Лирический герой в лирике тютчева. Тютчев Ф

Выдающийся русский лирик Федор Иванович Тютчев был во всех отношениях противоположностью своему современнику и почти ровеснику Пушкину. Если Пушкин получил очень глубокое и справедливое определение солнца русской поэзии, то Тютчев ночной поэт. Хотя Пушкин и напечатал в своем Современнике в последний год жизни большую подборку стихов тогда никому не известного, находившегося на дипломатической службе в Германии поэта, вряд ли они ему очень понравились. Хотя там были такие шедевры, как Видение, Бессонница, Как океан обемлет шар земной, Последний катаклизм, Цицерон, О чем ты воешь, ветр ночной, Пушкину была чужда прежде всего традиция, на которую опирался Тютчев: немецкий идеализм, к которому Пушкин остался равнодушен, и поэтическая архаика XVIII начала XIX века (прежде всего Державин), с которой Пушкин вел непримиримую литературную борьбу.

С поэзией Тютчева мы знакомимся в начальной школе, это стихи о природе, пейзажная лирика. Но главное у Тютчева не изображение, а осмысление природы философская лирика, и вторая его тема жизнь человеческой души, напряженность любовного чувства. Единство его лирике придает эмоциональный тон постоянная неясная тревога, за которой стоит смутное, но неизменное ощущение приближения всеобщего конца.

Наряду с нейтральными в эмоциональном плане пейзажными зарисовками, природа у Тютчева катастрофична и восприятие ее трагедийно. Таковы стихотворения Бессонница, Видение, Последний катаклизм, Как океан объемлет шар земной, О чем ты воешь, ветр ночной... Ночью у бодрствующего поэта открывается внутреннее пророческое зрение, и за покоем дневной природы он видит стихию хаоса, чреватого катастрофами и катаклизмами. Он слушает всемирное молчание покинутой, осиротелой жизни (вообще жизнь человека на земле для Тютчева есть призрак, сон) и оплакивает приближение всеобщего последнего часа:

И наша жизнь стоит пред нами,

Как призрак, на краю земли.

О, страшных песен сих не пой

Про древний хаос, про родной!

Заклинает поэт ветр ночной, но продолжает так:

Как жадно мир души ночной

Внимает повести любимой!

Такая двойственность естественная: ведь в душе человека те же бури, под ними (т. е. под человеческими чувствами) хаос шевелится, тот же родимый, что и в мире окружающей среда.

Жизнь человеческой души повторяет и воспроизводит состояние природы мысль стихотворений философского цикла: Цицерон, Как над горячею золой, Душа моя элизиум теней, Не то, что мните вы, природа!.., Слезы людские, Волна и дума, Два голоса. В жизни человека и общества те же бури, ночь, закат, господствует рок (об этом стихотворение Цицерон со знаменитой формулой: Блажен, кто посетил сей мир в его минуты роковые). Отсюда острое ощущение конца бытия (Как над горячею золой), признание безнадежности (Два голоса). Выразить же все это и тем более быть понятым и услышанным людьми невозможно, в этом Тютчев следует распространенной романтической идее принципиальной непонятности толпе прозрений поэта.

Столь же катастрофична и гибельна для человека любовь (О, как убийственно мы любим, Предопределение, Последняя любовь). Откуда же у Тютчева все эти страсти роковыеОни определены эпохой великих социально-исторических катаклизмов, в которую жил и творил поэт. Обратим внимание, что творческая активность Тютчева приходится на рубеж 2030-х годов, когда революционная активность и в Европе, и в России пошла на спад и утвердилась николаевская реакция, и на конец 40-х годов, когда по Европе вновь прокатилась волна буржуазных революций.

Разберем стихотворение Я лютеран люблю богослуженье, датированное 16 сентября 1834 года. Чем привлекла православного христианина Тютчева вера немецких протестантов, последователей зачинателя европейской Реформации Мартина Лютера. Он увидел в обстановке отправления их культа столь родственную его душе ситуацию всеобщего конца: Собравшиеся в дорогу, в последний раз вам вера предстоит. Поэтому так пуст и гол ее дом (а в первой строфе Сих голых стен, сей храмины пустой). Вместе с тем в этом стихотворении Тютчев с потрясающей силой выразил смысл любой религии: она готовит человека, его душу к последнему уходу. Ведь смерть с религиозной точки зрения благо: душа возвращается в свое божественное лоно, из которого вышла при рождении. Христианин должен быть всякий миг готов к этому. Он и ходит в Божий храм затем, чтобы подготовить к этому душу.

