Иван котляревский биография. Иван котляревский - энеида

Ива́н Петро́вич Котляре́вский - украинский писатель, автор «Энеиды», первого художественного произведения на разговорном украинском языке того времени. Один из идеологов Просвещения на Украине.

Биография

В 1816-1821 годах - директор Полтавского театра. В 1818 году вместе с В. Лукашевичем, В. Тарнавским и др. входил в состав полтавской масонской ложи «Любовь к истине». Котляревский оказывал содействие выкупу М. С. Щепкина из крепостничества. В - - попечитель богоугодных заведений.

Литературная деятельность

Литературную деятельность начал около 1794 года . Котляревский - автор «Энеиды» ( , 3 части; - полное посмертное издание), несколько раз переиздававшейся под названием «Вергилиева Энеида. На малороссийский язык перелицованная И. Котляревским». Взяв за основу сюжетную канву одноименной поэмы Вергилия , а также одноименную пародийную поэму Николая Осипова на русском языке (где Эней изображён как русский «удалой детина»), Котляревский в традициях бурлеска создал своё оригинальное художественное произведение. В поэме автор воссоздал разные стороны жизни украинского общества во второй половине XVIII века . Национальная окраска и сочувствие к судьбе простого народа обусловили большой успех «Энеиды» среди современников.

Под влиянием имевшей большой успех среди украинской и русской публики «Энеиды» «ураинский язык» долгое время воспринималось (в том числе и многими украинскими писателями) как тесно связанное с бурлескной тематикой и «низким штилем». Сам Котляревский и его современники рассматривали «украинскую» литературу как региональное дополнение к русской, не претендующее на равноправный с ней статус или полифункциональность , а «украинский язык» как таковой использовали прежде всего с юмористической целью . Поэтому писатели украинского романтизма, с 1840-х годов утверждавшие украинский язык в более широком стилевом и тематическом диапазоне, стремились отмежеваться от традиций Котляревского - «котляревщины» . Тарас Шевченко , в 1838 году написавший на смерть поэта восторженные стихи «На вечную память Котляревскому», в котором прославлял его как творца бессмертной «Энеиды», в 1847 году аттестовал «Энеиду» как «сміховину на московський шталт» .

В 1861 году известный писатель и общественный деятель, друг Шевченко Пантелеймон Кулиш назвал Котляревского выразителем «антинародных образцов вкуса», от души поиздевавшимся в своей «Энеиде» над «украинской народностью», выставившем напоказ «всё, что только могли найти паны карикатурного, смешного и нелепого в худших образчиках простолюдина», а язык поэмы назвал «образцом кабацкой украинской беседы». (Кулиш П. А. Обзор украинской словесности // Основа. 1861. № 1. С. 244, 246. 247.)

По мотивам поэмы были созданы оперы «Эней в странствии» (композитор Я. Е. Лопатинский) и «Энеида» (композитор H. Лысенко, либретто Г. Садовского).

Список произведений

  • журнал «Полтавская муха»
  • «[Энеида (Котляревский)|Виргилиева Енеида, на малороссийский язык перелицованная Иваном Котляревским]» (известная как просто «Энеида»)
  • «Песня на новый 1805 год господину нашему и отцу князю Алексею Борисовичу Куракину»
  • Записки о первых действиях русских войск в турецкую войну 1806 года
  • «Солдат-чародей» (водевиль)
  • «Наталка Полтавка » (пьеса)
  • «Малороссийский губернский общий хор» (кантата)
  • «Ода Сафо» (перевод на русский язык)
  • «Размышления на евангелие от Луки, переведенные с французского сочинения аббата Дюкеня»
Память

Тема сочинения - жизнь и быт украинцев 19 века. Сюжет его прост: в убогой вдовы есть красивая дочь Наташа, которая вынуждена стать невестой богатого жениха господина Возного не по любви, а ради улучшения своего материального состояния. Однако, Наташа чувствует пропасть между ними - она простая девушка, а он господин. В это время возвращается из дальних странствий любимый Наташи - простой наемник Петр. Перед самой свадьбой господин Возный сам отказывается от своих намерений, так как видит, чего действительно хочет Наташа.

