Прочитать рассказ вовка добрая душа. Вовка-добрая душа (А

Великие о стихах:

Поэзия — как живопись: иное произведение пленит тебя больше, если ты будешь рассматривать его вблизи, а иное — если отойдешь подальше.

Небольшие жеманные стихотворения раздражают нервы больше, нежели скрип немазаных колес.

Самое ценное в жизни и в стихах — то, что сорвалось.

Марина Цветаева

Среди всех искусств поэзия больше других подвергается искушению заменить свою собственную своеобразную красоту украденными блестками.

Гумбольдт В.

Стихи удаются, если созданы при душевной ясности.

Сочинение стихов ближе к богослужению, чем обычно полагают.

Когда б вы знали, из какого сора Растут стихи, не ведая стыда... Как одуванчик у забора, Как лопухи и лебеда.

А. А. Ахматова

Не в одних стихах поэзия: она разлита везде, она вокруг нас. Взгляните на эти деревья, на это небо — отовсюду веет красотой и жизнью, а где красота и жизнь, там и поэзия.

И. С. Тургенев

У многих людей сочинение стихов — это болезнь роста ума.

Г. Лихтенберг

Прекрасный стих подобен смычку, проводимому по звучным фибрам нашего существа. Не свои — наши мысли заставляет поэт петь внутри нас. Повествуя нам о женщине, которую он любит, он восхитительно пробуждает у нас в душе нашу любовь и нашу скорбь. Он кудесник. Понимая его, мы становимся поэтами, как он.

Там, где льются изящные стихи, не остается места суесловию.

Мурасаки Сикибу

Обращаюсь к русскому стихосложению. Думаю, что со временем мы обратимся к белому стиху. Рифм в русском языке слишком мало. Одна вызывает другую. Пламень неминуемо тащит за собою камень. Из-за чувства выглядывает непременно искусство. Кому не надоели любовь и кровь, трудный и чудный, верный и лицемерный, и проч.

Александр Сергеевич Пушкин

- …Хороши ваши стихи, скажите сами?
– Чудовищны! – вдруг смело и откровенно произнес Иван.
– Не пишите больше! – попросил пришедший умоляюще.
– Обещаю и клянусь! – торжественно произнес Иван…

Михаил Афанасьевич Булгаков. "Мастер и Маргарита"

Мы все пишем стихи; поэты отличаются от остальных лишь тем, что пишут их словами.

Джон Фаулз. "Любовница французского лейтенанта"

Всякое стихотворение — это покрывало, растянутое на остриях нескольких слов. Эти слова светятся, как звёзды, из-за них и существует стихотворение.

Александр Александрович Блок

Поэты древности в отличие от современных редко создавали больше дюжины стихотворений в течение своей долгой жизни. Оно и понятно: все они были отменными магами и не любили растрачивать себя на пустяки. Поэтому за каждым поэтическим произведением тех времен непременно скрывается целая Вселенная, наполненная чудесами - нередко опасными для того, кто неосторожно разбудит задремавшие строки.

Макс Фрай. "Болтливый мертвец"

Одному из своих неуклюжих бегемотов-стихов я приделал такой райский хвостик:…

Маяковский! Ваши стихи не греют, не волнуют, не заражают!
- Мои стихи не печка, не море и не чума!

Владимир Владимирович Маяковский

Стихи - это наша внутренняя музыка, облеченная в слова, пронизанная тонкими струнами смыслов и мечтаний, а посему - гоните критиков. Они - лишь жалкие прихлебалы поэзии. Что может сказать критик о глубинах вашей души? Не пускайте туда его пошлые ощупывающие ручки. Пусть стихи будут казаться ему нелепым мычанием, хаотическим нагромождением слов. Для нас - это песня свободы от нудного рассудка, славная песня, звучащая на белоснежных склонах нашей удивительной души.

Борис Кригер. "Тысяча жизней"

Стихи - это трепет сердца, волнение души и слёзы. А слёзы есть не что иное, как чистая поэзия, отвергнувшая слово.

Муниципальное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 2

г. Богородицк Тульская область

А.Л. Барто "Вовка - добрая душа".

Открытый урок по литературному чтению УМК "Школа России". 2 класс

учитель начальных классов

Хрунова Светлана Никифоровна

2014 г.

Урок литературного чтения

Дата: 14.02.2014

Школа: МОУ СОШ № 2

Класс: 2 В

УМК «Школа России»

Учитель: Хрунова Светлана Никифоровна

Тема: А.Л.Барто «Вовка – добрая душа».Герой и его поступки.

Цели: Создать условия для знакомства учащихся с новым стихотворением А.Л.Барто.

