Исполнись волею моей значение слова. Да исполнится воля твоя молитва

Поэт всегда вольно или невольно соприкасается с государственной властью. Из этого, как показала история, не получается ничего хорошего для поэта и ничего полезного для власти.

Однако надежда на просвещенного правителя никогда не покидала людей искусства. Поэтому Александр Пушкин обращается к Николаю Первому, только что взошедшему на престол, со своеобразной интерпретацией «Фелицы», адресованной в свое время Г. Державиным Екатерине Второй. Поэт дает советы царю, напоминает, слегка поучает, немного льстит, самую малость просит. Уже не веря в просвещенную монархию, поэт надеется хотя бы на «незлобную». Нужно обладать определенной смелостью и огромным талантом, чтобы поучать монарха, но все же А. Пушкин идет на некоторый моральный компромисс, проводя параллель между «мятежами и казнями» «начала славных дней Петра» и кровавым завершением восстания декабристов, где большинство пострадавших были близкими поэту людьми. Жестоко? Но, во-первых, А. Пушкин был истинным сыном своей эпохи (монархической, ибо вспомним пушкинское же «рабство, падшее по манию царя»). Во-вторых, поэт, ставя столь высокую планку Николаю Первому, желает смягчить участь своих друзей, внушив монарху, что можно «правдой привлечь сердца» и «нравы укротить наукой». Однако нельзя обвинять поэта в желании видеть на троне мудрого душой царя: образованный совестливый самодержец - идеал русского народа.

В наше время мысль о том, что наиболее совершенные произведения поэзии переживают время своего создания и что в духовной жизни человечества поэзия имеет неизмеримо большее значение, чем подвиги царей и завоевателей, кажется само собой разумеющейся. При Пушкине было не так. Правящая Россия ценила человеческое достоинство и гражданские заслуги по табели о рангах, а в ней ее создатель - Петр I - чин поэта не предусмотрел. Отношение к Пушкину эта Россия выразила устами министра просвещения С.С. Уварова. Когда он узнал, что в «Литературных прибавлениях» к газете «Русский инвалид» было напечатано краткое извещение о гибели Пушкина, начинавшееся словами: «Солнце нашей поэзии закатилось!», то приказал вызвать редактора газеты в цензурный комитет и сделать ему строгое внушение. «К чему эта публикация о Пушкине? Что это за черная рамка вокруг известия о кончине человека не чиновного, не занимавшего никакого положения на государственной службе… «Солнце поэзии!!» - помилуйте, за что такая честь? «Пушкин скончался… в середине своего великого поприща!» Какое это такое поприще? Разве Пушкин был полководец, военачальник, министр, государственный муж?! Писать стишки не значит еще… проходить великое поприще!»

Рассматривая стихотворение: «Я памятник себе воздвиг нерукотворный, К нему не зарастет народная тропа» мы можем увидеть, что одной из главных темой стихотворения, на мой взгляд, является тема царя и поэта, земного властителя и властителя дум. Гений своим творчеством сам ставит себе при жизни «нерукотворный памятник», потому что он - голос народа, его пророк. Не кто-нибудь, а он сам воздвиг себе памятник. Отсюда многократно повторяемое «Я». Пушкин жил и творил в «жестокий век». Он гордился тем, что его поэзия была свободной, взывала к свободе политической и духовной. Александрийский столп - это самая высокая в мире колонна, олицетворение покорности царю и власти самого царя. Пушкин был придворным низшего чина, и в то же время он был человеком высочайшего призвания и предназначения. Так что же означает «выше Александрийского столпа»? Это можно истолковать и как победу «таинственного певца» над цензурой, победу над самодержавием. Пушкин сопоставляет два памятника, памятник материальный и памятник духовный. Поэт вступает в противоборство с «кумиром» своего времени. Морально Пушкин победил этого самодержавного «кумира» силой поэтического слова и высокой духовностью. Пушкин действительно победил время и пространство

