Образование арабского государства. Южноаравийские государства в древности Общественный и политический строй Южной Аравии

Подробности Категория: Страны Западной Азии Опубликовано 26.11.2013 15:22 Просмотров: 5951

Саудовскую Аравию называют «Страной двух мечетей», так как здесь находятся Мекка и Медина – два главных священных города ислама.

Ме́кка – центр паломничества для мусульман. Немусульманам в Мекку въезд запрещён. В центре Мекки находится главная и крупнейшая в мире Мечеть Аль-Харам (Заповедная, Великая) с главной святыней ислама Кааба (мусульманская святыня в виде кубической постройки во внутреннем дворе Заповедной Мечети).

Мечеть Аль-Харам и Кааба

Медина – второй священный город ислама после Мекки. Здесь присутствует святыня пророка Мухаммада у мечети пророка, известная как купол пророка, или «зелёный купол», построенный рядом с домом пророка Мухаммада. В Медине скончался пророк Мухаммад в 632 г.

Мечеть пророка Мухаммада

Королевство Саудовская Аравия граничит с Иорданией, Ираком, Кувейтом, Катаром, Объединёнными Арабскими Эмиратами, Оманом и Йеменом. Омывается на северо-востоке Персидским заливом, а на западе – Красным морем.

Это государство всеобщего благосостояния благодаря большим запасам нефти (второе место в мире по добыче и экспорту нефти после России).

Государственная символика

Флаг - утверждён 15 марта 1973 г. Представляет собой прямоугольное зелёное полотнище, с шахадой (мусульманским символом веры): «Нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха и Мухаммада - посланника Его».
Чтобы надпись читалась с обеих сторон, флаг сшивается из двух одинаковых полотнищ. Меч символизирует победы основателя страны – Абдель-Азиза Ибн-Сауда.

Герб – эмблема Саудовской Аравии. Представляет собой два меча и пальму. Пальма символизирует главное дерево Саудовской Аравии. Мечи символизируют два рода, которые основали современную Саудовскую Аравию: род Аль Сауд и род Аль Шейх.

Государственное устройство современного государства Саудовская Аравия

Форма правления - абсолютная теократическая монархия (форма правления, где во главе государства стоит религия. Главой государства является глава церкви, который обладает неограниченной высшей государственной властью. В настоящее время такая форма правления установлена в трёх странах: Святой Престол – город-государство Ватикан, королевство Саудовская Аравия, султанат Бруней).
Глава государства – король.
Глава правительства – премьер-министр.
Столица – Эр-Рияд.

Официальный язык - арабский

Валюта - саудовский риал

Крупнейшие города – Эр-Рияд, Джидда, Мекка, Медина.
Территория – 2 149 000 км².
Население – 26 939 583 чел.
Государственная религия – ислам.
Административное деление – 13 провинций.
Экономика – преимущество экономики составляют огромные запасы нефти и газа и сопутствующая перерабатывающая промышленность. Экспорт – нефть и нефтепродукты. Импорт промышленное оборудование, продовольствие, химическая продукция, автомобили, текстиль.
Вооружённые силы – сухопутные, ракетные войска, военно-морские силы, королевские военно-воздушные силы, силы противовоздушной обороны.

Военно-морские силы Саудовской Аравии

Спорт – самая популярная игра – футбол, а также волейбол и баскетбол. Среди молодёжи очень популярен дрифтинг – техника вождения автомобиля в управляемом заносе.

Правительство страны объявило, что лихачество, которое повлечет в случае ДТП смерть человека, будет рассматриваться как предумышленное убийство и караться отсечением головы.

Образование – к концу XX в. в Саудовской Аравии установилась система, предоставляющая всем гражданам бесплатное образование – от дошкольного до высшего. В стране существует 8 университетов, более 24000 школ и большое количество колледжей и прочих образовательных учреждений. Более четверти государственного годового бюджета тратится на образование. Правительство предоставляет студентам все необходимое для учёбы: литературу и даже медицинское обслуживание. Государство также спонсирует обучение своих граждан в зарубежных университетах, главным образом в США, Великобритании, Канаде, Австралии, Малайзии.
Климат – крайне засушливый.

Культура

Культура прочно связана с исламом. Пять раз в день муэдзин призывает правоверных мусульман к молитве (намазу). Служение иной религии, распространение прочей религиозной литературы, строительство церквей, буддистских храмов, синагог запрещено.
Ислам запрещает употребление свинины и алкоголя. Традиционная пища: цыплята-гриль, фалафель, шаурма, люля-кебаб, кусса махши (фаршированные кабачки), пресный хлеб (хубз). Практически во все блюда обильно добавляют различные специи и пряности.

Фалафель – жареные во фритюре шарики из измельченного нута (или бобов), иногда с добавлением фасоли, приправленные пряностями

Главные напитки – кофе и чай. Распитие часто носит церемониальный характер. В чай обычно добавляются различные травы. Арабский кофе славится своей традиционной крепостью. Его пьют маленькими чашками, часто с добавлением кардамона. Арабы пьют кофе очень часто.
Одежда: национальные традиции и каноны ислама – мужчины носят длинные рубахи из шерсти либо хлопка (дишдаша́). Традиционный головной убор – гутра. В холодное время поверх дишдаши надевают бишт – накидку из верблюжей шерсти.

Женщины в абайе

Женская традиционная одежда богато украшена племенными знаками, монетами, бисером, нитями. Покидая дом, саудовская женщина обязана прикрыть тело абайей, а голову – хиджабом. Иностранным женщинам также необходимо носить абаю (а под ней – брюки или длинное платье).

Девочка в хиджабе

Общественные театры и кинотеатры запрещены. Домашнее видео весьма популярно. Фильмы западного производства практически не подвергаются цензуре.

