Военный коммунизм финансы. Денежное обращение в период военного коммунизма

Годы Гражданской войны - это продолжение затяжной черной полосы для России, начавшейся еще летом 1914 г. Миллионы людей гибли на полях сражений, в классовой борьбе бедных против богатых, от белого и красного террора, от голода и эпидемий. Экономика России была отброшена по основным макроэкономическим показателям на десятки лет назад. Вместо феодализма и капитализма начал создаваться социализм, притом не такой хороший и богатый, каким он был описан у Томаса Мора в его “Утопии” (1516), а также в XIX в. в работах К. Маркса и Ф. Энгельса. Это был по сути дела с самого начала жесткий государственный социализм, с максимально централизованным управлением социально-экономическими процессами.

Л. Д. Троцкий высказывался об этом наиболее откровенно: “Все наши надежды на развитие социалистического хозяйства основаны на четырех элементах: диктатура партии, Красная Армия, национализация средств производства и монополия внешней торговли” . Заметьте, он говорит не о диктатуре пролетариата, не о народовластии и демократии, а о диктатуре партии.

Иным писателям и ораторам тех революционных лет казалось, что мировая революция и коммунизм не за горами, что пора отменять деньги и рынок. Они начинали задумываться о том, как это сделать. Один из теоретиков системы “военного коммунизма” Н. И. Бухарин в книге “Экономика переходного периода” писал: “В переходный период, в процессе уничтожения товарной системы как таковой, происходит процесс “самоотрицания” денег. Он выражается в так называемом обесценении денег” .

Профессор В. Я. Железнов: “Ценность денег упала до размеров чрезвычайных и продолжает падать, угрожая полным обесцениванием, -- не беда, можно обойтись и без них и даже следует, ибо деньги - фетиш, ослепляющий невежественные и косные массы и сохраняющий свое обаяние среди людей, зараженных застарелыми социальными предрассудками. Можно перевести все хозяйство на натуральные расчеты, распределять все, что кому нужно, из общественных магазинов, и потребности каждого будут удовлетворены не хуже прежнего” .

Авторы такой “теории” были оторваны от практики, они слабо представляли, что произойдет после отмены денег. Тем не менее именно отсюда пошло целое направление советских политэкономов - “нетоварников”, “антирыночников”. Особенно этим отличалась кафедра политической экономии экономического факультета МГУ (профессор Н. В. Хессин и его ученики). Они яростно обсуждали эти вопросы в 60-70-е гг. и позже вплоть до начала XXI в. Им и в голову не приходило поставить под сомнение многие положения К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина, касающиеся “светлого будущего” (бестоварного и безденежного, но изобильного, справедливого, гуманного) - коммунизма. Иные из них до сих пор видят “реальные ростки нерыночных, некапиталистических отношений в современной глобальной мировой экономике”. Так, профессор МГУ А. Бузга- лин пишет: “Рыночная экономика - не более чем исторически ограниченная, имеющая не только начало, но и конец экономическая система” . Вот уж действительно - догматизм жил, догматизм жив, догматизм будет жить.

Многие специалисты денежного обращения писали в 20-х гг., что денежная политика резко переменилась во второй половине 1918 г. Г. Я. Сокольников: “В области денежного обращения эпоха военного коммунизма дала ориентацию на полную ликвидацию денег, на организацию безденежных расчетов, на прямое распределение производимых ценностей” . Впрочем, сам Г. Я. Сокольников, по его же словам, никогда не разделял точку зрения, связанную с аннулированием денег путем их обесценения .

Главным генератором идей тогда был В. И. Ленин, во всяком случае, до инсульта в 1922 г. В связи с этим напрасно многие современные авторы совершенно не вспоминают о нем, забывая главное - он в эти годы из теоретика превратился в практика. Именно он, обладая огромной властью, определял экономическую политику страны. В годы “военного коммунизма” В. И. Ленин много писал и говорил о безденежном товарообмене. Еще в годы Первой мировой войны деньги сильно обесценились, крестьяне стали отказываться продавать свои продукты за неустойчивые средства обращения. Эта проблема усугубилась после революции.

Именно поэтому 25 декабря 1918 г. В. И. Ленин говорил: “Крестьяне требуют товарообмена, требуют справедливо, отказываясь отдавать хлеб за обесцененные бумажки”. Он снова повторил это 17 января 1919г.: “Без товарообмена крестьяне говорят: Нет, за керенки мы вам не дадим ничего” .

Анархичный товарообмен происходил на базарах: крестьяне выменивали свою продукцию на одежду и другие нужные им вещи. В. И. Ленин же хотел наладить этот процесс на государственном уровне. 26 ноября 1918 г. было опубликовано постановление ВСНХ и Наркомпрода о торговой монополии государства на все изделия текстильной промышленности, включая нитки, а также на обувь фабричного производства, сахар, соль, спички, керосин, нефтяные смазочные масла, свечи, мыло, все сельскохозяйственные орудия заводского производства, гвозди, подковы, чай, кондитерские и табачные изделия. Все эти промышленные продукты поступали в распоряжение Наркомпрода, а тот организовывал их обмен на сельхозпродукцию. Как считали В. И. Ленин и его сторонники, это был путь к обобществлению сельского хозяйства, к решению проблем его связи с промышленностью.

Первый декрет о товарообмене был издан 2 апреля 1918 г. Он поначалу основывался на добровольных началах. Текстиль обменивался на хлеб. Текстильная промышленность находилась еще в частных руках. Государство национализировало все оптовые склады вместе с их содержимым. Однако первый опыт оказался неудачным, потому что установленные еще до Октябрьской революции твердые цены на хлеб были слишком низкими.

В начале августа 1918 г. твердые цены на хлеб были увеличены в три раза (в 20 раз по сравнению с довоенными). Товарообмен стал обязательным для крестьян.

Тяжелое продовольственное положение страны, необходимость снабжать полуголодные города породила декрет о продовольственной диктатуре (13 мая 1918 г.). Главный его пункт сформулировал В.И. Ленин: “Объявить всех владельцев хлеба, имеющих излишки и не вывозящих их на ссыпные пункты, а также всех расточающих хлебные запасы на самогонку, врагами народа” . По сути дела речь шла о продразверстке, явлении не новом. Она появилась в России в конце 1916 г., а до этого - в Германии. Это была государственная хлебная монополия.

Более детальный декрет о продразверстке появился в газетах 11 января 1919 г. В этом декрете уточнялись понятие “излишки” как зерна, превышающего личное потребление крестьянской семьи, а также фуража, сверх необходимого для прокорма принадлежащего хозяину скота.

После перехода на продразверстку промтовары стали обмениваться по твердым ценам при предъявлении квитанции о полной сдаче на государственные приемные пункты “излишков” хлеба. Продразверстка была отменена в середине 1921 г., точнее заменена продналогом при переходе к НЭП. Но государство, будучи монополистом на промтовары, продолжало обменивать их на хлеб, т. е. продуктообмен продолжался.

С. А. Далин приводит интересные данные по государственным хлебозаготовкам в порядке разверстки и товарообмена (в пудах). Сельскохозяйственный год начинался тогда с октября :

  • 1916/17-323 089 877;
  • 1917/18-47 539 128;
  • 1918/19-107 922 507;
  • 1919/20-212 507 408;
  • 1920/21-283 375 145.

Хлеб распределяли по карточкам - красноармейцам, рабочим и служащим, собственникам частных предприятий (“буржуазии”). Последним полагалось меньше всех. Была организована обширная сеть государственных столовых. Так, в конце 1920 г. из 35 млн горожан, получивших продовольственные карточки, 21 261 тыс. чел. питались в столовых, сначала - по твердым ценам, а потом - бесплатно. С. А. Далин писал об этом: “В апреле 1920 г. была отменена оплата трудового продовольственного пайка во всей стране, а 4 декабря того же года декретом СНК был установлен бесплатный отпуск всех продовольственных продуктов. 17 декабря бесплатное снабжение было распространено на все промышленные товары, отпускаемые населению. Таким образом, сложилась безденежная, коммунистическая система промышленного производства и распределения, а также общественного питания. Она распространялась на города и лишь едва затронула деревню. Эта коммунистическая система базировалась не на изобилии продуктов, а на их остром недостатке, на полуголодном существовании, но зато это общество не делилось на сытых и голодных” .

