Принципы обучения плаванию. О некоторых принципах обучения плаванию
Методика обучения плаванию
Плавание широко используется при оздоровлении и реабилитации после травм, при лечении заболеваний связанных с нарушением обмена веществ (Н.Ж. Булгакова, 2002). Дети, регулярно занимающиеся плаванием, заметно отличаются от сверстников, не занимающихся спортом: они выше ростом, имеют более высокие показатели ЖЕЛ, гибкости и силы, меньше подвержены простудным заболеваниям.
Необходимо отметить, что условия водной среды предъявляют к организму ряд своеобразных требований. Овладение навыками плавания невозможно без предварительного ознакомления занимающегося с новой для него водной средой и без образования у него, вследствие этого, специфических условных рефлексов (Н.Ж. Булгакова, 2002; А.Д. Котляров, 1989).
По мнению В.А. Быкова (2011) начальное обучение плаванию можно условно разделить на два этапа: первый этап - обучение навыку удержания на воде; второй - обучение передвижению в воде.
Обучение всем (четырем) способам плавания происходит одновременно, но по элементам. Продолжительность каждого этапа зависит от усвоения учебно-методического материала по спортивному плаванию. Общая продолжительность обучения составляла 3 месяца, 24 занятия по 60 минут.
На первом этапе создавалось правильное представление об изучаемых способах плавания. Спортивныеспособы при этом изучались в последовательности: кроль, дельфин, спина, брасс. На первом этапе так же происходит освоение учеников с водой, обучение горизонтальному положению в воде, осваиваются упражнения для создания опорного положения в воде. Изучаются элементы техники стартов и поворотов. Устраняются ошибки.
Второй и последующий этапы:
Изучение основных элементов техники спортивных способов плавания: в кроле и дельфине - движение руками и дыхание; на спине - движение руками; в брассе - движение руками и дыхание. Продолжают изучаться старты и повороты, устраняются ошибки.
Изучение остальных элементов техники спортивных способов плавания: кроль - движение ногами; при плавании на спине - движения ногами; в дельфине - движения туловищем и ногами; в брассе - движение ногами.
Согласование элементов техники спортивного плавания, закрепление техники стартов и поворотов в целом.
Совершенствование техники спортивного плавания.
При обучении плаванию в условиях глубокого бассейна важно не вызвать у обучаемого чувство страха и неприязни к воде. Активное использование специальных подготовительных упражнений на суше может существенно облегчить начальное обучение детей плаванию.
Программа по начальному обучению плаванию на «глубокой воде» условно предусматривает три этапа:
I этап - 1 - 12 уроки. Первые 5-6 уроков ознакомление с водой.
На бортике изучаются в основном имитационные и специальные упражнения, которые непосредственно будут выполняться на данном уроке в воде. Основные упражнения на задержке дыхания с выдохами в воду, погружения в воду, передвижения вдоль бортика с опорой руками за борт.
Разучивание способов плавания кроль на груди и на спине.
II этап - 12 - 24 уроки. Дети продолжают разучивать способы плавания кроль на груди и на спине, спад вниз с бортика, старт из воды и поворот «маятник».
На 24 уроке дети должны проплыть 25 метров изученными способами.
III - 25 - 36 уроки. Продолжается дальнейшее совершенствование навыков плавания кроль на груди и на спине, разучивание стартов и поворотов, идет ознакомление с элементами техники плавания брасс.
На 36 уроке учащиеся проплывают 50 метров. На протяжении всего времени обучения широко используются игры и развлечения на воде. (Булгакова Н.Ж., 2005; Лубова С.А., 2012). Программа 36 уроков может быть использована в любых бассейнах.
При начальном обучении плаванию 1-15 занятия, когда дети не владеют навыком самостоятельного удержания на поверхности воды все занятия проходят с использованием медицинских плавательных кругов, ласт и плавательных досок. При обучении в глубоком бассейне 16-32, когда дети уже освоили навык самостоятельного удержания тела на поверхности воды, для обучения различным компонентам спортивных способов плавания необходимо применять следующие сочетания поддерживающих на воде средств:
Для обучения и совершенствования выполнения техники работы ног в спортивных способах плавания, кроме способа брасс: плавательная доска и плавательные ласты;
Для обучения спортивным способам плавания кроль на спине, кроль на груди, дельфин: плавательные ласты.
Обучение при этом проводится в следующем порядке: 1-2 занятие ознакомление с водой; 3-10 занятие - формирование навыка удержания на поверхности воды, разучивание способов кроль на спине и кроль на груди (параллельно); 11-19 - брасс; 20-26 - дельфин; 27-32 занятие разучивание стартов и поворотов (В.Ю. Давыдов, 2003; Быков В.А., 2003).
Зернов В.И. (1998) обучение плаванию делят на три этапа:
Ознакомление со свойствами воды и представление о технике плавания;
Разучивание элементов техники и способа плавания в целом;
Совершенствование и закрепление плавательных навыков.
Первоначальный навык формируется к моменту самостоятельного проплывания обучающимися 25 метров (Зернов В.И., 1998; Герасимова Ю.С., 2009).
Зернов В.И. (2010) определяет 6 групп подготовительных упражнений:
Элементарные движения конечностями и передвижения по дну в воде,
Погружения,
Всплывания,
Лежания,
Скольжения,
Дыхание.
Булгакова Н.Ж. (2014) выделяет пять групп упражнений по освоению с водой:
Упражнения для ознакомления со специфическими свойствами воды,
Погружения под воду,
Ныряния,
Всплывание и лежание на воде,
Выдохи в воду и скольжения.
Техника спортивных способов плавания разучивается раздельно, по частям, с последующим соединением в целостный способ плавания; при этом освоение каждого элемента проводится в постепенно усложняющихся условиях. Постепенное усложнение условий подводит пловца к выполнению упражнений в горизонтальном безопорном положении тела, являющимся его рабочей позой (Н.Ж. Булгакова, 2014).
А.И. Погребной (2001) изложил содержание инновационной методики плавания, где предложил акцентировать внимание, при обучении плаванию, не на горизонтальном, а на вертикальном положении туловища, что исключает захлестывание лица водой. Данная методика основана на разучивании при обучении плаванию опорного гребка. Параллельно с изучением упражнений для удержания на воде, автор предлагает применять упражнения для освоения с водой, игры и прыжки в воду. И когда учащиеся научатся удерживаться на поверхности за счет движений руками, можно переходить к обучению спортивным и облегченным способам плавания. Дети младшего возраста быстрее и качественнее осваивают опорный гребок в положении на спине, нежели в группировке. Рекомендация автора начинать обучение детей младшего школьного возраста плаванию способом кроль на спине.
Одновременная методика обучения плаванию. Продолжительность обучения 16-18 занятий. Отличительной, особенностью, которой является то, что данная методика предусматривает увеличение времени нахождении ребенка в воде на каждом занятии, в частности, за счет сокращения длительности занятий на бортике, в спортивном зале, на спортивной площадке. Подчеркивается то, что речь идет не об уменьшении количества необходимых для обучения плаванию специальных упражнений, которые обычно проводятся на суше и сокращают время пребывания в воде, а о том, что эти упражнения могут выполняться на других занятияхфизической культурой. Кроме того сокращен период освоения с водой, за счет уменьшения числа повторений упражнений в статических положениях типа «поплавок», «медуза», лежаний на воде, скольжений без движения руками или ногами. Другая особенность этой методики отличается тем, что ребенок в первую очередь обучается тому способу, который получается у него лучше всего и на освоение которого будет потрачено меньше всего времени. Определяется этот способ при одновременном знакомстве обучающихся с элементами всех способов плавания. На основе выбранного способа легче овладеть и остальными способами. Наиболее простой способ, который усваивают большинство детей на первых занятиях - движения руками как при плавании руками брасс, ногами как при плавании кролем (с произвольным дыханием). При плавании этим облегченным способом дети быстрее овладевают умением держаться на воде и преодолевать определенные расстояния. Первое занятие посвящается проверке плавательной подготовки: каждый учащийся проплывает своим способом столько, сколько он сможет. После чего 3-5 занятий основное внимание уделяется плаванию выбранным способом. Кроме того, важно отметить, что изучение всех способов плавания начинается с освоения движений руками как основного элемента.
Пятое, девятое, двенадцатое, шестнадцатое занятия - контрольные. На этих занятиях проводится проверка овладения плавательными навыками (Т.А. Протченко, 2003).
В педагогическом процессе стоит придерживаться принятой у нас методики обучения, основанной на рациональном сочетании методов целостного и раздельного изучения учебных упражнений (Н.Ж. Булгакова, 2014).
Специалисты предлагают следующее деление учеников по уровню подготовленности (владения навыком плавания):
1-я группа - не умеют плавать, боятся воды.
2-я группа - могут погружаться под воду с головой, не боятся открывать глаза в воде, попытки передвижения по воде.
3-я группа - передвигаются по поверхности воды 10 -15 м.
4-я группа - проплывают неспортивными способами расстояние больше 25 метров.
5-я группа - дети умеющие плавать спортивными способами (Т.Н. Павлова, 2012)
- все попытки самостоятельного плавания на дальность проводятся только вдоль берега;
- нельзя входить в воду «разгоряченным», необходимо 5-7 минут «остыть» на берегу;
- если в воде возникает плохое самочувствие, нужно немедленно прекратить плавание и выйти из воды.
