Конспект внеклассного мероприятия по литературному чтению "уроки фантазии с джанни родари". Приключения чиполлино II

Спектакль в подготовительной группе детского сада «Приключения Чиполлино и его друзей»


Коваленко Екатерина Викторовна
Описание:
Данная постановка может заинтересовать воспитателей детских садов и учителей начальных классов для работы с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Спектакль представлен осенью как итог изучения данного времени года и как творческая работа, посредством которой дети закрепляют понятия дружбы и справедливости. При подготовке спектакля дети и взрослые знакомятся с творчеством итальянского писателя Джанни Родари и с музыкой композитора Карена Хачатуряна. Развитию творчества и фантазии детей способствовали просмотры мультфильма и балета «Чиполлино». Продуманная организация спектакля позволила детям и взрослым оптимально распределить силы и возможности при подготовке театрализованного представления. Дети принимали участие и в рисовании декораций. Во время подготовки спектакля дети с удовольствием придумывали игры на сюжет «Чиполлино». В творческих играх они менялись ролями; придумывали новых героев; сочиняли продолжение истории в сюжетно-ролевых играх с продолжением; обыгрывали музыкальные сценки; представляли ритмопластические этюды, используя атрибуты и декорации. Творческие игры помогли детям выразительно представлять свои роли как на премьере, так и в последующих показах спектакля «Приключения Чиполлино и его друзей».
Цель: способствовать развитию дружественных отношений и социальной коммуникации детей посредством театральной деятельности.
Задачи:
- создать условия для позитивного взаимодействия в процессе подготовки театрализованного представления;
- способствовать развитию творческой активности детей;
- развивать артистические качества детей;
- способствовать раскрытию сценического образа посредством выразительности речи, мимики, жестов, пластики;
- развивать память, внимание, воображение детей.
Действующие лица:
Чиполлино
Тыква
Редисочка
Синьор Помидор
Графини Вишни
Граф Вишенка
Пёс Мастино
Горошинка
Огуречки
Капуста
БаклаЖан (БаклаЖанна)
Груша
Морковка
Репа
Свекла
Чиполетта
Виноградинки
Лимончики
В спектакле использовалась музыка:
К. Хачатуряна к балету «Чиполлино»;
А. Рыбникова
Г. Гладкова
М. Парцхаладзе («Песенка о дружбе»)
Материалы, оборудование:
Декорации:
«Овощи» (одна сторона) – «Интерьер замка Графинь Вишен 1» (другая сторона);
«Фрукты» (одна сторона) – «Интерьер замка Графинь Вишен 2» (другая сторона);
«Темница» (одна сторона) – «Замок Графинь Вишен» (другая сторона).
Костюмы героев, атрибуты, музыкальные инструменты

Ход спектакля.

В музыкальном зале – декорации «Овощи», «Фрукты», «Замок Графинь Вишен». Рядом с декорациями лежат «кирпичики». Звучит музыка. Выходят дети.
1 ребёнок:
Мы скажем по секрету: так бывает,
Что сказка, вдруг, в свой мир нас приглашает.
2 ребёнок:
Наверное, чтоб чем-то удивить,
Чтоб позабавить и чему-то научить.
Дети уходит за кулисы. Под музыку выбегают герои пьесы - Овощи.
Танец «Овощные грядки»
После танца дети (Овощи) отходят на задний план сцены и садятся перед декорациями. Из-за декораций выходит Тыква, замечает кирпичики, осматривает и берёт один из них.
Тыква:
Я себе построю дом.
Заживу прекрасно в нём.
Будет там уютно и тепло,
Будет там просторно и светло.
Не страшны мне будут холода,
Дождь и ветер не погубят никогда.


Тыква медленно поднимает кирпич, чтобы строить дом. Дети шепчутся, берут кирпичики и подбегают к нему.
Овощи:
- Тыква, Тыква, подожди,
Мы тебе поможем!

Вместе дружно и легко
Дом построить сможем!
Песня с перестроениями «Если взять один кирпич…» (песенка Тыквы из мультфильма «Чиполлино» на музыку К. Хачатуряна), во время которой герои пьесы строят домик Тыквы.


Овощи и Тыква радуются, а пёс Мастино подсматривает и решает донести на них синьору Помидору. Тем временем, Тыква любуется домом, залезает в него, затем подходит к Овощам.
Тыква:
Как красив мой милый дом!
Хорошо живётся в нём!
Все:
Мы работали не зря.
Тыква:
Вот спасибо вам, друзья!
Все обнимаются. Дети (Овощи) уходят. Тыква прячется в домик. Звучит музыкальная тема Синьора Помидора из балета «Чиполлино» К. Хачатуряна. Появляется Синьор Помидор, пёс Мастино и Лимончики.
Синьор Помидор:
Я – великий Помидор!
Очень важный я синьор:
На полях и грядках
Навожу порядки.
Кто не подчинится, -
Посажу в темницу!


Мастино подводит Помидора и Лимончиков к дому Тыквы. Помидор стучится в дом. Тыква выходит из домика. Помидор грозно обращается к нему
Синьор Помидор:
Это как же ты посмел?
Иль в темницу захотел?
Уходи отсюда вон!
Принц Лимон издал закон –
Для плодов простых запреты:
Нельзя строить, петь куплеты,
Веселиться, танцевать…
Тыква:
Но я же…
Синьор Помидор:
Не перебивать!
Синьор Помидор, обращаясь к Лимончикам:
Отвести его в тюрьму!
Тыква:
Ничего я не пойму.
Лимончики уходят, уводя с собой плачущего Тыкву. За этим наблюдает Редисочка, притаившись в укрытии.
Синьор Помидор, осматривая домик:
Дом не стану я ломать.
Здесь Мастино будет спать.
Мастино:
В этом доме буду жить.
Буду верно вам служить!
Помидор и Мастино уходят. Редисочка зовёт друзей. Выбегают Овощи.
Редисочка:
Тыкву арестовали!
Из-за домика!
Чиполетта:
- Что же делать нам, друзья?
Тыковку бросать нельзя!
Овощи начинают ходить по сцене и думать. Раздаются реплики размышлений и появляющихся идей:
- А может быть?!.. Нет…

А если?.. Нет…
Кому-то приходит в голову мысль о Чиполлино, которую подхватывают остальные герои.


- Кто у нас смелее всех?

Кто у нас честнее всех?

Кто у нас быстрее всех?

Кто у нас хитрее всех?

Знает обо всём вокруг?
Все:
Чиполлино - верный друг!
Овощи зовут Чиполлино. Звучит музыкальная тема Чиполлино из балета К. Хачатуряна.
Танец Чиполлино.
После танца Чиполлино замечает, что его друзья грустят.
Чиполлино:
Почему веселья нет?
Кто мне может дать ответ?


Овощи:
- Тыква кирпичи копил,
Домик для себя сложил.

Выгнал Тыкву Помидор –
Ненасытный злой синьор!

В клетку Тыкву посадил,
На большой замок закрыл.
Дети перестраиваются в полукруг и поют грустную песенку.
Песня «Неприятность эту мы переживём» (песенка Кота Леопольда: слова переделаны под сюжет пьесы).
1 куплет.
Овощи:
Любим петь, танцевать,
Думать о хорошем,
Но сейчас ничего
Делать мы не можем.
Друг – в подвале пустом,
На ногах - оковы!
Чиполлино:
Я даю вам слово,
Друга мы спасём!
Неприятность эту
Мы переживём!
2 куплет
Овощи:
До чего ж хорошо
Жить на белом свете,
Но в темнице сырой
Лишь лучинка светит.
Друг – в подвале пустом,
На ногах - оковы.
Чиполлино:
Я даю вам слово,
Друга мы спасём!
Неприятность эту
Мы переживём
Вбегают запыхавшиеся Виноградинки и Груша.
Первая Виноградинка:
Мы были в замке графинь Вишен
Вторая Виноградинка:
Оттуда лай Мастино слышен.
Груша:
Злой Помидор там Тыкву прячет,
Вместе:
И Тыква горько, горько плачет!
Чиполлино:
Всё понял я! За мной, друзья!


Герои убегают за кулисы. Декорации поворачиваются. На них изображены интерьеры замка Графинь Вишен, фасад замка Графинь Вишен. На сцене появляются Графини Вишни. Они грациозно двигаются и поют
Мы знатные особы,
Порядок любим мы,
Ведём хозяйство строго,
Без лишней кутерьмы.
Но все, кто лишь посмеет,
Сказать, что мы скучны,
Окажутся в темнице:
Для нас они вредны.
Вишни прохаживаются под музыку, делают друг другу реверансы, затем останавливаются.
Первая Графиня:
А теперь нам нужно всё пересчитать
И все запасы наши перебрать.
Вторая Графиня:
Ах! Сколько же у нас хлопот!
Когда же мальчик подрастёт?!


