Антониевы пещеры (Чернигов). Антониевы пещеры, чернигов Антониевы пещеры

Нам как археологам посчастливилось участвовать в изучении пещер, входящих ныне в комплекс Черниговского архитектурно-исторического заповедника. С ними связаны интересные события. По давней традиции, создание Ильинского монастыря связывают с именем церковного деятеля XI века Антония Печерского. Пещеры, где располагалась эта обитель, находятся на юго-западной окраине Чернигова, в толще Болдиной горы. В отличие от горизонтальных пещер Киево-Печерской лавры они развернуты по вертикали и имеют четыре яруса-этажа.

Антоний родился в Черниговском княжестве в семье боярина. Принял монашество в Афонском монастыре, известном своими пещерами. Вернувшись на , основал Киево-Печерский монастырь, взяв за образец Афонскую обитель. Вскоре и монастырь на днепровском берегу и его основатель оказались в водовороте внутриполитической борьбы. Настоятель ловко маневрировал между соперничавшими и враждовавшими князьями, обещая то одному, то другому поддержку митрополита- .

Когда к подошли войска польского короля, которые позвал киевский князь Изяслав, Антонию пришлось спасаться бегством. Затем, когда во время восстания 1068 года Изяслава изгнали из Киева, Антоний поддержал его врага - Всеслава полоцкого. После поражения восстания, в ночь возвращения Изяслава в Киев, Антония увезли из города по распоряжению третьего князя - Святослава и доставили в Чернигов. Там он вырыл пещеру и основал новую обитель. «Повесть временных лет» дает основание полагать, что это - Болдиногорский, он же Елецкий монастырь.

Но вот перед нами книга чиновника А. ф. Шафонского «Черниговского наместничества топографическое описание», изданная в 1786 году. В ней и содержится утверждение, что Антоний был основателем Ильинского монастыря. Оказывается версия эта появилась именно тогда, и ее объяснение следует искать в политической ситуации того времени. Как раз в конце XVIII века на Украине вступил в силу указ о секуляризации церковного имущества. Со времени образования централизованного Российского государства цари не однократно пытались ограничить церковные землевладения. Становление дворянской монархии сопровождалось передачей поместий служилым дворянам, что истощало государственный земельный фонд и уменьшало экономическое значение крупнейшего феодала - царизма.

Церковь же имела не меньший экономический вес, а отчуждение земель от церкви обогащало царизм и превращало ее в послушное орудие самодержавия. Указ о секуляризации церковного имущества от 26 февраля 1764 года, например, перевел в особый разряд государственных (так называемых экономических) крестьян 992 тысячи крепостных мужского пола, и в Черниговском воеводстве после этого указа из 17 действующих монастырей осталось лишь четыре.

Ильинский монастырь, в то время называвшийся Троицким, по самым скромным подсчетам, владел девятью тысячами крепостных, двумя железорудными, двумя бумажными и другими заводами. Вот и возникла у церковных властей необходимость доказать, что «в силу особой святости места» этот монастырь закрывать нельзя. Так родилась легенда об основании Ильинского монастыря Антонием Печерским. При посещении Екатериной II Чернигова А. Ф. Шафонский преподнес ей свой труд, содержавший фальшивую версию. Но ссылки на «особую святость места» не помогли. Монастырь закрыли, а имущество передали в государственную казну, впрочем, под благовидным предлогом: здесь было решено открыть университет. Об университете, однако, вскоре забыли.

В действительности Ильинские пещеры возникли еще до пребывания Антония в Чернигове (1069-1072 гг.). Ильинская церковь выстроена не позже середины XII века на насыпной террасе, но возвести ее можно было лишь после длительной укладки грунта - в течение полутора-двух столетий. Более того, исследования позволяют отнести строительство Ильинского подземного комплекса к первой половине X века, то есть до официального введения христианства на Руси.

К подземной церкви в честь Феодосия Тотемского с востока примыкает самый нижний ярус пещер - «кладбище монахов» (ведь кельи становились и могилами их жильцов). Проходили столетия, останки обитателей тесных келий укладывали в тех же помещениях и засыпали землей, снятой со сводчатого потолка. Еще поколение - еще одно захоронение. Таким образом, галереи-камеры постепенно «всплывали» под землей, «поднимались» к поверхности.

