Олег Гущин. Художественное травление мастеркласс

В редакцию Homius приходят не только статьи наших читателей о различных способах ремонта. Некоторые обзоры поражают своей простотой выполнения необычных работ, на первый взгляд, невозможных для производства в домашних условиях. И сегодня представляем вашему вниманию одну из таких статей, которая была прислана в рубрику «Истории» Касатоновым Сергеем Борисовичем из города Якутск. В ней он рассказывает о простейшем способе переноса рисунка на лезвие ножа и травлении металла без каких-либо химикатов.

Недавно я увлёкся таким занятием, как травление различных рисунков на металле. Ведь даже кухонный нож можно сделать эксклюзивным, если приложить совсем немного усилий. Однако, если требуется травление высокохудожественного рисунка, не помешает опыт рисования и твёрдая рука. Первоначальное его нанесение проблем не составит, а вот подготовка к гравировке посредством электролиза для некоторых людей будет довольно проблематичным. Но, чтобы не пугать заранее тех, кто хочет понять всю технологию, начну свой отчёт о проделанной работе.

Здесь всё довольно просто. Кроме самого ножа, достаточно иметь в квартире обычный лазерный принтер и некоторые другие инструменты и материалы, а именно:

  • небольшое количество спирта;
  • ледяную воду в тазу;
  • утюг.

Естественно, клинок кухонного ножа следует тщательно вымыть и высушить. Для охлаждения воды лучше всего использовать лёд.


Приступаем к нанесению рисунка на стальное лезвие кухонного ножа

Для начала нужно найти в сети интернет рисунок, который можно разместить на клинке. В любом графическом редакторе его следует уменьшить до такого размера, чтобы он поместился на лезвии и распечатать. При помощи ножниц необходимо вырезать изображение.

Далее в блюдце наливается небольшое количество спирта, достаточное для того, чтобы распечатанная картинка полностью погрузилась в него. В спирте рисунок должен лежать до тех пор, пока бумага не пропитается. Это будет заметно по изображению, которое проступит на обратной стороне листка. Не стоит бояться передержать его в спирте – ничего плохого с рисунком не произойдёт, даже если он пролежит в блюдце сутки, он не потечёт и не расплывётся.


Использование утюга: здесь потребуется аккуратность

Ту часть клинка, на которое планируется перенести изображение, нужно обильно полить спиртом. После этого аккуратно берём бумажку с изображением и размещаем её на лезвии ножа распечатанным рисунком вниз. В это время его ещё можно поправить, не боясь смазать. Здесь следует учитывать то, что, начав работать нагревательным прибором, ничего подправить уже не удастся.

Когда рисунок уложен так, как нужно, начинаем прогревать его утюгом, включённым на максимальную температуру. При выполнении этой работы следует быть предельно аккуратным, чтобы не сдвинуть листок. Дело в том, что даже чуть нагревшаяся бумага, если её пошевелить, смажет изображение, испортив его.

Прогрев производится в течение 3-4 минут, пока листок не высохнет полностью. При этом лучше переусердствовать, дольше прогревая клинок, чем прекратить работу утюгом, когда бумага ещё полусырая.


Охлаждение клинка и удаление уже ненужной бумаги

Когда спирт полностью испарился, а клинок разогрелся, необходимо как можно быстрее его остудить. Именно для этого у меня и был припасён таз с водой, которая была охлаждена при помощи льда. Клинок ножа опускается в ледяную воду на 20-30 секунд. Необходимо следить за бумагой, ожидая, когда она полностью пропитается, теперь уже обычной водой. После того, как это произошло, начинаем медленно двигать по ней пальцем. Бумага скатывается и отслаивается.

Торопиться в этом случае не стоит – велика вероятность того, что клинок остыл не полностью, и рисунок будет повреждён.

Что получится в итоге: насколько качественным будет рисунок

Если всё было сделано правильно, рисунок ничем не будет отличаться от того, который был на бумаге. При этом качество изображения не зависит от его сложности и количества мелких деталей. Если травление не принципиально, то можно оставить рисунок таким, каким он получился. Конечно, такое изображение не слишком устойчиво к агрессивным чистящим средствам и высоким температурам, но при отсутствии таких факторов он может продержаться до полугода. Это изображение тигра я решил оставить в виде простого рисунка.


Что касается травления, то для первых опытов с металлом лучше выбрать нечто более простое, особенно, если нет художественного образования или опыта гравировки по металлу. Но статья была бы неполной, если бы я не рассказал в ней о том, как произвести травление на металле, чтобы рисунок уже не стёрся никогда. Об этом я расскажу на примере другого кухонного ножа и более простого изображения – с художественным образованием у меня отношения не сложились, в отличие от технических и точных наук.

Что потребуется для травления рисунка на металле

Чтобы протравить любое изображение на металле потребуется:

  • вода с растворённой в ней поваренной солью (3-4 столовых ложки на 0,5 л) в стеклянной банке;
  • блок питания (зарядное устройство) от любого телефона или иного гаджета;
  • 2 отрезка провода;
  • лак для ногтей, желательно бесцветный;
  • обычный болт или металлическая пластина, которая поместится в банке.

Необходимо отметить, что от выходного тока зарядного устройства будет зависеть скорость электролиза, а значит и проявления рисунка на металле. Чем выше ток адаптера, тем меньшее время для работы потребуется.

Подготовка металла к нанесению рельефного рисунка

Сначала весь клинок нужно покрыть лаком. Это необязательно должен быть лак для ногтей, вполне подойдёт состав для покрытия древесины. Но здесь стоит вспомнить, что женская химия высыхает практически моментально. Учитывая то, что покрыть металл потребуется в 2 слоя, это серьёзный повод для использования быстросохнущего состава.

Рисунок, если он не слишком сложен, можно нанести после того, как лак высохнет. Но, при необходимости травления изображения, подобного тому, что я нанёс на предыдущий нож, лучше использовать метод перевода при помощи утюга и спирта, а уже после покрывать сталь бесцветным лаком.

Для травления на одном из кухонных ножей, я выбрал не слишком сложную арабскую вязь. Она была нанесена уже после высыхания лака, после чего покрытие по линиям было удалено. Иными словами, я его просто процарапал иголкой. Отмечу, что края полос нужно аккуратно подравнять – при травлении электролиз выест незащищённые места, а значит, все неровности останутся на металле без возможности последующего исправления.

Подключение питания: принцип травления при помощи электролиза

Питание на элементы подаётся следующим образом. В солёную воду опускается провод с болтом на конце, который подключается к минусовому выходу зарядного устройства. На сам клинок подаётся плюсовой заряд. Принцип электролиза заключается в следующем. Лаковое покрытие не пропускает электричество, а вот область металла, где оно отсутствует, под воздействием напряжения вступает в реакцию с солёной водой. В результате металл разъедается именно там, где лака нет.


Многим будет интересно узнать, что подобным образом можно даже нанести рисунок медью. Для этого производится аналогичная подготовка клинка. Отличием является то, что полярность подключения будет обратной – плюс на болт, а минус на нож. Вместо соли в воде нужно растворить медный купорос. Подобным образом можно как нанести изображение, так и полностью покрыть деталь медью.


Травление: некоторые нюансы, которые следует учесть

Когда на провода будет подано питание, станет отчётливо видно, как происходит электролиз. Из незащищённых лаком областей клинка начнут выделяться пузырьки газа. Именно этот процесс и «выгрызает» частицы металла. Необходимо внимательно следить за температурой зарядного устройства – она может резко повыситься. Во избежание выхода адаптера из строя, не стоит держать его включённым более 15-20 секунд, давая передышку не менее 10 минут. Таким образом, работа растянется, но при этом вы сохраните работоспособность зарядного устройства. В общей сложности на травление небольшого рисунка уходит около минуты постоянной работы. Получается, что за 3 захода изображение будет готово.

