Типы речи презентация к уроку по русскому языку на тему. Типы речи тип речи, который обычно состоит из трех частей

Презентация на тему "Типы речи" по русскому языку в формате powerpoint. Цель данной презентации школьников для 9 класса научить различать тексты каждого типа речи: описания, повествования, рассуждения. Авто презентации: Кузнецова Татьяна Николаевна, учитель русского языка и литературы.

Фрагменты из презентации

Описание

  • Описание - это тип речи, при помощи которого изображается какое-либо явление действительности путем перечисления его постоянных или одновременно присутствующих признаков или действий (содержание описания можно передать на одном кадре фотоаппарата).
  • Описание - это мир в покое (одна фотография) Описание помогает увидеть предмет, представить его в сознании.
  • В описании больше всего используются слова, обозначающие качества, свойства предметов (существительные, прилагательные, наречия).
  • Глаголы чаще употребляются в форме несовершенного вида прошедшего времени, а для особой наглядности, изобразительности описания - и в форме настоящего времени.

  • Широко используются синонимы - определения (согласованные и несогласованные) и назывные предложения.
Примеры

Небо было ясное, чистое, нежно-голубого цвета. Легкие белые облака, освещенные с одной стороны розовым блеском, лениво плыли в прозрачной тишине. Восток алел и пламенел, отливая в иных местах перламутром и серебром. Из-за горизонта, точно гигантские растопыренные пальцы, тянулись вверх по небу золотые полосы от лучей еще не взошедшего солнца. (А. И. Куприн).

Повествование

  • Повествование - это тип речи, при помощи которого рассказывается о каких-либо событиях в их временной последовательности; сообщается о последовательно сменяющих друг друга действиях или событиях (содержание повествования можно передать лишь на нескольких кадрах фотоаппарата).
  • Повествование - это мир в движении (один кадр сменяет другой. Повествование помогает наглядно представить действия, движения людей и явлений во времени и пространстве.
  • В текстах повествовательного типа особая роль принадлежит глаголам, особенно в форме прошедшего времени несовершенного вида (приехал, увидел, разработал и т. д.).
Пример

И вдруг... случилось что-то необъяснимое, почти сверхъестественное. Мышастый дог внезапно грохнулся на спину, и какая-то невидимая сила повлекла его с тротуара. Вслед за этим та же невидимая сила плотно охватила горло изумленного Джека... Джек уперся передними ногами и яростно замотал головой. Но незримое «что-то» так стиснуло его шею, что коричневый пойнтер лишился сознания. (А. И. Куприн)

Рассуждение

  • Рассуждение - это тип речи, при помощи которого доказывается или объясняется какое-либо положение, мысль; говорится о причинах и следствиях событий и явлений, оценках и чувствах (о том, что нельзя сфотографировать).
  • Рассуждение - это мысли о мире, а не сам мир Рассуждение помогает автору сделать мысль более ясной и четкой, а позицию - более убедительной.
  • В текстах-рассуждениях особая роль принадлежит вводным словам, указывающим на связь мыслей, последовательность изложения (во-первых, во-вторых, итак, таким образом, следовательно, с одной стороны, с другой стороны), а также подчинительным союзам со значением причины, следствия, уступки (для того чтобы, вследствие того чтобы, так как, хотя, несмотря на то что и т. д.).

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Типы речи Урок развития речи

Звезды меркнут и гаснут. В огне облака. Белый пар по лугам расстилается. По зеркальной воде, по кудрям лозняка От зари алый свет разливается. Дремлет чуткий камыш. Тишь - безлюдье вокруг. Чуть приметна тропинка росистая. Куст заденешь плечом - на лицо тебе вдруг С листьев брызнет роса серебристая... (И.Никитин)

Облака, Облака – Кучерявые бока, Облака кудрявые, Целые, Дырявые, Легкие, Воздушные, Ветерку послушные. (С. Михалков)

Облака, облака. Пышные, белые, Расскажите, облака, Из чего вас сделали? Может, вас, облака, Делали из молока? Может быть, из мела? Может быть, из ваты? Может быть, из белой Из бумаги мятой? - Никогда, никогда, Отвечали облака, -Никогда не делали Нас из молока, Никогда из мела, Никогда из ваты, Никогда из белой Из бумаги мятой. Мы - дождевые, Мы - снеговые. Если летом мы плывем, Мы с собой грозу несем, Если мы плывем зимою, Мы пургу несем с собою. Вот какие мы! (И.Мазнин)

Драчуны Плыло по небу большое мохнатое облако. Плыло гордо, неторопливо. И встретилось с другим облаком.

