Львовские храмы. Что посмотреть во Львове - Храмы (соборы и церкви) Львова

C пастырским визитом приехал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, и Украина очнулась от спячки. Люди слушают новости, обсуждают, где он побывал и что сказал. Пересказывают друг другу чуть ли не каждое его слово. А в православных Галиции словно новую жизнь вдохнули. Два десятка лет пребывают они униженными и ошельмованными, но сберегли приверженность истинной вере. Праздник в сердцах сохранится на всю жизнь. Хоть чуда и не ждут, да если и произойдет оно, то одному Богу известно, когда. А жить надо здесь и сейчас. О ситуации в Западной Украине Патриарх Кирилл говорил: «Ну разве дело, что Православная Церковь Московского патриархата не имеет по-настоящему своего кафедрального собора во Львове? Разве дело, что невозможно построить ни одного храма, не даются участки земли? Это совсем не дело. Это только развивает чувство неприязни. И поэтому я считаю, что все эти вопросы надо регулировать. И здесь огромная ответственность местных властей.

Во Львове из 19 храмов у Украинской Православной Церкви остался один – Святого Георгия, в котором размещено и епархиальное управление. Где еще можно православному человеку помолиться? Таким вопросом начался наш разговор с архиепископом Львовским и Галицким Августином. На кафедре он с 1992 года, когда, казалось, православие в Галиции было уже полностью разгромлено. Но только – казалось, и не в первый раз, заметим.

– Вначале об особенностях сооружения этого храма. Чтобы разрешили его строить, пришлось написать 150 прошений императору Австро-Венгрии. Но построили только благодаря известному историку, профессору, будущему председателю Центральной Рады Михаилу Грушевскому. Не все об этом знают, а греко-католиков, мягко говоря, этот исторический факт смущает. Предпочитают говорить, что строили для русских солдат. Неправда! Когда все храмы стали униатскими, то храм святого Георгия был и для румын, и для русинов, греков, не украинский, не русский – просто православный. Мои предшественники в конце XIX века 150 раз обращались за разрешением к императору, а я за 17 лет написал пока всего 50 писем – губернаторам, президентам, в Верховную Раду… Сейчас во Львове есть еще два прихода: отреставрированная деревянная церковь на окраине города и церковь в переоборудованном цехе когда-то известного завода «Кинескоп». Здесь прихожане выкупили здание, разобрали пять верхних этажей, ждем разрешения властей, чтобы завершить строительство верхнего храма.

– Владыка, насколько я знаю, за время вашего служения количество приходов епархии увеличилось в несколько раз.

– В четыре, скажем так. Вернулись некоторые из тех, кто когда-то отошел. В 1988 году Львовская епархия имела 1237 православных приходов. С 1989 года началось возрождение униатства, потом – расколы. Когда я сюда пришел, то застал уже такую картину: униатских приходов было около 1000, раскольнических около 800 и моих, канонических, – 15. Они были разрознены, растерянны. Надо было собрать всех вместе, организовать, набрать хотя бы 20 приходов, чтобы сказать в Киеве: вот, есть епархия, – ведь пришлось заново проходить регистрацию. Все было незаконно передано «Киевскому патриархату», кафедральный собор, епархиальное управление, документы, печати – все осталось у моего предшественника, который ушел в раскол. Меня поставили перед фактом – у вас ничего нет.

– Это делалось с согласия властей?

– Конечно. Разделяй и властвуй! Тогда все священники были в растерянности. Просили: давайте подождем. Проходит месяц-другой. Сколько еще ждать? Собрались самые мужественные, около двадцати. Начали постепенно налаживать церковно-приходскую жизнь: где залечивать раны, а где и создавать новые общины. Сейчас у нас 60 приходов.

– Владыка, как бы вы охарактеризовали ситуацию с Православием на Украине?

– Все расколы, как правило, являются региональными, когда отходят частью. А этот – по живому: через село, через семью прошел… Нечто похожее было в 20 – 30-е годы, но то были цветочки…

– Кому это выгодно?

– Тому, прежде всего, кому выгодно разрушать христианство в Европе. Возьмем унию. В механизме ее возрождения три равноценных составляющих. Первая: политики, которые православие органически не воспринимают. Вторая: те, кто хотел бы использовать унию для отдаления Украины от России. Религия – это не только обряды, но еще и менталитет. И третья: Ватикан и украинские диаспоры в Канаде и Америке, где преобладают униаты. Православные священники благословляли Красную Армию, униатские – немцев. Я говорю галичанам: если вы хотите, чтобы Шухевича уважали во всей Украине, покажите пример. Зачем памятники советским солдатам уничтожаете? В одном из интервью как-то подчеркнул: надо разделять российское и православное. Возмутились! Для галичан православные и русские – синонимы. А это ошибочный взгляд, идущий от нежелания изучить историю православия на Руси. Здесь говорят: «Мама, в хату лезет «рогатый». Хорошо, лишь бы не «москаль». Потому – что угодно, только не православие.

