Причины ослабления папства и усиления королевской власти. Правовое положение населения: семь рангов феодалов, германское крестьянство

Налоговая и военные реформы Карла VII.

Возобновление Столетней войны.

Столетняя война. Реформы Карла V.

Усиление королевской власти в начале XIV в.

Франция в XIV-XV вв.

Лекция 10.

Конец XIII - начало XIV в. в политической истории Франции был ознаменован оформлением сословной монархии или феодальной монархии с сословным представительством. Основанием для становления новой формы государства служил процесс централизации страны и дальнейшего усиления королевской власти. Оно было связано, в частности, со значительным расширением к тому времени территории королевского домена. В начале XIV в. домен короля занимал уже 3 / 4 территории королевства. Это укрепило притязания короля на власть в качестве верховного суверена.

Для этого Филипп IV, ломая иерархию, устанавливал прямые связи с арьер-вассалами; с помощью суда и налогов включал в сферу своей политики крестьянство, зависимое от светских и церковных Феодалов.

Расширялась сфера компетенции королевского суда и Парижского парламента как высшей судебной инстанции.

В правление Филиппа IV закладываются основы государственной налоговой системы. Введенный им косвенный налог с продаваемых в стране товаров. Для пополнения казны Филипп IV не брезговал и прямым грабежом. Меняя содержание драгоценного металла в монете, он снискал себе славу фальшивомонетчика.

Филипп IV неоднократно изгонял евреев-ростовщиков из королевства, конфискуя в пользу казны их имущество и беря с них большие суммы за право вернуться в государство.

Он требовал займы у городов и, не возвращая долгов, разорял городские финансы. Это облегчало ему осуществление политики, направленной на постепенную ликвидацию коммунальных вольностей и подчинение городского управления королевскому чиновнику.

Оформление налоговой системы было тесным образом связано с реформами в армии. Смысл их заключался в замене феодального ополчения наемной армией из числа французских рыцарей и чужеземных наемников. Побуждая феодалов выкупать военную службу, король стремился создать военную организацию с жесткой дисциплиной и подчинением королю. Известным стимулом для этих реформ Филиппа IV явилась война во Фландрии.

2. Борьба с папством и возникновение Генеральных штатов . Усиление королевской власти при Филиппе IV привело к конфликту с папством. Король существенно ограничивал имущественные судебные права церкви. Непосредственным предлогом конфликта явилась налоговая политика монархии в отношении церковных земель. Противоречия между королем и церковью переросли из внутреннего вопроса в международный, так как французская церковь подчинялась римскому папе. Опережая события, Филипп IV созвал в 1302 г. Генеральные штаты, на которых были представлены духовенство, дворянство и горожане (по 2 депутата от каждого города). Заручившись поддержкой своих сторонников, особенно от городских депутатов, Филипп IV добился известной разрядки внутреннего напряжения в стране. В 1305 г. под давлением Филиппа IV на папский престол был избран французский прелат под именем Клемента V. Желая закрепить победу, Филипп IV с помощью легистов организовал судебный процесс против Ордена тамплиеров с обвинением его в ереси.



Под давлением короля Клемент V перенес свой двор в Авиньон на Роне, этой мерой открыв 70-летний период так называемого «Авиньонского пленения пап» (1309-1378), попавших под контроль французского короля.

Особенностью практики сословного представительства во Франции являлось наличие системы представительных учреждений на разном территориальном уровне: местных, провинциальных и Генеральных штатов. Генеральные штаты как составная часть системы возникли на этапе общегосударственной централизации, позже органов местного значения и некоторых провинциальных штатов.

Генеральные штаты не превратились в регулярно действующий орган. И хотя король прибегал к их созыву под давлением обстоятельств, нуждаясь в помощи, право созыва, назначение места и сроков собрания оставались его прерогативой. Король не был подчинен Генеральным штатам. Их основной функцией было решение вопроса о субсидиях. Они обсуждали и политические дела, но без формального права утверждать законы. Следовательно, их ограничительная функция по отношению к власти монарха по сравнению с английским парламентом была слабее. Это позволило центральной власти выступить инициатором созыва Генеральных штатов и, используя противоречия, как межсословные так и внутрисословные, поставить их в сильную зависимость от себя.

Особенности ленной системы, обусловленное завоеванием военно-политическое доминирование центральной власти определили становление новых полномочий короны, значительное усиление государственной позиции королевской власти .

Помимо перешедших от англосаксонской древней монархии полномочий на земельные пожалования (теперь уже свободных от согласия уитанов) и на законодательство, нормандские короли в течение XI – XII вв. закрепили за собой значительные новые права. Король стал носителем высшей военной власти: ленная милиция-ополчение находилась на положении дружины короля, он единолично определял время созыва и количество ополченцев; в этом отношении также возродились на новой основе древние права военачальника англосаксонских королей. Установилось судебное верховенство короля – не только в виде прав на собственный королевский суд, но и на определение вообще всех судей в королевстве, на пересмотр решений низовых судов, даже связанных с общинными традициями. Особенно значительным стало административно-полицейское верховенство короны: власть проводила обязательные переписи-ревизии земель и населения, запрещала или ограничивала передвижение населения в этих целях, от имени короны правонарушители брались на поруки, что освобождало их временно или навсегда от ответственности, представители короля стали принимать обязательное участие в расследовании преступлений на местах, а с XIII в. действовали следственные комиссии под началом вице-графа (назначаемого королем уполномоченного) . Появились финансовые права короны уже как организатора государственного обложения: норманны ввели прямые налоги, король имел право на особые сборы со своих вассалов, право на выкуп от воинской повинности, на таможенные сборы; дополнительные доходы короне обеспечивали поступления с королевских доменов и с общегосударственных лесов (это также было признано королевской прерогативой), от чеканки монеты. Наконец, сложилось доминирование над церковью (на место прежнего патроната англосаксонских времен): короли утверждали церковные постановления, землевладения церкви передавались только как королевские пожалования, с которых духовенство обязано было нести военную службу и иные повинности.

При первых нормандских королях возродились феодальные собрания (сходки уитанов), однако они стали нерегулярными и более многочисленными (на одном из собраний XI в. присутствовали все землевладельцы Англии – до 60 тыс. чел.), значениеих для власти было невелико. Несравненно большую роль стал играть королевский двор (curia regis). Здесь был истинный центр военного, судебного, полицейского, финансового и церковного верховенства в стране, при том что его институализация была еще слаба. Двор существовал и как собрание приближенных королю вассалов, как придворные съезды (считалось, что законы страны могут меняться только при согласии представителей страны); с XII в. непериодически действует Общий совет короля в составе 20 – 36 его ближайших слуг и управителей. Двор к середине XII в. стал и административным центральным органом страны. Единственным стабильным учреждением в его составе пока было только казначейство из двух отделений: Счетного и Приемного. Размещалось казначейство в особой зале Вестминстерского дворца. Его возглавлял постоянный казначей, в распоряжении которого были профессиональные чиновники. При дворе действовали особые судебные комиссии, где вершилось королевское правосудие. Наконец, из поручений лицам королевского двора постепенно стали складываться особые функции управления – одновременно и дворцового, и общегосударственного. Среди таких лиц первое место принадлежало генеральному наместнику, или юстициарию всей Англии. Делами двора ведали сенешал и майордом, возникли и другие придворные чины и ранги. Королевским хозяйством управлял лорд 1-й камергер. Командование постоянной частью войска вручалось коннетаблю; помимо этого, был и титул маршала Англии. Дипломатическими и особыми административными делами руководил канцлер – обычно из числа духовных лиц. Периодически возникали и исчезали другие должностные лица или учреждения (например, Палата «шахматной доски» в XII в. для сбора доходов), административные полномочия которых также вытекали главным образом из домениальных прав короля. Многие должности и учреждения вели свое происхождение от Франкской монархии и Нормандского герцогства. Центральной власти было подчинено и местное управление. Должность элдормена (эрла) превратилась в верховное наместничество или военный ранг. Основная тяжесть управления на местах (в графствах) перешла к вице-графу, или шерифу; он был и военным управляющим короля, и председателем местной юстиции, и полицейским должностным лицом, и управляющим домениальными владениями.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Всеобщая история государства и права

