Лучшая дежурная по станции московского метро работает на вднх. Интервью о профессии: дежурный по станции Сложнее всего справиться с волнением

Работница станции метро «Щёлковская» Светлана Вязьмина стала победительницей ежегодного конкурса «Лучший дежурный по станции». Проводился он в рамках общегородского конкурса профессионального мастерства «Московские мастера» .

Финальный этап конкурса дежурных проходил в актовом зале главного управления Московского метрополитена . Из ста участников после первого, теоретического этапа - тестирования - в финал прошли девять человек. Все они представительницы прекрасного пола. Исторически так сложилось, что у Службы движения метрополитена - женское лицо. В числе девяти финалистов была и Светлана Вязьмина из ВАО.

В ходе испытаний дежурных проверили на знание сигналов, названий станций метро, а также столичных достопримечательностей, которые расположены неподалёку. Самым зрелищным стало испытания по извлечению специальными клещами предметов, упавших с условной «платформы»-сцены на пути. Перед конкурсантками рассыпали вещи, которые пассажиры чаще всего роняют - сумки, обувь, документы, книги. Вооружившись длинными изолированными клещами-хватателями за 15 секунд опытные дежурные достали все, даже совсем небольшие предметы.

На практическом этапе конкурсанткам предстояло показать свои технические навыки. Они должны были правильно ставить «закоротку» и переводить стрелку специальной рукояткой - курбелем. «Закоротка» или «короткозамыкатель» (две скобы, соединенные тросом) - это заземляющее устройство, соединяющее контактный рельс с ходовым.

Случайному наблюдателю может показаться, что установка «закоротки» на путевой и контактный рельс не так уж и сложно. Или манипуляции с курбелем - поставил рукоятку в паз и крути до щелчка. Однако в реальной обстановке для выполнения этих операций необходимо спускаться в тоннель, где оборудование подключено к току высокого напряжения. Благодаря же уникальной учебной базе на конкурсных состязаниях все эти действия выполнялись в аудиториях, где смонтированы участки путей с контактным рельсом, а также переводящие «стрелки».

Сложнее всего справиться с волнением

При выполнении заданий обязательным было строгое соблюдение алгоритма. Причём, в процессе выполнения следовало чётко проговаривать каждое действие. Жюри немедленно снимало баллы, если вдруг забыл упомянуть, например, о заполнение Журнала спуска в тоннель…
Как прокомментировали сами девушки, работа дежурного по станции заключается, прежде всего, в точном следовании инструкции. Каждая из них умеет действовать автоматически, но на конкурсе все равно все волновались…

Конкурсанткам, спорившим за звание лучшего дежурного по станции, удалось прийти к финишу с минимальным отрывом. И всё-таки победу одержала представительница станции Щёлковская Светлана Вязьмина.

Второе место досталось Марии Смирновой - дежурной по станции 9 дистанции. Третье - Анне Мартыновой - дежурной по станции 5 дистанции.

Как призналась победительница, Светлана Вязьмина, на подготовку к конкурсу у неё было совсем мало времени, поскольку буквально накануне его она вышла из отпуска. Светлана получила памятный знак, букет цветов и ценный подарок. Всё это ей вручил начальник службы движения Московского метрополитена Александр Гордин.

Елена Птицына

Дежурный по станции — это ответственный работник работы службы движения, распоряжающийся приемом, отправлением и пропуском поездов, а также маневровыми передвижениями в пределах одного раздельного пункта.

Дежурный по станции единолично распоряжается движением поездов на станции и прилегающих к ней перегонах. Никто, кроме дежурного по станции, не имеет права отдавать распоряжений о приеме, пропуске и отправлении поездов и производстве манёвров на путях, по которым следуют организованные поезда или с которых возможен выход на пути или маршруты следования поездов. Начальник станции и вышестоящие лица могут отдавать свои распоряжения только через дежурного по станции.

В распоряжении дежурного по станции находятся локомотивы, вагоны, постоянные устройства пути, сигнализации, связи и т. п. Он является единственным полномочным командиром смены. В его подчинении находится дежурный штат станции. Все работники смены, а также бригады поездных и маневровых локомотивов в оперативном порядке подчинены дежурному по станции и обязаны беспрекословно выполнять все его распоряжения. Дежурный по станции должен организовать работу так, чтобы обеспечить четкое и своевременное выполнения плана перевозок.

Дежурный по станции имеет право отстранить от работы подчиненного, если его оставление на дежурстве угрожает безопасности движения или влечет за собой срыв всей работы. Об этом он обязан немедленно доложить начальнику станции. Дежурный по станции несет полную ответственность за техническую работу станции и прежде всего за безопасность движения, выполнение графика и плана формирования, качество использования вверенных ему ресурсов. Он отвечает не только за себя, но и за своих подчинённых, если будет установлено, что их упущения явились результатом отсутствия требовательности и контроля с его стороны.