Эй ты, прочь с дороги! - закричало первое облако. - Это ты убирайся! - рассердилось второе. - Ах, ты так! Ну, погоди же! - И первое облако толкнуло второе в бок. - Ты еще и драться лезешь! - рассвирепело второе облако и почернело от злости.

Получилось не облако, а туча. Первое тоже потемнело, нахмурилось, в тучу превратилось.

Сшиблись великаны лбами, да так, что искры посыпались.

Люди внизу задирали головы и говорили: - Вот это молния! Ай да гром! Сейчас гроза будет. И верно: вслед за искрами у разозленных толстяков из глаз слезы полились.

Какие облака? Почему облака пышные, белые? Что произошло с облаками?

Облака, Облака – Кучерявые бока, Облака кудрявые, Целые, Дырявые, Легкие, Воздушные, Ветерку послушные. (С. Михалков) Какие? Тип текста – описание.

Облака, облака. Пышные, белые, Расскажите, облака, Из чего вас сделали? Может, вас, облака, Делали из молока? Может быть, из мела? Может быть, из ваты? Может быть, из белой Из бумаги мятой? - Никогда, никогда, Отвечали облака, -Никогда не делали Нас из молока, Никогда из мела, Никогда из ваты, Никогда из белой Из бумаги мятой. Мы - дождевые, Мы - снеговые. Если летом мы плывем, Мы с собой грозу несем, Если мы плывем зимою, Мы пургу несем с собою. Вот какие мы! (И.Мазнин) Почему? Тип текста – рассуждение.

Драчуны Плыло по небу большое мохнатое облако. Плыло гордо, неторопливо. И встретилось с другим облаком. -Эй ты, прочь с дороги! - закричало первое облако. -Это ты убирайся! - рассердилось второе. -Ах, ты так! Ну, погоди же! - И первое облако толкнуло второе в бок. -Ты еще и драться лезешь! - рассвирепело второе облако и почернело от злости. Получилось не облако, а туча. Первое тоже потемнело, нахмурилось, в тучу превратилось. Сшиблись великаны лбами, да так, что искры посыпались. Люди внизу задирали головы и говорили: -Вот это молния! Ай да гром! Сейчас гроза будет. И верно: вслед за искрами у разозленных толстяков из глаз слезы полились. (И. Яковлева) Что произошло с облаками? Тип текста - повествование.

Что произошло? Несколько рисунков-фотографий; глаголы повествование П О Какой? Один рисунок-фотография; прилагательные Р Почему? Нет рисунка-фотографии; наречия описание рассуждение

Определите тип речи У меня есть младший брат. Зовут его Толя. У него густые золотисто-оранжевые волосы, жесткие, как щетка, и вьющиеся; большие голубые глаза, курносый нос, пухлые губы и алые щеки... Вышли мы с братом однажды погулять. Вдруг навстречу мне школьные друзья. Они позвали меня кататься на лыжах. Я согласился... У меня есть младший брат. Я очень привязан к нему. И вот почему...

Задание на дом: Используя разные типы речи, подготовьте сообщение о своей любимой книге.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к уроку "Рассуждение как тип речи"

Презентация к уроку развития речи в 5 классе по теме "Рассуждение как тип речи", урок составлен по программе и учебнику С.И.Львовой....

Речь. Типы речи. Стили речи



Приветствие: Добрый день

Прощание: До встречи!

Просьба: Будьте добры.

Сожаление: Извините.

Благодарность: Спасибо.

В ответ на слова благодарности: Не за что.


Ход урока

К АКИЕ БЫВАЮТ ТИПЫ РЕЧИ? * ПОВЕСТВОВАНИЕ * ОПИСАНИЕ * РАССУЖДЕНИЕ


Повествование тип речи, в котором описываются (рассказываются) события в определенной последовательности. ( что произошло?)


Плохо. Собака яростно лаяла, припадая на передние лапы. Прямо перед ней, прижавшись к забору, сидел маленький, взъерошенный котенок. Он широко раскрывал рот и жалобно мяукал. Неподалеку стояли два мальчика и ждали, что будет. В окно выглянула женщина и поспешно выбежала на крыльцо. Она отогнала собаку и сердито крикнула мальчикам: - Как вам не стыдно? - А что стыдно? Мы ничего не делали! – удивились мальчики. - Вот это и плохо! – гневно ответила женщина. (В. Осеева.)


