Глобальные проблемы человечества примеры пути решения. Глобальные проблемы современности

Глобальные проблемы человечества. сущность и пути решения

Глобальными называют проблемы, которые охватывают весь мир, все человечество, создают угрозу для его настоящего и будущего и требуют для своего решения объединенных усилий, совместных действий всех государств и народов.

В научной литературе можно встретить различные перечни глобальных проблем, где число их варьируется от 8-10 до 40-45. Это объясняется тем, что наряду с глобальными проблемами существует еще множество частных проблем.

Существуют также различные классификации глобальных проблем. Обычно среди них выделяют:

1) проблемы наиболее «универсального» характера;

2) проблемы природно-экономического характера;

3) проблемы социального характера;

4) проблемы смешанного характера.

К основным глобальным проблемам относят следующие.

I. Экологическая проблема . Истощение окружающей среды в результате нерационального природопользования, загрязнения ее твердыми, жидкими и газообразными отходами, отравление радиоактивными отходами привели к значительной деградации глобальной экологической проблемы. В некоторых странах напряженность экологической проблемы достигла экологического кризиса. Появилось понятие о кризисном экологическом районе и о районе с катастрофической экологической ситуацией. Возникла мировая экологическая угроза в виде неконтролируемого изменения климата Земли, разрушения озонового слоя стратосферы .

В настоящее время все большее число стран начинает объединять усилия для решения экологической проблемы. Мировое сообщество исходит из того, что главный путь решения экологической проблемы - это такая организация производственной и непроизводственной деятельности людей, которая обеспечила бы нормальное экоразвитие, сохранение и преобразование окружающей среды в интересах человечества и каждого человека.

II. Демографическая проблема . Демографический взрыв во всем мире уже пошел на убыль. С целью решения демографической проблемы ООН приняла «Всемирный план действий в области народонаселения», в осуществлении которого участвуют и географы, и демографы. При этом прогрессивные силы исходят из того, что программы планирования семьи могут содействовать улучшению воспроизводства населения. Для этого одной демографической политики недостаточно. Она должна сопровождаться улучшением экономических и социальных условий жизни людей.

III. Проблема мира и разоружения , предотвращения ядерной войны . В настоящее время разрабатывается договор о сокращении и ограничении наступательных вооружений между странами. Перед цивилизацией стоит задача создания всеобъемлющей системы безопасности, поэтапной ликвидации ядерных арсеналов, сокращения торговли вооружением, демилитаризации экономики.


IV. Продовольственная проблема. В настоящее время, по данным ООН , почти 2/3 человечества проживает в странах, где ощущается постоянная нехватка продуктов. Для решения этой проблемы человечество должно полнее использовать ресурсы растениеводства, животноводства и рыболовства. При этом оно может идти двумя путями. Первый - это экстенсивный путь, который заключается в дальнейшем расширении пахотных, пастбищных и рыбопромысловых угодий. Второй - интенсивный путь, который заключается в повышении биологической продуктивности существующих угодий. Решающее значение здесь будут иметь биотехнология, использование новых высокоурожайных сортов, дальнейшее развитие механизации, химизации и мелиорации.

V. Энергетическая и сырьевая проблема - прежде всего - проблема обеспечения человечества топливом и сырьем. Топливно-энергетические ресурсы постоянно истощаются, и через несколько сот лет могут вообще исчезнуть. Огромные возможности для решения этой проблемы открывают достижения НТП , причем на всех стадиях технологической цепочки.

VI. Проблема здоровья людей. В последнее время при оценке качества жизни людей на первое место выдвигается состояние их здоровья. Несмотря на то, что в XX веке были достигнуты большие успехи в борьбе со многими заболеваниями, большое количество болезней еще продолжают угрожать жизни людей.

VII. Проблема использования Мирового океана , который играет важную роль в общении стран и народов. В последнее время обострение сырьевой и энергетической проблемы привело к появлению морской горно-добывающей и химической промышленности, морской энергетике. Обострение продовольственной проблемы повысило интерес к биологическим ресурсам Океана. Углубление международного разделения труда и развитие торговли сопровождаются увеличением морских перевозок.

В результате всей производственной и научной деятельности в пределах Мирового океана и контактной зоны «океан - суша» возникла особая составная часть мирового хозяйства - морское хозяйство. Оно включает добывающую и обрабатывающую промышленность, рыболовство, энергетику, транспорт, торговлю, рекреацию и туризм. Такая деятельность породила другую проблему - крайне неравномерное освоение ресурсов Мирового океана, загрязнение морской среды, использование его как арены военной активности. Основной путь решения проблемы использования Мирового океана - рациональное океаническое природопользование, сбалансированный, комплексный подход к его богатствам, основанный на объединении усилий всего мирового сообщества.

VIII. Проблема освоения Космоса. Космос является общим достоянием человечества. Космические программы в последнее время усложнились и требуют концентрации технических, экономических, интеллектуальных усилий многих стран и народов. Мировое освоение космоса базируется на использовании новейших достижений науки и техники, производства и управления.

Каждая из глобальных проблем имеет свое конкретное содержание. Но все они тесно взаимосвязаны. В последнее время центр тяжести глобальных проблем перемещается в страны развивающегося мира. Наиболее катастрофический характер приобрела в этих странах продовольственная проблема. Бедственное положение большинства развивающихся стран стало крупнейшей общечеловеческой и общемировой проблемой. Главный путь ее решения заключается в проведении коренных социально-экономических преобразований во всех сферах жизни и деятельности этих стран, в развитии научно-технического прогресса, международного сотрудничества.

2) Глобалистика - область знаний, изучающая глобальные проблемы человечества.

Глобальные проблемы:

Касаются всего человечества, затрагивая интересы всех стран, народов, слоев общества;

Приводят к значительным экономическим и социальным потерям, могут угрожать существованию человечества;

Могут быть решены лишь при сотрудничестве в планетарном масштабе.

Основная причина возникновения (вернее, пристального изучения) глобальных проблем - глобализация экономических, политических отношений! è осознание того, что мир взаимозависим и что существуют общие проблемы, решение которых жизненно необходимо.

Др. причины: быстрый рост человечества.

Большие темпы технического прогресса

НТР è преобразование производительных сил (внедрение новых технологий) и производственных отношений (в том числе и отношений человека с природой).

Необходимость большого количества природных ресурсов и осознание того, что многие из них рано или поздно кончатся.

«Холодная война » люди реально ощутили угрозу уничтожения человечества.

Главные глобальные проблемы: проблема мира и разоружения, демографическая, экологическая, продовольственная, энергетическая, сырьевая, проблема освоения мирового океана, освоения космоса, проблема преодоления отсталости развивающихся стран, национализм, дефицит демократии, терроризм , наркомания и др.

Классификация глобальных проблем по Ю. Гладкову:

1. Наиболее универсальные проблемы полит. и соц-эконом. характера (предотвращение ядерной войны, обеспечение устойчивого развития мирового сообщества)

2. Проблемы природно-экономического характера (продовольственная, экологическая)

3. Проблемы социального характера (демографическая, дефицита демократии)

4. Проблемы смешанного характера, ведущие к гибели людей (региональные конфликты, технологические аварии, природные катастрофы)

5. Проблемы чисто научного характера (освоение космоса)

6. Малые проблемы синтетического характера (бюрократизация, и т.п.)