Разочарование в поэзии, навеянное годами ссылки, проходит, и поэт сознает, что поэзия нужна людям. Герой стихотворения «Пророк» перерождается из «духовной жаждою» томимого человека в поэта-пророка. Теперь его цель - «глаголом» жечь «сердца людей», ведь вся сила поэта заключается в глаголе. Стихотворение написано в трудный для поэта период - в 1826 году, в те дни, когда правительством решалась его личная судьба. «Пророк», по смыслу названия, ориентирован на историческую перспективу. «Пророк» - несколько задержавшееся, но зато, может быть, самое яркое свидетельство преодоления духовного кризиса 1823-1825 годов на самом болезненном его участке. Зачастую мы сравниваем два стихотворения Пушкина - «Пророка» и «Поэта». Однако стоит подчеркнуть различие в названиях и различие созданных образов поэтов. Лирический герой в «Поэте» - двойственный персонаж, в «Пророке» же герой - идеальный образ поэта. В «Пророке» герой вначале предстает в образе обычного человека, затем же мы наблюдаем его перевоплощение, собственно, в пророка. Превращение это происходит достаточно быстро, без каких-либо длительных пауз, остановок, о чем свидетельствует постоянно повторяющийся союз «и»:

И жало мудрыя змеи

В уста замершие мои

Вложил десницею кровавой.

И он мне грудь рассек мечом,

И сердце трепетное вынул,

И угль, пылающий огнем,

Во грудь отверстую водвинул.

После же так называемого превращения первоначально человек становится совершенным поэтом - умеющим видеть, слышать, говорить, чувствовать иначе, так, как истинный поэт-пророк. Однако стоит помнить, что пророк говорит от имени Бога, а не то, что он чувствует или хочет сказать сам, но также поэту дар дан свыше, от Бога. Лирический герой будет «глаголом жечь сердца людей» по воле Божьей, а это значит, что после перевоплощения больше не принадлежит самому себе, отныне он - глашатай высоких помыслов, неких божественных идей. Стихотворение «Пророк» - торжественное, оно звучит как ода, его лексика высокая («духовной жаждою», «ангелов полет», «Бога глас»). Также в «Пророке» есть образ, являющийся в мифологии символом посланца богов:

Отверзлись вещие зеницы

Как у испуганной орлицы.

В основу произведения положены мотивы VI главы библейской книги пророка Исайи. Древнееврейские провидцы были зачастую смелыми и бесстрашными обличителями, поэтому не зря поэт заговорил на их языке, употребляя грозные, тяжеловесные церковнославянские слова. Однако Пушкин далеко уходит от сюжета Священного Писания, изображая иносказательно пророческое назначение поэта.

В стихотворении появляется мотив путника в пустыне, связанный с личными переживаниями Пушкина, возникшими также на основе его работы над восточными образами Корана. Мотив пророка тоже был не новый, он намечался и в предшествующей лирике поэта. В этом же стихотворении оба мотива объединяются и переосмысливаются.

Путник, влачившийся по мрачной пустыне и уже томимый духовной жаждой, жаждой очищения чувств и мыслей от скверны, превращается в пророка, способного открыть людям высшую правду, жечь сердца людей глаголом. Он проникает в тайны природы, обретая новый слух, новое зрение, новое сердце - «угль», пылающий огнем, то есть преображается, становится совсем другим.

Однако пророк, обрекший новые органы чувств, до поры до времени находится между жизнью и смертью - «как труп в пустыне я лежал». И только «Бога глас» пробуждает его к жизни, вдыхая в него и жизнь, и дух.

Понятно, чтобы стать иным, нужно избавиться от себя прежнего, грешного и слабого человека, точнее сказать, умереть. Только тогда родится другой, исполняющий волю Божью. Поэтому так мощно, приобретая общественную декларацию, звучит конец стихотворения:

Восстань, пророк, и вождь, и внемли,

Исполнись волею моей,

И, обходя моря и земли,

Глаголом жги сердца людей.

Необычно построение фраз стихотворения «Пророк». Поскольку поэт воспроизводит библейский сюжет, изображая в нем рождение пророка из простого человека, интересно проследить за синтаксисом. Но поэт всё же является рабом, лишь проводником между миром богов и миром людей. Именно это мы видим в стихотворении «Поэт»:

Но лишь божественный глагол

До слуха чуткого коснется,

Душа поэта встрепенется,

Как пробудившийся орел. Пушкин вновь показывает непостоянство поэта, он не владеет собой и по первому зову подчиняется «божественному глаголу». С другой стороны, именно с этого момента начинается «динамичная жизнь» поэта. До прихода вдохновения он «вкушал хладный сон», бездействовал. Всё, чем он обладает «чуткий слух». Задача поэта - услышать и донести до людей «глагол» богов. Он пророк на земле, ведь именно через него, Боги передают свои веления людям. Это его миссия на земле.