Дежурный по станции обязан четко знать и соблюдать Правила Технической Эксплуатации на железных дорогах Российской Федерации, Инструкцию по Сигнализации на железных дорогах Российской Федерации, Инструкцию по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах Российской Федерации, техническо-распорядительный акт станции, соответствующие должностные инструкции по службам (пути, сигнализации и связи, тяги и т. д.). Должен быть в курсе всех нововведений к документам, приказов и телеграмм, актуальных на длительный период времени.

Однако только знание правил и технических документов не позволит дежурному по станции стать полноценным командиром, если он не изучил работников своей смены, не имеет навыков командования, и не научился искусству организации. Результаты работы дежурного по станции зависят от всего коллектива. Вот почему он должен уметь правильно руководить сменой, давать работникам четкие и ясные приказы, бдительно следить за их работой, контролировать её и предвидеть возможные нарушения и вовремя исправлять допущенные ошибки. Все знания и опыт дежурный должен направлять на то, чтобы обеспечить в течение дежурства соблюдение графика движения и плана формирования, все это в строгом соответствии и не в ущерб безопасности движения — главному закону транспорта.

Качественная работа дежурного по станции — одной из самых важных профессий на железнодорожном транспорте — залог безопасности пассажиров и перевозок грузов.

В ночь с 18 на 19 июля 2006 года на станции «Новослободская» прошла финальная часть традиционного конкурса «Дежурный по станции Московского метрополитена». Конкурс на звание лучшего дежурного проводится в рамках общегородского конкурса «Московские мастера» уже пять лет. В этом году в нем участвовали 11 лучших дежурных по станции, победивших на предварительных этапах.
Первый, предварительный этап конкурса на лучшего дежурного по станции, проходил отдельно на каждой из линий Московского метрополитена. Всего в конкурсе приняло участие 207 человек. Соревнования прошли одновременно на всех линиях 14 июня текущего года. Первый этап был полностью теоретическим – конкурсанты получили по билету с 30 вопросами, за правильный ответ на каждый из них начислялся 1 балл. По итогам этого этапа было выявлено по одному победителю с каждой линии, всего – 11 человек, которые вышли во второй, финальный этап конкурса.
Второй этап делится на две части – первая (теоретическая) состояла из 30 вопросов, но набранные финалистами баллы не разглашались до окончания второй, практической части. Итоговая сумма баллов складывалась из теоретической и практической частей, баллы, набранные на предварительном этапе, не учитывались. В этом году впервые практическая часть конкурса проходила не в Учебно-производственном центре метрополитена, а на станции «Новослободская». Тем самым организаторы максимально приблизили конкурс к реальным условиям работы дежурных по станции. Чтобы не мешать пассажирам, соревнования проходили в ночное время, после закрытия станции. Участники конкурса выполнили по три задания. В этот раз дежурным предстояло продемонстрировать свой профессионализм в умении быстро извлечь посторонний предмет с пути, поместить его во взрывозащитную камеру и доложить о завершении ситуации оператору Ситуационного центра при помощи колонны экстренного вызова. Каждое из заданий оцененивалось по пятибалльной шкале. Баллы, которые получил каждый из конкурсантов, были сложены с баллами, полученными им в первом, теоретическом этапе финальной части конкурса, который прошел несколькими часами ранее в одном из электродепо метрополитена. В общем итоге шесть конкурсанток заработали одинаковое число баллов. Жюри вынуждено было провести среди них блиц-опрос, после которого были определены три победительницы - лучшие дежурные по станции Московского метрополитена.

1 место: Гараева Елена Николаевна (дежурная по станции «Водный стадион»)
2 место: Буренкова Анна Андреевна (дежурная по станции «Дубровка»)
3 место: Кулкина Татьяна Алексеевна (дежурная по станции «Преображенская площадь»)

Победители конкурса получат денежные премии от Правительства Москвы: занявший 1-е место получит 50 тысяч рублей, 2-е – 40 тысяч рублей, 3-е – 30 тысяч рублей. По правилам проведения соревнований, занявшие три первых места не участвуют в конкурсах в последующие годы. Занявшие места с 4-го по 6-е получат премии от Московского метрополитена – 20, 15 и 10 тысяч рублей соответственно. Кроме этого, всем 11 финалистам досрочно, без экзаменов, будет повышена «классность» (всего у дежурных по станции их 4).

В ночь с 20 на 21 июля в Московском метрополитене в рамках Городского конкурса профессионального мастерства «Московские мастера» состоялся один из самых загадочных и увлекательных финалов конкурса - соревнования по профессии «Дежурный по станции метрополитена». Контроль проведения финального этапа конкурса от городского организационного комитета осуществлял представитель Департамента экономической защиты трудящихся Московской Федерации профсоюзов.

Приветствуя участников финального этапа, с напутственным словом к конкурсантам обратились заместитель Председателя жюри Конкурса, начальник Службы движения Московского Метрополитена Александр Гордин и Председатель Дорожной территориальной профсоюзной организации метрополитена Николай Никольский. Они пожелали участникам удачи и отметили, что основной целью проведения конкурсов профессионального мастерства является повышение престижа необходимых городу профессий, демонстрация профессиональных навыков накопленных знаний и умений сотрудников Московского метрополитена, обеспечивающих ежедневно безопасность, комфорт и оказание услуг по перевозке более чем девяти миллионов пассажиров. Безаварийность и ритмичную работу каждой из станций подземки.