– Чем объяснить эту уникальную особенность Галиции?

– Такого в мире, действительно, больше нигде нет. Имею в виду греко-католиков. Православие и католицизм развивались на разных культурных почвах. Отсюда и такие различия в менталитете. Православие развивалось на базе эллинской философии, такой, знаете, созерцательности. Латинское христианство – на базе римского рационализма, законничества. Униатство же – религия искусственная, суррогатная, пытающаяся соединить в себе православный обряд и католическую догматику. В результате возник особый образ мышления и даже образ жизни. Ведь Галиция, в политическом плане, что называется, ходила по рукам. Вначале польская власть. Потом австро-венгры пришли. Опять поляки. Русские, немцы, и так – все время. Галичане столетия пребывают в «зоне» (анклав), возник комплекс, который я называю комплексом невинно осужденного, произошла морально-психологическая мутация. У кого еще такое духовное состояние, чтобы предложить всему народу гимн с пожеланием: «Нехай згинуть наши вороженьки»? На Востоке Украины нет такой проблемы.

Ты кто, спрашиваю порой, православный или католик? Отвечает: я по обряду православный, но по вере католик. Это чувство неполноценности, дискомфорта заставляет человека постоянно оправдываться, что-то доказывать. С греко-католиками нескончаемые дискуссии: кто больший патриот, чье имущество? Ситуация абсурдная. Когда мне задают вопрос, с кем у тебя самые плохие отношения, говорю – с униатами. А самые хорошие? С римо-католиками. Мы с ними идентифицированы и четко знаем, кто мы такие. А немножко православные, немножко католики – это самообман: католицизм поглощает. Уния все 350 лет была другая, до 1939 года во всех униатских приходах богослужения совершались на церковно-славянском языке, а сейчас происходит латинизация обряда при украинизации богослужения.

– Правда ли, что часть епископата ставит вопрос о получении полной независимости от Московского патриархата?

– Если еще несколько лет тому назад громко звучали голоса о том, что надо бы для пользы Церкви добиваться автокефалии, чтоб уврачевать раскол, то сейчас на этом настаивают только несколько епископов. Вместе с тем, мы видим также, что это нереально. Ситуация такова, что значительная часть народа и духовенства этого не воспринимают, вопрос надо снять с повестки дня. Не может быть в Церкви 50% плюс один голос. В Церкви, как минимум, 75% требуется. Как минимум! Чтобы было согласие. У кардинала Гузара (глава униатской церкви) есть Папа Римский. Почему у нас не может быть Патриарх Московский?

– В продолжение темы церковной независимости: как вы относитесь к идее президента Ющенко о единой, Поместной Украинской Церкви?

– Ну, представьте себе, что где-то в Европе президент позволил бы себе такое заявить, стал бы Церковь строить. Скандал! Я считаю, президент был бы прав, если бы сказал: я уважаю все религии, постараюсь, чтобы их права не нарушались, но я лично верный Украинской Православной Церкви. Обратился бы к Митрополиту Киевскому и всея Украины Владимиру: Ваше Блаженство, я ваш сын духовный и прошу вас, давайте будем искать возможности для уврачевания раскола. Но ведь он дистанцируется не просто от Православной Церкви, а от всего православного сообщества. Президент отдает предпочтение Киевскому патриархату, а ведь Филарет (Денисенко) не просто в расколе с Русской Церковью, он в расколе со всем Вселенским Православием.

Мотивы форсированного получения статуса независимости Украинской Церкви разные и об этом более всего радеют те, кто не являются чадами Церкви.

– Насколько я понимаю, Ющенко не нашел поддержки у Константинопольского патриарха Варфоломея, к которому обращался с просьбой о предоставлении Киеву автокефалии.

– Думаю, это очевидно. Патриарх Варфоломей, как Предстоятель Церкви, первой по чести, с президентом Украины должен общаться, но не будет он нарушать канонические правила ради амбиций политических деятелей.

– Как бы вы расценили тот факт, что некоторые руководители государства, известные политики, позиционируют себя как людей православных, но молятся в храмах и других конфессий?