Удивительно, но деньги и рынок все же существовали параллельно этой “коммунистической” системе. Половину хлеба городам давали хлебозаготовки, а половину - “мешочники”, “спекулянты” (по терминологии В. И. Ленина), а по сути дела - рынок.

Когда обесценившиеся совзнаки не помогали, рынок возвращался к древней форме всеобщих товарных эквивалентов, в частности к соли. Это учитывалось при хлебозаготовках, при товарообмене. Так, В. И. Ленин 18 мая 1921 г. дает распоряжение М. И. Фрунзе: “Теперь главный вопрос всей Советской власти, вопрос жизни и смерти для нас - собрать с Украины 200-300 миллионов пудов хлеба. Для этого главное - соль. Все забрать, обставить тройным кордоном войска все места добычи, ни фунта не пропускать, не давать раскрасть. Поставьте по-военному. Назначьте точно ответственных лиц за каждую операцию. Мне их список (Все через Главсоль). Вы - Главком соли. Вы отвечаете за все” .

В. И. Ленин в феврале 1919 г., работая над проектом Программы РКП(б), писал: “Буржуазные элементы населения продолжают использовать остающиеся в частной собственности денежные знаки, эти свидетельства на право получения эксплуататорами общественного богатства в целях спекуляции, наживы и ограбления трудящихся”. В. И. Ленин не призывает отменить деньги вообще и сразу. Он пишет здесь о другом: “Одной национализации банков для борьбы с этим пережитком буржуазного грабежа недостаточно. РКП будет стремиться к возможно более быстрому уничтожению денег...”. И здесь нередко цитирование обрывается, чтобы показать В. И. Ленина как “нето- варника”. Однако после запятой он пишет: “...в первую голову замену их сберегательными книжками, чеками, краткосрочными билетами на право получения общественных продуктов и т. д., установления обязательного держания денег в банках и т. п. В области финансов РКП будет проводить прогрессивный подоходный и поимущественный налог во всех случаях, когда к этому предоставляется возможность” .

Речь здесь идет не об уничтожении денег, а об их связывании, контроле со стороны государства за движением наличности, за всемерным ее ограничением в силу нарастающей инфляции, спекуляции, дезорганизации, продовольственного кризиса и т. п.

В мае 1919 г. В. И. Ленин разъясняет этот вопрос: “Еще до социалистической революции социалисты писали, что деньги отменить сразу нельзя, и мы своим опытом можем это подтвердить... Мы говорим: пока деньги остаются и довольно долго останутся в течение переходного времени от старого капиталистического общества к новому социалистическому” . Вот в чем состояла позиция председателя СНК и лидера партии большевиков на тот момент. Но в стратегическом плане В. И. Ленин был заодно с “нетоварниками”. Наряду с задачами замены частной торговли планомерным распределением продуктов в масштабе всей страны вождь пролетариата и кумир тех лет призывает “к уничтожению банка и превращению его в центральную бухгалтерию коммунистического общества”. В программе партии была сформулирована принципиальная установка: “Опираясь на национализацию банков, РКП стремится к проведению ряда мер, расширяющих область безденежного расчета и подготовляющих уничтожение денег” .

Политика резкого ограничения товарно-денежных отношений проводилась в жизнь; это уже была не теоретическая дискуссия, а реализация Программы РКП(б). Но и в это время без денег обойтись не удалось. Более того, эмиссия совзна- ков нарастала, потому что товарный голод дополнялся денежным голодом. Профессор С. А. Фалькнер разработал даже теорию “эмиссионного хозяйства”. Он считал, что предела обесценения денег не существует, важно лишь достичь равномерного роста массы денег, цен, доходов. Другими словами, он не понимал опасности инфляции, напротив, ему казалось, что найдено противоядие. Важно лишь, замечал он, чтобы не было никаких других конкурирующих денег - ни металлических, ни бумажных . Это была утопия чистой воды, полное забвение теории денег вообще и количественной в особенности.

Денег печатали много, без меры, но их все же не хватало на создание Красной армии, госаппарат, на выплату зарплаты рабочим и служащим.

В августе 1919 г. В. И. Ленин требовал от руководителя Наркомфина Н. Н. Крестинского добиться производительности в 600 млн руб. в день, предлагая перевести типографии Гознака (по-старому - “экспедиции”) на трехсменную работу. На 1 января 1921 г. на производстве совзнаков в Москве, Петрограде, Пензе, Перми, Ростове-на-Дону было занято около 14 тыс. человек.

Совзнаки по-прежнему быстро обесценивались: если в конце 1919 г. самым большим номиналом купюры были 1000 руб., то в 1921 г. - 100 000 руб. Были выпущены также обязательства РСФСР достоинством в 10 млн руб.

Но бумажными деньгами народ не накормишь.

Тогдашние “архитекторы” социализма высказывались резко. Председатель ВЦИК Я. М. Свердлов утверждал, что большевики должны “расколоть деревню на два непримиримых враждебных лагеря,... разжечь там гражданскую войну”, чтобы получить хлеб у крестьян. Председатель Реввоенсовета и нарком по военным и морским делам Л. Д. Троцкий, говоря о введении всеобщей трудовой повинности, считал, что “рабочий должен стать крепостным социалистического государства”. Он считал, что все хозяйственные проблемы страны надо решать на основе военной дисциплины. Были организованы методом обязательной мобилизации военизированные трудовые армии (1918-1921).

По декрету ВЦИК от 11 июня 1918 г. были созданы комитеты деревенской бедноты (комбеды). За короткий срок (в начале 1919 г. они были слиты с местными Советами) комбеды конфисковали у кулаков почти 50 млн га земельных угодий, машины, скот, маслобойные мельницы. Комбеды помогали также продотрядам .

В связи с ростом натурализации в экономике в 1919 г. вводилась бесплатная раздача продовольственных пайков и товаров ширпотреба, топлива и фуража, медикаментов, билетов на проезд в транспорте, отменялась несколько раз плата за коммунальные услуги, почту, телефон, радио. На эту тему с ноября 1918 по май 1921 г. было принято 17 декретов СНК. 19 января 1920 г. появился даже декрет “Об упразднении Народного банка”. Его функции вместе с активами и пассивами были переданы бюджетно-расчетному управлению Наркомфина. Мотивировка этого небывалого для XX в. мероприятия была следующей: “Национализация промышленности подчинила общему сметному порядку всю государственную промышленность и торговлю, в связи с чем отпала необходимость в Народном банке” .

В 1920 г. были отменены денежные расчеты между государственными предприятиями. Вместо чеков была установлена новая форма передачи материальных фондов внутри государственного сектора экономики путем так называемых безденежных оборотных перечислений, оформлявших движение сырья, материалов, готовой продукции в натуральном выражении. Новый декрет от 15 июля 1920 г. запрещал расчеты наличными деньгами, чеками и прямыми ассигновками. 16 августа того же года была отменена оплата за перевозку грузов по железным дорогам, а 23 декабря 1920 г. декрет СНК отменил оплату всякого рода топлива, предоставляемого государственным предприятиям и учреждениям. Были и другие аналогичные мероприятия по отмене денег.

И все же, несмотря на суровые законы военного времени, по всей стране осуществлялась торговля, происходил обмен продовольствия на промтовары. На крупнейшем московском рынке Сухаревке можно было купить или выменять практически любой нужный товар - от булавки до коровы. Здесь же можно было обменять советские деньги на валюту, хотя официально это было строго запрещено. Цены постоянно росли.

