Память: явления, функции и виды. Осн
Изучая память культурного человека, мы, собственно, не изучаем изолированную “мнемическую функцию” -- мы изучаем всю стратегию, всю технику культурного человека, направленную на закрепление его опыта и развившуюся в течение его собственного культурного созревания.
Л.С.Выготский.
Мы начнём рассматривать проблему развития памяти в рамках культурно-исторической психологии - дисциплины, изучающей роль культуры в психической жизни. Культурно-историческая психология, представителем которой в отечественной психологии является Л.С.Выготский, сфокусирована на глобальной проблеме роли культуры в психическом развитии как в филогенезе (антропогенезе и последующей истории), так и в онтогенезе.
Л.С. Выготский пишет: “Историческое развитие памяти начинается с того момента, как человек переходит впервые от пользования своей памятью, как естественной силой, к господству над ней.”
На первый взгляд кажется абсурдным заявление о том, что человек способен не господствовать над своей памятью. Однако исследования, проведённые М. Коулом, Дж. Гликом и др., направленное на исследование памяти представителей африканского племени кпелле, показали, что они не могли управлять своей памятью, не владели ей.
Представители племени кпелле могли, во-первых, понимать как комплексные, так и категориальные обобщения, а во-вторых, могли воспроизводить материал, пользуясь такими обобщениями. Но при этом им не удавалось самостоятельно организовать запоминаемый материал в удобную для них форму, несмотря на то, что они под руководством экспериментаторов были способны как группировать элементы в соответствии с ситуативными обобщениями, так и использовать собственные понятийные категории.
В рамках культурно-исторического подхода процесс развития памяти рассматривается как переход от непосредственной (натуральной) памяти, присущей животным и маленьким детям, к произвольно регулируемым, опосредствованным знаками, спецефически человеческим формам памяти.
Выготский предположил существование двух линий развития психики - натуральной и культурно опосредствованной. В соответствии с этими двумя линиями развития выделяются натуральные и высшие психические функции.
Непроизвольная память ребенка или дикаря - это пример натуральных, или естественных, психических функций. Ребёнок не может управлять своей памятью: он запоминает то, что “запомнилось”. Натуральные психические функции - это своего рода зачатки, из которых в процессе социализации формируются высшие психические функции, а в нашем случае - произвольная память. Превращение натуральных психических функций в высшие происходит через овладение особыми орудиями психики - знаками, и носит культурный характер.
Среди “психологических орудий” ведущую роль играет речь. Поэтому речевое опосредование высших психических функций представляет собой наиболее универсальный способ их формирования.
Основные характеристики высших психических функций - опосредованность, осознанность, произвольность - представляют собой системные качества, характеризующие эти функции как “психологические системы” (по определению Л.С. Выготского), которые создаются путем надстройки новых образований над старыми с сохранением последних в виде подчиненных структур внутри нового целого.
Закономерностью формирования высших психических функций является то, что первоначально они существуют как форма взаимодействия между людьми (т. е. как интерпсихологический процесс) и лишь позже - как полностью внутренний (интрапсихологический) процесс. По мере формирования высших психических функций происходит превращение внешних средств осуществления функции во внутренние, психологические (интериоризация). В процессе развития высшие психические функции постепенно “свертываются”, автоматизируются. На первых этапах формирования высшие психические функции представляют собой развернутую форму предметной деятельности, которая опирается на относительно элементарные сенсорные и моторные процессы; затем эти действия и процессы “свертываются”, приобретая характер автоматизированных умственных действий.
В результате из непосредственных, натуральных, непроизвольных психические функции становятся опосредствованными знаковыми системами, социальными, осознанными и произвольными.