Задачи урока:

    способствовать обогащению словарного запаса, развитию речи;

    содействовать развитию навыка выразительного чтения, основ мыслительной деятельности: памяти, внимания, мышления, воображения, формированию умения сравнивать и сопоставлять;

    способствовать воспитанию внимательного, вежливого отношения к окружающим, друг к другу;

Формировать УУД:

Личностные УУД:

Формировать способность к самооценке на основе критерия успешной учебной деятельности, реализовать творческий потенциал в предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм;

Регулятивные УУД:

Уметь определять и формировать цель на уроке с помощью учителя;

Прогнозировать содержание произведения;

Объяснять лексическое значение некоторых слов на основе словаря учебника и толкового словаря;

Уметь высказывать свое предположение на основе работы с материалом учебника;

Коммуникативные УУД:

Уметь оформлять свои мысли в устной форме;

Слушать и понимать речь других;

Учиться работать в группе, формировать собственное мнение и позицию;

Рассказывать о героях, выражая свое отношение к ним.

Познавательные УУД:

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое о уже известного с помощью учителя;

Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.(под руководством учителя).

Предметные:

Продолжить знакомство учащихся с творчеством А.Л. Барто;

Уметь сравнивать и сопоставлять;

Уметь работать с текстом художественного произведения, быстро ориентироваться в нем;

Методы: словесный, наглядный, проблемно-поисковый, самоанализа деятельности (рефлексия).

Организация пространства: фронтальная работа, работав парах, самостоятельная работа.

Ресурсы:

- основные : Л.Ф.Климанова Литературное чтение 2 класс часть 2

- дополнительные : мультимедиапроектор, экран, компьютер, электронная физминутка.

Приложение: презентация, карточки со стихами, карточки с началом фраз

1.Мотивирование (самоопределение) к учебной деятельности.

Актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

Создание условий для осознанного нахождения учащихся в пространстве учебной деятельности на уроке

Организует эмоциональный настрой на урока

Настраиваются на хорошую работу на уроке.

Ребята, сегодня к нам на урок пришли гости. Мы приветствуем всех гостей, ученики 2 в класса и я учитель Хрунова С.Н.

Будем отвечать активно

Хорошо себя вести

Чтобы гости дорогие

Захотели вновь прийти.

Улыбнитесь друг другу пожелайте удачи.

Уметь оформлять свои мысли в устнойформе. (Коммуникативные УУД).

2.Актуализация знаний

Организовать повторение материала, необходимого для самостоятельного определения темы и целей урока.

Организует повторение изученного. Проверку домашнего задания

Отвечают на вопросы учителя и выполняют предложенные задания. Вспоминают истихи А.Л.Барто

Работа с учебником с.45

Слайд 2 Прочитайте эпиграф урока. (чтение хором)

Как вы понимаете эту пословицу? (ответы детей)

Итог: Все вы правильно говорили. Кто много читает, тот много знает.

Слайд 3

С каким разделом мы знакомимся? (Писатели детям)

Молодцы дети. Вы хорошо справились.

Слайд 4 Рассмотрите выставку книг. Кто их автор?

Слайд 5 Что вы помните об Агнии Львовне Барто.(Ответы детей.)

Итог: Ее замечательные стихи поучительны, задушевны всегда будут учить нас быть добрыми, вежливыми, заботливыми, милосердными. С самого раннего детства вы знаете ее стихи.

Слайды 6,7,8 Кто хочет рассказать стихотворение Мишка, Зайка, Самолет.

Молодцы ребята.

Слайд 9 Проверка домашнего задания. Откройте учебник на с. 45.

На прошлом уроке мы познакомились со стихотворением "В школу."Давайте его прочитаем и попробуем ответить на вопрос Можно ли назвать стихотворение юмористическим?

(чтение стихотворения 5 учениками, ответ на вопрос.)

Слайд 10 Словарная работа.

Юмор - это безобидный добродушный смех над героем или событием.

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

осуществлять анализ объектов (Познавательные УУД).

3.Целеполагание, работа над новым материалом.

определение темы, целей урока

Физминутка

Организует работу в парах.

Организует работу по формированию умений делать выводы.

Организует проверку работы в группах

Организует подготовку к чтению по ролям.

Совместно с учителем формулируют цель урока.

Принимают учебную задачу, вспоминают правила работы в парах, работают в парах по плану, готовят ответы на вопросы..

Как вы думаете что мы сегодня будем изучать на уроке.

Итог : Мы познакомимся еще с одним стихотворением А.Л.Барто.

Слайд 11 Цели урока. (читают дети)

  • Размышлять

    Добрее, вежливее и отзывчивее стать

Слайд 12 Работа с учебником.

Откройте учебник на с. 46. Перед вами еще одно стихотворение А.Л.Барто. Прочитайте название. Рассмотрите рисунок.

Как думаите о ком пойдет речь? (ответы детей)

Прослушав это стихотворение мы узнаем почему Вовку называют добрая душа.

