Русская служба Би-би-си – Информационные услуги. Детство, опаленное войной Перетрухин игорь константинович

Что роднит оперного певца Бориса Штоколова и писателя Валентина Пикуля? Ответ прост: они выпускники Соловецкой школы юнг, созданной приказом главкома ВМФ Николая Кузнецова 1 августа 1942 года.

75 лет назад при учебном отряде Северного флота была сформирована школа юнг Военно-морского флота на Соловецких островах. За три выпуска в 1942-1944 годах школа подготовила 4111 радистов, рулевых, боцманов, мотористов, электриков. В боях за Родину погиб каждый четвертый выпускник.

Как попасть в Школу юнг?

1942 год. Тяжёлые бои шли на Севастопольском участке фронта, на Курском направлении, в районах Воронежа, Новочеркасска, Ростова. Совсем скоро должна была начаться битва за Сталинград.

Именно в это время, в июле 1942 года, был издан приказ:


1. 1 августа 1942 года сформировать при учебном отделе Северного флота школу юнг ВМФ с дислокацией на Соловецких островах. Плановые занятия начать 1 сентября 1942 года.
2. Школу юнг подчинить командиру учебного отряда Северного флота.
3. Школу укомплектовать юношами в возрасте 15-16 лет, имеющими образование в объеме 6-7 классов, исключительно добровольцами.
4. Прохождение службы юнг слагается: а) из обучения в специальной школе юнгов продолжительностью 12 месяцев; б) из практического плавания на кораблях флота до достижения призывного возраста...

О наборе в школу не оповещали: опасались излишнего энтузиазма среди подростков и массовых побегов на флот. А набирать было из кого. Многие подростки уже работали на заводах, тушили пожары после авианалётов. Было много беспризорников, потерявших родителей на войне или вышедших с оккупированных территорий. Поэтому набор проходил только в Москве и еще восьми областях. Всего планировали набрать 1,5 тысячи юношей 14-15 лет, имевших 6-7 классов образования.

Несмотря на все меры секретности, желающих всё равно было очень много. Кто-то мечтал о романтике морских плаваний, о подвигах. Другие хотели нормально питаться и получить крышу над головой.

При поступлении в школу требовалось обязательное согласие родителей. "Мы отправились в обком комсомола, чтобы записаться в юнги, но всё оказалось не так просто, — вспоминал соловецкий юнга Александр Григорьевич Архипов. — Нам было сказано, чтобы принесли согласие от матерей. Но как это сделать? Ведь наверняка моя мать не согласится, да и у Левы тоже.

– Сашок, – сказал мой друг, - давай я напишу тебе согласие, а ты мне. Идет?

И сошло. В день отправления я был вынужден сказать матери, что уезжаю".

Отбор был строгим: будущих юнг врачи прослушивали, простукивали, крутили на вертящихся стульях, проверяли умение адаптироваться при большой качке. Соловецкий юнга Рейнгольд Карлович Вид вспоминал: "Попасть в школу юнг было непросто, предстояло проходить строгую медицинскую комиссию, потом комиссию техническую, определявшую степень грамотности, и мандатную.

Мой товарищ Славка Остроумов выскочил от глазного врача со слезами на глазах: не взяли по зрению. Рядом сидел другой мальчик из Московской области. "А я комиссию прошел, но уже хочу домой", – как-то совсем по-детски захныкал мальчишка. "А вы махнитесь документами, благо фотокарточек нет", - пришла мне в голову счастливая мысль. Так и сделали. Остроумов под новым именем поехал в школу, а тот мальчик с его документами – домой".

С кирпичом под одеялом

По рассказам участников тех событий, первых мальчишек привезли ночью в жуткий шторм – так было безопасней: немецкие подводные лодки дежурили в Белом море.


Морская форма, выданная юнгам, огорчила их: она топорщилась, свисала с худеньких плеч, и вид у будущих юнг был совсем не бравый. А бескозырка! Многие мальчишки от обиды чуть не плакали: вместо длинных лент с якорями – аккуратный "девчоночий" бантик и надпись "Школа Юнгов ВМФ". Юнгам объяснили: право носить ленты и погоны ещё надо заслужить.

Интересно, что слово «юнгов» в названии школы писалось в старой, дореволюционной орфографии. Но в 1942 году об этой ошибке никто не думал.

Сложнее всего пришлось юнгам первого набора. Для размещения Школы на Соловецких островах выделили бывший Савватьевский скит, в котором стояли полуразрушенное каменное здание церкви и бывшая деревянная гостиница для паломников. Эти здания отвели под учебные корпуса, а юнги разбили палатки и начали рыть землянки. Им приходилось копать землю, корчевать пни, ворочать камни-валуны, валить строевой лес и таскать его на плечах. "Вспоминается, как группа юнгашей (15-20 человек) тянут из котлована огромный камень, силёнок не хватает, плачут, а тянут…" – писал бывший комиссар школы юнг С.С. Шахов.



Работали все дни напролёт с короткими десятиминутными перерывами. После работы отправлялись отдыхать в холодные палатки, где постелью были матрасы, набитые травой, и наволочки с хвойными ветками. Накрывались байковыми одеялами. Командиры рот и учебных смен жили в таких же условиях, как и юнги.

С середины сентября по ноябрь на Соловках шли бесконечные дожди, когда было особенно тяжело перекатывать огромные валуны. А они перекатывали. Не могли перекатить – раскаляли и обливали водой, пока не треснет, и тащили по частям.

Строительство городка было окончено к ноябрю. Он расположился в лесу, на берегу Купального озера. Выкопали и обустроили тридцать полуземлянок-кубриков. Возвели учебные корпуса на 42 класса, небольшую баню, прачечную, клуб на 200-250 мест, жилой дом для семей офицеров, столовую на 500 мест, камбуз, хлебопекарню и санитарную часть.



Юнги жили в землянках вместимостью 52 человека каждая с койками в 3 яруса и печками – буржуйками. Поначалу даже света не было, зажигали коптилки – железные чернильницы с фитилями, в которых в качестве горючего использовали рыбий жир. Стены от такого освещения были чёрными. Позднее провели электричество.

Вспоминает юнга Леонид Пшеничко: "Кровати в землянках стояли в три яруса, а в углу находилась печка, одна на все помещение. Холод был собачий, ночью мерзли. Но мы придумали выход — у каждого был свой кирпич. Перед тем, как ложиться спать, мы клали этот кирпич на плиту, после чего заворачивали его под одеяло. Иначе не заснешь. К утру раздавались громовые раскаты: это с третьего яруса (кто-то повернулся) кирпич падает на пол, все подскакивают. Вдруг, в другом месте — еще кирпич падает".



"Погибаю в бочке из-под капусты!"

Распорядок дня юнг был таким:

6 часов утра: подъём, построение, бег, физзарядка, заправка коек, приборка кубриков и территории, умывание.

8 часов утра: завтрак.

С 8 до 13 часов: общие и специальные занятия, строевая подготовка, обучение приёмам рукопашного боя, изучение пулемета, автомата, гранаты, стрельба и метание боевой гранаты в цель; морская практика, практические занятия в технических кабинетах, занятия по химической защите и санитарному делу.

13 часов: обед.

С 14 до 16 часов: практические занятия, морское дело, шлюпочные занятия.

С 16 до 17 часов: свободное время.

С 17 до 19 часов: общественно-полезный труд, самоподготовка, утверждение нарядов на дежурство.

19 часов: ужин.

С 20 до 22 часов 30 минут: свободное время.

22 часа 30 минут: вечерняя поверка и отбой.

"И сегодня, за далью времени у каждого юнги не вытравились из памяти картофельные наряды , – вспоминал соловецкий юнга Виталий Гузанов. – Нет слов, работа на камбузе не всем нравилась. Иногда приходилось чистить картошку ночью – сущее наказание. Особенно зимой. В завьюженную ночь стены камбуза не спасали. Задувало во все щели: в пазы окон, двери, а через порог позёмка наметала снег. Юнг пробирало так, что зуб на зуб не попадал. Закоченевшие руки не держали нож. А норма была все та же – дюжина мешков".

На Соловках стояло несколько зенитных батарей. Большой Соловецкий остров часто бомбили. Юнги сбрасывали зажигательные бомбы с крыш, тушили лесные пожары, несли круглосуточное дежурство: могли высадиться диверсанты.


Особо охраняли продуктовые склады. Юнга третьего набора Леонид Пшеничко вспоминал: "Зимой при заступлении на пост надевали валенки и тулуп. А я был самый маленький — ростом всего метр сорок. Валенки моего размера было подобрать трудно, а тулуп, как шлейф, сзади прижимал меня к земле и волочился по снегу, да еще винтовка в руках.

И вот я стоял возле поста (караул длился 2 часа), охраняя овощной склад. А мороз-то своё берёт! И вот я стоял и плакал. Ноги заледенели. А рядом в снег вмерзла огромная пустая бочка из-под капусты. Я сел на край этой бочки в тулупе и ногой об ногу стучал, грелся, а винтовку через плечо одел.

