Обучающие структуры сингапурской методики в начальной школе. Сингапурская методика обучения

Применение на уроках обучающих структур сингапурской методики обучения

Хурматуллина Ландыш Ильгизовна

учитель начальных классов

МБОУ «СОШ №28»

г. Нижнекамск РТ

В этом году педагогам школ было предложено обучиться и начать вводить элементы сингапурской методики обучения на своих уроках. Данная работа осуществляется на основе внедрения программы профессионального развития «Преобразование обучения для XXI века» и направлена на выявление наиболее эффективных методик и образовательных технологий.

Изменилось общество, изменились дети, их потребности, интересы, ценности. Все это требует обновления системы образования, которое обозначено в новом стандарте. Сегодня, наверно, все учителя знакомы с нормативными положениями ФГОС, но как достичь обозначенного результата – проблема для учителя. Новый стандарт и примерная программа основное внимание обращают на усиление деятельностного подхода в обучении. Многим учителям предстоит серьезная перестройка в своей . Приходить в класс учителю теперь надо не для сообщения нового содержания, а с целью организации познавательной деятельности школьников по самостоятельному добыванию новых для них знаний. Только при таком подходе можно решить задачу формирования у школьников универсальных учебных действий и добиться личностных, метапредметных и предметных результатов обучения.

В соответствии с новым стандартом учащиеся по окончании начальной школы должны владеть не только предметными, но личностными и метапредметными умениями.

Начиная с 2014-2015 учебного года работаю над реализацией совместного проекта МО и НРТ с Сангапурской компанией Educare International Consultancy «Совершенствование качества преподавания в Республике Татарстан» с использованием обучающих структур Сингапурского метода обучения, целью которого является переход от пассивных учеников к заинтересованным обучающимся XXI века. Применение обучающих структур даёт большие возможности для организации эффективной учебной деятельности, на основе которых лежит групповая форма работы, работа в парах. В течение двух дней мы, учителя, изучали построение урока в соответствии с требованиями времени, активные структуры, способствующие еще более эффективному освоению учебной программы учащимися.

На время тренингов мы перевоплощались в учеников. Мы были не только слушателями, но и их активными участниками. Задания выполнялись в группах, и в парах. В форме тренингов и игр нам давали знания и навыки, позволяющие учить детей мыслить, высказывать своё мнение, постоянно быть активными. Главная особенность обучающих структур в том, что на уроке с их использованием не удастся отсидеться никому, каждого школьника спросят и каждого оценят. Центром класса будет являться ученик, а не учитель. Активные структуры призваны развивать в учащихся множество личностных качеств, которые должны помочь им во взрослой жизни.

Ученики сидят в командах по 4 и партнёры А и Б готовы к обсуждению с партёром по плечу и партнёром по лицу. Столы пронумерованы. Учитель может наблюдать за каждым учеником, передвигаться по классу и прослушивать обсуждение в командах. Существуют обучающие структуры для развития коммуникации и сотрудничества, критического и креативного мышления. У каждой структуры своё название. Например, структура Клок Баддис –увлекательный и быстрый способ создания пар для уроков кооперативного обучения. Отличный способ распределения учеников по парам, позволяющий им всегда работать с разными учениками. Детям раздаются нарисованные часы с пустыми пунктами для 5-12 «встреч» (в качестве шаблона можно использовать компас – стороны света, фигуры, гласные). Ученики записывают имена других учеников в пустые пункты напротив каждого часа, а также на это же время их имя будет записано в соответствующий пункт на листочке партнёров. Ученики передвигаются по классу на протяжении 2-5 минут и записывают одноклассников каждый час.

Если к концу выделенного времени остались ученики с незаполненными полями, найти пару всем классом. Если нет доступных партнёров, то ученик присоединяется к одной из пар. Сам процесс: ученики заполняют шаблон Клок Баддис. Прошу встретиться со своим партнёром, например в 12ч и задаю вопрос. Ученики обмениваются ответами, стоя и используя структуры для парной работы. Учитель вслушивается в дискуссии, чтобы понять чему ученики обучаются и что им непонятно.

Следующие структуры Таймд-Пэа-Шэа, Раунд Робин.

Эти структуры улучшают процесс обучения, создавая возможность для чёткого формулирования идей и ответов учеников посредством общения со своими одноклассниками. Всем ученикам дано одинаковое количество времени для выражения своих мыслей, развития навыков активного слушания и возможности обучения друг у друга.

Таймд-Пэа-Шэа – это эффективный метод устного обмена ответами мнениями на заданный учителем вопрос в парах. Ученики по очереди представляют свой ответ партнёру в течение определённого времени. В структуре Раунд Робин, ученики по очереди делятся устными ответами с членами своей команды. Учитель может выделить определённое количество времени на каждый ответ. Процесс: учитель задаёт вопрос, проблему, которая подразумевает развёрнутый ответ, даёт время на размышление и выделяет определённое количество времени на каждого ученика для обсуждения (определяется учителем в зависимости от сложности вопроса). В парах ученик А делится своим ответом. Ученик Б активно слушает. Если ученик А заканчивает до окончания заданного времени, ученик Б задаёт вопросы, чтобы ученик А продолжал отвечать. По истечению времени Ученик Б положительно комментирует ответ Ученика А. Ученики меняются ролями. В структуре Раунд Робин учитель задёт вопрос, проблему, которая подразумевает наличие нескольких ответов или решений и даёт время на размышление. Ученик объявляет номер ученика, который начинает делиться ответом первым. Ученики по очереди делятся своими ответами.

Конэрс – это сплочающее занятие, которое помогает ученикам узнать друг друга лучше и учит учеников с уважением относиться к различиям в их мнениях. Эта структура способствует чёткому выражению своего мнения. Процесс: учитель объявляет углы с одним из предложенных ответов в каждом. Обычно используется 4 угла, но может быть два и более, если того требует задание. Ученики молча думают, чтобы определиться в их выборе и написать его на листочке. Ученики расходятся по углам, в соответствии с выбранным ответом. В углах ученики находят пару или образуют группу из 4–х человек, чтобы обсудить почему они выбрали именно этот ответ, используя структуры Таймд-Пэа-Шэа или Раунд Роббин. Ученики учатся слушать своих товарищей, выражать своё собственное мнение и терпеливо ждать, проявлять уважение к мнению других учеников

Джон Тотс – обучающая структура, может использована для мозгового шторма или повторения пройденного материала. При выполнении данной структуры, задачей учеников становится заполнение центра стола листочками с разными идеями по изучаемой теме. Джон Тотс способствует развитию навыков активного слушания и вовлечения учеников в совместную работу, обучаясь и расширяя свои знания, опираясь на знания других. Процесс: у каждого ученика должны быть листочки бумаги (количество определяет учитель). Учитель называет тему и устанавливает количество времени на выполнение. Он даёт время на размышление перед выполнением. Ученики называют идею вслух, записывают её на листочке и кладут на центр стола словом вверх. Когда время на размышление заканчивается, ученики начинают генерировать максимальное количество идей, заполняя центр стола листочками. На одном листочке бумаги должна быть записана только одна идея или фраза. Ученики не должны класть листочки друг на друга. Когда отведённое время заканчивается, команда просматривает записанные идеи вместе. Идеи, сгенерированные при помощи структуры Джон Тотс могут быть использованы при составлении предложений, математических уравнений и т.д. Учитель также может попросить учеников зарисовать картинки для дальнейшего написания рассказа и т.д.

Тик-Тэу-Тоу-цель этой структуры вовлечение учащихся в применение креативного мышления для выявления или создания связей между изучаемыми понятиями, фразами, формулами и т.д. вместо бездумного заучивания определений. Эта обучающая структура также способствует развитию навыков ведения диалогов и дебатов. Процесс: учитель раздаёт каждому ученику или команде набор карточек со словами или важными понятиями и т.д. Ученики пронумеровывают карточки от1 до 9. Ученик №2 смешивает карты и раскладывает их на столе по схеме 3 на 3. Ученики самостоятельно записывают предложения, используя 3 слова по вертикали, горизонтали или диагонали. Когда время заканчивается, ученики обмениваются предложениями с членами своей команды.

