Язык древлян. Древние народы

Древляне

Жили по течению рек Тетерев, Уж, Убороть и Свига, в Полесье и на правом берегу Днепра (современные Житомирская и запад Киевской области Украины). С востока их земли ограничивал Днепр, а с севера Припять, за которой жили дреговичи. На западе они граничили с дулебами, а на юго-западе - с тиверцами. Главным городом древлян был Искоростень на реке Уж, были и другие города - Овруч, Городск и иные, названия которых не сохранились, но археологи раскопали городища в землях древлян.

Как говорит Нестор, название их происходит от того, что они жили в лесах. Также он говорит, что еще во времена Кия у древлян было свое княжение. При этом летописец относится к ним гораздо хуже, чем к полянам. Вот что он пишет: «А древляне жили звериным обычаем, жили по-скотски: убивали друг друга, ели все нечистое, и браков у них не бывали, но умыкали девиц у воды». Однако ни археологические данные, ни другие летописи не подтверждают такой характеристики.

Племя занималось хлебопашеством, владело разными ремеслами, необходимыми для натурального хозяйства (гончарным, кузнечным, ткацким, кожевенным), люди держали домашних животных, в хозяйстве были также кони. Находки множества иноземных изделий из серебра, бронзы, стекла и сердолика указывают на международную торговлю, а отсутствие монет позволяет предположить, что торговля была меновой.

Древляне долгое время сопротивлялись включению их в состав Киевской Руси и христианизации.

По сказанию «Повести временных лет», в давние времена древляне обижали своих соседей полян; но уже князь Олег Вещий подчинил их Киеву и наложил на них дань. Они участвовали в походе Олега на Византию, после его смерти сделали попытку освободиться, но князь Игорь победил их и наложил еще большую дань.

В 945 году Игорь попытался собрать дань дважды и поплатился за это.

«В тот год сказала дружина Игорю: «Отроки Сеенельда изоделись оружием и одеждой, а мы наги. Пойдем, князь, с нами за данью, и себе добудешь, и нам». И послушал их Игорь - пошел к древлянам за данью и прибавил к прежней дани новую, и творили насилие над ними мужи его. Взяв дань, пошел он в свой город. Когда же шел он назад, - поразмыслив, сказал своей дружине: «Идите с данью домой, а я возвращусь и похожу еще». И отпустил дружину свою домой, а сам с малой частью дружины вернулся, желая большего богатства. Древляне же, услышав, что идет снова, держали совет с князем своим Малом: «Если повадится волк к овцам, то вынесет все стадо, пока не убьют его; так и этот: если не убьем его, то всех нас погубит». И послали к нему, говоря: «Зачем идешь опять? Забрал уже всю дань». И не послушал их Игорь; и древляне, выйдя из города Искоростеня, убили Игоря и дружину его, так как было их мало.

И погребен был Игорь, и есть могила его у Искоростеня в Деревской земле и до сего времени».

После этого вождь древлян Мал предпринял попытку посвататься к вдове Игоря, княгине Ольге, но та, мстя за мужа, обманом убила Мала и его сватовское посольство, заживо закопав в землю. После этого Ольга вместе с малолетним сыном Игоря Святославом пошла войной на древлян и разгромила их. Так в 946 году древляне были включены в состав Киевской Руси.

Святослав Игоревич посадил в Древлянской земле своего сына Олега. Владимир Святой, раздавая волости своим сыновьям, посадил в Древлянской земле Святослава, который был убит Святополком Окаянным.

Имя древлян последний раз встречается в летописи в 1136 год, когда их земля была подарена великим князем киевским Ярополком Владимировичем Десятинной церкви.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

Значение слова древляне

древляне в словаре кроссвордиста

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

древляне

мн. Союз восточнославянских племен в бассейне Днепра в VI-X вв., вошедший в X в. в состав Руси.

Энциклопедический словарь, 1998 г.

древляне

союз восточно-славянских племен в 6-10 вв. к северу до р. Припять, между рр. Случь и Тетерев. С кон. 9 в. данники Киевской Руси. После Древлянского восстания полностью подчинены Киеву.