Уже в 1830 году позиция Пушкина определилась довольно категорически: он знает, что «шум восторженных похвал» быстро проходит и потом — «услышишь суд глупца и смех толпы холодной, Но ты останься тверд, спокоен и угрюм». Заклинанием звучали стихи:

Дорогою свободной Иди, куда влечет тебя свободный ум, Усовершенствуя плоды любимых дум, Не требуя наград за подвиг благородный. Они в самом тебе. Ты сам свой высший суд…

Нет нужды доказывать, что, поэтическая формула — «веленье божне» — лишена и тени религиозности в ее церковном понимании — это характерно пушкинский символ. «Памятник» вобрал в себя энергию и символику «Пророка». «Веленье божие» — емкий, многозначный образ, он утверждал свободу поэта от всех земных авторитетов-власти, критики, света; он как бы выдавал ему охранную грамоту, делал неподвластным требованиям, нормам, установлениям людей.

Несомненно, в 1836 году Пушкин отлично понимал социальную сущность буржуазного парламентаризма, буржуазной демократии. В конечном счете возможно, что в стихотворении «Из Пиндемонти» Пушкин выражает и эту мысль. Но недопустимо сводить смысл, стихотворения, с его глубокой философией, эстетически программным, характерно пушкинским пониманием позиции поэта и его места обществе, в «государстве к «выражению недовольства личности буржуазным парламентаризмом.

Нельзя забывать, что главная и ведущая тема стихотворения — отстаивание верности поэта своему дару, осуществление которого требует свободы и независимости. Пушкин-поэт, живущий в России, хорошо знал гибельность зависимости от царя.

Мотив «Памятника» получает свое окончательное завершение в стихотворении «Из Пиндемонти». Мысль поэта, что никому он не подвластен, пишет свободно, воспринимая равнодушно хвалу и славу, повторена в другом контексте, на ином уровне в заключительном стихотворении: «Не гнуть ни совести, ни помыслов, ни шеи…» Тем самым композиционное кольцо замкнулось, цикл обретал цельность и самостоятельное существование.

Включение «Памятника» в состав цикла, конечно, вновь может вызвать возражения. Прежде всего возникает вопрос — почему же Пушкин не проставил номера на автографе? Вопрос этот нельзя оставлять без внимания — он требует ответа. Видимо, было несколько причин. Но. не стоит забывать об одной — о времени написания: стихотворений, на которых нет номеров. Оба — «Когда за городом, задумчив, я брожу» и «Памятник» писались последними — первое 14 августа, второе 21 августа. Очевидно, идея цикла родилась раньше, когда в июне-июле было написано четыре стихотворения, Тогда поэт и поставил цифры, определяя тем самым их место, порядок расположения в цикле, в котором, он уже решил, должно быть еще два стихотворения — они бы и заняли I и V место. Но после написания в августе последних двух стихотворений Пушкину стало ясно, что напечатать созданный цикл ему никто не позволит. Вот почему на этих двух автографах не были поставлены цифры.

Действительно, о публикации «Памятника» нечего было и думать. И Пушкин не ошибся. «Памятник» был напечатан в 1841 году (в IX томе посмертно изданного собрания сочинений Пушкина) и только после того, как Жуковский внес искажавшие его смысл изменения. Вместо «Вознесся выше он главою непокорной Александрийского столпа» было напечатано: «Вознесся выше он главою непокорной Наполеонова столпа». Четвертая, центральная строфа пострадала более всего — Жуковский решительно исправил текст:

И долго буду тем народу я любезен, Что чувства добрые я лирой пробуждал, Что прелестью живой стихов я был полезен И милость к падшим призывал.

«Восстань, пророк, и вождь и внемли, Исполнись волею моей…»

Другие сочинения по теме:

  1. В стихотворении есть «событийный» сюжет, показывающий процесс перерождения поэта, не удовлетворенного своей деятельностью, в поэта-пророка, способного «глаголом жечь сердца людей»;...
  2. 1. А. С. Пушкин — первый в России профессиональный поэт, т. е. первый человек, избравший литературу главным и единственным делом...
  3. Пугачев как вождь народного восстания и как человек (По повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка») Пугачев как вождь народного восстания...
  4. План анализа стихотворения 1. Какое настроение становиться для стихотворения определяющим в целом. Меняется ли чувства автора на протяжении стихотворения, если...
  5. После похорон В. Маяковского Марина Цветаева напишет: «Боюсь, что, несмотря на народные похороны, на все уважение ему, весь плач по...
  6. «Пророк», написаний в 1841 році, — один із самих останніх віршів Лермонтова, його поетичне прощання й заповіт. А початок його...
  7. Писатель, творчество которого послужило причиной развития нового направления в украинской литературе, слава которого гремела на родной земле почти три десятилетия,...
  8. В 1826-ом року, через рік після повстання декабристів, великий російський письменник і поет Олександр Сергійович Пушкін пише свій знаменитий вірш...
  9. Поэма «Моисей» относится к наилучшим произведениям. Одна из главнейших тем поэмы — взаимоотношения предводителя и народных масс. Уже сорок лет...
  10. Токарєва Г. А.: «Мифопоетика У. Блейка» Блейк — пророк і визионер У початок сайту «Джерело: Історія всесвітньої літератури. 19 століття...
  11. Настоящее имя американского писателя О. Генри — Вильям Сидней Портер (1862-1910). Когда Вильяму исполнилось три года умерла его мать. Портер-старший...
  12. Действие происходит в Мексике в конце XVIIIначале XIX в. Роман открывается описанием праздника в честь дня Св. Иоанна...
  13. Двое авантюристов — рассказчик Сэм и Билл Дрисколл — уже кое-что заработали, и теперь им нужно еще немного, чтобы пуститься...
Исполнись волею моей…