Стё зе Класс (в переводе с англ. означает «перемешать класс») – замечательная структура, которая помогает ученикам сконцентрировать своё внимание на изучаемой теме и получить огромное количество ответов за короткое время. Процесс: каждому ученику раздаются листочки бумаги и задаётся тема. Ученикам выделяется 30 сек., чтобы записать максимальное количество ответов на своём листе, пронумеровывая их. По завершению 30 сек. они должны прочертить горизонтальную линию после последнего ответа. По сигналу ученики встают, задвигают стулья и перемещаются по классу, собирая множество идей других учеников, отличающихся от их собственных. Если это новая идея, ученик записывает её в свой список после черты, продолжая нумерацию. Эта идея похожа на его собственную, он должен поставить галочку рядом с этой надписью на своём листочке. По истечению времени, ученики возвращаются на свои места, затем они могут сравнить списки, распределить предметы и т.д.

Инсайд-Аутсайд Сёкл – «внутренний и внешний круг». Ученики формируют круги, становятся в 2 круга по периметру кабинета. Ученики во внутреннем круге смотрят наружу, лицом к партнёру во внешнем круге. Учитель задаёт вопрос и даёт время подумать. Ученики из внешнего круга отвечают своему партнёру. Ученики меняются ролями. Теперь внутренний круг отвечает, а внешний слушает. Ученики двигаются дальше, чтобы поработать с новым партнёром.

Совсем необязательно использовать эти структуры каждый день. Начать можно с одного раза в неделю. На одном уроке допустимо использование не более трёх структур.

Использование обучающих структур сингапурского метода даёт возможность реализовать и развить свои способности ученику, формировать навыки коммуникативного общения и контролировать свои действия, делать выводы, приводит учащихся к взаимодействию с учебным материалом и взаимодействию ученика с учеником. С помощью взаимодействия ученика с учебным материалом мы способствуем возникновению ситуации, когда ученики работают на уроке больше, чем учитель! Именно ученики, обрабатывая информацию, размышляют над ней и создают связи с тем, что они уже знают. На таких уроках у обучающихся формируются коммуникация, сотрудничество, критическое мышление и креативность. Ученики от пассивности на уроках переходят к заинтересованным обучающимся.

Урок математики

Тема: Деление на 3

Цели: создать условия для формирования представлений о делении; способствовать развитию мышления, объяснительной речи, памяти, внимания, обогащать кругозор учащихся; способствовать воспитанию у детей самостоятельности, внимательному отношению к мнению других людей, трудолюбию, дружбы и взаимопомощи.

Формирование универсальных учебных действий

Регулятивные :

Учиться определять цель учебной деятельности под руководством учителя;

Составлять план выполнения учебных заданий, проговаривая последовательность выполнения действий;

Работать по заданному плану, алгоритму;

Соотносить выполненное задание с образцом, предложенным в учебнике или учителем;

Выполнять под руководством учителя учебные действия в практической и мыслительной форме;

Подводить итог урока, делать выводы и фиксировать (устно) в конце урока удовлетворенность/ неудовлетворенность своей работой на уроке;

Познавательные :

Моделировать способы деления на 3 с помощью числового луча, предметных действий, рисунков и схем;

Конструировать каркасную модель треугольной пирамиды;

Осуществлять поиск нужной информации, используя материал учебника, рабочей тетради и сведения, полученные от учителя;

Использовать различные способы кодирования учебной информации (схемы, таблицы, рисунки, краткая запись и математические выражения);

Коммуникативные :

Использовать простые речевые средства для общения на уроке;

Участвовать в диалоге и коллективном обсуждении;

Отвечать на вопросы учителя.

Личностные :

Элементарные навыки самооценки и самоконтроля результатов своей учебной деятельности;

Адекватная оценка результатов своей учебы, понимания причин успеха или неуспеха;

Положительное отношение к учёбе в школе, к предмету математики;

Осознанное выполнение правил и норм школьной жизни;

Элементарные навыки этики поведения.

Оборудование: мультипроектор, ноутбук, карточки, учебные принадлежности.

Ход урока:

I .Организационный момент

Приветствую учащихся, проверяю готовность к уроку, общаюсь с дежурным учеником.

- ХАЙ ФАЙВ (дословно «дай пять» - сигнал тишины и привлечения внимания)

Поздоровайтесь со своим партнером по лицу и по плечу (действия: кулачками прикасаются друг с другом с партнёрами по лицу, а по плечу руками «дай пять»).

Ввожу в урок структуру из сингапурской методики КЛОК БАДДИС -«друзья по часам (времени)» обучающая структура, в которой учащиеся встречаются со своими одноклассниками в «отведенное учителем» время для эффективного взаимодействия.

Ребята, а сейчас возьмите свои схемы КЛОК БАДДИС и назначьте четыре встречи (на 12, 3,6,9 часов) с друзьями, которые сидят за другими партами.

II . Устный счет

Читаю вслух задачу.

    Реши задачу – шутку :

Кошки

В комнате светлой четыре окошка

На каждом окошке сидело по кошке.

У каждой напротив сидели три кошки

И жадно лакали сметану из плошки.

Так сколько же кошек всего собралось?

Надеюсь, ответить тебе удалось?

(В комнате сидело четыре кошки).

Применяю структуру из сингапурского обучения КЛОК БАДДИС

Ребята, встретьтесь с партнёром, назначенным на 12 часов, спрашиваю например: участник под №1 стол№2

Какой ответ получился у твоего партнера? Какой ответ у тебя самого?

Ш Математический диктант:

Читаю задания, учащиеся выполняют в тетрадях:

7 увеличить на 8.

16 уменьшить на 9.

Найти произведение чисел 7 и 3.

12 разделить на 3.

Первое слагаемое 6, второе – 7. Найти сумму.

Встретьтесь с партнером, с которым вы назначили встречу на 3 часа, сделайте взаимопроверку тетрадей, пообщайтесь, поблагодарите друг друга.

IV . Работа с учебником.

Откройте страницу учебника, выполняем задание устно.

Выполни вычисления с помощью рисунков

3:3= , 12:3= ,

6:3 = , 15:3= ,

9:3= , 18:3= ,

(заранее пишу на доске, 1 ученик записывает только ответы для экономии времени; например: стол №3 участник под номером 4 выполняет на доске, затем проверяем, аналогично называю участника.)

Ребята, посмотрите на запись примеров, что вы заметили? (что все числа мы делили на 3)

Кто может сформулировать тему урока? (например: спрашиваю участника под №2 стол №5)

V . Сообщение темы урока

Делаю вывод из ответов детей и озвучиваю тему урока «Деление на 3». Закрепление.

VI . Работа по теме урока.

Ребята, продолжаем работать по учебнику, решаем задачу письменно, самостоятельно в тетрадях.

Папа принёс 9 бананов, по 3 банана в каждой связке. Сколько связок бананов принёс папа? Объясни и дорисуй схему к этой задаче. Реши задачу

Встретьтесь с партнером, назначенным на 6 часов, сравните свои задачи, выслушайте ответы друг друга, поблагодарите.

VII . Физкультминутка.

Использую структуру МИКС-ФРИЗ-ГРУП (обучающая структура, в которой участники смешиваются под музыку, замирают, когда музыка прекращается, и объединяются в группы, количество участников в которых зависит от ответа на какой – либо вопрос.)

Вопросы после окончания музыки:

Объединитесь по столько: сколько будет 1 умножить на 3? (по три участника)

Объединитесь по столько: сколько в основании сторон у четырёхугольной пирамиды? (по четыре участника)

Объединитесь по столько: сколько будет 10 разделить на 2? (по пять участников)

VIII . Работа по теме урока.

Ребята, продолжаем работать по учебнику, решаем задачу в тетрадях.

Шнурок длиной 12 см разрезали сначала на 2 равные части, а потом каждую часть разрезали ещё на 3 равные части. Сколько всего частей получилось? Найди длину одной такой части.

Используя, ТЭЙК ОФ – ТАЧ ДАУН «встать сесть» обучающая структура для получения информация о классе (кто решил задачу одним способом, двумя, тремя), а также знакомства с классом аудиторией), проверяю решение задачи, благодарю за ответ.

IX . Итог урока .

