Глобальные проблемы человечества примеры пути решения. Глобальные проблемы современности
Глобальные проблемы человечества. сущность и пути решения
Глобальными называют проблемы, которые охватывают весь мир, все человечество, создают угрозу для его настоящего и будущего и требуют для своего решения объединенных усилий, совместных действий всех государств и народов.
В научной литературе можно встретить различные перечни глобальных проблем, где число их варьируется от 8-10 до 40-45. Это объясняется тем, что наряду с глобальными проблемами существует еще множество частных проблем.
Существуют также различные классификации глобальных проблем. Обычно среди них выделяют:
1) проблемы наиболее «универсального» характера;
2) проблемы природно-экономического характера;
3) проблемы социального характера;
4) проблемы смешанного характера.
К основным глобальным проблемам относят следующие.
I. Экологическая проблема . Истощение окружающей среды в результате нерационального природопользования, загрязнения ее твердыми, жидкими и газообразными отходами, отравление радиоактивными отходами привели к значительной деградации глобальной экологической проблемы. В некоторых странах напряженность экологической проблемы достигла экологического кризиса. Появилось понятие о кризисном экологическом районе и о районе с катастрофической экологической ситуацией. Возникла мировая экологическая угроза в виде неконтролируемого изменения климата Земли, разрушения озонового слоя стратосферы .
В настоящее время все большее число стран начинает объединять усилия для решения экологической проблемы. Мировое сообщество исходит из того, что главный путь решения экологической проблемы - это такая организация производственной и непроизводственной деятельности людей, которая обеспечила бы нормальное экоразвитие, сохранение и преобразование окружающей среды в интересах человечества и каждого человека.
II. Демографическая проблема . Демографический взрыв во всем мире уже пошел на убыль. С целью решения демографической проблемы ООН приняла «Всемирный план действий в области народонаселения», в осуществлении которого участвуют и географы, и демографы. При этом прогрессивные силы исходят из того, что программы планирования семьи могут содействовать улучшению воспроизводства населения. Для этого одной демографической политики недостаточно. Она должна сопровождаться улучшением экономических и социальных условий жизни людей.
III. Проблема мира и разоружения , предотвращения ядерной войны . В настоящее время разрабатывается договор о сокращении и ограничении наступательных вооружений между странами. Перед цивилизацией стоит задача создания всеобъемлющей системы безопасности, поэтапной ликвидации ядерных арсеналов, сокращения торговли вооружением, демилитаризации экономики.
IV. Продовольственная проблема. В настоящее время, по данным ООН , почти 2/3 человечества проживает в странах, где ощущается постоянная нехватка продуктов. Для решения этой проблемы человечество должно полнее использовать ресурсы растениеводства, животноводства и рыболовства. При этом оно может идти двумя путями. Первый - это экстенсивный путь, который заключается в дальнейшем расширении пахотных, пастбищных и рыбопромысловых угодий. Второй - интенсивный путь, который заключается в повышении биологической продуктивности существующих угодий. Решающее значение здесь будут иметь биотехнология, использование новых высокоурожайных сортов, дальнейшее развитие механизации, химизации и мелиорации.
V. Энергетическая и сырьевая проблема - прежде всего - проблема обеспечения человечества топливом и сырьем. Топливно-энергетические ресурсы постоянно истощаются, и через несколько сот лет могут вообще исчезнуть. Огромные возможности для решения этой проблемы открывают достижения НТП , причем на всех стадиях технологической цепочки.
VI. Проблема здоровья людей. В последнее время при оценке качества жизни людей на первое место выдвигается состояние их здоровья. Несмотря на то, что в XX веке были достигнуты большие успехи в борьбе со многими заболеваниями, большое количество болезней еще продолжают угрожать жизни людей.
VII. Проблема использования Мирового океана , который играет важную роль в общении стран и народов. В последнее время обострение сырьевой и энергетической проблемы привело к появлению морской горно-добывающей и химической промышленности, морской энергетике. Обострение продовольственной проблемы повысило интерес к биологическим ресурсам Океана. Углубление международного разделения труда и развитие торговли сопровождаются увеличением морских перевозок.
В результате всей производственной и научной деятельности в пределах Мирового океана и контактной зоны «океан - суша» возникла особая составная часть мирового хозяйства - морское хозяйство. Оно включает добывающую и обрабатывающую промышленность, рыболовство, энергетику, транспорт, торговлю, рекреацию и туризм. Такая деятельность породила другую проблему - крайне неравномерное освоение ресурсов Мирового океана, загрязнение морской среды, использование его как арены военной активности. Основной путь решения проблемы использования Мирового океана - рациональное океаническое природопользование, сбалансированный, комплексный подход к его богатствам, основанный на объединении усилий всего мирового сообщества.
VIII. Проблема освоения Космоса. Космос является общим достоянием человечества. Космические программы в последнее время усложнились и требуют концентрации технических, экономических, интеллектуальных усилий многих стран и народов. Мировое освоение космоса базируется на использовании новейших достижений науки и техники, производства и управления.
Каждая из глобальных проблем имеет свое конкретное содержание. Но все они тесно взаимосвязаны. В последнее время центр тяжести глобальных проблем перемещается в страны развивающегося мира. Наиболее катастрофический характер приобрела в этих странах продовольственная проблема. Бедственное положение большинства развивающихся стран стало крупнейшей общечеловеческой и общемировой проблемой. Главный путь ее решения заключается в проведении коренных социально-экономических преобразований во всех сферах жизни и деятельности этих стран, в развитии научно-технического прогресса, международного сотрудничества.
2) Глобалистика - область знаний, изучающая глобальные проблемы человечества.
Глобальные проблемы:
Касаются всего человечества, затрагивая интересы всех стран, народов, слоев общества;
Приводят к значительным экономическим и социальным потерям, могут угрожать существованию человечества;
Могут быть решены лишь при сотрудничестве в планетарном масштабе.
Основная причина возникновения (вернее, пристального изучения) глобальных проблем - глобализация экономических, политических отношений! è осознание того, что мир взаимозависим и что существуют общие проблемы, решение которых жизненно необходимо.
Др. причины: быстрый рост человечества.
Большие темпы технического прогресса
НТР è преобразование производительных сил (внедрение новых технологий) и производственных отношений (в том числе и отношений человека с природой).
Необходимость большого количества природных ресурсов и осознание того, что многие из них рано или поздно кончатся.
«Холодная война » люди реально ощутили угрозу уничтожения человечества.
Главные глобальные проблемы: проблема мира и разоружения, демографическая, экологическая, продовольственная, энергетическая, сырьевая, проблема освоения мирового океана, освоения космоса, проблема преодоления отсталости развивающихся стран, национализм, дефицит демократии, терроризм , наркомания и др.
