Гдз по русскому языку а д шмелева.

Линия учебников под редакцией А. Д. Шмелёва отражает оригинальный авторский подход к структурированию учебного материала, определению последовательности его изучения и организации учебной деятельности учащихся. Их особенностью является построение учебного материала по модульному принципу, при этом под модулем понимается единица организации материала, направленная на комплексное достижением метапредметных и предметных целей обучения на отдельном этапе, который сопровождается промежуточным контролем. Линия включает аудиоприложения, словари, электронные учебники, рабочие тетради и методические пособия.

Учебники русского языка для 5–9 классов под редакцией известного лингвиста А. Д. Шмелева строятся по модульному принципу, где модуль - это фрагмент учебной программы, состоящей из повторяющихся разделов. Каждый модуль завершается разделом «Повторение», который готовит к контролю и самоконтролю в конце изучения каждой главы. Задания на повторение различаются по уровню сложности: от тестов базового уровня до проектной работы повышенной трудности. Линию учебников отличают добротно составленные справочные материалы: орфографический, орфоэпический и толковый словари, достаточно объемные для школьного учебника. В учебниках представлены детальные инструкции для проведения лингвистических разборов.

Два раздела каждого модуля (главы), «Язык и речь» и «Текст», посвящены сознательному формированию коммуникативных навыков речевого общения. Особенностью учебников этой линии является значительное внимание к устной форме речи на всех этапах работы, что обеспечивается аудиоприложением к учебнику. Разделы «Система языка» и «Правописание» формируют языковую и лингвистическую компетенции на основе коммуникативно-деятельностного подхода. В разделе «Язык и культура. Культура речи» ставится задача формирования функциональной грамотности учащихся через достижение культуроведческой компетенции. В учебниках линии сделан акцент на национально-культурной специфике русского языка. Завершается каждый модуль учебника разделом «Повторение», где в интегрированном и взаимосвязанном виде обобщаются материалы всех разделов. В учебники включены задания, дифференцированные по уровням сложности, а также проектные задания, предусмотрена работа в парах и группах.

Рабочие тетради «Русский язык. Словарные слова без ошибок» для 5 и 6 классов предназначены для углублён-ной работы с лексическим значением, происхождением, функционированием, с фонетической и морфемной структурой слов с непроверяемым написанием. Рабочая тетрадь «Русский язык. Развитие письменной речи» представляет набор систематизированных упражнений для развития письменной речи учащихся 5–6 классов. В рабочих тетрадях «Русский язык» для 5–7 классов и «Русский язык. Правописание. Культура речи» для 7 и 8 классов материал структурирован по главам учебника и подобран в соответствии с темами разделов «Правописание» и «Язык и культура. Культура речи».

Особо стоит подчеркнуть значение роли аудиоприложения к учебнику: оно не только обеспечивает вариативность урока, служит развитию навыков самоконтроля и аудирования разного типа, но и готовит к изложению на ОГЭ.

Электронная форма учебника содержит технические задания, тренажеры, помогает организовать учебную деятельность на уроке и дома при подготовке к промежуточному и итоговому контролю.

Методические пособия для учителя «Русский язык. Проектирование учебного курса» включают рабочие программы для 5 и 6 классов, таблицы тематического и поурочного планирования, рекомендации по организации контроля и оценки планируемых результатов, учебно-исследовательской и проектной деятельности учащихся; тексты контрольных диктантов и тексты упражнений для аудирования.

8

§ 1. Русский язык в современном мире. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9

14

Морфемика и словообразование. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14

§ 2. Морфемный состав слова и способы словообразования (обобщение изученного) . . . . . . . . . . . . . . 14

Лексика и фразеология. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20

§ 3. Группы слов по происхождению и употреблению (обобщение изученного) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20

§ 4. Группы фразеологизмов по происхождению и употреблению. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 29

Морфология. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 38

§ 5. Система частей речи в русском языке (обобщение изученного) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 38

Синтаксис. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 47

§ 6. Виды словосочетаний и предложений. . . . . . . . . . . . . . . . . 47

§ 7. Интонация и порядок слов в предложении. . . . . . . . . . . . . . 54

1. Интонация. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 54

2. Порядок слов в предложении. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 56

60

§ 8. Правописание служебных слов. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 60

1. Правописание предлогов. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 60

2. Правописание частиц. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 62

3. Правописание союзов. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 65

§ 9. Правописание неопределённых и отрицательных местоимений и наречий. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 67

§ 10. Правописание не и ни с разными частями речи. . . . . . . . . . 70

76

§ 11. Текст в устной и письменной речи. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 76

82

§ 12. Выразительные средства лексики и фразеологии. . . . . . . . . 82

87

88

88

Глава 2 . Межкультурная коммуникация. . . . . . . . . . . . . . . . . . 94

О языке и речи. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 94

§ 1. Диалог культур. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 94

Система языка. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 98

Синтаксис Односоставные предложения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 98

§ 2. Простые двусоставные и односоставные предложения. . . . . 98

§ 3. Определённо-личные предложения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 103

§ 4. Неопределённо-личные предложения. . . . . . . . . . . . . . . . . . 108

§ 5. Обобщённо-личные предложения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 111

