Неполные предложения. Неполные предложения – 10 неполных предложений

§1. Неполные предложения. Различение полных и неполных предложений

В речи, особенно в разговорной и художественной, частотны неполные предложения. Неполными называются предложения, в которых пропущен какой-либо член предложения. Обычно его легко восстановить из контекста или ситуации общения.

Где Димка?
- Гуляет.

Гуляет. - неполное предложение, пропущено подлежащее.

Пропущенными могут быть как главные, так и второстепенные члены предложения.

Следует отличать неполные предложения от односоставных. В тех случаях, когда какой-либо член предложения пропущен в неполном предложении, он легко восстанавливается. В односоставных предложениях этого сделать нельзя, потому что это полные предложения, имеющие структурную особенность. Сравним:

Как вы себя чувствуете?

Хорошо . - двусоставное, неполное. Ср.: Я чувствую себя хорошо. - двусоставное, полное.

Хорошо! - односоставное, безличное предложение.

Могут ли быть неполными односоставные предложения?

Могут, если в них пропущено слово, легко восстанавливаемое из контекста.

Как тебя зовут?

Анной. - предложение односоставное, неполное. Ср.: Меня зовут Анной. - односоставное, неопределённо-личное, полное.

Неполнота может быть как в простых, так и в сложных предложениях. Часто слова опускаются с целью избежать повторов. На месте пропуска ставится тире:

В понедельник он пришёл рано, а во вторник - только к ужину.

Проба сил

Узнайте, как вы поняли содержание этой главы.

Итоговый тест

  1. Каким является предложение: Летом Анечка болела редко, а поздней осенью и зимой - часто. ?

    • полным
    • неполное
  2. Каким является предложение: Все ребята в ансамбле танцуют прекрасно, а Ира - похуже: она недавно начала заниматься танцами.?

    • полное
    • неполное
  3. Каким является предложение: Когда ты вернёшься с работы?

    • полное
    • неполное
  4. Каким является предложение: Красота какая! ?

    • полное
    • неполное
  5. Каким является предложение: Сколько грибов! ?

    • полное
    • неполное
  6. -Когда Иван вернётся? -Скоро. ?

    • полное
    • неполное
  7. Каким является предложение в ответной реплике диалога: -Когда Иван вернётся? -Он ещё не звонил. ?

    • полное
    • неполное
  8. Ученые В.В. Бабайцева, Н.С. Валгина, Е.М. Виноградова, А.М. Пешковский, А.П. Сковородников полагают, что специфика неполных простых предложений обнаруживается лишь на фоне полных . Поэтому наиболее эффективным считается известный приём „равнения” неполных простых предложений по полным. Неполные простые предложения чаще всего встречаются в диалогах, причём их неполнота в этом виде речи особенно ярко выражена.

    В.В. Бабайцева предлагает разделять неполные предложения на три категории:

    • 1) Структурно полные, но семантически неполные предложения (то есть такие предложения, в которых обе позиции главных членов замещены неопределенно-личными местоимениями, хотя в плане лексической семантики может быть недостаточно такого неопределенного указания на деятеля либо указания места). Предложения с местоименными структурными элементами являются семантически неполными: „Нас - в центр, их - на Марьино”.
    • 2) Структурно и семантически неполные предложения. По условиям и форме устной и письменной речи неполные предложения делятся на ситуативные и контекстуальные.

    В ситуативно неполных предложениях недостающие члены подсказываются обстановкой, ситуацией, жестом, мимикой, например: „Заднюю откройте!” .

    Контекстуально неполные предложения характерны для письменной речи, пропущенный член предложения присутствует в контексте: „Одни смотрели на неё с умилением, другие - с чувством зависти ”.

    Однако подобное разделение предложений на ситуативные и контекстуальные в известной мере условно, так как в письменной речи ситуативные предложения приобретают некоторые свойства контекстуальных, поскольку ситуация речи описывается, тем самым получая словесное выражение, а предмет речи называется в контексте.

    3) Семантически полные, но структурно неполные предложения. Под этим названием объединяются эллиптические предложения с нулевым сказуемым: Сказка - ложь, да в ней намёк .

    В зависимости от способа восстановления информации о пропущенных членах лингвист Е. М. Виноградова выделяет ситуативно и контекстуально-неполные предложения, а также эллиптические предложения.

