Таинственные и загадочные места в индии. Таинственная Индия — чудеса Йогов

Александр СЕНКЕВИЧ

Индолог Александр Сенкевич:

«Я не хочу пасти народы»

Лина Дорн, Журнал «Патрон» 2006

Российский индолог Александр Сенкевич полюбил эту страну задолго до нынешней моды на поездки в ашрамы и способен на чистом хинди высмеять глотаемую европейцами псевдоиндуистскую попсню.

Саша, дамы хотят чуда

— В Индии я провожу как минимум три месяца каждый год - и это продолжается уже не первое десятилетие. Я летал по ней на самолете, путешествовал на машине с дипномерами, ездил на поезде классом для простонародья, ходил пешком. Индия очень разная, в ней есть место и высокодуховным центрам с библиотеками, где древние знания хранятся записанными еще на пальмовых листьях, - и краям, где живут людоеды. Там я тоже был. Оттуда родом индийские леворадикалы, обычное дело: мама с папой - людоеды, а сын - образованный революционер. В Индии есть все. Это страна, нашпигованная всеми пластами истории и всеми религиями.

— А что-то общее у индийцев есть?

— Любовь к мистике. В Индии ты на каждом шагу можешь найти собеседника на тему - есть ли бог и в чем смысл жизни. Опять-таки - ты можешь в этой стране получить глубинные знания, философскую систему. А можешь - фокусы, шарлатанство, обрывки каких-то практик в яркой упаковке. Смотря что тебе надо. Я сам возил в Индию людей и видел, как это бывает. Например, в 93 году я провез друга по крупным тибетским монастырям, мы хотели изучить Книгу Мертвых. У друга тогда убили сына, Илью Медкова, самого молодого миллионера России. Отец пытался что-то для себя понять, искал объяснений и успокоения. И мы получили доступ к очень серьезной литературе, мало какому иностранцу дано такое узнать. С другой стороны, я возил группы, где на лицах написано большими буквами желание обмануться. И эти люди тоже получали, что хотели. Помню, была группа, самостоятельные образованные дамы: психотерапевты, банкирши. Руководитель группы просил: «Саша, дамы хотят чудес. Устрой встречу со святым». А мы в гималайских горах. «Ты что, Толя, - говорю, - где я его возьму?». «Это твои проблемы». Остановились в Дхарамсале, у резиденции Далай-ламы, и я отправился искать местного махатму. Смотрю: идет дедуля, тюрбан, белая одежда, чистенький такой и с кружкой металлической - значит, прервал уже суетные отношения с миром, живет на подаяние. Махатма - это вроде звания, великая душа. И что важно - он говорит на хинди, там же масса диалектов. Мы столковались: я дал ему пятьсот рупий, попросил группу благословить.

Повел его в автобус. Он помахал руками - благословил. Но не ушел, достал малу - четки и протянул одной из женщин. Она дала ему зачем-то 100 долларов и в экстазе: «Я чувствую, это все теплое, это все светит, какая энергетика! Это же настоящий святой!». Смотрю, старец еще четки вынимает и еще, и еще. К нему руки тянутся со стодолларовыми купюрами. А четки не кончаются! Индийское чудо. Я думаю: господи, боже мой. Их там было 26 человек, все купили и всем мало, старец по-прежнему четки вынимает, доллары берет. Толя говорит тихо: «Саша, останови его». Я старцу на хинди: «Хватит, ты получил свое». А он вроде и не слышит. Я повысил голос: «Выкину тебя сейчас из автобуса! Не имеешь права этим заниматься!». И тут происходит самое интересное. Дед поворачивается и важно говорит: «А я имею право. У меня сертификат!». Я говорю: покажи. Он достает из недр одежды бумажку, на которой по-английски от руки написано «Сертификат». И ниже: «Свами такой-то инициировал такого-то на то, что он может творить чудеса». Вместо подписи - жирный отпечаток большого пальца. Анекдот! Я говорю: ты понимаешь, что у людей не хватит денег на обратные билеты? Сейчас полицию вызову и тебя арестуют». Старик сразу испарился. А женщины надулись.

Двинулись мы дальше. Я объявляю: «Раз вы на меня обиделись, я вас накажу. Сейчас я тоже покажу чудо: отключу ваши мобильные телефоны!» Наговорил им с три короба про энергию, которую на это чудо потрачу, сказал, что от такого напряжения можно даже умереть. У них лица серьезные, жмут на кнопки - телефоны немы. Полтора часа мы ехали по горам в полной тишине, дамы подавлены, я не ожидал такого эффекта. Через 50 километров говорю: «Ладно, больше на вас не сержусь. Да и сил у меня уже мало. Включаю вам мобильники!» И телефоны зазвонили. Они так обрадовались, словно папуасы - концу солнечного затмения.

— А как вы это сделали?

— Там «мертвая зона» была. Ни одной антенны. Я же по этой дороге сколько раз уже ездил…

Пролетая над гнездом Саи-бабы

— Индией я заболел в далекой юности, прочитав Джавахарлара Неру. Это перевернуло мое сознание. Я поступил в Институт восточных языков, не предполагая, что это заведение, скажем так, со специфическим уклоном. В результате весь курс ездил на стажировку в Индию, не пускали только меня и одну девушку, которая тоже имела привычку говорить, что думала, она потом стала женой мэра Панамы. Но мистика началась уже в те годы! Люди, от которых я никак не ожидал помощи, помогли мне поехать в Индию.

Страна мне сразу понравилась невероятно. Любой русский должен себя чувствовать там свободно, потому что вокруг полно разгильдяев, как в России. Но есть два отличия. Индийцы не пьют, климат не позволяет. Зато будучи постоянно при солнце, они очень оптимистичны. Нищий просит у тебя денежку с улыбкой, и даже если ты отказываешь, это не повод, чтобы он перестал улыбаться. Какой-то поток жизни, который изливается из них бесконечно. И ты видишь, как все это сверкает, переливается, пузырится. Другое отличие: даже от последнего бомжа не пахнет. Вот он стоит в рубище, аж тело насквозь светится, а запаха нет. Потому что моется не один раз на дню и тряпки свои стирает.

— Ажиотаж среди европейцев вокруг индийских гуру на ваших глазах зародился?

— Я был у Сатьи Саи-бабы еще во времена СССР. Он уже был окружен шумихой: мол, сидит такой святой под Бангалором и материализует из пустоты алмазы, сапфиры. Мы приехали к Саи-бабе с советским послом и были приняты, как VIP-персоны - сразу. Сидим, разговариваем - и вдруг воспарили. Гуру исказился, а мы поплавали-поплавали, приземлились. Думаю, в соке, которым нас там угощали, был наркотик. Или Саи-баба гипнозом владеет. С нами еще американцы были - все мы получили от Саи-бабы по камушку. Мне достался агат, а одной американке Саи-баба подарил сапфир. Потом я узнал, что дама перед визитом перевела на его имя около полутора миллионов долларов. Можно за это и сапфирчик за сто тысяч - процент от пожертвования.