Над одним из таких участков «кладбища монахов» находится подземная церковь в честь Николы Святоши. Полость для ее постройки образовалась на этом, более высоком уровне после обвала нижних, древних помещений. Здесь-то и расположена келья, которую монахи выдавали за жилье Антония. Лежанка в камере столь мала, что не позволит разместиться и пятилетнему ребенку. А время образования этой части пещер не более двух-трех веков назад, что тоже никак не сходится с церковной легендой.

Как известно, введение христианства на Руси сопровождалось отчаянным сопротивлением населения и кровопролитием. Чернигов тоже не составил исключения. Серебряных идолов успели спрятать - их закопали в крепостной вал, где они и были найдены в 1702 году. Силы киевского князя были неодолимы, и 30 августа 992 года вошло в летопись как день крещения черниговцев. Христианская подземная обитель была в этой схватке ножом, направленным в спину защитников города. Не случайно черниговцев окрестили именно напротив пещер. Много веков спустя церковным историкам, создавшим легенду об основании Ильинского монастыря Антонием, пришлось замалчивать эту роль Ильинской подземной обители в насаждении христианства.

P. S. Старинные летописи рассказывают: Читая о старинных черниговских пещерах, поневоле задумываешься, как же жили там люди много веков назад? Хотя может для жителей средневековья черниговские пещеры были все равно, что для современных людей комфортные дома в барвихе (как эти)? Ведь все относительно, не так ли?

В украинском Чернигове есть загадочная древняя достопримечательность, почти тысячелетие о ней слагаются легенды. Это подземный монастырь Антониевы пещеры, названный в честь основателя Киево-Печерской лавры – Антония Печерского.


В подземном монастыре происходят загадочные и необъяснимые с научной точки зрения вещи, ученые не могут объяснить аномальные явления, но сходятся в том, что на организм человека, находящегося в Антониевых пещерах оказывается какое-то непонятное воздействие.


Болдины горы, в которых вырыт монастырь еще с языческих времен считался особым святым местом – тут располагалось древнее языческое кладбище и многовековая дубовая роща. Кладбище является самым крупным на территории Восточной Европы языческим захоронением.



Тысячу лет назад Антоний Печерский придя в Чернигов, решил вырыть в Болдиных горах монастырь, над ним уже в 12 веке возвели Ильинскую церковь, сохранившуюся до настоящего времени. Под землей есть подземная церковь Феодосия Тотемского, считающаяся самым длинным подземным храмом Украины.




Пещеры в монастыре расширялись вплоть до 20 века, среди легенд о нем есть и самая невероятная – о подземном ходе, соединяющем Антониевы пещеры с Киево-Печерской Лаврой.
В 60-х годах прошлого века начались научные исследования монастыря, ученые рассказывали о мистических событиях, происходящих там – странные звуки, аромат ладана, чужое дыхание за спиной, при отсутствии кого-либо рядом. А 7 февраля 1970 года увидели призрака в черной одежде, названного затем «черным монахом», его видели впоследствии неоднократно, в большинстве случаев рядом с могилой Антония Печерского.





Любая электромагнитная аппаратура, которую пытались использовать для изучения пещер, выходила из строя, но внятного объяснения происходящему так никто и не дал.
О необычности месторасположения пещер и о воздействии таинственных сил на человека, знали его основатели – в подземных пещерах и поныне есть крест, к которому для спасения привязывали одержимых бесами.

История

Антониевы пещеры были основаны как пещерный христианский монастырь князем Святославом Ярославичем (1027-1076) и Антонием Печерским (в миру Антипа) (983-1073) - церковным деятелем Древней Руси, одним из основателей Киево-Печерского монастыря, уроженцем Любеча.

Монастырь первоначально назывался Богородичный (монастырь Божьей Матери). Летописец утверждает, что Антоний прибыл в Чернигов в 1069 году по приглашению князя Святослава Ярославича, после поражения восстания киевлян против князя Изяслава, спасаясь от гнева киевского князя Изяслава.

Пришедший в Чернигов Антоний искал покоя и хотел уйти в затворничество, но возле его обители, как произошло при основании Подземные хода Киево-Печерской лавры, вновь стали селиться иноки. В Чернигове Антоний "возлюби Болдыню гору " , начал строительство пещерного комплекса, который составил основу древнего Ильинского монастыря (смотрите Троицко-Ильинский монастырь). Антоний Печерский выкопал пещеру и с тех пор на Болдиных горах существует монастырь.