Напишите свои впечатления об уроке на листочках «Лесенка достижений», оцените свою работу, встретьтесь со своим партнером, назначенным на 9 часов, поделитесь своей информацией, поблагодарите друг друга.

Подвожу итог урока, оцениваю работу учащихся, благодарю за работу.

X . Домашнее задание.

Пособие для учителя «Знакомство с обучающими структурами сингапурской методики обучения» с презентацией


Цель: ознакомить с некоторыми обучающими структурами сингапурской методики обучения.
Описание работы:
Это пособие я предлагаю тем учителям, кто заинтересуется сингапурской методикой обучения и захочет по ней работать.
Чтобы обеспечить качество обучения школьников Министерство образования и науки Республики Татарстан реализовали совместный проект «Совершенствование качества преподавания в РТ» с сингапурской компанией «Educare International Consultancy».
В 2014 – 2015 учебном году нашим учителям Отделом образования города Заинска было предложено обучиться и начать вводить элементы сингапурской методики обучения на своих уроках. Учителя Татарстана первыми в России осваивают сингапурский метод обучения. В России про такую систему даже не слышали. Я сама использую эти структуры всего только полгода. Сначала все это было таким непонятным, а когда начала применять эти структуры мне даже понравилось. Только вот на подготовку к уроку уходит много времени. Надо подбирать правильно и удачно материал для урока, так как у учеников может не хватить времени на ответы. На каждый ответ ученика отводится от 10 до 30 секунд. Время каждый раз засекается. Поэтому в кабинете (классе) должны находиться часы. Весь урок менять не надо, можно только использовать какой – то фрагмент урока. Сингапурская система обучения хороша тем, что на уроке задействован весь класс. Анализируя работу на уроках учащихся нашей школы, могу сказать, что один ученик отвечает, остальные в это время отдыхают. Используя эту систему учащимся, хотят они этого или нет, приходится учиться самостоятельно думать, отвечать на поставленные вопросы, дополняя друг друга, обмениваться мнениями. У них развивается устная речь. На таком уроке нет лидера, все на равных. Эта методика хороша еще и тем, что в ученике развивается коммуникация, сотрудничество, критическое мышление, креативность – это необходимые качества в наше время.
Целью этой программы является переход от пассивных учеников через обучающие структуры к заинтересованным обучающимся XXI века. (слайд 1) На экран проецируется схема.
Я предлагаю такие структуры.

1. На экран проецируется структура МЭНЭДЖ МЭТ (слайд 2) –инструмент для управления классом. Табличка в центре стола, позволяющая удобно и просто распределить учеников в одной команде (партнёр по плечу, по лицу; партнер А, Б) для организации эффективного учебного процесса в командах.

Дети рассаживаются в группу по 4 человека. Занимают свои места за партами как показано на табличке.

Фрагмент урока: организационный момент
Поприветствуйте друг друга: партнеры по плечу дайте пять друг другу; партнеры по лицу - ударьтесь кулачками и улыбнитесь друг другу; а теперь все вместе поприветствуйте друг друга, соприкасаясь правой рукой.

2. На экран проецируется структура ХАЙ ФАЙВ (слайд 3) – дословно «дай пять» - сигнал тишины и привлечения внимания.
Эта структура используется после звонка в начале урока. Учитель поднимает руку и говорит, обращаясь к классу: «Хай файв!» Учащиеся в ответ должны тоже поднять руку и посмотреть на учителя. Данная структура учит сконцентрировать внимание на учителе и приготовиться к следующему этапу работы.

3 На экран проецируется структура КЛОК БАДДИС (слайд 4) – «друзья по часам (времени)» - структура, в которой учащиеся встречаются со своими одноклассниками в «отведенное учителем» время для эффективного взаимодействия.


Заранее приготовить картинку часов. Разложить на столы. Дети должны отметить на часах, например, время 3 и 9 часов и записать на это время тех, с кем бы они захотели встретиться. Учитель предлагает встретиться с друзьями по часам, выбранных на 9 часов и обсудить решение домашнего задания, например, № 30(а). Поблагодарили друг друга. Затем учитель предлагает обсудить решение № 35(б) с друзьями, выбранных на 3 часа. В зависимости от количества заданий, время можно назначить, например, на 12, 3, 6 и 9 часов. Можно обсуждать в течение 30 секунд.

4. На экран проецируется структура ТЭЙК ОФ – ТАЧ ДАУН (слайд 5) – « встать – сесть» - структура для получения информации о классе (кто решил задачу одним способом, двумя, тремя), а также знакомства с классом.

Фрагмент урока: проверка домашнего задания
Если учащиеся считают утверждение верным, то они встают, в противном случае они остаются на местах.
1.Я справилась(ся) с домашним заданием.
2. Домашнее задание было трудным.
3.Мне родители оказывали помощь при приготовлении домашнего задания.
4.Я в хорошем настроении.
5.Я готов к уроку.

5. На экран проецируется структура ДЖОТ ТОТС (слайд 6) – «запишите мысли» - структура, в которой участники громко проговаривают придуманное слово по данной теме, записывают его на листочках и кладут в центр стола лицевой стороной вверх. Не соблюдая очередности, каждый участник должен заполнить 4 листочка, следовательно, в центре стола окажутся 16 листочков.

На столе у каждой команды лежат листы формата А4. Учитель предлагает участникам под номерами 1 взять чистый лист бумаги, разделите его пополам, половину отдать партнеру по плечу. Затем эту половинку разделить пополам и половину отдать партнеру по лицу. Теперь каждый участник делит лист на 4 части.

Фрагмент урока: актуализация знаний
Учитель дает задание: Записаны числа 6; 9,4; -234; 96,54; -7; 234; 9,56; 7; 87. Что вы можете сказать об этих числах?
Могут быть, например, такие варианты:
-есть натуральные
-есть положительные
-есть противоположные
Все ответы кладете на середину стола. У вас должно получиться 16 ответов. Время на выполнение можно дать 3 минуты.
Когда время закончится можно использовать структуру ХАЙ ФАЙВ. Учитель предлагает участнику под номером 3 , стол номер 3 зачитать свои предложения.

6. На экран проецируется структура ТИК – ТЭК – ТОУ (слайд 7) – «крестики – нолики» - структура, используемая для развития критического и креативного мышления, в которой участники составляют предложения, используя три слова, расположенных в любом ряду по вертикали, горизонтали и диагонали.
Сначала учитель предлагает структуру ДЖОТ ТОТС. Из одного листочка получить 16.

Фрагмент урока: закрепление изученного материала
Каждый участник команды берет 4 листочка бумаги
На каждом листочке бумаги не соблюдая очередности выполняет шаги:
1) Придумайте десятичную дробь
2) Проговорите громко эту дробь для участников вашей команды и запишите на одном листочке бумаги
3) Положите на центр стола лицевой стороной вверх
4) Повторите шаги 1-3, пока вы не используете все листочки.
Например, на листочках записаны дроби: 1,4; 76,2; 0,123; 8,65; 63,2; 7,46; 85,431; 7,34; 9,01; 70,5; 348,01; 6,4567; 56,32; 9,7612; 6784,6; 5,1
Учитель дает 1 минуту, чтобы обсудить какие 9 дробей они оставят на столе.
Время вышло. Перемешайте листочки и разложите 9 листочков в формате 3x3
Каждый участник команды выполняет задание учителя, используя любые три дроби на одной линии (по вертикали, горизонтали или диагонали):
а) расположить дроби в порядке убывания
б) сложить дроби
в) перемножить дроби
На выполнение задания можно дать 2 – 3 минуты. Правильность выполнения задания можно проверить с партнерами по лицу.

7. На экран проецируется структура СТЕ ЗЕ КЛАСС (слайд 8) – «перемешай класс» - структура, в которой учащиеся молча передвигаются по классу для того, чтобы добавить как можно больше идей участников к своему списку.