Чтение стихотворения. (аудиозапись)

Понравился вам Вовка?

Почему Вовку назвали добрая душа?

Хотите иметь такого друга? Почему?

Слайд 13 Речевая разминка.

Шарик.
Учитель предлагает детям представить, что они воздушные шарики. На счёт -1, 2, 3, 4 – дети делают 4 глубоких вдоха и задерживают дыхание. Затем на счёт 1-8 медленно выдыхают.

Ветерок.
Поднять голову вверх, вдох. Опустить голову на грудь, выдох (подул тихий ветерок).

Охота.
Дети закрывают глаза. Охотники по запаху должны определить, что за предмет перед ними (апельсин, духи и т.д.)

Прочитайте жужжанием, только глазами, прочитайте вслух. Дыхательная гимнастика.

Ра - бра - добрая

Ле - вле - удивле - удивлена

Ло - голо - белоголо - белоголовый

Ри - кри - закри –закричал

4. Самостоятельная работа.

Слайд 14 Какой Вовка? (Работа в парах)

Чтобы ответить на этот вопрос вы самостоятельно прочитайте стихотворение и обсудите с соседом по парте какие слова подойдут этому герою?

(Ответы детей, обсуждение почему они так думают)

Слайд 15 Какой Вовка?

5.Чтение по ролям.

Слайд 16 Сколько действующих лиц в стихотворении? Назовите их (автор и Вовка)

А теперь попробуйте при чтении по ролям передать все эти качества Вовки,передать свое отношение к происходящему.

Слайд 17,18,19 Какой будет тон чтения?

Слайд 20 Физминутка для глаз

6.Закрепление пройденного.

За что всем нравится Вовка?

А можно сказать что он душевный мальчик?

Какие словосочетания вы знаете со словом душа?

Слайд 21 Душа нараспашку – говорят о человеке открытом, общительном, дружелюбном, которому нечего скрывать.

Душа радуется

Человек сделал доброе дело для себя или для других, ему радостно и приятно.

Когда душа радуется, что хочется делать?

Слайд 22 Моя душа будет доброй, если я...............

На примере Вовкиных добрых поступков продолжите предложение.

Слайд 23 Хотите узнать, что было дальше с Вовкой? Найдите сборник стихов, который так и называется "Вовка добрая душа"

У вас на парте отрывки из этого сборника. Прочитайте и подготовьте чтение вслух. ?

Чтение детьми стихов вслух.

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (Регулятивные УУД)

Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов. (Познавательные УУД).

Уметь сравнивать, анализировать, обобщать.(Познавательные УУД)

7.Итог и рефлексия учебной деятельности на уроке

Зафиксировать новое содержание урока;

Организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

Организует фиксирование содержания.

Организует рефлексию.

Организует оценку учебной деятельности

Отвечают на вопросы учителя.

По вопросам рассказывают, что узнали, знают, смогли.

Наш урок подходит к концу выразите свое отношение к уроку фразы у вас на столе и на экране.

Слайд 24

Сегодня я узнал....

Было интересно....

Урок дал мне для жизни.......

Мне захотелось........

8.Итог урока.

Чему они учат?

(Оценки за урок получают......)

Слайд 25 Домашнее задание.(по выбору)

1. Выучить отрывок из учебника наизусть.

2.Найти другие стихи о Вовке и приготовить выразительное чтение понравившегося.

3.Приготовить выразительное чтение отрывка из учебника.

Слайд 26

Спасибо всем за урок.

Вы хорошо поработали, поаплодируйте себе и своим одноклассникам.

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД ).

Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки (Регулятивные УУД).

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД ).

АГНИЯ БАРТО «ВОВКА – ДОБРАЯ ДУША»
Цикл стихов Агнии Барто «Вовка-добрая душа», который был написан в 1962 году, включает в себя довольно большое количество стихотворений. Чаще всего книжки со стихотворениями из цикла «Вовка-добрая душа» печатались в «усеченном» варианте. В цикл входят 18 стихотворений, а печатались обычно 8-9 в различных комбинациях. А некоторые стихи например, «Как Вовка взрослым стал» вообще практически никогда не включались в сборники. Тем не менее, очень многие стихотворения из этого цикла стали любимыми не одним поколением малышей, а имя Вовки стало с тех пор нарицательным.

1. ВОВКА – ДОБРАЯ ДУША
Шла вчера я по Садовой,
Так была удивлена
Паренек белоголовый
Закричал мне из окна:
С добрым утром!
С добрым утром!
Я спросила: Это мне?
Улыбнулся он в окне,
Закричал еще кому-то:
С добрым утром!
С добрым утром!
Малышам и взрослым людям
Паренек махал рукой,
С ним теперь знакомы будем:
Это Вовка есть такой!