Положение женщин в стране

У каждой взрослой женщины должен быть близкий родственник мужского пола в качестве её опекуна. Опекун принимает решения от лица женщины: разрешение путешествовать, заниматься бизнесом, учиться в университете или колледже, работать. Женщина не может получить медицинскую помощь без разрешения мужа или опекуна. Существует специальная электронная система, чтобы мужчина/опекун мог следить за местоположением женщины.
Мужчины пользуются односторонним правилом развода со своими жёнами (талак) без нужды в каком-либо законном основании. Женщина может получить развод только с согласия мужа или если будет юридически доказано, что муж причиняет ей вред. На деле получить законный развод для саудовской женщины очень сложно.
Культурные нормы ограничивают поведение женщины на публике. За их соблюдением следит религиозная полиция (мутава). В ресторанах женщины должны сидеть в отдельных, предназначенных для семей секциях. Женщины должны носить абайю (длинное платье свободного покроя, скрывающее всю фигуру) и закрывать волосы. Женщинам запрещено водить машину. В 2013 г. женщинам разрешили кататься на мотоциклах и велосипедах, но в сопровождении мужчины/опекуна и подальше от мужской толпы, чтобы не «вызывать агрессию» у них.
Мужчины женятся на девушках, когда те достигают десятилетнего возраста.

Природа

Флора

Большая часть страны – обширное пустынное плато. В северной и центральной части страны расположены наиболее крупные песчаные пустыни: Большой Нефуд и Малый Нефуд (Дехна), известные своими красными песками; на юге и юго-востоке – Руб-эль-Хали (араб. «пустая четверть») с барханами и грядами в северной части до 200 м. На песках кое-где произрастают белый саксаул, верблюжья колючка, на хамадах –лишайники, на лавовых полях – полыни, астрагалы, по руслам вади – одиночные тополя, акации, а в более засоленных местах – тамариск; по побережьям и солончакам – галофитные кустарники.

Цветок верблюжьей колючки

Значительная часть песчаных и каменистых пустынь почти полностью лишены растительного покрова. В горах Асира присутствуют участки саванн, где произрастают акации, дикие маслины, миндаль. В оазисах – рощи финиковых пальм, цитрусовых, бананов, зерновые и огородные культуры.

Миндальное дерево

Фауна

Животный мир Саудовской Аравии разнообразен: здесь обитают антилопа, газель, даман, волк, шакал, гиена, лисица-фенёк, каракал, дикий осёл онагр, заяц.

Каракал – это не рысь. Но из семейства кошачьих

Водится много грызунов: песчанки, суслики, тушканчики и др. Немало пресмыкающихся: змеи, ящерицы, черепахи. Из птиц – орлы, коршуны, грифы, соколы-сапсаны, дрофы, жаворонки, рябки, перепела, голуби. В береговых низменностях размножается саранча.
В Красном море и Персидском заливе наблюдается более 2000 видов кораллов, особенно ценится чёрный коралл. 39,64 % площади страны занимают 128 охраняемые территории. В середине 1980 гг. был организован Национальный парк Асир, где сохраняются такие почти исчезнувшие виды диких животных, как орикс (сернобык) и нубийский горный козёл.

Объекты всемирного наследия ЮНЕСКО в Саудовской Аравии

Мадаин-Салих

Комплекс археологических объектов, который включает 111 скальных захоронений (I век до н. э. - I век н. э), а также систему гидротехнических сооружений, относящихся к древнему набатейскому городу Хегра, являвшемуся центром караванной торговли.

Эд-Диръия (город)

Дворец Саада ибн-Сауда в Эд-Диръия

Известен тем, что из него происходят Саудиты – правящая династия Саудовской Аравии. С 1744 по 1818 год Эд-Диръия была первой столицей саудитов.

Другие достопримечательности Саудовской Аравии

88 % населения Саудовской Аравии сосредоточено в городах. Крупнейший город и столица королевства, политический, культурный и научный центр – Эр-Рияд .

Современные здания в Эр-Рияде

В городе много небоскрёбов, разрабатываются и другие грандиозные проекты. Высочайшее здание города, а также всего королевства Бурдж аль-Мамляка – 99-этажный небоскрёб. В небоскрёбе размещены магазины, обсерватория на высоте 297 метров, апартаменты, офисы, отель Four Seasons и даже мечеть.

Джидда

Второй по величине город в стране. Население 3 400 000 чел. Одна из достопримечательностей Джидды – могила Евы. Согласно мусульманской традиции, почитается как захоронение Евы. По преданиям, после грехопадения, Ева, упав на Землю, оказалась в районе Джидды или Мекки, а Адам попал на Шри-Ланку и оставил на Адамовой вершине след, почитаемый буддистами как след Будды, а шиваитами как след Шивы.
Место могилы было забетонировано религиозными властями Саудовской Аравии в 1975 г., т.к. паломники в нарушение исламских традиций молились на могиле после сезона хаджа.

Могила Евы, фото 1894 г.

В Джидде есть порт на восточном побережье Красного моря, который принимает основной поток паломников, направляющихся на хадж в Мекку и Медину. Строится метро. В северной части города планируют построить самый высокий в мире небоскреб.

Занимает южную треть Аравийского полуострова, это одна из самых крупных пустынь мира. Песок лежит поверх гравия или гипса, высота дюн достигает 250 м. Песок преимущественно силикатный, от 80 до 90 % составляет кварц, остальное – полевой шпат, крупицы которого, покрытые окисью железа, окрашивают пески в оранжевый и красный цвет.

Чёрный камень

Это восточный краеугольный камень Каабы, древнего каменного здания, которому мусульмане молятся в центре Великой мечети в Мекке. Он почитается мусульманами как исламская реликвия, которая восходит ко времени Адама и Евы.
Камень почитался в Каабе в языческие доисламские времена, за 5 лет до первого откровения пророка Мухаммада. С тех пор он был разбит на ряд фрагментов и теперь закреплён в серебряной оправе. Он отполирован руками миллионов паломников. Исламская традиция считает, что он упал с неба, чтобы показать Адаму и Еве, где строить жертвенник. Хотя учёные описывают его как метеорит.

Мусульманские паломники борются за шанс поцеловать Черный камень

Гора Арафат

Это гранитный холм к востоку от Мекки. Он также известен как гора Милосердия. Согласно исламской традиции, холм является местом, где исламский пророк Мухаммад сказал прощальную Нагорную проповедь к мусульманам, которые сопровождали его на хадж в конце его жизни. Холм высотой 70 м.
Паломники проводят здесь целый день, умоляя Аллаха простить их грехи и молятся о будущем. Они также собирают камни для забрасывания камнями сатану.