И вдруг, о горе, моя «корма» просела в бочку. Ночь, никого. Пытаюсь выбраться, но не получается — мешает винтовка. Я стал совсем замерзать, а в голове жуткие мысли: «Мечтал попасть на корабль, а погибаю в бочке из-под капусты». На мое счастье вдруг идет проверяющий с начальником караула. Я, как положено, кричу: «Стой, кто идет!» А они продолжают идти. И я сквозь слезы кричу: «Стой, стрелять буду!» Они увидели меня и серьезным тоном говорят: «Ну, здесь все в порядке, служба несется бдительно, идём проверять следующий пост». Я шутки не понял и молю: «Не уходите, вытащите меня!» Ну, посмеялись, вытащили и посоветовали впредь быть осторожнее".

Кормили юнгашей сытно, но не сказать, чтобы разнообразно. Кто-то даже сочинил стишок: "Сечку, гречку и овёс нам хозяйственник принёс". Поэтому мальчишки ловили в лесу уток, обмазывали их глиной и запекали на раскаленных углях на костре. После того, как глина превращалась в черепицу, разбивали ее и отделяли от мяса вместе с перьями, солили и с удовольствием ели. Собирали бруснику, приносили в землянку, ссыпали в бочку с водой и зимой пили этот настой – восполняли недостаток витаминов.

"Два лаптя правее солнца"

В школе обучали по нескольким специальностям: боцман флота, рулевой, радист, артиллерийский электрик, моторист, электрик, торпедный электрик, боцман торпедных катеров, боцман надводных кораблей, штурман.

Учиться было нелегко. Занятия проходили в бывших монастырских кельях, переоборудованных в классы (в Соловецком Кремле), и в землянках (в Савватьево). Не хватало мебели, поэтому на занятиях в землянках юнгам приходилось сидеть на нарах. Трудно было с дровами. В холодных классах, случалось, и чернила замерзали, и ребята, чтобы согреться, притопывали ногами.

"Учеба была напряженная, по 12 часов в сутки, – вспоминал соловецкий юнга Сергей Сергеевич Богданов. – Несмотря на колоссальные трудности никто не хныкал. Подъем в 6 часов, физзарядка на берегу моря в любую погоду. После чего завтрак и занятия в классах. Уставали страшно, постоянно хотелось спать. Поэтому любимыми были занятия в противогазах, когда под их прикрытием можно было умело подремать.


А сколько было курьезных случаев! То троица юнг решила на шлюпке отправиться на материк, на фронт, так как ждать, пока закончится учеба, они считали недопустимой потерей времени. Кончилось тем, что их выловили в Белом море. То от усталости засыпали на посту, стреляли по проверяющим, потом объясняя, что приняли их за медведя".

О том, как проходили занятия в Школе, рассказал соловецкий юнга Валентин Пикуль в повести "Мальчики с бантиками":

"Курс навигации вел лейтенант Зайцев на сложном фоне параллелей, обнимающих земной шар, и меридианов, бегущих к полюсам.

Однажды земной шар с доски исчез. Вместо него распустился пышный цветок румбов.

— Зарисуйте в тетради вот эту румбовую картушку. Можете забыть свое имя, но названия всех тридцати двух румбов вы должны помнить даже ночью, если вас внезапно разбудят. Надо просто-напросто запомнить по ходу часовой стрелки: норд, норд-тень-ост, норд-норд-ост, норд-ост-тень-норд, норд-ост и так далее.



Сильнее всех пыхтел над румбами юнга Финикин:
— Постойте! Я же русский, а тут все по-иностранному.

Зайцеву такой подход к делу не понравился.

— Если ты русский, так тебе не прикажут держать курс на два лаптя правее солнца! Пожалуйста, — вдруг заявил он, — специально для тебя перевожу названия румбов на русский язык: север, стрик севера к полуношнику, меж севера полуношник, стрик полуношника к северу и, наконец, полуношник, то есть норд-ост. Боюсь, что русские названия сложнее голландских… Хорошо китайцам — у них всего восемь румбов, чтобы не мучиться. Но ты же ведь не китаец.

— Все равно не пойму, — уперся на своем Финикин. — Я не виноват, что у меня котелок слабый и не варит слов иностранных.

Зайцев — отличный педагог! — даже обиделся:
— Но здесь не школа-семилетка, и твоих родителей к завучу не потащат. Если котелок слабый, так тебя выпроводят в хозвзвод — и будешь там гнилую картошку разгребать…"

В повести "Мальчики с бантиками" автор выступает под именем главного героя, юнги Савки Огурцова. Все события книги – реальны, это события из жизни самого Вали Пикуля и его близких – друзей, родственников, однополчан, соучеников по школе юнг. Это книга о юности автора и его опалённого войной поколения, "тревожной, как порыв ветра, ударивший в откинутое крыло паруса".

"Что и говорить, на Соловках нас учили, как спартанцев , – вспоминал Валентин Саввич. –- А ведь попавшие в школу юнг были разными: и сильными, и слабыми, избалованными и "маменькиными сыночками". Но из каждого необходимо было сформировать боевого матроса, готового шагнуть на палубу корабля".

Главный герой повести Пикуля, Савка, долго скрывал от воспитателей и своих друзей, что не умеет плавать. Боялся, что его отчислят из школы. Наконец он решил в одиночку преодолеть страх перед водой:

"Может, лучше выйти из леса и честно заявить, что плавать он не умеет, а воды боится? Ну конечно. Все станут хохотать, как помешанные. Но смехом дело не кончится. Возьмут за руки, схватят за ноги. Потащат на самую глубину и плавать выучат. Но у Савки не хватало силы воли на такое крутое решение... Отчаяние становилось острее.

– Или я человек, – сказал себе Савка, – или я тряпка...

Савка поднялся с кочки. Пошел выбирать озеро для проведения опыта над самим собой. Отступления не было! Решительным толчком ног он швырнул себя в оглушительную глубину. Вода тяжелела и уже не казалась хрустальной. Савка разглядел древние коряги, похороненные на дне озера, и длинные волосы водорослей, что тянулись к нему.

Теперь задача – всплыть, дабы не оставаться здесь навсегда. И вдруг почувствовал, что какая-то сила сама влечет его кверху. Хотелось глотнуть воздуха, но, сжав губы, он терпел. И поднимался... выше, выше, выше! Ладони вдруг розово осветило солнце. Они первыми проткнули ту пленку, что делила мир на две стихии. Плечи тоже выступили из воды, и тогда, ни разу до этого не плававший, Савка поплыл, взмахивая руками, как это делают все люди. Даже не верилось! Он, он плыл. Он победил себя и победил свои страхи. Как жаль, что свидетелей его победы не было... Только шумел лес.

... Кравцов выслушал его и заглянул прямо в глаза:

– Ну, а теперь, Огурцов, ты все-таки скажи мне правду...

Пришлось рассказать всё.

– Когда-нибудь, – сказал Кравцов, – с вашими фокусами я под трибунал загремлю. Голова-то на плечах имеется? Пять часов утра. Вокруг ни души. А ты, не умея плавать, ныряешь носом вперед... Растеряйся на секунду, глотни воды, как воздуха, и – амба! Мои погоны – ладно, но о своей-то жизни ты подумал?

– Я подумал. Удельный вес моего тела меньше удельного...

Лейтенант не дал ему закончить:

– Дурак ты! Только потому, что ты живой стоишь передо мною, я тебя прощаю. А утопленника я бы отправил на гауптвахту..."




После обучения юнги отправлялись на боевые корабли различных флотов. Выпускникам полагался месячный отпуск. Но, как вспоминал соловецкий юнга Леонид Зыков, когда им зачитали просьбу командования сразу же отправиться на действующий флот, команду "Шаг вперед, желающие!" выполнила вся команда выпускников.

Валентин Пикуль писал: "Никто из юнг не желал попасть на Тихоокеанский флот, где не было войны. Юнги отмахивались от Каспия и разных флотилий на реках. Честно говоря, немного было охотников служить и в преддверье Арктики – на Северном флоте. Вот об этом Савка частенько и размышлял. Битва проходила во мраке ночи на длинной океанской волне, покрытой морозным туманом. Это была страшная битва без оглядки на спасение, когда любой результат боя складывался из неумолимой формулы "Смерть или победа!". Постепенно созрело решение.

– Я, – сказал Савка, – попрошусь на Север. Мне нравится этот край... Помните, как по радио выступали? "Кто сказал, что здесь задворки мира? Это край, где любят до конца, как в произведениях Шекспира, сильные и нежные сердца!"

Автор книги "Мальчики с бантиками" после Школы юнг до конца войны служил на Северном флоте, на эскадренном миноносце «Грозный»: участвовал в полярных конвоях, ходил на поиски немецких подводных лодок. Последний год войны Валентин Пикуль исполнял обязанности командира боевого поста. Тогда ему было 16 лет.

Юнга с чужой фамилией



На эсминце с очень похожим названием — «Громкий» — начинал свою службу юнга Александр Ковалёв, которому суждено было стать одной из легенд Северного флота. У него была очень непростая судьба. За Родину юнга сражался не под своим настоящим именем, и причина этого - трагическая история его родителей.

Он родился в семье инженера Филиппа Марковича и Елены Яковлевны Рабиновичей. В 1937 году его родители были репрессированы: отец приговорён к расстрелу, мать - к восьми годам исправительно – трудовых лагерей. 10-летнего мальчика на воспитание забрала сестра матери, Раиса Райт-Ковалёва. Раиса Яковлевна была известной писательницей и переводчиком, публиковавшейся под псевдонимом «Рита Райт — Ковалёва». Тётя постаралась дать племяннику хорошее образование и воспитание. Отцом для мальчика стал её муж, капитан 2-го ранга Николай Петрович Ковалёв, флагманский механик Беломорской военной флотилии.