2. КАК ВОВКА БАБУШЕК ВЫРУЧИЛ
На бульваре бабушки
Баюкают внучат,
Поют внучатам ладушки,
А малыши кричат.
Расплакались две Оленьки,
Им жарко в летний зной,
Андрей, в коляске голенький,
Вопит как заводной.
Ладушки, ладушки
Ох, устали бабушки,
Ох, крикунью Ирочку
Нелегко унять.
Что ж, опять на выручку
Вовку нужно звать.
Вовка добрая душа,
Позабавь-ка малыша!
Подошел он к бабушкам,
Встал он с ними рядышком,
Вдруг запрыгал и запел:
Ладушки, ладушки!
Замолчали крикуны,
Так они удивлены:
Распевает ладушки
Мальчик вместо бабушки!
Засмеялись сразу обе
Маленькие Оленьки,
И Андрей не хмурит лобик,
А хохочет, голенький.
Вовка пляшет на дорожке:
Ладушки, ладушки!
Вот какой у нас помощник!
Радуются бабушки.
Говорят ему: Спасибо!
Так плясать
Мы не смогли бы!
3. КАК ВОВКА СТАЛ СТАРШИМ БРАТОМ
У меня есть старший брат,
Очень умный парень!
Уверяет всех ребят
Таня на бульваре.
В красном галстуке он ходит,
В пионерской форме,
Сорняки на огороде
Вырывает с корнем!
И толстушка Валечка
Старшим братом хвалится:
Если кто меня обидит
Старший брат в окно увидит.
Если я заплакала
Он проучит всякого.
Он готов меня спасти
И от тигра лютого.
Десять лет ему почти,
Павликом зовут его.
Катя в красном платьице
Как расплачется:
Я одна ничья сестра,
Цапнул кот меня вчера.
Что ж, меня кусай, царапай
Я одна у мамы с папой,
Нету братьев у меня,
Папа с мамой вся родня.
К ней подходит не спеша
Вовка добрая душа.
Объявляет он ребятам:
Буду Кате старшим братом.
С понедельника, с утра,
Будешь ты моя сестра.
4. ПРО ВОВКУ, ЧЕРЕПАХУ И КОШКУ
Случилось вот какое дело
Черепаха похудела!
Стала маленькой головка,
Хвостик слишком тонок!
Так сказал однажды Вовка,
Насмешил девчонок.
Похудела? Ну, едва ли!
Девочки смеются.
Молока мы ей давали,
Выпила всё блюдце.
Черепаха панцирь носит!
Видишь, высунула носик
И две пары ножек!
Черепаха панцирь носит,
Похудеть не может.
Черепаха похудела!
Уверяет Вова.
Нужно выяснить, в чем дело,
Может, нездорова?
Смотрит Вовка из окошка,
Видит он крадется кошка,
Подошла, лизнула блюдце
Экая плутовка!
Нет, девчонки зря смеются!
Вот, кричит им Вовка,
Поглядите, кошка съела
Завтрак черепаший!
Черепаха похудела
Из-за кошки вашей!

5. КАК ВОВКЕ ВЕТЕР ПОМОГ
Листья Листья Листопад
Не расчистить
Школьный сад.
Листья, листья
На пути,
На площадке листья,
И площадку
Размести
Вышли футболисты.
Только листья
Разметёшь,
Только станет чисто,
Вновь летят,
Как жёлтый дождь,
Листья, листья, листья
Ветер, листьями шурша,
Провожает лето.
Вовка добрая душа
Громко крикнул ветру:
Ты зачем ребят подвёл?
Как теперь играть в футбол?
Ты бы сам листву подмёл!
Только Вовка попросил
Ветер дунул что есть сил,
Смёл листву с площадки,
Всё теперь в порядке.

6. ПОЧЕМУ ВОВКА РАССЕРДИЛСЯ?
Андрюша вот хитряга
Без хитростей ни шага!
Он мяч бросал на крышу
Однажды поутру.
Кричат ему: Ты слышишь,
Кончай эту игру!
А он хитрит: Не слышу.
И снова мяч на крышу.
Он кошке дал подножку,
Толкнул её украдкой,
Сказал, что учит кошку
Быть кошкой-акробаткой.
Он в саже весь и в копоти,
Хитрит: Вы мне похлопайте,
Я выхожу на вызовы,
Я клоун в телевизоре.
Андрюша вот хитряга
Без хитростей ни шага!
Я спать на травку лягу,
Кровать нехороша
Рассердился на хитрягу
Вовка добрая душа.
Прибежали все соседки,
Говорят: Вот случай редкий
Вовка машет кулаком!
Что случилось с добряком?
Взял он за плечи Андрюшу
И давай трясти как грушу!
Нужно эти хитрости
Из Андрюши вытрясти!..

