Был ли евтушенко лауреатом нобелевской премии. Пять причин, по которым евтушенко заслуживал нобелевскую премию

Евтушенко Бродский. По уму Россия должна выдвинуть на Нобелевскую премию не Путина, а значительного русского поэта Евгения Евтушенко, пока тот жив. Евтушенко не меньше достоин Нобелевской премии по литературе, чем лауреат Нобелевской премии поэт Пабло Неруда или лауреат Нобелевской премии писатель Иван Бунин.

Евтушенко дробью наговорил на русском языке и о русском языке на десять энциклопедий. Не всё равновелико. Но в лучших своих стихотворениях поэт Евгений Евтушенко - лучшее русское в русской поэзии 20 века. Он умел стилизовать текст под суть, под сущностное, о чём сам текст, под эстетику события, о чём стихотворение. По сути Евтушенко не только поэт, но и учёный лингвист, такой же лингвист учёный, какими были поэты Бурлюк, Кручёных, Маяковский, Есенин, Фатьянов. Это мастера высочайшей художественной стилизации методами слова и текста. Это - большая наука и божественное чутьё.

Бродский не завидовал Евтушенко, как поэту. Бродский завидовал его способности перевоплощения в тексте и способности к стилизации, не меньшей, чем способности к стилизации у лучших мастеров живописи в Италии в эпоху Возрождения. Евтушенко - это правильность стиля до убийства в себе поэта. Суть - главное, метафора прёт без очереди, пусть поэзия погибнет, я снова повторю главное, пусть критики меня за это повесят, ноя объясню своему народу главное - и люди меня поймут -вот что такое поэт Евгений Евтушенко как ударник-производственник литературы на гора для России.


Евтушенко - большой русский поэт. Многие гениальные формулы из его стихов стали пословицами, афоризмами и расхожими штампами воображения у поколения из поколения русских людей, как это было у Пушкина.

Бродский не завидовал Евтушенко. Бродский считал, что Евтушенко угробил свой талант, мимикрируя. Бродский по известным причинам не мог ни поверить, ни почувствовать никогда в жизни, что Россию можно и просто так беззаветно любить, как что-то абсолютно естественное, что не нужно иммитировать, а нужно бывает, ноборот, приглушить в себе и своих стихах, чтобы посторонние и отстранённые не обвиняли автора в излишнем пафосе.Но мы же не обвиняем в ложном искусственном пафосе романтиков - авторов итальянских опер и неаполитанских песен.

Бродский завидовал не Евтушенко, а Осипу Мандельштаму. С возрастом Бродский всё больше отходил от простой запоминающейся поэзии, того, что мы знаем и любим, как ранний Бродский - к многовекторным зарисовкам того, что он узнал о жизни, что он прочувствовал сам, что считал своими личными мудрыми открытиями о сущности и парадоксах бытия.

Бродский верил, что всё, что он наговаривает - первое и впервые. И в этом смысле он завидовал не Евтушенко, а другому великому русскому поэту Осипу Мандельштаму. Он завидовал тому, что тот успел пожить в богатой европейской русской среде в Санкт-Петербурге до 1917 года и в Петрограде в 20-е годы, пока сталинизм не сожрал и не упростил всё, пока Петербург не выдохся в упрощённый в культуре Ленинград, не оскудел своими чувствами и глубиной мысли в Ленинграде.

Творческая гибель, по сути угасание Санкт-Петербурга - это отдельная тема, отдельная трагедия всей русской и советской цивилизации, о которой в СССР и России не любили и не любят говорить, как о тайном несмываемом грехе на своей совести. Это же не только сталинский или брежневский, это и сегодняшний, величайший путинский грех - Петербург угасает. Но это именно та трагедия, которую пережил всей своей загубленной молодостью и всей несбывшейся во всей своей полноте жизнью поэт Иосиф Бродский. Ощущение себя живущим на островке уходящей большой европейской культуры, и при этом жить, как на кладбище, загримированном бодренькими пантомимами под прогресс, вот что убивало Бродского в молодости у себя на родине. Жить в фантастически красивом городе - столице былой императорской России - мечты о Европе в России, городе, опережавшем страну на столетия, и вот - родиться при коммунизме, развиваться уже в 1950-60-х годах, зависеть от каких-то Лениздатов, ленинградской писательской организации, лениградских газет и псевдогуру критики и литературы в них - вот что было ежедневной мукой для Бродского - постепенное тотальное измельчание Петербурга в символах и людях, официально бодрящийся, но угасающий город Ленинград.