Проблема и ее сущность Причины возникновения (или обострения) Пути решения Достигнутые результаты и существ. трудности
1. Предотвращение войны; проблема мира и разоружения - мир под угрозой уничтожения ядерной войны или чего-то в этом роде 1. Две мировые войны 20-го века 2. Технический прогресс. Создание и распространение новых видов оружия (в частности ядерного оружия) 1. Установление более жесткого контроля за ядерным и химическим оружием 2. Сокращение обычных вооружений и торговли оружием 3. Общее сокращение военных расходов 1) Подписание международных договоров: о нераспространении ядерного оружия (1968 г. - 180 гос-в.), о запрете ядерных испытаний, конвенция о запрещении разработки, произв-ва, хим. оружия (1997 г.) и т.д. 2) Торговля оружием сократилась в 2 р. (с 1987 по 1994 гг.) 3) Сокращение военных расходов на 1\3 (за 1990-е гг.) 4) Усиленный контроль за нераспространением ядерного и др. оружия со стороны международной общественности (Пр.: деятельность МАГАТЭ , и др. межд. организаций) но к договорам о нераспространении разных видов оружия присоединились не все страны, либо некоторые страны выходят из подобных договоров (Пр.: США односторонне вышли из договора по ПРО в 2002 г.); Деятельность некоторых стран дает основания полагать, что они разрабатывают ядерное оружие (КНДР, Иран) Не прекращаются вооруженные конфликты (Ливан - Израиль, война в Ираке и т.п.) - Одним словом, все еще далеко от совершенства…
2. Экологическая проблема - Выражается в деградации окружающей среды и нарастании экологического кризиса -Проявляется в разных природных катаклизмах, изменении климата, ухудшении качества водных, земельных, ресурсов 1. Нерациональное природопользование (вырубка лесов, ресурсная расточительность, осушение болот и т.п.) 2. Загрязнение окружающей среды отходами чел. деятельности (металлизация, радиоактивное загрязнение…и т.п.) 3. Эконом. развитие без учета возможностей природной среды (грязные производства, заводы-гиганты, И все эти негативные факторы накапливались и наконец è осознание эколог. Проблемы! Проведение экологической политики на государственном, региональном и глобальном уровнях: 1. Оптимизация использования природных ресурсов в процессе общественного произ-ва (Пр: внедрение ресурсосберегающих технологий) 2. Охрана природы (Пр: создание особо охраняемых природных зон; регулирование вредных выбросов) 3. Обеспечение экологической безопасности населения. Успешность зависит от уровня социально-экономического развития отдельных стран (ясно, что развивающиеся страны не могут себе позволить производить экологически чистые мешки для мусора) + международной кооперации! 1) Существование проблемы было осознано начали приниматься меры 2) Проведение международных конференций и форумов (Всемирные конференции ООН по окружающей среде) 3) Подписание межд. конвенций, соглашений и т.п. (Всемирная хартия охраны природы (1980), декларация по окружающей среде и развитию (в ходе конференции в Рио де Ж. в 1992 г.), Хельсинский протокол (поставил задачу уменьшения выбросов CO2), Киотский протокол (1997 - ограничил выброс в атмосферу парниковых газов), Хартия Земли (2002) и т.п. 4) Создание и деятельность международных правительственных и неправительственных организаций, программ (Гринпис, ЮНЕП) 5) Строгое природоохранное законодательство в ряде стран + внедрение природоохранных технологий и т.п. ВИС тратят на «экологию» 1-1.5% ВВП ВИС отчисляют на «экологию» в бедные страны 0.3% ВВП (должны 0.7%) но этой проблеме уделяется мало внимания и средств. Практикуются переносы грязных производств, но общее состоянии Земли от этого не улучшается. Многие развивающиеся страны, все еще находятся на экстенсивном пути развития и не могут позволить тратить деньги на «экологизацию».
3. Демографическая проблема -Население Земли растет слишком быстро (демографического взрыва с 1960-х гг) нехватка продовольствия, нищета, эпидемии, безработица, миграции, и т.п. Большинство развивающихся стран вступили во вторую фазу воспроизводства (ç более широкое использование достижений миров. медицины, небольшие успехи в экономике) Смертность сократилась, а рождаемость на 2-3 поколения оставалась очень высокой Проведение демографической политики: - Экономические меры (Пр: льготы, пособия) - Административно-правовые (Пр: регулирование возраста вступления в брак, разрешение абортов) · Воспитательные Т.к. на проведение демогр. политики требуется много денег, то нужна международная кооперация В некоторых странах (Китай, Тайланд, Аргентина), где активно проводится демогр. политика удалось снизить темпы прироста населения до 1% в год. В некоторых - демограф. взрыв пошел на убыль (Бразилия, Иран, Марокко, Чили). В основном данную проблему решают только «продвинутые» из развивающихся стран. В самых бедных (Афганистан, Уганда, Того, Бенин) ситуация пока не изменяется к лучшему. Проводятся всемирные конференции и форумы по проблеме народонаселения. Организации (ЮНФПА - фонд ООН в области народонаселния)
4. Продовольственная проблема Норма питания человека в день = 2400-2500 ккал (в среднем в мире на одного человека - 2700 ккал) 25% людей не получают дост. белка, 40% - дост. витаминов В основном это касается развивающихся стран (кол-во недоедающих может достигать 40-45%) 1) Прирост населения опережает прирост производства зерна и др. продуктов питания (демографический взрыв, эрозия, опустынивание, недостаток пресной воды, климатический фактор) 2) Низкий соц-эконом. уровень развития многих развивающихся стран (нет денег ни производить, ни покупать продукты питания) А. Экстенсивно: Расширение пахотных и пастбищных (1.5 млрд земли находится в резерве) Б. Интенсивно: Использование достижений зеленой революции (см. вопрос про зеленую революцию). 1) Международная сотрудничество в этой области (1974 г. Всемирная продовольственная конференция; создан Всемирный продовольственный Совет) 2) Продовольственная помощь (Пр: 40% всего импорта продовольствия в Африку)

(по докладу ООН 2006)

5. Энергетическая и сырьевая -проблема надежного обеспечения человечества топливом, энергией, сырьем Данная проблема существовала всегда, особенно обострилась (проявилась в глобальном масштабе) в 70-х гг (энергетический кризис) Основные причины: слишком большой рост потребления минерального топлива и др. ресурсов (за 20-й век было добыто > чем за всю историю чел-ва) => истощение многих месторождений, ухудшение условий добычи ресурсов и освоения месторождений Доп. причины для энергет. проблемы: необходимость отказаться от некоторых видов «слишком грязного» топлива, глобальная конкурентная борьба за топливо А. Традиционный Наращивание добычи ресурсов · Новые месторождения · Увеличение «извлекаемости» Б. Политика энерго и ресурсосбережения (много мер, в том числе ориентация на использование возобновляемых и нетрадиционных видов топлива, использование вторичного сырья) В. Радикально новый пути решения -использование достижений НТР (Пр: атомная энергетика, использование водородных двигателей и т.п.) Было найдено много новых месторождений (Пр: кол-во разведанных запасов нефти - в 10 р. с 1950 г. + активно идут разработки ресурсов мировгого) + внедрение в добычу новых технологий Активно проводится политика энергосбережения (в основном в ВИС) Пр: Энергоемкость ВВП ВИС на 1\3 (по сравн. с 1970). Деятельность МАГАТЭ и др. межд. организаций (в том числе координация межд. программ по разработке новых видов топлива) НО: Экономика бол-ва стран остается энергоемкой Бол-во стран пытаются решить данную проблему «силовым» путем Природные ресурсы все еще используются неэффективно (Пр: Средний мировой уровень полезного использования первичных ресурсов не превышает 1\3)