Как написано в Ипатьевской летописи: « И прислав Стьслав нощь поя Антония к Чернигову. Антоний же пришед к Чернигову и взлюби Болдину гору и ископав пещеру, и ту вселися, и есть монастырь святое Богородицы на Болдиных горах и до сих дни» .

Почему Антоний выбрал для основания монастыря Болдины горы ? Это место почиталось людьми еще в дохристианские времена. На Болдиных горах находилось большое древнее языческое капище бога Перуна, им приписывалась удивительная энергетика и сила, которую, посетив монастырь Антониевы пещеры , можно почувствовать и сегодня.

Очевидно, основание монастыря было тесно связано с соперничеством между двумя крупнейшими культурными и политическими центрами староукраинского государства - Киевом и Черниговом. В Киеве уже существовал и приобрел большую популярность Печерский монастырь. Черниговский князь Святослав, пытаясь противопоставить свою столицу "матери городов русских», с помощью Антония создал на Болдиных горах подобный храм.

С годами число монахов росло, росла и подземная обитель: иноки делали себе кельи и вырывали в толще земли ходы, обустраивали подземные храмы. Пещеру Антония раскапывали в разные стороны, появились довольно просторные подземные помещения и надземные сооружения. Со временем Антониевы пещеры превратились в большой монастырский комплекс.

До середины XII века монастырь стремительно развивался.

В 1072 году Антоний покидает Чернигов и благодаря улучшившимся политическим условиям снова возвращается в Киев в Печерский монастырь(где через год он умер в возрасте 90 лет), однако основанный им в Чернигове монастырь в течении последующих семи веков остался жить, увеличиваться, расширяться.

Вскоре после его ухода перед входом в Антониевы пещеры, при Святославе, была построена наземная одностолпная Ильинская церковь (сер. 12 в.), не имеющая аналогов в мире по времени и архитектуре.

В средневековый период пещеры служили для местных жителей убежища от нападения татар. В течение 11-18 столетий Антониевы пещеры многократно перестраивались и расширялись.

Интенсивное развитие Болдиногорського Богородичного монастыря продолжалось до 1239 года, когда Чернигов был разрушен монголо-татарами. Период упадка тянулся вплоть до XVII в., Когда осуществляется реконструкция монастыря.

Ее инициатором стал черниговский казачий полковник Степан Подобайло , за его средства и усилиями иеромонаха Зосиму Тишевичи и проводилось восстановление, которое продолжалось до конца XIX в. (по некоторым данным до начала XX века.) Вследствие этих реконструкций Антониевы пещеры приобрели современный вид. На соседней горе в XVII-XVIII вв. построен Троицко-Ильинский монастырь.

Архитектура

Вход в Антониевы пещеры. Фото нач. 20-го века

Богородичный монастырь был создан по примеру скальных православных монастырей, который состоял из многих подземных помещений (кельи для монахов, пещерные некрополи, подземные храмы). На территории пещерного комплекса сохранилась одна из наземных сооружений того времени - Ильинская церковь.

План-схема Антониевых пещер в Чернигове

Уникальный подземный архитектурно-пространственный комплекс общей протяженностью около 350 метров состоит из системы галерей,отдельных сооружений и помещений которые в четыре яруса пронизывают один из холмов Болдиных гор, трех подземных церквей и часовни, а так же двух, расположенных на разных уровнях подземных галерей: собственно Антониевых пещер, и так называемого «нижнего яруса», который никогда не упоминался ни в одном из письменных источников. И в этом его загадка. Но лишь одна из многих. Глубина залегания пещер колеблется от 2 до 12 метров относительно поверхности горы.

Древнейший ярус Антониевых пещер расположен на глубине 12 метров.

На втором ярусе помещаются церкви Антония и Феодосия (наибольшая по размерам, ее высота - 8,4 метра), на третьем - часовня с погребениями, на четвертом - церковь Николы Святоши и келья Антония Печерского.

Все подземные сооружения расположены на двух основных уровнях. Геологические условия позволяли строителям создавать помещение без дополнительных креплений и обеспечивать их долговечность. Этим объясняется наличие значительных участков древних галерей и подземных камер. На некоторых стенах сохранились позднесредневековые надписи-граффити, особенно на нижнем ярусе пещер. Этот участок имеет длину около 100 метров. Она сохранилась в грунтовом варианте за исключением трех метров у входа, которые укреплены кирпичом. В разные времена эта часть Антониевых пещер использовалась как жилой район или как подземный некрополь.