И в этом смысле Иосиф Бродский завидовал Осипу Мандельштаму, его языку, его метафорам, тому, что тот ещё хоть что-то сущностное застал во всём расцвете и великолепии человеческих и художественных форм и в этом пожил и так сочно, великолепно творил, как будто на празднике молодости и красоты обедал в изумительном ресторане. Вот этого ощущения пира жизни и культуры со всеми драматическими коллизиями, что представлял из себя Осип Мандельштам и Петербург Осипа Мандельштама, вот этому завидовал и тосковал по такому существованию, по той поэтической среде Иосиф Бродский.

Оптимистическая культура советского времени, а лучшее у Евгения Евтушенко напрямую относится к ней, просто мешала Бродскому слышать искренние ноты настоящей лирики или трагедии по существу. Бродский считал, что поэт должен честно говорить о сложном.Евтушенко мог в поиске талантливейшего обобщения - со всей страстью, с горячим дыханием рисовать перед людьми свой «город на заре». Не всегда и не всем это нравилось. Одна из лучших строчек в "Мастере и Маргарите" у писателя Михаила Булгакова - это про "взвейтесь и развейтесь к празднику 1 мая или 7 ноября" и про покупное вдохновение, причём это о самом себе - по молодости Михаил Булгаков, литератор из семьи священника, подрабатывал в отделе, сочиняющем и воплощающем лозунги для демонстраций трудящихся 1 мая и 7 ноября - на коммунистические праздники, чтобы украшать коммунистические колонны. Разве после такой левой революционной работы Михаил Булгаков меньше достоин Нобелевской премии по литературе за другие свои литературные произведения, гениальные романы и пьесы?

Бродский и Евтушенко. «Они сошлись, вода и камень …» не в жизни, а в литературе и в спорах о смысле жизни.

Живой классик русской литературы, отличный русский и советский поэт Евгений Евтушенко сегодня не так молод и не так пышит здоровьем, как может показаться на экране телевидения. Он старый человек и каждый день уже может помереть вслед за своими друзьями, другими титанами русской и советской литературы 20 века. А мёртвым поэтам и писателям Нобелевские премии не присуждают.

Где наш великий достоевед и просветитель Игорь Леонидович Волгин, где демократ в кубе, специалист по текстам Мариэтта Омаровна Чудакова, воспеватель декабристов Яков Аркадьевич Гордин и трибун поэтов революционеров леваков Лев Александрович Аннинский, чтобы выдвинуть поэта Евгения Александровича Евтушенко на Нобелевскую премию по литературе, как предложение от России, пока хороший, настоящий русский поэт ещё жив? "Все уклонишася, все до единого?"

Когда этот "никому не помогаем" в аппаратесовременной русской литературы прекратится? Когда в России забудут про негласное правило ни за что и никогда не помогать никому и ничему великому у себя на родине?

Мелкотравчатые телепузики с утра до вечера рассказывают и напевают нам о великих трагедиях и великих мучениях, никому и ничему существенному по делу не помогая и борясь за своё право никому не помогать, будучи на самом верху и развлекая, и угнетая пожизненно .

Нет никакого творческого конфликта между поэтическим наследием Бродского и поэтическим наследием Евтушенко.

Деятели культуры, настоящие литераторы России сделали бы России и русскому народу прекрасное дело, выдвинув Евгения Евтушенко на Нобелевскую премию по литературе, пока этот живой классик доступен для поколения.Потом стыдно будет - и как пример конкретного сволочизма в самой окололитературной и писательской среде не в первый раз в новейшей русской истории - «А над гробом встали мародёры и несут почётный караул».

Евтушенко надо выдвинуть на Нобелевскую премию по литературе. И это будет гордостью, удачной песней, красиво и вовремя для всей России.

Мощному, сущностному наследию Иосифа Бродского от этого ничуть не убудет.

Александр Богданов,

Санкт-Петербург.