Из более чем 800 дежурных по станции (а это четыре смены дежурных на каждой станции столичного метро) для участия в конкурсе были отобраны 200 участниц. В итоге: в финале городского конкурса по профессии приняли участие девять человек, что называется лучшие из лучших, прошедшие сложнейший отборочный этап. По одному представителю - от каждой дистанции.

Конкурс дежурных проводился в два этапа: в ходе первого участники отвечали на теоретические вопросы, проводимые по методу тестирования, затем они продемонстрировали практические навыки работы на станции. В ходе выполнения практического задания дежурные демонстрировали навыки установки световых сигналов ограждения, действия для обеспечения безопасности при работе людей на путях линии метрополитена, подачи ручного и звукового сигнала машинисту и другие жизненно важные для нормального функционирования любой из станций метрополитена элементы.

В результате упорной борьбы конкурсантов за второе и третье место потребовалось провести дополнительные этапы тестирования, предусмотренные Положением о конкурсе. После чего жюри подвело итоги и определило победителей финала конкурса по профессии. Ими стали:

1 место - Аринин Евгений Александрович (7-ая дистанция)

2 место - Гореева Татьяна Александровна (3-ая дистанция)

3 место - Данилова Елена Витальевна (6-ая дистанция)

Конкурсанты услышали в свой адрес теплые слова и поздравления. Им также вручили букеты цветов. А торжественное награждение еще впереди - следите за нашими новостями!

Состоялся финальный этап конкурса дежурных по станциям Московского метрополитена. Проходил он на станции Проспект Мира (радиальная) и состоял из двух этапов. Теоретическую часть 10 финалистов писали в управлении, а потом все спустились на станцию, чтобы проверить практические навыки. В этот раз надо было потушить возгорание в четвертом вагоне и установить закоротку. (В прошлом году осмотр и проверка электротехнических устройств и средств защиты и надо было в тоннеле, на стрелке, составить маршрут и отправить хозяйственную единицу).

Также вне зачета выступили две дежурных из Минского метрополитена.

Среди участниц, которые дошли до финала, с радостью увидел Марию Ткаченко, которая была (сейчас она дежурный подменной группы 3 дистанции), когда пятый канал снимал . А про Машу пятый канал сделал потом отдельный репортаж .

Участники, занявшие первое, второе и третье места, получат денежное вознаграждение от Правительства Москвы - 50, 40 и 30 тысяч рублей соответственно. Занявшие 4, 5, 6 места получат премии от Московского метрополитена по 20, 15 и 10 тысяч рублей. Кроме этого, всем 10 финалистам досрочно, без экзаменов, будет повышен класс квалификации (всего у дежурных по станции их 4).

28 фотографий, общий вес 4,2 мегабайт

1. Встроенный в эскалатор телефон.

2. Участницы конкурса.

3. На Машу сразу накинулась съемочная группа с интервью.

Другой вариант .

4. Набор предметов из которых нужно выбрать нужные для тушения пожара. Обыгрывалась ситуация с недавним пожаром на 1905 года .

5. Интересно, что входит в комплект?

6. Необходимый набор инструментов для установки закоротки.

7. Протокол.

8. Сначала надо было из предложенных предметов выбрать правильные. Например, из двух огнетушителей для тушения этого возгорания подходил только один (критерий, кажется, электропроводность)

9. Потом надо правильно раскатать рукав.

10. Присоединить ствол.

11. Найти и подсоединится к пожарному гидранту.

12. Во избежания включения воды на конкурсе, кран замотали проволокой. Хотя интересно, в нормальном режиме давление воды есть?

13. К сожалению, Маша не вошла в тройку победительниц этого конкурса.

Другой вариант

14. Далее надо было установить закаротку. Для этого необходимо отобрать необходимые предметы и проверить их годность. Маша проверят срок следующей проверки диэлектрических перчаток. Он назначен на сентябрь - значит перчатками можно пользоваться.

15.

Другой вариант

16. Потом надо проверить перчатки на герметичность.

17. Визуальная проверка наконечников на пробнике напряжения.

18. И проверка работоспособности с помощью розетки.

19. Потом в тоннель. Там один конец закаротки устанавливается на ходовой рельс.

20. Ещё раз проверятся работоспособность пробника.

21. И только после этого проверятся наличие напряжение на контактном рельсе.

22. Потом другой конец закоротки набрасывается на КР. А вот после этого его можно взять руками и закрепить на нем. Всё. Закоротка установлена. Да, не забудьте фонарем оградить место работы и расправить медный провод для безопасного прохода хозяйственной единицы.

Другой вариант

24. Победительница конкурса - Светлана Маркова, дежурная по станции «Выхино».

25. В метро между тем идет своя жизнь. Вот провезли дефектоскопическую тележку.

26. А это участница из Минского метрополитена.

27. Говорит, что некоторые правила (порядок проверки и использования указателя напряжения, например) и предметы отличаются (закоротки у них немного по другому крепятся).

28. Но все равно, с заданием конкурса они справились.