Национальный музей Саудовской Аравии

Основан в 1999 г. Экспонаты находятся в восьми выставочных залах, или галереях:
Человек и Вселенная
Арабские королевства
Доисламская эпоха
Миссия Пророка (здесь иллюстрируются жизнь и миссия пророка Мухаммеда. На одной из стен есть большая родословная пророка).
Ислам и Аравийский полуостров
Первые и вторые Саудовские Штаты
Объединения
Хадж и две священные мечети (основным экспонатом в этой галерее является большая модель Мекки и ее окрестностей).

Нассиф Дом

Музей и культурный центр, в котором проводятся специальные выставки и лекции историков.

История

Древняя история

Здесь находится историческая родина арабских племён. Арабы ассимилировали население южной части полуострова – негроидов.
С начала I в. до н. э. на юге полуострова существовали Минейское и Сабейское царства, здесь возникли древнейшие транзитные города Хиджаза – Мекка и Медина. В начале VII в. в Мекке пророк Мухаммед начал проповедовать ислам. В 622 г. он переселился в оазис Ясриб (будущую Медину), который стал центром зарождающегося арабского государства.

Мавзолей Мухаммеда

Ислам

Не все местные иудеи сразу приняли ислам, а через какое-то время отношения между арабами и иудеями приняли откровенно враждебный характер.
В 632 г. со столицей в Медине был основан Арабский Халифат, охвативший практически всю территорию Аравийского полуострова. Ко времени начала правления второго халифа Умар ибн Хаттаба (634) все иудеи были изгнаны из Хиджаза. Тогда же возникло правило, согласно которому в Хиджазе, а сегодня в Медине и в Мекке, не имеют права проживать немусульмане. В результате завоеваний к IX в. арабское государство раскинулось на территории всего Ближнего Востока, Ирана, Средней Азии, Закавказья, Северной Африки, а также Южной Европы (Пиренейский п-ов, острова Средиземного моря).

Средние века

К 1574 г. Османская империя во главе с султаном Селимом II окончательно завоевала Аравийский полуостров. Арабы начали предпринимать первые попытки строительства собственной государственности. Самыми влиятельными на тот момент арабскими семьями в Хиджазе являлись Сауды и Рашиди.

Первое Саудовское государство

Зарождение государства началось в 1744 г. в центральном регионе Аравийского полуострова в результате объединения правителя города Ад-Дирийя Мухаммада ибн Сауда и исламского проповедника Мухаммада Абдуль-Ваххаба. Этот союз положил начало правящей по сей день династии Саудов. Первое Саудовское государство просуществовало 73 года – через некоторое время оно подверглось давлению со стороны Османской империи. В 1817 г. османский султан отправил на Аравийский полуостров войска под командованием Мухаммеда Али-паши, которые разгромили слабую армию Имама Абдаллы.

Второе Саудовское государство

Через 7 лет (в 1824 г.) было основано Второе Саудовское государство со столицей в Эр-Рияде. Оно просуществовало 67 лет и было уничтожено давними врагами Саудов – династией Рашиди родом из Хаиля. Семья Саудов была вынуждена бежать в Кувейт.

Третье Саудовское государство

В 1902 г. 22-летний Абд аль-Азиз из семьи Саудов захватил Эр-Рияд, а в 1904 г. Рашиди обратились за помощью к Османской империи, которая ввела свои войска, но потерпела поражение. В 1912 г. Абдель Азиз захватил весь регион Неджд, а в 1920 г., используя материальную поддержку англичан, окончательно разбил Рашиди. В 1925 г. была захвачена Мекка. 10 января 1926 г. Абдель Азиз аль-Сауд был объявлен королем Хиджаза. Через несколько лет Абдель Азиз захватил практически весь Аравийский полуостров. 23 сентября 1932 г. Неджд и Хиджаз были объединены в одно государство, названное Саудовской Аравией. Абдель Азиз стал королем Саудовской Аравии.

Первый король Саудовской Аравии Абд аль-Азиз ибн Сауд
В 1938 г. в Саудовской Аравии были открыты огромные нефтяные месторождения, но началась Вторая мировая война, и их разработка началась лишь в1946 г., и к 1949 г. нефть стала источником богатства и процветания государства.
Первый король Саудовской Аравии вел достаточно изоляционистскую политику. До своей смерти в 1953 г. он покидал страну лишь 3 раза, хотя в 1945 г. Саудовская Аравия была в числе основателей ООН и Лиги арабских государств.
Преемником Абдель Азиза стал его сын Сауд.

Король Сауд

Внутренняя политика его не была достаточно продуманной. Это привело к тому, что в стране произошёл государственный переворот, Сауд бежал в Европу, власть перешла в руки его брата Фейсала.

Фейсал, будучи радикальным политиком, внес огромный вклад в развитие страны. При нём возрос объём нефтедобычи, был проведён ряд социальных реформ в стране, создана современная инфраструктура. Но в 1973 г. он спровоцировал на Западе энергетический кризис, потребовав возвращение Иерусалима и сняв саудовскую нефть со всех торговых площадок.
Но через 2 года его застрелил собственный племянник. При короле Халиде внешняя политика Саудовской Аравии стала более умеренной. После Халида трон унаследовал его брат Фахд, а в 2005 г. – Абдалла.
4 октября 2011 г. произошли волнения в Восточной провинции, населенной в основном шиитами. Саудовские власти считают, что напряженность нагнетается из-за рубежа, в основном Ираном.

Саудовская Аравия

На юге и юго-западе Аравийского полуострова, на территории современных Йеменской Арабской и Йеменской Народно-Демократической Республик существовал в древности ряд государственных образований, являвшихся важнейшими центрами древнейеменской цивилизации. Самым северным был Майн с главными городами Иасиль и Карнаву. Южнее Майна располагалась Саба с центром в Марибе. Южнее нее - Катабан со столицей в Тимне. Южнее Катабана находилось государство Аусан, а восточнее - Хадрамаут со столицей Шабва.