Осенью 1942 года была открыта Соловецкая школа юнг. Саша, мечтавший сражаться с фашистами, хотел попасть туда. Однако Александру Рабиновичу, сыну «врагов народа», путь в Школу был заказан.

Саше помог дядя, на свой страх и риск организовавший подлог. Он отправил племянника поступать по документам уроженца Горьковской области Александра Николаевича Ковалёва, который ранее не прошел отбор в школу. Ковалёв был на год старше Рабиновича, но его фамилия и отчество подошли Саше идеально: не посвященные в семейные тайны думали, что он — сын капитана Николая Ковалёва.

Саша блестяще окончил Школу юнг по специальности «моторист» и оказался на эсминце Северного флота «Громкий». Но сам мечтал служить на торпедном катере и подавал командованию рапорт за рапортом с просьбой о переводе. Он своего добился: в феврале 1944 года юнгу Ковалёва перевели для прохождения службы учеником моториста на торпедный катер № 209 (ТК — 209).

Саша Ковалёв участвовал в тринадцати выходах торпедного катера по поиску кораблей противника и пяти минных постановках у береговых баз врага. За участие в этих боевых походах, за обеспечение безукоризненной работы моторов юнга Ковалёв 1 мая 1944 года был награждён Орденом Красной Звезды.



Бой, в котором Саша Ковалёв совершил подвиг, произошёл 8 мая 1944 года. ТК-209 и еще один катер, ТК-217, атаковали группу кораблей противника. Подбив два сторожевика противника, катера стали уходить. Немцам удалось подбить ТК-217, который стал тонуть. ТК-209 под прикрытием дымовой завесы снял экипаж тонущего катера и стал возвращаться на базу. В этот момент его атаковали немецкие истребители. Был пробит коллектор мотора, из которого стала хлестать вода, перемешанная с маслом и бензином. Катер терял ход, через несколько минут перегревшийся мотор мог взорваться, погубив экипажи двух катеров.

И в этот момент моторист Ковалёв, набросив на коллектор телогрейку, грудью закрыл пробоину. Температура жидкости равнялась 70 градусам... Когда ТК-209 оторвался от погони, двигатель остановили, и моряки вынесли потерявшего сознание Сашу на палубу. Он получил страшные ожоги.

Нужно было добраться до главной базы торпедных катеров в поселке Гранитный. Сашу положили на корму катера. Но во время перехода на корме произошли пожар и взрыв от фосфорного снаряда, застрявшего в обшивке после налета. Погибли мичман Капралов и юнга Ковалёв.

За свой подвиг Александр Ковалёв был посмертно награждён Орденом Отечественной войны 1-й степени. Именем юнги названа улица в Мурманске.

Негасимый огонь памяти

В 1945 году Школу юнг с Соловецких островов перевели в Кронштадт, она просуществовала до 1952 года. Соловецкая школа юнг ВМФ была самой молодой по возрасту личного состава воинской частью не только Советского Союза, но и всей Европы в период второй мировой войны.

С 1942 по 1945 год Школа подготовила 4111 первоклассных специалистов для всех флотов и флотилий Советского Союза: рулевых, радистов, сигнальщиков, торпедистов, мотористов и боцманов.

Более 150 воспитанников Соловецкой Школы юнг за мужество и отвагу награждены медалями Нахимова и Ушакова. 45 юнг стали кавалерами Орденов Красной Звезды, Красного Знамени, Отечественной войны. Из четырех тысяч юнг, участвовавших в боевых операциях на военных кораблях, погибла четверть.

В 1972 году на Соловках установили памятник юнгам, погибшим в годы Великой Отечественной войны. Этот монумент на свои средства и своими руками разработали и установили ветераны в память о погибших товарищах.



В июле 1993 года на набережной Северной Двины в Архангельске был открыт пятиметровый бронзовый памятник юнгам работы скульптора Фридриха Согаяна. Монумент изображает якорь и юношу в матроске, уходящего на дно.


В 1995 году площади на востоке Москвы на пересечении Сиреневого бульвара и 16-й Парковой улицы было присвоено имя Соловецких юнг. Спустя десять лет, в 2005 году, на площади был открыт памятник Фридриха Согаяна. Семиметровый бронзовый монумент изображает стоящего на волне юнгу с семафорными флажками в поднятых руках. Юнга запечатлён на фоне паруса с парящим альбатросом.

Соловецкая школа юнг военно-морского флота СССР

Вас не смяли вихри огневые,
Жизнь свою вы прожили не зря.
Юнги, юнги — други боевые,
Где теперь вас держат якоря?

«Мы первую любовь узнали позже, чем первое ранение в бою...»

ЮНГА — ученик, подросток на судне, готовящийся стать матросом и обучающийся морскому делу.

Подростки в просоленных тельняшках, с походкой враскачку и повадкой бывалых мужчин… Юнга - своеобразный символ вечности и нерушимости флотских традиций.

Если есть мальчик, готовый не уйти с пылающей палубы, значит - флоту быть!

Речь в статье пойдет о Соловецкой школе юнг , истории этого заведения, его создании, выпускниках и памяти.

Воспитанники Петровы Юнги в России появились почти одновременно с флотом - в 1707 году Петр Великий создал первую в стране школу, где готовили молодежь в матросы. Эта школа действовала в Кронштадте, но недолго.

Этот Указ о создании школы юнг положил начало системной подготовке специалистов для русского флота. Юнги изучали русский язык, закон Божий, географию, физику, машинное дело, строевые занятия, физкультуру. В этой школе готовили минеров, артиллеристов, машинистов, рулевых, сигнальщиков.

В числе окончивших Кронштадтскую школу юнг уже после 1912 года были будущий адмирал, Герой Советского Союза Иван Степанович Юмашев (1914 год выпуска) и будущий заместитель наркома Военно-Морского флота Гордей Иванович Левченко .

Затем существовала подобная же школа при Штурманском училище, а в 1912 году была сделана попытка восстановить Кронштадское заведение.

Причина учреждения таких школ (кстати, долгое время название писали с нарушением норм русской грамматики - «школа юнгов», поскольку сам термин «юнга» голландского происхождения) - необходимость давать будущим морякам профессиональную подготовку. Матросу требовалось знать и уметь гораздо больше, чем солдату, и готовить хороших матросов из рекрутов или призывников было непросто - затрачивалось много времени.

Советская власть тоже понимала это, и в 1940 году создала свою школу юнг на острове Валаам. Да только получить хорошую подготовку ее ученики не успели - война не стала их ждать.

Какая роль Соловецкой школы юнг? Об этом мы поговорим далее.

Товарищам на смену

Валаамские юнги погибли почти все (из 200 человек в живых осталось не более десятка), сражаясь за так называемый «Невский пятачок».

Они проявили себя патриотами и героями, но главного своего назначения не выполнили - не смогли стать кадровым резервом для флота. А проблема стремительно нарастала - в первые военные годы опытные моряки гибли массово, а заменить их призывниками из отдаленных районов, где никогда не видели моря, было невозможно. Не годились и малообразованные кандидаты - они были не способны справиться с достаточно сложной корабельной техникой.

На корабли отправляли отслуживших ранее резервистов, но те тоже успели многое подзабыть, да и техника не стояла на месте. Призывники, многим из которых уже было хорошо за тридцать, не могли считаться полноценными матросами-профессионалами. Назрела необходимость создания нового училища для подготовки матросов, что могли бы нести службу в условиях войны и справляться с корабельной техникой. Адмиральский указ о создании школы Соответствующее решение принял народный комиссар ВМФ СССР адмирал Николай Герасимович Кузнецов .

Именно в его честь назван ныне очень известный российский авианосец, выполнявший недавно поход к сирийским берегам.

В мае 1942 года приказом Народного Комиссара ВМФ СССР адмирала Н.Г. Кузнецова на Соловецких островах была создана школа юнг Северного флота, сформированная из 14-16-летних мальчишек-комсомольцев. Юнги были самыми юными профессионально подготовленными участниками войны, которые в грозные годы вместе со взрослыми с оружием в руках встали на защиту родной страны.

В мае 1942 г. приказом наркома Военно-Морского флота адмирала Н.Г. Кузнецова при Учебном отряде Северного флота была создана Специальная Школа юнг ВМФ с дислокацией на Соловецких островах.

Спасо-Преображенский Соловецкий мужской монастырь

Учебный отряд Северного флота (УО СФ), возникший в 1940 г., теперь состоял из пяти школ: Электромеханической, Школы оружия, Школы связи, Объединенной школы и Школы юнг ВМФ. Последняя действовала по всем нормативам УО СФ, юнги принимали присягу. Сначала это подразделение именовалось «Школа юнг Военно-Морского флота», позже — «Школа юнг Северного флота».

В юнги отбирали 15-16-летних юношей-добровольцев, имеющих 6-7-классное образование. Но, горя желанием воевать, некоторые мальчишки выправляли себе документы, чтобы начать учиться раньше.