Фрагмент урока: повторение
В течение 30 секунд учащиеся отвечают на вопрос, поставленный учителем. Например, что вы знаете о ромбе? Могут быть такие ответы:
ромб – это параллелограмм, у которого все стороны равны;
у ромба диагонали пересекаются;
у ромба диагонали точкой пересечения делятся пополам;
у ромба диагонали взаимно перпендикулярны и так далее.
После своих ответов ребята должны провести линию. После истечения этого времени за 30 секунд учащимся нужно будет собрать как можно больше ответов у своих друзей. Они двигаются по классу, находят пару не из своей команды, встают рядом и записывают ответ, которого у них нет. Если такой ответ уже есть, то можно его отметить галочкой. И таким образом, они должны встретиться несколько раз с партнерами и собрать как можно больше вариантов ответов. Ответы записывают уже ниже проведенной линии. Все встают, задвигают стулья. Засекается время.
Когда время закончится. Они садятся на свои места. После всех написанных ответов проводится вторая линия. Начинается проверка: зачитает нам свои ответы, например, участник А под номером 1 стола №2. И ребята слушая ответы добавляют те, которых нет, но записывают уже ниже второй линии.

8. На доску проецируется структура КОНЭРС (слайд 9) – «углы» - структура, в которой ученики распределяются по разным углам в зависимости от выбранного ими варианта.

Фрагмент урока: проверка прежних знаний
В четырех углах класса прикреплены слова:
Прямоугольник.
Параллелограмм.
Ромб.
Трапеция.
Учитель дает задание вспомнить все, что они узнали о данных фигурах в ходе изучения этих тем.
Учащиеся подходят к выбранному углу, находят партнера не из своей команды, вспоминают изученный материал, рассказывают друг другу, исправляют ошибки.

9. На экран проецируется структура СИМАЛТИНИУС РАУНД ТЭЙБЛ (слайд 10) – «одновременный раунд тейбл» - структура, в которой 4 участника в команде одновременно выполняют письменную работу на отдельных листочках или в тетради и по окончанию времени передают друг другу по кругу.

Фрагмент урока: закрепление
Например дать решить №563, затем №573. Время можно дать от двух до пяти минут.

Можно использовать структуру СИМАЛТИНИУС РЕЛЛИ ТЭЙБЛ - «одновременный релли тейбл» - структура, в которой 2 участника в команде одновременно выполняют письменную работу на отдельных листочках или в тетради и по окончанию времени передают друг другу.

10. На экран проецируется структура КУИЗ-КУИЗ-ТРЭЙД (слайд 11) («опроси-опроси-обменяйся карточками» - структура, в которой учащиеся проверяют и обучают друг друга по пройденному материалу, используя карточки с вопросами и ответами по теме).

Фрагмент урока: актуализация прежних знаний
Ребята работают в парах по плечу.
Каждой паре раздаются карточки: четным номерам – вопросы, нечетным номерам – ответы. Проверяют друг друга в знании правил, используя заранее приготовленные карточки с вопросами и ответами
Вопросы:
1. Как складывают десятичные дроби?
2. Как вычитают десятичные дроби?
3. Сформулируйте правило умножения на десятичную дробь.
4. Сформулируйте правило деления десятичной дроби на десятичную дробь.
Ответы:
1.Чтобы сложить десятичные дроби, нужно:


выполнить сложение, не обращая внимания на запятую;

2 .Чтобы вычесть десятичные дроби, нужно:
уравнять в этих дробях количество знаков после запятой;
записать их друг под другом так, чтобы запятая была записана под запятой;
выполнить вычитание, не обращая внимания на запятую;
поставить в ответе запятую под запятой в данных дробях.
3. Чтобы перемножить две десятичные дроби, надо:
выполнить умножение, не обращая внимания на запятые;
отделить запятой столько цифр справа, сколько их стоит после запятой в обоих множителях вместе.
4. Чтобы разделить десятичную дробь на десятичную дробь, надо:
в делимом и делителе перенести запятую вправо на столько цифр, сколько их после запятой в делителе;
после этого выполнить деление на натуральное число.

11. На экран проецируется структура ТАЙМД ПЭА ШЭА (слайд 12) – структура, в которой два участника делятся развернутыми ответами в течение определенного количества времени.

Фрагмент урока: изучение нового материала
Учитель объявляет, что сегодня на уроке будем учиться упрощать выражения.
Посмотрите на выражение: 4а+35а=39а
Подумайте и запишите на листочках ответы на следующие вопросы:
- Какие свойства арифметических действий здесь применили?
- Можно ли было упростить это выражение по-другому?
Поделитесь со своим партнером по плечу своими суждениями. Можно использовать структуру КЛОК БАДДИС. В течение 30 секунд по каждому вопросу, начинает тот, у кого в имени больше букв. Время пошло.

12. На экран проецируется структура МИКС ПЭА ШЭА (слайд 13) – структура, в которой участники смешиваются под музыку, образовывают пару, когда музыка прекращается, обсуждают предложенную тему, используя структуру РЕЛЛИ РОБИН (для коротких ответов) (слайд14) и ТАЙМД ПЭА ШЭА (для развернутых ответов).

На экран проецируется структура РЕЛЛИ РОБИН - структура. В которой два участника поочередно обмениваются короткими ответами.

Фрагмент урока: закрепление
Учитель дает задание по учебнику (решить задачу).
Ученики молча смешиваются под музыку, двигаясь по классу. Как только музыка останавливается они образуют пару с ближайшим к ним учеником и «дают пять» (взяться в воздухе за руки). Ученики, которые не нашли партнера, поднимают руку, чтобы найти друг друга.
Учитель задает вопрос и дает 3 – 5 секунд на размышление.
-О чем говориться в этой задаче?
- Что сказано про площадь кухни?
- Известна ли площадь комнаты?
- Что еще известно в этой задаче?
- Что следует обозначить через х?
Ученики делятся мнениями со своими партнерами, используя: РЕЛЛИ РОБИН и ТАЙМД ПЭА ШЭА. Каждый раз начинает тот участник, кто старше.

13. На экран проецируется структура МИКС ФРИЗ ГРУП (слайд 15) – структура, в которой участники смешиваются под музыку, замирают, когда музыка прекращается, и объединяются в группы, количество участников в которых зависит от ответа на какой либо вопрос.

Фрагмент урока: физкультминутка(1 – 2мин.)
Включается музыка, дети начинают передвигаться по классу. Когда музыка остановится, замирают и слушают вопрос. Ответом на вопрос будет, какое-то число. Ребята собираются в группу столько человек, каким будет ответ. Условие: никто из ребят не должен озвучивать ответ.
Какая цифра записана в разряде десятков у числа 13230? (3.)
Сколько будет 49 – 20 х 2? (9.)
Сколько будет, если 540 делить 20? (27.)

Для физкультминутки можно использовать структуру ТИМ ЧИР – «кричалка, девиз». ТИМ ЧИР – это короткое, веселое упражнение для поднятия духа аудитории, поощрения или выражения благодарности.
1.Стряхнули с себя лень и усталость.
2. Потянулись к звездным далям.
3. Спрятались (присели) от бед и опасностей.
4. Улыбнулись друзьям и весеннему солнышку.
5. Без шума, тихо приземлились за своими рабочими столами

Для того, чтобы наши ученики действительно стали успешными нам необходимо обучить их навыкам эффективной коммуникации, сотрудничества и работы в команде. Им также необходимо овладеть навыками критического и креативного мышления для нахождения решения тех задач, с которыми им придется столкнуться в мире, непохожем на наш с вами. Уроки должны быть направлены на это. При работе в группах, когда передвигаются, все вовлечены в этот процесс, им весело и информация запоминается легко. Преподавание по этой методике сводится к своеобразной игре, в которой принимают участие все.
Хороша эта система или нет судите сами.

В России продолжаются попытки внедрить чуждые нам методики образования

Началось всё в 2011 году со знакомства генерального директора организации EduCare, президента профсоюза учителей Сингапура Майка Тирумана (на фото ) с руководством республики Татарстан при посредничестве журналистки Тины Канделаки, прокладывавшей в ту пору свой так и не сложившийся путь к посту министра образования России. Майк Тируман начал свою интервенцию в Россию со слов: «В чем разница между образованием в Сингапуре и в России? 20-25 лет отставания», – отставания, безусловно, на его взгляд, российского.

После запланированных масштабных тренингов 30 тысяч педагогов Татарстана должны были понять, как по-настоящему они должны обучать российских детей, чтобы «догнать Сингапур».

