Принципы обучения плаванию. О некоторых принципах обучения плаванию

Методика обучения плаванию

Плавание широко используется при оздоровлении и реабилитации после травм, при лечении заболеваний связанных с нарушением обмена веществ (Н.Ж. Булгакова, 2002). Дети, регулярно занимающиеся плаванием, заметно отличаются от сверстников, не занимающихся спортом: они выше ростом, имеют более высокие показатели ЖЕЛ, гибкости и силы, меньше подвержены простудным заболеваниям.

Необходимо отметить, что условия водной среды предъявляют к организму ряд своеобразных требований. Овладение навыками плавания невозможно без предварительного ознакомления занимающегося с новой для него водной средой и без образования у него, вследствие этого, специфических условных рефлексов (Н.Ж. Булгакова, 2002; А.Д. Котляров, 1989).

По мнению В.А. Быкова (2011) начальное обучение плаванию можно условно разделить на два этапа: первый этап - обучение навыку удержания на воде; второй - обучение передвижению в воде.

Обучение всем (четырем) способам плавания происходит одновременно, но по элементам. Продолжительность каждого этапа зависит от усвоения учебно-методического материала по спортивному плаванию. Общая продолжительность обучения составляла 3 месяца, 24 занятия по 60 минут.

На первом этапе создавалось правильное представление об изучаемых способах плавания. Спортивныеспособы при этом изучались в последовательности: кроль, дельфин, спина, брасс. На первом этапе так же происходит освоение учеников с водой, обучение горизонтальному положению в воде, осваиваются упражнения для создания опорного положения в воде. Изучаются элементы техники стартов и поворотов. Устраняются ошибки.

Второй и последующий этапы:

Изучение основных элементов техники спортивных способов плавания: в кроле и дельфине - движение руками и дыхание; на спине - движение руками; в брассе - движение руками и дыхание. Продолжают изучаться старты и повороты, устраняются ошибки.

Изучение остальных элементов техники спортивных способов плавания: кроль - движение ногами; при плавании на спине - движения ногами; в дельфине - движения туловищем и ногами; в брассе - движение ногами.

Согласование элементов техники спортивного плавания, закрепление техники стартов и поворотов в целом.

Совершенствование техники спортивного плавания.

При обучении плаванию в условиях глубокого бассейна важно не вызвать у обучаемого чувство страха и неприязни к воде. Активное использование специальных подготовительных упражнений на суше может существенно облегчить начальное обучение детей плаванию.

Программа по начальному обучению плаванию на «глубокой воде» условно предусматривает три этапа:

I этап - 1 - 12 уроки. Первые 5-6 уроков ознакомление с водой.

На бортике изучаются в основном имитационные и специальные упражнения, которые непосредственно будут выполняться на данном уроке в воде. Основные упражнения на задержке дыхания с выдохами в воду, погружения в воду, передвижения вдоль бортика с опорой руками за борт.

Разучивание способов плавания кроль на груди и на спине.

II этап - 12 - 24 уроки. Дети продолжают разучивать способы плавания кроль на груди и на спине, спад вниз с бортика, старт из воды и поворот «маятник».

На 24 уроке дети должны проплыть 25 метров изученными способами.

III - 25 - 36 уроки. Продолжается дальнейшее совершенствование навыков плавания кроль на груди и на спине, разучивание стартов и поворотов, идет ознакомление с элементами техники плавания брасс.

На 36 уроке учащиеся проплывают 50 метров. На протяжении всего времени обучения широко используются игры и развлечения на воде. (Булгакова Н.Ж., 2005; Лубова С.А., 2012). Программа 36 уроков может быть использована в любых бассейнах.

При начальном обучении плаванию 1-15 занятия, когда дети не владеют навыком самостоятельного удержания на поверхности воды все занятия проходят с использованием медицинских плавательных кругов, ласт и плавательных досок. При обучении в глубоком бассейне 16-32, когда дети уже освоили навык самостоятельного удержания тела на поверхности воды, для обучения различным компонентам спортивных способов плавания необходимо применять следующие сочетания поддерживающих на воде средств:

Для обучения и совершенствования выполнения техники работы ног в спортивных способах плавания, кроме способа брасс: плавательная доска и плавательные ласты;

Для обучения спортивным способам плавания кроль на спине, кроль на груди, дельфин: плавательные ласты.

Обучение при этом проводится в следующем порядке: 1-2 занятие ознакомление с водой; 3-10 занятие - формирование навыка удержания на поверхности воды, разучивание способов кроль на спине и кроль на груди (параллельно); 11-19 - брасс; 20-26 - дельфин; 27-32 занятие разучивание стартов и поворотов (В.Ю. Давыдов, 2003; Быков В.А., 2003).

Зернов В.И. (1998) обучение плаванию делят на три этапа:

Ознакомление со свойствами воды и представление о технике плавания;

Разучивание элементов техники и способа плавания в целом;

Совершенствование и закрепление плавательных навыков.

Первоначальный навык формируется к моменту самостоятельного проплывания обучающимися 25 метров (Зернов В.И., 1998; Герасимова Ю.С., 2009).

Зернов В.И. (2010) определяет 6 групп подготовительных упражнений:

Элементарные движения конечностями и передвижения по дну в воде,

Погружения,

Всплывания,

Лежания,

Скольжения,

Дыхание.

Булгакова Н.Ж. (2014) выделяет пять групп упражнений по освоению с водой:

Упражнения для ознакомления со специфическими свойствами воды,

Погружения под воду,

Ныряния,

Всплывание и лежание на воде,

Выдохи в воду и скольжения.

Техника спортивных способов плавания разучивается раздельно, по частям, с последующим соединением в целостный способ плавания; при этом освоение каждого элемента проводится в постепенно усложняющихся условиях. Постепенное усложнение условий подводит пловца к выполнению упражнений в горизонтальном безопорном положении тела, являющимся его рабочей позой (Н.Ж. Булгакова, 2014).

А.И. Погребной (2001) изложил содержание инновационной методики плавания, где предложил акцентировать внимание, при обучении плаванию, не на горизонтальном, а на вертикальном положении туловища, что исключает захлестывание лица водой. Данная методика основана на разучивании при обучении плаванию опорного гребка. Параллельно с изучением упражнений для удержания на воде, автор предлагает применять упражнения для освоения с водой, игры и прыжки в воду. И когда учащиеся научатся удерживаться на поверхности за счет движений руками, можно переходить к обучению спортивным и облегченным способам плавания. Дети младшего возраста быстрее и качественнее осваивают опорный гребок в положении на спине, нежели в группировке. Рекомендация автора начинать обучение детей младшего школьного возраста плаванию способом кроль на спине.

Одновременная методика обучения плаванию. Продолжительность обучения 16-18 занятий. Отличительной, особенностью, которой является то, что данная методика предусматривает увеличение времени нахождении ребенка в воде на каждом занятии, в частности, за счет сокращения длительности занятий на бортике, в спортивном зале, на спортивной площадке. Подчеркивается то, что речь идет не об уменьшении количества необходимых для обучения плаванию специальных упражнений, которые обычно проводятся на суше и сокращают время пребывания в воде, а о том, что эти упражнения могут выполняться на других занятияхфизической культурой. Кроме того сокращен период освоения с водой, за счет уменьшения числа повторений упражнений в статических положениях типа «поплавок», «медуза», лежаний на воде, скольжений без движения руками или ногами. Другая особенность этой методики отличается тем, что ребенок в первую очередь обучается тому способу, который получается у него лучше всего и на освоение которого будет потрачено меньше всего времени. Определяется этот способ при одновременном знакомстве обучающихся с элементами всех способов плавания. На основе выбранного способа легче овладеть и остальными способами. Наиболее простой способ, который усваивают большинство детей на первых занятиях - движения руками как при плавании руками брасс, ногами как при плавании кролем (с произвольным дыханием). При плавании этим облегченным способом дети быстрее овладевают умением держаться на воде и преодолевать определенные расстояния. Первое занятие посвящается проверке плавательной подготовки: каждый учащийся проплывает своим способом столько, сколько он сможет. После чего 3-5 занятий основное внимание уделяется плаванию выбранным способом. Кроме того, важно отметить, что изучение всех способов плавания начинается с освоения движений руками как основного элемента.

Пятое, девятое, двенадцатое, шестнадцатое занятия - контрольные. На этих занятиях проводится проверка овладения плавательными навыками (Т.А. Протченко, 2003).

В педагогическом процессе стоит придерживаться принятой у нас методики обучения, основанной на рациональном сочетании методов целостного и раздельного изучения учебных упражнений (Н.Ж. Булгакова, 2014).

Специалисты предлагают следующее деление учеников по уровню подготовленности (владения навыком плавания):

1-я группа - не умеют плавать, боятся воды.

2-я группа - могут погружаться под воду с головой, не боятся открывать глаза в воде, попытки передвижения по воде.

3-я группа - передвигаются по поверхности воды 10 -15 м.

4-я группа - проплывают неспортивными способами расстояние больше 25 метров.

5-я группа - дети умеющие плавать спортивными способами (Т.Н. Павлова, 2012)

- все попытки самостоятельного плавания на дальность проводятся только вдоль берега;

- нельзя входить в воду «разгоряченным», необходимо 5-7 минут «остыть» на берегу;

- если в воде возникает плохое самочувствие, нужно немедленно прекратить плавание и выйти из воды.