    В ситуативно-неполных предложениях словесно выражен только самый важный член предложения, который неочевиден, остальные компоненты информации достраиваются на основе знаний ситуации, поведения говорящего, например: „На следующей!” (по ситуации понятно, что прилагательное указывает на действие остановки автобуса на остановке).

    Смысл контекстуально-неполного предложения понятен при его сопоставлении с окружающими предложениями текста или предшествующими частями сложного предложения, например: В приставке перед гласными е, ё, ю, я пишется разделительный твёрдый знак, а не в приставке [перед гласными е, ё, ю, я пишется разделительный] мягкий [знак].

    Эллиптические предложения (структурно неполные, но семантически достаточные) самой своей структурой и значением указывают на пропуск сказуемого с определённым значением не на конкретную группу, а на тематическую группу, в которое оно должно входить, вследствие этого восстанавливать пропущенное слово не нужно. Такие предложения экспрессивны и характерны для разговорной речи и публицистики (лозунги, рекламные слоганы). Их структура приспособилась к выражаемому в них типичному значению. Пропущенное сказуемое имеет значение быстрого перемещения. Эллиптические предложения строятся по фразеологизированным вариантам двусоставной модели - фразеосхемам. Значение пропущенных в эллиптических предложениях сказуемым восстанавливается отчасти по семантике второстепенных членов предложения .

    Среди контекстуальных предложений Н.С. Валгина выделяет простые предложения с неназванными главными или второстепенными членами, в которых отсутствует:

    · подлежащее:

    - Что надо сделать со словами? - спросила Мила. - Разобрать по составу, - уточнил сосед по парте;

    • · сказуемое:
      • - Ты ударил Ванечку? - Нет, он меня;
    • · подлежащее и сказуемое:
    • - Катя Корчак в восьмом классе учится?
    • -В девятом! - ответил секретарь;
    • · сказуемое и обстоятельство: Администрация склонялась больше к убеждениям правящей партии , а сотрудники - к оппозиции;
    • · второстепенный член предложения (дополнение, обстоятельство) при наличии определения, относящегося к отсутствующему члену: Коля, собирая портфель, забыл положить пенал. Я протянул ему свой .

    Среди сложных предложений лингвист выделяла неполные предложения, в которых во второй части сложного предложения не названы главные члены, имеющиеся в первой части.

    Неполные предложения типичны для диалогической речи, представляющей собой сочетание реплик или единство вопросов и ответов. Особенность диалогических предложений определяется тем, что в устной речи в качестве дополнительных компонентов, наряду со словами, выступают и внеязыковые факторы: жесты, мимика, ситуация. В таких предложениях называются лишь те слова, без которых мысль становится непонятной.

    Среди диалогических предложений Н.С. Валгина различает предложения-реплики и предложения-ответы на вопросы.

    Предложения-реплики представляют собой звенья в общей цепи, сменяющих друг друга реплик. В реплике диалога употребляются те члены предложения, которые прибавляют новое к сообщению, и не повторяются члены предложения, уже упомянутые говорящим. Например:

    • - Есть будешь?
    • - Суп?
    • - Рисовый.
    • - Все равно не буду.

    Предложения-ответы различаются в зависимости от характера вопроса. Они могут быть ответами на вопрос, в котором выделяется тот или иной член предложения:

    • - Ваня, что у тебя в руке?
    • - Паук , - ответил неохотно мальчик.
    • - Ого! Где ты его нашел?
    • - Возле стола. .

    При анализе неполных предложений А.М. Пешковский выделял предложения типа (что с вами? (не чувствует ли себя плохо), будет! („довольно будет”), чья взяла? (кто победил), доброго здоровья!) как стационарные, связывая их неполноту грамматически .

    Классификация неполных предложений, предложенная А.П. Сковородниковым, учитывает не только свойства вербализованных и невербализованных элементов предложения, но и особенности семантического восполнения неполных конструкций. Он выделяет несколько видов неполных предложений (представленная классификация взята из работ А.П. Сковородникова):

    1. Контекстуальный эллипсис - восполнение главным образом из макроконтекста (контекста, „окружающего” данную предикативную единицу, то есть контекста сложного синтаксического целого). Причем возможно прямое лексическое восполнение из макроконтекста. („Он бы сам не пришёл, потому что страх сильнее его. А вот напарник смелее”) и косвенное, ассоциативное („Маша, идя со школы, увидела маленького котёнка и решила забрать домой. Папа, яростный противник животных, согласился - котёнок прижился”).