Второй раз я видел Саи-бабу уже как обычный паломник, правда, у меня была машина с дипномером. Я наблюдал эту массовку, орущую толпу из европейцев, где каждый смотрел на Саи-бабу с благоговением, глазами умоляя выбрать, выбрать, выбрать именно его из этой толпы и лично благословить. Это был какой-то немыслимый экстаз и обожание. И я так понял, что судьба белой нации на исходе. И судьба христианской культуры под огромной угрозой.

— Саи-баба - заурядный шарлатан?

— Я бы сказал, фокусник. И незаурядный. Только очень целеустремленная личность могла создать такую Систему: хорошо отлаженную, со сбором информации через разветвленную сеть собственных гостиниц. Задача любого создателя Системы - будь то секта, учение или движение - чтобы в тебя истово поверили женщины. Обычно это экзальтированные особы, истерички, кликуши, - неважно, за ними подтянутся женщины поприличней, а те уже обработают своих мужей, родственников, коллег по работе. А если не обработают, то просто отодвинут их в сторону. У меня был знакомый еврей из Львова, который уехал в Штаты, стал миллионером. И вдруг его жена увлеклась Саи-бабой. Она поставило его фото в спальне и смотрела, не отрываясь. Даже сексом заниматься перестала. Вдруг выяснилось, что она тайно перевела на счет Саи-бабы два миллиона. Еврей кричал: «Что, этому вонючему негру!», хотя Саи-баба не негр. А потом эта женщина сбежала к своему кумиру в Индию, муж поехал ее искать. Мы с ним ходили по берегу моря и разговаривали - как могло такое произойти! Он был на грани. Позже я узнал, что до жены он так и не добрался - сошел с ума.

Каждый гуру должен учитывать роль женщин в своей Системе. Ошо Раджниш это недооценил, и все кончилось крахом. Любимая ученица, секретарь, его правая рука Шила Ма Ананд сделала заявление прессе о его финансовых махинациях, назвала наркоманом и аферистом. Ошо унижал ее сильно, вот она и отомстила. Все рухнуло в три минуты просто. А у него была империя! Я встречался с Ошо Раджнишем в его лучшие времена. Его поселок Раджнишпурам в Штатах, в Орегоне, был доходнейшим коммерческим предприятием, народ валом валил, особенно молодежь, потому что он никого не напрягал, даже посвящение давал сходу. Он придумал так называемую «динамическую медитацию», в которой намешал много всего от дзен-буддизма, суфизма, учений Кришнамурти и Гурджиева.

— Чем же эти гуру взяли Запад?

— Они сообразили, что медитацию можно продавать как товар. Беда современного западного человека в том, что у него глаза разбегаются на все, и мысли разлетаются в разные стороны, он не может сконцентрироваться на основном - смысле своей жизнедеятельности. С одного автобуса на ходу в другой - можно и под колеса попасть. Медитация дает возможность понять, куда вы должны въехать со своим умом, способностями, со своей кармой, дхармой и пр. Махариши Махеши Йоги, который тоже эту проблему углядел, преподнес Западу свою трансцендентальную медитацию и заработал миллиарды. У него люди в позе лотоса запрыгали, как блохи. Не Махариши эту методику придумал, но он обернул ее в правильную упаковку и сумел продать в таких масштабах. Открыл клиники по всей Европе, многие россияне там лечатся, Галина Волчек, другие деятели культуры.

— Каков Махариши вблизи?

— Индийский вариант Распутина, только маленького роста. Глаза пронзительные. И большая любовь к диктатуре. Например, он заявляет, что духовную власть на Земле последние сорок лет держит он, Махариши, а политическую - Кастро. Поэтому он Кастро очень уважает и намерен отправить к нему тысячу пандитов, чтобы они в Гаване пели священные мантры. Это была публичная речь в его центре в Голландии, я в этот момент смотрел на ребят, которые в империи Махариши отвечают за финансы, у них был очень кислый вид. Оборот у империи 4 миллиарда, но им все равно жалко! Он и для нас расстарался. Была идея Примакова создать Союз евразийских государств, который не давал бы янки вмешиваться не в свои дела. Махариши оплатил самолет на 200 мест - его переоборудовали так, чтобы комфортно могли чувствовать себя 25, со спальными местами, с рабочими кабинетами. И мы облетели Юго-Восточную Азию, встречались с премьер-министрами и другими официальными лицами. Правда, из этой идеи так ничего и не вышло.

— Вам в шкуре гуру побыть не хотелось?

— Не приведи господь! Я ведь почти что был. Повел одну экспедицию в долину Кулу. Сначала они цветы стали мне каждое утро преподносить, букетиками порог уставлять. А потом уже прану начали брать у ног у моих - будто я святой. Ну, знаете, когда уважают гуру, то наклоняются к нему и ладонью касаются его ступней ног - это прана называется. Таким образом уважение выказывают - мол, черпаем у тебя энергию. Но я это дело сразу пресек.

У Пушкина весь путь гуру очень точно сформулирован: «Свободы сеятель пустынный, я вышел рано до звезды, в порабощенные бразды бросал спасительное семя, но потерял я только время, благие мысли и труды». А дальше - самое главное: «Паситесь мирные народы, вас не разбудит честь и клич. К чему стадам дары свободы! Их должно резать или стричь». Вот резать мирные народы - это негуманный путь, это то, к чему сегодня исламские фундаменталисты призывают. А стричь - гуманный. Гуру как раз на этом пути. Если овцы есть, чего же их не стричь-то?

Я работал с разными гуру и знаю - когда человек начинает заниматься этим, он моментально теряет чувство юмора, творческая искра пропадает. А я в свои 65 лет хочу по-прежнему писать стихи, любить красивых женщин. И совсем не хочу манипулировать людьми. Манипуляции страшны тем, что им надо подчинить всю свою жизнь, надо все время этому качество давать применение. Поэтому человек, который манипулирует, он все время в жутком напряжении. Я наблюдал и Ошо Раджниша, и Махариши Махеши Йоги и Шри Шри Равишанкара нынешнего - они все время в напряжении, следят, чтобы их функционеры смуту не затеяли, потому что внутри таких движений появляются всегда какие-то партии, секты, которые хотят отделиться и угробить своего учителя.

Уже не говорю о том, какая это ответственность - быть живым богом. Люди на тебя перекладывают все свои болезни, ты должен решать их мелкие и большие проблемы. И это такой груз, что думаешь: а нужны мне эти миллиарды?

В Шамбалу за Камасутрой

— Как сами индийцы относятся к своим землякам - идолам Запада? Они тоже им поклоняются?

— Индийцы этих «святых», разводящих европейцев на деньги, насмешливо называют джет-гуру, то есть, реактивный гуру. По индийской кастовой системе эти люди, которым фанатичные поклонники готовы ноги омывать, отнюдь не стоят на высокой ступени. Это совсем не высокоученые брахманы, как логично было бы подумать. Обычно джет-гуру из касты земледельцев, торговцев. Что не мешает им иметь миллионы. В Индии есть, например, такая подкаста «дом», одна из низших, в нее входят люди, которые занимаются кремацией трупов. Это не могильщики, потому что в Индии нет могил, там тела сжигают и пепел бросают в священную речку. Так вот, эти крематоры - очень богатые люди, потому что им достаются все ценные украшения с умершего человека. Их «царь» - мультимиллионер. Но он не может жениться на девушке из более высокой касты. Каста - дело святое.