Но час настал, пробил...

Молитесь Богу,

В последней раз вы молитесь теперь.

Поэт стремится, прежде всего, показать мир человеческой души, осознать, есть ли какой-то смысл в существовании. В лирике Тютчева часто встречается противопоставление вечного и мгновенного, всегда возрождающейся природы и короткой человеческой жизни. Поэт не как философское, умозрительное понятие, а как реальность воспринимает Бесконечность, Вечность. В этой Вечности жизнь человеческая лишь короткая вспышка.

Это парадоксально, но одновременно с ничтожностью индивидуального бытия Тютчев ощущает и его колоссальность: Я, царь земли, прирос к земле, По высям творенья, как Бог, я шагал... Подобная раздвоенность вообще свойственна поэту. Для него у каждого поэтического понятия есть изнанка: гармония хаос, любовь смерть, вера безверие. Человек всегда находится между небом и землей, между днем и ночью, на пороге двойного бытия. Душа всегда жилица двух миров.

Может быть, это восприятие личности на грани двух миров и объясняет пристрастие Тютчева к образу сна, сновидения, где человек как никогда приближается к границе двух разных жизней. Сон в восприятии поэта тоже неоднозначен. С одной стороны это некая форма существования, близкая к хаосу (частый образ у Тютчева). В одном из стихотворений Сон близнец Смерти. С другой стороны, сон может быть и благодатным, и волшебным, и младенчески-прекрасным.

Двойственность Тютчева ярко проявилась в стихотворении Сон на море. Он пишет:

Я, сонный, был предан всей прихоти волн.

Две беспредельности были во мне,

И мной своевольно играли оне.

И в том же стихотворении:

По высям творенья, как Бог, я шагал,

И мир подо мною недвижный сиял.

Все эти образы-символы не только говорят о существовании человека на границе сна и яви, покоя и бури, но также показывают ту огромную роль, которую человек играет в мироздании. Странное сочетание, так свойственное Тютчеву: он подчинен прихоти волн и в то же время шагает по высям творенья.

Тютчев никогда не уставал говорить о том, что человек часть природы, ее неотделимая частица. В то же время, особенно в раннем творчестве, он замечал, что у человека существует потребность уйти от толпы, уединиться в себе:

Лишь жить в себе самом умей

Есть целый мир в душе твоей...

Этот мотив снова звучит в стихотворении Душа моя Элизиум теней... Душа чуждается живой жизни, толпы, она живет своими воспоминаниями. Хотя так происходит, но это вовсе не благо для поэта. Напротив, он стремится именно к живой жизни (особенно в ранней лирике):

Нет, моего к тебе пристрастъя

Я скрыть не в силах, мать-земля!

Если ранней лирике Тютчева свойственно противопоставление мироздания и отдельного человека (огромной скалы и крошечной песчинки), то позже поэт спускается на грешную землю, зачастую не ограничиваясь умозрительными рассуждениями, а прослеживая человеческую судьбу. Начинает проясняться своеобразная жизненная философия: чем труднее, обреченнее живет человек, тем сильнее любит он землю. Обреченность, мучения, порой даже смерть, соседствуют с неизбывной любовью к миру. Сияющий мир во всем великолепии появляется у него даже в трагичнейшем стихотворении о любви Весь день она лежала в забытьи... Женщина (любимая женщина) лежит на смертном одре, а за окном продолжается жизнь.

Для Тютчева характерны размышления о смерти, о горестях, о безрадостности человеческого удела, о слезах:

Слезы людские, о слезы людские,

Льетесь вы ранней и поздней порой...

Вся поэзия Тютчева пронизана трагизмом одинокого существования, раздвоенностью души, неверием, часто отчаянием. Но вместе с тем у позднего Тютчева все чаще звучит мотив непокорности судьбе, жажды борьбы, вне которой жизнь теряет свое оправдание:

Мужайтесь, о други, боритесь прилежно,

Хоть бой и неравен, борьба безнадежна!

Да, борьба безнадежна, но бороться надо!

В этом, может быть, единственный смысл бытия.

Контраст лирики Тютчева заключен, с одной стороны, в его упоении жизнью, ощущении радости, неповторимости бытия, с другой в осознании скоротечности жизни, в восприятии ее как чего-то призрачного, тени от дыма (даже не дыма, только тени!). Эти противоречия и составляют жизненную философию поэта, два взгляда на жизнь сливаются в единое восприятие действительности.