Купающимся запрещается:

- заплывать за знаки, ограждающие места, отведенные для купания;

- купаться там, где это запрещено, – у набережных, пристаней, причалов, переправ;

- прыгать в воду с мостов, судов, лодок и различных сооружений, не приспособленных для этого;

- подплывать к паровым, моторным, парусным судам, баржам, весельным лодкам и т.п.;

- плавать на фарватере и переплывать реки;

- подплывать и залезать на предупредительные знаки – буйки, бакены;

- загрязнять воду и берег, бросать в водоем бутылки, банки и прочий мусор;

- прыгать в воду вниз головой и нырять в местах с неизвестной глубиной

и состоянием дна (типичная травма ныряльщика – травма лица и шеи);

- пользоваться для плавания бревнами, плотами и далеко заплывать на них;

- купаться в темное время суток.

5. ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ПЛАВАНИЮ

Система начального обучения плаванию подчинена методическим закономерностям педагогического (учебно-тренировочного) процесса, которые определяются принципами, правилами и методами обучения, особенностями усвоения знаний, освоения навыков выполнения движений, учета особенностей физического развития обучающихся.

Как в обучении, так и в тренировке ставятся задачи изучения и совершенствования техники плавания и постепенного повышения уровня тренированности. Начальное обучение плаванию является первым этапом учебнотренировочного процесса.

При обучении плаванию решаются следующие задачи:

1. Овладение плаванием как жизненно необходимым навыком.

2. Укрепление здоровья, закаливание, привитие стойких гигиенических навыков.

3. Укрепление опорно-двигательного аппарата, всестороннее физическое развитие занимающихся и совершенствование таких его физических качеств, как сила, гибкость, выносливость, быстрота, ловкость.

4. Ознакомление с правилами безопасности на воде.

5.1. Принципы обучения

Учебно-тренировочный процесс в плавании осуществляется в соответствии с основнымипринципами физического воспитания: принципами воспитывающего обучения, всестороннего развития, оздоровительной направленности и прикладности.

Обучение в плавании осуществляется в соответствии с дидактическими принципами: сознательности и активности, систематичности и последовательности, доступности, наглядности, прочности.

Принцип сознательности и активности. Эффективность обучения пла-

ванию во многом определяется грамотным педагогическим руководством и сознательным и активным отношением занимающихся. В процессе обучения плаванию необходимо соблюдать ряд правил:

1. Перед группой или отдельными занимающимися необходимо поставить конкретные перспективные (отдаленные) и текущие (ближайшие) цели. Для новичков, обучающихся плаванию, перспективой является: участие в соревнованиях, выполнение разрядов и др. Ближайшей целью может служить выполнение такого упражнения как: «стрелочка» или «поплавок».

2. Важно раскрыть смысл конкретного задания. Преподаватель должен довести до сознания занимающихся не только то, что и как выполнить, но и почему это выполняется так, а не иначе.

3. Необходимо побуждать занимающихся к самооценке, самоанализу и самоконтролю действий. Для этого, желательно давать возможность занимающимся анализировать удачные и неудачные попытки выполнения упражнений; находить ошибки в технике движений; оценивать свои движения в пространстве и во времени; определять степень прилагаемых мышечных усилий.

4. Важнейшими признаками активности являются инициатива, самостоятельность, творчество. Существенную роль в проявлении активности занимающихся играют: побуждение интереса к занятиям; создание положительного эмоционального настроя; поощрение достигнутых успехов.

5. Активность на занятиях по плаванию проявляется тогда, когда уроки интересны. Это возможно при условии многообразия применяемых средств (варианты упражнений, игры, прыжки, ныряния), методов и форм организации занятий.

Принцип систематичности и последовательности. Процесс обучения должен проходить в строгом логическом порядке и взаимосвязи. Необходимо, чтобы занятия не сводились к проведению эпизодических, разрозненных мероприятий, а осуществлялись непрерывно и последовательно. В практической деятельности принцип систематичности и последовательности реализуется путем соблюдения правил обучения:

1. Занятия плаванием проводятся регулярно, через определенный промежуток времени.

2. Упражнения выполняются многократно (необходимо использовать широкий круг упражнений и применять разнообразные методические приемы).

3. Необходимо осуществлять преемственность в содержании (от занятия к занятию, от этапа к этапу).

4. Принцип последовательности наиболее полно раскрывает три методических правила: от простого к сложному; от легкого к трудному; от известного к неизвестному.

Принцип доступности. Тесно связан с принципом последовательности (от простого к сложному, от легкого к трудному, от известного к неизвестному). Этот принцип предполагает необходимость соблюдения посильной меры трудностей в процессе обучения в соответствии с возможностями занимающихся, учитывая особенности, пол, состояние здоровья, уровень подготовленности, индивидуальные различия в проявлении физических и психических способностей. Для реализации правил доступного обучения необходимо:

1. Соответствие заданий возрасту и подготовленности занимающихся.

2. Опора на возможности занимающихся, их жизненный опыт, интересы, особенности развития.

3. Соответствие содержания и способов обучения уровню развития занимающихся.

4. Учитывать индивидуальную обучаемость занимающихся.

5. Находить оптимальный темп обучения (с учетом слабых и сильных занимающихся). Процесс обучения должен быть насыщенным и напряженным.

6. Четко, образно излагать материал.

7. Развивать работоспособность занимающихся.

Принцип наглядности. В физическом воспитании понятие «наглядность» обозначает необходимость использования в процессе обучения движениям не только зрительных, но и слуховых, и мышечных ощущений. Принцип наглядности предполагает формирование у занимающихся более полного и точного образа, касающегося техники движений. Реализуя принцип наглядности необходимо помнить, что:

1. Запоминание происходит быстрее, если движение проговаривается и, одновременно, демонстрируется.

2. Чем больше конкретных образов, тем лучше происходит освоение дви-

3. Все, что только можно, надо представлять для восприятия чувствами (зрение, слух и др).

4. Наглядность – средство обучения, направленное на развитие мышления, а не на достижение цели.

5. Наглядность способствует образованию отчетливых и правильных представлений о движении.

6. Необходимо учитывать опыт занимающихся. В занятиях воспитывается внимание, мышление, наблюдательность, творчество и интерес к обучению.

7. Особую значимость данный принцип приобретает при обучении детей младшего школьного возраста.

Принцип прочности. Этот принцип тесно связан с обеспечением у занимающихся прочного усвоения знаний, которое зависит от объективных (содержание, структура материала) и субъективных факторов (отношение занимающихся к обучению, преподавателю). Прочность усвоения знаний обусловлена организацией и использованием различных методов обучения. Чем интереснее

материал, тем он прочнее усваивается, закрепляется и сохраняется. В процессе обучения необходимо учитывать следующее:

1. Мышление главенствует над памятью.

2. Запоминать материал надо правильно, хорошо осмысляя выученное.

3. Легче запомнить небольшой материал.

4. Время и частота проведения занятий должны быть согласованы с психологическими закономерностями памяти.

5. Необходимо заинтересовывать занимающихся, «подогревать» их интерес.

6. Надо учитывать возможности занимающихся.

7. Новый материал давать только на фоне интереса и положительного отношения к заданиям.

8. Учебный материал давать в логической последовательности.

9. Осуществлять дифференцированный подход к занимающимся.

10. Для прочного усвоения материала использовать эмоциональное изложение, наглядные пособия, игры.

11. Четче указывать требования к действию и то, какие должны быть получены результаты.

5.2. Методы обучения и преподавания

Методы обучения – это такие способы и приемы работы педагога, применение которых обеспечивает быстрое и качественное решение поставленной задачи – освоение навыка плавания. При обучении пользуются тремя основны-

ми группами методов: словесными, наглядными и практическими.

Словесные методы. Используя данную группу методов, педагог помогает ученикам создать представление об изучаемом движении, понять его форму, содержание, направленность воздействия, осмыслить и устранить ошибки. Краткая, точная, образная и понятная речь педагога повышает эффективность применения этих методов.

Эмоциональная окраска речи усиливает значение слов, помогая решению учебных и воспитательных задач, показывает отношение педагога к делу, ученикам, стимулирует их активность, уверенность, интерес.

Описание используется для создания предварительного представления об изучаемом движении.

Объяснение отвечает на основной вопрос, почему надо делать так, и является методом развития логического, сознательного отношения к учебному материалу.

Рассказ применяется, преимущественно, при организации игр.

Беседа в форме вопросов и ответов повышает самостоятельность и активность учеников, помогает педагогу лучше узнать их.

Разбор игры или подведение итогов урока проводится после выполнения какого-либо задания. Анализируются и обсуждаются допускаемые ошибки при выполнении упражнений.

Указание чаще всего носит методический характер, акцентируя внимание на деталях или ключевых моментах выполняемого движения, освоение которых

дает возможность выполнить упражнение в целом. Методические указания на уроках плавания даются для предупреждения и устранения ошибок перед выполнением каждого упражнения, во время и после него.

Команды и распоряжения применяются для управления группой и процессом обучения. Команды определяют начало и окончание движения, место, направление, темп и продолжительность выполнения учебных заданий. Команды делятся на предварительные и исполнительные. На уроках плавания вместо предварительных команд пользуются распоряжениями. Например: «опустить лицо в воду», «сделать глубокий вдох», «положить руки на доску».

