Личностное в социальной позиции. Социальная позиция, статус и социальная роль

направленность социальных действий личности, характеризующая ее отношение к другим людям, социальным группам, к прогрессу человеческого общества. Основной ее характеристикой выступает уровень социальной ответственности личности. Об отсутствии последней свидетельствуют антисоциальные действия, нарушения норм и правил человеческого общежития. Социальная ответственность предполагает свободу выбора и готовность отвечать за свои дей­ствия. Она диктуется объективными условиями, их осознанием, предполагает понимание возникшей ситуации и собственных возможностей, места и личной роли в ней. Проявля­ется как самоконтроль, саморегуляция, самоограни­чение действий личности и выражается в единстве слова и дела, социальной дисциплинированности, до­бросовестности человека. В зависимости от уровня сознания, отношения к проблемам общества и отдельных социальных групп можно говорить о существующих уровнях жизненной позиции личности. Различные уровни жизненной позиции лично­сти (от низшего к высшему) отличаются разви­тостью чувства ответственности, качественными и количественными характеристиками ее социальной активности. Развитость социальной ответственности зависит от возраста и общественного статуса личности. (Нельзя приобрести чувство профессиональ­ной ответственности, не имея самой профессии.)

Высший уровень жизненной позиции личности характеризуется высокоразвитым чувством социальной ответственности, пониманием своих гражданских обязанностей. Это значит, что человек заботится не только о социальных благах для себя и своих близких, но и для остальных людях, т.е. проявляет социальную солидарность. К примеру, если речь идет о бизнесмене, то высоким уровнем социальной ответственности обладают те представители деловых кругов, которые понимают свои обязанности по усилению социальной защиты работников, готовы делиться прибылью, чтобы снизить число обездоленных и малоимущих в обществе.

У некоторых индивидов пора «социального взросления» затягивается и становится особой, очень удобной формой существования. Безответственное отношение к своим человеческим обязанностям - тоже жизненная позиция (социальный инфантилизм), нередко сознательно выбранный эталон поведения: взять как можно больше, ничего не отдав взамен. Формирование С.п. и социальной ответственности личности проходит три основные стадии. На первой - создается социальная возможность действия (определенные общественные условия и психобиологическое созревание человека, возникновение у индивида деятельной способности для совершения поступка Вторая - связана с началом формирования ответственности как качества личности и совпадает с периодом определенной зрелости человека, появления систематизированных знаний, убеждений, представлений об окружающем мире, оформления самосознания, возможностей самооценки, самоконтроля. Специфика третьей стадии заключается в том, что С.п. и социальная ответственность развиваются на собственной, адекватной основе. От С.п. человека, особенно занимающего лидирующее положение в обществе, во многом зависит реализация задач и целей социального государства.

Социальный статус

Социальный статус (от лат. status - положение, состояние) личнос­ти - это положение человека в обществе, которое он занимает в соот­ветствии со своим возрастом, полом, происхождением, профессией, семейным положением.

Социальный статус - это определённая позиция в социальной структуре группы или общества, связанная с другими позициями через систему прав и обязанностей.

Социологи выделяют несколько разновидностей социальных статусов:

1) Статусы, определяемые положением индивида в группе, - личный и социальный.

Личным статусом называется то положение человека, которое он занимает в так называемой малой, или первичной, группе, в зависимости от того, как в ней оцениваются его индивидуальные качества.

С другой стороны, в процессе взаимодействия с другими индивидами каждый человек выполняет определённые социальные функции, которые определяют его социальный статус.

2) Статусы, определяемые временными рамками, влиянием на жизнь индивида в целом, - основной и неосновной (эпизодический).

Основной статус определяет главное в жизни человека (чаще всего это статус, связанный с основным местом работы и семьей, например - хороший семьянин и незаменимый работник).

Эпизодические (неосновные) социальные статусы влияют на детали поведения человека (например - пешеход, пассажир, прохожий, пациент, участник демонстрации или за­бастовки, читатель, слушатель, телезритель и т. д.).

3) Статусы, приобретаемые или не приобретаемые в результате свободного выбора.

Предписанный (приписанный) статус - социальная позиция, которая заранее предписана индивиду обществом независимо от заслуг личности (например - национальность, место рождения, социальное происхождение и т. п.).

Смешанный статус обладает чертами предписанного и достигаемого статусов (человек, ставший инвалидом, звание академика, олимпийского чемпиона и др.).

Достигаемый ( приобретённый) приобретается в результате свободного выбора, личных усилий и находится под контролем человека (образование, профессия, материальный достаток, деловые связи и т. п.).

В любом обществе существует некоторая иерархия статусов, которая представляет собой основу его стратификации. Определённые статусы являются престижными, другие - наоборот. Эта иерархия формируется под влиянием двух факторов:

а) реальной полезности тех социальных функций, которые выполняет человек;

б) системы ценностей, характерной для данного общества.

Если престиж каких-либо статусов является необоснованно завышенным или, наоборот, заниженным, обычно говорят, что имеет место утрата равновесия статусов. Общество, в котором наблюдается подобная тенденция к утрате этого равновесия, неспособно обеспечить свое нормальное функционирование.

Престиж - это оценка обществом социальной значимости того или иного статуса, закреплённая в культуре и общественном мнении.

Каждый индивид может иметь большое количество статусов. Социальный статус личности прежде всего оказывает влияние на её поведение. Зная социальный статус человека, можно легко определить большинство качеств, которыми он обладает, а также предсказать действия, которые он будет осуществлять. Подобное ожидаемое поведение человека, ассоциируемое с тем статусом, который он имеет, принято называть социальной ролью.

Социальная роль - это модель поведения, ориентирован­ная на определённый статус.

Социальная роль - это образец поведения, признанный целе­сообразным для людей данного статуса в данном обществе.

Роли определяются ожиданиями людей (например, в обществен­ном сознании укоренилось представление о том, что родители долж­ны заботиться о своих детях, что работник должен добросовестно осуществлять порученную ему работу). Но каждый человек в зави­симости от конкретных обстоятельств, накопленного жизненного опыта и других факторов по-своему выполняет социальную роль.

Претендуя на данный статус, человек должен выполнять все ролевые требования, закреплённые за этой социальной позицией. Каждый человек обладает не одной, а целым набором соци­альных ролей, которые он играет в обществе. Совокупность всех ролей человека в обществе называется ролевой системой или ролевым набором.

Ролевой набор (ролевая система)

Ролевой набор - совокупность ролей (ролевой комплекс), ассоциируемых с одним статусом.

Каждая роль в ролевом наборе требует особой манеры поведения и общения с людьми и является, таким образом, совокупностью непохожих на другие отношений. В ролевом наборе можно выделить основные (типичные) и ситу­ационные социальные роли.

Примеры основных социальных ролей:

1) труженик;

2) собственник;

3) потребитель;

4) гражданин;

5) член семьи (муж, жена, сын, дочь).

Социальные роли могут быть институционализированными и конвенциональными.

Институционализированные роли: институт брака, семьи (социальные роли матери, дочери, жены).

