Произведения благинина для детей. Поэзия Е.А

Стихи – это индивидуальное выражение своих эмоций. Поэты ХХ века умели красноречиво и утонченно описать все, что угодно. Множество писателей хотели донести свои мысли именно подрастающему поколению, ведь дети – это цветы жизни. Стихи елены благининой несут в себе огромное количество позитивных эмоций и поучительных аспектов. Рифмы намного легче воспринимаются, к тому же стихи очень положительно влияют на психику ребенка. Это не только развивает в нем чувство прекрасного, но и наполняет мысли ребенка самыми яркими и позитивными ощущениями. Ведь только при чтении можно ощутить полет фантазии и обзавестись незабываемыми впечатлениями.

Название Популярность
211
167
142
165
149
136
231
185
239
172
253
181
219
225
149
280
199
156
174
316
190
213
164
588
354
151
210

Даже взрослым, хоть иногда, полезно прочтение детских стихов. Они несут в себе радость и веру в лучшее. Автор доносит своему читателю мысль о том, что нужно обязательно верить в чудеса и никогда не унывать. Стихи развлекательного характера существуют не только для того, чтобы развеселить маленького читателя, но и для того чтобы преподнести ему некий урок. Скучные нравоучения очень плохо запоминаются и воспринимаются ребенком не так, как хотелось бы. Каждый из нас, также не любит слушать нотации. Поэтому стихотворная форма является самой эффективной и поучительной для будущего поколения. Стихи елены благининой наделены чувством юмора. В каждом произведении скрывается некий смысл, который полезен для маленького человечка.

К примеру, в стихотворении «Вот какая мама», Елена показывает истинную суть всех родителей. Каждый ребенок прочитает истинный смысл стихотворения между строк, и он останется в его подсознании. В произведении «Рябина» описывается вся красота природы, где можно насладиться пением птиц и отдохнуть. Мысли ребенка еще не засорены стереотипами, стихи позволяют малышу узнать, что такое «хорошо». У него нету ограничений в фантазии, что позволит ребенку «летать в облаках» при прочтении произведения. Каждый стих несет в себе позитив. Каждая строчка наталкивает на мысль, что все будет хорошо, даже если на данный момент что-нибудь идет не так. Произведения показывают, что всегда нужно верить в чудеса, ведь они повсюду. Каким бы ни был жесток и суров этот мир, нужно верить в чудеса и всегда надеяться на лучшее. Нужно верить в то, что мечты сбываются, ведь в этом и есть смысл.

Благинина Елена Александровна, родилась 14(27).5.1903, в селе Яковлево (ныне Свердловский район Орловской области). Отец Благининой работал багажным кассиром на станции Курск-1, зимовали в Ямской слободе под Курском, на лето приезжали к деду, в Яковлево. Здесь Елена получила первые уроки словесности от деда - сельского дьякона и учителя церковно-приходской школы, а также от матери - «великой книгочейки с феноменальной памятью». Отец тоже любил читать, он выписывал журналы «Светлячок», «Путеводный огонёк», «Нива» со всеми приложениями.

Детство

Жили Благинины не богато. Колбаса и конфеты бывали только на Пасху и на Рождество. Ели щи да кашу, по воскресениям - пироги с ливером. И вдоволь овощей и фруктов. Тем не менее отец, человек редкой доброты, регулярно устраивал «леденцовые праздники» для всей окрестной детворы, на гроши выписывал детские журналы, и где сама Благинина с 8 лет начала писать стихи.

Вскоре семья насовсем переехала в Ямскую слободу под Курском. В 1913 году Елена Благинина окончила железнодорожную школу и поступила в Мариинскую гимназию, где училась с большой охотой и продолжала писать стихи. Окончить гимназию Благининой ее не удалось: гром войны вскоре слился с громами революции, гимназию сперва слили с реальным училищем, а после, не сумев наладить занятия в новой школе, вручили всему выпуску справки и отпустили без экзаменов.
С детства Елена мечтала стать учителем и в 1921 году поступила в Курский педагогический институт. Каждый день, в любую погоду, в самодельных башмаках на веревочной подошве (время было трудное: двадцатые годы) шла она за семь километров от дома в институт.

Однако желание писать оказалось сильнее, и вскоре Елена поняла, что её страсть к поэзии намного сильнее, нежели к преподаванию. Она была увлечена Блоком, Ахматовой, Гумилевым, Мандельштамом. В 1921 году в сборнике «Начало» было опубликовано первое стихотворение Благининой «Девочка с картинкой». Вскоре молодая Благинина уже была членом Курского союза поэтов. Стихи, с которыми она выступала на вечерах, публиковались в сборнике «Золотое зерно» (1921) и в «Альманахе первом» курского Союза поэтов (1922).