– Есть сторона каноническая, есть сторона моральная. Любой христианин вправе зайти в храм любой конфессии и посмотреть, но не молиться. Молиться нельзя! Только поприсутствовать. Руководители государства, политические лидеры, публичные лица могут посещать храмы всех конфессий, но если они христиане, то должны определиться – к какой именно принадлежат, где принимают Таинства.

– Владыка, мы с вами разговариваем накануне приезда Святейшего Патриарха. На ваш взгляд, насколько значимо это событие для Западной Украины?

– Давайте разделим: Западная Украина – это Галиция и Волынь. На Волыни тоже есть проблема раскола, но здесь, в Галиции, деструктивных моментов значительно больше. До 1596 года Галиция преимущественно была православная. После подписания унии православные приходы постепенно падали, а Львов держался еще 100 лет. Парадокс: когда началась реанимация унии, Львов, наоборот, стал генератором, двигателем униатства. И раскольники разные тоже тут угнездились.

Святейший посетит Галицию и Закарпатье в будущем. Хотя я просил, чтобы он своим присутствием освятил Львов, но мне ответили, что наш город требует особого внимания. Поэтому Святейший намерен нанести визит в Галицию отдельно. Думаю, это правильно. Будем готовиться к визиту.

– Приезд Патриарха – свидетельство единства Церкви?

– Не только это. К примеру, визит Папы Римского был стимулом, поддержкой для римо-католиков. Приезд православного Патриарха воодушевляет и нас. Ведь он приехал к нам, в колыбель Православия, на место крещения Руси. Это очень знаменательно для нашей Церкви.

– Что означает визит Патриарха для вас?

– Это видимый знак того, что мы пребываем в духовном единстве. Мы не являемся чем-то отторгнутым, мы – чада Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви. Мы находимся в зоне особого внимания Патриарха Кирилла, а значит – и всех остальных православных Патриархов: наши беды, наши проблемы известны, к ним не равнодушны.

– Сейчас захваты православных храмов прекратились? Или уже нечего делить?

– Просто все определились. Мы, кстати, каждый год открываем какой-то новый приход и всегда слышим: опять эти «москали» вылезают. Сейчас проблемы не столько с приходами действующими, как с открытием новых. Власти стараются показать, что соблюдают законность, на самом деле, используют любую зацепку, чтобы не дать разрешение на строительство храма.

– Галицию всегда рассматривали как форпост католицизма…

– Да, и по сей день так рассматривают. В начале 90-х годов кардинал Любачивский, тогда глава Греко-католической церкви, сея смуту и раздор в одной нации, в одном из своих посланий говорил о долге украинских униатов воплотить в жизнь призыв папы Урбана VIII, провозглашенный им сразу после Брестской Унии 1596 г.: «Через вас, мои русины, я надеюсь обратить Восток». Униаты так и говорят: мы – мост между Римом и Константинополем. Конечно, кроме унии у римо-католической церкви есть и другие инструменты расширения миссионерской работы. Ситуация сложная.

Беседу вел Валерий Панов

Другие статьи из цикла

Львов потрясает воображение своими чудесными храмами. В отличие от многих других городов Украины, во Львове преобладает католическая архитектура. По количеству храмов в центре города Львов далеко обогнал Киев и другие древние города нашей страны.

  1. Костел Св. Елизаветы (пл. Кропивницкого) . Этот неоготический храм Вы наверняка увидите первым, поскольку он находится недалеко от ЖД вокзала. Храм возведен в начале ХХ века.
  2. Успенская церковь (пересечение улиц Руськой и Подвальной) . Является памятником ренессансной архитектуры XVI—XVII веков. В ней хранятся старинные иконы, а внутренне убранство поражает своей пышностью.
  3. Бернардинский костёл и монастырь (пл. Соборная, 3а) . Это один из красивейших греко-католических храмов. Его легко узнать по декоративной колонне на площади. К югу от костёла расположилась ротонда над колодцем.
  4. Собор Святого Юра (пл. Святого Юра, 5) . Это главный действующий греко-католический собор Львова. Расположен на холме и оттого виден со многих ракурсов. Построен в стиле барокко.
  5. ” Если Вы хотите внимательно осмотреть все основные храмы Львова, то выбирайте , расположенные в центре города. На нашем сайте представлена квартира посуточно во Львове, из окон и балкона которой открывается великолепный вид на собор Святого Юра. Ночью собор красиво подсвечен огнями.. „