Купающимся запрещается:
- заплывать за знаки, ограждающие места, отведенные для купания;
- купаться там, где это запрещено, – у набережных, пристаней, причалов, переправ;
- прыгать в воду с мостов, судов, лодок и различных сооружений, не приспособленных для этого;
- подплывать к паровым, моторным, парусным судам, баржам, весельным лодкам и т.п.;
- плавать на фарватере и переплывать реки;
- подплывать и залезать на предупредительные знаки – буйки, бакены;
- загрязнять воду и берег, бросать в водоем бутылки, банки и прочий мусор;
- прыгать в воду вниз головой и нырять в местах с неизвестной глубиной
и состоянием дна (типичная травма ныряльщика – травма лица и шеи);
- пользоваться для плавания бревнами, плотами и далеко заплывать на них;
- купаться в темное время суток.
5. ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ПЛАВАНИЮ
Система начального обучения плаванию подчинена методическим закономерностям педагогического (учебно-тренировочного) процесса, которые определяются принципами, правилами и методами обучения, особенностями усвоения знаний, освоения навыков выполнения движений, учета особенностей физического развития обучающихся.
Как в обучении, так и в тренировке ставятся задачи изучения и совершенствования техники плавания и постепенного повышения уровня тренированности. Начальное обучение плаванию является первым этапом учебнотренировочного процесса.
При обучении плаванию решаются следующие задачи:
1. Овладение плаванием как жизненно необходимым навыком.
2. Укрепление здоровья, закаливание, привитие стойких гигиенических навыков.
3. Укрепление опорно-двигательного аппарата, всестороннее физическое развитие занимающихся и совершенствование таких его физических качеств, как сила, гибкость, выносливость, быстрота, ловкость.
4. Ознакомление с правилами безопасности на воде.
5.1. Принципы обучения
Учебно-тренировочный процесс в плавании осуществляется в соответствии с основнымипринципами физического воспитания: принципами воспитывающего обучения, всестороннего развития, оздоровительной направленности и прикладности.
Обучение в плавании осуществляется в соответствии с дидактическими принципами: сознательности и активности, систематичности и последовательности, доступности, наглядности, прочности.
Принцип сознательности и активности. Эффективность обучения пла-
ванию во многом определяется грамотным педагогическим руководством и сознательным и активным отношением занимающихся. В процессе обучения плаванию необходимо соблюдать ряд правил:
1. Перед группой или отдельными занимающимися необходимо поставить конкретные перспективные (отдаленные) и текущие (ближайшие) цели. Для новичков, обучающихся плаванию, перспективой является: участие в соревнованиях, выполнение разрядов и др. Ближайшей целью может служить выполнение такого упражнения как: «стрелочка» или «поплавок».
2. Важно раскрыть смысл конкретного задания. Преподаватель должен довести до сознания занимающихся не только то, что и как выполнить, но и почему это выполняется так, а не иначе.
3. Необходимо побуждать занимающихся к самооценке, самоанализу и самоконтролю действий. Для этого, желательно давать возможность занимающимся анализировать удачные и неудачные попытки выполнения упражнений; находить ошибки в технике движений; оценивать свои движения в пространстве и во времени; определять степень прилагаемых мышечных усилий.
4. Важнейшими признаками активности являются инициатива, самостоятельность, творчество. Существенную роль в проявлении активности занимающихся играют: побуждение интереса к занятиям; создание положительного эмоционального настроя; поощрение достигнутых успехов.
5. Активность на занятиях по плаванию проявляется тогда, когда уроки интересны. Это возможно при условии многообразия применяемых средств (варианты упражнений, игры, прыжки, ныряния), методов и форм организации занятий.
Принцип систематичности и последовательности. Процесс обучения должен проходить в строгом логическом порядке и взаимосвязи. Необходимо, чтобы занятия не сводились к проведению эпизодических, разрозненных мероприятий, а осуществлялись непрерывно и последовательно. В практической деятельности принцип систематичности и последовательности реализуется путем соблюдения правил обучения:
1. Занятия плаванием проводятся регулярно, через определенный промежуток времени.
2. Упражнения выполняются многократно (необходимо использовать широкий круг упражнений и применять разнообразные методические приемы).
3. Необходимо осуществлять преемственность в содержании (от занятия к занятию, от этапа к этапу).
4. Принцип последовательности наиболее полно раскрывает три методических правила: от простого к сложному; от легкого к трудному; от известного к неизвестному.
Принцип доступности. Тесно связан с принципом последовательности (от простого к сложному, от легкого к трудному, от известного к неизвестному). Этот принцип предполагает необходимость соблюдения посильной меры трудностей в процессе обучения в соответствии с возможностями занимающихся, учитывая особенности, пол, состояние здоровья, уровень подготовленности, индивидуальные различия в проявлении физических и психических способностей. Для реализации правил доступного обучения необходимо:
1. Соответствие заданий возрасту и подготовленности занимающихся.
2. Опора на возможности занимающихся, их жизненный опыт, интересы, особенности развития.
3. Соответствие содержания и способов обучения уровню развития занимающихся.
4. Учитывать индивидуальную обучаемость занимающихся.
5. Находить оптимальный темп обучения (с учетом слабых и сильных занимающихся). Процесс обучения должен быть насыщенным и напряженным.
6. Четко, образно излагать материал.
7. Развивать работоспособность занимающихся.
Принцип наглядности. В физическом воспитании понятие «наглядность» обозначает необходимость использования в процессе обучения движениям не только зрительных, но и слуховых, и мышечных ощущений. Принцип наглядности предполагает формирование у занимающихся более полного и точного образа, касающегося техники движений. Реализуя принцип наглядности необходимо помнить, что:
1. Запоминание происходит быстрее, если движение проговаривается и, одновременно, демонстрируется.
2. Чем больше конкретных образов, тем лучше происходит освоение дви-
3. Все, что только можно, надо представлять для восприятия чувствами (зрение, слух и др).
4. Наглядность – средство обучения, направленное на развитие мышления, а не на достижение цели.
5. Наглядность способствует образованию отчетливых и правильных представлений о движении.
6. Необходимо учитывать опыт занимающихся. В занятиях воспитывается внимание, мышление, наблюдательность, творчество и интерес к обучению.
7. Особую значимость данный принцип приобретает при обучении детей младшего школьного возраста.
Принцип прочности. Этот принцип тесно связан с обеспечением у занимающихся прочного усвоения знаний, которое зависит от объективных (содержание, структура материала) и субъективных факторов (отношение занимающихся к обучению, преподавателю). Прочность усвоения знаний обусловлена организацией и использованием различных методов обучения. Чем интереснее
материал, тем он прочнее усваивается, закрепляется и сохраняется. В процессе обучения необходимо учитывать следующее:
1. Мышление главенствует над памятью.
2. Запоминать материал надо правильно, хорошо осмысляя выученное.
3. Легче запомнить небольшой материал.
4. Время и частота проведения занятий должны быть согласованы с психологическими закономерностями памяти.
5. Необходимо заинтересовывать занимающихся, «подогревать» их интерес.
6. Надо учитывать возможности занимающихся.
7. Новый материал давать только на фоне интереса и положительного отношения к заданиям.
8. Учебный материал давать в логической последовательности.
9. Осуществлять дифференцированный подход к занимающимся.
10. Для прочного усвоения материала использовать эмоциональное изложение, наглядные пособия, игры.
11. Четче указывать требования к действию и то, какие должны быть получены результаты.
5.2. Методы обучения и преподавания
Методы обучения – это такие способы и приемы работы педагога, применение которых обеспечивает быстрое и качественное решение поставленной задачи – освоение навыка плавания. При обучении пользуются тремя основны-
ми группами методов: словесными, наглядными и практическими.
Словесные методы. Используя данную группу методов, педагог помогает ученикам создать представление об изучаемом движении, понять его форму, содержание, направленность воздействия, осмыслить и устранить ошибки. Краткая, точная, образная и понятная речь педагога повышает эффективность применения этих методов.
Эмоциональная окраска речи усиливает значение слов, помогая решению учебных и воспитательных задач, показывает отношение педагога к делу, ученикам, стимулирует их активность, уверенность, интерес.
Описание используется для создания предварительного представления об изучаемом движении.
Объяснение отвечает на основной вопрос, почему надо делать так, и является методом развития логического, сознательного отношения к учебному материалу.
Рассказ применяется, преимущественно, при организации игр.
Беседа в форме вопросов и ответов повышает самостоятельность и активность учеников, помогает педагогу лучше узнать их.
Разбор игры или подведение итогов урока проводится после выполнения какого-либо задания. Анализируются и обсуждаются допускаемые ошибки при выполнении упражнений.
Указание чаще всего носит методический характер, акцентируя внимание на деталях или ключевых моментах выполняемого движения, освоение которых
дает возможность выполнить упражнение в целом. Методические указания на уроках плавания даются для предупреждения и устранения ошибок перед выполнением каждого упражнения, во время и после него.
Команды и распоряжения применяются для управления группой и процессом обучения. Команды определяют начало и окончание движения, место, направление, темп и продолжительность выполнения учебных заданий. Команды делятся на предварительные и исполнительные. На уроках плавания вместо предварительных команд пользуются распоряжениями. Например: «опустить лицо в воду», «сделать глубокий вдох», «положить руки на доску».