По данным Конъюнктурного института при Наркомфине (руководил им профессор Н. Д. Кондратьев), индекс вольных цен в Москве показывал в январе 1921 г. по сравнению с 1913 г. рост в 27 тыс. раз. Цены на продовольственные товары выросли в 34 тыс. раз, непродовольственные - в 22 тыс. раз. Только в 1920 г. цены повысились более чем в 10 раз. Разброс роста цен отдельных товаров был весьма велик. Больше всего повысилась цена на соль - в 143 тыс. раз, растительное масло - в 71 тыс. раз, сахар - в 65 тыс. раз, хлебопродукты - в 42 тыс. раз. Из непродовольственных товаров больше всего подорожало мыло - в 50 тыс. раз, нитки - в 34 тыс. раз .

Данных о денежных доходах населения нет, но ясно, что оно бедствовало, боролось за выживание. Население Москвы уменьшилось по сравнению с довоенным примерно вдвое. Этот процесс был характерен и для других городов; многие искали спасения в деревнях у родственников, на земле. Но и в сельской местности жизнь была несладкой. Цены рынка росли быстрее, чем денежная масса, поскольку предложение товаров в условиях разрухи было небольшим.

Таким образом, с октября 1917 по июнь 1921 г. денежная масса возросла в 120 раз, а розничные цены почти в 8 тыс. раз (табл. 9.1). По сравнению же с довоенным 1913 г. цены увеличились почти в 81 тыс. раз. В последующем в связи с голодом в 1921-1922 гг. “разы” раздувания эмиссии и обесценения со- взнаков исчислялись уже миллионами и миллиардами.

Одним словом, была такая политика эпохи “военного коммунизма”, но рынок и деньги, пусть и в полуразрушенном состоянии, сохранились. Гражданская война к концу 1920 г. в основном закончилась. Ситуация начала меняться. По мере того, как советская власть начала устанавливаться на большей части территории бывшей Российской империи, начало налаживаться и денежное обращение. При этом использовались следующие организационные принципы.

  • 1. Эмиссии местных советских властей обменивали на деньги центрального правительства, устанавливая соотношения обмена по реальной обстановке.
  • 2. Деньги “окраинных советских республик” оставлялись в обращении параллельно центральным деньгам впредь до наступления благоприятных условий.
  • 3. Деньги враждебных правительств и организаций аннулировались.

Таблица 9.1

Военный коммунизм: денежное обращение и цены

Однако до оздоровления денежной системы и экономики в целом было еще далеко.

Не следует думать, что вопросы денежного обращения решали только боевые комиссары с “маузерами” на боку. Привлекались и ученые. Интересной страницей в истории денег в этом плане является попытка заменить рубли трудовыми единицами.

Уже тогда российские ученые начали разработку материального межотраслевого баланса (“оборотного бюджета”). Перед ними опять встала проблема выражения многочисленных натуральных показателей в каких-то обобщенных учетных единицах вместо непригодных для этой цели совзнаков. Нужен был новый сводный учетный показатель. Теперь он ставился не только в аспекте продуктообмена между городом и деревней, натурализации зарплаты, но и в макроэкономическом аспекте.

Была создана комиссия под председательством С. Г. Стру- милина. В октябре 1920 г. он писал в статье “Проблемы трудового учета”: “Денежный учет хозяйственных благ должен уступить свое место безденежному. Это вне спора... Значит, рубль уже не может служить мерилом ценности. Но отсюда вытекает лишь то, что мы должны найти другое мерило ценности, а вовсе не то, что мы вообще можем упразднить это понятие и обойтись без всяких оценок” .

Подобные идеи развивали Р. Оуэн, Дж. Грей, И. Родбер- тус, П. Прудон. Первые попытки внедрить в практику “трудовые квитанции”, “рабочие деньги”, удостоверяющие количество затраченного на производство тех или других продуктов рабочего времени, относятся к первой половине XIX в. И. Родбертус выступил со своим проектом “рабочих денег” в 1842 г., П. Прудон - в 1846-1949 гг. Р. Оуэн в 1832-1834 гг. пытался организовать в Лондоне “национальный базар справедливого обмена”.

К. Маркс и Ф. Энгельс критиковали эти утопии. Большевики же вновь и вновь обсуждали эту проблему и не находили решения. Так, Н. Керве писал: “Разрушенное вконец наследие буржуазного строя - бумажный рубль - доживает последние дни. Это ясно всем. Но что же должно быть дальше? Отсутствие ли всякого ценностного учета или что-либо иное? Социализм - это натуральное хозяйство, не требующее для своего развития золотых и основанных на золоте бумажных денег как средств накопления и средств оценки товаров. Это бесспорно. Но вытекает ли отсюда необходимость отказаться от ценностного учета и ценностного сравнения одного продукта производства с другим или нет - это вопрос, который еще не всеми одинаково решается” . С. Г. Струмилин в 1920 г. писал об этом конкретнее: “В качестве единицы трудовой ценности я предлагаю принять ценность продукта труда одного нормального дня работника первого тарифного разряда при выполнении им нормы выработки в 100%. Эту нормальную трудоеди- ницу, соответствующую работе в 100 000 килограммо-метров, обозначим сокращенно “тр. ед.”, или словом “тред”” . Дискуссия развернулась вокруг двух вопросов: 1) о простом или сложном труде; 2) о сфере применения “треда”.

В дискуссии принимали участие К. Ф. Шмелев, Е. С. Варга и другие видные экономисты и финансисты того времени.

Г. Я. Сокольников в работе 1927 г. сообщает, что непосредственно накануне перехода к нэпу принципы политики безденежного обращения все еще разрабатывались и обсуждались. Так, обязательная сдача иностранной валюты была предписана уже декретом от 3 декабря 1918 г. Но 3 января 1921 г. закон подтвердил обязательность для граждан сдавать государству имеющиеся у них благородные металлы в монетах, слитках безвозмездно. Этим же законом ограничивалось право владения драгоценностями. Было запрещено держать на дому наличные бумажные деньги сверх небольшой суммы -- максимум составлял десятикратную низшую тарифную ставку. Продолжалась также разработка трудовой единицы учета (“треда”) на правительственном уровне. С. Г. Струмилин написал проект декрета о трудовой единице учета в народном хозяйстве; он обсуждался в мае 1921 г. в Институте экономических исследований Нар- комфина. Это при том, что на X съезде ВКП(б) в марте 1921 г. уже в принципе было принято решение о переходе к НЭП, следовательно, к возрождению товарно-денежных отношений. В указанном проекте декрета устанавливалось, что “за единицу трудового учета принимается средняя продукция одного нормального дня простого труда при нормальной его напряженности для данного рода работ. Означенной трудовой единице присваивается наименование “треда””. Повсеместное введение означенной единицы учета во всей ее полноте намечалось с 1 января 1922 г. Г. Я. Сокольников писал: “Разработка этих проектов не могла быть закончена. Хозяйственная практика повернула в другую сторону, и “треды” (практически “тред” должен был равняться двум довоенным рублям, т. е. 1 доллару) были основательно позабыты” .

Но если бы даже “тред” была введена, она неминуемо бы превратилась в обычные бумажные деньги. Кстати, А. Потяев писал на эту тему еще в 1918 г.: “Работа экспедиции заготовления государственных бумаг будет направлена на изготовление таких трудовых денежных знаков, в которых будет указываться, сколько гражданин проработал” . Можно было изменить название денежной единицы: вместо рубля писать “тред” или ставить количество часов, дней, но это были бы все равно денежные знаки с условными номиналами. Отменить деньги в масштабе страны не так-то просто. Это ведь не солдатская казарма, не тюрьма, не трудовая коммуна в 100-150 человек, это - экономика огромной страны.