Вишни уходят. Появляется грустный Вишенка с карандашом в руке и блокнотом. Он считает.
Вишенка:
Раз, два… записал.
Раз, два, три… записал.
Ах! Какая ж это скука
Целый день считать, считать,
Всё на полках то и дело
Расставлять и проверять.
Могу я только лишь мечтать,
Что во дворе смогу играть
С девчонками, мальчишками,
Такими же, как я…
Ах! Какая же беда
Быть с Графинями всегда…
Из-за декорации выглядывают Виноградинки и Груша. Они зовут Вишенку.
Виноградинки и Груша:
Вишенка! Вишенка!
Вишенка:
Ой! Кто здесь?
Виноградинки и Груша:
Это мы! Помнишь нас?
Вишенка:
А-а! Груша, Виноградинки!
Виноградинки и Груша:
Мы друзей привели,
Мы нуждаемся в помощи!
Вишенка:
Ну, так где же они?
Виноградинки и Груша зовут друзей. Чиполлино и другие Овощи выходят из укрытия.
Чиполлино:
Я – Чиполлино!
А это друзья мои - Овощи!
Вишенка:
Ура! Сбылась мечта моя!..
Но чем могу помочь вам я?
Чиполлино:
Вишенка! Наш Тыква арестован,
Тяжёлой цепью крепко он прикован!
Редисочка:
Ты помоги его освободить –
Ключ от темницы быстро раздобыть.
Вишенка:
Но ключ от темницы
У Помидора хранится.
Сейчас он спит… (Вишенка прислушивается)
Очень громко сопит…
Горошинка:
Но, если осторожным быть,
То ключик можно раздобыть!..
Вишенка, обращаясь к друзьям:
Здесь вы притаитесь
И меня дождитесь.
Вишенка убегает и через некоторое время возвращается с ключом. Звучит музыка. Чиполлино и Вишенка, держа вместе ключ, идут впереди, а все друзья, радуясь, следуют за ними (уходят за кулисы).


Средняя декорация («Замок Графинь Вишен») поворачивается, превращаясь в «темницу», в которой сидит Тыква. У темницы стоит стража с сабельками - Лимончики.
Первый Лимончик:
Мы – Лимончики из армии Лимона
И не думаем о честности закона!
Второй:
Служим только кислым, только статным
Богатеям и синьорам знатным!
Третий:
Переловим всех простых и бедных,
Грязных овощей, для знати вредных!


Чиполлино крадётся у декораций, надеясь перехитрить Лимончиков и вызволить Тыкву из темницы.
Чиполлино:
Груша, Виноградинки, играйте!
Музыкой Лимонов отвлекайте!
Звучит тарантелла композитора К. Хачатуряна. Груша, Виноградинки «играют» на музыкальных инструментах. Редисочка и другие герои начинают танцевать, отвлекая Лимончиков.
Танец «Тарантелла» (с музыкальными инструментами).


Лимончики отвлеклись, засмотревшись на «артистов». Чиполлино быстро выводит Тыкву из темницы и прячет среди музыкантов. Вдруг, из-за кулис раздаются крики:
- Караул!
- Измена!
- Предательство!
- Обман!
Из-за декораций выбегают оставшиеся там Овощи, а за ними - Графини Вишни, Синьор Помидор, пёс Мастино, к которым присоединяются и Лимончики.

Танец «Погоня» (музыка Рыбникова)
Вдруг, музыка прерывается. Дети-Овощи разбегаются и «раскатываются» по обе стороны зала, приседают, притаившись и прикрывшись руками. На авансцене - Чиполлино и «преследователи». Чиполлино резко останавливает их.
Чиполлино:
Стойте!
Вы зачем Овощам угрожаете
И из домиков их выгоняете?
Редисочка:
Нам вас надоело бояться!
Как Тыкве без дома остаться?
Огуречик:
Мы хотим, чтоб на маленьких грядках
Было больше добра и порядка!
Синьор Помидор:
Если будете спорить со мною,
То расплатитесь вмиг головою!
Чиполлино:
Ах, так? Ну, тогда получайте!
Что делать вам – сами решайте.
Я стану понемногу раздеваться,
Придётся вам слезами обливаться.
Танец Чиполлино (музыкальная тема Чиполлино композитора К. Хачатуряна)
Во время танца Чиполлино сбрасывает свою жилеточку. Помидор, Графини Вишни, Лимончики, Мастино трут руками глаза, плачут.
Графини Вишни:
О, пощадите нас!
Теперь мы понимаем тех, кто плачет,
Кого настигла горькая беда!..
Синьор Помидор и Лимончики:
Прощенья просим мы и обещаем…
Вместе:
Не обижать несчастных никогда!
Овощи встают и осторожно подходят к Вишням, Лимончикам, Помидору, Мастино, образуя полукруг.
Чиполлино:
Простим их?
Овощи:
- Ну, конечно! Мы, плоды, – друзья!

И ругаться нам никак нельзя!

Наше дело – мирно созревать,

Больше витаминов запасать.

Всем нам нужно очень дружно жить,
Все:
Чтобы людям пользу приносить!
Герои пьесы, взявшись за руки и образовав большой круг, строятся за Чиполлино и под музыку уходят за кулисы.


Цели:
продолжить знакомство учащихся с творчеством Джанни Родари;
совершенствовать умение определять главную идею произведения, развивать умение читать текст выразительно;
формировать коммуникативную компетентность учащихся;
развивать мышление, память, внимание, речь, воображение и творческие способности учащихся;
воспитывать интерес к чтению и предмету, развивать умение адекватно оценивать свои поступки и поступки окружающих;
воспитывать уважение к труду, чувство взаимопомощи;

Предварительная подготовка:
За 10 дней до праздника ученик в костюме Чиполлино во всех 3-х классах раздает задания
Джанни Родари рассказывал ребятам разные смешные истории - истории без всякого смысла, и чем абсурднее они были, тем больше дети смеялись.
Джанни Родари хотел бы, чтобы его книги помогали родителям сблизиться со своими детьми, чтобы с ними можно было бы вместе посмеяться, поспорить. Он всегда был доволен, когда какой-нибудь мальчик охотно слушал его истории. Еще больше он радовался, когда эти истории вызывали у детей желание говорить, высказывать свое мнение, задавать взрослым вопросы, требовать, чтобы они отвечали. Эти истории собраны в сборнике под названием «Сказки по телефону»
«Как это здорово знать, что книга, какая бы она ни была - толстая или тонкая, - печатается не для того, чтобы лежать где-то в пыли на витрине или в шкафу, а для того, чтобы ее с отличным аппетитом проглотили, съели, переварили сотни тысяч ребят»- говорил Джанни Родари.
Надеемся, что книга придется вам по вкусу и поэтому предлагаем вам домашние задания для подготовки к литературному празднику-конкурсу по творчеству итальянского писателя Джанни Родари:
1) инсценировать одну из «Сказок по телефону» замечательного писателя Джанни Родари;
2) обязательно прочитать самую известную сказочную повесть Джанни Родари «Приключения Чиполлино»

План мероприятия.
Праздник проводится на нескольких площадках – станциях:
1. « Авторская»
2. «Театральная»
3. «Пословицы и поговорки»
4. «Поэтическая»
5. «В гостях у Чиполлино»
На каждой из станций детей встречает ведущий, дает необходимый материал и предлагает выполнить задания.
1. Проводится линейка, на которой детям разъясняются правила конкурса и вручаются обходные листы.
2. Дети двигаются по заданному маршруту.
3. Подведение итогов.
Ход мероприятия.
Открытие праздника (линейка)
- Дорогие ребята! Сегодня мы проводим литературный праздник-конкурс, посвященный 90-летию со дня рождения Джанни Родари. В нашей стране Джанни Родари любят все - и ребята, и взрослые. Любят за жизнерадостность и неистощимую фантазию, за тёплый юмор. Не скрывая, что в мире много ещё несправедливостей, писатель верил в победу добра и света и этой верой увлекает читателей.
- У С.Я.Маршака есть замечательное стихотворение «Дом, который построил Джек». По итогам нашей работы мы тоже построим дом, на котором будут представлены результаты вашей деятельности на станциях (показать макет). Вы спросите: «При чем здесь Маршак? Ведь праздник посвящен творчеству Родари.» Наберитесь терпения, и вы узнаете, что связывает этих двух замечательных писателей.
- Для «строительства дома» на станциях ведущие выдадут вам карточки с заданиями, которые вы должны будете выполнить. Затем карточки мы поместим на этот дом, что и будет отчётом о проделанной работе.
- А теперь прошу командиров классов получить путевые листы и вместе со своими одноклассниками отправиться в путешествие по станциям.