Подсчет применяется для создания необходимого темпа и ритма выполнения движений, а также для мобилизации внимания на отдельных ключевых моментах техники выполняемых упражнений. Подсчет в плавании применяется только на начальных этапах обучения.

Использование наглядных методов помогает создать у занимающихся представление об изучаемом движении, что особенно важно при обучении спортивной технике плавания. Наряду с «образным» объяснением, наглядное восприятие помогает понять сущность движения, что способствует быстрому и прочному его освоению.

Показ изучаемого движения или техники способа плавания применяется на протяжении всего курса обучения плаванию. Показ должен проводиться только квалифицированным пловцом. С тем, чтобы подчеркнуть наиболее существенные детали техники, можно показать их в медленном темпе, с остановкой, с максимальным расслаблением или, наоборот, с максимальным приложением усилий.

Зеркальный показ применяется только при изучении простых общеразвивающих физических упражнений.

Негативный показ преподавателя «как не надо делать» допустим только при условии, если ученики могут анализировать свои ошибки и способны к ним относиться критически.

Учебные и наглядные пособия – рисунки, плакаты – применяются при необходимости отобразить такие детали техники или упражнения, которые трудно показать или объяснить.

Жестикуляция значительно повышает эффективность обучения плаванию. Условия работы в бассейне – повышенный шум, возникающий при плавании и выполнении упражнений. В результате плеска воды и брызг затрудняется восприятие команд и указаний педагога. Поэтому преподавателями применяется большой арсенал условных сигналов и жестов, позволяющих уточнять технику и исправлять возникающие ошибки.

Практические методы включают в себя: метод упражнений, соревновательный и игровой. Применяются эти методы для развития практических умений и навыков при обучении плаванию.

Метод упражнений. Этот метод характеризуется многократным выполнением движения в целом и по частям, с учетом величины физической нагрузки.

Разучивание «по частям» облегчает освоение техники плавания, уменьшает количество допускаемых ошибок, что в целом сокращает сроки обучения

Надзор осуществляется санитарно-эпидемиологической службой совместно с врачебно-физкультурными диспансерами или другими медицинскими учреждениями, обслуживающими данное место занятий плаванием. Санитарный надзор складывается из предупредительного и текущего.

Предупредительный надзор служит предотвращению различных санитарных нарушений. Текущий санитарный надзор за местами занятий плаванием осуществляется территориальными санитарно-эпидемиологическими станциями. Ответственность за соблюдение гигиенических норм и требований несут администрации бассейнов или их юридические владельцы. Они организуют в бассейнах работу медицинских кабинетов, а на естественных водоемах - дежурство врачей или специально подготовленных медицинских сестер.

Текущий санитарный надзор осуществляет контроль за состоянием очистных сооружений и качеством воды, температурой воды и воздуха, относительной влажностью воздуха, проведением генеральной и текущей уборок, освещением, пропуском в бассейн и санитарной обработкой занимающихся, соблюдением мер безопасности при занятиях на суше и в воде.

На одного занимающегося должно приходиться не менее 5 м 2 поверхности воды

К загрязнению воды также приводит нарушение правил пропуска в бассейн и предварительной санитарной обработки посетителей, поэтому у входа в бассейн и раздевалку на видном месте должны вывешиваться правила внутреннего распорядка, в том числе и санитарного режима: к занятиям допускаются лица, прошедшие медицинский осмотр и не имеющие по свидетельству врача противопоказаний к занятиям плаванием (врачебные осмотры проводятся не реже 1 раза в 3 месяца); в воду допускаются только те посетители, которые тщательно вымыли под душем горячей водой с мылом и губкой все тело; находиться в воде разрешается только в специальном костюме, плавках, купальниках и шапочках;

Администрация бассейна для профилактики инфекционных заболеваний обязана проводить генеральную, суточную и текущую уборку всех помещений.

    Техническое оснащение бассейнов.

Помещения бассейнов должны размещаться в отдельно стоящих или встроенных (пристроенных) зданиях, за исключением жилых зданий.

В состав помещений бассейна входят:

зал с ванной;

зал для разминки с кладовой для спортивного инвентаря;

комната медицинского работника;

комната тренера с туалетом и душем;

вестибюль с гардеробом;

узел управления и технические помещения.

Устройство зала бассейна с ванной должно соответствовать следующим требованиям:

по периметру ванны предусматриваются подогреваемые обходные дорожки;

вдоль обходных дорожек устанавливаются скамейки для отдыха лиц, занимающихся в бассейне, выполненные из влагостойких материалов;

со стороны выхода из душевых обходные дорожки должны иметь уклон в направлении сливных канализационных трапов;

по периметру заглубленной ванны предусматривается борт;

лестницы для выхода из воды ванны располагаются в нишах, не выступающих из плоскости стен ванны.

Размеры ванн бассейнов должны обеспечивать выполнение следующих требований к площади зеркала воды на одного человека, занимающегося в бассейне:

для взрослых составлять не менее 5 кв.м;

для детей - не менее 4 кв.м.

Раздевальные:

оборудуются индивидуальными закрывающимися на замок одно- или двухъярусными шкафами для хранения одежды лиц, занимающихся в бассейне, и скамейками для сидения;

размещаются на одной отметке пола с обходными дорожками и сообщаются с ними только через душевые.

Вход лиц, занимающихся в бассейне, в раздевальные осуществляется в сменной обуви.

Обходные дорожки, стенки и дно ванны бассейна выполняются из водонепроницаемых материалов, внутренняя поверхность конструкций залов ванн - из влагостойких материалов.

Материалы покрытия обходных дорожек, дна ванны бассейна должны:

предусматривать возможность их очистки и дезинфекции;

быть устойчивыми к воздействию применяемых химических реагентов и средств дезинфекции.

Душевые бассейна:

устраиваются из расчета 1 душевая сетка на 4 места;

оборудуются кабинами с перегородками из влагостойких материалов, индивидуальными смесителями с подводкой холодной и горячей воды, полочками для моющих средств и мочалок.

Все оборудование, приборы и инвентарь бассейнов должны соответствовать ТНПА и эксплуатироваться с соблюдением их требований. Вышедшее из строя оборудование, приборы, инвентарь подлежит ремонту или замене.

Приборы для сушки волос (фены) устанавливаются:

в холлах, вестибюлях, раздевальных или других смежных с ними помещениях бассейна;

из расчета 1 прибор на 10 мест - для женщин и 1 прибор на 20 мест - для мужчин в смену.

Оборудование (устройство) для очистки, обеззараживания и распределения воды располагается в здании бассейна или отдельно стоящем от него здании. Озонаторная установка должна иметь дегазатор для нейтрализации непрореагировавшего озона

    Анализ технике плавания « кроль на груди ».

Кроль на груди (вольный стиль) Одним из самых скоростных способов плавания является кроль на груди. Поэтому на соревнованиях в заплывах вольным стилем пловцы стремятся плыть кролем на груди. Соревнования проводятся на дистанциях 50, 100, 200, 400 м для мужчин и женщин, на 800 м - для женщин и 1500 м - для мужчин, также в эстафетном плавании 4 х 100 м и 4 х 200 м и на последнем этапе комбинированной эстафеты 4 х 100 м. Плавание «кроль на груди» представлено и на последних отрезках комплексного плавания 100, 200,400, а также при сдаче установленных нормативов. Внешне кроль на груди отличается поочередными гребковыми движениями рук спереди - назад с проносом над водой и попеременными движениями ног вверх-вниз. Положение тела: тело занимает горизонтальное положение, голова опущена в воду, глаза открыты, взгляд направлен вперед-вниз. При плавании туловище поворачивается вдоль продольной оси тела до 30° и более, сопровождая рабочую и подготовительную часть гребка руками. Угол атаки 3-5°. Движение ногами: попеременные, встречные вверх - подготовительное движение, вниз-хлыстообразное, стопой от бедра - рабочее. Движение ног обеспечивают горизонтальное положение тела и создают определенное тяговое усилие, способствующие продвижению в воде.

Гребок руками: основное тяговое усилие создают поочередные, попеременные гребки руками в направлении спереди - назад по криволинейной траектории как вдоль продольной оси тела, так и в различных плоскостях. Различают подготовительную и основную часть гребка. Подготовительная часть гребка состоит из трех подфаз: выход руки из воды, локтем вверх, пронос над водой, вход в воду (большим и указательным пальцами на глубину 20-30 см).

Рабочая часть также состоит из трех подфаз: захват воды, подтягивание и отталкивание (основная часть гребка). Во время гребка кисть обгоняет локоть, угол между плечом и предплечьем 90°-110°.

Дыхание: осуществляется в тесном контактах с движением рук. Как правило, пловец в конце гребка рукой поворачивает голову в сторону и через рот производит энергичный вдох, во время проноса руки над водой поворачивает голову лицом вниз осуществляет выдох через рот и нос. На один цикл движений руками приходится один вдох и один выдох.

Координация движения: при плавании кролем на груди различают согласование шести ударов ногами с двумя гребками руками - 6-тиударный кроль, 4-х ударный кроль, двух ударов ногами с двумя гребками руками - 2-х ударный кроль. Применение указанных сочетаний обусловлено как индивидуальными особенностями пловцов, так и решением поставленных задач на коротких, средних и длинных дистанциях.

    Анализ технике плавания « кроль на спине ».