  6. Армянский кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы (ул. Армянская, 7-13) . Он является центром комплекса, состоящего из трех небольших замкнутых двориков. Кроме посещения самого собора, обойдите всю храмовую территорию - там Вы увидите великолепный барельеф «Голгофа», колокольню, колонну Святого Христофора, древние надгробья с надписями.
  7. Доминиканский собор (пл. Музейная, 1) является одним из самых красивых и крупных памятников барокко и принадлежит к римо-католическим храмам. Сейчас здесь расположен музей истории религий.
  8. Кафедральный (Латинский) собор (пл. Кафедральная, 1) . Католический собор во Львове, имеющий статус малой базилики. Храм строился на протяжении XIV-XV веков и славится своими великолепными витражами.
  9. Храм Св. Михаила (ул. Винниченко 22) . Построен в первой половине XVII в. Расположен на холме.
  10. ” Найти себе посуточное жилье во Львове не составит труда. Для этого просто перейдите по ссылке на наш раздел « » и выберите понравившийся вариант. А если Вы живете во Львове и хотите сдать свою квартиру, то не спешите от руки писать объявление «сдам посуточно квартиру Львов» - ведь Вы можете обратиться к нам прямо сейчас по телефонам, указанным на странице контактов. И тогда мы составим для Вас профессиональное объявление и разместим его на нашем сайте!. „

  11. Костёл Иоанна Крестителя (пл. Старый Рынок, 1) . Это один из старейших храмов Львова (XIII век). Считается, что он был построен сыном Данилы Галицкого - князем Львом Даниловичем. Сейчас здесь разместился Музей древнейших памятников Львова.
  12. Костёл святых Петра и Павла (Костел иезуитов) (ул. Театральная, 13) . Это первое сооружение в стиле барокко во Львове. Костел был построен в первой половине XVII века. Сейчас здесь расположено книгохранилище, а подземелье костела можно посетить с экскурсией.

Во Львове насчитывается около 100 христианских храмов разных конфессий, но написать подробно обо всех в этой статье, увы, невозможно. Мы просто выбрали самые красивые и часто посещаемые из них.

Величественный комплекс Доминиканского собора Тела Господня, состоящий из собственно собора, колокольни и монастыря - это по праву гордость Львова, памятник европейского значения.

Собор построен на средства гетмана Юзефа Потоцкого. Его архитектура точно отражает европейские веяния того времени: храм имеет форму вытянутого креста, а его величественный купол поддерживают восемь пар массивных колонн. Над входом в храм надпись - «Лишь Господу честь и слава». И здесь же изображение символа монашеского ордена доминиканцев - собака на Библии с горящим факелом, зажатым в зубах, ведь название ордена доминиканцев переводится с латыни как псы Божьи. Внутренняя отделка храма поражает изысканной красотой и торжественностью. Восемнадцать резных деревянных фигур доминиканцев, своей праведностью заслуживших звание Святых, расположены в верхних галереях храма. Центральный алтарь украшен четырьмя фигурами апостолов: Петра, Павла, Иоанна-Крестителя и Луки.

Сейчас, когда храм вернули церкви, вы можете не только по достоинству оценить его красоту, но и насладиться звуками одного из трех львовских органов, звучащих здесь во время службы.

Латинский собор

Костел Успения Пресвятой Девы Марии или Латинский собор - главный католический храм Львова - расположен на Кафедральной площади в историческом центре Львова недалеко от площади Рынок. Это величественное здание – единственный уцелевший памятник архитектурной готики в городе.

Собор строился в течение ста тридцати трех лет – с 1360 по 1493 год. Но и после окончания строительства костел постоянно достраивался и дополнялся, обретая, помимо готических, черты стилей ренессанса и барокко. Одной из основных доминант исторического центра Львова является пятиярусная семидесятиметровая колокольня храма.

В шестнадцатом столетии вокруг собора было построено множество часовен, служивших усыпальницами для львовской знати. До наших дней сохранились только часовни Боимов и Кампианов, ставшие единым целым с архитектурным ансамблем Латинского собора.

Внутренний интерьер собора богато украшен скульптурой и фресками. Особое внимание привлекают замечательные витражи, изготовленные на рубеже XIX и XX столетий.

Собор святого Юра

Собор святого Юра является частью одного из самых красивых архитектурных ансамблей города, ярчайшим представителем украинского барокко и популярной у горожан и гостей города достопримечательностью. Вместе с архитектурой центра города входит с список Всемирного наследия Юнеско.

Собор возведен на месте деревянной церкви и монастыря в 1770 году. Долгое время в соборе располагалась резиденция митрополитов, а сегодня собор является главной святыней Украинской греко-католической церкви. Здание собора имеет богатое убранство - фасад украшен скульптурами, лепниной и другими деталями. На колокольне собора расположен древнейший в Украине колокол 1341 года. Также в храме хранится ценная реликвия - чудотворная икона Девы Марии XVII века.