Конвенциональные роли принимаются по соглашению (чело­век может отказаться принять их).

Социальные роли связаны с социальным статусом, профес­сией или видом деятельности (учитель, ученик, студент, про­давец).

Мужчина и женщина - это тоже социальные роли, биоло­гически предопределённые и предполагающие специфические способы поведения, закреплённые общественными нормами или обычаями.

Межличностные роли связаны с межличностными отношени­ями, которые регулируются на эмоциональном уровне (лидер, обиженный, кумир семьи, любимый и т. д.).

Ролевое поведение

От социальной роли как образца поведения следует отличать ре­альное ролевое поведение , которое означает не социально ожи­даемое, а фактическое поведение исполнителя конкретной ро­ли. И здесь многое зависит от личностных качеств индивида, от сте­пени усвоения им социальных норм, от его убеждений, установок, ценностных ориентаций.

Факторы, определяющие процесс реализации социальных ролей:

1) биопсихологические возможности человека, которые могут способствовать или препятствовать выполнению той или иной соци­альной роли;

2) характер принятой в группе роли и особенности социаль­ного контроля, призванного следить за выполнением ролевого по­ведения;

3) личностный образец, определяющий комплекс поведенчес­ких характеристик, необходимых для успешного выполнения роли;

4) структура группы, её сплоченность и степень идентифика­ции индивида с группой.

В процессе реализации социальных ролей могут появляться оп­ределённые трудности, связанные с необходимостью человека ис­полнять в различных ситуациях множество ролей в ряде случаев несовпадение социальных ролей, возникновение между ними проти­воречий и конфликтных отношений.

Ролевой конфликт и его виды

Ролевой конфликт - это ситуация, в которой человек стал­кивается с необходимостью удовлетворять требования двух или более несовместимых ролей.

Виды ролевых конфликтов:

Наименование вида

Его сущность

Внутриролевой

Конфликт, при котором требования одной и той же роли противоречат друг другу (например, роль родителей предполагает не только доброе, ласко­вое обращение с детьми, но и требовательность, строгость по отношению к ним).

Межролевой

Конфликт, возникающий в ситуациях, когда тре­бования одной роли противоречат требованиям другой (например, требования основной работы женщины могут прийти в противоречие с выпол­нением ею домашних обязанностей).

Личностно-ролевой

Конфликтная ситуация, когда требования соци­альной роли противоречат интересам и жизненным устремлениям личности (например, профес­сиональная деятельность не позволяет человеку раскрыть и проявить свои способности).

ВОПРОСЫ:

1. Установите соответствие между видами статуса и их примерами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию второго столбца.

ВИДЫ СТАТУСА

наследник престола

предписанный

чемпион мира

достигаемый

начальник отдела в фирме

Ответ

2. При устройстве на работу гражданка А. заполняла анкету, в которой указала, что она специалист с высшим образованием, происходит из семьи служащих, замужем, имеет двух детей. Назовите один предписанный и два достигнутых статуса гражданки А., которые она отметила в анкете. На примере одного из названных достигнутых статусов укажите статусные права и обязанности.

Ответ

1. Предписанный статус - женщина.

2. Достигнутые статусы - специалист с высшим образованием, замужняя дама и мать двоих детей.

3. Как мать своих детей она обязана нести за них моральную и юридическую ответственность, обеспечивать достойный уровень жизни. Также как мать своих детей она имеет право выбирать учебное заведение для них, с кем им общаться и пр.

3. Назовите три разновидности ролевых конфликтов и проиллюстрируйте каждую из них соответствующим примером.

Ответ

1. Внутриролевые (пример: роль родителей предусматривает не только доброе, ласковое обращение с детьми, но и требовательность, строгость по отношению к ним).

2. Межролевые (пример: требования основной работы женщины приходят в противоречие с выполнением ею домашних обязанностей).

3. Личностно-ролевые (пример: работа не позволяет человеку раскрыться и проявить свои способности).

4. Установите соответствие между при­мерами социальных ролей и их видами. К каждой пози­ции, данной в первом столбце, подберите позицию из вто­рого столбца. Запишите полученную последовательность цифр.

Что такое гендерные стереотипы? Какие функции они выполняют в социализации мальчиков и девочек? Могут ли они меняться с течением времени? Можно ли оказаться вне влияния гендерных стереотипов в современном обществе? Приведите примеры, аргументы за и аргументы против этого суждения.

2. («Высшая проба», 2-й этап, 9 класс, 2013 г.)

По утверждению американского социолога И. Гоффмана, «общество вынуждает людей изображать определённый образ самих себя». С помощью каких социологических понятий можно описать этот процесс? Раскройте эти понятия на конкретных примерах

ПРИМЕРЫ СОЦИАЛЬНЫХ РОЛЕЙ

ВИДЫ СОЦИАЛЬНЫХ РОЛЕЙ

основная

ситуационная

исследователь

ТЕМАТИЧЕСКИЕ СООБЩЕНИЯ И ПУБЛИКАЦИИ

СВЕРХНОРМАТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ВЫРАЖЕНИЕ АКТИВНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЗИЦИИ КОЛЛЕКТИВА И ЛИЧНОСТИ

Р.С. НЕМОВ

Проводимая в настоящее время реформа школы требует интенсификации психологических исследований по формированию у школьников активной социальной позиции, выражающейся в кровной заинтересованности в государственных и общественных делах, инициативном, творческом отношении к труду : «Вся атмосфера обучения и воспитания в семье и школе, в трудовом коллективе, пионерской и комсомольской организациях должны быть проникнуты духом коллективизма, идейности, непримиримости к иждивенчеству, к равнодушию... . Между тем именно в психологии проблема активной социальной позиции личности до сих пор остается слаборазработанной. В других научных дисциплинах - философии, социологии и педагогике - имеются работы, посвященные активной социальной позиции (см., например, ), однако из-за отсутствия должной поддержки со стороны психологов ее исследования еще не настолько продвинулись вперед, чтобы обеспечить решение практических задач по формированию и развитию у школьников такой позиции. Со своей стороны психологи вряд ли в состоянии решить проблему, не опираясь на фундаментальные философские, социологические и педагогические знания. Проблема активной социальной позиции ни в целом, ни в основном не может быть решена только средствами психологии.

В психологическом исследовании активная социальная позиция выступает как особая форма деятельности коллектива или личности и решаются вопросы изучения механизмов ее формирования, диагностики и развития. Психологическим выражением активной социальной позиции являются мотивы, ценностные ориентации, нравственные ожидания, моральные установки, отношения, поступки и результаты общественно полезной деятельности субъекта - коллектива или личности, соответствующие тому, что не может быть им предъявлено как обязательное к исполнению, официально предписанное, т.е. нормативное в правовом смысле этого слова. Речь идет о таких мотивах, ценностных ориентациях, установках, отношениях и результатах деятельности, которые отвечают интересам общества, ради прогрессивного развития которого данная деятельность осуществляется. Эти высшие проявления общественно полезной деятельности мы называем сверхнормативными.