Таким образом, “Культурное развитие заключается в усвоении таких приёмов поведения, которые основываются на использовании знаков в качестве средст для осуществления той или иной психологической операции, в овладении такими вспомогательными средствами поведения, которые человечество создало в процессе его исторического развития, и какими являются язык, письмо, система счисления и др.” ,
Большое внимание Л.С. Выготский уделял изучению эйдетической памяти, как одной из стадий в развитии памяти человека. Эта память характеризуется тем, что ребенок может точно и на достаточно длительное время с мельчайшими деталями запомнить любую картинку. Эта способность и получила название «эйдетическая память». В филогенезе человека этот этап развития памяти можно соотнести с памятью примитивного человека. Туземцы, например, могут безошибочно узнать след любого известного ему животного и определить, в какую сторону оно побежало, также эти люди идеально запоминают местность (топографическая память). Индейцам, например, достаточно один раз увидеть пейзаж, чтобы запомнить его в мельчайших деталях и не заблудиться там. Так же «Левингстон отмечает выдающуюся память туземцев Африки. Он наблюдал ее у посланников вождей, которые переносят на громадные расстояния очень длинные послания и повторяют их слово в слово» (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия). Соответственно, у них нет письменности. По словам Энгельса: «человек используется памятью, но не господствует над ней», а скорее она берет над ним верх. «Она подсказывает ему нереальные вымыслы, воображаемые образы и конструкции. Она приводи его к созданию мифологии, которая часто является препятствием к развитию его опыта, заслоняя субъективными построениями объективную картину мира» (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия).
И, как только человек смог «обуздать» свою память, став ее хозяином и создав вспомогательные средства, он смог перейти на более высокую ступень развития. С возникновения письменности и, немного ранее, определенной символики, началось развитие более совершенной памяти. Изначально, опосредование происходило с помощью подручных средств: зарубках на палках или узелках на одежде, но эти нехитрые приемы впоследствии стали более изощренными и сложными, например, квипу , употреблявшиеся в древнем Перу, в Древнем Китае, Японии и некоторых других странах. Квипу – это послания, сделанные с помощью узелков, которые, завязанные в определенной последовательности и особым образом, несут сообщения. С их помощью, до изобретения письменности люди общались, делились информацией и важными новостями. Именно открытие символов как способа упрощения запоминания можно считать эволюцией памяти. «Клод считает, первой стадией в развитии письменности мнемоническую стадию. Любой знак или предмет является средством мнемонического запоминания» (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия).
Исследования, которые А.Н. Леонтьев приводит в своей статье «Развитие высших форм запоминания» направлены на доказательство развития запоминания через процесс опосредствования.
А.Н. Леонтьев описывает ряд экспериментов, которые проводились на детях от 4 до 13 лет и на студентах. Суть их была такова: испытуемым диктовали слова, после первой серии детям нужно было просто повторить прозвучавшие слова, во второй и третьей сериях им был предложен дополнительный материал – карточки-картинки, содержание которых никак не совпадало со списком продиктованных слов во время этих сессий.
Во время прослушивания ряда слов, предлагалось выбрать карточку, которая, по его мнению, помогла бы вспомнить определенное слово: «Когда я назову слово, посмотри на карточки, выбери и отложи такую карточку, которая поможет тебе припомнить слово» (А.Н. Леонтьев).
После анализа результатов стали очевидны несколько фактов:
Во-первых, третья серия у детей 4-5 лет очень слабо отличается от второй (показатели третьей чуть выше), но уже следующая возрастная группа детей (6-7 лет) показала более высокие результаты, что доказывает, что начинается быстрое развитие опосредованной, логической памяти.
Во-вторых, дети от 7 до 12 лет тоже показали хорошие результаты, но темп развития их памяти по сравнению с предыдущей возрастной группой несколько ниже. Разница между второй и третьей сериями становится менее заметной и как бы «сглаживается».
Из этого можно сделать следующий вывод: «начиная с дошкольного возраста темп развития запоминания с помощью внешних средств значительно превышает темп развития без помощи карточек» (А.Н. Леонтьев).
Если представить эти изменения в графическом виде, то, графическая форма будет похожа на параллелограмм: «Обе линии (вторая и третья серии) развития представляют собой кривые две кривые, сближающиеся в нижнем и верхнем пределах» (А.Н. Леонтьев).
В целом, этот эксперимент показывает, как в процессе взросления развивается память, как от эйдетической (рассмотренной выше) она трансформируется в логическую с помощью использования знаков-символов, которые упрощают процесс запоминая. «Прежде чем сделаться внутренними, эти стимулы-знаки являются в форме действующих извне раздражителей. Только в результате своеобразного процесса их «вращивания» они превращаются в в знаки внутренние, и таким образом из первоначально непосредственного запоминания вырастает высшая, «логическая» память» (А.Н. Леонтьев).