План текста .

  • Женщина отогнала собаку.
  • «Как вам не стыдно!»
  • Котенок жалобно мяукал.
  • Мальчики стояли рядом и «ничего не делали».
  • «Собака яростно лаяла».

Словарная работа:

Взъерошиться – беспорядочно торчать в разные стороны.

Жалобно – выражая скорбь, тоску, обиду.

Яростно – гневно, неукротимо, не сдерживаясь .


Описание -

это такой тип речи, в котором описываются предметы, явления, животные, люди и т.п.

(какой? какая? какое? какие?)


Как описать предмет?

Матрешка в шали пышного алого цвета стояла на письменном столе. Она была густо покрыта лаком и блестела, как стеклянная.

В ней было скрыто ещё пять матрёшек в разноцветных шалях: зеленой, желтой, синей, фиолетовой и, наконец, самая маленькая матрёшка, величиной с напёрсток, в шали из сусального золота.

Деревенский мастер наградил матрёшек чисто русской красотой – соболиными бровями и рдеющим, как угли, румянцем.

К. Паустовский.


Рассуждение -

умозаключение, ряд мыслей, изложенных в логической последовательности,

тип речи, который обычно состоит из трех частей:

  • тезис (то, что нужно доказать);
  • доказательства (или аргументы, доводы, объяснения);
  • вывод. Почему?

Предложения и слова, при помощи которых связываются части рассуждения:

  • Докажем это.
  • Это можно доказать так (следующим образом).
  • Почему? И вот почему,
  • Обобщим все сказанное.
  • Таким образом, …
  • Это объясняется следующим.
  • Следовательно, ….

Учтите: части рассуждения могут связываться и без специальных слов, а только по смыслу и интонации.


В чём заключается счастье?

Он окружен множеством умных, добрых друзей. Друзья это – книги.


Закрепление темы:

Задание: определите тип речи данных текстов.

1. На столе лежало яблоко. Оно было большое, ароматное. С одного бока желтоватое, а с другого – румяное. Это был новый сорт, который вывели в нашем селе.

2. Книги Юрия Коваля мы давно знаем и любим. Любим потому, что они пронизаны добротой к людям, ко всему живому. Любим потому, что они написаны точным, образным и весёлым языком.

3. Я искал и добрался однажды до Воробьиного озера. Не слишком большое, но и не маленькое, лежало оно среди еловых лесов, а прямо посередине рассекали его воды три острова, похожие на узконосые корабли.

4. В один прекрасный день мы пошли с лопатами к местам, где были заброшенные родники, и закипела работа. Очистили родники, установили срубы, поставили шесты, сделали скамейки – отдохни, путник, напейся родниковой воды.


Развитие речи

Задание: опишите предмет (по выбору). Учащиеся работают в черновиках.



Цели урока: познакомить учащихся с основными типами речи; познакомить учащихся с основными типами речи; совершенствовать умение строить рассказ, выделяя его основные части; совершенствовать умение строить рассказ, выделяя его основные части; развивать речь учащихся, обучая их строить тексты различных типов речи. развивать речь учащихся, обучая их строить тексты различных типов речи.


На чёрной воде плавала громадная птица. Оперение ее переливалось лимонным и розовым цветом. Заросшая курчавым пухом голова была маленькая, величиною с яйцо. Огромный клюв с кожаным красным мешком как будто был приклеен к ней. (По К. Паустовскому) Пеликан поспешно вылез на берег и приковылял к нашему привалу. Тут он увидел рыбу, разинув клюв, щелкнул им с деревянным стуком, крикнул «уэк» и начал отчаянно быть крыльями и притоптывать утиной лапой. (По К. Паустовскому) Пеликаны не могут нырять. Это связано с особым строением костей и с наличием подкожных воздушных мешков. КТО ЭТО? КАКОЙ ОН? ЧТО СДЕЛАЛ ПЕЛИКАН? ПОЧЕМУ ПЕЛИКАНЫ НЕ МОГУТ НЫРЯТЬ?