На сайте сайт читайте: всеобщая история государства и права. о а омельченко..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Омельченко О.А
Всеобщая история государства и права: Учебник в 2 т. Издание третье, исправленное. Т. 1–М.: ТОН – Остожье, 2000. – 528 с. ISBN 5-86095-221-Х Третье издание

Предмет и научные задачи истории государства и права
Предмет истории государства и права. История государства и права не составляет особую и самостоятельную науку, по своему научному содержанию и задачам она

Историческое в праве
Историческое начало, неразрывная связь с прошедшим своим состоянием, заключено в основном свойстве права и юридических установлений. Задача права в обществе – обеспечить стабильное его существовани

Методология истории права
Как общественная наука, история государства и права описывает, исследует и осмысляет исторический процесс развития права и юридических институтов, следуя общим методологическим правилам, установивш

Системы права
Сравнительно-исторический метод позволил открыть в том числе некоторые устойчивые внутренние взаимосвязи юридических институтов разных народов, характеризующихся общностью цивилизационного и культу

Периодизация истории государства и права
Важный элемент любой исторической дисциплины, периодизация по-особому значительна в истории права. История государства и права менее всего событийна, это история принципов и установлений, т.е. по п

Зарождение историко-юридических знаний
Попытки познать, объяснить причины исторических перемен в политическом строе и праве начинаются с рождением исторических и политических знаний в истории мировой культуры. Это не были еще законченно

Начало научной истории права и государства
На исходе XVII в. немецкий философ Г. Лейбницв трактате «Новый метод изучения и обучения юриспруденции» (1667) сформулировал новые задачи общего изучения истории права: они заключа

Историческая школа права
Воззрения целой плеяды ученых Западной Европы, главным образом Германии, объединяемых названием исторической школы права, вернее было бы определить школой исторического права(в соп

Развитие научной истории государства и права в XIX в
С оживлением внимания к национальным историям правового развития, историческому изучению права древних народов, прежде всего Древнего Рима, в науке Европы развернулась специальная работа по критиче

Социологическое направление историографии
В первой половине XIX в. под влиянием общей исторической науки и быстро развивающейся тогда политической экономии в историографии государства и права сформировался новый подход к оценке закономерно

Сравнительно-историческая школа
Развитие в середине XIX в. науки социологии, а затем появление сравнительно-исторического метода (см. § 1) изменили исследовательские задачи историографии всеобщей истории права. Правоведы и истори

Изучение истории государства и права в России
В дореволюционной России всеобщая историография государства и права существовала по преимуществу в виде двух параллельных дисциплин: сравнительного (или сравнительно-исторического) государствоведен

Современное состояние историографии
В современной, прежде всего западной историографии государства и права трудно выделить какие-либо внутренне направления; невозможны из-за обширности накопленного за два века исторического материала

Проблема возникновения государства и права
Происхождение государства и права в обществе – вопрос более философский, чем исторический. Научные ответы на него зависят от того, какое в целом социальное значение приписывают праву и государствен

Формирование политико-правового сообщества
Упрощенно исходной основой формирования государства и права следует считать человеческий коллектив с устоявшимися социально-культурными связями в нем; коллектив этот должен быть исторически длитель

Протогосударство – чифдом
На следующей, 5-й стадииэволюции этнической общности надобщинные властные структуры приобретают вид протогосударства (прототипа государства, еще не государства по форме, но уже исп

Раннее государство
Раннее государство составляет заключительную, 6-ю стадиюэволюции этнической общности. Развитие государственной организации приводит к отчетливому политико-географи

Образование «номовых» государств
С начала IV тыс. до н. э. общинный строй шумеров двигался в направлении формирования протогосударств: в общине уже выделились лица с неодинаковыми ритуальными и материальными преимуществами по свое

Эволюция раннемонархического государства
В середине III тыс. до н.э. Двуречье заселяется новыми, семитскими по происхождению народами. Лидер одного из новых городов Саргон в конце XXIV в. постепенно подчинил своей власти весь Шумер, центр

Организация государственной администрации
Законченная самостоятельная административная система сложилась в Вавилонском государстве в т.н. старовавилонский период (династия Хаммурапи) и возродилась, с некоторыми изменениями, в периоды средн

Основные этапы государственной истории
Земледельческие племена, положившие начало египетской цивилизации (многим обязанной в своих особенностях реке Нилу), появились в Египте в IV тыс. до н. э. в ходе той же волны заселения Ближнего Вос

Система государственной администрации
Основы древнеегипетской государственной организации сложились уже в Древнем царстве и в дальнейшем остались почти неизменными. Центральными институтами этой организации были царская власть и особая

Военная организация
Еще одной особенностью древнеегипетской государственной системы было раннее обособление и сильное развитие военной организации. Номинально верховным руководителем войска был фараон, но уже с самой

Суд и законы
Египетский суд был значительно обособлен в своей организации, и это было также важной чертой всего государственного строя. Юстиция в целом основывалась на двух принципах: 1) незыблемое хранение при

Становление и эволюция Ассирийского государства
На рубеже III – II тыс. до н. э. в Верхней Месопотамии, по среднему течению р. Тигр, выделился город-протогосударство Ашшур. Вначале Ашшур входил в сферу политического господства в

Организация власти
Главой Ассирийской державы считался царь, уже в период первой державы порвавший всякую политическую связь с городской или общинной организацией. Способствовало этому то, что новые правители государ

Государственность в Древней Индии
Цивилизация Древней Индии представляет другой, в сравнении с Ближним Востоком, социальный и культурный мир. Однако формирование государственности следовало тем же историческим стадиям и только было

Древнейшие государственно-политические объединения
В III – начале II тыс. до н. э. в долине реки Инд неизвестные пока народы образовали первые на территории Индии очаги цивилизации. Эти цивилизации были городскими (Мохенджо-Даро, Хараппа) и, очевид

Государственная организация державы Маурьев
В эпоху Маурьев индийская государственность, сохранив общие ведические традиции, значительно продвинулась по пути усиления монархии; древние институты родоплеменного самоуправления или исчезли, или

Социально-правовой строй
Особый характер древнеиндийской патриархальной общины сделал ее не только важнейшей ячейкой экономического и социального строя эпохи Маурьев, но и частью государственно-политической организации. В

Принципы государственного правления
Создать прочное государство в обществе столь разных социальных интересов было непростой задачей. Индийская монархия Маурьев пыталась решить ее через особую политику дхармы – социального благочестия

Государства Древнего Китая
Древнекитайская земледельческая цивилизация возникает в VI – V тыс. до н. э. в бассейне реки Хуанхе. Общие, еще более древние корни связывают китайскую цивилизацию с ближневосточными. Но с этого вр

Формирование китайской государственности
С рубежа III – II тыс. до н. э. земледельческие общинные объединения сложившиеся на востоке Китая по среднему течению реки Хуанхе, начали формироваться в первые протогосударства. В начале II тыс. д

Власть и управление в империи Цинь
В империи Цинь власть вана трансформировалась в императорскую. Правитель выбрал для себя новый титул – хуанди, который означал претензию на исключительный статус и небывалые ранее полномочия. Власт

Доктрина легизма
С самой древности в государственной организации Китая большую, нежели где бы то ни было на Востоке, роль играла особая государственная идея. Иногда вся политика правителей и страны была подчинена о