Евгений Евтушенко последние годы уходил от прямого ответа на вопрос, кому из русских поэтов пора вручить Нобелевскую премию. Видимо, ответ был для него очевиден. И такая уверенность небеспочвенна

Текст: Михаил Визель/«Год Литературы», для RBTH.com
Коллаж: ГодЛитературы.РФ

1.

Евтушенко - один из тех немногочисленных в любой литературе поэтов, чьи строки вошли в плоть живого языка, превратились в поговорки. «Поэт в России больше чем поэт»; «хотят ли русские войны»; «над Бабьим Яром памятников нет»; «со мною вот что происходит, ко мне мой старый друг не ходит». Носители живого русского языка произносят эти фразы, не задумываясь, откуда они взялись, а они имеют конкретного автора: .

2.

При этом Евтушенко хорошо известен за рубежами России - что тоже не так часто бывает с представителями великого (по количеству людей, для которого он является родным), но малораспространенного в мире языка. Начиная с шестидесятых годов Евтушенко много ездил по миру, выступая в огромных залах (в одном из них

его увидел и с ходу предложил роль Христа в своем «Евангелии от Матфея»

Настолько его поразило, как держал аудиторию голубоглазый сибирский парень). А с 1991 года личные и профессиональные обстоятельства сложились так, что почти весь учебный год, с сентября по май, он проводил в США, в университете Талсы. Что тоже способствовало его узнаваемости не только в артистической, но и в академической среде - из которой и поступают «заявки» на Нобелевскую премию.

3.

Несмотря на неизбежную в артистической среде ревность, даже самые яростные нелюбители поэтики и личности Евтушенко признавали: да, он действительно страстно любит , знает наизусть огромное количество стихов (не только своих друзей, но и людей ему лично и творчески не близких) - и неутомимо всю жизнь занимается ее распространением и даже пропагандой. Достаточно назвать составленную Евтушенко монументальную антологию «Строфы века» (1995), в которой впервые оказались возвращены стихи многих запрещенных и потому забытых в СССР эмигрантов. А совсем недавно Евгений Александрович закончил работу над еще более монументальным пятитомным собранием «Десять веков русской поэзии» (2013).

4.

Нобелевская премия по литературе дается не за какое-то конкретное произведение (хотя порою оно подразумевается, как в случае с ), а «по совокупности заслуг и достижений» . Заслуги Евтушенко неоспоримы: задолго до он вернул любителей поэзии на стадионы, показав, что сочинение и, главное, восприятие стихов доступно не только высокообразованным обитателям кампусов и маленьких артистических кафе, но и широким массам - как бы иронически ни относились к этому выражению представители той самой образованной страты.

5.

При этом Евтушенко - не одиночка, не случайная флуктуация, а представитель обширного и плодотворного литературного направления, подобно (Серебряный век) или В. С. Найполу (постколониальная литература).

Легендарный писатель Евгений Евтушенко появился на свет в Сибири в 1932 году, и с самого рождения вся его жизнь была связана с переменами. Мать Евгения, Зинаида Ивановна, сменила фамилию мужа на девичью и записала сына как Евтушенко. Это и неудивительно. Глава семейства Александр Рудольфович был наполовину немцем, наполовину прибалтом и носил фамилию Гангнус. Чуть позже, во время эвакуации периода Великой Отечественной войны, дабы избежать проблем с документами, матери пришлось поменять год в свидетельстве о рождении Евгения на 1933.

Евгений Евтушенко рос в творческой семье: отец был поэтом-любителем, а мать - актрисой, впоследствии получившей звание Заслуженного деятеля культуры РСФСР. С малых лет родители прививали ему любовь к книгам: читали вслух, пересказывали занятные факты из истории, обучая малыша чтению. Так, в шесть лет папа научил маленького Женю грамоте. Для своего развития маленький Евтушенко выбирал совсем не детских авторов, читая произведения , Сервантеса и Флобера.


В 1944 году семья Евгения переезжает в Москву, а через некоторое время отец оставляет семью и уходит к другой женщине. В то же время Александр Рудольфович продолжает заниматься литературным развитием сына. Евгений занимался в поэтической студии Дома пионеров, посещая с отцом вечера поэзии в МГУ. Евтушенко побывал на творческих вечерах , Александра Твардовского, . А мать, будучи солисткой театра им. , часто собирала дома артистов и поэтов. В гости к маленькому Жене приходили, Михаил Рощин, Евгений Винокуров, Владимир Соколов и другие.