На фотопримере видно, как проступает надпись на металле под действием реакции электролиза. После того, как работа будет окончена, останется лишь очистить уже ненужное лаковое покрытие и отполировать клинок.


В процессе работы на поверхности банки будет образовываться слой окисла грязно-бурого цвета. Это не должно вас пугать, процесс предусматривает подобные отложения.

Завершающая стадия процесса, очистка и полировка клинка

По завершении процесса, питание отключается, а провод отцепляется с ножа. Для удаления лакового покрытия можно использовать канцелярский нож или обычный ацетон, который с лёгкостью выполнит эту работу. Полировка осуществляется на заточном станке с войлочным кругом. Конечно, эту работу можно выполнить и вручную, но времени в таком случае уйдёт намного больше.

Что касается неровности штрихов рисунка, то они не всегда мешают. К примеру, при нанесении арабской вязи, как в моём случае, они даже придают некий шарм надписи, будто она сделана несколько веков назад. Но если изображение требует точности, вроде ранее перенесённого на нож тигра, следует процарапывать каждую линию предельно аккуратно. Конечно, эту работу простой назвать не получится, требуется внимательность к мелочам и усидчивость, зато владелец будет уверен, что рисунок с клинка не сотрётся, независимо от агрессивности чистящих средств или температуры.

Заключительная часть

Подобная гравировка, выполненная своими руками, придаст необычности кухонным ножам. Из обычного ширпотреба они превратятся в эксклюзивные изделия, которые удивят ваших друзей и знакомых. А учитывая то, что на выполнение подобной работы не будет затрачено ни копейки, удовлетворение от рисунков, нанесённых методом электролиза, владельцу обеспечено.

Хотелось бы надеяться, что читатели возьмут на вооружение описанные мною способы работы с металлом. Если что-то из изложенного осталось непонятным, я с удовольствием объясню. Нужно лишь написать об этом в комментариях к статье. Там же можно и высказать своё мнение о прочитанном. Буду рад любому – к критике отношусь вполне адекватно, конечно, если она обоснована. Буду стараться отвечать на каждый отзыв максимально быстро.

Редакция Homius приглашает домашних мастеров и умельцев стать соавторами рубрики «Истории». Полезные рассказы от первого лица будут опубликованы на страницах нашего онлайн-журнала.

Процесс травления металла известен людям ещё с 16 века. Наиболее известные мастера жили в Италии и Германии. Сегодня травление ножа в домашних условиях, по силам любому человеку в мире. Доступность реагентов, и множество способов – позволяет заняться этим, не имея специального опыта. Но изучить тему травления ножа – стоит обязательно.

Травление рисунка на ноже в домашних условиях.

Суть метода

Ключевое значение имеет – воздействие кислотных сред на металл. Благодаря взаимодействию агрессивной среды и изделия происходит химический процесс, называемый – травление. Для нанесения узора на клинок, участки поверхности непредназначенные для протравки, покрывают защитным слоем.

Он обязан быть устойчив к травящему веществу. Глубина растворения металла зависит от времени воздействия на него. Со времён 16 века, выявлено несколько эффективных способов травления ножей. О них пойдёт речь ниже.

Способы травления металла

Кислоты в технике травления применяются в зависимости от вида металла. Определённый сплав, требует своих агрессивных веществ. От этого зависит – быстрота и качество процесса. Способов существует несколько:

  • процесс с применения электролита, с пропускаемым через него ток. Называют – электрохимическим. Особенностями его являются: точный рисунок, экономия времени и раствора рабочей жидкости. Нет вредных испарений;
  • процесс, не требующий сложного оборудования и безумно прост – химический. Но применение жидких кислых растворов, характерно выбросами вредных для здоровья человека в воздух испарений;
  • производственный метод, требующий дорогостоящего оборудования – ионно-плазменный метод. Применяется в сухой среде в области микроэлектроники.

Первые два метода широко распространены для травления ножей в домашних условиях. Компоненты доступны в продаже и не требуют сложных манипуляций.

Подготовка металла к нанесению рисунка

Необходимо подготовить клинок к нанесению рисунка и к самому процессу травления. Если нож разборный, обязательно разберите его. Освободив клинок, проще будет работать. В цельном изделии обязательно следует изолировать рукоять.

Неважно, из какого она материала, кислая среда навредит любому. Изолента в роли изолятора, подойдёт прекрасно. Обрабатываемую поверхность клинка, необходимо тщательно протереть ацетоном. Задуманный рисунок хорошо ляжет на обезжиренную поверхность. Пальцами заготовки стараемся не касаться.

Методы нанесения рисунка

Рисунок из различных материалов, служит защитным слоем, протравливаться будет металл не покрытый им. Присутствует схожесть с негативом фотоплёнки, при проявлении фотографии. В качестве защиты вариантов предостаточно: изолента, наклейка, лак для ногтей, винил, маркер по металлу и многие другие полимеры.

Лак для ногтей

Распространённый материал среди любителей. Но и профессионалы им не брезгуют. Хорошая сопротивляемость агрессивным средам, делают его лидером в использовании. Нанеся его на изделие и дав подсохнуть, есть доступность подкорректировать рисунок острыми режущими предметами. Достигая чёткого рисунка и плавности линий.

Грунтовка или битумный лак

Изделие полностью покрывается, затем переносятся поверх слоя контуры рисунка, маркером или кистью. Заострив тонкую проволоку, необходимо процарапать до металла эскиз. Грунтовку используют ГФ 021 или ХВ 062. При процедуре процарапывания эскиза есть риск откалывания засохшего грунта или битумного лака. Является минусом этого метода.

Глянцевая бумага

Набирающий обороты среди мастеров, неплохой метод, имеющий немало положительных сторон. На глянцевой бумаге лазерным принтером распечатывают необходимый эскиз в реальную величину. Приложив к поверхности клинка стороной с рисунком, необходимо утюгом прогладить бумагу.

После остывания изделия, его помещают в воду. Доведя бумагу до размякшего состояния, она отслаивается, а тонер с принтера остаётся на изделии. Следует лишь вокруг рисунка обработать поверхность лаком для ногтей. Метод позволяет переносить мельчайшие подробности изображения.

Принцип травления при помощи электролиза

Для металлических изделий применяют два способа: кислотный (жидкий) и электрохимический. Используют их для снятия окалины и оксидных пленок. Соблюдение правил протравки: время выдержки и концентрация раствора, залог успешного процесса.

Процесс электролиза.

Немаловажно тщательное обезжиривание детали. Небольшое жирное пятно, приведёт в непригодность все труды мастера. При работе с лаками необходимо соблюдать осторожность, они легко воспламеняемы. К этому относится и сам процесс. В любом виде – он небезопасен. Относится к нему необходимо с осторожностью и внимательностью.

Растворы, используемые для травления стали

Процесс для различных сплавов, требует различные протравливающие вещества. Исходя из атомарной структуры решётки металла, подбирается определённый раствор:

  • щелочные растворы хорошо травят алюминий и сплавы из него;
  • азотная, серная, соляная и фосфорная кислоты применяются при травлении меди и её сплавов. Для увеличения скорости реакции добавляют хром и азот;
  • для прочного титана применяется двойной способ протравки. Изначально обрабатывают в щелочных растворах, затем в кислотных высокой концентрации;
  • водный раствор перекиси водорода и муравьиной кислоты идеально подходит для никеля и вольфрама;
  • для иных твёрдых металлических соединений используют смеси азотной и уксусной кислот;
  • несильный раствор серной кислоты хорошо справляется с чугуном.

