Произведения благинина для детей. Поэзия Е.А
Стихи – это индивидуальное выражение своих эмоций. Поэты ХХ века умели красноречиво и утонченно описать все, что угодно. Множество писателей хотели донести свои мысли именно подрастающему поколению, ведь дети – это цветы жизни. Стихи елены благининой несут в себе огромное количество позитивных эмоций и поучительных аспектов. Рифмы намного легче воспринимаются, к тому же стихи очень положительно влияют на психику ребенка. Это не только развивает в нем чувство прекрасного, но и наполняет мысли ребенка самыми яркими и позитивными ощущениями. Ведь только при чтении можно ощутить полет фантазии и обзавестись незабываемыми впечатлениями.
Название | Популярность |
---|---|
211 | |
167 | |
142 | |
165 | |
149 | |
136 | |
231 | |
185 | |
239 | |
172 | |
253 | |
181 | |
219 | |
225 | |
149 | |
280 | |
199 | |
156 | |
174 | |
316 | |
190 | |
213 | |
164 | |
588 | |
354 | |
151 | |
210 |
Даже взрослым, хоть иногда, полезно прочтение детских стихов. Они несут в себе радость и веру в лучшее. Автор доносит своему читателю мысль о том, что нужно обязательно верить в чудеса и никогда не унывать. Стихи развлекательного характера существуют не только для того, чтобы развеселить маленького читателя, но и для того чтобы преподнести ему некий урок. Скучные нравоучения очень плохо запоминаются и воспринимаются ребенком не так, как хотелось бы. Каждый из нас, также не любит слушать нотации. Поэтому стихотворная форма является самой эффективной и поучительной для будущего поколения. Стихи елены благининой наделены чувством юмора. В каждом произведении скрывается некий смысл, который полезен для маленького человечка.
К примеру, в стихотворении «Вот какая мама», Елена показывает истинную суть всех родителей. Каждый ребенок прочитает истинный смысл стихотворения между строк, и он останется в его подсознании. В произведении «Рябина» описывается вся красота природы, где можно насладиться пением птиц и отдохнуть. Мысли ребенка еще не засорены стереотипами, стихи позволяют малышу узнать, что такое «хорошо». У него нету ограничений в фантазии, что позволит ребенку «летать в облаках» при прочтении произведения. Каждый стих несет в себе позитив. Каждая строчка наталкивает на мысль, что все будет хорошо, даже если на данный момент что-нибудь идет не так. Произведения показывают, что всегда нужно верить в чудеса, ведь они повсюду. Каким бы ни был жесток и суров этот мир, нужно верить в чудеса и всегда надеяться на лучшее. Нужно верить в то, что мечты сбываются, ведь в этом и есть смысл.
Благинина Елена Александровна, родилась 14(27).5.1903, в селе Яковлево (ныне Свердловский район Орловской области). Отец Благининой работал багажным кассиром на станции Курск-1, зимовали в Ямской слободе под Курском, на лето приезжали к деду, в Яковлево. Здесь Елена получила первые уроки словесности от деда - сельского дьякона и учителя церковно-приходской школы, а также от матери - «великой книгочейки с феноменальной памятью». Отец тоже любил читать, он выписывал журналы «Светлячок», «Путеводный огонёк», «Нива» со всеми приложениями.
Детство
Жили Благинины не богато. Колбаса и конфеты бывали только на Пасху и на Рождество. Ели щи да кашу, по воскресениям - пироги с ливером. И вдоволь овощей и фруктов. Тем не менее отец, человек редкой доброты, регулярно устраивал «леденцовые праздники» для всей окрестной детворы, на гроши выписывал детские журналы, и где сама Благинина с 8 лет начала писать стихи.
Вскоре семья насовсем переехала в Ямскую слободу под Курском. В 1913 году Елена Благинина окончила железнодорожную школу и поступила в Мариинскую гимназию, где училась с большой охотой и продолжала писать стихи. Окончить гимназию Благининой ее не удалось: гром войны вскоре слился с громами революции, гимназию сперва слили с реальным училищем, а после, не сумев наладить занятия в новой школе, вручили всему выпуску справки и отпустили без экзаменов.
С детства Елена мечтала стать учителем и в 1921 году поступила в Курский педагогический институт. Каждый день, в любую погоду, в самодельных башмаках на веревочной подошве (время было трудное: двадцатые годы) шла она за семь километров от дома в институт.
Однако желание писать оказалось сильнее, и вскоре Елена поняла, что её страсть к поэзии намного сильнее, нежели к преподаванию. Она была увлечена Блоком, Ахматовой, Гумилевым, Мандельштамом. В 1921 году в сборнике «Начало» было опубликовано первое стихотворение Благининой «Девочка с картинкой». Вскоре молодая Благинина уже была членом Курского союза поэтов. Стихи, с которыми она выступала на вечерах, публиковались в сборнике «Золотое зерно» (1921) и в «Альманахе первом» курского Союза поэтов (1922).