Подсчет применяется для создания необходимого темпа и ритма выполнения движений, а также для мобилизации внимания на отдельных ключевых моментах техники выполняемых упражнений. Подсчет в плавании применяется только на начальных этапах обучения.
Использование наглядных методов помогает создать у занимающихся представление об изучаемом движении, что особенно важно при обучении спортивной технике плавания. Наряду с «образным» объяснением, наглядное восприятие помогает понять сущность движения, что способствует быстрому и прочному его освоению.
Показ изучаемого движения или техники способа плавания применяется на протяжении всего курса обучения плаванию. Показ должен проводиться только квалифицированным пловцом. С тем, чтобы подчеркнуть наиболее существенные детали техники, можно показать их в медленном темпе, с остановкой, с максимальным расслаблением или, наоборот, с максимальным приложением усилий.
Зеркальный показ применяется только при изучении простых общеразвивающих физических упражнений.
Негативный показ преподавателя «как не надо делать» допустим только при условии, если ученики могут анализировать свои ошибки и способны к ним относиться критически.
Учебные и наглядные пособия – рисунки, плакаты – применяются при необходимости отобразить такие детали техники или упражнения, которые трудно показать или объяснить.
Жестикуляция значительно повышает эффективность обучения плаванию. Условия работы в бассейне – повышенный шум, возникающий при плавании и выполнении упражнений. В результате плеска воды и брызг затрудняется восприятие команд и указаний педагога. Поэтому преподавателями применяется большой арсенал условных сигналов и жестов, позволяющих уточнять технику и исправлять возникающие ошибки.
Практические методы включают в себя: метод упражнений, соревновательный и игровой. Применяются эти методы для развития практических умений и навыков при обучении плаванию.
Метод упражнений. Этот метод характеризуется многократным выполнением движения в целом и по частям, с учетом величины физической нагрузки.
Разучивание «по частям» облегчает освоение техники плавания, уменьшает количество допускаемых ошибок, что в целом сокращает сроки обучения
Надзор осуществляется санитарно-эпидемиологической службой совместно с врачебно-физкультурными диспансерами или другими медицинскими учреждениями, обслуживающими данное место занятий плаванием. Санитарный надзор складывается из предупредительного и текущего.
Предупредительный надзор служит предотвращению различных санитарных нарушений. Текущий санитарный надзор за местами занятий плаванием осуществляется территориальными санитарно-эпидемиологическими станциями. Ответственность за соблюдение гигиенических норм и требований несут администрации бассейнов или их юридические владельцы. Они организуют в бассейнах работу медицинских кабинетов, а на естественных водоемах - дежурство врачей или специально подготовленных медицинских сестер.
Текущий санитарный надзор осуществляет контроль за состоянием очистных сооружений и качеством воды, температурой воды и воздуха, относительной влажностью воздуха, проведением генеральной и текущей уборок, освещением, пропуском в бассейн и санитарной обработкой занимающихся, соблюдением мер безопасности при занятиях на суше и в воде.
На одного занимающегося должно приходиться не менее 5 м 2 поверхности воды
К загрязнению воды также приводит нарушение правил пропуска в бассейн и предварительной санитарной обработки посетителей, поэтому у входа в бассейн и раздевалку на видном месте должны вывешиваться правила внутреннего распорядка, в том числе и санитарного режима: к занятиям допускаются лица, прошедшие медицинский осмотр и не имеющие по свидетельству врача противопоказаний к занятиям плаванием (врачебные осмотры проводятся не реже 1 раза в 3 месяца); в воду допускаются только те посетители, которые тщательно вымыли под душем горячей водой с мылом и губкой все тело; находиться в воде разрешается только в специальном костюме, плавках, купальниках и шапочках;
Администрация бассейна для профилактики инфекционных заболеваний обязана проводить генеральную, суточную и текущую уборку всех помещений.
Техническое оснащение бассейнов.
Помещения бассейнов должны размещаться в отдельно стоящих или встроенных (пристроенных) зданиях, за исключением жилых зданий.
В состав помещений бассейна входят:
зал с ванной;
зал для разминки с кладовой для спортивного инвентаря;
комната медицинского работника;
комната тренера с туалетом и душем;
вестибюль с гардеробом;
узел управления и технические помещения.
Устройство зала бассейна с ванной должно соответствовать следующим требованиям:
по периметру ванны предусматриваются подогреваемые обходные дорожки;
вдоль обходных дорожек устанавливаются скамейки для отдыха лиц, занимающихся в бассейне, выполненные из влагостойких материалов;
со стороны выхода из душевых обходные дорожки должны иметь уклон в направлении сливных канализационных трапов;
по периметру заглубленной ванны предусматривается борт;
лестницы для выхода из воды ванны располагаются в нишах, не выступающих из плоскости стен ванны.
Размеры ванн бассейнов должны обеспечивать выполнение следующих требований к площади зеркала воды на одного человека, занимающегося в бассейне:
для взрослых составлять не менее 5 кв.м;
для детей - не менее 4 кв.м.
Раздевальные:
оборудуются индивидуальными закрывающимися на замок одно- или двухъярусными шкафами для хранения одежды лиц, занимающихся в бассейне, и скамейками для сидения;
размещаются на одной отметке пола с обходными дорожками и сообщаются с ними только через душевые.
Вход лиц, занимающихся в бассейне, в раздевальные осуществляется в сменной обуви.
Обходные дорожки, стенки и дно ванны бассейна выполняются из водонепроницаемых материалов, внутренняя поверхность конструкций залов ванн - из влагостойких материалов.
Материалы покрытия обходных дорожек, дна ванны бассейна должны:
предусматривать возможность их очистки и дезинфекции;
быть устойчивыми к воздействию применяемых химических реагентов и средств дезинфекции.
Душевые бассейна:
устраиваются из расчета 1 душевая сетка на 4 места;
оборудуются кабинами с перегородками из влагостойких материалов, индивидуальными смесителями с подводкой холодной и горячей воды, полочками для моющих средств и мочалок.
Все оборудование, приборы и инвентарь бассейнов должны соответствовать ТНПА и эксплуатироваться с соблюдением их требований. Вышедшее из строя оборудование, приборы, инвентарь подлежит ремонту или замене.
Приборы для сушки волос (фены) устанавливаются:
в холлах, вестибюлях, раздевальных или других смежных с ними помещениях бассейна;
из расчета 1 прибор на 10 мест - для женщин и 1 прибор на 20 мест - для мужчин в смену.
Оборудование (устройство) для очистки, обеззараживания и распределения воды располагается в здании бассейна или отдельно стоящем от него здании. Озонаторная установка должна иметь дегазатор для нейтрализации непрореагировавшего озона
Анализ технике плавания « кроль на груди ».
Кроль на груди (вольный стиль) Одним из самых скоростных способов плавания является кроль на груди. Поэтому на соревнованиях в заплывах вольным стилем пловцы стремятся плыть кролем на груди. Соревнования проводятся на дистанциях 50, 100, 200, 400 м для мужчин и женщин, на 800 м - для женщин и 1500 м - для мужчин, также в эстафетном плавании 4 х 100 м и 4 х 200 м и на последнем этапе комбинированной эстафеты 4 х 100 м. Плавание «кроль на груди» представлено и на последних отрезках комплексного плавания 100, 200,400, а также при сдаче установленных нормативов. Внешне кроль на груди отличается поочередными гребковыми движениями рук спереди - назад с проносом над водой и попеременными движениями ног вверх-вниз. Положение тела: тело занимает горизонтальное положение, голова опущена в воду, глаза открыты, взгляд направлен вперед-вниз. При плавании туловище поворачивается вдоль продольной оси тела до 30° и более, сопровождая рабочую и подготовительную часть гребка руками. Угол атаки 3-5°. Движение ногами: попеременные, встречные вверх - подготовительное движение, вниз-хлыстообразное, стопой от бедра - рабочее. Движение ног обеспечивают горизонтальное положение тела и создают определенное тяговое усилие, способствующие продвижению в воде.
Гребок руками: основное тяговое усилие создают поочередные, попеременные гребки руками в направлении спереди - назад по криволинейной траектории как вдоль продольной оси тела, так и в различных плоскостях. Различают подготовительную и основную часть гребка. Подготовительная часть гребка состоит из трех подфаз: выход руки из воды, локтем вверх, пронос над водой, вход в воду (большим и указательным пальцами на глубину 20-30 см).
Рабочая часть также состоит из трех подфаз: захват воды, подтягивание и отталкивание (основная часть гребка). Во время гребка кисть обгоняет локоть, угол между плечом и предплечьем 90°-110°.
Дыхание: осуществляется в тесном контактах с движением рук. Как правило, пловец в конце гребка рукой поворачивает голову в сторону и через рот производит энергичный вдох, во время проноса руки над водой поворачивает голову лицом вниз осуществляет выдох через рот и нос. На один цикл движений руками приходится один вдох и один выдох.
