Историческое развитие кораблестроения. Учебное пособие Конспект лекций по дисциплине «История мореплавания

Тугушев Никита ученик 5 класса

Совсем недавно я случайно увидел книгу Александра Беслика «Азбука кораблей» и был приятно удивлён. Это книга – настоящее сокровище. Прочитав её, я не только узнал о кораблях, что в давние времена ходили на вёслах и под парусами, и о пароходах, что пришли им на смену, но и о новейших судах, которыми движет могучая сила атома. А ещё научился по сигнальным флагам понимать язык кораблей.

Меня заинтересовала тема кораблестроения в России и я решил, что буду её изучать. Прочитав ряд других книг о кораблях, я написал следующую работу.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Республиканский интеллектуально - творческий конкурс «Флот в судьбе России»

Номинация

«Наука в морском деле»

Реферат на тему:

«История развития кораблестроения в России»

Выполнил: Тугушев Никита Владимирович (11 лет) ученик 5 «а» класса МБОУ «Теньгушевская средняя общеобразовательная школа»

Адрес: РМ, Теньгушевский район, с.Теньгушево, ул. Зелёная. Д.25

Руководитель: Тугушева Марина Александровна

2013-

Введение

Совсем недавно я случайно увидел книгу Александра Беслика «Азбука кораблей» и был приятно удивлён. Э то книга – настоящее сокровище. Прочитав её, я не только узнал о кораблях, что в давние времена ходили на вёслах и под парусами, и о пароходах, что пришли им на смену, но и о новейших судах, которыми движет могучая сила атома. А ещё научился по сигнальным флагам понимать язык кораблей.

Меня заинтересовала тема кораблестроения в России и я решил, что буду её изучать. Прочитав ряд других книг о кораблях, я написал следующую работу.

План

  1. Корабли Древней Руси
  2. Организованное морское судостроение XV- XVII веков
  3. Современные корабли
  1. Корабли Древней Руси

Человек начал плавать по воде еще в доисторические времена.

Плот, связанный из бревен, а потом челн, выдолбленный из ствола дерева, были первыми сооружениями, созданными первобытными людьми для передвижения по воде. Прошли тысячелетия, и на смену простейшим плавучим средствам пришли более сложные - появились обтянутые кожей лодки и ладьи, приводившиеся в движение при помощи весел.

Начало судостроения и судоходства в России также уходит во времена глубокой древности. Археологические находки на р. Южный Буг, на побережье Ладожского озера и в других местах свидетельствуют о том, что древние славяне уже более 3000 лет тому назад строили челны-однодеревки, лодки из прутьев, коры или кожи. На смену им пришли более сложные и мореходные ладьи, на которых плавали по Черному морю в Константинополь.

Во всех славянских языках существует слово корабль. Корень его - "кора" - лежит в основе таких слов, как "корзина". Древнейшие русские суда делались из гибких прутьев, как корзина и обшивались корой (позднее - кожами). Известно, что уже в 8 в. наши соотечественники плавали по Каспийскому морю. В 9 и первой половине 10 в. русские являлись полными хозяевами Черного моря, и недаром в то время восточные народы называли его "Русским морем".

В 12 в. на Руси впервые были построены палубные суда. Палубы, предназначенные для размещения воинов, одновременно служили защитой гребцам. Славяне были искусными судостроителями и строили суда различных конструкций:

Шитик - плоскодонное судно с навесным рулем, оснащенное мачтой с прямым парусом и веслами;

Карбас - оснащался двумя мачтами, несущими прямые рейковые или шпринтовые паруса;

Поморская ладья - имела три мачты, несущие по прямому парусу;

Раньшина - судно, где корпус в подводной части имел яйцевидную форму. Благодаря этому при сжатии льдов, среди которых приходилось плавать, судно "выжималось" на поверхность, не подвергаясь деформациям, и снова погружалось в воду при расхождении льдов.

  1. Организованное морское судостроение

Организованное морское судостроение в России началось в конце 15 в., когда в Соловецком монастыре была основана верфь для постройки промысловых судов. Позднее уже в 16-17 вв. шаг вперед сделали запорожские казаки, совершавшие на своих "Чайках" рейды на турок. Методика постройки была такой же как при изготовлении киевских набойных ладей (чтобы увеличить размер судна к долбленой середине с боков прибивалось несколько рядов досок).

В 1552 году после взятия Иваном Грозным Казани, а затем и завоевании в 1556 г. Астрахани, эти города становятся центрами строительства судов для Каспийского моря.