Древляне

племенное объединение восточных славян, занимавшее в 6≈10 вв. территории Полесья, Правобережной Украины, западнее полян , по течению pp. Тетерев, Уж, Уборть, Ствига. На З. земли Д. доходили до р. Случь, где начиналась область волынян и бужан , на С. ≈ до территории дреговичей. Археологическими памятниками Д. являются остатки многочисленных земледельческих поселений, бескурганные могильники и курганы, укреплённые «грады» ≈ Вручий (современный Овруч), городище около г. Малин ≈ по преданию резиденция древлянского князя Мала и многие др. Главным городом Д. был Искоростень (современный Коростень) на р. Уж, где сохранилась компактная группа древних городищ. В конце 1-го тысячелетия н. э. у Д. были развиты сельское хозяйство, ремёсла. По летописи, у Д. было своё княжение; Д. воевали с полянами. В 883 киевский князь Олег обложил Д. данью, а в 907 они участвовали в составе киевских войск в походе на Византию. Киевский князь Игорь был убит Д. во время сбора дани (945). Вдова Игоря княгиня Ольга жестоко расправилась с Д., уничтожив древлянскую знать и предав огню их города. Земля Д. была обращена в киевский удел с центром в г. Вручий.

Лит.: Третьяков П. Н., Восточнославянские племена, 2 изд., М., 1953; Русанова И. П., Территория древлян по археологическим данным, «Советская археология», 1960, ╧1.

П. Н. Третьяков.

Википедия

Древляне

Древля́не - восточнославянское племя, обитавшее в украинском Полесье (гл. образом в Житомирской и на западе Киевской области).

С востока их земли ограничивал Днепр, а с севера р. Припять, за которой жили дреговичи . Окончательно вошли в состав Древнерусского государства при Ольге в 946 году.

Древляне (значения)

  • Древляне - восточнославянское племя, обитавшее к югу от реки Припяти.
  • Древляне - название полабских племён, обитавших на левом берегу реки Эльбы в её нижнем течении.

Примеры употребления слова древляне в литературе.

Я гляжу на него из Шатрища - оттуда же, откуда глядел на него некогда противник Мала, которого древляне называли князем-волком.

Словом, древляне не жили ни зверинским, ни скотским образом, и княжество их было не из отсталых, а, напротив, из передовых в Русской державе.

А все свои удачи и победы древляне столь же естественно приписывали покровительству собственного, древлянского, бога, и небесный хозяин Древлянской земли, покровитель Древлянского дома непременно должен был находиться в 980 году в стане победителей - и в составе Шестибожия Владимира.

Едет, положим, с намерением обмануть и истребить тысячи древлян, но ведь для виду-то едет, и древляне верят ей, что она едет к ним.

Но древляне - это здесь ясно видно по топографии местности - не просто преследовали Игоря, а гнались за ним с точным расчетом, все время прижимая его обратно к берегу Ужа, все время отрезая путь на Киев.

Как видно, древляне свой театр военных действий знали в совершенстве, даже ночью.

Из Шатрища Игорь не мог ускакать прямо на Киев, а смог какое-то время мчаться только по единственной дороге, которую ему древляне оставили открытой.

И политический вопрос такого масштаба дебатируют и решают, по летописи, те самые древляне , которых и до и после этого летопись изображает дремучими лесовиками, непроходимыми простофилями.

Да, в Игоревке видно, что древляне прекрасно знали свою округу, каждую излучину реки, каждое болотце, а Игорь был здесь чужаком.

Недаром древляне сумели загнать его в болото всего после нескольких верст погони.

Добавочным плюсом плана было выбранное отцом Добрыни ночное время: древляне знали свои места и в темноте, а войско Игоря - нет и в возникшей панике ничего толком разглядеть не могло.

Так вон оно, место, - говорит мне хуторянин Игоревки, - где его древляне в болото загнали.

Только глухо сказано, что древляне убили его во время вылазки из Коростеня.

Во-первых, она наглядно демонстрировала, что древлянская конституционная теория подтверждается на практике, что древляне не шутят и что если уж князь-волк заслуживает низложения и казни, то древляне постараются приговор не оставить пустыми словами.

Выдачи Святослава древляне требовали, чтобы сделать с ним, что захотят.

