Колокольный звон в православии. Православные молитвы Православный колокольный звон

Цитата сообщения Православный колокольный звон

«Колокол - это молитва в звуке, икона звучащая»


Колокола являются одной из необходимых принадлежностей православного храма.
Колокольный звон употребляется для того, чтобы:
1. Созывать верующих к Богослужению
2. Выражать торжество Церкви и ее Богослужения
3. Возвещать не присутствующим в храме о времени совершения особенно важных частей Богослужения.


Первоначально, до появления колоколов на Руси, более общий способ созыва верующих к богослужению определился к VI веку, когда стали употреблять била и клепала . Била кандии ) - это деревянные доски, а клепала - железные или медные полосы, согнутые в полукруг по которым ударяли специальными деревянными палками. И только в конце X века появились колокола.
Русский Православный звон значительно отличается от колокольных звонов других конфессий. Если звоны Западной Европы содержат мелодические и гармонические основы /карельон-колокольный орган/, то в русских звонах это практически отсутствует. В основе Православного звона лежит ритм и характер. Звонарь, благодаря внутреннему чутью, чувству ритма, прекрасному знанию звукоряда и владения техникой исполнения, на основе Устава, молитвы и личного мировоззрения, может через колокольный звон передать радость и спокойствие, глубокую скорбь и торжество духовного содержания церковного Богослужения. В душах верующих, ищущих мир с Господом Богом, церковный колокольный звон возбуждает светлое, радостное и мирное настроение. Так что человек может по колокольному звону определить состояние своей души. В Православном звоне заложена дивная сила, глубоко проникающая в человеческие сердца.

Полюбив церковный колокольный звон, русский православный народ соединил с ним все свои торжественные и печальные события. Потому Православный колокольный звон служит не только указанием времени Богослужения, но служит и выражением радости, грусти и торжества. Отсюда и появились различные виды звона и каждый вид звона имеет свое название и значение.


Международный Центр Колокольного Искусства представляет уникальную архивную запись Праздничного звона в исполнении легендарного мастера Ивана Васильевича Данилова и его ученика Андрея Анатольевича Дьячкова. Архангельск, музей деревянного зодчества Малые Корелы, 1997 год.

Виды звонов и их названия

Колокольный звон разделился на три основных вида:

Благовест
Перезвон, перебор
Собственно звон

Благовест - это одиночные размеренные удары в один большой колокол. Этим звоном верующим возвещается благая весть о начале богослужения в храме. Благовест бывает праздничный, будничный и постный. В слове "бла говест" ударение ставится на первый слог! "Благовест" - это всегда название звона, а не колокола. Колокол, в который производят благовест, называется - благовестником!
Перезвон - это поочерёдные удары (от одного до семи в каждый колокол) от большого к малым, перебор колоколов от самого большого колокола до самого маленького или наоборот с различным количеством ударов в каждый колокол. Существуют два основных перезвона: погребальный и водосвятный.
Собственно звон - это характерный ритмический звон с использованием всех основных групп колокольного звукоряда. К звонам данной группы относятся: праздничный звон /трезвон, двузвон/, будничный звон, а также звоны составленные самим звонарем, что является итогом творческой работы и самовыражения звонаря.

Благовест предназначен возвещать о предстоящем начале богослужения. Благовест "...не только оповещает о времени начала службы, но и подготавливает христиан к ней... Он, собственно, уже есть Богослужение" - говорит в Толковом Типиконе профессор Михаил Скабалланович. Благовест совершается, как уже говорилось выше: в великие праздники - в праздничный колокол, перед воскресными службами - в воскресный колокол.

Звонарю, как следует из указаний Типикона, перед звоном полагается брать у предстоятеля (священника, которому предстоит совершать богослужение) благословение на звон. Благословение священника определяет благовесту, равно как и другому звону, статус богослужебного действия.

Должность звонаря исполняет параекклесиарх - в современном варианте - пономарь, алтарник или чтец. Впрочем, в наше время звонить имеет право тот, кого благословил на это настоятель, независимо от того, принадлежит ли этот человек к разряду клириков, причетников или является просто прихожанином.

Звонарю во время благовеста рекомендуется читать непорочны (17-ю кафизму) или 12 раз 50-й псалом. "Та же восходя ударяет в великий компан не скоро, поя непорочны, или глаголя Псалом 50-й 12-ю" (Типикон, гл. 2). Из этого указания следует, что продолжительность звона соответствует, примерно, 20-ти минутам. Однако теперь, из-за того, что звон несёт в себе более символический, нежели практический смысл, время благовеста уменьшилось и составляет примерно 10 минут.

В начале благовеста совершают два удара в назначенный колокол до полного затухания звука, а с третьего начинают мерные удары. Интервал между ударами следует выбирать такой, чтобы он соответствовал голосу колокола, иначе звон может получиться заунывный, если удары слишком редки, или тревожный, в случае очень частых ударов.

На основе этих Уставных рекомендаций, был составлен Звонарский Устав Патриаршего Кафедрального Собора во Имя Христа Спасителя в Москве. Текст Соборного звонарского Устава, утвержденный благословением Святейшего Патриарха Алексия .


На сегодняшний день многие храмы до сих пор хранят уникальные подборы церковных колоколов. Троицо-Сергиева Лавра, Ново-Девичий московский монастырь, Кирилло-Белозерский вологодский монастырь, Архиерейский двор и Успенский собор в Ростове Великом - и этот список памятников российской истории можно перечислять ещё долго. Под понятием «подбор колоколов» понимается подбор определённого количества колоколов, собранных в конкретном монастыре или храме. Такой подбор создаёт полную музыкальную гармонию всех тонов и звуков, издаваемых различными по размерам колоколам. Бывали случаи, когда подбор конкретного храма собирался на протяжении длительного времени. Так подбор, существующий в Троице-Сергиевской Лавре, собирался целых 486 лет. В этом подборе до сих пор хранятся колокола, датируемые 1422 годом. Большинство уникальных колоколов не смогли пережить жуткую эпоху безбожия в России, когда советская власть варварски разоряла храмы и уничтожала их имущество. Правда, во время Великой Отечественной войны советское правительство предприняло попытку провести некоторое восстановление некоторых русских храмов с их колокольнями.


Целебный колокольный звон

В православной традиции колокольный звон имеет не только значение сигнала, призывающего к молитве, но и настраивающего человека на определённый лад, вызывающий глубокие переживания контакта с Высшими силами. Не зря колокол называют "звуковым солнцем", благовестом. Колокольные звоны применяют в лечении психосоматических заболеваний. Сегодня уже доказано: акустическая волна при звоне колоколов распространяется в форме креста. Это математически вычислили в научной лаборатории московского ЗИЛа при восстановлении колоколов для храма Христа Спасителя. Доктор технических наук Б. Н. Нюнин создал точную диаграмму направленности излучения колокола. Звук, спускаясь с небес на землю, словно крестит округу. Может, поэтому столь велико воздействие колоколов на душу человека. Один из питерских психиатров лечит психические заболевания именно колокольным звоном. Впрочем, мистическому звуку подвластны не только душевные недуги. Ученые установили: волна, распространяемая колоколом, убивает болезнетворные бактерии в радиусе нескольких километров! Оказалось, что колокола в ультразвуковом диапазоне действуют как генераторы энергии.Наши предки, догадываясь об этом, во время эпидемии звонили в колокола круглосуточно. Причём против каждой конкретной хвори - специальным звоном.