Излюбленной, для травления ножа в домашних условиях – является азотная кислота. Иногда добавляют соляную. Они имеют высокую активность, и работать с ними необходимо осторожно.

Инструкция по жидкому травлению ножа

Химический способ проще, не нужно использовать элементы питания. Необходима сильная агрессивная среда. Уже озвучивалось, что способ опасен своими газообразными выделениями. Раскрыть окно или обзавестись хорошей вытяжкой просто необходимо. Снаряжение для безопасности:

  • резиновые перчатки;
  • респиратор;
  • защитные очки;
  • рабочий халат.

Избегать попадания на слизистые оболочки тела. Промывкой водичкой не обойдётся. Химический ожог – страшная вещь. С экипировкой разобрались, теперь дело за материалами:

  • изоляционная лента;
  • лак для ногтей, маркер;
  • шлифовальный станок;
  • дистиллированная вода в ёмкости;
  • пластиковый контейнер;
  • растворитель, ацетон;
  • запас хлорида железа;
  • ватные палочки и диски, зубочистка;
  • наждачка различного зерна.

Нож необходимо подготовить заранее. На цельном изделии защитить рукоять изолентой, разборное – разобрать и работать с клинком отдельно.

Создание защитного слоя

Узор необходимый перенести на изделие, требуется обвести защитным слоем. Учитывая, что на участке с покрытием – реакция проходить не будет, и металл останется светлым. Изначально набросок сделать маркером, а затем покрыть лаком для ногтей. Это наилучший вариант. Лак затем можно скорректировать для ровности линий и самого узора.

Узоры для травления на ноже.

Не стоит стесняться фантазировать, уникальность проведённой работы зависит и от личностных качеств мастера. Используйте лаки различных оттенков, они хорошо видны на поверхности изделия.

Приготовление раствора

В обязательном порядке используем средства индивидуальной защиты. При работе с кислотой необходим под рукой раствор соды, она пригодится при попадании агрессивного вещества на кожу. Правило всех химиков – кислоту льём в воду, ни в коем случае не в обратном порядке:

  1. Соотношение хлорного железа и воды, необходимо получить 50/50. Это оптимальный вариант, но для ускорения реакции дозволено применить и другие пропорции.
  2. Пластиковый контейнер не следует наполнять целиком, учтите помещение туда изделия. Налив немного дистиллированной воды – столько же наливаем хлорного железа.
  3. Пометьте контейнер словами «Кислота», будьте с ним осторожны. Металлическая ёмкость – не подойдёт, есть вероятность вступления в реакцию с раствором.

Учтите, что разведённая жидкость послужит не один раз, десяток клинков реально в ней обработать. По окончании разведения раствора следует перейти к следующему этапу.

Процесс травления

Для получения качественного результата рекомендуется при погружении клинка, производить движения в жидкости. Процесс будет выглядеть, как аккуратное полоскание изделия в растворе. Прикасаться к клинку строго запрещено. Оставлять на длительное время в нём, также не рекомендуется.

Процесс травления ножа.

Профессионалы травления утверждают, что необходимо многократное, недлительное погружение изделия в агрессивную среду. Выглядит это так:

  • следует погрузить клинок на 20 секунд;
  • вынуть на воздух, на то же время, что и было погружение;
  • быстрая промывка под водой из водопроводного крана;
  • держим на воздухе 20 секунд;
  • и затем опять погружаем в раствор на прежний промежуток времени.

Так добивается постоянный контроль протравки, круговой процесс необходимо выполнить несколько раз. Общее время проведения клинка в кислоте не должно превышать 10 минут. Не следует забывать, что все временные интервалы зависят от стали и состава раствора.

В заключении процесса необходимо хорошо промыть изделие проточной водой, снять защитный слой с помощью ацетона или растворителя. Пройтись наждачной бумагой по клинку начиная от крупного зерна 400 ед. и заканчивая 2000 или 2500. Довести до блеска поможет войлочный круг на шлифстанке.

Существует великое множество различных техник, применяемых в создании авторского холодного оружия. Это – гравировка, всечка (инкрустация, без использования клея и припоя, цветныхметаллов в металл или в дерево), художественное травление, резьба по кости и по дереву, скримшоу, художественное литьё и другие ювелирные техники. На мой взгляд,знание всех этихприёмов и умение их к месту применить – большое подспорье в раскрытии творческого замысла художника-оружейника.

Рассмотрим химическое и гальваническое травление, как способ художественной обработки металлов.

В авторском оружии эта техника чаще всего применяется при отделке клинков. На то есть свои причины. К примеру, в отличие от гравировки, химическое травление легко «кушает» калёную сталь. Травление не требует никакой фиксации клинка– он просто лежит на столе, на чистом листе бумаги. Из инструментов – тонкая кисть и игла. Из материалов – специальный лак и травильный раствор. И при этом, имея некоторый опыт, можно получать весьма неплохие результаты.

Где и когда «зародилось»художественное травление, не берусь судить, да и врядли какой-либо историк вам даст точный ответ. Но, к примеру, в моей родной Туле уже в 17 веке широко применяласьэта техника, как альтернатива гравировке для украшения ружей, сабель, палашей. На многих клинках делались травлением надписи «за храбрость», «с нами Бог» и др. Характерными для тульских мастеров того времени были вытравленные на гардах и клинках переплетённые лентами розы, знамёна, геральдические эмблемы.

В 1815 году была основана Златоустовская оружейная фабрика. По замыслуорганизаторов она должна была стать основным поставщиком холодного оружия для Российской армии и флота. Были приглашены художники, гравёры, травлёнщики, технологи и прочие специалисты из Германии для обучения златоустовских мастеров. Так зародилась златоустовская оружейная школа, процветающая до сих пор и узнаваемая благодаря стильному художественному травлению.

Так же были и отдельные выдающиеся мастера-травлёнщики как в Европе, так и в России. Их работы заняли достойное место в музеях и частных коллекциях. Художественное травление металла придаёт их изделиям изысканность, художественную ценность и выразительность. Используется в сочетании с гравировкой,всечкой, позолотой и цветным оксидированием. Весьмахарактерные для того времени, вытравленные на сабельных клинках батальные сцены, являющиеся по сути шедеврами изобразительного искусства.

Однако, на мой взгляд, наилучших результатов в технике травления достигли именно современные художники оружейники. Мастерасоздают на клинках великолепные изобразительные и орнаментальные композиции с потрясающим натурализмом и точностью в передаче деталей, удивительные по тончайшей проработке нюансов.

Но вернёмся к нашим практическим занятиям по травлению металлов. Несмотря на кажущуюся простоту, есть и свои «подводные камни» в этой технике. Как показывает опыт, художественное травление не всегда получается даже у профессиональных художников. Это дело, скорее для инженеров, умеющих рисовать.

Также необходима определённая «твёрдость» руки и аккуратность. Есть и свои«секреты мастерства», имя которым – практика. А некоторые профессиональные «тайны» я с удовольствием вам приоткрою!