Узнав, что в Москве существует Литературно- художественный институт им. Валерия Брюсова (его называли просто - «Брюсовский институт»), Благинина решила в него поступить, и в 1922 году уезжает в Москву. Она поступила в институт и одновременно работала в багажном отделении газеты «Известия». Училась у Г. Шенгели, поэта и стиховеда.
Творчество
После окончания института по творческому и редакционно-издательскому циклу в 1925 году, Елена трудится в «Известиях», в университете радиовещания, Всесоюзном радиокомитете. Печатать свои творения у Елены Благининой не было возможности по идеологическим соображениям, потому как что они были достаточно серьезными и основывались на христианской вере и категорически не вписывалась в концепцию пролетарского искусства. С этим и был связан ее приход в детскую литературу.
В детскую литературу Елена Александровна пришла в начале 30-х годов, заявив о себе как даровитый литератор. Именно тогда на страницах, где печатались такие поэты, как Маршак, Барто, Михалков, появилось новое имя - Е. Благинина. С 1933 года Благинина становится постоянным автором, а затем и редактором журнала «Мурзилка», затем - журнала «Затейник».
Благинина часто выступала перед юными читателями вживую. С помощью своих произведений она проникала в их душу и создавала поистине очаровательную сказку, куда мог уйти любой ребенок. «Ребята любили и её, и её прелестные стихи о том, что близко и дорого детям: про ветер, про дождик, про радугу, про берёзки, про яблоки, про сад и огород и, конечно, про самих детей, про их радости и горести», - вспоминает литературовед Е. Таратута, работавшая тогда в библиотеке, где авторы «Мурзилки» выступали перед маленькими читателями.
За журнальными публикациями пошли и книги. Практически одновременно в 1936 году вышли поэма «Садко» и сборник «Осень», в который Благинина поместила свои лирические красивые стихотворения о золотой поре года.
Потом было много других книг. Появляется ряд сборников «Вот какая мама!» (1939), «Радуга» (1948), «Сорока-белобока», «Стихи», «Посидим в тишине», «Огонек», «Гори-гори ясно!», «Башмачки», «Осень спросим», «Трудные стихи», «Не мешайте мне трудиться», «Аленушка», «Травушка-муравушка», «Журавушка», «Улетают-улетели» и другие. С 1938 года Е. А. Благинина – член Союза писателей СССР.
Тема труда как радости с большей психологической глубиной и тактом утверждается Благининой в целом ряде ее стихотворений - «Научу одеваться я братца!», «Будут на зиму дрова», «Уморилась» и др.
В 1943 году Благинина побывала в Орле, освобождённом от немецко-фашистских захватчиков, помогала возрождать литературную жизнь старинного русского города. Именно в этот период ею написаны стихи «Орёл 43-го», «Окно», «Была и буду», маленькая поэма «Гармошка», посвящённая воспитаннику орловского Некрасовского детского дома партизану Мише Курбатову.
Книги Благининой, вышедшие в 50-60-е годы («Гори-гори ясно!», «Огонёк», «Осень – спросим», «Алёнушка», «Не мешайте мне трудиться» и другие), – книги уже зрелого мастера.
Уже во второй половине 1960-х Благинина издала два сборника «взрослых» стихов – «Окна в сад» (1966), и «Складень» (1973), ряд публикаций в периодической печати, в частности, в журнале «Новый мир» и «Знамя». Все это свидетельствует о растущей философской насыщенности и нравственной остроте творчества писательницы.
Именно с этого времени внимание издателей и критиков к Благининой все больше и больше уменьшается. Ей пришлось столкнуться с арестом отца и мужа. Она была подругой и женой талантливого поэта Георгия Николаевича Оболдуева (1898- 1954), представителя древнего дворянского рода, в годы сталинских репрессий пережившего тюрьму и ссылку, а затем тяжело контуженного на фронте. При жизни Г. Оболдуева было опубликовано только одно его стихотворение в 1929 году. Единственная книга стихов - «Устойчивое неравновесье» - вышла в 1979 году в Мюнхене, подготовленная усилиями западногерманского слависта Вольфганга Казака. Роман «Люблю мучителя своего все неистовее» опубликованный в 1997, посвящен горькой литературной судьбе ее мужа, поэта Георгия Оболдуева (1898-1954).
Благинина поддерживала гонимых Б.Пастернака и Л.Чуковскую. В ее доме собирались люди, способные к «самостоянию», объединенные честностью и преданностью искусству, умением достойно встречать горести и беды.