— Но это же бред! Двадцать первый век на дворе.

— В кастовой системе есть свой резон. Она до сих пор помогает индийцам выживать. Вот у меня был в Индии приятель, который лечил от змеиных укусов. Я сам наблюдал картину исцеления. Мальчик, укушенный змеей, уже был без сознания. Врач поставил перед собой большой глиняный кувшин и светлую тарелку. Он крутил рукой эту тарелку на рамке, и тарелка чернела. Он говорил, что это яд выходит. Потом смывал яд в кувшине и снова начинал крутить. В конце концов мальчик пришел в себя. Я не знаю, что я видел. Может, это был гипноз, они там все мастера гипноза. Главное другое: мой приятель делал это, потому что так же делал его отец, дед и прадед. Потому что они в касте. Поэтому в Индии нет отдельных феноменов, считанных единиц с какими-либо способностями. Если родился такой человек - каста сразу обращает внимание, развивает эти способности, использует их на всю катушку и правнукам эти знания передаст.

— А кто в этой кастовой системе иностранцы?

— Они вне касты. Как неприкасаемые. Поэтому обмануть их - совсем не грех. Индийцы по отношению к нам порой редкие жулики: обирают, обманывают, мошенничают. И при этом сами наивны, как дети. Я повез как-то в Индию группу российских литераторов. Среди них был писатель Леонид Юзефович. А Леонид - я сразу обратил внимание - ну просто вылитый Сатья Саи-баба, но не тот фокусник, который разводит под этим именем европейцев на деньги сегодня, а подлинный, средневековый суфий из Шадри Сатья Саи-баба , его изображение есть в долине Кулу на доме, стоящем около серных источников.

Показал я литераторам место, где йоги висят голышом вниз головой, каждый на одной ноге, похожие вместе на гроздь винограда. Неудивительно - они там обкуренные висят. Потом повел группу к стене с изображением: «Леонид, вставайте рядом со своим средневековым двойником!» Он встал. Индусы сбежались - все в отпаде, огромная толпа. Глазеют на Юзефовича. Говорю своим - несите карамель, у кого есть. Притащили килограммов пять. И я: «Леонид, раздавайте! Вы же явление давно умершего святого». И пошло - Юзефович леденцы горстями раздает, индусы у него прану уже берут и бегут звать соседей. Как дети. Был бы на месте Юзефовича аферист - и часть денег, которые текут сегодня с Запада на Восток, повернули бы свое направление…

— Что ищут в Индии россияне, которых вы сейчас туда возите?

— Обычно это очень богатые люди, которым я не могу отказать по каким-либо причинам. Да разное ищут. Недавно возил туда двух жен очень богатых новых русских. Обе надумали в Индии изучать Камасутру. Теоретически они еще в России подготовились и рассчитывали на практику. Им требовался, так сказать, источник практического знания. Ну источник я им не нашел. Я им объяснил: ваши мужья меня потом прибьют просто. Они сначала были разочарованы, а потом сублимировали свой сексуальный интерес в шопинг. Одна купила себе качели из серебра за сорок тысяч долларов. И столько же заплатила на таможне.

Часто люди, которых я везу в Индию, - крупные бизнесмены, политики, актеры и писатели. Вот сейчас я отправлюсь туда в компании с Михаилом Задорновым. Что они хотят? Да чтобы всякие джет-гуру им лапшу на уши не вешали. Они не мистики, нет, просто им интересна другая культура.

— А Шамбалу никто из них не хочет поискать?

— Вход в Шамбалу находится в 28 километрах от поместья Рерихов в Кулу. Так утверждал Николай Константинович. Но обычно те, кто едут ее искать, делают это с помощью конопли, потому что в тех краях центр не только высокой духовности, но и наркобизнеса. Так что Шамбала пока обходится без визитеров.

— За что вас рериховцы не любят и грязью через СМИ неустанно поливают?

— Я дал интервью «Аргументам и фактам», где прямо сказал, что Рерихи работали на советскую разведку. Потому что я был в их доме, смотрел бумаги и увидел странные вещи. Замечания Юрия Николаевича, судя по почерку, о том, в каких ущельях лучше расположить дивизию, в каких долинах - большой отряд, чтобы спастись от налетов вражеской авиации. Это конец 20-х - 30-е годы - кому могло предназначаться? Он вел топографический дневник, где фиксировал грузоподъемность мостов, вычислял, какая бронированная техника может по ним пройти. Я тогда подумал: что-то странное, стал заниматься этим глубже и понял, что он работал на советское правительство. И когда впервые публично об этом сказал: ой, что началось: что я мерзавец, клеветник. А сейчас на эту тему уже много книг вышло.

Пиарщица Индии духа

— Вы написали не одну книгу о Блаватской. Кто она, с точки зрения ученого?

— Образованная женщина с несчастной личной судьбой. Отчасти - наша Новодворская, если говорить о любви к эпатажу, хотя политически она очень сильно отличалась от Новодворской. Своими философско-религиозными взглядами Блаватская подтачивала основы православия и при этом клялась в верности этому православию и батюшке-царю. Что сделала Блаватская? Она сумела собрать воедино весь мистический мусор, который находился в разных частях Европы и Америки, и соорудить из этого мусора нечто монументальное, вроде пирамиды.

— Блаватская сама понимала, что сделала из философий мира попсню?

— Не думаю. Вы к ней так строги, а представьте то время, позапрошлый век. Россия, страна помещиков, их женам не все же капусту квасить или смотреть, как крепостные в поле работают. Хотелось чего-то нового, к звездам поближе, но не каждая дама будет сидеть в телескоп смотреть, скучно это! И тут такой бестселлер появляется - «Из пещер и дебрей Индостана», где ярким красочным языком очень доступно про мистическую Индию. Это ж можно обсуждать в гостях, на эту тему бесконечно фантазировать. Блаватская враз стала знаменитостью.

— Но ведь в своих книгах она откровенно врала?

— Как ученый, я более сдержан в оценках. Врала, но не сильно. Это уже позже она разошлась вовсю, когда статьи в «Люцифер» писала. Да, Блаватская не брезговала мистификацией, не стеснялась выглядеть в глазах других лгуньей, мошенницей и психопаткой. Вся жизнь этой фантастической женщины состояла из сплошных парадоксов и несуразностей. Дважды была замужем, имела любовников и даже внебрачного сына, однако, когда ей было уже за пятьдесят, клятвенно уверяла, что является девственницей. Похоже, граница между реальностью и нереальностью для нее была достаточно условной.

Отсюда нашумевшая история с письмами «махатм». Они стали появляться во множестве в годы, когда Блаватская жила в Индии. В них говорилось о карме, космической энергии, реинкарнации, - важнейших понятиях индуизма. Однажды такое послание обнаружил на своем столе редактор бомбейской газеты «Пайонир». Потом их стали находить при «таинственных обстоятельствах» близкие в Елене Петровне люди. В ее присутствии письма буквально сыпались с потолка. Причем эти «гималайские махатмы» изъяснялись почему-то исключительно на английском, которым Блаватская неплохо владела. Позже за дело взялись эксперты - и тут же обнаружили чисто русский характер переноса английских слов. Однако Елена Петровна никогда не чувствовала сильных угрызений совести в связи с обличающими ее фактами.