Координация движения: при плавании кролем на груди различают согласование шести ударов ногами с двумя гребками руками - 6-тиударный кроль, 4-х ударный кроль, двух ударов ногами с двумя гребками руками - 2-х ударный кроль. Применение указанных сочетаний обусловлено как индивидуальными особенностями пловцов, так и решением поставленных задач на коротких, средних и длинных дистанциях.
Анализ технике плавания « кроль на спине ».
Кроль на спине:
Способом плавания «кроль на спине» предусмотрено на соревнованиях проплывание дистанций: 50, 100 и 200 м, а также второго отрезка в комплексном плавании на дистанциях 100, 200 и 400 м и первого этапа в комбинированной эстафете 4х100 м. Внешне способ плавания кроль на спине отличается попеременными встречными движениями ног снизу-вверх и сверху-вниз в положении лежа на спине с поочередными, попеременными гребками рук под водой из-за головы до бедер с последующим проносом их над водой.
Положение тела. Пловец должен постоянно находиться в положении на спине, приняв наиболее обтекаемое горизонтальное положение с вытянутыми ногами и отведенными назад назад за голову руками (угол атаки 6-8°). В результате гребковых движений рук плечевой пояс поворачивается вдоль продольной оси тела вверх и вниз для осуществления гребка одной в воде и проноса другой по воздуху. Голова затылком лежит на воде, шея расслаблена (мочки ушей в воде).
Движение ногами. Различают подготовительную фазу в движении ногой - сверху-вниз и рабочую снизу-вверх с хлыстообразным движением бедра, голени и стопы для поддержания тела в горизонтальном положении для создания продвигающихся сил.
Гребок руками. Является основным продвигающим звеном, гребки руками совершают поочередные, попеременные захваты воды с поиском опоры и дальнейшим подтягиванием - отталкиванием по криволинейной траектории вдоль продольной оси тела. После окончания гребка происходит выход руки из воды, пронос ее по воздуху с последующим входом в воду. Этим завершается один гребковый цикл руки (захват глубина 25-30 см).
Дыхание. В плавании кролем на спине дыхание в значительной степени облегчено, так как лицо постоянно находится на поверхности воды и не погружается в воду за исключением поворотов. Вдох осуществляется через рот в момент проноса одной из рук, а выдох - через рот и нос одновременно для удаления частиц воды с лица пловца в момент гребка рукой при подтягивании с отталкиванием и завершается при выдохе, руки из воды.
Координация движений. Наибольшее признание у пловцов получило согласование шести движений ногами с двумя гребками рук - шестиударный кроль на спине. Менее распространены среди пловцов четырехударный, а тем более двухударный его варианты из-за того, что создаются трудности с поддержанием тела в горизонтальном положении и необходимостью участия движения ног в продвижении пловца.
Старты и повороты.
Старт при плавании на спине в отличие от других способов выполняется из воды. После предварительной команды «занять свои места» или соответствующего сигнала пловец опускается в воду, захватывает сверху поручни стартовой тумбочки прямыми руками на ширине плеч, сгибая ноги, надежно упирается передней частью стопы о бортик бассейна ниже уровня воды.
После команды на старт пловец подтягивается к поручням, сгибая руки в локтях, занимает неподвижное положение и сразу по команде «Марш!» совершает взмах руками и толчок двумя ногами от бортика. Это позволяет сделать небольшой полет низко над водой, войти в воду и после небольшого скольжения под водой - до 15 м - начать плавательные движения.
Поворот при плавании кролем на спине должны обеспечить непрерывность плавания и различаются как закрытые и открытые. Основными условиями последних правил соревнований при повороте является то положение, что до касания поворотного щита разрешается переворачиваться из положения на спине, а также совершать только вращательные движения. Кроме того, касаться поворотного щита можно любой частью тела, не обязательно рукой.
Анализ технике плавания « брас ».
Брасс: Способ плавания брасс, представлен на соревнованиях дистанциями 50, 100, 200 м, а также в комбинированный эстафете на втором этапе и в комплексном плавании на 3-м этапе. Особенно значим этот способ в прикладном плавании: обеспечивает обзор и ориентацию на воде, используется при транспортировке различных предметов, при оказании помощи на воде, способствует длительному нахождению человека на плаву и т.д. Плавание брассом отличается одновременными симметричными движениями как ногами, так и руками с небольшими паузами при их чередовании - классический брасс, так и почти их полным отсутствием - скоростной брасс.
Положение тела. Пловец находится в горизонтальном положении. Голова опущена в воду, глаза открыты, взгляд направлен вниз-вперед. При захвате воды руками положение тела наиболее обтекаемая, а при совершении вдоха (голова поднята) - менее обтекаемое
Движение ногами. Различают подготовительную фазу - плавное подтягивание ступней ног к ягодицам с разворотом стоп носками в стороны и рабочую фазу - отталкивание бедра, голени и стопы в слитном движении выполняется с большим усилием и носит взрывной характер по направлению назад-внутрь. После завершения толчка ногами следует небольшая пауза - ноги расслабляются.
Гребок руками. При гребке руками различают: захват воды - после нахождение опоры кистями рук, основная часть гребка - при сгибании рук в локтевых суставах и опорного движения кистей рук назад-вниз-внутрь с высоко поднятыми локтями, выведение рук вперед - после сближения кистей и локтей - руки, выпрямляясь, выводятся вперед для придания телу обтекаемого положения.
Дыхание. В плавании брассом дыхание строго подчинено движениям рук. При захвате воды в основной части гребка пловец производит выдох через рот и нос одновременно, что позволяет к моменту окончания гребка руками его завершить, а в момент проноса рук совершить энергичный вдох через рот, приподняв плечи и голову из воды. Это относится к разновидности брасса - его скоростного варианта. Более ранний вдох, производимый пловцом в момент начала гребка руками, характерен для варианта классического брасса.
Согласование движений рук и ног и дыхания. Из и.п., в котором руки и ноги выпрямлены и почти соединены, захват и подтягивание выполняют руки, а ноги остаются выпрямленными и расслабленными. Затем, когда руки заканчивают подтягивание, ноги начинают под-ные движения (подтягивание к тазу). Далее руки выполняют отталкивание и вступают в фазу выведения, а ноги продолжают подтягивание (в этот момент вдох). Когда локти находятся на уровне подбородка, ноги заканчивают сгибание в коленных и тазобедренных суставах и разворачивают стопы наружу. Далее руки вытягиваются вперед, а ноги начинают рабочее движение отталкивание. Цикл заканчивается, когда прямые руки скользят впереди, а прямые, но не напряженные ноги поднимаются к поверхности воды.
Анализ технике плавания « дельфин ».
Баттерфляй: Способу плавания баттерфляй отведены в соревнованиях дистанции 50, 100 и 200 м. Он также используется в комбинированной эстафете 4 х 100 м третьем этапе, на первых отрезках дистанции 100, 200 и 400 м в комплексном плавании. Внешне способ плавания баттерфляй отличается с одновременными симметричными движениями как ног сверху-вниз, наподобие дельфиньего хвоста, так и гребком руками под водой вдоль продольной оси тела по криволинейной траектории с последующим проносом их над водой.
Положение тела. При плавании баттерфляем туловище пловца совершает ритмичные, волнообразные движения вверх-вниз, что способствует активной работе ног и особенно рук. Горизонтальное положение пловца постоянно нарушается, происходит опускание и последующий подъем таза, передней и задней частей тела. Г олова расположена между руками лицом вниз, ноги вытянуты, носки ног оттянуты.
Движение ногами. Движение ногами тесно связано с волнообразным движением туловища. Различают подготовительную фазу - при поднимании ног вверх и основную рабочую - при захлестывающем от таза и бедра ударе стопы с голенью - вниз. Ступни ног несколько повернуты внутрь, а пятки наружу.
Движение руками. В плавании баттерфляем гребковые движения руками создают основное тяговое усилие в продвижении пловца на воде. Различают фазу захвата воды кистями рук с поиском опоры, которая затем переходит основную часть гребка кистями рук по криволинейной траектории вдоль продольной оси тела спереди-назад. В завершающей части гребка кисти рук приближаются к тазу, бедрам, выходят из воды с последующим проносом - полетом над водой вперед.
Дыхание. Дыхательные процессы тесно связаны с рабочими и под-ми движениями рук и ног при плавании баттерфляем. Выдох начинает осуществляться через рот и нос одновременно с опусканием головы в воду в момент захвата кистями рук воды. Он усиливается при основной части гребка и завершается к моменту выхода рук и воды. Далее вместе с проносом -полетом рук над водой голова приподнимается, совершается энергичный вдох через рот. Дыхательный цикл на этом замыкается - лицо опускается в в воду.
Координация движений. Существуют различные варианты согласования движений при плавании баттерфляем. Так например, удар ногами с гребком руками и актом вдоха-выдоха - одноударный баттерфляй. Согласование двух ударов ногами с двумя гребками руками и одним актом вдоха-выдоха образовали двухударный баттерфляй-дельфин. Согласование одного гребка руками и акта вдоха-выдоха с много ударными движениями ногами составляют многоударный баттерфляй (дельфин). Наиболее рациональным для соревновательной деятельности оказалось применение двухударного баттерфляя.