Говоря о развитии поэзии, нацеленной на самое молодое поколение, невозможно не отметить вклад, принесенный в данную область Еленой Благининой. На протяжении десятилетий поэтесса творила ради просвещения молодых умов, ежедневно стремящихся к познанию тонкостей мира. Ее многочисленные стихи помогли не одному детскому поколению сделать собственные выводы и насладиться поучительными историями с веселыми и милыми героями, способными разрешить все проблемы.
В стихотворениях Благининой особый контраст возлагается на борьбу положительных и отрицательных качеств личности. Стремясь как можно глубже раскрыть тему правых поступков, Елена Александровна избирает описание бытовых ситуаций, доступных для восприятия ребенка. Плавно и мягко преподнесены «азбучные истины», столь очевидные для взрослых. Данные моменты зачастую остаются непонятными для малышей, чей жизненный опыт недостаточен для построения логической цепочки между необычными происшествиями, с чем и помогает автор. Целью всей жизни Благининой становится написание стихов. Поэтесса творит, невзирая на удивление окружающих, считающих ее увлечение несерьезным, преодолевает усталость и из раза в раз берет с умелые пальцы ручку, осознавая, насколько краток человеческий миг, прокладывая свой собственный путь в литературное бессмертие.
Коллекция стихов для детей русской поэтессы Елены Благининой. Начните знакомство со стихами Благининой с произведений «Посидим в тишине» и «Улетают, улетели…» - это самые известные детские стихи автора.
Стихи Благининой читать
Елена Александровна родилась в 1903 году в простой семье. Стихи с детства не писала и вообще не думала, что станет когда-либо поэтессой.
Однако учёба в Педагогическом Институте, до которого приходилось ходить пешком за много километров, трудности отношений со сверстниками повлияли на восприятие мира. Елена Благинина выразила в своих первых пробах пера настоящие чувства. Грустные произведения трогали до глубины души, читались на одном дыхании…
Со временем желание писать росло, ведь это хорошо получалось, и Елена задумалась о своем будущем. Вскоре девушка с легкостью поступила в Литературный Институт в Москве и с этого момента больше не прекращала писать.
Начало 30-х годов - расцвет творчества Благининой, стихи которой печатались даже в «Мурзилке». Почему даже? Так ведь её имя уже в то время находилось на тех же строчках, что и Агнии Барто, Маршака - признанных детских писателей. А ребятам полюбились скромные, спокойные стихи Благининой, она писала о том, что дорого детям, о том, что им понятно и знакомо.
За годы работы было написано множество стихов, составивших сборники, перепечатываемые до сих пор. Стихи Елены Благининой для детей учат наизусть в садиках и школах, мы же предлагаем вам сборник лучших на наш взгляд произведений автора.
Наталья Вострикова
«Стихи Е. Благининой». Занятие со старшими дошкольниками (ознакомление с художественной литературой)
Цель. Познакомить с творчеством поэта ; учить внимательно слушать воспитателя; развивать речь.
Материал. Фломастеры, бумага для рисования - для каждого ребенка.
Примечание. К этому занятию педагог заранее разучивает с детьми скороговорки и несколько стихотворений , автор которых Е. А. Благинина .
Воспитатель. Мы с вами много читаем стихов , заучиваем их наизусть. Кто назовет свое любимое стихотворение и скажет , кто его написал? (Ответы.)
Перечислили имена многих поэтов. И Александра Сергеевича Пушкина, и Корнея Ивановича Чуковского, и Самуила Яковлевича Маршака. Но среди них я не услышала имени Елены Александровны Благининой . А мне кажется, что некоторые ее стихотворения , как это :
Мы варили
Из перловых
Круп, круп.
Получилась каша,
То-то горе наше! - вы знаете. Эти стихи помнят , к наверное, и ваши мамы и бабушки. И мы с вами читали - помните, про девочку Аленушку? Кто прочтет?
Ребенок. Тяжела дорога от печки до порога!
Тяжела дорога
От печки до порога!
От порога до стола
Тоже очень тяжела.
Топ-топ, топ-топ,
Покачнулась - шлеп!
А сидит не плачет :
Не ушиблась, значит?
Воспитатель. А вы скажите, почему так тяжело дойти Аленушке от печки до порога? (Ответы.) Верно, Аленушка только-только учится ходить, она ведь еще маленькая.
У Елены Александровны очень много книжек, адресованных детям. Среди них и стихи , и сказки, и игры, и считалки, и скороговорки. Знаете, что такое скороговорка? (Ответы.) Да, это стихи , которые надо быстро произносить. Попробуем вторить вместе этот стишок : Простокваши дали Клаше
- Недовольна Клаша :
Не хочу я простокваши,
Дайте просто каши.