Подбирая материалы к своей книге о Блаватской, я некоторое время работал в ее бывшем поместье в Адьяре недалеко от Мадраса. В подвале архив, огромное количество книг на русском языке, которые она туда привезла - потрясающая литература, но вся в плесени, приходилось работать в перчатках. Там я особенно ощутил сложность дела, за которое взялся. Ведь при всей противоречивости натуры Блаватской нельзя не признать, что во многом благодаря ей слово «Индия» отзывается в русском человеке тягой к неведомому и доверием к чуду.

Все мы - сон Брахмы

— Так существует ли настоящая мистическая Индия? И если да, то что это такое?

— Конечно, существует. Но мало кто знает, какова она, потому что нет другой такой страны, где существовал бы столь колоссальный разрыв между религиозной философской теорией и практикой. Ведь первое, что видит там приезжий, даже если он настроен искать глубины - такую пестроту, что глазам больно. Кукольный театр из 300 миллионов богов: это последние данные, на компьютере подсчитано. И у каждого бога свои ритуалы, от кровавых до наркотических. Нужно иметь огромное терпение, чтобы счистить всю внешнюю позолоту и обнаружить, что такие разные индийские религии имеют одну общую идею. Очень простую. Душа каждого человека - атма - в конечном счете сливается с мировой душой. Происходит освобождение - мокша. Это цель и смысл жизни .

Кому интересно, он может вдаваться в детали. Например, что с точки зрения индийца все мы - люди и наша земная жизнь - это только сновидения бога Брахмы. Но каждый может выскочить из этого сна в реальность с помощью медитации, когда открываются немыслимые потенциалы в сознании, ты столько всего видишь и слышишь. Индусы убеждены: все, что рождает человеческий разум, существует во вселенной. Все ужастики, все фильмы, все эти образы, которые придуманы из головы. Мы рождаем чудищ, а дальше они существуют, хотим мы того или нет. Наш мозг - он же связан с вселенной и создан вселенной, она оказывает на нас воздействие, а она бесконечна. Так думали еще древние индусы и к этому пришел в ХХ веке академик Вернадский, который предложил гипотезу о ноосфере - информационном поле вокруг Земли, куда уходят все наши мысли. Даже не гипотезу - это просто гениальная догадка, тезисы, которые занимают полторы странички текста.

— Но все это вразрез идет с постулатами христианства. Что же, западные теософы всюду попали пальцем мимо? Вот вы, европейский человек, как укладываете в своей голове два диаметрально противоположных взгляда на жизнь и смерть?

— Я их примиряю в своем сознании. Потому что в конечном счете они - об одном и том же. Да, христианство отрицает - нет бесчисленных реинкарнаций, есть одно-единственное воскрешение. И эта иудейско-греческая традиция противоречит индусской традиции. Полностью. Абсолютно. Но что такое воскрешение? Это возвращение энергии живым существам, которые давно не имеют тела, истлело оно, а сами они непонятно кто и непонятно где. Теперь представим себе такую вещь. Человечество исчерпало свои земные ресурсы, ничего нет больше. Вот эта ноосфера, она тогда заработает. Потому что там же находится энергия - наши мысли, наши желания, наши образы. Это и будет «воскрешение из мертвых» - по христианству, по индуизму, по Вернадскому, по всем религиям мира.

Все сходится! Только азбука разная, язык разный, а смысл тот же самый. Все религии мира толкуют об одном и том же: что есть микрокосм и есть макрокосм, есть индивидуальная душа и есть мировая душа, и они обязательно сольются. Поэтому я так легко вошел в мистический мир Индии. Я, как и индийцы, верю, что история человечества насчитывает значительно большее количество времени, чем мы себе представляем. Человечество было когда-то единым, его духовная элита обменивалась знаниями, которые давались сверху под влиянием определенных космических процессов. Индийцы эту связь макрокосма и микрокосма поняли так давно, что она отражена еще в их Ведах. И ощущают ее ежеминутно. Эту глобальность, это звездное небо, которое раскрывается в любой хижине, когда они жарят лепешки.

СЕНКЕВИЧ Александр Николаевич
Поэт, прозаик, литературный переводчик, ученый-индолог
Родился в 1941 году. Окончил Институт восточных языков при МГУ (1964). Доктор филологических наук. В настоящее время — президент Общества культурного и делового сотрудничества с Индией.
А.Сенкевич – участник многих крупных индологических конференций.
Большое место в творчестве А.Сенкевича занимают литературные переводы на русский язык стихотворений крупнейших поэтов хинди XX века: Агъейя, Хариваншрая Баччана, Ашока Ваджпейи, Рагхувира Сахая, Шриканта Вармы».
Инициатор и руководитель многочисленных экспедиций в Северную Индию, Бутан, Непал, Тибет.
Лауреат литературной премии Ивана Бунина (2007).

Фото из открытых источников

Индия полна мистических тайн и паранормальных явлений, которые до сих пор никто разгадать не может, а ортодоксальная наука в этом случае лишь «разводит руками». (сайт)

Необъяснимые звуки

Сегодня можно прочитать в Интернете, что люди во многих странах слышат , идущие практически с чистого неба. Однако в индийском городе Джодхпур в декабре 2012 года произошло нечто совсем непонятное - с неба раздался оглушительный звук (практически взрыв), подобный тому, который создает сверхзвуковой самолет. Представители минобороны страны заявили, что в это время в небе не наблюдалось ни одного летательного объекта, да и жители Джодхпура ничего не заметили в воздухе.

Фото из открытых источников

Правда, непонятные взрывоподобные звуки с чистого неба зафиксированы в это время были еще в США над штатами - Техас, Джорджия, Род-Айленд и Аризона. Более того, жители города Ворвик утверждали, что после воздушного взрыва через некоторое время послышался странный гул из-под земли.

Деревня близнецов

В индийской деревне Кодинхи рождаются близнецы приблизительно в шесть-семь раз чаще, чем в других населенных пунктах страны. По статистике близнецы во всем мире в среднем рождаются в таком соотношении: одна пара на шесть тысяч новорожденных, а вот в Кодинхи в отдельные годы на триста новорожденных получается до пятнадцати пар близнецов.

Фото из открытых источников

Ученые хотели это объяснить особым питанием, уникальной водой, необычными климатическими условиями, однако деревня ничем примечательным в этом плане похвастаться не может - все, как и в других селениях. То же касается и биологических особенностей жителей Кодинхи - обычные индийцы. Вот только везет им на близняшек. Все это началось три поколения назад, что приводит исследователей в еще большее недоумение.

Левитирующий камень

В другой индийской деревне - Кхед Шивапур - свои непонятки. Здесь есть камень, который очень любят туристы. Весит этот булыжник, отколотый от скалы, около центнера, и лежит он в месте, которое в свое время отметил суфий Хазарат Камара Али Дэрвиш, прибыв сюда приблизительно девятьсот лет назад.