Таким образом, попытка отменить деньги и рыночные отношения оказалась неудачной, но и провести быстро кардинальные реформы по переходу от политики военного коммунизма к НЭП тоже оказалось непросто. Послевоенная разруха усугубилась небывалым голодом 1921-1922 гг., связанным с засухой в Поволжье, а также с тем, что грабительская продразверстка в 1920 - начале 1921 гг. еще не была заменена мягким продналогом. У крестьян для снабжения городов и армии нередко конфисковали даже семенной фонд. Армия, которую крестьяне кормили, подавляла крестьянские же восстания, кронштадтский мятеж. Руководили карательными операциями крупные военачальники - С. Каменев, М. Тухачевский, С. Буденный, М. Фрунзе, П. Якир, И. Уборевич и др. Немало было пролито крови.

В результате голода 1921-1922 гг. умерло примерно 5 млн человек. Безудержное печатание совзнаков не помогало. Продовольственная помощь поступала из США, в частности от Американской организации помощи (АРА). Различные продовольственные комитеты присылали пароходы с продовольствием, организовывали бесплатные столовые. Так, в мае 1922 г. АРА кормила около 6 млн человек, американское общество квакеров - 265 тыс. человек, международный союз помощи детям - 260 тыс. человек, английские профсоюзы - 92 тыс. человек, шведский Красный крест - 87 тыс. человек . Эта помощь была каплей в море, но все же это было спасением для многих людей. Таков был военно-политический и социальный фон при переходе от политики военного коммунизма к новой экономической политике.

Описание


1. Мероприятия государства, именуемые политикой «военного коммунизма»………………………………………………………………………..4


Список использованных источников……………………………………………..14

Работа состоит из 1 файл

Введение ……………………………………………………………………………3

1. Мероприятия государства, именуемые политикой «военного коммунизма»………………………………………………… ……………………..4

2. Денежное обращение в годы Гражданской войны……………………………..7

3. Деятельность Народного банка……………………………………………..….10

Список использованных источников…………………………………………….. 14

Введение

В октябре 1917 г. пролетариат получил в наследие от буржуазии в корне расстроенную денежную систему. Все сливки эмиссионного налога уже были сняты царским и временным правительствами, которыми всего было выкачено у населения путем инфляции товарных ценностей более чем на 7 млрд. золотых руб. Вооруженной силой сломив сопротивление чиновников Государственного банка, советская власть завладела эмиссионным аппаратом и воспользовалась им для финансирования «издержек революции».

Время от середины 1918 г. до апреля 1921 г. обычно называется периодом «военного коммунизма». В период военного коммунизма все было мобилизовано для борьбы с внутренней и внешней буржуазией.

Введение продразверстки и многочисленных и всеобщих трудоповиностей, национализация всего производства вплоть до мельчайших предприятий, централизованное (через так называемые «главки», т. е. главные управления отдельных отраслей промышленности) управление всей промышленностью, отмена вольного рынка и централизованное снабжение населения и Красной армии продуктами - таковы характерные черты этого периода. Все эти мероприятия привели к тому, что сфера рыночного обмена чрезвычайно сузилась: между тем бумажно-денежная эмиссия продолжала расти; но ее реальная ценность падала ввиду непрерывного возрастания темпа обесценения совзнаков.

1. Мероприятия государства, именуемые политикой «военного коммунизма»

Внутренняя политика Советского государства времен гражданской войны получила название «политики военного коммунизма». Термин «военный коммунизм» был предложен известным большевиком А.А. Богдановым еще в 1916 г. В своей книге «Вопросы социализма» он писал о том, что в годы войны внутренняя жизнь любой страны подчинена особой логике развития: большая часть трудоспособного населения уходит из сферы производства, ничего не производя, и много потребляет. Возникает так называемый «потребительский коммунизм». Значительная часть национального бюджета при этом расходуется на военные нужды. Это неизбежно требует ограничения в сфере потребления и контроля государства за распределением. Война также приводит к свертыванию демократических институтов в стране, поэтому можно сказать, что военный коммунизм был обусловлен потребностями военного времени.

Другой причиной складывания этой политики можно считать марксистские воззрения большевиков, пришедших к власти в России в 1917 г. Маркс и Энгельс детально не прорабатывали черты коммунистической формации. Они считали, что в ней не будет места частной собственности и товарно-денежным отношениям, а будет уравнительный принцип распределения. Однако при этом речь шла об индустриально развитых странах и о мировой социалистической революции как о единовременном акте.

Политика «военного коммунизма» включала комплекс мероприятий, затронувших экономическую и социально-политическую сферу. Основой «военного коммунизма» были чрезвычайные меры в снабжении городов и армии продовольствием, свертывание товарно-денежных отношений, национализации всей промышленности, включая мелкую, продразверстка, снабжение населения продовольственными и промышленными товарами по карточкам, всеобщая трудовая повинность и максимальная централизация управления народным хозяйством и страной в целом.

Хронологически «военный коммунизм» приходится на период гражданской войны, однако отдельные элементы политики стали возникать еще в конце 1917 - начале 1918 гг.

Это касается прежде всего национализации промышленности, банков и транспорта. «Красногвардейская атака на капитал», начавшаяся после декрета ВЦИК о введении рабочего контроля (14 ноября 1917 г.), весной 1918 г. временно была приостановлена. В июне 1918 г. темпы ее убыстряются и в государственную собственность переходят все крупные и средние предприятия. В ноябре 1920 г. прошла конфискация мелких предприятий. Таким образом, произошло уничтожение частной собственности. Характерной чертой «военного коммунизма» является крайняя централизация управления народным хозяйством. Сначала система управления строилась на принципах коллегиальности и самоуправления, но с течением времени становится очевидной несостоятельность этих принципов. Фабзавкомам не хватало компетентности и опыта для управления. Лидеры большевизма поняли, что прежде они преувеличивали степень революционной сознательности рабочего класса, который не был готов к управлению. Делается ставка на государственное управление хозяйственной жизнью. 2 декабря 1917 г. создается Высший совет народного хозяйства (ВСНХ).

В задачи ВСНХ входили национализация крупной промышленности, управление транспортом, финансами, налаживание товарообмена и т.п. К лету 1918 г. возникают местные (губернские, уездные) совнархозы, подчиненные ВСНХ. СНК, а затем Совет Обороны определял главные направления работы ВСНХ, ее главков и центров, при этом каждый представлял собой своеобразную государственную монополию в соответствующей отрасли производства. К лету 1920 г. было создано почти 50 главков, осуществлявших управление крупными национализированными предприятиями.

Система централизованного управления диктовала необходимость приказного стиля руководства. Одной из черт политики «военного коммунизма» стала система чрезвычайных органов, в задачи которой входило подчинение всей экономики нуждам фронта.

Одной из основных черт политики «военного коммунизма» является свертывание товарно-денежных отношений. Это проявлялось прежде всего во введении неэквивалентного натурального обмена между городом и деревней.

11 января 1919 г. для упорядочения обмена между городом и деревней декретом ВЦИК вводится продразверстка. Предписывалось изъятие у крестьян излишков, которые вначале определялись «потребностями крестьянской семьи, ограниченными установленной нормой». Однако вскоре излишки стали определяться уже потребностями государства и армии. Государство заранее объявляло цифры своих потребностей в хлебе, а затем их делили по губерниям, уездам и волостям.

Свертыванию товарно-денежных отношений способствовало также запрещение осенью 1918 г. в большинстве губерний России оптовой и частной торговли. Однако до конца уничтожить рынок большевикам все же не удалось. И хотя ими предполагалось уничтожение денег, последние все же были в ходу. Единая денежная система распалась. Только в Центральной России хождение имел 21 денежный знак, деньги печатались во многих регионах. За 1919 г. курс рубля упал в 3136 раз. В этих условиях государство было вынуждено перейти на натуральную заработную плату.

Сложившаяся экономическая система не стимулировала к производительному труду, производительность которого неуклонно падала.

В условиях «военного коммунизма» существовала всеобщая трудовая повинность для лиц с 16 до 50 лет.