Стихи

В такой творческой атмосфере юный Женя был развит не по годам и старался подражать взрослым,также сочиняя стихи. В 1949 году в одном из номеров газеты "Советский спорт" впервые опубликовали стихотворение Евтушенко.

В 1951 году Евгений поступил в Литературный институт имени Горького и вскоре был отчислен за непосещение лекций, но истинная причина крылась в публичных высказываниях, неприемлемых для того времени. К слову, диплом о высшем образовании Евтушенко получил только в 2001 году.


Отсутствие высшего образования не мешало молодому дарованию добиваться успехов в творчестве. В 1952 году издается первый сборник "Разведчики будущего", состоящий из восхваляющих стихов и пафосных лозунгов. А старт серьезной карьере поэта дали стихи "Перед встречей" и "Вагон". В этом же году Евтушенко принимают в Союз писателей СССР, и двадцатилетний паренек становится самым молодым участником организации.

Настоящую известность юному поэту приносят такие работы, как "Третий снег", "Стихи разных лет" и "Яблоко". Всего за несколько лет Евгений Евтушенко добивается такого признания, что его зовут выступать на поэтических вечерах. Свои стихи молодой поэт читал вместе с такими легендами, как , и Белла Ахмадулина.

Кроме стихов, из-под его пера вышла полюбившаяся читателям проза. Первое произведение "Четвертая Мещанская" было опубликовано в 1959 году в журнале "Юность", позже в свет вышел второй рассказ "Куриный бог". Свой первый роман "Ягодные места" Евтушенко выпустил в 1982 году, а следующий, "Не умирай прежде смерти", через одиннадцать лет.

В начале девяностых писатель переехал в Соединенные Штаты, но и там не прекратил творческую деятельность: читал курсы русской поэзии в местных университетах и даже выпустил несколько произведений. Евгений Евтушенко издает свои сборники до сих пор. Так, в 2012 году выходит "Счастья и расплаты" и еще через год - "Не умею прощаться".

За время его творческой жизни было издано более ста тридцати книг, а его произведения читают на 70 языках мира.


Евгений Александрович не только получил признание среди читателей, но и заслужил бессчетное количество наград. Так, Евтушенко был лауреатом Нобелевской Премии по литературе, Государственной премии СССР и премии "Тэфи". Поэт награжден "Знаком Почета" и медалью "За заслуги перед Отечеством" - и это лишь малая часть наград. Именем писателя названа малая планета Солнечной системы, которая носит название 4234 Evtushenko. Также Евгений Александрович является почетным профессором Королевского колледжа в Квинсе, университета Санто-Доминго, университета новой школы в Нью-Йорке "Нonoris Causa" и в Питсбургском университете.

Музыка

Стихи поэта вдохновляют многих музыкантов на создание песен и музыкальных приведений. Например, на основе поэмы Евтушенко "Бабий Яр" композитор создал знаменитую тринадцатую симфонию. Это произведение снискало мировое признание: "Бабий Яр" знают на семидесяти двух языка мира. Евгений начинал сотрудничать с композитами еще в шестидесятых годах, работая с такими знаменитостями, как Евгений Крылатский, Эдуард Колмановский и .

Песни на стихи поэта становились настоящими хитами. Наверное, не найдется человека на пост-советском пространстве, который бы не знал композиции "А снег идет", "Когда звонят колокола" и "Родина". Успел поработать поэт и с музыкальными группами: его стихи легли в основу рок-опер "Казнь Степана Разина" и "Идут белые снеги". Последнее произведение вышло с премьерой в спортивном комплексе "Олимпийский" в Москве в 2007 году.

Фильмы

Успел проявить себя Евтушенко и в кино. Сценарий к киноленте "Я - Куба", которая вышла в 1964 году, Евгений Евтушенко написал в соавторстве с Энрике Пинеда Барнет. В картине Саввы Кулиша "Взлет" поэт исполнил главную роль .


Картина вышла на экраны в 1979 году. А в 1983 году писатель попробовал себя в роли сценариста и поставил фильм "Детский сад", где сыграл небольшую роль. В 1990 году он написал сценарий и выступил режиссером фильма "Похороны ".