Армянский собор Успения пресвятой богородицы

В 2013 году исполняется 650 лет армянскому кафедральному собору Успения пресвятой богородицы во Львове. Собор был построен в 1363 году архитектором Дорхи из Силезии на средства зажиточных армянских купцов и представляет собой один из наиболее интересных памятников армянского зодчества на Украине. В архитектуре собора черты романо-готического стиля гармонично сочетаются с богатыми традициями армянского храмового строительства.

С течением времени собор неоднократно достраивался. В XV веке к нему была пристроена аркада в духе ренессанса, в XVI столетии по проекту Павла Красовского была возведена башня-колокольня. В результате вокруг собора сложился уникальный архитектурный ансамбль, объединивший в единое пространство с храмом женский бенедектинский монастырь, армянский банк, дворец архиепископов и здание армянского суда.

Современное внутреннее убранство Армянского собора создавалось при реконструкции в начале XX века. При росписи собора художник Ян Генрих Розен искал вдохновении в традиционных армянских и восточных орнаментах. Особый интерес представляют собой фрески его работы "Распятие" и "Тайная вечеря".


Достопримечательности Львова



Церкви Львова

Монастырь святого Онуфрия

Монастырь датируют примерно XIII веком. Сохранилось мало сведений о раннем и в частности княжеском периоде (до завоевания Львова Казимиром III). Также существует довольно специфический документ, касающийся древнего монастыря - фальсифицированная в XV веке грамота о якобы предоставлен в 1292 году привилегия церкви св. Николая от короля Руси Льва Даниловича, в котором, в частности упоминается Онуфриевский монастырь.

Комплекс монастыря и костела бернардинцев

На месте современной постройки деревянный монастырь был построен в XV веке. Память о первом, деревянный, костеле находим в 1460 году. В 1511 деревянный монастырь сожжен во время осады Львова молдавским господарем Богданом III Слепым. Был отстроен в 1514 году.

Замысел нового строительства на Святоюрской горе принадлежал митрополиту Афанасию Шептицкому.

Строительство греко-католической кафедры началось в 1744 (или 1745) году по проекту м Бернарда Меретина, который до конца жизни (1759) работал над совершенствованием архитектурных особенностей храма. После его смерти строительство продолжил Клеменс Ксаверий Фесинґер. Работы продолжались до 1764 года. Отделочные работы завершились только в 1770 или 1772 годах.

В середине XIX в. над Святоюрским ансамблем нависла неожиданная и серьезная угроза. Австрийские власти рассматривала прилегающую к нему территорию как один из возможных вариантов создания мощной военной цитадели на основе новейших правил такого строительства - с мощными казематами, цейхгаузами, артиллерийскими позициями и тому подобное. В случае выбора именно этой территории ансамбль должен не только нежелательного соседа, но и опасность от возможных военных действий. К счастью, предпочтение отдали другой области, и сооружения цитадели было начато несколько южнее собора.

Фасад храма акцентирован монументальным порталом с фигурами отцов восточной церкви Афанасия и Льва работы скульптора Ивана Геория Пинзеля.Скульптурная группа «Георгий-Победоносец», венчающая аттик - также работы Пинзеля. Над внутренним убранством храма работали в 1768-1770-х годах скульпторы Себастьян Фесинґер, Михаил Филевич, живописцы Лука Долинский, Юрий Радивиловский, Франциск Смуглевич.

Бывший костел Матери Божьей Неустанной Помощи при монастыре кармелиток босых, а позже - францисканцев. Сегодня монастырский комплекс является памятником архитектуры местного значения.

В 1875 власть Пруссии ликвидировала монастырь кармелиток босых в Познани. Монахини временно поселились в Кракове в доме на улице Лобзовський. Дом оказался слишком тесным и это стало причиной переселения в дом в Величципоблизу Кракова. Сообщество Однако пополнялась. Вероятной причиной было то, что неподалеку, в самом Кракове в то время уже существовали два монастыря кармелиток. 1886 графиня Каролина Рачинская из дома Оттинген-Валлерштайн обратилась к кармелиток с предложением поселить их в Львове. 5 февраля 1888 Рачинская вместе с мужем Карлом-Эдвардом купила участок на улице Курковой (ныне ул. Лысенко), где уже стояли два каменных дома. Средства Рачинских их переоборудованы на временный монастырь и построена небольшая часовня. Кармелитки заселились 31 липня1888 года. Вскоре Рачинская решила построить существующий монастырь и уже в 1889 году Юзеф Каэтан Яновськийрозробив проект перестройки, который в следующем году был реализован. 24 августа 1891 отец Иероним (Готти) освятил храм и монастырь.