Старты и повороты. При плавании баттерфляем используются разновидности старта с тумбочки, применяемые в других способах плавания - кроль на груди и брасс. Что касается поворотов, то к ним предъявляются согласно правилам соревнований, то же требования, как и в плавании брассом: руки должны коснуться поворотного щита одновременно и располагаться параллельно линии плеч. Поэтому в плавании баттерфляем оправдано использование поворота «маятник».
« кроль на груди ».
Раздельно-целостный метод обучения плаванию
Сущность его состоит в том, что в начале осваивают отдельные элементы, а затем весь способ в целом.
Вначале осваивается движение ног, затем движение рук и после этого согласование движений рук и ног.
Обучение движению ног на суше
Наиболее распространенным упражнением является попеременное движение прямыми ногами в положении сидя на полу или на скамейке. После освоения упражнения в положении сидя переходят к изучению движений ног в положении на груди.
Обучение движению ног в воде
После того как будут освоены движения ног на суше, можно начинать работу ног в воде. Первые движения ногами необходимо выполнять, держась руками за какую-нибудь неподвижную опору. С самого начала ведущему занятие надо следить, чтобы у занимающихся не появлялось чрезмерного сгибания ног в коленях. Затем выполняется упражнение в согласовании с дыханием . Теперь следует переходить к изучению движений ног в безопорном положении. Затем это же упражнение необходимо провести на задержанном вдохе. Упражнение на задержанном вдохе выполняется всего 5-10 с.
Обучение движению рук на суши и в воде
Обучение движениям рук также начинается на суше. Гребок и подготовительное движение изучаются по частям: вначале имитируется вход руки в воду, затем начало гребка и его окончание, потом выход руки из воды и пронос ее над водой. Затем упражнение повторяется в согласовании с дыханием. Во время гребка рукой голова поворачивается и делается вдох. При возвращении руки в исходное положение голова поворачивается лицом вниз и выполняется выдох.
Освоив раздельное движение рук на суше, переходят к изучению их движения в воде. Обучение всегда начинается с упражнений из исходного положения стоя на дне. В воде, как правило, повторяются все имитационные упражнения, которые выполнялись на суше. Во время выполнения упражнения голова занимающегося поднята над водой. В этом исходном положении имитация гребка должна осуществляться без ускорения.
После того как будут изучены подготовительное и гребковое движения с поднятым над поверхностью воды лицом, приступают к изучению движений рук с опущенным в воду лицом. Упражнение выполняется на задержанном вдохе поэтому по продолжительности оно может быть не более 10-15 с..
Изучив движение рук, можно начинать осваивать гребки в согласовании с дыханием.
5. Изучение гребков в согласовании с движениями ног
После имитации движений рук в согласовании с дыханием приступают к изучению гребков в согласовании с движениями ног. Выполнив скольжение с руками, вытянутыми вперед, начинают движение ногами и, не поворачивая головы для вдоха, делают несколько гребковых движений вначале одной, а потом другой рукой.
Освоив движение рук на задержанном вдохе, приступают к выполнению гребкового и подготовительного движения в согласовании с дыханием.
6. Обучение раздельно-попеременному движению на суше и в воде
Освоив гребок с дыханием под одну и под другую руку, переходят к раздельно-попеременным движениям.
7. Метод шестиударного согласования рук и ног
Обучать плаванию кролем на груди всегда следует начинать с шестиударного согласования движений рук и ног. При шестиударном согласовании в период гребка каждой руки ноги выполняют четыре ударных движения, в период подготовительного - два ударных движения.
Методика обучения способу плавания « кроль на спине ».
Упражнения для изучения техники плавания способом кроль на спине
Со всеми основными элементами движений этого способа плавания занимающиеся должны быть ознакомлены в процессе изучения подготовительных упражнений в воде. Поэтому изучение способа пе требует больших усилий и времени.
Применяются следующие упражнения.
На суше . 1. Сидя на гимнастической скамейке с опорой руками сзади: имитация движений ногами, как при плавании кролем на спине.
2. Из основной стойки: имитация движений двумя руками одновременно по траектории, напоминающей «восьмерку», как при плавании на спине.
3. Имитация согласования движений рук и ног: движения руками по траектории, напоминающей «восьмерку», во время ходьбы на месте (три шага, не отрывая носков от пола на один цикл движений рук).
4. То же, но в сочетании с дыханием (на три шага вдох через рот, шесть шагов выдох через нос и рот).
В воде : 1. Лежа на спине и держась за край сливного корытца (подбородок прижат к груди, затылок находится в воде, таз -- у поверхности воды): движения ногами кролем, как при плавании на спине.
В первых попытках ученики выполняют движения почти прямыми, но расслабленными ногами. Из воды должны показываться лишь пальцы ног и вспенивать у поверхности воду. При последующих попытках ноги следует больше сгибать в коленных суставах, стопы во время их движения вверх несколько поворачивать внутрь.
2. То же, но с поддержкой партнера. Партнер стоит сзади и поддерживает пловца ладонями под затылок.
3. Движения ногами кролем, как при плавании на спине, руки У бедер.
4. То же, но в согласовании с ритмичным дыханием.
5. Стоя на дне, движения руками по траектории, напоминающей «восьмерку».
6. Ученики становятся лицом к стенке бассейна на расстоянии 1--2 шагов от нее, руки вниз и несколько наружу, ладони развернуты большими пальцами наружу. Одновременные, а затем и попеременные гребковые движения ладонями и предплечьями: ладонь отталкивает воду к стене и одновременно поворачивается вместе с предплечьем внутрь-назад. Движение выполняется с ускорением и захлестом кистью в момент, когда ладонь поворачивается от стенки к бедру.
7. То же, что упражнения 5 и 6, но в скольжении на спине.
8. То же, но в согласовании с ритмичным дыханием.
9. Согласование движений рук и ног в ходьбе на месте по дну бассейна.
10. То же, но в скольжении на спине (дыхание произвольное).
11. Согласование движений рук и ног с ритмичным дыханием.
12. Проплывание коротких отрезков с полной координацией движений, постепенно увеличивая их длину.
Методика обучения способу плавания « брас ».
Упражнения для изучения техники плавания способом брасс
Упражнения для изучения движений ногами
На суше. Сидя на краю скамейки с опорой руками сзади: имитация движений ногами брассом. Обращается внимание на плавное сгибание ног, быстрый разворот стоп носками в стороны, энергичное разгибание и сведение ног. Первые повторения выполняются медленно, с остановками в конце сгибания ног, после разворота стоп и после сведения ног вместе; затем -- в рабочем темпе и ритме, с небольшой паузой после сведения ног вместе.
В воде: 1. Повторить с разведением и сведением ног при скольжении на груди.
2. Лежа на груди и держась руками за бортик: имитация движений ногами брассом.
3. То же, но лежа на спине.
4. Скольжение на груди, руки вытянуты вперед; движения ногами брассом. После каждого движения ногами -- пауза, проскользить.
5. То же, но руки у бедер.
6. Скольжение на спине, руки у бедер: движения ногами брассом.
7. Плавание с помощью движений ног брассом, руки опираются о доску.
Обратить внимание на плавное подтягивание ног (пятки у поверхности воды); хороший разворот стоп носками в стороны; энергичное, но мягкое отталкивание ногами; устойчивое положение таза во время движений ногами, хорошее продвижение после толчка.
Упражнения для изучения движений руками
На суше: 1. Стоя в полу наклоне вперед прогнувшись, лицо вперед, руки вытянуты вперед ладонями вниз: имитация движений рук, как при плавании брассом на груди. Руки разводятся в стороны примерно до угла 45° с поворотом ладоней наружу. Возвращение в исходное положение: руки сгибаются в локтевых суставах под небольшим углом и одновременно поворачиваются ладонями вниз; сведение кистей, предплечий и локтей вместе единым округлым движением так, чтобы локти оказались внизу и впереди подбородка; выведение рук вперед.
2. То же, но в согласовании с дыханием. Вдох выполняется после разведения рук в стороны, выдох -- во время выведения рук вперед и паузы в исходном положении.
В воде: 1. Стоя на дне в полу наклоне вперед прогнувшись: имитация движений рук брассом с укороченной амплитудой.
2. То же, но в согласовании с дыханием (рот все время находится на уровне поверхности воды).
3. То же, но в передвижении по дну шагом.
4. Скольжение на груди с поплавком между ногами, движения руками как при плавании брассом.
В физическом воспитании и спорте получили свое воплощение педагогические принципы, отражающие общие педагогические закономерности. Принципы, сформулированные применительно к законам обучения, называются дидактическими. Они содержат ряд универсальных методических положений, без которых невозможна рациональная методика не только в обучении двигательным действиям, но и во всех остальных аспектах педагогической деятельности. Поэтому их еще можно назвать общеметодическими принципами.
Принцип научности подразумевает применение тренером (учителем) всего комплекса научных знаний в своей профессиональной области, а именно: программно-нормативных требований, своего собственного, отечественного и зарубежного практического опыта, научно обоснованного и доказанного.