§ 6. Безличные предложения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 116

§ 7. Назывные предложения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 126

§ 8. Неполные предложения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 131

Правописание. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 138

§ 9. Гласные и согласные в корне слова (обобщение) . . . . . . . . . 138

§ 10. Правописание приставок. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 142

§ 11. Правописание н и нн в разных частях речи (обобщение) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 148

§ 12. Слитное, раздельное и дефисное написание слов разных частей речи (обобщение) . . . . . . . . . 153

Текст. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 160

§ 13. Односоставные предложения в текстах разных функциональных разновидностей языка. . . . . . . . . 160

§ 14. Интервью. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 165

Культура речи. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 168

§ 15. Синонимия односоставных и двусоставных предложений. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 168

Говорим без ошибок. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 174

Повторение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 176

Подготовка к итоговой аттестации. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 176

Глава 3 . Роль русского языка в Российской Федерации. . . . . 182

О языке и речи. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 182

§ 1. Национальный, государственный и межнациональный язык. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 183

Система языка. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 188 Осложнённое простое предложение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 188

§ 2. Осложнённое простое предложение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . 188

§ 3. Вводные конструкции. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 192

§ 4. Обращения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 198

§ 5. Однородные члены предложения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 204

§ 6. Однородные и неоднородные определения. . . . . . . . . . . . . . 212

§ 7. Союзы при однородных членах. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 218

§ 8. Обобщающие слова при однородных членах. . . . . . . . . . . . . 224

Правописание. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 232

§ 9. Тире в неполном предложении. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 232

§ 10. Знаки препинания при обращениях. . . . . . . . . . . . . . . . . . . 236

§ 11. Знаки препинания при вводных конструкциях. . . . . . . . . . 240

§ 12. Знаки препинания в предложениях с однородными членами. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 244

1. Знаки препинания при однородных членах без союзов. . . . 245

2. Знаки препинания при однородных членах с союзами. . . . . 248

3. Знаки препинания при однородных членах предложения с обобщающими словами. . . . . . . . . . 254

Текст. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 258

§ 13. Средства связи в текстах разных функциональных разновидностей языка. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 258

§ 14. Официально-деловой стиль: доверенность. . . . . . . . . . . . . . 262

Язык и культура. Культура речи. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 266

§ 15. Употребление обращений в речи. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 266

§ 16. Употребление вводных конструкций в речи. . . . . . . . . . . . . 270

Говорим без ошибок. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 272

Повторение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 274

Подготовка к итоговой аттестации. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 274

Глава 4 . Русский язык - мировой язык. . . . . . . . . . . . . . . . . . 280


Каждый естественный язык отражает определенный способ восприятия устройства мира, или «языковую картину мира».

Совокупность представлений о мире, заключенных в значении разных слов и выражений данного языка, складывается в единую систему взглядов, которую, сами того не замечая, принимают все носители данного языка. Реконструкции такой системы представлений, заложенной в русском языке, посвящена данная книга.

В нее вошли статьи трех авторов, в которых анализируются ключевые слова русской языковой картины мира — такие, как душа, судьба, тоска, счастье, разлука, справедливость, обида, попрек, собираться, добираться, постараться, сложилось, довелось, заодно и др.

В книге в доступной форме раскрывается сходство и различие русского языка и языка математики, описываются математические методы, используемые при изучении фонетики, орфографии, лексики, словообразования, морфологии, синтаксиса, стилистики. Предлагаются лингвистические задачи, вопросы для размышления, ответы на них.

Книга предназначена для школ с углубленным изучением математики, а также для учащихся гуманитарных классов, лицеев и гимназий. Книга может быть использована на факультативных занятиях.

Русская языковая модель мира. Материалы к словарю

В книге рассматриваются ключевые идеи русской языковой картины мира, т. е. совокупность представлений об устройстве мира, которые говорящими на русском языке воспринимаются как сами собою разумеющиеся.

Делается попытка выявить связь этих представлений с некоторыми специфическими особенностями русской культуры. В частности, рассматривается семантика ряда трудно переводимых русских слов (простор, попрекнуть, вдруг, заодно и т. п.), обсуждается вопрос о том, каков образ человека в русской языковой картине мира, как в ней представлены время и пространство, какие бытовые представления и общие жизненные установки в неявном виде закодированы в значении русских слов, в чем заключаются особенности задаваемых русским языком этических представлений.

Русский анекдот. Текст и речевой жанр

В книге рассматриваются особенности языкового оформления анекдотов в современной русской речи.

Исследуются отличия анекдотов от смежных жанров: острот и шуток, баек и устных новелл и т. д. Описываются речевые характеристики основных персонажей современного русского анекдота, пределы варьирования анекдота. Теоретические положения иллюстрируются многочисленными примерами анекдотов, реально рассказываемых в современном русском обществе.

Русский язык и внеязыковая действительность

Книга посвящена различным сторонам отражения в русском языке внеязыковой действительности.

Первая часть посвящена проблемам рефренции, т.е. описанию того, как механизмы, задающие способ соотнесения языковых выражений с внеязыковой действительностью, определяют функционирование различных уровней языковой системы русского языка.