Тесты по всеобщей истории — Ефаев Александр Харисович — Региональный образовательный портал Псковской области.

Иде́я - понятие (мысленный образ) объекта реальности. В этом смысле термин используется в философии, психологии, социальных науках. В некоторых философских направлениях у термина «идея» есть специальный смысл - идеальный прообраз реальности. В науке и искусстве идеей называется главная мысль произведения, общий принцип теории или изобретения, замысел. В этом смысле термин «идея» используется в сфере регулирования авторского права.
В древнегреческой философии идеей называлась умопостигаемая и неизменная структура, лежащая в основании вещи.

Термин «идея» ввел в философию Демокрит , который называл идеями атомы - неделимые умопостигаемые формы. Атомы неизменны, но из них состоят изменчивые вещи. Для Платона и неоплатоников идея или эйдос - умопостигаемая неизменная сущность вещи в противоположность чувственному и изменчивому в вещи. Идеи бестелесны, находятся вне конкретных вещей и явлений; они составляют особый идеальный мир (царство идей), который и есть подлинная реальность, трансцендентный мир истинного бытия. Идея представляет собой сущность не отдельной вещи, но вида вещей. Вещи чувственной реальности существуют благодаря идеям, и идеи являются их образцами. У Аристотеля термин «идея» («эйдос») настолько сильно отличаются от платоновского, что по-русски его традиционно переводят термином «форма» или «вид» (в логике).

В средневековой философии и христианском богословии идеи понимались как прообразы вещей в божественном уме. Бог творит вещи согласно их идеальным формам, как своим замыслам. Еще Платон характеризовал идеи не только как реальность, но и как достояние человеческой души (ума). В европейской философии 17-18 веков психологический и эпистемологический смысл термина становится главным. Для Нового времени идея становится средством и формой человеческого познания действительности, философов интересовали проблемы происхождения идей, познавательной ценности идей, отношения идей к объективному миру. В этот период сформировались школы рационализма и эмпиризма . Эмпирики считали источником идей ощущения и восприятия, которые лишь обобщаются в идеях. Рационалисты считали источником познания спонтанную деятельность мышления, а идеи рассматривали как врожденные, изначально присущие субъекту и не сводимые к опыту.

1. Историческое познание сегодня. Первобытность. Древний Восток

1. Историография изучает

а) даты исторических событий и явлений

б) развитие письменности, помогает определить авторство документа

в) историю денежного обращения, монетной чеканки

г) концепции, взгляды ученых, закономерности становления самой исторической науки

2. Человек современного вида появился

а) 2—1,5 млрд лет назад

б) 4—3 млн лет назад

в) 100—40 тыс. лет назад

г) 6—5 тыс. лет назад

3. Признаки неолитической революции

а) возделывание злаков и выращивание животных

б) отсутствие частной собственности

в) преимущественно кочевой образ жизни

г) существование соседской общины

д) возникновение племенных богов

е) преобладание собирательства

4. На рубеже IV—III тыс. до н. э.

а) возникли первые цивилизации

б) началась неолитическая революция

в) появился человек современного вида

г) зародилась религия

5. Установите соответствие между народами и их достижениями

1) создание шестидесятеричного счета

2) создание алфавита

3) строительство гигантских усыпальниц-пирамид а) шумеры

б) китайцы

в) финикийцы

г) египтяне

6. В основе развития китайской государственности и цивилизации лежали идеи

а) буддизма

б) даосизма

в) ведизма

г) конфуцианства

7. Возникновение цивилизации в Месопотамии связано с народом

а) аккадцы

б) шумеры

в) ассирийцы

г) хеты

8. На Древнем Востоке

а) возникла письменность

б) произошел переход к кочевому скотоводству

в) появилось классическое рабство

г) зародилась монотеистическая религия

д) зародилась демократия

9. Древневосточный правитель

а) имел неограниченную власть над подданными

б) выбирался высшей знатью

в) имел лишь религиозные функции

г) не имел никакой собственности

10*. Высказывание «Никакие явления социальной, политической, материальной жизни не могут быть правильно поняты без рассмотрения картины мира, присутствующей в сознании людей, без понимания ментальности» характерно для

а) цивилизационных теорий

б) исторической антропологии

в) теорий модернизации

г) сравнительного изучения истории

11*. Вера в происхождение человека от воображаемого предка (человека, животного или растения) и поклонение ему

а) тотемизм

б) анимизм

в) фетишизм

г) магия

12*. «Нет многих богов, а только великий Ахурамазда, который есть Добро и Свет». Такова основная идея религии

а) иудаизма

б) буддизма

в) зороастризма

г) ведизма

а) история

б) древневосточная деспотия

2. Мир Античности

1. Началом Античности историки считают

а) рубеж IV—III тыс. до н. э.

б) рубеж III—II тыс. до н. э.

в) середину II тыс. до н. э.

г) начало I тыс. до н. э.

2. Древнейший очаг греческой цивилизации

а) Афины

б) Спарта

в) Иония

г) Крит

3. Гражданин греческого полиса имел право

а) заниматься ремеслом и торговлей

б) продать своего сына в рабство

в) участвовать в управлении государством

г) отказаться от участия в военном походе

д) защищать свой полис от врага

4. «Грандиозный интеллектуальный прорыв» VI в. до н. э. в Древней Греции был связан с

а) появлением монотеистической религии

б) рождением философии

в) созданием древнегреческого эпоса

г) открытием шарообразности Земли

5. Для греческой религии и мифологии были характерны

а) систематизированный характер мифологии

б) единобожие

в) оформление единого греческого пантеона

г) отсутствие храмов и культа

д) существование в каждом полисе своего пантеона богов

6. Установите соответствие между периодом в истории Античности и произведениями искусства1) классическая Греция

2) эллинизм

3) императорский Рим а) Пергамский алтарь

б) Пантеон

в) зиккурат Этеменанки

г) статуя Зевса в Олимпии

7. Установите соответствие между событием и датой1) начало завоеваний Александра Македонского

2) установление республики в Риме

3) падение Западной Римской империи а) 753 г. до н. э.

б) 509 г. до н. э.

в) 336 г. до н. э.

г) 395 г. н. э.

д) 476 г. н. э.