Что заставляет людей творить, заниматься творчеством? Откуда берется желание создать нечто? В широком смысле - откуда в человеке возникает изначальный импульс вообще действовать? (Ведь любое действие это своего рода творчество. Даже если действие направлено на разрушение, а не на созидание, оно меняет картину мира, а значит в масштабах целого даже акт разрушения выглядит как просто еще одна корректива, еще один мазок на всеобщем полотне.)

Очевидно, что в большинстве случаев для того, чтобы что-то происходило (творилось) должно возникнуть осознанное или неосознанное желание перемен. Например, человек неудовлетворен текущей ситуацией, хочет, чтобы стало по-другому, хочет избежать чего-то или достичь какой-то цели. Хочет изменить свою жизнь (или жизнь, например, своей нации или даже человечества), усовершенствовать ее, преодолеть текущее положение вещей. Это понятно. Но что это за желание «изменить» ситуацию? Откуда берется оно?

Как правило, это выглядит как нечто спонтанное. Человек чувствует сначала какое-то неосознанное неудобство, какой-то зов, что-то стремит его поменять положение, взять в руки ручку, бумагу, краски, фотоаппарат. Он называет это что-то «вдохновением». Или, например, он просто хочет встретиться с кем-то, провести приятно время, приготовить что-то вкусное поесть - короче, что-то изменить, достичь некой цели.

Если приглядеться к таким моментам «вдохновения», предшествующим действию, то можно заметить, что человек в эти моменты не чувствует себя удовлетворенным, самодостаточным, полноценным, целостным. Ему требуется восстановить эту отсутствующую целостность. И он находит цель, достижение которой, гипотетически, поможет ему стать снова целым, целостным.

Что стоит за этим ощущением отсутствия целостности? Ведь человек создан по образу и подобию Бога, а значит и такие качества как совершенство и целостность ему тоже присущи. Откуда тогда чувство несовершенства и желание нечто сотворить?

Дело в том, что у человека, если воспринимать его как отдельное от Бога существо (каким он и сам себя чаще всего воспринимает), есть несовершенные аспекты, существующие во времени, подверженные изменениям, старению, трансформации. Эти аспекты - тело и ум. Для удобства и точности, будем называть их «тело-ум», так как они на самом деле составляют единый механизм.

Проявляясь в образе человека, Бог (он же Сознание, Жизнь, Абсолют и проч.) играет в ограниченность и в преодоление этих границ - отождествляется с телом и с помощью мозга и органов чувств начинает воспринимать себя с позиции восприятия «из этого тела». Он «придумывает» себя как некое отдельное «я», обладающее видимостью свободной воли, индивидуальными потребностями, желаниями и интересами. И как бы забывает о своем совершенстве, безграничности и бессмертии. Бог притворяется человеком со всеми его несовершенствами, принимает самоограничивающую обусловленность, исходя из которой верит в что такое «хорошо» и что такое «плохо», вследствие чего у него тут же появляются предпочтения (в основном - чтобы было как «хорошо» и не было как «плохо»). Так Адам теряет рай (срывает яблоко). Чтобы потом всю историю человечества искать (и в некоторых случаях находить) дорогу назад, домой. Одиссей (тот же Адам) при этом переживает множество приключений, невзгод, страданий, препятствий, опытов. Целая эпопея становления. Чтобы вернуться назад в Итаку бытия.