Принцип наглядности является одним из самых «древних» принципов в обучении. Он имеет большое значение не только на первых этапах учебно-тренировочного процесса. Принцип предполагает активное и комплексное использование всех органов чувств (а не только опору на зрительно воспринимаемую информацию). Неадекватно значение различных средств и методов для реализации принципа наглядности на разных этапах обучения двигательному действию. Следует оптимально сочетать непосредственную (показ упражнения) и опосредованную наглядность (демонстрация наглядных пособий, кино- и видеоматериалов, использование образного слова); избирательное (направленное воздействие на органы чувств и анализаторы) и комплексное воздействие на функции анализаторов движений. Причем необходимо добиваться воздействия на функции не только внешних (зрительной, слуховой, тактильной), но и внутренних сенсорных систем для саморегуляции движений (проприорецепторы мышц, связок, суставов, рецепторов вестибулярного аппарата).
Принцип сознательности и активности. При пассивном отношении занимающихся эффект от занятий физическими упражнениями снижается на 50% и больше. Поскольку сознательность без активности есть лишь созерцательность, а активность без сознательности – хаос и суета, то вполне логично соединение в одном принципе и сознательности, и активности. Так у детей, занимающихся плаванием, эмоциональные мотивы преобладают над познавательными, а у взрослого человека наоборот. Дети с удовольствием идут в бассейн для того, чтобы поплескаться, понырять и т. д. Задача же педагога - постепенно, учитывая мотивы занимающихся, приобщить их к несколько монотонной работе, которая присутствует в плавании. Воспитанию сознательности и активности занимающихся содействует систематическая оценка достигаемых ими успехов и поощрение педагога.
Принцип доступности означает соблюдение меры между возможностями занимающихся и объективными трудностями выполнения физических упражнений (координационной сложности, интенсивности, длительности и др.) или оптимальное сочетание задач, средств и методов физического воспитания с возможностями занимающихся. Доступность - это не легкость, а посильная трудность. Методика определения доступности складывается из определения меры индивидуальной и групповой доступности.
Принцип последовательности -постепенное (можно назвать еще принципом постепенности) или поэтапное освоение учебного материла, нового движения, способа в плавании, повышение нагрузки. Здесь также реализуется правило от простого к сложному, однако не стоит путать данный принцип с принципом доступности. Доступность не означает последовательность, т. к. выполнение множества доступных упражнений может не привести к овладению новым движением или воспитанию новых качеств. Необходима четкая и планомерная последовательность в использовании и чередовании различных подводящих, вспомогательных и специальных упражнений. При обучении плаванию несоблюдение принципа последовательности ведет к значительному искажению навыка. Характерным примером может служить человек, научившийся плавать без предварительного освоения навыка дыхания. Принцип последовательности отражен в общей схеме и этапах обучения плаванию, где существует четкая последовательность в освоении отдельных частей движения и способа плавания в целом.
Принцип прочности предполагает закрепление на достигнутом, а также повторяемость пройденного. Нельзя переходить к следующему этапу без достаточного основательного закрепления учебного материала или разучиваемых действий. Если следовать, например, принципу последовательности и доступности, то в обучении плаванию каким-либо способом можно было бы каждое новое движение (ногами, руками) и согласование этих движений провести в течение короткого промежутка времени без достаточного закрепления каждого, что привело бы к искажению навыка в целом или даже невозможности освоения. Постоянный повтор специальных упражнений имеет целью закрепление того или иного движения или одной из деталей в технике.
Принцип динамичности заключается в цикличном (поэтому принцип еще по-другому называется принципом цикличности или волнообразности) изменении заданий и нагрузок.
Невозможно постоянно повышать объем тренировок и их интенсивность. Реализация данного принципа строится на волнообразном изменении характера планируемой нагрузки в зависимости от индивидуальных особенностей спортсменов. Существующие микроциклы и макроциклы в спортивной тренировке отражают как раз реализацию данного принципа. Однако помимо этого необходимо учитывать психологическое состояние спортсмена, неожиданную болезнь и др., что в свою очередь должно сказаться на вариативном изменении процесса даже одной тренировки.
Принцип систематичности рассматривается в качестве отправных (исходных) установок, регламентирующих системное построение учебно-воспитательного процесса. Система - упорядоченная совокупность элементов, представляющая целостный процесс. Бессистемность, неупорядоченность недопустимы, они приводят к резкому снижению эффекта занятий и всего процесса обучения и воспитания. Сама методика обучения является системой использования различных методов и приемов.
Систематичность подразумевает в первую очередь регулярность занятий, преемственность учебных упражнений и заданий, их взаимосвязь. Так как подготовка ученика не может быть сведена к хаотическому повторению различных упражнений. Она представляет собой сложную систему взаимообусловленных средств и методов обучения и тренировки. В соответствии с этой системой последовательность основных упражнений должна соответствовать решению конкретных задач каждого из этапов обучения или спортивной подготовки, подбор и повторность упражнений должны отвечать закономерностям переноса двигательных навыков и физических качеств, а чередование нагрузок и отдыха - неизменному повышению функциональных возможностей организма.
Систематичность в проведении занятий и в их содержании позволяет повысить эффективность обучения и совершенствования, создает условия для планирования.
Принцип воспитывающего обучения -закономерность учебно-тренировочного процесса, где одновременно с самим обучением воспитываются морально-волевые и нравственные качества личности. Можно обучить какому-то движению, технике, но нельзя обучить силе воле, настойчивости, смелости, решительности, терпению, справедливости, потому что они воспитываются при определенных условиях в процессе самого обучения и на протяжении длительного времени.
Принцип всесторонности указывает на то, что для достижения тех или иных результатов необходимо как можно более широкое овладевание различными знаниями, умениями и навыками. Чем шире диапазон этих возможностей, тем легче добиться чего-то нового.
Принцип оздоровительной направленности. Один из самых важных принципов, относящихся к категории «не навредить». Принцип предусматривает бережное отношение к здоровью обучаемых. Основные правила любого обучения и работы – избегать переутомления, перенапряжения, делать паузы. Неспроста на производстве и в школе были апробированы и внедрены физкультминуты, гимнастики.
В сфере же физического воспитания и спорта данный принцип не только не утратил своего значения, но и повысил его значимость. Так, например нерегулярные и недозированные занятия физическим воспитанием и спортом могут только навредить здоровью, и в данном случае будет наблюдаться как нарушение принципа систематичности, так и принципа оздоровительной направленности.
Принцип связи теории с практикой должен использоваться повсеместно, так как является основной проблемой обучения в любой сфере. Невозможность применить свои теоретические знания на практике характерна для многих выпускников вузов и специалистов узко теоретического профиля. Практика также часто во многих областях опережает теорию, из-за чего некоторые явления не поддаются научному обоснованию и описанию.
Принцип коллективности в единстве с индивидуальным подходом. Принцип коллективности некоторое время был одним из ведущих принципов в педагогике, в настоящее время преобладает принцип индивидуального подхода. Однако оба они находятся во взаимосвязи и дополняют друг друга.
Принцип коллективности подразумевает насыщение тренером или учителем атмосферы межличностных отношений в группе общностью цели и поставленных задач. При реализации данного принципа тренер организует здоровую конкуренцию в противовес зависти, сплоченность и взаимовыручку. Все это имеет положительные моменты для обучения.
В тоже время какая бы однородная по составу группа ни формировалась (по половому, возрастному признаку, специальной и общей подготовке в той или иной области), все равно различия будут очевидны, и помимо обще-групповых заданий требуется индивидуальный подход к каждому, а именно: корректировка того же задания, необходимый совет и т. д.
5.2. Методы обучения и тренировки по плаванию
Методы обучения - это способы и приемы работы педагога, применение которых обеспечивает быстрое и качественное решение поставленной задачи - освоение навыка плавания. При обучении плаванию используются три основные группы методов: словесные, наглядные и практические.
5.2.1. Словесные методы в обучении плаванию
К ним относятся: описание, объяснение, рассказ, беседа, методические
указания, разбор и анализ действий, команды и распоряжения, подсчет.
Используя эти методы, педагог помогает занимающимся создать
представление об изучаемом движении, понять его форму и характер,
направленность воздействия, осмыслить и устранить допущенные ошибки.
Краткая, точная, образная и понятная речь педагога способствует
повышению эффективности занятий.
Эмоциональная окраска речи усиливает значение слов, помогая решению
учебных и воспитательных задач, отражает отношение педагога к своему
делу и к обучаемым, стимулирует активность занимающихся, уверенность в
себе, интерес к занятиям.
В связи со специфическими особенностями плавания все необходимые
объяснения, разбор и оценка действий проводятся в подготовительной и
заключительной частях урока на суше. В воде применяются только
лаконичные команды, распоряжения и подсчет, поскольку для занимающихся
ухудшаются условия слышимости, а также возрастает опасность
переохлаждения.
Описание. Используется для создания предварительного представления об
изучаемом движении. Описываются наиболее харак-
Терные его элементы без объяснения, почему надо делать именно так.
При обучении детей дошкольного и младшего школьного возраста созданию
представления о характере движения способствует проговаривание вслух
направления движения и его конечного результата. Например: «Гребем
назад - идем вперед; гребем вправо - идем влево; гребем вниз - идем
вверх» и т.д.
Объяснение. Отвечает на основной вопрос, почему надо делать именно так,
и является методом развития логического, сознательного отношения к
учебному материалу.
Пониманию сущности движения способствует подсказка педагогом тех
ощущений, которые должны возникать у занимающихся при правильном
выполнении упражнения (например, опираться ладонью или стопой о воду,
как о плотный предмет).