Личная жизнь

Поэт и писатель был женат четыре раза. Впервые Евгений женился в 1954 году на поэтессе . Но творческий союз долго не продержался, и в 1961 году Евтушенко повел под венец Галину Сокол-Луконину. В этом браке у них появился сын Петр.


Третьей женой писателя была его поклонница из Ирландии Джен Батлер, и, хотя иностранка родила Евтушенко двоих сыновей, Антона и Александра, их брак тоже распался.

Четвертой избранницей стала врач и филолог Мария Новикова. С ней Евтушенко находится в браке уже 26 лет, воспитывая двоих сыновей - Дмитрия и Евгения.

Смерть

1 апреля 2017 года на 85-м году жизни . Легендарный поэт скончался в клинике США, куда был . Супруга писателя Мария Новикова сообщила, что врачи практически не давали шансов Евгению Александровичу на выздоровление, но боролись за его жизнь до последних минут.

Евгений Евтушенко умер во сне от остановки сердца в окружении родных и близких. Он также успел огласить свою последнюю волю - предсмертным желанием поэта была просьба похоронить его в подмосковном поселке Переделкино рядом с .

Библиография

  • Разведчики грядущего
  • Шоссе Энтузиастов
  • Идут белые снеги
  • Я сибирской породы
  • Компромисс Компромиссович
  • Почти напоследок
  • Любимая, спи
  • Я прорвусь в двадцать первый век…
  • Счастья и расплаты
  • Не умею прощаться

Евгений Евтушенко выдвинут на соискание Нобелевской премии по литературе. Инициатором выступил Всемирный конгресс русскоязычных евреев. Автор "Бабьего яра" может стать лауреатом одной из самых престижных международных премий наряду с Пастернаком, Буниным, Солженицыным, Бродским или Шолоховым. Решение о выдвижении поэта Евгения Евтушенко, находящегося сейчас в Израиле, на соискание Нобелевской премии по литературе 2008 года было принято в израильском парламенте, на заседании комиссии по вопросам алии, абсорбции и диаспоры. На встречу с поэтом пришли практически все русскоязычные депутаты Кнессета. "Возможно, это прозвучит несколько пафосно, но, для меня Евгений Евтушенко не просто выдающийся поэт, прозаик, киносценарист, режиссер, актер, фотохудожник, общественный деятель, - отметил депутат Кнессета Михаил Нудельман. - Для меня он своеобразный духовный камертон того времени, той эпохи, в которой мы родились, выросли и состоялись. Я умышленно не говорю о нем русский или советский поэт. Его творчество вне границ. Евгения Евтушенко по праву можно назвать гражданином мира, поскольку он пишет о самых болевых точках всего мира, а не только России. И не случайно его стихи переведены на 72 языка". Профессор Нудельман выразил надежду, что одна из общественных организаций Израиля выдвинет поэта на соискание Нобелевской премии: "Дело чести еврейских общественных организаций мира добиться именно такой оценки его вклада в сокровищницу мировой литературы". На предложение откликнулся Всемирный конгресс русскоязычных евреев, сообщает Jewish.ru. "Наш конгресс объединяет в своих рядах евреев, проживающих в 27 странах мира, - рассказал председатель израильского отделения организации Юлий Кошаровский, обращаясь к Евтушенко. - Ваше творчество согревает наши сердца. Учитывая ваши огромные заслуги перед мировой литературой, художественное совершенство, а также мужественную позицию, которую вы демонстрируете на протяжении полувека, мы приняли решение выдвинуть вас на соискание Нобелевской премии по литературе 2008 года". Спикер Кнессета Далия Ицик, в свою очередь, назвала эту инициативу очень важной и своевременной. Нобелевские премии - одни из наиболее престижных международных премий. Они присуждаются ежегодно за выдающиеся научные исследования, революционные изобретения или крупный вклад в культуру или развитие общества. Согласно завещанию Альфреда Нобеля, премии вручаются по пяти направлениям: физиология и медицина, литература, физика, химия и содействие установлению мира во всем мире. С 1969 года по инициативе Шведского банка присуждаются также премии по экономике. Сумма Нобелевской премии в каждой номинации составляет 10 млн шведских крон (1,43 млн долл.). Россияне чаще всего становились обладателями Нобелевской премии за достижения в области физики (И.Тамм, П.Черенков, И.Франк, Л.Ландау, Н.Басов, А.Прохоров, П.Капица, Ж.Алферов, А.Абрикосов, В.Гинзбург) и литературы (И.Бунин, Б.Пастернак, М.Шолохов, А.Солженицын, И.Бродский). Нобелевскими лауреатами по химии был Н.Семенов, по физиологии и медицине - И.Павлов, И.Мечников, по экономике - Л.Канторович. Нобелевской премии мира были удостоены А.Сахаров и М.Горбачев. Напомним, лауреатом Нобелевской премии по литературе за 2007 год стала британская 88-летняя писательница Дорис Лессинг. Евгений Евтушенко начал печататься в 1949 году. В 1952 году вышел его первый сборник стихов "Разведчики грядущего". В 1962 году участвовал в составе советской делегации в 7 Всемирном фестивале молодежи в Хельсинки. Сенсацией стали его стихотворения "Наследники Сталина" и "Бабий яр". В числе наиболее известных также поэмы "Братская ГЭС" (1965 год), "Под кожей статуи Свободы" (1970), сборники стихов "Шоссе энтузиастов" (1956), "Интимная лирика" (1973), романы "Ягодные места" (1981) и "Не умирай прежде смерти" (1994). Евтушенко поставил два фильма по собственным сценариям: "Детский сад" в 1984 году и "Похороны Сталина" в 1991 году. На стихи поэта Дмитрий Шостакович написал "13-я симфонию" ("Бабий Яр"), а также вокально-симфоническую поэму "Казнь Степана Разина".