В России XV-XVII вв. регулярного морского флота не было - строили лишь отдельные морские суда. Однако и на них русские мореходы совершили немало выдающихся морских путешествий (плавания Афанасия Никитина в Персию, Индию и Африку, Семена Дежнева через Берингов пролив, Ерофея Хабарова вдоль Северо-Восточного побережья Азии и др.).

В 1669 г. на верфи в Дединове (на р. Оке) был построен первый русский военный корабль "Орел".

  1. Решение Петра I – «Морским судам – быть»…

Дальнейшее развитие русского флота тесно связано с именем Петра Первого.

В 1696 г. Боярская дума по предложению Петра I приняла решение - "морским судам быть"…

Петр I вновь приказал строить галеры. Эти корабли не зависели от ветра, на них можно было сражаться в узких проливах Балтийского моря. Гребцами на русских галерах были морские солдаты. В 1714 году в Гангутском сражении смелыми атаками русский галерный флот разгромил сильный флот шведов. Это была Северная война.

В июне 1693 г. Петр I заложил в Архангельске первую казенную верфь для постройки военных кораблей. Через год Петр снова посетил Архангельск. К этому времени 24-пушечный корабль "Апостол Павел", фрегат "Святое Пророчество", галера и транспортное судно "Фламов" образовали на Белом море первую русскую военную флотилию. Началось создание регулярного военно-морского флота.

В 1702 г. в Архангельске были спущены два фрегата: "Святой Дух" и "Меркурий". Фрегат – это трёхмачтовое судно с мощным артиллерийским вооружением. Он предназначался для сражений с кораблями противника далеко в открытом море.

В 1703 г. был заложен Санкт-Петербург, центром которого стало Адмиралтейство - самая большая судостроительная верфь в стране. Первым крупным судном, сошедшим со стапеля Адмиралтейской верфи был построенный в 1712 г. 54-пушечный корабль "Полтава".

К 1714 г. Россия имела свой парусный флот.

Самым большим судном петровского времени был 90-пушечный корабль "Лесное" (1718г.).

При Петре I были введены следующие суда:

Корабли - длиной 40-55 м., трехмачтовые с 44-90 пушками;

Фрегаты - длиной до 35 м., трехмачтовые с 28-44 пушками;

Шнявы - длиной 25-35 м. , двухмачтовые с 10-18 пушками;

Пармы, буера, флейты и др. длиной до 30 м.

Период затишья, пережитый русскими судостроителями после смерти Петра I, сменился во второй половине XVIII в. новым подъемом, а к концу XVIII в. был создан Черноморский флот.

  1. Достоинства кораблей XIX века

В 1819-1821 годах русские моряки совершили на шлюпах «Восток» и «Мирный» невиданное кругосветное путешествие. Шлюпы – это трёхмачтовые военные корабли, предназначенные для разведки, дозорной службы и связи. В холодных морях, среди опасных ледяных глыб – айсбергов мужественные русские мореходы открыли шестую часть света – Антарктиду.

Эпоха парусного флота закончилась в начале XIX в.

В 1815 г. на Адмиралтейском заводе в Петербурге был построен первый в мире морской пароход, предназначавшийся для линии Петербург-Кронштадт. Он был колесным с деревянным корпусом. На дошедших до нас рисунках видно, что труба его кирпичная. На более позднем рисунке труба железная.

В 1830 г. в Петербурге было спущено на воду грузопассажирское судно "Нева", имевшее кроме двух паровых машин еще и парусное вооружение. В 1838 г. в Петербурге прошел испытания на Неве первый в мире электроход. В 1848 г. Амосов построил первый в России винтовой фрегат "Архимед".

Особенно бурно стало развиваться пароходство на Волге и других реках после отмены крепостного права в 1861 г. Главным судостроительным предприятием стал основанный в 1849 г. Сормовский завод. Здесь были построены первые в России железные баржи и первый товаропассажирский пароход. Первое в мире применение двигателя Дизеля на речных судах было осуществлено также в России в 1903 г.

Во второй половине XIX в. чтобы защититься от неприятельских пушек корабли стали одевать в железную броню. Так появились броненосцы. В 1870 г. в составе Балтийского флота было уже 23 броненосных корабля. В 1872 г. построен броненосец "Петр Великий" - один из сильнейших кораблей в мире по тем временам.

Вооружённые боевыми орудиями, защищённые толстой бронёй, броненосцы стали грозными кораблями. В 1905 году матросы Черноморского флота на броненосце «Потёмкин – Таврический подняли революционный флаг. Целую эскадру кораблей послал царь, чтобы потопить восставших. Но матросы эскадры не предали своих братьев. Революционный броненосец прошёл сквозь строй кораблей и ни один выстрел не прогремел ему вслед.