Основная идея «Наталки Полтавки» - любые внешние обстоятельства можно преодолеть силой собственного характера и верности своим убеждениям. Настоящая душевная сила и благородство помогают в сложных ситуациях и склоняют на твою сторону даже твоих противников.

Хотя в основе конфликта пьесы лежит традиционный для комической оперы любовный треугольник - молодая красивая девушка, ее любимый и богатый, старый и уродливый жених-нелюб, что мешает их счастью. Однако, конфликт имеет социально-бытовой характер, ведь именно общественное положение определяет возможности человека и его власть над другими.

Главная героиня пьесы Наталка - простая деревенская девушка. Она умная, трудолюбивая, скромная. Наталья самоотверженно любит мать, уважает старших. Она искренне любит бедного наемника Петра, и хотя к ней сватаются даже богатые женихи, она остается ему верна.

И когда надо, нежная и застенчивая девушка проявляет мужество и решимость, способная защитить свою честь и достоинство, готова бороться за свое счастье. Наташа понимает, что брак только из материального расчета не принесет ей счастья, она разрывается между любовью к Петру и желанием облегчить судьбу матери. И когда Петр возвращается в нее не возникает сомнения, какой выбор будет правильным.

Создавая образ Наташи, Котляревский отказывается от канонов комической оперы, вместо того он обрисовал глубоко реалистичный типичный образ украинской девушки.

Наташа любит мать и очень заботится о ней. Когда она видит мамины страдания из-за трудностей, она дает согласие на брак с Возним. Мать желает Наташе добра, она считает, что удачный с финансовой точки зрения брак - верный к этому путь, потому что сама познала все «радости» нищеты. Однако, в конце произведения она меняет свою позицию под влиянием обстоятельств и благословляет брак Натальи с Петром.

Петр, любимый Наташи, бедный парень, наемник, воспитанный в семье Наташи. Однако ее отец не одобрял его любви к дочери, поэтому Петр отправился в наймы на четыре года. Чтобы заработать денег и жениться на любимой. Он честный, искренний, глубоко любит Наташу. Но ему не хватает смелости нарушить традиции, условности. Под натиском событий он склоняется и готов пожертвовать собой ради Натальиного счастья.

Николай, друг Петра, тоже бедняк и сирота. Но он полон энергии, оптимизма и свободолюбия. Он сочувствует и пытается помочь Наташе и Петру. Николай способен на протест против тех, кто оскорбляет простых людей, не боясь их власти, он дурачит сельского старшины и чиновничества.

При создании образов мелких богачей выборного Макогоненко и господина Возного Котляревскому удалось избежать схематизму и прямолинейности. Они изображены не как типичные хапуги и вымогатели. Зато он реалистично, точно и правдиво, в юмористических тонах описал их лицемерности, то, как они делают вид, что желают добра бедным, а на самом деле заботятся только о своих интересах.

Речь персонажей также способствует раскрытию их образов. Речь Возного пересыпана канцеляризмами, юридическими терминами, книжным языком - всем, что было далеким и непонятным простому украинцу. Язык влюбленных - лирическая, песенная. Речь выборного - это язык приказов и ругательства. Речь всех персонажей богата на пословицы и поговорки.

Значительную роль в воссоздании национального колорита, раскрытие характеров героев и их внутреннего мира играют песни - их аж 19 - перенесенные или стилизованные под фольклор. Песни Наташи простые, искренние, лирические, в них отражается чистота ее души. В песне «Каждому огорода обычай и права» раскрывается жизненное кредо мелких богачей: более сильный давит слабого и пытается разжиться за чужой счет. Этот вспомогательный компонент пьесы помогает раскрыть характеры персонажей, осознать силу их чувств.