Большинство событий в проявленном мире становления (в том числе большинство человеческих действий и стимулов к тому, чтобы что-то сотворить или разрушить) возникают как результат (отражение) внутренних психофизиологических процессов. Эти психофизиологические процессы - результат генетических программ, а также во многом обусловленных этими программами эмоциональных состояний, которые, путем многоразовых повторений, стали нашей второй натурой (привычкой). Эти старые эмоции со временем буквально вошли в нашу кровь и плоть, стали чертами наших характеров. Совокупность эмоциональных блоков (и соответствующих им неосознаваемых ментальных программ, установок) и их взаимодействие друг с другом составляет человеческую личность (эго) и образует его судьбу.

Многие из этих эмоциональных блоков и связанных с ними ментальных установок имеют корни в событиях, случившихся с нами глубоком детстве. И наше актуальное поведение (реакции, действия, взаимодействия, образ и контекст жизни) как раз происходят из них. Все эти вещи записаны в мозгу в виде нейронных цепочек, а также в теле - в виде физических напряжений (зажимов) и химических реакций. В итоге жизнь большинства взрослых людей (после 30 лет) представляет из себя процентов на 90 хорошо отлаженный автоматический процесс. Тело буквально становится автоматом по производству строго определенного химического набора веществ и реакций. Результатом же этих реакций оказывается та жизнь, которую проживает данный механизм «тела-ума», те события, которые с ним происходят, и те действия, которые он выполняет. В том числе и его «творения». Так работает наша обусловленность.

Причем предопределенность и автоматичность эту можно изменить, потому что мы всегда свободны перестать отождествляться с этими процессами, осознать их и тем самым перестать их подкармливать, в результате чего они постепенно отмирают. Это очень интересная тема, но я не буду тут это излагать во всех деталях (отошлю заинтересованных к книге доктора Джо Диспензы «Сила подсознания».

Из того, о чем тут говорилось до сих пор, следует вот что: желание стать кем-то, достичь чего-то, обладать чем-то, сделать (создать) что-то (желательно что-то важное и крутое) - это обратная сторона неосознаваемого (в большинстве случаев), но очень сильного ощущения собственной ущербности, неполноценности, неполноты, несостоятельности. И все эти желания "сотворить", все наши стремления "достичь" - это просто попытка сбежать от этих ощущений недостаточности и сопутствующих им эмоциональных состояний. Именно это заставляет большинство людей что-то делать (что бы то ни было — работать с утра до ночи, писать стихи, прозу, публицистику, употреблять наркотики, смотреть и снимать кино, вести блоги, записывать видео-обращения, обновлять фейсбук и инстаграмм, заниматься политикой, заниматься сексом, фотографировать, короче — как-либо самоутверждаться).

Однако такое, вытекающее из попытки к бегству, творчество это не подлинное творчество. И, во всяком случае, оно не чистое.

Лучшие произведения искусства (и достижения) творились вовсе не отсюда. Подлинное творчество основано не на страхе и чувстве неполноценности, а на любви и переполненности. Оно не нуждается в подстегивающих стимулах и мотивах, рождающихся из стремления убежать от своих несовершенств, от боли и агонии. Подлинные произведения искусства (в я писал о них и об их элементах, всплывающих порой даже в «нечистых» произведениях) возникают из полноты, любви и легкости.

Но такова значительная часть процесса человеческой эволюции — мы действуем и движемся, чтобы убежать и скрыться от «себя» (от того, что мы считаем собой, от того, чем мы себя заполнили). От всех наших «нужно» и «нельзя», от всех «хочу» и «не хочу», от всяких «они меня осудят», «я не оправдываю ожиданий», «меня не примут, не оценят, не полюбят».

Скажу прямее: если вас (попробуйте признаться себе в этом) подстегивает к творчеству, например, чувство, что вы не делаете то, что сделать могли бы (или должны были бы), или, скажем, стыд, вина, страх показаться слабым, желание чего-то доказать, достичь, завуалированное или явное желание похвалы и одобрения и т.д. - то и в плодах вашего творчества будет содержаться семя несвободы и горечи. Такое творение будет в основном ненастоящим, неживым, хотя, возможно, технически совершенным и мастерским. Это творчество будет исполнено боли, затхлости прошлого, отчаяния, грязи, разрушения, комплексов. Оно будет как кладбище, как труп. Даже если по форме оно окажется позитивным и «красивым». В нем не будет свежести и новизны (или почти не будет, если Спонтанность спорадически не вмешается в процесс такого творения и не трансформирует моментами грязь в красоту, боль в любовь и так далее, что, к счастью, действительно часто случается).