Рассказ. Применяется преимущественно во время игр. Если игра проводится
с детьми младшего школьного возраста, речь педагога должна быть
образной, а задания - предметными.
Беседа. Проводится в форме вопросов и ответов. Повышает
самостоятельность и активность занимающихся, помогает педагогу лучше
узнать их.
Разбор и анализ действий. Проводится после выполнения какого-либо
задания или при подведении итогов урока. Анализ и обсуждение ошибок,
допущенных при выполнении.упражнений, а также нарушений правил во время
игры нацеливают занимающихся на корректировку своих действий.
Методические указания. Акцентируют внимание занимающихся на деталях или
ключевых моментах выполняемого движения, освоение которых даст
возможность правильно выполнить упражнение в целом. Методические
указания на уроках плавания даются для предупреждения и устранения
ошибок перед выполнением каждого упражнения, во время и после его
выполнения. При этом уточняются не только отдельные элементы упражнения,
но и ощущения, которые должны возникать при этом. Так, при выполнении
скольжения на спине даются такие указания: «живот выше»; «на воде нужно
лежать, а не сидеть».
При работе с детьми младшего возраста указания даются в форме образных
выражений и сравнений, что облегчает понимание сущности выполняемого
движения. Например, при обучении выдоху в воду - «дуй на воду, как на
горячий чай», «задуй горящую свечу»; при обучении движениям руками и
ногами - «делай движения руками, как мельница», «носки ног должны быть
оттянуты, как у балерины», «делай движения ногами, как лягушка».
Команды и распоряжения. Применяются для управления группой и процессом
обучения на уроке плавания (как на суше, так и в воде).
Команды педагога определяют: начало и окончание движения; место для
принятия исходных положений при выполнении заданий; направление, темп и
продолжительность выполнения движений. Команды делятся на
предварительные и исполнительные.
На уроках плавания вместо предварительных команд даются распоряжения.
Например: «опустить лицо в воду»; «наклониться вперед, плечи и
подбородок в воду»; «сделать глубокий вдох», «положить руки на доску».
Команды и распоряжения подаются громко, четко, в повелительном тоне. На
занятиях с дошкольниками команды не применяются; с детьми младшего
школьного возраста - используются с большими ограничениями.
Подсчет. Применяется для создания необходимого ритма выполнения
движений, а также для мобилизации внимания занимающихся на отдельных
ключевых моментах техники выполняемых упражнений. Подсчет осуществляется
голосом, хлопками, односложными указаниями. Например, при изучении
движений ногами - «раз-два-три, раз-два-три» и т.д.; при освоении
выдоха в воду -короткое «вдох» и длинное «вы-ы-дох».
При необходимости акцентировать внимание на какой-то определяющей
детали упражнения подсчет ведется с определенной интонацией. Например,
при изучении движений ногами брассом применяется счет «раз-два и
три-четыре»: «раз-два» произносится спокойно, так как соответствует
медленному подтягиванию ног; «и» означает момент разведения носков в
стороны (важнейший элемент движения в брассе) и подчеркивается
интонацией; «три-четыре» произносится энергично, так как соответствует
рабочему толчку ногами.
Подсчет применяется только на начальных этапах обучения плаванию.
5.2.2.Наглядныеметоды в обучении плаванию
Использование наглядных методов помогает создать у занимающихся конкретные представления об изучаемом движении, что особенно важно при изучении спортивной техники. Просмотр движения с одновременным воспроизведением темпа его выпол нения создают представление о его форме и характере. Наряду с образным объяснением наглядное восприятие помогает занимаю-
щимся понять сущность движения, что способствует быстрому и прочному его освоению. Особенно велика роль наглядного вос приятия при обучении детей, поскольку у них сильно выраженная склонность к подражанию (особенно у младших школьников), что делает наглядность наиболее эффективной формой обучения.
К наглядным методам относятся показ изучаемого движения (или техники плавания); использование учебных наглядных посо бий; применение жестикуляции.
Показ изучаемого движения (или техники способа плавания в целом) применяется на протяжении всего курса обучения. Показ техники плавания должен проводиться только квалифицирован ным пловцом перед занятием в воде, когда группа находится на су ше. Таким образом занимающимся предоставляется возможность видеть движения пловца в разных ракурсах (сбоку, спереди и сзади), а также отчетливо слышать сопутствующие объяснения педагога. По его заданию демонстратор акцентирует внимание на наиболее существенных элементах техники, показывая их в медленном темпе, с остановкой, с максимальным расслаблением или, на оборот, с максимальным приложением усилий.
Наряду с целостным показом техники плавания применяется показ учебных вариантов с разделением движения на части. При раздельном показе выделяются главные фазы движения (например, гребка), выполняются упражнения с фиксацией амплитуды движения (например, с остановками руки в основных фазах греб ка) и т.д.
Показ учебных вариантов техники на суше проводится педагогом, а показ в воде - занимающимся, у которого лучше других получается данное упражнение. Показ осуществляется не только доначала занятий, когда группа находится на суше, но и во время ос новной части урока.
Эффективность показа во многом определяется положением педагога по отношению к группе: 1) педагог должен видеть каждо го занимающегося, что обеспечивает контроль и управление процессом обучения; 2) ученики должны видеть показ упражнения в плоскости, отражающей основную специфику движения - его форму, характер и амплитуду.
Зеркальный показ применяется только при изучении простых общеразвивающих физических упражнений.
Негативный показ преподавателя - «как не надо делать» - до пустим только при условии, если занимающиеся могут анализировать свои ошибки и способны относиться к ним критически, т.е. у них не должно создаваться впечатление, будто их передразнивают.
Учебные наглядные пособия. К ним относятся рисунки, плака ты, кинограммы. Применяются при необходимости сконцентри ровать внимание занимающихся на статических положениях и последовательной смене фаз движений. Наглядные пособия отображают такие детали техники или конкретного упражнения, которые трудно показать и объяснить (например, направление действия силы тяжести и выталкивающей силы; оптимальные углы сгиба ния рук и ног в суставах при выполнении гребковых движений; ос новные положения при выполнении ключевых упражнений техники плавания).
Видеоматериалы позволяют многократно показывать как от дельные элементы учебных вариантов техники, так и технику спортсменов высокой квалификации. Возможность показа техники в разных плоскостях, крупным планом, в замедленном темпе и с остановками на отдельных деталях движения имеет огромное ди дактическое воздействие. При обучении плаванию, где техника движений разучивается по частям, применение видеоматериалов особенно эффективно. С помощью экранного изображения зани мающиеся получают цельное представление о способе плавания, овладение которым является конечной целью обучения.
Жестикуляция. Условия работы в бассейне (повышенный шум, возникающий при выполнении упражнений и плавании в результате плеска воды, брызг и др.) затрудняют восприятие занимаю щимися команд и указаний педагога. Поэтому преподаватели, тренеры по плаванию применяют большой арсенал условных сиг налов и жестов, позволяющих им установить более тесный кон такт с группой. Условные сигналы и жесты не только могут заменить команды преподавателя (о чем необходимо предварительно договориться с обучаемыми), но и помогают уточнить технику выполнения движений, предупредить или исправить возникаю щие ошибки .
5.2.3.Практическиеметоды в обучении плаванию
Эту группу составляют методы практических упражнений, соревновательный и игровой методы.
Методы практических упражнений условно разделяют на две подгруппы:
1) преимущественно направленные на освоение техники плавания;
2) преимущественно направленные на развитие двигательных качеств.
Обе эти подгруппы тесно взаимосвязаны, так как обеспечиваюткоординацию между двигательными и функциональными системами организма спортсмена.
Практические методы первой подгруппы широко используются при обучении, когда основной задачей является освоение и совершенствование техники спортивных способов плавания. Наряду с освоением техники, достигается совершенствование двига тельных качеств, повышается уровень развития силы, выносливо сти, гибкости, координации и др. На этапах начальной тренировки ведущее положение занимают методы второй подгруппы.
Методы освоения техники плавания
Изучение техники плавания осуществляется путем многократного выполнения отдельных ее элементов, направленного на овладение способом плавания в целом, т.е. применяются два метода ра зучивания - по частям и в целом.
Метод разучивания по частям. Облегчает освоение техники пла вания, уменьшает количество допускаемых ошибок, что в целом сокращает сроки обучения и повышает его качество. Освоение отдельных элементов техники расширяет двигательный опыт, обога щая моторику занимающихся.
Основу метода разучивания по частям составляет система подво дящих упражнений, последовательное изучение которых подводит обучаемого в конечном итоге к освоению способа плавания в целом.
В процессе начального обучения плаванию применяется большое количество подводящих упражнений, которые по структуре сходны с движениями изучаемого способа плавания. Как уже говорилось, в основе разработки этих упражнений лежит «положи тельный перенос» двигательных навыков, который на данном этапе проявляется наиболее эффективно. Необходимость их исполь зования обусловлена спецификой плавания: выполнение упраж нений в непривычной среде и в непривычном горизонтальном положении тела; затрудненные условия общения педагога и группы по сравнению с условиями в других видах спорта; освоение цикли ческих движений с большой амплитудой.
Применение подводящих упражнений позволяет постепенно усложнять движение, изменяя условия его воспроизведения (сна чала на суше, потом в воде; сначала с опорой, затем без опоры), исходное положение (сначала стоя, затем лежа); динамику (снача ла на месте, потом в движении).