8. Юлий Цезарь

а) впервые установил бессрочную диктатуру в Риме

б) стал римским императором

в) являлся одним из древнеримских царей

г) был избран афинским стратегом

9. Режим власти в Риме, при котором император был провозглашен «богом и господином», получил название _____________

10*. Полагал, что реальность составляют идеи, находящиеся вне конкретных вещей и явлений, древнегреческий философ

а) Гераклит

б) Сократ

в) Платон

г) Аристотель

11*. Характерные черты Спарты

а) военизированное государство

б) демократическое политическое устройство

в) высшая власть принадлежит народному собранию

г) полис олигархического типа

д) прямая демократия

е) контроль власти над жизнью граждан

12*. В римском праве было(а) сформулировано(а)

а) право на свободу слова

б) идея божественной власти императора

в) презумпция невиновности

г) обоснование обязательности рабства

13. Дайте определение понятиям

а) Античность

б) полис

3. Средневековье. Возрождение

1. Итоги развития Европы в Средние века

а) возникновение суда присяжных

б) отказ от христианства

в) складывание европейской общности

г) упадок строительства и городов

2. Средневековая европейская цивилизация была преимущественно

а) промышленной б) ремесленной в) мелкотоварной г) аграрной

3. В основе Крестовых походов лежала идея

а) защиты христианского мира от неверных

б) уничтожения всех иноверцев

в) захвата всего мира

г) объединения мира в единое государство

4. Начиная с XII в. в Европе формируются государства, в которых

а) укрепилась политическая раздробленность

б) власть короля ограничивалась сословным представительством

в) власть короля была абсолютной

г) была упразднена монархия

5. Особенность, определившая развитие Византии в Средние века

а) ее связи с Древним Римом оборвались еще в Античности

б) в ней была слаба роль церкви

в) она была прямой наследницей Древнего Рима

г) она была полностью разгромлена варварами

6. Установите соответствие между событием и датой1) изгнание арабов из Испании, окончание Реконкисты

2) раскол христианской церкви на западную и восточную

3) захват Константинополя турками, падение Византии

а) 1054 г

б) 1204 г.

в) 1453 г.

г) 1492 г.

7. Шиизм — это течение в исламе, представители которого

а) считают халифов, правивших после Мухаммеда, святыми

б) почитают Коран и дополнения к нему

в) почитают только Коран

г) призывают к активным завоеваниям

8. Стабильность жизни индийцев при всех политических переменах обеспечивалась

а) наличием сильного государства

б) благоприятными природными условиями

в) деспотической властью

г) существованием общины

9. Император в Японии

а) был фигурой ритуальной, олицетворявшей страну

б) являлся носителем реальной высшей власти

в) командовал армией

г) обладал властью только в столице

10. Особое значение в мусульманской культуре имело искусство

а) миниатюры

б) скульптуры

в) каллиграфии

г) иконописи

11. Предпосылки Возрождения

а) географические открытия, расширение кругозора людей

б) рост светских настроений среди горожан

в) усиление роли церкви в жизни общества

г) распространение аскетической морали

д) пробуждение личной инициативы

е) сохранение в Италии памятников античной культуры

12. Установите соответствие между деятелем Возрождения и его вкладом в искусство1) Франческо Петрарка

2) Питер Брейгель Старший

3) Леонардо да Винчи а) изобретатель техники масляной живописи

б) основоположник пейзажа как жанра живописи

в) родоначальник гуманизма

13*. Особенности византийского феодализма

а) получение земли феодалами в собственность

б) отсутствие крупных городов

в) император — верховный собственник земли

г) существование системы титулов, передаваемых по наследству

д) отсутствие иерархической сеньориально-феодальной системы

14*. Одна из особенностей развития Китая в Средние века

а) мобильность членов общества, возможность менять свой социальный статус

б) отказ от традиционных устоев существования общества

в) жесткая и дифференцированная административно-бюрократическая система

г) отказ от идеи сильного государства

15. Дайте определение понятиям

а) феодализм

б) гуманизм

4. Экономика и общество

1. Предпосылки Великих географических открытий

а) представление о том, что Земля плоская

б) расширение астрономических знаний

в) строительство небольших судов

г) стремление европейцев установить прямые торговые отношения с Востоком

д) наличие в Европе большого количества золота и серебра

2. Установите соответствие между процессом и датой1) Великие географические открытия

2) новая техническая революция

3) промышленная революция в Англии а) конец XV — начало XVI в.

б) середина XVII в.

в) вторая половина XVIII — начало XIX в.

г) конец XIX в.

3. Главный экономический результат Великих географических открытий

а) подъем мировой торговли

б) открытие новых материков

в) развитие кораблестроения

г) усиление Испании и Португалии

4. Сельское хозяйство «старого порядка» характеризует

а) широкое распространение технических культур

б) сохранение двуполья

в) высокая продуктивность

г) распространение многопольного севооборота

д) слабое развитие животноводства

5. Основной путь развития общественных отношений в странах Восточной Европы

а) медленное приспособление сеньориального строя к условиям капитализма

б) «повторное закрепощение крестьян»

в) огораживания

г) законодательная отмена сеньориального строя

6. Промышленная революция началась в (во)

а) Франции

б) Германии

в) Великобритании

г) Испании

7. Изменение, произошедшее в положении рабочих в XIX в.

а) сложилась группа работников квалифицированного труда

б) увеличилась значимость мастеров ручного труда

в) численность рабочих сокращалась

г) был запрещен женский и детский труд

8. В результате индустриализации

а) машины стали активно использоваться в сельском хозяйстве

б) началось производство машин машинами

в) произошел подъем преимущественно базовых отраслей промышленности

г) наиболее активно развивались обрабатывающие отрасли промышленности

9. Во второй половине XIX в. в процессе новой технической революции

а) появился железнодорожный транспорт

б) стали применять машины в промышленности

в) начали использовать энергию атома

г) появился автомобильный транспорт

10*. Одним из результатов «великой депрессии» являлось возникновение

а) машиностроения

б) монополий

в) банковского кредита

г) товарных бирж

11*. Промышленная революция в странах континентальной Европы

а) началась с аграрной революции

б) получила законодательное оформление

в) началась с изобретений в хлопчатобумажной промышленности

г) не получила поддержки со стороны сельского хозяйства

12*. Мануфактуру, на которой все стадии технологического процесса рассредоточены по разным мастерским, называют

_______________

13. Дайте определение понятиям

а) промышленная революция

б) социальный вопрос

5. Духовная жизнь общества

1. К началу Нового времени католическую церковь критиковали за

а) замкнутость сословия духовенства

б) торговлю индульгенциями

в) несоблюдение церковных обетов и уставов

г) стремление монахов вести аскетический образ жизни

д) существование монастырей

е) стремление к роскоши

2. Основание ордена иезуитов для борьбы с Реформацией произошло в

а) 1492 г.

б) 1534 г.

в) 1571 г.