Котляревский Иван Петрович родился 9 сентября 1769 года в Полтаве, умер в этом же городе 10 ноября 1838 года. Украинский поэт, драматург, общественный деятель, зачинатель новой эпохи украинской литературы.

Главная заслуга и достижение Ивана Котляревского.

Тезис российской пропаганды 2014-2015 гг. о том, что нет украинской нации (есть "ополяченный диалект" русского языка, а "украинцы" - это "малороссы") был опровергнут еще в конце 18 века , когда в 1798 году в Петербурге вышли три первые части "Энеиды" Котляревского с обширным, на более чем 1000 слов, украинско-русским глоссарием.

Наличие литературного языка и есть атрибут нации. Так, более 200 лет назад благодаря литературному подвигу Ивана Котляревского все филологи мира узнали и признали украинский язык, на который можно перевести "Энеиду" Вергилия, как ранее древнегреческий сюжет был изложен на французском (П. Скарроном), немецком (А. Блюмауэром) и ряде других языков мира.

Не случайна с позиции филологии и тематика жанра. Литература любой из стран в рождении своем проходит 3 этапа - сначала она смеется, потом плачет и только затем громогласно заявляет о себе. Старт процессу рождения в литературе украинской положил Котляревский, подхватил Квитка-Основьяненко, кульминацией стало творчество Тараса Шевченко.

- "Энеида" Котляревского в свое время стала источником целебного смеха, возвратившего украинскую нацию к жизни в самый трудный для нее период. Писатель доказал, что украинский язык, считавшийся народным говором, идеально подходит для написания серьезных литературных произведений;

Написанная Котляревским "Энеида" стала переломным моментом не только в литературе, но и в истории народа как такового, она возродила украинский язык после многолетних попыток задушить голос народа;

В сверхсложный для украинцев исторический период писатель дал нации силу для возрождения, почерпнув вдохновение в самом народе, его быту и блестящих гранях индивидуальности;

Смех для нации значит оздоровление и выход на новый уровень самоосознания. На стыке 17-18 веков "Энеида" вернула украинцам силу для борьбы за существование тогда, когда в возрождение нации после уничтожения Гетманата и Запорожской сечи уже почти никто не верил;

Самым главным героем поэмы Котляревского является украинский народ. В тексте он предстает перед читателями как нация воистину героическая. Силы казакам дает их любовь к Отчизне, превращающая обычного молодого парня в героического рыцаря;

Творчество Котляревского возродило к жизни украинский язык, который старательно уничтожался на протяжении 2 половины 17 и 1 половины 18 века.

Литературные критики утверждают, что "Энеида" Котляревского написана в сверхгерметичном стиле, распаковать "контейнер" под силу только человеку, который хорошо знает украинскую историю. Писатель Евгений Сверстюк в свое время говорил, что в "Энеиде", кроме непосредственно текста, есть еще подтекст и надтекст.

В своем самом знаменитом произведении Котляревский одел героев Вергилия в украинскую одежду. В результате оказалось, что настоящий смысл поэмы украинский народ понял, а имперская власть не увидела опасность для себя в "Энеиде". Произведение довольно часто называют "историей Украины во времени, плывущем морскими волнами".

Котляревский в образе своего Энея изобразил собирательный образ украинского казака, в Турне внимательный читатель без лишнего труда угадает московского царя, а в Трое - украинское государство, которое в своем развитии постоянно сталкивается с противодействием. Часто "Энеиду" называют энциклопедией украинского быта. Знаний интеллигент Котляревский набирался, идя в народ. Писатель одевался в неприметную мужицкую одежду и окунался в мир простого народа.

Собирательные образы присутствуют и в его драматических произведениях. В пьесе "Наталка-Полтавка" писатель описал идеальную украинскую женщину, которая умеет любить всем сердцем. В образе Возного драматург показал, что даже в будничной жизни есть место подвигу, а счастье близкому человеку дарить легко и просто. В 1889 году легендарный украинский композитор Николай Лысенко написал оперу по пьесе "Наталка-Полтавка", произведение переведено на множество языков, и по нынешний день по нему ставятся театральные постановки.