7. ЖАРКО
У солнышка есть правило:
Оно лучи расправило,
Раскинуло с утра
И на земле жара.
Оно по небу синему
Раскинуло лучи
Жара такая сильная,
Хоть караул кричи!
Изнемогают жители
В Загорске-городке.
Они всю воду выпили
В киоске и в ларьке.
Мальчишки стали неграми,
Хоть в Африке и не были.
Жарко, жарко, нету сил!
Хоть бы дождь поморосил.
Жарко утром, жарко днем,
Влезть бы в речку, в водоем,
Влезть бы в речку, в озерцо,
Вымыть дождиком лицо.
Кто-то стонет: Ой, умру!..
Трудно в сильную жару,
Например, толстухам:
Стали падать духом.
А девчонка лет пяти
Не смогла пешком идти
На отце повисла,
Будто коромысло.
Жарко, жарко, нету сил!
Хоть бы дождь поморосил.
Вовка вызвал бы грозу
Не сговоришься с тучей.
Она на небе, он внизу.
Но он на всякий случай
Кричит: Ну где же ты, гроза?
Гремишь, когда не надо!
И долго ждет, подняв глаза,
Он у калитки сада.
Жарко, жарко, нету сил!..
Пить прохожий попросил:
Вовка добрая душа,
Дай напиться из ковша!
Вовка добрая душа
Носит воду не дыша,
Тут нельзя идти вприпрыжку
Расплескаешь полковша.
Вовка, просят две подружки,
Принеси и нам по кружке!
Я плесну вам из ведра,
Подставляйте горсти
Тридцать градусов с утра
В городе Загорске,
И все выше, выше ртуть
Надо сделать что-нибудь,
Что-то сделать надо,
Чтоб пришла прохлада,
Чтоб не вешали носы
Люди в жаркие часы.
Вовка добрая душа
Трудится в сарае,
Что-то клеит не спеша,
Мастерит, стараясь.
Вовка добрая душа
Да еще три малыша.
Паренькам не до игры:
Предлагает каждый,
Как избавить от жары
Разомлевших граждан.
В городе Загорске
Горки да пригорки,
Что ни улица гора.
Шла старушка в гору,
Причитала: Ох, жара!
Помереть бы впору.
Вдруг на горке, на откосе,
Ей подарок преподносит,
Подает бумажный веер
Вовка парень лет пяти.
Мол, шагайте поживее,
Легче с веером идти.
Обмахнетесь по пути.
Вовка добрая душа
Да еще три малыша,
Да еще мальчишек восемь
Распевают на откосе:
Получайте, граждане,
Веера бумажные,
Получайте веера,
Чтоб не мучила жара.
Раздаем бесплатно,
Не берем обратно.
На скамью старушка села,
Обмахнулась веером,
Говорит: Другое дело
Ветерком повеяло.
Обмахнулся веером
Гражданин с бородкой,
Зашагал уверенной,
Деловой походкой.
И пошло конвейером:
Каждый машет веером.
Веера колышутся
Людям легче дышится.

8. КОГДА УДАРИЛ ГРОМ
Люди спят, и птицы спят
Тишина полная.
Осветила темный сад
Молния! Молния!
Сильный ветер на кусты
Налетел волнами,
И опять из темноты
Молнии! Молнии!
Ветер, ветер-ураган
Бьет деревья по ногам,
И стволы трещат,
И трепещет сад.
Дождь, дождь льет,
В барабаны бьет.
Гром гремит, грохочет гром.
Молния! Молния!
Нет, не кончится добром,
Бабушка промолвила.
Молния, молния
Опалила клен.
Ураганом сломанный,
Наклонился он.
Надломились ветки,
Опустились вниз.
Птичий дом скворечник,
Наклонясь, повис.
Птичий дом над бездной.
Если в нем птенец,
Падай, друг любезный,
И всему конец!
Вовка следом за соседом
Ходит, ходит без конца:
Надо выручить птенца!
Вы на дерево залезьте,
Я бы влез на вашем месте.
Вовка лазил на березки,
Но тяжелый клен громоздкий!
Вот попробуй обхвати
Трудно парню лет пяти!
Вовка просит тетю Шуру:
Ты же любишь физкультуру,
Физкультурницам полезно
Залезать на дерево.
Тетя Шура не полезла,
Вовке не поверила.
А мальчишки на рыбалке
Вовка вверх бросает палки,
Хочет он птенца вспугнуть:
Улетай куда-нибудь!
Ты его не агитируй,
Улыбается сосед,
Он давно сменил квартиру,
Никого в скворечне нет.
Вовка следом за соседом
Ходит, ходит по пятам:
Нет, птенец, наверно, там!
Вы на дерево залезьте,
Я бы влез на вашем месте,
Если б я был ростом с вас,
Я птенца давно бы спас.
До того довел соседа,
Тот вздремнул после обеда
И такой увидел сон:
На пригорке черный клен,
А под ним четыре Вовки,
Как четыре близнеца.
Всё твердят без остановки:
«Надо выручить птенца,
Надо выручить птенца!»
Тут сосед вскочил с постели,
В сад спускается с крыльца,
Говорит: А в самом деле,
Надо выручить птенца.
Вот бежит и тетя Шура
С озабоченным лицом:
Мне полезна физкультура
Я полезу за птенцом.
И мальчишки-рыболовы
Возвращаются как раз.
Паренек белоголовый
Говорит: Я верхолаз!
Стали спорить: как влезать,
Как веревку привязать.
Вдруг птенец, такой потешный,
Вылетает из скворечни,
Кувыркаясь на лету,
Набирает высоту.
Грома он не испугался,
Но, услышав громкий спор,
Он с силенками собрался
И умчался на простор.