Монархия и деспотизм
Становление ранней государственности на Древнем Востоке проходило в целом по единому историческому пути: итогом его было формирование практически у всех народов неограниченной единоличной власти в

Особенности исторического происхождения
Древневосточная монархия была в истории первым типом государственности и первой формой монархии. Ее даже нельзя характеризовать как вполне монархию в позднейшем смысле – настолько отлична она по св

Полномочия монарха
Государственно-правовое положение и содержание власти древневосточного правителя никак не были связаны с отождествлением монарха с государством вообще: правитель занимал свое место среди других тра

Образ идеального правителя
Своеобразие положения и полномочий древневосточного монарха явственно выразилось в представлении об идеальном правителе. Монарх должен быть личностью особого рода со всем набором добродетелей, кото

Древнейшее законодательство Месопотамии
Начало исторического (не мифического) законодательства на Ближнем Востоке относится ко времени еще древнешумерийских протогосударств. Законы Уруинимгины (конец XXIV в. до н. э.)– с

Законы Хаммурапи: система и принципы
Именно стремлению зафиксировать различные нововведения в правление царя Хаммурапи и обязаны своим появлением Законы Хаммурапи (XVIII в. до н. э.). Свод судебных правил был записан

Социально-правовой строй
Законы Хаммурапи исходили из того, что люди не одинаковы по своим юридическим возможностям, по своим правам и обязанностям по отношению к государству и друг к другу. В праве или подразумевалось так

Брачно-семейное право
Общими для всех сословий были требования брачно-семейных законов. Общие условия заключения брака, порядок сопровождавших брак церемоний здесь не регулировались: по-видимому, в этом отношении беспре

Торговое и обязательственное право
Поскольку исторически древневавилонские правители с эпохи ранних государств были наделены правами и обязанностью регулировать торговые отношения, в законах Хаммурапи устанавливались правила разбора

Преступления и наказания
Уголовное право по законам Хаммурапи основывало свои требования на двух принципах: а) наказуемо то, что нарушает установленный традицией порядок; б) наказуемо то, что причинило ущерб личности челов

Древнееврейское право
Древнейшее право еврейского народа заняло исключительное место в мировой правовой истории. Записанные в священных книгах Библии, общие законы и конкретные правила, сложившиеся в разные периоды дого

Древнееврейская государственность
Еврейские кочевые племена появились на землях исторической Палестины в начале II тыс. до н. э., выйдя из-за р. Евфрат. Примерно в XIII - XII вв. до н. э., в период временного ослабления влияния Еги


Начало древнееврейского права относится ко времени полулегендарного пророка Моисея (XIII в. до н. э.), с именем которого связывается начало освоения евреями Палестины, составление

Законодательство Моисея
Древние правила, приписанные в Библии пророку Моисею, устанавливали организацию древнееврейского общества на строго и узконациональном начале. Еврейская община формировалась как замкнутый социальны

Семейно-брачное право
В религиозно-правовой традиции древних евреев семья занимала значительно большее место в общем укладе, чем это было привычно для других народов Ближнего Востока. Хранение семейных устоев предопреде

Имущество и обязательства в праве
В связи со значительным влиянием на право религиозно-патриархальных начал имущественные собственнические отношения были развиты слабо. Земельные владения евреев были не вполне законченной семейной

Уголовное право и суд
На принципы древнееврейского уголовного права в наибольшей степени повлияли требования и предписания религии и ветхозаветных заповедей. Многие – и все важнейшие – преступления древнего права наказы

Протогосударства Крито-Микенского мира
Древнейшая в Европе цивилизация сформировалась на о-ве Крит в первой половине II тыс. до н. э. Около двух столетий длившаяся война между отдельными племенами, населявшими остров уже более полутысяч

Дорийское завоевание: начало нового строя
На рубеже XIII – XII вв. до н. э. на территорию Эллады с севера вторгаются племена завоевателей другой этнической принадлежности – дорийцы. Это вторжение, продолжавшееся до XI в. до н. э., окончате

Становление полисной организации
К рубежу IX – VIII вв. до н. э. обновившееся дорийско-эллинское общество вступило в новый этап своей истории. Повсеместно поселения отдельных племен под влиянием внешних факторов и подчиняясь тягот

Становление Спартанского государства
Спарта была более чистым и непосредственным историческим результатом дорийского завоевания, чем другие греческие полисы. Захватывая в IX в. до н. э. юг Эллады, дорийцы в большей степени не ассимили

Реформы Ликурга
На пути создания государственности Спарта выработала свою систему, отличную от типовой для остальной Эллады тирании. Аристократия не была низвергнута, а народному правлению был придан особый строй,

Организация власти и управления
Система власти и управления в Спарте была основана на своеобразном сочетании традиционных институтов эпохи протогосударства с принципом нового народовластия. Основным органом в Спарте была герусия

Становление Афинского полиса
Аттическая область была захвачена группой ионических племен в ходе общего дорийского завоевания, которые, ассимилировав древнюю эгейскую цивилизацию, установили более соседские отношения с подчинен

Реформы Солона
Выходец из землевладельческой знати, известный к тому времени военачальник и поэт Солон (640-560 гг. до н. э.) был приглашен на должность архонта в 594 г., с тем чтобы провести цел

Демократическое государство Древних Афин
К концу VI в. до н. э. в Афинском полисе сложилась завершенная государственная организация, построенная на прямом участии основной массы полноправных и свободных граждан в реализации государственно

Становление демократической системы
Принципы будущей демократической организации были заложены во второй половине VI в. до н. э. и в целом не менялись до периода политического упадка Афин в конце IV в. до н. э. Однако общая система и

Органы прямого народовластия
Важнейшим и отличительным принципом афинской демократии в целом была организация органов власти на основе прямого народоправства, в котором участвовали безусловно все граждане. Главные полномочия б

Должностные лица
Еще одним принципом афинской демократии была жесткая подчиненность должностных лиц полиса органам народовластия. Все должностные лица (магистраты) не обладали собственной, хотя бы на основе законов

Финансовая система
Политическая мощь Афин основывалась в том числе на весьма развитой финансовой системе, которая впервые здесь обрела значение особой отрасли государственного управления. Узаконенной обязанн

Суды в системе народовластия
Афинская демократия воплощалась народовластия не только в собственно политическом народовластии. На основе прямого волеизъявления народа-демоса строилась и судебная система государства. Ва

Деформация Афинской демократии
Неудачная для Афин Пелопоннесская война со Спартой (431 – 404 гг. до н. э.) не только положила начало медленной, но неуклонной деформации государственных институтов афинской демократии, но и стала

Полис и демократия
Само слово демократия (demokrateia – правление демоса) было неизвестно в период расцвета тех принципов и учреждений, которые связываются с ним. Демократиейстал обозначать определен

Правовая политика и законодательство афинской демократии
Социально-правовой строй. В социальном отношении греческая демократия основывалась на глубинном неравенстве населения, и полисный строй не только допускал, но и прямо предп

Семейный уклад
Статус афинского гражданина был неразрывен с особым положением семье. И афинское право, и традиционный уклад (последнее в большей степени) поддерживали сохранение патриархальной власти отца семейст

Регулирование имущественных и торговых отношений
Несмотря на высокое развитие торговой экономики, коммерческих связей в афинском обществе, политика демократии (возможно, именно потому, что стремилась удовлетворить социальный интерес большинств

Развитие законодательства
Афинское право сложилось в значительной степени на основании традиций, правовых обычаев и только потом уже законодательства. Законы далеко не охватывали все области имущественных или межличностных

Закон и право
Особенности содержания афинских законов,их сосредоточенность на своего рода общинно-полисных ценностях имели своим основанием особое, неполитическое общее понимание Закона и Права. Закон служит не