Недаром говорится: "Если икона - это молитва в красках, храм - молитва в камне, то колокол - это молитва в звуке, икона звучащая. Это тот отлитый из бронзы звук, который русское ухо православного человека выбрало для себя как идеал". Православный человек рождался, жил и умирал со звоном. Известны многочисленные случаи, когда внезапно раздавшийся удар колокола предотвращал преступление и самоубийство, приводил к раскаянию, призывал в храм отчаявшегося человека, который получал в нём успокоение и обретал жизненные силы и смысл существования.

Звоны северные.mp3 в исполнении Владимира Петровского

Название

время

объём

4.41

1650

3.00

1064

3.17

1159

4.27

1568

4.47

1687

5.55

2088

8.21

2939

5.50

2055

На правах рекламы Любите ли Вы Италию? Я Вас спрашиваю: любите ли Вы Италию, как люблю ее я? Побережье Лигурийского моря - Версилия отличается от других регионов Италии тем, что здесь Вас ждет очень демократичная роскошь. Желающих просто поваляться ждут роскошнейшие песчаные пляжи с зонтиками, шезлонгами, лежаками. Вам не придется тесниться на узенькой полосе у моря, так как расстояние между зонтами, а это значит Ваша территория, 4-5 метров, так что никто не заслонит Вам солнца. Персональные кабины для переодевания, где можно оставить одежду на все время, проводимое у моря, душ, кафе – это то, что делает Ваш отдых удобным и беззаботным. Для отдыхающих с детьми есть парк развлечений с аттракционами. Квалифицированные русскоговорящие няни займутся Вашим ребенком, если Вы захотите вечером пойти на дискотеку, которых здесь множество. Живая музыка, удивительные голоса, средиземноморская кухня оставят незабываемое впечатление о пребывании здесь, и Вам захочется возвращаться сюда снова и снова. И в этом Вы будете не одиноки, т.к. российская элита, звезды кино и эстрады давно облюбовали наше побережье. Тоскана это, по утверждению экспертов, красивейший регион Италии, насыщенный памятниками истории и культуры, как никакой другой регион в мире. Здесь Вас ждут и знаменитая падающая пизанская башня, и сокровища Флоренции, Лукки, Сиены, и множество памятников Древнего Рима. А если Вы захотите приобрести здесь апартаменты или виллу и постоянно наслаждаться всеми дарами природы и цивилизации, поможем Вам и в этом. Ну, и конечно же, находясь в Италии Вы совершите замечательный шопинг - одежда, обувь, аксессуары лучших итальянских производителей по самым низким цена! А в январе и в июле Вас ждут грандиозные сезонные распродажи. В ближайшее время я буду публиковать посты о нашем крае, его истории, культуре, мероприятиях (среди которых знаменитый карнавал в Виареджо, фестиваль музыки Пуччини) и почему Вы непременно должны побывать у нас. Так что всех заинтересовавшихся прошу ко мне на огонек, т.е. в блог, а с конкретными вопросами по поводу отдыха и приобретения недвижимости в личку. Сотрудничаем как с физическими, так и с юридическими лицами. Arrivederci, amici!

2.1. Общие положения

2.1.1. Церковный звон является неотъемлемой частью православного богослужения, и его отсутствие может быть оправдано только неимением технических средств для звона.

2.1.2. Православный звон предназначен для того, чтобы:

- созывать верующих к богослужению;

- выражать Торжество Церкви и ее богослужений;

- возвещать присутствующим и не присутствующим в храме о наиболее важных моментах богослужения;

- звуком его, срастворенным Божией благодатью, христиане в благочестии и вере укреплялись; силы, коварства и наветы бесовские отгонялись и разрушались; бессловесное творение Божие и стихии утишались и служили на пользу людям.

2.1.3. Наш традиционный церковный звон на протяжении многих столетий формировался и развивался на фоне использования бил и ритмического клепания в них. Поэтому основа нашего православного звона лежит не в мелодии, а в ритме с присущей ему динамикой и во взаимодействии тембров отдельных колоколов и бил.

2.1.4. Характерными чертами православного звона являются: духовность, благозвучие, умеренность, своевременность и синхронность с богослужением.

2.1.5. Любая электронная имитация, усиление звонов техническими средствами, извлечение звука нетрадиционными способами, замена звонаря автоматикой и использование фонограмм в православном звоне недопустимы, как не соответствующие литургической традиции Церкви.

2.1.6. Если колокольня или звонница оснащена часами-курантами, то следует избегать смешивания церковного звона с ними (особенно, если в курантах задействованы колокола и била, участвующие и в звонах для богослужения).

2.1.7. По согласованию с местными властями церковные колокола и била могут использоваться для экстренного созыва людей, предупреждения о стихийных бедствиях, приветствия особо важных персон, а также при других особых или чрезвычайных обстоятельствах.

2.2. Средства звона

2.2.1. Для совершения звона в Русской Православной Церкви могут использоваться следующие средства (в соответствии с возрастанием их торжественности):

Било ручное (малое) деревянное;

Било большое (великое) деревянное;

Била (клепала) металлические;

Колокола.

2.2.2. Места расположения колоколов и бил, их названия и порядок использования при богослужениях определяются звонарем под руководством настоятеля и в соответствии с уставом обители и Уставом церковного звона.

2.2.3. Имеются определенные традиции изготовления бил и колоколов, в том числе и в России; однако их материал, форма и звучание могут быть самые разные. Главное - не внешний вид и материал, а символ, духовная суть и намоленность.

2.2.4. Било деревянное ручное представляет собой доску в виде весла длиной 1-3 м, шириной 10-20 см и толщиной 10-30 мм (толщина может к концам уменьшаться на половину). На концах ручного била, как правило, сверлятся 3, 4 или 5 отверстий, символизирующих соответственно Святую Троицу, Крест Господень или Страсти Господни.

Деревянное било относится к музыкальным ударным инструментам с самозвучащим телом. Требования к материалу била и молотка простые - дерево должно быть звонким, сухим, иметь минимум сучков и трещин.

Било обычно держится в левой руке. Звук извлекается путем ударения (клепания) по нему деревянным молотком и зависит от их материала и веса, а также силы и места удара (от центра к краям). Ручных бил в обители может быть несколько, но используется при богослужении, как правило, одно. Примеры ручных деревянных бил, используемых в православном звоне, показаны на рис. 1.