Память как ВПФ. У человека ВПФ взвиваются на основе натуральных
Признаки ВПФ:
- социальны по происхождению
- опосредованы – используются искусственные стимулы
- произвольны – их можно контролировать, связаны с личностным развитием.
- системность – ВПФ состоит из нескольких ПФ, их структура и компанивка меняется.
Развитие памяти в социогенезе (Леонтьев)
- внешнее развитие – появление письменности (зарубки, узелковое письмо)
- внутреннее развитие – дополнение внешних знаков с внутренней стороны (речь, язык)
приводит к словесно-логической памяти у человека.
Линия натурального развития сменяется развитием ВПФ.
Методика двойной стимуляции (Леонтьев)
З группы испытуемых: дошкольники, школьники, студенты.
a) Без использования стимулов – средств
b) С использованием стимулов – средств (карточки с изображениями предметов.)
Надо запомнить 15 слов
Результаты:
Без использования
стимулов - средств
Дошкольники школьники студенты
Продуктивность запоминания лучше с использованием карточек. Это говорит о роли искусственных средств для улучшения памяти.
Дошкольники еще не могут использовать внешние стимулы – средства. Школьники – на стадии их использования. Взрослые – на стадии использования внутренних стимулов – средств (образы, словесное описание), они не хотят использовать внешние средства.
7. Патогенез (Рибо: см. вопрос 2-Б).
8. Актуалгенез (когнитивная психология: см. вопрос 16-А).
Генетическая классификация Блонского.
Развитие Вид (название и кто изучал) | Онтогенез | Филогенез | ||
Начало | Расцвет | Окончание | ||
Моторная (Уотсон, классики экспериментальной психологии памяти, Леб). Память-привычка | Первые месяцы жизни – первый сочетательный рефлекс: положение при кормлении | Младший школьный возраст: ручной труд, катание на коньках и т.д. | Половое созревание: не прогрессирует | Уже у простейших (привыкание) |
Аффективная (Рибо). Память чувств | 6 месяцев и раньше | Не известно, но около 5 лет | Не известно | Йеркс: дождевых червей били током, если они ползли не в тот туннель в Y-образном лабиринте. Блонский: аффективная память |
Образная (Аристотель). Память-воображение | Штерн: 6 месяцев – 2 года | Раннее детство: «образное мышление» - воображение | Эйдетические образы сильно ослабевают после полого созревания | Высшие млеки. Некоторые собаки «охотятся» во сне |
Вербально-логическая (Жане). Память-рассказ | Жане: начинается в 3-4 года | Продолжается до юношеского возраста | Доподлинно не известно | Появляется только у человека |
А. Браун (англ. A. L. Brown ) определяет метапознание как знание о своем собственном знании . Она разделила метапознание на две широкие категории:
1. знание о познании - совокупность видов деятельности, включающих сознательную рефлексию над когнитивными действиями и способностями;
2. регуляция познания - совокупность видов деятельностей, требующих механизмов саморегуляции на протяжении обучения или решения проблем.
Метапамять - Знания человека о том, как функционирует его память; например, знание, что вам требуется повторить несколько раз ряд цифр, чтобы удержать их в памяти.
12. Проблема улучшения памяти. Мнемотехники и летотехники: виды и примеры использования. Феноменальная память.
Проблема улучшения памяти волнует людей с незапамят ных времен (Аристотель, Цицерон). J Существует большое количество факторов, влияющих на хорошую память.
Во-первых, это нормальное функционирование головного мозга и соматических систем (Þ надо ограничить себя в приеме алкоголя, курении и, наоборот «в здоровом теле здоровый дух» + глюкоза мозгу).
Во-вторых, при условии функционирования материального (мозг и тело) надо специальным образом настроить идеальное (т.е. наши психические функции). Примером искусственной настройки памяти может служит мнемоника.
Мнемоника (= мнемотехника) - система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций. Виды мнемотехник (Клацки, Солсо):
· Метод мест (топологический метод, метод размещения). Йейтс:
1. Идентификация знакомых мест, расположенных последовательно.