Еще один древний участок комплекса размещается на втором ярусе. Он состоит из галерей и помещений между церквями Феодосия Тотемского и Николы Святоши. Во время исследований была найдена древнерусская подземная церковь довольно крупных размеров (длина 12 м, ширина от 5 до 2 метров при высоте 3 м). Она была заброшена в древности и больше не восстанавливалась.

На юг вместе с ней, в направлении входа в Ильинской церкви, идет широкая галерея (высотой до 3 м), которая в свое время могла быть главным входом комплекса. В XVIII - XIX вв. были созданы три облицованные кирпичом подземные храмы. В архитектурном отношении наиболее интересный из них - храм Феодосия Тотемского. Его стены и своды выполнены в стиле украинского барокко (полуциркульные ниши, карнизы, полуколонны, арки, пилястры).

Церковь Феодосия Тотемского стала главным храмом подземного комплекса и большой подземной церковью в Левобережной Украине. Ее размеры впечатляют: высота в нартексе - 8,5 м, длина - 15,5 м. Церковь имеет хоры, устроенные позади кирпичного свода в северной части. Две другие подземные церкви монастыря - св. Антония Печерского (длина - 11,7 м, ширина - 4 м, высота - 4,5 м), и св. Николы Святоши (длина 12 м, наибольшая ширина - 2,32 м, высота - 2,68 м) имеют более простую архитектуру.

До нашего времени комплекс дошел в виде подземных ходов, келий и костниц (мест погребений монахов), в его составе три уникальных церкви: святого Антония, Николы Святоши, святого Феодосия Тотемского – самый большой подземный храм в стране.

Главными святынями монастыря считаются келья Антония, гробница с костями монахов, которых убили в 1239 году монголо-татары и старинный крест, находящийся здесь с момента основания. С этим крестом связаны леденящие душу истории: к нему привязывали одержимых бесом и оставляли в кромешной тьме до исцеления. А исцеления в монастырских подземельях действительно происходили и происходят в наши дни.

Попадая в подземную церковь Феодосия Тотемского, с высотой 8,4 м, просто теряется ощущение пребывания под землей, а все специалисты отмечают ее уникальные акустические особенности – идеальные для проведения концертов.

В пещерах круглый год держится постоянная температура +10 - +12 градусов по цельсию и почти 100 процентная влажность воздуха.

Большая влажность исключала возможность построить в пещерных церквях деревянные иконостасы. Они были заменены мурованимы стенами с металлическими иконами на них. Царские ворота были также сделаны из металла (сохранились в церквях Антония и Феодосия).

Исследования последних лет выявили доселе неизвестные части пещер и старинные надписи на них. На основании полученных материалов в 1980 году были начаты реставрационные работы.

Антониевы пещеры. Легенды и мифы

Конечно, за эти годы и о самом монастыре, и о его жителях, и о пещерах возникло множество легенд и преданий. Самой интересной кажется легенда о гигантском подземном ходе, который якобы тянется от Антониевых пещер и до самой Киево-Печерской Лавры. Кстати, некоторые коренные Черниговцем до сих пор в нее верят и с удовольствием рассказывают туристам.

Или еще одна: говорят, когда татары в XII веке захватили город и ворвались в монастырь, то те из них, которые бросились преследовать монахов в пещерах, исчезли без следа. Иногда можно услышать, что в пещерах до сих пор живет дух Монаха Антония, который пугает посетителей.

«Чудеса» в пещерах отмечались и сотрудниками заповедника и посетителями пещер. Интересно, что летом 1995 года некоего «монаха» видела в пещерах целая группа людей. Предпринимались и попытки специального научного изучения пещерных аномалий, но аппаратура, установленная в подземных помещениях «отказывалась работать и выдавала информацию», не поддающуюся научному объяснению.

К изучению происходящего привлекались различные специалисты, вплоть до экстрасенсов, каждый подходил к работе по-своему, но все были едины в одном: Антониевы пещеры оказывают влияние на человеческий организм. Речь идет не обязательно о галлюцинациях - это воздействие может проявляться в учащенном сердцебиении, «скачках» в давлении, ощущении беспричинного страха...