Нетрудно найти собирательный образ, в этот раз негативный, и в произведении "Москаль-чарівник", написанном Котляревским в 1819 году. Если в "Энеиде" сатира завуалирована, то в пьесе недостатки сторонников царского гнета продемонстрированы намного ярче. Критики называют пьесу смелой, дерзкой сатирой на московскую власть.

Примечательно, что "Энеида" выходила в печатном виде поэтапно. Сначала, не поставив в известность, писателя, в 1798 году издатель Михаил Парпура в Санкт-Петербурге опубликовал первые 3 раздела поэмы. Издатель получил неплохую прибыль, писатель - славу. Отсутствие реакции на рискованное сатирическое произведение показало, что имперское руководство сути "Энеиды" не поняло, что вдохновило писателя на продолжение.

Полный текст опубликован только после смерти автора, в 1842 году. Над поэмой Котляревский работал почти всю свою жизнь, начав еще во время учебы в духовной семинарии. Финальный вариант текста состоит из 730 строф по 10 строк в каждой.

Литературоведы констатируют, что сознание и творчество Котляревского содержат в себе признаки барокко и романтизма. Однако барокко писатель понимал по-своему, он показал, что великими могут быть и простые жители украинского села. Писатель стал автором первого серьезного произведения на народном языке, до этого он считался наречием, которое подходит только для написания интермедий.

Биография Ивана Котляревского.

Родился 9 сентября 1769 года в Полтаве в семье казацко-старшинского рода, которая принадлежала к элите Геманщины;

С 1780 по 1789 год учился в духовной семинарии Полтавы, где освоил несколько иностранных языков. От продолжения учебы в Санкт-Петербурге отказался, поступив после окончания семинарии на службу канцеляристом;

С 1793 по 1796 год работал учителем в семьях сельских помещиков;

В 1796-1808 годах проходил военную службу, принимал участие в боях под Измаилом и Бендерами в рамках российско-турецкой войны;

С 1810 года был покровителем в Полтавском доме для детей бедных дворян;

В 1812 году занимался формированием 5 Украинского казачьего полка для участия подразделения в войне против Наполеона І Бонапарта. Писателю было обещано, что после завершения войны полк будет сбережен как постоянное казацкое войско, но затея Котляревского так и не удалась;

В 1816-1821 годах занимал должность директора в Полтавском театре, пополнил репертуар собственными драматическими произведениями;

С 1827 по 1835 год работал попечителем богоугодных заведений в Полтаве;

Основоположник украинской литературы, судя по рассказам современников, дошедшим сквозь века, был человеком интересным в общении, с блестящим чувством юмора. Люди, которые знали Котляревского, поведали, что он мог рассказывать об обычных вещах очень смешно, но сам при этом даже не улыбался.

Стиль жизни поэта довольно часто сравнивают с судьбой Григория Сковороды. Оба знаковых для Украины писателя всеми возможными способами старались избежать контакта с властью. Однако если Сковороду часто называют первым украинским странствующим философом, то Котляревский всю свою жизнь прожил в родной Полтаве.

Котляревский, который создал в своей "Наталке-Полтавке" образ идеальной, любящей украинки, так и не женился. Литературоведы приводят 2 возможные версии того, что перспективный во всех отношениях жених так и не стал чьим-то супругом. Одни предполагают, что несчастная любовь могла иметь место еще во времена учебы в духовной семинарии.

Согласно другой версии, сердце писателя забрала некая Мария Семеновна, которая воспитывала 7 детей помещика в то время, когда Котляревский работал учителем в семьях богатых землевладельцев. Есть данные, что рука любимой женщины поэта была обещана другому мужчине, и сразу же после свадьбы дамы сердца писатель ушел в войско, где провел 14 лет.

В свое время Котляревский был членом Полтавской масонской ложи «Любовь к истине», пользовался авторитетом в городе. С помощью задействования собственных связей писатель способствовал выкупу из рабства Михаила Семеновича Щепкина, который не только является основателем русской актерской школы, но и лучшим исполнителем главной роли в пьесе "Москаль-чарівник".