Рис. 1. Примеры малых (ручных) деревянных бил

2.2.5. Било деревянное большое, или великое, представляет собой доску длиной 2-4 м, шириной 25-50 см и толщиной 30-60 мм. На концах большого била также часто сверлятся 3, 4 или 5 отверстий.

Подвешивается оно стационарно при входе в храм, у трапезной, около келий, на колокольне или в другом месте. Звук извлекается ударом по нему деревянным молотком и зависит от их веса и материала, а также силы и места удара (от центра к краям).

Требования к материалу большого била и молотка такие же, как у ручного била.

Больших деревянных бил в обители может быть несколько, но при богослужении, как правило, используется одно.

Примеры больших деревянных бил, используемых в православном звоне, показаны на рис. 2. 2.2.6. Металлическое било (клепало) может иметь самые разные размеры, форму, материал и

способ изготовления.

Рис. 2. Примеры больших (великих) деревянных бил

Металлические била относятся к музыкальным ударным инструментам с самозвучащим телом. Звук извлекается металлическим, деревянным или пластмассовым молотком и зависит от формы била, материала и веса била и молотка, а также силы и места удара.

В зависимости от количества металлических бил они могут по-разному использоваться в звонах (как самостоятельно, так и вместе с колоколами) и соответственно устанавливаться в различных местах с учетом своего назначения (у входа или внутри храма, у трапезной, на колокольне и т. д.).

Примеры металлических бил (клепал), используемых в православном звоне, показаны на рис. 3.

Рис. 3. Примеры металлических бил (клепал)

2.2.7. Колокола могут иметь самые различные размеры, форму, материал и способ изготовления. Однако в России в результате многовековой практики сложилась традиция, когда большинство мастеров старались отливать колокола с «русским» профилем, который имеет определенные соотношения диаметра, толщины и высоты и дает богатый тембр (благозвучие) и большую длительность звучания (певучесть). При этом подточка колоколов, как правило, не практиковалась, но и не запрещалась.

Колокола относятся к музыкальным ударным инструментам с самозвучащим телом. В старину для извлечения звука колокола использовался «очепной» способ звона, то есть путем качания самого колокола (такой способ еще остался в Пскове-Печерском монастыре и некоторых других обителях). Однако сегодня в большинстве случаев звон происходит традиционно русским, «язычным» способом, то есть качанием языка и ударением его о неподвижно висящий колокол.

В зависимости от количества колоколов они могут по-разному использоваться в звонах и соответственно устанавливаться в различных местах с учетом своего назначения (у входа или внутри храма, у трапезной, на колокольне или звоннице, в куполе храма и т. д.).

Примерный вид колокола с названием его основных частей дан на рис. 4.

Рис. 4. Примерный вид колокола и его основные части

В целях лучшего сохранения нашего исторического наследия необходимо добиваться (требуя от производителей или проводя своими силами) паспортизации всех колоколов и бил, имеющихся в храмах и монастырях, с указанием не только веса, материала, основных размеров и внешнего вида, но и с регистрацией звуковых характеристик.

2.2.8. В случае одновременного использования нескольких колоколов и металлических бил (каждые в отдельности или вместе) полнозвучная звонница по традиции состоит из трех групп: большие (благовестники) -1-5 шт., средние (подзвонные) - 2 и более штук и малые (зазвонные) - 2-4 шт.

Каждая из этих групп колоколов и/или бил имеет свою партию звучания, что и учитывается звонарями при составлении композиции звона.

2.2.10. В связи с ритмической основой православного звона звонница из колоколов и металлических бил подбирается не по нотам, а по благозвучию с учетом особенностей звучания каждого колокола или била.

2.2.11. Установка и оборудование звонниц из колоколов и металлических бил должны вестись с

учетом выбора основного направления звона, обеспечения условий для свободного выхода звука в окружающее пространство, удобства и безопасности работы звонаря, а также с принятием всех мер (технических и организационных) по достижению своевременности и синхронности звона с богослужением.

2.2.12. Перед использованием в церковном звонеколокола и била обязательно освящаются в соответствии с Чином благословения кампана, сиесть колокола или звона, помещенным в Требнике.

2.3. О звонаре

2.3.1. К звонарскому делу допускаются верующие (как мужчины, так и женщины), прошедшие соответствующий инструктаж у опытного звонаря или окончившие курсы подготовки церковных звонарей. При этом начинающий звонарь должен получить не только первоначальные навыки практического звона, но и минимальные знания о богослужении и безопасности работы с колоколами и билами.

2.3.2. Звон осуществляется звонарем, над которым прочитана особая молитва или имеющим благословение настоятеля храма или монастыря и несущим данное послушание с надлежащей ответственностью.

2.3.3. Перед каждым богослужением звонарь обязан получить у настоятеля или служащего священника благословение на начало звона, а также, возможно, другие указания, связанные с его проведением.

2.3.4. Перед началом звона звонарь должен настроиться духовно и психологически, проверив подвеску и состояние колоколов и бил и продумав композицию звона от начала до конца. По традиции после крестного знамения церковный звон должен начинаться и сопровождаться чтением псалмов 118-го или 50-го (в соответствии с Типиконом) или по благословению настоятеля любой, соответствующей богослужению молитвы.

2.3.5. При выполнении звонов звонарь должен руководствоваться уставными документами, существующими канонами, местными традициями, символом внутренним смыслом) звона в каждом конкретном богослужении и, конечно, указаниями настоятеля или служащего священника.

2.3.6. Звонарю надо помнить, что он является как бы связующим звеном между храмом и небом, его звон предваряет молитву в церкви и становится ее продолжением после окончания богослужения. Поэтому звонарю необходимо изучить не только основы православного звона, но и постоянно совершенствовать свое мастерство, хорошо знать богослужение, углублять духовное (внутреннее) содержание своих звонов, что немыслимо без воцерковленности звонаря и его постоянного окормления настоятелем или духовником.

2.3.7. В случае группового звона, для достижения его слаженности и красоты, всем звонарям еще до начала звона необходимо ознакомиться с особенностями звонницы, выбрать «ведущего» звонаря и договориться о размерности, композиции, динамике и других условностях в звоне.

2.3.8. Звонарь должен чувствовать себя на звоннице или колокольне заботливым хозяином, что предусматривает знание мер безопасности работы с колоколами и билами, регулярное наблюдение за ними и их подвеской, своевременное выявление и устранение всех недостатков.

Звонарь отвечает также за своевременность и синхронность звонов во время богослужений, для чего возможно использование позывного колокольчика (ясака, кандии) или технических средств: электролампочки, электрозвонка, радиотрансляции, рации и т. д.

Если в храме имеется несколько звонарей, то среди них назначается старший, отвечающий за порядок на звоннице и правильность исполнения церковного звона.

