных качеств. Развитие личности в раннем детстве во многом определяются эмоциональной составляющей. Отсутствие матерей у детей из детских домов негативно отражается на всем процессе. Чем раньше появится приемная семья, тем проще корректировать отрицательный опыт семейного воспитания.

Овладение речью только происходит. По мере взросления приоритетное место отводится общению. Его отсутствие отрицательно сказывается на факторах реализации фаз личностного развития. Поэтому роль родителей в формировании личности ребенка бесценна. Их задача — позаботиться о том, чтобы были созданы предпосылки формирования личности в раннем детстве. Для этого необходимо наличие положительных эмоций, адекватного общения (чтобы развивалась речь) и помощи в процессе личностного становления.

Значение дошкольного возраста

Если развитие личности в раннем возрасте было направлено на эмоциональное восприятие окружающего, то в дошкольном возрасте ситуация меняется. Данный период характеризуется более активным восприятием информации. Происходит расширение социальных контактов, появление в жизни ребенка первого коллектива — группы в дошкольном учреждении. Определяющее значение по-прежнему играют родители. Они формируют полярность отношения к окружающему миру (положительное-отрицательное).

В дошкольном возрасте особую ценность приобретает трудовая деятельность. Несмотря на то, что ребенок многое выполняет с ошибками, его необходимо обучать простым трудовым навыкам. При этом следует объяснять простые жизненные правила: хорошо-плохо, правильно-неправильно. Общение позволяет ребенку не только расширить словарный запас, но и усвоить общечеловеческие ценности. Дети должны понимать необходимость уважения старших, правила вежливости. Наличие обоих родителей в семье способствует формированию ролевой идентичности.

Процесс воспитания как основа личностного развития детей разных возрастов

Процесс всестороннего воспитания личности является трудоемким. Определение сущности состоит из того, что входит в понимание воспитательного воздействия на ребенка. Для кого-то это послушание, для кого-то — наказание. Однако основой процесса воспитания должно стать многостороннее развитие способностей ребенка и формирование на основе существующей базы природных задатков гармоничной полноценной системы под названием личность.

В любой ситуации основой процесса воспитания является семья. О ее влиянии говориться в работах психологов и педагогов. При отсутствии матери и отца данная роль отводится ближайшему окружению ребенка. Однако именно в полноценной гармоничной семье начинают формироваться предпосылки адекватной личности, передаются традиции и обычаи, которые в дальнейшем составят систему мировоззрения. Та манера поведения, которая была для него образцом в детстве, будет личностной нормой на протяжении всей дальнейшей жизни. Огромна роль семейных традиций в формировании личности. Они позволяют передавать в последующие поколения семейные ценности, особенности культуры, помогая сохранять преемственность.

Для ребенка раннего возраста здоровые семейные отношения имеют приоритетное значение. Редко человек во взрослом состоянии способен переломить сложившийся отрицательный эталон. В таком случае личность должна пройти сложный путь переоценки ценностей.

Воспитание не должно стать самоцелью родителей. Однако их задача — обеспечить развитие таким образом, чтобы создавать оптимальные условия для целенаправленного формирования гармоничной личности и подготовить ее к дальнейшей жизни в социуме. Некоторые родители пытаются быть идеальными. Не следует бояться . Они являются основой работы над собой и самосовершенствования. Причем речь идет не только о ребенке, но и о взрослом человека. Родители должны научить свое чадо отвечать за свои поступки, нести ответственность за свою жизнь.

Организуя процесс воспитания следует учитывать некоторые особенности возрастного развития. До трех лет для ребенка большое значение имеет внимание к нему и его проблемам. В этом возрасте мать и дитя — это одно целое. Поэтому игнорирование просьб и обращений опасно для психического развития. В этом возрасте велика познавательная активность ребенка. Следует исключить из видимости опасные предметы, чтобы процесс познания сопровождался только положительными эмоциями.

После трех лет согласно представлениям в психологии ребенок учится манипулировать взрослым. Поэтому необходимо четко определить понятия «можно» и «нельзя». Определяющей системой отношений между взрослым и ребенком должна стать разъяснительно-договорной. В возрасте от 5 до 7 лет у ребенка появляются страхи. Главное в этот период не способствовать развитию фобий, а мягко разрушать отрицательные эмоции.

Коллектив — движущая сила

Периодом активного взаимодействия индивида с окружающим социумом становится дошкольный возраст. На данном этапе ребенок знакомится с первым коллективом — группой в детском саду. В факторы, влияющие на развитие личности ребенка, входит не только общение со сверстниками, но и со взрослыми. В роли последних теперь выступают родители и педагоги дошкольного учреждения.