Узнав, что в Москве существует Литературно- художественный институт им. Валерия Брюсова (его называли просто - «Брюсовский институт»), Благинина решила в него поступить, и в 1922 году уезжает в Москву. Она поступила в институт и одновременно работала в багажном отделении газеты «Известия». Училась у Г. Шенгели, поэта и стиховеда.

Творчество

После окончания института по творческому и редакционно-издательскому циклу в 1925 году, Елена трудится в «Известиях», в университете радиовещания, Всесоюзном радиокомитете. Печатать свои творения у Елены Благининой не было возможности по идеологическим соображениям, потому как что они были достаточно серьезными и основывались на христианской вере и категорически не вписывалась в концепцию пролетарского искусства. С этим и был связан ее приход в детскую литературу.
В детскую литературу Елена Александровна пришла в начале 30-х годов, заявив о себе как даровитый литератор. Именно тогда на страницах, где печатались такие поэты, как Маршак, Барто, Михалков, появилось новое имя - Е. Благинина. С 1933 года Благинина становится постоянным автором, а затем и редактором журнала «Мурзилка», затем - журнала «Затейник».

Благинина часто выступала перед юными читателями вживую. С помощью своих произведений она проникала в их душу и создавала поистине очаровательную сказку, куда мог уйти любой ребенок. «Ребята любили и её, и её прелестные стихи о том, что близко и дорого детям: про ветер, про дождик, про радугу, про берёзки, про яблоки, про сад и огород и, конечно, про самих детей, про их радости и горести», - вспоминает литературовед Е. Таратута, работавшая тогда в библиотеке, где авторы «Мурзилки» выступали перед маленькими читателями.

За журнальными публикациями пошли и книги. Практически одновременно в 1936 году вышли поэма «Садко» и сборник «Осень», в который Благинина поместила свои лирические красивые стихотворения о золотой поре года.
Потом было много других книг. Появляется ряд сборников «Вот какая мама!» (1939), «Радуга» (1948), «Сорока-белобока», «Стихи», «Посидим в тишине», «Огонек», «Гори-гори ясно!», «Башмачки», «Осень спросим», «Трудные стихи», «Не мешайте мне трудиться», «Аленушка», «Травушка-муравушка», «Журавушка», «Улетают-улетели» и другие. С 1938 года Е. А. Благинина – член Союза писателей СССР.

Тема труда как радости с большей психологической глубиной и тактом утверждается Благининой в целом ряде ее стихотворений - «Научу одеваться я братца!», «Будут на зиму дрова», «Уморилась» и др.

В 1943 году Благинина побывала в Орле, освобождённом от немецко-фашистских захватчиков, помогала возрождать литературную жизнь старинного русского города. Именно в этот период ею написаны стихи «Орёл 43-го», «Окно», «Была и буду», маленькая поэма «Гармошка», посвящённая воспитаннику орловского Некрасовского детского дома партизану Мише Курбатову.

Книги Благининой, вышедшие в 50-60-е годы («Гори-гори ясно!», «Огонёк», «Осень – спросим», «Алёнушка», «Не мешайте мне трудиться» и другие), – книги уже зрелого мастера.

Уже во второй половине 1960-х Благинина издала два сборника «взрослых» стихов – «Окна в сад» (1966), и «Складень» (1973), ряд публикаций в периодической печати, в частности, в журнале «Новый мир» и «Знамя». Все это свидетельствует о растущей философской насыщенности и нравственной остроте творчества писательницы.

Именно с этого времени внимание издателей и критиков к Благининой все больше и больше уменьшается. Ей пришлось столкнуться с арестом отца и мужа. Она была подругой и женой талантливого поэта Георгия Николаевича Оболдуева (1898- 1954), представителя древнего дворянского рода, в годы сталинских репрессий пережившего тюрьму и ссылку, а затем тяжело контуженного на фронте. При жизни Г. Оболдуева было опубликовано только одно его стихотворение в 1929 году. Единственная книга стихов - «Устойчивое неравновесье» - вышла в 1979 году в Мюнхене, подготовленная усилиями западногерманского слависта Вольфганга Казака. Роман «Люблю мучителя своего все неистовее» опубликованный в 1997, посвящен горькой литературной судьбе ее мужа, поэта Георгия Оболдуева (1898-1954).

Благинина поддерживала гонимых Б.Пастернака и Л.Чуковскую. В ее доме собирались люди, способные к «самостоянию», объединенные честностью и преданностью искусству, умением достойно встречать горести и беды.