г) 1648 г.

3. Идеи М. Лютера

а) единственный источник истины — Священное Писание (Библия)

б) учение о спасении верой

в) Священное Писание (Библию) нельзя переводить с латыни

г) учение о Божественном предопределении

д) упразднение духовенства и монашества

е) сохранение пышного богослужения

4. Индуктивный метод, т. е рассуждение от частного к общему, в XVII в. обосновал

а) Николай Коперник

б) Френсис Бэкон

в) Рене Декарт

г) Исаак Ньютон

5. Просвещение возникло в

а) XVI в.

б) начале XVII в.

в) конце XVII в.

г) начале XVIII в.

6. Установите соответствие между названием течения общественно-политической мысли XIX в. и идеей1) либерализм

2) демократия

3) марксизм а) революционный путь перехода к коммунизму

б) сохранение существующего политического строя

в) требование гражданских прав и свобод

г) введение республиканского правления

7. Для архитектуры классицизма характерна

а) симметричность зданий

б) утонченность и затейливость убранства

в) архитектурная деталь в виде спиралевидного завитка

г) чрезмерная пышность и нарядность убранства

8. Для архитектуры барокко характерна(о)

а) симметричность зданий

б) простота убранства

в) оформление зданий в стиле ордерной архитектуры Античности

г) плавность очертания построек

9. Установите соответствие между деятелем искусства романтизма и его вкладом в искусство1) Джордж Байрон

2) Эжен Делакруа

б) создатель цикла музыкальных драм «Кольцо нибелунга»

в) мастер фантастической повести и сказки

г) лирический поэт, утверждавший личностный подход к восприятию мира

10*. К концу XIX в. во многих странах Европы и Северной Америки

а) появились публичные библиотеки

б) искусство оставалось привилегией знати

в) периодическая печать была доступна немногим

г) достигнута почти поголовная грамотность населения

д) ученые не представляли отдельной профессиональной группы

11*. Политические теории эпохи Просвещения включали идеи

а) сохранения абсолютной монархии

б) гражданское общество предшествует государству

в) необходимость правового государства

г) монарху должна принадлежать законодательная власть

д) разделение властей

е) королевский суверенитет

12*. Реформа католической церкви в XVI в. предполагала

а) упразднение монашества и монастырей

б) запрещение торговли индульгенциями

в) повышение образовательного уровня священников

г) запрещение пышных богослужений

д) отмену некоторых обрядов

13. Дайте определение понятиям

а) Реформация

б) Просвещение

6. Политические отношения

1. Централизованными государствами в Европе к концу XV в. были

а) Франция

б) Италия

в) США

г) Священная Римская империя германского народа

д) Испания

2. Правовой характер абсолютной монархии выражался в

а) разделении властей

б) нераспространении власти монарха на собственность подданных

в) законодательном упразднении старинных обычаев провинций

г) личном составлении законов монархом

3. Реформы в духе Просвещения, проводившиеся в европейских странах

а) централизация системы управления страной

б) ограничение произвола помещиков по отношению к крестьянам

в) реорганизация и укрепление армии

г) развитие системы образования

д) запрещение протестантизма

4. Причины Французской революции конца XVIII в.

а) сохранение сеньориального строя

б) подчинение Франции власти Габсбургов

в) недовольство пуритан итогами Реформации

г) созыв Генеральных штатов

д) плохое управление страной и расточительность двора

5. Установите соответствие между событием и датой1) начало Французской революции

2) первая избирательная реформа в Великобритании

3) принятие Билля о правах в Англии а) 1640 г.

б) 1689 г.

в) 1789 г.

г) 1832 г.

6. К концу XVII в. в Англии установилась

а) республика

б) конституционная монархия

в) федеративное устройство

г) всеобщее избирательное право

д) принцип разделения властей

е) личная неприкосновенность граждан

7. В 1834 г. после смерти Фердинанда VII в Испании

а) учреждались двухпалатные кортесы

б) устанавливалась республика

в) вводилось всеобщее избирательное право

г) вводилась свобода торговли

8. В ходе Гражданской войны в США

а) США стали независимы от Великобритании

б) было введено всеобщее избирательное право

в) установилась республика

г) было отменено рабство

9. В последней трети XIX в. в большинстве стран Европы

а) возникла республиканская форма правления

б) власть монарха была ограничена конституциями

в) были предоставлены избирательные права женщинам

г) были запрещены политические партии

10*. В результате Войны за независимость в Северной Америке возникла

а) конституционная монархия

б) абсолютная монархия

в) федеративная республика

г) диктатура

11*. Характерная черта деспотизма

а) одностороннее представление об обязанностях подданных

б) разделение властей

в) право частной собственности

г) участие граждан в управлении государством

12*. Один из лозунгов революций 1848—1849 гг. в ряде европейских стран

а) создание многопартийной системы

б) создание национального государства

в) борьба с демократическим движением

г) сохранение монархии

13. Дайте определение понятиям

а) просвещенный абсолютизм

б) либеральная демократия

7. Международные отношения

1. Цели колониальной политики европейских государств

а) создание рынков сбыта сельскохозяйственной продукции

б) создание в колониях промышленного производства

в) господство на путях мировой торговли

г) необходимость обеспечить сырьем промышленность

д) приобретение новых научных знаний

2. В XVI в. португальцы

а) заключали неравноправные торговые договоры

б) завоевали Индию

в) развивали в колониях производство

г) вывозили из Индии золото

3. Англия и Голландия активно участвовали в колониальных захватах, начиная со (с)

а) второй половины XVI в.

б) первой половины XVII в.

в) второй половины XVII в.

г) первой половины XVIII в.

4. Результаты колониальной политики для стран Востока

а) развитие рыночных отношений

б) закрепление государственной собственности на землю

в) запрещение предпринимательской деятельности

г) резкое повышение жизненного уровня населения

д) зарождение крупной индустрии

5. Согласно Вестфальскому миру 1648 г.

а) запрещены протестантские церкви

б) отношения государств строились на основе принципа государственного суверенитета

в) закреплен принцип неприкосновенности международно признанных границ

г) Чехия получила самостоятельность

д) Франция расширила свои владения на левом берегу Рейна

е) Габсбурги добились господства в Европе

6. Важнейшее событие международных отношений последней трети XVIII в.

а) разделы Речи Посполитой

б) Франко-прусская война

в) Война за австрийское наследство

г) объединение Италии

7. Установите соответствие между событием и датой1) завершение колониального порабощения Индии Великобританией

2) Вестфальский мир

3) Венский конгресс

а) 1648 г.