При поступлении в детский сад на детях можно отчетливо проследить прохождение фаз личностного развития. Вначале ребенок адаптируется к условиям группы. Затем наблюдается индивидуализация, когда происходит выделение из коллектива. Это может осуществляться в нескольких направлениях: ребенок выделяется в различных видах деятельности, проказничает или послушен. Успешность прохождения закономерностей зависит от многих факторов: семьи, самой социальной группы, личностных предпосылок.

Развитие личности ребенка — это длительный, объемный и очень ответственный процесс. Большое значение играет роль семьи. , их отношением к социуму, к жизни, к общечеловеческим ценностям. В личностное развитие на других возрастных периодах вносит вклад тот коллектив, в котором находится ребенок. Задача современных взрослых при этом — это забота о всестороннем понимании воспитания, построение системного подхода.

Увы, не многие родители знают о том, как формируется личность ребёнка и не придают особого значения этому важному процессу. Специалисты говорят о том, что именно взаимоотношение родителей со своим чадом в большей степени являются отправной точкой для идеального формирования. Ребёнок понимающий, что к нему относятся, как к личности иначе выстраивает коммуникацию взаимоотношений с окружающими его людьми.

Что же такое личность малыша?

Сразу стоит сказать о том, что не стоит путать два разных понятия индивидуальность ребёнка и личность. Многие мамы с гордостью рассказывают подругам, например о том, что ее малыш, будучи в возрасте пяти лет слушает классическую музыку и при этом добавляет, что это означает что он уже личность. Между тем каждый детский психолог скажет, что это особенность его индивидуальности, а не личности. Безусловно, во многом привычки малыша, темперамент, особенность восприятия играет роль становления личности, но без правильного взаимоотношения нечего не получится.

Вопрос, когда же ребенок начинает осознавать себя как личность — вполне логичен. Стоит посмотреть на то, что по этому поводу говорят детские психологи.

  • Первое — ребёнок полноценно и в полной мере употребляет личные местоимения.
  • Второе – способность малыша описать себя пусть даже и на простом уровне, к этому описанию относятся, характер каким его видит он сам, внешность. Также очень важно чтобы малыш смог объяснить простыми словами свои тревоги и проблемы.
  • Третье – самоконтроль. Личность ребенка после формирования не позволяет ему бесконтрольно впадать в истерику, например по поводу не купленной игрушки. Важна также способность оценивать, что такое плохо и хорошо.

Если перечисленное выше может быть применимо к вашему малышу, можно с уверенностью сказать что он становится личностью. От того как малыш воспринимает себя стоит отталкиваться предъявляя ему требования. Для того чтобы правильно воспитывать ребёнка стоит полноценно иметь представление его психологической особенности.

К примеру, банальная ситуация, маленький расплакался и капризничает, в это время мама находится вместе с ним на оживленной улице, она говорит малышу, что как же не стыдно ему плакать. А между тем стоит подумать о том, что в этом возрасте он не может понимать значения этого слова, и попытки успокоить малыша таким способом не приведут ни к чему. Родители должны четко понимать что это не говорит о том, что ребенок не слушается это вполне нормально для его возраста, и мало того такое поведение не требует ни наказания ни педагогической коррекции поведения ребенка. Только спустя время примерно в возрасте от полутора лет малыш начнет понимать самоконтроль и некоторые моменты своего поведения, так как у него начинает формироваться личность.

Роль родителей в формировании личности ребенка

  • Начните формировать адекватную самооценку, никогда и ни при каких условиях ни сравнивайте своего малыша с другими и не приводите других детей в пример. Помните ваш малыш для вас самый лучший.
  • Поощряйте коммуникацию ребенка, обеспечьте малышу максимум возможностей, которые помогут ему полноценно общаться со сверстниками. Так малыш быстрее социализируется и полноценно поймет, что такое правила поведения в обществе.
  • Важно уделить внимание пониманию вашим ребенком половой самоидентификации. Этот период до 6 лет, малыш должен понимать, что есть мальчики, которые должны следовать правилам по отношению к девочкам. Также на этом этапе с 3 и до 6 лет сохраняя внимательность к малышу, не стоит идти на его провокации.
  • Очень важно для формирования личности малыша то, чтобы он видел своими глазами ваши отношения в семье, папа с мамой должны гармонично показывать любовь друг к другу тем самым не говоря, но показывая факт того, что такое любовь двух людей.
  • Учите малыша морали и этике, подробно объясняйте, приводя примеры (лучше из собственной жизни) что такое справедливость, честность, и так далее. Не стоит думать о том, что ребенок вырастет и все сам поймет, конечно, это так, но к сожалению понимание окружающего может быть неправильным.