Если одиннадцать человек встают вокруг этого тяжелого камня, каждый подложив под него лишь один палец и хором произнеся имя суфия, то камень с легкостью поднимается ими - для него словно перестает действовать обычное притяжение земли. По словам участников этого фантастического действа, такое ощущение, что на вашем пальце лежит лишь листочек или даже лепесток цветка. Но попробуйте поднять камень в количестве десяти или двенадцати человек - ничего не получится.

Божественный мотоцикл

Еще более загадочным явлением можно назвать мотоцикл, на котором погиб в 1988 году Ом Сингх Ратор (Ом Банна), врезавшись на полном ходу в дерево (шоссе в Пали). После этой аварии Royal Enfield Bullet доставили в полицейский участок, но оттуда он мистически исчез, оказавшись снова возле дерева. Не помогло даже то, что, устав от подобных исчезновений мотоцикла, полицейские приковали его к решетке и поставили возле него стражу.

Фото из открытых источников

Сегодня Ом Банна считается святым и ему поклоняются, как богу, а его мотоцикл тоже приобрел божественное значение. На месте аварии построен храм, где и хранится Royal Enfield Bullet. Говорят, до этого на этой трассе в Пали постоянно происходили аварии, а теперь их практически не стало. Водители, чудом избежавшие столкновение со встречным транспортом или еще какой-то аварии, утверждают, что им в этом помог человек на мотоцикле, который всегда вовремя появляется на дороге и предупреждает об опасности.

С незапамятных времен загадочный Восток, как магнитом, притягивал к себе многочисленных путешественников. Особенно манила европейцев таинственная Индия - «страна чудес». Столь необычный эпитет эта страна получила благодаря невероятным способностям, которые демонстрировали индийские факиры и йоги. Еще в далекие времена европейские путешественники, побывавшие в Индии, рассказывали, что там живут необыкновенные люди - йоги, которые так развивают зрение, что могут видеть, как некоторые животные в темноте, а также мелкие предметы на далеких расстояниях на горизонте и даже за горизонтом, предметы, скрытые от глаз преградой. Эти люди могут длительное время смотреть на Солнце. Они не боятся ни жары, ни холода, и обнаженные стоят и сидят на снегу в Гималаях в необычных позах, проводя многие часы в медитациях. Путешественники уверяли, что видели своими глазами, как этих людей закапывали в землю на многие недели и месяцы, и что после раскапывания они оживали. Некоторые уверяли, что эти люди подвергаются методам закаливания пятью огнями «панч-дхуни», и тогда они не боятся огня и могут смело ходить по горящему костру. Сообщалось, что они не тонут в воде и длительное время могут сидеть на воде, покачиваясь на волнах священного Ганга. Говорили о невероятной выносливости йогов, которые могут бежать несколько дней без отдыха. Сообщались и другие невероятные способности йогов: якобы южные и северные йоги, отдаленные друг от друга тысячами миль, общаются между собой мысленно.

В Европе по-разному воспринимались эти сообщения. Одни считали их вымыслом от начала до конца, плодом неудержимой фантазии путешественников, другие более сдержанно выражали свои сомнения, допуская, что некоторые факты, описанные очевидцами, могли в действительности иметь место, но что все это требует достоверных подтверждений. Проходили десятилетия, а поток информации о йогах не уменьшался. Многие сведения, сообщавшиеся путешественниками, были подтверждены авторитетными учеными и специальными комиссиями, а также многочисленными очевидцами. Неоспоримым фактом оказалось необыкновенное владение йогами своим телом и внутренними органами: контроль за работой сердца, дыханием, а также вегетативной нервной системой, влияние на работу эндокринной системы, управление чувствами и эмоциями, невероятная закалка организма респов, генерирующих в теле тепло «тумо», невиданная выносливость «небесных скороходов» - лун-гом-па («созерцающие ветер»), бегущих несколько суток подряд без остановки, не сбавляя темпа бега.

Йоги свои достижения не считают чудом, и то, что они демонстрируют, может выполнить любой человек с помощью соответствующих тренировок, включая и такие, как закапывание в землю на месяц, телепортация и левитация.

Доктор философии и медицины, известный английский ученый психиатр Александр Кэнон, работающий в исследовательском психиатрическом центре в Кольне Хоч, в книге «Неведомое влияние» пишет о том, как он сам с помощью тибетского йога левитировал (перелетал) через широкое и глубокое ущелье в Гималаях. Подготовка к левитации через ущелье, пишет А. Кэнон, шла несколько часов. Вернувшись в Лондон, доктор А. Кэнон опубликовал книгу, в которой он описал свой эксперимент левитации. Ряд известных ученых подтвердили, что они также были свидетелями демонстрации левитации. Сейчас феномен левитации наблюдали сотни тысяч людей. Его демонстрируют по телевидению и в кино, в различных странах.

В 1934 году в Калькуттском университете перед известными индийскими учеными, среди которых присутствовал и сэр К. В. Раман, лауреат Нобелевской премии, открывший эффект диффузии света - «эффект Рамана», Свами Нарасингха глотал смертельные дозы серной и карболовой кислоты и затем принял внутрь один грамм соли цианистой кислоты. После этого он выпил воды и вывел кислоты из своего организма.

О йогах-огнеходцах и йогах, подвергающихся закапыванию в землю на длительное время, сейчас сняты научно-документальные фильмы. И все же в йоге остается много загадочного и неизвестного, особенно на ее высшей ступени - Раджа-йоге.

Волшебные силы Йогов

Способность людей творить чудеса в Индии называют сиддхи. В йоге насчитывается восемь основных сиддхи, достигаемых с помощью особой практики психофизических упражнений:

1. Анима (от санскр. «ану» - атом) - уменьшение в размерах. Согласно теории йогов, законы внутри пространства атома будут иными, чем известные законы пространства макромира. Посредством уменьшения в размерах адепт может стать невидимым, и тем самым он получает возможность проникнуть внутрь самых мельчайших объектов и изучить их внутреннюю структуру.

2. Лагхима - не иметь веса, т. е. управлять силой воздействия земного тяготения на свое тело с помощью развития в каждой клетке противоположных центробежных тенденций. Йоги считают это нетрудным актом и часто используют лагхиму для демонстрации левитации. В «Маркандейи пуране» отмечается, что лагхима означает «иметь высшую скорость».

3. Махима - становиться невероятно большим. Это дает возможность видеть громадные пространства, взаимодействие и движение солнечной системы и вселенной, проникнуть в суть их глубин.

4. Гарима - быть чрезвычайно тяжелым (в противоположность лагхиме). В некоторых трудах йогов вместо «гаримы» описывается «камавасайита» (полное удовлетворение) - полное чувство удовлетворения.

5. Прапти - переноситься в пространстве в какое угодно место в любое время. В «Шива самхите» по этому поводу пишется: «Он (адепт) найдет все, что захочет, ибо все у него будет под рукой».

6. Пракамья - выполнять все желания или видеть все свои желания реализованными.