Система военно-коммунистических мер включала в себя отмену платы за городской и железнодорожный транспорт, за топливо, фураж, продовольствие, предметы широкого потребления, медицинские услуги, жилье и т.д. (декабрь 1920 г.). Утверждается уравнительно-классовый принцип распределения. С июня 1918 г. вводится карточное снабжение по 4 категориям.

Последствия «военного коммунизма» невозможно отделить от последствий гражданской войны. Ценой огромных усилий большевики методами агитации, жесткой централизации, принуждения и террора сумели превратить республику в «военный лагерь» и победить. Но политика «военного коммунизма» не привела и не могла привести к социализму. К концу войны стала очевидной недопустимость забегания вперед, опасность форсирования социально-экономических преобразований и эскалации насилия. Вместо создания государства диктатуры пролетариата в стране возникла диктатура одной партии, для поддержания которой широко применялись революционный террор и насилие.

2. Денежное обращение в годы Гражданской войны

Летом 1918 г. начался выпуск нового типа бумажных денежных знаков под названием «Расчетные знаки РСФСР». Однако осуществить денежную реформу, т.е. обменять старые деньги на новые, не удалось. Расчетные знаки РСФСР стали обращаться с 1919 г. наравне со старыми денежными знаками. Следует отметить, что в 1917 и 1918 г. в обращении находились денежные знаки, выпущенные царским и Временным правительствами. В 1918 г. были узаконены в качестве платежного средства облигации «Займ свободы» достоинством не свыше 100 руб., серии облигаций и краткосрочные обязательства Государственного казначейства сроком по 1 ноября 1919 г. Для извлечений из оборота всех перечисленных денежных знаков и разного рода денежных суррогатов в обращение были выпущены «Государственные кредитные билеты 1918 г.».

Во второй половине 1918 г. началась военная интервенция и Гражданская война, которая сорвала планы советского государства по налаживанию денежного обращения и созданию денежной системы.

Важнейшим источником покрытия государственных расходов оказалась эмиссия бумажных денег. В 1918 г. она составила 33,6 млрд. руб., в 1919 г. - 163, 6 млрд. руб., а в 1920 г. - 943,5 млрд. руб., т.е. увеличилась против 1918 г. в 28 раз.

Рост денежной массы в обращении сопровождался еще более быстрым обесценением денег. С 1 июля 1918 г. по 1 января 1921 г. покупательная способность рубля упала в 188 раз. Возникшая гиперинфляция была связана со снижением потребностей хозяйственного оборота в деньгах: сокращались производство, товарные фонды, шел процесс натурализации хозяйственных отношений. В отдельные периоды Гражданской войны уменьшалась и территория, на которой обращались денежные знаки. Таким образом, покупательная способность денег падала не по дням, а по часам. Деньги утратили способность выполнять свои функции.

В годы войны многие предприятия, организации, города выпускали свои денежные знаки. Особо выделяются выпущенные в Якутии так называемые «винные деньги». На этикетках для винных бутылок местный нарком финансов Семенов А.А. написал от руки: 1 рубль на этикетке с надписью «Мадера», «10 рублей» – на портвейне, «25 рублей» – на хересе. Подобные квитанции, выпущенные Якутским товариществом розничной торговли, были внедрены в оборот и с успехом заменяли отсутствующие денежные знаки. Во Владивостоке торговая фирма «Кунст и Альберс» выпускала собственные пятирублевки. Свои боны имело Мытищенское общество потребителей, Окуловская писчебумажная фабрика и т.д.

Необычным образом решали проблемы разменных денежных знаков в Троицком уезде Забайкальской области. По постановлению Совета народных комиссариатов отделение Народного банка разрезало на четвертинки двадцатирублевые керенки, – которые стали пятью рублями, а сорокарублевые керенки – стали десятью рублями.

В условиях острой нехватки денежных знаков Дальневосточный Совет народных комиссаров принимает решение о выпуске краевых бонн, имеющих хождение одновременно с другими денежными знаками РСФСР. Зейский исполком в конце зимы 1918 г. выпустил вместо денег собственные чеки общим количеством 2 500 штук на сумму 585 тыс. руб., номинал на которых писался от руки. Чеки были выпущены для расчетов со старателями на золотых приисках. После 1 июня 1919 г. зейское казначейство обменяло чеки на кредитные билеты рубль за рубль.

Деньги как таковые не отменялись в этот период, а наоборот, потребность в них ощущались наиболее остро. Декретом от 4 марта 1919 г. были выпущены первые денежные знаки советского государства, которые назывались «расчетные знаки РСФСР» достоинством 1,2 и 3 руб. Новые деньги получили сокращенное название «совзнаки». Позднее появляются расчетные знаки другого достоинства. В 1921 г. были выпущены купюры достоинством 100, 250, 500, 1 000, 5 000, 10 000, 25 000, 50 000 и 100 000 руб., так как рост цен требовал увеличения купюр. Эмиссия расчетных знаков осуществлялась практически без ограничений. Они должны были вытеснить из обращения все ранее использовавшиеся виды денежных знаков. Одновременно в дополнение к расчетным знакам были выпущены «Обязательства РСФСР» номиналами 1,5 и 10 млн руб., имеющие в отличие от других денежных знаков ограниченные сроки обращения.

Расчетные знаки имели примечательный внешний вид. На купюре изображен герб РСФСР и надпись «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» Призыв выглядел весьма необычно для денежных знаков. О характере обеспечения денег наглядно сообщалось – «обеспечиваются всем достоянием республики». Эта норма отсутствует на современных банковских билетах. На расчетных знаках указан организатор выпуска денежных знаков – эмитент – не Государственный банк, а Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика. Перечисленные характеристики свидетельствовали, что расчетные знаки являются новой формой денежных знаков, отличающейся от кредитных или казначейских билетов.

Бумажные деньги выпускали и белогвардейские правительства, войска интервентов. Свои денежные знаки выпускали в 1919 – 1920 гг. генералы Юденич, Колчак, Семенов, Деникин, Врангель, Шкуро, Родзянко и другие. Такие эмиссии в большинстве осуществлялись за границей или поддерживались иностранными государствами. Так, в Берлине печатались петлюровские «гривны». Барон Врангель напечатал часть своих денег в Англии. Страны Антанты помогали выпускать колчаковские деньги. Контрреволюционные правительства, выпуская собственные деньги, не заботились об их обеспечении и разрешали принимать в платежи все деньги, имевшиеся в тот момент на территории страны, в том числе и фальшивые. Фальшивые деньги обращались свободно по курсу, что и настоящие.

7 ноября 1917 г. в шесть часов утра, по предписанию Петроградского Военно-революционного комитета, вооруженные моряки Гвардейского флотского экипажа, не встретив никакого сопротивления, заняли здание Государственного банка. Днем представители новой власти потребовали у Банка денег. В ответ руководство Государственного банка дало указание прекратить обслуживание клиентов. 12 ноября Государственному банку было предъявлено требование об открытии в Петроградской конторе текущего счета на имя СНК и представлены образцы подписей В. И. Ленина и временного заместителя наркома финансов В.Р.Менжинского. Но служащие Банка продолжали осуществлять операции на основании финансовых документов, оформленных Министерством финансов. Даже однодневный арест Управляющего Банком И.П.Шипова не заставил их изменить свою позицию. С 8 ноября по 23 ноября 1917 г. Государственный банк клиентов не обслуживал, но в течение этого времени он продолжал осуществлять свою основную функцию - эмиссионную. В обращение было выпущено 610 млн. руб. и 459 млн. рублей выслано в конторы и отделения Банка.

В декабре 1917 г. началась реорганизация кредитной системы страны. 8 декабря 1917 г. был принят Декрет СНК "Об упразднении Дворянского земельного банка и Крестьянского поземельного банка". Находившиеся в собственности этих кредитных организаций земля, инвентарь и городская недвижимость передавались крестьянам, организуемым в это время совхозам и местным органам Советской власти.