Тютчев всегда пытался определить смысл бытия. Чем старше он становился (в поэтическом и человеческом отношении), тем чаще он связывал с человеком образ борьбы, отчаянного боя. Поначалу человек для Тютчева лишь часть огромного мироздания, крохотная щепка на волнах океана, странник, гонимый неутоленной тоской. Позже поэта начинает тревожить сознание бесполезности жизни. Затем, уже у позднего Тютчева, возникает уверенность в необходимости боя человека с судьбой. Бой этот неравный, роковой, но он неизбежен, потому что, может быть, только он и оправдывает жизнь человека, крохотной крупицы мироздания.

Федор Тютчев – поэт философ, поэтому основа его стихотворений – это размышление о мире, о месте человека в этом мире, о жизни и смерти. Природу он представляет в постоянном движении, величественно-прекрасной и торжественно-трагической. Человек же на ее фоне предстает маленькой, незначительной частичкой.

Так, в стихотворении «Весенняя гроза» поэт, казалось бы, описывает привычную любому глазу картину: гром, гроза, дождь… Но в последнем четверостишье Тютчев предлагает взглянуть на это природное явление с иного ракурса:

Ты скажешь: ветреная Геба,

Кормя Зевесова орла,

Громокипящий кубок с неба,

Смеясь, на землю пролила.

Эти строки заставляют задуматься над значением весенней грозы в масштабах вселенной.

Быть может, это просто шутка богов? Но если целая стихия – это лишь небольшая часть чего-то более величественного, то какое же место в этом мире занимает человек?

Другим примером может послужить стихотворение «Полдень». Здесь описывается жаркий летний полдень. Безмятежное, «ленивое» состояние «дремоты» навевает на сон. Но снова в конце стихотворения звучит указание на место человека в этом мире:

И сам теперь великий Пан

В пещере нимф покойно дремлет.

Никто, даже «великий Пан», не способен противостоять силам природы.

Еще одно стихотворение - «С поляны коршун поднялся…». Здесь лирический герой восхищается природной способностью птицы летать: «Природа-мать ему дала / Два мощных, два живых крыла». В итоге лирический герой противопоставляет себя коршуну: «А я здесь в поте и пыли. / Я, царь земли, прирос к земли!..» Несмотря на то что коршун питается падалью, он может летать, а человек, провозгласив себя «царем земли», не может обладать такой способностью.

Таким образом, мы видим, что мир природы в восприятии лирического героя тютчевских стихотворений предстает величественным и непостижимым. А человек в этом мире – песчинка.

Тютчев Ф.И. Биография и личность поэта. Образ лирического героя. Основные темы и мотивы лирики

Цель:

Расширить и углубить знания учащихся о жизни и творчестве Ф.И. Тютчева, дать представление о нем как о человеке и поэте, познакомить с основными темами и мотивами его лирики; совершенствовать навыки составления тезисного плана, хронологической таблицы, выразительного чтения, анализа лирического произведения;

Развивать эстетическое чувство, мышление, память и речь;

Формировать уважение к жизни и творчеству Ф.И. Тютчева, воспитывать патриотизм, честность, активную жизненную позицию; приобщать к искусству слова.

Ход урока

I . Организационный этап

II . Актуализация

О вещая душа моя!

О сердце, полное тревоги!

О, как ты бьешься на пороге

Как бы двойного бытия.

Ф.И. Тютчев

Тютчев... создал речи, которым

не суждено умереть.

И.С. Тургенев

    Беседа по материалам предыдущего урока

    Какие произведения называются классическими?

    Литература какого периода будет изучаться в 10 классе?

    Назовите наиболее выдающихся русских писателей-классиков этого периода.

    Какие события определили общественную жизнь России в этот период?

    Расскажите о просвещении и культуре России второй половины XIX в.

    Расскажите о своеобразии развития русской литературы второй половины XIX века.

III . Формирование новых понятий и способов действия

Звучит романс «Я встретил Вас».

1. Жизнь и творчество Ф.И. Тютчева.

(Сообщение заранее подготовленных учащихся.)

Составление всеми учащимися тезисного плана.

Основное:

    Необычайная одаренность и ранняя карьера чиновника и поэта.

    Позднее начало публикации стихов и поздняя слава.

    Необычайно длительное нахождение вдали от родины (22 г.). Большую часть жизни провел за границей, в основном в Германии, дважды был женат на иностранках. Язык общения - французский (по преимуществу), немецкий. Русский язык - для стихов.