7. Вашитва - управлять силами природы. Назначение живой мыслящей природы покорять неживую, инертную природу, а также подчинять воле человека остальной живой мир. Но чтобы господствовать, надо знать истоки. Для этого потребовались воля и мужество многих поколений йогов, удесятеренные жаждой знаний.

8. Ишитва - быть властелином мира, создавать и уничтожать, обновлять и разрушать.

Тридцать дополнительных качеств:

Помимо основных восьми сиддх, йоги описывают тридцать дополнительных качеств, приобретаемых ими в процессе психологической тренировки.

1. Достижения, полученные с помощью умственной деятельности («ниродха пиранама сиддхи») в результате самоконтроля и концентрации, основанных на явлениях в трех сферах: в сфере естественных законов («дхарма»), частичных законов («лакшана») и явлениях, происходящих в силу определенных условий («авастха»). С помощью этой тренировки адепт познает прошлое и может предугадать будущее развитие явлений.

2. Проникновение в значение слов и крики животных. Звуковой состав слов, их звуковая форма, значение слов, т. е. их внутреннее содержание, и сочетание звуков и слов являются тремя аспектами неделимого целого. Концентрируясь на каждом из этих аспектов отдельно, адепт может понимать язык всех живых существ.

3. Знание прошлого можно достичь с помощью концентрации на внешних и внутренних признаках, а также следах, оставленных прошлой жизнью на организме.

4. Чтение мыслей осуществляется с помощью концентрации на способности мышления и восприятия. По представлению древних, мысль быстрее скорости света, быстрее всего. Некоторые йоги считают, что мысль - это излучение ментального и психического поля (поля эмоций), издаваемого мозгом человека. Мозг материален и он излучает материальные волны определенной частоты, и, как всякая волна, они имеют способность перемещаться в пространстве, т. е. обладать последующим независимым бытием даже после гибели источника. Мысль посеяна в пространстве, как звездная пыль. Она всеобща. Йоги полагают, что мысль можно посылать и улавливать, настроившись на определенную волну с помощью ритмического дыхания.

5. Становиться невидимым. Посредством концентрации на форме тела излучение, идущее от него, с помощью которого оно зрительно воспринимается, слабеет и, в конце концов, контакт между зрительными органами окружающих и телом адепта полностью прекращается и адепт как бы исчезает. В действительности это только иллюзия исчезновения. Подобные превращения происходят и с другими органами чувств. Описаны случаи, когда йоги фотографируются вместе с другими людьми, но на фотографии появляется только группа людей, а вместо йогов на фотографии оказывается пустое место.

6. Познание смерти и ее сущности. Сосредоточиваясь на основных свойствах явлений, порождающих незамедлительные последствия, и на сущности явлений, воздействие которых сказывается позже, адепт познает процессы и сущность смерти.

7. Познание души («атма бала») или разума («пурна мано бала») достигается мысленной концентрацией на абстрактных понятиях, таких, как сила дружбы и любви, радости, сожаления, беспристрастности и отрешенности. Подобными упражнениями достигается познание глубины души и разума.

8. Приобретение физической силы животных достигается концентрацией на силе этих животных в совокупности с особой физической тренировкой. Свами Йогананда в «Автобиографии йога» описывает йога, который владел физической силой, значительно превосходящей силу тигра.

9. Познание тонких скрытых механизмов вещей и явлений, проникновение в их суть можно достигнуть посредством привлечения знаний, интуиции и концентрации мыслей.

10. Познание солнечной системы и звездных миров достигается сосредоточением ума и фокусированием его на солнце. Этим можно познать природу солнца и звезд и происходящие в них процессы.

11. Познание планет достигается сосредоточением и фокусированием ментальных способностей на Луну. Изучив Луну, можно понять и сущность планет.

12. Познание законов движения звезд достигается сосредоточением на Полярной звезде. Из-за громадных расстояний, говорили древние йоги, звезды нам кажутся неподвижными, в действительности же они находятся в вечном движении.

13. Познание тела и основной его сущности достигается концентрацией на солнечном сплетении и пупке.

14. Освобождение от голода и жажды можно достигнуть концентрацией на шейной впадине.

15. Спокойствие тела и души достигается сосредоточением на главной артерии (курма) около этой впадины (сонной артерии).

16. Сверхъестественные видения достигаются сосредоточением на свет, исходящий из тонкого центра, расположенного над бровями, называемого «Брахмарандхрой».

17. Всеобщее познание наступает после концентрации на «звезду прорицания» («притибха»), появляющуюся в голове после установления абсолютного спокойствия тела и ума.

18. Познание сознания достигается сосредоточением на сердце.

19. Мысленное воссоздание строения космоса. Когда достигается состояние подлинного сознания, при котором мысль абстрагируется от вещей и своего собственного «Я», углубляя концентрацию на этом состоянии, можно увидеть строение вселенной, суть Брахмы, основные законы построения всего мироздания. Вместе с этим достигается способность прорицания и пять чувственных достижений:

а) предсказания («пратибха») о прошлом и будущем;

б) способность внутреннего слушания («шравана»), с помощью которого можно прослушивать себя, а также понять священный звук «АУМ» (Ом) - главную мантру йогов.

в) способность абсолютного осязания («ведана»), с помощью которого можно проникать в сущность предметов, «видеть» их;

г) способность сверхвидения («адарша») - видеть предметы на далеких расстояниях, а также в темноте, и объекты, скрытые преградой.

д) вкусовые способности («асвадана») - утонченные до предела вкусовые ощущения;

е) способность к сверхобонянию («варта сиддхи») - предельное утонченное обоняние.

20. Покидать оболочку (тело). При концентрации всего внимания на тонком астральном теле узы, соединяющие его с оболочкой, ослабевают и адепт может покинуть свою оболочку или вновь войти в нее.

21. Быть вне контакта с внешним миром. Практикуя сосредоточение на жизненной энергии, расположенной в области горла («удана»), и направляя эту энергию в область головы, можно развить способность человека быть вне контакта с внешним миром, т. е. к адепту никто не может прикоснуться и ничто не может к нему пристать.

22. Контроль над огненной энергией («самана»). Огненная или пищеварительная жизненная энергия распространяется от пупка во все стороны равномерно. Она регулирует различные жизненные функции внутренних органов. От нее зависит их взаимодействие. Упражняясь в концентрации на ней, тело йога начинает излучать свет, похожий на отблеск горящего костра.

23. Способность слышания. Упражняясь в сосредоточении своего внимания на органах слуха, йоги могут слышать звуки на громадных расстояниях, им становится доступны звуки вне диапазона слышимости обыкновенного человека.

24. Левитация. Упражняясь в концентрации на взаимоотношении между телом, его клетками и всепроникающим изначальным веществом, заполняющим космическое пространство, а также сосредотачиваясь на мелких и легких предметах, йоги могут нейтрализовать гравитацию и стать невесомыми.

25. Свободное странствие мысли, не связанной с телом («махавидежа драхана»). С помощью упражнений на концентрацию мысли о свободном передвижении в пространстве в отрыве от тела, йогу становится легко и свободно и его мысли странствуют без каких-либо ограничений.