Возникновение древнейеменских государств относится к IX--VIII вв. до н. э. В VI-V вв. Майн, Катабан, Аусан, Хадрамаут и Саба вступают в борьбу за преобладание. Об ожесточенном ее характере свидетельствует, например, война Сабы, Катабана и Хадрамаута против Аусана, в ходе которой были перебиты 16 000 аусан-цев, разрушены и сожжены его важнейшие города, а само государство вскоре поглощено Катабаном. Майн с трудом сдерживал экспансию Сабы и Катабана, пока в I в. до н. э. не попал в зависимость от последнего. Хадрамаут то входил в состав Сабейского царства, то выступал в роли независимого государства, его союзника или противника. В III-I вв. до н. э. Катабан становится одним из сильнейших государств юга Аравии, но уже в I в. до н. э. он был разбит, а его территория разделена между Сабой и Хадрамаутом.

Самым могущественным в I тысячелетии до н. э. было Сабейское царство, в период своего расцвета занимавшее территорию от Красного моря до Хадрамаута (порой включая и его) и от Центральной Аравии до Индийского океана.

В конце Ц в. до н. э. выдвинулось новое, Химьяритское государство со столицей Зафар, до этого времени входившее в состав Катабана. К началу IV в. н. э. оно установило свою гегемонию над всей Южной Аравией. С середины I тысячелетия до н. э. и почти до середины I тысячелетия н. э. Аравия находилась в тесных, главным образом торговых, контактах с Грецией, Птолемеевским Египтом и Римской империей. В химьяритский период мирные отношения и военные столкновения связали судьбы Южной Аравии и Аксума (Эфиопия).

Экономика.

Экономика южноаравийских государств характеризуется в первую очередь развитием ирригационного земледелия и кочевого скотоводства. В земледельческих районах, в долинах рек выращивали злаки - пшеницу, полбу, ячмень, бобовые культуры и овощи. По горным склонам, обработанным в виде террас, размещались виноградники. Территории оазисов были заняты рощами финиковых пальм. Важное хозяйственное значение имело выращивание благовонных деревьев, кустарников и пряностей. Земледелие было возможно лишь при наличии искусственного орошения, поэтому строительству ирригационных сооружений уделялось серьезное внимание. Марибская плотина и другие обширные постройки служили основой южноаравийского земледелия. Особенно грандиозным сооружением была Марибская плотина (600 м длины, более 15 м высоты), построенная в VII в. до н. э. и просуществовавшая тринадцать веков.

Наряду с земледелием было развито скотоводство: разводили крупный рогатый скот, овец (курдючных и тонкорунных), верблюдов. Из отраслей ремесла нужно выделить обработку камня и строительное дело, добычу и обработку металлов, гончарное производство, ткачество, кожевенное дело.

Специализация хозяйства в.различных природных зонах Аравии, наличие ряда ценных продуктов (например, пряностей и благовоний), выгодное географическое положение способствовали развитию торговли сразу в нескольких направлениях: обмен между земледельческими и скотоводческими районами Аравии; международная торговля благовониями со многими странами древневосточного и античного мира; наконец, транзитная торговля с Ближним Востоком индийскими и африканскими товарами. В зависимости от изменений направлений торговых путей менялась роль отдельных южноаравийских государств. На первых порах процветал Майн, державший в своих руках знаменитый «путь благовоний» и имевший торговые фактории вплоть до острова Делос в Эгейском море и в Месопотамии, затем Саба, захватившая Майн и торговые пути в свои руки. Далее Катабан и Хадрамаут установили через Персидский залив непосредственные контакты с долиной Тигра и Евфрата, а через Баб-эль-Мандебский пролив - с побережьем Восточной Африки.

В конце I тысячелетия до н. э. ряд факторов привел к сильным потрясениям в экономике Южной Аравии. Один из них - изменения торговых путей: египтяне, персы, греки установили прямые контакты с Индией; преобладающую роль стали играть не сухопутные, а морские торговые пути (этому способствовало открытие эффекта постоянных» ветров - муссонов, совершенствование техники мореходства, возросшая роль Персидского залива по сравнению с Красным морем). Другой фактор - изменение климата в сторону большей засушливости и наступление пустынь на плодородные оазисы и земледельческие зоны. Третий - постепенное разрушение ирригационных сооружений, стихийные бедствия, которые не раз приводили к крупным катастрофам, например к неоднократным прорывам Марибской плотины. Усилилась инфильтрация бедуинов в оседлые земледельческие зоны. Сказывались последствия длительной изоляции Аравии от других государств Древнего Востока. Наряду с усложнением внутри-и внешнеполитической обстановки и постоянными войнами все это привело к упадку южноаравийских государств.

Общественный и политический строй Южной Аравии.

В середине II тысячелетия до н. э. из южноарабской языковой и племенной общности началось выделение крупных племенных союзов: миней-ского, катабанского, сабейского. В конце II - начале I тысячелетия до н. э. в результате развития производительных сил стали меняться производственные отношения. На территории древнего Йемена возникли классовые раннерабовладель-ческие общества. Наметился рост имущественного неравенства, выделились знатные роды, которые постепенно сосредоточили в своих руках политическую власть.

Образовались такие социальные группы, как жречество и купечество.

Главное средство производства - земля находилась в собственности сельских и городских общин, которые регулировали водоснабжение, осуществляли передел между общинниками, владевшими участ-.чами землИ) выплачивавшими налоги и выполнявшими повинности в пользу государства, храмов, общинной администрации. Основной хозяйственной ячейкой была большая патриархальная семья (или оольшесемейная община). Она могла владеть не только общинным участком земли, но приобретать другую землю, получать ее по наследству, осваивать новые участки, устраивая на них оросительные сооружения: орошенная земля переходила в собственность того, кто «оживил» ее. Постепенно знатные семьи добивались изъятия своих владений из системы общинного передела, заводили на них доходное хозяйство. Семьи различались по имущественному положению, и даже внутри семьи было заметно неравенство ее членов.

Особую категорию земель составляли весьма обширные храмовые владения. Много земли было в руках государства, и этот фонд пополнялся за счет завоеваний, конфискаций, принудительной скупки земли. Весьма значительным был личный фонд земель правителя и его рода. На государственных землях работало покоренное население, выполнявшее целый ряд повинностей и являвшееся, по существу, государственными рабами. Эти земли часто отдавались в условное владение обедневшим семьям свободных колонистов вместе с рабами. В храмовых владениях работали в порядке выполнения повинностей свободные люди, лица, посвященные тому или иному божеству, и храмовые рабы.