Обычно в корне этого смутного (а зачастую вполне отчетливого) зова сотворить что-нибудь лежит подспудное желание создать что-то именно важное, оставить значимый след в истории. По сути, это желание ограниченного временем человеческого ума «сохраниться», страх смерти, стремление к бессмертию. К тому бессмертию, которое изначально присуще Источнику ума, Богу, но не присуще уму как маленькому ограниченному инструменту, с помощью которого Бог забывает себя в конкретном индивидуальном теле, а потом заново познает.

Конечно, любой страх это тоже выражение любви - любви к жизни, неосознанное стремление к своей истинной безвременной, нетленной постоянной изначальной природе. То есть все же любое творчество это, в конечном счете, акт любви. Но в основном эта любовь проявляется через страх и спутанность. Можно сказать, что человеческое творчество (значительная его часть) - это акт тоски по изначальной любви, неосознанное стремление к любви, к вечной жизни. Стремление убежать от страхов, сбежать из ада, агония боли и страдания, мольба о прощении и позволении вернуться в потерянный рай. Поэт-песенник Егор Летов, когда его спросили, почему у него нет песен о любви, ответил: «Все мои песни о любви. Точнее о том, как плохо, когда ее нет».

Ошо неоднократно говорил, что «Бог несовершенен». В таком контексте: «Ничто не совершенно. Несовершенству присуща своя красота, потому что в несовершенстве есть жизнь. Если что-либо окажется совершенным, из него исчезнет жизнь. Жизнь может существовать лишь тогда, когда что-то остается несовершенным и нуждается в усовершенствовании. Жизнь - это стремление усовершенствовать несовершенное». Ошо, конечно же, имел в виду способность Бога к отождествлению с формой и временностью, способность играть в это, способность притворяться эволюционирующим отдельным существом. Жизнь как эволюционный процесс становления. Бог настолько совершенен, что может позволить себе даже выразить себя как несовершенное, незаконченное, движущееся, меняющееся, рождающееся и умирающее. Он всеобъемлющ и включает в себя любой потенциал, любую идею и концепцию, даже такие идеи, как «время», «страдание» и «смерть».

Большинством людей управляют эмоции, хотят они того или нет, признаются себе в этом или скрывают это от самих себя. Эмоция изначально это безличностное движение жизненной силы, энергии. Будучи воспринято «телом-умом» личностно (то есть как нечто «происходящее со мной» ), это движение принимает форму конкретного ощущения, а затем мысли-интерпретации, которая постепенно (по мере повторения похожих ситуаций) закрепляется в системе «тела-ума» как неосознаваемая ментальная установка. Ментальные установки - это такие мысли, которые стали убеждениями, причем уже неосознаваемыми, то есть они подкреплены слепой верой, и поэтому действуют подспудно и незаметно, не осознаются, а слепо принимаются как данность. Такие установки-убеждения воспроизводятся обычно вновь и вновь как только происходит что-то, хоть чем-нибудь напоминающее по составу обстоятельств о том событии, которое впервые запустило соответствующую эмоцию. И вслед за этим в теле начинает разворачиваться тот же самый химический сценарий, соответствующий данной эмоции.

Так, интерпретируя происходящее в том же самом ключе, что и когда-то в схожих обстоятельствах (даже если они совсем другие, но имеют что-то общее), мы каждый раз воплощаем в жизнь похожие жизненные условия и день за днем вновь и вновь переживаем свое прошлое. (Особенно если это связано с какой-то нежелательной эмоцией. Мы не хотим повторения того, что было пережито когда-то, но именно наше нежелание притягивает это событие, так как испытывая это нежелание, мы начинаем думать в том же самом ключе, что и тогда, то есть активируем те самые ментальные установки, которые запускают-таки именно эту нежелательную эмоцию и генерируют благоприятную среду для воспроизведения похожего события, которого мы как раз и не хотели. Уроборос.)

Словом, повторение цикла «эмоция-мысль-эмоция» постепенно и исподволь пускает в нас глубокие корни (на нейронном и клеточном уровнях), и эмоция становится частью «тела-ума», образуя очередной слой слоеного пирога под названием «личность», в центре которого - одна единственная ментальная установка, изначальная мысль-вера «я есть это тело».

Можно посмотреть и с другой стороны: отождествление Сознания с «телом-умом» - это и есть вера в реальность пережитых и переживаемых эмоций и их постоянное воспроизведение, вошедшее в привычку и ставшее характером.

Эмоции, засевшие в теле, это и есть история личности, это и есть личность как таковая, верящая в реальность этих историй и вновь и вновь и вновь переживающая и воспроизводящая эти истории. Без этих историй просто нет никакой личности.