26. Покорение элементов природы. Каждый из пяти элементов имеет пять состояний: грубое («стхула»), состояние формы («сварупа»), тонкое («сухшма»), обусловленное («анвайя») и причинное («арт-хаваттва»). Сосредотачиваясь на этих пяти состояниях, йог постепенно подчиняет себе пять элементов природы.

27. Подчинение пяти принципов сенсорных восприятий дает возможность йогу достичь состояния «транслевитации» (маноявитва»), при котором йог по своему желанию со скоростью мысли может оказаться в любом месте. Путешествуя самостоятельно, мысль становится глазами и ушами разума йога, вместилищем всех пяти органов чувств, источником информации. Йоги таким образом постигают истину эволюции природы.

28. Познание вселенной. Познав внутренние свойства предметов и явлений, йог проникает в тайны вселенной, познает законы мироздания.

29. Познание времени. Время, в течение которого атом передвигается на расстояние своего поперечника, йоги называют «кшана». Его непрерывные движения называются по санкскритски «крама».

Концентрация и медитация есть процессы, посредством которых связано пространство и время. С помощью упражнений на концентрацию атома достигается знание времени и пространства («анубхава сиддха джнана»), так как движение атомов в данный момент является продолжением предшествующих движений складывается общая картина движения атомов во вселенной. Йоги таким образом могут познать прошлое, настоящее и будущее.

30. Трансцендентальное достижение («пара сиддхи»). До сих пор речь шла о достижениях нетрансцендентальных, они относились к миру форм. Но с помощью упражнений в умении распознавать явления, уметь выделять суть, йог может влиять на ход событий, тормозить их или ускорять. Он может разрушать зерна зла и достичь полной свободы.

Йоги различают также внутренние, или духовные достижения, имеющие те же названия, но эти сиддхи находятся на еще более высоком уровне понимания.

по материалам из книги: Бореев Георгий - "Легенды и притчи, рассказы о йоге".

Индия - это удивительная и загадочная восточная страна, родина индуизма, йоги, медитации и древних Вед. Ее культура сама по себе очень экзотична для нас, но популярные достопримечательности вроде Тадж-Махала или Храма Лотоса стали уже почти чем-то привычным для туристов. Гораздо интереснее посетить необычную Индию - впечатляющие малоизвестные места, которые удивляют, пугают или раскрывают культуру и природу этой страны с совершенно другой стороны.

Обсерватория Джантар-Мантар

Этот комплекс похож на футуристический космический город из научно-фантастических фильмов и рассказов. На самом деле это огромная лаборатория, которую в начале XVIII века построил для наблюдения за солнцем и звездами махараджа Джай Сингх II, правитель королевства Амбер. В стране было пять таких лабораторий, но эта сохранилась лучше всего. Приборы до сих пор используются учеными для предсказания некоторых погодных явлений.

Вход в музей под открытым небом стоит 50 рупий, за 150 рупий можно заказать экскурсию, в ходе которой вам расскажут назначение всех построек. Сам Джантар-Мантар находится в городе Джайпуре - добраться сюда можно прямым самолетом, а потом доехать до музея на автобусе или дойти пешком.






Великая индийская стена

О Великой Китайской стене слышали практически все, однако в числе интересных мест Индии есть вторая по протяженности непрерывная стена, окружающая форт Кумбалгарх. Она расположена в штате Раджастхан, на 84 километра севернее Удайпура. Длина стены - 34 километра, ширина достигает 8 метров - и все это создано ради защиты одного форта. Строительство стены началось в 1443 году и продлилось почти сотню лет. Замок Кумбалгарх благодаря этой стене был взят лишь однажды, и то лишь хитростью - неприятель отравил поступающую внутрь воду.

Туристы посещают как стену, так и сам замок с древними постройками. Это удобнее всего делать в составе экскурсий - будет проще добраться и узнать больше из истории древнего форта. Можно взять такси из Ранакпура или Удайпура, но стоить оно будет от 1500 рупий и выше.





Храм с грызунами Карни Мата

Внешне здание храма ничем не примечательно, поэтому редкие туристы, посещающие городок Дешнок, часто проходят мимо. Но тех, кто все-таки решит заглянуть в храм, ждет сюрприз - в нем живут тысячи обычных серых крыс. Прихожане и монахи заботятся о них в память о Карни Мата, легендарной женщине, которая странствовала по Индии и призывала людей к добру и миру. Когда, согласно легенде, бог Яма отказался оживить ее утонувшего племянника, она сказала, что все мужчины её касты, Чаран, после смерти не попадут к Яме, а будут временно превращаться в крыс, чтобы в следующей инкарнации сразу обрести человеческий облик. Поэтому всех грызунов в храме очень почитают, отдавая особое предпочтение белым крысам, которых считают родственниками Карни.

Добраться сюда можно из города Биканера на автобусе, рикше или такси.






Живые мосты

Необычные места Индии - это не только храмы и древние крепости. Штат Мегхалая покрыт субтропическими лесами настолько густо, что там невозможно проложить нормальные дороги. Поэтому местные изобрели оригинальный способ прокладки мостов, формируя их из живых корней деревьев.

Много веков назад люди заметили, что корни фикуса могут расти наружу. Тогда их и приспособили для создания мостов. Корни помещают в выдолбленные стволы пальм и ждут, пока они дорастут до противоположного берега. В результате получается надежная и безопасная переправа - правда, ее создание может занять до 15 лет. С годами мост только крепнет, ведь корни растут и развиваются. Самые старые достигают 30 метров в длину и могут выдержать полсотни человек.

Для осмотра мостов лучше всего посетить городок Черапунджи, самое влажное и дождливое место в мире. Здесь лучше всего будет взять экскурсию, так как найти мосты и поселения местных в джунглях самостоятельно довольно трудно.






Город брахманов Джодхпур

Джохпур - это целый город в штате Раджастан, стоящий в засушливой пустыне Тар. Само по себе поселение не очень примечательное - красивым его делают дома брахманов, окрашенные в голубой цвет. Брахманы - это высшая каста Индии, жрецы, поэтому их дома и отличаются от жилищ простых горожан. Визуально это выглядит как огромное небесно-голубое озеро среди практически мертвой пустыни.

До города можно добраться на самолете из Джайпура или Удайпура, на поезде или на автобусе. В Джодхпуре есть отели, магазины и достопримечательности, как, например, огромная Крепость Мехрангарх, которая стоит на скале и возвышается над городом.






Храм Минакши Амман

О белоснежном Тадж-Махале знают практически все, а вот яркий храм Минакши Амман в городке Мадурай известен гораздо меньше. Это священное сооружение посвящено супруге Шивы, Парвати, которая объединяет в себе как созидающее, так и разрушающее начало.

Храм - это комплекс из 14 башен (гопурам). Башни имеют разную высоту: самая высокая, южная, достигает 52 метров. Также на его территории есть две позолоченные скульптурные башни, в которых хранятся главные храмовые святыни.

Комплекс открыт для посещения, но помните, что это не только достопримечательность, но и место паломничества - вести себя там нужно соответствующе.