    Ситуативный эллипсис - восполнение происходит главным образом за счет обстановки речи, общего социального опыта говорящих. Выделяются стационарные структуры-типизированные конструкции разговорной речи („Один до Ялты. „Один билет до Ялты”) и нестационарные структуры - конструкции, свободно создаваемые в речи („Дайте последний номер”. - При неизвестной конситуации допускается множественность осмысления).

    Эллипсис фразеологический - восполнение главным образом происходит из внутреннего контекста (микроконтекста) предикативной единицы с незамещенной синтаксической позицией, осуществляемое за счет валентных показателей наличных членов предложения. А. Сковородников различает модельно-фразеологический эллипс („На границе сидит человек. Ты ему 100 гривен, он тебе - „путь открыт” ), собственно фразеологический эллипсис (невербализированный компонент - часть фразеологического оборота: „Дареному коню - в зубы …” К фразеологическому эллипсису, с точки зрения механизма образования, близка и так называемая контекстуально-эллиптическая субстантивация („Сегодня на вещевом куму встретила”) .

    При классификации неполных предложений А.А. Чувакин предложил комбинированный подход, при котором учитывается специфика как наличных (сигнализирующих) членов, так и характер невербальных (сигнализируемых) позиций. Полнота-неполнота предложения рассматривается в рамках позиционной концепции предложения, так как в этом случае признается тот факт, что позиция одного члена сцеплена с позицией другого, предполагает ее и в то же время предполагается ею. Это свойство позиции предложения обусловливается такими постоянными элементами предложения как синтаксические отношения и синтаксические связи. Применительно к неполному предложению это свойство называется сигнализацией. Если в предложении хотя бы одна из позиций не представлена словесной формой (в том числе и нулевой), синтаксические связи и отношения в нем нарушаются и словесно представленная теория сигнализирует позицию, словесно не представленную. В силу этого первая может быть названа сигнализирующей, вторая - сигнализируемой. Эта классификация двухступенчатая: на первой ступени выявляется, позиция какого члена выступает в качестве сигнализирующей, и соответствующим образом квалифицируется структурный тип предложений; на второй ступени выясняется характер сигнализируемой позиции и соответственно определяется структурный тип предложения .

    Например:

    • -- Кто ты, -- спросила Зара тихо .
    • -- Я из племени Зогар, с великого и священного озера Чад - тип предложения с сигнализирующей позицией подлежащего, подтип сигнализируемая позиция сказуемого.

    Там рощи стройных пальм с широкими листами и спелыми оранжевыми плодами теснятся вкруг серебряных ручьев, где запах ирисов и пьяного алоэ - тип предложения с сигнализирующей позицией обстоятельства, подтип с сигнализируемой позицией сказуемого.

    При разграничении и описании полных и неполных предложений обычно рассматриваются структурно и семантически неполные предложения, смысловая достаточность которых обусловлена ситуацией и контекстом.

    Неполные предложения, отсутствующий член которых восстанавливается при опоре на текст (соседние предложения или для обязательных распространителей-словоформы „своего предложения”), называются контекстуально-неполными. Такие предложения употребляются как в составе сверхфразовых единств, так и в сложных предложениях. Например:

    „Вот этот рюкзак нравится Маше, тот - Лене, а тот - Марине Сергеевне ”. В бессоюзном сложном предложении в предикативной части использованы односоставное предложение (тип - сигнализирующая позиция второстепенных членов предложения („тот”, „Лене”, „Марине Сергеевне”) , сигнализируемая - главные члены предложения)

    - Ах, кстати, нет у вас на складах перца, лака и ванили?
    - Есть, как не быть! Но мы об этом после

    Перед нами неполные контекстуальные односоставные предложения (тип -- сигнализирующие предложения - сказуемого; подтип - сигнализируемая позиция - подлежащее - в первом предложении; а во втором тип -- сигнализирующие предложения - подлежащее; подтип - сигнализируемая позиция - сказуемого).