Во-первых, решим, что же это такое, химическое травление? Полагаю, наиболее точным будет определение, что это частичное (или полное, если проспать) растворение металла в травильном растворе. На предварительно обезжиренную поверхность наносим рисунок лаком (можно использовать миралкидную эмаль). И всё просто – рисунок под лаком после травления выходит в рельеф, а что не закрашено, набирает глубину. Получаются своеобразные ступени, в дальнейшемформирующие слои. Художественное травление иногда так и называют «многоступенчатое» или «многослойное», хотя самый примитивный вариант может быть и в один слой.

Из известных способов травленияхочу выделить три. Первый – это когда лаком закрашивается вся поверхность изделия, а затем иглой процарапывается необходимый рисунок. Способ второй отличается тем, что рисунок наносится тонкой кистью. И третий – фото-способ, но его рассматривать не будем.

В чём «травить»? Тут существует множество вариантов – на вкус и цвет…

Поделюсь своим опытом. Делая первые шаги в травлении, в качестве травильного раствора я использовал хлорное железо (FeCl 3). У этого вещества (другое название – хлорид железа 3) есть ряд преимуществ. Его легко найти в продаже - используется для травления плат. Процесс травления в хлорном железе проходит достаточно мягко и контролируемо. Позволяет проявить тончайшие оттенки серого цвета при травлении, что собственно и требуется нам для решения творческих задач. И ещё одно немаловажное преимущество – хлорид железа относительно безвреден (хотя пить его всё равно не рекомендую).

Некоторое время травил кислотами. За основу брал азотку. Самый простой водный раствор: 30% азотная кислота с добавлением небольшого количества серной. Плюсы – процесс травления происходит очень быстро и на большую глубину. Минусы – ядовитые испарения (желательно использовать вытяжной шкаф), быстро «слезает» кислотоупорный лак, да и не всегда нужна большая глубина фона.

Ещё травил электролизом. Преимущество этого способа – травит любой металл.Даёт чёткость краёв. Недостаток – получается жёсткий фон.

Так вот, вернулся я обратно к хлорному железу! На мой взгляд, для художественного травления это наиболее подходящий раствор.

Также хочу обратить особое внимание на подготовку рабочейповерхности для травления. Это в первую очередь качественная вышлифовка клинка как минимум до чистоты наждака Р1000. Последующее травление обязательно проявит нежелательным образом все царапины и «раковины». Так что, рекомендую выводить их заблаговременно.

Ну и, конечно же – обезжиривание! Тщательно промываю клинок ватой с ацетоном. Затем промываю поверхность спиртом и протираю сухой ватой. Как правило, этого достаточно. И ещё важный момент в подготовке – чистота рабочего места. Самый коварный враг в процессе травления – это пыль. При попадании на изделие, находящееся в работе и на незастывший лак, пыль может привести к нежелательным результа

Лак для травления рекомендую готовить самостоятельно. Кузбаслак (асфальто-битумный лак) в открытой металлической посуде ставим на электроплитку (самая низкая температура), выпариваем таким образом часов 10-12, затем, пока не остыл, помешивая,разбавляем скипидаром до состояния «жидкой сметаны». Лак готов. Процесс называется «замещение». Летучие, эфирные растворители замещаются скипидаром - более простым и удобным растворителем. Фактически выпаренный асфальто-битумный лак - это расплавленная битумная смола высокого качества. И разбавляется она скипидаром, чтобы после остывания лак не затвердел. В дальнейшем перед использованием лак доводится тем же скипидаром до необходимой консистенции.

Помимо вышеупомянутого «чёрного лака» иногда применяю белую автомобильнуюнитроэмаль либо миралкидную эмаль. Автомобильную можно разбавлять растворителем № 646, миралкидную – уайт-спиритом. У всех этих средств есть свои плюсы и минусы. Приимущество белых эмалей в том, что их лучше видно в процессе работы под любым углом к плоскости клинка. Также они после высыхания создают более прочное кислотостойкоепокрытие. Минусы у этих лаков тоже весьма существенны. После высыхания они теряют эластичность, то есть отсутствует возможность подчистить чертилкой неровные края (если вы человек, а не робот – незначительные дрожания в руках всегда есть). Ещё недостаток белых эмалей в том, что после травления их гораздо сложнее смыть с клинка. Поэтому, остановимся пока на «чёрном лаке». Он быстрее застывает, но сохраняет эластичность даже после полного высыхания. И после работы очень легко смывается с поверхности тем же скипидаром.

Кисти использую самые тонкие синтетические. В отличие от натуральных, они более упругие и более стойкие к растворителям. Но и их рекомендую держать в чистоте, а в процессе работы периодически промыватьскипидаром. В завершении работы – ещё и мыльной водой.

Давайте поговорим о переносе рисунка на клинок.

Процарапать будет не так просто, поскольку клинок уже калёный. Можно, конечноиспользовать твердосплавную чертилку, но необходим для этого определённый опыт. И след от чертилки плохо виден. На самом деле всё решается легко. Покрываю клинок белой гуашью, рисую либо копирую с кальки необходимое изображение простым карандашом. Затем, с помощью ватно-марлевого тампона аккуратно покрываю рисунок прозрачным нитролаком в один слой. После того, как лак высох, тонкой иглой процарапываю по карандашному эскизу.

Держать иглу будет гораздо удобнее, если приспособить к ней какую-нибудь рукоятку, по типу авторучки. Нажим на иглу необходимо делать такой, чтобы процарапать лаковый слой до металла.

Чтобы не создавать «грязь» на рабочей поверхности, желательно процарапывать рисунокв одну линию. Если лак правильно подобран, то есть эластичный, то процарапанные линии будут чёткими и без задиров. После этого окунаю беличью кисть в хлорное железо и аккуратно промазываю процарапанный рисунок. Секунд пять достаточно, чтобы эскиз проявился на калёном клинке. Лак смываю растворителем, гуашь водой, обезжириваю, и можно приступать непосредственно к травлению.

Начинаем с первого слоя. Обезжириваем клинок. Попроцарапанному (протравленному) контурузакрашиваем нашэскизчёрным лаком. Даём высохнуть лаку 2-3 часа. Затем аккуратно подчищаем иглойнеровности на краях закрашенного рисунка, если таковые присутствуют.Помещаем клинок в разведёный раствор хлорного железа. Время пребыванияизделия в травильном растворе лучше вычислить экспериментально, поскольку на это влияют много факторов, о которых я позже расскажу.

Из моего опыта: первый слой выдерживаю в хлорном железе приблизительно 40 минут, время травления последующих слоёв сокращаю пошагово на 5-10 минут и т.д. Травлю либо в стеклянной банке, либо в пластиковой трубе с запаянным дном. Травящимся клинком периодически помешиваю раствор. Это помогаетреакции проходитьравномерно и не позволяет хлорному железу оседать на дно.

Когда время, отведённоетравлению данного слоя закончено, промываем клинок в проточной водеи промокаем бумажным полотенцем или газетой, но ни в коем случае нельзя тереть. Когда клинок стал сухой, смываем чёрный лак с поверхности ватой, пропитанной скипидаром. После этого аккуратно зачищаем наш рисунок мелкой наждачкой (Р1500) до визуального проявления рельефа и оттенков серого на фоне. Первый слой готов.

Данный урок научит вас, как перенести рисунок на металл при помощи хлорного железа.


Химическое травление металла – это отличный способ сделать свой нож уникальным. Можете вытравить свое имя, или просто красивый, неповторимый рисунок.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ! При работе с хлорным железом используйте резиновые перчатки, респиратор, защитные очки. Избегайте попадания вещества на слизистые оболочки, кожные покровы, в органы пищеварения и дыхания. Работы проводите в хорошо проветриваемом помещении.