Чтобы не вызывать самовольных поездок молодежи на флоты, решено было не производить широкого оповещения о наборе в Школу юнг. Тем не менее, городские и районные комитеты комсомола были атакованы тысячами мальчишек, желающими учиться на юнг. Некоторым преимуществом пользовались дети военных и воспитанники детских домов. Кое-кто из мальчишек уже успел повоевать в партизанских отряда, кто-то был «сыном полка».

Обучение продолжалось около года. На юнг с момента зачисления в Школу полностью распространялся «Дисциплинарный устав ВМФ».

По прибытии на Соловки в 1942 г. юнги были отправлены в Савватьево (монастырский скит, находящийся от Кремля в 14 км).

Но когда через несколько месяцев выявилась недостаточная обеспеченность Школы в Савватьево в хозяйственном отношении, часть юнг была передислоцирована в Кремль. В результате Школа юнг территориально разделилась на две части.

В Савватьево юнг встретили полуразрушенное здание церкви, каменный корпус и бывшая деревянная гостиница, ранее предназначавшаяся для богомольцев. Эти здания отвели под учебные корпуса. Юнг поселили в палатках, и они сразу начали строить землянки. Мальчишкам приходилось копать землю, корчевать пни, ворочать валуны, валить лес и таскать на своих плечах бревна. К ноябрю 1942 г. строительные работы были закончены, и первый набор юнг приступил к учебе. Занятия проходили в бывших монашеских кельях , переделанных в классы, и даже в землянках.

Школа в Савватьево состояла из трех частей. В самом скиту находились жилой дом для преподавателей Школы и их семей, учебные корпуса с 42-мя классами, небольшая баня (еще монастырской постройки), прачечная и клуб. На расстоянии 1-2 км, по берегам озер и склонам сопок, в лесу, расположились жилые землянки вместимостью 52 человека каждая.

Это была не просто школа юнг, а настоящая воинская часть. Просто самая молодая по возрасту. Жилой городок подростков находился недалеко от Савватьево, на берегу лесного озера, где юнги первого набора сами построили несколько десятков больших землянок.

Чтобы выкопать землянку, ребята должны были выкорчевать из твёрдой земли пни и камни. Шёл ноябрь и земля уже промёрзла. Перекатывали огромные валуны. Не могли перекатить - раскаляли, обливали холодной водой, стучали по ним, пока не треснет. Работали без перчаток, раздирали руки до крови, обливались слезами, но копали. Торопились, потому что жить в палатках зимой на севере нельзя. Юнгам ещё предстояло отремонтировать старое здание в Савватьево для учебной части, построить столовую, клуб. В конце ноября наконец-то переехали из палаток в новое жильё. В каждой землянке была печка и 50 нар в три яруса. Утро соловецкого юнги начиналось в 6 часов утра. Подъём происходил по общей команде. Юнги быстро одевались и выбегали на общее построение. Сразу начиналась утренняя зарядка, которая заканчивалась кроссом. Потом юнги возвращались в городок, занимались умыванием, заправляли койки, и прибирали свои кубрики. Кубриками назывались землянки, потому что юнги служили на Северном флоте.

В 8 часов утра все юнги завтракали. За каждым столом сидело 6 человек. На завтрак давали соевую или овсяную кашу, хлеб, компот. Все обязаны были пить отвар из хвои. Он был горький, но очень полезный, в нём много витаминов. С 8 до 13 часов юнги уходили на учебные занятия. Основные учебные корпуса «Школы юнгов» располагались в Савватьево, в 1,5 километрах от жилого лагеря юнг. В классах они изучали общеобразовательные предметы: русский язык, математику, химию, физику, историю и литературу. Часто не хватало карандашей и бумаги, а на целый класс был всего один учебник. Кроме основных школьных предметов у юнг проходили занятия по специальности. Специальности у юнг были разные. Их обучали специальностям радистов, боцманов, электромехаников, механиков. Одним из важных предметов была строевая подготовка.

Правда, 1-ый набор «Школы юнгов» ею не занимался, - был занят строительством землянок. Отдельно обучались юнги-шифровальщики, которые жили обособленно в большом здании на озере Варяжское, даже не зная имён других учеников. Эта часть истории соловецких юнг долгое время после войны была засекречена.

В 13 часов юнги уходили на обед. На первое чаще всего давали гороховый суп или уху из трески, на второе - каши. Обязательным был компот и отвар из хвои. С 14 до 16 часов проходили практические занятия. Юнги изучали морское дело - учились вязать узлы, изучали морские сигналы и флаги, флажковую азбуку. На озёрах были построены специальные шлюпочные базы, где юнги ходили на шлюпках, под парусом и на вёслах. Вместо занятий обычной физической подготовкой у юнг была боевая подготовка: их учили приёмам рукопашного боя, метанию гранат. Изучали они и стрелковое дело: проводили сборку и разборку пулемёта, автомата, пистолета.

Также проходили тактические занятия, для чего были вырыты специальные учебные окопы, блиндажи. Ещё они приобретали навыки химической защиты и санитарного дела. С 16 до 17 часов у юнг было свободное время. В это время они писали письма родным, читали, отдыхали. С 17 до 19 часов юнги занимались общественным трудом - уборкой территорий, разными работами.

В это же время те, кто не был занят на работах, занимались самоподготовкой. В 18.45 те, кто был занят в нарядах (дневальные, наряд по кухне) уходили на построение и распределение нарядов. Наряды несли по очереди, провинившиеся могли получить наряд «вне очереди». В 19 часов у всех начинался ужин. На ужин обычно была солёная селёдка и картошка, и снова отвар из хвои. После ужина те, кто был распределён на наряды и заставы, уходили на службу. С 20 до 22.30 у всех юнг было свободное время, а в 22.30 начиналась вечерняя поверка, после которой следовало умывание и отбой. Они аккуратно складывали одежду рядом с койками, потому что другой мебели в землянках практически не было. Сама одежда юнг - роба - была не всегда по размеру, часто поношенная, доставшаяся им от старших курсантов, или перешитая из мешков. На зиму выдавали шинель. После отбоя «юнгаши» быстро засыпали. Ночью в любой момент могли объявить учебную (а иногда случались и боевые) тревогу или подъем с боевой выкладкой. А завтра в 6 утра уже начнётся следующий насыщенный, тяжёлый, но очень интересный день.

В полукилометре от Савватьево действовала столовая на 500 мест, камбуз, хлебопекарня и санитарная часть. Расселение юнг производилось в зависимости от получаемой специальности. Школа готовила боцманов, рулевых, радистов, артиллерийских электриков, мотористов и др.

Юнги всех специальностей, помимо теоретической подготовки, проходили практику по военно-морскому делу: учились плаванию и спасению утопающих, оказанию первой помощи, выходили в море на шлюпках под парусом и на веслах . Такие выходы пользовалась у юнг большой популярностью.

На время обучения в Школе на каждого юнгу устанавливалось денежное содержание 8 руб. 50 коп. в месяц, но все эти деньги, также как и сбережения преподавателей Школы, перечислялись в фонд обороны. В 1943 г. юнги, командиры и преподаватели собрали деньги на военный корабль. Ими была послана телеграмма на имя Сталина с просьбой построить катер, что и было сделано: торпедный катер «Юнга» участвовал в боях на Черном море.

Сталин ответил юнгам благодарственной телеграммой, которая сейчас находится в экспозиции Соловецкого музея, посвященной Школе юнг.

В конце учебы юнги сдавали выпускные экзамены и распределялись для дальнейшего прохождения службы на кораблях ВМФ.

Перед отъездом к местам службы мальчишки давали клятву: «Родина! Великая Советская держава! В день отправки на боевые корабли, приносим тебе свою клятву: мы клянемся с достоинством и честью оправдать оказанное нам доверие, умножать боевые традиции советских моряков, хранить и оберегать честь Школы юнг ВМФ. Мы клянемся отдать все силы, отдать жизнь, если надо, за свободу и независимость нашей Родины. Мы клянемся до полного разгрома и уничтожения врага не знать отдыха и покоя, быть в первых рядах мужественных и смелых советских моряков. Если ослабнет воля, если подведу товарищей, если трусость постигнет в бою, то пусть презирают меня в веках, пусть покарает меня суровый закон Родины!»

После обучения юнгам полагался месячный отпуск. По воспоминаниям юнги Л.В. Зыкова, когда им зачитали просьбу командования желающим сразу же отправиться на действующий флот, по команде «Шаг вперед, желающие!» — шагнул весь батальон.

Соловецкие юнги воевали на кораблях Северного, Балтийского, Черноморского, Тихоокеанского флотов, а также на Амурской, Беломорской, Волжской, Дунайской, Днепровской, Каспийской и Онежской флотилиях.

Среди них было немало настоящих героев. Далеко не все юнги вернулись из морских сражений.

За три выпуска в 1942-1944 гг. Соловецкая школа юнг подготовила 4111 радистов, рулевых, боцманов, мотористов, электриков.

В боях за Родину погиб каждый четвертый выпускник Соловецкой школы юнг.

Заведение должно было готовить матросов важнейших для военного времени специальностей: радистов, сигнальщиков, рулевых, электриков, механиков, мотористов, а также флотских боцманов.