"Энеиду" с автографом Котляревского бережно хранил император Александр I. Экземпляр произведения также был в личной библиотеке Наполеона І Бонапарта в его жилище после изгнания на остров Святой Елены.

Отличился писатель и во время своей работы попечителем богоугодных заведений. В среде попечителей довольно распространенным явлением была коррупция, которой в деятельности Котляревского, кристально честного человека, не наблюдалось. В результате за 1 год работы он сэкономил 2400 червонцев.

Перед смертью Котляревский раздал собственное имущество близким и друзьям, освободил невольников. Памятник на могиле поэта поставил его друг, Павел Стеблин-Каменский. На надгробной плите высечены слова, написанные Тарасом Шевченко.

Увековечивание памяти Котляревского.

В 1952 году Литературно-мемориальный музей имени Котляревского открыт в Полтаве;

В 1969 году на Ивановой горе в Полтаве открыт музей-усадьба в доме, где родился и жил писатель;

Имя Котляревского увековечено в названиях улиц разных городов Украины, в Полтаве и Киеве имя поэта носят парки. Множество учебных заведений, библиотек и даже кинотеатры названы в честь выдающегося литератора;

28 октября 1998 году Национальный банк Украины выпустил памятную золотую монету номиналом в 100 гривен в рамках серии "Духовные сокровища Украины" в честь 200-летия первого издания "Энеиды";

В сентябре 2009 года в серии "Выдающиеся личности Украины" выпущена серебряная монета номиналом в 5 гривен, посвященная Ивану Котляревскому;

Памятник поэту установлен возле Украинского католического университета святого Климента в Риме;

На территории музея-усадьбы в 1971 году установлен гипсобетонный бюст, выполненный скульптором Галиной Кальченко. Эта женщина выполнила также памятник-бюст в Киеве, установленный в 1973 году;

В 2004 году установлен барельеф Котляревскому и "Энеиде" в памятнике летописцам Руси-Украины в городе Черновцы;

В 2010 году памятник писателю установлен на территории военно-исторического комплекса "Бендерская крепость" в городе Бендеры (Приднестровье);

В 1969 и 1994 годах выпускались почтовые марки, посвященные Котляревскому;

С 2007 года в Полтаве вручается областная премия имени Котляревского;

С 1990 года ежегодно присуждается премия имени Котляревского за достижения в области драматургии и театрального искусства. Лауреаты выбираются представителями Министерства культуры, Союза писателей Украины и Союза театральных деятелей Украины.

_____________________

* Если вы обнаружили неточность или ошибку, просьба сообщить wiki@сайт .

** Если у вас есть материалы о других героях Украины, просьба выслать их на этот почтовый ящик

Современный украинский язык, возможно, не существовал бы, если бы не Иван Котляревский, написавший удивительную юмористическую поэму «Энеида». Благодаря этому произведению живой язык украинского народа был наконец-то перенесен на книжные страницы. Однако не только этим привлекла читателей «Энеида», а и веселым захватывающим сюжетом и яркими, хорошо прописанными персонажами.

Иван Котляревский: краткая биография

Родился Иван Петрович Котляревский в Полтаве, в семье канцелярского чиновника, в сентябре 1769 года.

Когда юноше исполнилось одиннадцать, его отправили на учебу в духовную семинарию. После учебы Иван Котляревский, чтобы заработать себе на жизнь, давал частные уроки отпрыскам местного мелкого дворянства. Чуть позже он получил место в полтавской канцелярии и проработал там около четырех лет.

Во время русско-турецкой войны Котляревский активно участвовал в осаде Измаила и даже был награжден почетным орденом. После окончания войны вышел в отставку и вернулся в Полтаву.

Когда Ивану Петровичу перевалило за тридцать, он получил место смотрителя в одном из полтавских учебных заведений для детей из обедневших дворянский семей, не способных оплатить учебу в достойных их положения гимназиях.