Развитие личности ребенка раннего возраста

Эмоциональная сфера . Для раннего возраста характерны яркие эмоции, те которые возбуждают интерес, не стоит говорить, что такие эмоции положительно влияют на формирование личности малыша. В последующем, каждую неудачу в своей жизни малыш не будет воспринимать как тот факт, который может ввести его в тупик. Эмоциональное формирование личности длиться до трех лет. Развитие эмоциональной сферы определяет ряд характеристик личности, таких как способность к общению, самосознании. И самооценки.

Общение для формирования личности . Развитие личности ребёнка тесно связано с общением. Близкие люди, ровесники все это помогает познать ребенку мир взрослых людей. Тем самым со временем приходит понимание, что такое правильное отношение к людям и к окружающему, так ребенок помогает себе сформировать личность.

Факторы развития личности ребенка дошкольника

Дошкольники впитывают информации куда больше чем детки младшего возраста. Именно от родителей зависит, какая личность будет у маленького человека. Малыш каждую секунду времени за кем ни будь, наблюдает и формирует свое мнение на этот счет, именно поэтому ребенок должен видеть вокруг себя только положительное.

В дошкольном возрасте ребенок проходит три условные фазы развития и становления личности индивидуализация, интеграцию и адаптацию. Очень хорошо влияет на становление личности труд, пусть даже в некоторых случаях после него родителям приходиться переделать работу, тем не менее, ребенок чувствует, что его усилия и работа необходима.

Родители должны уделять ребенку достаточное количество времени, разговаривать с ним, объяснять, что такое хорошо и что такое плохо и ваши труды будут вознаграждены, ребенок станет той личностью, которой можно будет гордиться.

Формирование личности ребенка — это процесс и результат воспитания, социализации и саморазвития. Ключевая роль в личностном формировании, безусловно, принадлежит семье. Ведь непосредственно в семье малыш видит первые вариации поведения для дальнейшего подражания, знакомится с первой реакцией окружения на его действия. Так как вследствие отсутствия социального и личного опыта, кроха не сможет подвергнуть оценке собственное поведение и личностные черты других индивидов.

Сегодня абсолютное большинство психологов и педагогов едино в том, что все качества характера, неважно, плохие или положительные, малыш приобретает в детстве. В раннем детстве совершается закладка трех ключевых групп личностных качеств у маленьких индивидов, а именно мотивационные качества, стилевые и инструментальные. А последовательность их возникновения имеет тесную связь с главными периодами развития.

Формирование и развитие личности ребенка

Социальное понятие, которое объединяет в себе все, что имеется в индивидууме надприродного и исторического, называется личностью. Данное понятие не является врожденной характеристикой субъектов. Личность возникает как следствие культурного развития и социального воздействия. Личностное развитие имеет присущие только ему этапы формирования личности ребенка.

Единая структура личности обусловливается целенаправленностью и активностью при этом, характеризуя устройство мотивационной сферы субъектов.

Формирование личности ребенка содержит два аспекта. Один из них представляет собой постепенное осознание малышом собственного места в реальном мире. Другой – состоит в развитии чувств и волевой сферы. Они координируют мотивы и устойчивость поведения.

Большинство взрослых лиц подменяет понятие «личность» и термин «индивидуальность». Они считают, что если у малыша появились индивидуальные предпочтения в определенной области (например, крохе нравится лишь конкретные музыкальные композиции), то значит он уже полноценно-сформированная личность. Однако такое суждение неверно, так как предпочтения в отдельных областях характеризуют индивидуальность детей, а не свидетельствуют об особенностях личности. В свой черед и коммуникативные способности, черты характера и др. проявления не являются свойствами личности. Индивидуальные черты индивидов, такие как одаренность, темперамент, особенности когнитивной сферы, несомненно, влияют на личностное формирование, но они не являются факторами, всецело определяющими ее структуру.

Как понять, что кроха уже осознает себя личностью? Можно выделить несколько ключевых критериев:

  • малыш полноценно применяет личные местоимения;
  • имеет основополагающие представления о вещах, которые можно назвать «хорошими» или «плохими», вследствие чего он способен отказаться во имя «хорошего» от «плохого» и пожертвовать собственными сиюминутными «хочу» ради общего блага;
  • ребенок владеет навыками ;
  • он уже умеет на простейшем уровне поведать о собственной внешности или характере, в состоянии рассказать о собственных переживаниях, и проблемах.