Классификация глобальных проблем по Ю. Гладкову:
1. Наиболее универсальные проблемы полит. и соц-эконом. характера (предотвращение ядерной войны, обеспечение устойчивого развития мирового сообщества)
2. Проблемы природно-экономического характера (продовольственная, экологическая)
3. Проблемы социального характера (демографическая, дефицита демократии)
4. Проблемы смешанного характера, ведущие к гибели людей (региональные конфликты, технологические аварии, природные катастрофы)
5. Проблемы чисто научного характера (освоение космоса)
6. Малые проблемы синтетического характера (бюрократизация, и т.п.)
Проблема и ее сущность | Причины возникновения (или обострения) | Пути решения | Достигнутые результаты и существ. трудности |
1. Предотвращение войны; проблема мира и разоружения - мир под угрозой уничтожения ядерной войны или чего-то в этом роде | 1. Две мировые войны 20-го века 2. Технический прогресс. Создание и распространение новых видов оружия (в частности ядерного оружия) | 1. Установление более жесткого контроля за ядерным и химическим оружием 2. Сокращение обычных вооружений и торговли оружием 3. Общее сокращение военных расходов | 1) Подписание международных договоров: о нераспространении ядерного оружия (1968 г. - 180 гос-в.), о запрете ядерных испытаний, конвенция о запрещении разработки, произв-ва, хим. оружия (1997 г.) и т.д. 2) Торговля оружием сократилась в 2 р. (с 1987 по 1994 гг.) 3) Сокращение военных расходов на 1\3 (за 1990-е гг.) 4) Усиленный контроль за нераспространением ядерного и др. оружия со стороны международной общественности (Пр.: деятельность МАГАТЭ , и др. межд. организаций) но к договорам о нераспространении разных видов оружия присоединились не все страны, либо некоторые страны выходят из подобных договоров (Пр.: США односторонне вышли из договора по ПРО в 2002 г.); Деятельность некоторых стран дает основания полагать, что они разрабатывают ядерное оружие (КНДР, Иран) Не прекращаются вооруженные конфликты (Ливан - Израиль, война в Ираке и т.п.) - Одним словом, все еще далеко от совершенства… |
2. Экологическая проблема - Выражается в деградации окружающей среды и нарастании экологического кризиса -Проявляется в разных природных катаклизмах, изменении климата, ухудшении качества водных, земельных, ресурсов | 1. Нерациональное природопользование (вырубка лесов, ресурсная расточительность, осушение болот и т.п.) 2. Загрязнение окружающей среды отходами чел. деятельности (металлизация, радиоактивное загрязнение…и т.п.) 3. Эконом. развитие без учета возможностей природной среды (грязные производства, заводы-гиганты, И все эти негативные факторы накапливались и наконец è осознание эколог. Проблемы! | Проведение экологической политики на государственном, региональном и глобальном уровнях: 1. Оптимизация использования природных ресурсов в процессе общественного произ-ва (Пр: внедрение ресурсосберегающих технологий) 2. Охрана природы (Пр: создание особо охраняемых природных зон; регулирование вредных выбросов) 3. Обеспечение экологической безопасности населения. Успешность зависит от уровня социально-экономического развития отдельных стран (ясно, что развивающиеся страны не могут себе позволить производить экологически чистые мешки для мусора) + международной кооперации! | 1) Существование проблемы было осознано начали приниматься меры 2) Проведение международных конференций и форумов (Всемирные конференции ООН по окружающей среде) 3) Подписание межд. конвенций, соглашений и т.п. (Всемирная хартия охраны природы (1980), декларация по окружающей среде и развитию (в ходе конференции в Рио де Ж. в 1992 г.), Хельсинский протокол (поставил задачу уменьшения выбросов CO2), Киотский протокол (1997 - ограничил выброс в атмосферу парниковых газов), Хартия Земли (2002) и т.п. 4) Создание и деятельность международных правительственных и неправительственных организаций, программ (Гринпис, ЮНЕП) 5) Строгое природоохранное законодательство в ряде стран + внедрение природоохранных технологий и т.п. ВИС тратят на «экологию» 1-1.5% ВВП ВИС отчисляют на «экологию» в бедные страны 0.3% ВВП (должны 0.7%) но этой проблеме уделяется мало внимания и средств. Практикуются переносы грязных производств, но общее состоянии Земли от этого не улучшается. Многие развивающиеся страны, все еще находятся на экстенсивном пути развития и не могут позволить тратить деньги на «экологизацию». |
3. Демографическая проблема -Население Земли растет слишком быстро (демографического взрыва с 1960-х гг) нехватка продовольствия, нищета, эпидемии, безработица, миграции, и т.п. | Большинство развивающихся стран вступили во вторую фазу воспроизводства (ç более широкое использование достижений миров. медицины, небольшие успехи в экономике) Смертность сократилась, а рождаемость на 2-3 поколения оставалась очень высокой | Проведение демографической политики: - Экономические меры (Пр: льготы, пособия) - Административно-правовые (Пр: регулирование возраста вступления в брак, разрешение абортов) · Воспитательные Т.к. на проведение демогр. политики требуется много денег, то нужна международная кооперация | В некоторых странах (Китай, Тайланд, Аргентина), где активно проводится демогр. политика удалось снизить темпы прироста населения до 1% в год. В некоторых - демограф. взрыв пошел на убыль (Бразилия, Иран, Марокко, Чили). В основном данную проблему решают только «продвинутые» из развивающихся стран. В самых бедных (Афганистан, Уганда, Того, Бенин) ситуация пока не изменяется к лучшему. Проводятся всемирные конференции и форумы по проблеме народонаселения. Организации (ЮНФПА - фонд ООН в области народонаселния) |
4. Продовольственная проблема Норма питания человека в день = 2400-2500 ккал (в среднем в мире на одного человека - 2700 ккал) 25% людей не получают дост. белка, 40% - дост. витаминов В основном это касается развивающихся стран (кол-во недоедающих может достигать 40-45%) | 1) Прирост населения опережает прирост производства зерна и др. продуктов питания (демографический взрыв, эрозия, опустынивание, недостаток пресной воды, климатический фактор) 2) Низкий соц-эконом. уровень развития многих развивающихся стран (нет денег ни производить, ни покупать продукты питания) | А. Экстенсивно: Расширение пахотных и пастбищных (1.5 млрд земли находится в резерве) Б. Интенсивно: Использование достижений зеленой революции (см. вопрос про зеленую революцию). | 1) Международная сотрудничество в этой области (1974 г. Всемирная продовольственная конференция; создан Всемирный продовольственный Совет) 2) Продовольственная помощь (Пр: 40% всего импорта продовольствия в Африку)
(по докладу ООН 2006) |
5. Энергетическая и сырьевая -проблема надежного обеспечения человечества топливом, энергией, сырьем | Данная проблема существовала всегда, особенно обострилась (проявилась в глобальном масштабе) в 70-х гг (энергетический кризис) Основные причины: слишком большой рост потребления минерального топлива и др. ресурсов (за 20-й век было добыто > чем за всю историю чел-ва) => истощение многих месторождений, ухудшение условий добычи ресурсов и освоения месторождений Доп. причины для энергет. проблемы: необходимость отказаться от некоторых видов «слишком грязного» топлива, глобальная конкурентная борьба за топливо | А. Традиционный Наращивание добычи ресурсов · Новые месторождения · Увеличение «извлекаемости» Б. Политика энерго и ресурсосбережения (много мер, в том числе ориентация на использование возобновляемых и нетрадиционных видов топлива, использование вторичного сырья) В. Радикально новый пути решения -использование достижений НТР (Пр: атомная энергетика, использование водородных двигателей и т.п.) | Было найдено много новых месторождений (Пр: кол-во разведанных запасов нефти - в 10 р. с 1950 г. + активно идут разработки ресурсов мировгого) + внедрение в добычу новых технологий Активно проводится политика энергосбережения (в основном в ВИС) Пр: Энергоемкость ВВП ВИС на 1\3 (по сравн. с 1970). Деятельность МАГАТЭ и др. межд. организаций (в том числе координация межд. программ по разработке новых видов топлива) НО: Экономика бол-ва стран остается энергоемкой Бол-во стран пытаются решить данную проблему «силовым» путем Природные ресурсы все еще используются неэффективно (Пр: Средний мировой уровень полезного использования первичных ресурсов не превышает 1\3) |
Глобальные проблемы — это проблемы, которые:
- касаются всего человечества, затрагивая интересы и судьбы всех стран, народов, социальных слоев;
- приводят к значительным экономическим и социальным потерям, в случае их обострения могут угрожать самому существованию человеческой цивилизации;
- могут быть решены только при сотрудничестве в общепланетарном масштабе.