Рабы в основном рекрутировались из числа военнопленных, приобретались путем купли-продажи, обычно из других областей древневосточного мира (из Газы, Египта и др.). Долговое рабство было распространено слабо. Документы говорят о наличии рабов в частных и храмовых хозяйствах, в хозяйстве правителя и его рода. В больших патриархальных семьях они приравнивались к младшим членам семьи. Рабы, принадлежавшие правителю, могли иногда возвыситься, занять привилегированное положение среди себе подобных, выполнять административные функции. Но какое бы положение ни занимал раб, при упоминании его имени никогда не называлось имя его отца и рода, ибо это было признаком свободного человека. Древнейеменское общество было ранне-рабовладельческим, сохранившим, однако, родоплеменной уклад и традиции, с постепенно развивавшейся тенденцией к социальному расслоению, увеличению роли рабства.

Процесс формирования раннеклассового общества привел к превращению племенных союзов в государство. В условиях Аравии медленный ход этого процесса способствовал не радикальному разрушению политических институтов родо-племенного строя, а их приспособлению к новым порядкам классового общества, их трансформации из племенных в государственные органы. Систему политического устройства южноаравийских государств можно показать на примере Сабейского царства.

Оно состояло из 6 «племен», из которых три принадлежали к числу привилегированных, а три других занимали подчиненное положение. Каждое племя делилось на крупные ветви, последние - на более мелкие, а они, в свою очередь,- на отдельные роды. Племена управлялись вождями - кабирами, происходившими из знатных родов и образовывавшими коллегиальный орган. Возможно, в племенах были и советы старейшин.

Привилегированные племена выбирали из представителей знатных родов на определенный срок (в Сабе - на 7 лет, в Ка-табаке - на 2 года и т. д.) эпонимов - важных должностных лиц государства, выполнявших жреческие обязанности, связанные с культом верховного бога Астара, осуществлявших также астрономические, астрологические, календарные наблюдения и некоторые хозяйственные функции по организации земле- и водопользования. По эпонимам датировались государственные и частноправовые документы, велось летосчисление. Эпонимы вступали в должность в возрасте 30 лет и по истечении срока полномочий входили в совет старейшин.

Высшими должностными лицами, обладавшими исполнительной властью и осуществлявшими управление Сабейским государством, были до III-II вв. до н. э. мукаррибы. В их функции входили хозяйственная, главным образом строительная, деятельность, сакральные обязанности (совершение жертвоприношений, устройство ритуальных трапез и др.), государственная деятельность (периодическое возобновление племенных союзов, издание государственных документов, юридических актов, установление границ городских территорий, частных владений и т. д.). Должность мукаррибов была наследственной.

Во время войны мукаррибы могли присваивать себе функции предводительства ополчением, и тогда они получали на время титул «малик»- царь. Постепенно мукаррибы сосредоточили в своих руках прерогативы царской власти, и в конце I тысячелетия до н. э. их должность фактически превратилась в царскую.

Верховным органом Сабейского государства был совет старейшин. В него входили мукарриб и представители всех 6 сабейских «племен», причем непривилегированные племена имели право лишь на половинное представительство. Совет старейшин имел сакральные, судебные и за-i конодательные функции и административно-хозяйственные. Примерно аналогичное устройство имели и другие южноаравийские государства.

Постепенно в южноаравийских государствах наряду с племенным возникло и территориальное деление. Основу его составляли города и поселения с примыкающей к ним сельской округой, имевшие свою автономную систему управления. Каждый сабейский гражданин- принадлежал к одному из кровно-родственных племен и в то же время входил в состав определенной территориальной единицы.

Арабская государственность зародилась на Аравийском полуострове. К VI в. процесс феодализации в Аравии стал охватывать все большее число областей, этот процесс затронул прежде всего те регионы, где было развито земледелие. Возник ислам.

Вначале знать (прежде всего мекканская) враждебно отнеслась к исламу, но в дальнейшем изменила свое отношение к мусульманам, видя, что происходящее под их главенством политическое объединение Аравии было и в их интересах. Ислам признавал рабство, защищал частную собственность. В 630 г. между противоборствующими силами было достигнуто соглашение, по которому Мухаммед был признан пророком и главой Аравии, а ислам новой религией. К концу 630 г. значительная часть Аравии признала власть Мухаммеда, что означало образование Арабского государства (халифата). Так были созданы условия для объединения оседлых и кочевых арабских племен в единый народ с единым арабским языком.

Историю Арабского государства можно поделить на три периода по названию правящих династий или месту нахождения столицы. Мекканский период (622 - 661 гг.) - это время правления Мухаммеда и близких его сподвижников; Дамасский (661-750 гг.) - правление Омейядов; Багдадский (750 - 1055 гг.) - правление династии Аббасидов. А теперь история создания государства.

Мухаджиры(переселенцы в Медину(Ясриб) и омейяды(мекканский род)- конфликты. Омар являлся посредником. Он предлагает стать заместителем Мухамеда- Абу Бакра.

Абу -Бакр нашел выход из тупика, осуществляя внешние захваты.

4 праведных пророка : Абу-бакр(632-34), Омар(634-44), Осман(644-56), Али(656- 661).

Можно заним. политической деятельностью, внешними захватами, барьба с вероотступниками. Полит. и идеолог. функции совмещены. Появл-ся соц. расслоение: Род хашимитов, мухаджиры и амсары(жители ясриба) , мухаджиры- совершившие хиджру(переселились в Медину из Мекки), омейяды.

Расширение территории...

633-751 - арабские завоевание. 633- иран, 634- Палестина(Византия),

Цель завоевания: прервать караванский путь, пустить через Аравию, ликвидация внутр. противоречий, внедрение ислама.



602-628 война Византией и Ираном. Борьба между монафизитами и христианами. В Палестине местное население поддерживало арабов.

640г. тер. была завоеванна. --Византии - Африка. - Ливия.

647- на тер. Магриба (Мароко, Алжир, Тунис).

641. - на тер. Армении, захват. г. Двин, уводят 40 тыс. рабов.

636 г. Рустам собрал войско, лугерь у кадиси арабы победили.

Осман окружил себя омейядами, его противники группируются вокруг Али.

Шииты- сторонники Али - течение в исламе, идея передача власти потомкам пророка по мнении Али.