Кроль на спине:

Способом плавания «кроль на спине» предусмотрено на соревнованиях проплывание дистанций: 50, 100 и 200 м, а также второго отрезка в комплексном плавании на дистанциях 100, 200 и 400 м и первого этапа в комбинированной эстафете 4х100 м. Внешне способ плавания кроль на спине отличается попеременными встречными движениями ног снизу-вверх и сверху-вниз в положении лежа на спине с поочередными, попеременными гребками рук под водой из-за головы до бедер с последующим проносом их над водой.

Положение тела. Пловец должен постоянно находиться в положении на спине, приняв наиболее обтекаемое горизонтальное положение с вытянутыми ногами и отведенными назад назад за голову руками (угол атаки 6-8°). В результате гребковых движений рук плечевой пояс поворачивается вдоль продольной оси тела вверх и вниз для осуществления гребка одной в воде и проноса другой по воздуху. Голова затылком лежит на воде, шея расслаблена (мочки ушей в воде).

Движение ногами. Различают подготовительную фазу в движении ногой - сверху-вниз и рабочую снизу-вверх с хлыстообразным движением бедра, голени и стопы для поддержания тела в горизонтальном положении для создания продвигающихся сил.

Гребок руками. Является основным продвигающим звеном, гребки руками совершают поочередные, попеременные захваты воды с поиском опоры и дальнейшим подтягиванием - отталкиванием по криволинейной траектории вдоль продольной оси тела. После окончания гребка происходит выход руки из воды, пронос ее по воздуху с последующим входом в воду. Этим завершается один гребковый цикл руки (захват глубина 25-30 см).

Дыхание. В плавании кролем на спине дыхание в значительной степени облегчено, так как лицо постоянно находится на поверхности воды и не погружается в воду за исключением поворотов. Вдох осуществляется через рот в момент проноса одной из рук, а выдох - через рот и нос одновременно для удаления частиц воды с лица пловца в момент гребка рукой при подтягивании с отталкиванием и завершается при выдохе, руки из воды.

Координация движений. Наибольшее признание у пловцов получило согласование шести движений ногами с двумя гребками рук - шестиударный кроль на спине. Менее распространены среди пловцов четырехударный, а тем более двухударный его варианты из-за того, что создаются трудности с поддержанием тела в горизонтальном положении и необходимостью участия движения ног в продвижении пловца.

Старты и повороты.

Старт при плавании на спине в отличие от других способов выполняется из воды. После предварительной команды «занять свои места» или соответствующего сигнала пловец опускается в воду, захватывает сверху поручни стартовой тумбочки прямыми руками на ширине плеч, сгибая ноги, надежно упирается передней частью стопы о бортик бассейна ниже уровня воды.

После команды на старт пловец подтягивается к поручням, сгибая руки в локтях, занимает неподвижное положение и сразу по команде «Марш!» совершает взмах руками и толчок двумя ногами от бортика. Это позволяет сделать небольшой полет низко над водой, войти в воду и после небольшого скольжения под водой - до 15 м - начать плавательные движения.

Поворот при плавании кролем на спине должны обеспечить непрерывность плавания и различаются как закрытые и открытые. Основными условиями последних правил соревнований при повороте является то положение, что до касания поворотного щита разрешается переворачиваться из положения на спине, а также совершать только вращательные движения. Кроме того, касаться поворотного щита можно любой частью тела, не обязательно рукой.

    Анализ технике плавания « брас ».

Брасс: Способ плавания брасс, представлен на соревнованиях дистанциями 50, 100, 200 м, а также в комбинированный эстафете на втором этапе и в комплексном плавании на 3-м этапе. Особенно значим этот способ в прикладном плавании: обеспечивает обзор и ориентацию на воде, используется при транспортировке различных предметов, при оказании помощи на воде, способствует длительному нахождению человека на плаву и т.д. Плавание брассом отличается одновременными симметричными движениями как ногами, так и руками с небольшими паузами при их чередовании - классический брасс, так и почти их полным отсутствием - скоростной брасс.

Положение тела. Пловец находится в горизонтальном положении. Голова опущена в воду, глаза открыты, взгляд направлен вниз-вперед. При захвате воды руками положение тела наиболее обтекаемая, а при совершении вдоха (голова поднята) - менее обтекаемое

Движение ногами. Различают подготовительную фазу - плавное подтягивание ступней ног к ягодицам с разворотом стоп носками в стороны и рабочую фазу - отталкивание бедра, голени и стопы в слитном движении выполняется с большим усилием и носит взрывной характер по направлению назад-внутрь. После завершения толчка ногами следует небольшая пауза - ноги расслабляются.

Гребок руками. При гребке руками различают: захват воды - после нахождение опоры кистями рук, основная часть гребка - при сгибании рук в локтевых суставах и опорного движения кистей рук назад-вниз-внутрь с высоко поднятыми локтями, выведение рук вперед - после сближения кистей и локтей - руки, выпрямляясь, выводятся вперед для придания телу обтекаемого положения.

Дыхание. В плавании брассом дыхание строго подчинено движениям рук. При захвате воды в основной части гребка пловец производит выдох через рот и нос одновременно, что позволяет к моменту окончания гребка руками его завершить, а в момент проноса рук совершить энергичный вдох через рот, приподняв плечи и голову из воды. Это относится к разновидности брасса - его скоростного варианта. Более ранний вдох, производимый пловцом в момент начала гребка руками, характерен для варианта классического брасса.

Согласование движений рук и ног и дыхания. Из и.п., в котором руки и ноги выпрямлены и почти соединены, захват и подтягивание выполняют руки, а ноги остаются выпрямленными и расслабленными. Затем, когда руки заканчивают подтягивание, ноги начинают под-ные движения (подтягивание к тазу). Далее руки выполняют отталкивание и вступают в фазу выведения, а ноги продолжают подтягивание (в этот момент вдох). Когда локти находятся на уровне подбородка, ноги заканчивают сгибание в коленных и тазобедренных суставах и разворачивают стопы наружу. Далее руки вытягиваются вперед, а ноги начинают рабочее движение отталкивание. Цикл заканчивается, когда прямые руки скользят впереди, а прямые, но не напряженные ноги поднимаются к поверхности воды.

    Анализ технике плавания « дельфин ».

Баттерфляй: Способу плавания баттерфляй отведены в соревнованиях дистанции 50, 100 и 200 м. Он также используется в комбинированной эстафете 4 х 100 м третьем этапе, на первых отрезках дистанции 100, 200 и 400 м в комплексном плавании. Внешне способ плавания баттерфляй отличается с одновременными симметричными движениями как ног сверху-вниз, наподобие дельфиньего хвоста, так и гребком руками под водой вдоль продольной оси тела по криволинейной траектории с последующим проносом их над водой.

Положение тела. При плавании баттерфляем туловище пловца совершает ритмичные, волнообразные движения вверх-вниз, что способствует активной работе ног и особенно рук. Горизонтальное положение пловца постоянно нарушается, происходит опускание и последующий подъем таза, передней и задней частей тела. Г олова расположена между руками лицом вниз, ноги вытянуты, носки ног оттянуты.

Движение ногами. Движение ногами тесно связано с волнообразным движением туловища. Различают подготовительную фазу - при поднимании ног вверх и основную рабочую - при захлестывающем от таза и бедра ударе стопы с голенью - вниз. Ступни ног несколько повернуты внутрь, а пятки наружу.

Движение руками. В плавании баттерфляем гребковые движения руками создают основное тяговое усилие в продвижении пловца на воде. Различают фазу захвата воды кистями рук с поиском опоры, которая затем переходит основную часть гребка кистями рук по криволинейной траектории вдоль продольной оси тела спереди-назад. В завершающей части гребка кисти рук приближаются к тазу, бедрам, выходят из воды с последующим проносом - полетом над водой вперед.

Дыхание. Дыхательные процессы тесно связаны с рабочими и под-ми движениями рук и ног при плавании баттерфляем. Выдох начинает осуществляться через рот и нос одновременно с опусканием головы в воду в момент захвата кистями рук воды. Он усиливается при основной части гребка и завершается к моменту выхода рук и воды. Далее вместе с проносом -полетом рук над водой голова приподнимается, совершается энергичный вдох через рот. Дыхательный цикл на этом замыкается - лицо опускается в в воду.

Координация движений. Существуют различные варианты согласования движений при плавании баттерфляем. Так например, удар ногами с гребком руками и актом вдоха-выдоха - одноударный баттерфляй. Согласование двух ударов ногами с двумя гребками руками и одним актом вдоха-выдоха образовали двухударный баттерфляй-дельфин. Согласование одного гребка руками и акта вдоха-выдоха с много ударными движениями ногами составляют многоударный баттерфляй (дельфин). Наиболее рациональным для соревновательной деятельности оказалось применение двухударного баттерфляя.

Старты и повороты. При плавании баттерфляем используются разновидности старта с тумбочки, применяемые в других способах плавания - кроль на груди и брасс. Что касается поворотов, то к ним предъявляются согласно правилам соревнований, то же требования, как и в плавании брассом: руки должны коснуться поворотного щита одновременно и располагаться параллельно линии плеч. Поэтому в плавании баттерфляем оправдано использование поворота «маятник».

    « кроль на груди ».

    Раздельно-целостный метод обучения плаванию

Сущность его состоит в том, что в начале осваивают отдельные элементы, а затем весь способ в целом.

Вначале осваивается движение ног, затем движение рук и после этого согласование движений рук и ног.