2.3.9. Несмотря на определенную регламентацию, церковный звон в каждом храме или монастыре (в силу специфики звонниц, богослужений и традиций) разный. Поэтому в обязанности звонаря входит подробное описание своей колокольни или звонницы, всех колоколов и бил, обустройства звонниц и способа звона, а также сведения о звонарях, видах звона (желательно с их записью в любой форме) и Чине (Уставе) звона в своем храме или монастыре на весь год.

Данная информация должна храниться в архиве храма или монастыря и служить основой для передачи традиций православного звона последующим поколениям звонарей.

2.4. Канонические звоны

2.4.1. Церковный звон является равноценным храмовым священнодействием - им, как правило, начинается и заканчивается богослужение. Воздействуя на наш слух и внутреннее состояние, он пробуждает от духовного сна, очищает наши души, напоминая нам о нашем Господе и Его Суде, скоротечности жизни на земле и жизни вечной на Небесах.

Изначально выполняя сигнальную функцию, церковный звон постепенно стал использоваться для указания не только начала и конца, но и важнейших частей богослужения, выражать радость, грусть и торжество празднуемых событий. Отсюда появились различные виды звона, каждый из которых имеет свое название и предназначение.

2.4.2. Полный Чин православного звона, возникший на Руси с древних времен и сохранившийся

еще в некоторых монастырях, состоит из поочередного использования всех видов бил и колоколов в соответствии с их символом и торжественностью.

После получения благословения на проведение звона звонарь клеплет в малое (ручное) деревянное било, обходя с ним обычно вокруг храма, в котором будет проводиться богослужение, и делая короткие остановки с четырех сторон света для возглашения молитв.

Затем он подходит к большому (великому) деревянному билу и также ритмически ударяет в него, произнося единожды псалом 50-й или другую соответствующую богослужению молитву.

После этого начинается клепание в металлическое било (или била) с прочтением единожды псалма 50-го или другой молитвы.

И, наконец, в праздничные и воскресные дни чин звона завершается звоном в колокола.

Такой Чин православного звона объединяет древнейшие традиции Православия и веяния новых времен. Приведенный выше порядок может видоизменяться в зависимости от наличия тех или иных средств звона, а также от местных традиций и традиций в каждой обители. И здесь не может быть никакого противопоставления между билами и колоколами. Вот, например, как выражали отцы Церкви смысл и единение бил и колоколов в православном звоне: «Ударение малое, бываемое на малых вечернях, как малозвучное и глухое, означает древних пророков и только как бы сень и преобразования будущих событий; ударение великое, производимое на праздничных утренях, как звонкое и разносящееся по воздуху, знаменует во всю землю исшедшее вещание Евангелия. А ударение в металлические била

и колокола выражает нам будущий Суд и знаменует ту ангельскую трубу, которая имеет созвать всех из гробов к Суду общему».

2.4.3. В силу исторических причин сложилось так, что на Руси, начиная с XV века, колокола стали посте пенно заменять била и в настоящее время в подавляющем большинстве храмов и монастырей используют ся только звонницы из колоколов и/или металлических бил.

При этом различают 4 вида канонических звонов, которые отдельно или в комбинации составляют все разнообразие православного звона: благовест, перебор, перезвон и трезвон.

2.4.4. Благовест - один из наиболее древних звонов Православной Церкви и называется так потому, что несет благую, радостную весть о начале богослужения. Этот звон также может выполняться

и во время богослужения.

Благовест осуществляется мерными ударами в один из самых больших колоколов или бил, которых на больших звонницах по традиции может быть до пяти и которые, в зависимости от вида богослужения и по каким дням происходит звон, имеют свои названия, например: праздничный (торжественный), полиелейный, воскресный, простодневный (будничный) и малый (постный). На практике, по благословению настоятеля, благовестникам могут даваться также другие специальные названия, исходя из места установки или изготовления, имени дарителя, особенности звучания и т. д.

Как отдельный звон перед началом богослужения благовест начинается обычно тремя редкими (с достаточно длительными паузами) ударами, а затем идут более быстрые мерные удары.

В зависимости от богослужения благовест бывает обыкновенный (частый или в два края колокола) или постный (редкий или в один край колокола). В великие праздники благовест осуществляется с участием самого большого колокола в звоннице и сам звон, как правило, звучит чаще, громче и дольше.

Помимо обычного благовеста в православном звоне существует еще так называемый валовой, или большой, благовест, когда удары в самый большой колокол или било перемежаются с другим большим колоколом или билом.

Время для благовеста определяется настоятелем в зависимости от вида службы и традиций: в соответствии с Типиконом единожды прочтение 118-го псалма или прочтение 12 раз 50-го псалма, определенное время (10-30 минут) или количество ударов: 12, 25, 30, 40, 50, 60 и т. д. (в зависимости от символа звона).

2.4.5. Перебор является погребальным звоном, который выражает грусть и скорбь об усопшем и символизирует жизнь человека от его рождения и до смерти.

Перебор осуществляется медленными одиночными ударами в каждый колокол или било от самого малого до самого большого, а после этого следует аккорд во все или максимально возможное количество колоколов или бил (так называемый удар «во вся»), что символизирует обрыв жизни. Такой перебор осуществляется многократно в зависимости от хода богослужения, но обязательно должен доводиться до конца и заканчиваться ударом «во вся».

При переборе одиночные удары в колокол или било обычно совершаются, пока звук от предыдущего удара полностью не прекратится. Здесь спешка не нужна и звонарь должен добиваться особого проникновения путем равномерного увеличения пауз при чередовании ударов (е учетом индивидуального звучания колоколов и бил) и сильного дружного удара «во вся».

2.4.6. Перезвон представляет собой печально-торжественный звон поочередно в каждый колокол или било (по одному или несколько раз), начиная с самого большого и до самого малого, и символизирует собою «истощение» Господа нашего Иисуса Христа ради нашего спасения.

Перезвон по одному разу в каждый колокол или било с ударом «во вся» является наиболее печальным и совершается только два раза в году: на Великую Пятницу и Великую Субботу в день Крестной Смерти Господа и Его вольного погребения. Чтобы скорбный звон, относящийся ко Господу, Спасителю нашему, по манере исполнения не был одинаков с погребальным звоном (перебором) для простых, смертных и грешных, людей, перезвон обычно осуществляют более быстрыми и равномерными ударами.

Перезвон по несколько раз в каждый колокол или било - обычно 3, 5 или 7 раз, символизирующие соответственно Святую Троицу, Крест (Страсти Господни) и Полноту Веры (Славу Божию) - совершается многократно и одновременный удар в несколько колоколов или бил (удар «во вся») выполняется, как правило, один раз в конце перезвона. Данный вид перезвона хотя и является скорбным, однако считается более торжественным и осуществляется по-разному в зависимости от праздника, местных традиций или как скажет настоятель.

2.4.7. Трезвон - это звон во все колокола или била. По своей форме он не ограничен, поэтому звонарь сам выбирает состав используемых колоколов или бил, а также ритмику, динамику и композицию исполнения.