Первым в мире теплоходом, т. е. судном с двигателем внутреннего сгорания, работающим на нефтяном топливе, является построенное в 1903 г. в Сормово речное нефтеналивное судно "Вандал".

Любопытно, что в России первыми военными металлическими кораблями оказались две подводные лодки в 1834 г. В 1835 г. было построено полуподводное судно "Отважный". Оно погружалось ниже уровня моря оставляя над водой только дымовую трубу.

В 1877 г. Макаровыми были сконструированы первые торпедные катера в мире. В том же году был спущен первый в мире мореходный миноносец "Взрыв".

В конце XIX века были построены первые крейсеры. Это крупные быстроходные корабли, вооружённые орудиями разного калибра. Они пришли на смену парусным кораблям – фрегатам. Непобеждённый «Варяг», легендарная «Аврора», героический «Киров» - флагман Балтийского флота в годы Отечественной войны – эти крейсеры прославили наш флот. В октябре 1917 года «Аврора» выстрелом из орудия подала сигнал к штурму Зимнего дворца.

В 1931 г. начали строить первые советские рыболовные траулеры, буксиры, пассажирские суда.

  1. Корабельные герои Великой Отечественной войны

В годы Великой Отечественной войны отважно сражались подводные лодки, которые называли «щуками» или лодками типа «Щ». Подводная лодка «Щ-402» уничтожила 11 фашистских кораблей и одну подлодку. Корабельный герой «Щ-402» был награждён орденом Красного Знамени и удостоен гвардейского звания.

Когда окончилась война, в морях осталось много мин. Наши тральщики ещё долго очищали моря от мин пока голубые дороги не стали свободными. Тралы – это стальные канаты с резаками – срезают мины, установленные под водой на якорях, и они всплывают.

В 1942 году «катюша» - первая в мире боевая ракетная установка – ударила по врагу ракетами с корабля. За сотни километров корабельные ракеты могли поразить цель на суше, в воздухе, под водой и на море. Сегодня существуют большие ракетные корабли – ракетные крейсеры и маленькие, но очень быстрые – ракетные катера.

Мониторы - бронированные корабли с мощной артиллерией и низкими бортами. Действовали в годы войны о вблизи морских берегов и на реках.

В годы войны линкор «Октябрьская революция» защищал Ленинград. Огнём дальнобойных орудий громил фашистские войска и был награждён орденом Красного Знамени. Линкор – это линейный корабль. Во времена парусного флота крупные корабли вели бой с противником, выстраиваясь один за другим в боевую линию. Отсюда и пошло название. Это были самые большие корабли. Позднее бронированные и вооружённые мощными орудиями, линкоры стали настоящими плавучими крепостями.

В 1959 г. был введен в эксплуатацию первый в мире атомный ледокол "Ленин". Ему не страшны никакие льды. Атомный двигатель даёт кораблю огромную силу и возможность трудиться больше года, не заходя в порт для заправки горючим. Кораблей – атомоходов у нас сегодня много.

В 1974-1977 гг. построены новые советские атомные ледоколы "Арктика" и "Сибирь", в 1985 г. - "Россия".

  1. Современные корабли

Современные подводные лодки вооружены ракетами и торпедами. Это громадные стальные атомоходы по нескольку месяцев плавают под водой, чутко прослушивают специальными приборами океан, чтобы ни один чужой корабль не прошёл в наши воды.

Есть корабли. Которые перевозят по морю целые поезда. Это железнодорожные паромы. На палубе парома – рельсы. Паром подходит кормой к причалу, забирает вагоны с грузом и плывёт через море в порт. Там вагоны выкатывают на берег, прицепляют к электровозу, и поезд идёт дальше.

Нефтеналивное судно – танкер, перевозящий нефть. Её заливают в большие цистерны – танки. Сегодня у нас есть танкеры – гиганты длиной в 300 метров. Они могут загрузить в свои танки столько нефти, что для перевозки этого груза по суше понадобилось бы 85 железнодорожных составов.

Для научных исследований существуют океанические суда. На них есть и лаборатории, и подводные аппараты для изучения морских глубин.


Успехи нашего судостроения - это результат творческих усилий многих тысяч рабочих, ученых, конструкторов, инженеров и техников.

В перспективных планах российских судостроителей - создание новых судов разных типов, их техническое совершенствование на базе новейших достижений науки и техники, а также внедрение передовой технологии постройки судов.

Список использованной литературы.