Шаг 1: Что вам потребуется

Необходимые материалы для травления ножа в домашних условиях:

  • Хлорид железа – продается в магазине радиодеталей. Информация о хлориде железа .
  • Пластиковый контейнер.
  • Дистиллированная вода.
  • Трафарет (лак для ногтей, наклейки, винил, изоляционная лента, маркер по металлу).
  • Ацетон.
  • Ватные диски или ватные палочки.
  • Скрепка для бумаг и / или зубочистка.
  • Резиновые перчатки.
  • Наждачная бумага.

Шаг 2: Приготовления

Подготовка к работе – это самый важный момент во всем процессе. Если не подготовиться должным образом, то результаты работы могут вас разочаровать.

  1. Разберите ваш нож. Постарайтесь запомнить, в какой последовательности вы его разбирали, откуда какая деталь. Приберите все эти маленькие винты, шайбы и т. д. в контейнер или на магнит. Если не хотите разбирать нож, тогда надежно изолируйте все части ножа, кроме лезвия, чтобы на них не попало хлорное железо.
  2. Очистите лезвие ацетоном. Ацетон очистит поверхность и подготовит ее к травлению. Постарайтесь не касаться лезвия голыми руками после очистки, т.к. жир с пальцев попортит вам всю картину.

Шаг 3: Создаем шаблон, стойкий к кислоте

Проявите творческий подход!

Придумайте какой-нибудь узор, который в дальнейшем будет красоваться на вашем ноже.

Смысл переноса рисунка на металл заключается в том, чтобы создать защитный к кислоте слой на металле, под которым на металл не будет воздействовать кислота. На участках без защитного слоя, под воздействием кислоты металл потемнеет, а защищенный – останется светлым.

Для защиты можете использовать лак для ногтей, маркер по металлу, винил, наклейки, изоленту и другие трафареты.

Если вы желаете затемнить все лезвие полностью, то вам будет проще: трафарет не понадобится, нужно только защитить рукоятку.

Если же вам нужно сделать только маленький логотип, то необходимо защитить остальную часть лезвия скотчем или лаком для ногтей.

ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ!!!

Если вы хотите протравить складной нож, то нужно будет защитить шарнир, фиксатор и рукоятку, иначе вы просто испортите нож.

Лак для ногтей лучше взять цветной, чтобы его было видно на поверхности.

Шаг 4: Замешиваем кислоту

Наденьте резиновые перчатки.

Для получения необходимой концентрации, нужно смешать хлорное железо с дистиллированной водой в отношении 50/50. Концентрация может быть другой. Почитайте информацию о концентрациях .

Налейте в пластиковый контейнер немного дистиллированной воды и добавьте столько же хлорного железа. Не заполняйте контейнер до верху, ведь вам еще нужно будет погрузить туда ваш клинок.

Добавляйте всегда кислоту в воду, а не наоборот! При смешивании выделяется большое количество тепловой энергии и, если лить воду в кислоту, то вода моментально разогреваясь, разбрызгивается вместе с кислотой во все стороны.

Желательно, чтобы пластиковый контейнер для смеси имел защелкивающуюся крышку.

Обязательно напишите на контейнере: «ЯД! КИСЛОТА!».

НЕ ИСПОЛЬЗУЙТЕ для смеси металлический контейнер, т. к. кислота вступит в реакцию с металлом!

Полученная смесь прослужит вам довольно долго. Конечно, это зависит от того, какие металлы вы травите и какова площадь травления.

Шаг 5: Начинаем травление



Все приготовления для художественного травления металла завершены.

Наденьте резиновые перчатки. Работы проводите только в хорошо проветриваемом помещении. Кислота вызывает химическую реакцию, и выделяет вредные пары. Используйте приточно-вытяжную вентиляцию.

Существует два способа травления.

Кислотная ванна

Опытным путем обнаружено, что недолгие по времени погружения металла в кислоту (10-60 секунд) с последующим быстрым полосканием под краном, дают лучший результат травления. Для погружения лезвия ножа в кислоту воспользуйтесь скрепкой или зубочисткой. Повторите данное действие несколько раз, до получения желаемых результатов.

Желательно делать как можно менее продолжительные погружения, но большее количество раз. Это позволит лучше контролировать процесс травления и сохранит заводскую лазерную маркировку на лезвии (если она имеется).

Примерный порядок травления такой:

  1. 10-60 секунд – погружение в кислотную ванну;
  2. 10 секунд – выдержка на воздухе;
  3. промывка под краном;
  4. 10 секунд – снова выдержка на воздухе;
  5. затем повторите все с п. 1).

Также рекомендуется во время погружения в ванну, двигать лезвие в кислоте. Можете сделать более сложную систему с подачей пузырьков воздуха в ванну (например, использовать аэратор для аквариума), которые будут перемешивать кислоту. Перемешивание позволит более равномерно протравить лезвие.

Не оставляйте лезвие в кислоте более чем на 10 минут, т.к. это может вызвать коррозию металла.

Не прикасайтесь к лезвию руками в течение всего процесса травления, чтобы не оставлять отпечатков пальцев.

Информацию о концентрации можно прочесть .

Целенаправленное травление

Этот способ применяется при нанесении небольшого изображения или травления только одной стороны лезвия ножа.

Убедитесь, что лезвие заклеено изолентой, винилом или лаком. Если плохо приклеить трафарет, то кислота может попасть под него и испортить рисунок.

С помощью ватного тампона или ватной палочки нанесите кислоту на сталь. Придерживайтесь того же времени и чередования операций, что и в способе 1. Водите ватным тампоном, смоченным в растворе, по трафарету, пока сталь не начнет чернеть.

Шаг 6: Искусственное старение, шлифовка и очистка



После процесса травления, нужно провести дальнейшую обработку лезвия.

После травления поверхность лезвия становится матовой. Требуется последующая обработка клинка.

Есть несколько вариантов обработки. Какой из способов выбрать, решать вам.

  • Искусственное старение поверхности придает ей текстурированный вид. Этот способ подойдет для не очень качественно выполненного травления (скрывает неравномерности травления). Во время обработки трафарет остается на лезвии в течении всего процесса.
  • Шлифовка протравленной поверхности. Используйте влажную или сухую наждачную бумагу зернистостью 1500, 2000 или 2500. Можно использовать стальную стружку.

После достижения необходимого результата, удалите шаблон с лезвия с помощью ватных дисков, пропитанных ацетоном. Этим способом вы сможете удалить лак или краску, нанесенные вами на лезвие.

Теперь осталось собрать нож и любоваться плодами своей работы.

Храните кислоту в том же пластиковом контейнере, в котором проводили травление!

Если вы больше не планируете использовать раствор, сдайте его в пункт утилизации опасных отходов или, по крайней мере, нейтрализуйте его пищевой содой. Но, лучше все-же сдать на утилизацию, поскольку в нем содержатся соли металлов, которые могут нанести вред окружающей среде.

Шаг 7: Конечный результат





Прежде чем переходить на клинки стоимостью 500 долларов, начните экспериментировать с дешевыми ножами.

Несколько фактов, которые могут помочь вам в работе:

  1. Концентрация кислоты влияет на качество и скорость травления.
  2. Температура кислоты также влияет на качество и скорость травления.
  3. Различные стали по-разному реагируют на кислоту.
  4. Кислота – опасное вещество, поэтому будьте осторожны при работе с ней.
  5. Капли кислоты оставляют следы на раковине из нержавеющей стали.
  6. Кислота имеет темно-оранжевый цвет и может испачкать одежду, которую потом вы вряд ли отстираете.

