Семейное порно и собаки: За что мир любит Джеффа Кунса. Джефф Кунс

Книга Jeff Koons посвящена глубокому изучению работ известного современного американского художника Джеффа Кунса, который известен своим пристрастием к китчу, особенно в скульптуре.

Работы этого мастера входят в число самых дорогих произведений современных художников. Творчество классифицируют как нео-поп или пост-поп, направления, возникшие в 80-е годы как реакция на концептуализм и минимализм.

Jeff Koons / Taschen Books.

Джефф Кунс (Jeff Koons) родился в Йорке, Пенсильвания. Будучи подростком, почитал Сальвадора Дали. Джефф Кунс посещал школу при Художественном институте Чикаго и Мэрилендский художественный колледж. После колледжа Кунс работал брокером на Уолл-Стрит. Он получил признание в 80-х годах, после чего создал студию-завод в Сохо (Нью-Йорк). Он возглавил штат из более чем 30-ти сотрудников, каждый из которых отвечал за отдельные аспекты его работы (прослеживается явная связь с «Фабрикой» Энди Уорхола).

Ранние работы Кунса — концептуальная скульптура, одна из наиболее известных — «Три мяча 50/50 Бак», 1985 года, которая состояла из трех баскетбольных мячей, плавающих в воде, которая заполняла прозрачную емкость наполовину. Влияние этой работы на более позднюю работу Дэмиена Херста, «Физическая невозможность смерти в сознании живущего», не вызывает сомнения. В 1990-е годы он создал серию огромных скульптур из стали, имитировавших игрушки из продолговатых воздушных шариков. Игра в такие шарики, как говорил Кунс, в детские годы произвела на него впечатление, не стершееся по сей день. Серия «Банальность», кульминацией которой стало создание в 1988 году позолоченной скульптуры Майкла Джексона («Michael Jackson and Bubbles») в натуральную величину. Три года спустя она была продана на аукционе Sotheby’s в Нью-Йорке за более чем пять миллионов долларов. (по информации wikipedia.org)

"Я всегда боюсь потерять даже одного своего почитателя"

(Джефф Кунс)

В среду на Christie"s за 11,8 млн долларов был продан "Голубой бриллиант" Джеффа Кунса.

Джефф Кунс родился в Йорке, Пенсильвания. Будучи подростком почитал Сальвадора Дали. Джефф Кунс посещал школу при Художественном институте Чикаго и Мэрилендский художественный колледж. После колледжа Кунс работал брокером на Уолл-Стрит. Он получил признание в 80-х годах, после чего создал студию-завод в Сохо (Нью-Йорк. Он возглавил штат из более чем 30-ти сотрудников, каждый из которых отвечал за отдельные аспекты его работы (прослеживается явная связь с «Фабрикой» Энди Уорхолла. Ранние работы Кунса — концептуальная скульптура, одна из наиболее известных — «Три мяча 50/50 Бак», 1985 года, которая состояла из трех баскетбольных мячей, плавающих в воде, которая заполняла прозрачную емкость наполовину. Влияние этой работы на более позднюю работу Дэмиена Херста, «Физическая невозможность смерти в сознании живущего», не вызывает сомнения. В 1990-е годы он создал серию огромных скульптур из стали, имитировавших игрушки из продолговатых воздушных шариков. Игра в такие шарики, как говорил Кунс, в детские годы произвела на него впечатление, не стершееся по сей день. Серия «Банальность», кульминацией которой стало создание в 1988 году позолоченной скульптуры Майкла Джексона («Michael Jackson and Bubbles»)в натуральную величину. Три года спустя она была продана на аукционе Sotheby’s в Нью-Йорке за более чем пять миллионов долларов.

Брак

В 1991 г. Джефф Кунс женился на итальянской порно-звезде Илоне Сталлер, больше известной под именем Чиччолина. В 1992 г. у пары родился сын Людвиг, вскоре после этого брак распался. Громкую славу художнику принесли скульптуры серии «Сделано на небесах», изображающие в различных позах его занятия любовью с бывшей женой. Там блестяще соединялся самый любимый народами всего мира стиль — китч — с самым любимым народами всего мира содержанием — порнографией.