    Многолетняя дипломатическая миссия сформировала истинного патриота, который отстаивал интересы родины, «служа делу, а не лицам» (например, эпитафия «Не Богу ты служил и не России» - смелый поступок человека, приближенного ко двору).

    «Видел трех императоров».

    Знакомство и общение с выдающимися представителями русской и европейской культуры.

    Небрежное отношение к собственному творчеству, первая подборка стихов в журнале «Современник» опубликована Пушкиным в 1836 г. - «стихи, присланные нам из Германии».

    По-настоящему для русской читающей публики Тютчева, открыл Некрасов.

    Трагические судьбы близких поэта.

    С легкой руки Тютчева его стихотворения «Эти бедные селенья...», «Умом Россию не понять...» стали сакраментальными (общепринятыми и одновременно священными) строками о России.

    Основной тезис (записать на доске) : «Тютчев был не только самобытный, глубокий мыслитель, не только своеобразный, истинный художник-поэт, но и один из малого числа носителей, даже двигателей нашего русского самосознания» (И.С. Аксаков, К.С. Аксаков).

2. Беседа

    В каком возрасте Тютчев начал печататься и был официально признан как литератор?

    В каком возрасте Тютчев стал студентом? Закончил университет? Стал дипломатом?

    Как Тютчев относился к публикации своих произведений?

    Какие события личной жизни оставили глубокий след в жизни поэта?

3. Проверка тезисного плана, его корректировка

тезисный план

Даты

Города

События

В имении Тютчевых - селе Овстуг Орловской губернии - родился Федор Иванович Тютчев.

До 1819

Овстуг Брянский уезд Орловская губерния

Детство, первые стихотворные опыты.

Получает домашнее образование; под руководством С.Е. Раича (1792-1865) - поэта, переводчика. «...Года через три он уже был не учеником, а товарищем моим» (Раич о Тютчеве).

Принят в члены общества Любителей российской словесности.

12-летний Тютчев за оду - подражание Горацию «На новый 1816 год» Обществом любителей российской словесности удостоен звания «сотрудника».

1819-1821

Первое выступление в печати - вольное переложение «Послания Горация к Меценату».

Учеба в Московском университете.

Окончил университет с кандидатской (высшей из возможных) степенью.

Назначен на службу в Коллегию иностранных дел в Петербурге.

Вскоре получает место в русской дипломатической миссии в Баварии и отправляется в Мюнхен.

Тютчеву предстоит провести за границей 22 года (в Россию приезжал четыре раза на короткий срок), из них 17 - на дипломатической службе.

1822-1837

Сверхштатный чиновник и второй секретарь русской миссии в Мюнхене.

1837-1839

Первый секретарь и поверенный в делах в Турине.

Женитьба на Элеоноре Петерсон.

1836

Петербург

Публикация первой подборки стихов в «Современнике» А.С. Пушкина

Перевод в Италию старшим секретарём русской миссии.

Петербург

Смерть жены, на руках поэта остаются три дочери.

Женитьба на Эрнестине Дернберг.

Уход в отставку. Возвращение в Мюнхен.

Петербург

Возвращение на родину.

Зачислен старшим цензором при Особой канцелярии Министерства иностранных дел.

Петербург

Знакомится с Еленой Александровной Денисьевой (1826-1864). Статья Некрасова «Русские второстепенные поэты». Некрасов напомнил читающей публике о поэзии Тютчева и поставил его в один ряд с Пушкиным и Лермонтовым: «Несмотря на заглавие... мы решительно относим талант господина Ф.Т. к русским первостепенным поэтическим талантам».

Петербург

Первый сборник стихов (под ред. И.С. Тургенева).

Петербург

Назначение на пост председателя Комитета иностранной цензуры.

Петербург

Смерть Е.А. Денисьевой, крайне тяжело переживавшаяся поэтом и открывшая полосу утрат в его жизни: смерть сына и дочери Денисьевой; матери, сына Дмитрия, дочери Марии, брата Николая, многих знакомых.

«Дни сочтены, утрат не перечесть,

Живая жизнь давно уж позади».

Петербург

Выходит второй сборник Тютчева, не вызвавший, в сравнении с первым, столь живого отклика у читателей.

Петербург

Смерть брата и сына.

Петербург

Смерть дочери.

Царское Село

Ф.И. Тютчев скончался в Царском Селе.

Похоронен в Петербурге на кладбище Новодевичьего монастыря.