Глобальные проблемы — это проблемы, которые:

  1. касаются всего человечества, затрагивая интересы и судьбы всех стран, народов, социальных слоев;
  2. приводят к значительным экономическим и социальным потерям, в случае их обострения могут угрожать самому существованию человеческой цивилизации;
  3. могут быть решены только при сотрудничестве в общепланетарном масштабе.

Суть глобальных проблем и возможные пути их решения:

Проблема мира и разоружения — проблема предотвращения третьей мировой войны остается важнейшей, самой приоритетной проблемой человечества. Во второй половине XX в. появилось ядерное оружие и возникла реальная угроза уничтожения целых стран и даже континентов, т.е. практически всей современной
Пути решения:

  • Установление жесткого контроля за ядерным и химическим оружием;
  • Сокращение обычных вооружений и торговли оружием;
  • Общее сокращение военных расходов и численности вооруженных сил.

Экологическая — деградация глобальной экологической системы, в результате нерационального природопользования и загрязнение её отходами человеческой деятельности.
Пути решения:

  • Оптимизация использования природных ресурсов в процессе общественного производства;
  • Охрана природы от негативных последствий человеческой деятельности;
  • Экологическая безопасность населения;
  • Создание особо охраняемых территорий.

Демографическая — продолжение демографического взрыва, быстрый рост численности населения Земли и как следствие перенаселение планеты.
Пути решения:

  • Проведение продуманной демографической политики.

Топливно-сырьевая — проблема надежного обеспечения человечества топливом и энергией, в результате быстрого роста потребления природных минеральных ресурсов.
Пути решения:

  • Всё более широкое применение нетрадиционных источников энергии и тепла (солнечной, ветровой, приливной и т. д.).
  • Развитие атомной энергетики;

Продовольственная — по данным ФАО (организации по продовольствию и сельскому хозяйству) и ВОЗ (Всемирной организации по здравоохранению) в мире голодают и недоедают от 0,8 до 1,2 млрд. человек.
Пути решения:

  • Экстенсивный путь решения заключается в расширении пахотных земель, пастбищных и рыбопромысловых угодий.
  • Интенсивный путь — это увеличение производства сельскохозяйственной продукции за счет механизации, химизации, автоматизации производства, за счет освоения новых технологий, выведения высокоурожайных, болезнеустойчивых сортов растений и пород животных.

Использование ресурсов Мирового океана — на всех этапах человеческой цивилизации Мировой океан был одним из важнейших источников поддержания жизни на Земле. В настоящее время океан это не просто единое природное пространство, но и природно-хозяйственная система.
Пути решения:

  • Создание мировой структуры морского хозяйства (выделение зон нефтедобычи, рыболовных и рекреационных зон), совершенствование инфраструктуры портово-промышленных комплексов.
  • Охрана вод Мирового океана от загрязнения.
  • Запрещение военных испытаний и захоронения ядерных отходов.

Мирное освоение космоса — космос — глобальная среда, общее достояние человечества. Испытание разного рода оружия может угрожать всей планете сразу. «Замусоривание» и «засорение» космического пространства.
Пути решения:

  • «Немилитаризация» космического пространства.
  • Международное сотрудничество в освоении космического пространства.

Преодоление отсталости развивающихся стран — большая часть населения мира живет в бедности и нищите, которые можно считать крайними формами проявления отсталости. Доход на душу населения в некоторых странах составляет менее 1 долл. в день.
Пути решения:

  • Создание и осуществление программ международной помощи отстающим странам.
  • Безвозмездная экономическая и финансовая помощь (строительство промышленных предприятий, больниц, школ).

§ 45. Сохранение мира на Земле

§ 46. Экологическая проблема

§ 47. Демографическая проблема

§ 48. Продовольственная проблема

§ 49. Энергетическая и сырьевая проблемы

§ 50. Преодоление отсталости развивающихся стран

§ 51. Проблемы Мирового океана. Взаимосвязь глобальных проблем

Приложения


Предисловие

Мир, в котором мы живем, меня­ется с невиданной быстротой. Растет численность населения Земли, обо­стряются экологические, энергети­ческие, сырьевые проблемы, пере­плетаются экономические и куль­турные связи. Судьбы отдельных народов сливаются в одну всемир­ную судьбу. Своеобразная «паутина» современного мира – Интернет – уже объединила более полумиллиар­да человек. Оставаясь частичками национальных государств, люди ста­новятся гражданами мира, учатся жить и работать в мире без границ. Впереди этого процесса идет Запад­ная Европа, где в недалеком буду­щем «пограничные столбы» окажут­ся ненужными и станут играть лишь символическую роль.

Однако «списывать со счетов» национальные государства как основные субъекты международных отношений пока преждевременно. Сравнительно недавний распад Со­ветского Союза, Чехословакии, Юго­славии показал не только всю шат­кость современного мироустройства, но и неослабевающую роль государ­ственных образований. Именно го­сударства формируют облик совре­менного человечества, представляю­щего собой живой многоцветный мир отдельных народов, пребываю­щих в непрерывном движении. Они появляются, расцветают и исчеза­ют. История одних народов (китай­цев, греков, египтян) насчитывает

тысячелетия, другие народы (фини­кийцы, карфагеняне, гунны, ски­фы, половцы) давно ушли в не­бытие, третьи – формируются бук­вально на наших глазах. Ясное представление о современных стра­нах и народах должен иметь каж­дый образованный человек.

Любая страна, любой народ вно­сит свой вклад в мировую экономи­ку, науку, культуру. Так, древний густонаселенный Китай вступил в эпоху невиданного экономического подъема. Маленькие Нидерланды стали сельскохозяйственной держа­вой первого «ранга», крупным экс­портером продуктов питания. Япо­ния создала весьма эффективную систему образования и научных ис­следований, что во многом объясня­ет ее выход на передовые рубежи в экономике мира. Изучение передо­вого опыта зарубежных стран край­не необходимо в то время, когда не­обычайно расширяются междуна­родные связи в экономике, науке и культуре, когда и наша страна ищет пути создания эффективной рыноч­ной экономики.