Государство и право эллинистического мира
В первой половине IV в до н. э. государства Эллады вступили в полосу длительного социального кризиса. Кризисное состояние обнаружила и сама полисная государственная организация: в ее рамках оказало

Образование Македонской державы
С середины IV в. до н. э. основную роль в Элладе и во всем Восточном Средиземноморье начало играть Македонское государство, образовавшееся на севере Балканского полуострова. Перехо

Государственный строй империи
В государственно-политическом отношении сложившаяся только за счет военных удач македонской армии держава представляла собой империю, объединившую под единой государственной властью самые разные на

Государства эллинистического мира. Распад империи
Несмотря на сильную централизованную власть, Македонская держава не представляла полностью унифицированного государства. Это была также одна из особенностей (а скорее, необходимая по своей политиче

Греко-египетское право
Влияние эллинизма, расцвет в птолемеевском Египте торговых отношений совершенно особое воздействие оказали на судебную и правовую систему Египетской монархии. Там сформировалось в итоге особое соче

Становление римского полиса
Древняя Италия, история которой на протяжении более тысячи лет, начиная с сер. I тыс. до н. э., будет связана с Римским государством, в предыдущий период представляла калейдоскоп этнически разных н

Военно-родовой строй
Единый римской народ (Populus Romanus) составился вначале из двух племен – рамнов (латинян) и тициев (сабинян); оба называли себя также квиритами (Quirites), что имело уже и политическое значение.


Организацию власти в ранний, так называемый царский период (VIII-VI вв. до н. э.) истории Рима еще нельзя назвать вполне государственной. В ней совмещались особый военно-родовой ук

Переход к военно-республиканскому строю
Второй этап (VI – нач. IV в. до н. э.) становления государственности Рима вобрал в себя процессы распада прежнего военно-родового уклада и формирования на месте царской власти новы

Борьба патрициев и плебеев
Со времени образования римского полиса свободное население города устойчиво подразделялось на два слоя – патрициев и плебеев. Происхождение этого разделения. исторически не прояснено. Однако очевид

От полиса к империи
Конец IV – начало III в. до н. э. в истории Рима был важнейшим рубежом. Во-первых, к этому времени завершилось государственно-политическое становление римского полиса, и римская государств

Народные собрания
Верховенство народа как коллективного правителя государства было закреплено в верховных политических, в основном законодательных правах народных собраний. В свою очередь и собрания

Система магистратур
Исполнительная власть в республике находилась в руках должностных лиц – магистратов. Римские магистраты не были ни восточными чиновниками, ни выборными управителями по греческому о

Римская армия
Военная организация республики основывалась на всеобщей воинской повинности. Граждане с 17 до 46 лет обязаны были согласно своей росписи по центуриям присутствовать на смотрах или выступать в поход

Идеал смешанного правления
Строй Римской республики отличался несколькими важными свойствами, которые закрепили совершенно особый политический уровень взаимодействия общественных интересов гражданина с интересами всего сообщ

Кризис республики и становление монархии
С конца II в. до н. э. Римская республика вступила в исторический период общественно-политических кризисов и военных конфликтов. Борьба за землю, которую постоянно – то легальными способами, то пут

Государственная организация принципата
Государственный строй принципата представлял переходный тип – своего рода диархию, двоевластие. Власть была юридически и фактически поделена между императором-принцепсом (полномочия и роль в госуда

Переход к новым формам монархии
К концу II в. Римская империя достигла зенита своего могущества в новых условиях. Территориально государство разрослось почти до пределов, за которыми начинается потеря реальной управляемости и фак

Система управления при доминате
Новая монархия отличалась прежде всего новым представлением о содержании власти и полномочиях властителя. Монарх получил новый титул – Dominus Noster (Государь наш), были отставлены как ненужные (п

Провинциальная организация империи
Особая система местного, провинциального управления стала формироваться в Римской империи еще в период республики. При монархии она стала существенной частью государственной органи

Военная организация империи
Военная организация Римской республики основывалась на принципе обязательной и всеобщей воинской повинности граждан (см.§ 14). Право служить в армии – и, следовательно, возможность рассчитывать на

Эволюция социально-правового строя Древнего Рима
На протяжении всей истории древнеримского общества основой его социального строя было правовое неравенство населения. Критерии такого неравенства были различными: пол, возраст, состояние свободы ил

Римское гражданство
Институт римского гражданства исторически вырос из родовой организации римской общины периода формирования государственности. И долгие века особенности этой организации продолжали сказываться на пр

Гражданство и сословия
Римские граждане в главном были едины в своем правовом положении. Однако со временем, начиная с периода республики, традиционная принадлежность к слоям наиболее богатых граждан (и потому, в соответ

Неполноправные категории жителей
Состояние римского гражданства было – для общества, которое охватывалось римским государством – как бы идеалом полноты политических и гражданских возможностей жителя. Стремление к этому состоянию с

Несвободное население
В наибольшей степени отличались от римских граждан и от других категорий населения по своему правовому положению рабы (servi). Наличие значительной прослойки рабов было характерно

Священное право и царские законы
Начало формирования римского права относится еще к догосударственному периоду истории Рима (VIII – VI вв. до н. э.). Правовые порядки в условиях становления полисной государственности были неразрыв

Законы XII Таблиц: создание и общие начала
Древнейшие законы царского периода в главном были направлены на всемерное закрепление институтов кланово-родового строя с присущей ему особой властью главы семейства или рода, а также с признанием

Основы общественно-юридического быта
Суд в древнейшем праве еще недалеко стоял от традиционной для догосударственных юридических порядков саморасправы обиженного или заинтересованного лица. В случае особо злостных посягательств на чуж

Имущественные (вещные) права
В древних законах индивидуальное обладание вещами было подчинено общественным интересам настолько сильно, что большинство конкретных предписаний посвящалось не тому, что можно делать с вещами, а мн

Обязательственное право
Такими же своеобразными институтами, отразившими семейно-родовой юридический быт, характеризовалось и обязательственное право в Законах XII Таблиц. Традиционно для древнего права, обязател

Развитие гражданского судопроизводства и юстиции Древнего Рима
Судопроизводство в Древнем Риме, в особенности по рассмотрению частных споров граждан, связанных сих положением, семейными, имущественными и коммерческими делами, никогда не предста


В первые века государственности римская юстиция была основана на институтах, унаследованных от догосударственных судов. Судопроизводство всецело находилось в руках жрецов-понтификов, и только в оче

Преторская юстиция. Формулярное судопроизводство
С сер. IV в. до н. э. основная роль в организации судопроизводства по частным искам в Риме переходит к претору (должность учреждена в 366 г. в качестве помощника консула для решения внутригородских

Римская юриспруденция
Рождение новых форм судопроизводства, менее заформализованных и предоставлявших известный простор и суду, и спорящим сторонам, вызвал к жизни новое явление юридической культуры – практическую, а за

Юстиция периода империи. Когниционное судопроизводство
С видоизменением всей системы власти и управления в эпоху империи изменились и судебные институты. Реформировались судебные полномочия прежних магистратов, стали утрачивать значение прежние формали

Система римского права
С развитием преторского права, и особенно юриспруденции, римское право из хаоса исторических законов и традиций стало превращаться в стройную систему. Уходил в прошлое надобщественный характер свящ

Брачно-семейное право
В раннем римском праве брак был в значительной степени обусловлен началами родового быта и священных законов. Ни о каком, даже приблизительном, равенстве ни супругов, ни вообще членов семьи в праве

Имущественные (вещные) права
Права в отношении имуществ (которые традиционно разделялись на вещи божественного и человеческого права, на общественные и допускавшие индивидуальное обладание, на требующие и не требующие манципац