2. Создание образов элементов, подлежащих воспроизведению и ассоциированных с местами.
3. Воспроизведение путем «посещения» этих мест, служащих признаки для элементов.
· Придумывание рассказа . Надо запомнить число π. Пр.: «Надо только постараться, и запомнить все как есть: три, четырнадцать, пятнадцать, девяносто два и шесть». «Что я знаю о кругах?». «Кто и шутя и скоро возжелает пи узнать, число уж знает». «Это я знаю и помню прекрасно: пи многие знаки мне лишни, напрасны».
· «Слова-вешалки ». Одни слова выучиваются методом рифм («one is bun, two is shoe…»), а второй список слов (молоко, батон) «навешивается» на первый. Пр.: Молоко льется на булку, башмак ударяет по батону и ломает его пополам.
· Метод ключевых слов . Пр.: английское слово «vessel» (корабль) → русское слово «весло»→образ «корабль с веслами».
В целом – главное, чтобы, все способы улучшения были вместе и в тоже время не в куче: для каждой ситуации – свой эвристичный метод.
Летотехника – система приемов, облегчающих забывание (напр., у студентов: после первого экзамена надо срочно забыть соответствующий материал, чтобы он не мешал при подготовке к др. экзамену J). Классический пример летотехники – забывание у Ш. в исследовании Лурия (см. вопрос 6-А).
ПАМЯТЬ ФЕНОМЕНАЛЬНАЯ
(англ. phenomenal memory) - способность исключительно быстрого запоминания и точного воспроизведения большого по объему материала, лишенного внутренней смысловой связи (отдельные слова, числа, даты и т. п.). П. ф. нередко отмечается у выдающихся людей, выступая при этом как высокоразвитая профессиональная память (музыкальная - у В. Моцарта, А. Глазунова, зрительная - у Ф. М. Достоевского и т. п.). См. Гипермнезия. (Т. П. Зинченко.)
ГИПЕРМНЕЗИЯ
(англ. hypermnesia ) - усиление памяти . Г., как правило, носит врожденный характер и заключается вспособности запоминать информацию (наглядную, символическую) в большем, чем в норме, объеме и наболее длительный срок. В некоторых случаях границы объема и прочности запоминания установить неудается.
13. Память и мотивация: сравнительная характеристика различных подходов (ассоцианизм, психоанализ, гештальтпсихология, конструктивный и деятельностный подходы).
I. Ассоцианизм.
II. Психоанализ. Фрейд («Психопатология обыденной жизни») предположил, что наряду с обычным забыванием (время), есть еще и мотивационно обусловленное забывание. Мы забываем нечто в том случае, если на самом деле не хотим его помнить. Согласно Фрейду, содержание памяти может быть вытеснено в область бессознательного («забытого») по двум причинам: 1) воспоминание несет в себе травматический опыт; 2) содержание воспоминания само по себе нейтрально, но может быть ассоциативно связано с иным, травмирующим содержанием. Пр.: Фрейд трижды забывал купить в магазине свой любимый сорт бумаги (fliesspapier). В результате анализа он пришел к выводу, что данное слово также созвучно с фамилией неприятного для него человека (Dr. Fliess) и посему было вытеснено и, как следствие, забыто.
III. Гештальтпсихология.
Память как высшая психическая функция (Л.С. Выготский) и ее экспериментальные исследования (А.Н. Леонтьев). Развитие памяти.
План ответа
Память как ВПФ.
Развитие памяти.
Ответ:
Память как ВПФ.
Память человека можно определить как психофизиологический и культурный процессы, выполняющие в жизни функции: запоминания, сохранения и воспроизведения информации. Память лежит в основе способностей человека, является условием научения, приобретения знаний, формирование умений и навыков. Без памяти невозможно нормальное функционирование ни личности, ни общества. У дочеловеческих организмов есть только два вида памяти: генетическая и механическая.
У человека же есть три вида памяти, гораздо более мощных и продуктивных, чем у животных: произвольная, логическая и опосредованная. Первая связана с широким волевым контролем запоминания, вторая – с употреблением логики, третья – с использованием разнообразных средств запоминания, большей частью представленных в виде предметов материальной и духовной культуры.