Трезвон выражает собой христианскую радость и торжество. В нем участвуют обычно все три группы колоколов или бил, каждая из которых имеет свою партию. При этом по установившейся традиции в трезвоне используется обычно размерность такта три четверти (3/4) или четыре четверти (4/4) и может участвовать только тот самый большой благовестник (колокол или било), который участвовал в благовесте перед началом данного богослужения (меньше можно, но не больше).

При исполнении отдельно трезвона обычно имеются 3 отрезка: начало (затравка), собственно звон и окончание (концовка). Затравка обычно представляет собой три редких удара в благовестник, символизирующих Святую Троицу, или другие варианты. Основная часть трезвона (собственно звон) может исполняться с небольшими паузами в один, два или три приема (стиха, серии), каждый из которых иногда оканчивается аккордом 1, 2 или 3 раза по номеру стиха. Причем каждая такая серия звона может иметь свою ритмику, темп, динамику и композицию. Заканчивается трезвон обычно троекратным аккордом или другим способом.

Несомненно, трезвон должен соответствовать характеру богослужения, праздника или события, при котором идет звон, соблюдая при его исполнении определенную умеренность (т. е. избегая различных излишеств). Продолжительность трезвона определяется прочтением единожды псалма 50-го или определенным временем, исходя из характера праздника, конкретных условий или указаний настоятеля.

Колокола являются одною из необходимых принадлежностей православного храма. В "чине благословения колокола" сказано: "яко да вси слышащие звенение его, или во дни или в нощи, возбудятся к славословию имени Святого Твоего".

Колокольный церковный звон употребляется для того, чтобы:

1. созывать верующих к Богослужению,

2. выражать торжество Церкви и ее Богослужений,

3. возвещать неприсутствующим в храме о времени совершения особенно важных частей Богослужений.

Кроме того, звоном созывался народ на вече (народное собрание). Звоном указывали дорогу заблудившимся в ненастье путникам. Звоном оповещалась какая-либо опасность или несчастье, напр., пожар. В трагические дни для Родины звоном призывали народ на защиту Отечества. Звоном оповещался народ о победе и приветствовалось победное возвращение полков с поля брани (войны) и проч. Так колокольный звон во многом сопутствовал жизни нашего народа.

Колокола развешиваются на особой башне, именуемой колокольнею или звонницею , которая строится над входом в храм или же рядом с храмом.

Но колокола, как известно, стали употребляться христианами не сразу с появлением христианства.

В Ветхозаветной церкви, - в Иерусалимском храме, -верующие созывались на Богослужения не колоколами, а звуками труб.

В первые века гонений на христианство от язычников, христиане не имели возможности открыто созывать верующих к Богослужению. В то время верующие созывались на Богослужения тайно. Обычно это делалось через диаконов или особых вестников, а иногда сам епископ после Богослужения объявлял о времени и месте очередного Богослужения.

После прекращения гонений (в IV веке) стали созывать верующих различными способами.

Более общий способ созыва верующих к Богослужению определился к VI веку, когда стали употреблять била и клепала. Била или кандии - это деревянные доски, а клепала - железные или медные полосы, согнутые в полукруг.

Наконец, определился самый усовершенствованный способ созыва верующих к Богослужению - это колокольный звон.

Впервые колокола, как известно, появились в Западной Европе. Есть предание, по которому изобретение колоколов приписывается Св. Павлину, Епископу Ноланскому († 411), т. е. в конце IV или в начале V века. Есть несколько сказаний об этом. По одному из этих сказаний, Св. Павлин во сне увидел полевые цветы - колокольчики, которые издавали приятные звуки. После своего сна епископ велел отлить колокола, имевшие форму этих цветов. Но, очевидно, Св. Павлин не ввел колоколов в практику Церкви, т. к. ни сам он в своих сочинениях, ни современные ему писатели не упоминают о колоколах. Только в начале VII века Римскому Папе Савиниану (преемнику Св. Григория Двоеслова) удалось придать колоколам христианское значение. С этого времени колокольный звон стал постепенно употребляться христианами, и в течение VIII и IX веков в Западной Европе колокола прочно вошли в практику христианского Богослужения.

На Востоке, в Греческой Церкви, колокола стали употребляться со второй половины IX века, после того, когда в 865 г. венецианский дож Урсус прислал в дар императору Михаилу 12 больших колоколов. Колокола эти были повешены на башне при Софийском соборе. Но у греков колокола не вошли в обширное употребление.

В России колокола появились почти одновременно с принятием христианства Св. Владимиром (988 г.), т. е. в конце Х века . Наряду с колоколами употреблялись также била и клепала, которые существовали до последнего времени в некоторых монастырях. Но как ни странно, Россия заимствовала колокола вовсе не из Греции, откуда приняла Православие, а из Западной Европы. На это указывает даже самое название колокол, которое происходит от немецкого слова Glocke. На церковном языке колокол именуется "кампан" - от названия римской провинции Кампании, где из меди были отлиты первые колокола. Сначала колокола были небольшие, по несколько сот фунтов. Было их при храмах немного, по 2, по 3 колокола.

Но с XV века, когда в России появились собственные заводы по отливке колоколов, то стали отливать колокола больших размеров. Так, на колокольне Ивана Великого в Москве имеются, напр., такие колокола: колокол по названию "Вседневный", весит 1017 пудов 14 фунтов; колокол "Реут", весит около 2000 пудов; самый большой колокол называется "Успенский" или "Праздничный", весит около 4000 пудов.

Самым же большим колоколом в мире и в настоящее время является "Царь Колокол", стоящий теперь на каменном постаменте у подножия колокольни Ивана Великого. Он не имеет себе равного в мире не только по размеру и весу, но и по художественному литью. Царь Колокол был отлит российскими мастерами (отцом и сыном) Иваном и Михаилом Маториными в 1733 - 1735 годах. Материалом для Царя Колокола послужил его предшественник колокол-гигант, поврежденный пожаром. Этот колокол весил 8000 пудов и был отлит колокольным мастером, Александром Григорьевым, в 1654 г. К этому материалу в 8000 пудов было добавлено свыше 5000 пудов сплава.


Общий вес Царя Колокола - 12.327 пудов и 19 фунтов или 200 тонн (218 амер. тонн). Диаметр колокола - 6 метров 60 см. или 21 фут 8 инчей.

Это удивительное произведение литейного искусства не успели поднять на колокольню, т. к. колокол жестоко пострадал от страшного и опустошительного пожара в 1737 году. Царь Колокол тогда еще находился в литейной яме, окруженный деревянными лесами (конструкциями). Но был ли он поднят на эти леса или нет, точно не установлено. Когда эти деревянные леса загорались, их стали заливать водою. Раскаленный колокол от резкой перемены температуры дал много больших и малых долевых трещин и от него отвалился большой кусок, весом в 11.500 килограммов.