Восточнославянский союз племен, обитавших в бассейне верхнего и среднего течения Оки и по реке Москва. Расселение вятичей происходило с территории Днепровского левобережья или с верховьев Днестра. Субстратом вятичей являлось местное балтское население. Вятичи дольше других славянских племен сохраняли языческие верования и сопротивлялись влиянию киевских князей. Непокорность и воинственность - визитная карточка племени вятичи.

Племенной союз восточных славян 6-11 веков. Проживали на территориях нынешних Витебской, Могилёвской, Псковской, Брянской и Смоленской областей, а также восточной Латвии. Сформировались на основе пришлого славянского и местного балтского населения - Тушемлинская культура. В этногенезе кривичей участвовали остатки местных финно-угорских и балтских - эсты, ливы, латгалы - племен, которые смешались с многочисленным пришлым славянским населением. Кривичей подразделяют на две большие группы: псковскую и полоцко-смоленскую. В культуре полоцко-смоленских кривичей наряду со славянскими элементами украшений, присутствуют элементы балтского типа.

Словене ильменские - племенной союз восточных славян на территории Новгородской земли, в основном в землях около озера Ильмень, по соседству с кривичами. По свидетельству "Повести временных лет", словене ильменские вместе с кривичами, чудью и мерей участвовали в призвании варягов, которые были родственны словенам - выходцам с Балтийского Поморья. Ряд историков считает прародино словен Поднепровье, другие выводят предков ильменских словен из Балтийского Поморья, поскольку предания, верования и обычаи, тип жилищ новгородцев и полабских славян очень близки.

Дулебы - племенной союз восточных славян. Населяли территории бассейна реки Буг и правых притоков Припяти. В 10 в. объединение дулебов распалось, а их земли вошли в состав Киевской Руси.

Волыняне - восточнославянский союз племен, проживавший на территории по обоим берегам Западного Буга и у истока р. Припять. В русских летописях волыняне впервые упоминаются в 907 году. В 10 веке на землях волынян образовалось Владимиро-Волынское княжество.

Древляне - восточнославянский племенной союз, занимавший в 6-10 вв. территорию Полесья, Правобережье Днепра, западнее полян, по течению рек Тетерев, Уж, Уборт, Ствига. Ареал проживания древлян соответствует ареалу лука-райковецкой культуры. Имя древляне дано им потому, что они жили в лесах.

Дреговичи - племенной союз восточных славян. Точные границы обитания дреговичей до сих пор не установлены. По мнению ряда исследователей, в 6-9 веках дреговичи занимали территорию в срединной части бассейна реки Припять, в 11 - 12 веках южная граница их расселения проходила южнее Припяти, северо-западная - в водоразделе рек Друть и Березина, западная - в верховьях реки Неман. При заселении Беларуси, дреговичи двигались с юга на север к реке Неман, что указывает на их южное происхождение.

Полочане - славянское племя, часть племенного союза кривичей, которые жили по берегам реки Двина и ее притока Полота, от которого и получили свое название.
Центром земли полочан был город Полоцк.

Поляне - племенной союз восточных славян, обитавший на Днепре, в районе современного Киева. Само происхождение полян остается неясным, так как территория их расселения находилась на стыке нескольких археологических культур.

Радимичи - восточнославянский союз племен, обитавший в восточной части Верхнего Поднепровья, по реке Сож и ее притокам в 8-9 веках. Через земли радимичей проходили удобные речные пути, связывавшие их с Киевом. У радимичей и вятичей был схожий обряд погребения - прах хоронился в срубе - и схожие височные женские украшения (височные кольца) - семилучевые (у вятичей - семило-пастные). Археологи и лингвисты предполагают, что в создании материальной культуры радимичей участвовали и племена балтов, жившие в верховьях Днепра.

Северяне - восточнославянский союз племен, обитавших в 9-10 веках по pекам Десна, Сейм и Сула. Происхождение названия северяне имеет скифско-сарматское происхождение и возводится к иранскому слову «чёрный», что подтверждается названием города северян - Чернигов. Основным занятием северян было земледелие.