Соловки были удобны по нескольким причинам - и близко от зоны ведения боевых действий, и сравнительно безопасно, и техническая база кое-какая имелась, и бывшие монастырские помещения было легко приспособить под классы и казармы. Учебный год планировалось начать 1 сентября - таким образом, оставалось время на проведение вступительной кампании и составление программ занятий. Набирать следовало исключительно добровольцев через посредство комсомольской организации. Впрочем, адмирал Н. Г. Кузнецов специально указал в своем приказе, что курсантами могут становиться и не комсомольцы.

Нарушители Женевской конвенции

Надо сказать, многие кандидаты в юнги восприняли это адмиральское уточнение своеобразно. Хотя официально в школу набирали подростков 15-16 лет, но почти сразу разными правдами и неправдами там появились курсанты, откровенно не достигшие комсомольского возраста. В условиях войны было много случаев утери или порчи документов, и проверить данные не всегда представлялось возможным. Самому молодому соловецкому юнге на момент поступления на учебу было всего… 11 лет! Да, набор в юнги 15-летних мальчишек (а через год они должны были отправляться служить!) явно противоречил нормам гуманитарной Женевской конвенции, запрещавшей использование на регулярной военной службе лиц, не достигших 18 лет.

Но зато эти действия полностью соответствовали нормам морали и патриотическим настроениям советской молодежи военного времени. Советские мальчишки твердо знали: фашиста надо бить до полного его истребления! А вот о существовании Женевской конвенции большинство из них понятия не имело и не желало иметь. Те дети СССР, что меняли в новеньких паспортах год рождения 1925 на 1923, чтобы быстрее попасть на фронт или в 11 лет клялись, что им уже 15, отличались главным качеством хорошо воспитанного ребенка - желанием как можно скорее стать взрослыми. И взросление они понимали правильно - как ответственность, труд и долг.
Жестокий конкурс

И такой молодежи в СССР оказалось очень много! Сами бывшие юнги рассказывали, что, к примеру, в Москве при разнарядке 500 мест на первый набор за несколько дней было подано 3500 заявлений.

Однако выбирали строго. Это ошибка - считать, что в суворовские училища или школу юнг во время войны отправляли исключительно беспризорников. Так тоже поступали, но только с теми детьми-бродягами, что точно не запятнали себя преступлениями. Чаще же кандидатами становились юные рабочие, бывшие маленькие партизаны и сыновья полков, а также дети погибших военнослужащих.

друзья-ровесники

Они должны были иметь образование не менее 6 классов (некоторые хитрецы сумели обойти эту норму) и хорошее здоровье (здесь было сложнее - медкомиссии «заворачивали» многих). Учили их от 9 до 11 месяцев, очень интенсивно, причем в программу входили не только дисциплины специальности, но и русский язык, математика, естественные науки. Устроили даже школу танцев в лучших традициях русского флота (с намеком на то, что из юнг еще вырастут капитаны - умение танцевать считалось обязательным для «правильного» флотского офицера).

Подготовленные юноши становились действительно ценным кадровым резервом.

Непризнанные ветераны школы юнг

Соловецкая школа юнг военно-морского флота произвела 5 выпусков (3 во время войны, и 2 уже после ее завершения - эти выпускники в основном отправлялись на тральщики , очищать моря от мин).

Позже школа была переведена в Кронштадт, и соловецкие юнги закончились - появились кронштадские. Школа соловецких юнг в годы войны выпустила 4111 человек, служивших затем на всех флотах (распределяли строго, в связи с необходимостью). Почти 1000 юнг не вернулись домой, отдав жизнь защите Родины. Больше всего среди них было радистов , но немало и мотористов, и артиллерийских электриков. Были рулевые, сигнальщики и представители других морских специальностей.

занятие по ратьерному делу

занятие радистов

Часто на кораблях выпускники Соловецкой школы юнг оказывались едва ли не самыми образованными и подготовленными членами команды (напряженность с кадрами сохранялась до конца войны). В этих случаях складывалась парадоксальная ситуация - 16-17-летние мальчишки оказывались в роли наставников и руководителей 40-летних дядей. Конечно, те не забывали напоминать юнгам о субординации, но все же учились добросовестно. Впрочем, старшие призывники еще хорошо помнили кампанию по ликвидации безграмотности взрослых, когда учителями дедушек и бабушек тоже выступали 10-летние пионеры. Так что советские матросы хорошо понимали: молодой - не значит мало знающий. Награждали их не очень охотно, но награждали. Соловецкий выпускник В. Моисеенко в 1945 году получил звание Героя Советского Союза. Саша Ковалев (он был даже еще не Александр - Саша!) имел ордена красной Звезды и Отечественной войны; многих награждали медалями. А вот с послевоенным признанием дело не складывалось. До 1985 года соловецкие юнги не считались даже участниками Великой Отечественной войны! Имело место умышленное сокрытие факта принятия ими военной присяги (возможно, виновата все та же Женевская конвенция, от которой надо было прятать пятнадцатилетних капитанов). И лишь настойчивость маршала Ахромеева позволила исправить несправедливость.

юнга Борис Кулешин

Юнги- участники войны, слева направо: Гриша Михайлов - при освобождении Харькова взял в плен фашистского штабиста, Костя Гавришин - юнга на тральщике, ранен в голову, тонул, спас флаг корабля, Вова Федоров - партизанил под Смоленском с 12-ти лет, Петя Паровов, Саша Старичков - воевал на трёх фронтах, был связным командира полка, Коля Сенчугов - разминировал минное поле.

Но память сохранялась без оглядки на бюрократическую волокиту. Уже с 1972 года (30-летие школы) стали появляться первые памятники мальчикам с Соловков, и стал традиционным съезд бывших юнг.

Разностороннее братство

Примечательно, что среди юнг, переживших войну, оказалось очень много разносторонне одаренных людей, многого достигших в самых различных специальностях. В. Коробов, Ю. Пандорин и Н. Усенко всю жизнь связали с флотом, дослужившись соответственно до адмирала, контр-адмирала и капитана 2 ранга. Эти три моряка уже после войны при разных обстоятельствах получили звания Героев Советского Союза. Еще четверо бывших выпускников удостоились звезд Героев Социалистического Труда. И. К. Перетрухин выбрал военную службу в другой области - стал офицером контрразведки. Прекрасно проявили себя и те юнги, что решили сменить форму с бескозыркой на цивильный костюм. Б. Т. Штоколов заслужил звание Народного артиста СССР - это был знаменитый оперный певец, исполнитель басовых партий. В. В. Леонов снялся в нескольких десятках фильмов; кроме того, он был бардом, самодеятельным исполнителем собственных песен. Г. Н. Матюшин боролся за сохранение истории родной страны так же решительно, как защищал ее от врага - ученый-археолог получил звание академика. В. Г. Гузанов писал сценарии для кино и книги; он также очень много сделал для налаживания культурных российско-японских связей, был признанным специалистом японоведом. Некоторые его книги написаны на японском языке. Но самую широкую известность приобрел один из особо злостных нарушителей Женевской конвенции. Валентин Савич Пикуль при поступлении в Соловецкую школу приписал себе год.

Ему довелось нести боевую службу, но судьба была благосклонна - юный моряк остался в живых. А позже В. С. Пикуль прославился как едва ли не самый знаменитый советский и российский писатель, специализирующийся на исторических романах. Советские читатели (вообще-то избалованные хорошей литературой) стояли за его книгами в очереди и перепечатывали их для себя на пишущих машинках. При этом едва ли не половина романов Пикуля так или иначе, но связаны с морской тематикой..

Книга о Соловецкой школе юнг "Мальчики с бантиками" Не забыл писатель и свою бурную юность на Соловках. Своим товарищам по школе юнг и их непростой судьбе он посвятил роман «Мальчики с бантиками». Описал жизнь Соловецкой школы и судьбы ее выпускников в своих произведениях и В. Г. Гузанов. Если эти произведения бывших юнг по сути являются автобиографической литературой, то существует и популярная, призванная донести до молодежи нынешнего дня память про подвиг ровесников. В качестве примера можно привести сборник «Море зовет смелых». Примечательно, что издан он в Ярославле - где Ярославль, и где Соловки! История Соловецкой школы юнг нашла отображение и в советском кино - на ее основе был снят фильм «Юнга Северного флота».

Память в камне о знаменитой школе

Этот надежный материал тоже достойно хранит подвиг юных героев в тельняшках. Самый первый памятник появился на Соловках в честь 30-летия школы. Его соорудили сами бывшие юнги, собственными силами и за свои средства. Позже, после официального признания соловецких юнг ветеранами Великой Отечественной, к увековечиванию их памяти были привлечены и власть, и широкие круги общественности. В Москве в 1995 году появилась площадь Соловецких юнг. В 1993 памятник юным морякам поставили на набережной Северной Двины, а в 2005-м - на названной в их честь площади (в обоих случаях автором выступал скульптор Ф. Согаян). Но самый интересный памятник стоит во дворе одной из московских школ (ныне - гимназия «Вертикаль»). Он появился в 1988 году, причем автором проекта стал тоже соловецкий выпускник - художник Е. Н. Горячев. Московская школа прославилась и тем, что создала первый в стране музей соловецких юнг - с помощью самих ветеранов и учительского и ученического энтузиазма. Нужно отметить, что немалую роль в его организации сыграл и комсомол - коммунистический молодежный союз занимался не только пропагандой, но и (в большей степени) моральным и патриотическим воспитанием. Музей появился в 1983 году, и до 2012 года им руководил капитан 1 ранга (в отставке) Н. В. Осокин - бывший соловецкий юнга. «Никогда я не думал, товарищи, что о юнгах откроют музей», - написал по этому случаю бард В. В. Леонов. Его стихи стали девизом этого уникального заведения.