Согласитесь, изделия из металла (ножи, клинки, амулеты…) выглядят гораздо красивее, если они украшены узорами, орнаментами. Но как нанести узор на металлическую поверхность? Гравировка? Можно и этим методом, однако есть еще несколько. Один из них носит название - художественное электрохимическое травление металла .
В данной статье вы узнаете, как украсить лезвие ножа. Ниже описан весь процесс от рисования эскиза до процесса травления металла в домашних условиях.

Травление цветных металлов

Стоит отметить, что если ваш контейнер покрыт внутри, травление может испортить его, поэтому придерживайтесь простой нержавеющей стали. Если ваш контейнер не имеет прямых сторон, подобных этому, измерения не будут равномерно распределены. формы, убедитесь, что вы измеряете фактические жидкости перед добавлением каких-либо постоянных меток.

Травление изделия из металла

Устали от того же старого взгляда вашего любимого ножа? Не было бы неплохо добавить вспышку к вашему клинку? Конечно, вы могли бы выгравировать, но это действительно дорого. Вы также можете попробовать свои силы на гравюре, но один ложный ход превратит ваш любимый клинок в мусор. Кислотное травление дает вашему любимому лезвию или многофункциональному инструменту индивидуальный внешний вид без высокой цены и высокой вероятности завинчивания.

Разработка и нанесение рисунка

Эскиз

Сюжетный рисунок, растительный орнамент, логотип или просто фраза – это лишь малый перечень идей рисунка, который будет красиво запечатлен на клинке. Выберите, какой узор вы хотите видеть на клинке и начинайте создание эскиза. Можно нарисовать самостоятельно или попросить профессионалов.

Что вам нужно для начала работы: одна из самых приятных вещей о кислотном травлении - вам не нужно искать по всему Интернету специальные инструменты или материалы, чтобы выполнить свою работу. Стеклянная банка с крышкой. Строка или провод. Нож или мульти-инструмент, который вы собираетесь травить.

Разборка и подготовка. Первое, что вам нужно сделать, это снять ручки с ножа или полностью разобрать мультиинструмент, если это то, что вы будете травить. Вы собираетесь окунать этот нож или мультиинструмент в контейнер с кислотой и кислотой, так что это происходит, чтобы съесть материал, пойти фигурой. То, что вам также нужно сделать, это взять часть средства для снятия лака или вытирать части, которые вы будете травить.

После чего нужно перенести рисунок на клинок. Для этого помещаем клинок в сканер, переносим изображение в программу CorelDraw, где обрисовываем контуры клинка. Далее накладываем подходящий орнамент. Результат следует продублировать в зеркальном отображении и отправить в печать.

Гальваническое травление металла

Это поможет кислой травлению металла равномерно и в конечном итоге даст вам наилучшие результаты . Пришло время рисовать - на мгновение надавите на свое мужественность и используйте защиту, которую предлагает лак для ногтей. Первый шаг - убедиться, что вы нарисовали фактический край лезвия.

Теперь пришло время для вас глубоко выкопать и отпустить этот внутренний Пикассо в вас. Имейте в виду, что кислота изменит цвет обнаженного металла, поэтому везде, где вы наносите краску, останется первоначальный тон лезвия. Небеса - это предел в плане дизайна, который вы придумали для своего лезвия или мультиинструмента. Перед тем, как перейти к следующему этапу, подождите не менее 25 минут для сушки краски. Помните, где бы решение касалось металла, оно изменит цвет. При этом отрегулируйте, насколько глубоко вы вставляете лезвие внутрь и удерживая другой конец паракорд, закройте крышку.

Лакирование клинка и перенос рисунка

Клинок надо покрыть лаком заранее. Можно воспользоваться матовым лаком для пластмассовых моделей-копий. Лак нужно разбавить нитрорасстворителем, чтобы быстрее высох, и нанести аэрографом (можно и кисточкой). Лак используется потому, что в течение суток сохраняет пластичность и не крошится под скраббером.

Это должно закрепить лезвие в правильном положении . Теперь, как долго вы покидаете его, там обсуждается больше, чем у калибра, который обладает большей мощностью. Если у вас нет такого же терпения, как я, вы можете вытащить его через 20 минут. Это становится немного сложнее, если вы вытаскиваете его до 20 минут и обычно приводит к непоследовательной окраске. Вы уже вложили немного времени и денег в это стремление, и спешка не поможет окончательному результату, возьмите полные 25 минут. Удалить и собрать - Теперь, когда вы позволите кислоте выполнять свою работу, пришло время ее вынуть.

Вырезаем эскиз, чтобы было проще подогнать к клинку, «зачерняем» оборотную сторону карандашом, крепим на клинке малярной лентой. После прорисовываем тонкой ручкой орнамент. В итоге получается рисунок на лаке.

После этого вы захотите промыть его проточной водой. Затем идет отход или удаление лака для ногтей, нанесите обильное количество на тряпку и вытереть лак для ногтей. Идите вперед и соберите ручки вашего ножа или лабиринт деталей, которые являются вашим мультиинструментом. Что здорово в этом процессе, вы сделали это сами, и это одноразово.

Надеюсь, вы, ребята, возьмете эту информацию и перейдете к настройке. Итак, что вы будете делать, если у вас есть нож, который хорошо работает, но немного эстетически скучно? Вы можете уйти в отставку и купить новую, или вы могли бы потратить немного времени и научиться настраивать свой существующий нож.

Процарапывание рисунка

Рисунок по поверхности лака процарапываем с помощью скрабберов с различной заточкой. Важно, чтобы металл скраббера не был тверже металла клинка, а то будут царапины.

Особенности рисунка

В нашем примере травится «поле» (это самый сложный вариант, т.к. рисунок процарапать труднее), хотя возможен и более доступный вариант, когда травятся исключительно контуры рисунка.

Будьте осторожны, проветривайте рабочую зону и надевайте защитное снаряжение. Исследования и кислоты, которые вы будете использовать, и любые опасные взаимодействия, которые они могут иметь. Если вы не принимаете эти меры предосторожности и не навредите себе, не обвиняйте нас. Это не исчерпывающее руководство - мы поощряем проведение дополнительных исследований для обеспечения вашей собственной безопасности.

Кислотное травление использует химическую реакцию между раствором кислого травильного раствора и сталью вашего лезвия. Здесь много переменных, таких как тип используемой стали, тип применяемой кислоты и количество времени обработки лезвия. Растительные кислоты могут варьироваться от мощной соляной или серной кислоты до гораздо более слабых кислот - даже бытовой уксус, цитрусовые или горчица могут эффективно использоваться.

Травление металла

Можно воспользоваться переменным трансформатором, к примеру, от игрушечной железной дороги. Он будет адаптером для мини-дрели, которая для тонких работ незаменима. Предельный вольтаж – 12В, чего с лихвой хватает. Термоусадочный кембрик служит изоляцией.
Фланель: Медная/латунная пластинка – приблизительно 100\7 мм.

Раствор для травления

Однако для целей настоящего руководства мы обсудим один из наиболее распространенных растворов для кислотного травления в индустрии ножей: хлорид железа. Опять же, исследуйте свою кислоту и металл заблаговременно, чтобы избежать нежелательных реакций.

Часто слышится в контексте джинсовой ткани и джинсов, качели - это техника, которая работает точно так, как вы себе представляете, - предмет промывается в барабанном или вибрирующем контейнере водой, мылом и абразивным материалом. С тканью это создает более легкий, износостойкий вид. С металлом он может создавать что-либо от мелкозернистого матового покрытия до грубого поцарапанного вида.