Обязательственное право
В раннем римском праве обязательственные отношения основывались главным образом на последствиях причинения ущерба одним лицом другому –деликтах. Традиционно они мало отличались от

Развитие уголовной юстиции и уголовного права в Древнем Риме
Уголовное право и уголовная юстиция Древнего Рима развивались собственным путем, практически не взаимодействуя с переменами, происходившими в сфере частного права и общего судопроизводства. Во мног

Становление уголовного права
В древнейший период назначения наказаний за действия, расцениваемые как преступные, было в руках высших магистратов и верховных жрецов. Основными полномочиями обладал царь, который председательство

Формирование специальных уголовных судов
Развитие римского уголовного права, превращение его в целостную систему было неразрывно с новой организацией уголовной юстиции. Основой этой новой организации стали специальные суды – постоянные ко

Процесс в суде присяжных
Другим свойством римского уголовного процесса было то, что обвинение по любому делу должно исходить только от римского гражданина, а не от должностного лица, – обвинение было частным. Для начала су

Уголовная юстиция в империи
Номинально суд постоянных комиссий продолжал существовать до начала III в. Но уже в период принципата он начал вытесняться новым порядком судопроизводства. При императоре Августе окончательно исчез

Начало систематизации права
Многообразие источников, на которых основывалось римское право в период империи, создавало немалые трудности для правоприменения. Старые законы республиканской эпохи, магистратское право (воплощенн

Разработка Свода Юстиниана
С падением в конце V в. Западной Римской империи хранителем традиции римского права осталась Византия (см. § 40). В период правления императора Юстиниана (527 – 565 гг.) там были предприняты важные

Corpus juris civilis
В завершенном виде Свод Юстиниана составили три разные по объему, по принципам составленияи, отчасти, по характеру рассмотренных в них вопросов части: Институции, Дигесты и Кодекс.

Право и Закон в римской юриспруденции
Одним из важнейших приобретений правовой мировой культуры, отраженным в Своде, стала идея о естественном праве, которое предпослано тому, что запечатлено в государственных законах и в действиях юст

Предгосударственный строй германских племен
В первой половине I тыс. на территории Западной Европы исторически заявили о себегерманские племена.Они постепенно распространились из своей прародины (междуречья Рейна и Одера) по

Вестготское королевство
Собственное государство у одной из наиболее мощных восточных ветвей германцев – вестготов – образовалось еще до окончательного краха Западной Римской империи. Вытесненные в конце I

Остготское королевство
Другая часть восточногерманской ветви племен – остготы– после недолгого федеративного союза с Восточно-Римской империей образовала собственное государство в Италии. Территория

Франкское государство Меровингов
В конце V в. в Северной Галлии (современная Бельгия и Северная Франция) сложилось раннее государство франков – наиболее мощного союза северных германских племен. Франки вошли в соприкосновение с Ри

Формирование нового государства
С конца VII в. формирование государства у франков началось практически заново, и пошло оно другим политическим путем. Хотя сложившийся аппарат королевского двора и королевского управления создавал

Государственная организация империи
Общеполитический процесс укрепления новой монархии закономерно отразился на формировании качественно новой государственной организации. Путями этого формирования стали, во-первых, многократное усил

Законодательство империи
Усиление государственных институтов и влияния власти на общественную жизнь сопровождалось возрастанием роли законодательства. Только за годы правления Карла Великого было издано около 200 к

Распад Франкской империи
Несмотря на усиление королевской власти Каролингов и рост значения централизованного управления, государственно-политическое единство империи было условным. Со смертью Карла Великого и переходом вл

Раннефеодальная государственность
Варварские королевства, которые сложились в Европе во второй половине I тыс. главным образом благодаря политическому становлению германских народов, были различными по территориям и существовали ве

Оформление писаного права германских народов
В эпоху варварских королевств регулирование отношений внутри германских племен строилось, помимо королевского законодательства, на обычном праве. Основы общественно-юридического быта германских нар

Общественно-юридический быт
Общество Салического закона (и в большинстве других варварских правд) как бы совмещало в себе два уклада: один – архаический, общинно-родовой с установкой на привычное социальное равенство и родово

Судебное право
Варварские правды, равно как и королевское законодательство, существовали в пространстве традиционной, пришедшей из догосударственных времен судебной организации. Судебные установления практически

Преступления и наказания
Салический закон, как большинство иных варварских правд, был прежде всего сводом уголовных наказаний. Наказание по варварскому праву преследовало двоякую цель, что соответствовало двойному характер

Социальная сущность феодализма
В эпоху существования варварских государств у большинства европейских народов завершилось формирование нового социально-правового строя – феодализма. Большая или меньшая степень ис

Вотчинный уклад и новые виды зависимости
Основа аграрного порядка будущего феодализма – вотчина-поместье (имея в виду не только территориальную единицу, но и всю совокупность производственных и непроизводственных отношени

Коммендация. Ранние формы пожалований
Другие правовые формы приобретал процесс втягивания в правовую орбиту крепнущей феодальной вотчины свободного населения и зависевших поначалу только от государства общин. Крупное поместье-

Феодальный иммунитет
Вообще само понятие иммунитета и связанных сним правовых реалий принадлежит еще Римской империи – от лат. immunitas (свобода от munitas – повинностей). Такой свободой наделялись, во-первых, императ

Вассалитет
Рождение вассальных отношений также произошло в социально-правовом строе Франкской империи. Одним из самых древних известных вассалитетов считается факт отдачи в покровительство королю франков герц

Образование варварских королевств
Коренное население Британии – бритты (кельты) – к началу I тыс. находилось под господством Римской империи. Разрозненные племена переживали стадию формирования у них надобщинной администрации. Вклю

Начало феодализации общества
До VII в. сформировавшееся в итоге завоевания германо-кельтское общество было слабо дифференцировано. Наряду со свободными общинниками древние законы упоминали полусвободное население и рабов – что

Ранняя государственная организация
По своей внутренней организации Англосаксонское государство было в целом родственно варварским королевствам континентальной Европы: государственно-политические отношения сосредотачивались в институ

Англосаксонские законы
Ранние законы – древнейшие записи правовых обычаев – возникли у англосаксов еще на стадии протогосударства, что было вполне типичным для варварских правд. В отличие от континентальной Европы появле

Датское завоевание
С конца VIII в. Англосаксонское государство начало испытывать опустошительные набеги норманнов-датчан. Северо-восток страны уже в IX в. был в значительной степени под их властью, датчане ввели там

Образование новой монархии
Началом нового английского государства сталонормандское завоевание Британииво второй половине XI в. В 1066 г, нормандский герцог Вильгельм (Сев. Франция) во главе

Реформы Генриха II
Росту значения королевской власти, и одновременно централизованного государственного суда и управления, способствовали преобразования, предпринятые в годы правления короля Генриха II (1154

Сословный строй
В период ленной монархии завершилось оформление нового сословного строя английского общества. Как и начальная, англосаксонская, она была основана на феодальной военно-служебной иерархии и взаимосвя

Великая хартия вольностей
Усиление централизаторских устремлений короны противоречило сословной обособленности английского общества, в особенности социальной позиции духовных и светских пэров. Случайное ослабление королевск

Изменения системы власти и управления
Политическое ослабление королевской власти и юридическое закрепление привилегий сословий, прежде всего магнатов, вызвали к жизни новые установления и учреждения в государстве. Эти установления выра

Политическая централизация
В 1485 г., после завершения гражданской войны «Алой и Белой роз» (по гербам соперничавших за престол герцогских домов), в государственной истории Англии начался новый период – политической централи

Абсолютизм и церковь
Одним из важных путей укрепления королевского абсолютизма стало реформирование церковной организации в Англии. Поводом к нему явились противоречия короля с римской курией по поводу предполагавшегос