Тиверцы - восточнославянское племя, расселившееся в 9 веке в междуречье Днестра и Прута, а также Дуная, в том числе у Буджакского побережья Чёрного моря на территории современных Молдавии и Украины.

Уличи - восточнославянский союз племен, существовавший в 9 - 10 веках. Уличи жили в нижних течениях Днепра, Буга и на берегу Черного моря. Центром племенного союза был г. Пересечен. Уличи долгое время противостояли попыткам киевских князей подчинить их своей власти.

Бужане (волыняне) - племя восточных славян, обитавшее в бассейне верхнего течения Западного Буга(от которого и получили своё название); с конца XI века бужане именуются волынянами (от местности Волынь).

Волыняне -восточно-славянское племя или племенной союз, упоминающийся в Повести временных лет и в баварских летописях. В соответствии с последними,волыняне владели семидесятью крепостями в конце X века. Некоторые историки считают, что волыняне и бужане являются потомками дулебов. Их главными городами были Волынь и Владимир-Волынский . Археологические исследования указывают на то, что у волынян были развиты земледелие и многочисленные ремёсла, в том числе ковка, литьё и гончарство.
В 981 г. волыняне были подчинены киевским князем Владимиром I и вошли в состав Киевской Руси. Позже на территории волынян образовалось Галицко-Волынское княжество.

Древляне - одно из племен русских славян, жили по Припяти, Горыни, Случи и Тетереву. Имя древляне, по объяснению летописца, дано им потому, что они жили в лесах.

Из археологических раскопок в стране древлянможно заключить, что они обладали известной культурой. Прочноустановившийся обряд погребения свидетельствует о существованииопределенных религиозных представлений о загробной жизни: отсутствиеоружия в могилах свидетельствует о мирном характере племени; находкисерпов, черепков и сосудов, железных изделий, остатков тканей и кожуказывают на существование у древлян хлебопашества, промысловгончарного, кузнечного, ткацкого и кожевенного; множество костей домашних животных и шпоры указывают на скотоводство и коневодство; множество изделий из серебра, бронзы, стекла и сердолика, иноземного происхождения, указывают на существование торговли, а отсутствие монет дает повод заключать, что торговля была меновая.
Политическим центром древлян в эпоху их самостоятельности являлся город Искоростень; в позднейшую пору политический центр перешёл в город Вручий (Овруч).

Дреговичи - восточно-славянский племенной союз, обитавший между Припятью и Западной Двиной. Скорее всего название происходит от древнерусского слова дрегва или дрягва, что значит «болото».
Подименем другувитов (греч. δρονγονβίται) дреговичи известны ужеКонстантину Порфирородному как племя, подчиненное Руси. Находясь встороне от «Пути из варяг в греки», дреговичи не играли видной роли вистории Древней Руси. Летопись упоминает только, что дреговичи имели некогда свое княжение. Столицей княжества был город Туров . Подчинение дреговичей киевским князьям произошло, вероятно, очень рано. На территории дреговичей образовалось впоследствии Туровское княжество, а северо-западные земли вошли в состав княжества Полоцкого.

Дулебы (не дулёбы) - союз восточно-славянских племён на территории Западной Волыни в VI-начале X вв. В VII веке подверглись аварскому нашествию (обры). В 907 г. участвовали в походе князя Олега на Царьград. Племенной союз Дулебов распался на племена волынян и бужан и в середине X века окончательно потеряли самостоятельность, войдя в состав Древней Руси с центром в Киеве.

Кривичи - многочисленное восточно-славянское племя (племенное объединение), занимавшее в VI-X веках верховья Волги, Днепра и Западной Двины, южную часть бассейна Чудского озера и часть бассейна Немана. Иногда к кривичам причисляют и ильменских славян.

Кривичи были, вероятно,первым славянским племенем, двинувшимся из Прикарпатья на северо-восток. Ограниченные в своём распространении на северо-запад изапад, где они встретили устойчивые литовские и финские племена,кривичи распространились к северо-востоку, ассимилировав с жившими тамфиннами.
Поселясь на великом водном пути из Скандинавии в Византию -«Путь из варяг в греки» — кривичи принимали участие в торговле с Грецией; Константин Багрянородный говорит о том, что кривичи делают лодки, на которых русы ходят в Царьград. Участвовали в походах Олега и Игоря на греков как племя, подчинённое киевскому князю; в договоре кнызя Олега упоминается город кривичей Полоцк.

В эпоху образования Древнерусского государства у кривичей уже существовали политические центры: Изборск, Полоцк и Смоленск.
Считается,что последний племенной князь кривичей Рогволод вместе с сыновьями был убит в князем Владимиром Святославичем. В Ипатьевском списке кривичи упомянуты в последний раз под 1128 году, а полоцких князей называли кривичами (русскими) под 1140 г. и 1162 г. После этого кривичи больше не упоминаются в восточно-славянских летописях. Однако племенное имя кривичи ещё довольно долго употреблялось в иностранных источниках, вплоть до конца XVII века. В современном латышском языке слово krievs — означает русские, а слово Krievija — Россия.

Юго-западная, полоцкая ветвь кривичей также именуется полочанами . Вместе с дреговичами, радимичами и некоторыми балтийскими племенами эта ветвь кривичей (русские) составила основу белорусского этноса.
Северо-восточная ветвь кривичей , расселённая главным образом на территории современных Тверской, Ярославской и Костромской областей, находилась в тесном контакте с финно-угорскими племенами. Граница между территорией расселения кривичей и новгородских словен определяется археологическипо типам захоронений: длинные курганы у кривичей и сопки у словен.

Полочане - восточно-славянское племя, населявшее в IX веке земли в среднем течении Западной Двины в сегодняшней Белоруссии.
Полочане упоминаются в Повести временных лет, которая объясняет их название как живущих у реки Полота, одного из притоков Западной Двины. Кроме того,летопись утверждает, что кривичи были потомками полочан. Земли полочан распростирались от Свислочи вдоль Березины до земель дреговичей. Полочане были одним из племён, из которых позже сформировалось Полоцкое княжество. Полочане — одни из родоначальников современного белорусского народа.

Поляне (поли) - название восточных славян, поселившихся по среднему течению Днепра, на правом берегу его.
Судя по летописным известиям и новейшим археологическим исследованиям, территория земли полян перед христианской эпохой ограничивалась течением Днепра, Роси и Ирпеня; на северо-востоке она прилегала к деревской земле, на западе - к южным поселениям дреговичей, на юго-западе - к тиверцам, на юге - к уличам.

Восточнославянское племя Полян летописец определяет, как «занеже в поле седяху». Поляне резко отличались от соседних славянских племён и по нравственным свойствам, и по формам общественного быта: «Поляне бо своих отец обычаии мяху тих и кроток, и стыденье к снохам своим и к сестрам и к матерем своим…. брачные обычаи имеяху».
История застает полян уже на довольно поздней ступени политического развития: общественный строй слагается из двух элементов - общинного и княжеско-дружинного , причем первый в сильной степени подавлен последним. При обычных и древнейших занятиях славян - охоте, рыболовстве и бортничестве - у полян более чему других славян были распространены скотоводство, земледелие,«древоделие» и торговля. Велась обширная торговля не только со славянскими соседями, но и с иностранцами на Западе и Востоке: по монетным кладам видно, что торговля с Востоком началась ещё в VIII веке - прекратилась же во время усобиц удельных князей.
Сначала, около половины VIII века, платившие дань хазарам поляне , благодаря культурномуи экономическому превосходству, из оборонительного положения по отношению к соседям, скоро перешли в наступательно е; древляне, дреговичи, северяне и другие к концу IX века были уже подвластны полянам.


Поляне ранее других славянских племён приняли христианство. Центром полянской («польской») земли был Киев; другие её населенные пункты - Вышгород, Белгород на реке Ирпень (ныне село Белогородка), Звенигород, Треполь (ныне село Триполье), Василев (ныне Васильков) и прочие.
Полянами летописец называет также славянское племя на Висле , упоминаемое в последний раз в Ипатьевской летописи под 1208 году.

Земля полян с городом Киевом стала центром владений Рюриковичей с 882 г. В последний раз в летописи имя полян упоминается под 944 г., по случаю похода Игоря на греков, и заменяется, вероятно уже в конце Χ века, именем Русь (Рось) и Кияне. Со всех точек зрения объяснение как производного от древнерусского же личного имени Кый, Кий , известного также у остальных славян, особенно в более ранние времена, и как имя, прозвище человека, и как нарицательное «палка», «дубинка», «то, чем бьют» (Фасмер М. Этимологический словарь русского языка, 2-е изд. М., 1986. Т. II. С. 230; Никонов В.А. Краткий топонимический словарь. М., 1966. С. 189 – 190;). Прилагательное Кыйив — «принадлежащий Кию». с древних времён воспринималось как лестное сравнение крепкой мужской стати с дубиной, со стволом дуба.

Радимичи - наименование населения, входившего в союз восточно-славянских племён, обитавших в междуречье верхнего течения Днепра и Десны.
Около 885 радимичи вошли в состав Древнерусского государства, а в XII веке они освоили большую часть Черниговской и южную часть Смоленских земель. Название происходит от имени родоначальника племени Радима.

Северяне (правильнее- Севера) - племенной союз восточных славян, населявших территории к востоку от среднего течения Днепра, вдоль рек Десна, Сейми Сула.

Происхождение названия севера до конца не выяснено. Нназвание восходит к вышедшему из употребления древнеславянскому слову, означавшему «родственник». Объяснение от славянского слова сивер — север, несмотря на схожесть звучания, признается крайне спорным, так как севера никогда не было наиболее северным из славянских племен.

Словене (ильменские славяне) - восточно-славянское племя , жившее во второй половине первого тысячелетия в бассейне озера Ильмень и верхнего течения и составлявшее основную массу населения Новгородской земли.

Тиверцы - восточно-славянское племя, жившее между Днестром и Дунаем у побережья Чёрного моря. Впервые упоминаются в Повести временных лет в ряду с другими восточно-славянскими племенами IX века. Основным занятием тиверцев было земледелие. Тиверцы принимали участие в походах князя Олега на Царьград в 907 году, и князя Игоря в 944 году . В середине X века земли тиверцев вошли в состав Древней Руси с центром в Киеве. Потомки тиверцев на западных территориях стали частью украинского народа, а юго-западная часть тиверских племён подверглась румынизации.

Уличи - восточно-славянское племя, населявшее в период VIII-X веков земли вдоль нижнего течения Днепра, Южного Буга и побережья Чёрного моря.
Столицей уличей был город Пересечень. В первой половине X века уличи боролись за независимость от Киевской Руси, однако всё-таки были вынуждены признать её верховенство и войти в её состав. Позже уличи и соседние тиверцы были вытеснены на север прибывшими печенежскими кочевниками, где слились с волынянами. Последнее упоминание об уличах датируется летописью 970-х годов.

Хорваты - восточно-славянское плем я, жившее в окрестностях города Перемышль на реке Сан. Именовали себя белыми хорватами, в отличие от одноимённого с ними племени, жившего на Балканах. Название племени производят от древне-иранского слова — «пастух, страж скота», что может свидетельствовать о главном его занятии - скотоводстве.

Бодричи (ободриты, рароги ) -полабские славяне (нижнее течение Эльбы) в VIII-XII вв. - союз вагров, полабов, глиняков, смолян. Рарог (у датчан Рерик) – главный город бодричей. Земля Мекленбург в Восточной Германии. Глубокие древнейшие различия очевидны на всех уровнях.
По одной из версий, Рюрик - славянин из племени бодричей , внук Гостомысла, сын его дочери Умилы и бодрического князя Годослава (Годлава).

Висляне -западно-славянское племя, жившее как минимум с VII века в Малой Польше.В IX веке висляне образовали племенное государство с центрами в Кракове, Сандомире и Страдуве. В конце столетия были покорены королём Великой Моравии Святополком I и были вынуждены принять крещение. В X веке земли вислян были завоёваны полянами и включены в состав Польши.

Зличане (чешск. Zličane, польск. Zliczanie) — одно из древне-чешских племён. Заселяло территорию, прилегающую к современному г. Коуржим (Чехия). Послужило центром образования Зличанского княжества, охватившего вначале 10 в. Восточную и Южную Чехию и область племени дулебов. Главным городом княжества был Либице. Либицкие князья Славники соперничали с Прагой в борьбе за объединение Чехии. В 995 году Зличане были подчинены Пржемысловичам.