Беря за основу вышеперечисленные критерии, становится очевидным, что маленький начинает ощущать себя личностью не ранее двухлетнего возраста. Обычно психологи выделяют возраст три года, так как он связан с возникновением у детей . А к пятилетнему возрасту, они уже полностью осознают себя личностью, обладающей специфическими особенностями и «встроенной» в систему взаимоотношений с реальным миром.

Формирование личности ребенка дошкольного возраста проходит через определенные возрастные кризисы, самым ярким из них считается кризис трехлетнего возраста. Кризис на этом возрастном этапе возникает вследствие определенных личностных достижений и невозможности действовать адекватно ранее освоенным моделям общения с окружением.

Формирование личности ребенка в семье

Школа, социум, товарищеская среда, безусловно, накладывают на формирование гармоничной личности ребенка отпечаток, но фундамент, поведенческая модель, манера коммуникативного взаимодействия закладывается семьей. Именно то, что кроха в детстве слышит и замечает, будет для него эталоном поведения. Так как нормы поведения в социуме для него пока не доступны, поэтому эталоном будут для него родители и прочие участники семейных отношений. Собственно их поведенческую модель он и скопирует. Таким манером и проявляется формирование личности ребенка в семье. И чем взрослее становятся малыши, тем больше у них обнаруживается черт характера и особенностей поведения схожих с родительскими.

Семья играет роль посредника между социумом и крохой. Она необходима для передачи социального опыта ему. Через коммуникативное взаимодействие внутри семьи малыш осваивает нравственные ценности, нормы поведения, господствующие в данном социуме. Семья является самым действенным наставником и ведущим фактором, определяющим формирование гармоничной личности ребенка особенно в его первые годы жизни.

В каждых отдельно взятых внутрисемейных отношениях вырабатывается своя индивидуально-специфическая система воспитания, фундаментов которой являются те или иные нравственно-ценностные ориентиры, вследствие чего формируется так называемое «семейное кредо».

Таким образом, согласно современным представлениям, формирование личности ребенка дошкольника и его воспитание до одного года надлежит базировать исключительно на создании идеальных условий для развития физически здорового организма, интеллектуально и эмоционально сформированной личности. На данном этапе какие-либо воздействия ограничительного характера и попытки морализаторства будут неэффективны.

Только после достижения малышом возраста одного года следует начинать его знакомить с некоторыми социальными установками и морально-этическими представлениями. Однако при этом все же не стоит требовать от них немедленного соблюдения, так как это бесполезно. После двухлетнего возраста можно апеллировать к нормам этики более настойчиво, а в трехлетнем можно настоятельно требовать их соблюдения.

Особенности формирования личности ребенка в отношениях, где люди связаны семейными узами, заключаются в большом реализме приобретаемого детьми в семье социального опыта. Поскольку ребенок сквозь призму наблюдаемых действий близких родственников выстраивает собственное мировосприятие, у него формируются суждения о ценности явлений и вещей.

Воспитание и формирование личности ребенка

Первой культурной средой для детей, включающей их предметно-пространственное, событийное, социальное, информационное окружение является семья.

Близкие лица в разной степени выраженности создают индивидуальную воспитательную среду (например, обеспечивают полноценное питание, покупают одежду, приобретают раскраски, игрушки, и др.). От того, каким образом организована воспитательная среда, зависят способы воздействия на малыша, их действенность для личностного развития и насколько безболезненно для него будут протекать кризисы и этапы формирования личности ребенка.

Вопреки распространенному суждению специфические воспитательные меры в семье, устремленные на развитие или коррекционное воздействие некоторых личностных качеств детей, занимают незначительное место. Естественно, в домашнем воспитании существуют определенные требования, запреты, система наказания и поощрительного воздействия. Однако при этом ежедневно случаются различные ситуации с участием родителей, через которые вплетаются меры воспитательного или обучающего характера. Поэтому, чем в более младшем возрастном периоде находится кроха, тем органичнее сочетается обучение и воспитание, присмотр и забота. Домашнее воспитание характеризуется сугубо индивидуальным и персонализированным воздействием, конкретностью, вследствие чего оно благоприятно воздействует на инициирование активности, посредством которой происходит формирование личности ребенка дошкольного возраста.

Детская активность, реализуясь в видах деятельности, является базисом для выработки социальных и психологических новообразований в его личностной структуре, ведь специфические индивидуальные особенности и качества образуются только в процессах взаимодействия малышей со средой, в их инициативной деятельности.

Семья выступает основополагающим фактором воспитательного воздействия вследствие того, что является организатором для детей всевозможных видов деятельности. Ведь кроха от рождения не обладает навыками, обеспечивающими его самостоятельную жизнь. Взаимодействие с миром для него организовывают родители и прочие участники семейных отношений. Именно в этом и состоит огромный педагогический смысл. Так как даже малыш, которому повезло появиться на свет в благоприятствующей среде, не в состоянии полноценно развиваться при ограничении или лишении его возможностей активно взаимодействовать с ней.

Семейным воспитанием называют целенаправленное взаимодействие взрослых участников семейных отношений с младшими, которое основывается на любви, уважении достоинства крохи, а также предполагает психологическую и педагогическую поддержку, защиту малыша и формирование личности ребенка дошкольника с учетом его потенциала и соответственно семейным ценностям и моралью общества.

Специфичность семейного воздействия воспитательного характера состоит в его возможности выступать одновременно положительным фактором и отрицательным феноменом становления личности. Благоприятное влияние на личность выражается в любви. Так как никто не будет больше любить кроху, чем его близкое окружение. Наряду с этим и большего вреда в воспитании и личностном формировании не может причинить никакой иной социальный институт.

Ключевыми условиями, обеспечивающими оптимальное семейное воспитания, являются: неподдельная любовь к крохе, последовательность в воспитательном воздействии, единство принципов и требований, адекватность воспитательных воздействий. Соблюдение этих перечисленных требований является залогом внутреннего спокойствия малыша и стабильности его психики.

Формирование личности ребенка в общении

Общение можно представить в качестве определенного вида деятельности, направленного на взаимообмен информацией между взаимодействующими индивидами. Оно обладает огромным значением в развитии психики субъектов и становлении рационального, культурного поведения. Посредством коммуникаций с развитыми индивидами в психологическом плане, благодаря широкому диапазону возможностей к научению, ребенок приобретает высшие когнитивные способности. Поэтому непосредственно через деятельное общение с сформированными личностями малыш сам становится личностью.

Коммуникативное взаимодействие малышей со взрослыми лицами ведет к возможности формирования у них эмоций, отвечающим шаблонным, общепринятым сегодня в конкретном социуме.

Особенности формирования личности ребенка состоят в том, что приобретенные новообразования его эмоциональной сферы, выработанные вследствие вербального взаимодействия, не остаются в границах исключительно коммуникативной деятельности, но и обогащают в целом личность.

Общение в онтогенезе представляет собой первичную, преобладающую форму отношения крохи к среде, прежде всего, предполагающей со стороны второго индивида понимание. Первоначально при благоприятных условиях мать выступает второй общающейся стороной. По мере взросления эта форма у детей заменяется формой, которая предполагает наличие взаимопонимания. Другими словами при данной вариации общения малыш уже не просто формулирует собственные желания, но и считается с желаниями окружения, от которого зависит воплощение в реальность его собственных «хочу». Становление личности ребенка школьного возраста проистекает вследствие воздействия:

  • новых отношений с ровесниками (одноклассниками) и взрослыми (педагогическим составом школы);
  • новых форм деятельности (научения) и общения, через которые происходит его включение в систему коллективов (классного и общешкольного).

Результатом данного этапа формирования становятся формирование элементов социальных чувств и выработка навыков социального поведения (взаимопомощь, ответственность за поступки, товарищество и т.п.).

Поэтому младший школьный возрастной этап предоставляет значительный потенциал для выработки нравственных личностных качеств. Этому содействуют уступчивость и некоторая доля внушаемости индивидов, их доверчивость, стремление к подражанию, а самое главное – используемый авторитет педагога.

Становится ведущей деятельностью в пубертатном периоде. В межличностном взаимодействии подростки воссоздают отношения, существующие во «взрослом» мире или противопоставляются им. Через личностное общение у детей–подростков формируются их воззрения на смыслы жизни, взаимоотношения между людьми, собственное будущее.

План

1.Основные понятия (индивид, человек, личность, индивидуальность…).

2. Основные факторы развития ребенка.

3. Возрастная периодизация детства.

Литература

1.Рос.пед.энциклопедия. В 2-х томах, 1998 -2000г.

2.Поляков С.Д. Психопедагогика воспитания. – М.: Новая школа, 1996.– с.8-14.

3.Введение в специальность: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов/ Л.И. Рувинский, В.А. Кан-Калик и др. – М.: Просвещение, 1988. – гл.7.

4.Миронов А.И. Критические периоды детства. – М.: Знание, 1979г.

5. Харламов И.Ф. Педагогика. С.65-68.

6. Солоухин В. Камушки на ладони.

В. Солоухин: «Каждый человек с его инди­ви­ду­альной судьбой, словно камешек на морском берегу. Двух одина­ковых не найдешь. И хотя все вместе они есть масса, галь­ка, и для каких-нибудь строительных нужд можно черпать ковшом экскаватора, исчисляя на тонны, все же каждый камешек про себя знает, что он есть отдельный, самостоятельный камешек, что он сам по себе: этот в розовых про­жилках, этот прозрачен, этот, хоть и сер, но уникален сквозной дырочкой в нем, этот черен, как агат. А ведь бы­вает и вправду - агат».

В центре внимания педагогической науки – человек , ребенок , его поступательное развитие в процессе жизни и взаимодействия с социумом. Развитие и формирование личности ребенка – главная задача практической педагогики. В связи с этим существенное значение для нас имеет уяснение самого понятия «личность», соотнесение его с понятиями «человек», «индивид», «индивидуальность».

«Индивид (уум)» (от лат. неделимое) – 1) особь, каждый самостоятельно существующий организм; 2) отдельный человек. Индивидом, особью может называться любой представитель животного мира. Чем же тогда отличается человек?

В общем развитии человека проходят две взаимосвязанные линии – биологическая и социальная. Рождение ребенка – это рождение человека как биологического существа, но это не рождение личности. Затем биологические задатки развиваются, идет процесс функционального созревания и формирования человека. Развивается скелет, мускулатура, внутренние органы и системы. Процесс биологического созревания проявляется в возрастных этапах его развития.

Одновременно с процессом биологического созревания идет приобретение социальных свойств и качеств, которые характеризуют его как общественное существо (в 1,5 месяца начинает улыбаться близким, постепенно овладевает речью, прямохождением, навыками обращения с предметами, вещами, навыками поведения). Все эти социальные приобретения бывают различны у детей одной национальности, одной местности, но живущих в различных социальных и бытовых условиях, т.е. социальные качества формируются прижизненно и зависят от многих факторов, влияющих на развитие ребенка. Таким образом, человек, будучи изначально биологическим существом, в процессе жизнедеятельности вырабатывает в себе множество социальных свойств и качеств, которые характеризуют его общественную сущность, он рассматривается в науке как биосоциальное существо, как субъект, т.е. активное, действующее лицо исторической действительности и познания. Следовательно, понятие «человек» синтезирует в себе как его биологические, так и социальные качества и свойства. Если биологическая составляющая человека характеризуется понятием «индивид», то необходимо определить и его социальную составляющую.

Понятие «личность » включает в себя только социальные свойства и качества человека: речь, сознание, навыки и привычки, которые делают его общественным существом. Социальные качества и свойства человека – речь, сознание, навыки, привычки, мировоззрение… – делают его общественным существом и определяются понятием личность. Биологическая характеристика человека в это понятие не входит. Свойство быть личностью связано не с физическим бытием человека, а с его общественными качествами. Таким образом, понятие «личность» характеризует общественную сущность человека и обозначает совокупность прижизненно вырабатываемых им у себя социальных свойств и качеств. У каждого человека различные качества формируются по-разному. Как же определить, когда человек становится личностью? Каковы признаки и критерии, которыми характеризуется степень развития личности, по которым можно судить о мере личностного развития человека?

Отечественный психолог С.Л. Рубинштейн считает, что личность характеризуется таким уровнем психического развития, который позволяет определить у нее следующие признаки:

Сознательное управление собственным поведением и деятельностью;

Способность обдумывать свои поступки и отвечать за них;

Способность к автономной деятельности.

Отечественный философ советского периода В.П. Тугаринов назвал такие основные признаки личности: - разумность, - ответственность, - свобода, - личное достоинство, - индивидуальность, и как дополнительные это - общественная активность, - твердость мировоззрения.

Как видно, становление личности связано с возрастной и психической зрелостью. Личность характеризуется не только присвоенными качествами и усвоенными достижениями общественного прогресса, но и специфическим их выражением, своеобразно-творческим характером деятельности, т.е. ее индивидуальностью.

Понятие «индивидуальность» включает в себя то общее и единичное, чем отличается один человек от другого, одна личность от другой, что придает им своеобразную красоту и неповторимость. Индивидуальность характеризуется непохожестью, своеобразием, отличием одного от другого. Индивидуальность обозначается особыми чертами характера, темперамента, своеобразием творческой деятельности и способностей. Индивидуальность присуща и индивиду, и личности, и человеку.

Таким образом, понятие человек более широкое, объединяющее в себе и понятие индивид (как биологическую составляющую), и понятие личность (как социальную составляющую), при чем каждое из рассмотренных понятий характеризуется индивидуальностью.

Характеризуя личность, мы отмечаем прижизненное формирование и развитие личностных свойств и качеств. Рассмотрим понятия, обозначающие эти явления.

Развитие (в философии) – существенное, необходимое движение, изменение, процесс количественных и качественных изменений.

Развитие происходит в различных направлениях: - физический рост, - физиологическое взросление, - появление речи и рост словарного запаса, - приобретение социально-бытовых умений, - трудовые навыки, - привычки, но главное в развитии человека происходят качественные изменения: развитие речи, повышение интеллектуальных, познавательных способностей, становление абстрактного мышления, логической памяти, формированию мировоззрения, как системы взглядов и убеждений на окружающую действительность. В поведении происходит переход от реактивных форм к формам активно преобразующим, проявляется способность управлять своим поведением. В педагогике развитие определяется как взаимосвязанный процесс количественных и качественных изменений в свойствах и качествах личности и человека. Эти изменения происходят в анатомо-физиологическом созревании человека, в совершенствовании его нервной системы, психики, а также его познавательной, творческой деятельности, в обогащении его мировоззрения, нравственности, общественно-политических взглядов и убеждений, т.е. развитие можно рассматривать в разных аспектах - физическом, психическом, социальном и др.

Развитие происходит под влиянием определенных факторов как социальных, так и биологических. Педагоги разделяют факторы, влияющие на развитие ребенка, на две группы – внутренние и внешние по отношению к самому ребенку. К внутренним факторам относится наследственность и активность личности ребенка, а к внешним - среда и воспитание. Какой из названных факторов будет наиболее важным? Для ответа на этот вопрос надо охарактеризовать каждый из них.

Наследственность - воспроизведение у потомков биологического сходства с родителями. Наследуются физические особенности, специальные способности и задатки, т.е. особые качества, позволяющие выделиться в какой-либо деятельности. У рождающегося ребенка имеются задатки, чтобы они развивались и превращались в способности, надо пробовать себя в различных видах и направлениях деятельности. Именно воспитание может и должно создать условия для разносторонней деятельности ребенка. Особенность среднего школьного возраста – смена увлечений, кружков и секций – ни что иное, как поиск себя.

(Вопрос для самостоятельного размышления: Передаются ли по наследству умственные способности?)

Активность личности – личность не пассивный реципиент в воспитательных воздействиях. Воспитание будет эффективным лишь тогда, когда оно вызывает положительную реакцию у личности, когда личность начинает активно работать над собой. Сущность воспитания состоит в принятии ребенком социальных ценностей, выработке на их основе своих убеждений, в соответствии с которыми строится своя деятельность и поведение. Это иллюстрируется такой поговоркой: Можно лошадь силой привести к реке, но заставить ее силой пить – невозможно.

Среда – комплекс разнообразных внешних явлений, стихийно действующих на человека: географическая среда, социальная, экономическая… В нашем случае более значимо влияние социальной среды, что по сути явления называется социализацией. А.В. Мудрик называет следующие факторы социализации: - микрофакторы (семья, класс, сверстники); - мезофакторы (этнос, средства массовой информации), - макрофакторы (отечество, государство, социум);- планета; - космос.

Воспитание как фактор развития ребенка имеет следующие черты:

– если воспитание – создание условий для развития личности ребенка, то без воспитания задатки не проявятся;

– воспитание – процесс целенаправленный, четко организованный (ставим цель, подбираем методы);

– воспитание осуществляется педагогами-профессионалами и родителями, заинтересованными в развитии ребенка;

– устранение недостатков возможно только путем разнообразной деятельности;

– нежелательное влияние среды нейтрализуется или усиливается воспитанием.

Таким образом, воспитание является ведущим, наиболее важным фактором развития ребенка.