С юбилеем, товарищи!

В 2017 году исполнилось 75 лет Соловецкой школе юнг. Торжества по этому поводу прошли в Москве, Архангельске и, разумеется, на Соловках. В последние годы судьба бывших курсантов (13 из них ныне проживают на архангелогородщине) и сама школа Соловецких юнг Архангельск и его руководство очень заинтересовали. В торжественной обстановке прошла традиционная юбилейная встреча немногих оставшихся выпускников. Руководство области заговорило о необходимости создания на Соловках музея и мемориала.

Действительно - Соловецким островам, где жила школа юнг, должно быть совестно, что в этом плане они уступили первенство Москве. Тем более что руководство действующего ныне Соловецкого монастыря относится к инициативе создания музея юнг с пониманием и поддержкой. Ради такого благого дела монахи согласны немного «подвинуться» и оказать любую помощь в научной и организационной работе.

А еще может возродиться и сама школа. Президенту России направлено предложение перевести на Соловки некоторые структуры морского кадетского корпуса, чтобы вновь на российских судах служили геройские соловецкие юнги. Кто его знает. Возможно, история знаменитой Соловецкой школы юнг еще не завершилась...

Боевые подвиги юнг

Соловецкие юнги воевали геройски. Не все подвиги юнг и их участие в боевых действиях на кораблях известны сегодня. Вероятно, новые страницы ещё предстоит открыть.

ГЕРОЙ СОВЕТСКОГО СОЮЗА МОИСЕЕНКО ВЛАДИМИР ГРИГОРЬЕВИЧ

9 августа 1945 года началась война с Японией. Боевое крещение Владимира Моисеенко состоялось 15 августа 1945 года. Фрегат “ЭК-2“ получил приказ высадить десант морской пехоты в порт Сейсин . При высадке десантников заметили и японские артиллеристы открыли по морякам огонь. В помощь им с фрегата был выслан отряд моряков, в котором среди добровольцев находился и комсомолец Владимир Моисеенко.

Каждый шаг к высоте давался с кровью. Моисеенко вместе со своими товарищами вызвались проникнуть в тыл врага и уничтожить огневые точки. Моисеенко метнул связку гранат в замаскированную землянку. И пока бушевал огонь Володя успел переменить позицию и забросать гранатами два дзота. Ночью значительные силы японцев предприняли яростные атаки. Малочисленный отряд моряков с трудом сдерживал их. Кончались боеприпасы, был ранен командир отряда. Командование принял на себя Моисеенко. Японцы начали окружать высоту. Именно в этот момент Володя и написал свою клятву.

“Я, краснофлотец-комсомолец, взорвал два блиндажа, убил из винтовки 3 японца, подорвал склад с боеприпасами, уничтожил пулемётную точку. Сейчас нахожусь на вершине сопки. Клянусь: умру, но не сдам японским самураям этой высоты. Буду до последней капли крови стоять. К сему подписываюсь: Моисеенко Владимир Григорьевич. Писал и отстреливался 15.08.45 г.“

Володя Моисеенко сдержал клятву. Высота осталась в наших руках.

Вскоре в Сейсин прибыли наши корабли с главными силами десанта. Операция была успешно завершена. Все участники боевой операции были отмечены правительственными наградами, а 19-летнему комсомольцу В.Г. Моисеенко, особо отличившемуся в бою, было присвоено звание Героя Советского Союза.

КОВАЛЁВ АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВИЧ

Соловецкий юнга Саша Ковалёв пришёл в североморское соединение торпедных катеров в 1944 году и был зачислен мотористом на торпедный катер ТКА-209.

За четыре месяца Саша участвовал в двадцати боевых походах. За мужество и отвагу был награждён орденом Красной Звезды и медалью Ушакова.

Командир бригады торпедных катеров Северного флота А.В. Кузьмин вручает юнге Саше Ковалеву (Рабиновичу) (04.01.1927 — 09.05.1944) орден Красной Звезды

8 мая 1944 года торпедные катера ТКА-209 и ТКА-217, преодолевая сплошную стену заградительного огня, атаковали конвой противника и потопили два корабля. Но в бою с вражескими сторожевыми катерами ТКА-217 получил повреждения, загорелся и стал тонуть. Под пулемётным огнём противника ТКА-209 снял с тонущего катера экипаж, развил полный ход и пошёл на прорыв, отбиваясь от фашистских катеров и самолётов. В разгар боя осколком снаряда на катере был пробит коллектор двигателя, из которого тугой струёй била горячая вода, перемешанная с маслом и бензином. С минуты на минуту перегревшийся мотор мог взорваться, и неподвижный катер стал бы хорошей мишенью для врага. Чтобы обеспечить работу мотора, Саша закрыл своим телом пробоину и, превозмогая нестерпимую боль от ожога, сдерживал напор горячей смеси, пока на помощь не подоспел моторист Ю. Мыловский. Пробоина была заделана, катер не потерял ход и вырвался из окружения. Молодой моряк спас свой катер и жизни двух экипажей. Саша Ковалёв был награждён орденом Отечественной войны, но получить награду герой не успел.

9 мая 1944 года ТКА-209 совместно с другими катерами переводили в основную базу для ремонта. Во время перехода на катере взорвалась бензоцистерна. Погибли мичман Д. Капралов и моторист Саша Ковалёв.

ДУДОРОВ ИВАН ВАСИЛЬЕВИЧ


Шли вторые сутки, как два “морских охотника” заступили в дозор. Около двух часов ночи сигнальщик МО-413 обнаружил вражеские корабли. Командир приказал открыть огонь, фашисты также начали стрельбу. Искусно маневрируя, наши катера действовали дерзко и решительно. Вдруг катер сильно накренился. Это у самого борта разорвался вражеский снаряд. Большой осколок прошил борт, перебил топливный патрубок одного из главных двигателей. Струйка бензина полилась на разогретый мотор. Вспыхнуло пламя, угрожая взрывом. Судьба катера и экипажа находилась теперь в руках мотористов, секунды решали всё.

Задыхаясь от едкого дыма, в поединок с огнём вступил Иван Дудоров. Схватив асбестовые маты, он накрыл ими горящий бензин. Однако неумолимые языки пламени выползали по краям матов, обжигая руки. И тогда, пренебрегая ожогами, моторист своим телом плотно прижал маты к двигателю. Лишённый притока воздуха, огонь спал, а затем и вовсе погас. Иван Дудоров повторил подвиг Саши Ковалёва на Северном флоте. В это же время аварийная группа перекрыла подачу бензина в повреждённый патрубок и закончила заделку пробоины.

Катер остался в строю, продолжая вести бой. Иван Дудоров за этот подвиг был награждён орденом Красной Звезды.

ПИКУЛЬ ВАЛЕНТИН САВВИЧ

Окончив в 1943 году Соловецкую школу юнг, Валентин Пикуль начал матросскую службу на Северного флота. В 17 лет стал командиром боевого поста, обеспечивая бесперебойную работу гирокомпаса, основного устройства для ориентировки корабля в море.

Эсминец “Грозный“ - один из самых боевых крупных кораблей Северного флота. В годы войны он не раз участвовал в набеговых операциях, мощным артиллерийским огнём обстреливал позиции фашистов. Охранял от атак вражеских подводных лодок и самолётов союзные и наши конвои с военными грузами, выполнил три минные постановки, выставив 134 якорные мины

В марте 1942 года в условиях 12-ти балльного шторма оказал помощь аварийному эсминцу “Громкий” и отбуксировал его в базу. 27 мая 1942 года эсминец атаковал немецкую подводную лодку и двумя сериями глубинных бомб потопил её.

Зенитчики корабля сбили шесть вражеских бомбардировщиков.

В годы войны за боевые подвиги весь экипаж корабля был награждён орденами и медалями, а позже специальными знаками “За плавание в конвоях“. Один из таких наградных знаков хранится в витрине музея, посвящённой В.С. Пикулю.

6 мая 1945 года за боевые подвиги личного состава эсминец “Грозный“ был награждён орденом Красного Знамени.

Военно-морскому флоту посвящены книги В.С. Пикуля: “Океанский патруль”, Крейсера”, “Богатство”, “Моонзунд” и много других. Особо следует отметить автобиографическую повесть о соловецких юнгах “Мальчики с бантиками”.

Позже Валентин Саввич напишет о своей боевой юности: «…и поныне я ещё живу курсом, что дал мне гирокомпас, указавший дорогу в большую жизнь, в которой меня ожидали новые тревоги и новые напряжения души. Конечно, не я принёс Родине победу. Не я один приблизил её волшебный день. Но я сделал, что мог. В общем прекрасном Пиру Победы была маленькая капля и моего мёду... Мне уже давно не снятся гулкие корабельные сны. Но до сих пор я иногда думаю о себе, как о юнге. Это высокое и почётное звание даёт мне право быть вечно молодым. Юнгам флота не угрожает старость».