4. Слово учителя

Поэзия Ф.И. Тютчева относится к непреходящим ценностям литературы прошлого, которые и в наши дни обогащают духовную культуру каждого человека. Творчество Тютчева привлекало внимание многих выдающихся писателей, мыслителей, ученых, но до сих пор оно осталось недостаточно изученным и понятым.

Основные темы и мотивы лирики Ф.И.Тютчева

    Философская лирика

    Любовная лирика

    Пейзажная лирика

    Стихотворения о России

5. Пейзажная лирика Ф.И. Тютчева

В сознание читателей поэт вошел прежде всего как певец природы, ни для кого из русских поэтов, кроме разве его младшего современника Фета, природа не являлась таким постоянным источником впечатлений и раздумий, как для Тютчева.

Преобладание пейзажей - одна из примет его лирики. Правильнее называть ее пейзажно-философской : картины природы воплощают глубокие, напряженные трагические раздумья поэта о жизни и смерти, о человеке, человечестве и мироздании: какое место занимает Человек в мире и в чем его Судьба.

Природа у Тютчева изменчива, динамична. Не знающая покоя, она вся в борьбе противоборствующих сил, беспрерывной смены дня и ночи, круговороте времен года, она многолика, насыщена звуками, красками, запахами.

Поэта особенно привлекают переходные промежуточные моменты жизни природы. Он изображает осенний день, напоминающий о недавнем лете («Есть в осени первоначальной...») или же осенний вечер - предвестие зимы («Осенний вечер» ). Он воспевает не грозу в разгар лета, а весенний первый гром «в начале мая». Он рисует первое пробуждение природы, перелом зимы к весне («Еще земли печален вид, / А воздух уж весною дышит...»).

Словно живое, мыслящее существо, она чувствует, дышит, радуется и грустит. Весенний гром грохочет в небе, «как бы резвяся и играя». Вешние воды «бегут и будят сонный брег». Уступая дорогу весне, зима злится, «хлопочет», «ворчит», «бесится». «Лазурь небесная смеется», «полупрозрачный лес грустит» и т.д. Само по себе одушевление природы довольно обычно в поэзии. Но для Тютчева это не просто метафоры и олицетворения: живую краску природы «он принимал и понимал не как свою фантазию, а как истину», - писал B .C . Соловьев.

Природа и человек образуют в лирике поэта единство, поэтому многим его стихам присуща двучастная композиция, построенная на параллелизме между жизнью природы и жизнью человека. («Осенний вечер», «Еще земли печален вид...», «Когда в кругу убийственных забот...», «О чем ты воешь, ветер ночной»).

IV . Применение. Формирование умений и навыков

1. Ч тение и анализ стихотворения «Весенняя гроза» (1828)

Статична ли картина, нарисованная поэтом?

Как поэт передает динамику жизни, экспрессию?

2. Ч тение и анализ стихотворения «Осенний вечер» (1830)

Выразительное чтение стихотворения учителем или специально подготовленным учеником. Беседа.

Справедливо ли было бы отнести это стихотворение к философской лирике? Почему?

Какова главная мысль стихотворения?

Изображение природы и мысли о человеческой жизни слиты воедино, пейзажи получают символический смысл. В стихотворении изображается не только «вечер года», но и «светлое» увядание человеческой жизни.

3. Ч тение и анализ стихотворения «Не то, что мните вы, природа...» (1836)

Выразительное чтение стихотворения учителем или специально подготовленным учеником. Беседа.

Природа в стихах Тютчева очеловечена, одухотворена. Она внутренне близка и понятна человеку, родственна ему.

Найдите в стихотворении параллели, которые можно провести между человеком и природой.

«В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык...» - убежден поэт.

4. Ч тение и анализ стихотворения «День и ночь» (1839)

Выразительное чтение стихотворения учителем или специально подготовленным учеником. Беседа.

На основе какого приема построено это стихотворение?

Стихотворение строится на антитезе.

Какие изобразительные средства использует автор, описывая день и ночь?

Вывод

Итак, в чем же особенность изображения природы Тютчевым, чем его взгляд отличается от нашего?

Тютчев изображает природу не со стороны, не как наблюдатель и фотограф. Он пытается понять душу природы, услышать ее голос. Природа у Тютчева - это живое, разумное существо.

V . Этап информации о домашнем задании

1. Выучить наизусть стихотворение Ф.И. Тютчева «Есть в осени первоначальной…»

2. Подготовить устный ответ на тему «Философская лирика Ф.И. Тютчева» (учебник, стр.13-16).