Изучил данные из открытых источников и собрал биографию легендарного писателя, поэта, публициста и актера Евгения Евтушенко, скончавшегося 1 апреля.

Знаменитый на весь мир поэт Евгений Евтушенко родился в Сибири в 1932 году. Глава семейства Александр Рудольфович был наполовину немцем, наполовину прибалтом и носил фамилию Гангнус. Мать Зинаида Ермолаевна Евтушенко - поэт, геолог, заслуженный деятель культуры РСФСР. После рождения сына она специально сменила фамилию мужа на свою в девичестве для того, чтобы избежать проблем с документами во время эвакуации в годы Великой Отечественной войны.

В последующем родители поэта развелись, но отец продолжал заниматься воспитанием сына. Он брал Евтушенко на вечер поэзии в МГУ. Они ходили на вечера Анны Ахматовой, Бориса Пастернака, Михаила Светлова, Александра Твардовского, Павла Антокольского.


В 1951 году Евтушенко поступил в Литературный институт имени Горького и вскоре был отчислен за непосещение лекций. Диплом о высшем образовании поэт получил только в 2001 году.

Творчество

С самой юности Евгений Евтушенко начал сочинять стихи. В 1949 году в одном из номеров газеты "Советский спорт" впервые опубликовали стихотворение Евтушенко.


Первая книга, которую написал Евгений Евтушенко - "Разведчики грядущего", сразу же после ее выхода молодой поэт выпускает стихи "Вагон" и "Перед встречей". Это положило начало его будущей серьезной творческой работе. В 1952 году он входит в состав Союза писателей СССР, являясь самым молодым в этом сообществе.В этом же году выходит первый сборник "Разведчики будущего", состоящий их восхваляющих стихов. Будущую известность ему приносят сборники стихов, которые он пишет далее: "Третий снег", "Шоссе энтузиастов", "Обещание", "Стихи разных лет", "Яблоко".

Многие критики не понимали и не принимали произведения поэта. К числу скандальных стихов относили: "Наследники Сталина", "Правда", "Братская ГЭС", "Баллада о браконьерстве", "Взмах руки", "Утренний народ", "Отцовский слух" и не только.


Свои стихи молодой поэт читал вместе с такими легендами, как Булат Окуджава, Белла Ахмадулина, Роберт Рождественский и многими другими.



Несмотря на то, что стихи получили признание в обществе, Евтушенко не ограничивался лишь их написанием. Первое произведение в прозе - "Четвертая Мещанская" - было опубликовано в 1959 году в журнале "Юность". Свой первый роман "Ягодные места" Евтушенко выпустил в 1982 году.

Евтушенко - номинант Нобелевской премии по литературе 1963 года.