    Обучение движению ног на суше

Наиболее распространенным упражнением является попеременное движение прямыми ногами в положении сидя на полу или на скамейке. После освоения упражнения в положении сидя переходят к изучению движений ног в положении на груди.

    Обучение движению ног в воде

После того как будут освоены движения ног на суше, можно начинать работу ног в воде. Первые движения ногами необходимо выполнять, держась руками за какую-нибудь неподвижную опору. С самого начала ведущему занятие надо следить, чтобы у занимающихся не появлялось чрезмерного сгибания ног в коленях. Затем выполняется упражнение в согласовании с дыханием . Теперь следует переходить к изучению движений ног в безопорном положении. Затем это же упражнение необходимо провести на задержанном вдохе. Упражнение на задержанном вдохе выполняется всего 5-10 с.

    Обучение движению рук на суши и в воде

Обучение движениям рук также начинается на суше. Гребок и подготовительное движение изучаются по частям: вначале имитируется вход руки в воду, затем начало гребка и его окончание, потом выход руки из воды и пронос ее над водой. Затем упражнение повторяется в согласовании с дыханием. Во время гребка рукой голова поворачивается и делается вдох. При возвращении руки в исходное положение голова поворачивается лицом вниз и выполняется выдох.

Освоив раздельное движение рук на суше, переходят к изучению их движения в воде. Обучение всегда начинается с упражнений из исходного положения стоя на дне. В воде, как правило, повторяются все имитационные упражнения, которые выполнялись на суше. Во время выполнения упражнения голова занимающегося поднята над водой. В этом исходном положении имитация гребка должна осуществляться без ускорения.

После того как будут изучены подготовительное и гребковое движения с поднятым над поверхностью воды лицом, приступают к изучению движений рук с опущенным в воду лицом. Упражнение выполняется на задержанном вдохе поэтому по продолжительности оно может быть не более 10-15 с..

Изучив движение рук, можно начинать осваивать гребки в согласовании с дыханием.

5. Изучение гребков в согласовании с движениями ног

После имитации движений рук в согласовании с дыханием приступают к изучению гребков в согласовании с движениями ног. Выполнив скольжение с руками, вытянутыми вперед, начинают движение ногами и, не поворачивая головы для вдоха, делают несколько гребковых движений вначале одной, а потом другой рукой.

Освоив движение рук на задержанном вдохе, приступают к выполнению гребкового и подготовительного движения в согласовании с дыханием.

6. Обучение раздельно-попеременному движению на суше и в воде

Освоив гребок с дыханием под одну и под другую руку, переходят к раздельно-попеременным движениям.

7. Метод шестиударного согласования рук и ног

Обучать плаванию кролем на груди всегда следует начинать с шестиударного согласования движений рук и ног. При шестиударном согласовании в период гребка каждой руки ноги выполняют четыре ударных движения, в период подготовительного - два ударных движения.

    Методика обучения способу плавания « кроль на спине ».

Упражнения для изучения техники плавания способом кроль на спине

Со всеми основными элементами движений этого способа плавания занимающиеся должны быть ознакомлены в процессе изучения подготовительных упражнений в воде. Поэтому изучение способа пе требует больших усилий и времени.

Применяются следующие упражнения.

На суше . 1. Сидя на гимнастической скамейке с опорой руками сзади: имитация движений ногами, как при плавании кролем на спине.

2. Из основной стойки: имитация движений двумя руками одновременно по траектории, напоминающей «восьмерку», как при плавании на спине.

3. Имитация согласования движений рук и ног: движения руками по траектории, напоминающей «восьмерку», во время ходьбы на месте (три шага, не отрывая носков от пола на один цикл движений рук).

4. То же, но в сочетании с дыханием (на три шага вдох через рот, шесть шагов выдох через нос и рот).

В воде : 1. Лежа на спине и держась за край сливного корытца (подбородок прижат к груди, затылок находится в воде, таз -- у поверхности воды): движения ногами кролем, как при плавании на спине.

В первых попытках ученики выполняют движения почти прямыми, но расслабленными ногами. Из воды должны показываться лишь пальцы ног и вспенивать у поверхности воду. При последующих попытках ноги следует больше сгибать в коленных суставах, стопы во время их движения вверх несколько поворачивать внутрь.

2. То же, но с поддержкой партнера. Партнер стоит сзади и поддерживает пловца ладонями под затылок.

3. Движения ногами кролем, как при плавании на спине, руки У бедер.

4. То же, но в согласовании с ритмичным дыханием.

5. Стоя на дне, движения руками по траектории, напоминающей «восьмерку».

6. Ученики становятся лицом к стенке бассейна на расстоянии 1--2 шагов от нее, руки вниз и несколько наружу, ладони развернуты большими пальцами наружу. Одновременные, а затем и попеременные гребковые движения ладонями и предплечьями: ладонь отталкивает воду к стене и одновременно поворачивается вместе с предплечьем внутрь-назад. Движение выполняется с ускорением и захлестом кистью в момент, когда ладонь поворачивается от стенки к бедру.

7. То же, что упражнения 5 и 6, но в скольжении на спине.

8. То же, но в согласовании с ритмичным дыханием.

9. Согласование движений рук и ног в ходьбе на месте по дну бассейна.

10. То же, но в скольжении на спине (дыхание произвольное).

11. Согласование движений рук и ног с ритмичным дыханием.

12. Проплывание коротких отрезков с полной координацией движений, постепенно увеличивая их длину.

    Методика обучения способу плавания « брас ».

Упражнения для изучения техники плавания способом брасс

Упражнения для изучения движений ногами

На суше. Сидя на краю скамейки с опорой руками сзади: имитация движений ногами брассом. Обращается внимание на плавное сгибание ног, быстрый разворот стоп носками в стороны, энергичное разгибание и сведение ног. Первые повторения выполняются медленно, с остановками в конце сгибания ног, после разворота стоп и после сведения ног вместе; затем -- в рабочем темпе и ритме, с небольшой паузой после сведения ног вместе.

В воде: 1. Повторить с разведением и сведением ног при скольжении на груди.

2. Лежа на груди и держась руками за бортик: имитация движений ногами брассом.

3. То же, но лежа на спине.

4. Скольжение на груди, руки вытянуты вперед; движения ногами брассом. После каждого движения ногами -- пауза, проскользить.

5. То же, но руки у бедер.

6. Скольжение на спине, руки у бедер: движения ногами брассом.

7. Плавание с помощью движений ног брассом, руки опираются о доску.

Обратить внимание на плавное подтягивание ног (пятки у поверхности воды); хороший разворот стоп носками в стороны; энергичное, но мягкое отталкивание ногами; устойчивое положение таза во время движений ногами, хорошее продвижение после толчка.

Упражнения для изучения движений руками

На суше: 1. Стоя в полу наклоне вперед прогнувшись, лицо вперед, руки вытянуты вперед ладонями вниз: имитация движений рук, как при плавании брассом на груди. Руки разводятся в стороны примерно до угла 45° с поворотом ладоней наружу. Возвращение в исходное положение: руки сгибаются в локтевых суставах под небольшим углом и одновременно поворачиваются ладонями вниз; сведение кистей, предплечий и локтей вместе единым округлым движением так, чтобы локти оказались внизу и впереди подбородка; выведение рук вперед.

2. То же, но в согласовании с дыханием. Вдох выполняется после разведения рук в стороны, выдох -- во время выведения рук вперед и паузы в исходном положении.

В воде: 1. Стоя на дне в полу наклоне вперед прогнувшись: имитация движений рук брассом с укороченной амплитудой.

2. То же, но в согласовании с дыханием (рот все время находится на уровне поверхности воды).

3. То же, но в передвижении по дну шагом.

4. Скольжение на груди с поплавком между ногами, движения руками как при плавании брассом.

В физическом воспитании и спорте получили свое воплощение педагогические принципы, отражающие общие педагогические закономерности. Принципы, сформулированные применительно к законам обучения, называются дидактическими. Они содержат ряд универсальных методических положений, без которых невозможна рациональная методика не только в обучении двигательным действиям, но и во всех остальных аспектах педагогической деятельности. Поэтому их еще можно назвать общеметодическими принципами.

Принцип научности подразумевает применение тренером (учителем) всего комплекса научных знаний в своей профессиональной области, а именно: программно-нормативных требований, своего собственного, отечественного и зарубежного практического опыта, научно обоснованного и доказанного.

Принцип наглядности является одним из самых «древних» принципов в обучении. Он имеет большое значение не только на первых этапах учебно-тренировочного процесса. Принцип предполагает активное и комплексное использование всех органов чувств (а не только опору на зрительно воспринимаемую информацию). Неадекватно значение различных средств и методов для реализации принципа наглядности на разных этапах обучения двигательному действию. Следует оптимально сочетать непосредственную (показ упражнения) и опосредованную наглядность (демонстрация наглядных пособий, кино- и видеоматериалов, использование образного слова); избирательное (направленное воздействие на органы чувств и анализаторы) и комплексное воздействие на функции анализаторов движений. Причем необходимо добиваться воздействия на функции не только внешних (зрительной, слуховой, тактильной), но и внутренних сенсорных систем для саморегуляции движений (проприорецепторы мышц, связок, суставов, рецепторов вестибулярного аппарата).