ПРЕДСТАВЬТЕ СЕБЕ, ЧТО ВАМ НАДО РАССКАЗАТЬ О ПЕЛИКАНАХ НЕ СЛОВАМИ, А С ПОМОЩЬЮ ФОТОАППАРАТА. Содержание какого рассказа вы смогли бы отразить на одном снимке? Почему? В каком случае вам придется сделать несколько снимков? Почему? Содержание какого высказывания вам вообще не удастся сфотографировать? Почему? Какой из текстов о пеликане является описанием, какой – повествованием, какой – рассуждением? ВОПРОСЫ К ТЕКСТАМ ТЕКСТЫ


ОПИСАНИЕ – ЭТО ТАКОЙ ТИП РЕЧИ, В КОТОРОМ ОПИСЫВАЮТСЯ ПРЕДМЕТЫ, ЯВЛЕНИЯ, ЖИВОТНЫЕ, ЛЮДИ И Т.П. (КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ?) СТРОЕНИЕ ТЕКСТА ТИПА ОПИСАНИЯ ПРЕДМЕТА СТРОЕНИЕ ТЕКСТА ТИПА ОПИСАНИЯ ПРЕДМЕТА КУСОЧЕК БЕРЁЗЫ КАЗАЛСЯ ЖИВЫМ. ПЛАСТИНКА БЫЛА ТОНКАЯ, СВЕТЛО- ЖЁЛТАЯ, С КАКИМИ-ТО НЕПОНЯТНЫМИ УЗОРАМИ. ВРОДЕ БЫ ВОЛНЫ БЕГУТ, ОДНА ЗА ОДНОЙ, ОДНА ЗА ОДНОЙ, СТАЛКИВАЮТСЯ, СВЕТЛО-СОЛНЕЧНО РАСПЛЁСКИВАЮТСЯ И ОПЯТЬ ГЛЫБЯТСЯ. А СВЕТИТСЯ ДЕРЕВО МЯГКО, ЯНТАРНО, АТЛАСНО. ИЗ ГЛУБИНЫ ГОДОВЫХ КОЛЕЦ ТЕПЛИТСЯ ЭТОТ СВЕТ. (ПО В. БОЧАРНИКОВУ) ЖИВЫМ ТОНКАЯСВЕТЛО- ЖЁЛТАЯ УЗОРАМИВОЛНЫ СВЕТЛО-СОЛНЕЧНО МЯГКОЯНТАРНО АТЛАСНО общее представление описание деталей впечатление


ПОВЕСТВОВАНИЕ – ТИП РЕЧИ, В КОТОРОМ ОПИСЫВАЮТСЯ (РАССКАЗЫВАЮТСЯ) СОБЫТИЯ В ОПРЕДЕЛЕННОЙ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ. (ЧТО ПОИЗОШЛО?) СТРОЕНИЕ ТЕКСТА ТИПА ПОВЕСТВОВАНИЯ СТРОЕНИЕ ТЕКСТА ТИПА ПОВЕСТВОВАНИЯ ЗАТЕМ, ПОТОМ, ПОСЛЕ ЭТОГО, НЕМНОГО ПОГОДЯ, ПОЗЖЕ, ЧЕРЕЗ НЕКОТРОЕ ВРЕМЯ, ПОЗДНЕЕ, ДАЛЬШЕ, ТУТ, ТОГДА, НАКОНЕЦ. Я ЗАПОМНИЛ ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ, КОГДА МНЕ ИСПОЛНИЛОСЬ ДЕСЯТЬ ЛЕТ. КО МНЕ ПРИШЛИ МОИ ДРУЗЬЯ.... Я УГОСТИЛ РЕБЯТ ЧАЕМ С КОНФЕТАМИ И ПИРОЖНЫМИ.... ПОКАЗАЛ ТОВАРИЩАМ СВОИ ИГРУШКИ: ХОККЕЙ, ФУТБОЛ, ЖЕЛЕЗНУЮ ДОРОГУ, ОХОТУ.... МЫ ПРОВЕЛИ ВИКТОРИНУ.... СМОТРЕЛИ ТЕЛЕВИЗИОННЫЕ ПЕРЕДАЧИ «КЛУБ ПУТЕШЕСТВЕННИКОВ» И «В МИРЕ ЖИВОТНЫХ».... ВСЕ РАЗОШЛИСЬ ПО ДОМАМ. СНАЧАЛА ПОТОМ НЕМНОГО ПОГОДЯ ПОСЛЕ ЭТОГО НАКОНЕЦ