Антониевы пещеры. Фото

Антониевы пещеры. Видео

Антониевы пещеры. Наши дни

С 1967 г. Антониевы пещеры и другие сооружения Троицко-Ильинского монастыря входят в состав архитектурно-исторического заповедника «Чернигов Древний».

) среди номинантов на звание одного из “Семи чудес Украины” — Национальный архитектурно-исторический заповедник “Чернигов Древний”.

Как добраться из Киева:

Маршруткой от ст. м. “Лесная” (стоимость билета — 15 грн., периодичность отправления – по мере наполнения) или с Центрального автовокзала (стоимость билета — 20 грн.) или комфортабельной электричкой № 846 Киев Чернигов с Центрального железнодорожного вокзала (отправление ежедневно в 18:19, прибытие – 20:30, стоимость билета — 12 грн.)

График работы: без выходных с 9:00 до 17:00, в пятницу – до 16:00.

Цены на вход и экскурсии:

Входной билет: взрослые – 4 грн., школьники и студенты – 2 грн.

Экскурсионное обслуживание: группа до 10 человек – 10 грн., группа от 10 до 40 человек – 20 грн.

Съемка: фотоаппаратом – 10 грн., камерой – 50 грн.

Где остановиться:

Гостиницы расположены в центре города (10-15 минут езды). Суточная стоимость проживания — от 100 грн.

Где подкрепиться:

На территории пещер вы не сможете утолить голод или жажду, но маршрутки и троллейбусы за 10-15 минут доставят Вас к центру города, где расположены магазины, кафе, рестораны на любой вкус.

Есть ли подземный ход из Чернигова до Киева?

Антониевы пещеры Троицко-Ильинского монастыря — один из наиболее выдающихся памятников времен Киевской Руси в Чернигове . Их история начинается со второй половины XI века, когда в Чернигов пришел основатель Киево-Печерской Лавры преподобный Антоний и выкопал на Болдиных горах (правый берег Десны) первую пещеру.

Потом на этом месте возник монастырь. В XII веке была построена знаменитая Ильинская церковь, уникальный памятник древнерусской архитектуры домонгольского периода, который хорошо сохранился и до сих пор. На протяжении многих столетий, вплоть до XX века, монахи продолжали копать здесь пещеры. В результате, им удалось создать настоящий подземный монастырский комплекс с церквями и кельями, в которых жили и находили последнее пристанище монахи.

Конечно, за эти годы и о самом монастыре, и о его жителях, и о пещерах возникло множество легенд и преданий. Самой интересной кажется легенда о гигантском подземном ходе, который будто бы тянется отАнтониевых пещер и до самой Киево-Печерской Лавры. Кстати, некоторые коренные черниговцы до сих пор в нее верят и с удовольствием рассказывают туристам. Или еще одна: говорят, когда татары в XII веке захватили город и ворвались в монастырь, то те из них, которые кинулись преследовать монахов в пещерах, исчезли без следа. Иногда можно услышать, что в пещерах до сих пор живет дух Монаха Антония, который пугает посетителей.

До наших времен Антониевы пещеры дожили благодаря неоднократной реставрации, сейчас они не совсем похожи на те, которые были при Антонии. Пещеры копались в лессовых отложениях, которые легко размываются талыми водами, требуют постоянного укрепления, сырые и холодные. Поэтому они были укреплены металлическим каркасом, а в некоторых местах — и сеткой.

Сегодня Антониевы пещеры представляют собой комплекс подземных сооружений, который состоит из церквей святого Антония, святого Феодосия Тотемского, Николы Святоши, часовни с мощами, кельи Антония, которая считается главной святыней монастыря.

Общая протяжность помещений – около 350 м. В пещерах находится церковь святого Феодосия — самая большая подземная церковь в Украине – 16,5 м в длину и 8,4 м в ширину. Здесь можно увидеть и специальные камеры, где лежат кости монахов, умерших много веков назад. Характерная черта ансамбля, которая отличает его от других аналогичных подземных комплексов: его помещения находятся на четырех уровнях, расположенных друг над другом.

Им без малого 1000 лет. Для одних это – это христианская святыня, для других – выдающийся образец подземной архитектуры, для третьих – место обитания привидений. Сейчас черниговская обитель — не действующий монастырь, а памятник.