Джанни Родари родился 23 октября 1920 года в маленьком городке Оменья, на севере Италии.
Отец мальчика Джузеппе Родари был булочником - владельцем крохотной пекарни и магазинчика. Своё детство Джанни провёл возле жаркой печи, среди мешков с мукой и углём. Отец каждый день специально для своих сыновей выпекал дюжину поджаристых булочек, зная, что они их очень любят.
Мать его сначала работала на бумажной фабрике, а потом долгие годы служила прислугой в богатом доме… Может, поэтому Джанни Родари в своих произведениях с такой любовью описывает людей труда: булочников, столяров, маляров, стекольщиков и др.
Отец Джанни умер от воспаления легких, простудившись под дождём, когда спасал котёнка, жалобно мяукавшего среди луж. Джанни тогда едва исполнилось девять лет. Туго приходилось семье, рано оставшейся без кормильца!..
Джанни Родари стал детским поэтом и писателем почти случайно. Он мечтал в детстве о разных профессиях. Ему хотелось быть скрипачом, и он несколько лет учился играть на скрипке. Ещё ему хотелось быть художником. Правда, в школе у него были плохие отметки по рисованию, и все же водить карандашом и писать маслом он очень любил. Словом, как все ребята, он мечтал об очень многом, но многого потом не сделал, а сделал то, о чем меньше всего думал.
В 17 лет юноша приходит работать в школу. Ему нравится быть с детьми. Он становится учителем младших классов. Может быть, он не был очень хорошим учителем: он был слишком молод. Специального образования у него не было, и, возможно, «учёным» учителем он не был, но был весёлым учителем. Он говорил: «Я рассказывал в классе - и потому, что любил детей, и потому, что сам был не прочь позабавиться, - истории, не имевшие ни малейшего отношения к реальной действительности и к здравому смыслу, - истории, которые я придумывал...» И ребятам учиться было ужасно интересно, потому что «в действительность можно войти с главного входа, а можно влезть в неё - и это детям куда забавнее - через форточку». Многие его сказки рождались прямо на школьных уроках:
«Путешествие Голубой стрелы»;
«Джип в телевизоре»;
«Джельсомино в стране лгунов»»
«Сказки по телефону».
А потом Родари решил записать эти истории и продолжал их записывать и тогда, когда перешел на другую работу, в газету. Когда о стихах и сказках узнали издатели, они с удовольствием стали печатать их в газетах, детских журналах, издавать отдельными книгами.
(Показать книги Джанни Родари)
Ему очень повезло с переводчиками. Книги Дж. Родари переведены на 20 языков мира, в том числе и на русский язык. Первым и главным переводчиком их в нашей стране стал Самуил Яковлевич Маршак.
В 1967 году он был признан лучшим писателем Италии. А в 1970 году за совокупность всех своих произведений Джанни Родари был удостоен международной премии Андерсена.
14 апреля 1980 года Джанни Родари не стало. Но он продолжает жить в своих книгах, в которых каждый читатель может найти много нового и интересного.
- Надеюсь, что вы были внимательными слушателями и легко сможете выполнить задание на карточке. Правильно восстановив текст, вы получите 5 баллов.

Задание. Вставьте в текст пропущенные слова. (5 баллов)
Джанни Родари родился ____ октября ______ года в маленьком городке ___________, на севере ___________, который расположен в горах, возле небольшого озера.
Отец мальчика Джузеппе Родари был ________________ - владельцем крохотной пекарни и магазинчика.
Мать его сначала работала на бумажной фабрике, а потом долгие годы служила _______________________________…

Джанни Родари стал детским поэтом и писателем почти случайно. Он мечтал в детстве о разных профессиях. Ему хотелось быть ______________, и он несколько лет учился играть _______________. Еще ему хотелось быть ___________________. Словом, как все ребята, он мечтал об очень многом, но многого потом не сделал, а сделал то, о чем меньше всего думал.

В ______ лет юноша приходит работать в школу. Ему нравится быть с детьми. Он становится учителем ____________________. Специального образования у него не было, и, возможно, «учёным» учителем он не был, но был _______________ учителем. И ребятам учиться было ужасно интересно, потому что «в действительность можно войти с главного входа, а можно влезть в неё - и это детям куда забавнее - через______________________».

А потом Родари решил записать истории, придуманные на уроках и продолжал их записывать и тогда, когда перешел на другую работу, _______________. Когда о стихах и сказках узнали издатели, они с удовольствием стали печатать их в газетах, детских журналах, издавать отдельными книгами.
Ему очень повезло с переводчиками. Книги Дж. Родари переведены на ____ языков мира, в том числе и на русский язык. Первым и главным переводчиком их в нашей стране стал ____________________________.

В ________ году Родари был признан лучшим писателем Италии. А в 1970 году за совокупность всех своих произведений Джанни Родари был удостоен ___________________________________.
14 апреля 1980 года Джанни Родари не стало. Но он продолжает жить в __________________________, в которых каждый читатель может найти много _________________________________.

станция «Пословицы и поговорки»
В книгах Джанни Родари часто встречаются крылатые выражения и пословицы. Давайте вспомним их, выполнив 2 задания.

1-е задание. Разминка. На доске вы видите рассыпанные пословицы и поговорки. Подберите к началу пословицы подходящее окончание. (5 баллов)

1. Где лук - там и слезы.
2. Мир тесен - еще встретимся.
3. На сердце кошки скребут.
4. Язык без костей.
5. Остался в дураках.
6. Словно о стенку горох.
7. Здесь и у стен есть уши.
8. Поживем - увидим.
9. Час от часу не легче.
10. Спать - только время терять.

2-е задание. Одну из пословиц вы должны собрать, приклеить на карточку и объяснить её смысл. (по 1 пословице для каждого класса)- 5 баллов
В своём доме и стены помогают.
Хорошо смеётся тот, кто смеётся последним.
Век живи - век учись!
Кто волен, тот и доволен.
У страха глаза велики.
станция «Театральная»

На этой станции ученики демонстрируют инсценировку одной из сказок Джанни Родари из сборника «Сказки по телефону».
- При подготовке к празднику вы выполняли домашнее задание – инсценировку сказки Дж. Родари. Итак, покажите свои таланты. (5 баллов)

СТРАНА, ГДЕ ВСЕ СЛОВА НАЧИНАЮТСЯ С "НЕ"
Да, Джованнино-Бездельник был заядлым путешественником. Путешествовал он, путешествовал и оказался еще в одной удивительной стране. Здесь все слова начинались с частицы "НЕ".
- Что же это за страна такая? - спросил он у одного горожанина, что отдыхал в тени под деревом.
Горожанин вместо ответа достал из кармана перочинный нож и протянул его на ладони Джованнино.
- Видишь?
- Вижу. Ножик.
- Ничего подобного! Это неножик, то есть ножик, у которого впереди "не". Он служит для того, чтобы огрызки карандашей превращать в новые карандаши. Очень полезная вещь для школьников.
- Великолепно! - удивился Джованнино. - А еще что?
- А еще у нас есть невешалка.
- То есть вы хотите сказать - вешалка?
- Нет, именно то, что я и сказал, - невешалка. От вешалки мало проку, если на нее нечего вешать. А вот с нашей невешалкой совсем другое дело. На нее ничего вешать не надо, на нее уже все повешено. Нужно тебе пальто, иди и сними его! А если кому-нибудь нужен пиджак, то незачем ходить в магазин и покупать его. Надо только подойти к невешалке и снять его. У нас есть невешалки летние и невешалки зимние, невешалки для мужчин и отдельно – для женщин. Это сберегает нам деньги.
- Прекрасно! А еще что?
- Еще у нас есть нефотоаппарат, который, вместо того чтобы делать обычные снимки, делает карикатуры, и людям становится весело. Еще у нас есть непушка.
- Уфф! Как страшно!
- Ничуть! Непушка - это совсем не то, что пушка. Она служит для того, чтобы прекращать войну.
- А как же она действует?
- Очень просто! Даже ребенок может управлять ею. Если вдруг начинается война, мы сразу же трубим в нетрубу, стреляем из непушки, и война тотчас же прекращается.
Какая прелесть эта страна, где все слова начинаются с "НЕ"!

СТРАНА, ГДЕ ВСЕ ЛЮДИ СДЕЛАНЫ ИЗ МАСЛА
Однажды Джованнино-Бездельник, великий путешественник и землепроходец, оказался в стране, где все люди сделаны из масла. На солнце они таяли, и поэтому им приходилось все время укрываться в тени и прятаться в прохладе. И жили они в городе, где вместо домов повсюду стояли огромные холодильники. Джованнино ходил по улицам этого странного города и видел, как жители сидят у окон своих домов-холодильников, положив на голову пузырь со льдом. На двери каждого холодильника висел телефон, чтобы можно было разговаривать с его обитателями.
- Алло! - сказал Джованнино, сняв трубку у одного из холодильников.
- Алло! - ответили ему.
- Кто говорит? - спросил Джованнино.
- Король страны, где все люди сделаны из масла. А я сбит из сливок высшего сорта, снятых с молока лучших швейцарских коров. Вы обратили внимание на мой холодильник?
- Нет, а что? Ах вот в чем дело! Он же из чистого золота!.. А вы что,
так никогда и не выходите из него?
- Отчего же, иногда выхожу. Зимой. В сильный мороз. И катаюсь в ледяном автомобиле.
- А если, пока ваше величество гуляет, выглянет солнце?.. Что тогда?
- Не может оно выглянуть! Это запрещено! Я бы тотчас же приказал моим солдатам посадить его в тюрьму!
- Как бы не так! - рассердился Джованнино, бросил трубку и отправился путешествовать в другую страну.