656 - в Медину приходят представители 3 провинции куфа, Басера, Египет. Требую отозвать правителей Мерван помошник Османа, направился в провинции, чтобы казнить представителей. но они вернулись в Медину и убили пророка) . Али 4-ый пророк, омейяды отказались принять избрарания и сосредоточ. вокруг муавийя. гражданская война. Переговоры между Али и Муавийя. От Али отходят противники переговоров(хприджиты отколовшееся).

В выборах участие приним. все мусульмане.

мусульмане делились : суниты, шииты, хариджиты.

661 - хариджиты нападают на Али и убивают его. Затем верхушка становится в Дамаске. 661-680 Муавийя халиф.(столица Дамаск,)

Внешние захваты:

Запад Африки, 696- карфаген, 711- Испания, 741- потерпели поражения от Византии.

Арабы подписывают договоры.

751 разбили китайцев, происходит переселение арабов: Куфа, Шираз(Персия), Рамла(Палестина). В Ираке, Сирии - арамеи. Арабский язык официальный. происходит распространение ислама.

СЕГУНАТ АСИКАГА(1336-1573).

В 1333г феодал Асикага захватил столицу-Киото и поставил туда Годайго. 2-ой феодал захватил НиттуК власти пришли благодаря тому,что Асикага предал императора и посадил на трон своего ставленника. Годайго пишет Нитта и 50 лет получает название «Войсна Северной и Южной династии».Это 2-ой Сегунат. Второе название-Муромати. Новые сёгуны постепенно лишили императорский двор прежних полномочий и к концу XIV века исчез дуализм в системе управления периода Камакура, когда бакуфу делило власть с тэнно и кугэ (придворной знатью). Самым могущественным сёгуном династии по праву считается Асикага Ёсимицу.Власть на местах контролировали назначенные правительством сюго (военные губернаторы) или местная знать, которые впоследствии переросли в фактически независимых военных правителей даймё. Усиление центробежных тенденций привело к началу междоусобицы в стране - периода «воюющих провинций».При нем были введены налоги для бедных феодалов(зерном). Запущен процесс ликвидации сёйпов. Феодалы превращаются в князей(Даймё). Община укрепилась и вооружилась. Петиционные крестьянские восстания.(требования крестьян-снижение налогов,прекращение произвола самураев.Расцвета восстания достигают во 2-0й половине 15в-«Эпоха воюющих провинций». Все петиционные восстания заканчивались одинаково: лидера звали в столицу и казнили. Экспорт из Японии-в основном-в Китай(медь,шелк,вооружение).В период Муромати португальцы заключили первый договор с местным населением(могли приезжать для торговли раз в год.).При Муромати каждый князь должен был иметь резиденцию, а если уезжает в княжество-должен оставлять в заложники семью.Ода Набунако-первый объединитель Японии,сторонник христианства, выгнал последнего Асикага из столицы в 1573г.

СЁГУНАТ ТОКУГАВА.

После периода феодальной раздробленности и гражданских войн между различными княжествами, известного как Период Сэнгоку Дзидай («Эпоха воюющих провинций»), Япония была вновь объединена в единое государство Одо Нобунаги и Тоётоми Хидэёси (Период Адзути-Момояма). После сражения в Сэкигахаре в 1600 г. верховная власть в Японии перешла к Токугаве Иэясу, завершившему процесс объединения Японии и получившему в 1603 г. титул сёгуна. Он стал основателем династии сёгунов, продолжавшейся до середины XIX века. В сражениях со своими противниками Иэясу неизменно побеждал, а их земли присваивал себе, так что к моменту прихода к власти он уже был крупнейшим феодалом страны. Кроме того, у многих крупных землевладельцев он отбирал ещё и прииски по добыче драгоценных металлов, что обеспечило его монополию в этой отрасли. Ему подчинялись также провинции, официально сохранившие статус независимых: Осака, Сакаи и Нагасаки. В 1605 году он передал титул сёгуна своему сыну Хидэтаде, но сохранил в своих руках всю полноту власти вплоть до своей смерти. Несмотря на свое явное превосходство как в военном, так и в экономическом плане, Иэясу не расслаблялся. Его многочисленные противники объединились вокруг сына предыдущего правителя - Хидэёри, которые при поддержке христианских стран готовили переворот. Однако Иэясу опередил их намерения и в 1615 году разгромил ставку претендента на верховный пост в Осаке: почти все заговорщики были убиты, а сам Хидэёри покончил жизнь самоубийством. После этой расправы в стране воцарились долгожданный мир и стабильность.При Иэясу Император и его приближённые потеряли возможность вернуться к власти. Теперь главным в стране был сёгун, у которого был первый министр, исполнявший роль главного советника, а также регента при несовершеннолетних наследниках Токугавы. Эта должность носила название тайро.Городской совет старейшин - родзю, общавшихся с сёгуном только через посредство собаёри - своеобразных камергеров правителя.В крупных городах, таких как Киото и Осака, была учреждена должность самостоятельного правителя - гундай.Общество делилось на 4 сословия: самураи, крестьяне, ремесленники и купцы. Кроме того, существовали и свои маргиналы: эта (парии), хинин (нищие) и бродячие артисты. Был определён строгий кодекс поведения для каждого сословия, несоблюдение которого строго каралось. Главным сословием были воины-самураи, которые составляли десятую часть всего населения и обладали огромным количеством привилегий. Отличительным признаком, указывающим на статус самурая, было ношение двух мечей. Начало периода Токугава стало эпохой расцвета самурайства: за малейший неверный жест со стороны представителя низшего сословия они имели право казнить его на месте. В целом вплоть до конца правления Токугава в обществе царили относительная стабильность и покой.Городское население занимало последние ступени в социальной системе эпохи Токугава. К ним относятся прежде всего «ко» - ремесленники, и «сё» - торговцы. Рост внутренней торговли, развитие транспорта и сообщений между различными провинциями привело к росту старых городов и к возникновению новых - центров политической и экономической жизни.Мощные кабунакама (профессиональные объединения купцов) и ремесленный союзы (дза) превратили Осаку в главный экономический центр, получивший название дайдокоро, что значит «кухня» страны. В Осаке был главный рынок Японии, где концентрировалось продукция со всей страны (рис, шёлк, хлопчатобумажные ткани, лакированные изделия, фарфор, бумага, воск и др.) Всё более широкое распространение получали деньги. Происходит специализация регионов по производству того или иного вида товаров: северный и юго-западный Кюсю производил фарфор и хлопчатобумажные ткани, район Киото и Нара - парчу, шелковые ткани, саке, изделия из металла и лака, район Нагоя и Сэто - керамику и фарфор, Нагано - сырье для шелкопрядства и т. д. Таким образом, складывавшийся единый рынок способствовал объединению страны на экономическом уровне. В XVII веке в отдельных отраслях японского производства возникли первые мануфактуры, что свидетельствовало о грядущем завершении феодальной эпохи. Что же касается ремесленников, то их положение отличалось большей суровостью, нежели положение купечества. Если купцы наращивали экономическую мощь и постепенно начинали влиять на политические события, то у ремесленников сохранялось зависимое положение. Ремесленники были организованы в цехи, которые обладали монополией производства, имели четкую иерархию и передавали профессиональные навыки по наследству. Правительство вводило различные ограничения в их деятельность, тщательно следило за выпускаемой продукцией и выходом ее на рынок.В этот период в городском населении формируется новое сословие - интеллигенция, вызывающее наибольшие опасения у верховной власти, которая всячески препятствовала развитию этого слоя.С установлением власти Токугава в Японии широкое распространение получили конфуцианство. Иэясу поддерживал торговлю с другими странами, но очень подозрительно относился к иностранцам- разрешил торговать определёнными товарами только через конкретные порты (политика сакоку). Постепенно вводились все большие репрессии против христиан.Сёгунат запретил торговлю с Испанией в 1624г,а в 1629 г. были казнены тысячи христиан. Наконец, в 1635 г. вышел указ о запрете японцам покидать пределы страны и о запрете уже выехавшим возвращаться. С 1636 г. иностранцы (португальцы, впоследствии голландцы) могли находиться только на искусственном островке Дэдзима в гавани Нагасаки.Вассалы владели наследуемой землёй, несли военную службу и присягали их господину. В связи с недовольством населения Японии контактами с иностранцами по всей Японии начались выступления против представителей Запада. Пытаясь восстановить мир в стране, сёгунат попытался закрыть порты для иностранных судов. Ответом на это стала разрушительная бомбардировка Нагасаки. На какое-то время Токугава удалось одержать верх в борьбе против объединенных войск крупных феодалов. Однако в битвах при Фуёими и Тоба в окрестностях Киото с антисёгунатской коалицией в январе 1868 года он потерпел поражение.