В 2013 году всё это уже претворилось в трехлетнюю программу «Совершенствование качества преподавания в Республике Татарстан», в рамках которой действовали десять «тьюторов, способных самостоятельно обучать коллег новому подходу». Сейчас сингапурской моделью охвачен весь Татарстан, подготовлено 77 учителей-тьюторов и 346 тьюторов-методистов во всех районах республик, 200 тренеров-методистов обучили более 17 тысяч учителей.

«Высокоуровневый» сингапурский образец

До реформы 1979 года сингапурское образование состояло из элитарной английской школы и разрозненной сети национальных школ с родным языком обучения; при общем преобладании китайского населения, доминировали китайские школы, нередко финансируемые из материкового Китая.

Отец-основатель Сингапура Ли Куан Ю взял курс на «повышение качества» собственного населения и провозгласил: «Все должны учить английский, а родной язык должен стать вторым языком».

Это вызвало гневные протесты общественности и обвинения его в космополитизме, размывании национального самосознания, ведущего к утрате национальной идентичности и т.п., но так и не остановило процесс.

Для перевода всей системы образования на принципы билингвизма пришлось снизить стандарты устного и письменного английского, что привело к появлению сингапурского диалекта «singlish».

В 1979 г. в начальной и средней школе Сингапура ввели потоковое обучение – группирование школьников по способностям для того, чтобы дать каждому ребенку возможность окончить среднюю школу и трудоустроиться в дальнейшем в соответствии с видом его аттестата.

В 1992 г., когда выяснилось, что многие дети по окончании начальной школы не могут сдать переводной экзамен, для них ввели специальный технический поток, в котором больше учили английскому языку и совершенствованию технических навыков – затем они получали право поступать в Институт технического образования.

В 2004-08 гг. стало ясно, что поточная система в начальной школе уничтожает мотивацию – её отменили и заменили изучением предметов по собственному выбору младшеклассника и по рекомендации школы.

В средней школе потоки сохранили, но дали право ученику приналечь на учёбу и претендовать на переход в поток более высокого уровня.

Сейчас обучение в Сингапуре включает в себя трёхлетнее дошкольное, шестилетнее начальное и четырёхлетнее школьное.Все детские сады в Сингапуре – частные, зачастую – конфессиональные. Дошкольное образование продолжается с 3 до 6 лет: ясли, первый (K1) и второй (K2) год; в программу входят общение, родной язык (китайский, малайский или тамильский), английский, счет.

В начальной школе два этапа: основной (1-4 класс) и ориентационный (5-6 классы). В программе английский язык, родной язык, математика, основы гражданственности, рисование, музыка и физическая культура; с 3 класса вводятся естественные науки. По окончании обучения в начальной школе ученики сдают выпускной экзамен (PSLE), на основании которого учеников распределяют в среднюю школу.

Направления обучения в средней школе: специальное, «экспресс» (углублённый английский), академическое, техническое, а также интегрированная и профессиональная программа обучения. Продолжительность обучения – 4 года, по академическому профилю и интегрированной программе – 5-6 лет. Помимо обязательных школьных занятий ученики должны посещать дополнительные кружки актерского мастерства, спортивные секции и др.

По окончании специального и экспресс-направления после сдачи экзамена выдаётся аттестат о полном среднем образовании O-уровня (O-Level), дающий право на поступление в технологический или централизованный институт; после нормального академического и нормального технического профилей – аттестат о среднем образовании N-уровня (N-level) более низкого уровня, дающий право на поступление в колледжи, институты или политехникумы.

Сейчас на 5 миллионов жителей в Сингапуре приходится всего 350 школ; на одного педагога – более 40 школьников. Для успешного претворения новой программы была создана эффективная система продвижения по службе и поощрения учителей: вдвое сокращено их количество и пропорционально этому повышена зарплата.

Другими словами, для детей снижена планка требований и уровень достижений, для педагогов – увеличена нагрузка и зарплата.

Суть сингапурской методики

В основе методики лежит система корпоративного обучения доктора Спенсера Кагана, бывшего советского, а ныне американского специалиста. Тируман не скрывает, что в основу методики также заложены идеи известного русского психолога Льва Выготского и советских педагогов Давыдова и Эльконина; отечественные специалисты подчёркивают, что эти приёмы присутствуют и в методиках педагогов 90-х. гг. – «Драмогерменевтике» П.М. Ершова и социоигровой методике В.М. Букатова и Е.А. Ершовой.

Методика представляет собой набор структур (тезисов и формул) – тринадцать основных, всего около двухсот пятидесяти. По требованию компании «Educare» педагог должен использовать только английские названия структур, которые весьма своеобразны: «мэнэдж мэт» (управление классом, распределение учеников в одной команде из 4-х человек: кто сидит рядом, а кто – напротив, как оппонент, как им общаться); «хай файв» (концентрация внимания на поднятой ладони учителя); клок баддис («друзья по времени»); «тэк оф – тач даун» («встать – сесть»); «джот тост» («запишите мысль»); «тик – тэк – тоу» (составить предложение с обязательными словами в схеме); «сте зе класс» («перемешай класс», ученикам разрешается свободно бродить по классу); «конэрс» (распределение учеников по углам класса по выбранным ими вариантам); «сималтиниусс раунд тейбл» (все четыре члена группы выполняют письменные задания, а по окончанию передают их по кругу соседу на проверку); «куиз – куиз – трейд» («опроси – опроси – обменяйся карточками»); «таймд пэа шэа» (два участника обмениваются полными ответами по заданию по времени); «микс пэа шэа» (произвольное передвижение под музыку с образованием случайных пар и обсуждение темы в коротких (релли робин) или в полных ответах); «микс фриз групп» (смешивание учащихся под музыку), «тим чир» (время разминки).

На время урока имена отменяются – детей нумеруют (структура Numbered Heads Together, «пронумерованные головы, работающие вместе»), разбивают на четвёрки, сажают лицом к лицу, каждая группа получает задание и шумно его выполняет.

Новый материал изучается детьми самостоятельно, каждый из детей по очереди играет роль учителя, потом педагог подводит итоги – считается, что это формирует у школьников командный дух и самостоятельность.

Структуры выхолащивают суть работы педагога, который больше не должен составлять планы, искать пути донесения информации, а лишь подобрать подходящие модули для урока и сгруппировать их в различных комбинациях, нацеленные на взаимодействие «ученик – ученик» и «ученик – учебный материал», но не на модель «педагог – ученик».

Важно также понимать, что дети «натаскиваются» на автоматизм выполнения действий по иноязычной команде.

Оценка образования

Для мотивирования российского образования на очередную модернизацию сингапурские реформаторы приводят результаты исследований, проведённых по инициативе Международной ассоциации по оценке учебных достижений (IEA). Это – исследования PISA, PIRLS и TIMSS, которые «позволяют выявить особенности обучения чтению, математике и естественнонаучным предметам в начальной, основной и средней школе и оценить качество общего образования с точки зрения приоритетов в образовании, разработанных «международным сообществом».

Организационно за проект международного тестирования отвечает бостонский колледж Chestnut Hill (Массачусетс, США), задания готовят в центре данных в Гамбурге (Германия); в России сбор данных при активном участии Минобрнауки РФ и Рособрнадзора проводит Центр оценки качества образования Института содержания и методов обучения Российской академии образования.

Основные выводы, к которым пришли американские, австралийские, немецкие, голландские и японские исследователи, составляющие организационное ядро проекта, это то, что в мировом образовании лидирует группа стран Юго-Восточной Азии и Тихоокеанского региона (Япония, Южная Корея, Сингапур), а российские школьники «не имеют существенных различий в общеобразовательной подготовке со своими сверстниками в большинстве развитых стран мира, но испытывают затруднения в применении знаний в ситуациях, близких к повседневной жизни, а также в работе с информацией, представленной в различной форме».

Исходя из «приоритетов в образовании, разработанных международным сообществом», результаты России в сравнении с остальными странами, на которые опирается господин Тируман, выглядят не лучшим образом.