Суть глобальных проблем и возможные пути их решения:
Проблема мира и разоружения
— проблема предотвращения третьей мировой войны остается важнейшей, самой приоритетной проблемой человечества. Во второй половине XX в. появилось ядерное оружие и возникла реальная угроза уничтожения целых стран и даже континентов, т.е. практически всей современной
Пути решения:
- Установление жесткого контроля за ядерным и химическим оружием;
- Сокращение обычных вооружений и торговли оружием;
- Общее сокращение военных расходов и численности вооруженных сил.
Экологическая
— деградация глобальной экологической системы, в результате нерационального природопользования и загрязнение её отходами человеческой деятельности.
Пути решения:
- Оптимизация использования природных ресурсов в процессе общественного производства;
- Охрана природы от негативных последствий человеческой деятельности;
- Экологическая безопасность населения;
- Создание особо охраняемых территорий.
Демографическая
— продолжение демографического взрыва, быстрый рост численности населения Земли и как следствие перенаселение планеты.
Пути решения:
- Проведение продуманной демографической политики.
Топливно-сырьевая
— проблема надежного обеспечения человечества топливом и энергией, в результате быстрого роста потребления природных минеральных ресурсов.
Пути решения:
- Всё более широкое применение нетрадиционных источников энергии и тепла (солнечной, ветровой, приливной и т. д.).
- Развитие атомной энергетики;
Продовольственная
— по данным ФАО (организации по продовольствию и сельскому хозяйству) и ВОЗ (Всемирной организации по здравоохранению) в мире голодают и недоедают от 0,8 до 1,2 млрд. человек.
Пути решения:
- Экстенсивный путь решения заключается в расширении пахотных земель, пастбищных и рыбопромысловых угодий.
- Интенсивный путь — это увеличение производства сельскохозяйственной продукции за счет механизации, химизации, автоматизации производства, за счет освоения новых технологий, выведения высокоурожайных, болезнеустойчивых сортов растений и пород животных.
Использование ресурсов Мирового океана
— на всех этапах человеческой цивилизации Мировой океан был одним из важнейших источников поддержания жизни на Земле. В настоящее время океан это не просто единое природное пространство, но и природно-хозяйственная система.
Пути решения:
- Создание мировой структуры морского хозяйства (выделение зон нефтедобычи, рыболовных и рекреационных зон), совершенствование инфраструктуры портово-промышленных комплексов.
- Охрана вод Мирового океана от загрязнения.
- Запрещение военных испытаний и захоронения ядерных отходов.
Мирное освоение космоса
— космос — глобальная среда, общее достояние человечества. Испытание разного рода оружия может угрожать всей планете сразу. «Замусоривание» и «засорение» космического пространства.
Пути решения:
- «Немилитаризация» космического пространства.
- Международное сотрудничество в освоении космического пространства.
Преодоление отсталости развивающихся стран
— большая часть населения мира живет в бедности и нищите, которые можно считать крайними формами проявления отсталости. Доход на душу населения в некоторых странах составляет менее 1 долл. в день.
Пути решения:
- Создание и осуществление программ международной помощи отстающим странам.
- Безвозмездная экономическая и финансовая помощь (строительство промышленных предприятий, больниц, школ).
§ 45. Сохранение мира на Земле
§ 46. Экологическая проблема
§ 47. Демографическая проблема
§ 48. Продовольственная проблема
§ 49. Энергетическая и сырьевая проблемы
§ 50. Преодоление отсталости развивающихся стран
§ 51. Проблемы Мирового океана. Взаимосвязь глобальных проблем
Приложения
Предисловие
Мир, в котором мы живем, меняется с невиданной быстротой. Растет численность населения Земли, обостряются экологические, энергетические, сырьевые проблемы, переплетаются экономические и культурные связи. Судьбы отдельных народов сливаются в одну всемирную судьбу. Своеобразная «паутина» современного мира – Интернет – уже объединила более полумиллиарда человек. Оставаясь частичками национальных государств, люди становятся гражданами мира, учатся жить и работать в мире без границ. Впереди этого процесса идет Западная Европа, где в недалеком будущем «пограничные столбы» окажутся ненужными и станут играть лишь символическую роль.
Однако «списывать со счетов» национальные государства как основные субъекты международных отношений пока преждевременно. Сравнительно недавний распад Советского Союза, Чехословакии, Югославии показал не только всю шаткость современного мироустройства, но и неослабевающую роль государственных образований. Именно государства формируют облик современного человечества, представляющего собой живой многоцветный мир отдельных народов, пребывающих в непрерывном движении. Они появляются, расцветают и исчезают. История одних народов (китайцев, греков, египтян) насчитывает
тысячелетия, другие народы (финикийцы, карфагеняне, гунны, скифы, половцы) давно ушли в небытие, третьи – формируются буквально на наших глазах. Ясное представление о современных странах и народах должен иметь каждый образованный человек.
Любая страна, любой народ вносит свой вклад в мировую экономику, науку, культуру. Так, древний густонаселенный Китай вступил в эпоху невиданного экономического подъема. Маленькие Нидерланды стали сельскохозяйственной державой первого «ранга», крупным экспортером продуктов питания. Япония создала весьма эффективную систему образования и научных исследований, что во многом объясняет ее выход на передовые рубежи в экономике мира. Изучение передового опыта зарубежных стран крайне необходимо в то время, когда необычайно расширяются международные связи в экономике, науке и культуре, когда и наша страна ищет пути создания эффективной рыночной экономики.