КАК ПРИДУМЫВАЮТ ЧИСЛА
- Давайте придумывать числа?!
- Давайте! Чур, я первый! Почти-один, почти-два, почти-три,
почти-четыре, почти-пять, почти-шесть...
- Это слишком маленькие числа. Послушай мои. Один сверхмиллион биллионов! Одна восьмища миллионищ! Один удиви-удивятище и один изумилище!
- Подумаешь! А я могу целую таблицу умножения придумать! Вот смотри!
Трижды один - Паолина и Мартин!
Трижды два - вкусная халва!
Трижды три - нос скорей утри!
Трижды четыре - шоколад, вкуснейший в мире!
Трижды пять - ошибся опять!
Трижды шесть - я хочу есть!
Трижды семь - никогда суп не ем!
Трижды восемь - милости просим!
Трижды девять - мир слезам не верит!
Трижды десять - ничего не весят!
- Скажи-ка быстро, сколько стоит эта коврижка?
- Дважды "надеру-уши"!
- А сколько отсюда до Милана?
- Тысяча километров новых, один километр совсем уже старый и семь шоколадок!
- Сколько весит слеза?
- А это по-разному. Слеза капризного мальчика весит меньше ветра. Слеза голодного мальчика - тяжелее всей Земли!
- Очень длинная получилась сказка?
- Слишком!
- Давай напоследок придумаем еще несколько чисел. Знаешь, как считают в Модене? Раз-и-раз, двас-и-двас, трижды-трижки, четыре коврижки и пяток кочерыжек.
- А я посчитаю, как в Риме. Разик, двазик, третий тазик, а дальше считай как знаешь...

ДОЛОЙ ДЕВЯТКУ!
Как-то раз один школьник решал примеры.
- Тринадцать разделить на три, - считал он, - будет четыре и один в
остатке. Значит, четыре. Проверим. Трижды четыре - двенадцать. Плюс один - тринадцать. Теперь долой девятку...
- Вот еще! - вдруг рассердилась девятка.
- Что? - удивился ученик.
- Почему это "Долой девятку!"? Что ты ко мне пристал? Что я тебе сделала? Или, может, я преступница какая?
- Но я...
- Да, да! Я знаю, ты сейчас начнешь придумывать всякие объяснения. Только меня они не устраивают. Кричи, если хочется: "Долой бульон из мясных кубиков!", "Долой полицию!" - и даже можешь сколько тебе угодно кричать: "Долой жареный воздух!" Но почему тебе взбрело в голову кричать "Долой девятку!"?
- Простите, но я только хотел...
- Не перебивай! Это неприлично. Я простая, скромная цифра. Однозначная, правда. И любая двузначная может, конечно, меня поучать. Но и у меня есть своя гордость, и я требую, чтоб меня уважали. И прежде всего дети, которым еще нужно нос вытирать. Одним словом, долой твой нос, долой что угодно, но меня, будь добр, оставь в покое!
Школьник так растерялся и испугался, что побоялся вычесть девятку из тринадцати. Пример остался нерешенным, и мальчик получил двойку.
Да, видимо, иногда бывают в жизни случаи, когда надо быть смелее и решительнее.

ПЕРЕКОРМИТНОЕ ВОСПАЛЕНИЕ
Когда девочка заболевает, ее куклы тоже должны болеть - за компанию, чтобы ей не было скучно. К девочке приходит врач, а к куклам - дедушка. Он осматривает их, выписывает лекарства и каждой делает очень много уколов своей шариковой ручкой.
- Знаете, доктор, этот ребенок заболел, - говорит девочка.
- Ну что ж, посмотрим, что с ним. Дышите глубже, так, так... О! Так я и думал. По-моему, у нее неплохой капризит.
- А это опасно, доктор?
- Чрезвычайно! Дайте ей микстуру из синего чернильного карандаша и растирайте перед сном фантиком от анисовой карамельки.
- А эта девочка, вам не кажется, тоже немного нездорова?
- О, да она просто совсем больна! Это видно и без бинокля!
- Ой, а что с ней?
- Гм, сейчас посмотрим... Так... Немножко простудинки, немножко грустинки и острый приступ клубничного перекормита.
- Ой, мама, как страшно! Неужели она умрет?
- Нет, это не так опасно. Но лекарство не помешает. Ей нужно дать две таблетки глупидина. Только растворите их сначала в стакане грязной воды. И смотрите, чтобы стакан был зеленый. От красного стакана у нее могут разболеться зубы.
И вот в одно прекрасное утро девочка просыпается совсем здоровая.
Доктор разрешает ей встать с постели. Но дедушка хочет осмотреть ее сам, пока мама собирает ей одежду.
- Ну что ж, посмотрим, - говорит он. - Скажи-ка; тридцать три. Так. Скажи: перепеле. А теперь попробуй что-нибудь спеть. Ну что ж, все в порядке! У тебя были типичное перекормитное воспаление.

станция «В гостях у Чиполлино»
(Предлагает задания ученик в костюме Чиполлино)

Здравствуйте! Я рад новой встрече с вами и сегодня предлагаю вам выполнить мои задания.
- Сначала вспомним героев сказочной повести «Приключения Чиполлино», разгадав кроссворд.
Кроссворд на слайде (максимально 5 баллов)

1. Этот герой и стал виновником появления на свет этой замечатель¬ной книги. Он был главой большой и дружной семьи, у него было восемь сыновей! (Чиполлоне)
2. Этот герой был кавалером, жестоким и бессердечным управителем и экономом богатых поме¬щиц. (Помидор)
3. Этого героя узнает каждый, кто внимательно читал книгу. Он был нанят в качестве домашнего учителя в дом богатых помещиц. (Петрушка)
4. Этот герой, когда задумывался, любил чесать ши¬лом затылок. (Виноградинка)
5. Это очаровательное создание имело доброе сердце, она сочувствовала Вишенке и помогала Чиполлино. (Земляничка)
6. Так переводится с итальянского имя Чиполлино. (Луковка)
7. Этот герой - главный правитель страны, где происходили события. Его стража, армия очень похожи на своего правителя. (Лимон)
8. Этот герой – племянник графинь Вишен. (Вишенка)
9. Здоровенный сторожевой пёс. (Мастино)

А теперь ответьте на вопросы викторины, ответы записывайте на карточке.
Викторина (5 баллов)
1. Бедную окраину собрался посетить принц Лимон. Народ решил, что пришел бродячий оркестр. Почему? /На шапочках принца и придворных были колокольчики./
2. За что арестовали несчастного Чиполлоне? /Он нечаянно наступил на ногу принцу Лимону./
3.Как называлась маленькая деревушка, где жил кум Тыква? /Никто не потрудился написать её название на столбе или на первом доме./
4. Как Чиполлино показал синьору Помидору Мошенника? /С помощью зеркальца./
5.«Многие заходили в мастерскую, чтобы посмотреть на смелого мальчишку». Что такое совершил Чиполлино? /Заставил плакать самого кавалера Помидора./
6. Отчего вокруг профессора Груши летало облако мух? /Потому что скрипка его была сделана из половинки ароматной сочной груши, а мухи большие охотницы до всего сладкого./
7. Для чего жена Лука Порея использует его усы? /Чтобы сушить бельё./
8. «У него был необыкновенно толстый живот. Впрочем, ничего удивительного в этом не было, потому что он только и делал, что ел…» Кто это? /Барон Апельсин/
9. «Мистер Моркоу начал с того, что вытащил из какого-то мешочка кубик с номером 28. Это означало… Что именно?» /Что ему нужно отойти в сторону на 28 шагов и там искать беглецов/
10. «Чиполлино налил в бутылку воды, подсыпал туда сонного порошка и сделал вид, что пьёт». Кто на самом деле выпил сонную воду? /Пес Мастино/
Оценка работы класса (самая высокая – 10 баллов)
станция «Поэтическая»

Джанни Родари был не только замечательным сказочником, он написал множество прекрасных стихов. Послушайте одно из них – стихотворение «Чем пахнут ремёсла»
Прослушивание стихотворения (рассказывает подготовленный ученик)
- А теперь задание: назовите все профессии, отмеченные автором в стихотворении - за каждый правильный ответ 1 балл.
булочник
столяр
маляр
стекольщик
шофёр
рабочий
кондитер
доктор
крестьянин
рыбак

Определите главную мысль стихотворения (2 балла)
Оценка работы класса (самая высокая – 12 баллов)

Подведение итогов

Посмотрите, какой замечательный дом мы построили.
- Надеюсь, что все вы прекрасно провели время. Я желаю вас всем исполнения всех желаний, ведь у каждого человека есть мечта, и если в неё по-настоящему верить, то она обязательно осуществится. Как говорил Джанни Родари: «Стоит тебе вступить в этот мир – и он уже твой. Да, да, весь, целиком! И твой, и его, и его, и всех ребят, что живут на земле. И тебе не нужно платить за него ни единого сольдо. Засучи только рукава, чтоб сподручнее было работать, протяни руку и бери его, бери себе на здоровье!»
Вручение грамот.
Полный текст материала Сценарий литературного праздника-конкурса, посвященного творчеству Джанни Родари для учащихся 3 классов смотрите в скачиваемом файле .
На странице приведен фрагмент.