Одним из вопросов теории и практики социалистического строительства, который в общих чертах был решен В.И. Лениным еще до Октябрьской революции, был вопрос о роли товарно-денежных отношений и путях их использования в народном хозяйстве при диктатуре пролетариата.

Первым шагом Советской власти в области денежного обращения явился декрет от 14 декабря 1917 г. "О национализации частных банков".

Национализация банковской системы означала не только переход ее в распоряжение государства и централизацию управления, но и быстрое отмирание прежних функций банков. Сохранилась и выполнялась лишь одна -- выпуск кредитных билетов, но с национализацией она приобрела совершенно иной характер. Дело даже не в том, что она стала по своему существу чисто казначейской, важно то, что идеология денежной политики, проводимой Советской властью в первые годы, основывалась на "отрешении от прежних капиталистических взаимоотношений в производстве и устранении в конечном итоге всякого влияния денег на соотношение хозяйственных элементов".

Вопрос о том, какими должны быть деньги при социализме, впервые возник весной 1918 г., когда стала очевидной неспособность старой формы обращения решать новые задачи. Однако у Советской власти не было строгого плана нового денежного обращения. В период гражданской войны отношение к деньгам менялось несколько раз. На первом этапе считалось, что для переходного периода деньги необходимо сохранить, заменив старые единицы новыми.

К весне 1918 г. в рамках общего плана хозяйственного строительства, принятого I Всероссийским съездом Советов народного хозяйства, была разработана программа восстановления финансового хозяйства страны путем проведения денежной реформы и реорганизации банковского дела. Она предполагала завершение национализации банков, постепенный переход к обязательным и охватывающим все население текущим счетам, самое широкое развитие чекового обращения и переводов, создание общей бухгалтерии всех национализированных предприятий. В рамках утвержденной программы съезд принял решение о замене дореволюционных денег новыми. Летом 1918 г. начался выпуск "нового типа бумажных знаков" под названием "расчетные знаки РСФСР".

Поворотным пунктом в отношении к деньгам стал начавшийся осенью 1918 г. переход организации народного хозяйства на принципы военного коммунизма, продолжавшийся до второй половины 1921 г.

В годы военного коммунизма, когда широкое распространение получила идея о возможности форсированного перехода к социализму-коммунизму, исключение товарно-денежных отношений из народно-хозяйственных связей многие экономисты стали рассматривать как одну из первоочередных задач. Вынужденная хозяйственной разрухой натурализация экономической жизни страны представлялась естественным, закономерным процессом, а это на практике приводило к еще большей натурализации хозяйственных связей, уменьшению роли денег в экономическом обороте и к постепенному их устранению как таковых.

Учитывая особенности хозяйственного положения страны в период военного коммунизма и поставленную практическую задачу ликвидации товарно-денежных отношений в 1919--1920 гг., многие советские экономисты направили свои усилия на разработку вопросов организации безденежного хозяйства. Одна из наиболее актуальных проблем, которую необходимо было решить для полного исключения денег из экономического оборота, состояла в нахождении новой формы хозяйственного учета, не требующей применения стоимостных показателей. Эта задача была тем более настоятельной, что в условиях обесценения денег и расстройства всего финансового хозяйства денежный учет не давал должного эффекта, так как не только не отражал, а нередко и искажал результаты производственной деятельности предприятий. В процессе работы выявились самые различные, подчас противоположные точки зрения.

Следующий этап развития денег связан с переходом к новой экономической политике. НЭП вызвал глубочайшие перемены в хозяйственном механизме. Признание необходимости рынка превратило продукты труда в товары, вступила в свои права категория цены, и руководящим принципом Советской власти в области финансов стало "восстановление денежного обращения на металлической основе (золото)" Первым шагом в этом направлении стало возрождение деятельности Государственного банка РСФСР. Он учреждался с целью способствовать кредитом и прочими банковскими операциями развитию промышленности, сельского хозяйства и товарооборота, а также с целью концентрации денежных оборотов и проведения других мер, направленных на установление правильного денежного обращения. Однако вновь созданный Государственный банк имел ряд специфических черт, отличавших его от государственных банков капиталистических стран. Банк не принимал никакого участия в регулировании денежного обращения, поскольку эмиссию совзнаков осуществлял Наркомфин.

Эмиссионная функция у банка возникла позже, когда он выпустил в обращение банковские билеты, обозначавшиеся в новой золотой денежной единице -- червонце. Червонец содержал в себе 1 золотник -- 78,24 долей чистого золота, что приравнивалось к золотому содержанию прежней российской десятирублевой монеты. Исходя из этого соотношения, Госбанк должен был регулировать курс червонца в иностранной валюте. Какой-либо фиксированной количественной связи между червонцем и совзнаком не устанавливалось.

Обеспечением банкнот служили: -- золото и иностранная устойчивая валюта, акцептированные товарные векселя и легко реализуемые товары государственного сектора. Банковские билеты подлежали размену на золото. Начало размена должно было быть установлено особым правительственным актом, однако он так и не был принят. Одновременно в обращении сохранялись и совдензнаки, причем их количество продолжало расти в связи с дефицитом государственного бюджета, для покрытия которого они печатались.

Завершающим моментом денежной реформы послужил декрет Совнаркома от 5 февраля 1924 г., в соответствии с которым в обращение выпускались казначейские билеты Наркомфина. 10 рублей в казначейских билетах приравнивались к одному червонцу. Таким образом, через золотое содержание червонца рубль де-факто приобрел золотое содержание и стал называться червонным в отличие от рубля, представленного в совзнаках.

Согласно закону общая сумма находившихся в обращении казначейских билетов не должна была превышать половины суммы обращавшихся в стране червонцев. Чуть позже был объявлен фиксированный курс совзнаков в червонцах и начался их выкуп в обмен на казначейские билеты.

В результате денежной реформы 1922--1924 гг. в Советском Союзе сложилась денежная система, своеобразие которой определялось следующими обстоятельствами:

  • 1. Денежная система опиралась на взаимодействие двух неразменных видов денег: банкнот и казначейских билетов. Банкноты обеспечивались золотом и имели золотой паритет, однако золотое денежное обращение отсутствовало. Преимущество такой системы состояло в том, что не могло быть недостатка в платежных средствах, и в то же время опасность увеличения бумажных денег нейтрализовывалась регулированием выпуска банкнот.
  • 2. Червонец как основа национальной валютной системы предполагал, с одной стороны, взаимосвязь, а с другой - автономию своего валютного курса и внутренней покупательной способности. Внешний курс опирался на монополию внешней торговли и валютные интервенции; внутренняя покупательная способность -- на стабильность цен в обобществленном секторе производства.

Военный коммунизм

В данных условиях правительство было вынуждено пойти по пути натурализации хозяйственных отношений. Произведенные на национализированных предприятиях средства производства и предметы потребления не продавались за деньги, а распределялись в централизованном порядке с помощью ордеров и карточек. К началу 1921 г. 93% всей заработной платы выплачивалось натурой. Предпринятые меры хоть как-то нормализовали работу национализированных предприятий и защитили материальные интересы трудящихся. Вытеснение товарно-денежных отношений и замена их прямым продуктообменом, внедрение системы натурального учета изменили отношение к деньгам как экономической категории. В 1920-1921 гг. в экономической теории обсуждалось несколько проектов измерения общественных затрат на безденежной основе. (Концепция "энергоемкости", "чисто материального учета", "трудочасов", "треды как форма рабочих денег".)