«Щенок»

В 1992 г. Кунс был приглашен создать скульптуру для выставки в Германии. Результатом стал «Щенок», 13-ти метровая скульптура терьера, украшенная цветами. В 1995 году скульптура была демонтирована и заново установлена в Музее современного искусства в Sydney Harbour. В 1997 году фигура была приобретена Фондом Соломона Р. Гуггенхайма и устанавливаться на террасе Музее Гуггенхайма (Бильбао). Трое человек под видом садовников попытались взорвать скульптуру, но были пойманы полицией. После установки «Щенок» стал одной из достопримечательностей Бильбао. Так летом 2000 года он отправился в Нью-Йорк на временную выставку в Рокфеллер центре.

Классификация

Творчество Кунса классифицируют как нео-поп или пост-поп, направления, возникшие в 80-е годы как реакция на концептуализм и минимализм

Последние работы

Директор лос-анджелесского Музея современного искусства (LACMA) обнародовал план построить перед входом в его здание 48-метровый кран, на котором будет подвешена копия локомотива 1940-х годов. Паровоз, по замыслу Джеффа Кунса, будет периодически пыхтеть и выпускать пар, сообщила газета The New York Times. Стоимость проекта и сроки его реализации пока неизвестны, но дирекция музея уже получила поддержку Эли Брода (Eli Broad), крупнейшего американского коллекционера современного искусства, чье собрание, в частности, включает двадцать работ Кунса.

Ко всему еще и неплохой живописец

Jeff Koons, Landscape Waterfall II, 2007 (Фото Наталии Машаровой)

Balloon Dog 2003

Jeff Koons
Rabbit, puhallettava lelu
1986

Lot 15, "Michael Jackson and Bubbles," by Jeff Koons, porcelain ceramic blend, 42 by 70 ½ by 32 ½ inches, 1988, numbered

"Висящее сердце" Кунса продано на аукционе "Сотбис" за $21 млн

А теперь ретроспекция:

Coffee Pot, fluorescent lights, plastic tubes

New Hoover Deluxe Celibrity QS,

Vacuum cleaner, acrylic, fluorescent lights

137 x 66 x 48 cm

Two Ball Total Equilibrium Tank, 1985

Glass, steel, sodium chloride reagent, distilled water, basketball

159 x 93 x 34 cm

Jim Bean - J.B. Turner Train, 1986

Ushering into Banality, 1988

Pink Panther, 1988

104 x 52 x 48 cm

Jeff in the Position of Adam, 1990

Ilona on Top (Rosa Background), 1990

Oil inks on canvas

Silver Shoes, 1990

Hand on Breast, 1990

Fingers between Legs, 1990

Blow Job (Kama Sutra), 1991

Couch (Kama Sutra)

Ilona on Top - Outdoors (Kama Sutra), 1991

Position Three (Kama Sutra), 1991

Kiss (Kama Sutra), 1991

Jeff Eating Ilona (Kama Sutra), 1991

Интервью:


Я всегда боюсь потерять даже одного своего почитателя

Открытая улыбка, руки, живущие собственной жизнью, и изумительные многослойные глаза. Это Джефф Кунс - парадоксальный и супермодный гений XXI века.

Инсталляции Кунса поражают не только смешением стилей, материалов и необычностью. Они пропитаны гениальностью - будь то гигантский щенок, стоящий у входа в музей Гугенхайма в испанском Бильбао, или эпатирующая эротическая венецианская экспозиция, главная героиня которой - бывшая жена Кунса Чиччолина.

Главное - заставить человека развивать мир, говорит художник, вошедший в десятку самых влиятельных деятелей современного искусства по версии журнала ArtReview. И еще: «Интересно заставить человека почувствовать, что он живой, что он может чувствовать и ощущать».

Сегодня он вместе с тремя малышами и беременной женой приехал в Киев - на выставку Reflection, которая пройдет 6 октября в PincukArtCentre. ИМК посчастливилось его встретить.

- Господин Кунс, Вы никогда раньше не были в Украине. Каковы первые впечатления?

Мы с семьей объездили немало мест, но у вас впервые. Нам очень здесь нравится. Правда, интересно и здорово. Мы по-настоящему впечатлены городом. Его красоту заметили еще из окна самолета. Особенно большую блестящую статую (имеется в виду статуя Родины-матери. - Ред.). Дети обратили на нее особое внимание.