Так, по итогам 2011 г. (средний балл TIMSS – 500) – чтение, 4 класс: Гонконг-Китай – 571, РФ – 568, Сингапур – 567; математика, 8 класс: Сингапур – 606, Корея – 605, Гонконг – 602, Тайпей-Китай – 591, Япония – 585, Северная Ирландия – 562, Бельгия – 549, Финляндия – 545, Англия – 542, РФ – 542; математика, 8 класс: Корея – 613, Сингапур – 61,1 Тайпей-Китай – 609, Гонконг-Китай – 586, Япония – 570, РФ – 539 и т.д.

Чему нас хочет научить господин Тируман

Майк Марияппа Тируман, генеральный директор Educare International Consultancy Limited, президент Singapore Teachers Union (STU) не жалеет сил и денег, колеся по России с докладами, выступлениями, презентациями на тему: «Думающие школы, обучающаяся нация», в которых разъясняет, насколько отличаются «пассивные ученики индустриального века» от эталонных «заинтересованных обучающихся XXI века».

Его выкладки гласят, что современное российское образовательное пространство регрессивно, детство должно быть компетентным, поэтому взрослые детям не нужны, и в целом повторяют «дорожную карту» скандально известного ювенального форсайт-проекта «Детство-2030» (2010 г.).

По мнению Майка Тирумана, «роль учителя как передатчика готовых знаний изжила себя. Необходимо научить школьника думать самостоятельно. Педагог становится фасилитатором (обеспечивающим групповую коммуникацию), он помогает детям добывать знания самостоятельно. При традиционном обучении весь фокус приходится на учителя, тогда как нужно перенести фокус на ученика. Именно школьник говорит, делает, презентует, а не учитель».

В частности, в детских садах Сингапура не стоит задача обучать детей игре – считается, что дети сами этому научатся, но зато они вместе с педагогами «создают проекты» и «развиваются под наблюдением» (в том числе, под видеозапись); главное достижение на этом этапе – способность детей задавать вопросы и …спорить.

Сегодня идеальный ученик «по-тирумански» - это высококвалифицированный пользователь сети интернет, предприимчивый и инициативный, умеющий учиться без учителя, способный по условному знаку и заученной команде к смене вида деятельности, направленности интересов и активности.

Образование «по-сингапурски» – это технологичное производство интеллектуального продукта под определённый заказ.

Но самый главный признак сингапурской модели – кастовое образование.

Каждому – по способностям

Планируя новую систему образования, руководство Сингапура подходило к процессу крайне утилитарно: никаких лишних расходов. Создавалась так называемая «меритократическая» система («власть достойных»), для чего реализовывалась политика крупных вложений в развитие «человеческих ресурсов» посредством образования, подготовки и переподготовки рабочих и учащихся.

В инструкциях Минобра Сингапура тех лет говорилось, что «в школах должен царить кастовый дух», главный лозунг призывал: «Отсортировать народ и выбрать лучших, с кем и идти дальше». В итоге сложилась модель: образование – это инвестиции в формирование навыков (компетенций) для производства рабочей силы.

Соответственно этому и определились приоритеты сингапурского образования: конкурентоспособность; определение ключевого сектора экономики на данном этапе; формирование у школьников именно тех навыков, которые сейчас необходимы для производства; обучение – только базовым дисциплинам; специализация – отсроченная, в зависимости от спроса.

Получение академических знаний и духовно-нравственное воспитание в качестве главной цели заявлены не были.

Глобальное образование

Основное требование информационного общества – образование должно отвечать «требованиям глобальной экономики» (так называемая «экономика знаний»), что привело к созданию Единой мировой (глобальной) образовательной системы, основанной на единых образовательных стандартах.

Всемирный Банк как один из заказчиков глобальной образовательной политики нацелен на интернационализацию образования, создание единого образовательного пространства (Болонская система), оптимизацию инфраструктуры образовательной сферы, организацию системы «независимого контроля качества знаний» (ЕГЭ, PISA, PIRLS, TIMSS), интеграцию национальных образовательных систем образования в мировую систему высшего образования.

Идеальным продуктом такой Глобальной образовательной системы должен стать работник, обладающий базовыми навыками заданного уровня (письмо, счёт, чтение), определённым складом мышления, способный чётко и адекватно выполнять поставленные задачи, социально адаптивный, готовый легко переучиваться и перепрофилироваться.

Другими словами, международному рынку нужны смышленые и выносливые исполнители с исходными навыками не выше среднего уровня, которые способны по условному сигналу менять профессиональную и жизненную программу.

Реакция системы образования

Образовательная среда – место, где творческие амбиции становятся профессиональным двигателем: всегда найдутся педагоги, готовые ухватить новинку и сделать что-то, что может удивить коллег.

В Татарстане учителя уже показывают открытые уроки и отчитываются в использовании в своей работе структур «раунд тэйбл», «классбилдинг», «тимбилдинг», «конэрс», «таймд пэа шэа», «эй ай гард», «куиз куиз трейд», «сте зе класс» и т.п., а также «чир» - специальных упражнений, с помощью которых ученики «благодарят друг друга, поднимают друг другу настроение и заряжают позитивом на весь день».

Из отзывов российских учителей:

«Сингапурская система – это для Сингапура, хватит нам экспериментов в образовании. Сколько можно с ног на голову все переставлять. Сначала из школьной программы уберут классиков русской литературы, потом будем не уроки проводить, а играть, деля детей на группы по цвету глаз, по длине волос, по цвету рубашек. Раньше группы были по умственным способностям – это был главный критерий. Из этой новомодной системы можно взять на вооружение только отдельные элементы для проведения игр, соревнований».

«Группы по 4 человека, смена дислокации групп не один раз за урок, самостоятельный поиск информации. Так это ж мой прошлый урок. Только Сингапур ни при чём. «Драмогерменевтика» Ершова и «Социоигровая методика» Букатова, вполне себе русских педагогов».

«Есть такой жест, который применяется в сингапурской методике, который называется «хай фай»: рука педагога поднимается ввысь, уста произносят эти два слова. Бугульминские учителя сочли, что жест похож на «Хайль Гитлер!», и разбомбили эту методику в пух и прах. Руссовед школы сказала, что применение данного жеста в стране, победившей фашизм, выглядит богохульственно».

«Уроки даём. Проверяют. Советуют. Пронумеровали столы. Напечатали 1.2.3.4. Дети у нас – "партнёры по плечу". Нет имён – взамен №1, № 2...»

«В понедельник буду давать урок по этой системе. Душа не лежит к этой ерунде не только у меня, но и у детей. Согласна с коллегами – жест "хай фай" нельзя применять в нашей стране. Разбирая роман Замятина "Мы", говорим о "нумерах". Вот мы и дожили до этих №1, №2. Как бороться с системой?»

«А зачем "хай фай", когда есть просто метод поднятой руки?
Он наш, и не нужен Сингапур!»

Продвижение в России

В России помимо Татарстана сингапурскую методику пытались в 2013 г. внедрить в Удмуртии.

В 2014 г. продвижением программы занялся один из агентов изменений российского образования Московский институт образовательной политики «Эврика», который организовал поездку российских педагогов в Сингапур с посещением адвентистской школы, а затем провёл ряд семинаров с сингапурскими специалистами на своей базе в Москве.

В 2015 г. полигоном для сингапурских испытаний стала образовательная система Тюмени.

Также в 2015 г. в Москве на конференции МГО профсоюза и АНО «Профзащита» на тему: «Перспективы развития современных образовательных систем. Что можно сделать сегодня?» – Майк Тируман провёл презентацию сингапурской модели и призвал внедрить её не только в Москве, но и во всей России.

В 2016 г. в поддержку сингапурской модели как единственно верного пути для российского образования выступила Высшая школа экономики (ВШЭ).

Принципы сингапурской методики уже вошли в Федеральные Государственные стандарты (ФГОСы) для начальной школы, и только неповоротливость образовательной системы (сродни армейскому: «Получив приказ, не спеши его выполнять – жди отмены») не позволяет пока нам прочувствовать их во всей красе.

Русский вариант сингапурского кастового образования на основе портфолио детей в 2015 году в пилотном режиме в программе «Модернизация детского движения в Забайкалье» попытался ввести в систему образования Фонд Кудрина по поддержке гражданских инициатив; в 2017 г. предполагалось распространить эту систему на всю Россию.