Л.С.Выготский считал, что, исторически развиваясь, обогащая свою материальную и духовную культуру, человек вырабатывал все более совершенные средства запоминания и хранения информации, наиболее важным из которых является письмо. Благодаря различным формам речи – устной, письменной, внешней, внутренней – человек оказался способным подчинить память своей воле, разумно контролировать ход запоминания, управлять процессом сохранения и воспроизведения информации. Память по мере развития все более сближалась с мышлением. Отношение «мыслить – значит припоминать» с возрастом у ребенка заменяется на отношение, согласно которому само запоминание сводится к мышлению: «запомнить или вспомнить – значит понять, осмыслить, сообразить».
Исследования А.Н. Леонтьева.
Специальные исследования непосредственного и опосредованного запоминания в детском возрасте провел А.И.Леонтьев. На основе опытов он вывел кривую развития непосредственного и опосредованного запоминания. Эта кривая, получившая название «параллелограмм развития памяти» показывает, что если у дошкольников запоминание в основном непосредственное, то у взрослого оно главным образом опосредованное. Существенную роль в развитии памяти играет речь, поэтому процесс совершенствования памяти человека идет рука об руку с развитием его речи.
Развитие памяти.
Память растет и развивается в детском возрасте, доходя до высшей точки в 25 лет, но после начинает медленно понижаться. Однако запоминание может легко быть улучшено при помощи упражнений и воспитания. Об этом говорит тот факт, что взрослые люди, систематически занимающиеся умственным трудом и, следовательно, постоянно упражняющие свою опосредствованную память, при желании и соответствующей умственной работе очень легко могут запомнить материал, обладая вместе с тем удивительно слабой механической памятью.
Классифицировать виды человеческой памяти можно по двум направлениям:
1. По времени сохранения материала:
мгновенная – память – образ, полное остаточное впечатление;
кратковременная – из мгновенной в нее попадает только то, что осознается;
оперативная – хранение информации в течение определенного заданного срока;
долговременная – в течение неограниченного срока, для воспроизведения требуется мышление и усилия воли;
генетическая – информация хранится в генотипе, передается и воспроизводится по наследству, единственная на которую не может оказать влияние.
2. По преобладающему анализатору в процессах запоминания, сохранения и воспроизведения:
зрительная – сохранение и воспроизведение зрительных образов;
слуховая – запоминание и воспроизведение звуков (музыкальных, речевых);
двигательная – запоминание с точностью сложных, многообразных движений;
эмоциональная – память на переживания;
осязательная, обонятельная, вкусовая – их роль сводится к удовлетворению биологических потребностей.
По характеру участия воли в процессах запоминания память делят на непроизвольную и произвольную. В первом случае такое запоминание, которое происходит автоматически без особых усилий со стороны человека. Во втором случае такая задача обязательно присутствует, а сам процесс требует волевых усилий.
В повседневной жизни человек пользуется двумя основными видами памяти: кратковременной и долговременной. Кратковременная память играет большую роль в жизни человека. Благодаря ей перерабатывается самый большой объем информации, сразу отсеивается ненужная и остается потенциально полезная. Поэтому не происходит информационной перегрузки долговременной памяти излишними сведениями.
С раннего детства процесс развития памяти ребенка идет по нескольким направлениям. Во-первых – механическая память постоянно дополняется и замещается логической. Во-вторых – непосредственное запоминание со временем превращается в опосредованное, связанное с активным и осознанным использованием для запоминания и воспроизведения различных мнемототехнических приемов и средств. В-третьих – непроизвольное запоминание, доминирующее в детстве у взрослого чел-ка превращается в произвольную.
У дочеловеческих организмов -генетическая и механическая. У чела – произвольная (связана с широким волевым контролем запоминания), логическая (с употреблением логики) и опосредованная (с использованием разнообразных средств запоминания, большей частью представленных в виде предметов материальной и духовной культуры).
Логическая память - память, построенная на выделении и запоминании логически-смысловой (причинно-следственной) связи между запоминаемыми элементами.
Механическая память - память, направленная на запоминание не связанных между собой ассоциативно или в логически-смысловом отношении элементов.