- В PincukArtCentre будут выставлены две Ваши картины. О чем они?

Это будут мои работы, созданные в последнее временя, - «Водопад II», 2007 г. и «Девочка (крошки)», 2007 г. Эти картины несколько напоминают работы мастеров XIX века. Они настолько живые, что когда на них смотришь, испытываешь эффект присутствия.

Ваши работы всегда необычны, Вы работаете в нескольких жанрах, используете разные материалы. С чем у Вас ассоциируется Украина?

Если говорить о живописи, то Украина у меня ассоциируется с красивой природой, некими сельскохозяйственными пейзажами. Думаю, мне стоило бы получше изучить украинскую природу. Очень хочу увидеть маленькие озера, леса. А когда вернусь, обязательно уделю время изучению украинской истории. Возможно, тогда смогу упорядочить для себя картинки, которые ассоциируются у меня с Украиной.

- Что для вас важнее - большое количество зрителей или один, но весьма достойный критик?

- Думаю, что одного человека все-таки недостаточно. Все ведь ощущают и чувствуют по-разному. На самом деле куда приятнее иметь дело с несколькими людьми, вести диалог с ними, пытаться что-то им донести.

Но, с другой стороны, первична все-таки идея. Если она есть, то способ донести ее до людей по большому счету не имеет значения. Если есть идея, она в любом случае проникнет в сознание людей, которые этого хотят.

Но хочу отметить: я всегда боюсь потерять даже одного своего почитателя. Если придет много людей, и все скажут, какая замечательная картина, и только один скажет, что работа плохая, - это будет неприятно. Я буду очень разочарован.

- PincukArtCentre подготовил много неожиданностей во время выставки. Вы к ним готовы?

- Правда? Не знал. Будет сюрпризом.

- А Вы любите сюрпризы?

- Вообще да. Люблю неожиданности.

- Что бы Вы посоветовали посетителям, которые впервые увидят Ваши работы?

- Советовал бы, прежде всего, прийти и открыть свое сердце для искусства. Искусство - это ведь очень чувствительная субстанция. С одной стороны, оно апеллирует ко всем, с другой - трудно достучаться до человека с ограниченным восприятием мира. Если вы видите нечто, и это вас трогает - это здорово. Для этого я и работаю. Я и мои работы открыты для каждого. Один нюанс - будьте и вы открыты для восприятия.

- Как Вы знаете, в рамках Вашей выставки пройдет дискуссия с украинскими художниками. Что бы Вы спросили у ваших украинских коллег?

- Я бы поговорил с ними об иконографии - персональной и массовой. Есть ведь искусство субъективное - для себя. А есть объективное - информационно насыщенное, то, что мы хотим донести до людей. Интересно, конечно, спросить, что волнует наших коллег здесь и сегодня.

- Что для Вас важнее всего в Ваших работах?

- Наверное, желание заставить каждого человека думать, интеллектуально участвовать в развитии мира вокруг. Интересно заставить человека почувствовать, что он живой, он чувствует и ощущает. Хорошо, когда эта цель достигается.

Пожалуй, это самая знаменитая гигантская скульптура из цветов в мире. Ее создал в 1992 году известный американский художник Джефф Кунс (Jeff Koons ). Топиари "Щенок" (Puppy ) стоит на террасе перед входом в Музей Гуггенхайма в Бильбао, Испания.

13-метровая скульптура-топиари изображает щенка вест-хайленд-вайт-терьера. Она составлена из нескольких десятков тысяч живых цветов: бегоний, бархатцев, петуний, лобелий, бальзаминов и др. Внутри скульптуры установлен каркас из нержавеющей стали и оборудована внутренняя система орошения.

"Щенок" Джеффа Кунса очень популярен (впрочем, как и его автор), он неоднократно выставлялся на экспозициях современного искусства во многих странах мира. Впервые эта скульптура-топиари была выставлена в 1992 году в замке Арользен (Arolsen) в Германии во время проведения знаменитой выставки современного искусства documenta 9 в немецком городе Кесселе. После Германии "Щенок" "переехал" в Австралию, где выставлялся в Музее современного искусства в Порт-Джексоне (Сиднейской бухте). В 2000 году "Щенок" побывал в Нью-Йорке на выставке в Рокфеллер-центре.