Первые государства на территории Южной Аравии

Из полутора десятка древних южноаравийских государств только Саба, Катабан, Маин, Химйар, Хадрамаут, процветавшие в разное время с начала I тыс. до н. э. по VI в. н. э., оставили заметный след в истории. Развитие этих государств определялось их географическим положением: на юго-западе Аравийского полуострова на побережье Красного и Аравийского морей между прибрежными равнинами, окружающими их горами, возвышенностями и пустыней.

Несмотря на то что в Южной Аравии использовалась одна письменность, население в древности говорило и писало на нескольких, весьма отличавшихся друг от друга языках, относившихся к семитской языковой семье. Основными языками были сабейский, минейский (язык населения Маина), катабанский и хадрамаутский. Все они родственны между собой. Доминирование какого-либо языка говорит о политическом преобладании того или иного из царств. Последняя надпись на минейском относится ко II в. до н. э., на катабанском – ко II в. н. э., на хадрамаутском – к III в. н. э. В царстве Химйар был принят катабанский язык, сменившийся по достижении этим государством доминирующего положения сабейским. Сабейский язык вышел из употребления в устной речи в IV в.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги История России с древнейших времен до конца XVII века автора Милов Леонид Васильевич

§ 3. Зарождение классов и государства. Первые протогосударства и государства. Переход к производящему земледельческому хозяйству в лесной зоне Греческие города-государства Северного Причерноморья. С VIII в. до н. э. в письменных источниках появляются сведения о племенах,

автора Васильев Леонид Сергеевич

Государства Южной Индии в XV–XVI вв. Еще в середине XIV в., сразу же после того, как Мухаммед Туглак покинул завоеванную им Южную Индию, в центре Декана мятежные эмиры подняли восстание против него и провозгласили своим правителем-султаном некоего Бахмана, ставшего

Из книги История Востока. Том 1 автора Васильев Леонид Сергеевич

Государства южной саванны Зона тропических лесов, массивная на западе, уменьшается на востоке и практически исчезает в районе Межозерья. Существует гипотеза, согласно которой именно миграционные перемещения бантуязычных народов и, возможно, некоторых иных этнических

Из книги История Средних веков. Том 1 [В двух томах. Под общей редакцией С. Д. Сказкина] автора Сказкин Сергей Данилович

Из книги История Древнего Востока автора Ляпустин Борис Сергеевич

Религия древней Южной Аравии Основным источником знаний о религии древней Южной Аравии являются оставленные в храмах надписи, посвященные определенным божествам. Надписей, в которых говорилось бы о культовых ритуалах, очень мало. Молитв, плачей, панегириков,

Из книги История Востока. Том 2 автора Васильев Леонид Сергеевич

Арабские государства Аравии В отличие от Ирака и Леванта родина арабов Аравия с ее кочевниками-бедуинами и немногочисленным земледельческим населением оазисов и в XIX в. продолжала оставаться отсталой периферией Ближнего Востока, своего рода заповедником

Из книги История Византийской империи. Т.2 автора

Из книги История Кореи: с древности до начала XXI в. автора Курбанов Сергей Олегович

§ 2. Первые достижения Третьей Республики: восстановление отношений между Южной Кореей и Японией Итак, с 1963 г. третьим президентом Республики Корея стал Пак Чонхи (1917-1979), человек «нового поколения», не связанный с антияпонским движением за независимость. Напротив, в

Из книги Древние цивилизации автора Бонгард-Левин Григорий Максимович

ЦИВИЛИЗАЦИИ ДРЕВНЕЙ ЮЖНОЙ АРАВИИ Судьба Аравийского п-ова поистине драматична. Находки раннепалеолитических орудий олдувайского типа на территории Южной Аравии от прибрежной полосы у пролива до западных районов Хадрамаута, а также обнаружение многочисленных