Лужичане, лужцкие сербы, сорбы (нем.Sorben), венды - коренное славянское население, проживающее на территории Нижней и Верхней Лужицы - областей, входящих в состав современной Германии. Первые поселения лужицких сербов в этих местах зафиксированы в VI веке н. э.
Лужицкий язык разделяют на верхнелужицкий и нижнелужицкий.
Словарь Брокгауза и Евфрона дает определение: «Сорбы - название вендов и вообще ». Славянская народность, населяющие ряд областей в Германии, в федеральных землях Бранденбург и Саксония.
Лужицкие сербы - одно из четырех официально признанных национальных меньшинств Германии (наряду с цыганами, фризами и датчанами). Считается, что серболужицкие корни сейчас имеют около 60 тыс. немецких граждан , из которых 20 000 живет в Нижней Лужице (Бранденбург) и 40 тыс. - в Верхней Лужице (Саксония).

Лютичи (вильцы, велеты) -союз западно-славянских племён, живших в раннем средневековье на территории нынешней восточной Германии. Центром союза лютичей было святилище «Радогост», в котором почитался бог Сварожич. Все решения принимались на большом племенном собрании, а центральная власть отсутствовала.
Лютичи возглавили славянское восстание 983 против германской колонизации земель восточнее Эльбы, в результате которого колонизация приостановилась почти на двести лет. Уже до этого Лютичи были ярыми противниками германского короля Оттона I. О его наследнике, Генрихе II, известно, что он не пытался их поработить, а наоборот переманил их деньгами и подарками на свою сторону в борьбе против Польши Болеслава Храброго.
Военные и политические успехи усилили в лютичах приверженность язычеству и языческим обычаям, что относилось и к родственным бодричам. Однако в 1050-х среди лютичей разразилась междоусобная война и изменила их положение. Союз быстро терял мощь и влияние, а после того, как центральное святилище было разрушено саксонским герцогом Лотарем в 1125, союз окончательно распался. В течение последующих десятилетий саксонские герцоги постепенно расширили свои владения на восток и покорили земли лютичей.

Поморяне, помераны - западно-славянские племена, жившие с VI века в низовьях Одрына побережье Балтийского моря. Остаётся невыясненным, существовало ли до их прихода остаточное германское население, которое они ассимилировали. В 900 году граница поморянского ареала проходила по Одре на западе, Висле на востоке и Нотечу на юге. Дали название исторической местности я.
Мешко I включил земли поморян в состав польского государства. В XI веке поморяне подняли восстание и вновь обрели независимость от Польши. В этот период их территория расширилась на запад от Одры в земли лютичей. По инициативе князя Вартислава I поморяне приняли христианство.
С 1180-х начало возрастать немецкое влияние и на земли поморян стали прибывать немецкие поселенцы. Из-за разорительных войн с датчанами поморянские феодалы приветствовали заселение опустошённых земель немцами. Со временем начался процесс германизации славянского населения Померани.

Избежавшим ассимиляции остатком древних поморян сегодня являются кашубы, н асчитывающие 300 тысяч человек.

была чужда мрачная идея посмертного возмездия. Термины Дохристианского языческого культа — святой, вера, Бог, рай, дух, душа, грех, закон — были взяты христианством. Например, слово Бог было известно ещё в скифскую эпоху, то есть за тысячу с лишним лет до крещения Руси. Новая христианская вера мудро использовала плоды культуры славянского духа и славянского слова. Отныне то, что веками и даже тысячелетиями служило старой вере, стало служить новой вере во Христа. 2018-01-22

Древляне - восточнославянский народ, племя, обитавшее на территории нынешнего Украинского и Житомирского полесья, а также Правобережной Украины по течению рек Терев, Уж и Убороть. С востока их территория ограничивалась Днепром, а с севера - Припятью, за которой жили дреговичи. Древляне стали одним из племен, которое вошло в состав Руси и дало основу современному этносу.