Почему это продвигается

Если абстрагироваться от конкретного государства и попробовать понять причины навязывания России инородной методики, то картина складывается интересная.

Есть заказчик новой системы образования («экономики знаний») – Всемирный банк. Есть транснациональный заказ – выращивание производительной силы с определёнными когнитивными (умственными) и поведенческими характеристиками: нужны послушные, выносливые и исполнительные – тот самый «служебный человек», о котором не так давно рассказывал в Совфеде директор института Курчатова Михаил Ковальчук.

Групповая методика, на которой базируется сингапурская модель, приучает ученика к работе исключительно в команде, когда действует коллективный разум и нивелируется критичность индивидуума.

Исключение из процесса образования учителя как «детоводителя», имеющего доступ к формированию мировоззренческих и ценностных установок ученика, делает обучаемых инертной массой, которая может быть легко управляемой и моделируемой извне.

Замена педагогов интернет-технологиями создаёт систему незримого управления массами в нужном контексте, неконтролируемого создания новых поведенческих стереотипов и формирования чуждых мотиваций.

«Компетентностный подход», ставший базовым критерием в современных европейских образовательных программах, банально скрывает в себе привычное для нас формирование навыков, но при этом означает замену этими навыками прежних академических знаний.

Непрерывность образования, о которой сейчас говорят всё настойчивее, означает вовсе не возможность для пенсионера научиться компьютерной грамотности, но – способность работника по первому требованию законодателя оперативно переучиваться и кардинально менять профессию или вид деятельности.

«Экономика знаний» означает дифференцированный подход к материальным затратам на образование, поэтому новая идеология предполагает, что тратить деньги можно только на тех, кто отработает затраченное, а объём вложений должен определяться перспективностью завтрашнего работника; всё это может развиваться только в ситуации кастового образования.

Итак, сингапурская методика – единый образовательный стандарт системы Глобального образования, призванный унифицировать национальные образовательные системы, установить для них потолок развития и узаконить кастовое образование.

Прикрывая свои истинные намерения мешаниной из старых советских методик и теорий (а ничего нового Запад до сих пор не сочинил), называя это своим прорывом и уличая Россию в косности и отсталости, подтверждая эти оценки результатами рейтингов, которые сами придумали и сами же оценили, транснациональные заказчики новой реальности целенаправленно уничтожают традиционное образование.

Россия – большая страна, и применив к ней эту методику, можно через какое-то время получить неограниченный объём дешёвой производительной, а попросту, рабочей силы – послушной, исполнительной и неприхотливой.

Людмила Аркадьевна Рябиченко – председатель Межрегионального общественного движения «Семья, любовь, Отечество»

Специально для Столетия

Наравне с Южной Кореей, Тайванем, Японией, Шанхаем, Гонконгом и Финляндией занимает верхние строчки международных рейтингов, которые измеряют способности детей к чтению, математике и науке.

Неудивительно, что многие страны пытаются перенять эту модель образования и перенести ее на свою почву в надежде через несколько лет добиться таких же высот.

Но давайте разберемся, в чем же секрет? Зависят ли результаты школьников от квалификации преподавателей или от специфических культурных факторов?

Единая программа для всех школ

Школы в Сингапуре придерживаются единой учебной программы и методик преподавания по всем предметам. Главные принципы образования: оно должно быть последовательным, дети должны точно видеть цель, ради которой они стараются, и уметь применить полученные знания на практике.

Задача учителей - передать детям фактические и практические знания, подготовить их к экзаменам в конце семестра и выпускным тестам с высокими требованиями.

Конечная цель школы - подготовить учеников к продолжению образования в университете.

Дети учится на двух языках

Преподавание в местных школах ведется на двух языках: на сингапурском и английском. Здесь четко понимают, что выпускник должен знать иностранный язык так же хорошо, как и родной.

Учителя не отступают от учебного плана

Учителя в своей работе опираются на учебники, рабочие тетради, а также примеры и задания, одобренные местными образовательными комитетами. Также они включают в уроки много практической работы, так как без практики в некоторых темах разобраться просто невозможно.

Интересно, что на уроках преимущественно говорит учитель, а обсуждения в группах не так распространено, как в той же западной модели образования.

Микс традиционных и западных методик преподавания

Сингапурские учителя мало используют новые методики преподавания и не особо доверяют последним исследованиям в сфере «обучения тому, как обучать». (В отличие от Запада, где нередко опираются именно на новейшие разработки в сфере психологии преподавания).

Однако стоит отметить, что при всем консерватизме Сингапур впитал лучшее, что есть в западных моделях образования.

Например, использование на некоторых уроках метода командной работы, когда детей нумеруют, делят на группы по 4-5 человек, каждая группа получает задание, которое она должна выполнить за определенное время. Педагог в этом случае выступает в роли модератора, помогая детям добывать знания самостоятельно.

Разделение учеников на группы по способностям

В сингапурских школах, начиная со среднего звена, формируется система потоков, когда все классы делятся на группы по способностям и интересам.

Результат важнее процесса

Учителей волнует правильный ответ, а не то, насколько ребенок понял предмет. И если школьник просто заучил что-либо, не понимая сути и просто пересказывая выученное, то учителей это устраивает.

Постепенно сингапурская модель старается отходить от ориентации на результат (хотя он по-прежнему очень важен).

Теперь эксперты пытаются создать систему более глубокого понимания каждого предмета, а не простое натаскивание на экзамен.

Учитель обладает непререкаемым авторитетом

Учитель для местных школьников - непререкаемый авторитет. Он обладает гораздо большими правами, чем дети. Например, широко известно, что во многих сингапурских школах педагоги могут применять к детям телесные наказания.

Сингапурская технология как современный метод обучения

Singaporean technology as a teaching method is actively used in the Republic of Tatarstan. The structures of the Singaporean technology and uses them in the learning process. Given information about Singapore as a successful country.

Образовательная система каждой страны уникальна, поскольку в разных странах системы образования преследуют в той или иной степени разные цели, а также имеют собственную историю становления и пути развития, в зависимости от которых и приобретают неповторимые черты.

Сингапур - страна, образовательная система которой удивительным образом изоморфна обеим логикам. Образование в ней имеет прочные и даже традиционные национальные основания, но в то же время оно ориентировано на международный рынок труда и на подготовку специалистов мирового уровня ..

Сингапур интересен по крайней мере тем, что система образования в этой стране оценивается как одна из лучших в мире. Во - первых, по данным исследования PIRLS (Progress in International Reading Literacy Study), уровень функциональной грамотности населения Сингапура один из наивысших в мире. Во - вторых, сингапурские школьники показывают лучшие в мире результаты в сравнительных международных тестах знаний математики и естественных наук (TIMSS) начиная с 1995 г. В - третьих, консалтинговая компания McKinsey в 2008 г. назвала сингапурскую систему образования самой эффективной в мире, особенно была отмечена организация подготовки учительских кадров. В четвертых, согласно результатам исследований IMD (International Institute for Management Development), проведенных в 2007 г., образовательная система Сингапура является наилучшим образом приспособленной к требованиям глобальной экономики. Для того чтобы понять, каким образом сингапурская система образования смогла настолько успешно справиться с вызовами изменяющегося институционального окружения, необходимо обратиться к истории ее создания и развития.

Основателем стал британский офицер сэр Томас Стэмфорд Раффлс, благодаря усилиям которого к 1825 г. Сингапур превратился в шумный и деловой портовый город. Под господством английской короны город активно развивался до начала Второй мировой войны. В 1942 г. он был захвачен Японией и находился в оккупации 3,5 года. После вывода японских войск в 1945 г. жители Сингапура начали борьбу против колониального статуса территории. В 1959 г. Великобритания предоставила стране независимость.

Полностью самостоятельным Сингапур стал в 1965 г., и на этом этапе 45 лет назад он не имел ни единой образовательной системы, ни армии, ни флота, ни того, что можно было бы назвать нацией.

После получения независимости Сингапур принял пятилетнюю программу развития образования (1961–1965). Приоритет в ней был отдан созданию системы универсального и бесплатного начального образования.