3. Индивидуальные задания учащимся:

подготовить сообщения об Амалии Лерхенфельд, Элеоноре Петерсон (урожденной графине Ботмер), Эрнестине Дернберг (урожденной баронессе Пфеффель), Елене Александровне Денисьевой (1826-1864),

а также сообщения « Стихотворческое новаторство Ф.И. Тютчева» и «Структурные особенности стихотворений Ф.И. Тютчева».

VI . Этап рефлексии

Творчество Федора Ивановича Тютчева — это блестящая страница русской поэзии XIX века. писал о человеческих чувствах, о природе, о России. В его стихах лирический герой предстает человеком, способным на сильные чувства, нежным, искренним. Лирический герой в поэзии Тютчева — это двойник самого поэта, он часто отражает его мысли и чувства. Особенно хорошо это видно в любовной лирике.
Любовь у Тютчева огромна и всеобъемлюща, она захватывает всего человека. Но она трагична, потому что такая любовь не может существовать в этом мире. Поэтому лирический герой несчастен. В его жизни много страданий, потерь, горя и разлук. Разлуки неизбежны, потому что любовь ослепляет человека, а когда проходит время, то он понимает, что предмет любви далек от идеала.

В разлуке есть высокое значенье:
Как ни люби, хоть день один, хоть век,
Любовь есть сон, а сон — одно мгновенье,
И рано ль, поздно ль пробужденье,
А должен наконец проснуться человек…

Противоречия лирического героя мешают ему быть счастливым. Но еще чаще он сам придумывает себе страдания.

Как неразгаданная тайна,
Живая прелесть дышит в ней –
Мы смотрим с трепетом тревожным
На тихий свет ее очей.
Земное ль в ней очарованье,
Иль неземная благодать?
Душа хотела б ей молиться,
А сердце рвется обожать…

Лирика Ф.И. Тютчева таинственная и непостижимая. Его стихотворения мелодичны, форма у них отточена. Особенно поражают стихи о природе: они гармоничны, совершенны, время не властно над ними.

Певучесть есть в морских волнах,
Гармония в стихийных спорах,
И стройный мусикийский шорох
Струится в зыбких камышах.
Невозмутимый строй во всем,
Созвучье полное в природе, —
Лишь в нашей призрачной свободе
Разлад мы с нею сознаем.

Когда пробьет последний час природы,
Состав частей нарушится земных:
Все зримое опять покроют воды,
И Божий лик изобразится в них!

В стихах о природе мы видим тонкое восприятие красоты мира, чувствуем запахи, краски, слышим звуки. Тютчев мастерски рисует картины природы: он обращает наше внимание на что-то особенное, яркое, он умеет приблизить к нам явления природы, передать небесную гармонию. В природе он видит борьбу противоположностей и показывает нам, что от этого и возникает гармония. Лирический герой отзывчив ко всему, что происходит в окружающем мире. Для него и для автора природа — это часть Родины.
Тютчев очень любит Россию. Он готов быть с ней и в счастье, и в горе. У него есть своя гражданская позиция — он патриот. Тютчев написал о России много стихотворений. Его стихи воспитывают патриотические чувства, они заставляют читателей осознать свою ответственность за судьбу Родины. Он не боится испытаний и призывает к этому своих читателей:

Счастлив, кто посетил сей мир
В его минуты роковые!
Его призвали всеблагие
Как собеседника на пир.
Он их высоких зрелищ зритель,
Он в их совет допущен был –
И заживо, как небожитель,
Из чаши их бессмертье пил!

Поэт восхищается Россией, он застывает в молчании перед ее тайной и непостижимостью.

Умом Россию не понять.
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать –
В Россию можно только верить.

Мне кажется, что стихи Тютчева очень важны сейчас. Мне нравится читать его стихи, потому что они приобщают нас к прекрасному и вечному.

Сочинение

Выдающийся русский лирик Федор Иванович Тютчев был во всех отношениях противоположностью своему современнику и почти ровеснику Пушкину. Если Пушкин получил очень глубокое и справедливое определение солнца русской поэзии, то Тютчев ночной поэт. Хотя Пушкин и напечатал в своем Современнике в последний год жизни большую подборку стихов тогда никому не известного, находившегося на дипломатической службе в Германии поэта, вряд ли они ему очень понравились. Хотя там были такие шедевры, как Видение, Бессонница, Как океан обемлет шар земной, Последний катаклизм, Цицерон, О чем ты воешь, ветр ночной, Пушкину была чужда прежде всего традиция, на которую опирался Тютчев: немецкий идеализм, к которому Пушкин остался равнодушен, и поэтическая архаика XVIII начала XIX века (прежде всего Державин), с которой Пушкин вел непримиримую литературную борьбу.