Большое количество подводящих упражнений делает занятия плаванием более разнообразными, а процесс обучения - более ин тересным.
На начальных этапах обучения плаванию раздельный метод психологически мотивирован, так как освоение простейших дви жений дает занимающимся уверенность в своих силах, что особен но важно на первых шагах обучения.
Метод разучивания в целом. Применяется на завершающих эта пах освоения техники, после изучения отдельных ее элементов. Сюда входит плавание в полной координации, а также плавание с помощью движений ногами и руками и с различными вариантамисочетания этих движений. Подчеркнем, что совершенствование техники плавания осуществляется только путем целостного вы полнения плавательных движений.
Вначале разучивание техники плавания в целом осуществляется в облегченных условиях: плавание поперек бассейна; проплы- вание коротких отрезков с задержкой дыхания; проплывание ко ротких отрезков кролем с дыханием через 2-3 гребка; плавание с помощью движений руками кролем с выдохами в воду и с поплав ком между ногами; другие упражнения. Затем, по мере освоениятехники, чередуют плавание в облегченных и в обычных условиях, постепенно переходя на плавание в полной координации.
Методы развития двигательных качеств
При изучении техники плавания движение в целом или его от дельные части многократно выполняются с учетом величины физи ческой нагрузки, которая регулируется путем изменения количества выполняемых упражнений на уроке, их сложности, количества по вторений, темпа выполнения, продолжительности интервалов отды ха между упражнениями, продолжительности каждого упражнения и урока в целом. Как в обучении, так и в тренировке при выполне нии упражнений применяются два основных метода - непрерывный и интервальный (повторный) (подробнее об этом см. в главе 7).
В период обучения и на начальных этапах спортивной тренировки используется интервальный (повторный) метод. Как прави ло, выполняются серии упражнений одинаковой продолжитель ности и интенсивности (темпа), соответствующие уровню физиче ской и плавательной подготовленности занимающихся.
На суше применяются комплексы общеразвивающих, специ альных и имитационных упражнений. В воде это серии упражнений, выполняемых при помощи движений ногами у бортика в че редовании с выдохами в воду; серии упражнений в скольжениях на груди и на спине с различными положениями рук и гребковыми движениями ногами и руками; чередование серий упражнений в плавании по элементам, связкам и в полной координации на от резках 10-15 м и др.
По мере освоения техники плавания, закрепления навыка со гласования дыхания с движениями руками и ногами, плавания в полной координации увеличивается длина проплываемых отрез ков и серий. На этом этапе обучения удобно чередовать плаваниепоперек и вдоль бассейна. Это позволяет освоить и закрепить ос новы техники плавания сначала в облегченных условиях - на ко ротких отрезках, а затем постепенно увеличивая длину проплываемых дистанций.
Непрерывный метод применяется после освоения техники движений, когда упражнения на суше выполняются без ошибок, а заданные дистанции проплываются без искажения техники. Непре рывное проплывание дистанций может осуществляться с равномерной скоростью, ускорениями в начале и в конце дистанции, а также с переменной скоростью (когда отдельные отрезки дистан ции одинаковой или различной длины проплываются в разном темпе).
На начальных этапах тренировки, где решаются в основном задачи освоения техники плавания, при проплывании дистанций применяется чередование плавания в полной координации и по элементам. Например, проплывание дистанции 400 м кролем на груди, где каждые 50 м чередуется плавание при помощи движений руками (с поддержкой между ногами) с плаванием в полной координации. Или 200 м брассом, где каждые 25 м чередуется пла вание при помощи движений ногами с плаванием в полной коор динации.
Для повышения эмоциональности и динамичности занятий в процессе обучения плаванию широко применяются соревновательный и игровой методы. Общим методическим правилом для их использования является обязательное предварительное разучивание движений или упражнений перед их применением в сорев новании или игре. Между этими методами существует принципиальное отличие: в игровом методе всегда есть сюжетное содержа ние, тогда как в соревновательном его нет.
Соревновательный метод. Для него характерны:
1) достижение победы в результате предельной мобилизации своих возможностей;
2) умение использовать особенности своей физической и пси хологической подготовленности в борьбе за первенство.
Все это предъявляет высокие требования к морально-волевым качествам занимающихся, содействуя воспитанию воли, настой чивости в достижении цели, самообладания уже на первых заняти ях в бассейне.
Применение соревновательного метода дает большую физическую и психологическую нагрузку, чем обычный метод многократ ных повторений.
Игровой метод. Для него характерны:
1) эмоциональность и соперничество, проявляемые в рамках правил игры;
2) вариативное применение полученных умений и навыков в изменяющихся условиях игры;
3) умение проявлять инициативу и принимать самостоятельны решения в игровых ситуациях;
4) комплексное совершенствование физических и морально волевых качеств.
Игра способствует воспитанию чувства товарищества, сознательной дисциплины, умения подчинять свои желания интересам коллектива.
Как и соревнование, игра повышает эмоциональность занятий, являясь хорошим средством переключения с однообразных, моно тонных плавательных движений. Вот почему соревновательный и иг ровой методы необходимо применять уже в самом начале обучения.
Применение дополнительных ориентиров. На первых уроках пла вания, пока новичок еще не умеет открывать глаза в воде, необходимо научить его определять положения тела и головы по отноше нию к поверхности воды и дну бассейна, для чего используются ориентиры типа верх-низ. На последующих этапах освоения с во дой необходимо определять направление движения тела вперед-назад, вправо-влево и т.д. Для этого пригодны любые предметы, ориентируясь на которые, новичок может определить, в какую сторону и сколько он проплыл (бортик бассейна, разграничительные дорожки, лестницы и др.).
При освоении упражнений (например, формы, характера и ам плитуды движения), согласования движений руками с дыханием рекомендуется ориенти, овать движения конечностей по отношению к собственному телу. Так, при плавании на спине для выполнения эффективного гребка с большой амплитудой дается указа ние грести рукой до бедра, коснуться его, после чего вынуть руку из воды; при плавании кролем для правильного согласования дви жений руками с дыханием дается указание в конце гребка дотронуться до бедра рукой, одновременно выполнив вдох.
Непосредственная помощь преподавателя. Помощь, оказывае мая педагогом во время занятий, может быть самой разнообраз ной: сопровождение выполнения упражнений подсчетом с эмоци онально окрашенной интонацией, подбадривание и т.п.
Особое место занимает непосредственная помощь педагога, когда он и обучаемый действуют совместно. Такая помощь оказывается только на суше, когда нужно уточнить детали техники или ис править допущенную ошибку при выполнении упражнения. Для этого занимающийся с помощью педагога несколько раз повторяет движение, фиксирует нужное положение тела или конечностей, имитирует движение.
Таким образом, успех обучения технике плавания определяется комплексным применением трех групп методов: словесных, на глядных и практических. В каждом конкретном случае критерием эффективности применяемых методов обучения является их соот ветствие:
1) задачам обучения и специфике учебного материала;
2) уровню подготовленности обучаемых;
3) условиям для проведения занятий;
4) квалификации и стилю работы педагога.
Контрольныевопросыизадания
1. Назовите основные группы средств обучения плаванию. Какова направленность воздействия упражнений каждой группы и какие за дачи решаются с их помощью?
2. Расскажите, какие учебные задачи решаются путем применения общеразвивающих, специальных и имитационных физических уп ражнений на занятиях плаванием.
3. Охарактеризуйте подготовительные упражнения для освоения с водой; назовите основные подгруппы этих упражнений и направлен ность их воздействия.
4.
Чем
объясняется необходимость применения учебных прыжков в
воду на занятиях плаванием и каковы требования безопасности при
их
выполнении?
5. Назовите основные группы игр, применяемых на занятиях с детьми, в зависимости от их возраста и уровня плавательной подго товленности.
6. Объясните, почему проведение игр на занятиях плаванием с детьми является обязательным требованием физического воспита ния.
7. Назовите задачи, которые решаются при помощи игр в воде, и правила их проведения.
8. Назовите основные этапы обучения плаванию и содержание ра боты преподавателя на каждом этапе.
9. Опишите обязательную последовательность освоения каждого упражнения техники плавания.
10. Ошибки, возникающие при обучении технике плавания; их пре дупреждение и исправление.
11. Охарактеризуйте основные методы, применяемые при обуче нии и тренировке пловца.
12. Охарактеризуйте практические методы, направленные на освоение спортивной техники и развитие двигательных качеств, и спе цифику их использования в плавании.
13. Расскажите об использовании целостного и раздельного мето дов изучения техники спортивного плавания на разных этапах обуче ния.
14. Расскажите о правилах применения словесных методов на занятиях плаванием.
15. Опишите правила демонстрации, показа и жестикуляции пре подавателя на занятиях плаванием.
16. Опишите интервальный и непрерывный методы развития дви гательных качеств и последовательность их применения при обуче нии технике плавания.
17. Охарактеризуйте соревновательный и игровой методы, их сходство и различия.
18. В чем заключается непосредственная помощь преподавателя и в каких случаях она необходима?
1. Спортивное плавание: Учебник для вузов физической культу ры/ Под редакцией проф. Н.Ж. Булгаковой. - М.: ФОН, 1996.
2.