Замечательную сказку « Приключения Чиполлино » написал Джанни Родари. Он родился 23 октября 1920 года. В какой стране? Правильно, в Италии. Скоро исполнится 90 лет со дня его рождения. 30 лет своей жизни он отдал детской литературе. Это один из самых любимых детских писателей мира, который написал для детворы множество стихов и сказок.

Д. Родари много путешествовал в своейжизни, был и в нашей стране. С большим удовольствием встречался с детьми разных национальностей, что и послужило толчком к написанию некоторых стихотворений и сказок.

Своими книгами писатель хотел ответить на многочисленные вопросы ребят, услышанныеот них самих или прочитанные в их письмах. Главное, что есть в его книгах – это умение затронуть сложные жизненные проблемы. Пусть в его сказках фантастические истории, сказочные герои, но его книги помогают увидеть окружающий мир таким, каков он есть, учат жить честно, любить труд, бороться со злом и несправедливостью.

Родари родился в городеОменья, на севере Италии, у подножия Альп. Узкие улочки, низенькие домики, утопающие в зелени и цветах. Самой большой достопримечательностью было озеро. В центре его островокСан-Джулио со старинным замком. Джанни не раз плавал туда со сверстниками. И возможно уже тогда в его воображении возникали приключения, которые потом превратились в сюжеты его волшебных историй. Но свободные минуты редко выпадали на долю мальчика. Он рано узнал, что такое изнурительный труд, т.к. помогал своему отцу – булочнику, его мать долгие годы служила прислугой. С 10 лет писатель работал мальчиком на побегушках в пекарне, вдали от родного дома.

Он о многом мечтал в детстве. Хотел стать скрипачом и пытался учиться играть на старенькойскрипке. Любовь к музыке осталась у него на всю жизнь. Мечтал стать мастером игрушек и художником. Но попал в духовнуюсеминарию. Священником он, однако, не стал.

После Второй мировой войны работал учителем начальной школы. Своим ученикам часто рассказывал на ходу придуманные забавные истории и сказки. Наверно, не нужно говорить о том, как эти истории и сказки нравились ребятам: они могли слушать своего учителя часами.

Может тогда впервые дети узнали о знаменитом певце Джельсомино, который с помощью своего мощного голоса разрушил оперный театр (Сказка « Джельсомино в стране лгунов ») или о стеклянном человечке, мысли которого были всем ясны как белый день, их попросту видели у него внутри и поэтому он не мог говорить неправду.

А может быть Родари уводил своих учеников в удивительную страну без углов, где все круглое или овальное, где нет гвоздей, где обходятся только клеем, а полицейские берут штраф пощечинами, Поэтому, никтоне нарушал закона. Уж очень стыдно было нарушителю бить ни в чем не повинных полицейских по щекам.

Известно как в конце концов Родари стал детским писателем. В 1948 году он работал в газете « Унита » в Милане. « Однажды главный редактор поручил мне заняться стихами и рассказами для детей итальянских трудящихся, читателей газеты. Уже несколько лет прошло с тех пор, как я сталпреподавать, но взявшись за перо, я представил себе, что на меня снова устремлены глаза моих учеников, что они ждут от меня сказки, веселой истории…Так я начал писать для малышей. » В газете появился « Детский уголок », гдеРодарии печатал свои стихи на ту или иную тему.

Из ответов на детские вопросы однажды получилась целая книга: « Почему? Отчего? Зачем? ». Героями стиховРодари большей частью являются дети, живущие в хижинах и подвалах. Это служанка, на которую ворчит хозяйка, босоногий маленький почтальон, чистильщик сапог. Писатель жалеет их, этих детей, которые знают, что такое голод, тяжелый труд. Он одинаково и с любовью относится к детям всех стран и хочет, чтобы они подружились.

С 1951 года Родариработает в журнале « Пионьере », на страницах которогои была опубликована повесть-сказка « Приключения Чиполлино ». Эта книжка принесла писателю всемирную славу. Кроме этого, были написаны такие замечательные книжки, как « Джельсомино в стране лгунов », « Путешествие голубой стрелы »,« Торт в небе », « Жареная кукуруза » и целый сборник маленьких сказок « Сказки по телефону ». Все сказки писателя об одном и том же: жить надо для того, чтобы приносить пользу и радостьдругим. А всего за 30 лет своей творческой деятельностиписатель выпустил более 12 книг стихов, сказок, фантастических историй. Средикниг, которые я сегодня не назвала: « ПланетыНовогодних елок », « Джин в телевизоре », « Жил-был дважды барон Ломберто », « Новогодний подарок ».

Сказка, о которой мы будем сегодня говорить, рассказывает о том, как надо бороться с несправедливостью, злом и насилием. Нельзя, чтобы были бедные и богатые, угнетатели и угнетенные. Писателю так хотелось, чтобы все дети на свете знали слова: « Мир », « Свобода », « Труд », « Дружба ».

Вот строчки стихов, с которыми писатель обратился ко всем детям на свете:

Если бы дети

На целой планете

Все засмеяться сразу могли

Только раздастся команда:

« Пошли! »-

Вот бы земля задрожала от смеха!

Смеху бы вторило гулкое эхо,

Будто бы рухнула разом гора

Звонкого золота и серебра.

Умер Джанни Родари 15 апреля 1980 года, не дожив даже до своего 60- летия. Но он не забыт своими маленькими читателями, для которых написал много забавных, добрых и веселых сказок и стихов.

На какую, известную всем сказку другого итальянского писателя похожа сказка « Приключения Чиполлино »? Правильно, на сказку К.Коллоди « Приключения Пиноккио ». Эту сказку своего соотечественника Родаризнал почти наизусть. Она и натолкнула его на мысль написать свою собственную сказочную историю, только уже на современную тему.

Итак, назовите самые интересные эпизоды из сказки, которые вы запомнилилучше всего.

Назовите тех героев сказки, которые принадлежат к лагерю богачей-эксплуататоров, кто пользуется трудом простых людей. (Принц Лимон, герцог Мандарин, барон Апельсин, придворные принца, синьор Помидор- управляющий графинь Вишен, графини Вишни, граф Вишня)

А бедный простой люд представлен: тряпичник Фасолинка, Чиполлино и его отец, кум Тыква, кум Черника, сапожник Виноградинка, служанка Земляничка, Редиска, Томатик, скрипач Груша, Картошечка, кума Тыквочка, врач Каштан, который лечит бедняков., Лук-Порей).

Адвоката синьора Горошка и воспитателя Вишенкисиньора Петрушку отнесем к промежуточному сословию, т.е. это те персонажи, которые не принадлежат к богачам, но заискивают перед ними,угодливо им прислуживают ради своих эгоистичных интересов.

Вот мы и вспомнили с вами содержание сказки иее главных персонажей.Настала пора провести игру.

КОНКУРС 1: « Чей это портрет? ».

¨ «… он был такой маленький и юркий…не ходил, а ускользал прочь быстро и незаметно, как мышиный хвост… » (Адвокат Горошек)

¨ « Из кареты, пыхтя и отдуваясь, вылез толстяк, одетый во все зеленое. Его красные, пухлые, надутые щеки, казалось, вот-вот лопнут, как перезрелый помидор… » (Синьор Помидор)

¨ У него был густой чуб, спадающий на лоб, и длинные-предлинные усы. (Лук Порей)

¨ Он был очень видной особой – он даже за версту казался целой горой. Пришлось сразу же нанять для него слугу, который возил бы его живот. (Барон Апельсин)

¨ « Он никогда не пускается в путь, не захватив с собой дюжины подзорных труб и биноклей, сотни компасов и десятки фотоаппаратов. Кроме того, он повсюду возит с собой микроскоп, сетку для бабочек и мешочек с солью… » (Мистер Маркоу)

КОНКУРС 2: « Кому принадлежат вещи? »

1. Золотой колокольчик (принцу Лимону)

2. Сумка почтальона (пауку Хромоногу)

3. Скрипка (синьору Груше)

4. Тачка (тряпичнику Фасолинке)

5. Половинка ножниц и ржавая бритва (куму Чернике)

6. Жареный индюк (барону Апельсину)

7. Щелковые рубашки и запонки из золота, серебра и драгоценных камней (герцогу Мандарину)

8. Большой носовой клетчатый платок (синьору Петрушке)

9. Микстура из сушеных мух (доктору Мухомору)

10. Глиняный черепок (мышам)

11. Нашлепка на носу (синьору Помидору)

12. Шило (сапожнику Виноградинке)

13. Очки (графу Вишенке)

14. Связка ключей в чулке (синьору Помидору)

15. Передник (Земляничке)

16. Подзорная труба (мистеру Маркоу)

КОНКУРС 3 : « Внимательно ли ты читаешь? »

1. Назовите докторов, которые лечили Вишенку. (Каштан, Черемуха, Артишок, Мухомор, Салато- Шпинато.)