С поэзией Тютчева мы знакомимся в начальной школе, это стихи о природе, пейзажная лирика. Но главное у Тютчева не изображение, а осмысление природы философская лирика, и вторая его тема жизнь человеческой души, напряженность любовного чувства. Единство его лирике придает эмоциональный тон постоянная неясная тревога, за которой стоит смутное, но неизменное ощущение приближения всеобщего конца.

Наряду с нейтральными в эмоциональном плане пейзажными зарисовками, природа у Тютчева катастрофична и восприятие ее трагедийно. Таковы стихотворения Бессонница, Видение, Последний катаклизм, Как океан объемлет шар земной, О чем ты воешь, ветр ночной… Ночью у бодрствующего поэта открывается внутреннее пророческое зрение, и за покоем дневной природы он видит стихию хаоса, чреватого катастрофами и катаклизмами. Он слушает всемирное молчание покинутой, осиротелой жизни (вообще жизнь человека на земле для Тютчева есть призрак, сон) и оплакивает приближение всеобщего последнего часа:

И наша жизнь стоит пред нами,

Как призрак, на краю земли.

О, страшных песен сих не пой

Про древний хаос, про родной!

Заклинает поэт ветр ночной, но продолжает стихотворение так:

Как жадно мир души ночной

Внимает повести любимой!

Такая двойственность естественная: ведь в душе человека те же бури, под ними (т. е. под человеческими чувствами) хаос шевелится, тот же родимый, что и в мире окружающей среда.

Жизнь человеческой души повторяет и воспроизводит состояние природы мысль стихотворений философского цикла: Цицерон, Как над горячею золой, Душа моя элизиум теней, Не то, что мните вы, природа!.., Слезы людские, Волна и дума, Два голоса. В жизни человека и общества те же бури, ночь, закат, господствует рок (об этом стихотворение Цицерон со знаменитой формулой: Блажен, кто посетил сей мир в его минуты роковые). Отсюда острое ощущение конца бытия (Как над горячею золой), признание безнадежности (Два голоса). Выразить же все это и тем более быть понятым и услышанным людьми невозможно, в этом Тютчев следует распространенной романтической идее принципиальной непонятности толпе прозрений поэта.

Столь же катастрофична и гибельна для человека любовь (О, как убийственно мы любим, Предопределение, Последняя любовь). Откуда же у Тютчева все эти страсти роковыеОни определены эпохой великих социально-исторических катаклизмов, в которую жил и творил поэт. Обратим внимание, что творческая активность Тютчева приходится на рубеж 2030-х годов, когда революционная активность и в Европе, и в России пошла на спад и утвердилась николаевская реакция, и на конец 40-х годов, когда по Европе вновь прокатилась волна буржуазных революций.

Разберем стихотворение Я лютеран люблю богослуженье, датированное 16 сентября 1834 года. Чем привлекла православного христианина Тютчева вера немецких протестантов, последователей зачинателя европейской Реформации Мартина Лютера. Он увидел в обстановке отправления их культа столь родственную его душе ситуацию всеобщего конца: Собравшиеся в дорогу, в последний раз вам вера предстоит. Поэтому так пуст и гол ее дом (а в первой строфе Сих голых стен, сей храмины пустой). Вместе с тем в этом стихотворении Тютчев с потрясающей силой выразил смысл любой религии: она готовит человека, его душу к последнему уходу. Ведь смерть с религиозной точки зрения благо: душа возвращается в свое божественное лоно, из которого вышла при рождении. Христианин должен быть всякий миг готов к этому. Он и ходит в Божий храм затем, чтобы подготовить к этому душу.

Но час настал, пробил…

Молитесь Богу,

В последней раз вы молитесь теперь.

Поэт стремится, прежде всего, показать мир человеческой души, осознать, есть ли какой-то смысл в существовании. В лирике Тютчева часто встречается противопоставление вечного и мгновенного, всегда возрождающейся природы и короткой человеческой жизни. Поэт не как философское, умозрительное понятие, а как реальность воспринимает Бесконечность, Вечность. В этой Вечности жизнь человеческая лишь короткая вспышка.