б) 1789 г.

в) 1815 г.

г) 1877 г.

8. Решения Венского конгресса

а) Великобритания потеряла некоторые колонии

б) Франция отказалась от территорий, захваченных в ходе наполеоновских войн

в) Пруссия лишилась части территорий

г) во Франции была установлена республика

д) Россия получила герцогство Варшавское

9. Русско-французский союз в конце XIX в. был заключен против

а) Великобритании

б) Германии

в) Испании

г) Османской империи

10*. Главная задача Священного союза

а) восстановление монархии во Франции

б) укрепление христианской веры в Европе

в) борьба с либеральными и национальными революциями

г) охрана существующих границ государств

11*. Установите соответствие между страной и событием, с ней связанным

1) Китай

2) Индия

3) Япония а) истребление индейцев

б) заключение договора об открытии двух портов для иностранной торговли

в) «Опиумные войны»

г) объявление английской королевы императрицей этой страны

12*. Одна из причин Тридцатилетней войны

а) притязания Габсбургов на Неаполь

б) борьба европейских государств против усиления Османской империи

в) стремление Габсбургов установить свою гегемонию в Европе

г) проклятие Франции папой римским за союз с протестантами

13. Дайте определение понятиям

а) колониализм

б) баланс сил в Европе

Ш. И. де Сен-Пьер о Вестфальской системе

Начнем с общего обзора нынешнего положения дел в Европе. Расположение гор, морей и рек, которые служат границами между населяющими ее народами, по-видимому, определило число и величие этих народов; можно сказать, что политическое устройство этой части света в известном отношении есть плод деятельности природы.
В самом деле, не следует думать, что это удостоившееся стольких похвал равновесие было кем-то установлено и что кто-либо прилагал усилия, чтобы его поддерживать. Равновесие существует, и те, кто не чувствует в себе достаточно веса, чтобы его нарушить, объясняют свои частные действия необходимостью его укреплять. Вне зависимости от того, помышляют о нем или нет, это равновесие сохраняется и нуждается лишь в самом себе для своего поддержания, обходясь без всякого вмешательства со стороны; едва только оно нарушилось бы в одном пункте, оно тотчас восстанавливалось бы в другом; так что, если государи, которых обвинили бы в стремлении создать всемирную монархию, действительно пожелали бы ее образовать, они проявили бы при этом больше заносчивости, чем ума. Как иначе можно отнестись к подобному замыслу, смехотворность которого тотчас бросается в глаза? Как не понять, что в Европе нет властелина, настолько превосходящего других, чтобы когда-либо стать их повелителем? Все завоеватели, которые совершали перемены в свете, всегда нападали или нежданно, или используя иноземные и более боеспособные войска; к тому же они нападали на такие народы, которые были либо безоружны, либо разобщены, либо недисциплинированны.
Но где сыскал бы любой европейский государь эту непредвиденную мощь, способную подавить всех остальных, коль скоро наиболее могущественный из государей являет собой весьма малую часть целого и все остальные государи проявляют весьма значительную бдительность? Может ли он иметь большее войско, нежели все они? Этого он не может, подобная армия в короткое время разорила бы его или же его войска были бы слабее сил противника ввиду их сравнительной многочисленности. Может ли он иметь более закаленных в боях солдат? Их у него будет относительно меньше. К тому же военная выучка повсюду примерно одна и та же или же уравнивается в короткое время. Будет ли у него больше денег? Но источники их одни и те же для всех, да никогда деньги и не совершали великих завоеваний. Может быть, он совершит внезапное вторжение? Но нужда в провианте и укрепления противника будут останавливать его на каждом шагу. Захочет ли он возвыситься мало-помалу? Тогда он даст неприятелю возможность сплотиться, чтобы противостоять ему; ему тотчас же станет недоставать времени, денег и людей. Разъединит ли он другие державы, чтобы их одолеть их же силами? Европейский опыт показывает тщетность такой политики, ибо самый ограниченный государь не попадется в подобную ловушку. Наконец, в силу того что ни одна из сторон не может получить особых ресурсов, сопротивление в конечном счете становится равным усилиям нападающего, а время быстро уравняет поражениями кратковременные удачи если и не каждого государя в отдельности, то по крайней мере всех их в целом.
Можно ли, наконец, представить себе соглашение двух или трех монархов, направленное на подавление остальных? Эти три властелина, кем бы они ни были, не составят вместе и половины Европы. Тогда другая ее часть, безусловно, объединится против них; им нужно будет победить более сильного противника, нежели они сами. Добавлю, что интересы одних слишком противоположны интересам других, чтобы подобный проект вообще мог осуществиться. И я скажу еще, что, если уж они замыслят нечто подобное и начнут осуществлять свой замысел, причем добьются известных успехов, сами эти удачи послужат семенами раздоров в стане вооруженных завоевателей, потому что немыслимо, чтобы их завоевания были поделены так, что каждый счел бы себя необделенным и менее удачливый немедленно не выступил бы против достижений других, которые по тем же самым причинам не замедлили бы тоже рассориться между собой. Я сомневаюсь, чтобы, с тех пор как существует мир, нашлись бы три или даже две тесно сплоченные великие державы, которые бы покорили другие, не повздорив при этом по поводу контингента войск или раздела завоеванного, и не придали бы слабой стороне новых сил благодаря своему неразумному поведению. Таким образом, какие бы предположения ни строить, невероятно, чтобы один государь или союз нескольких государей могли ныне существенно и надолго изменить существующее положение вещей.
Суть не в том, что Альпы, Рейн, море, Пиренеи - непреодолимые для тщеславия препятствия; эти препятствия подкреплены другими, которые их усиливают или водворяют государства в прежние границы, когда преходящие усилия раздвигают их переделы. Что действительно в определенной степени поддерживает европейскую систему, так это дипломатические переговоры, которые почти всегда взаимно уравновешивают друг друга; однако эта система имеет и другую, еще более солидную опору - совокупность германских государств, расположенных примерно в центре Европы, которая удерживает от соблазнов все остальные части ее и, может быть, в еще большей степени сдерживает своих соседей, чем своих собственных сочленов: эта внушающая чужеземцам страх группировка, сильная численностью и достоинствами своих народов, полезна благодаря своему устройству, которое лишает ее средств и воли к завоеваниям и в то же время является камнем преткновения для других завоевателей. Несмотря на изъяны в устройстве Империи, несомненно, что, пока эта группировка существует, равновесие в Европе не будет нарушено, что ни одному монарху нечего бояться быть свергнутым другим и что Вестфальский договор, пожалуй, всегда будет для нас основой политической системы.