Сверхнормативная деятельность есть социально-психологическое выражение активной социальной позиции коллектива и личности. В теоретическом и экспериментальном исследовании сверхнормативной деятельности мы будем исходить из того, что ее психологическое изучение не может ни подменить, ни заменить собой исследования мировоззренческих и социальных основ активной общественной позиции. Приоритет и «последнее слово» в понимании и объяснении сверхнормативной деятельности как выражения активной социальной позиции принадлежит всему комплексу общественных наук.

Исходным моментом определения сверхнормативной деятельности и установления путей ее экспериментально-диагностического исследования служит

сама общественная практика. Это относится и к психологии, и к другим наукам, для которых предметом изучения является активная социальная позиция. Поиск собственно психологического теоретического, экспериментального и методического подхода к решению проблемы требует предварительного рассмотрения реальных жизненных проявлений активной социальной позиции личности и коллектива в истории становления и развития социалистических общественных отношений. Такое рассмотрение позволит уточнить определение сверхнормативной деятельности, разработать соответствующие ее природе методы исследования.

Одним из первых и наиболее ярких проявлений активной социальной позиции коллективом и личностью в нашей стране стали коммунистические субботники . Подчеркивая социальное и политическое значение того нового отношения к труду, которое проявилось в коммунистических субботниках, В.И. Ленин говорил: «Коммунизм есть высшая ступень развития социализма, когда люди работают из сознания необходимости работать на общую пользу» . Подлинно коммунистический труд «есть бесплатный труд на пользу общества, производимый не для отбытия определенной повинности, не для получения права на известные продукты, не по заранее установленным и узаконенным нормам (курсив наш. - Р. Н .), даваемый без расчета на вознаграждение, без условий о вознаграждении, труд по привычке трудиться на общую пользу и по сознательному (перешедшему в привычку) отношению к необходимости труда на общую пользу...» .

Яркими проявлениями сверхнормативной деятельности в первые годы Советской власти помимо коммунистических субботников стали шефство передовых рабочих над отстающими, создание и распространение производственных коммун, ударных бригад, коллективных форм производственного самоуправления, принятие встречных социалистических обязательств и планов, добровольное повышение норм выработки и стахановское движение. В годы Великой Отечественной войны возникли такие новые формы сверхнормативной деятельности, как движение «тысячников», «фронтовые бригады», добровольные массовые отчисления от заработной платы в фонд обороны. Сразу же по окончании войны развернулось движение за повышение производительности труда на основе внедрения в производство достижений науки и техники. В 60-е гг. получило широкое распространение движение за коммунистический труд.

Формы общественно полезной социальной активности, в которых проявляется сверхнормативная деятельность советских людей, в настоящее время продолжают развиваться. Все они убедительно свидетельствуют, что по мере дальнейшего совершенствования развитого социалистического общества сверхнормативная трудовая деятельность коллективов и личностей не только не исчезает, но приобретает новые, более соответствующие требованиям современности формы.

Обобщением социальной практики становления и развития коммунистического отношения к труду явились работы, посвященные теоретическим вопросам активной социальной позиции и общественно полезной деятельности школьников. А.А. Гусейнов, например, пишет о том, что активная социальная позиция предполагает такое внутреннее отношение к труду советского человека, когда он, исходя из своего гражданского долга, оказывается не только способным критически отнестись к достигнутому, но выбрать и следовать более совершенному общественному идеалу, более высоким, идущим в русле тех же самых ценностных ориентации целям . Ту же мысль - о том, что проявления сверхнормативной деятельности характеризуют более высокий уровень социально-психологического развития личности, подчеркивает Д.И. Фельдштейн: «Качественно новый исторический

уровень развития личности становится возможным именно на этапе развитого социализма… Главное здесь - это новый тип социальной активности, новый уровень сознания..., потребность самореализации не себя в обществе, а себя для общества» .

Рассмотрим некоторые принципиальные вопросы, относящиеся к проблеме сверхнормативной деятельности, решение которых определяет методологические рамки ее теоретического и экспериментального изучения. Один из них - вопрос о существовании качественно различных уровней регуляции социальной активности коллектива и личности. Из его решения вытекает одно из оснований для выделения сверхнормативной деятельности как особой, несводимой к другим формы общественно полезной работы.

Специалисты в области философии морали и права различают два вида социальных норм, соответствующие двум различным уровням социальной регуляции общественно полезной деятельности коллектива или личности: правовые и моральные. Правовые нормы в своем деонтическом содержании выражают обязательные требования, которым в своей социальной деятельности должны удовлетворять группы и индивиды, принадлежащие данному обществу. Правовые нормы рассматриваются как основа отношений, нормативно связанных с теми или иными правовыми актами. Нормы этого типа разрабатываются и утверждаются соответствующими инстанциями, существуют в виде законов, положений, уставов, уложений, инструкций, приказов и т.п. Отклонение от них обычно наказуемо и ведет к применению к нарушителю определенных санкций. Моральные нормы, в отличие от правовых, характеризуются меньшей категоричностью, менее выраженной формальной определенностью, меньшей императивностью и «санкционируемостью». Ценностно они связаны, как правило, с более высоким уровнем социальной, а именно нравственной регуляции поведения и соответствуют, скорее, не нормам как таковым, а нравственным ожиданиям.

Как критерий оценки деятельности коллектива или личности моральные ожидания опережают «правовую действительность». Их характерная черта состоит в том, что следующие им коллективы и личности опираются в своих действиях не на закон, а на собственную сознательность, чувство долга, высокую гражданственность, ответственность и требовательность. «Мораль зрелого социализма - это не «кодекс», обладающий качествами абсолютной завершенности, а процесс развития и совершенствования элементов истинной человеческой нравственности...» .

Мысль о том, что в регуляции социального поведения следует различать несколько уровней, высказывалась и обсуждалась неоднократно многими учеными, занимающимися проблемами личности и нравственности. В содержательную характеристику соответствующих уровней регуляции включалось отношение субъекта деятельности к существующим, узаконенным нормам. Их превышение рассматривалось как проявление социальной активности более высокого уровня, чем простое следование, не нарушение данных норм. П.А. Ландесман и Ю.В. Согомонов, например, назвали высший из уровней социальной регуляции поведения «сверхнормативным ярусом или сектором морального сознания» . Автор известной книги «Советский человек: формирование социалистического типа личности» Г.Л. Смирнов также пишет о недостаточности понятия нормы для решения проблемы многоуровневой регуляции социальной активности и выделения в ней более высоких и более низких уровней: «Норма выражает реальные отношения в специфическом виде - в виде требований общества к людям... Но нельзя упускать из виду, что реальные отношения несравненно богаче моральных и правовых требований, норм, и уже в силу этого невозможно ограничиться нормативными характеристиками» .

Для более точного обозначения разных уровней регуляции социальной деятельности, соответствующих правовым нормам и моральным ожиданиям, мы решили воспользоваться различными

терминами. Ту форму регуляции деятельности, которая связана с действием правовых норм, мы, как это и принято в большинстве работ, обозначили как нормативную, а ту, которая связана с функционированием и влиянием на поведение нравственных ожиданий - как сверхнормативную.

Использование в данном случае термина «сверхнормативная» требует пояснения. Все виды социальной деятельности личности или коллектива в своем регулятивном моменте так или иначе связаны с какими-то «нормами», выступающими для них в качестве эталона, образца. В этой связи употребление термина «сверхнормативная» несколько нарушает сложившуюся в социальной психологии традицию широкого использования понятия «социальная норма» (см., например, М.И. Бобнева ) и, естественно, порождает определенные трудности терминологического порядка. Однако их было бы больше, если бы тот вид социальной деятельности, которому посвящена данная статья, назывался иначе, чем «сверхнормативный».

Приведем некоторые дополнительные аргументы в обоснование данной точки зрения. Во-первых, развивающаяся социальная действительность ведет к появлению таких новых форм социальной деятельности, для которых еще не существует уже ставших, «узаконенных», обязательных для всех социальных норм. Именно таким в свое время было стахановское движение и многие другие, упомянутые выше, возникшие раньше или позднее примеры трудового энтузиазма, проявляемого советскими людьми.

Во-вторых, понятие «норма» характеризует принятые стандарты деятельности различных субъектов: общества в целом, организаций, групп, индивидов. То, что уже стало нормой для индивида или группы, может еще не быть нормой для организации и общества, как это, к примеру, характерно для указанных выше проявлений трудового энтузиазма отдельными коллективами и личностями. Более высокие нормы-стандарты социальной деятельности личностей, групп, коллективов и организаций по отношению к принятым другими людьми и общностями могут выглядеть как сверхнормативные. В этом плане различение нормативного и сверхнормативного необходимо для того, чтобы терминологически зафиксировать более прогрессивный характер деятельности одних личностей и социальных групп по сравнению с другими.

В-третьих, в ходе социально-психологического изучения регуляции деятельности возникает необходимость различения двух противоположных по нравственному содержанию форм отклонения поведения от принятых норм. Для характеристики одной из них в социальной психологии давно и широко используется словосочетание «отклоняющееся поведение», которое в сложившейся традиции его употребления имеет явно отрицательный оттенок, обозначает действия и поступки, не соответствующие норме, т.е. донормативные. В этой связи целесообразно выделить и обозначить как сверхнормативный вид деятельности, прямо противоположный по своему социальному смыслу отклоняющемуся поведению. Логика требует, чтобы он был назван сверхнормативным.

Общие, исходные теоретические положения социально-психологического исследования сверхнормативной деятельности как выражения активной социальной позиции личности или коллектива можно сформулировать следующим образом:

1. Только система общественных отношений, характерных для развивающегося социалистического общества и основанных на принципах коммунистической нравственности в массовом порядке порождает явление сверхнормативной деятельности. Именно в этой системе отношений следует искать ключ к глубокому пониманию происхождения, социальной и психологической сущности данной формы социальной активности личностей и коллективов.

2. Необходимым социально-психологическим условием для развития и проявления сверхнормативной деятельности личности или коллектива является их участие в деятельности более широких социальных общностей - больших социальных групп или организаций, где эти отношения уже построены

на ценностях и нормах коммунистической морали или по крайней мере имеются хорошие примеры таких отношений.

3. Сверхнормативная деятельность - сложное явление, которое имеет свои внешние и внутренние признаки - проявления и формируется в результате одновременного развития общих свойств субъекта, определяющих его активность, и специфических особенностей, связанных со зрелостью его нравственного сознания.

Рассмотрим, исходя из этих положений, основные проявления и возможные пути исследования сверхнормативной деятельности. Обратимся для этого к рисунку. На нем представлены виды, уровни регуляции, формы и проявления социальной деятельности, и среди них схематически задана область определения сверхнормативной деятельности, ее место среди других видов социальной деятельности, основные эмпирические проявления. Заштрихованная часть этой схемы включает систему основных понятий, в которых рационально (верхняя часть схемы) и операционально (ее нижняя часть) определяется сверхнормативная деятельность. Схема показывает место, занимаемое сверхнормативной деятельностью среди других видов социальной деятельности. С этой целью на ней представлены возможные виды, уровни регуляции и формы социальной деятельности.

Заметим, что не все виды и формы социальной деятельности могут называться сверхнормативными. К ней не относятся, например, общественно полезные формы социальной деятельности, ориентированные только на соблюдение правовых норм, и включаются те, которые связаны с нравственным уровнем регуляции. Это является еще одним аргументом в пользу обозначения обсуждаемого нами вида социальной деятельности как сверхнормативного.

Сверхнормативная деятельность эмпирически может проявляться во внутренних психологических характеристиках субъекта и вне его - в общении и результатах деятельности. Эти проявления сверхнормативной деятельности, в свою очередь, можно назвать субъектными, межсубъектными и объектными. Субъектные проявления сверхнормативной деятельности включают характеристики мотивационно-потребностной сферы, стимулирующие субъекта на повышенную общественно полезную активность, ценностные ориентации и морально-нравственные установки, взятые в их отношении к существующим правовым нормам и ожиданиям. Межсубъектные проявления сверхнормативной деятельности представляют собой разнообразные формы общения, порождаемого и поддерживаемого инициативой субъекта - коллектива или личности - с другими субъектами: коллектива с коллективом, коллектива с личностью, личности с коллективом, личности с личностью. Объектные проявления сверхнормативной деятельности - это практические субъекта, реальные результаты его общественно полезной деятельности, взятые в их предметном выражении и в отношении к целям общественного прогресса.

Рис. Виды, уровни регуляции, формы и проявления социальной деятельности

Различные проявления сверхнормативной деятельности у одного и того же субъекта могут совпадать и расходиться. Субъект, у которого внутренняя установка на проявление сверхнормативной деятельности уже образовалась, может не выявлять ее в реальных межсубъектных связях и в практических делах из-за отсутствия подходящих для этого условий. Межсубъектные и объектные проявления социальной деятельности со своей стороны могут внешне выходить за пределы существующих норм, т.е. казаться сверхнормативными, но в действительности побуждаться мотивами, отнюдь не соответствующими высоким нравственным идеалам. Возможность существования такого рода расхождений является основанием для выделения и изучения рассмотренных проявлений сверхнормативной деятельности как аналитически различных.

В качестве полноценного социально-психологического референта активной социальной позиции личности или коллектива их деятельность выступает тогда, когда налицо сосуществование и гармония всех трех сверхнормативных проявлений: субъектных, межсубъектных и объектных. Отсюда - следующие требования, которым должно соответствовать исследование, направленное на диагностику сверхнормативной деятельности:

1. Как феномен сверхнормативную деятельность коллектива или личности всегда следует оценивать комплексно, принимая во внимание все три возможных ее проявления: субъектное, межсубъектное и объектное.

2. Для дифференциальной оценки каждого из этих проявлений могут применяться различные методики. Но они должны позволять оценивать не столько отдельные проявления сверхнормативной деятельности, сколько весь феномен в целом. С этой целью в комплексе частных методик, предназначенных для изучения и оценки отдельных проявлений сверхнормативной деятельности, должна быть предусмотрена возможность интегрирования получаемых индексов отдельных проявлений в единый показатель, позволяющий судить о том, в какой мере у данного субъекта сформирована сверхнормативная деятельность как выражение его активной социальной позиции.

3. В комплекс диагностических методик, предназначенных для исследования сверхнормативной деятельности, должны входить экспертные оценки, экспериментальная методика и анализ результатов деятельности. Каждая из них имеет свои достоинства, которые дополняют друг друга и взаимно компенсируют недостатки, которыми обладает каждая из этих методик, взятая в отдельности.

4. При диагностике сверхнормативной деятельности обязательно должны учитываться имеющиеся нормы, так как без них само понятие сверхнормативной деятельности теряет смысл. Предварительное определение нормы выступает поэтому как необходимое и основное условие правильной диагностики деятельности как сверхнормативной.

В процессе выявления норм деятельности изучаемого субъекта - коллектива или личности - возникает ряд сложных вопросов, ни один из которых пока не имеет вполне удовлетворительного решения. Среди них следующие два: 1. Какое из определений нормы среди имеющихся в социально-психологической литературе в данном случае использовать? 2. Как понимать и определять норму по отношению к разным субъектам и различным проявлениям сверхнормативной деятельности? Признавая принципиальную необходимость решения этих и многих других, связанных с диагностикой норм, вопросов, нахождения удовлетворительного, теоретически основательного и эмпирически реализуемого ответа на каждый из них, мы в данной статье выскажем лишь некоторые соображения по этому поводу, оставив окончательное решение проблемы на будущее.

Нормой для субъективных проявлений сверхнормативной деятельности могли бы, например, стать статистически взвешенные результаты исследования обычных ценностных ориентации, мотивов и потребностей, установок и убеждений у многих субъектов -

коллективов или личностей, сверхнормативная деятельность которых интересует исследователя. При выявлении норм оценивания деятельности как сверхнормативной необходимо будет, вероятно, принимать в расчет два вида существующих норм: институциональные и конвенциональные. Первые обычно определены и закреплены формально (например, плановые задания и нормы выработки на промышленных предприятиях или в учреждениях), вторые приняты общим согласием людей, составляющих данную общность. Для каждого из проявлений сверхнормативной деятельности могут, таким образом, существовать два различных показателя, в основу одного из которых положена институциональная, а в основу другого - конвенциональная норма.

Что же касается эмпирической процедуры выяснения и способов практической оценки норм, то они в каждом конкретном случае должны устанавливаться в зависимости от особенностей субъекта деятельности и условий его существования. Развернутый ответ на вопрос о том, как в каждом конкретном случае практически выяснять и оценивать норму, может быть получен только в итоге специальных исследований.

Схема, изображенная на рисунке, показывает, что общественно полезная деятельность связана с двумя уровнями социальной регуляции: нормативно-правовым и морально-нравственным. С донормативным уровнем регуляции соотносится социальная деятельность, которой соответствует отклоняющееся поведение .

Выскажем несколько предположений, которые можно положить в основу экспериментально-диагностических исследований сверхнормативной деятельности. По-видимому, существуют внутренние условия, помимо внешней ситуации предрасполагающие субъекта к сверхнормативной деятельности. Они, вероятно, представляют собой специфическое сочетание положительных устойчивых психологических качеств субъекта деятельности. Можно, например, предположить, что проявление личностью сверхнормативной деятельности будет коррелировать с наличием у нее таких достоинств, как развитое чувство долга, совесть, ответственность, коллективизм, трудолюбие. Свой вклад в субъектное проявление сверхнормативной деятельности могут внести развитый мотив достижения, адекватная самооценка, внутренний локус контроля и другие мотивационно-динамические характеристики, побуждающие субъекта к повышенной социальной активности. При этом должен существовать и сильный внутренний нравственный контроль соответствующей деятельности. То же самое можно ожидать и в отношении коллектива как субъекта деятельности; здесь внутренней предпосылкой для сверхнормативной деятельности могла бы стать развитость специфических межличностных отношений, характеризующих уровень социально-психологической зрелости коллектива.

При изучении межсубъектного проявления сверхнормативной деятельности необходимо включение субъекта в реальное взаимодействие с другими - общение, в котором ему предоставляется возможность осуществления самостоятельного нравственного выбора: ограничиться ли в своих действиях по отношению к другому субъекту соблюдением только официально установленных норм, или, взяв на себя дополнительную ответственность, реализовать сверхнормативную деятельность. Поскольку речь идет о реальных поступках и действиях, то лучше всего для данной цели может подойти естественный эксперимент.

Объектные проявления сверхнормативной деятельности можно исследовать через анализ результатов общественно полезного труда коллектива или личности. Если, например, изучаются производственные коллективы, то там исследование данного проявления сверхнормативной деятельности провести сравнительно легко, так как производственная деятельность обычно точно нормирована. Для таких коллективов

почти всегда существуют установленные законом качественные, количественные и номенклатурные нормы.

Обсудим еще один важный теоретический вопрос. Он касается отличий понятия сверхнормативной деятельности от близких к нему понятий надситуативной активности, наднормативной активности и ответственности. Понятие надситуативной активности введено и операционально представлено в работах В.А. Петровского (см., например, ), а понятия наднормативной активности и ответственности раскрыты в публикациях А.К. Дусавицкого и К. Муздыбаева . Их мы и будем иметь в виду, приступая к сравнительному анализу.

Надситуативная активность экспериментально изучалась В.А. Петровским как проявление индивидуальной творческой активности субъекта при решении интеллектуальных сенсомоторных задач игрового типа. Ее мотивом в соответствующем эксперименте выступил специфический мотив риска, стимулированный непосредственным интересом к предмету деятельности - задаче. Мотивация надситуативной активности рассматривалась автором в отвлечении от влияний непосредственного социального окружения и значения выполняемого индивидом задания для окружающих людей, коллектива и общества в целом. При исследовании проявлений сверхнормативной деятельности ее субъект будет нами пониматься как обязательно включенный во взаимодействие с другими субъектами. Мотивационной основой сверхнормативной деятельности является не мотив риска не непосредственный интерес к предмету деятельности, а чувство долга перед людьми, значение выполняемой деятельности для коллектива и общества в целом. Понимание механизмов происхождения, формирования и развития сверхнормативной деятельности невозможно без учета влияний социального окружения. Сказанного нам кажется достаточно для того, чтобы сверхнормативную деятельность и надситуативную активность рассматривать как два различных, несводимых друг к другу и невыводимых друг из друга феномена.

Рассматривая понятие наднормативной активности, А.К. Дусавицкий пишет, что «существование наднормативной активности отражает противоречие между двумя различными целостностями: личностью и коллективом» . Он понимает наднормативную активность как проявляющуюся «за пределами необходимости, обусловленной целями совместной кооперативной деятельности» [там же]. Из сравнения приведенных высказываний, относящихся к наднормативной активности, с данным выше определением сверхнормативной деятельности следует, что эти феномены различны. Сверхнормативная деятельность по определению не может выходить за пределы необходимости, обусловленной целями кооперации, так как она ориентирована на более эффективную реализацию именно этих целей. Социальным источником сверхнормативной деятельности не могут быть противоречия между коллективом и личностью, а следствием - нарушение системы кооперации. Сверхнормативная деятельность не нарушает, а созидает, не разобщает или разъединяет, а соединяет и сплачивает личность с коллективом, поскольку именно в ней утверждаются подлинно коллективистские принципы человеческих взаимоотношений, соответствующие интересам как коллектива, так и личности.

Анализируя понятие ответственности, К. Муздыбаев пишет: «Все виды ответственности объединяет то, что они представляют собой формы контроля за деятельностью субъекта» со стороны общества или его самого. «В первом случае ответственность отражает подотчетность субъекта в плане реализации им требований общества или его институтов с последующим применением санкций в зависимости от степени его вины или заслуг» [там же]. «Во втором случае ответственность отражает отношение к должному самого субъекта...» [там же]. Характеризуя социальную ответственность как свойство личности, К. Муздыбаев считает, что она включает в себя выполнение индивидом определенных

обязанностей; «виды обязанностей, в свою очередь, позволяют выявить ответственность, т.е. обнажают общественную ее сущность...» [там же; 25]. Соотнося социально ответственное поведение со сложившимися нормами, К. Муздыбаев следующим образом уточняет свою позицию: «Мы будем говорить о социальной ответственности, имея в виду склонность личности придерживаться в своем поведении общепринятых в данном обществе социальных норм, исполнять ролевые обязанности» [там же].

Итак, мы имеем перед собой достаточно четкое социально-психологическое определение социальной ответственности, данное через понятие контроля, подотчетности субъекта, ориентации на требования и нормы общества, применения санкций, должного, круга обязанностей, склонности придерживаться принятых социальных норм. Сравнивая это определение с дефиницией сверхнормативной деятельности, мы усматриваем следующие различия между ними. Во-первых, сверхнормативная деятельность не предполагает ни внешнего контроля, ни подотчетности субъекта, ни применения к нему санкций в случае отсутствия с его стороны соответствующей активности. Во-вторых, сверхнормативная деятельность выражается не столько в склонности придерживаться общепринятых социальных норм, сколько в следовании им, сопровождающемся обязательным стремлением превзойти существующие нормы, ставить и достигать нравственно более высокие цели.

В настоящее время уже создана методика, предназначенная для исследования и диагностики сверхнормативной деятельности, и продолжается работа по ее совершенствованию. Ее описание и результаты работы по ней составят предмет наших дальнейших публикаций.

1. В. И. Ленин. Полн. собр. соч. Т. 40.

2. В. И. Ленин. Речь на I съезде земледельческих коммун и сельскохозяйственных артелей. 4 декабря 1919 года. - Полн. собр. соч. Т. 39.

3. О реформе общеобразовательной и профессиональной школы: Сборник документов и материалов. - М., 1984.

5. Ануфриев Е. А. Социальный статус и активность личности. - М., 1984. - 286 с.

14. Немов Р. С. Социально-психологический анализ эффективной деятельности коллектива. - М., 1984. - 201 с.

15. Петровский В. А. К психологии активности личности. - Вопр. психол. 1975. № 3. С. 26-38.

16. Смирнов Г. Л. Советский человек: формирование социалистического типа личности. 3-е изд. - М., 1980. - 464 с.

17 Фельдштейн Д. И. Психологические закономерности развития личности и решение актуальных задач воспитания. - Вопр. психол. 1984. № 2. С. 43-51 .

Поступила в редакцию 6. VII 1984 г.

В результате изучения главы студент должен:

знать

  • основные особенности социальных ролей, выполняемых личностью в организации;
  • специфику взаимовлияния личности и организационной роли;

уметь

  • различать причины ролевой перегрузки и ролевой недогрузки личности в организации;
  • выделять основные причины профессиональной деформации личности;

владеть

Навыками анализа возможных причин недостаточной эффективности того или иного члена организации.

Социальные позиции и роли личности

Дать определение личности – нелегкая задача. Если обратиться к происхождению этого слова, то первоначально личностью, персоной (от латинского persona) называлась театральная маска, которую надевали во время представления актеры античной эпохи. Цицерон употреблял данный термин, чтобы показать, каким человек предстает перед другими людьми, не являясь в действительности таковым, а также как конгломерат личных качеств.

Обычно термин "личность " используется по отношению к человеку как носителю каких-либо свойств, черт, обладающему теми или иными признаками. При этом обязательно отмечается социальность личности, ее включенность в определенную систему социальных отношений. В целом личность каждого индивида представляет собой своеобразную интеграцию его физических, психических, моральных и социальных свойств.

Любой человек, будучи членом какой-либо организации, занимает ту или иную позицию (местоположение) в ее структуре. Если взять, например, официальную организацию, то эта социальная позиция обусловлена прежде всего профессионально-квалификационными характеристиками работника, его функциональными обязанностями. Так, в производственной организации четко различаются позиции директора, главного инженера, бухгалтера, юрисконсульта, контролера отдела технического контроля, начальника участка, мастера, рабочего и т.д.

Многие позиции, занимаемые людьми, характеризуют их в более широком социальном смысле. Например, можно выделить общественно-политические позиции (депутат, член какой-либо партии или инициативной группы граждан), профессиональные (инженер, врач, артист) и ряд других (гражданин, потребитель, пенсионер). Человек, находящийся в той или иной официальной позиции, имеет соответствующие права и обязанности.

Отдельно следует упомянуть позиции, занимаемые человеком в семье и вообще среди родственников (дед, отец, муж, брат, племянник и т.д.). Определенные права и обязанности выступают в качестве регуляторов и в семейно-родственных отношениях. Семью можно рассматривать как своеобразную организацию, которой свойственны как неофициальные, так и официальные характеристики.

Каждый человек обладает целым рядом различных социальных позиций, что составляет его статусный набор . Так, один и тот же человек может представать перед другими людьми как врач, муж, отец, брат, друг, шахматист-разрядник, член профсоюза. Рассмотрение любой позиции в группе, организации или в обществе всегда подразумевает наличие других, связанных с ней позиций. Отсюда выводится известная взаимозависимость между людьми, находящимися в позициях, так или иначе соотносимых друг с другом. Например, положение руководителя подразумевает существование позиции подчиненного. Позиция врача подразумевает наличие положения пациента. Имеется определенная взаимосвязь между сотрудниками любой организации, между членами семьи, родственниками, вообще между людьми, вступающими друг с другом даже в один-единственный непродолжительный контакт (например, между продавцом и покупателем, кондуктором автобуса и пассажиром). Таким образом, можно говорить о наличии соответствующих взаимоотношений между людьми, находящимися в этих позициях. При анализе различных взаимоотношений между людьми (в том числе и в организациях) можно обратиться к положениям ролевой теории личности, разрабатываемой в социальной психологии.

Существует много определений понятия "социальная роль ", и в его интерпретации разными исследователями встречаются большие расхождения. Мы будем понимать этот термин как нормативную систему действий, ожидаемых от человека в соответствии с его социальной позицией (положением). Отсюда следует, что роль обусловлена конкретным местом человека в структуре социальных связей и далеко не всегда зависит от его индивидуально-психологических свойств. Так, выполнение роли преподавателя вуза должно подчиняться одним официальным предписаниям, а роли студента – другим. Эти предписания безличны, они никак не ориентированы на особенности характеров тех или иных преподавателей или студентов.

Существует ряд классификаций социальных ролей. Так, все их многообразие можно подразделить на роли приписанные и роли достигнутые. К приписанным относятся, например, роли, обусловленные дифференциацией людей в обществе по полу. Их называют гендерными. Обычно родители понимают, что мальчиков и девочек нужно воспитывать по-разному, прививая им различные навыки. Так, мальчиков чаще учат обращаться с различными хозяйственными инструментами, а девочек – готовить пищу и шить. При этом современные родители понимают, что и юношам, и девушкам необходимо овладеть основами компьютерной грамотности, знанием по крайней мере одного иностранного языка, не помешает им и умение водить автомобиль.

К достигнутым ролям относят те, которые выполняются в той или иной профессиональной области, например роли директора предприятия, доктора философии, тренера футбольной команды.

Если окружающим людям известна социальная роль какого-либо человека в данный момент, то они будут предъявлять к его поведению соответствующие ролевые ожидания , которые включают в себя определенные предписания (то, что человеку необходимо делать обязательно), запреты (то, чего он не должен делать) и ряд менее точно определенных ожиданий (то, что человеку следовало бы делать в данной роли). Когда поведение человека, выполняющего какую-либо роль, соответствует ожидаемому образу, оно считается успешным.

Каждый человек обладает множеством социальных ролей. Некоторые из них являются доминантными, т.е. преобладающими, другие – второстепенными. Одни из них выполняются в течение продолжительного периода, другие – время от времени. Подобно тому как человек имеет определенный статусный набор, можно говорить и о соответствующем его ролевом наборе . Так, имея статус отца, человек выступает в разных ролях по отношению к своей жене, сыну, родителям, тестю и теще, учителям школы, где учится ребенок (там он может быть еще членом родительского комитета). Каждое из ролевых взаимодействий, вытекающих из статуса отца, характеризуется своей спецификой (сравните, например, следующие парные взаимодействия: отец, муж – его жена, отец – его сын, отец – его мать, отец – теща, отец – учитель школы и т.д. (рис. 3.1).

Рис. 3.1.

Работая на том или ином предприятии, в учреждении, человек также выполняет ряд социальных ролей, соответствующих его статусному набору. Возьмем, например, такие его статусы, как инженер, начальник цеха, член профсоюза, совладелец акций компании. При этом роли, выполняемые индивидом, имеют официальный характер. Кроме того, человек обладает определенным ролевым "набором" и в системе неофициальных отношений, сложившихся в его организации. Часто эти роли являются следствием некоторых индивидуальных свойств личности. Двое рабочих, выполняющих одну и ту же операцию, но имеющих различные черты характера, могут играть совершенно разные неформальные роли в своей бригаде. Так, спокойный и рассудительный человек порой выступает в роли "третейского судьи", к которому обращаются остальные рабочие в спорных ситуациях. Другой рабочий, обладающий организаторскими способностями и стремлением к лидерству, иногда становится неофициальным лидером какой-либо группы лиц в бригаде.

Порой та или иная роль навязывается человеку другими членами группы. Часто это обусловлено не столько индивидуальными особенностями данного человека, сколько его положением в группе. Например, ученик в производственной бригаде может рассматриваться "старожилами" как объект всевозможных шуток и розыгрышей. Однако роли, которые человек выполняет в тех или иных группах и ситуациях, подвержены изменениям. Так, бывший ученик, выросший до уровня высококвалифицированного рабочего, навсегда прекращает свое пребывание в роли "козла отпущения", приобретая другую неофициальную роль.

Подчеркнем, что личность не исчерпывается всем многообразием ее социальных ролей, как бы ни были они значимы для нее. Важным элементом структуры личности является ее субъективное "Я", которое можно определить прежде всего как представление данного человека о своей внутренней подлинной сущности на основе самовосприятия и самопонимания. Иначе говоря, то, каким данный человек видит себя и как он истолковывает себе свои действия, составляет Я-концепцию личности . Это своеобразная психология и философия собственного "Я". В соответствии со своей Я-концепцией личность и осуществляет деятельность. Поэтому поведение человека всегда логично с его точки зрения, хотя оно может не казаться таковым другим людям.

Для того чтобы понять, почему один и тот же человек ведет себя при выполнении различных социальных ролей по-разному, следует отделять роли и от его субъективного "Я", и от других его индивидуально-психологических особенностей, интеллекта, потребностей, интересов, силы воли, убеждений, темперамента и т.д. Например, придирчивый менеджер может также быть любящим отцом, а недисциплинированный служащий – заботливым сыном.

Следует отметить, что в нашем определении социальной роли и приведенных примерах говорилось лишь об ожиданиях других людей относительно поведения личности. Однако термин "роль" может использоваться также для определения того, как сам человек, занимающий какую- либо позицию, считает необходимым себя вести (воспринимаемая социальная роль). Можно также сконцентрировать особое внимание на том, как именно данный человек в действительности себя ведет (выполняемая роль). Известно, что один и тот же человек может изменять многие свои социальные роли и действовать различным образом в разных ситуациях. Мы будем прежде всего говорить о социальных ролях, выполняемых людьми в официальной организационной структуре. При этом главное значение имеют определенные ожидания других членов данной организации, связанные с поведением работников.

Образцы поведения, ожидаемого от личности в производственной организации, обусловливаются как организационно-технической, так и социальной стороной ее деятельности. Так, будучи членом трудовой бригады, человек должен выполнять определенные обязанности, действуя при этом в соответствии с предписанными ему образцами поведения. Рабочий, например, обязан соблюдать технологию производства, правила техники безопасности, дисциплину труда и т.д. Если его деятельность вполне соответствует ожидаемому образцу, она считается успешной.

Необходимо подчеркнуть при этом, что в ролевых предписаниях, исходящих от конкретных лиц или групп, ярко проявляются и их социально-психологические особенности. Так, взаимные ролевые ожидания двух сотрудников, использующих одно и то же оборудование, обусловлены не только их официальным положением в структуре данной организации, но и чертами личности каждого из них. Допустим, один из них, отличающийся аккуратностью и следящий за безукоризненной чистотой рабочего места, будет требовать от своего коллеги такого же отношения к делу. Другой работник, не столь аккуратный, может игнорировать эти требования, полагая, что достаточно лишь иметь все оборудование в исправном состоянии.

На групповом уровне ролевые предписания определяются соответствующими групповыми ценностями, нормами, традициями и могут быть различными даже в пределах одной организации. В соответствии с этим осуществляется ролевое взаимодействие и в системе неофициальных отношений, сложившихся здесь. Отметим, что положение личности в данной системе отношений также бывает связано с ее трудовой деятельностью.

Понятие социальной роли человека разрабатывалось в связи с необходимостью осмысления влияния социальных функций на его развитие, жизнедеятельность и отношения с др. людьми.

Социальная роль - соответствующий принятым нормам способ поведения людей в зависимости от их статуса или позиции в обществе, системе межличностных отношений.

Впервые понятие социальной роли было предложено американскими социологами Р.Линтоном и Дж.Мидом независимо друг от друга. Линтон и Мид рассматривали социальную роль как особое явление, в котором сходятся индивид и общество, а индивидуальное поведение превращается в социальное. При этом индивидуальные проявления человека сопоставляются с общественными нормами.

Основные характеристики социальной роли выделены американским социологом Т. Парсонсом. К ним относятся: масштаб, способ получения, эмоциональность, формализация, мотивация. Масштаб роли зависит от диапазона межличностных отношений. Чем больше диапазон, тем больше масштаб.

Способ получения роли зависит от того, насколько неизбежной является данная роль для человека. Так, роли молодого человека, старика, мужчины, женщины автоматически определяются возрастом и полом человека и не требуют особых усилий для их приобретения. Здесь может быть только проблема соответствия своей роли, которая уже существует как данность. другие роли достигаются или даже завоевываются в процессе жизни человека и в результате целенаправленных специальных усилий. Например, роль студента, академика, писателя и т.д. Это практически все роли, связанные с профессией и любыми достижениями человека.

Социальные роли существенно отличаются по уровню эмоциональности. Каждая роль несет в себё определенные возможности эмоционального проявления ее субъекта. Переживания по поводу утраты близкого человека являются вполне естественными и оправданными. Однако существуют такие роли, которые предписывают эмоциональную сдержанность и контроль, как, например, работа следователя или хирурга.

Формализация как описательная характеристика социальной роли определяется спецификой межличностных отношений носителя данной роли. Одни роли предполагают установление только формальных отношений между людьми с жесткой регламентацией правил поведения; другие, напротив, - только неформальные; третьи могут сочетать в себе как формальные, так и неформальные отношения.

Мотивация зависит от потребностей и мотивов человека. Разные роли обусловлены различными мотивами. Родители, заботясь о благе своего ребенка, руководствуются прежде всего чувством любви и заботы; руководитель трудится во имя дела и т.д.

Влияние социальной роли на развитие личности достаточно велико. Развитию личности способствует ее взаимодействие с лицами, играющими целый ряд ролей, а также ее участие в максимально возможном ролевом репертуаре. Чем больше социальных ролей способен воспроизвести индивид, тем более приспособленным к жизни он является. Таким образом, процесс развития личности часто выступает как динамика освоения социальных ролей.

Освоение новой роли может иметь огромное значение для изменения человека. В психотерапии существует даже соответствующий метод коррекции поведения - имаготерапия (имаго - образ). Пациенту предлагают войти в новый образ, сыграть роль, как в спектакле. При этом функцию ответственности несет не сам человек, а его роль, которая задает новые шаблоны поведения. Человек вынужден поступать иначе, исходя из новой роли.

У истоков имаготерапии стоит метод психодрамы Д. Морено. Он лечил людей от неврозов, предоставляя им возможности проигрывания тех ролей, которые они хотели бы, но не могли исполего использования была достаточно высока, поскольку субъекту была дана возможность высвободить подавленные влечения если не в жизни, то хотя бы в процессе игры. Широко извёстен социодраматический подход к интерпретации человеческих поступков. Сторонники данного подхода рассматривают жизнь как драму, каждый участник которой играет свою специфическую роль. Проигрывание ролей дает не только психотерапевтический, но также и развивающий, педагогический эффект.

Маленькие дети играют в сюжетно-ролевые игры, имитируя социальные роли окружающих их людей. посредством игры они обучаются разнообразным социальным функциям. В определенном возрасте игра является ведущей деятельностью для ребенка. условность игры не влияет на ее социальное предназначение, поскольку действия в условной ситуации остаются подлинными. В игре ребенок как бы разднаивается, исполняя различные роли и благодаря этому отделяет себя от других. Вместе с тем он учится становиться на позицию другого и может посмотреть на себя со стороны. Кроме того, игры имеют правила. В связи с этим ребенок может воспринимать свою индивидуальность не только с точки зрения лиц, чьи роли он исполняет, но и с точки зрения обобщенных установок группы, к которой он принадлежит.

Социальный статус - это положение субъекта в системе межличностных отношений, оно определяет его права, обязанности и привилегии, статус отражает иерархическую структуру группы и создает в ней вертикальную дифференциацию. Субъект всегда старается найти свое место внутри крупного сообщества и принимает связанные с этой позицией обязанности, ожидает, что и другие признают его права. Не только от субъекта завит его статусная характеристика.

Социальный статус - это устанавливаемый обществом признак, который характеризует позицию человека в социальной общности. Статус - это признанный группой ранг, индивидов социальной группы Статус - это социальный процесс, человек сохраняет свой статус если живет в соответствии с установленными нормами, которые управляют поведением людей данной категории. те. позиция индивида в обществе определяется только на основе хорошо установленных отношений между ним и теми кто занимает другие позиции, многое в поведении человека направлено на сохранение имеющегося статуса или повышение его.

Социальными психологами установлено достаточно высокая чувствительность человека к символам статуса, как бы не был статус низок, он важен, т.к. без него субъект не имеет прав в отношении других. В различных группах человек может иметь разный статус и вообще человек обладает несколькими статусами, но они не равны, зачастую профессия служит наиболее используемым показателем статусной позиции, т.е. положение в обществе, как правило, определяется при помощи должности и профессии. Наш социальный статус отражаются в поведении, облике и одежде, жаргоне, манерах и внутренней позиции личности, это установки, позиции,мотивы. Статус однажды установленный остается постоянным, хотя он подвижный, может быть деградация, а может быть повышение статуса. Статусы различаются по характеру появления: выделяется прирожденный, приписываемый, достигнутый. Прирожденный - тот статус, который появляется при рождении - национальность, пол, раса, членство королевской семье + система родства дает тоже набор статусов - прирожденных и приписываемых - сын, брат, сестра.

Есть приписываемые статусы, но не прирожденные, они появляются благодаря стечению обстоятельств, например благодаря заключению брака (например, мама невесты станет теща). Достигнутый статус - он приобретается путем усилий самого человека с помощью тех или иных социальных групп. Здесь статусы определяются должностью, статусы определяются званиями, и есть определяемые профессиональные звания, достигаемый статус приобретается благодаря свободному выбору индивида, его личных усилий и находится под его контролем (например, муж, жена)

Статусы бывают постоянные, временные, основные, не основные.

Постоянные – это большинство прирожденных статусов (раса, пол).

Временные - (пассажир, сосед)

Основные - это те, которые являются прирожденными, приписываемыми, достигаемыми. Основным является личный статус - он проявляется в малых группах. Не основные - это большинство наших статусов, обусловленных кратковременной ситуацией, например пациент, свидетель, зритель ДТП. Социальная позиция - место, занимаемое человеком в системе общественного разделения труда и соподчинения в социальных структурах, группах и организациях.


Похожая информация.