До города Мадурай можно добраться из Дели и других крупных населенных пунктов поездом, автобусом и самолетом. Входной билет стоит 50 рупий, экскурсии разрешены с 5 до 13 и с 16 до 22 часов.






Пещеры Аджанта

Это древнее место Индии появилось еще две тысячи лет назад. Сотни лет монахи высекали в скале пещеры, украшая их колоннами, статуями и причудливой резьбой. В тысячном году нашей эры комплекс был покинут, и только в 1819 году его случайно нашел британский офицер Джон Смит. В 1843 году храм начал детально изучать Джеймс Фергюссон - он обнаружил внутри скульптуры Будды и хорошо сохранившиеся великолепные росписи.

В 1983 году памятник был включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Здесь часто бывают туристы, но от этого место не перестает быть величественным и загадочным. К пещерам регулярно ходят рейсовые автобусы из Мумбаи, Аурангабада и Дели. По понедельникам музей закрыт.






Деревня змей Шетпал

Небольшая деревня у индийского города Шолапур стала знаменита благодаря тому, что местные жители здесь поклоняются змеям. В стропилах потолка каждого дома живут кобры, змеи свободно ползают по улицам и в помещениях. При этом ни одного случая укуса змеи здесь зарегистрировано не было.


Болота Кералы

Индия богата не только архитектурными, но и природными достопримечательностями. Параллельно Аравийскому морю тянутся болота и лагуны Кералы, населенные многочисленными крабами, лягушками, черепахами, выдрами и редкими водоплавающими птицами. По этим болотам регулярно устраивают лодочные прогулки.





Национальный парк Канха

Этот дикий заповедник считается одним из самых красивых в Азии. Здесь можно увидеть тигров в естественной среде обитания, посмотреть на стройные бамбуковые леса и живописные ущелья Канха, которые вдохновили Киплинга на написание его знаменитой Книги Джунглей. Кроме тигров, здесь обитают птицы, олени (в том числе редкий барасинг) и индийские волки.

Отправляться в заповедник лучше из города Мандла, в период с февраля по июнь, в менее дождливый сезон. В Мандле можно сесть на туристический автобус и джип - экскурсия стоит около 2 тысяч рупий.





Храм Хармандир-Сахиаб

Довольно известное святое место Индии - сюда приезжают на паломничество представители религии сикхов со всего мира. Этот храм поражает туристов тем, что действительно покрыт золотом. Особенно величественно он выглядит по ночам, освещаемый фонарями и отражающийся в глади священного озера Амритсар (в честь него назвали город). В Амритсар регулярно ходят автобусы и поезда из крупных городов, можно долететь самолетом из Дели.





Деревня без воров Шани Шигнапур

Эта необычная деревня в штате Махараштра, по легендам, находится под покровительством Шани Дэв. Уровень преступности здесь нулевой - в домах нет не только замков, но даже входных дверей. По легенде, любой вор просто не сможет сбежать из деревни - он будет идти всю ночь, а на рассвете обнаружит себя стоящим на том же самом месте.



Форт Бхангарх

Этот форт в штате Раджастан был построен в 1613 году. Вскоре после строительства его забросили. Индусы уверены, что это произошло из-за проклятия мага. Внук строителя Аджа Сингх спустя несколько лет поставил там дворец, но проклятие постигло и его - у строившихся домов постоянно рушилась крыша, поэтому все индийцы покинули это место. По легенде, если остаться в форте на ночь, то уже никогда не вернешься отсюда - здесь даже висит вывеска с надписью: «Оставаться после заката строго запрещено!». О форте ходит много мистических историй - люди видят призраков и странных существ, слышат музыку и крики, а оставшихся на ночь туристов постигают несчастья.

Добраться до Форта просто. Можно взять такси из Джайпура, но это будет стоить около 3 тысяч рупий. Гораздо проще доехать на автобусе до небольшого города Доуса и уже оттуда взять билет до деревушки у самого форта. Из деревни до форта можно дойти пешком. Обратно автобусы тоже ходят.





Экодеревня Гуда Бишной

Если вы цените экологичный образ жизни, то имеет смысл посетить деревню Гуда Бишной. Местные живут в гармонии с природой - они даже не кремируют, а хоронят умерших, чтобы сохранить деревья, которые обычно используются при сжигании усопших. Местные очень трудолюбивы и дружелюбны, живут по древним традициям. Но особенно поражает то, что дикие животные здесь свободно ходят среди людей. Доехать до деревни можно из города Джодхпура.


Гора Калипара

В храме Калипара Локамбика, стоящем на вершине горы Калипара, на закате устраивают молитвы и медитации. Принято считать, что для полного очищения от негативных мыслей достаточно провести на этой горе всего пять минут. У подножия горы есть небольшой отель. Добраться до горы можно из Кералы.


Чайная плантация Колуккумалай

Обычные чайные плантации не слишком интересны, но Колуккумалай, расположенная в 32 километрах от Муннара, является исключением. Чайные кусты здесь покрывают склоны гор - плантация находится на высоте 2,5 километра над уровнем моря. На плантации можно не только полюбоваться растущими кустами, но и попробовать настоящий индийский чай.





Июл 15 2017

Индия — государство, расположенное в Южной Азии. Страна граничит с многими другими государствами. Площадь страны 3,3 миллиона кв. м. Индия включает в себя несколько союзных государств и 28 штатов.

Территориальное расположение Индии: плоскогорье Декан, Гималайские горы, Индо-Гангские равнины, которая расположена между плоскогорьем Декан и Гималайскими горами.

Знакомиться с Индией традиционно начинают с Дели, столицы государства. А на все достопримечательности одного дня не хватит. В Дели много храмов, гробниц, музеев и много чего интересного. Поэтому у туристов будет возможность поднять свой культурный уровень и узнать много нового.

Дели сочетает в себе традиции и новшество. Старые традиции и культура непосредственно оказывают влияние на новую культуру и искусство.

Следует отметить связь развития туризма со многими альтернативными предложениями. Можно просто полежать на пляже или побывать на экскурсиях, получить много знаний и расширить свой кругозор. В Дели, успехом пользуются такие достопримечательности как Золотой треугольник и Тадж Махал. И это легко объяснить, поскольку эти места поистине красивы и интересны. Ведь туристам не мешает поднять уровень культурного развития.

Если человек готов узнавать и работать над чем-то новым, или совершенствовать свою личность, то здесь есть возможность познать аюрверды, заняться йогой или медитацией. В Штате Керала можно оздоровиться. Причем здесь можно не только вылечить некоторые болезни, но и просто устроить профилактику организма.

Так же, одним из самых известных мест посещения туристами является Гоа. Для одних - это предположение о райском месте, для других — это возможность потусоваться, для третьих — это возможность просто отдохнуть.

Индия привлекательна иностранцам особенным разнообразием достопримечательностей, климатом и культурой, которой с нескрываемым восторгом интересуются многие гости. Хотя отдых в Индии может быть подходящим не для всех, но все будут испытывать эмоции. Некоторые полюбят страну, жителей и культуру. А для некоторых это останется загадкой — почему это место столь популярно среди туристов и паломников.