РАССУЖДЕНИЕ – УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ, РЯД МЫСЛЕЙ, ИЗЛОЖЕННЫХ В ЛОГИЧЕСКОЙ ПОЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ. СТРОЕНИЕ ТЕКСТА ТИПА РАССУЖДЕНИЯ СТРОЕНИЕ ТЕКСТА ТИПА РАССУЖДЕНИЯ ПОЧЕМУ? ПОТОМУ ЧТО ОБОСНОВАНИЕ: АРГУМЕНТЫ 2 ПРИМЕРЫ 3 ЧТО ИЗ ЭТОГО СЛЕДУЕТ? ПОЭТОМУ ВЫВОД4 ТЕЗИС 1 НЕКОТОРЫЕ СКАЗКИ НАЗЫВАЮТСЯ ВОЛШЕБНЫМИ, ТАК КАК В НИХ РАССКАЗЫВАЕТСЯ О НЕОБЫКНОВЕННЫХ ПРИКЛЮЧЕНИЯХ ПОДВИГАХ ГЕРОЕВ – СМЕЛЫХ, НАХОДЧИВЫХ И ДОБРЫХ ЛЮДЕЙ. ОНИ ПОДНИМАЮТСЯ ВЫШЕ ТУЧ, ПОПАДАЮТ В ПОДЗЕМНОЕ ЦАРСТВО, ДОСТАЮТ МЁРТВУЮ И ЖИВУЮ ВОДУ. ИМ ПОМОГАЮТ КОВРЫ- САМОЛЁТЫ, СКАТЕРТИ-САМОБРАНКИ, ГОВОРЯЩИЕ ЖИВОТНЫЕ И РАСТЕНИЯ. ПОЭТОМУ ГЕРОИ ВОЛШЕБНЫХ СКАЗОК ВСЕГДА ПОБЕЖДАЮТ.


Обратите внимание! В тексте соединяются разные типы речи. Соединение типов речи должно быть оправданным: должно определяться замыслом автора, основной мыслью высказывания. В ЫХОЖУ НА ПОЛЯНКУ И ВДРУГ ВИЖУ ВОЗЛЕ СТАРОЙ, ДАВНО НЕ ЕЗЖЕННОЙ ДОРОГИ СРАЗУ ДВА БЕЛЫХ ГРИБА. ДА КАКИХ ЕЩЕ! ШЛЯПКА У КАЖДОГО ЧУТЬ МЕНЬШЕ МОЕГО КАРТУЗА. СРЕЗАЛ ИХ НОЖИЧКОМ. НОЖКИ ТОЛСТЫЕ, КРЕПКИЕ. Н А ВСЯКИЙ СЛУЧАЙ ЕЩЁ РАЗОК ОГЛЯДЕЛСЯ ПО СТОРОНАМ, ОГЛЯДЕЛСЯ – И ОБМЕР: ЕЩЕ ДВА ПОЧТИ РЯДОМ С МОИМИ РАСТУТ, А НЕМНОГО ПОДАЛЬШЕ – ЕЩЁ ОДИН. И ВСЕ КАК НА ПОДБОР. П ОСЛЕ ТАКОЙ УДАЧИ Я УЖ ВСЮ ЭТУ ПОЛЯНКУ ПОЛЗКОМ ОБЛАЗИЛ. НО БОЛЬШЕ НИ ОДНОГО НЕ НАШЁЛ. (Г. СКРЕБИЦКИЙ) Какие типы речи соединяются в тексте? С какой целью автор вводит в текст одновременно повествование и описание? Какие слова помогают нам отнести части текста к повествованию и описанию? ВОПРОСЫ!




ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ! НАПИШИТЕ СОЧИНЕНИЕ-ОПИСАНИЕ ПО ОДНОЙ ИЗ ВАШИХ ЛЮБИМЫХ ФОТОГРАФИЙ НАПИШИТЕ СОЧИНЕНИЕ-ОПИСАНИЕ ПО ОДНОЙ ИЗ ВАШИХ ЛЮБИМЫХ ФОТОГРАФИЙ НАПИШИТЕ СОЧИНЕНИЕ- ПОВЕСТВОВАНИЕ НА ТЕМУ «НЕОБЫКНОВЕННОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ» НАПИШИТЕ СОЧИНЕНИЕ- ПОВЕСТВОВАНИЕ НА ТЕМУ «НЕОБЫКНОВЕННОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ» НАПИШИТЕ СОЧИНЕНИЕ-РАССУЖДЕНИЕ НА СВОБОДНУЮ ТЕМУ НАПИШИТЕ СОЧИНЕНИЕ-РАССУЖДЕНИЕ НА СВОБОДНУЮ ТЕМУ НА ВЫБОР: