Владельцу «Домодедово» не разрешили общаться с женой и гулять. Каменщик Дмитрий Владимирович – глава правления группы компаний «ИстЛайн» Каменщик биография

Кто-то приходит в бизнес, пройдя тяжелый путь от рабочего до топ-менеджера, кому-то улыбнулась удача, а некоторые зарабатывали свои миллионы долларов в лихих 90-х годах состоя в криминальных структурах. О некоторых миллиардерах известно практически все, а другие тщательно скрывают данные о своей жизни. Наш сегодняшний герой – Каменщик Дмитрий Владимирович, и в этой статье мы рассмотрим, какой он человек, как строил свой бизнес в «Домодедово» и чем занимается в свободное время.

Каменщик Дмитрий Владимирович родился в Екатеринбурге (в советские времена – Свердловск) 26 апреля 1968 году. Родители будущего бизнесмена познакомились еще, будучи студентами Уральского политеха. Мать работала на секретном карто-геодезическом предприятии, а отец в «Уралгипротрансе». В школе Дмитрий учился хорошо и состоял в Свердловском отряде «Каравелла», основанном детским писателем Владиславом Крапивиным. Среди выпускников «Каравеллы» много сотрудников ФСБ, военных, занимающих высокие посты, и знаменитых людей. Намного позже бизнесмен, скажет, что пребывание в отряде положительным образом сказалось на становлении его характера.

После выпуска из свердловской школы №104 Каменщик едет в Москву, где поступает в МЭИ на факультет энергофизики. В такой семье выбор профессии был предопределен. Отучившись всего один курс, Дмитрий в 1986 году призывается на службу в армию. Демобилизовавшись в 1988 году, он недолго проработал в комитете по телерадиовещанию Свердловска.

Каменщик Дмитрий Владимирович

Образование

В 1990 году Дмитрий Владимирович решает все же получить высшее образование и поступает в МГУ им. М.В. Ломоносова на факультет философии, но спустя некоторое время прерывает свое обучение и берет академотпуск. Завершить учебу и получить диплом Каменщик смог только в 2000 году, правда, уже на социологическом факультете и по специальности экономическая социология. Еще через 3 года он успешно защищает кандидатскую диссертацию и ему присваивается степень кандидата экономических наук.

Карьерный рост

Сразу стоит сказать, что свое состояние Каменщик заработал не на природных ресурсах, как большинство российских миллиардеров, а в транспортной сфере. Согласно официальной биографии свой путь в большой бизнес Дмитрий Владимирович начал в 23 года еще во время учебы в институте, для чего ему пришлось временно прервать получение образования. Он познакомился с Антоном Баковым, владельцем турфирмы «Малахит», который создает филиал в столице, обслуживающий польских туристов и занимающийся их перевозкой в Москву или обеспечивая транзит в Индию.

В это московское отделение фирмы Баков приглашает руководителем Дмитрия Каменщика, с которым как оказалось, они учились в одной школе.

Спустя два года основывается фирма «Ист Лайн», профилированная на сопровождение и авиаперевозку различных грузов, в основном из Китая. После получения аэропортом «Домодедово» статуса международного, фирма арендует самолеты, налаживает контакты и организовывает пассажирские и грузовые чартерные рейсы в Польшу и Пекин. Случались в работе компании и нарушения. В Китае арендованные воздушные суда загружались настолько, что летчикам было затруднительно пробраться в кабину, большое количество ввозимых товаров не декларировались или допускались махинации с указанием реального веса, что было характерно для любого бизнеса того времени. Однако, практически все средства, заработанные на подобных грузоперевозках, вкладывались в развитие инфраструктуры предприятия.

В 1993 году на базе «Домодедово» создается несколько фирм, занимающихся предоставлением определенных услуг аэропорту. Также организовывается СП, которое объединило «Ист Лайн» и «Домодедово» и стало заниматься вложениями в модернизацию грузового терминала аэропорта.

Благодаря вложениям в терминал совместное предприятие смогло взять на себя прием основного потока грузов, которые ввозили в Россию «челноки». Постепенно компания завоевывает лидирующие позиции. В 1994 году Дмитрий Владимирович назначается на пост гендиректора, а спустя год он уже возглавляет руководство «Ист Лайн». Через несколько лет практически вся обширная инфраструктура «Домодедово», переходит в собственность Каменщика и его партнеров на условиях 75-летней аренды. В 1998 году Дмитрий Владимирович принимает на себя полное руководство аэропортом «Домодедово».

Система управления, которую внедрил Каменщик у себя в компании, позволила выбиться предприятию на первое место по пассажирским перевозкам в России, а в 2011 году стать одним из крупнейших аэропортов в Европе. Как сообщали в новостях, бизнесмену удалось провести его реконструкцию, не останавливая работу предприятия ни на минуту.

В 2002 году успешный российский бизнесмен Каменщик принимает решение заняться машиностроением. Главная цель – снижения уровня дефицита электропоездов. Поэтому Дмитрий Владимирович покупает практически 99% акций «Демиховского машиностроительного завода», а позднее он становится собственником «Октябрьского электровагоноремонтного завода» и «Центросвар». Однако машиностроительное направление в 2004 году продается.

В том же 2004 году Росимущество открывает дело по оспариванию приватизации «Домодедово», однако спустя несколько лет Высший арбитражный суд РФ прекращает производство по данному делу.

Через восемь лет, после открытия дела, многочисленных проверок и судебных тяжб, Росимущество полностью отказывается от претензий к холдингу Каменщика, но при этом стоимость арены увеличивается в четыре раза.

В 2011 году правоохранительные органы предпринимали попытки выяснить истинного собственника «Домодедово». Миллиардер при этом называл себя не владельцем, а лишь руководителем аэропорта и подтверждал это утверждение контрактом с компанией Airport Management Company Ltd. Однако, при подготовке документации для размещения акций на Лондонской фондовой бирже, на ее официальном сайте было указано, что конечным владельцем «Домодедово» является все же Дмитрий Владимирович Каменщик. Спустя два года бизнесмен официально объявляется единственным собственником, бенефициаром и председателем совета директоров «Домодедово». Сокрытие имен настоящих владельцев Каменщик назвал защитной мерой от различных рейдерских захватов.

В биографии Каменщика имеется период и политической деятельности. В период 2000-2004 гг. бизнесмен входил с Совет по предпринимательству при Правительстве РФ, а также занимал должность советника губернатора МО и председателя Госдумы России.

Материальное благополучие

По последним данным основной капитал Дмитрия Каменщика составляет группа DME – холдинг, в который входит 23 компании с различными направлениями деятельности. Базой холдинга является компания «Аэротрополис» и аэропорт «Домодедово». Группа DME включает в себя различные ТРЦ, гостинично-отельные комплексы, транспортные узлы и бизнес-застройки. Также миллиардер является собственником земельного участка 23 000 га в Домодедовском районе, что по площади составляет четвертую часть территории Москвы в пределах МКАД. Каменщик сейчас живет в особняке площадью 1 675 м 2 , расположенным в Одинцово. Достоверных данных о том, что бизнесмен владеет недвижимостью за рубежом и яхтами, нет.

Согласно престижному рейтингу российской версии журнала Форбс «200 богатейших бизнесменов России» в 2018 году Каменщик поднялся на 32 позицию благодаря состоянию в 3,5 млрд. $. Некоторые СМИ приписывали ему близкое соседство и знакомство с бывшим российским премьером Виктором Черномырдиным. Также упоминалось, что бизнесмен владел яхтой, которую перегнал из ОАЭ, чем вызвал зависть со стороны супруги премьера и недолгую опалу. Но впоследствии гнев был сменен на милость и Дмитрий Владимирович с Черномырдиным стали хорошими соседями. Но это лишь из разряда слухов, поэтому за достоверность ручаться не будем.

Личная жизнь и увлечения

Личная жизнь в биографии Дмитрия Владимировича Каменщика закрыта для широкой общественности. По одним данным у него семьи и детей, другие источники заявляли, что у бизнесмена есть жена и сын. В СМИ проскальзывала новость, что у него пятеро детей, но сам Дмитрий Владимирович данную информацию не подтверждает. Хотя во время судебного разбирательства после теракта в январе 2011 года, где бизнесмен и владелец «Домодедово» обвинялся в нарушении правил безопасности приведшему к трагедии, защита просила позволить Каменщику встречи с гражданской женой, которая является матерью его четверых детей.

Российский миллиардер не любит давать интервью и отдает предпочтение времяпрепровождению в покое, вдали от вечеринок и шумного общества. Увлекается кайтингом, подводным плаванием, сноубордингом, несколькими видами боевых искусств и управлением реактивных самолетов.

Сегодня

Сейчас Дмитрий Владимирович Каменщик занимает 32 позицию в рейтинге российской версии престижного журнала Форбс «200 богатейших бизнесменов России» и по официальной версии считается одним из состоятельных холостяков. Многие, кто близко знаком с бизнесменом отмечают его блестящий ум, деловую хватку и тяжелый характер. Практические все партнеры и друзья Каменщика говорят о его преданности своему делу.

Биография

Образование

В 2000 году Каменщик закончил Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова (социологический факультет) по специализации экономическая социология. В 2003 году защитил диссертацию на соискание учёной степени кандидата экономических наук.

Общественная деятельность

С 2000 года - член Совета по предпринимательству при Правительстве России, советник председателя Государственной думы , советник губернатора Московской области.

Примечания


Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Каменчане
  • Каменщина (Смоленский район)

Смотреть что такое "Каменщик, Дмитрий Владимирович" в других словарях:

    Каменщик, Дмитрий Владимирович - Председатель совета директоров группы компаний "Ист Лайн"; родился 26 апреля 1968 г. в г. Свердловск (Екатеринбург); учился на философском факультете МГУ им. М. В. Ломоносова, однако не окончил курса обучения и ушел из университета в… … Большая биографическая энциклопедия

    Каменщик, Дмитрий - Председатель совета директоров аэропорта Домодедово Председатель совета директоров московского международного аэропорта Домодедово и его главного оператора компании Ист Лайн. Упоминался в СМИ как владелец Домодедово. Дмитрий Владимирович… … Энциклопедия ньюсмейкеров

    Сапрыкин, Юрий - Шеф редактор объединенной компании Афиши и Рамблера Шеф редактор объединенной компании Афиши и Рамблера с сентября 2011 года. Несколько месяцев в 2011 году был главным редактором интернет проекта Slon.ru. Ранее редакционный директор изданий ЗАО… … Энциклопедия ньюсмейкеров

    Лауреаты Сталинской премии за выдающиеся изобретения и коренные усовершенствования методов производственной работы - Сталинская премия за выдающиеся изобретения и коренные усовершенствования методов производственной работы форма поощрения граждан СССР за значительные заслуги в техническом развитии советской индустрии, разработки новых технологий, модернизации… … Википедия

    Лауреаты Сталинской премии за выдающиеся изобретения - Содержание 1 1941 2 1942 3 1943 4 1946 4.1 Премии … Википедия

    Сталинская премия за выдающиеся изобретения и коренные усовершенствования методов производственной работы (1951) - Эта страница информационный список. Основные статьи: Сталинская премия, Сталинская премия за выдающиеся изобретения и коренные усовершенствования методов производственной работы … Википедия

    Список Героев Социалистического Труда (С) - В настоящем списке представлены в алфавитном порядке Герои Социалистического Труда, получившие почётное звание Герой Социалистического Труда, чьи фамилии начинаются с буквы «С». Список содержит информацию о годах жизни, роде деятельности… … Википедия

    Список награждённых медалью «За спасение погибавших», 2001 год - Приложение к статье Медаль «За спасение погибавших» Содержание 1 Республика … Википедия

    Список выпусков телепередач «Криминальная Россия» и «Криминальные хроники» - В данном списке представлены серии телепередачи «Криминальная Россия». Цикл выходил с 1995 по 2007 год на телеканалах НТВ и Первый канал, впоследствии переименован в «Криминальные хроники», который выходил в 2009 2010 годах на «Первом канале».… … Википедия

    Список Героев Социалистического Труда (Ковтуненко - В настоящем списке представлены в алфавитном порядке Герои Социалистического Труда, получившие почётное звание Герой Социалистического Труда, чьи фамилии начинаются с буквы «К». Список содержит информацию о годах жизни, роде деятельности… … Википедия

В несоблюдении правил безопасности, в результате чего в 2011 году в аэропорту произошёл теракт, унёсший жизни 37 человек. Вчера он был заключён под домашний арест. Сам Каменщик вину не признаёт и заявляет, что на момент теракта аэропорт полностью соответствовал прописанным в законе требованиям безопасности. При этом источники СМИ сообщают , что уголовное дело - способ реприватизировать аэропорт. Несмотря на это, Каменщик не стал скрываться и сам пришёл на допрос. «Крапивинский мальчик» (в детстве Дмитрий Каменщик был членом екатеринбургского отряда «Каравелла», созданного (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B0%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%B5%D0%BB%D0%BB%D0%B0 (%D0%BF%D1%80%D0%B5%D1%81%D1%81-%D1%86%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%80%D0%B8 %D0%BF%D0%B0%D1%80%D1%83%D1%81%D0%BD%D0%B0%D1%8F%D1%84%D0%BB%D0%BE%D1%82%D0%B8%D0%BB%D0%B8%D1%8F)) писателем Владиславом Крапивиным) утверждает, что уверен в своей правоте и готов стоять за своё дело до последнего. «Секрет» выяснил, какими принципами Дмитрий Каменщик руководствуется в бизнесе.

О начале бизнеса

В начале 1990-х годов я нуждался в деньгах , потому что у меня не было никакой финансовой поддержки от родителей. Я должен был зарабатывать. Так возникла маленькая компания «Ист Лайн», состоящая из студентов - нам в среднем было лет по 20. Занялись экспедированием грузов - бизнес, не требовавший никаких вложений, которым мог заняться любой человек, имеющий домашний телефон. У меня он был: я снимал квартиру на окраине Москвы, у метро «Пражская».

Имущественные права доставались нам недёшево , но сценарий почти бесплатной приватизации не рассматривался. Про неё мы, конечно, слышали. Но, руководствуясь правилом не строить свой бизнес на неофициальных договорённостях с чиновниками, справедливо полагали, что это не для нас.

Когда «Аэросервис Домодедово» объявил себя банкротом , мы на открытых торгах выкупили все акции наших совместных предприятий. Последний шаг - аренда аэродрома на 75 лет. В кризисном 1998 году, когда я получал разрешение Федеральной авиационной службы и Мособлкомимущества на сделку, надо мной смеялись: «Зачем тебе это нужно? Сколько лет тебе будет, мальчик, когда закончится договор аренды?» Я отвечал, что не так много - 105 лет.

О стиле управления

Денежная мотивация, имевшая место на раннем этапе работы , очень быстро прошла, и появился огромный интерес социально-когнитивного свойства, который сохраняется и сегодня. Я с большим удовольствием хожу на работу. Причём мне нравится не тот факт, что я работаю в аэропорту, а именно - природа моей деятельности. По долгу службы я решаю эвристические задачи: мне неизвестен не только ответ, но и поисковая последовательность, ведущая меня к нему.

Ни в коем случае не следует отождествлять меня с организацией . Систему управления можно организовать так, что без определённого человека ни один рейс не улетит и ни один договор не подпишется. В нашем случае это не так: система очень распределённая. Я и вовсе не вовлечён в контур оперативного управления, моя компетенция - вопросы, связанные с развитием корпорации.

Кто является основной угрозой для предприятия? Собственник. Чем больше предприятие от него зависит, тем больше вероятность оказаться в беде. Мы всё время стремимся к тому, чтобы зависимость от своеволия одного лица - кем бы он ни был - сводилась к минимуму.

Я обычный человек, и у меня должен быть начальник , который мне об этом напомнит.

Не дружба с чиновником должна быть прочной, а экономика бизнеса должна быть прочной , дисциплина в организации должна быть прочной, технология должна быть эффективной и не позволять сотруднику отклоняться от намеченных администрацией метрик. Лучшая ли это стратегия выживания - покажет время.

У нас есть несколько статей, по которым мы увольняем . «Высшая мера» полагается за следующие нарушения: коррупция, хищение, алкоголизм, наркомания, сокрытие или предоставление ложной информации при служебном расследовании. Ты можешь принести убытки на несколько миллионов долларов, и, если ты всё добросовестно рассказал, тебя не допустят до самостоятельной работы, переведут на другую должность, но не уволят. Но если ты исказил факты при расследовании, это точно увольнение.

О проверках

Борис Немцов, который тогда был вице-премьером (в 1998 году. - Прим. «Секрета»), выпустил поручение проверить нас. Его заинтересовало, как так получилось, что аэродром находится в аренде, а объекты аэропорта - в частной собственности, притом что приватизации не было. Начались первые серьёзные проверки. Мы их прошли. И потому, что нами уже были сделаны действительно большие инвестиции в аэропорт, и потому, что сделки были юридически безупречны, хотя и очень необычны. Этот факт принёс нам начальную известность с примесью скандальности: традиционный порядок приобретать активы был иным.

Нас очень много проверяли . Вот статистика за 15 лет. У нас было 3386 судебных дел, более 10 000 судебных заседаний. У нас было 61 налоговое дело, 778 проверок различных органов, 23 уголовных дела, было проведено 130 обысков и выемок, более 1500 допросов. И 405 налоговых проверок. Все они закончились установлением истины.

Кажется, что интенсивный контроль является своего рода платой за концепт выстраивать свои отношения с государством исключительно на официальной основе, не рассчитывая на административный ресурс и близость к власти, которыми мы похвастаться не можем.

О коррупции

Я всегда говорил, что это не государство у нас пытается что-то отнять . Государство - более сложный организм, чем один чиновник или ведомство. А раз не государство, то что это? Рейдерская активность. Средства производства рейдера - дефекты государственной машины, с помощью которых он побуждает государственные институты к каким-то действиям.

Родился 26.04.1968 года в Екатеринбурге.

Образование и ученые степени.
Диплом о первом высшем образовании получил в МГУ им. Ломоносова, философский факультет которого он окончил в 1993 году. А в 2000году стал выпускником социального факультета этого же вуза.

Личная жизнь.
Состоит в официальном браке, есть ребенок.

Карьера.
Еще до начала обучения в вузе был сотрудником Областного комитета по Телевидению и Радиовещанию в Екатеринбурге. А в 1990 году стал руководителем туристической компании «Малахит». А уже через два года был назначен гендиректором московского представительства совместного предприятия «ИстЛайн», которое специализируется на услугах грузо- и пассажирских авиаперевозок, как внутри страны, так и за ее пределами, оказывает услуги в области логистики. А еще через два года, в 1994 году занял пост гендиректора акционерного общества закрытого типа «ИстЛайн». В 1995 году вошел в состав правления компании. В 1997 году начинает параллельно курировать российское представительство британской компании «Airport Management Company Ltd». В 2000 году вошел в состав Совета по предпринимательству при Правительстве Российской Федерации.

]), после чего некоторое время работал в Свердловском областном комитете по телевидению и радиовещанию . В 1990 году Каменщик поступил на философский факультет Московского государственного университета, но бросил учебу уже на втором курсе , (по другим сведениям, он поступил и ушел с факультета в конце 1980-х годов ).

В 1990 году Каменщик создал туристическую фирму "Малахит", которая занималась организацией шоппинг-туров в Китай , , , , , (по другим данным, обслуживала корейских туристов ). Новый бизнес Каменщика хорошо развивался, и вскоре он арендовал первый грузовой самолет для челночного бизнеса. По некоторым данным, схема, которую предлагала его компания, позволяли челнокам существенно "снизить расходы на транспортировку товара и его таможенную очистку". По ней товар еще в Китае скупался подставной компанией, которая фрахтовала самолет, причем часть груза отправлялась официально и растаможивалась по минимальной цене, а часть - контрабандно, а самолет вылетал со значительным превышением задекларированной загрузки. По данным ИА "Стрингер", к 1992 году компания обслуживала 80 процентов товарооборота России с КНР и начала поставлять бытовую технику из Объединенных Арабских Эмиратов. Агентство публиковало также сведения, согласно которым в начале 90-х годов деятельность "Малахита" могла быть связана с организованной преступной группировкой "уралмашевцев" , , . Впрочем, сам Каменщик заявлял, что его компания начала заниматься международными грузовыми перевозками только в конце 1993 года .

В 1992-1993 годах Каменщик был генеральным представителем в Москве зарегистрированного в 1991 году в Свердловске совместного советско-лихтенштейнского предприятия "Ист Лайн" (East Line) (в ряде СМИ при этом сообщалось, что фирмами из Лихтенштейна оно было зарегистрировано на Кипре только в 1994 году , ) , , , .

В 1994-1995 годах Каменщик занимал пост генерального директора авиакомпании АОЗТ "Ист Лайн" , , и в 1995 году стал председателем совета директоров группы "Ист Лайн" , , . К тому времени группа получила контроль над московским международным аэропортом "Домодедово". Некоторые поздние источники сообщали, что сам Каменщик в 1993 году стал председателем его совета директоров, однако в его официальных биографиях точная дата не указывалась , .

В 1993-1994 годах "Ист Лайн" и Домодедовское производственное объединение гражданской авиации (ДПО ГА) создали в аэропорту Домодедово дочерние предприятия, которые взяли аэрокомплекс под свой контроль. Отмечалось, что успешному бизнесу фирмы Каменщика немало способствовали ее "хорошие отношения" с областной администрацией. В 1997 году "Ист Лайн" заполучил контрольный пакет и самого ДПО ГА. Таким образом Каменщик, утверждали СМИ, стал фактическим владельцем "Домодедово" , , , , , , .

В 1997 году для управления аэропортом была создана "Группа Ист Лайн", в которую вошли офшорная компания Airport Serviсes Development Ltd. и еще 15 коммерческих организаций. Вплоть до 2011 года Домодедово оставался единственным аэропортом московского узла с непрозрачной структурой собственности, управлявшимся через разветвленную сеть офшорных компаний, в числе которых называли Airport Management Company Ltd, Hacienda Investments, Copperwood Nominees и FML (компания-владелец "Ист Лайна"), руководителем или представителем некоторых из них был сам Каменщик , , , , , , . В 1998 году группа получила взлетно-посадочную полосу Домодедово в аренду сроком на 75 лет со ставкой платежей в 107 тысяч долларов ежегодно , .

По некоторым сведениям, интересы Каменщика в 90-е годы защищал вице-премьер Олег Сосковец . Сам Каменщик при этом считался непубличной фигурой; впервые он выступил перед прессой только в 1998 году , .

К 2000 году парк авиакомпании "Ист Лайн" состоял из 50 самолетов, она считалась самой крупной грузовой авиакомпанией России . В 2005 году Каменщик вошел в совет директоров Европейского отделения Международного совета аэропортов (Airports Council International Europe) . Как член правления ACI Europe и председатель совета директоров "Домодедово" он фигурировал на сайте организации и в 2011 году . В СМИ он упоминался как советник председателя Государственной думы РФ Бориса Грызлова и губернатора Московской области Бориса Громова , а также как член Совета по предпринимательству при правительстве РФ , .

Отмечалось, что возглавляемая Каменщиком группа "Ист Лайн" вложила много средств в развитие комплекса "Домодедово" , еще в 1995 году компания начала строить в аэропорту новый грузовой терминал . Долгое время в прессе писали, что Домодедово является единственным современным аэропортом московского узла . К нему в 2002 году первыми в России были запущены поезда-экспрессы , а в 2009 году "Домодедово" стало первым российским аэропортом, получившим разрешение на прием и вылет самого большого в мире пассажирского авиалайнера Airbus A380 , .

Кроме авиации, "Ист Лайн" занимался также девелопментом (у компании было несколько проектов рядом с Домодедово и Шереметьево) и машиностроением. В 2002 года компания купила ряд машиностроительных активов, в том числе самого крупного производителя электропоездов в России, "Демиховский машиностроительный завод", и Октябрьский электровагоноремонтный завод (ОЭВРЗ), но продала их в 2004 году , , . В том же году группа "Ист Лайн" продала компании "Тесис" принадлежавшего ей пассажирского и грузового авиаперевозчика "Ист Лайн", чтобы сконцентрироваться на управлении аэропортом , , .

На протяжении ряда лет пресса писала о том, что у "Ист Лайна" могут отобрать "Домодедово". "Росимущество" неоднократно заявляло о намерении вернуть "Домодедово" в собственность государства, пытаясь в судах различных инстанции добиться признания недействительными соглашения о сдачи в аренду ВПП и договора, подписанного в 1997 году с ДПО ГА, согласно которому офшор Hacienda Investments Limited получила здания комплекса "Домодедово". В ноябре 2005 года президент РФ Владимир Путин высказался по поводу конфликта с "Ист Лайном", отметив, что "государство не должно разрушать успешно функционирующий бизнес" . В 2006 году было заключено мировое соглашение между "Ист Лайном" и Росимуществом, предусматривавшее повышение арендных платежей управляющей компанией, а в 2007 году президиум Высшего арбитражного суда РФ прекратил производство по иску о признании договора недействительным , , , , , .

Кроме Каменщика, в числе конечных владельцев аэрокомплекса в прессе назывались его партнеры Дмитрий Шаклеин, возглавлявший московское представительство структуры группы "Ист Лайн" - кипрской компании Hacienda Investments Limited, на которую была записана вся недвижимость "Домодедово", и Валерий Коган, о котором писали, что он, в отличие от Каменщика, не осуществлял оперативное управление, а занимался тем, что "решал вопросы" , , . В разные годы собственниками аэропорта также назывались и другие лица - иностранцы Шон Кайрнс и Джейн Петерс (Sean Cairns, Jane Peters, совладельцы FML), а также сын председателя Счетной палаты РФ Сергея Степашина , Владимир, в 2001 году, по некоторым данным, купивший 51 процент "Ист Лайна" , , , , , . По сведениям "Московского комсомольца", всего с 1991 года владельцы "Домодедово" менялись 13 раз .

Руководство "Домодедово" упоминалось в прессе также и в связи с рядом чрезвычайных происшествий. Так, в декабре 2010 года после ледяного дождя аэропорт "Домодедово" был обесточен на сутки, из-за чего тысячи пассажиров не смогли улететь из Москвы. 24 января 2011 года в зоне прилета международных рейсов аэропорта произошел теракт, в результате которого погибло 37 человек. Частичная ответственность за оба события была возложена на менеджмент аэропорта , , , , . В апреле 2012 года уголовное дело по факту необеспечения безопасности, заведенное после теракта, было закрыто: как выяснилось, в начале 2011 года система транспортной безопасности была еще нерегламентирована. При этом в ходе расследования дела были выявлены ряд фактов мошенничества в аэропорту, связанные, в том числе, с поставками авиатоплива , .

В ноябре 2010 года было объявлено о возможном выводе акций кипрской компании DME Airport Limited - оператора и владельца "Домодедово" - на биржу. По некоторым сведениям, она была специально создана "специально под грядущее IPO" . Аналитики предполагали, что IPO могло пролить свет на информацию об истинных бенефициарах аэрокомплекса , . В мае 2011 года "Домодедово" опубликовало данные о своих акционерах. Тогда сообщалось, что Каменщик является бенефициаром всех ста процентов управляющей компании аэропорта, причем в этом качестве был назван офшор с другим названием - DME Limited, зарегистрированный на острове Мэн , , . Впрочем, уже через несколько дней после этого было объявлено, что "Домодедово" откладывает вывод акций на биржу .

В апреле 2011 года президент России Дмитрий Медведев , комментируя ситуацию вокруг аэропорта, заявил, что "коммерческие структуры должны быть открыты, а не прятаться и уходить от ответственности" , , . В июне 2011 года в офисах "Ист Лайна" прошли обыски, и, несмотря на раскрытие информации о собственниках аэропорта, был допрошен и сам Каменщик. Отмечалось, что показания он давал для того, чтобы помочь правоохранительным органам помочь "разобраться в вопросах владения акциями аэропорта" .

21 июля 2011 года в Следственном комитете РФ заявили, что при допросе Каменщика в качестве свидетелей по делу о безопасности в аэропорту "Домодедово", тот заявил, что не является его собственником. Также Каменщик рассказал следователям, что действительно управляет аэропортом по контракту с Airport Management Company Ltd и является консультантом данного офшора. И Каменщик, и Валерий Коган, также проходящий свидетелем по этому делу, назвать настоящих владельцев "Домодедово" отказались , .

Каменщник - лауреат Национальной общественной премии имени Петра Великого (2001) и премии "Персона года-2001". Также он награжден орденом "Слава России", учрежденным музейно-выставочным центром "История отечественного предпринимательства" , , .

В 2004 году Русский Forbes оценивал состояние Каменщика в 270 миллионов долларов . В 2011 году то же издание отмечало, что его состояние составляет 1,1 миллиарда долларов, а журнал "Финанс" называл бизнесмена владельцем состояния в 1,2 миллиарда долларов , .

Каменщик женат, у него есть сын , , , . По сведениям СМИ, предприниматель увлекается спортом - восточными единоборствами (имеет черный пояс по чхвегвандо), сноубордом, дайвингом и катанием на горных лыжах. Пилотирует спортивные самолеты , , .

Использованные материалы

Николай Сергеев . Для дела о транспортной безопасности не было повода. - Коммерсантъ-Online , 20.04.2012

Елена Белова . Теракт без регламента. - Газета.Ru , 20.04.2012

Сергей Машкин . Аэропортом Домодедово не удалось овладеть. - Коммерсантъ , 21.07.2011. - № 132 (4673)

Следственный комитет признал, что ему не известны собственники аэропорта "Домодедово". - NEWSru.com , 20.07.2011

Дмитрий Каменщик допрошен при выемке документов в "Домодедово". - Интерфакс , 30.06.2011

Каменщик Дмитрий Владимирович. - Коммерсантъ-Online , 31.05.2011

Алексей Непомнящий, Анастасия Дагаева . Каменщик отменил шоу. - Ведомости , 31.05.2011

Константин Аракелов . Домодедово не взлетело. - Пf - Сообщество инвесторов. Авторские блоги. , 31.05.2011

Владельцем 100% Домодедово оказался Дмитрий Каменщик. - Газета.Ru , 18.05.2011