Электрохимическое травление металла начинаем с того что кладем ткань на пластинку и все это замачиваем в соляном растворе (не стоит жалеть соли). После начинаем травить – быстрыми касаниями, не следует долго держать, т.к. лак может перегреться.

В гораздо меньших масштабах, вы можете использовать подобную технику в своем собственном гараже. Эти лезвия с нулевой толерант недавно были обмануты и вскоре будут заточены. Конечный результат каменной обработки сильно зависит от интенсивности ударной волны и используемой среды. Чрезвычайно мелкие среды, такие как фрагменты оболочки из песка или орехового ореха, получат ровную матовую отделку - это часто считается полировкой сваливания, а не истинной каменной кладкой.

Процесс травления для других материалов

Дробеструйный или пескоструйная обработка, который запускает эти абразивные материалы из сопла под давлением, также используются для достижения этой легкой отделки. Тем не менее, для этих методов потребуется установка воздушного компрессора и взрывных устройств, которые могут быть дорогими. Итак, мы сосредоточимся на более грубой стороне спектра, поскольку для новичков это проще и дешевле.

Результат

Описанный метод травление металла в домашних условиях хорош тем, что здесь проще проконтролировать процесс, в отличие от травления в сосуде «целиком». Нужно лишь пройтись по рисунку несколько раз (ранее советуем потренироваться на черновых заготовках, чтобы не испортить клинок). Когда у рисунка будет законченный вид, выключайте агрегат и протрите клинок растворителем. Собственно в этом и заключается метод художественного травления металла.

Действия при химической реакции

Тяжелые средства для обработки камней обычно состоят из буквальных камней или керамических изделий, которые производят более грубую потертую внешность. Увеличение интенсивности вибрации или резкости или добавление неравномерных натуральных камней может повысить шероховатость этой отделки.

Итак, что вам нужно для кислотного травления и обмазывания ножом? Другие металлические детали, например ручные шкалы, также могут быть подвергнуты обрушению. Эта ручка была оцарапана, а затем анодирована. Когда у вас есть эти материалы, методы довольно просты. Для того, чтобы получить нужный результат , потребуется тонкая настройка и экспериментирование, поэтому начните с недорогого ножа. Мы также подведем итоги ниже.


ПОИСК ПО САЙТУ

ГРАВИРОВКА МЕТАЛЛА

ПЕРЕВОД РИСУНКОВ ДЛЯ ГРАВИРОВАНИЯ НА МЕТАЛЛИЧЕСКИЕ ПОВЕРХНОСТИ.

Советуем взять рисунок, который желательно перевести, и сделать с него обратный рисунок (через стекло). Затем покрыть металлическую поверхность слабым водным раствором гуммигута (желтая акварельная краска), положить обратный рисунок на высохшую поверхность и прогладить гладким предметом (агатом или просто ногтем большого пальца). Контур, сделанный свинцовым карандашом, отчетливо переносится, и рисунок может быть гравирован иглой и

Разберите свой нож и тщательно очистите и высушите часть, которую собираетесь травить. Даже один отпечаток пальца повлияет на ваше кислотное травление, поэтому будьте осторожны. Применяйте резистентное вещество, такое как лак для ногтей или вазелин, чтобы покрыть любые чувствительные области, а именно точку опоры, стопор и стопорную поверхность. Осторожно удалите нож с помощью проволоки и погрузите его в воду, перемешивая, чтобы промыть. Нанесите пищевую соду для нейтрализации кислоты. Убедитесь, что кислота была полностью нейтрализована и промотана, прежде чем прикасаться к любому предмету, с которым он контактировал. Очистите резистивное вещество от лезвия. Более длительное погружение будет затемняться и удалять больше металла. . Окрашивание можно использовать самостоятельно или применять после кислотного травления для более темного изношенного внешнего вида.

грабштихелем.

ХИМИЧЕСКИЕ СПОСОБЫ ТРАВЛЕНИЯ МЕТАЛЛОВ.

Травлением называется способ воспроизведения с помощью химических средств рисунков, орнаментов, надписей и т.п. на поверхности металлических предметов.

Травление производится двумя способами: можно покрыть веществом, на которое действует протрава, все линии и поверхности рисунка; можно, наоборот, защитить от действия кислот все промежутки, оставляя линии и поверхности рисунка свободными. Если потом покрыть всю поверхность кислотой, то в первом случае рисунок получится слегка рельефным, во втором - рисунок выйдет углубленным.

Настройте свой вибрационный стакан и наполните его частично керамическими камнями или другими материалами. Запустите тумблер столько, сколько необходимо для достижения желаемого результата . Необязательно: вставьте деталь в запечатанный пластиковый кувшин с камнеобразующими средами, водой и мылом. Вручную встряхните или оберните полотенца и поместите в сушилку для одежды на «без нагрева». Это может привести к более грубой или более неровной отделке. Тщательно очистите свой нож, затем смажьте масло, соберите его и заострите - проверьте наши.

  • Добавьте немного воды и небольшое количество мыла для мытья смазки.
  • Вставьте свою металлическую деталь и включите стакан.
Неважно, если это топор, нож, копье, меч или лопата!

Как ни проста, на первый взгляд, операция травления, начинающие часто терпят неудачу, особенно при травлении тонких и сложных рисунков.

Прежде чем наносить предохраняющее покрытие, обрабатываемую поверхность следует тщательно очистить от тонкого налета ржавчины, жира и иной грязи. Приставший к поверхности жир можно удалить промыванием в спирте или бензине, прокаливанием или, наконец, провариванием в растворе соды или едкого натрия.

Просто нет большего чувства, чем настройка вашего клинка и создание его собственного. Возможности бесконечны, все - от добавления покрытия, удаления покрытия, травления, синего, струйной обработки, сгибания, форсирования патины, изменения материала ручек и т.д. Поскольку у него уже есть покрытие, а также окрашенный логотип, будет очень легко изучить травление, как удалить покрытие и нанести патину на сырую сталь.

Прежде всего, давайте соберем некоторые материалы. Пожалуйста, ознакомьтесь с инструкциями и предупреждениями на любом приобретенном вами продукте, чтобы настроить ваши лезвия. Теперь, когда у нас есть все наши материалы, первое, что мы собираемся сделать, это либо уныло, либо обломить его. Затем тщательно очистите лезвие.

Очищенный от грязи и жира предмет погружают в 10%-ный раствор серной кислоты и оставляют в ней до тех пор, пока не исчезнет темный налет ржавчины. После этого обрабатываемую поверхность можно отполировать, если форма предмета позволяет и назначение его не противоречит этой операции. Но подобная предварительная полировка не обязательна.

Первым шагом в процессе настройки будет травление. Затем начал работать внутри линий. Осторожно поцарапайте узор, который вы хотите вытравить в свой клинок. Не забывайте быть очень осторожным при почесывании рисунка, нет необходимости удалять металл, просто удалите краску. Вся краска в логотипе исчезла!

Теперь, когда ваш дизайн поцарапан в покрытии вашего лезвия, обязательно используйте разбавитель для краски, проволочную щетку или наждачную бумагу, чтобы выставить небольшую часть лезвия для электрического соединения. Мое предложение состоит в том, чтобы убедиться, что электрическое соединение находится как можно дальше от моего травления.

До вычищенной поверхности нельзя дотрагиваться голыми пальцами, так как на них всегда есть большее или меньшее количество жирового вещества, а на жир протрава не действует.