Трактаты о вечном мире. - М., 1963

Конфликты и противоречия. XIX в. § 28

Методы колониальной политики европейских государств по отношению к Африке конца XIX в. охарактеризовал отечественный историк А. Б. Давидсон. Он отмечал, что желание избежать осложнений в европейской политике заставило колонизаторов вернуться к такому испытанному способу осуществления захватов, как привилегированные компании.
Такие компании, заручившись «договорами» с «туземными» вождями, получали от правительства своей страны особую хартию, или привилегию. В хартии говорилось, что правительство одобряет эти «договоры», а с ними - и действия соответствующей компании. Фактически правительство разрешало компании захватить ту или иную пока еще «неподеленную» территорию и управлять ею. «Договоры» нужны были для того, чтобы обосновать эти захваты с позиций международного права. Конкретному их содержанию никто особого значения не придавал. Правительство просто объявляло «договор» основой для любых действий компании и, стоя за ее спиной, прямой ответственности за нее не несло. Если у компании дела не ладились, если ее действия возмущали общественное мнение, то правительство могло попросту умыть руки.
Выгода для него заключалась еще и в том, что колониальные захваты обычно не сулили немедленных прибылей. Наоборот, само завоевание, разведка недр, подготовка к эксплуатации захваченной страны, не говоря уже о подавлении восстаний и «умиротворении» покоренных народов, - все это требовало денег. Обременять дополнительными расходами государственный бюджет не всегда представлялось возможным: налогоплательщики могут не понять, оппозиция в парламенте будет против них возражать, державы-соперницы, обеспокоенные шумихой, постараются принять контрмеры. Ну а тут - частная компания, которая действует на свой страх и риск, расплачиваясь за все своими деньгами. И к карману налогоплательщика, и к правительству все это вроде бы никакого отношения не имеет. Хотя на деле правительству, конечно, приходилось предоставлять в распоряжение таким компаниям и деньги, да и жизни солдат.
Такой тактикой колониальных захватов пользовалось английское правительство. Русский посол в Великобритании Е. Е. Стааль доносил в Петербург: «Там, где оно не могло или не желало действовать собственными средствами, оно давало особенные грамоты и привилегии частным торговым компаниям, которые вели на свой счет войны в уверенности, что правительство метрополии, в случае опасности и нужды, не откажет им в помощи».
Идея создания таких компаний в Африке овладела правительствами Англии в разгар схватки за раздел мира. В 1886 г. хартия была дарована Нигерской компании, в 1888 г. - Британской восточноафриканской. В те годы многие газеты и журналы наперебой восторгались компаниями, восхваляли их активность, противопоставляли ее «нерешительности» правительства. В начале 1886 г. и Бисмарк провозгласил идею «германской коммерческой империи» в Африке путем создания компаний, поддерживаемых правительством, и через два года германское правительство дало хартию Германской восточноафриканской компании.
Главным полем деятельности этих компаний была тогда Африка. В конце XIX в. они да еще несколько сходных с ними ассоциаций Великобритании, Германии, Франции и Бельгии управляли двумя миллионами квадратных миль территории и по крайней мере 50 млн жителей африканского континента.
Британская южноафриканская компания была из них самой крупной. С. Родс сумел связать эту компанию со своим именем, хотя и не он один и даже не он первым добивался ее создания. О мандате на завоевание мечтали Гиффорд, Коустон и многие другие - те, кто думал о захвате стран, лежавших в глубине Африки.
30 апреля 1889 г. лорд Гиффорд обратился к правительству от имени компании, которая «должна быть создана», с предварительной просьбой «санкции и моральной поддержки правительства Ее Величества и признания на этой территории полученных законно прав и интересов». Гиффорд сослался на поддержку родсовской «Голд филдс», своей «Бечуаналенд эксплоринг компании» и поименно - лорда Н. Ротшильда, крупного банкира барона Эрлангера, Сесиля Родса, Чарлза Радда.
Компания брала на себя обязательства: 1) построить железнодорожную и телеграфную линии до Замбези; 2) поощрять иммиграцию и колонизацию; 3) развивать торговлю; 4) эксплуатировать минеральные и другие концессии в системе единой могущественной организации, исключающей конфликты и осложнения между соперничающими интересами.
Министр колоний поддержал просьбу, поскольку, во-первых, учредители компании на основании акта об акционерных компаниях могут действовать и без хартии, а во-вторых, «такая компания сможет освободить правительство Ее Величества от дипломатических затруднений и тяжелых расходов».

Давидсон А. Сесиль Родс и его время. - М., 1984

Континентальная блокада

Наполеон о целях континентальной блокады
(свидетельство А. де Коленкура)