Ключ к свободе (и в том числе к свободному, а не автоматическому творчеству) — это перестать верить в значимость этих историй, перестать считать их собой, встав надо всеми эмоциональными и психологическими состояниями и стоящими за ними ментальными установками. Перестать придавать им значение и позволить им проживаться в полной мере - без сопротивления, борьбы и отождествления как с ними, так и с той кажущейся отдельной сущностью, с которой они происходят. То есть в буквальном смысле принять их, «понести свой крест», позволив всему приходить и уходить, но не отождествляясь с этими историями (то есть не принимая эмоции и прочие энергетические движения проявленного мира как свои и себя).

Это и есть Христово «Да будет воля твоя!» - готовность даже пойти на крест, если именно это необходимо прожить как этот конкретный момент. Это даже не самопожертвование, а полное доверие, поиск Царствия Небесного прежде всех земных благ.

"Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам. Не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем: довольно для каждого дня своей заботы". (Мф. 6:24-34)

Желания и ожидания - это результат обусловленности, то есть прошлого. Они сформировались на основе «знания» о том, что такое «хорошо», а что такое «плохо».

Желания и ожидания укоренены в прошлом (которого уже нет, оно прошло) и переносят внимание в будущее (которого еще нет).

Желания и ожидания связаны с надеждой на то, что будет именно так, как ты хочешь, и верой в то, что должно быть так, как ты хочешь.

Рассуждая и ощущая на основании своих старых знаний о том, что для тебя хорошо, а что нет, ты на основании прошлого опыта генерируешь всё новые ожидания и желания и тем самым отвергаешь то, что есть, не замечаешь настоящего или споришь с ним.

Еще раз повторю: все представления о том, как ДОЛЖНО быть (каким ты должен быть, какой должна быть жизнь, каким должен быть этот момент) это результат ментальных установок из прошлого, то есть результат обусловленности. И пытаясь менять происходящее исходя из этого, пытаясь подстроить момент (саму жизнь) под свои представления и планы - это и есть ад. Спор с тем, что есть. Такое «творчество» обречено на провал.

Только не имея никаких желаний и ожиданий и вообще никаких фиксированных знаний мы возвращаемся в Царствие Небесное.

Иисус Христос «спас человечество от смерти», когда показал своим примером, что это вполне возможно для человеческого существа.

Отказываясь от плода с древа познания добра и зла. Доверяя всецело моменту, Богу, Жизни, говоря «Да будет воля твоя», смиряясь и не зная ничего, кроме того, что Есть, мы снова - Адам и Ева, и мы в раю. И даже не зная того, что есть, а просто пребывая этим, как это (то есть без сравнений, без понимания что происходит, без историй, интерпретаций и комментариев).

Но возможно ли творить из такого состояния? Да.

Когда у тебя остается только одно желание - желание «Да будет воля твоя!», все остальные желания и ожидания отпадают. Сами собой. Только одно желание остается - быть единым с Богом, с жизнью, с потоком жизни. Быть единым с Его волей. И если это оставшееся желание искренне и подлинно и за ним не стоит больше никаких попыток задним числом исполнить заодно что-нибудь еще, то такое желание немедленно удовлетворяется.

Это происходит одновременно (и уже без-временно). Все остальные желания просто теряют свою силу и власть над тобой, потому что все они исходят из обусловленности, из прошлого. Желание быть с Богом, как Бог, быть единым с Ним - если оно желается всем существом, а не на уровне только ума - оно опустошает пространство для того, что Есть, удаляя все страхи и прочие голоса и звуки прошлого. Это и есть принятие и отпускание. Не как какая-то духовная практика, не как упражнение. А как бытие. Это просто чистое не сопротивление каким-либо эмоциям, мыслям и ситуациям, которые раньше казались нежелательными. Это отсутствие борьбы с ними. В этом нет ни намека на желание того, чтобы какая-то эмоция или ситуация ушла или осталась. Это просто чистое осознавание ситуации и проживание ее полностью, без какого бы то ни было контроля, без борьбы, без оценок и сопротивления. И это и есть «Голгофа», это и есть «понести свой крест», «остаться единым с Богом», это и есть «Итака», дом, это и есть «держаться стоп Гуру», «быть как Я Есть», «оставаться пустым».