Социально-экономическая география мира – школьный предмет, способный дать современное видение целостного и неделимого мира, представление о его природе, странах и народах, о мировой экономике, понимание актуальных глобальных проблем человечества. Особое внимание в учебнике отводится наиболее
более развитым или крупным странам и регионам, таким как США, государства Западной Европы, Япония, Китай, Индия, регионы Африки, Латинской Америки и т. д. При этом изучение географии мира – это не сбор справок о странах и народах, а восприятие их наиболее сущностных, индивидуальных черт. География не должна «растворяться в экономике», так как главное богатство любой страны – это люди, их исторический опыт и культура.
Наша дисциплина сочетает в себе элементы не только географии, но и социологии К истории, естественных и других наук. Это нормальное явление, так как наука представляет собой внутренне единое целое, и ее разделение на отдельные области обусловлено в значительной степени ограниченностью способности человеческого познания. В действительности существует непрерывная цепь от физики к химии через биологию, географию и антропологию к социальным наукам.
Структура учебника подсказана логикой самого предмета. Первый раздел посвящен освоению человеком нашей планеты. Он ориентирует вас на объект нашего изучения и подчеркивает необходимость хорошо знать прошлое. В следующих разделах рассматривается география природных ресурсов и населения мира, без чего невозможно изучать экономику. Далее идут разделы, посвященные политической карте мира, географии мирового хозяйства и крупным историко-географиче-ским регионам. Завершается учебник чрезвычайно важным разделом, в котором рассматриваются глобальные проблемы человечества: экологическая, продовольственная, демографическая, энергетическая и др. Прежде чем начать работать с учебником, советуем вам внимательно ознакомиться с его структурой, картографическим, иллюстративным и статистическим материалом, а также с приложением к учебнику, в котором приводятся справочные таблицы. Особое внимание обратите на приводимые в конце параграфов и глав (а также в рубрике «Приглашение к дискуссии») вопросы и задания. Приступая к изучению курса экономической и социальной географии мира, помните, что объекты нашего изучения – природа, люди, страны, хозяйство – слишком сложны, многообразны, неповторимы, находятся в постоянном развитии. Еще недавно мы жили в государстве, называвшемся СССР, а сегодня на его месте образовался ряд суверенных государств – Российская Федерация, Белоруссия, Украина, Молдавия, Казахстан, страны Балтии, Закавказья, Средней Азии. Никакой учебник не может поспеть за быстроменяющимся миром и не в состоянии ответить на все интересующие вас вопросы. Поэтому, для того чтобы лучше познать окружающий нас мир, вам надо больше читать специальную литературу, периодическую печать, слушать передачи радио и телевидения, использовать сведения из других школьных дисциплин.
I. Освоение человеком планеты Земля
§ 1. От древности до наших дней
Каковы результаты хозяйственной деятельности на Земле предшествующих поколений людей? Что такое Ойкумена? Остались ли«белые пятна» на географической карте?
Земля – место обитания человека. Жизнь людей протекает на земной поверхности, общая площадь которой составляет около 510 млн. км 2 . Из них чуть менее трети (149 млн.. км 2) приходится на долю материков и островов. Природа постаралась создать близкие к идеальным условия для развития органической жизни на Земле, в частности для обитания человека. Можно назвать, по крайней мере, три важнейших источника жизни на Земле. Это энергия Солнца, воздух и чистая питьевая вода. Особенно велика роль Солнца. Солнечная энергия – главная «виновница» возникновения жизни на Земле, основа многих природных процессов. Благодаря ней происходит создание биомассы (в процессе фотосинтеза), движение воздушных потоков, вод в океанах. При этом следует помнить, что атмосфера пропускает к земной поверхности лишь 67% притока энергии, 27% поглощает, а 6% отражает. Большое количество опасных для человека ультрафиолетовых лучей поглощается озоносферой. Воздух, пригодный для дыхания человека и животных, сосредоточен в нижней части атмосферы, называемой, как вы помните, тропосферой. Чистый воздух состоит на 78% из азота, 21% кислорода, 1% аргона и других газов, из которых наиболее важен углекислый газ (0,03%). Благодаря в значительной мере кислороду происходит работа мускулов человека, согревается его организм, обеспечивается работа его нервной системы, деятельность мозга и т. д. Наконец, третий главный источник жизни на Земле – это вода. При этом основное условие жизни человека – это чистая питьевая вода. Она необходима ему для приготовления пищи, выведения отходов и ядовитых веществ из организма и т. д. Человек – составная часть природы. Его дом – географическая оболочка Земли, сфера взаимопроникновения и взаимодействия литосферы, атмосферы, гидросферы и биосферы.
Первые шаги в освоении планеты. Земля… Какой она была на заре человеческой цивилизации и какой стала сегодня? Как расширились географические границы обитания человека и как строились его взаимоотношения с природой? Перелистаем лишь немногие страницы прошлого, чтобы увидеть, как происходило освоение человеком Земли.
Историю человечества можно изучать с помощью формационного или цивилизационного подхода. В соответствии с первым выделяются общественно-экономические формации: первобытно-общинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и др. В соответствии со вторым подходом выделяются цивилизационные революции, поднимающие на новую ступень производительность труда. Считается, что первой цивилизационной революцией была сельскохозяйственная (около 6–8 тыс. лет назад); следующей была промышленная (300 лет назад); нынешняя революция – научно-техническая, перемещающая население в сферу обслуживания людских потребностей (торговля, услуги, транспорт, образование, наука, культура, управление и т. д.).
Цивилизационный подход, лишенный классовых условностей, более распространен в современном мире. На его основе лучше изучать и процесс освоения человеком планеты Земля.
На протяжении истории человечества характер его связей с природной средой претерпевал большие изменения. В очень древние времена производственная деятельность человека, которая заключалась в собирательстве, охоте и рыболовстве, приспосабливалась к природной обстановке, а не видоизменяла ее (рис. 1).
Районы с теплым и влажным климатом, изобиловавшие биологическими ресурсами (прежде всего стадами крупных млекопитающих), всегда служили центрами притяжения для первобытных людей. Постепенный переход человечества от такого хозяйства, получившего название присваивающего, к производящему (земледелие и скотоводство) явился величайшей экономической революцией. Она привела к заметному усилению воздействия человека на природу (рис. 2).
Особенно большим разнообразием стали отличаться взаимоотношения людей с природной средой в пределах распространения древних цивилизаций, прежде всего в долинах Нила, Тигра и Евфрата, Инда и Ганга, Хуанхэ и Янцзы, а впоследствии на территории Древнего Рима и Древней Греции и т. д. Здесь получили расцвет сельское хозяйство и разнообразные ремесла. Древние люди строили дамбы, рыли каналы, осушали болота, с помощью зеленых насаждений останавливали песчаные барханы. Однако на остальных обширных пространствах планеты люди строили свои взаимоотношения с природой по-прежнему на первобытном уровне.