ПЕРЕТРУХИН ИГОРЬ КОНСТАНТИНОВИЧ

Осенью 1944 года войска Карельского фронта и моряки Северного флота готовились нанести последний удар по фашистским захватчикам в Заполярье.

Торпедные катера должны были снять с вражеского берега наших разведчиков. Едва успели принять на борт наших бойцов, как по радио получили приказ атаковать конвой противника. Вражеские транспорта хорошо охранялись, три атаки наших катеров были отбиты.

Только на четвёртый раз торпеды достигли цели. В бою катера сходились с врагом на 150-200 метров. Били из пулемётов. Разведчики, находившиеся на катерах, строчили из автоматов. Игорь Перетрухин метко бил из скорострельной пушки по кораблям противника.

Из девяти человек экипажа торпедного катера ТКА-114 четверо были соловецкими юнгами: боцман Леонид Светлаков, артиллерист Игорь Перетрухин, мотористы Николай Ткаченко и Николай Рымарев.

В ночь на 13 октября 1944 года торпедным катерам ТКА-114 и ТКА-116 было приказано войти во фьорд через узкий пролив, который моряки окрестили “коридором смерти“, в порт Лиинахамари и высадить первый бросок десанта. У входа во фьорд вспыхнули лучи вражеских прожекторов. Завязалась ожесточённая перестрелка. С катеров сбросили за борт дымовые шашки. Под прикрытием дымзавесы катера на малом ходу прошли в порт и высадили десантников. На берегу завязался жестокий бой. Светлаков и Перетрухин, вооружившись автоматами и гранатами, сошли на берег и в течение двух часов вместе с морской пехотой держали оборону, пока к месту высадки не подошли основные силы десанта.

Выполнив боевую задачу, 114-й покидал фьорд последним и вновь попал под обстрел уцелевших огневых точек противника. Катер получил серьёзные повреждения, но морякам всё же удалось спасти свой корабль, он был взят на буксир торпедным катером ТКА-116 и приведён в базу.

Валерий Иванович Лялин

На флоте сыновей полка называли юнгами. Чаще всего ими становились дети погибших моряков. Валерий, или как его называли Валька, Лялин во флот попал в весной 1943 года. К этому моменту отец его, командир, погиб на фронте, а мать, работавшая на заводе, погибла под бомбежкой, он скитался по батумскому порту и, случайно встретив капитана торпедного катера ТКА-93 лейтенанта Андрея Ефимовича Черцова , попросил того взять его на корабль.

"Вспомнил я свое детство, как беспризорничал, чувствую: в горле запершило. Жаль мальчишку", — вспоминал Черцов. Посовещавшись с механиком, решили взять ребенка с собой и при случае устроить в школу юнг. Никто и предположить не мог, что за несколько месяцев тот станет полноправным членом экипажа, освоит моторное дело и управление катером.

Свой подвиг Валька совершил в сентябре 1943 года, когда морякам-черноморцам было поручено освободить Новороссийский порт от боносетевого заграждения. Понимая всю опасность задания, лейтенант Черцов категорически запретил юнге участвовать в операции. В ночь на 11 сентября под шквальным огнем фашистов катер подошел к намеченному месту, высадил десантников, затем в Геленджике принял на борт еще 25 десантников и новые боеприпасы и вновь отправился в порт Новороссийска. Уже начало светать, немцы подтянули к порту артиллерию и минометы, но Черцов принял решение прорываться сквозь сплошную стену огня. Уже на подходе к причалам в маслопровод одного из моторов попали осколки снаряда. Пока юнга Лялин — а он проскользнул на борт, когда катер забирал вторую группу десантников — ремонтировал один мотор, заглох и второй. Снаряды рвались рядом с бортом, большая часть команды погибла, ранило и капитана. Надежды на спасение уже практически не оставалось, как вдруг Валька доложил, что починил правый мотор. Высадив десантников, полузатопленный от полученных пробоин катер отправился в обратный путь. Когда Черцов, потеряв сознание, выпустил штурвал, его место в рубке занял юнга Лялин. Чтобы увидеть ветровое стекло, ему пришлось стоять на ящике, а штурвал приходилось вращать, налегая на него всем телом. Превозмогая усталость и боль в руках, юнга довел катер до мыса, за которым был вход в Геленджикскую бухту.

юнга В.И. Лялин и А.Е. Черцов

Позже Черцов все-таки устроил Вальку Лялина в Тбилисское нахимовское училище. По воспоминаниям его однокашников, он был единственным воспитанником, у кого на груди красовались четыре боевые медали. Позднее получил Валька и орден Красной Звезды, а вот звание Героя, о чем ходатайствовал лейтенант Черцов, ему так и не присвоили — командир дивизиона испугался разжалования за то, что в нарушение всех правил и инструкций на корабле служит несовершеннолетний подросток.

С именами Вальки Лялина и капитана Андрея Черцова связана и еще одна удивительная история. После того страшного похода все выжившие члены экипажа проходили лечение в госпитале под Новороссийском. Как-то с концертом к раненым приехала Клавдия Ивановна Шульженко . А когда выступление закончилось, Клавдия Ивановна увидела, что один из моряков тянет к ней забинтованные руки. Она не поняла, что же хотел сказать раненый. Но тут подбежал юнга и объяснил, что командир просит исполнить его любимую песню "Руки". Много лет спустя, в середине 70-х годов, экипаж ТКА-93 вновь встретился с великой певицей, и случилось это на съемке "Голубого огонька". По воспоминаниям Шульженко, в группе мужчин за одним из столиков она узнала и возмужавшего Валерия Лялина, и седовласого Андрея Черцова, на груди которого красовалась звезда Героя Советского Союза, и других членов экипажа, которым довелось выжить в тот страшный поход. Певица вновь исполнила "Руки".

В ноябре 1943 года вышел приказ о зачислении всех сыновей полков в суворовские и нахимовские училища. Однако мальчишкам в тот момент больше хотелось дойти до Берлина, а не сесть за школьную парту. Так случилось, например, с Толей Рябковым. Солдаты артиллерийского полка спасли его в буквальном смысле от голодной смерти в блокадном Ленинграде - определили маленького солдата сначала на кухню, потом в отряд связистов, а в феврале 1942 года 13-летний мальчуган принял присягу. Спустя год Толика отправили в Суворовское училище, однако оставаться там он не захотел и вернулся домой. В обычной школе мальчик тоже выдержал всего пару недель, а потом сбежал в Кронштадт.

Москва. Памятник на площади Соловецких юнг

Г. Архангельск памятник " Соловецким юнгам "

Во время Великой Отечественной войны свою землю защищали не только взрослые, но и совсем юные патриоты. Сколько детей воевало – в точности не известно. Многие из них приписывали себе годы, чтобы выглядеть старше и попасть на фронт - сражаться за свободу родной страны. Другие, оставшись сиротами, попадали под опеку бойцов боевых подразделений. Они жили с солдатами, участвовали в боях и даже выполняли тайные задания. Их называли детьми полка, а на флоте – юнгами.

Наш рассказ - об одном из тех подростков, кто в годы войны был юнгой на военном торпедном катере – Валерии Лялине.

Один в порту

К середине войны он остался полным сиротой. Его мама погибла во время авиационного налета фашистских истребителей и бомбардировки завода, на котором работала. Отца, командира, убили на фронте. Весной тысяча девятьсот сорок третьего года паренек одиноко скитался в порту города Батуми, здесь он и встретил лейтенанта Андрея Черенцова.
Валера умолял взять его на торпедный катер ТКА-93, на котором Черенцов был капитаном. Конечно, бывалый морской волк сначала не хотел брать ребёнка на судно. Не детское это дело – воевать! Но вспомнив свое сиротское детство и посоветовавшись с товарищами, решил принять мальчика в команду. Капитан хотел при первой же возможности устроить Валерку в школу юнг. Ведь никто не мог и представить, что совсем скоро парень сможет управлять катером, овладеет моторным делом и станет полноценным членом команды.

На войне не бывает поблажек

Уже в сентябре того же года Валька, как ласково называли парня старшие боевые товарищи, совершил свой мужественный поступок.
Моряки получили задание - освободить от опасного заграждения порт в Новороссийске. Все члены команды хорошо понимали опасность этой операции и запретили мальчику принимать в ней участие. Ночью под шквальным обстрелом немецких захватчиков торпедный катер в необходимом месте высадил солдат. Затем в Геленджике, взяв на борт двадцать пять новых десантников и груз боеприпасов, судно отправилось назад в Новороссийск.

Несмотря на то, что фашисты подтянули к новороссийскому порту минометы и артиллерию, судно настойчиво прорывалось через стену шквального вражеского огня. Уже почти у причала один из моторов катера был поврежден осколком снаряда, порвало маслопровод.
Катер потерял управление. Ситуация грозила бедой! Медлить было нельзя, а лишних рук не было. И тут Валера Лялин, который тайно все же пробрался на судно, когда забирали вторую группу бойцов, метнулся ремонтировать маслопровод.
В мясорубке морского боя второй мотор тоже вышел из строя, капитан был ранен, большая часть команды погибла, снаряды рвались по оба борта катера! У тех, кто еще оставался жив, гасла последняя надежда на спасение, когда парень доложил об успешном ремонте одного из моторов! Катер снова был на плаву, в подвижном состоянии и смог дотянуть до берега.
Но торжествовать было рано. После высадки десантников, полузатопленный катер отправился в обратный путь. В дороге капитан потерял сознание, и судно стало неуправляемым. Несмотря на колоссальный физический труд, управление на себя взял юный Валерка.
Только налегая всем своим небольшим телом, он мог вращать штурвал, а чтобы видеть направление движения, пришлось встать на ящик. Собрав всю свою силу, несмотря на боль в руках и нечеловеческую усталость, герой довёл катер в порт назначения.