2. Какие овощи и фрукты из сказки не растут в нашем Ярославском крае? (Апельсин, лимон, артишок, каштаны, виноград)

3. Из какого количества кирпичей состоял домик кума Тыквы? ( 118 штук)

4. У кого на усах следы от прищепок? (У Лука Порея)

5. Кто вздохи копил? (Кум Тыква)

6. Кто был таким обжорой, что съел все садовые деревья, обмакивая листья и корни в оливковое масло и посыпая солью? (Барон Апельсин)

7. Назовите героев сказки, которые не принадлежат ни к овощам, ни к фруктам. (Мухомор, крот, собаки Держи-_Хватайи Мастино, Тысяченожки, звери в зоопарке, сторож, дровосек, кот, пауки).

8. Кому запрещалось разговаривать с рыбами? (Вишенке)

9. Кто посадил самого себя в тюрьму? (Синьор Помидор)

10. Кто из врачей поставил самый верный диагноз Вишенке? (Доктор Каштан)

11. На что похож запах бедности?

12. Как называется мелкая монета в Италии? (Сольдо)

13. « Назад, глупая – прикрикнул на нее Чиполлино и стиснул зубы.О ком идет речь? (О слезе)

14. Кто пел песенку: « Ду-ду-ду! Ду-ду-ду!

Радость и веселье!

Две собаки на дубу

Рядышком висели » (Редиска, Картошечка, Фасолинка, Томатик)

15. За что посадили в тюрьму отца Чиполлино? (Наступил на ногу принцу Лимону)

16. Чем удивителен поезд, на котором ехали Чиполлино и Вишенка из зоопарка? (Один вагон, все места у окон и есть приспособление для толстых пассажиров.)

17. Назовите любимое лекарство кротов (картофельный сок)

18. Кто проживал в прошлогоднейкаштановой скорлупе?(Кум Черника)

19. Кто не любит серьезную музыку? (Мыши)

20. У кого постоянный насморк от сырости? (У крота)

21. Кого в зоопарке называли старым индийским философом? (Слона)

22. Кто раздавил 40 лимонных генералов? (Барон Апельсин)

23. На чем арестанты писали письма? (На обрывках ткани от рубашек)

24. Кто пел песенку: Все мы выросли на грядках,

Очень мы бедны.

Оттого у нас в заплатках

Куртки и штаны.(Чиполлино)

25. Сколько братьев было у Чиполлино? (Семь)

26. Как звали отца Чиполлино? (Чиполлоне)

27. Кто сказал сам себе: « Спать- то только время терять: ведь когда я сплю, я не могу есть ». (Барон Апельсин)

28. С кем вывесилЧиполлино знамя Свободы на башне? (С Вишенкой)

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №3»

УРОКИ ФАНТАЗИИ С ДЖАННИ РОДАРИ

Литературный утренник

Подготовила

учитель начальных классов

Иванова И. Н.

г. Шумерля. 2010 г.

Ведущий: Джанни (Джованни) Рода­ри родился 23 октября 1920 года в небольшом городе Оменья на севере Италии. Го­родок этот расположен в го­рах, возле озера д"Орта, в центре которого на ост­ровке высится старинный замок. Узкие улицы, невысокие дома, утопающие в зелени и цветах.

Отца Джанни звали Джузеппе, он был булоч­ником - держал небольшую пекарню и магазин при ней. В небогатой семье царила счастливая се­мейная атмосфера, пронизанная любовью и забо­той. Когда мальчику исполнилось девять лет, умер отец.

Чтобы прокормить семью, мать устроилась ра­ботать служанкой в богатый дом. Джанни Рода­ри и два его брата Чезаре и Марио росли в род­ной деревне их матери Варесотто. Учился Джанни в духовной семинарии - там не толь­ко учили детей бедняков, но еще и бесплатно кормили и одевали. После трехлетнего обучения Родари получил диплом учителя и в возрасте 17 лет начал преподавать в начальных классах сельской школы. Джанни Родари любил работать с детьми, ему нравилось придумывать для них веселые и поучительные истории: «...Смею ут­верждать, скучным учителем не был. Я рас­сказывал в классе - и потому что любил детей, и потому что сам был не прочь позабавиться - истории, не имевшие ни малейшего отношения к реальной действительности и к здравому смыслу, - истории, которые я придумывал».

Примером такой смешной истории является стихотворение «История одной запятой»:

ИСТОРИЯ ОДНОЙ ЗАПЯТОЙ

На свете, заботы не зная,

Спокойно жила Запятая.

Но школьник беспечный

Без тени сомненья

Её водрузил на конце предложенья.

Бедняжке пришлось в одиночку

Удерживать целую строчку.

Она, покраснев,

Выбивалась из сил,

Стонала, пыхтела с натуги.

На помощь к ней Знак Восклицанья спешил

И все Запятые-подруги.

Но поздно! Не выдержав муки

(О, жалость!),

Бедняжка в мученьях скончалась.

Учитель, орудуя карандашом,

Её схоронил под огромным крестом.

А рядышком,

Строгий и красный, как мак,

Возник монумент -

Восклицательный Знак!

Пер. Ю. Ильина

Конкурсы по книге «Приключения Чиполлино»

1. «Назови профессию героя»

    Виноградинка - ... (Сапожник.)

    Зелёный горошек - ... (Адвокат.)

    Груша - ... (Профессор, учитель музыки.)

    Лук-Порей - ... (Огородник.)

    Мастино - ... (Сторожевой пёс.)

    Фасоль - ... (Тряпичник.)

    Земляничка - ... (Служанка.)

    Петрушка - ... (Учитель.)

    Марксу - ... (Сыщик.)

    Каштан - ... (Доктор.)

    Мухомор, Черёмуха, Артишок, Салато-
    Шпинато - ... (Доктора.)

2. «Какое имя здесь лишнее?»

(Нужно назвать имя персонажа, кото­рый не принадлежит этой сказке.)

    Помидор, Цветик, Лимон, Черника. (Лишнее - Цветик.)

    Виноградинка, Тыква, Арбузик, Зем­ляничка. (Лишнее - Арбузик.)

    Вишенка, Чиполлино, Груша, Медуни­ца. (Лишнее - Медуница.)

Мастино, Торопыжка, Лук Порей, Мар-коу. (Лишнее - Торопыжка.)

Из какой сказки попали сюда лишние имена? (Н. Носов «Приключения Незнайки и его друзей».)

3. «Все - по домам!»

Рассели правильно персонажей сказки:

    кто живёт во дворце?

    кто - в деревне?

    кто - обитатель леса и луга?

Обитатели дворцов

Обитатели деревни

Обитатели леса и луга

Принц Лимон Графини Вишни Барон Апельсин Герцог Мандарин Синьор Помидор Вишенка Синьор Петрушка

Чиполлино Кум Тыква Лук Порей Виноградинка Фасоль Редиска Груша и др.

Кум Черника Доктор Каштан Медведь Волки Крот

4.Викторина по сказке Джанни Ро дари «Приключения Чиполлино»

    Как звали братьев Чиполлино? (Чиполетто, Чиполучча, Чиполотто и Чиполочча.)

    Какому ремеслу учился Чиполлино? (Ре­меслу сапожника у кума Виноградинки.)

    Сколько кирпичей удалось собрать куму Тыкве для постройки домика? (118 кир­пичей.)

    На сколько ног прихрамывал папа-Тыся­ченожка? (Тоже на 118.)

    Для чего использовала усы Лука Порея его жена? (Она использовала их как ве­рёвки для просушки белья.)

    Кто сторожил домик кума Тыквы в лесу? (Черничка.)

    Кого пригласил принц Лимон для розыс­ков домика кума Тыквы? (Сыщика мис­тера Марксу и собачку Держи-Хватайку.)

    Почему синьор Помидор всегда ложился спать в чулках? (Он прятал ключ от подземелья в особом кармашке, подши­том к изнанке чулка.)

    Кто гостил в замке у графинь Вишен? (Барон Апельсин и герцог Мандарин.)

    Что любил барон Апельсин, а что - герцог Мандарин? (Барон Апельсин любил по­есть, а герцог Мандарин любил подарки.)