    Неполное предложение, отсутствующий член которого восстанавливается при опоре на обстановку и общее знание собеседников, называется ситуативно-неполным.

    Позвольте ваше обратить вниманье Вот на тюльпан. Видали ль где-нибудь” [Н.С. Гумилёв „Зелёный тюльпан”]

    - Да, он хорош. - Хорош, вы говорите !

    В отличие от вышеупомянутых контекстуально и ситуативно-неполных, эллиптические предложения не нуждаются в смысловом и формальном пополнении средствами контекста. Для их понимания не нужно выходить за пределы предложения. Эллиптические конструкции соотносятся с соответствующим развернутым вариантом той же модели лишь ассоциативно, т.е. в парадигматическом ряду. Мы видим, что значение такой конструкции поддерживается не формой слова, а целой лексико-семантической группой:

    · глаголов движения.

    В моих садах - цветы, в твоих - печаль .

    Пока не поздно - старый меч в ножные , Товарищи! Мы станем - братья!

    Глаголов пребывания, нахождения:

    Но над нами -- хмельная мечта!

    Глаголов бытия, наличия:

    Для вас - века, для нас - единый время.

    К приведенным выше примерам эллиптических предложений можно применить квалификацию A.А. Чувакина. Следуя ей, их тип - сигнализирующая позиция второстепенного члена (обстоятельства и дополнения), подтип предложения с сигнализируемой позицией - сказуемого.

    Таким образом, рассмотрение предложений со словесно-непредставленными элементами с учетом их структуры, цельности, синтаксических связей и семантической наполненности позволило выделить два типа неполноты: структурно-семантическую (неполные контекстуальные и неполные ситуативные предложения) и структурную (эллиптические предложения). В свою очередь, в каждом из этих предложений имеются вербализованные элементы, занимающие определенные синтаксические позиции и сигнализирующие о наличии незамещенной позиции.

    неполный предложение поэтический лингвистический

    Неполные предложения - это предложения, в которых пропущен член предложения, необходимый для полноты строения и значения данного предложения.

    Пропущенные члены предложения могут восстанавливаться участниками общения из знания ситуации, о которой идёт речь в предложении.

    Например, если на остановке автобуса один из пассажиров, посмотрев на дорогу, скажет: «Идёт !» , остальные пассажиры легко восстановят пропущенное подлежащее: Автобус идёт .

    Пропущенные члены предложения могут восстанавливаться из предыдущего контекста. Такие контекстуально неполные предложения очень частотны в диалогах.

    Например: - Ваша рота завтра назначена в лес ? - спросил князь Полторацкого. - Моя . (Л. Толстой). Ответная реплика Полторацкого представляет собой неполное предложение, в котором пропущены подлежащее, сказуемое, обстоятельство места и обстоятельство времени (ср.: Моя рота завтра назначена в лес ).

    Неполные конструкции распространены в сложных предложениях:

    Мне всё послушно , я же - ничему (Пушкин). Вторая часть сложного бессоюзного предложения (я же - ничему ) представляет собой неполное предложение, в котором пропущено сказуемое (ср.: Я же не послушен ничему ).

    Обратите внимание!

    Неполные предложения и односоставные предложения - это разные явления.

    В односоставных предложениях отсутствует один из главных членов предложения, смысл предложения нам понятен и без этого члена. Более того, сама структура предложения (отсутствие подлежащего или сказуемого, форма единственного главного члена) имеет определённое значение.

    Например, форма множественного числа глагола-сказуемого в неопределённо-личном предложении передаёт следующее содержание: субъект действия неизвестен (В дверь постучали ), не важен (Его ранили под Курском ) или скрывается (Мне про тебя вчера многое рассказали ).

    В неполном предложении может быть опущен любой член предложения (один или несколько). Если мы рассмотрим такое предложение вне контекста или ситуации, то его смысл останется нам непонятен (ср. вне контекста: Моя; Я же - ничему ).

    В русском языке есть одна разновидность неполных предложений, в которых недостающий член не восстанавливается и не подсказывается ситуацией, предыдущим контекстом. Более того, «пропущенные» члены не требуются для раскрытия смысла предложения. Такие предложения понятны и вне контекста, ситуации:

    (Песков).

    Это так называемые «эллиптические предложения» . В них обычно наличествует подлежащее и второстепенный член - обстоятельство или дополнение. Сказуемое же отсутствует, причём мы часто не может сказать, какое именно сказуемое пропущено.

    Ср.: За спиной находится / расположен / виден лес .

    И всё же большинство ученых считает такие предложения структурно неполными, поскольку второстепенный член предложение (обстоятельство или дополнение) относится к сказуемому, а сказуемое в предложении не представлено.

    Обратите внимание!

    Эллиптические неполные предложения следует отличать: а) от односоставных назывных (Лес ) и б) от двусоставных - с составным именным сказуемым, выраженным косвенным падежом существительного или наречия с нулевой связкой (Все деревья в серебре ). Для разграничения данных конструкций необходимо учитывать следующее:

    1) односоставные назывные предложения не могут содержать обстоятельств, поскольку обстоятельство всегда связано со сказуемым. Среди второстепенных членов в назывных предложениях наиболее типичными являются согласованные и несогласованные определения.

    Весенний лес ; Вход в зал ;

    2) Именная часть составного именного сказуемого - существительное или наречие в двусоставном полном предложении указывает на признак-состояние.

    Ср.: Все деревья в серебре . - Все деревья серебряные .

    Пропуск члена внутри предложения в устной речи может отмечаться паузой, на месте которой на письме ставится тире:

    За спиной - лес . Справа и слева - болота (Песков); Мне всё послушно , я же - ничему (Пушкин).

    Наиболее регулярно тире ставится в следующих случаях:

      в эллиптическом предложении, содержащем подлежащее и обстоятельство места, дополнение, - только при наличии паузы в устной речи:

      За ночным окном - туман (Блок);

      в эллиптическом предложении - при параллелизме (однотипности членов предложения, порядка слов, форм выражения и т.д.) конструкций или их частей:

      в неполных предложениях, построенных по схеме: существительные в винительном и дательном падежах (с пропуском подлежащего и сказуемого) с четким интонационным делением предложения на части:

      Лыжникам - хорошую лыжню; Молодёжи - рабочие места; Молодым семьям - льготы;

      в неполном предложении, составляющем часть сложного предложения, когда пропущенный член (обычно сказуемое) восстанавливается из предыдущей части фразы - только при наличии паузы:

      Ночи стали чернее , дни - пасмурнее (во второй части восстанавливается связка стали ).

    План разбора неполного предложения

    1. Указать тип предложения (полное - неполное).
    2. Назвать пропущенный член предложения.

    Образец разбора

    Мужики - за топоры (А.Н. Толстой).

    Предложение неполное; пропущено сказуемое схватились .

    ОДНОСОСТАВНЫЕ И НЕПОЛНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ 1. Укажите неверное утверждение. А. В односоставных

    предложениях грамматичес¬кая основа состоит из одного главного члена.

    Б. Односоставные предложения могут быть рас¬пространенными.

    В. Неполные предложения те, в которых пропу¬щен главный член.

    Г. Пропуск члена предложения в произношении может быть выражен паузой.

    2. Найдите односоставные предложения.

    А. День ясен.

    Б. С утра морозит.

    В. Что бы это значило?

    Г. Мне нездоровится.

    Д. Ряд телеграфных столбов.

    3. Укажите определенно-личные предложения .

    А. Выберите себе книгу по вкусу.

    Б. Не из Москвы ли будешь?

    В. В доме шумят.

    Г. Цыплят по осени считают.

    Д. Быть грозе великой. 4

    4. Найдите неопределенно-личные предложения.

    А. Вот парадный подъезд.

    Б. Люблю грозу в начале мая.

    В. В дверь постучали.

    Г. Без труда не вынешь и рыбку из пруда.

    Д. Будут долго вспоминать его рассказы.

    5. Укажите безличные предложения.

    А. Бездонную бочку водой не наполнишь.

    Б. Скоро светать будет.

    В. Приготовьтесь к уроку.

    Г. Зажгло грозою дерево.

    6. Найдите обобщенно-личные предложения.

    А. Вам не видать таких сражений.

    Б. Вечерами работалось особенно хорошо.

    В. Каких только птиц не увидишь в лесу!

    Г. Любишь кататься - люби и саночки возить

    7. Укажите назывные предложения.

    А. Мне холодно.

    Б. Вот заводская улица.

    В. Это домик под толевой крышей.

    Г. Третий час дня.

    Д. Вода немного коричневатая.

    8. Найдите примеры, в которых есть неполные предложения.

    А. Летом светает рано, а зимой - поздно.

    Б. Ум - это сила.

    В. В избе жарко натоплено.

    Г. Уходим завтра в море.

    Д. «Как тебя зовут?» - «Меня Анной».

    9. В каких примерах неверно расставлены знаки препинания?

    А. На пригорке то сыро, то жарко.

    Б. Вот море: вот пермские дремучие леса.

    В. Светло на улице, и виден сад насквозь.

    Г. Нигде не дышится вольней, родных лугов, родных полей.

    Напишите два простых предложения из художественного произведения осоложнённые однородными членами. Напишите два простых предложения из художественного

    произведения осоложнённые обращениями. Напишите два простых предложения из художественного произведения осоложнённые вводными словами.

    1. Среди предложений 1-3 найдите предложения с обособленными членами. Напишите номер этого предложения.

    (1) На Старице по берегам - песчаные дюны, заросшие чернобыльником и чередой.(2) На дюнах растет трава, ее зовут живучкой. (3) Это плотные серо-зеленые шарики, похожие на туго закрывшуюся розу. (Паустовский К.)

    2. Среди предложений 1-3 найдите предложение с обособленным согласованным распространённым определением. Напишите номер этого предложения.

    (1) Знакомство всегда происходит по раз навсегда установленному обычаю. (2) Сначала мы закуриваем, потом идёт вежливый и хитрый разговор, направленный к тому, чтобы выведать, кто мы такие, после него - несколько неопределённых слов о погоде. (3) И только после этого беседа может свободно переходить на любую тему. (Паустовский К.)

    3. Среди предложений 1-4 найдите предложение с необособленным согласованным распространённым определением. Напишите номер этого предложения.

    (1) В сентябре пошли дожди. (2) Они шуршали в траве. (3)Воздух от них потеплел, а прибрежные заросли запахли дико и остро, как мокрая звериная шкура. (4) По ночам дожди неторопливо шумели в лесах по глухим, неведомо куда ведущим дорогам, по тесовой крыше сторожки, и казалось, что им так и на роду написано моросить всю осень над этой лесной страной. (Паустовский К.)

    4. Среди предложений 1-3 найдите предложение с обособленным нераспространённым обстоятельством.

    (1) Если писатель, работая, не видит за словами того, о чём он пишет, то и читатель ничего не увидит за ними. (2) Но если писатель хорошо видит то, о чем пишет, то самые простые и порой даже стёртые слова приобретают новизну, действуют на читателя с разительной силой и вызывают у него те мысли, чувства и состояния, какие писатель хотел ему передать. (3) В этом, очевидно, и заключается тайна так называемого подтекста. (Паустовский К.)

    5. Среди предложений 1-3 найдите предложение с необособленным распространённым согласованным определением. Напишите номер этого предложения.

    (1) О слепом дожде, идущем при солнце, в народе говорят: «Царевна плачет». (2) Сверкающие на солнце капли этого дождя похожи на крупные слезы. (3) А кому же и плакать такими сияющими слезами горя или радости, как не сказочной красавице царевне! (Паустовский К.)

    6. Среди предложений 1-4 найдите предложение с обособленными дополнениями. Напишите номер этого предложения.

    (1) Всё это - только ничтожная часть того, что можно сказать о дожде. (2) Но и этого довольно, чтобы возмутиться словами одного писателя, сказавшего мне с кислой гримасой: (3) «Я предпочитаю живые улицы и дома вашей утомительной и мёртвой природе. (4) Кроме неприятностей и неудобств, дождь, конечно, ничего не приносит». (Паустовский К.)

    7. Среди предложений 1-4 найдите предложение с распространённым приложением. Напишите номер этого предложения.

    (1) Рядом с зарницей стоит в одном поэтическом ряду слово «заря» - одно из прекраснейших слов русского языка. (2) Это слово никогда не говорят громко. (3) Нельзя даже представить себе, чтобы его можно было прокричать. (4) Потому что оно сродни той устоявшейся тишине ночи, когда над зарослями деревенского сада занимается чистая и слабая синева. (Паустовский К.)
    помогите