Когда протравливаемая поверхность вычищена настолько, что имеет свежий металлический блеск, приступают к нанесению предохранительного покрытия.

Хорошее покрытие можно приготовить следующим образом: расплавляют 1 часть асфальта и 2 части мастики, смесь перемешивают и добавляют к ней 2 части белого воска. По охлаждении этот состав формуют в шарики и конусы, которые завертывают сначала в тряпочку из тонкого плотного полотна, а сверху - в сухую тафту. Состав наносится на поверхность следующим образом: обрабатываемый предмет подогревают и, слабо надавливая на поверхность, водят по ней равномерно массой, завернутой в тафту; при этом состав тает и просачивается сквозь тряпку, покрывая тонким слоем натираемую поверхность. Когда это покрытие затвердеет, его покрывают тонким слоем свинцовых белил, мелко растертых и распущенных в растворе гуммиарабика. Затем при помощи синей бумаги на белую поверхность переводят требуемый рисунок или надпись. Все места, которые требуется вытравить, проскабливают до поверхности металла. Тонкой и острой гравировальной иголкой можно воспроизвести даже тончайшую тушевку рисунка.

Если хотят протравить простую фигуру или надпись, то предохранительное покрытие можно разбавить какой-нибудь жидкостью, например скипидаром, до консистенции густой масляной краски . По такому покрытию можно воспроизвести требуемый рисунок от руки иглой или даже стальным пером.

При нанесении предохранительного покрытия необходимо следить за тем, чтобы металлическая поверхность была совершенно суха, иначе покрытие местами плохо пристанет, а кислота может проникнуть тогда до металла и протравить места, которые должны остаться нетронутыми.

Протравой для медных, латунных, бронзовых и серебряных изделий служит следующая смесь: 3 части насыщенного водного раствора азотнокислой меди и 1 часть насыщенного уксусного раствора нашатыря.

Протравливаемый предмет опускают в глиняную глазированную кюветку (ванночку), в которую наливают соответствующий растворитель. Если обрабатываемая поверхность плоская, то можно установить ее в горизонтальном положении, вылепить по краям бортик из воска толщиной в палец и в полученную таким образом плоскую кюветку налить соответствующую кислоту. Когда травление считают оконченным, предмет прополаскивают в чистой воде , а предохранительное покрытие удаляют нагреванием или смывают его скипидаром.

Если в углублениях останется некоторое количество протравки, то со временем она разъест металлическую поверхность местами глубже, чем требуется. Во избежание этого промытый предмет кладут на несколько минут в известковую воду, которая нейтрализует остаток кислоты.

ГАЛЬВАНИЧЕСКИЙ СПОСОБ ТРАВЛЕНИЯ МЕТАЛЛОВ.

Кроме вышеописанного травления металлов химическим путем, существует еще один способ травления с помощью гальванической батареи. Этот способ имеет много преимуществ перед химическим. Сама операция травления гальваническим способом происходит гораздо быстрее, а контуры вытравленного рисунка получаются более резкими и отчетливыми.

В cостав протравы не входят едкие кислоты, вследствие чего не образуется вредных для здоровья газов.

Если рассмотреть через лупу рисунок, вытравленный химическим способом , то окажется, что края отдельных углубленных линий неровны и что, чем глубже линия, тем она шире протравлена. При гальваническом способе травления края отдельных линий получаются совершенно гладкими, а стенки углублений вертикальными.

Описанный выше способ предварительной обработки предмета применяется и при гальваническом травлении. Обработанный предмет, служащий анодом, подвешивают в ванну, содержащую протраву, на проволоке, которая припаивается оловянным припоем к непокрытому месту; место спайки покрывается лаком. Другой конец проволоки соединен с пластинкой того же металла, служащей катодом. В качестве протравы для стали и железа употребляется железный купорос или раствор нашатыря; для меди, латуни и бронзы - раствор медного купороса ; для цинка - цинковый купорос или раствор окиси хлористого цинка.

Если разные части рисунка требуется протравить до различной глубины, то через некоторый промежуток времени предмет вынимают из ванны, споласкивают те места, которые не требуется вытравлять глубже, и наносят на них предохранительное покрытие, а затем снова подвешивают предмет в ванну и продолжают травление.

СОСТАВЫ ДЛЯ ТРАВЛЕНИЯ:

меди: 1 часть спирта, 1 часть хромовой кислоты, 10 частей воды.

алюминия: 1 часть спирта, 1,5 части уксусной кислоты , 1 часть хлористой сурьмы (сурьмяного масла), 10 частей воды.

свинца: 8 частей спирта, 5 частей двухлористого олова, 80 частей воды.

ШТЕМПЕЛЕВАНИЕ ЖЕЛЕЗА И СТАЛИ.

Для штемпелевания стальных изделий (инструментов и т.п.) пользуются обычно едкими кислотами, что, однако, представляет много неудобств, не говоря уже о том, что и сама метка получается не совсем изящной.

Следующий способ во всех отношениях заслуживает предпочтения. Прежде всего готовят раствор в 400 г воды поваренной соли (86 г), медного купороса (86 г), цинкового купороса (24 г) и обыкновенных квасцов (12 г). Затем берут кусок простого мыла, смачивают его водой и натирают им то место стального предмета, на котором хотят сделать метку.

При этом обращают внимание на то, чтобы натираемое место покрывалось ровным и не очень толстым слоем мыла; после этого каким-нибудь острым предметом - шилом, гвоздем или кончиком ножа - выскабливают на мыльном слое требуемую метку так, чтобы отчетливо обнажилась поверхность металла. Теперь остается только заполнить полученное в мыльном слое углубление несколькими каплями вышеуказанного раствора и оставить в таком виде предмет на несколько минут. Если затем смыть слой мыла водой и протереть насухо предмет, то на его стальной поверхности ясно выступит красивая метка цвета меди.

Для вытравливания надписей на железных или стальных изделиях применяют по большей части разведенную азотную кислоту (15-20%-ную); Для нанесения кислоты на металлический предмет служит резиновый штемпель, но только изготовленный из гораздо более твердой резины, чем обыкновенные штемпеля для красок, что достигается более продолжительным процессом вулканизации.

Для того чтобы получить отчетливое травление буквы, штемпеля должны быть возможно более ясными и тонкими. Вместо подушки применяют кусок стекла, на который кладут кусок полотна. На последний наливают столько кислоты, чтобы он целиком пропитался, и к нему плотно прижимают штемпель. После этого слегка прикладывают штемпель к металлу, подлежащему травлению, и оставляют предмет на продолжительное время, а затем протирают керосином, а для предупреждения образования ржавчины - костяным маслом.

ШТЕМПЕЛЕВАНИЕ ЛАТУНИ.

Для нанесения на гладкой латунной поверхности прочных надписей непригодны обычно применяемые краски для штемпелей. Для этой цели необходимы так называемые "протравы", которые предварительно наносят либо на стеклянную пластинку, либо прямо на чистую подушку для штемпелей. Собственно штемпелевание можно производить обыкновенными резиновыми штемпелями.

"Протравы" состоят из раствора хлористой соли какого-либо металла; например, смесь из равных частей хлористой меди и хлористого висмута дает хороший отпечаток. Для этой цели в фарфоровой ступке стирают вместе обе соли, причем разводят растворенной соляной кислотой и сохраняют в плотно закупоренной склянке

Можно также стереть вместе I часть сулемы с 2 частями хлористой сурьмы, добавив к смеси немного соляной кислоты, и в результате получится жидкость, пригодная для штемпелевания.