Он [Наполеон] тешил себя надеждой (или старался убедить меня), что все европейские правительства, и даже те, которые наиболее тяготятся могуществом Франции, в высшей степени заинтересованы в том, чтобы не позволить казакам перейти через Неман.
Я откровенно возражал императору:
- Если кого-нибудь боятся, то именно вашего величества; ваше величество являетесь предметом всеобщего беспокойства, которое мешает видеть другие опасности. Правительства боятся всемирной монархии. Другие династии боятся, чтобы их место не заняла ваша династия, проникшая уже повсюду. Интересы всей Германии страдают в настоящий момент от налоговой системы, установленной три года тому назад. Национальные чувства, национальное самолюбие и национальные обычаи всей Германии оскорблены политической инквизицией, введенной в Германии несколькими нашими неловкими представителями. Именно эти причины и эти мотивы (быть может, их до некоторой степени скрывают от вашего величества) придают ненависти к вам характер общенационального чувства. Народы еще больше, чем правительства, доведены до отчаяния тем военным режимом, который установился в Германии при правлении князя Экмюльского.
Император не отказывался слушать мои откровенные речи и отвечал мне без раздражения, даже добродушно. ...Он был в таком хорошем настроении, что согласился с правильностью некоторых из моих утверждений; некоторые другие он оспаривал, а по поводу остальных заметил, что люди теперь достаточно просвещены и могут видеть, если посмотрят хотя бы, как мы организуем присоединяемые к Франции страны, что если кое-какие интересы частных лиц терпят там ущерб в результате полицейских мероприятий и в силу обстоятельств, чуждых преследуемой императором цели, то наши законы, действующие там, дают всем действительные гарантии против произвола. Он настаивал, что наше управление строится на великих, возвышенных и либеральных основах, соответствующих духу времени и действительным нуждам народов.
Он сказал при этом:
- Я мог бы обращаться с ними, как с завоеванными странами, а я управляю ими, как французскими департаментами; напрасно они жалуются. Если что-нибудь их тяготит, то это - стеснения, обременяющие торговлю, но они объясняются соображениями высшего порядка, пред которыми должны отступать даже интересы старой Франции. Только мир с Англией может положить конец этим стеснениям и этим жалобам. Нужно только терпение. Два года упорной выдержки приведут к падению английского правительства. Оно будет принуждено заключить мир, и притом мир, соответствующий законным торговым интересам всех наций. Все забудут тогда стеснения и вызываемые ими жалобы, а процветание, которое явится результатом этого мира, и тот порядок вещей, который тогда упрочится, дадут полнейшую возможность быстро возместить все потери.
Император жаловался, что в настоящий момент никто не хочет взглянуть за пределы узкого круга своих собственных неприятностей. ...Правильная оценка той системы, которую он вынужден применять против Англии, и всех связанных с ней последствий будет возможна лишь через несколько лет. Он нарушает слишком много установившихся привычек и оскорбляет слишком много мелочных интересов, а следовательно, создает много недовольных; этим и пользуются сейчас в своих целях глупость и слепая ненависть.
Но континентальная система, продолжал он, не делается от этого менее великим замыслом, и она превратится даже в добровольную систему, осуществляемую по воле всех народов, потому что она соответствует как индивидуальным интересам отдельных лиц, так и общим интересам всего континента. Поставить преграду тому, кто ставит преграды другим, - это простая справедливость. К тому же император желал создать на континенте промышленность, которая освободила бы Европу от господства английской промышленности и, следовательно, соперничала бы с нею; у него не было поэтому выбора в средствах, и он пустил в ход единственное оружие, которое действительно наносит удар благосостоянию Англии. ...Он достоверно знает теперь, что не ошибся, и в подтверждение своих слов может сослаться на промышленное процветание не только в старой Франции, но также и в Германии, несмотря на то что войны все время не прекращаются.
Император делал отсюда вывод, что именно эта система создала промышленность во Франции и Германии. Это значит, говорил он, что она будет источником богатства и уже сейчас возмещает нам недостаток внешней торговли; в близком будущем ее благодетельная роль даст себя знать еще больше. Не пройдет и трех лет, как рейнские области, Германия и даже те страны, где сейчас больше всего возмущаются запретами, воздадут должное его стремлениям и его прозорливости. Показать французам и немцам, что они сами могут зарабатывать у себя дома те деньги, которые до сих пор отнимала у них английская промышленность, - это великая победа над сент-джемским кабинетом. Одного этого результата было бы достаточно, чтобы обессмертить его царствование, ибо он способствует дальнейшему развитию как нашего внутреннего процветания, так и процветания Германии.
То, что я назвал исполинским могуществом Франции, по мнению императора, означает в настоящий момент такое положение вещей, которое полностью соответствует интересам Европы, так как является единственным средством дать отпор чрезмерным притязаниям Англии.
...Говорят, и вы, Коленкур, первый говорите это, что я злоупотребляю нашим могуществом. Я признаю этот упрек, но я делаю это в общих интересах всего континента, тогда как Англия вполне определенно злоупотребляет своей силой и своим могуществом, огражденным от бурь, исключительно в своих собственных интересах, так как лондонские торгаши ни во что не ставят интересы Европы, которая, по-видимому, так благоволит к Англии. ...Если я восторжествую над Англией, Европа будет меня благословлять, если же я паду, то вскоре упадет и маска, которую носит Англия, и тогда все увидят, что она думала только о себе и принесла спокойствие континента в жертву своим текущим интересам. Континент не может и не должен жаловаться на мероприятия, цель которых - закрыть его в настоящее время для английской торговли. Присоединение к Франции тех или иных территорий, возбудившее столько крика, является (император сказал это мне под секретом) только временной мерой, служащей для того, чтобы стеснить Англию, затруднить ее торговлю, разорвать ее торговые связи и отучить Европу от них. Эти территории - залог, который я держу в своих руках, подобно Ганноверу и многим другим, чтобы они могли служить потом предметом торга с Англией в обмен на наши или голландские колонии или на некоторые притязания, от которых Англии придется отказаться в общих интересах.

А. де Коленкур. Поход Наполеона в Россию. - Смоленск, 1991

ТЕМАТИЧЕСКИЕ ТЕСТЫ

Тесты охватывают все разделы учебника и позволяют организовать тематическую проверку знаний учащихся.
Формы заданий соответствуют формам заданий ЕГЭ, что позволит учащимся тренироваться в их решении и будет способствовать психологической подготовке к экзамену.
Задания со звездочкой повышенной трудности и предназначены для профильного уровня образования.

1. Историческое познание сегодня. Первобытность. Древний Восток (предисловие, § 1-3)

Вариант 1
1. Историография изучает
а) даты исторических событий и явлений
б) развитие письменности, помогает определить авторство документа
в) историю денежного обращения, монетной чеканки
г) концепции, взгляды ученых, закономерности становления самой исторической науки
2. Человек современного вида появился
а) 2-1,5 млрд лет назад
б) 4-3 млн лет назад
в) 100-40 тыс. лет назад
г) 6-5 тыс. лет назад
а) возделывание злаков и выращивание животных
б) отсутствие частной собственности
г) существование соседской общины
д) возникновение племенных богов
е) преобладание собирательства
4. На рубеже IV-III тыс. до н. э.
а) возникли первые цивилизации
б) началась неолитическая революция
в) появился человек современного вида
г) зародилась религия

6. В основе развития китайской государственности и цивилизации лежали идеи
а) буддизма
б) даосизма
в) ведизма
г) конфуцианства
7. Возникновение цивилизации в Месопотамии связано с народом
а) аккадцы
б) шумеры
в) ассирийцы
г) хеты
8. На Древнем Востоке
а) возникла письменность
б) произошел переход к кочевому скотоводству
в) появилось классическое рабство
г) зародилась монотеистическая религия
д) зародилась демократия
9. Древневосточный правитель
а) имел неограниченную власть над подданными
б) выбирался высшей знатью
в) имел лишь религиозные функции
г) не имел никакой собственности
10*. Высказывание «Никакие явления социальной, политической, материальной жизни не могут быть правильно поняты без рассмотрения картины мира, присутствующей в сознании людей, без понимания ментальности» характерно для
а) цивилизационных теорий
б) исторической антропологии
в) теорий модернизации
11*. Вера в происхождение человека от воображаемого предка (человека, животного или растения) и поклонение ему
а) тотемизм
б) анимизм
в) фетишизм
г) магия
12*. «Нет многих богов, а только великий Ахурамазда, который есть Добро и Свет». Такова основная идея религии
а) иудаизма
б) буддизма
в) зороастризма
г) ведизма
а) история
б) древневосточная деспотия

Вариант 2
1. Палеография изучает
а) авторство, время и место создания письменного источника
б) историю денежного обращения
в) даты исторических событий и явлений
г) значение гербов
2. Эволюционная теория происхождения человека создана
а) А. Тойнби
б) Ч. Дарвином
в) М. Блоком
г) Ф. Энгельсом
3. Признаки неолитической революции
а) существование родовой общины
б) второе разделение труда - выделение ремесла
в) преимущественно кочевой образ жизни
г) появление пахотного земледелия
д) переход к монотеизму
е) появление семейного хозяйства и зачатков частной собственности
4. Переход человечества от первобытности к цивилизации свершился
а) 40 тыс. лет назад
б) в IX тыс. до н. э.
в) во II тыс. до н. э.
г) на рубеже IV-III тыс. до н. э.
5. Установите соответствие между народами и их достижениями

6. «Жизнь есть зло, несущее всему существующему страдания. Чтобы обрести спасение, надо отказаться от всех желаний, вести праведную жизнь». Такова основная идея религии
а) зороастризма
б) иудаизма
в) буддизма
г) ведизма
7. Небо считалось высшим божеством, правитель - Сыном Неба, а само царство стало называться Поднебесным. Речь идет о
а) Персии
б) Египте
в) Индии
г) Китае
8. В эпоху первобытности
а) появилась письменность
б) были созданы первые государства
в) зародилась религия
г) появились научные знания
д) произошел переход к земледелию и скотоводству
9. Для древневосточной деспотии характерно
а) участие народа в управлении государством
б) всеохватывающее господство государства над подданными
в) отсутствие налоговой системы
г) отсутствие письменных законов
10*. Высказывание «В истории существовали и существуют определенные типы человеческих сообществ, вызывающие устойчивые ассоциации в области религии, архитектуры, живописи, нравов, обычаев, т. е. в области культуры» характерно для
а) цивилизационных теорий
б) исторической антропологии
в) теорий модернизации
г) сравнительного изучения истории
11*. Вера в одушевленность окружающего мира, в существование духов природы и людей
а) тотемизм
б) анимизм
в) фетишизм
г) магия
12*. Особенность финикийской цивилизации
а) создание крупнейшей империи Древнего Востока
б) значительное отставание в политическом развитии от других государств
в) создание первой монотеистической религии
г) преобладание в хозяйственной жизни ремесла и торговли
13. Дайте определение понятиям
а) исторический источник
б) неолитическая революция

2. Мир Античности (§ 4-7)

Вариант 1
1. Началом Античности историки считают
а) рубеж IV-III тыс. до н. э.
б) рубеж III-II тыс. до н. э.
в) середину II тыс. до н. э.
г) начало I тыс. до н. э.
2. Древнейший очаг греческой цивилизации
а) Афины
б) Спарта
в) Иония
г) Крит
3. Гражданин греческого полиса имел право
а) заниматься ремеслом и торговлей
б) продать своего сына в рабство
в) участвовать в управлении государством
г) отказаться от участия в военном походе
д) защищать свой полис от врага
4. «Грандиозный интеллектуальный прорыв» VI в. до н. э. в Древней Греции был связан с
а) появлением монотеистической религии
б) рождением философии
в) созданием древнегреческого эпоса
г) открытием шарообразности Земли
5. Для греческой религии и мифологии были характерны
а) систематизированный характер мифологии
б) единобожие
в) оформление единого греческого пантеона
г) отсутствие храмов и культа
д) существование в каждом полисе своего пантеона богов
6. Установите соответствие между периодом в истории Античности и произведениями искусства

8. Юлий Цезарь
а) впервые установил бессрочную диктатуру в Риме
б) стал римским императором
в) являлся одним из древнеримских царей
г) был избран афинским стратегом
9. Режим власти в Риме, при котором император был провозглашен «богом и господином», получил название _____________
10*. Полагал, что реальность составляют идеи, находящиеся вне конкретных вещей и явлений, древнегреческий философ
а) Гераклит
б) Сократ
в) Платон
г) Аристотель
11*. Характерные черты Спарты


д) прямая демократия
е) контроль власти над жизнью граждан
12*. В римском праве было(а) сформулировано(а)
а) право на свободу слова
б) идея божественной власти императора
в) презумпция невиновности
г) обоснование обязательности рабства
13. Дайте определение понятиям
а) Античность
б) полис

Вариант 2
1. Окончанием Античности историки считают
а) V в. до н. э.
б) IV в. до н. э.
в) III в. н. э.
г) V в. н. э.
2. Выдающиеся архитектурные сооружения классической Греции находятся в
а) Спарте
б) Афинах
в) Трое
г) Микенах
3. Древнегреческий полис - это
а) город-государство с округой
б) один из городов Греции
в) участок земли, принадлежащий на правах собственности
г) община полноправных граждан
д) религиозное объединение
4. Появление истории как особой области знания было связано с именем
а) Гераклита
б) Фидия
в) Геродота
г) Перикла
5. Для греческой культуры были характерны
а) любовь к гладиаторским боям
б) большое внимание к наукам и искусствам
в) широкое распространение портрета
г) отсутствие монументальных зданий
д) изображение идеального человека
6. Установите соответствие между периодом в истории Античности и архитектурными сооружениями

7. Установите соответствие между событием и датой

8. Октавиан Август
а) стал первым римским императором
б) впервые установил бессрочную диктатуру в Риме
в) был знаменитым римским поэтом
г) прославился созданием кодекса римского права
9. Монархия с сохранением внешних признаков республики получила в римской истории название ______________
10*. Создал учение о формах и «неподвижном перводвигателе» мироздания древнегреческий философ
а) Гераклит
б) Сократ
в) Платон
г) Аристотель
11*. Характерные черты Афин
а) военизированное государство
б) демократическое политическое устройство
в) высшая власть принадлежит народному собранию
г) полис олигархического типа
д) выборные государственные должности
е) жесткий контроль власти над жизнью граждан
12*. В римском праве было сформулировано
а) понятие собственности, в том числе частной
б) право только римских граждан
в) обоснование обязательности рабства
г) право на свободу слова
13. Дайте определение понятиям
а) эллинизм
б) республика

Культура архаической Греции. Греки упростили слоговое финикийские письмо и создали новый, более простой в употреблении алфавит.

Алфавитное письмо привело к демократизации образования; к VI в. до н. э. распространение грамотности среди свободных греков стало повсеместным. В VIII в. до н. э. были созданы и, возможно, впервые записаны эпические поэмы «Илиада» и «Одиссея» великого Гомера, положившие начало не только древнегреческой, но и всей европейской литературе. В 776 г. до н. э. впервые были проведены Олимпийские игры, воплотившие состязательные начала греческой культуры.
К концу архаической эпохи окрепло ощущение единства греческого мира. Это выразилось в трансформации греческого язычества, совершившего переход от местных культов к оформлению единого греческого пантеона. Мифология приобрела более стройный, систематизированный характер. Вместе с тем из-за полисной разобщенности и отсутствия в Греции самостоятельного жречества каждый полис связывал себя со своим божественным покровителем из числа богов-олимпийцев. Например, в Афинах особо почитали богиню мудрости Афину; в Олимпии - Зевса, царя богов; в Дельфах - бога покровителя муз Аполлона. В представлении греков боги не были всемогущими. Над миром богов и людей царила Ананке - судьба, рок, неизбежность, уйти от нее не мог никто. Духом Ананке были пронизаны греческие трагедии; в конце VI в. до н. э. в Греции получил распространение театр. На исходе архаической эпохи закладываются основы классической греческой архитектуры, развивается монументальное зодчество. В центре городов воздвигаются храмы богам-покровителям. Храм стал основным типом общественного здания.
В VI в. до н. э. древнегреческие архитекторы создали строго продуманную систему соотношений между несущими и несомыми частями сооружения, между колоннами и перекрытием, покоящимся на них. Эта система получила название «ордер». Первый греческий ордер возник в Спарте. Он назывался дорическим. Затем появился ионический ордер, распространившийся на малоазийском побережье. Самым поздним типом ордера был коринфский.
VII-VI вв. до н. э. - время появления монументальной скульптуры, в которой господствуют два типа изображений - обнаженная фигура юноши (курос) и задрапированная - девушки (кора).
В VI в. до н. э. в Древней Греции был осуществлен грандиозный интеллектуальный прорыв - произошло рождение философии. Само слово «философия» древнегреческое, оно означает «любовь к мудрости». Первые греческие философы сделали успешную попытку преодолеть религиозное сознание, одушевлявшее космос, отойти от преимущественно эмоционально-эстетического восприятия, связи с культовой практикой.
Появление философии было обусловлено целым рядом причин, среди которых важнейшими являются накопление позитивных знаний, сформировавшееся признание разума основой познания в отличие от чувственного восприятия, открытие логических методов поиска истины.
Возникновению философии способствовало и накопление социального опыта гражданина, порождавшего всеобщность сознания при понимании законов, возможность установления объективных причин и следствий. Это подтверждается и тем фактом, что философия возникла в наиболее развитых полисах Ионии. Философы из Милета стали основоположниками древнегреческой натурфилософии - умозрительного толкования мира, природы в их самой общей форме. Они искали ответ на вопрос, что является первоосновой всего существующего, из которой все рождается и в которую все возвращается.
Фалес полагал, что первоосновой является вода, Анаксимандр видел ее в беспредельной первоматерии (апейрон), а Анаксимен - в стихии воздуха. Анаксимандр открыл закон сохранения энергии. противостояло учение Пифагора, тоже выходца из Ионии. На юге Италии он основал замкнутое религиозно-философское братство. Пифагор создал мистическое ритуализированное учение, он говорил о родстве всех живых существ, о переселении душ, особое значение придавал числу как началу мира. Возникновение философии, развитие рационального мышления привело к зарождению начальных форм науки как особой сферы познания и человеческой деятельности, главной задачей которой является целенаправленное исследование природы, мира и человека, открытие закономерностей явлений, систематизация знаний о действительности, их теоретическое обобщение.

Онтологическая проблема или вопрос о том, что есть подлинное бытие? Эта проблема была поставлена на начальном этапе. Что лежит в основе всего, что нас окружает? Практический жизненный опыт приводит к выводу о том, что нас окружают телесные вещи. Ещё у нас есть ощущения, вызванные этими вещами. А ещё у нас есть мысли, которые обобщают эти ощущения, т.е. у нас есть внутренний мир, который нельзя потрогать. Элементарный опыт человеческого самонаблюдения позволяет различать две реальности: телесную (мир вещей) и бестелесную. Эти две реальности очень разные. При объяснении мироздания из чего исходить, из материи или из духа? Что принять за основу? Принять две реальности сразу очень трудно. Довольно давно философы разделились на две группы: материалисты и идеалисты.

Материализм – философская позиция в решении бытия и утверждающая, что мир материален, что единственной реальностью является материальная реальность. Но тогда получается, что сознание и дух являются производными от материи. Сознание и дух не имеют самостоятельного бытия. Материализм основывается на доверии к практическому опыту.

Идеализм, наоборот исходит из того, что первичная реальность бестелесна, духовна. Первым европейским философом, который совершенно отчётливо сформулировал эту исходную посылку, был выдающийся древнегреческий мыслитель Платон (427 до н.э. – 347). Он считал, что подлинное бытие составляют идеи, выступающие прообразами материальных вещей. Платон полагал, что в мире есть и материя, но она бесформенна, неопределённа, лишена собственной способности к движению, развитию. Жизнь, по Платону, имеет духовную сущность. Откуда возникла такая мысль? Предпосылкой явилась другая сторона нашего опыта – способность человеческого сознания направлять человеческие действия. Например, чтобы построить дом, необходимо вначале представить его в уме. Идеализм, в отличие от материализма подчёркивает активность духа. Однако идеализм сталкивается с проблемой – откуда берётся природа, мир вещей? Над философским идеализмом всегда нависала опасность ссылки на чудо, идеализм в этом случае становится неубедительным.

Различают две разновидности идеализма – объективный и субъективный. Объективный идеализм утверждает, что дух, как первичная реальность, существует независимо от сознания отдельного субъекта. Наоборот, субъективные идеалисты в качестве первичного духовного начала пытаются истолковать сознание отдельного человека.

Философскую позицию, утверждающую единственность первоначала, называют монистической. Бывают, следовательно, материалистический и идеалистический монизм. Дуализмом называют утверждение изначальной двойственности первоначала.

Вообще можно отметить, что чистый идеализм как и чистый материализм, встречаются нечасто. В период господства в социалистических странах философии марксизма, материалистической в своей основе, предпринимались, правда, попытки искусственно увеличить численность материалистов среди философов прошлого.