Во время французско-русской войны 1812 года Котляревский активно участвовал в обороне Полтавы, добившись разрешения организовать силами местной молодежи казачий полк.

После войны увлекся театром. В 1816-м стал руководить свободным театром Полтавы. Из-за отсутствия достойного репертуара сам занялся сочинительством. Так из-под его пера вышли две пьесы: «Наталка-Полтавка» и «Москаль-Чарівник».

В возрасте 69 лет Котляревский скончался. Похоронен в Полтаве.

История написания «Энеиды»

Еще во время военной службы у Ивана Петровича возникла мысль написать поэму о казаках. Зная неплохо классическую литературу, а также обладая талантом прекрасно рифмовать, решил на основе сюжета «Энеиды» древнеримского поэта Вергилия создать собственное сочинение Котляревский.

«Энеида» Вергилия несколькими годами ранее уже была переведена на русский язык в довольно свободном стиле российским писателем Николаем Осиповым, что вдохновило Котляревского. Однако Иван Петрович превратил главного героя Энея в казака, а саму поэму написал обычной разговорной речью, чего в украинской литературе до него никто не делал.

В 1798 году в Петербурге увидели свет три первые части поэмы.

«Энеида» Котляревского моментально приобрела популярность: не только ее сюжет, но и пикантный юмор, коим поэт щедро снабдил свое произведение, привлекали читателей. Кроме того, написанная на украинском языке, она была экзотикой для русскоязычного населения страны.

«Энеида»: краткое содержание первой, второй и третьей частей

В первой части бравый казак Эней после уничтожения родной Трои по совету своей матери богини Венеры (его покойный отец когда-то помог ей выиграть спор у других богинь) отправляется с троянцами в новые земли, чтобы основать там свое царство.

Однако Юнона, ненавидящая семейство Энея (она была среди проигравших пытается чинить герою всевозможные пакости. Но Венера, нажаловавшись узнает, что Энею уготована великая судьба - он станет основателем великого царства.

Тем временем Эней и его спутники прибывают в Карфаген, где в бравого казака влюбляется царица Дидона. В ее объятиях герой забывает обо всем: и о печальном прошлом, и о великом будущем. Тогда Зевс посылает к нему Меркурия, который вынуждает Энея покинуть возлюбленную. Дидона, не перенеся такого предательства, кончает жизнь самоубийством.

Во второй части Юнона хитростью заставляет троянских женщин сжечь корабли, пока мужчины пируют в Сицилии. Однако боги посылают дождь по просьбе Энея, и часть кораблей остается цела. Вскоре во сне к Энею приходит его покойный отец Анхиз и просил навестить его в аду.

В третьей части Эней после долгих поисков и с помощью Сивиллы находит дорогу в ад. Насмотревшись на ужасы подземного царства и встретив там души умерших земляков, а также Дидону и отца, герой с дорогими подарками и благоприятными пророчествами отправляется снова в путь.

Краткое содержание четвертой, пятой и шестой частей «Энеиды» (написаны значительно позже)

В четвертой части Эней приплывает на остров царя Латина. Здесь он заводит с ним дружбу, и тот планирует выдать за приятного нового соседа свою прекрасную дочку Лавинию. Однако бывший жених девушки - царь Турн - при содействии вездесущей Юноны начинает войну против Латина. Тем временем коварная богиня хитростью настраивает жену Латина против троянцев, и все они готовятся к войне.

В пятой части Венера уговаривает сделать для Енея великолепное оружие. Чтобы победить в войне, троянцы просят помощи у соседнего народа. Юнона предупреждает Турна о времени начала атаки Энея. А два троянских воина - Низ и Эвриал - пробираются тайно во вражеский стан и убивают многих противников, при этом гибнут сами. Вскоре троянцам удается обратить Турна в бегство.