9. КОШКА НЕВИДИМКА
1
Зима, зима в Загорске.
Зима явилась в гости.
От белизны блестят дома,
Старинные часовенки.
Зима, зима! Пришла зима!
Загорск стоит как новенький.
Прошла по улицам, дворам
Зима, зима-красавица.
Нет, самым лучшим малярам
С побелкой так не справиться!
И Вовка добрая душа
Зовёт своих дружков.
Летят снежки, летят снежки,
Вопят приятели-дружки.
Один в снегу, другой в снегу,
Никто не хочет быть в долгу.
Так разогреются зимой,
Как будто месяц май.
А паренёк придёт домой
Его хоть выжимай!
У Вовки меткая рука,
У Вовки верный глаз.
Метнул снежок издалека
И по макушке раз!
А Петя, увалень такой,
Нагнулся не спеша,
Швырнул снежок не той рукой.
Смеются все: левша.
У Пети левая рука
Желает быть главней,
Он с ней не справится никак,
Никак не сладит с ней.
И вот насмешки да смешки,
Хоть не ходи играть в снежки.
А что, страна такая есть,
Город есть такой,
Где спокойно можно есть
Левою рукой?
Где за обедом не твердят:
«Смирнов, какой рукой едят?»
Летят снежки, летят снежки
Левша! хохочут пареньки.
Стемнело. В окнах свет горит.
А хочешь, Вовка говорит,
Хочешь, завтра приведу
Кошку-невидимку?
Пареньки домой идут
Не спеша, в обнимку.
Хочешь, кошку приведу?
Только ты имей в виду
И Вовка, выдумщик большой,
О чём-то шепчется с левшой.

2
Есть в Загорске детский сад
(Ленинская, 30),
Там недавно чудеса
Начали твориться.
Петя рельсы рисовал,
Белый лист разлиновал,
А девчонки, пять подруг,
Одевали кукол.
Говорит Маруся вдруг:
Кто-то замяукал?!
Где же кошка? Не видна.
Ну-ка поглядим-ка.
Где же кошка? Где она,
Кошка-невидимка?
Как услышал Петька наш
Кто-то замяукал,
Петька сразу карандаш
Раз в другую руку.
Утром случай был такой:
Дали Пете чая,
Ложку он не той рукой
Взял, не замечая.
Снова рядом, близко
Как мяукнет киска!
Где же кошка? Не видна.
Ну-ка поглядим-ка,
Где же кошка? Где она,
Кошка-невидимка?
В полдень случай был такой-
Петя по привычке
Дернул левою рукой
Катю за косички.
Стоит кошке замяукать,
Как, услышав кошку,
Паренёк в другую руку
Переносит ложку.
Ох, упрёки да попрёки
Надоели Петьке,
Надоели Петьке
Хуже горькой редьки.
Но совсем другое дело,
Если кошка захотела
Вам помочь немножко.
Но куда же кошка делась?
Где же эта кошка?
Нет, у этой кошки
Не четыре ножки.
Вовка добрая душа
Вот кто эта кошка.

10. ПРО ВОВКУ И СОБАКУ МАЛЮТКУ
Щенок соседский так подрос,Его зовут Малюткой,Но он теперь огромный пес,С трудом влезает в будку,Сидит Малютка на цепи.Что тут поделаешь? Терпи!Такая уж работа!
Пройдет ли мимо кто-то,Откроют ли ворота,Он глядит по сторонам Вы куда идете? К нам?Лает, как положено,На каждого прохожего.
На кошку тявкает всегда,Распугивает курДа только вот одна беда Спит крепко чересчур.
Пусть во двор въезжает кто-то,Пусть гремят грузовики,Пусть врываются в воротаПосторонние щенки,Он не вылезет из будки,Позабудьте о Малютке.
- Ну-ка, вылезай-ка! Сердится хозяйка.Говорит: Тебя продам,Ты ленив не по годам,Я возьму щенка другого,Не такого лодыря!
Нет, совсем не хочет Вова,Чтоб Малютку продали.Что тогда с беднягой будет?Уведут куда-нибудь?..
Он теперь собаку будит,Стоит только ей заснуть.Спит собака на цепи,Он кричит: Не спи, не спи!
Показалась кошка,Ну полай немножко!
Ну проснись,Ты на работе!Лай скорей Идут две тети!Ты полай им!А потомПомаши скорей хвостом!
Так пристанет он к Малютке, Пес как выскочит из будки,Как залает! А потомМашет весело хвостом.