Говоря о развитии поэзии, нацеленной на самое молодое поколение, невозможно не отметить вклад, принесенный в данную область Еленой Благининой. На протяжении десятилетий поэтесса творила ради просвещения молодых умов, ежедневно стремящихся к познанию тонкостей мира. Ее многочисленные стихи помогли не одному детскому поколению сделать собственные выводы и насладиться поучительными историями с веселыми и милыми героями, способными разрешить все проблемы.

В стихотворениях Благининой особый контраст возлагается на борьбу положительных и отрицательных качеств личности. Стремясь как можно глубже раскрыть тему правых поступков, Елена Александровна избирает описание бытовых ситуаций, доступных для восприятия ребенка. Плавно и мягко преподнесены «азбучные истины», столь очевидные для взрослых. Данные моменты зачастую остаются непонятными для малышей, чей жизненный опыт недостаточен для построения логической цепочки между необычными происшествиями, с чем и помогает автор. Целью всей жизни Благининой становится написание стихов. Поэтесса творит, невзирая на удивление окружающих, считающих ее увлечение несерьезным, преодолевает усталость и из раза в раз берет с умелые пальцы ручку, осознавая, насколько краток человеческий миг, прокладывая свой собственный путь в литературное бессмертие.

Коллекция стихов для детей русской поэтессы Елены Благининой. Начните знакомство со стихами Благининой с произведений «Посидим в тишине» и «Улетают, улетели…» - это самые известные детские стихи автора.

Стихи Благининой читать

Елена Александровна родилась в 1903 году в простой семье. Стихи с детства не писала и вообще не думала, что станет когда-либо поэтессой.

Однако учёба в Педагогическом Институте, до которого приходилось ходить пешком за много километров, трудности отношений со сверстниками повлияли на восприятие мира. Елена Благинина выразила в своих первых пробах пера настоящие чувства. Грустные произведения трогали до глубины души, читались на одном дыхании…

Со временем желание писать росло, ведь это хорошо получалось, и Елена задумалась о своем будущем. Вскоре девушка с легкостью поступила в Литературный Институт в Москве и с этого момента больше не прекращала писать.

Начало 30-х годов - расцвет творчества Благининой, стихи которой печатались даже в «Мурзилке». Почему даже? Так ведь её имя уже в то время находилось на тех же строчках, что и Агнии Барто, Маршака - признанных детских писателей. А ребятам полюбились скромные, спокойные стихи Благининой, она писала о том, что дорого детям, о том, что им понятно и знакомо.

За годы работы было написано множество стихов, составивших сборники, перепечатываемые до сих пор. Стихи Елены Благининой для детей учат наизусть в садиках и школах, мы же предлагаем вам сборник лучших на наш взгляд произведений автора.

Наталья Вострикова
«Стихи Е. Благининой». Занятие со старшими дошкольниками (ознакомление с художественной литературой)

Цель. Познакомить с творчеством поэта ; учить внимательно слушать воспитателя; развивать речь.

Материал. Фломастеры, бумага для рисования - для каждого ребенка.

Примечание. К этому занятию педагог заранее разучивает с детьми скороговорки и несколько стихотворений , автор которых Е. А. Благинина .

Воспитатель. Мы с вами много читаем стихов , заучиваем их наизусть. Кто назовет свое любимое стихотворение и скажет , кто его написал? (Ответы.)

Перечислили имена многих поэтов. И Александра Сергеевича Пушкина, и Корнея Ивановича Чуковского, и Самуила Яковлевича Маршака. Но среди них я не услышала имени Елены Александровны Благининой . А мне кажется, что некоторые ее стихотворения , как это :

Мы варили

Из перловых

Круп, круп.

Получилась каша,

То-то горе наше! - вы знаете. Эти стихи помнят , к наверное, и ваши мамы и бабушки. И мы с вами читали - помните, про девочку Аленушку? Кто прочтет?

Ребенок. Тяжела дорога от печки до порога!

Тяжела дорога

От печки до порога!

От порога до стола

Тоже очень тяжела.

Топ-топ, топ-топ,

Покачнулась - шлеп!

А сидит не плачет :

Не ушиблась, значит?

Воспитатель. А вы скажите, почему так тяжело дойти Аленушке от печки до порога? (Ответы.) Верно, Аленушка только-только учится ходить, она ведь еще маленькая.

У Елены Александровны очень много книжек, адресованных детям. Среди них и стихи , и сказки, и игры, и считалки, и скороговорки. Знаете, что такое скороговорка? (Ответы.) Да, это стихи , которые надо быстро произносить. Попробуем вторить вместе этот стишок : Простокваши дали Клаше

- Недовольна Клаша :

Не хочу я простокваши,

Дайте просто каши.