Евтушенко является режиссером и сценаристом военной драмы "Детский сад" и мелодрамы "Похороны Сталина".

Стихи поэта вдохновили многих музыкантов на создание песен и музыкальных приведений. Например, на основе поэмы Евтушенко "Бабий Яр" композитор Дмитрий Шостакович создал знаменитую "Симфонию №13". Это произведение снискало мировое признание: "Бабий Яр" знают на семидесяти двух языка мира. Евгений начинал сотрудничать с композитами еще в 1960-х годах, работая с такими знаменитостями, как Евгений Крылатский, Эдуард Колмановский и Юрий Саульский.


В 1991 году, заключив контракт с американским университетом в городе Талса, штат Оклахома, уехал с семьей преподавать в США, где жил постоянно, иногда приезжая в Россию.

Редакции удалось связаться с University of Tulsa и получить уникальные архивные фото Евгения Евтушенко.




За время его творческой жизни было издано более ста тридцати книг, а его произведения читают на 70 языках мира.


Успел проявить себя Евгений Евтушенко и в кино. Он написал сценарий к киноленте "Я - Куба", которая вышла в 1964 году в соавторстве с Энрике Пинеда Барнет. В картине Саввы Кулиша "Взлет" поэт исполнил главную роль Константина Циолковского.


Личная жизнь

Поэт влюблялся часто. За всю жизнь у Евгения Евтушенко было четыре жены. С первой супругой – известной поэтессой Беллой Ахмадулиной - Евтушенко в юности состоял в творческом союзе, который перерос в семейные узы. Это была первая любовь поэта, Ахмадулиной на тот момент едва исполнилось восемнадцать. Браку было суждено продлиться ровно три года.

В 1961 Евгений Евтушенко женился во второй раз. Его супругой стала бывшая спутница его друга Михаила Луконина - Галина Семеновна Сокол-Луконина. В 1968 году Евгений и Галина усыновляют мальчика по имени Петр. Спустя 10 лет Евтушенко влюбляется в свою ирландскую поклонницу Джен Батлер, которая также стала его законной супругой и подарила двух сыновей: Антона и Александра. В последний брак Евгений Александрович вступил в 1987 году. Его женой стала Мария Владимировна Новикова – на тот момент студентка медучилища, также подарившая ему двоих сыновей: Евгения и Дмитрия. Мария была с супругом до последних дней жизни поэта.


Награды

За свою творческую деятельность поэт Евгений Евтушенко получил десятки наград и почетных званий.


Поэт при жизни являлся почетным членом Американской академии искусств, Академии изящных искусств в Малаге (Испания), членом Европейской академии искусств и наук, почетным профессором Honoris Causa Университета новой школы в Нью-Йорке и Королевского колледжа в Квинсе, а также профессором в Питсбургском университете и в университете Санта-Доминго. Из самых ярких наград поэта можно выделить "Знак Почета", "Орден Трудового Красного знамени", "Орден Дружбы народов", медаль "Защитник свободной России", почетный член "Российской академии художеств" и многие другие.


За поэму "Бабий Яр" в 1963 году поэт стал кандидатом на Нобелевскую премию по литературе. Евтушенко был лауреатом премии Академии российского телевидения "Тэфи" за лучшую просветительскую программу "Поэт в России - больше, чем поэт" в 1998, а также премии имени Уолта Уитмена (США) В 1978 году его именем назвали малую планету Солнечной системы, которую открыли в крымской астрофизической обсерватории.В 1995 году в Италии роман Евтушенко "Не умирай прежде смерти" был признан лучшим иностранным романом.


За литературные достижения в ноябре 2002 года поэту была присуждена интернациональная премия Aquila (Италия), а в декабре того же года за выдающийся вклад в культуру ХХ века и популяризацию российского кино он награжден золотой медалью "Люмьеры".


Смерть Евгения Евтушенко

31 марта сообщалось о том, что Евтушенко был госпитализирован в США, его состояние врачи как тяжелое.

1 апреля стало известно, что знаменитый советский и российский поэт Евгений Евтушенко , 18 июля ему бы исполнилось 85 лет.


Современники Евгения Евтушенко Олжас Сулейменов и Мурат Ауэзов с корреспондентом своими воспоминаниями о нем.