В последней части поэмы Зевс узнает о проделках всех богов и запрещает им вмешиваться в судьбу Энея. Однако Юнона, придя к супругу Зевсу, напоила и усыпила его. А после с помощью хитрости спасла от гибели Турна. Эней договаривается с Турном и Латином о честном поединке, который должен определить исход войны. Юнона всеми силами старается уничтожить Энея, однако Зевс ловит ее и запрещает вмешиваться, добавив, что после смерти Эней будет вместе с ними на Олимпе. Эней же честно побеждает Турна и после некоторого колебания убивает его.

Персонажи «Энеиды»

Главным героем поэмы является сын Венеры и царя Трои Анхиза - Эней. Он бравый казак, смелый, решительный и умелый воин, но ему не чужды человеческие слабости. Так, Эней не прочь выпить и погулять с друзьями.

Также он падок на женскую красоту. Закрутив роман с царицей Дидоной, Эней забывает обо всем. Но позже с легкостью бросает ее по приказу богов. Несмотря на все свои недостатки, когда нужно, Эней способен проявить и дипломатию, и находчивость. Именно вокруг этого героя строится вся поэма «Энеида».

Персонажи остальные в поэме не столь яркие. Так, в образе Дидоны воплощена классическая женщина.

Она умна, весела и трудолюбива, но, оставшись вдовой, мечтает о сильном мужском плече. Завладев сердцем Энея, царица стала вести себя, как супруга в комедиях: ревновала и ругалась с ним.

Цари Латин и Турн обладают противоположными характерами. Первый жаден и труслив, старается избежать войны всеми силами. Второй, наоборот, смел, напыщен и заносчив. Из-за этой напыщенности его с легкостью удается использовать Юноне.

Особый интерес представляет персонаж супруги Латина - царицы Аматы. Женщина под стать Турну - такая же гордая и напыщенная. Но при этом она невероятно умна и хитра. Однако, как и Дидона, влюбившись, начинает совершать глупости.

Примечательными являются персонажи двух троянцев-казаков - Низа и Эвриала. Пожертвовав своей жизнью, они уничтожили немало врагов.

Вполне возможно, что при создании этих образов использовал свои воспоминания о русско-турецкой войне Котляревский.

«Энеида» немыслима без главных героев-богов. Первой из их сонма является верховная богиня Олимпа Юнона - главная противница Энея.

Она ненавидит всем сердцем главного героя, мечтая его извести. Чтобы добиться своей цели, Юнона готова на все и даже не останавливается перед прямым запретом мужа. Однако, несмотря на все ее ухищрения, пророчество об Энее сбывается.

Еще одна героиня-богиня «Энеиды» - Венера. Будучи довольно распутной, богиня при этом ведет себя как настоящая заботливая мать. Она идет на все, чтобы помочь своему Энею: выступает против Юноны, соблазняет Вулкана и даже иногда спорит с Зевсом.

Зевс в «Энеиде» изображен как традиционный начальник - любит выпить и отдохнуть. Несмотря на все его предостережения, богини редко его слушают, пытаясь добиться своего обходными путями, с помощью взяток и связей.

Перевод «Энеиды» на русский язык

Сегодня существует немало споров по поводу того, на каком языке была написана «Энеида» Котляревского. Так, некоторые ошибочно полагают, что Иван Петрович поначалу написал свою поэму на русском языке, а позже сделал перевод. «Энеида», однако, на самом деле была написана на украинском (малороссийском, как тогда говорили), однако, поскольку отдельного алфавита у него еще не было, автор использовал буквы русского.

А вот полноценный перевод «Энеиды» Котляревского на русский язык осуществил И. Бражнин.

Кстати, не стоит путать произведение Осипова и то, которое написал Котляревский. «Энеида» у каждого из авторов - отдельное, самостоятельное сочинение. Однако при написании и Осипов, и Котляревский использовали в качестве первоисточника поэму Вергилия.