После пожара Царь Колокол пролежал в яме целое столетие. В 1836 году колокол был поднят и установлен на каменный постамент, по проекту архитектора А. Монферрана, строителя Исаакиевского собора и Александровской колонны в Петербурге. На этом постаменте он стоит и теперь. Внизу, к постаменту прислонен отпавший край колокола. Такова судьба величайшего в мире Царя-Колокола, который никогда не звонил.

Но и теперь, находящийся в Москве на колокольне Ивана Великого, колокол "Успенский", является самым большим в мире (4000 пуд.). Ударом в него давалось начало торжественному звону всех московских храмов в Великую, Светлую, Пасхальную ночь.

Так русский православный народ полюбил церковный колокольный звон и обогатил его своею изобретательностью и искусством.

Отличительной чертой русских колоколов является их звучность и певучесть, что достигается различными средствами, как-то:

1. точною пропорцией меди и олова, нередко с добавлением серебра, т. е. правильным сплавом.

2. высотою колокола и его шириною, т. е. правильной пропорцией самого колокола,

3. толщиною стен колокола,

4. правильным подвешиванием колокола,

5. правильным сплавом языка и способом прикрепления его к колоколу; и многим другим.

Языком называется ударная часть колокола, помещающаяся внутри его. Русский колокол от западноевропейского колокола в первую очередь и отличается тем, что сам колокол укрепляется неподвижно, а язык подвешивается внутри колокола свободнокачающимся, ударом которого и производится звук.

Характерно, что русский народ, назвав ударную часть колокола языком , уподобил этим звон колокола живому голосу . Для верующих русских людей колокола соделались языком, голосом и трубами . Поистине, каким другим именем, как не говорящими устами, можно назвать колокольный звон: в дни великих праздников он напоминает нам о блаженстве небесном, в дни святых Божиих он говорит нам о вечном покое святых небожителей, во дни Страстной седмицы напоминает нам о нашем примирении с Богом через Христа Спасителя, во дни Светлой Пасхальной седмицы возвышает нам о победе жизни над смертью и о вечной, нескончаемой радости будущей жизни в Царствии Христовом.

Разве это не говорящие уста, когда колокол дает нам знать о каждом часе, о течении его, напоминая вместе с тем и о вечности, когда "времени уже не будет" (Апок. 10 , 6).

Благовествуя славу имени Христова, раздаваясь днем и ночью, и большею частью с высоты при храмах Божиих, колокольный звон сам собою напоминает нам слова Господа Вседержителя, сказанный через ветхозаветного пророка Исаию: "На стенах твоих, Иерусалим, Я поставил сторожей, которые не будут умолкать ни днем, ни ночью..., напоминая о Господе" (Ис. 62 , 6). Не случайно язычники часто слыша колокольный звон, говорили: "это голос христианского Бога слышен!"...

Звуки одного церковного колокола представляют собою нечто возвышенное, торжественное ; а если раздается звон нескольких более или менее согласованных между собою колоколов , то происходит еще более величественное благозвучие . Мощный колокольный звон, действуя на наше внутреннее чувство, пробуждает наши души от усыпления духовного.

Какими скорбными, удручающими, а чаще всего раздражающими тонами отзывается колокольный звон в душе злого нечестивого отступника.

Чувство беспокойства, душевного томления вызывается колокольным звоном в душе постоянно грешной.

Между тем, как в душе верующей, ищущей мира с Господом Богом, церковный колокольный звон возбуждает светлое, радостное и мирное настроение. Так что человек может по колокольному звону определять состояние своей души.

Можно много привести примеров из жизни, когда человек, утомившийся в борьбе с житейскими горестями, впавший в отчаяние и уныние, решается посягнуть на свою собственную жизнь. Но, вот, до его слуха достиг церковный звон, и готовящийся стать самоубийцею, содрогается, страшится самого себя, невольно ограждает себя крестным знамением, вспоминает об Отце Небесном, и в душе его возникают новые, добрые чувства, - и погибший было навеки возрождается к жизни. Так, в ударах церковного колокола скрывается дивная сила, глубоко проникающая в сердца человеческие.

Полюбив церковный колокольный звон, русский православный народ соединил с ним все свои торжественные и печальные события. Потому православный колокольный звон служит не только указанием времени Богослужения, но служит и выражением радости, грусти и торжества. Отсюда и появились различные виды звона и каждый вид звона имеет свое название и значение.

ВИДЫ ЗВОНА И НАЗВАНИЯ ИХ

Колокольный церковный звон разделяется на два основных вида: 1. благовест и 2. собственно звон .

1. БЛАГОВЕСТ

Благовестом называется мерные удары в один большой колокол. Этим звоном верующие созываются в храм Божий к Богослужению. Благовестом этот звон называется потому, что им возвещается благая, добрая весть о начале Богослужения.

Совершается благовест так: сначала производятся три редких, медленных, протяжных удара (пока не прекратится звук колокола), а затем уже следуют мерные удары . Если колокол очень большого или огромного размера, то эти мерные удары производятся качающимся языком в оба края колокола. Если же колокол сравнительно небольшой, то в таком случае язык его притягивается веревкой довольно близко к его краю, на веревку кладется доска и нажимом ноги производятся удары.

Благовест в свою очередь делится на два вида:

1. Обыкновенный или частый и производится самым большим колоколом; и

2. постный или редкий , производится меньшим по величине колоколом, в седмичные дни Великого Поста.

Если при храме имеются несколько больших колоколов, а это бывает при кафедральных соборах, больших монастырях, лаврах, тогда большие колокола, в соответствии своему назначению, различаются на следующие колокола: 1) праздничный; 2) воскресный; 3) полиелейный; 4) простодневный или будничный; 5) пятый или малый колокол.

Обычно в приходских храмах больших колоколов бывает не больше двух или трех.

2. СОБСТВЕННО ЗВОН

Собственно звоном называется звон, когда звонят сразу во все колокола или же в несколько колоколов.

Звон во все колокола различается на:

1. Трезвон - это звон во все колокола, затем маленький перерыв, и второй звон во все колокола, снова маленький перерыв, и третий раз звон во все колокола, т. е. звон во все колокола трижды или звон в три приема.

Трезвон выражает собою христианскую радость, торжество.

В наше время трезвоном стали называть не только звон во все колокола трижды, но, вообще, звон во все колокола.

2. Двузвон - это звон во все колокола дважды, в два приема.

3. Перезвон - это звон поочередно в каждый колокол (по одному или несколько ударов в каждый колокол), начиная с большого и до самого малого , и так повторяют много раз.

4. Перебор - это медленный звон поочередно в каждый колокол по одному разу , начиная с самого малого и до большого , а после удара в большой колокол, ударяют во все колокола вместе сразу , и так повторяют много раз.

УПОТРЕБЛЕНИЕ ЗВОНА И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ

ЗВОН НА ВСЕНОЩНОМ БДЕНИИ

1. Перед началом Всенощного Бдения - благовест , который заканчивается трезвоном .