Это и есть «Да будет воля твоя!» И отсюда, из единства с Богом и его волей - течет подлинное творчество. Потому что ты становишься синхронизирован с Божьей волей, становишься пустой флейтой в руках Кришны, чистым инструментом для Его воплощения, для Его Творения, которое происходит в каждом мгновении. Он творит через тебя. Прямо сейчас, вне времени. Твои творения, твои «намерения», да и каждое твое проявление - вдохновлены Богом. И этот Ты больше не существуешь как «ты». Всё, включая тебя, становится Им.

И только тогда ты по-настоящему творишь, по-настоящему живешь и по-настоящему свободен.

исполниться

исполнюсь, исполнишься, сов. (к исполняться).

    Осуществиться, стать реальным. Желание мое исполнилось.

    кому-чему, безл. Об истечении скольких-н. лет, какого-н. срока со времени какого-н. события; о достижении какого-н. возраста. Мальчику исполнилось семь лет. Уже пять лет исполнилось с тех пор, как мой сын умер.

    чего или чем. Проникнуться, наполниться каким-н. чувством (книжн. устар.). Душа ее исполнилась радости. Исполнись волею моей. Пушкин.

Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.

исполниться

(-нюсь, -нишься, 1 и 2 л. не употр.), -нится; сов.

    Осуществиться, претвориться в дело, воплотиться в жизнь. Желание исполнилось.

    кому-чему. О возрасте, сроке: достигнуть определенного предела. Ребенку исполнился год. Исполнилось сорок лет.

    несов. исполняться (-яюсь, -яешься, 1 и 2 л. не употр.), -яется.

исполниться

Нюсь, -нишься; сов., чего или чем (устар. и книжн.). Проникнуться, наполниться каким-н. чувством. И. решимости.

несов, исполняться, -яюсь, -тешься. ИСПОЛОСОВАТЬ см. полосовать .

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

Примеры употребления слова исполниться в литературе.

Когда мне исполнилось семнадцать, я написал Джорджу Адамсону из туманной юго-восточной Англии, где я в то время просиживал в холодной замкнутости классных комнат, заканчивая опостылевшее мне на протяжении двух лет обучение.

Тебе летом исполнится тридцать семь, в адъюнктуру, правда, принимают только до тридцати шести, вступительные экзамены осенью, но в ряде случаев делают исключения, ведь речь идет всего о трех месяцах.

Они поженились, и, когда Тэнди исполнился двадцать один год, аист принес сына Эска, моего правнука.

В разгар антиалкогольной кампании одному из друзей отца, работавшего главным технологом на Медном заводе в Норильске, исполнилось пятьдесят четыре года.

Это напоминало Ленинград, каким он увидел его в 1964 году, тогда ему только исполнился сорок один год, он был чувствителен к чарам аппаратчицы с каменным лицом и в армейской гимнастерке и счастлив дышать воздухом Толстого.

И, говоря о сонме молитвенников наших, хочется сегодня вспомнить, что именно в этот день исполнилось сорок лет со дня кончины владыки митрополита Григория - великого архипастыря, исповедника, того, кто способствовал возрождению этой священной митрополии в трудные годы жизни Церкви.

Ты поймешь его, Атон, вероятно, когда тебе исполнится два раза по семь.

В то лето, когда мне исполнилось десять лет, мор поразил бальзовый лес.

Лишь когда мне исполнилось тринадцать-четырнадцать лет и наследственный скептицизм заставил усомниться в том, что священник Бартлетт действительно знает о боге решительно все, я мало-помалу начал подвергать сомнению и право дворянства на его особое положение и его необходимость для окружающего мира.

Когда же исполнилось Ивану тринадцать лет, бежал он из дома куда глаза глядят и, добравшись до Полтавы, нанялся батрачить к казаку Ивану Романову.

Но он, исполнясь силой боевою, Покамест сердце доблестное живо, Бесстрашно бьется с вражеской ордою.

Видя, как этот странный бледноликий человек, на вид совсем не старый, хотя на самом деле ему исполнилось не менее ста лет, изо всех сил пытался рассеять сложившуюся вокруг него атмосферу ненависти и страха, слишком неопределенного, чтобы распознать и назвать его причину, люди чувствовали одновременно жалость, смутное беспокойство и презрение.

Ребенку не исполнилось , пожалуй, и семи лет, и вся его сила, ненависть и любовь не могли бы нанести вреда Бранковичу, но Бранкович рассмеялся и упал как подкошенный.

Когда мне исполнилось семнадцать лет, отец решил определить меня в полк валлонской гвардии и с этой целью написал некоторым старым своим приятелям, на помощь которых мог рассчитывать.

Когда мальчику исполнилось тринадцать лет, отец взял его из Винчи в свой дом во Флоренцию.