Прошли годы, многие слова, явления, вещи и события, упомянутые в «Энеиде», утратили свою актуальность, а то и вовсе канули в Лету, поэтому современным читателям не все понятно из того, что описал в своей поэме Котляревский. «Энеида» теперь им кажется просто веселой поэмой со старинными ругательствами. Но при этом она и сегодня остается любимой всеми украинцами, да и не только ими.

Как считается рейтинг
◊ Рейтинг рассчитывается на основе баллов, начисленных за последнюю неделю
◊ Баллы начисляются за:
⇒ посещение страниц, посвященных звезде
⇒ голосование за звезду
⇒ комментирование звезды

Биография, история жизни Котляревского Ивана Петровича

Котляревский Иван Петрович – украинский писатель.

Детство и юность

Иван Котляревский родился 29 августа (по новому стилю – 9 сентября) 1769 года в Полтаве. Его отец Петр Иванович, наследник благородного казацко-старшинного рода, был канцеляристом в полтавском городовом магистрате. Мать Параскева Лаврентьевна (в девичестве Жуковская) была дочерью сотенного казака из Решетиловки. Родной дедушка Ивана по материнской линии был дьяконом в Свято-Успенском соборе Полтавы.

В период с 1780 по 1789 годы Иван Котляревский был учеником Полтавской духовной семинарии. Уже тогда Иван проявлял склонность к литературе, сочиняя различные стихотворения. В кругу друзей за ним даже закрепилось прозвище Рифмач.

Жизненный путь. Работа и служба

После окончания семинарии в течение четырех лет Иван Котляревский работал канцеляристом. Затем с 1793 по 1796 годы он трудился домашним учителем детей сельских помещиков.

В 1796 году Иван Петрович отправился на военную службу. 1 апреля того года он стал кадетом Северского драгунского полка. 11 июля его произвели в аудиторы. В 1798 году это звание переименовали и Иван стал прапорщиком. 8 января 1799 года стал подпоручиком, 5 февраля того же года – поручиком.

В 1802 году Иван Котляревский был прикомандирован к инспектору Днестровской и Крымской инспекций генералу-от-кавалерии маркизу Дотишампу в качестве адъютанта. С 1806 по 1807 годы Иван был адъютантом барона Мейендорфа, командира 2-го корпуса войск, организованных для войны с турками. 12 апреля 1806 году Иван Котляревский стал штабс-капитаном.

В период 1806-1807 годов Иван Петрович принимал участие в Русско-турецкой войне. В 1808 году ушел в отставку. За свою верную службу был награжден орденом Святой Анны 3-й степени.

ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


В 1810 году Иван Котляревский стал надзирателем «Дома для воспитания детей бедных дворян». С 1816 по 1821 годы занимал должность директора Полтавского театра. С 1827 по 1835 годы был попечителем богоугодных заведений.

Литература

Страсть к литературе проявилась в Иване Котляревском еще в ранней юности. В семинарии юноша много писал, причем на малорусском языке, самостоятельно выпускал сатирический журнал «Полтавская муха». Именно в ту пору Иван начал складываться как настоящий писатель. В нем зародились такие черты, как любовь к хорошей поэзии, склонность к сатире и неплохое знание малорусского народа. Главное произведение Ивана Котляревского – «Енеида. На малороссійскій языкъ перелиціованная И. Котляревскимъ» или просто «Энеида». Этот текст – вольное переложение ирокомической поэмы «Виргилиева Энеида, вывороченная наизнанку» русского писателя Николая Осипова. «Энеида» Котляревского стала первым произведением на украинском литературном языке, получившим всероссийское признание.

Иван Петрович Котляревский был членом Харьковского Общества любителей красной словесности и членом Полтавской масонской ложи «Любовь к истине». В 1821 году писателя избрали почетным членом Петербуржского Свободного общества любителей российской словесности.

Личное

Единственной настоящей страстью Ивана Петровича была литература. Жениться и обзаводиться потомством писатель не пожелал.

Смерть

Смерть настигла Ивана Котляревского 29 октября (по новому стилю – 10 ноября) 1838 года. Тело писатели было похоронено на городском кладбище в Полтаве.