    Что было написано на воротах парка гра­финь вишен? (На одной стороне было на­
    писано «Вход воспрещён», а на другой -«Выход воспрещён»,)

    Кому были адресованы такие объявле­ния: «Запрещается разговаривать с ры­бами!», «Запрещается трогать цветы! Нарушитель будет оставлен без сладко­
    го»? (Племяннику графинь Вишен - Вишенке.)

    Назовите имена друзей Чиполлино. (Редис­ка, Фасолинка, Земляничка, Вишенка.)

    Кто пел эту песенку: «Как у Тыквы-ста­рика / В кухне правая рука. / В спальне
    левая рука. / Если ноги на пороге, / Нос - в окошке чердака!» (Мальчишка.)

О ком доктор Каштан сказал стихами: «Ничего не болит у больного: / Пульс в порядке, и сердце здорово, / Не больна у него селезёнка... / Одиночество губит ре­бёнка!» (О Вишенке.)

5. Конкурсы - домашние задания

    «Портретная галерея» - конкурс ри­сунков или конкурс костюмов по сказке «Приключения Чиполлино».

    «Огородники» - прорастить луковицу: у кого луко­вые былинки будут самые большие - тот победитель (можно сделать из такой лу­ковицы головку Чиполлино, использо­вав цветную бумагу, клей или пласти­лин);

    выставка «Наши достижения» - выставка лучших образцов чудо-овощей и чудо-фруктов со своего огорода, из сво­его сада (по возможности).

«Песенки» - конкурс исполнителей песенок из радиопостановки про Чиполли­но на стихи С. Маршака.

Ведущий : Сказки Джанни Родари путешествуют по всему миру уже очень давно, «Приключения Чиполлино» появи­лись в 1951 году, а в следующем 1952 году появилась сказочная повесть «Путешествие Голубой Стрелы». В Италии, как и в Рос­сии, все дети любят получать подарки. Под Рождество они тоже пишут письма, только не Деду Морозу, а фее Бефане:

Правда ли, феи порою ночной

Сыплют гостинцы в чулок шерстяной?

Правда ли, феи на праздник игрушки

Детям хорошим кладут под подушки?

Я не шалил, хорошо себя вел,

Но ничего я в чулке не нашел.

Милая фея, в канун новогодний

Должен твой поезд промчаться сегодня.

Только боюсь я, что в поезде скором

Ты пронесешься по нашим просторам

Мимо убогих домишек и хат,

Мимо хороших, но бедных ребят.

Фея, мы будем тебе благодарны,

Если ты выберешь поезд товарный.

Пусть он стоит у любого двора,

Где ожидает тебя детвора!

Дж. Родари. Письмо фее (пер. С. Маршака)

Действие сказки «Путешествие Голу­ бой Стрелы» начинается в магазине игру­шек. Его хозяйка – Фея, под Рождество она разносит детям подарки, летая на метле. Вот только не все родители могут заказать Фее подарок, ведь за него нужно заплатить настоящие, не сказочные день­ги, и нередко дети бедняков подарков не получают. Один из таких детей - маль­чик Франческо. Франческо было 10 лет, он учился в 4 классе, а после уроков рабо­тал: продавал газеты, продавал конфеты зрителям в кинотеатре. Мальчик мечтает об игрушечном поезде «Голубая Стрела», но у его матери нет денег на такой дорогой подарок. И вот игрушки, пожалев маль­чика, убегают из магазина и отправляют­ся в путешествие, чтобы порадовать Франческо и других детей бедняков. Тот из вас, кто читал эту сказку, помнит, как рождественской ночью сквозь мглу и вью­гу мчался поезд «Голубая Стрела», чтобы все дети получили подарки на Рождество. Давайте вспомним, какие же это были иг­рушки.

6. Кроссворд по сказке «Путешествие Голубой Стрелы»

По вертикали - дополни слово:

    Пёс... (Кнопка.)

    Сидящий... (Пилот.)

    Капитан (Полубородый.)

    Перо (Серебряное.)

    Жёлтая... (Канарейка.)

    Синьора... (Фея.)

    Три... (Марионетки.)

    Монти... (Франческа.)

    Жёлтый... (Медвежонок.)

10.Оловянные... (Солдатики.)

11.Кукла... (Роза.)

т


7. Подведение итогов.

МБОУ « Саргатская ОШ»

Сценариймероприятия,

посвященного 95- летиюсоднярожденияитальянскогописателя

ДжанниРодари

для учащихся параллели 2-х классов

Подготовила: учитель начальных классов,

Кобылина Оксана Владимировна

Саргатское-2015

Цели : познакомить с произведениями Д. Родари; приобщить детей к творчеству Д. Родари;

Учитель.

(Слайд 1.) Добрый день, великолепные читатели. Именно так называл детей человек, которому сегодня исполняется 95 лет со дня рождения. Имя, этого великого сказочника из Рима - Джанни Родари.

(Слайд 2.) 23 октября 1920 года, в маленьком итальянском городке Оменья , там «где зреют апельсины, и лимоны, и маслины, и так далее», - родился мальчик, которого назвали Джованни. Сегодня его имя известно, наверное, всем. Им написаны замечательные книги-сказки, стихи, повести.

Григорьева А. «Как рождаются сказки»

Хотите узнать,

Как рождаются сказки,

Как придумывать их

Безо всякой подсказки?

Сказки повсюду

Живут притаясь,

В предмете любом

Окружающем нас.

Даже в простой табуретке.

Только нередко

Скрываются крепко

И таятся от нашего взора.

Как принцесса Аврора.

Пока сказочный принц

Не разбудит красавицу спящую…

А великий поэт

Не проникнет в секрет

И раскроет нам жизнь настоящую.

И тогда появляются сказки –

Просто так,

Безо всякой подсказки…

Дудник Е.

( Слайд 3.) « Сipollino era figlio di Cipollone e aveva sette fratelli:Cipolletto, Cipollotto, Cipolluccio e cosi di seguito, tutti nomi adatti ad una famiglia di cipolle…»

Учитель.

Сказка на итальянском языке, хорошо звучит. Но начнем сначала, теперь уже по-русски. Тоже, знаете ли, звучит неплохо.

Родина Н.

«Чиполлино был сыном Чиполлоне. И было у него семь братьев: Чиполлетто, Чиполлотто, Чиполлочча, Чиполлучча и так далее – самые подходящие имена для честно луковой семьи.

Учитель.

Повесть-сказка «Приключения Чиполлино» сделала имя Джанни Родари известным всему миру.

Выходят 5 учеников 2 «Б» класс в «луковых костюмах», читают стихи .

1.Все мы выросли на грядках.

Очень мы бедны.

Оттого у нас в заплатках

Куртки и штаны.

2.Господа в блестящих шляпах

Наш обходят двор.

Видно, луковый наш запах

Чересчур остер.

3.А у бедных мы в почете.

Нет на всей земле

Уголка, где не найдете

Лука на столе!

4.По всему известна свету

Луковиц семья:

(называют по очереди свои имена)

Чиполлучча, Чиполлетто,

Чиполлоччьо, Чиполлотто,

И, конечно,я.(Чиполлино)

Учитель.

(Слайд 4.) Чиполлино приглашает нас в удивительную страну, в ней все обитатели были сродни каким-нибудь овощам или фруктам. Сказка прочитана, Вспомним ее героев, отгадав загадки.

Шихова Д., Ивочкина А., Марголина А., Беляева В., Алексеев В.

Учитель.

Если бы вы оказались в этой стране, на какой овощ или фрукт вы были бы похожи?

Выходят ученики 2 «А» класс , рассказывают .

1.Чиполлино - мальчик – луковка – веселый, неунывающий, изобретательный. Он пришел к нам, в Россию, или, вернее, тогда – в Советский Союз в начале 50-х годов. И уже от нас пустился в путешествие по всему свету, захватив с собой имя человека, которому, собственно, и был обязан своим рождением – имя итальянского писателя Джанни Родари.

2.Писателя? Тогда, в 50-е годы, Родари и сам еще не называл себя так. Мировая известность, миллионные тиражи книг, высокие литературные звания и награды (среди которых – премия Ханса Кристиана Андерсена)- все это ожидало его впереди.

3.А к моменту рождения «Чиполлино» он был всего лишь журналистом «Унита». Так называлась газета итальянских коммунистов. Он тоже был коммунистом. Он стал им во время Второй мировой войны в рядах итальянского Сопротивления.

4.Родари был человеком последовательным и убежденным. Убежденным в том, что свобода, равенство и братство не пустые звуки, что рабочий человек – это самое высокое звание на свете.

5.Он, сын булочника и служанки, рано осиротевший и рано ставший зарабатывать себе на хлеб, был уверен в этом, писал в своих произведениях.

Учитель.

(Слайд 5.) Отец умер, когда мальчику исполнилось 9 лет. Отец - Джузеппе Родари - очень любил животных. Однажды, спасая котенка, промокшего под дождем, он простудился и через неделю умер от воспаления легких.