  1. Автомобили. Самолеты. Корабли. Энциклопедия для мальчиков. Издательство: АСТ 2008.
  1. А. Беслик. Азбука кораблей Издательство: Астрель.
  1. В. Дыгало: Корабли: Научно-популярное издание для детей. Издательство: РОСМЭН, 2005.
  1. В. Малов. Тайны знаменитых кораблей. Серия «Библиотека открытий.

А с ней и история паруса уходит в далекое прошлое. Настолько далекое, что уже не представляется возможным выяснить, кто же на самом деле первым изобрел парус. Первоначально паруса были лишь вспомогательным движителем судна, но постепенно, с развитием паруса и совершенствованием кораблевождения он занял главное место, а затем полностью вытеснил гребной движитель (весла) . Мы будем рассматривать лишь корабли, которые представлены в игре «Корсары», то есть парусники периода XV — XVIII веков. Но для того, чтобы увидеть откуда они появились вернемся немного назад.

Одним из родоначальников грозных парусников XV — XIХ веков является неф. Этот тип корабля большое распространение получил в конце XIII-го века в Европе, хотя его история восходит еще к более ранним временам, приблизительно к эпохе поздней Римской Империи. Существуют различные толкования этого слова. Скорее всего оно французского происхождения. Приблизительно корабль выглядел так: длина с надстройками около 40 м.; полная высота корпуса (от киля до верхней палубы надстроек) около 12 м.; ширина — 12,5 м.; осадка -3,7 м.; водоизмещение около 500 тонн. Борта были прямыми, так что все палубы имели одинаковую ширину . В кормовой части нефа были установлены два (по обоим бортам) коротких с широкими лопастями весел, которые служили рулями. На нефах устанавливались две однодревковые мачты с прямыми парусами. Таким был неф конца XIII — средины XV веков В конце XV в замен одинаковых заокругленых носа и кормы в нефах появляется плоская кормовая оконечность в надводной части. Вместо рулевых весел устанавливали руль, что значительно улучшило управляемость и маневренность. Борта, начиная от ватерлинии, круто загибались во внутрь, в результате верхняя палуба стала почти в два раза уже наибольшей ширины судна. Это затрудняло действия противника при абордаже. Корабли этой эпохи длинные, узкие, с высокими бортами и малой осадкой, и соответственно с малым запасом устойчивости. Мореходные качества этих кораблей позволяли их использовать преимущественно в летний сезон.

Следующей ступенью в истории мореплавания стали каравеллы. Они известны, как первые корабли, которые пересекли Атлантику. С XV столетия каравеллы были прочными, с хорошими мореходными качествами однопалубными судами. Они были невелики (20 — 30 м.), но имели 4 мачты. На передней мачте был установлен четырехугольный парус, сверху его второй, прямоугольный- марсель. На остальных мачтах было латинское парусное вооружение. С такой оснасткой каравеллы могли ходить при всех ветрах и легко менять курс. Скорость каравелл доходила до 14-15 узлов.

Другим характерным типом корабля была каракка — парусное судно пользовавшееся большой известностью в XV — XVI столетиях. Предположительно конструкция каракки принадлежит португальцам, хотя корабли такой конструкции строились и в Венеции. Каракки знамениты еще и тем, что именно суда этого типа начали строить с большим водоизмещением (до 2 тысяч тонн) . Одно из таких суден было построено в 1592 г. Оно имело водоизмещение 1600 тонн, полезную грузоподъемность 900 тонн, длину 50 м., ширину 14,3 м., высоту грот-мачты 37 м. Корабль мог принять на борт до 700 человек.

Дальнейшее развитие кораблестроительной науки привело к созданию галеона. Это название, происходящее от галеры получили корабли, более длинные, чем нефы и отличающиеся лучшими ходовыми качествами, особенно при боковых ветрах. Галеоны строили с тремя -семью палубами Получили наибольшее распространение в испанском флоте. Один из испанских галеонов водоизмещением 1600 тонн, имел длину 54 м., ширину 14,5 м. и осадку около 10 м. Высокий борт оканчивался большим завалом во внутрь, как у нефов. Как правило галеоны обладали высокой тонажностью, но очень низкой маневренностью и как следствие — плохими мореходными качествами. Очень широко использовались испанцами для перевозок между американскими колониями и метрополией.