Принцип сознательности и активности. При пассивном отношении занимающихся эффект от занятий физическими упражнениями снижается на 50% и больше. Поскольку сознательность без активности есть лишь созерцательность, а активность без сознательности – хаос и суета, то вполне логично соединение в одном принципе и сознательности, и активности. Так у детей, занимающихся плаванием, эмоциональные мотивы преобладают над познавательными, а у взрослого человека наоборот. Дети с удовольствием идут в бассейн для того, чтобы поплескаться, понырять и т. д. Задача же педагога - постепенно, учитывая мотивы занимающихся, приобщить их к несколько монотонной работе, которая присутствует в плавании. Воспитанию сознательности и активности занимающихся содействует систематическая оценка достигаемых ими успехов и поощрение педагога.

Принцип доступности означает соблюдение меры между возможностями занимающихся и объективными трудностями выполнения физических упражнений (координационной сложности, интенсивности, длительности и др.) или оптимальное сочетание задач, средств и методов физического воспитания с возможностями занимающихся. Доступность - это не легкость, а посильная трудность. Методика определения доступности складывается из определения меры индивидуальной и групповой доступности.

Принцип последовательности -постепенное (можно назвать еще принципом постепенности) или поэтапное освоение учебного материла, нового движения, способа в плавании, повышение нагрузки. Здесь также реализуется правило от простого к сложному, однако не стоит путать данный принцип с принципом доступности. Доступность не означает последовательность, т. к. выполнение множества доступных упражнений может не привести к овладению новым движением или воспитанию новых качеств. Необходима четкая и планомерная последовательность в использовании и чередовании различных подводящих, вспомогательных и специальных упражнений. При обучении плаванию несоблюдение принципа последовательности ведет к значительному искажению навыка. Характерным примером может служить человек, научившийся плавать без предварительного освоения навыка дыхания. Принцип последовательности отражен в общей схеме и этапах обучения плаванию, где существует четкая последовательность в освоении отдельных частей движения и способа плавания в целом.

Принцип прочности предполагает закрепление на достигнутом, а также повторяемость пройденного. Нельзя переходить к следующему этапу без достаточного основательного закрепления учебного материала или разучиваемых действий. Если следовать, например, принципу последовательности и доступности, то в обучении плаванию каким-либо способом можно было бы каждое новое движение (ногами, руками) и согласование этих движений провести в течение короткого промежутка времени без достаточного закрепления каждого, что привело бы к искажению навыка в целом или даже невозможности освоения. Постоянный повтор специальных упражнений имеет целью закрепление того или иного движения или одной из деталей в технике.

Принцип динамичности заключается в цикличном (поэтому принцип еще по-другому называется принципом цикличности или волнообразности) изменении заданий и нагрузок.

Невозможно постоянно повышать объем тренировок и их интенсивность. Реализация данного принципа строится на волнообразном изменении характера планируемой нагрузки в зависимости от индивидуальных особенностей спортсменов. Существующие микроциклы и макроциклы в спортивной тренировке отражают как раз реализацию данного принципа. Однако помимо этого необходимо учитывать психологическое состояние спортсмена, неожиданную болезнь и др., что в свою очередь должно сказаться на вариативном изменении процесса даже одной тренировки.

Принцип систематичности рассматривается в качестве отправных (исходных) установок, регламентирующих системное построение учебно-воспитательного процесса. Система - упорядоченная совокупность элементов, представляющая целостный процесс. Бессистемность, неупорядоченность недопустимы, они приводят к резкому снижению эффекта занятий и всего процесса обучения и воспитания. Сама методика обучения является системой использования различных методов и приемов.

Систематичность подразумевает в первую очередь регулярность занятий, преемственность учебных упражнений и заданий, их взаимосвязь. Так как подготовка ученика не может быть сведена к хаотическому повторению различных упражнений. Она представляет собой сложную систему взаимообусловленных средств и методов обучения и тренировки. В соответствии с этой системой последовательность основных упражнений должна соответствовать решению конкретных задач каждого из этапов обучения или спортивной подготовки, подбор и повторность упражнений должны отвечать закономерностям переноса двигательных навыков и физических качеств, а чередование нагрузок и отдыха - неизменному повышению функциональных возможностей организма.

Систематичность в проведении занятий и в их содержании позволяет повысить эффективность обучения и совершенствования, создает условия для планирования.

Принцип воспитывающего обучения -закономерность учебно-тренировочного процесса, где одновременно с самим обучением воспитываются морально-волевые и нравственные качества личности. Можно обучить какому-то движению, технике, но нельзя обучить силе воле, настойчивости, смелости, решительности, терпению, справедливости, потому что они воспитываются при определенных условиях в процессе самого обучения и на протяжении длительного времени.

Принцип всесторонности указывает на то, что для достижения тех или иных результатов необходимо как можно более широкое овладевание различными знаниями, умениями и навыками. Чем шире диапазон этих возможностей, тем легче добиться чего-то нового.

Принцип оздоровительной направленности. Один из самых важных принципов, относящихся к категории «не навредить». Принцип предусматривает бережное отношение к здоровью обучаемых. Основные правила любого обучения и работы – избегать переутомления, перенапряжения, делать паузы. Неспроста на производстве и в школе были апробированы и внедрены физкультминуты, гимнастики.

В сфере же физического воспитания и спорта данный принцип не только не утратил своего значения, но и повысил его значимость. Так, например нерегулярные и недозированные занятия физическим воспитанием и спортом могут только навредить здоровью, и в данном случае будет наблюдаться как нарушение принципа систематичности, так и принципа оздоровительной направленности.

Принцип связи теории с практикой должен использоваться повсеместно, так как является основной проблемой обучения в любой сфере. Невозможность применить свои теоретические знания на практике характерна для многих выпускников вузов и специалистов узко теоретического профиля. Практика также часто во многих областях опережает теорию, из-за чего некоторые явления не поддаются научному обоснованию и описанию.

Принцип коллективности в единстве с индивидуальным подходом. Принцип коллективности некоторое время был одним из ведущих принципов в педагогике, в настоящее время преобладает принцип индивидуального подхода. Однако оба они находятся во взаимосвязи и дополняют друг друга.

Принцип коллективности подразумевает насыщение тренером или учителем атмосферы межличностных отношений в группе общностью цели и поставленных задач. При реализации данного принципа тренер организует здоровую конкуренцию в противовес зависти, сплоченность и взаимовыручку. Все это имеет положительные моменты для обучения.

В тоже время какая бы однородная по составу группа ни формировалась (по половому, возрастному признаку, специальной и общей подготовке в той или иной области), все равно различия будут очевидны, и помимо обще-групповых заданий требуется индивидуальный подход к каждому, а именно: корректировка того же задания, необходимый совет и т. д.

5.2. Методы обучения и тренировки по плаванию

Методы обучения - это способы и приемы работы педагога, применение которых обеспечивает быстрое и качественное реше­ние поставленной задачи - освоение навыка плавания. При обу­чении плаванию используются три основные группы методов: словесные, наглядные и практические.

5.2.1. Словесные методы в обучении плаванию

К ним относятся: описание, объяснение, рассказ, беседа, мето­дические указания, разбор и анализ действий, команды и распоря­жения, подсчет. Используя эти методы, педагог помогает занимаю­щимся создать представление об изучаемом движении, понять его форму и характер, направленность воздействия, осмыслить и устра­нить допущенные ошибки. Краткая, точная, образная и понятная речь педагога способствует повышению эффективности занятий.
Эмоциональная окраска речи усиливает значение слов, помо­гая решению учебных и воспитательных задач, отражает отноше­ние педагога к своему делу и к обучаемым, стимулирует актив­ность занимающихся, уверенность в себе, интерес к занятиям.
В связи со специфическими особенностями плавания все необ­ходимые объяснения, разбор и оценка действий проводятся в под­готовительной и заключительной частях урока на суше. В воде применяются только лаконичные команды, распоряжения и под­счет, поскольку для занимающихся ухудшаются условия слыши­мости, а также возрастает опасность переохлаждения.
Описание. Используется для создания предварительного пред­ставления об изучаемом движении. Описываются наиболее харак-

Терные его элементы без объяснения, почему надо делать именно так.
При обучении детей дошкольного и младшего школьного воз­раста созданию представления о характере движения способствует проговаривание вслух направления движения и его конечного ре­зультата. Например: «Гребем назад - идем вперед; гребем вправо - идем влево; гребем вниз - идем вверх» и т.д.
Объяснение. Отвечает на основной вопрос, почему надо делать именно так, и является методом развития логического, сознатель­ного отношения к учебному материалу.
Пониманию сущности движения способствует подсказка педа­гогом тех ощущений, которые должны возникать у занимающихся при правильном выполнении упражнения (например, опираться ладонью или стопой о воду, как о плотный предмет).
Рассказ. Применяется преимущественно во время игр. Если иг­ра проводится с детьми младшего школьного возраста, речь педа­гога должна быть образной, а задания - предметными.
Беседа. Проводится в форме вопросов и ответов. Повышает са­мостоятельность и активность занимающихся, помогает педагогу лучше узнать их.
Разбор и анализ действий. Проводится после выполнения како­го-либо задания или при подведении итогов урока. Анализ и обсу­ждение ошибок, допущенных при выполнении.упражнений, а так­же нарушений правил во время игры нацеливают занимающихся на корректировку своих действий.
Методические указания. Акцентируют внимание занимающих­ся на деталях или ключевых моментах выполняемого движения, освоение которых даст возможность правильно выполнить упраж­нение в целом. Методические указания на уроках плавания дают­ся для предупреждения и устранения ошибок перед выполнением каждого упражнения, во время и после его выполнения. При этом уточняются не только отдельные элементы упражнения, но и ощу­щения, которые должны возникать при этом. Так, при выполне­нии скольжения на спине даются такие указания: «живот выше»; «на воде нужно лежать, а не сидеть».
При работе с детьми младшего возраста указания даются в фор­ме образных выражений и сравнений, что облегчает понимание сущности выполняемого движения. Например, при обучении вы­доху в воду - «дуй на воду, как на горячий чай», «задуй горящую свечу»; при обучении движениям руками и ногами - «делай дви­жения руками, как мельница», «носки ног должны быть оттянуты, как у балерины», «делай движения ногами, как лягушка».