Дали вместо простокваши
Нашей Клаше каши.
Не хочу я просто каши,
Так - без простокваши.
Дали вместе с простоквашей
Кашу Клаше нашей.
Ела, ела Клаша кашу
Вместе с простоквашей.
А поела - встала,
Спасибо сказала.
Получается? Попробуем быстрее! Не так-то это просто. (Повторное чтение скороговорки.)
Говорят, Елена Александровна Благинина была очень веселой , собирала гостей, сочиняла в их присутствии, с ходу смешные пословицы и стишки. Сам Корней Иванович Чуковский очень любил ее слушать. А какие удивительные слова встречаются в ее стихах ! Вот послушайте (называет имя девочки-чтеца) .
Прилетел журавушка
На старые места :
Травушка-муравушка
Густым-густа!
Ивушка над заводью
Грустным-грустна!
А водица в заводи
Чистым-чиста!
А заря над ивушкой
Ясным-ясна!
Весело журавушке :
Весным-весна!
Красивое стихотворение ? О чем оно? (Ответы.) Все слова вам в этом стихотворении понятны ? Кто такой журавушка? (Ответы.) А заводь что означает ? (Ответы.) Да, такое тихое озерцо. Скажите, когда прилетают к нам журавли? и откуда? (Ответы.) Совершенно верно, из теплых стран на старое место . Так вот и вернулся журавль на старое место , где все по-прежнему : и ивушка, и водица, и заря ясная.
А как это понять : «весело журавушке : весным-весна» ? (Ответы.) Это слово, «весным-весна» , придумала Елена Александровна, и оно, наверное, означает , что кругом, куда ни взгляни, весна, все цветет, зеленеет и радуется.
Весным-весну все любят, все радуются, когда она приходит. А зиму вы любите? (Ответы.) А за что? (Ответы.) Да, зимой мы встречаем Новый год, украшаем елку. Любите наряжать елку? развешивать игрушки? (Ответы.) У Елены Александровны есть стихотворение про девочку , которая очень любила разглядывать новогоднюю елку и старалась сделать так , чтобы все игрушки на ней чувствовали себя хорошо. Непонятно? Сейчас узнаете. Стихотворение называется «Стихи о елке , о сером волке, о стрекозе и о бедной козе».
Слушайте. (Называет имена детей, кто будет читать стихотворение .)
Первая девочка.
Люблю я у елки
Одна посидеть.
Люблю я как следует
Все разглядеть :
Какие игрушки,
Не скучно ли им
Иль кто недоволен
Соседом своим.
Вот рядом с Морозом
Висит стрекоза.
А с волком зубастым,
Смотрите, - коза.
Я думаю, холодно
Тут стрекозе
И очень уж страшно Бедняге-козе.
Воспитатель. Почему стрекозе должно быть холодно? (Ответы.) Конечно, она же летает только жарким летом, и Дед Мороз ее может ненароком застудить. А почему козе страшно рядом с волком? (Ответы.) Все понятно! Он ее вот-вот съест. Что делает девочка дальше?
Вторая девочка.
Я рядом с Морозом
Повешу звезду,
А козочку эту
Сюда отведу.
Тут, кстати, цветочек
Расцвел золотой,
И солнышко светит.
Ну, козочка, стой!
А вот колокольчик.
Фарфоровый он.
К нему прикоснешься
Послышится звон.
А вот балерина,
А вот петушок.
С ним рядом - цыпленок,
Как желтый пушок.
Воспитатель. Тут все в порядке, все игрушки мирные : колокольчик, петушок с цыпленком, они друг друга не обидят. Девочка разглядывает елку дальше.
Третья девочка.
А это - хлопушка,
А это - флажок,
А это - пастух,
Он играет в рожок.
Постойте, козу
Я повешу сюда.
Коза и пастух –
Замечательно, да?
Вот шар полосатенький,
Это - медведь.
Вон птичка – она
Собирается петь.
А это - грибочек,
А это - луна,
А это - душистого сена копна.
Четвертая девочка.
Постойте, козу
Я повешу сюда.
Коза у копны –
Замечательно, да?
Но жалобно вдруг
Закричала коза.
Гляжу - из-за сена
Сверкают глаза.
Смеюсь до упаду :
Вот это дела!
Козу-то я к волку
Опять привела!
Я, стало быть, елку
Кругом обошла.
Воспитатель. Вот так! Значит вдоль елки, разглядывала игру, вешала козу все дальше и волка. и в конце концов пришла место, с которого начала. Почему? Да, так всегда бывает, по кругу.
А давайте нарисуем елочную игрушку и повесим на нашу Новогоднюю елку в группе.