Юнги огненных
лет

Анатолий
ГОРДИЕНКО, воспитанник Соловецкой
школы юнг ВМФ, ветеран
Краснознаменных Северного и
Тихоокеанского флотов.

Юнга! От
этого слова веет солоноватым
ветром морских просторов,
романтикой дальних странствий.
Многие флотоводцы России начинали
свой путь с этого скромного звания.
Среди них можно назвать и наших
современных адмиралов И.С. Юмашева,
И.З. Басистого, Г.И. Левченко, В.П.
Алексеева и других.

Какой
мальчишка не мечтает о море, о
кораблях! Для многих пацанов
военных лет эта мечта стала
реальностью. 25 мая 1942 года нарком
Военно-Морского Флота Н.Г. Кузнецов
принял решение о создании школы юнг
ВМФ на Соловецких островах в Белом
море. Эта дата отмечается как день
рождения самого молодого воинского
подразделения Советского Союза в
годы Великой Отечественной войны и
первой в истории России военной
школы юнг.

В нее
принимались юноши-добровольцы 15—16
лет с образованием 6—7 классов. Но,
чтобы попасть в эту школу, от
мальчишки требовалось не только
желание, но и письменное согласие
родителей.

Первые юнги —
мальчишки из Ленинграда, Москвы,
Ульяновска, Уфы, Свердловска и
Саратова, а также из других городов,
прибыли на Соловки в августе 1942
года. Ребята строили для себя
землянки, оборудовали учебные
кабинеты, а затем приступили к
учебе по 10—12 часов в сутки. Через
год приказом наркома ВМФ юнги были
направлены на флота и флотилии по
морским специальностям, полученным
в школе.

Когда мы,
юнги второго набора, начали учебу,
через два-три месяца стали
поступать сообщения о мужестве и
героизме наших товарищей —
выпускников школы — в боях с
фашистами.

По окончании
школы юнг в 1944 году я был направлен
рулевым на быстроходный тральщик
БТЩ "Проводник"
Тихоокеанского флота. Мне довелось
служить с юнгой-электриком первого
набора Володей Моисеенко. Затем его
направили на фрегат "ЭК-2". На
время войны с Японией мой друг
юнгаш за мужество и героизм,
проявленные в освобождении
корейского города Сейсин, был
удостоен высокого звания — Герой
Советского Союза. Володя стал
первым героем среди юнг.

В нашем
городе длительное время, лет около
сорока, жил и работал на Ангарской
нефтехимической компании бывший
старшина второй статьи Виктор
Александрович Мигунов — первый
наставник Володи Моисеенко на
"Проводнике".

В Ангарске же
работал старшим автоинспектором
ГАИ Эвальд Степанович Вацик. Сейчас
майор милиции Э.С. Вацик на
заслуженном отдыхе, и мало кто
знает, что он выпускник легендарной
Соловецкой школы юнг ВМФ, участник
боев с японскими захватчиками и
удостоен боевой медали Нахимова.

Как дань
уважения подвигу юных моряков в
школе N 30 при музее
Краснознаменного Тихоокеанского
флота создана экспозиция,
посвященная Соловецким юнгам.
Более четырех тысяч выпускников
школы в годы войны служили на
боевых кораблях и принимали
участие в боях. Судьба разбросала
бывших мальчишек, юнг огненных лет,
по всей стране. Валентин Пикуль
стал всемирно известным писателем,
Борис Штоколов — народный артист
СССР, лауреат Государственной
премии, всенародно известный певец.
Десятки бывших юнг остались верны
морю. Они стали офицерами и
адмиралами флота. Есть среди нас,
бывших юнгашей, и ученые, и
академики, и люди различных
специальностей, но все они
гордятся, что первые шаги на флот и
в большую жизнь сделали из школы
юнг.

Россия
высоко оценила подвиг мальчишек — в
тельняшках В их честь в столице
России одна из площадей носит имя
Соловецких юнг. На стеле,
установленной в честь этого
замечательного события, мы с
гордостью читали:"Площадь
Соловецких юнг названа в год
50-летия Победы в Великой
Отечественной войне в память о
подвиге добровольцев Соловецкой
школы юнг Военно-Морского Флота".
И мы сфотографировались на ее фоне,
бывшие юнги четвертой смены 1 роты
рулевых, продолжающие дружить с
того далекого 1943 года, когда мы
впервые встретились на Соловецких
островах.

Заранее прошу простить за несколько пикантную "освещенность" этого вопроса. Речь пойдет о гомосексуализме на парусных кораблях той якобы, романтического времени. Сразу росается в глаза профессиональные обьединения матросов по всему миру. А ведь это профессионалы зарабатывающие довольно опасным делом в ту, якобы романтическую эпоху. (по моим домыслам парусники это остаток той предыдущей цивилизации, тогда еще не технотронной, да и наличие "профсоюзов", контрактов (в то время!) наводит на мысль, что до нас еще были более могущественные цивилизации использующие сезонные ветры. кстати карта пири райса тому подтверждение. в самом деле, откуда взялось такое большое количество профессионалов матросов? кому интересно пусть попробует запомнить названия разных там мачт, рей, и такелажа.) но это отвлечение от темы, простите..
итак юнга на корабле, зачем? почему? Ведь это достаточное суровое место.
Что бы примерно приблизиться к разгадке присутсвия на корабле смазливого юноши, надо рассмотреть мужской коллектив. Например в тюрьме, армии, ну и корабле. Чем отличается коллектив мужчин? Отсутсвием женщин...понятно для чего они нужны.. по физиологии как мужчины, так и женщины необходима сексуальная разрядка, ну и тренировка определенных органов. как говорят для здоровья -раз в неделю. (на практике мудрые врачи рекомндуют тр раза в неделю общение определенным образом с женщиной). Понятно что в мужском коллективе нет женщин, и поэтому находят замену. в тюрьме все понятно и про это известно, там употребляют мужчин проституток (вольных или невольных). но что делать на корабле?
кстати многие авторы обходят этот вопрос (или переводчики). Они упоминают о черепахах, пингвинах..
Один мой знакомый сказал по этому поводу, что отказ употреблять свинину в позднем исламе связан именно с предварительным употреблением свиньи не в качестве мясного продукта, а для снятия напряжения известных органов.
кстати на востоке существовал "интитут" батчаниятсва (бача-мальчик для половых снощений), что логично в чисто мужском обществе. и даже во время "гражданской" войны красные азиаты вовсю занимались этим в мечетях.
вот мы и подошли к тайне присутсвия юнки на корабле.
спрашиваеться, зачем он нужен? как мужчина он еще не силен, роль принеси подай отлично может исполнить и стюард-кок или кто там у них.
Все дело в том, что матросня снимала сексуальное напряжение различными способами: с помощью "дуньки кулаковой", либо принуждение к сожительству. (кстати ремарк описал подобное в книге " на западном фронте без перемен"(война 1914), там случаи гомосексуализма отмечались в лагерях военопленных. А поскольку самцы не изменились, то справедливо утверждать, что это было и ранее.
матросня это быдло, а вот капитан, и его помошники белая кость- дворяне...и вот именно для их удовлетворения и служил смазливый мальчик на побегушках.
(думаеться здесь в большинстве случаев все было на "добровольной" основе. ведь судя по романам романтики грезили морем и мужественный капитан был авторитетом. далее проще...либо капитан и его помошники либо матросня. такова суровая реалия тех времен.
а так конечно все красиво подано, любовь к морю, там, возможностьстать капитаном (это не дворянину то?). конечно море романтичнее нежели постоянный скотный двор или плантации. да и многочисленные рассказчики упускали эту хммм интимную деталь...(куды ж ты денешся с корабля в море?)
каков же вывод всей этой басни? Это не ода гомосексуализму, а нормальный логический домысел (какое хорошее старорусское слово, сразу смысл виден). если проще, то всегда стоит видеть за красивым внешним фасадом гнилое убранство внутри.

Рецензии

Вы глупы и неотесаны как якорь.
Естественно, что гомосексуализм был развит во всех мужских сообществах долгое время лишенных женской ласки.
Поэтому древние не считали сие грехом.
А вы вдруг с парусниками...
Парусники так долго, как АПЛ не ходили в автономке и прошу заметить, что если матросы американского флота переебали пол света, то наши истинно публико морале трахали матрас.
Мало мужикам проблем в море еще и в порт не зайдешь, дабы в борделе оттянуться.
Это наше министерство здравоохранения должны были резиновых теток с внешностью Терешковой понаделать...
Ан нет...
Только постановление партии и правительства...
А космонавты на боевом дежурстве по полгода?

СССР ставил эксперименты на живых людях и ушел от ответа...

Никаких дьявольских как и ангельских логик нет и быть не может.
Есть просто логика, товарищ буфетчик...
Это я вам тестик на предмет кругозора подбросил...