Это парадоксально, но одновременно с ничтожностью индивидуального бытия Тютчев ощущает и его колоссальность: Я, царь земли, прирос к земле, По высям творенья, как Бог, я шагал… Подобная раздвоенность вообще свойственна поэту. Для него у каждого поэтического понятия есть изнанка: гармония хаос, любовь смерть, вера безверие. Человек всегда находится между небом и землей, между днем и ночью, на пороге двойного бытия. Душа всегда жилица двух миров.

Может быть, это восприятие личности на грани двух миров и объясняет пристрастие Тютчева к образу сна, сновидения, где человек как никогда приближается к границе двух разных жизней. Сон в восприятии поэта тоже неоднозначен. С одной стороны это некая форма существования, близкая к хаосу (частый образ у Тютчева). В одном из стихотворений Сон близнец Смерти. С другой стороны, сон может быть и благодатным, и волшебным, и младенчески-прекрасным.

Двойственность Тютчева ярко проявилась в стихотворении Сон на море. Он пишет:

…Я, сонный, был предан всей прихоти волн.

Две беспредельности были во мне,

И мной своевольно играли оне.

И в том же стихотворении:

По высям творенья, как Бог, я шагал,

И мир подо мною недвижный сиял.

Все эти образы-символы не только говорят о существовании человека на границе сна и яви, покоя и бури, но также показывают ту огромную роль, которую человек играет в мироздании. Странное сочетание, так свойственное Тютчеву: он подчинен прихоти волн и в то же время шагает по высям творенья.

Тютчев никогда не уставал говорить о том, что человек часть природы, ее неотделимая частица. В то же время, особенно в раннем творчестве, он замечал, что у человека существует потребность уйти от толпы, уединиться в себе:

Лишь жить в себе самом умей

Есть целый мир в душе твоей…

Этот мотив снова звучит в стихотворении Душа моя Элизиум теней… Душа чуждается живой жизни, толпы, она живет своими воспоминаниями. Хотя так происходит, но это вовсе не благо для поэта. Напротив, он стремится именно к живой жизни (особенно в ранней лирике):

Нет, моего к тебе пристрастъя

Я скрыть не в силах, мать-земля!

Если ранней лирике Тютчева свойственно противопоставление мироздания и отдельного человека (огромной скалы и крошечной песчинки), то позже поэт спускается на грешную землю, зачастую не ограничиваясь умозрительными рассуждениями, а прослеживая человеческую судьбу. Начинает проясняться своеобразная жизненная философия: чем труднее, обреченнее живет человек, тем сильнее любит он землю. Обреченность, мучения, порой даже смерть, соседствуют с неизбывной любовью к миру. Сияющий мир во всем великолепии появляется у него даже в трагичнейшем стихотворении о любви Весь день она лежала в забытьи… Женщина (любимая женщина) лежит на смертном одре, а за окном продолжается жизнь.

Для Тютчева характерны размышления о смерти, о горестях, о безрадостности человеческого удела, о слезах:

Слезы людские, о слезы людские,

Льетесь вы ранней и поздней порой…

Вся поэзия Тютчева пронизана трагизмом одинокого существования, раздвоенностью души, неверием, часто отчаянием. Но вместе с тем у позднего Тютчева все чаще звучит мотив непокорности судьбе, жажды борьбы, вне которой жизнь теряет свое оправдание:

Мужайтесь, о други, боритесь прилежно,

Хоть бой и неравен, борьба безнадежна!

Да, борьба безнадежна, но бороться надо!

В этом, может быть, единственный смысл бытия.

Контраст лирики Тютчева заключен, с одной стороны, в его упоении жизнью, ощущении радости, неповторимости бытия, с другой в осознании скоротечности жизни, в восприятии ее как чего-то призрачного, тени от дыма (даже не дыма, только тени!). Эти противоречия и составляют жизненную философию поэта, два взгляда на жизнь сливаются в единое восприятие действительности.

Тютчев всегда пытался определить смысл бытия. Чем старше он становился (в поэтическом и человеческом отношении), тем чаще он связывал с человеком образ борьбы, отчаянного боя. Поначалу человек для Тютчева лишь часть огромного мироздания, крохотная щепка на волнах океана, странник, гонимый неутоленной тоской. Позже поэта начинает тревожить сознание бесполезности жизни. Затем, уже у позднего Тютчева, возникает уверенность в необходимости боя человека с судьбой. Бой этот неравный, роковой, но он неизбежен, потому что, может быть, только он и оправдывает жизнь человека, крохотной крупицы мироздания.