В семье настали трудные дни. Чтобы прокормить семью, мать переехала с детьми в свой родную деревню и устроилась работать служанкой в богатый дом.

Как знать, может быть, именно в отцовской пекарне впервые узнал будущий писатель, «какого цвета ремесла», и позже, спустя многие годы, сочинил об этом замечательное стихотворение:

Вот перед вами булочник белый
Белые волосы, брови, ресницы.
Утром встает он раньше, чем птицы…

У писателя есть еще одно похожее стихотворение.

2 «В» класс «Чем пахнут ремесла ».

1ученик.

У каждого дела

Запах особый:

В булочной пахнет

Тестом и сдобой.

2ученик.

Мимо столярной

Идешь мастерской,-

Стружкою пахнет

И свежей доской.

3ученик.

Пахнет маляр

Скипидаром и краской.

Пахнет стекольщик

Оконной замазкой.

4ученик.

Куртка шофера

Пахнет бензином.

5ученик.

Блуза рабочего-

Маслом машинным.

6ученик.

Пахнет кондитер

Орехом мускатным.

7ученик.

Доктор в халате-

Лекарством приятным.

8ученик.

Рыхлой землею,

Полем и лугом

Пахнет крестьянин,

Идущий за плугом.

9ученик.

Рыбой и морем

Пахнет рыбак.

Все хором

Только безделье

Не пахнет никак.

1ученик.

Сколько ни душится

Лодырь богатый,

Очень неважно

Он пахнет, ребята!

Учитель. Родари и его два брата, Чезаре и Марио, росли в родной деревне матери, Варесотто.

Маленький Джанни сочинял стихи, любил рисовать и мечтал быть художником. А еще Джанни Родари хотел стать музыкантом и даже учился играть на старенькой скрипке. Он мечтал стать мастером игрушек и хотел придумывать необычные забавные игрушки.

Учитель.

(Слайд 6.) Учиться Джанни Родари пришлось не в обычной школе, а в духовной семинарии - там не только учили детей бедняков, но еще и бесплатно кормили и одевали. Обучение в семинарии было необычайно скучным. "В школе нас заставляли делать такие нудные вещи, что они могли вывести из терпения даже корову", - вспоминал Джанни Родари много лет спустя. Зато в семинарии была библиотека, и маленький Джанни смог прочесть немало замечательных книг, будивших фантазию и даривших мечты.

В семнадцать лет стал дипломированным учителем, выпускником семинарии.

Окончив семинарию, Джанни Родари был вынужден идти работать, чтобы помогать семье. Он стал учителем начальных классов в местных сельских школах. Ему нравилось работать с детьми, нравилось придумывать для своих учеников веселые и поучительные истории, привлекал учеников к самостоятельному творчеству.

Учитель.

(Слайд 7.) В 1939 году посещал лекции по филологии в Миланском университете. В годы Второй Мировой Войны (1939-1945) Дж. Родари пошел на фронт, где он потерял двух своих друзей, а родной брат Чезаро попал в концентрационный лагерь. По состоянию плохого здоровья, Джанни освободили от службы. И он становится участником Движения Сопротивления против нацистов.

Учитель.

(Слайд 8.) В 1948 г. Родари стал журналистом в газете «Унита» (L’Unita) и начал писать стихи о детях современной Италии, нередко близкие по форме детскому фольклору.

2 «Б» класс. Стихи об Италии

Площадь Джованни Мастаи Феррети.

В брызгах фонтана купаются дети.

В воду ныряют на площади Рима.

А рядом троллейбус проносится мимо.

Кажется, лопнет троллейбус набитый.

Люди в троллейбусе очень сердиты.

Смотрят в окошки, как будто грозя:

«Эй, шалопаи! Купаться нельзя!»

Но под одеждой, взмокшей от зноя,

В душах людей я читаю иное.

Что-то живое бьется тайком

В сердце у каждого под пиджаком.

Думают взрослые:»Эх, чертенята!

Лето- раздолье для вашего брата.

Мы же строчить в министерствах должны,

Вместо того, чтобы сбросить штаны

И полоскаться в бассейне, как дети,

На площади старой Мастаи Феррети.

Учитель.

(Слайд 9.) В 1951 г. Родари опубликовал первый сборник стихов, «Книжка весёлых стихов», и своё известнейшее произведение «Приключения Чиполлино». Однако на своей родине Великий Сказочник долгое время оставался непризнанным и малоизвестным писателем. В 1953 году выходит русский перевод "Чиполлино", после чего это бессмертное произведение получает очень широкую популярность на территории бывшего СССР, где ежегодно переиздается миллионными тиражами. Сам создатель удивительной поучительной истории для самых маленьких, начиная с 1952 года много раз бывал в Советском Союзе, где его встречали с теплотой и любовью. Скромный и застенчивый, Джанни Родари был безумно рад встречи с Советскими детьми и творческими личностями, которые относились к автору с большим уважением и почтением. Однако в его жизнерадостном, улыбающемся взоре читалась горечь и обида за то, что на своей родине – в Италии он оставался непризнанным писателем.

Джанни Родари, веселый, неунывающий, неистощимый на выдумки и очень добрый сказочник, подарил детворе множество необыкновенных историй, с которыми можно играть, как с разноцветными мячиками.

Дудник Е. Кравченко Е.

КАК ПРИДУМЫВАЮТ ЧИСЛА

Давайте придумывать числа?!

Давайте! Чур, я первый! Почти-один, почти-два, почти-три,

почти-четыре, почти-пять, почти-шесть...

Это слишком маленькие числа. Послушай мои. Один сверхмиллион биллионов! Одна восьмища миллионищ! Один удиви-удивятище и один изумилище!

Подумаешь! А я могу целую таблицу умножения придумать! Вот смотри!

Трижды один - Паолина и Мартин!

Трижды два - вкусная халва!

Трижды три - нос скорей утри!

Трижды четыре - шоколад, вкуснейший в мире!

Трижды пять - ошибся опять!

Трижды шесть - я хочу есть!

Трижды семь - никогда суп не ем!

Трижды восемь - милости просим!

Трижды девять - мир слезам не верит!

Трижды десять - ничего не весят!

Скажи-ка быстро, сколько стоит эта коврижка?

Дважды "надеру-уши"!

А сколько отсюда до Милана?

Тысяча километров новых, один километр совсем уже старый и семь шоколадок!

Сколько весит слеза?

А это по-разному. Слеза капризного мальчика весит меньше ветра. Слеза голодного мальчика - тяжелее всей Земли!

Очень длинная получилась сказка?

Слишком!

Давай напоследок придумаем еще несколько чисел. Знаешь, как считают в Модене? Раз-и-раз, двас-и-двас, трижды-трижки, четыре коврижки и пяток кочерыжек.

А я посчитаю, как в Риме. Разик, двазик, третий тазик, а дальше считай как знаешь...

Игра. Танец вишенок.

Учитель.

(Слайд 10.) В 1952 году Джанни Родари пишет и издает сборник стихов «Поезд стихов» и новую, не менее примечательную сказочную историю «Приключения Голубой стрелы».

1959 – выходит «Джельсомино в Стране лжецов».

1960 – сборник «Стихи в небе и на земле».

1962 – сборник «Сказки по телефону».

1966 – сборник «Торт в небе».

Игра. Собери дом для дядюшки Тыквы.

Учитель.

(Слайд 11.) Все произведения Родари были переведены на русский язык Самуилом Маршаком. На фотографии Джанни Родари и Самуил Маршак.

Учитель.

(Слайд 12.) В 1970 году Джанни Родари удостоен почетной международной награды – медали Ганса Кристиана Андерсена.

В конце 1970-ых годов Дж. Родари тяжело болел, и все-таки смерть Великого Сказочника 14 апреля 1980 года для многих близких ему людей, была неожиданным и страшным ударом. Бесценное наследие в чудесных стихах, полных несуразицы, понятной лишь детскому воображению и в забавных сказках досталось потомкам от Великого Итальянского Сказочника Джанни Родари.

Именно он, Джанни Родари, привел в наши дома храброго и доброго Чиполлино, он дал нам возможность услышать чудесный голос Джельсомино, разрушающий стены тюрем, это в его сказочной повести преданный игрушечный щенок Кнопка превращается в живую собаку, а в другой сказке мальчик Марко, путешествуя в космосе на деревянной лошадке, попал на планету новогодних елок, где нет ни страха, ни обид. Впрочем, если рассказывать обо всех героях книг итальянского сказочника, то не хватит никаких страниц в журнале. Так что лучше прочитайте книги Родари, и их герои станут вашими верными друзьями на всю жизнь!

Награждение учащихся за объявленный за ранее конкурс рисунков «Фантазии сеньора Радари»

Используемые источники

Биография Джанни Родари –

Дьякова Людмила. Сказочник, который построил дворец из мороженого. –

Мяэотс Ольга. Джанни Родари –

Джанни Родари –