Кармелитки разместили в храме икону Матери Божьей Неустанной помощи. Икона получила славу чудотворной и это притягивало все большее количество верующих. Этот факт, а также быстрый рост конгрегации, привели к тому, что помещения монастыря и храм оказались малы. Поэтому был куплен участок для нового монастыря при улице Кшижова (ныне ул. Чупринки). 6 сентября 1886 кармелитки переселились в новый монастырь, который находился на стадии строительства.

Дальнейшая история монастыря связана с орденом «Францисканок семьи Марии», образованным 1857 в Санкт-Петербурге. Основателем ордена был архиепископ Зигмунт Щенсный Фелинский.

Советская власть разместила в монастыре инфекционную больницу, а в храме устроен красный угол. В 1998 году работники больницы решили вернуть храму сакральную функцию. Он был освящен как греко-католическая Церковь бессребреников Космы и Дамиана.

Церковь Преображения Господня появилась на месте костела Пресвятой Троицы отцов Тринитариев, которые заложили свой монастырь 1703 у краковской ворот. В 1783 году монастырь закрыт, а его здания переданы сначала для судебных учреждений. По распоряжению императора Иосифа II в бывшем монастыре открыт университет: в помещении костела устроили библиотеку и актовый зал, в котором 16 ноября 1784 состоялась торжественная инаугурация университета. Когда 2 ноября 1848 университетские здания были разрушены артиллерийским огнем и пожаром, университет перебрался на ул. Святого Николая (теперь Грушевского), а разрушенные здания император Франц Иосиф I подарил своим верным русинам, которые построили здесь в 1851-1864 годах Народный дом.

На основе сохранившихся стен бывшего костела тринитариев началось сооружение второй (после Успенской) церкви для львовского центра города. В 1850 году архитектор Антон Фрех изготовил первый проект будущей церкви, который так и не дождался реализации: здесь временно устроен склад декораций для театра Скарбека (теперь театр им. М. Заньковецкой).

Изменилась архитектурная мода и 1874 году уже утвержден второй проект храма, разработанный Сильвестром Гавришкевича. Строительство продолжалось двадцать лет (1878-1898), еще несколько лет велись работы над отделкой Преображенской церкви, которую освящен 29 апреля 1906 митрополитом Галицким Андреем Шептицким, епископомПеремишльським Константином Чехович и епископом Станиславской Григорием Хомишиным. Над отделкой храма работали художники Леонард Маркони, Фаддей Попель, Фердинанд Маерск, Теофил Копистинского, Корнило Устиянович, Андрей Коверко.

6 января 1919 во время украинского-польских боев за Львов в стену церкви со стороны улицы Корнякта попал снаряд, однако взрыва не произошло. В память об этом снаряд были вмурован в стену и сделана подпись «6.1.1919». Кладку вокруг снаряда нештукатурили.

ул. Краковская № 21

Костел святого Войцеха построен в 1607 году на северном склоне змеи горы. Изначально здесь появилось небольшое кладбище для детей, умерших от холеры. На средства жителей окрестностей впоследствии построен храм. В 1702 году деревянный дом рядом с храмом заменен новым каменным. Этот факт породил распространенную практику ошибочно датировать этим годом и каменный храм, которому якобы предшествовал деревянный от 1607 года. По исторической традиции считается, что в монастыре останавливался шведский король Карл XII во время осады Львова. В 1749 году при храме поселились отцы Миссионеры, которые прибыли во Львов четырьмя годами ранее по приглашению Николая Герардо Вижницкого.

В 1780-х годах австрийской властью, монастырь отменен, а храм закрыт и превращен в пороховой склад. После этого икону с изображением Святого Войцеха переместили в церковь на Вознесение, а главный алтарь - в храм на Сихови.

В монастыре устроенную бурсу для студентов латинской семинарии. Во время Первой мировой войны костел закрыт, а 1916 реквизированы колокола. Опять действовать храм начал только в 1932 году. После Второй мировой войны в костеле разместилась воинская часть.

В 1996 году освящен как греко-католическая церковь священномученика Иосафата и всех украинских мучеников.

Земля под строительство в местности под названием «Сухая воля» предоставлена магистратом 23 июня 1617. Разрешение предусматривал строительство лишь деревянного костела и монастыря. Стоительство продолжалось в течение 1618-1630 годов. Осенью 1648 года постройки полностью сгорели во время осады Львова войсками Богдана Хмельницкого.В 1652 году снова произошел пожар в храме, который только строился. 1669 начато строительство храма из тесаного камня на средства Константина Кшиштофа Корибута Вишневецкого.