Команды и распоряжения. Применяются для управления груп­пой и процессом обучения на уроке плавания (как на суше, так и в воде).
Команды педагога определяют: начало и окончание движения; место для принятия исходных положений при выполнении зада­ний; направление, темп и продолжительность выполнения движе­ний. Команды делятся на предварительные и исполнительные.
На уроках плавания вместо предварительных команд даются распоряжения. Например: «опустить лицо в воду»; «наклониться вперед, плечи и подбородок в воду»; «сделать глубокий вдох», «по­ложить руки на доску».
Команды и распоряжения подаются громко, четко, в повели­тельном тоне. На занятиях с дошкольниками команды не приме­няются; с детьми младшего школьного возраста - используются с большими ограничениями.
Подсчет. Применяется для создания необходимого ритма вы­полнения движений, а также для мобилизации внимания занима­ющихся на отдельных ключевых моментах техники выполняемых упражнений. Подсчет осуществляется голосом, хлопками, одно­сложными указаниями. Например, при изучении движений нога­ми - «раз-два-три, раз-два-три» и т.д.; при освоении выдоха в воду -короткое «вдох» и длинное «вы-ы-дох».
При необходимости акцентировать внимание на какой-то оп­ределяющей детали упражнения подсчет ведется с определенной интонацией. Например, при изучении движений ногами брассом применяется счет «раз-два и три-четыре»: «раз-два» произносится спокойно, так как соответствует медленному подтягиванию ног; «и» означает момент разведения носков в стороны (важнейший элемент движения в брассе) и подчеркивается интонацией; «три-четыре» произносится энергично, так как соответствует рабочему толчку ногами.
Подсчет применяется только на начальных этапах обучения плаванию.

5.2.2.Наглядныеметоды в обучении плаванию

Использование наглядных методов помогает создать у занима­ющихся конкретные представления об изучаемом движении, что особенно важно при изучении спортивной техники. Просмотр движения с одновременным воспроизведением темпа его выпол­ нения создают представление о его форме и характере. Наряду с образным объяснением наглядное восприятие помогает занимаю-


щимся понять сущность движения, что способствует быстрому и прочному его освоению. Особенно велика роль наглядного вос­ приятия при обучении детей, поскольку у них сильно выраженная склонность к подражанию (особенно у младших школьников), что делает наглядность наиболее эффективной формой обучения.

К наглядным методам относятся показ изучаемого движения (или техники плавания); использование учебных наглядных посо­ бий; применение жестикуляции.

Показ изучаемого движения (или техники способа плавания в целом) применяется на протяжении всего курса обучения. Показ техники плавания должен проводиться только квалифицирован­ ным пловцом перед занятием в воде, когда группа находится на су­ ше. Таким образом занимающимся предоставляется возможность видеть движения пловца в разных ракурсах (сбоку, спереди и сза­ди), а также отчетливо слышать сопутствующие объяснения педа­гога. По его заданию демонстратор акцентирует внимание на наи­более существенных элементах техники, показывая их в медлен­ном темпе, с остановкой, с максимальным расслаблением или, на­ оборот, с максимальным приложением усилий.

Наряду с целостным показом техники плавания применяется показ учебных вариантов с разделением движения на части. При раздельном показе выделяются главные фазы движения (напри­мер, гребка), выполняются упражнения с фиксацией амплитуды движения (например, с остановками руки в основных фазах греб­ ка) и т.д.

Показ учебных вариантов техники на суше проводится педаго­гом, а показ в воде - занимающимся, у которого лучше других по­лучается данное упражнение. Показ осуществляется не только доначала занятий, когда группа находится на суше, но и во время ос­ новной части урока.

Эффективность показа во многом определяется положением педагога по отношению к группе: 1) педагог должен видеть каждо­ го занимающегося, что обеспечивает контроль и управление про­цессом обучения; 2) ученики должны видеть показ упражнения в плоскости, отражающей основную специфику движения - его форму, характер и амплитуду.

Зеркальный показ применяется только при изучении простых общеразвивающих физических упражнений.

Негативный показ преподавателя - «как не надо делать» - до­ пустим только при условии, если занимающиеся могут анализиро­вать свои ошибки и способны относиться к ним критически, т.е. у них не должно создаваться впечатление, будто их передразнивают.


Учебные наглядные пособия. К ним относятся рисунки, плака­ ты, кинограммы. Применяются при необходимости сконцентри­ ровать внимание занимающихся на статических положениях и по­следовательной смене фаз движений. Наглядные пособия отобра­жают такие детали техники или конкретного упражнения, которые трудно показать и объяснить (например, направление действия силы тяжести и выталкивающей силы; оптимальные углы сгиба­ ния рук и ног в суставах при выполнении гребковых движений; ос­ новные положения при выполнении ключевых упражнений тех­ники плавания).

Видеоматериалы позволяют многократно показывать как от­ дельные элементы учебных вариантов техники, так и технику спортсменов высокой квалификации. Возможность показа техни­ки в разных плоскостях, крупным планом, в замедленном темпе и с остановками на отдельных деталях движения имеет огромное ди­ дактическое воздействие. При обучении плаванию, где техника движений разучивается по частям, применение видеоматериалов особенно эффективно. С помощью экранного изображения зани­ мающиеся получают цельное представление о способе плавания, овладение которым является конечной целью обучения.

Жестикуляция. Условия работы в бассейне (повышенный шум, возникающий при выполнении упражнений и плавании в резуль­тате плеска воды, брызг и др.) затрудняют восприятие занимаю­ щимися команд и указаний педагога. Поэтому преподаватели, тренеры по плаванию применяют большой арсенал условных сиг­ налов и жестов, позволяющих им установить более тесный кон­ такт с группой. Условные сигналы и жесты не только могут заме­нить команды преподавателя (о чем необходимо предварительно договориться с обучаемыми), но и помогают уточнить технику выполнения движений, предупредить или исправить возникаю­ щие ошибки .

5.2.3.Практическиеметоды в обучении плаванию

Эту группу составляют методы практических упражнений, со­ревновательный и игровой методы.

Методы практических упражнений условно разделяют на две подгруппы:

1) преимущественно направленные на освоение техники плава­ния;

2) преимущественно направленные на развитие двигательных качеств.


Обе эти подгруппы тесно взаимосвязаны, так как обеспечиваюткоординацию между двигательными и функциональными систе­мами организма спортсмена.

Практические методы первой подгруппы широко используют­ся при обучении, когда основной задачей является освоение и со­вершенствование техники спортивных способов плавания. Наря­ду с освоением техники, достигается совершенствование двига­ тельных качеств, повышается уровень развития силы, выносливо­ сти, гибкости, координации и др. На этапах начальной трениров­ки ведущее положение занимают методы второй подгруппы.

Методы освоения техники плавания

Изучение техники плавания осуществляется путем многократ­ного выполнения отдельных ее элементов, направленного на овла­дение способом плавания в целом, т.е. применяются два метода ра­ зучивания - по частям и в целом.

Метод разучивания по частям. Облегчает освоение техники пла­ вания, уменьшает количество допускаемых ошибок, что в целом сокращает сроки обучения и повышает его качество. Освоение от­дельных элементов техники расширяет двигательный опыт, обога­ щая моторику занимающихся.

Основу метода разучивания по частям составляет система подво­ дящих упражнений, последовательное изучение которых подводит обучаемого в конечном итоге к освоению способа плавания в целом.

В процессе начального обучения плаванию применяется боль­шое количество подводящих упражнений, которые по структуре сходны с движениями изучаемого способа плавания. Как уже го­ворилось, в основе разработки этих упражнений лежит «положи­ тельный перенос» двигательных навыков, который на данном эта­пе проявляется наиболее эффективно. Необходимость их исполь­ зования обусловлена спецификой плавания: выполнение упраж­ нений в непривычной среде и в непривычном горизонтальном по­ложении тела; затрудненные условия общения педагога и группы по сравнению с условиями в других видах спорта; освоение цикли­ ческих движений с большой амплитудой.

Применение подводящих упражнений позволяет постепенно усложнять движение, изменяя условия его воспроизведения (сна­ чала на суше, потом в воде; сначала с опорой, затем без опоры), исходное положение (сначала стоя, затем лежа); динамику (снача­ ла на месте, потом в движении).

Большое количество подводящих упражнений делает занятия плаванием более разнообразными, а процесс обучения - более ин­ тересным.


На начальных этапах обучения плаванию раздельный метод психологически мотивирован, так как освоение простейших дви­ жений дает занимающимся уверенность в своих силах, что особен­ но важно на первых шагах обучения.