Происхождение древлян и жизнь до присоединения к Руси

Древляне соседствовали со многими древними племенами: с востока - с полянами, с запада - с волынями и бужанами, а на севере - с дреговичами. Предками же древлян считаются дулебы; к этой же группе - дулебской - относятся и соседние племена. Считается, что древляне получили свое название из-за того, что селились в основном в густых лесах и вели оседлый образ жизни, максимально приближенный к природе и земле. Представители этого племени жили в основном в полуземлянках. Существовало лишь несколько укрепленных камнем «градов»: например, Вручий (современный Овруч на Украине) и столица древлян - г. Искростень (современный Коростень на Украине) на реке Уж, где до сих пор сохранилось древнее городище древлян.

В период своей самостоятельности древлянам удалось создать довольно развитую племенную структуру, которую можно отнести к раннегосударственной. Согласно «Повести временных лет», древляне имели собственное княжество с единым князем во главе. В частности, в летописи упоминается некий князь Мал и содружество «лучших мужей», управляющих древлянской землей. Древлян в летописях часто сравнивали с их соседями - полянами, и это сравнение показывало древлян как довольно дикий народ, который убивает и ест животных и постоянно ведет междоусобицы. Однако современные ученые пришли к выводу, что описание, данное в летописях, не совсем соответствует действительности. Причина кроется в том, что летописцы были христианами, а древляне - язычниками, а в рамках христианской традиции это практически равносильно дикарству. Кроме того, постоянные противостояния между русскими и древлянскими князьями (как и противостояние русских с печенегами , хазарами , половцами и другими кочевниками) приводили к тому, что этот народ считался диким и воинственным.

Древляне были самостоятельным племенем на протяжении нескольких веков, с 6-го по 10-й, однако в 946 г. окончательно потеряли независимость и вошли в состав Древнерусского государства, слившись с местным населением. Существуют сведения о том, что достаточно долгое время древлянская знать (упомянутый выше князь Мал) не хотела входить в состав Древней Руси и сопротивлялась этому всеми силами. Древляне стремились отстоять свою независимость и избежать принятия христианства, которое бы незамедлительно последовало за объединением.

Древляне и Русь

В 883 г. древляне впервые попали в зависимость от Руси - Киев был захвачен князем Олегом (Вещий Олег), который заставил проживающих неподалеку древлян платить ему дань и подчиняться его законам. Чуть позднее, в 907 г., древляне даже приняли участие в известном военном походе Олега на Византию. После трагической гибели Олега древляне отказались дальше платить дань, однако князь Игорь быстро подавил зарождающееся восстание и заново покорил древлян, заставив их продолжать выплаты.

В 945 г. Игорь попытался собрать со своих подчиненных двойную дань, что сильно не понравилось древлянскому князю Малу, который и так не хотел платить русскому князю. В 946 г. произошло восстание древлян. По приказу Мала в окрестностях древлянского города Искростень был убит Игорь. Убийство древлянами Игоря послужило причиной для начала очередной войны между древлянами и русичами, которую предприняла вдова Игоря - княгиня Ольга .

Война между древлянами и княгиней Ольгой закончилась полным покорением древлян. Были разорены и сожжены их города, уничтожена столица древлянского государства - Искростень (945-946 гг.), истреблена вся древлянская знать. Народ фактически остался обезглавленным. Все земли, ранее принадлежавшие древлянам, теперь вошли в состав Древнерусского государства и были обращены в киевский удел с центром в г. Вручий, где в дальнейшем княжили Олег и Святослав .

С этого момента древляне окончательно потеряли свою самостоятельность.

Древляне в летописях

Древляне упоминались не только в русских летописях. К примеру, поход древлян на Игоря и его убийство нашли свое отражение в летописях Константинополя. Согласно этим летописям, император Иоанн неоднократно переписывался с князем Святославом и достаточно часто упоминал в своих письмах древлян и то, как они убили отца Святослава, Игоря. После похода Ольги против древлян сведения об этом народе еще некоторое время встречаются в различных летописях, но постепенно сходят на нет.

Последний раз древляне упоминаются в летописи 1136 г., когда великий князь Ярополк Владимирович подарил бывшие земли древлян Десятинной церкви. С тех пор имя древлян навсегда исчезает из истории, а сам народ окончательно сливается с русичами.