Следствием обесценения денег явилось то, что городская и сельская буржуазия лишилась своих денежных накоплений. Однако совершенно отказаться от использования денег советское государство не могло. З.В. Атлас в своей книге "Социалистическая денежная система" [ 21 пишет, что производство денег в годы военного коммунизма было единственной процветающей отраслью промышленности. Вместе с тем парадокс денежной системы периода военного коммунизма заключался в том, что чем больше сужалась сфера применения денег, тем острее ощущался их дефицит. Поэтому как центральные, так и местные органы советской власти были вынуждены постоянно заниматься денежными проблемами. Эмиссия быстро обесценивающихся бумажных денег оставалась почти единственным источником денежных доходов государственного бюджета. Выпущенные деньги обращались на частном рынке, основу которого составляло мелкотоварное крестьянское хозяйство. Наряду с деньгами роль всеобщего эквивалента на частном рынке выполняли и товары повышенного спроса, например соль, мука. Это затрудняло экономические связи между отдельными районами страны, порождало мешочничество, спекуляцию, подрывало финансовую базу государства, которое не могло контролировать и регулировать развитие мелкотоварного хозяйства. Таким образом, и в условиях военного коммунизма деньги сохранили свою роль, но выполняли ее в своеобразной форме.

Денежная реформа 1922-1924 гг

После окончания Гражданской войны все усилия государства были направлены на восстановление товарно-денежных отношений в стране, укрепление денежного обращения. Путем регулирования товарно-денежных отношений правительство рассчитывало использовать деньги как орудие общегосударственного учета, контроля и планирования. В марте 1921 г. на X съезде РКП была обсуждена и принята новая экономическая политика (нэп). Доказывая необходимость развития товарно-денежных отношений в интересах восстановления народного хозяйства и укрепления элементов социалистической экономики, В.И. Ленин подчеркивал: "... оборот денежный, это - такая штука, которая прекрасно проверяет удовлетворительность оборота страны, и когда этот оборот бывает неправильным, то получаются из денег ненужные бумажки". В процессе реализации нэпа важную роль в становлении и развитии первой денежной системы СССР сыграла денежная реформа 1922-1924 гг. В ходе нее в законодательном порядке были определены все элементы, формирующие понятие денежной системы.

Денежной единицей СССР был объявлен червонец, или 10 руб. Было установлено его золотое содержание - 1 золотник или 78,24 долей чистого золота, что соответствовало золотому содержанию дореволюционной десятирублевой золотой монеты.

На первом этапе денежной реформы в обращение были выпущены червонцы. При этом важно подчеркнуть, что червонец выпускался не для покрытия бюджетного дефицита, а для обслуживания хозяйственного оборота. Монопольное право эмиссии червонцев было представлено Государственному банку СССР. Как банковские билеты они выпускались банком в обращение в процессе краткосрочного кредитования народного хозяйства. Причем ссуды предоставлялись только под легкореализуемые товарно-материальные ценности. Банковские ссуды в червонцах замещали, как правило, товарные векселя. Для изъятия червонцев из обращения было решено ссуды Государственного банка, предоставленные в червонцах, ими же и погашать. Поэтому сумма находящихся в обращении червонцев была ограничена потребностью хозяйственного оборота в платежных средствах. Они были кредитными деньгами не только по форме, но и по существу. Их эмиссия ограничивалась и потребностями хозяйственного оборота, и ценностями, находящимися на балансе Государственного банка. Так, по закону, выпущенные в обращение червонцы обеспечивались не менее чем на 25% драгоценными металлами, устойчивой иностранной валютой по курсу обмена на золото, а на 75% легкореализуемыми товарами, краткосрочными векселями и другими краткосрочными обязательствами. Для поддержания устойчивости червонца по отношению к золоту государство допускало в известных пределах его обмен на золото (в монетах и слитках) и устойчивую иностранную валюту. Кроме того, государство принимало червонцы по нарицательной стоимости в уплату государственных долгов и платежей, взимаемых но закону золотом. Таким образом, для поддержания устойчивости червонца были созданы вес необходимые условия. Он утвердился в обращении в качестве твердой валюты.

Решить задачу поддержания устойчивости национальной валюты было непросто. Во-первых, в стране существовал большой бюджетный дефицит, который покрывался за счет эмиссии постоянно обесценивающейся новой валюты - совзнаков. В связи с этим существовало параллельное обращение двух валют - червонца и совзнака. Во-вторых, с переходом к нэпу прочные позиции в обращении в качестве устойчивой валюты заняли золото и иностранная валюта. Именно поэтому до марта 1923 г. от 30 до 50% разрешенных к выпуску червонцев, оставались в кассе Правления Государственного банка, т.е. в обращение не поступали. По мере укрепления позиций червонца в 1923 г. происходит постепенный переход от золотого исчисления всех денежных операций к червонному. В червонцах стали исчисляться доходы и расходы госбюджета, объем хозяйственных сделок, налоговых платежей, заработная плата и т.д. Отпала необходимость использовать в качестве средств обращения и платежа царские золотые монеты и иностранную валюту. Предоставленное Государственному банку право эмиссии червонцев расширило его возможности по кредитованию народного хозяйства. Прекратилось связанное с обесценением денег проедание предприятиями собственных оборотных средств, создались нормальные условия для развития коммерческого и банковского кредитов. Все это позволило укрепить принципы хозрасчета в народном хозяйстве, увеличить доходную базу бюджета и сократить бюджетный дефицит.

Однако эмиссия совзнаков для покрытия бюджетного дефицита продолжалась до середины 1924 г. Для сокращения номинального объема денежной массы и облегчения расчетов в стране было проведено две деноминации совзнаков1: первая в конце 1921 г., а вторая в конце 1922 г. При первой деноминации 10 ООО руб. всех предыдущих выпусков приравнивались к 1 руб. денежных знаков образца 1922 г. При проведении второй деноминации 100 руб. образца 1922 г. обменивались на 1 руб. образца 1923 г. На 1 марта 1924 г. количество совзнаков в обращении без учета двух деноминаций было фантастическим - 809,6 квадриллиона руб. Даже при мелком обороте приходилось оперировать миллионами рублей.

По мере обесценения совзнаков сфера обращения червонцев продолжала расширяться. Если первоначально они обслуживали коммерческий оборот между предприятиями, предприятиями и финансово-кредитной системой, то позднее стали обращаться и в сфере розничной торговли. Таким образом, некоторое время в стране существовала система параллельного обращения двух валют.

Система параллельного обращения валют была шагом к восстановлению товарно-денежных отношений в стране и укреплению денежного обращения. Вместе с тем она содержала в себе серьезные противоречия. Червонец как денежный знак крупного достоинства являлся валютой города. Цены на сельскохозяйственные продукты были низкими, поэтому крестьянский рынок обслуживался в основном совзнаками. От обесценения последних крестьяне несли большие материальные потери. Возникла угроза сокращения сельскохозяйственного производства, натурализации крестьянского хозяйства. От обесценения совзнака страдало и городское население. Потери семейных бюджетов рабочих и служащих составляли от 20 до 30%. Все это требовало завершения начатой денежной реформы. Необходимые экономические предпосылки для этого, а также формирования новой денежной системы были созданы к началу 1924 г.

Второй этап денежной реформы был ознаменован выпуском казначейских билетов и изъятием из обращения обесцененных совзнаков. В феврале-марте 1924 г. советское правительство издало декреты о выпуске в обращение государственных казначейских билетов достоинством 1; 3; 5 руб., прекращении выпуска в обращение совзнаков, чеканке и выпуске в обращение серебряной и медной монет, изъятии из обращения совзнаков. Последнее осуществлялось путем их выкупа по следующему курсу: 1 руб. казначейских билетов обменивали на 50 тыс. руб. денежными знаками образца 1923 г. Если не считать двух деноминаций, проведенных в 1921 и 1922 гг., то обменный курс составлял 50 млрд руб. всех старых, находящихся после Октябрьской революции денежных знаков на 1 руб. новый.