Королевская администрация
Утверждение абсолютизма было взаимосвязано с оформлением новой государственной администрации. В ней главное место заняли министры двора, королевские управляющие, различные инспектора. В результате

Политическая доктрина абсолютизма
Стремления к нарочитому, даже вопреки реальности, сосуществованию разных политических институтов в государстве, усиление абсолютизма короны в особенности проявились с началом правленияСтюар

Возникновение парламента
В период сословной монархии в Англии сложилось учреждение, которое стало неотъемлемой и со временем все более значительной частью государственной организации страны – представительный парла

Состав парламента. Начало избирательного права
Жестких правовых принципов организации сословного представительства до XVII в. не существовало, и они только вырабатывались. Созыв парламента и его организация были в большей степени делом усмотрен

Компетенция парламента
Полномочия парламента в государственных делах сложились также не единовременно. Некоторые закрепились за парламентом по традиции, в силу политического равновесия времен сословной монархии. Некоторы

Корона и парламент
Политические реальные взаимоотношения короны и сословного представительства составляли не менее важную сторону общего статуса английского парламента, чем отдельные закрепления его прав королевскими

Становление Французского королевства
Формирование самостоятельного Французского государства не было единовременно. Оно заняло почти два века – от формального распада империи Каролингов в середине IX в. до основания новой королевской д

Формирование королевской администрации
С расширением королевского домена и возрастанием роли королевской власти стала формироваться государственная администрация. Администрация эта была в главном домениальной, и ее значение напрямую зав

Реформы Людовика IX
В XIII веке обозначившийся процесс централизации и усиления королевской власти был закреплен рядом реформ, проведенных в правление Людовика IX Святого (1226 – 1270). Реформы были т

Укрепление королевской власти
Государственно-политические тенденции, наметившиеся в развитии властных структур к XIII в., получили дальнейшее продвижение в XIV – XV вв. Хотя общественная жизнь страны была отягчена такими разори

Генеральные штаты
Стремление короны к централизации и резкому усилению королевских полномочий вызывали оппозицию среди правящих сословий, особенно знати. В кризисные политические моменты общественное согласие – дела

Государственная администрация
Укрепление королевской власти сопровождалось формированием новых принципов государственного управления: все власти, все решения зависят только от короля, но король не управляет один – существуют го

Национально-политическое объединение
Усиление королевской власти в период сословной монархии подготовило государственно-политическую основу для дальнейшей централизации и национального объединения Франции. Благоприятные возможности от

Централизация государственной системы
Государственно-политическое объединение страны и нации, оказавшееся сложным во Франции, было одной стороной общего процесса централизации. Вторую сторону составляли преобразования государственно-ад

Регулярная монархия» Ришельё
Окончательное укрепление королевской власти, завершение административной централизации и создание, по сути, новой в политическом отношении монархии связано с правлением первого министра и кардинала

Становление германской государственности
С распадом империи Каролингов (середина IX в.) на исторических территориях германских племен образовалось самостоятельное Восточно-Франкское государство. В королевство вошли земли

Организация ленной монархии
Сложившееся к Х в. Германское государство по внутриполитической организации было типично ленной монархией. Одной из важнейших ее особенностей были только значительные ленные права

Политическое дробление империи
В конце XII – начале XIII в. на основе общего социального и экономического оживления Германии в политической структуре империи обозначились важные изменения: прежние феодальные области (герцогства,

Государственная система империи XIV – XV вв
Усиление государственно-политической самостоятельности отдельных германских княжеств продолжилось в XIV – XV вв. Границы огромной империи в это время стали в большой степени номинальными. Внутри на

Развитие территориальной государственности: Пруссия
Начиная с XIV в. Германия стала постепенно превращаться в политическую мозаику различных по значимости – и в общегерманской истории и по размерам – государств. В кризисные периоды и

Формирование Прусского государства
ВозникновениеПруссии было связано с развернувшейся в XII в. германской колонизаторской экспансией на восток Европы. Территориально и политически зарождавшаяся Пруссия была также ед

Становление абсолютизма в Пруссии
XVII в. стал поворотным временем в становлении нового Германского государства. Курфюршество Бранденбург благодаря разного рода внутриимперским и даже общеевропейским политическим противоречиям и по

Средневековые государства в Италии
Ко времени распада империи Каролингов (IX в.) Италия представляла собой множество разных по историческому типу и уровню развития государственности самостоятельных и полусамостоятельных государств.

Формирование Флорентийской коммуны
Основанная как римское поселение еще в I в., Флоренция к Х в. стала одним из важных торговых и экономических центров всей Средней Италии. Этому благоприятствовало положение города на стыке торговых

Государственная организация Флоренции
Система власти во Флорентийской республике-коммуне была основана на сосуществовании самых разных учреждений и институтов – как по своему происхождению, так и по порядку образования. Строгого распре

Развитие Венецианской республики
Венеция возникла как город на месте нескольких прибрежных поселений на рубеже IX – Х вв. Общинное самоуправление сформировалось еще ранее. Уже в VII – VIII вв. союзом островов управляли несколько в


Государственная организация Венеции основывалась, во-первых, на функциональном различии институтов власти (это было типично для всех коммунальных республик), во-вторых – на значительно более оформл

Формирование испанских государств
В начале VIII в. Испания была завоевана арабами. Вестготское королевство и отдельные раннефеодальные объединения ранней эпохи перестали существовать. На большей части Пиренейского полуострова сформ

Ранняя монархия
Сложившаяся в крупнейших испанских королевствах государственная организация при многих различиях обладала типическим единством. Однако это не была законченная ленная монархия. Слабая централизация,

Сословная монархия
В период становления государственной организации во всех монархиях Пиренейского полуострова королевская власть была относительно слабее политической роли сословий, особенно сословных прав знати и д

Утверждение абсолютизма
Решающие успехи централизации в Испании пришлись на конец XV – начало XVI в. В 1469 г. королева Изабелла Кастильская и Фердинанд Арагонский заключили династический брак. Это привело в 1479 г. к пол

Славяне в I тысячелетии
Славянские народы составляли вместе с германцами и балтами единую неолитическую культуру. К началу I тыс. они осели на территории Центральной и Юго-Восточной Европы. Продвижение германских племен,

Становление Польского государства
На протяжении IX в. в землях, заселенных польской ветвью западных славян, сформировались два более или менее прочных центра надобщинной администрации в объединениях племен, называвшихся княжествами

Развитие чешской государственности
По сходному с польским историческому пути развивалась государственность у чешской ветви западнославянских народов: от раннефеодальной монархии к сословной. Развитие это было осложнено тем, что с Х

Болгарское царство
С начала VI в. славянские племена южной ветви проникли на земли Балканского полуострова, которые находились под властью Византии. Местное население было вскоре ассимилировано, а часть вытеснена на

Югославянские государства
Формирование государственности у славянских племен, поселившихся на западе Балканского полуострова, было более продолжительным, чем в Болгарии. Славянское вторжение даже замедлило становление госуд

Государство и самоуправление
Государственная организация эпохи феодализма не исчерпывала полностью потребности обществ в административном и даже политическом регулировании: для этого она была еще слишком неразвита. Только с фо

Общинное самоуправление
Самоуправление населения в пределах особо организованной территории – соседской общины – существовало в большинстве европейских государств. Наибольшее развитие оно получило в Германии в силу истори

Становление земского самоуправления
В Англии уже в средние века земское (территориальное) самоуправление получило наибольшее распространение. К началу эпохи Нового времени в Английском государстве большинство функций местного государ

Городское самоуправление
Рождение городского самоуправления исторически было связано с сословным и политическим обособлением горожан от других классов феодального общества и с превращением городов в особые общественные орг