С расширением географических открытий и увеличением торговли с колониями возникает необходимость в более скоростных, маневренных и надежных кораблях. В это время постепенно исчезают характерные ранее высокие надстройки и башенки на корме и носу. Совершенствуется конструкция судов, их парусного вооружения, повышается маневренность. В средине XVI столетия возникают новые типы кораблей которые называют фрегатами. Первоначально фрегатами назывались любые парусные корабли, отличающиеся хорошими мореходными качествами . Один из первых фрегатов «Констант Варвик», построенный в 1646 г. имел водоизмещение 315 тонн, длину около 30 м. Затем размеры фрегатов увеличивались. Произошло разделение на новые типы кораблей: бриг, бригантина, шхуна, барк и т.д. В подавляющем большинстве случаев разницу определяли особенности парусного вооружения. Фрегаты же стали самостоятельным классом кораблей. Благодаря оптимальному сочетанию качеств (скорость, грузоподъемность, устойчивость и т.д.) они быстро завоевали популярность и стали самым распространенным типом кораблей. В это же время кораблестроители начинают понимать, что построить корабль, который бы обладал отличными боевыми и торговыми качествами невозможно, и происходит разделение кораблей на военные и торговые. Главными требованиями для первых были маневренность, скорость, крепкий корпус и количество пушек, для вторых же — вместимость трюма . Появился термин — военный корабль. По сути это был тот же фрегат отличающийся от торгового меньшим трюмом и большим количеством пушек. XVI — XVII вв. в океанских просторах плавало великое множество различных типов западноевропейских судов. Но слово «тип» не следует понимать в современном смысле.

Корабельные мастера перенимали друг у друга как отдельные усовершенствования так и общую компоновку судов, однако при этом их изделия имели лишь некоторые общие признаки, оправдывавшие применение объединяющего названия «тип судна». Индивидуальные исполнения даже однотипных судов во многом различались. Чуть ли не единственным признаком, по которому корабль можно было с уверенностью отнести к тому или иному типу было парусное вооружение . В это время складываются особенности национального кораблестроения, которое наиболее четко проявлялось во внешних очертаниях судов. В общих чертах этот период был характерен несколькими тенденциями в строительстве судов. Так корабли голландской постройки были более широкими, со средней высотой борта и меньшей осадкой, чем корабли такого же типа других стран. Английские корабли отличались относительно низким бортом так, что у двухпалубных кораблях нижняя палуба находилась ниже ватерлинии и пушечные порты нижней палубы были всего на высоте 0,5 — 0,6 м. над водой и их приходилось закрывать при сильном волнении.

Во время англо — голландской войны флотоводцы использовали использовали новый прием ведения боя, когда корабли выстраивались в кильвартерную колону (линию) и шли друг за другом по очереди обстреливая цель.

При таком способе ведения боя маневренность отходила на второй план а главным становилось количество пушек на борту. Возник новый класс — линейные корабли. Первоначально линейных кораблей было мало, так как построить длинный прочный корпус было очень трудно, а наращивание количество пушек только за счет увеличения числа палуб приводило к значительному уменьшению скорости и устойчивости. Но с изобретением продольных стяжек проблема прочности корпуса была решена и европейские державы стали быстро строить все новые и новые корабли этого класса.

История развития кораблестроения

Введение

1. Историческое развитие кораблестроения

2. Становление кораблестроения

3. Расцвет парусного флота и переход к механическому движению

Введение.

Судостроение одна из древнейших отраслей промышленности. Начало его отделено от нас десятком тысячелетий. История кораблестроения начинается от появления первых плотов и лодок, выдолбленных из целого деревянного ствола, до современных красавцев-лайнеров и ракетных кораблей, уходит своими корнями в глубокую древность. Она столь же многогранна и насчитывает столько же веков, как и сама история человечества. Главным стимулом возникновения мореплавания, равно как и связанного с ним кораблестроения, явилось развитие торговли между народами, разделенными морскими и океанскими просторами. Первые корабли передвигались с помощью весел, лишь изредка используя в качестве вспомогательной силы - парус. Затем, приблизительно в X - XI веках, наряду с гребными судами появились чисто парусные суда. Судостроительная промышленность, являясь одной из важнейших отраслей народного хозяйства и обладая научно-техническими и производственным потенциалом, оказывает решающее влияние на многие другие смежные отрасли и на экономику страны в целом, а также на её обороноспособность и политическое положение в мире. Именно состояние судостроения является показателем научно-технического уровня страны и её военно-промышленного потенциала, аккумулируя в своей продукции достижения металлургии, машиностроения, электроники и новейших технологий.

Историческое развитие кораблестроения.