Рис. 1. Чем характеризуются
взаимоотношения человека
и природной среды на этом рисунке?
Население мира в древние времена оставалось немногочисленным. Ученые считают, что на рубеже старой и новой эры на земном шаре жило всего несколько десятков миллионов человек. Прирост населения шел медленно, так как человечество жило в условиях суровой борьбы за свое существование. Во многих районах планеты никогда не ступала нога человека.
Шли века, тысячелетия. В Средневековье произошло новое расширение связей в системе общество – природная среда. В хозяйственный круговорот начали более широко, чем прежде, вовлекаться ресурсы, не связанные с удовлетворением пищевых потребностей, – минеральные и лесные. Это определялось все более широким распространением металлических орудий труда, развитием кораблестроения, строительством зданий и т. д. Возросла численность населения, увеличилась нагрузка на землю, особенно в районах муссонной Азии, Тропической Африки, во многих странах Европы. Истощались почвы, из-за перевыпаса скота деградировали пастбища, вследствие вырубок, а также применения подсечно-огневого земледелия уменьшалась площадь лесов.
Но и в Средневековье средства и способы воздействия человека на природную среду сравнительно редко выходили за допустимые пределы. Небольшие земельные наделы, неглубокая обработка почв, органические удобрения, ручной труд – все это делало сельское хозяйство Средневековья хотя и не интенсивным, но вполне рациональным в природоохранном отношении.
Освоенное человеком пространство в Средние века не шло ни в какое сравнение с картиной современного мира: выделялись лишь сгустки населения в Восточной и Южной Азии, Западной и Центральной Европе. Обширные же территории Северной и Южной Америки, Австралии были вообще слабо освоены и редко заселены.
Стремительное расширение границ Ойкумены. Качественный скачок в освоении планеты связан с промышленной революцией. Уже Великие географические открытия на заре зарождения капиталистических отношений существенно раздвинули горизонты Ойкумены – заселенной человеком части Земли, способствуя вовлечению в хозяйственный оборот открытых и частично еще не обжитых земель в Америке, Австралии, Океании. Испанией, Португалией, Англией, Нидерландами, Францией были созданы целые колониальные империи, раскинувшиеся в обоих полушариях.
Современный этапНТР | коренные сдвиги в технической базе производства;резкие сдвиги в системе «общество – природная среда» | С середины XXвека | |
Промышленная революция | быстрое преобразование естественных ландшафтов; рост масштабов воздействия человека на окружающую среду | 300 лет назад | |
Увеличение нагрузки на землю, развитие ремесел, более широкое вовлечение в хозяйственный круговорот природных ресурсов | Средние века | ||
Сельскохозяйственная – революция | переход основной части человечества от охоты и рыболовства к возделыванию земли; слабое преобразование естественных ландшафтов | 6–8 тыс. летназад | |
Собирательство, охота и рыболовство; человек приспосабливался к природе, а не видоизменял ее | Около 30 тыс. лет назад |
Рис. 2. Этапы влияния общества на природную среду
Для работы на плантациях в Америку из Африки были вывезены миллионы чернокожих рабов. Коренное же население многих колоний безжалостно истреблялось. Особенно обагрили свои руки кровью конкистадоры – участники испанских завоевательских походов в Центральную и Южную Америку. По мере развития фабрично-заводской промышленности масштабы воздействия человека на окружающую среду росли. К прежним формам такого воздействия прибавились массовая подземная добыча минерального сырья, гидроэнергетическое строительство и т. д. Шло быстрое преобразование естественных ландшафтов, освоение новых морских акваторий. Дух потребительства, поразивший цивилизацию, вел к прогрессирующему ухудшению окружающей среды. Однако наиболее резкие сдвиги во взаимоотношениях между обществом и природной средой произошли во второй половине XX столетия с приходом современной НТР. На географической карте практически уже не осталось «белых пятен». Даже на дне океанов и в глубине Антарктиды можно теперь обнаружить следы технической деятельности человека (техногенные частицы, сложные химические соединения, не встречаемые в природе, и т. д.). Но главное состоит в том, что в результате существенного увеличения численности населения, интенсивной индустриализации и роста городов хозяйственные нагрузки начали повсеместно превышать способность природных систем к самоочищению. В мире сложилась весьма драматическая ситуация: перед человечеством вплотную встала проблема уничтожения почти всего живого на планете в недалеком будущем. Цивилизации прошлого также испытывали острые кризисы, но они никогда не достигали таких масштабов. Исключительная мощь современной научно-технической цивилизации открывает новую эру во взаимоотношениях человека с природой. Итак, чтобы исследовать и освоить Землю, человечество затратило гигантский труд. При этом каждый народ, каждое существующее ныне государство, каждая цивилизация внесли свою лепту в освоение планеты. В результате вовлечения в сферу жизнедеятельности человека всей земной поверхности, окружающей ее атмосферы и даже ближнего космоса судьбы народов и государств оказались тесно переплетены.
Известный норвежский ученый Тур Хейердал сравнил нашу Землю с большим плотом: «Все мы сидим на одном плоту… Чтобы выжить на нем, нужно сотрудничать. А плот-то намокает и может пойти ко дну. Этого нельзя допустить!» Вдумайтесь в глубокий смысл этих слов.
Вопросы и задания. 1.
Каковы главные источники жизни на Земле, делающие ее «чудом» космической эволюции? 2. История Земли – это история природы, с одной стороны, и история людей, с другой. В каких случаях планета меняет свой облик без «помощи» человека? 3. Почему в развитии человечества бронзовый век предшествовал железному, а не наоборот? 4. Проследите связи: а) «эпохи великого переселения народов» (первые века нашей эры) с современной географией народов; б) Великих географических открытий со спецификой хозяйственного освоения некоторых «новых» территорий; в) эпохи колонизации с интенсивным освоением планеты, миграциями населения и распространением английского, испанского, португальского и французского языков. 5. На примеpax конкретных регионов мира проанализируйте роль морского, железнодорожного и автомобильного транспорта в освоении человеком планеты. 6. Каковы отличительные признаки второй половины XX в. как новой эры во взаимоотношениях человека и природной среды?
§ 2. Современные масштабы освоения планеты
Существует ли предел освоению нашей планеты? Можно ли найти гармоничные основы взаимодействия общества и природы?
Освоение необжитых территорий. Хотя в сферу жизнедеятельности человека вовлечена уже практически вся земная поверхность, в мире остается еще немало слабо освоенных, не обжитых человеком территорий (рис. 3).