В 1997 году "Щенок" был приобретен Фондом Соломона Р. Гуггенхайма для нового открывающегося Музея современного искусства Гуггенхайма в Бильбао, Испания. Вначале планировали, что это будет временная экспозиция, но затем решили оставить "Щенка" из цветов в Бильбао навсегда.

В том же 1997 году, еще до открытия музея, на это великолепное топиари было совершено покушение. Трое боевиков из баскской радикальной группировки ЕТА, переодевшись садовниками, пытались взорвать "Щенка", но были обезврежены бакской полицией. Офицер полиции Jose María Aguirre, спасший "Щенка", впоследствии был убит боевиками ЕТА. Сейчас площадь, на которой установлена эта скульптура-топиари, носит его имя Aguirre. А "Щенок" по праву стал визитной карточкой Бильбао.

Топиари "Щенок" выглядит восхитительно со всех сторон.

Периодически "шкурку" гигантского щенка обновляют, поэтому в разное время года он "одет" в разные цветы и выглядит в разной цветовой гамме. Ближе к зиме "шкурка" "Щенка" блекнет, он стоит почти весь зеленый. Зимой цветы мало цветут, даже в солнечной Испании.

Цветочный "Щенок" весной, летом, осенью.

"Щенок" вблизи, детали цветочной "шкурки".

Фото: Andreas Praefcke, Didier Descouens, Agnes37, Ardfern, Noebse, Alfredte, Inigo Tome.

Джефф Кунс (англ. Jeff Koons, род. 21 января 1955 года, Йорк, Пенсильвания, США) - американский художник. Известен своим пристрастием к китчу , особенно в скульптуре. Его работы входят в число самых дорогих произведений современных художников.

Джефф Кунс родился в Йорке, Пенсильвания. Будучи подростком, почитал Сальвадора Дали . Джефф Кунс посещал школу при Художественном институте Чикаго и Мэрилендский художественный колледж.

После колледжа Кунс работал брокером на Уолл-Стрит. Он получил признание в 1980-х годах, после чего создал студию-завод в Сохо (Нью-Йорк). Он возглавил штат из более чем 30-ти сотрудников, каждый из которых отвечал за отдельные аспекты его работы (прослеживается явная связь с «Фабрикой» Энди Уорхола).

Сейчас художник является президентом корпорации Jeff Koons LLC со штаб-квартирой в Нью-Йорке и 135 сотрудниками. Фактически это фабрика по производству предметов современного искусства - Кунс создаёт образы и модели на компьютере, а коллектив работает над их воплощением в материале.

Творчество Кунса классифицируют как нео-поп или пост-поп, направления, возникшие в 80-е годы как реакция на концептуализм и минимализм.

Ранние работы Кунса - концептуальная скульптура, одна из наиболее известных - «Три мяча 50/50 Бак», 1985 года, которая состояла из трёх баскетбольных мячей, плавающих в воде, которая заполняла прозрачную ёмкость наполовину. Влияние этой работы на более позднюю работу Дэмиена Херста , «Физическая невозможность смерти в сознании живущего», не вызывает сомнения.

В 1990-е годы Джефф Кунс создал серию огромных скульптур из стали, имитировавших игрушки из продолговатых воздушных шариков. Игра в такие шарики, как говорил Кунс, в детские годы произвела на него впечатление, не стёршееся по сей день. Серия «Банальность», кульминацией которой стало создание в 1988 году позолоченной скульптуры Майкла Джексона («Michael Jackson and Bubbles») в натуральную величину. Три года спустя она была продана на аукционе Sotheby’s в Нью-Йорке за более чем пять миллионов долларов.

В 1991 году Джефф Кунс женился на итальянской порнозвезде Илоне Шталлер, больше известной под именем Чиччолина. В 1992 году у пары родился сын Людвиг, вскоре после этого брак распался. Громкую славу художнику принесли скульптуры серии «Сделано на небесах», изображающие в различных позах его занятия любовью с бывшей женой.