С незапамятных времен люди использовали водные просторы - реки, озера, море – сперва как охотничьи угодья, а затем как удобные дороги для переезда и перевозки грузов. Первые примитивные суда появились за долго до колесной повозки. Человек вышел в море на самой заре своего становления. Мифология старинные описания путешествий и саги позволяют собирать о судах сведения. порой в них весьма детально сообщается о постройке и оснастке «первых судов», с указанием, что построили их люди по воле богов. Так обстоит дело с Ноевым ковчегом. Самый старый челн-однодеревка из Пессе, Гранинген (Нидерланды), -6315 + 275 г. до н.э. Уже примерно 2500 лет до н.э. суда были различными: для перевозки грузов, для перевозки пассажиров. Они приводились в движение шестами, веслами и парусами. В те времена суда были в основном военными, торговыми или рыбацкими. Позднее появились суда для отдыха, на которых плавали просто ради развлечений. Такое судно римский император Калигула (37 - 41 гг. н.э.) приказал построить для своей увеселительной поездки на озере Нэли. Необычно широкая и плоская конструкция судна объясняется его назначением: корабль для придворных увеселений. Собственно корпус был набран из дерева, а в качестве подпор верхней палубы использовали полые балки из обожженной глины. Для обеспечения непроницаемости и сохранности судна доски внешней обшивки были покрыты свинцовыми пластинами, внутренний настил состоял из мраморных плиток. На Руси судостроение и мореплавание были известны с самых отдаленных времен. Наскальные рисунки, датируемые примерно 3000 лет до н.э., изображающие охоту с гарпуном на морского зверя встречались на побережье Белого моря. Одно из древнейших судов, обнаруженных на территории России, датируют примерно 5в. до н.э. Во всех славянских языках существует слово корабль. Корень его - «кора» - лежит в основе таких слов, как «корзина». Древнейшие русские суда делались из гибких прутьев, как корзина и обшивались корой (позднее - кожами). Известно, что уже в 8 в. наши соотечественники плавали по Каспийскому морю. В 9 и первой половине 10 в. русские являлись полными хозяевами Черного моря, и не даром в то время восточные народы называли его «Русским морем». В 12 в. на Руси впервые были построены палубные суда. Палубы, предназначенные для размещения воинов, одновременно служили защитой гребцам. Славяне были искусными судостроителями и строили суда различных конструкций:

Шитик - плоскодонное судно с навесным рулем, оснащенное мачтой с прямым парусом и веслами;

Карбас - оснащался двумя мачтами, несущими прямые рейковые или шпринтовые паруса;

Поморская лодья - имела три мачты, несушие по прямому парусу;

Раньшина - судно, где корпус в подводной части имел яйцевидную форму. Благодаря этому при сжатии льдов, среди которыхприходилось плавать, судно «выжималось» на поверхность, не подвергаясь деформациям и снова погружалось в воду при расхождении льдов.

Организованное морское судостроение в России началось в конце 15 в., когда в Соловецком монастыре была основана верфь для постройки промысловых судов. Позднее уже в 16-17 вв. шаг вперед сделали запорожские казаки, совершавшие на своих «Чайках» рейды на турок. Методика постройки была такой же как при изготовлении киевских набойных лодей (чтобы увеличить размер судна к долбленой середине с боков прибивалось несколько рядов досок). В 1552 году после взятия Иваном Грозным Казани, а затем и завоевании в 1556 г. Астрахани, эти города становятся центрами строительства судов для Каспийского моря. При Борисе Годунове были предприняты безуспешные попытки основать в России военный флот. Первое в России морское судно иноземной конструкции «Фридерик» было построено в 1634 г. в Нижнем Новгороде русскими мастерами. В 1667-69 г. на верфи в с. Дединове был построен морской корабль «Орел» организатором постройки был боярин Ордын-Нащекин. Дальнейшее развитие русского флота тесно связано с именем Петра Первого. В июне 1693 г. Петр I заложил в Архангельске первую казенную верфь для постройки военных кораблей. Через год Петр снова посетил Архангельск. К этому времени 24-пушечный корабль «Апостол Павел», фрегат «Святое Пророчество», галера и транспортное судно «Фламов» образовали на Белом море первую русскую военную флотилию. Начялось создание регулярного военно-морского флота. Весной 1700 г. был построен 58-пушечный корабль «Гото Прдистинация». В 1702 г. в Архангельске были спущены два фрегата: «Святой Дух» и «Меркурий». В 1703 г. был заложен Санкт-Петербург центром которого стало Адмиралтейство - самая большая судостроительная верфь в стране. Первым крупным судном, сошедшим со стапеля Адмиралтейской верфи был построенный Федосием Скляевым и Петром Первым в 1712 г. 54-пушечный корабль «Полтава». К 1714 г. Россия имела свой парусный флот. Самым большим судном петровского времени был 90-пушечный корабль «Лесное» (1718г.). При Петре I были введены следующие суда:

Корабли - длиной 40-55 м., трехмачтовые с 44-90 пушками;

Фрегаты - длиной до 35 м., трехмачтовые с 28-44 пушками;

Шнявы - длиной 25-35 м., двухмачтовые с 10-18 пушками;

Пармы, буера, флейты и др. длиной до 30 м.