Отличительной чертой нашего времени является широкое освоение человеком именно слабо освоенных территорий, его проникновение в недоступные ранее районы, с крайне неблагоприятными для организма людей природными условиями. Ярко выраженной тенденцией в размещении производительных сил мира стало в последние десятилетия освоение пустынных и полупустынных территорий в странах Азии, Африки, Америки, Австралии. Благодаря достижениям научно-технического прогресса к освоению таких территорий кроме высокоиндустриальных стран приступили сегодня и многие развивающиеся страны, в пределах которых сосредоточены основные массивы пустынь и полупустынь. Даже в Сахаре появляются новые города-оазисы, в которых сооружаются промышленные предприятия, ведется жилищное строительство, у песков отвоевываются площади под сельскохозяйственные угодья, прокладываются асфальтированные дороги. Широкий размах также приобрело хозяйственное строительство в экстремальных условиях северных широт, несмотря на то что низкие температуры, полярная ночь, многолетняя мерзлота, сильная заболоченность заметно отягощают жизнь человека в тундре. Речь идет о таких околополярных территориях, Север России, Канадский Арктический архипелаг, Аляска. Особенно крупномасштабным хозяйственным наступлением на Север ознаменовались последние годы. Так, в России широко используются ресурсы Европейского Севера, бассейнов рек Оби и Енисея. Разрабатываются
апатиты, нефелины, медноникелевые руды Кольского полуострова, угли Печорского бассейна, ухтинская нефть и природный газ, нефтегазовое сырье Западной Сибири, медно-никелевые руды Норильска, месторождения олова, слюды в Якутии и т. д. Современная горно-добывающая промышленность создана на Аляске в США (нефть, золото, платина) и на Канадском Севере (железная руда, нефть, полиметаллы). Рубежи осваиваемых земель все более раздвигаются и в связи с освоением человеком горных территорий. Под сельскохозяйственные угодья все чаще используются склоны гор, где культивируются овощи, фруктовые деревья и особенно чайный куст (Индия, Япония, КНР, КНДР и др.). Разумеется, что без создания специальной сельскохозяйственной техники, способной эффективно работать в горных условиях, осваивать такие территории чрезвычайно трудно.
Быстро осваиваются глубинные территории Южной Америки – влажные тропические леса. Возникают новые селения, создаются предприятия, строятся дороги.
В орбиту экономической деятельности все больше вовлекается Мировой океан. Используются его биологические, минеральные, химические и другие богатства. Водные просторы самым непосредственным образом включаются в хозяйственную
Деятельность прибрежных государств. Особое значение сегодня приобретает хозяйственное освоение южнополярных акваторий Мирового океана. Человека влекут сюда крупные ресурсы криля (небольшого рачка, служащего ценным сырьем для производства кормовой муки), рыбы, пищевых водорослей. Близка к осуществлению идея транспортировки в засушливые зоны Земли гигантских антарктических айсбергов. Однако полномасштабное хозяйственное освоение Антарктики, так же как и самого южнополярного материка – Антарктиды, относится пока еще к более отдаленной перспективе.
Расширение территориальных рамок мировой экономики в немалой степени было обязано и росту военной промышленности. Создание принципиально новых видов вооружения и периодическое обновление военной техники оказывали немалое воздействие на строительство новых предприятий и испытательных полигонов не только в старых районах, но и в отдаленных, «глухих» местах. Два типа освоения планеты.Сегодня уже с уверенностью можно говорить о том, что длившаяся многие столетия эпоха экстенсивного освоения планеты, т.е. вовлечения в хозяйство новых пространств и дешевых природных ресурсов, заканчивается. Наступил предел и экстенсивному развитию экономики. В этой связи возникает законный вопрос: а сможет ли наша планета прокормить и напоить, одеть и обуть, обеспечить всем необходимым быстрорастущее население Земли? Хотя на каждого жителя планеты приходится более 2 га земной тверди, это еще мало, о чем говорит. Ведь примерно 1/3 суши – это малоприспособленные для жизни человека пустыни и полупустыни, около 1/4 – зоны многолетней мерзлоты, а есть еще и заболоченные пространства, недоступные горные территории и т. д. Трудно представить себе, что эти земли будут когда-либо полностью заселены. К этому следует добавить, что каждый из нас предъявляет к земле (прежде всего с точки зрения ее плодородия) несравненно более высокие требования, чем наши предки. Ученые сходятся во мнении, что ресурсы планеты, если человечество будет их использовать экономно, по-хозяйски, способны удовлетворить потребности гораздо большего населения Земли, чем нынешнее. При этом человечество обязано сохранить окружающую среду. Такое отношение к природе, которое можно назвать рациональным природопользованием, означает, прежде всего, заботу о сохранении экологического равновесия в природе и, конечно, полностью исключает отношение к ней как к неисчерпаемой кладовой. Оно предполагает интенсивное развитие экономики, т. е. не столько «вширь» – путем вовлечения в хозяйственный оборот новых географических районов, сколько «вглубь» – за счет более полной переработки сырья, повторного использования отходов производства и потребления, применения малоотходной технологии.
Подобную природоохранную систему общественного производства с полным основанием можно назвать новым типом освоения нашей планеты, предела которому не существует. Он представляет собой постоянный поиск гармоничных основ взаимодействия общества и природы, переход к замкнутой экономической системе, т. е. к непрерывному кругообороту веществ в процессе производства.
В современном мире все еще часто проявляется экстенсивный тип освоения территорий, отличающийся крайне низким выходом готовой продукции на единицу используемых природных ресурсов. Сегодня в конечном продукте нередко утилизируется лишь 1–2% массы исходного сырья. Остальное безвозвратно теряется, как бы выбрасывается в мусорное ведро.
Наиболее ярко экстенсивный тип освоения территорий проявляется в развивающемся мире, где общественное производство чаще всего базируется на расточительной эксплуатации природных ресурсов. В то же время в наиболее развитых странах использование вторичного сырья в производстве черных и цветных металлов, стекла, бумаги, пластмасс уже достигает 70% и более. Наша страна в этом отношении стоит пока не в первом ряду.
Итак, освоение планеты – сложный, многоплановый, «растянутый» во времени процесс, в котором воедино сливаются и перекрещиваются экономические, социальные, экологические, военные и иные проблемы. При этом эпоха экстенсивного развития экономики за счет освоения новых пространств и новых источников природных ресурсов заканчивается. Впереди – новая эпоха освоения планеты, основанная на коллективном разуме человечества, на его хозяйском отношении к природе.
Вопросы и задания. 1 . С помощью политической карты мира, карты природных зон и карты плотности населения установите государственную принадлежность территорий с неблагоприятными для жизни человека природными условиями и степень их заселенности. 2. В каких странах и регионах мира получило развитие, террасированное земледелие? Почему? Преимущественно, на каких культурах оно специализируется? 3. Какие акватории континентального шельфа вовлечены в хозяйственный оборот наиболее широко? 4. Что вы знаете о масштабах и экологических последствиях освоения амазонской сельвы? 5. Что означает понятие «экстенсивный тип освоения территорий» и чем он опасен для экономики будущего? 6. В нашей стране традиционно осваивались богатые природными ресурсами восточные районы. Но можно ли считать, что территории западных областей являются полностью освоенными и окультуренными? 7. Что надо изменить в психологии, мышлении, деятельности человека для установления его новых взаимоотношений с природой?