В 1992 году Кунс был приглашен создать скульптуру для выставки в Германии. Результатом стал «Щенок», 13-метровая скульптура терьера, украшенная цветами. В 1995 году скульптура была демонтирована и заново установлена в Музее современного искусства в Sydney Harbour. В 1997 году фигура была приобретена Фондом Соломона Р. Гуггенхайма и установлена на террасе Музея Гуггенхайма в Бильбао. Три человека, под видом садовников, попытались взорвать скульптуру, но были пойманы полицией. После установки «Щенок» стал одной из достопримечательностей Бильбао. Так, летом 2000 года эта скульптура была отправлена в Нью-Йорк на временную выставку в Рокфеллер-центре.

Директор Лос-анджелесского музея искусства (LACMA) обнародовал план построить перед входом в его здание 48-метровый кран, на котором будет подвешена копия локомотива 1940-х годов. Паровоз, по замыслу Джеффа Кунса, будет периодически пыхтеть и выпускать пар, сообщила газета The New York Times. Стоимость проекта и сроки его реализации пока неизвестны, но дирекция музея уже получила поддержку Эли Брода (англ.), крупнейшего американского коллекционера современного искусства, чьё собрание, в частности, включает двадцать работ Кунса. LACMA объявил, что заплатит за композицию «Поезд», которая будет готова, как ожидается, в 2014 году, $25 млн.

Компания BMW поручила Кунсу расписать гоночный болид заводской команды для коллекции.

Это часть статьи Википедии, используемая под лицензией CC-BY-SA. Полный текст статьи здесь →

«Я люблю отсылки к истории искусства, к общей истории. Что в искусстве чудесно - ты можешь жить в мире метафор, архетипов. Мы можем работать с теми словарями, которые составили другие художники. Мы продолжаем их язык. Присмотритесь к моему Джексону - структура его глаз, вся форма скульптуры отсылает к египетской стилистке». Джефф Кунс

Ну, вы, в целом, поняли, да? Короче, про Кунса (1955-…) текст будет. Художник он хороший, известный, один из самых дорогих сейчас. Про него даже Владимир Кличко хорошо отзывается* - секс, говорит, Кунс изображает фантастически. Вот так приблизительно:

Из серии «Кама-Сутра»

Вообще, Кунса очень хочется назвать реинкарнацией Уорхола – тот бы, скорее всего, занимался сейчас чем-то похожим. У обоих область интересов - это массовое, банальное и безвкусное. У обоих арт-стратегия построена как бизнес-стратегия. И у обоих нет угрызений совести по этому поводу.

Вот выглядят они по-разному. Если Уорхол был каким-то долбанутым бесполым инопланетянином, чем довольно крепко шокировал пуританскую Америку, то Кунс – типичный клерк, чем шокирует уже всех – не должен современный скандальный художник ходить в костюме, быть вежливым и улыбаться. И коллекционировать классическое искусство, вроде Пуссена. Ну, не знаю, в морду бы кому дал, наркотиков бы покушал, что ли. Собственно, Кунс и был когда-то клерком – продавал билеты в Музей современного искусства – пока сам не стал деятелем этого самого современного искусства. А еще работал фондовым брокером на Уолл-стрит.

Известным Кунс стал в 80-е гг., после того, как начал делать такие вот штуки из серии «Банальность».


Змеи


Введение в банальность

Штуки эти довольно большие, в длину – больше метра. Все их мотивы – из их, американского, китча. Вроде наших матрешек, слоников и хохломы. Конечно, тут Кунс продолжает великую традицию апроприации, идущую от великого Дюшана , и преумноженную великим, естественно, поп-артом ,
т.е. вводит в пространство искусства что-то уже существующее и готовое. Это более тонкая апроприация, нежели у Дюшана, ну, так ведь и времени сколько прошло – все усложняется. Дюшан просто выставлял готовый предмет, совершенно чуждый искусству, Кунс воспроизводит готовый жанр – китч, тоже чуждый искусству. И тут даже не важно, делает Кунс увеличенные копии реально существующих изделий или придумывает их сам – они же более или менее одинаковые, все эти кошечки-собачки, стоявшие на комодах. Вот это он точно придумал сам:


Michael Jackson and Bubbles

Но по смыслам – то же самое. Монументализированный китч. Зачем ему понабилось его монументализировать? Ну, во-первых, это такая постмодернистская ирония – Кунс этой монументализацией как бы уравнивает низменный жанр – китч – с высоким – со скульптурой, чем доносит до нас простую мысль об относительности всех эстетических суждений, оценок и иерархий. Во-вторых, это просто ирония. Ведь мелкие вещи – а все эти штуки даже на картинках выглядят мелкими – будучи увеличенными, производят странное впечатление. Тем более такие убогие, хоть и богатые. Над ними хочется как-то по-доброму посмеяться. А такой смех – это оптимизм. А оптимизм помогает человеку хорошо относиться к самому себе. Чего Кунс и добивается. Видите, какой он добрый.

Сам-то Кунс, конечно, говорит, что в его работах ни китча, ни иронии нет. Один оптимизм признает. Это опять у него дьявольская ирония, как костюм и манеры клерка. Не надо верить его словам. Им и не верят – после этой серии критики стали называть его королем китча. По-доброму, естественно. Что, кстати, совсем неправильно. Тогда уж король игры в китч.

Следующая серия, «Сделано на небесах», принесла Кунсу всемирную славу.


Из серии «Made in Heaven»

Это понятно. Насколько люди любят всякую сентиментальную дребедень**, настолько же они любят хорошую, добрую порнографию. Их сочетание делает людей предельно оптимистичными и заставляет ну очень хорошо относиться к себе***. А Кунс-то - добрый. Вот он и сочетает.


Из серии «Made in Heaven»

Сочетает, но гадко, по-постмодернистски при этом насмехается над зрителем. Порнография-то и китч в массовом сознании, к которому как бы адресуется Кунс, разведены в смысле легитимности. Китч – он пушистый, добрый и комфортный, порнография – стыдная, запретная и вредная. А тут – все вместе. Да еще, как и в случае с «Банальностью», все поднято до уровня высокого искусства – и размерами, опять же, и контекстом. Оно же все в галереях выставляется или даже в Версале – была у Кунса там недавно могучая выставка. Т.е. вся вот эта пошлятина и гадость – в бывших королевских интерьерах, прямо посреди классического искусства. Ужас.

Прямо скажем, для работы над этой серией – а она большая, и включает в себя и просто бесстыдную порнуху с откровенно показанными гениталиями в состоянии возбуждения – Кунсу пришлось пострадать. Сначала он был вынужден жениться на развратной венгерской женщине из Италии Чиччолине, в девичестве - Илоне Шталлер, активно подрабатывавшей в качестве порнозвезды. А потом еще и фотографироваться с ней в голом виде. И все это потом показывать людям. Невыносимо.

Помимо высокого гуманизма, сочетания легитимно не сочетаемого и личной кунсовой жертвенности эта серия интересна еще тем, что, наверное, впервые в искусстве в качестве реди-мейд выступил настоящий, живой, нормально функционирующий человек****. Выступила. Реди-мейдовость Чиччолины состояла в том, что она была взята и перенесена в искусство со всем своим настоящим и прошлым без всяких поправок и изменений. Она изображала сама себя в своем естественном, порнографическом виде, даже аксессуары и типа одежда на ней те же, в которых она снималась в порнухе. В писсуаре Дюшан тоже ведь ничего не менял, да не смутит Чиччолину это сравнение – об искусстве же говорим. Он его только подписал. Кунс же вместо подписи прилег рядом с реди-мейдом.


Из серии «Made in Heaven»

И еще. Представив порнографию в таком китчевом, с одной стороны, и высоком, с другой, виде, Кунс легитимизировал ее. Раз ее показывают в музее, раз она так похожа на слоников-кошечек, чего ее стыдиться. И это гуманно – все равно же ее покупают, смотрят и ищут в интернете. Легитимизация порнографии – это примирение человека со своим телом, о чем так заботится Кунс.


Из серии «Кама-Сутра»

Последняя серия, которую Кунс делает до сих пор – «Празднование». Началась она с этого 13-метрового объекта.


Щенок

Но более характерны для нее такие вот вещи.


Дикий кролик

Огромные, блестящие, стальные имитации дешевых детских игрушек, быстро скрученных из надувной кишки. Тоже внутри пустые. Их часто устанавливают в качестве городской скульптуры, что отсылает к работам Ольденбурга вроде памятника бельевой прищепке. Стоят бешеных денег. Гладкие, одноцветные, глазу зацепиться не за что. Отвратительные работы.


Воздушный шар-цветок

А если подумать? Помимо всех игр с контекстом и монументальностью тут есть еще одно, очень весомое достоинство. Кунс предельно убедительно утверждает ценности детства. И своего, и всех других. Да, эти работы настолько же банальны и массовы, как и китч, как и порнография. При их лапидарности они являют собой прямо-таки архетипы банального. Но «цель искусства - устранение тревоги» - это девиз Кунса. А что может лучше и качественнее устранить тревогу, как не инфантилизм, китч и порнография, при всем неоднозначном восприятии последней? Все это формы эскапизма, ухода от действительности в пространства, где нет конфликтов, напряжения, страхов и где желания реализуются. Напомню, что Кунс действует в рамках мифологии массового сознания. И над ним же иронизирует.


Висящее сердце

Для создания всей этой художественной продукции Кунс создал, по типу уорхоловской «Фабрики», корпорацию Jeff Koons LLC. Сейчас в ней работает 135 человек. Создание произведения происходит так. Кунс делает эскиз на компьютере, потом его сотрудники подбирают материал и цвета. Кунс все это утверждает, и тогда другие сотрудники воплощают шедевр в натуре. Производство, в общем. Некоторые работы, в частности, из серии «Празднества», поступают в тираж – тоже напоминание об Уорхоле. Не надо вот только говорить о том, что Кунс всего лишь его повторяет. Даже Уорхол не поднимался до тех высот банальности, которые с легкостью покорил Кунс. И уж, конечно, тому в голову не приходила гениальная идея соединить китч с порнографией.

Последнее время Кунс на вопрос: «каковы ваши дальнейшие творческие планы» - вопрос столь же банальный и пошлый, как и духовно-материальные источники его творчества – рассказывает о 48-метровом кране, на котором будет подвешена модель паровоза. Стоить это удовольствие будет 25 млн долларов, и это будет самое дорогое в смысле себестоимости произведение в истории искусств. Какой смысл в нем будет заложен – пока неизвестно. Еще Кунс рассказывает о будущей серии «Античность»: «Это будут скульптуры из мрамора, олицетворяющие весну и фертильность». Опять, наверное, какая-нибудь порнуха получится – опыт-то у Кунса есть. И в смысле порнухи, и в смысле работы с мрамором.


Буржуазный бюст

Бонус

Одна из первых широко известных работ Кунса.


Три мяча 50/50 Бак

Тут речь идет об иронии над обществом потребления. При этом Кунс выразился довольно загадочно: «Пылесосы, - это девственницы. Их девственность определяется тем, что эти пылесосы никто никогда не включал. На них интригующе указано: «мокрый» и «сухой»».


Новый пылесос для конвертируемых ценных бумаг

Глянец такой.


Голубой бриллиант

* На самом деле ничего удивительного в том, что Кличко-младший знает о Кунсе, нет – Владимир не посторонний в современном искусстве. Он был куратором украинского павильона на Венецианской биеннале-2009. Еще он коллекционирует искусство и, помимо абстракций социально близкого ему Сильвестра Сталлоне, имеет как минимум работы Олега Тистола – виднейшего представителя украинского трансавангарда или украинского необарокко. В общем, не из анекдота человек – было у мужика два сына, один – умный, а второй – спортсмен.

** Это заметно хотя бы по количеству постов с котиками-песиками в социальных сетях.

*** Кунс так высказался об этой серии: «Что нужно, чтобы избавиться от чувства вины и стыда? В каждом мужчине и женщине существуют Адам и Ева. И эти роли я сыграл вместе со своей женой Илоной».

**** Обвинять Кунса в эксплуатации и издевательстве над несчастной, отверженной обществом женщиной не стоит. Кунс утверждает, что это была настоящая любовь. Потом, он же не обманывал Чиччолину относительно проекта. А брак их вскоре распался, последовали почти 20 лет судов, в результате чего сын, появившийся от этой многократно зафиксированной искусством любви, навсегда лишен отца.