2. В начале чтения шестопсалмия полагается двузвон . Этот двузвон оповещает о начале 2-ой части Всенощного Бдения - утрени и выражает собою радость Рождества Христова - воплощения Второго Лица Пресвятой Троицы, Господа нашего Иисуса Христа. Начало утрени, как мы знаем, прямо указывает на Рождество Христово и начинается славословием ангелов, явившихся вифлеемским пастухам: "Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение".

В народе двузвон на всенощной называется "вторым звоном" (второй звон после начала всенощной).

3. Во время пения полиелея , перед самым чтением Евангелия полагается трезвон , выражающей радость, празднуемого события. На воскресном Всенощном Бдении, трезвон выражает радость и торжество Воскресения Христова. (В некоторых местностях он совершается во время пения: "Воскресение Христово Видевше"...) обыкновенно в руководствах этот звон именуется "звоном к Евангелию".

В народе трезвон на Всенощной ("звон к Евангелию") называется "третьим звоном".

4. В начале пения песни Божией Матери: "Величит душа Моя Господа..." бывает краткий благовест , состоящий из 9-ти ударов в большой колокол (по обычаю киевскому и всей Малороссии).

5. В Великие праздники по окончании Бдения бывает трезвон .

6. При архиерейском Богослужении после каждого Всенощного Бдения полагается трезвон , для провода архиерея.

ЗВОН НА ЛИТУРГИИ

Перед началом чтения 3-его и 6-го часа совершается благовест к Литургии , а в конце 6-го часа, перед самым началом Литургии, - трезвон .

Если служится две Литургии (ранняя и поздняя), то благовест к ранней Литургии бывает более редкий , медленный , чем к поздней Литургии, и обычно совершается не в самый большой колокол.

При архиерейском Богослужении благовест к Литургии начинается в указанное время. При приближение архиерея к храму полагается трезвон . Когда архиерей войдет в храм, трезвон прекращается и снова продолжается благовест до начала облачения архиерея. В конце же 6-го часа - трезвон .

Затем во время Литургии полагается благовест при начале "Евхаристического канона" , - самой важнейшей части Литургии, для извещения о времени освящения и пресуществлении Святых Даров.

У прот. К. Никольского, в книге "Устав Богослужения", сказано, что благовест к "Достойно" начинается от слов: "Достойно и праведно есть покланятися Отцу и Сыну и Святому Духу...", и бывает до пения: "Достойно есть яко воистину, блажити Тя Богородицу..." Точно такое же указание имеется и в книге: "Новая Скрижаль", Архиеп. Вениамина, изд. СПБ. 1908 г. стр. 213.

На практик же благовест к "Достойно" бывает более кратким, состоящим из 12 ударов.

На юге России благовест к "Достойно" совершается обычно пред началом "Евхаристического канона", во время пения Символа Веры. (12 ударов, 1 удар на каждый член Символа Веры).

Благовест к "Достойно" в обычай русских церквей был введен во время Московского Патриарха Иоакима (1690 г.) по подобию западных церквей, где звонят при словах: "Приимите, ядите..."

После окончания Литургии во все Великие праздники полагается трезвонить (звонить во все колокола).

Также после каждой Литургии, совершенной архиереем , полагается трезвонить , для провода архиерея.

На праздник Рождества Христова полагается трезвонить весь первый день Праздника от Литургии до вечерни.

На Праздник Пасхи - Воскресения Христова:

Благовест к Светлой Заутрени начинается перед полунощницей и продолжается до начала Крестного хода , а с начала Крестного хода и до конца его, и даже дольше, бывает радостный торжественный трезвон .

К Пасхальной Литургии - благовест и трезвон.

А на самой Пасхальной Литургии , во время чтения Евангелия, полагается частый перезвон , по 7-ми ударов в каждый колокол (число 7 выражает полноту славы Божией). Этот торжественный перезвон означает проповедь Евангелия Христова на всех языках. Перезвон этот, по прочтении Евангелия, заканчивается радостным победным трезвоном .

Во всю Светлую Пасхальную Седмицу полагается трезвон ежедневно , от конца Литургии до вечерни.

Во все Воскресные дни , от Пасхи до Вознесения , после окончания Литургии полагается совершать трезвон .

В Храмовые Праздники:

В конце Литургии перед началом молебна полагается краткий благовест и трезвон и по окончании молебна - трезвон.

Во время всех Крестных ходов полагается трезвон.

К Царским Часам бывает благовест обыкновенный в большой колокол, а к Великопостным Часам - благовест постный в меньший колокол. Как на Царских Часах, так и на Великопостных Часах перед каждым часом звон: перед 3-м часом ударяют в колокол три раза, перед 6-м - шесть раз, перед 9-м - девять раз. Перед изобразительными и повечерием - 12 раз. Но если Постом случится праздник, то на часах в колокол не ударяют отдельно на каждом час.

На утрени Великого Пятка , которая служится вечером в Вел. Четверг и когда читается 12 Евангелий Страстей Господних , помимо обычного благовеста и трезвона в начале утрени, совершается благовест к каждому Евангелию : к 1-му Евангелию - 1 удар в большой колокол, ко 2-му Евангелию - 2 удара, к 3-му Евангелию - 3 удара и т. д.

По окончании утрени, когда верующие несут "четверговский огонь" домой, полагается трезвон .

УПОТРЕБЛЕНИЕ ПЕРЕЗВОНА И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ

На вечерне Великого Пятка, перед выносом Плащаницы , во время пения: "Тебе одеющегося..." полагается медленный перезвон по одному разу в каждый колокол (с большого до малого), а по положении Плащаницы среди храма - тотчас трезвон .

На утрени Великой Субботы , начиная с пения "Великого Славословия" и в продолжение всего Крестного хода с Плащаницею вокруг храма, полагается перезвон , такой же, как и при выносе Плащаницы, т. е. медленный перезвон по 1 разу в каждый колокол с большого до малого. Когда же внесут Плащаницу в храм и дойдут с Нею до Царских Врат - тотчас трезвон .

Медленный перезвон по 1-му разу в каждый колокол, начиная с самого большого, мощного звука, и доходя постепенно до самого тонкого и высокого звука малого колокола, символизирует собою "истощение " Господа нашего Иисуса Христа ради нашего спасения, как и поем мы, например, в ирмосе 4-ой песни, 5-го гласа: "Божественное Твое разумев истощение... во спасение людей Твоих...".

По установившейся вековой практике Русской Православной Церкви (в центральной части России) такой перезвон должен совершаться только два раза в год: в Вел. Пятницу и Вел. Субботу, в день крестной смерти Господа и Его вольного погребения. Опытные звонари особенно строго следят за этим и никак не допускают, чтобы скорбный звон относящейся к Господу, Спасителю нашему, был бы одинаков с погребальным звоном простых, смертных и грешных людей.