Профессионально-сословное самоуправление
В рамках городской организации сложился еще один вид самоуправления –самоуправление сословно-профессиональных организаций. Иногда оно подстраивалось как бы к городскому, образуя ег

Римское право в средневековой Европе
Система права, сложившаяся в древнем, классическом Риме, не окончила своего исторического существования вместе с падением Римской империи. Новые государства в Европе создавались на исторической осн

Римское право в варварских королевствах
Сформировавшиеся на землях бывших римских провинций в V – VI в. варварские королевства (см. § 22) не могли игнорировать традиционное римское право: основная часть населения жила по

Возрождение римского права. Глоссаторы
Общее оживление городской жизни в XI – XII вв. в Европе повысило интерес к культурным традициям. Практические потребности юстиции, особенно в гражданских отношениях, обратили внимание к изучению пр

Ответ оставил Гость

Средние века... При мысли о них перед нашим умственным взором вырастают стены рыцарских замков и громады готических соборов, вспоминаются крестовые походы и усобицы, костры инквизиции и феодальные турниры – весь хрестоматийный набор признаков эпохи. Но это признаки внешние, своего рода декорации, на фоне которых действуют люди. Каковы они? Каков был их способ видения мира, чем они руководствовались в своем поведении? Если попытаться восстановить духовный облик людей средневековья умственный, культурный фонд, которым они жили, то окажется, что это время почти целиком поглощено густой тенью, отбрасываемой на него классической античностью, с одной стороны, и Возрождением – с другой. Сколько искаженных представлений и предрассудков связано с этой эпохой? Понятие "средний век”, возникшее несколько столетий назад для обозначения периода, отделяющего греко-римскую древность от нового времени, и с самого начала несшее критическую, уничижительную оценку - провал, перерыв в культурной истории Европы, – не утратило этого содержания и по сей день. Говоря об отсталости, бескультурье, бесправии, прибегают к выражению "средневековый”. "Средневековье” – чуть ли не синоним всего мрачного и реакционного. Ранний его период называют "темными веками”.Цивилизация европейского средневековья представляет собой качественно своеобразное целое, являющееся следующей после Античности ступенью развития европейской цивилизации. Переход от Античного мира к Средним векам был связан с падением уровня цивилизации: резко сократилась численность населения (со 120 млн. чел. в период расцвета Римской Империи до 50 млн. чел. к началу VI в.). Пришли в упадок города, замерла торговля, примитивный государственный строй пришел на смену развитой римской государственности, всеобщая грамотность сменилась неграмотностью большинства населения. Но в то же время нельзя рассматривать Средние века как некоторый провал в развитии европейской цивилизации. В этот период сформировались все европейские народы (французы, испанцы, итальянцы, англичане и др.), сложились основные европейские языки (английский, итальянский, французский и др.), образовались национальные государства, границы которых в целом совпадают с современными. Многие ценности, воспринимаемые в наше время как общечеловеческие, представления, которые мы считаем само собой разумеющимися, берут свое начало в Средних веках. Идея ценности человеческой жизни, представление о том, что безобразное тело не препятствие для духовного совершенства, внимание к внутреннему миру человека, убежденность в невозможности появления в общественных местах в обнаженном виде, идея любви как сложного и многогранного чувства и многое другое. Сама современная цивилизация возникла в результате внутренней перестройки цивилизации средневековой и в этом смысле является ее прямой наследницей.
Подробнее:http://swordmaster.org/2007/11/27/kultura_srednikh_vekov.html

В Германии к XIII в. сложилась более дробная феодальная лестница, чем во Франции. В Германии существовало семь рангов или воинских щитов - ступеней феодалов, а во Франции - четыре ранга феодалов: король, непосредственные вассалы короля - пэ’ры - герцоги, графы, епúскопы, субвассалы - бароны, викóнты, аррьéр-вассалы - рыцари.

В Германии первый ранг принадлежал императору, который занимал высшую ступень. Второй ранг - держатели ленов - феодов со скипетром составляли духовные князья - епископы и аббаты, которые участвовали в военных походах. Третий ранг составляли светские князья - держатели ленов со знаменем - князья, герцоги, графы, пфальцграфы, ландграфы, маркграфы. В IX в. насчитывалось 4 князя, в конце XII в. - 16 князей, в XIV в. уже 44. Они являлись непосредственными вассалами короля, держащими от него свои лены. Четвертый ранг составляли графы - фóгты - служилая знать, вассалы князей. Пятый ранг - свободные господа - фрéйгерры - имперское рыцарство, являвшееся вассалами графов. Званием рыцаря обладали те, у которых два предка носили оружие. Шестой ранг имели рыцари - вассалы свободных господ, однощитные рыцари, которые не могли иметь вассалов и не обладали судебными правами над подвластным населением. Уголовный суд с правом назначения смертной казни не вручался ниже четвертого «щита» (ранга).

Отношения внутри феодалов регулировались правилом «вассал моего вассала не мой вассал». В седьмой ранг включались «неблагородные» свободные - шéффены, являвшиеся судьями в общинных судах. Благодаря существованию весьма дробной феодальной лестницы сеньоров и вассалов, значительная часть империи не подчинялась императорской администрации и суду.

Крестьянство Германии в XII - XIII веках разделялось на три основные группы:

1. Лично - зависимые крестьяне, которые составляли большинство немецкого крестьянства. Положение их было аналогично положению французских сéрвов.

2. Чиншевикú - поземельно-зависимые пожизненные или наследственные цензитáрии, платившие определённый чинш - ценз, оброк за обладание землей.

3. Свободные крестьяне - собственники своей земли - аллодúсты, имевшие в частной собственности определённое количество земли - от 10 до 35 десятин земли. Их в Германии насчитывалось довольно много. О формах крестьянского землевладения смотри вопрос: Вещное право Франции и Германии Франции и Германии в X-XVIII веках.

Раздробление Германии на княжества и причины ослабления в ней императорской власти

В Германии период феодальной раздробленности отодвинулся на значительно более поздний период. Королевская власть здесь переживала как бы «обратный» путь развития: от известного единства в IX-XI веках к децентрализации в XII-XIII веках. В то время, когда во Франции феодальная раздробленность достигла наибольшего развития, Германия ещё сохраняла своё единство, хотя и здесь начинался процесс феодальной децентрализации. И, наоборот, с середины XIII в., когда во Франции уже значительно усилилась королевская власть, в Германии происходил процесс усиления территориальной власти князей, политическое раздробление на княжества, которые просуществовало до XIX века. В Германии наметился распад королевства на отдельные территориальные государства - княжества, внутри которых и происходил процесс централизации.

Причинами ослабления императорской власти в Германии являлись:

1. В Германии не сложилось наследственной власти императорской династии в одном роде. С прекращением Каролúнгской династии, то есть с 911 г. в Германии королевская власть сделалась избирательной, переходила из одной княжеской фамилии к другой. Император являлся лишь одним из сильнейших князей. Император избирался из членов определённого рода, то есть сочеталось избрание и наследование. Таким образом, Германия в течение целых девяти веков (911 - 1806) представляла собой наследственно - избирательное государство.

Избрание ослабляло власть императора. Каждый, желавший стать императором, вынуждался делать избирателям - князьям-выборщикам уступки из прав, принадлежавших его предшественникам, и опять уступал, чтобы обеспечить избрание своего сына. В Германии не образовалось постоянного территориального владения императора, вокруг которого могли бы объединяться германские земли, как во Франции королевский домен Капетúнгов. Капетинги сумели сохранить для своей фамилии королевскую власть, бывшую в принципе избирательной, но сделавшуюся фактически наследственной.