Строительство велось долго, вторая его фаза началась в 1718 году на средства кастеляна краковского князя Януша Антония из рода Вишневецких. В 1739 суфраган Самуэль Гловинский освятил храм. Храм в 1765 реконструирован Франциском Кульчицким, достроены также барочный фронтон с вазами по проекту Петра Полейовского. На момент занятия Львова австрийскими войсками в монастыре насчитывалось четыре священника и два монаха. Вследствие йосифинских реформ, в 1786 году костел стал приходским, вместо костела Петра и Павла, который был отдан греко-католикам. В 1818 году архитектором Йозефом Маркля построена колокольня для трех колоколов, а в 1830 года костел окружен стеной, в которую встроили и колокольню.

В 1902 достроена часовня Распятого Христа, а в 1904 - св. Варвары и св. Иосифа. В советское время костел не был закрыт, он был одним из двух действующих во Львове римо-католических храмов.

Собор находится в центре площади Кафедральной и со времен средневековья остается архитектурной доминантой юго-западной части бывшего центра города (города в стенах).

Обстоятельства основания кафедры, точная датировка и основатели остаются невыясненными. главной проблем ой является полное отсутствие первичных документов.

1353 годом датируется первое документальное упоминание о костел Девы Марии во Львове. Источником является грамота 1359 года, в которой говорится о пожертвовании храмовые комитисою Анной мельницы на Збоищах. В дальнейшем в течение всей второй половины XIV века встречаются документы о храме Девы Марии, однако ни один из них не дает уверенности - говорится о храме в центре или костел Марии Снежной

В 1384 впервые упоминается пожертвование на строительные работы, хотя и в дальнейшем непонятно котором храмовые (вполне возможно и перестройка костела Марии Снежной).

По первоначальному проекту у собора должно было быть две башни - одну завершили в конце XIV в., Другая так и осталась незаконченной из-за нехватки средств.

В 1404 году Николай Гансечке закончил алтарную часть храма, а на следующий 1405 год она была освящена перемышльским епископом Мацеем Яниной с участием архиепископа галицкого Якова Стрепы.

В 1510 году в соборе установили первый орган. В 1527 году во время большого львовской пожара сгорел практически весь готический город. Пострадал и собор - особенно западная его сторона и башня. Восстановлению храма способствовал тогдашний архиепископ Бернард Вильчек, при содействии которого был отлит новые колокола, один из которых получил название «Бернардин», восстановлено или заново вимурувано своды, крыша башни.

Восстановлением храма занялись уже ренессансные архитекторы, что повлияло на будущий вид сооружения - в частности, в 1566 году по инициативе архиепископа Станислава Сломовського устанавливают новый алтарь. Простоял он недолго - в 1616 в храме уже другой, позднеренесансний алтарь работы Лукаша Калинского.

В 1623 году, после нескольких лет мора, голода, пожаров, нападения врагов на город, Боим Павел Юрий вместе с другими райцо-резидентами принял решение фундуваты алтарь св. Роха в кафедре.

В течение целого XIX века в интерьер и экстерьер внесено много изменений.

Во время Второй мировой войны храм почти не пострадал, однако мемориальные таблички, посвященные Грюнвальдской битве и Петр жалобе, нацистами были уничтожены.

С обретением Украиной независимости восстанавливается Львовская архидиецезия.

Первые тринитарии прибыли во Львов в 1685 из Испании. Постепенно они приобрели несколько домов в львовском центре, где устроили временный монастырь.

Деревянный монастырь на каменном фундаменте был построен в 1694 году. Через 2 года завершено строительство деревянного костела святого Николая. В 1739-1745 годах на средства Самуэля Мухавецького и Яна Яблоновского построено современное здание костела. В 1769 году произошел пожар. Восстановление продолжалась до 1777 года.В 1782 году орден тринитариев был отменен.

В 1790 году костел стал приходским, а в монастыре разместилась плебания. В 1837 храм отдан под опеку Иезуитам. В 1853 году рядом с костелом, в доме Иезуитского конвикта находился Львовский университет. В 1903 году завершена реставрация под руководством Михала Лужецкого.

ул Михаила Грушевского, 2

Храм построен предположительно между 1264 и 1340 годами. Документ 1292 года, о предоставлении князем Львом церкви земельных угодий, может указывать на одну из возможных дат завершения строительства. В 1471 году церковь была освобождена от налогов, а 1543 парофия освобождается от замкового приговора.

С 1544 при церкви существовало Николаевское братство. С 1700 года церковь принадлежала греко-католической церкви, с 1946 - к Православной Церкви Московского Патриархата, с 1989 - Православная Церковь Киевского Патриархата.