Дали вместо простокваши

Нашей Клаше каши.

Не хочу я просто каши,

Так - без простокваши.

Дали вместе с простоквашей

Кашу Клаше нашей.

Ела, ела Клаша кашу

Вместе с простоквашей.

А поела - встала,

Спасибо сказала.

Получается? Попробуем быстрее! Не так-то это просто. (Повторное чтение скороговорки.)

Говорят, Елена Александровна Благинина была очень веселой , собирала гостей, сочиняла в их присутствии, с ходу смешные пословицы и стишки. Сам Корней Иванович Чуковский очень любил ее слушать. А какие удивительные слова встречаются в ее стихах ! Вот послушайте (называет имя девочки-чтеца) .

Прилетел журавушка

На старые места :

Травушка-муравушка

Густым-густа!

Ивушка над заводью

Грустным-грустна!

А водица в заводи

Чистым-чиста!

А заря над ивушкой

Ясным-ясна!

Весело журавушке :

Весным-весна!

Красивое стихотворение ? О чем оно? (Ответы.) Все слова вам в этом стихотворении понятны ? Кто такой журавушка? (Ответы.) А заводь что означает ? (Ответы.) Да, такое тихое озерцо. Скажите, когда прилетают к нам журавли? и откуда? (Ответы.) Совершенно верно, из теплых стран на старое место . Так вот и вернулся журавль на старое место , где все по-прежнему : и ивушка, и водица, и заря ясная.

А как это понять : «весело журавушке : весным-весна» ? (Ответы.) Это слово, «весным-весна» , придумала Елена Александровна, и оно, наверное, означает , что кругом, куда ни взгляни, весна, все цветет, зеленеет и радуется.

Весным-весну все любят, все радуются, когда она приходит. А зиму вы любите? (Ответы.) А за что? (Ответы.) Да, зимой мы встречаем Новый год, украшаем елку. Любите наряжать елку? развешивать игрушки? (Ответы.) У Елены Александровны есть стихотворение про девочку , которая очень любила разглядывать новогоднюю елку и старалась сделать так , чтобы все игрушки на ней чувствовали себя хорошо. Непонятно? Сейчас узнаете. Стихотворение называется «Стихи о елке , о сером волке, о стрекозе и о бедной козе».

Слушайте. (Называет имена детей, кто будет читать стихотворение .)

Первая девочка.

Люблю я у елки

Одна посидеть.

Люблю я как следует

Все разглядеть :

Какие игрушки,

Не скучно ли им

Иль кто недоволен

Соседом своим.

Вот рядом с Морозом

Висит стрекоза.

А с волком зубастым,

Смотрите, - коза.

Я думаю, холодно

Тут стрекозе

И очень уж страшно Бедняге-козе.

Воспитатель. Почему стрекозе должно быть холодно? (Ответы.) Конечно, она же летает только жарким летом, и Дед Мороз ее может ненароком застудить. А почему козе страшно рядом с волком? (Ответы.) Все понятно! Он ее вот-вот съест. Что делает девочка дальше?

Вторая девочка.

Я рядом с Морозом

Повешу звезду,

А козочку эту

Сюда отведу.

Тут, кстати, цветочек

Расцвел золотой,

И солнышко светит.

Ну, козочка, стой!

А вот колокольчик.

Фарфоровый он.

К нему прикоснешься

Послышится звон.

А вот балерина,

А вот петушок.

С ним рядом - цыпленок,

Как желтый пушок.

Воспитатель. Тут все в порядке, все игрушки мирные : колокольчик, петушок с цыпленком, они друг друга не обидят. Девочка разглядывает елку дальше.

Третья девочка.

А это - хлопушка,

А это - флажок,

А это - пастух,

Он играет в рожок.

Постойте, козу

Я повешу сюда.

Коза и пастух –

Замечательно, да?

Вот шар полосатенький,

Это - медведь.

Вон птичка – она

Собирается петь.

А это - грибочек,

А это - луна,

А это - душистого сена копна.

Четвертая девочка.

Постойте, козу

Я повешу сюда.

Коза у копны –

Замечательно, да?

Но жалобно вдруг

Закричала коза.

Гляжу - из-за сена

Сверкают глаза.

Смеюсь до упаду :

Вот это дела!

Козу-то я к волку

Опять привела!

Я, стало быть, елку

Кругом обошла.

Воспитатель. Вот так! Значит вдоль елки, разглядывала игру, вешала козу все дальше и волка. и в конце концов пришла место, с которого начала. Почему? Да, так всегда бывает, по кругу.

А давайте нарисуем елочную игрушку и повесим на нашу Новогоднюю елку в группе.