2. Начиная с Оттóна I, германские короли постоянно стремились обладать Северной Италией и императорской короной Рима. В итоге для итальянцев их император был слишком немецким королем, а для немцев их король - чересчур римским императором. Чтобы удержать в повиновении Италию и получить от папы римского титул императора и водрузить на свою тевтонскую голову призрачную корону, немецким королям приходилось то и дело совершать туда дорогостоящие военные походы. В погоне за Италией и за императорской короной немецкие короли пренебрегали упрочением своего положения в Германии и делали князьям и городам уступку за уступкой, лишь бы иметь на своей стороне вооружённые силы своих вассалов в их походах в Италию. За германскими князьями император признал право чеканки монеты, взимания в их пользу налогов и пошлин, право высшей юрисдикции.

3. С середины X в. для Германии не существовало серьезной внешней угрозы, которая бы требовала сильной императорской власти.

4. Борьба папства и империи, ослаблявшая императоров. Духовный глава Запада папа римский боролся со светским главой Запада германским императором за верховенство, за освобождение от власти германских императоров, за инвеституру - право назначения высших церковных сановников.

В средневековом католичестве возобладала идея подчинения государства церковной власти. Светские государи - императоры, короли считались вассалами папы, подчинёнными ему не только в церковных, но и светских мирскúх делах. Светская власть при этом не имела права вмешиваться ни в какие духовные дела. Законы, издаваемые государственной властью, если они становились в противоречие с требованиями папы, могли быть им отменены.

Светская власть, в случае неисполнения требований папы, могла быть смещена с передачей её другому лицу. Могучим средством пап в борьбе со светскими государями стал интердúкт - запрет совершать богослужения в той или иной стране до тех пор, пока подданные не свергнут своего отлученного папой монарха. Путём отлучения церковь ставила человека вне церковного общения, обрекая его душу, согласно господствовавшим в то время представлениям, на вечные мучения.

В этой борьбе с германскими императорами папство поддерживало все силы, враждебные императору в Германии и Италии, то есть немецких феодалов и итальянские республики. Избирательная императорская власть, вечно нуждавшаяся в поддержке, в помощи вассалов против мятежных итальянцев и враждебных пап, делала уступки князьям. Папа римский отлучал императора от церкви и даже низлагал его с престола.

Итальянские походы и споры с папой заставляли императоров делать уступки помогавших их политике князьям. В частые отсутствия их в Германии князья узурпировали не принадлежавшие им права и затем уже их не хотели возвращать, а папство вдобавок приглашало их к восстаниям и даже поощряло выставлять новых императоров.

Германия распадается на отдельные княжества, а попытки объединения встречают оппозицию, сопротивление. Император не имел ни войска, ни финансов, ни имперских органов власти. С середины XIII в. императорами стали избирать лишь незначительных князей и довольно часто менять династии, пока в середине XV в. корона не удержалась за австрийским домом Гáбсбургов. Вся деятельность новых императоров сосредотачивалась на увеличении своих наследственных княжеств.

Лекция № 4. Государственный Франции в период сословно-представительной монархии XIV - XV веков. Французские генеральные штаты. Правовое положение населения

В Германии период феодальной раздробленности отодвинулся на значительно более поздний период. Королевская власть здесь переживала как бы «обратный» путь развития: от известного единства в IX-XI веках к децентрализации в XII-XIII веках. В то время, когда во Франции феодальная раздробленность достигла наибольшего развития, Германия ещё сохраняла своё единство, хотя и здесь начинался процесс феодальной децентрализации. И, наоборот, с середины XIII в., когда во Франции уже значительно усилилась королевская власть, в Германии происходил процесс усиления территориальной власти князей, политическое раздробление на княжества, которые просуществовало до XIX века. В Германии наметился распад королевства на отдельные территориальные государства - княжества, внутри которых и происходил процесс централизации.

Причинами ослабления императорской власти в Германии являлись:

1. В Германии не сложилось наследственной власти императорской династии в одном роде. С прекращением Каролúнгской династии, то есть с 911 г. в Германии королевская власть сделалась избирательной, переходила из одной княжеской фамилии к другой. Император являлся лишь одним из сильнейших князей. Император избирался из членов определённого рода, то есть сочеталось избрание и наследование. Таким образом, Германия в течение целых девяти веков (911 - 1806) представляла собой наследственно - избирательное государство.

Избрание ослабляло власть императора. Каждый, желавший стать императором, вынуждался делать избирателям - князьям-выборщикам уступки из прав, принадлежавших его предшественникам, и опять уступал, чтобы обеспечить избрание своего сына. В Германии не образовалось постоянного территориального владения императора, вокруг которого могли бы объединяться германские земли, как во Франции королевский домен Капетúнгов. Капетинги сумели сохранить для своей фамилии королевскую власть, бывшую в принципе избирательной, но сделавшуюся фактически наследственной.

2. Начиная с Оттóна I, германские короли постоянно стремились обладать Северной Италией и императорской короной Рима. В итоге для итальянцев их император был слишком немецким королем, а для немцев их король - чересчур римским императором. Чтобы удержать в повиновении Италию и получить от папы римского титул императора и водрузить на свою тевтонскую голову призрачную корону, немецким королям приходилось то и дело совершать туда дорогостоящие военные походы. В погоне за Италией и за императорской короной немецкие короли пренебрегали упрочением своего положения в Германии и делали князьям и городам уступку за уступкой, лишь бы иметь на своей стороне вооружённые силы своих вассалов в их походах в Италию. За германскими князьями император признал право чеканки монеты, взимания в их пользу налогов и пошлин, право высшей юрисдикции.

3. С середины X в. для Германии не существовало серьезной внешней угрозы, которая бы требовала сильной императорской власти.

4. Борьба папства и империи, ослаблявшая императоров. Духовный глава Запада папа римский боролся со светским главой Запада германским императором за верховенство, за освобождение от власти германских императоров, за инвеституру - право назначения высших церковных сановников.

В средневековом католичестве возобладала идея подчинения государства церковной власти. Светские государи - императоры, короли считались вассалами папы, подчинёнными ему не только в церковных, но и светских мирскúх делах. Светская власть при этом не имела права вмешиваться ни в какие духовные дела. Законы, издаваемые государственной властью, если они становились в противоречие с требованиями папы, могли быть им отменены.

Светская власть, в случае неисполнения требований папы, могла быть смещена с передачей её другому лицу. Могучим средством пап в борьбе со светскими государями стал интердúкт - запрет совершать богослужения в той или иной стране до тех пор, пока подданные не свергнут своего отлученного папой монарха. Путём отлучения церковь ставила человека вне церковного общения, обрекая его душу, согласно господствовавшим в то время представлениям, на вечные мучения.

В этой борьбе с германскими императорами папство поддерживало все силы, враждебные императору в Германии и Италии, то есть немецких феодалов и итальянские республики. Избирательная императорская власть, вечно нуждавшаяся в поддержке, в помощи вассалов против мятежных итальянцев и враждебных пап, делала уступки князьям. Папа римский отлучал императора от церкви и даже низлагал его с престола.

Итальянские походы и споры с папой заставляли императоров делать уступки помогавших их политике князьям. В частые отсутствия их в Германии князья узурпировали не принадлежавшие им права и затем уже их не хотели возвращать, а папство вдобавок приглашало их к восстаниям и даже поощряло выставлять новых императоров.

Германия распадается на отдельные княжества, а попытки объединения встречают оппозицию, сопротивление. Император не имел ни войска, ни финансов, ни имперских органов власти. С середины XIII в. императорами стали избирать лишь незначительных князей и довольно часто менять династии, пока в середине XV в. корона не удержалась за австрийским домом Гáбсбургов. Вся деятельность новых императоров сосредотачивалась на увеличении своих наследственных княжеств.