Памятка не сохранила своего первозданного вида. Во второй половине XVII в. церковь перестроили и работы закончены в 1701 году, как об этом свидетельствует надпись на арке главного нефа. В 1776 году было пристроено ризница.

В 1926 году вокруг храма была построена каменная ограда с железными решетками, которую изготовили по проекту Александра Лушпинского.

ул. Богдана Хмельницкого, 28 г

Настоятельница конгрегации Мария Моравская упорно работала над идеей строительства во Львове храма и монастыря. 2 августа 1876 Министерство Австро-Венгерской империи по делам религии дало разрешение разместить на территории Галичины конгрегации францисканок Святейшего Сакраменто. 9 августа того же года сестры зголосилы свои планы архиепископу Францишеку Вешхлейському и получили согласие. 3 декабря того же года будущее строительство благословил папа Пий IX.

В финансировании строительства приняли участие представители аристократии Львова, Галичины и Вены. 13 сентября 1877 архиепископ Лодовико якобины, апостольский нунций в Вене освятил краеугольный камень будущего монастиря. В 1880 году было завершено западное крыло монастыря, в 1883 - восточное. Дата завершения северного крыла не выяснена, однако это произошло не ранее 1889. 24 июня 1883 в храме состоялись первые торжества - принятие монашеских обетов Магдаленой Тесмер и облучины Ольги Колачковськои.

В 1901 году в монастыре устроен водопровод и канализацию. На краю участка до 1919 года было построено два одноэтажных дома для костельной службы и для сдачи в аренду. 1927 одном из домов достроено два этажа (один - мансардный) для гостей и резиденция капеллана.

В декабре 1939 года советская власть реквизировала часть монастыря для архива. В остальных помещениях монахини находились до 13 мая 1946 года.

В 1991 году храм и левое крыло передано Украинской автокефальной православной церкви. В помещениях монастыря находится основанная в 1990 году духовная семинария (ныне Львовская православная богословская академия).

ул. Лысенко, 43.

Памятник архитектуры национального значение в Львове, принадлежащий к Всемирному наследию ЮНЕСКО; единственный храм Армянской апостольской церкви в Западной Украине.

Армянскую церковь построили во второй половине XIV века.

На протяжении веков она была общественным и религиозным центром армянской колонииу Львове. В 1367 году церковь стала соборной: во Львове был создан епархиальный центр армян Руси и Валахии. В дальнейшем вокруг церкви сложился один из наиболее интересных ансамблей, в который вошли колокольня, дворец архиепископа, армянский банк, монастырь бенедиктинок, памятная колонна с фигурой святого Христофората деревянный алтарь с композицией «Голгофа», ограждения с воротами (XVII-XIX века).

Сам собор неоднократно перестраивался: в 1437 году вокруг него возведена открытая арочная галерея..

В советское время Армянский собор был закрыт. Советские власти закрыли структуру Армянской католической церкви. Сначала здесь находилось фондохранилище Львовской картинной галереи, а с 1953 года - музея имени Ленина. В январе 2000 года церковь вернули армянской общине. 6 января 2001 было совершено первое богослужение.

Построена Успенским братством храм имел трех своих предшественников. Первая Успенская церковь существовала, возможно, еще в княжеские времена и была сожжена во время нападения на Львов польских феодалов в 1340 году. Вторая, каменная церковь, которая впервые упоминается под 1421годом, просуществовала до пожара 1527 Разрушенный пожаром храм отстраивает в 1547 -1559 гг. архитектор Петр Итальянец. Средства на его строительство дал, кроме местного населения, молдавский господарь Александр Лопушанин (Лопушняну) и его жена Роксана: в память об этом церковь называли Волошской. Она также недолго простояла, сгорев при пожаре 1571 года.

Здание четвертой Успенской церкви - сохранилась по сей день - братство начало в 1591 сразу после освящения часовни Трех Святителей. Автором проекта и руководителем строительных работ был Павел Римлянин. Сначала церковь возводили из кирпича, но после возведения части стен братство приняло решение заменить кирпич на облицовочный кирпич. Строительство закончено в 1629 г.., освящение 26 января 1631 провел львовский владыка Иеремия Тисаровский при участии киевского архимандрита Петра Могилы и многих гостей.

В 1779 церковь была повреждена пожаром. Отстроили в 1796 г.., При этом изменения претерпели крыша и центральный купол. 1926-1927 - церковь украшена высокохудожественными витражами Петра Холодного-старшего.

В 1965-1973 г.. проведены ремонтно-реставрационные работы.