На утрени в день Воздвижения Креста Господня, в Неделю Крестопоклонную и 1-го августа , перед выносом креста из алтаря во время пения "Великого Славословия", бывает перезвон, при котором медленно ударяют по 3 раза (в некоторых местностях по 1 разу) в каждый колокол от самого большого до малого. Когда же крест будет вынесен на середину храма и положен на аналой - трезвон .

Подобный же перезвон , но только частый, быстрый , и по 7 раз (или по 3 раза) в каждый колокол, бывает перед малым освящением воды . При погружении креста в воду - трезвон .

Такой же, как перед водоосвящением, бывает перезвон перед посвящением в сан Епископа . Вообще частый перезвон по несколько раз в каждый колокол есть торжественный звон . В некоторых местностях такой перезвон совершают перед началом Литургии в храмовые Праздники и в других торжественных случаях, например, как указано было выше, при чтении Пасхального Евангелия.

УПОТРЕБЛЕНИЕ ПЕРЕБОРА И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ

Перебор , иначе похоронный или погребальный звон , выражает грусть и скорбь об усопшем. Он совершается, как уже сказано было выше, в обратном порядке, чем перезвон, т. е. медленно ударяют по одному разу в каждый колокол с самого малого и до самого большого , а после этого ударяют одновременно во все колокола . Этот скорбный похоронный перебор обязательно заканчивается кратким трезвоном , выражающим радостную христианскую веру в воскресение усопшего.

Ввиду того, что в некоторых руководствах по звону указано не совершать при отпевании усопших трезвона, а это не соответствует церковной практике, то мы по этому поводу даем некоторое разъяснение.

Медленный перебор колоколов, от самого маленького до самого большого, символизирует собою возрастающую жизнь человеческую на земле, от младенческого возраста до зрелости и возмужалости, а одновременный удар колоколов означает пресечение земной жизни человеческой смертью, при которой все, что приобретено человеком для жизни сей, оставляется. Как это и выражено в песнях при отпевании: "Вся суета человеческая, елика не пребывает по смерти: не пребывает богатство, ни сшествует слава: пришедшей бо смерти, сия вся потребишася . (Или как в другом песнопении поется: "единем мгновением, и вся сия смерть приемлет"). Тем же Христу бессмертному возопиим: преставленного от нас упокой, идеже всех есть веселящихся жилище ".

Вторая часть песни прямо указывает на радость в будущей жизни со Христом. Она то и выражается, в заключение скорбного перебора, трезвоном .

В журнале "Православная Русь", в отделе "Вопросы и ответы", Архиеп. Аверкий , по поводу обычаев при отпевании и панихидах дал твердо-обоснованные разъяснения, которые безусловно должны касаться также и звона: "По нашему православному обычаю, совершать панихиды и отпевания полагается в светлых облачениях. Обычай совершать эти чинопоследования в черных облачениях проник к нам с Запада и совершенно несвойствен духу св. Православия, но тем не менее он довольно широко у нас распространился - настолько, что нелегко его теперь искоренить... Для истинного христианина - смерть есть переход к лучшей жизни: радость, а не скорбь, как прекрасно выражено это в трогательнейшей третьей колнопреклонной молитве, читаемой на вечерни в день Пятидесятницы: "Несть убо, Господи, рабом Твоим смерть, исходящим нам от тела, и к Тебе Богу нашему приходящим, но преставление от печальнейших на полезнейшая и сладостнейшая, и на упокоение и радость" (см. Триодь Цветная).

Трезвон, напоминающий о воскресении, благостно действует на верующую христианскую душу, скорбящую о разлуке с усопшим и дает ей внутреннее утешение. Лишать христианина такого утешения нет никаких оснований, тем более, что этот трезвон прочно вошел в быт русского православного народа и является выражением его веры.

Таким образом, при несении усопшего на отпевание в храм совершается скорбный перебор , а при внесении его в храм - трезвон . После отпевания, при выносе усопшего из храма, совершается снова перебор , оканчивающийся также трезвоном .

При отпевании и погребении Иереев, Иеромонахов, архимандритов и Архиереев совершается несколько иной перебор . Сначала ударяют в большой колокол 12 раз, потом следует перебор , снова 12 раз в большой колокол и снова перебор и т. д. При внесении тела в храм совершается трезвон , также по прочтении разрешительной молитвы - трезвон . При вынесении тела из храма, снова указанный перебор , а по поставлении тела в могилу бывает трезвон . В иных же местах звонят обычным похоронным перебором.

В "Чиновней книге" указано, что при выносе патриарха Иоакима был благовест, переменяя во все колокола изредка (Врем. Имп. Моск. Общ. Ист. и древн. 1852 г. кн. 15, стр. 22).

Недавно нам довелось узнать, что существовал еще один вид перебора - это по одному удару в каждый колокол, но начиная с большого до малого и затем одновременный удар всех колоколов. Это подтвердилось граммофонной пластинкой: "Ростовские звоны", записанной в Ростове, в 1963 году. На практике же нам не приходилось слышать такого звона, нет о нем указаний и в руководствах по звону. Поэтому мы не можем указать, где и когда он применялся.

Существует еще так называемый красный звон во все колокола ("во вся тяжкая").

Красный звон бывает при кафедральных соборах, монастырях, лаврах, т. е. там, где имеется большое количество колоколов, в составе которых много больших колоколов. Красный звон совершается несколькими звонарями, в количестве пяти человек и больше.

Красный звон бывает в Великие Праздники, при торжественных и радостных событиях в Церкви, а также для отдания почести епархиальному архиерею.

Кроме того, следует также упомянуть о "всполошном" или "набатном" звоне, имеющем общественно-бытовое значение.

Всполошным или набатным звоном называется непрерывные, частые удары в большой колокол. В набат или всполох звонили во время тревоги по случаю пожара, наводнения, мятежа, нашествия врагов или другого какого-нибудь общественного бедствия.

"Вечевыми" колоколами назывались колокола, которыми жители Новгорода и Пскова созывали народ на вече , т. е. на народное собрание.

Победа над неприятелем и возвращение полков с поля брани возвещалось радостным, торжественным трезвоном во все колокола.

В заключение напомним, что наши русские звонари достигли высокого мастерства в колокольном звоне и прославились на весь мир. Много туристов приезжало из Европы, Англии и Америки на Праздник Пасхи в Москву, слушать пасхальный звон.

В этот "праздников Праздник" в Москве, в общей сложности всех храмов, звонили боле 5.000 колоколов. Тот, Кто слышал Московский пасхальный звон, тот никогда его не мог забыть. Это была "единственная в мире симфония", как пишет о том писатель И. Шмелев.

Этот мощный, торжественный звон переливался, по всей Москве, различными мелодиями каждого храма и возносился от земли к небу, как победный гимн Воскресшему Христу.

(В основу указаний о порядке звона положена гл. образом практика Русской Православной Церкви (центр. России). Эта практика создана и утверждена многовековым опытом и бытом Русского Православного народа, т. е. самою жизнью Соборной Церкви).