Казначейские билеты отличались от червонцев не только достоинством купюр, но и экономической природой. До середины 1924 г. эмиссия казначейских билетов использовалась Народным комиссариатом финансов СССР для покрытия бюджетного дефицита. Для их выпуска в обращение не требовалось банковского обеспечения золотом, товарами или кредитными обязательствами. Как законное платежное средство казначейские билеты обеспечивались всем достоянием государства. Для поддержания устойчивости денежного обращения в стране эмиссия казначейских билетов была ограничена. В 1924 г. предел эмиссионного права Народного комиссариата финансов СССР на выпуск казначейских билетов составлял не более 50% выпущенных в обращение банковских билетов, в 1928 г. -не более 75%, а в 1930 г. - не более 100%. В 1925 г. в связи с ликвидацией бюджетного дефицита эмиссия казначейских билетов была полностью передана Государственному банку. Наряду с эмиссией банковских билетов эмиссия казначейских билетов стала одним из кредитных ресурсов банка. Казначейский характер эмиссии сохранился для металлической монеты, доход от которой поступал в бюджет.

Таким образом, в результате реформы 1922-1924 гг. в СССР сложилась новая денежная система. Были определены виды денежных знаков, название денежной единицы, ее золотое содержание, порядок эмиссии денежных знаков, их обеспечение, экономические инструменты регулирования денежной массы в обращении. Существенное значение для организации последнего имело предусмотренное законом развитие безналичных расчетов. Сформированная в результате реформы 1922-1924 гг. новая денежная система просуществовала с небольшими изменениями непринципиального характера до начала 1990 г.

Данная реформа проводилась в сложной экономической и политической обстановке: разрушенная экономика, финансовая блокада, резкое сокращение золотого запаса. Накануне ее осуществления золотой запас страны составлял 8,7% золотого запаса царской России перед Первой мировой войной и 13% золотого запаса накануне денежной реформы С.Ю. Витте. Советскому правительству удалось в короткий срок создать новую денежную систему, укрепить покупательную способность рубля и повысить роль денег в управлении общественным производством. Для поддержания установленного паритета (1 червонец равнялся 10 руб. казначейскими билетами) советское правительство широко использовало доступные ему приемы - государственное регулирование товарных цен и товарную интервенцию. В 1922-1924 гг. Советскому государству уже принадлежали подавляющая часть промышленной продукции, ресурсы кредитной системы, весь железнодорожный транспорт, внешняя торговля, значительная часть оптовой торговли страны. Регулируя оптовые и розничные цены, маневрируя товарными запасами и денежными ресурсами, государство активно влияло на покупательную способность денег, их циркуляцию в народном хозяйстве.

Новая финансовая система строилась на принципе несовместимости Советской власти и товарно-денежных отношений, поэтому деньги должны быть ликвидированы.Социалистическая экономика должна иметь натуральный и безденежный характер с централизованным распределением ресурсов и готовой продукции.

Исключительное право государства на осуществление банковских операций, на реорганизацию, ликвидацию старых и создание новых кредитных учреждений (государственная монополия) было утверждено декретом о национализации банковского дела в стране. Сначала был национализирован Государственный банк, а потом Русско-Азиатский, Торгово-промышленный, Сибирский и другие акционерные и частные банки. В январе 1918 года были аннулированы банковские акции, принадлежавшие крупным частным предпринимателям.

Государственный банк был переименован в Народный банк, а течение 1919 года все банки были ликвидированы, а ценности конфискованы.

Н. Бухарин, Е. Преображенский, Ю. Ларин и другие в 1918-1920 гг. постоянно подчеркивали, что “коммунистическое общество не будет знать денег”, что деньги обречены на исчезновение. Они хотели сразу обесценить деньги, а на их место поставить обязательную систему распределения благ по карточкам. Но, как отмечали эти политики, наличие мелких производителей (крестьян) не позволяло сделать это быстро, потому что крестьяне все еще оставались вне сферы государственного контроля и им еще надо было платить за продукты.

Исходя из идеи о необходимости скорой отмены денег, правительство все больше склонялось к полномуобесценениюденег путем их неограниченной эмиссии. Их было напечатано так много, что они обесценились в десятки тысяч раз и почти полностью потеряли покупательную способность, что означало гиперинфляцию, которая была осуществлена сознательно.

Денежная эмиссия первых послереволюционных лет оказалась самым главным источником пополнения государственного бюджета. В феврале 1919 г. были выпущены первые советские деньги, которые назывались “расчетные знаки РСФСР”. Они находились в обращении вместе с “николаевками” и “керенками”, но курс их был гораздо ниже, чем у прежних денег.

В мае 1919 г. Народному банку было предписано выпускать денег столько, сколько нужно для хозяйства страны. В результате безудержной эмиссии уровень цен достиг невиданных масштабов. Если уровень цен 1913 г. принять за 1, то в 1918 г. он составил 102, в 1920 г. – 9 620, 1922 г. – 7 343 000, а в 1923 г. – 648 230 000.В результате советские деньги были полностью обесценены. Высокую ценность сохранил только золотой царский рубль, но в обращении его почти не было.

Разруха, бездорожье, гражданская война превратили страну в замкнутые, обособленные экономические острова с внутренними денежными эквивалентами. По бывшей Российской империи ходило множество разновидностей денег. Свои собственные деньги печатали в Туркестане, Закавказье, во многих российских городах: Армавире, Ижевске, Иркутске, Екатеринодаре, Казани, Калуге, Кашире, Оренбурге и многих других. В Архангельске, например, местные купюры с изображением моржа назывались “моржовки”. Выпускались кредитные билеты, чеки, разменные знаки, боны: “туркбоны”, “закбоны”, “грузбоны” и т.д. Кстати, именно в Средней Азии и Закавказье была самая большая эмиссия, поскольку печатный станок находился в руках местных правительств, фактически не зависимых от центра.


После Октября практически развалилась налоговая система, что окончательно подорвало государственный бюджет, для пополнения которого даже были пущены в оборот купоны “Свободного займа” Временного правительства. За первые полгода после революции расходы правительства составили от 20 до 25 млрд. руб., а доходы – не более 5 млрд руб.

Для пополнения бюджета местные Советы прибегали к дискриминационному налогообложению “классовых врагов” в форме “контрибуций”. Так, в октябре 1918 г. на зажиточных крестьян была наложена специальная контрибуция в 10 млрд. руб.

В результате финансовая система России была разрушена, экономика перешла к натуральному обмену. В промышленности внедрялась система безденежных отношений и расчетов. Главки и местная власть выписывали ордера, по которым предприятия должны были бесплатно отпускать свою продукцию другим предприятиям и организациям. Налоги отменялись, долги аннулировались. Снабжение сырьем, топливом, оборудованием осуществлялось бесплатно, централизованным путем через Главки. Для осуществления производственного учета на предприятиях Совнарком рекомендовал перейти к натуральным измерителям – “тредам” (трудовым единицам), которые означали определенное количество затраченного труда.

Фактически прекратила свое существование кредитно-банковская система. Народный банк был объединен с казначейством и подчинен ВСНХ, а по сути превратился в центральную расчетную кассу. На банковских счетах предприятий фиксировалось движение не только денежных средств, но и материальных ценностей внутри государственного сектора экономики. Вместо банковского кредитования было введено централизованное государственное финансирование и материально-техническое снабжение.

В соответствии с продразверсткой в стране была запрещена частная торговля хлебом и другими продуктами. Все продовольствие распределялось государственными учреждениями строго по карточкам. Централизованно по карточкам распределялись и промышленные товары повседневного спроса. Повсеместно заработная плата рабочим и служащим на 70-90% выдавалась в виде продовольственных и промтоварных пайков или производимой продукцией. Были отменены денежные налоги с населения, а также плата за жилье, транспорт, коммунальные услуги и др.

Из всех ее звеньев финансовой системы в период военного коммунизма имелся только Государственный бюджет, но и он состоял из денежной и материальной части. Основными доходными статьями бюджета стали денежная эмиссия и контрибуция.Сформировавшаяся финансовая система в полной мере отвечала задачам централизации экономического развития.