11. ДУМАЙ, ДУМАЙ
Это Вовка, вот чудак!
Он сидит угрюмый,
Сам себе твердит он так:
«Думай, Вовка, думай!»
Заберется на чердак
Или мчится, вот чудак,
В дальний угол сада;
Сам себе твердит он так:
«Думать, думать надо!»
Он считает, что от дум
У него мужает ум.

А Маруся, ей пять лет,
Просит Вовку дать совет
И сказать: во сколько дней
Ум становится умней?

12. КАК ВОВКА ВЗРОСЛЫМ СТАЛ
На глазах растут ребята!
Жил в стихах моих когда-то
Вовка добрая душа.
(Так прозвали малыша!)
А теперь он взрослый малый,
Лет двенадцати на вид,
И читателей, пожалуй,
Взрослый Вовка удивит.
С добротой покончил Вовка,
Он решил ему неловко
В зрелом возрасте таком
Быть каким-то добряком!
Он краснел при этом слове,
Стал стесняться доброты,
Он, чтоб выглядеть суровей,
Дергал кошек за хвосты.
Дергал кошек за хвосты,
А дождавшись темноты,
Он просил у них прощенья
За плохое обращенье.
Знайте все, что он недобрый,
Злее волка! Злее кобры!
Берегись, не то убью! -
Пригрозил он воробью.
Целый час ходил с рогаткой,
Но расстроился потом,
Закопал ее украдкой
В огороде под кустом.
Он теперь сидит на крыше,
Затаившись, не дыша,
Лишь бы только не услышать:
«Вовка добрая душа!»

13. ВОЛОДЯ ВОВКА ВОВА
Есть паренёк молоденький,
Его зовут Володенькой
И называют Вовой.
Мальчишка он бедовый,Он мяч гоняет дотемна,А из открытого окнаРаздаются имена:
- Володя, Вовка, Вова! –А он в ответ ни слова.
- Куда он делся, наконец!Иди обедать, сорванец! –Кричит сердито тётка.А мать вздыхает кротко.И раздается снова: Володя, Вовка, Вова! –
Его зовут со всех сторон,Ему кричат в окно.У Вовки несколько имён,Но отвечать не хочет онПока ни на одно!
- Володя, Вовка, Вова! –А он не слышит зова!
Наконец с большим трудомЗазывают Вовку в дом.
Не успел он выпить чай,Кто-то крикнул: Выручай!Вовка, крикнул кто-то, Защищай ворота! –
Если в дом его зовут,Он не слышит зова,А во двор – он тут как тут:Не прошло и двух минут,Мяч гоняет снова.
А из открытого окнаРаздаются имена: Володя! Вовка! Вова!Володя! Вовка! Вова! –
А он в ответ ни слова.

14. БАШМАКИ СО СКРИПОМ
Побывав в починке,
Дядины ботинки
Заскрипели, запищали.
Вот уж не было печали!
Как он ни старался,
На носочках крался
И вставал на каблуки,
Не смолкали башмаки.
Соседка стонет: Боже,
Потерян мой покой!
Я вся в гусиной коже
От музыки такой!
Столько скрипа, столько писка!
Только Вовка восхищен.
Дядя Вася, ну пройдись-ка!
То и дело просит он.
Все дают советы дяде.
Все сочувствуют в беде:
Размочить подметки надо,
Погуляй-ка на дожде!
В выходной, катаясь в лодке,
Ноги в воду опусти
И размачивай подметки
По пути!
Опускал их дядя в воду,
Надевал их в непогоду,
С головы промок до пят,
А ботинки всё скрипят.
Их промаслил дядя Вася,
Вновь пошло скрипенье
Все сказали:
Разувайся!
Больше нет терпенья!

15. ПОВСТРЕЧАЛАСЬ МНЕ СТАРУШКА.
Не велят нам равнодушноОтноситься к старикам.Повстречалась мне старушка Невысокая старушка,Два бульдога по бокам.
Я решил, что два бульдога Для старушки это много.Я спросил: -Вы не устали?Не нужна ли вам подмога?Хватит сил у вас в рукахИх вести на поводках?
Тут бульдоги зарычали,А она сказала строго:-Вот уж не было печали,Отойди ты ради Бога!
Натянула поводки,И притихли два бульдога,Как послушные щенки.