В 1719 г. крепостной Ефим Никонов обратился к Петру с челобитной о разрешении на постройку модели первого «потаенного» судна. Первое испытание, состоявшееся в 1724 г. окончилось неудачей, а после смерти Петра I все работы были прекращены. Период затишья, пережитый русскими судостроителями после смерти Петра I сменился во второй половине 18 в. новым подъемом, а к концу 18 в. был создан Черноморский флот. В начале 19 в. была введена технически обоснованная классификация судов. В правление Александра I судостроительные работы были сокращены, но речное судостроение продолжалось. Появился весьма совершенный для своего времени (кон. 18 в.) тип деревянного грузового судна - расшива. В 1782 г. было построено «водоходное судно» Кулибина. В начале 19 в. удачную «машину» с использованием для тяги лошадей изобрел мастер Дурбажев. Первый рейсовый пароход на линии Петербург-Кронштадт был построен в 1815 г. На дошедшем до нас видно, что труба его кирпичная. На более позднем рисунке труба железная. В 1830 г. в Петербурге было спущено на воду грузопассажирское судно «Нева», имевшее кроме двух паровых машин еще и парусное вооружение. В 1838 г. в Петербурге прошел испытания на Неве первый в мире электроход. В 1848 г. Амосов построил первый в России винтовой фрегат «Архимед». Особенно бурно стало развиваться пароходство на Волге и других реках после отмены крепостного права в 1861 г. Главным судостроительным предприятием стал основанный в 1849 г. Сормовский завод. Здесь были построены первые в России железные баржи и первый товаропассажирский пароход. Первое в мире применение двигателя Дизеля на речных судах было осуществлено также в России в 1903 г. Во второй половине 19 в. на смену деревянным кораблям пришли железные. Любопытно, что в России первыми военными металлическими кораблями оказались две подводные лодки в 1834 г. В 1835 г. было построено полуподводное судно. «Отважный». Оно погружалось ниже уровня моря оставляя над водой только дымовую трубу. В начале 19 в. на судах появились паровые машины, а использование сначала кованного железа, а затем прокатной стали в качестве конструкционного материала при постройке судов привело в 1850-60 гг. к революции в судостроении. Переход к строительству железных судов потребовал введения нового технологического процесса и полного преобразования заводов. В 1864 г. была построена первая в России броненосная плавучая батарея. В 1870 г. в составе Балтийского флота было уже 23 броненосных корабля. В 1872 г. построен броненосец «Петр Великий» - один из сильнейших кораблей в мире по тем временам. Для Черноморского флота А. Попов разработал проект броненосца береговой обороны Новгород в 1871г. В 1877 г. Макаровыми были сконструированы первые торпедные катера в мире. В том же году был спущен первый в мире мореходный миноносец «Взрыв». Русское транспортное судостроение конца 19 в. значительно отставало от военного. В 1864 г. было построено первое ледокольное судно «пайлот». В 1899 г. построен ледокол «Ермак» (плавал до 1964 г.) .

Среди самых развитых стран в сфере судостроения средних веков можно выделить Скандинавию, Англию, Голландию, Португалию и Грецию.

Норманны (скандинавы) вышли в море в начале 8-го века и успели в очень сжатые сроки навести страх на соседние земли. Их судна отличала одна черта - универсальность, имея высокую посадку корабль мог не боятся штормов и был способен перевозить тяжелый груз. Судна викингов могли управляться как с помощью ветра (парус) так с помощью весел. Это им давало дополнительную скорость передвижения и маневренность в бою.
Викинги чаще всего совершали рейсы на драккарах и шнеккарах , что в переводе означает «дракон» и «змея» соответственно. Длина таких кораблей составляла от 20 метров, а к концу эпохи могла доходить и до 50, ширина - 5 м. Двенадцати метровая мачта была съемной и могла складываться и размещаться на палубе. Борт покрывался круглыми щитами.
Одно лишь название драккар внушало страх и уважение, а по боевому потенциалу во время расцвета викингов корабль не имел себе равных.
Для грузоперевозок скандинавы использовали обычно кнорры , корабли имевшие чуть меньше длину, но большую ширину по сравнению с драккарами, также нос и корма их состояли из двух палуб. По середине располагался груз.