Социально-экономическая гео­графия мира – школьный предмет, способный дать современное виде­ние целостного и неделимого мира, представление о его природе, стра­нах и народах, о мировой экономи­ке, понимание актуальных глобаль­ных проблем человечества. Особое внимание в учебнике отводится наиболее


более развитым или крупным стра­нам и регионам, таким как США, государства Западной Европы, Япо­ния, Китай, Индия, регионы Афри­ки, Латинской Америки и т. д. При этом изучение географии мира – это не сбор справок о странах и на­родах, а восприятие их наиболее сущностных, индивидуальных черт. География не должна «растворяться в экономике», так как главное бо­гатство любой страны – это люди, их исторический опыт и культура.

Наша дисциплина сочетает в себе элементы не только географии, но и социологии К истории, естественных и других наук. Это нормальное явле­ние, так как наука представляет собой внутренне единое целое, и ее разделение на отдельные области обусловлено в значительной степени ограниченностью способности чело­веческого познания. В действитель­ности существует непрерывная цепь от физики к химии через биологию, географию и антропологию к соци­альным наукам.

Структура учебника подсказана логикой самого предмета. Первый раздел посвящен освоению челове­ком нашей планеты. Он ориентирует вас на объект нашего изучения и подчеркивает необходимость хоро­шо знать прошлое. В следующих разделах рассматривается география природных ресурсов и населения мира, без чего невозможно изучать экономику. Далее идут разделы, посвященные политической карте мира, географии мирового хозяйства и крупным историко-географиче-ским регионам. Завершается учебник чрезвычайно важным разделом, в котором рассматриваются глобаль­ные проблемы человечества: эколо­гическая, продовольственная, демо­графическая, энергетическая и др. Прежде чем начать работать с учебником, советуем вам вниматель­но ознакомиться с его структурой, картографическим, иллюстративным и статистическим материалом, а также с приложением к учебнику, в котором приводятся справочные таблицы. Особое внимание обратите на приводимые в конце параграфов и глав (а также в рубрике «Пригла­шение к дискуссии») вопросы и за­дания. Приступая к изучению курса экономической и социальной гео­графии мира, помните, что объекты нашего изучения – природа, люди, страны, хозяйство – слишком слож­ны, многообразны, неповторимы, находятся в постоянном развитии. Еще недавно мы жили в государст­ве, называвшемся СССР, а сегодня на его месте образовался ряд су­веренных государств – Российская Федерация, Белоруссия, Украина, Молдавия, Казахстан, страны Бал­тии, Закавказья, Средней Азии. Ни­какой учебник не может поспеть за быстроменяющимся миром и не в состоянии ответить на все интересу­ющие вас вопросы. Поэтому, для того чтобы лучше познать окружа­ющий нас мир, вам надо больше читать специальную литературу, пе­риодическую печать, слушать пере­дачи радио и телевидения, исполь­зовать сведения из других школь­ных дисциплин.
I. Освоение человеком планеты Земля



§ 1. От древности до наших дней

Каковы результаты хозяйственной деятельности на Земле предшествую­щих поколений людей? Что такое Ойкумена? Остались ли«белые пятна» на географической карте?

Земля – место обитания чело­века. Жизнь людей протекает на земной поверхности, общая пло­щадь которой составляет около 510 млн. км 2 . Из них чуть менее тре­ти (149 млн.. км 2) приходится на долю материков и островов. Природа постаралась создать близкие к идеальным условия для развития органической жизни на Земле, в частности для обитания че­ловека. Можно назвать, по крайней мере, три важнейших источника жизни на Земле. Это энергия Солнца, воздух и чистая питьевая вода. Особенно велика роль Солнца. Солнечная энергия – главная «виновница» возникнове­ния жизни на Земле, основа многих природных процессов. Благодаря ней происходит создание биомассы (в процессе фотосинтеза), движение воздушных потоков, вод в океанах. При этом следует помнить, что атмо­сфера пропускает к земной поверх­ности лишь 67% притока энергии, 27% поглощает, а 6% отражает. Большое количество опасных для человека ультрафиолетовых лучей поглощается озоносферой. Воздух, пригодный для дыха­ния человека и животных, сосредо­точен в нижней части атмосферы, называемой, как вы помните, тропосферой. Чистый воздух состоит на 78% из азота, 21% кислорода, 1% аргона и других газов, из которых наиболее важен углекислый газ (0,03%). Благодаря в значительной мере кислороду происходит работа мускулов человека, согревается его организм, обеспечивается работа его нервной системы, деятельность моз­га и т. д. Наконец, третий главный источ­ник жизни на Земле – это вода. При этом основное условие жизни человека – это чистая питьевая вода. Она необходима ему для при­готовления пищи, выведения отхо­дов и ядовитых веществ из организ­ма и т. д. Человек – составная часть при­роды. Его дом – географическая оболочка Земли, сфера взаимопро­никновения и взаимодействия лито­сферы, атмосферы, гидросферы и биосферы.

Первые шаги в освоении плане­ты. Земля… Какой она была на заре человеческой цивилизации и какой стала сегодня? Как расширились географические границы обитания человека и как строились его взаи­моотношения с природой? Перели­стаем лишь немногие страницы про­шлого, чтобы увидеть, как происхо­дило освоение человеком Земли.


Историю человечества можно изучать с помощью формационного или цивилизационного подхода. В соответствии с первым выделяются общест­венно-экономические формации: первобытно-общинная, рабовладельче­ская, феодальная, капиталистическая и др. В соответствии со вторым подходом выделяются цивилизационные революции, поднимающие на новую ступень производительность труда. Считается, что первой цивилизационной революцией была сельскохозяйственная (около 6–8 тыс. лет назад); следующей была промышленная (300 лет назад); нынешняя рево­люция – научно-техническая, перемещающая население в сферу обслу­живания людских потребностей (торговля, услуги, транспорт, образова­ние, наука, культура, управление и т. д.).

Цивилизационный подход, лишенный классовых условностей, более распространен в современном мире. На его основе лучше изучать и про­цесс освоения человеком планеты Земля.

На протяжении истории челове­чества характер его связей с природ­ной средой претерпевал большие из­менения. В очень древние времена производственная деятельность че­ловека, которая заключалась в соби­рательстве, охоте и рыболовстве, при­спосабливалась к природной обста­новке, а не видоизменяла ее (рис. 1).

Районы с теплым и влажным кли­матом, изобиловавшие биологиче­скими ресурсами (прежде всего ста­дами крупных млекопитающих), всегда служили центрами притяже­ния для первобытных людей. По­степенный переход человечества от такого хозяйства, получившего на­звание присваивающего, к произво­дящему (земледелие и скотоводство) явился величайшей экономической революцией. Она привела к замет­ному усилению воздействия челове­ка на природу (рис. 2).

Особенно большим разнообразием стали отличаться взаимоотношения людей с природной средой в пределах распространения древних цивилиза­ций, прежде всего в долинах Нила, Тигра и Евфрата, Инда и Ганга, Ху­анхэ и Янцзы, а впоследствии на территории Древнего Рима и Древ­ней Греции и т. д. Здесь получили расцвет сельское хозяйство и раз­нообразные ремесла. Древние люди строили дамбы, рыли каналы, осуша­ли болота, с помощью зеленых насаж­дений останавливали песчаные бар­ханы. Однако на остальных обширных пространствах планеты люди строили свои взаимоотношения с природой по-прежнему на первобытном уровне.


Рис. 1. Чем характеризуются

взаимоотношения человека

и природной среды на этом рисунке?


Население мира в древние вре­мена оставалось немногочисленным. Ученые считают, что на рубеже ста­рой и новой эры на земном шаре жило всего несколько десятков мил­лионов человек. Прирост населения шел медленно, так как человечество жило в условиях суровой борьбы за свое существование. Во многих рай­онах планеты никогда не ступала нога человека.

Шли века, тысячелетия. В Сред­невековье произошло новое расши­рение связей в системе общество – природная среда. В хозяйственный круговорот начали более широко, чем прежде, вовлекаться ресурсы, не свя­занные с удовлетворением пищевых потребностей, – минеральные и лес­ные. Это определялось все более ши­роким распространением металличе­ских орудий труда, развитием кораб­лестроения, строительством зданий и т. д. Возросла численность населе­ния, увеличилась нагрузка на землю, особенно в районах муссонной Азии, Тропической Африки, во многих стра­нах Европы. Истощались почвы, из-за перевыпаса скота деградировали паст­бища, вследствие вырубок, а также применения подсечно-огневого земле­делия уменьшалась площадь лесов.

Но и в Средневековье средства и способы воздействия человека на природную среду сравнительно ред­ко выходили за допустимые преде­лы. Небольшие земельные наделы, неглубокая обработка почв, органи­ческие удобрения, ручной труд – все это делало сельское хозяйство Средневековья хотя и не интенсив­ным, но вполне рациональным в природоохранном отношении.

Освоенное человеком простран­ство в Средние века не шло ни в ка­кое сравнение с картиной современ­ного мира: выделялись лишь сгуст­ки населения в Восточной и Южной Азии, Западной и Центральной Европе. Обширные же территории Северной и Южной Америки, Авст­ралии были вообще слабо освоены и редко заселены.

Стремительное расширение гра­ниц Ойкумены. Качественный ска­чок в освоении планеты связан с промышленной революцией. Уже Великие географические открытия на заре зарождения капиталистиче­ских отношений существенно раз­двинули горизонты Ойкумены – заселенной человеком части Земли, способствуя вовлечению в хозяй­ственный оборот открытых и частич­но еще не обжитых земель в Амери­ке, Австралии, Океании. Испанией, Португалией, Англией, Нидерлан­дами, Францией были созданы це­лые колониальные империи, раски­нувшиеся в обоих полушариях.


Современный этапНТР коренные сдвиги в технической базе производства;резкие сдвиги в системе «общество – природная среда» С середины XXвека
Промышленная революция быстрое преобразование естественных ландшаф­тов; рост масштабов воздействия человека на окружающую среду 300 лет назад
Увеличение нагрузки на землю, развитие ремесел, более широкое вовле­чение в хозяйственный круговорот природных ресурсов Средние века
Сельско­хозяйственная – революция переход основной части человечества от охоты и рыболовства к возделыванию земли; слабое пре­образование естественных ландшафтов 6–8 тыс. летназад
Собирательство, охота и рыболовство; человек приспосабливался к при­роде, а не видоизменял ее Около 30 тыс. лет назад

Рис. 2. Этапы влияния общества на природную среду


Для работы на плантациях в Америку из Африки были вывезены миллионы чернокожих рабов. Коренное же население многих колоний безжалост­но истреблялось. Особенно обагрили свои руки кровью конкистадоры – участники испанских завоевательских походов в Центральную и Юж­ную Америку. По мере развития фабрично-за­водской промышленности масшта­бы воздействия человека на окру­жающую среду росли. К прежним формам такого воздействия приба­вились массовая подземная добыча минерального сырья, гидроэнерге­тическое строительство и т. д. Шло быстрое преобразование естествен­ных ландшафтов, освоение новых морских акваторий. Дух потребительства, поразивший цивилиза­цию, вел к прогрессирующему ухуд­шению окружающей среды. Однако наиболее резкие сдвиги во взаимоотношениях между обще­ством и природной средой произо­шли во второй половине XX столе­тия с приходом современной НТР. На географической карте практиче­ски уже не осталось «белых пятен». Даже на дне океанов и в глубине Антарктиды можно теперь обнаружить следы технической деятель­ности человека (техногенные части­цы, сложные химические соеди­нения, не встречаемые в природе, и т. д.). Но главное состоит в том, что в результате существенного увеличе­ния численности населения, интен­сивной индустриализации и роста городов хозяйственные нагрузки начали повсеместно превышать спо­собность природных систем к са­моочищению. В мире сложилась весьма драматическая ситуация: пе­ред человечеством вплотную встала проблема уничтожения почти всего живого на планете в недалеком бу­дущем. Цивилизации прошлого так­же испытывали острые кризисы, но они никогда не достигали таких масштабов. Исключительная мощь современной научно-технической цивилизации открывает новую эру во взаимоотношениях человека с природой. Итак, чтобы исследовать и осво­ить Землю, человечество затратило гигантский труд. При этом каждый народ, каждое существующее ныне государство, каждая цивилизация внесли свою лепту в освоение плане­ты. В результате вовлечения в сферу жизнедеятельности человека всей земной поверхности, окружающей ее атмосферы и даже ближнего космоса судьбы народов и государств оказа­лись тесно переплетены.

Известный норвежский ученый Тур Хейердал сравнил нашу Зем­лю с большим плотом: «Все мы си­дим на одном плоту… Чтобы вы­жить на нем, нужно сотрудничать. А плот-то намокает и может пойти ко дну. Этого нельзя допустить!» Вдумайтесь в глубокий смысл этих слов.
Вопросы и задания. 1. Каковы главные источники жизни на Земле, делающие ее «чудом» космической эволюции? 2. История Земли – это история природы, с одной стороны, и история людей, с другой. В каких случаях планета меняет свой облик без «помощи» человека? 3. Почему в развитии человечества бронзовый век предшествовал железному, а не наоборот? 4. Проследите связи: а) «эпохи великого переселения народов» (первые века нашей эры) с современ­ной географией народов; б) Великих географических открытий со спецификой хозяйственного освоения некоторых «новых» территорий; в) эпохи колонизации с интенсивным освоением планеты, миграциями населения и распространением английского, испанского, португальского и французского языков. 5. На примеpax конкретных регионов мира проанализируйте роль морского, железнодорож­ного и автомобильного транспорта в освоении человеком планеты. 6. Каковы отличительные признаки второй половины XX в. как новой эры во взаимоотно­шениях человека и природной среды?

§ 2. Современные масштабы освоения планеты

Существует ли предел освоению нашей планеты? Можно ли найти гармо­ничные основы взаимодействия общества и природы?

Освоение необжитых террито­рий. Хотя в сферу жизнедеятель­ности человека вовлечена уже прак­тически вся земная поверхность, в мире остается еще немало слабо освоенных, не обжитых человеком территорий (рис. 3).

Отличительной чертой нашего времени является широкое освоение человеком именно слабо освоенных территорий, его проникновение в недоступные ранее районы, с край­не неблагоприятными для организ­ма людей природными условиями. Ярко выраженной тенденцией в раз­мещении производительных сил мира стало в последние десятилетия осво­ение пустынных и полупус­тынных территорий в стра­нах Азии, Африки, Америки, Авст­ралии. Благодаря достижениям научно-технического прогресса к осво­ению таких территорий кроме высо­коиндустриальных стран приступи­ли сегодня и многие развивающиеся страны, в пределах которых сосредоточены основные массивы пус­тынь и полупустынь. Даже в Сахаре появляются новые города-оазисы, в которых сооружаются промышлен­ные предприятия, ведется жилищ­ное строительство, у песков отвое­вываются площади под сельскохо­зяйственные угодья, прокладываются асфальтированные дороги. Широкий размах также приоб­рело хозяйственное строительство в экстремальных условиях север­ных широт, несмотря на то что низкие температуры, полярная ночь, многолетняя мерзлота, сильная за­болоченность заметно отягощают жизнь человека в тундре. Речь идет о таких околополярных территориях, Север России, Канадский Арктический архипелаг, Аляска. Особенно крупномасштабным хо­зяйственным наступлением на Се­вер ознаменовались последние годы. Так, в России широко используются ресурсы Европейского Севера, бас­сейнов рек Оби и Енисея. Разрабатываются


апатиты, нефелины, медноникелевые руды Кольского полу­острова, угли Печорского бассейна, ухтинская нефть и природный газ, нефтегазовое сырье Западной Сибири, медно-никелевые руды Норильска, месторождения олова, слюды в Яку­тии и т. д. Современная горно-добы­вающая промышленность создана на Аляске в США (нефть, золото, пла­тина) и на Канадском Севере (же­лезная руда, нефть, полиметаллы). Рубежи осваиваемых земель все более раздвигаются и в связи с осво­ением человеком горных терри­торий. Под сельскохозяйственные угодья все чаще используются скло­ны гор, где культивируются овощи, фруктовые деревья и особенно чайный куст (Индия, Япония, КНР, КНДР и др.). Разумеется, что без со­здания специальной сельскохозяй­ственной техники, способной эф­фективно работать в горных усло­виях, осваивать такие территории чрезвычайно трудно.

Быстро осваиваются глубинные территории Южной Америки – влажные тропические леса. Возникают новые селения, созда­ются предприятия, строятся дороги.

В орбиту экономической дея­тельности все больше вовлекается Мировой океан. Используются его биологические, минеральные, химические и другие богатства. Вод­ные просторы самым непосредствен­ным образом включаются в хозяйственную

Деятельность прибрежных государств. Особое значение сегодня приобретает хозяйственное освоение южнополярных акваторий Мирово­го океана. Человека влекут сюда крупные ресурсы криля (небольшо­го рачка, служащего ценным сырьем для производства кормовой муки), рыбы, пищевых водорослей. Близка к осуществлению идея транс­портировки в засушливые зоны Зем­ли гигантских антарктических айс­бергов. Однако полномасштабное хозяйственное освоение Антаркти­ки, так же как и самого южнопо­лярного материка – Антарктиды, относится пока еще к более отдален­ной перспективе.

Расширение территориальных рамок мировой экономики в нема­лой степени было обязано и росту во­енной промышленности. Создание принципиально новых видов воору­жения и периодическое обновление военной техники оказывали немалое воздействие на строительство новых предприятий и испытательных по­лигонов не только в старых районах, но и в отдаленных, «глухих» местах. Два типа освоения планеты.Се­годня уже с уверенностью можно го­ворить о том, что длившаяся многие столетия эпоха экстенсивного освоения планеты, т.е. во­влечения в хозяйство новых про­странств и дешевых природных ре­сурсов, заканчивается. Наступил предел и экстенсивному развитию экономики. В этой связи возникает закон­ный вопрос: а сможет ли наша пла­нета прокормить и напоить, одеть и обуть, обеспечить всем необходи­мым быстрорастущее население Земли? Хотя на каждого жителя планеты приходится более 2 га земной тверди, это еще мало, о чем гово­рит. Ведь примерно 1/3 суши – это малоприспособленные для жизни человека пустыни и полупустыни, около 1/4 – зоны многолетней мерз­лоты, а есть еще и заболоченные пространства, недоступные горные территории и т. д. Трудно предста­вить себе, что эти земли будут ко­гда-либо полностью заселены. К это­му следует добавить, что каждый из нас предъявляет к земле (прежде всего с точки зрения ее плодородия) несравненно более высокие требова­ния, чем наши предки. Ученые сходятся во мнении, что ресурсы планеты, если человечество будет их использовать экономно, по-хозяйски, способны удовлетво­рить потребности гораздо большего населения Земли, чем нынешнее. При этом человечество обязано со­хранить окружающую среду. Такое отношение к природе, ко­торое можно назвать рациональ­ным природопользованием, означает, прежде всего, заботу о сохранении экологического равновесия в природе и, конечно, полностью исключает отношение к ней как к неисчерпае­мой кладовой. Оно предполагает интенсивное развитие экономи­ки, т. е. не столько «вширь» – пу­тем вовлечения в хозяйственный оборот новых географических райо­нов, сколько «вглубь» – за счет более полной переработки сырья, повторного использования отходов производства и потребления, приме­нения малоотходной технологии.

Подобную природоохранную сис­тему общественного производства с полным основанием можно назвать новым типом освоения нашей пла­неты, предела которому не суще­ствует. Он представляет собой постоянный поиск гармоничных основ взаимодействия общества и приро­ды, переход к замкнутой экономи­ческой системе, т. е. к непрерывно­му кругообороту веществ в процессе производства.

В современном мире все еще ча­сто проявляется экстенсивный тип освоения территорий, отличающий­ся крайне низким выходом готовой продукции на единицу используе­мых природных ресурсов. Сегодня в конечном продукте нередко утили­зируется лишь 1–2% массы исход­ного сырья. Остальное безвозвратно теряется, как бы выбрасывается в мусорное ведро.

Наиболее ярко экстенсивный тип освоения территорий проявля­ется в развивающемся мире, где общественное производство чаще всего базируется на расточительной эксплуатации природных ресурсов. В то же время в наиболее развитых странах использование вторичного сырья в производстве черных и цветных металлов, стекла, бумаги, пластмасс уже достигает 70% и бо­лее. Наша страна в этом отношении стоит пока не в первом ряду.

Итак, освоение планеты – слож­ный, многоплановый, «растянутый» во времени процесс, в котором воедино сливаются и перекрещиваются эконо­мические, социальные, экологические, военные и иные проблемы. При этом эпоха экстенсивного развития эконо­мики за счет освоения новых про­странств и новых источников природ­ных ресурсов заканчивается. Впере­ди – новая эпоха освоения планеты, основанная на коллективном разуме человечества, на его хозяйском отно­шении к природе.

Вопросы и задания. 1 . С помощью политической карты мира, карты природных зон и карты плотности населения установите государственную принадлежность территорий с неблагоприятными для жизни человека природными условиями и степень их заселенности. 2. В каких странах и регионах мира получило развитие, террасированное земледелие? Почему? Преимущественно, на каких куль­турах оно специализируется? 3. Какие акватории континентального шельфа вовлечены в хозяйственный оборот наиболее широко? 4. Что вы знаете о мас­штабах и экологических последствиях освоения амазонской сельвы? 5. Что означает понятие «экстенсивный тип освоения территорий» и чем он опасен для экономики будущего? 6. В нашей стране традиционно осваивались богатые при­родными ресурсами восточные районы. Но можно ли считать, что территории западных областей являются полностью освоенными и окультуренными? 7. Что надо изменить в психологии, мышлении, деятельности человека для установле­ния его новых взаимоотношений с природой?

ОБОБЩЕНИЕ ЗНАНИЙ ПО ТЕМЕ

«ОСВОЕНИЕ ЧЕЛОВЕКОМ ПЛАНЕТЫ ЗЕМЛЯ»

I. Приглашение

1. Если бы отсчет истории можно было начать с нуля, как оптимально мог бы идти процесс освоения планеты? Мог ли быть другой путь, чем тот, который выбрало человечество?

2. К каким положительным и отрицательным результатам могло бы привести осуществле­ние таких грандиозных проек­тов, как: а) строительство пло­тины через Берингов пролив; б) строительство плотины через Гибралтар; в) создание обширного внутриафриканского моря в рай­оне озера Чад; г) переброска сто­ка северных рек России на юг?

3. Известно, что Канада не спешит осваивать полуостров Лабрадор, Дания – Гренландию, Норвегия – Шпицберген и т. д. При разработке богатых природ­ных ресурсов Американского Севера США и Канада широко ис­пользуют вахтовый метод, т. е. ра­бочих посылают в командировку на Один-два месяца. Как вы счи­таете, стоит ли России, осваивая свои бескрайние просторы, стро­ить новые города в экстремаль­ных природных условиях? Может быть, лучше интенсивнее разви­вать уже обжитые территории?

4. Насколько корректно го­ворить об освоении Антарктиды? Если это выражение уместно, то какой смысл в него можно вло­жить?

5. Один из известных ученых при оценке характера освоения планеты в наше время использо­вал термин «образованное вар­варство». Согласны ли вы с этим утверждением? Если да, то какой смысл вы вложили бы в это по­нятие?

II. Темы для рефератов

1. Особенности взаимоотно­шения человека и природной сре­ды в древности.

2. Последствия резких изме­нений во взаимоотношениях человека с природной средой во второй половине XX в.

3. Освоение человеком труд­нодоступных территорий пла­неты.


II. Природные ресурсы

На протяжении своего существования люди сталкиваются с проблемами глобального масштаба. Рост научно-технического прогресса повлиял на то, что негативных процессов, затрагивающих планету в целом, стало больше. Современная философия требует их углублённого осмысления, чтобы спрогнозировать последствия такого влияния. Глобальные проблемы современности и пути их решения волнуют все страны на земле. Поэтому не так давно появилось новое понятие - глобалистика, в основе которого лежит научно-философская стратегия ликвидации неприятных явлений в международном масштабе.

В сфере глобалистики трудится множество специалистов, и это не случайно. Причины, которые не дают человечеству гармонично развиваться и двигаться вперёд, носят комплексный характер, а не зависят от одного фактора. Именно поэтому необходимо проанализировать малейшие изменения в политическом, социальном, экономическом состоянии государств и народов. От того, сможет ли мировое сообщество вовремя решать глобальные проблемы, зависит жизнь всего человечества.

Как классифицируются проблемы

Проблемы человечества, имеющие глобальный характер, отражаются на жизни всех людей и приводят к серьёзным социальным и экономическим потерям. Когда они обостряются, то могут угрожать существованию населения земли. Для их решения правительства всех стран должны сплотиться и действовать сообща.

Существует научно-философская классификация проблем, сформированная на основании длительного исследования. Она состоит из трёх больших групп.

  • В первую включены проблемы, которые затрагивают политические и экономические интересы разных стран. Их можно условно разделить на конфронтацию «Востока с Западом», на отсталые и развитые страны, на предотвращение терроризма и войны. Туда также включают сохранение мира и установление на планете справедливого экономического порядка.
  • Во второй группе находятся проблемы, возникающие от взаимодействия человечества с природой. Это нехватка сырья, топлива и энергии, проблема загрязнения окружающей среды, сохранения Мирового океана, флоры и фауны земли.
  • К третьей группе относятся проблемы, которые могут быть связаны с человеком и обществом. Основные из них - перенаселение земли, образование и здравоохранение.

Глобалистика тщательно исследует проблемы современности, основываясь на философии и научно-технической базе. Философия объясняет, что их возникновение не случайность, а закономерность, связанная с прогрессом в обществе и влияющая на развитие человечества.

  • сделать всё для сохранения мира;
  • снизить стремительный рост численности населения;
  • сократить использование природных ископаемых;
  • остановить разрушение озонового слоя и уменьшить загрязнение планеты;
  • сократить социальную пропасть между людьми;
  • повсеместно ликвидировать бедность и голод.

Научно-философская теория требует не только констатировать проблемы, но и давать чёткий ответ, как их решить.

Причины и решение проблем

Понимание глобальных проблем очень важно для человечества. Это первый шаг на пути их устранения.

Основное условие сохранения жизни - мир на земле, поэтому необходимо ликвидировать угрозу третьей мировой войны. Научно-техническая революция подарила людям термоядерное оружие, применение которого способно уничтожить целые города и страны. Пути решения этой проблемы могут быть такие:

  • остановка гонки вооружений, полный запрет на создание и использование оружия массового поражения;
  • строжайший контроль за химическими и ядерными боеголовками;
  • сокращение расходов на армию и запрет на торговлю оружием.

Для разрешения глобальных экологических проблем человечеству нужно сильно постараться. Над людьми нависла угроза глобального изменения климата. Это связано с ожидаемым потеплением, которое вызвано выбросами парниковых газов. Если оно произойдёт, то будет катастрофическим для земли. Начнётся изменение геосистемы планеты. В результате таяния ледников поднимется уровень Мирового океана, будут затоплены тысячи километров прибрежной зоны. Планета подвергнется шквалу ураганов, землетрясений и других экстремальных явлений. Это приведёт к смертям и разрушениям.

Высокая концентрация вредных веществ в атмосфере ведёт ещё к одной глобальной проблеме - нарушению озонового слоя и появлению озоновых дыр. Они являются причиной кислотных дождей и губительно влияют на всё живое. Понятие «озоновые дыры» в совершенстве не изучено, но определённая информация у учёных есть.

  • Решить эти проблемы можно, уменьшив загрязнение окружающей среды.
  • Необходимо сократить производственные выбросы в атмосферу, используя новинки научно-технического прогресса, и приложить все силы для сохранения лесов.

Демографическая проблема давно актуальна для человечества. На сегодняшний день в большинстве развивающихся стран происходит взрыв рождаемости, и население стремительно растёт. В развитых странах, наоборот, этот показатель падает и происходит старение нации. Социальная философия предлагает искать решение в грамотной демографической политике, которую должны проводить правительства всех стран.

Топливно-сырьевая проблема угрожает мировому сообществу нехваткой различных ресурсов, необходимых для обеспечения жизни людей в современном мире. Уже сейчас многие страны страдают от недостаточного количества топлива и энергии.

  • Для ликвидации этой беды нужно экономно распределять природные ископаемые.
  • Применять нетрадиционные виды источников энергии, например, ветряные, солнечные электростанции.
  • Развивать атомную энергетику и грамотно использовать мощь Мирового океана.

Нехватка продовольствия сильно отражается на многих странах. По официальным данным в современном мире недоедают около 1.2 миллиона человек. Решить эту глобальную проблему человечества можно двумя способами.

  • Суть первого способа в том, что нужно увеличить площади для пастбищ и посева зерновых культур, чтобы производить для потребления больше продовольствия.
  • Второй метод рекомендует не увеличивать территории, а заняться модернизацией уже имеющихся. Улучшить продуктивность можно, используя научно-технические новинки. Например, биотехнологии, при помощи которых создаются морозоустойчивые и высокоурожайные сорта растений.

Глобальную проблему отсталости слаборазвитых стран тщательно изучает социальная философия. Многие специалисты считают причиной медленного развития государств быстрый прирост населения на фоне отсутствия развитой экономики. Это приводит к тотальной бедности людей. Для поддержки этих государств мировое сообщество должно осуществлять финансовую помощь, строить больницы, школы, различные промышленные предприятия и способствовать развитию экономики отсталых народов.

Проблемы Мирового океана и здоровья людей

В последнее время остро чувствуется угроза Мировому океану. Загрязнение окружающей среды и нерациональное использование его ресурсов привели к тому, что он находится на краю гибели. На сегодняшний день цель человечества - сохранить экосистему, потому что без неё планета не сможет выжить. Для этого необходима определённая стратегия:

  • запретить захоронение ядерных и других опасных веществ;
  • усовершенствовать структуру мирового хозяйства, создав там отдельные места для нефтедобычи и ловли рыбы;
  • защищать от разрушения рекреационные ресурсы;
  • усовершенствовать промышленные комплексы, расположенные на берегу океана.

Здоровье жителей земли - важная глобальная проблема современности. Научно-технический прогресс стимулирует появление новых лекарств от серьезных заболеваний. Изобретено новейшее оборудование для диагностики и лечения. Но, несмотря на это, часто возникают эпидемии, уносящие тысячи жизней, поэтому учёные продолжают активную разработку передовых способов борьбы.

Однако медицина - это не панацея. По большому счету, здоровье каждого конкретного человека в его собственных руках. И прежде всего речь об образе жизни. Ведь причинами страшных заболеваний, как правило, становятся:

  • плохое питание и переедание,
  • малоподвижность,
  • курение,
  • алкоголизм,
  • стрессы,
  • плохая экология.

Не дожидаясь решения глобальных мировых проблем, каждый может заняться собственным здоровьем и благополучием близких - и население Земли станет в разы здоровее и счастливее. Чем не масштабный успех?

План действий прост и понятен, и главное тут - перейти от теории к практике. Пересмотреть свой рацион в пользу натуральных продуктов, свежих овощей и фруктов; если вы курите - как можно скорее, аналогично поступить с пристрастием к алкоголю; если ваша жизнь полна стрессов - определить их источники и разобраться с негативными факторами, по возможности устранив их. Обязательно начать больше двигаться. Что касается экологии, то она имеет значение и в самых локальных масштабах - вашей квартиры, рабочего места. Постарайтесь создать здоровую атмосферу вокруг себя и всерьёз задумайтесь о переезде в другой район, если в вашем плохие показатели воздуха. Помните: то, чем мы каждый день дышим (включая табачный дым) и что каждый день едим, оказывает ключевое влияние на наше здоровье.

У каждой проблемы своя специфика и методы устранения, но все они затрагивают общие интересы человечества. Поэтому для их разрешения потребуются усилия всех людей. Современная философия предупреждает о том, что любые проблемы могут стать глобальными, а наша задача - своевременно замечать и предотвращать их развитие.

Немалая роль в подъеме сухого земледелия возлагается и на освоение новых районов. Наряду с ареалами повышенной плотности населения, дефицита земельных ресурсов и чрезмерной нагрузки на землю в странах Сахеля есть еще немало территорий, благоприятных для земледелия, но доныне по тем или иным причинам крайне слабо используемых. Освоение новых земель и переселение на них крестьян из районов чрезмерно высокой плотности является составной частью усовершенствования территориальной структуры хозяйства и рационального использования природных ресурсов Сахельского региона. Примером может служить осуществляемая программа освоения «Новых земель» в Восточном Сенегале и перемещения туда крестьян из перенаселенных арахисопроизводящих районов. В Верхней Вольте реализация проектов освоения слабозаселенных, а кое-где и безлюдных, но в то же время плодородных долин Белой, Красной и Черной Вольты и переселения сюда части жителей с плато Моей сопряжена с необходимостью ликвидации онхоцеркоза. Аналогичные возможности и проблемы существуют в излучине Бауле и в верховьях притоков Бани в Мали.

Общая программа борьбы с онхоцеркозом разработана Международной организацией здравоохранения. Основной метод - уничтожение личинок мошек Simulium путем распыления с воздуха инсектицидов в местах наибольшего распространения и наибольшей активности их.

В Верхней Вольте меры по ликвидации онхоцеркоза и организованным миграциям населения на новые земли осуществляются Управлением по освоению долины Вольты (AVV). Поставлена задача в течение 15 лет переселить на эти земли 55 тыс. семей (примерно 600 тыс. человек, т. е. 10% всего населения страны). AVV организует за свой счет перевозку мигрантов. По прибытии на место они получают необходимый сельскохозяйственный инвентарь и продовольствие для прокорма семьи до первого урожая. Каждому домохозяйству выделяется 11 га земли (1 га - под строения, 1 га - лесной участок, 8 га - под шесть земледельческих участков, один из которых расчищает и обрабатывает за свой счет AVV). Число крестьян, изъявивших желание переселиться, пока превышает имеющиеся возможности (Europe outre-mer, № 57, 1980).

По оценке ФАО, общий размер посевных площадей в сухом земледелии 7 стран Сахеля к 1990 г. может быть увеличен до 14-14,5 млн. га (против 11,8 млн. га в 1970 г.), в том числе (в млн. га): в Мавритании - до 0,29 (против 0,22), в Сенегале -2,5 (2,3), в Гамбии - 0,28 (0,23), в Мали - 3.5 (1,8). в Чаде - до 2,5 (против 1,7) (L"economie..., 1976). Таким образом, крупное расширение плошадей намечается для Мали и Чада, совсем небольшое - для Мавритании, Сенегала и Гамбии. В Верхней Вольте, по мнению составителей программы ФАО, общие размеры посевных площадей в сухом земледелии на этот период следует оставить неизменными (точнее, несколько расширить за счет освоения новых земель, но сократить в районах чрезмерной нагрузки). В Нигере рекомендуется даже несколько уменьшить посевные площади. Усилия по увеличению производства должны быть направлены в этих странах (как, впрочем, и в остальных) на интенсификацию земледелия и орошение новых земель.