Процесс биологического, психического созревания человека и социальных преобразований проявляется в возрастных этапах его развития.При выявлении возрастных особенностей учитываются анатомические показатели, особенности протекания физиологических процессов, качественные изменения роста, развитие психики, эмоционально-волевой и действенно-практической сфер личности, степень духовно-нравственной зрелости. В становлении ребенка отмечается 2 стадии: 1. биологическая – 9-месячная стадия внутриутробного развития, изучением которой занимается не педагогическое, а медико-биологическое направление; 2. социальная – первые 18 лет жизни в условиях социального воспитания.

Рассмотрим периодизацию социальной стадии развития.

I - от рождения до 1 года – период раннего младенчества. Внутри него выделяются две ступени: первый месяц жизни – период новорожденности, а со второго месяца до года – период грудного возраста. Для периода раннего младенчества характерно первоначальное приспособление и приведение в готовность сущностных сил организма к первоначальной адаптации. Ведущий род деятельности младенца – это рост: за год рост ребенка увеличивается в 1.5 раза (в среднем от 50 до 75см.), вес увеличивается в 4 раза. Тип мышления – предметно-действенный, референтные лица – родители. За первый год жизни ребенок осваивает первоначальные самостоятельные умения: ходьба, речь (10-15 слов), самостоятельный прием пищи, приемы личной гигиены.

II – от 1 года до 3 лет – собственно младенчество. Это один из наиболее плодотворных и интенсивных периодов накопления ребенком социального опыта, становления физических функций, психических свойств и процессов. За эти три года ребенок овладевает навыками самообслуживания (самостоятельно ест, одевается, соблюдает личную гигиену), овладевает связной автономной речью, формируется уверенная ходьба, бег, прыжки, самостоятельная игра с игрушками, рисование и другие первоначальные творческие занятия. Тип мышления – предметно-образный, референтные лица – родители, ведущий род деятельности – игра, но игра самого с собой. До трех лет дети не умеют сотрудничать, играют в одиночку.

III – от 3 до 6 лет – раннее детство или дошкольный возраст. Время перехода из младенчества в детство. Это период интенсивного накопления социально значимого опыта и ориентации в социальном пространстве, формирование основных черт характера и отношения к окружающему миру. После трех лет дети постепенно становятся «коллективистами» - вместе играют, сюжетно-содержательно разговаривают друг с другом. Ведущий род деятельности – игра, тип мышления – наглядно-образный, способны удерживать внимание в течение 10-15 минут, референтные лица – родители, воспитатели. Полная психо-физиологическая, нравственно-волевая готовность к систематическому учебному труду, к интеллектуальному, физическому, эмоциональному напряжению наступает в 7 лет.

IV – от 6(7) до 10 лет – собственно детство или младший школьный возраст. На этом этапе происходит завершение первоначального созревания физиологических и психических структур головного мозга, дальнейшее накопление физических, нервно-физиологических и интеллектуальных сил, обеспечивающих готовность к полноценному систематическому учебному труду. Ведущей деятельностью становится учебная, но наравне с игровой, которая еще не сдает свои позиции лидерства. Тип мышления – наглядно-образное, развивается и абстрактное. Внимание удерживается 15-20 минут. Референтным лицом становится учитель, на втором месте – родители.

V – от 11 до 14 лет – отроческий, подростковый, средний школьный возраст. Это новый качественный этап в становлении человека. Характерные черты: в физиологическом отношении – половое созревание, гормональная буря, интенсивный рост, формирование фигуры в соответствии с половой дифференциацией. На фоне этих изменений ухудшается самочувствие, повышается усталость, раздражительность, эмоциональная неустойчивость. В психологическом плане – это период самосознания, самооценки, самоутверждения, сознательного проявления индивидуальности – противоположные желания и стремления «быть как все» и «не быть как все». Ведущая деятельность – интимно-личностное общение. Завершается формирование абстрактного мышления, устойчивого произвольного внимания. Референтные лица – ровесники: одноклассники, товарищеская компания.

VI – от 15 до 18 лет – ранний юношеский, старший школьный возраст – период завершения физического и психического созревания, социальной готовности к общественно полезному производительному труду и гражданской ответственности, способность предвидеть результаты своих поступков. Мышление – абстрактное, внимание произвольное, устойчивое. Референтное лицо – «я сам», дорожит своим мнением, способен аргументировано отстаивать его. Ведущая деятельность – самореализация, профессиональная ориентация.

Итак, каждый возрастной этап жизни ребенка вносит свой незаменимый, необходимый вклад в развитие и становление человека. Педагоги в организации учебно-воспитательной работы должны учитывать возрастные и индивидуальные особенности и ориентироваться на «зону ближайшего развития ребенка» (термин Л.С. Выготского).