В 1600-х годах Англия накачала боевые морские мускулы. Английские корабли отличались большой вместительностью и могли нести на борту большое количество пушек. Ясное дело с такими размерами и массой ни о какой маневренности речи быть не могло. Морские поединки решались количеством пушек и скоростью их перезарядки. Англия известна своими линейными кораблями, которые могли вместить у себя на борту 500 человек и даже больше. В 17-18 веке корабли имели ярковыраженное деление по классам и все торговые круизы происходили при сопровождении боевых линейных крейсеров. В случае схватки с пиратами, они и брали на себя основной удар.

Голландия одновременно с Англией начала завоевание морских просторов. Конфликты были неизбежны и в конечном итоге они вылились в Англо-Голландскую войну. Флоты обоих стран были примерно равны по силе, поэтому сопротивление продолжалось довольно долго и война сумела собрать своё кровавый урожай.
К слову, Голландия строила такие же линейные корабли как и Англия. Голландские корабли имели более сильное вооружение и даже могли десантировать отряды солдат, чтобы захватывать корабли, а не просто пускать их ко дну. Голландские фрегаты (судна с 3-мя мачтами) известны свой колоссальной мощью и именно они являлись основной ударной силой. Всего было 4 войны, которые изрядно потрепали экономику обеих стран и в конечно итоге был заключен обоюдный мир.

Португалия была строго торговым государством и поэтому из их доков выходили Каракки - большие судна, управляемые с помощью парусов и способные очень быстро бороздить морские просторы. Португалия умела вести дипломатические отношения и старалась избегать военных конфликтов, а благодаря хорошим корабельным мастерам Каракки умели выходить «сухими из воды», вернее их было очень трудно догнать в открытом море.

Греки начали свою военную экспансию примерно в то же время, когда и Англия. Но опыта у греков в морских сражениях было несказанно больше. Их корабли никогда не выходили из бассейна Средиземного моря и управлялись в помощью весел. Галера - гроза Средиземного моря, большой и в то же время маневренный корабль. Стиль боя греков - подойти вплотную и выбросить десант на борт вражеского судна, а после захвата буксировать полузатопленное судно в порт.

Как мы видим, у каждой из стран с выходом к морю был свой век расцвета. Находясь у берегов разных морей и имея разную форму корпуса, судна проходили через одни и те же уровни развития. По сути выход в море - экспансия и поиск новых территорий, новых способов повлиять на своих конкурентов и стремление построить морскую империю.

«Культура Руси IX-XIII» - Собо?р Свято?й Софи?и - главный православный храм Великого Новгорода, созданный в 1045-1050годах. Сюда стекались дани и подати, здесь наказывали и судили. Новгородский псалтырь Древнейшая книга Руси. Культура Древней Руси в IX-XIII века. Предполагается, что именно глаголицу создал славянский просветитель св.

«Царствование Бориса Годунова» - Развернул небывалое строительство городов, крепостных сооружений. Да правлю я во славе свой народ, да буду благ и праведен, как ты! Личность Бориса Годунова. Да здравствует Борис! …И не уйдешь ты от суда мирского, как не уйдешь от божьего суда. Борис Годунов в опере М.П.Мусоргского «Борис Годунов». Личность Бориса Годунова в поэме А.С.Пушкина «Борис Годунов».

«Годы Гражданской войны в России» - Количественное и качественное превосходство. Александр Васильевич Колчак. Южный фронт. Сергей Сергеевич Каменев. Гражданская война в России. Белое движение. Восточный фронт. Причины побед большевиков. Лето-осень 1918 года. Конец 1918 г. и начало 1919. Колчак Александр Васильевич. Гражданская война. Деникин 4 апреля 1920 г. оставил пост главнокомандующего.

«Эллинистическая цивилизация» - Повышенный уровень. Справедливость эллинистических порядков. Формулировка проблемы. Распавшаяся мечта эллинизма. Эллинистическая культура. Эллинистическая цивилизация стала новым этапом в истории Древней Греции. Новые знания. Городской образ жизни. Фаюмские портреты. Александр покорил многие страны и народы.

«Австрийская империя» - Будапешт. Вена. Начало промышленной революции. Внешняя политика. Образование Австро-Венгрии. История. Революция. Выстрел в Сараево. Австрийская империя. Мир вчерашнего дня. Прага.

«70-летие Сталинградской битвы» - Контрнаступление советских войск. Битва на Волге показала высокий уровень военного мастерства. Они прошли проверку на человечность через испытание огнём. После Сталинградской битвы начался новый этап войны. Защита Сталинграда. Поражение Вермахта под Сталинградом. За каждое здание, за каждую пядь земли бойцы стояли насмерть.