ОБОБЩЕНИЕ ЗНАНИЙ ПО ТЕМЕ
«ОСВОЕНИЕ ЧЕЛОВЕКОМ ПЛАНЕТЫ ЗЕМЛЯ»
I. Приглашение
1. Если бы отсчет истории можно было начать с нуля, как оптимально мог бы идти процесс освоения планеты? Мог ли быть другой путь, чем тот, который выбрало человечество?
2. К каким положительным и отрицательным результатам могло бы привести осуществление таких грандиозных проектов, как: а) строительство плотины через Берингов пролив; б) строительство плотины через Гибралтар; в) создание обширного внутриафриканского моря в районе озера Чад; г) переброска стока северных рек России на юг?
3. Известно, что Канада не спешит осваивать полуостров Лабрадор, Дания – Гренландию, Норвегия – Шпицберген и т. д. При разработке богатых природных ресурсов Американского Севера США и Канада широко используют вахтовый метод, т. е. рабочих посылают в командировку на Один-два месяца. Как вы считаете, стоит ли России, осваивая свои бескрайние просторы, строить новые города в экстремальных природных условиях? Может быть, лучше интенсивнее развивать уже обжитые территории?
4. Насколько корректно говорить об освоении Антарктиды? Если это выражение уместно, то какой смысл в него можно вложить?
5. Один из известных ученых при оценке характера освоения планеты в наше время использовал термин «образованное варварство». Согласны ли вы с этим утверждением? Если да, то какой смысл вы вложили бы в это понятие?
II. Темы для рефератов
1. Особенности взаимоотношения человека и природной среды в древности.
2. Последствия резких изменений во взаимоотношениях человека с природной средой во второй половине XX в.
3. Освоение человеком труднодоступных территорий планеты.
II. Природные ресурсы
На протяжении своего существования люди сталкиваются с проблемами глобального масштаба. Рост научно-технического прогресса повлиял на то, что негативных процессов, затрагивающих планету в целом, стало больше. Современная философия требует их углублённого осмысления, чтобы спрогнозировать последствия такого влияния. Глобальные проблемы современности и пути их решения волнуют все страны на земле. Поэтому не так давно появилось новое понятие - глобалистика, в основе которого лежит научно-философская стратегия ликвидации неприятных явлений в международном масштабе.
В сфере глобалистики трудится множество специалистов, и это не случайно. Причины, которые не дают человечеству гармонично развиваться и двигаться вперёд, носят комплексный характер, а не зависят от одного фактора. Именно поэтому необходимо проанализировать малейшие изменения в политическом, социальном, экономическом состоянии государств и народов. От того, сможет ли мировое сообщество вовремя решать глобальные проблемы, зависит жизнь всего человечества.
Как классифицируются проблемы
Проблемы человечества, имеющие глобальный характер, отражаются на жизни всех людей и приводят к серьёзным социальным и экономическим потерям. Когда они обостряются, то могут угрожать существованию населения земли. Для их решения правительства всех стран должны сплотиться и действовать сообща.
Существует научно-философская классификация проблем, сформированная на основании длительного исследования. Она состоит из трёх больших групп.
- В первую включены проблемы, которые затрагивают политические и экономические интересы разных стран. Их можно условно разделить на конфронтацию «Востока с Западом», на отсталые и развитые страны, на предотвращение терроризма и войны. Туда также включают сохранение мира и установление на планете справедливого экономического порядка.
- Во второй группе находятся проблемы, возникающие от взаимодействия человечества с природой. Это нехватка сырья, топлива и энергии, проблема загрязнения окружающей среды, сохранения Мирового океана, флоры и фауны земли.
- К третьей группе относятся проблемы, которые могут быть связаны с человеком и обществом. Основные из них - перенаселение земли, образование и здравоохранение.
Глобалистика тщательно исследует проблемы современности, основываясь на философии и научно-технической базе. Философия объясняет, что их возникновение не случайность, а закономерность, связанная с прогрессом в обществе и влияющая на развитие человечества.
- сделать всё для сохранения мира;
- снизить стремительный рост численности населения;
- сократить использование природных ископаемых;
- остановить разрушение озонового слоя и уменьшить загрязнение планеты;
- сократить социальную пропасть между людьми;
- повсеместно ликвидировать бедность и голод.
Научно-философская теория требует не только констатировать проблемы, но и давать чёткий ответ, как их решить.
Причины и решение проблем
Понимание глобальных проблем очень важно для человечества. Это первый шаг на пути их устранения.
Основное условие сохранения жизни - мир на земле, поэтому необходимо ликвидировать угрозу третьей мировой войны. Научно-техническая революция подарила людям термоядерное оружие, применение которого способно уничтожить целые города и страны. Пути решения этой проблемы могут быть такие:
- остановка гонки вооружений, полный запрет на создание и использование оружия массового поражения;
- строжайший контроль за химическими и ядерными боеголовками;
- сокращение расходов на армию и запрет на торговлю оружием.
Для разрешения глобальных экологических проблем человечеству нужно сильно постараться. Над людьми нависла угроза глобального изменения климата. Это связано с ожидаемым потеплением, которое вызвано выбросами парниковых газов. Если оно произойдёт, то будет катастрофическим для земли. Начнётся изменение геосистемы планеты. В результате таяния ледников поднимется уровень Мирового океана, будут затоплены тысячи километров прибрежной зоны. Планета подвергнется шквалу ураганов, землетрясений и других экстремальных явлений. Это приведёт к смертям и разрушениям.
Высокая концентрация вредных веществ в атмосфере ведёт ещё к одной глобальной проблеме - нарушению озонового слоя и появлению озоновых дыр. Они являются причиной кислотных дождей и губительно влияют на всё живое. Понятие «озоновые дыры» в совершенстве не изучено, но определённая информация у учёных есть.
- Решить эти проблемы можно, уменьшив загрязнение окружающей среды.
- Необходимо сократить производственные выбросы в атмосферу, используя новинки научно-технического прогресса, и приложить все силы для сохранения лесов.
Демографическая проблема давно актуальна для человечества. На сегодняшний день в большинстве развивающихся стран происходит взрыв рождаемости, и население стремительно растёт. В развитых странах, наоборот, этот показатель падает и происходит старение нации. Социальная философия предлагает искать решение в грамотной демографической политике, которую должны проводить правительства всех стран.
Топливно-сырьевая проблема угрожает мировому сообществу нехваткой различных ресурсов, необходимых для обеспечения жизни людей в современном мире. Уже сейчас многие страны страдают от недостаточного количества топлива и энергии.
- Для ликвидации этой беды нужно экономно распределять природные ископаемые.