Из книги Империя Карла Великого и Арабский халифат. Конец античного мира автора Пиренн Анри

4. Германские государства на территории Западной Римской империи То, что германские родовые и племенные институты не могли сохраниться на почве Римской империи, когда германцы поселились среди римского населения, является очевидным фактом.Родовые традиции и

Из книги Арабы у границ Византии и Ирана в IV-VI веках автора Пигулевская Нина Викторовна

ВОПРОСЫ СОЦИАЛЬНОГО СТРОЯ ЮЖНОЙ АРАВИИ Если развитие союзов племен арабов на севере происходило в условиях влияния на них государств, достигших более высокого уровня общественных отношений, то государственность арабов юга представляет особый интерес, так как ее

Из книги Всемирная история. Том 2. Бронзовый век автора Бадак Александр Николаевич

Древнейшие города-государства на территории Финикии Семитские племена длительное время жили первобытнообщинным строем. Но к концу III тысячелетия до н. э. и здесь начинают складываться небольшие рабовладельческие государства, из коих каждое имело в качестве

Из книги Всемирная история. Том 3 Век железа автора Бадак Александр Николаевич

Древнейшие рабовладельческие общества южной Аравии Древнейшие рабовладельческие государства на юге Аравии сложились как земледельческие. Здесь, главным образом на территории Йемена, археологи находят многочисленные памятники южноарабской рабовладельческой

Из книги Юго-Восточная Азия в XIII – XVI веках автора Берзин Эдуард Оскарович

Глава 2 ПЕРВЫЕ ТАЙСКИЕ ГОСУДАРСТВА НА ТЕРРИТОРИИ ТАИЛАНДА XIII век был критическим периодом в истории Индокитая. К концу его не только рухнула Кхмерская империя, но и прекратили существование древнее бирманское царство Паган и последнее независимое монское государство

Из книги Хрестоматия по истории СССР. Том1. автора Автор неизвестен

Глава I Древнейшие народы и государства на территории нашей страны I. ХАЛДСКИЕ НАДПИСИ Приводимые ниже надписи взяты в переводе И. И. Мещанинова. И. И. Мещанинов, Халдоведение, 1927.НАДПИСЬ ЦАРЯ МЕНУАНадпись находится у Шамирам-Су близ Ардамеда. Менуа правил от 800 до 778 г. до

Из книги Слава Византийской империи автора Васильев Александр Александрович

Новые государства, образовавшиеся на византийской территории Четвертый крестовый поход, закончившийся взятием и разгромом Константинополя, привел к раздроблению Византийской империи и основанию в ее пределах целого ряда государств, частью франкских, частью греческих,

Ислам стал второй по популярности религией мира, хотя и самой молодой. Именно с этого момента начинается усиление и возвышение арабского мира, объединенного общей религией и общей целью.

История возникновения ислама

Местом возникновения ислама является западная часть аравийского полуострова, а датой принято считать 7 век нашей эры. Издревле эту местность населяли кочевые племена арабов. Именно здесь и появился пророк Мухаммед, жизнь которого и по сей день остается загадочной и обросшая множеством легенд.

Считается, что Мухаммед родился в городе Мекка и в молодые годы был пастухом. В 610 году в возрасте 40 лет он объявил себя пророком и начал проповеди в родном городе. Так произошло возникновение ислама - новой монотеистической религии. Мухаммед призывал верить в единого бога - Аллаха, призывая все родственные народы принять эту веру. Но власть восприняла его враждебно и тогда пророк со своими учениками бежал из Мекки в Медину, где создал мусульманскую общину и в течении 8 лет вел борьбу против Мекки.

К 630 году Мекка была захвачена и объявлена центром ислама, который получил распространение по всему Аравийскому полуострову.

После смерти Мухаммеда на территории Аравийского полуострова образовалось молодое теократическое государство, где в руках правителя была сосредоточена светская и духовная власть - Арабский халифат. Первым правителем новой страны был халиф Абу Бакр.

Причины популярности и историческое значение ислама

Главной священной книгой для всех мусульман является Коран. В нем описаны правила жизни каждого правоверного мусульманина, за строгое соблюдение которых он будет награжден пребыванием в раю. Если же мусульманин ослушается их или не верит в Аллаха, то его ждут адские муки. Раю и Аду в Коране уделено много страниц, на которых описывается удовлетворение всех человеческих потребностей в загробной жизни. Коран призывает распространять ислам на как можно большую территорию, что впоследствии подтверждалось эпохой арабских завоеваний.

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

Рис. 1. Коран.

Прелесть ислама заключалась в том, что к верующему не предъявлялись серьезные требования в работе над собой, а включало в себя лишь простые обряды и соблюдение правил.

Распространение ислама

Пик могущества Арабского Халифата, целью которого было распространить ислам по всей земле, пришелся с 632 по 655 годы. За это время арабы подчинили и обратили в ислам жителей следующих территорий: Аравийского полуострова, Ближнего Востока, Средней Азии, Малой Азии, Кавказа, Египта, Северной Африки, Крита и Кипра.

Рис. 2. Арабский халифат в 632 году.

В 661 году к власти в Арабский халифат пришла династия Омейядов. Столица была перенесена в Дамаск, но завоевательные походы продолжены. Сначала мусульмане захватили часть Сицилии, а затем вторглись и покорили Испанию и собирались двинуться дальше на север. Лишь в битве при Пуатье в 732 году французам под командованием Карла Мартелла удалось остановить продвижение арабов в Европу.

В 750 году династия Омейядов прервалась и к власти пришли Аббасиды. Произошел распад огромной державы на два независимых халифата - Кордовский (располагавшийся в Европе) и Аббасидский (унаследовавший остальные территории).

Рис. 3. Государство Омейядов.

Что мы узнали?

Говоря кратко о времени распространения ислама, то оно произошло очень удачно. В Европе молодые государства еще только проходили путь становления, а окружающие арабов земли не могли противостоять организованной и крупной армии, собравшейся под зеленым знаменем пророка. Именно поэтому ислам так быстро распространился на огромные территории и получил большое число верующих за счет принятия новой веры покоренных народов.

Тест по теме

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.6 . Всего получено оценок: 835.