16. ДРУГ НАПОМНИЛ МНЕ ВЧЕРА
Друг напомнил мне вчера,
Сколько сделал мне добра:
Карандаш мне дал однажды
(Я в тот день забыл пенал),
В стенгазете, чуть не в каждой,
Обо мне упоминал.
Я упал и весь промок,
Он мне высохнуть помог.
Он для милого дружка
Не жалел и пирожка
Откусить мне дал когда-то,
А теперь поставил в счет.
Не влечет меня, ребята,
Больше к другу. Не влечет.

17. ЕСТЬ ТАКИЕ МАЛЬЧИКИ
Мы на мальчика глядим
Он какой-то нелюдим!Хмурится он, куксится,Будто выпил уксуса.
В сад выходит Вовочка,
Хмурый, словно заспанный. Не хочу здороваться,Прячет руку за спину.
Мы на лавочке сидим,Сел в сторонку нелюдим,Не берет он мячика,Он вот-вот расплачется.
Думали мы, думали,Думали, придумали:Будем мы, как Вовочка,Хмурыми, угрюмыми.
Вышли мы на улицу Тоже стали хмуриться.
Даже маленькая Люба Ей всего-то года два Тоже выпятила губыИ надулась, как сова.
Погляди! кричим мы Вове.Хорошо мы хмурим брови?
Он взглянул на наши лица,
Собирался рассердиться,Вдруг как расхохочется.Он не хочет, а хохочетЗвонче колокольчика.
Замахал на нас рукой: Неужели я такой?
Ты такой! кричим мы Вове,Все сильнее хмурим брови.
Он пощады запросил: Ой, смеяться нету сил!
Он теперь неузнаваем.С ним на лавочке сидим,И его мы называем:Вова бывший нелюдим.
Он нахмуриться захочет,Вспомнит нас и захохочет.

18. ПОСТОРОННЯЯ КОШКА
Мы до сих пор не поняли:О чём же вышел спор?К нам кошка посторонняяВчера пришла во двор.А мамы из окошекБранят нас из-за кошек:– Не подходи к ней близко,Тебя царапнет киска!– Тут ходят кошки разныеА вдруг они заразные?
И пошло, как говорится,Расшумелся весь подъезд,А у мам такие лица,Будто к нам пришла тигрицаИ вот-вот кого-то съест!
Кричит с балкона бабушка,Старушка в темной шали:– Ну чем, скажи, пожалуйста,Вам кошки помешали?
– Но мы её не гоним прочь! Тут все затараторили. Пускай сидит хоть день и ночьНа нашей территории.Вы нас неверно поняли,Ей не желаем злаНо кошка посторонняяОбиделась, ушла.

Заголовок 1Заголовок 2Заголовок 515

Не ищите рыжие кеды на юзерпике, потому что сегодня в нашем блоге хозяйничаю я, Ваня, Юлин муж (здесь должен быть дьявольский смех, но я пока не могу найти подходящий смайлик).
Я давно хотел это сделать, даже юзерпик грузанул, но ждал подходящую книгу:)
Наберитесь терпения, потому что пишу отзыв на книгу я в первый раз, и не удивляйтесь, если где-то что-то напишу не так. Все дело в том, что стихотворение Барто про Вовку-добрую душу (я ведь так проскланял?) запомнилось мне с детства наравне с "Волшебником изумрудного города" и книгами Толкина про кольцо всевластия. Каким-то образом вписалось оно в эти ряды. Поэтому я очень обрадовался, когда среди очередной порции книг (кхм...если можно назвать порциями две огромные коробки, которые курьер втащил к нам домой. Да, все курьеры из Лабиринта нас люто ненавидят), нашел эту книжку.
Так что пока Юля светилась солнышком и шаманила над кучей новых книг (ритуальный обряд посвящения книги в "моя прелесссссть" в виде обнюхивания, перелистывания и любования длится обычно не менее трех часов), я спокойно мог вспомнить детство с этой книжкой.
Пока я сейчас пишу, Юля щебечет что-то о том, что такими стихотворениями с детства закладывается основа характера ребенка, его позиция, так как Вовка у Барто очень правильный, он показывает, как надо делать и что надо делать, а чего делать нельзя. Своего рода герой среди малышей. С характером парень. Спорить не буду, наверное так и есть.
Жаль, что в этой книжке не все стихи про Вовку. Не увидел стих про кошку-невидимку. Помню его с детства хорошо, так как сильно возмущался тому, что паренька оттуда дразнили за то, что он левша. Я тоже левша, но чтоб дразнили из-за этого не помню. А там средневековье какое-то, хорошо, что экзорциста не вызывали.
О художнике я ничего сказать не могу, так как не такой знаток, как Юля. Иллюстрации очень приятные и живые, светлые.
До встречи в новых постах, иногда я буду забегать сюда;-)