- Применять нетрадиционные виды источников энергии, например, ветряные, солнечные электростанции.
- Развивать атомную энергетику и грамотно использовать мощь Мирового океана.
Нехватка продовольствия сильно отражается на многих странах. По официальным данным в современном мире недоедают около 1.2 миллиона человек. Решить эту глобальную проблему человечества можно двумя способами.
- Суть первого способа в том, что нужно увеличить площади для пастбищ и посева зерновых культур, чтобы производить для потребления больше продовольствия.
- Второй метод рекомендует не увеличивать территории, а заняться модернизацией уже имеющихся. Улучшить продуктивность можно, используя научно-технические новинки. Например, биотехнологии, при помощи которых создаются морозоустойчивые и высокоурожайные сорта растений.
Глобальную проблему отсталости слаборазвитых стран тщательно изучает социальная философия. Многие специалисты считают причиной медленного развития государств быстрый прирост населения на фоне отсутствия развитой экономики. Это приводит к тотальной бедности людей. Для поддержки этих государств мировое сообщество должно осуществлять финансовую помощь, строить больницы, школы, различные промышленные предприятия и способствовать развитию экономики отсталых народов.
Проблемы Мирового океана и здоровья людей
В последнее время остро чувствуется угроза Мировому океану. Загрязнение окружающей среды и нерациональное использование его ресурсов привели к тому, что он находится на краю гибели. На сегодняшний день цель человечества - сохранить экосистему, потому что без неё планета не сможет выжить. Для этого необходима определённая стратегия:
- запретить захоронение ядерных и других опасных веществ;
- усовершенствовать структуру мирового хозяйства, создав там отдельные места для нефтедобычи и ловли рыбы;
- защищать от разрушения рекреационные ресурсы;
- усовершенствовать промышленные комплексы, расположенные на берегу океана.
Здоровье жителей земли - важная глобальная проблема современности. Научно-технический прогресс стимулирует появление новых лекарств от серьезных заболеваний. Изобретено новейшее оборудование для диагностики и лечения. Но, несмотря на это, часто возникают эпидемии, уносящие тысячи жизней, поэтому учёные продолжают активную разработку передовых способов борьбы.
Однако медицина - это не панацея. По большому счету, здоровье каждого конкретного человека в его собственных руках. И прежде всего речь об образе жизни. Ведь причинами страшных заболеваний, как правило, становятся:
- плохое питание и переедание,
- малоподвижность,
- курение,
- алкоголизм,
- стрессы,
- плохая экология.
Не дожидаясь решения глобальных мировых проблем, каждый может заняться собственным здоровьем и благополучием близких - и население Земли станет в разы здоровее и счастливее. Чем не масштабный успех?
План действий прост и понятен, и главное тут - перейти от теории к практике. Пересмотреть свой рацион в пользу натуральных продуктов, свежих овощей и фруктов; если вы курите - как можно скорее, аналогично поступить с пристрастием к алкоголю; если ваша жизнь полна стрессов - определить их источники и разобраться с негативными факторами, по возможности устранив их. Обязательно начать больше двигаться. Что касается экологии, то она имеет значение и в самых локальных масштабах - вашей квартиры, рабочего места. Постарайтесь создать здоровую атмосферу вокруг себя и всерьёз задумайтесь о переезде в другой район, если в вашем плохие показатели воздуха. Помните: то, чем мы каждый день дышим (включая табачный дым) и что каждый день едим, оказывает ключевое влияние на наше здоровье.
У каждой проблемы своя специфика и методы устранения, но все они затрагивают общие интересы человечества. Поэтому для их разрешения потребуются усилия всех людей. Современная философия предупреждает о том, что любые проблемы могут стать глобальными, а наша задача - своевременно замечать и предотвращать их развитие.
Немалая роль в подъеме сухого земледелия возлагается и на освоение новых районов. Наряду с ареалами повышенной плотности населения, дефицита земельных ресурсов и чрезмерной нагрузки на землю в странах Сахеля есть еще немало территорий, благоприятных для земледелия, но доныне по тем или иным причинам крайне слабо используемых. Освоение новых земель и переселение на них крестьян из районов чрезмерно высокой плотности является составной частью усовершенствования территориальной структуры хозяйства и рационального использования природных ресурсов Сахельского региона. Примером может служить осуществляемая программа освоения «Новых земель» в Восточном Сенегале и перемещения туда крестьян из перенаселенных арахисопроизводящих районов. В Верхней Вольте реализация проектов освоения слабозаселенных, а кое-где и безлюдных, но в то же время плодородных долин Белой, Красной и Черной Вольты и переселения сюда части жителей с плато Моей сопряжена с необходимостью ликвидации онхоцеркоза. Аналогичные возможности и проблемы существуют в излучине Бауле и в верховьях притоков Бани в Мали.
Общая программа борьбы с онхоцеркозом разработана Международной организацией здравоохранения. Основной метод - уничтожение личинок мошек Simulium путем распыления с воздуха инсектицидов в местах наибольшего распространения и наибольшей активности их.
В Верхней Вольте меры по ликвидации онхоцеркоза и организованным миграциям населения на новые земли осуществляются Управлением по освоению долины Вольты (AVV). Поставлена задача в течение 15 лет переселить на эти земли 55 тыс. семей (примерно 600 тыс. человек, т. е. 10% всего населения страны). AVV организует за свой счет перевозку мигрантов. По прибытии на место они получают необходимый сельскохозяйственный инвентарь и продовольствие для прокорма семьи до первого урожая. Каждому домохозяйству выделяется 11 га земли (1 га - под строения, 1 га - лесной участок, 8 га - под шесть земледельческих участков, один из которых расчищает и обрабатывает за свой счет AVV). Число крестьян, изъявивших желание переселиться, пока превышает имеющиеся возможности (Europe outre-mer, № 57, 1980).
По оценке ФАО, общий размер посевных площадей в сухом земледелии 7 стран Сахеля к 1990 г. может быть увеличен до 14-14,5 млн. га (против 11,8 млн. га в 1970 г.), в том числе (в млн. га): в Мавритании - до 0,29 (против 0,22), в Сенегале -2,5 (2,3), в Гамбии - 0,28 (0,23), в Мали - 3.5 (1,8). в Чаде - до 2,5 (против 1,7) (L"economie..., 1976). Таким образом, крупное расширение плошадей намечается для Мали и Чада, совсем небольшое - для Мавритании, Сенегала и Гамбии. В Верхней Вольте, по мнению составителей программы ФАО, общие размеры посевных площадей в сухом земледелии на этот период следует оставить неизменными (точнее, несколько расширить за счет освоения новых земель, но сократить в районах чрезмерной нагрузки). В Нигере рекомендуется даже несколько уменьшить посевные площади. Усилия по увеличению производства должны быть направлены в этих странах (как, впрочем, и в остальных) на интенсификацию земледелия и орошение новых земель.