Метод разучивания в целом. Применяется на завершающих эта­ пах освоения техники, после изучения отдельных ее элементов. Сюда входит плавание в полной координации, а также плавание с помощью движений ногами и руками и с различными вариантамисочетания этих движений. Подчеркнем, что совершенствование техники плавания осуществляется только путем целостного вы­ полнения плавательных движений.

Вначале разучивание техники плавания в целом осуществляет­ся в облегченных условиях: плавание поперек бассейна; проплы- вание коротких отрезков с задержкой дыхания; проплывание ко­ ротких отрезков кролем с дыханием через 2-3 гребка; плавание с помощью движений руками кролем с выдохами в воду и с поплав­ ком между ногами; другие упражнения. Затем, по мере освоениятехники, чередуют плавание в облегченных и в обычных условиях, постепенно переходя на плавание в полной координации.

Методы развития двигательных качеств

При изучении техники плавания движение в целом или его от­ дельные части многократно выполняются с учетом величины физи­ ческой нагрузки, которая регулируется путем изменения количества выполняемых упражнений на уроке, их сложности, количества по­ вторений, темпа выполнения, продолжительности интервалов отды­ ха между упражнениями, продолжительности каждого упражнения и урока в целом. Как в обучении, так и в тренировке при выполне­ нии упражнений применяются два основных метода - непрерывный и интервальный (повторный) (подробнее об этом см. в главе 7).

В период обучения и на начальных этапах спортивной трени­ровки используется интервальный (повторный) метод. Как прави­ ло, выполняются серии упражнений одинаковой продолжитель­ ности и интенсивности (темпа), соответствующие уровню физиче­ ской и плавательной подготовленности занимающихся.

На суше применяются комплексы общеразвивающих, специ­ альных и имитационных упражнений. В воде это серии упражне­ний, выполняемых при помощи движений ногами у бортика в че­ редовании с выдохами в воду; серии упражнений в скольжениях на груди и на спине с различными положениями рук и гребковыми движениями ногами и руками; чередование серий упражнений в плавании по элементам, связкам и в полной координации на от­ резках 10-15 м и др.


По мере освоения техники плавания, закрепления навыка со­ гласования дыхания с движениями руками и ногами, плавания в полной координации увеличивается длина проплываемых отрез­ ков и серий. На этом этапе обучения удобно чередовать плаваниепоперек и вдоль бассейна. Это позволяет освоить и закрепить ос­ новы техники плавания сначала в облегченных условиях - на ко­ ротких отрезках, а затем постепенно увеличивая длину проплыва­емых дистанций.

Непрерывный метод применяется после освоения техники дви­жений, когда упражнения на суше выполняются без ошибок, а за­данные дистанции проплываются без искажения техники. Непре­ рывное проплывание дистанций может осуществляться с равно­мерной скоростью, ускорениями в начале и в конце дистанции, а также с переменной скоростью (когда отдельные отрезки дистан­ ции одинаковой или различной длины проплываются в разном темпе).

На начальных этапах тренировки, где решаются в основном за­дачи освоения техники плавания, при проплывании дистанций применяется чередование плавания в полной координации и по элементам. Например, проплывание дистанции 400 м кролем на груди, где каждые 50 м чередуется плавание при помощи движе­ний руками (с поддержкой между ногами) с плаванием в полной координации. Или 200 м брассом, где каждые 25 м чередуется пла­ вание при помощи движений ногами с плаванием в полной коор­ динации.

Для повышения эмоциональности и динамичности занятий в процессе обучения плаванию широко применяются соревнова­тельный и игровой методы. Общим методическим правилом для их использования является обязательное предварительное разучи­вание движений или упражнений перед их применением в сорев­ новании или игре. Между этими методами существует принципи­альное отличие: в игровом методе всегда есть сюжетное содержа­ ние, тогда как в соревновательном его нет.

Соревновательный метод. Для него характерны:

1) достижение победы в результате предельной мобилизации своих возможностей;

2) умение использовать особенности своей физической и пси­ хологической подготовленности в борьбе за первенство.

Все это предъявляет высокие требования к морально-волевым качествам занимающихся, содействуя воспитанию воли, настой­ чивости в достижении цели, самообладания уже на первых заняти­ ях в бассейне.


Применение соревновательного метода дает большую физиче­скую и психологическую нагрузку, чем обычный метод многократ­ ных повторений.

Игровой метод. Для него характерны:

1) эмоциональность и соперничество, проявляемые в рамках правил игры;

2) вариативное применение полученных умений и навыков в изменяющихся условиях игры;

3) умение проявлять инициативу и принимать самостоятельны решения в игровых ситуациях;

4) комплексное совершенствование физических и морально волевых качеств.

Игра способствует воспитанию чувства товарищества, созна­тельной дисциплины, умения подчинять свои желания интересам коллектива.

Как и соревнование, игра повышает эмоциональность занятий, являясь хорошим средством переключения с однообразных, моно­ тонных плавательных движений. Вот почему соревновательный и иг­ ровой методы необходимо применять уже в самом начале обучения.

Применение дополнительных ориентиров. На первых уроках пла­ вания, пока новичок еще не умеет открывать глаза в воде, необхо­димо научить его определять положения тела и головы по отноше­ нию к поверхности воды и дну бассейна, для чего используются ориентиры типа верх-низ. На последующих этапах освоения с во­ дой необходимо определять направление движения тела вперед-назад, вправо-влево и т.д. Для этого пригодны любые предметы, ориентируясь на которые, новичок может определить, в какую сторону и сколько он проплыл (бортик бассейна, разграничитель­ные дорожки, лестницы и др.).

При освоении упражнений (например, формы, характера и ам­ плитуды движения), согласования движений руками с дыханием рекомендуется ориенти, овать движения конечностей по отноше­нию к собственному телу. Так, при плавании на спине для выпол­нения эффективного гребка с большой амплитудой дается указа­ ние грести рукой до бедра, коснуться его, после чего вынуть руку из воды; при плавании кролем для правильного согласования дви­ жений руками с дыханием дается указание в конце гребка дотро­нуться до бедра рукой, одновременно выполнив вдох.

Непосредственная помощь преподавателя. Помощь, оказывае­ мая педагогом во время занятий, может быть самой разнообраз­ ной: сопровождение выполнения упражнений подсчетом с эмоци­ онально окрашенной интонацией, подбадривание и т.п.


Особое место занимает непосредственная помощь педагога, ко­гда он и обучаемый действуют совместно. Такая помощь оказыва­ется только на суше, когда нужно уточнить детали техники или ис­ править допущенную ошибку при выполнении упражнения. Для этого занимающийся с помощью педагога несколько раз повторя­ет движение, фиксирует нужное положение тела или конечностей, имитирует движение.

Таким образом, успех обучения технике плавания определяется комплексным применением трех групп методов: словесных, на­ глядных и практических. В каждом конкретном случае критерием эффективности применяемых методов обучения является их соот­ ветствие:

1) задачам обучения и специфике учебного материала;

2) уровню подготовленности обучаемых;

3) условиям для проведения занятий;

4) квалификации и стилю работы педагога.

Контрольныевопросыизадания

1. Назовите основные группы средств обучения плаванию. Какова направленность воздействия упражнений каждой группы и какие за­ дачи решаются с их помощью?

2. Расскажите, какие учебные задачи решаются путем примене­ния общеразвивающих, специальных и имитационных физических уп­ ражнений на занятиях плаванием.

3. Охарактеризуйте подготовительные упражнения для освоения с водой; назовите основные подгруппы этих упражнений и направлен­ ность их воздействия.

4. Чем объясняется необходимость применения учебных прыжков в
воду на занятиях плаванием и каковы требования безопасности при их выполнении?

5. Назовите основные группы игр, применяемых на занятиях с детьми, в зависимости от их возраста и уровня плавательной подго­ товленности.

6. Объясните, почему проведение игр на занятиях плаванием с детьми является обязательным требованием физического воспита­ ния.

7. Назовите задачи, которые решаются при помощи игр в воде, и правила их проведения.

8. Назовите основные этапы обучения плаванию и содержание ра­ боты преподавателя на каждом этапе.


9. Опишите обязательную последовательность освоения каждого упражнения техники плавания.

10. Ошибки, возникающие при обучении технике плавания; их пре­ дупреждение и исправление.

11. Охарактеризуйте основные методы, применяемые при обуче­ нии и тренировке пловца.

12. Охарактеризуйте практические методы, направленные на ос­воение спортивной техники и развитие двигательных качеств, и спе­ цифику их использования в плавании.

13. Расскажите об использовании целостного и раздельного мето­ дов изучения техники спортивного плавания на разных этапах обуче­ ния.

14. Расскажите о правилах применения словесных методов на за­нятиях плаванием.

15. Опишите правила демонстрации, показа и жестикуляции пре­ подавателя на занятиях плаванием.

16. Опишите интервальный и непрерывный методы развития дви­ гательных качеств и последовательность их применения при обуче­ нии технике плавания.

17. Охарактеризуйте соревновательный и игровой методы, их сходство и различия.

18. В чем заключается непосредственная помощь преподавателя и в каких случаях она необходима?

1. Спортивное плавание: Учебник для вузов физической культу­ ры/ Под редакцией проф. Н.Ж. Булгаковой. - М.: ФОН, 1996.

2.