С целью повысить эффективность образовательного процесса в 1979 г. была принята новая образовательная система. Она предусматривала введение потокового обучения в начальной и средней школе, которое позволяло детям продвигаться по образовательной лестнице в соответствии со своими способностями. Основной целью введения потоков было предоставить каждому ребенку возможность окончить среднюю школу и тем самым получить базовые знания для дальнейшего профессионального обучения и трудоустройства.

Результаты введения новой образовательной системы были впечатляющими. В первую очередь они проявились на школьных экзаменах. Если ранее около 60 % учащихся как начальных, так и средних школ проваливали экзамены по английскому и родному языку, то в 1984 г. успех на экзаменах сопутствовал практически 90 % школьников. Снизились показатели отсева из средней школы ..

С 1985 по 1991 г. правительством Сингапура была проведена серия реформ, направленных на улучшение планирования в сфере образования, повышение его эффективности, увеличение автономии и гибкости школьной системы.

К 1995 г. образовательная система Сингапура выдавала продукт действительно высокого качества. Молодые сингапурцы показывали отличные результаты в международных тестах по математике и естественным наукам. В 1995 и 1999 г. они стали лучшими по итогам тестов TIMSS. В то же время, осознавая вызовы современности, Министерство образования стало призывать к переходу от парадигмы эффективности к парадигме реализации существующих возможностей. В XXI в. качество образования является критическим фактором для выживания и процветания нации, оно определяет уровень национального богатства.

Особое внимание в образовательном процессе уделяется предметам естественнонаучного цикла, математике и языковой подготовке. Однако школьники вовлечены в обучение не только на уроках. Большое количество времени в школе отводится на дополнительные виды деятельности, связанные с реализацией каких-либо проектов, занятиями спортом, творчеством и т. д. Весь образовательный процесс направлен на воспитание открытых миру лидеров, способных работать в команде. Формально средняя наполняемость класса в сингапурской школе - 40 человек. Однако, присмотревшись к ходу реального урока, можно заметить, что в процессе преподавания учитель взаимодействует скорее с восемью группами по пять человек . В каждой группе идет процесс общения, обучения, работы и формирования личности ребенка. Основной целью современного этапа развития образовательной системы в Сингапуре является создание стимулирующей среды, которая мотивировала бы каждого человека учиться на протяжении всей жизни, получать новые знания и навыки, осваивать технологии, развивать дух инноваций и предпринимательства, уметь рисковать и брать на себя ответственность и обязательства.

Сингапур - страна, которой удобно управлять. Небольшая по размеру, с высокой, но равномерной плотностью населения, удобным географическим положением, она является идеальным полем для интегрированного планирования. Подчинение всех учебных учреждений единому органу - Министерству образования - существенно снизило издержки проведения и управления реформами и повысило их эффективность. Министерство образования является универсальным органом, координирующим процессы во всей сфере образования страны.

Республика Татарстан начинает свою деятельность с Сингапуром 2006 году. 2012 году разрабатывается проект Смарт Сити Казань.

В сентябре во время своего пребывания в Сингапуре Рустам Минниханов посещает одну из сингапурских школ (Hwa Chong), где активно используется опыт, методики и методология компании Educare. Тогда глава РТ отметил, что республика заинтересована в сотрудничестве с Educare, и предложил рассмотреть возможность открытия филиала компании в регионе.

6 февраля 2013 года в Министерстве образования и науки Республики Татарстан подписано соглашение между Институтом развития образования Республики Татарстан и сингапурской компанией Educare. Соглашение предполагает реализацию в течение 2013 года проекта по модернизации системы методической поддержки учителей-предметников школ Республики Татарстан.

В рамках проекта прошли курсы повышения квалификации для начальников муниципальных отделов образования и директоров ИМЦ. В сентябре-декабре специалисты ИМЦ под контролем Educare осуществят обучение и тренинг 10 000 учителей школ нашей республики.

Кроме того, весной организованы специальные двухнедельные курсы лидерства для директоров школ. Эти курсы необходимы для дальнейшей административной поддержки инноваций учителей.

Весной 2013 года стартовал новый этап проекта Educare для преподавателей педагогических колледжей Республики Татарстан с целью включения лучших мировых методик в базовые программы подготовки учителей школ.

Между Республикой Татарстан и Educare достигнуты договоренности о трехлетнем сотрудничестве, в рамках которого обучение пройдут до 30 000 учителей школ Татарстана.

Рассмотрим ход деятельности и некоторые структуры сингапурской технологии, которых можно применять при обучении.

Учителя прилагают массу усилий для того, чтобы наши ученики стали успешными. Для этого мы должны не только снабжать их теоретическими знаниями, но и обучать их тому, как применять эти знания в реальной жизни. Для того, чтобы ученики действительно стали успешными и внесли свой вклад в развитие общества, необходимо обучить их навыкам эффективной коммуникации, сотрудничества и работы в команде. Им также необходимо овладеть навыками критического и креативного мышления для генерации новых идей и нахождения решения тех задач, с которыми им придется столкнуться в новом, измененном мире. Значит, уроки должны быть направлены на это. Как правило, один ученик отвечает, остальные в это время отдыхают. А при работе в группах, когда передвигаются, все вовлечены в этот процесс, им весело и информация запоминается легко. В результате все учащиеся выходят из школы с полными знаниями.

Учитель сажает учеников по четыре человека и у каждого ученика есть свой номер: ученик под номером 1, ученик под номером 2, 3, 4, делит их на группы в зависимости от уровня ученика. В каждой команде работают и сильные, слабые так же среднеуспевающие ученики. При ответах на вопросы – устные или письменные – высказывают свои мысли, и, что немаловажно, помогают слабым. Преподавание по этой методике сводится к своеобразной игре, в которой принимают участие все ученики и где наряду с закреплением изученного материала и повторением пройденного, в процессе чего активно развивается устная речь, воспитывается еще и чувство уважения друг к другу. То есть, лидеров нет, все равны. Такой метод нравится и самим ребятам, а учителям он помогает правильно распределить время и в ходе одного занятия проверить знания всех учащихся. Но самое главное, заключается в том, что учитель вместе с учениками должен посмотреть на образовательный процесс по-иному: преподавателю следует практиковаться в использовании новых структур, а самим учащимся – учиться самостоятельно думать, отвечать на поставленные вопросы, дополняя друг друга, обмениваться мнениями. Данная методика не требует изменения хода всего урока, она предусматривает применение лишь одного-двух элементов методики, которые вправе выбирать сам учитель. Причем их можно использовать и на классных часах, и на внеклассных мероприятиях, и даже на различных праздниках и вечерах.

Уроки с использованием сингапурских структур довольно интересные и познавательные. Работа в группе по четыре человека, в паре с партнером «по плечу», «по лицу» прослеживается в большинстве используемых учителями структур. Их можно применять на различных этапах урока, особенно когда идет повторение домашнего задания и закрепление темы: при общении со своими партнерами учащийся вынужден несколько раз повторить материал, что способствует его отработке и усвоению.

Использование обучающих структур сингапурской методики на различных этапах урока очень успешно. С большим удовольствием готовят они вопросы для своих одноклассников, общаются. Перемещение по классу во время урока, поиск партнера для сотрудничества оказывают положительное влияние на весь ход обучения.

Рассмотрим несколько структур сингапурской технологий:

  1. Сигнал тишины. Учитель для того чтобы привлечь внимание учащихся поднимает руку вверх и говорит Хай Файв. После этого ученики поднимают руку и прекращают разговор. Таким образом в классе образуется тишина.
  2. Round Robin. Ученики сидят в командах. Учитель задает проблемный вопрос и дает время подумать. После этого начиная с ученика под номером 1, в устной форме делятся своими мнениями, пока время не закончится. Эту структуру можно использовать по любому предмету. При обучении татарскому языку в русскоязычной группе, учитель задает вопрос, например “Татарстан какая республика?” и ученики по кругу делятся ответами.
  3. Rally Robin. В отличии Round Robin ученики делятся ответами с портнерами по плечу в определенное время. Например учитель задает вопрос: “Что мы должны делать чтобы быть здоровыми?”. Ученики делятся своими ответами.
  4. Mix-Pair-Share. Звучит музыка, учащиеся двигаются по классу. После завершения музыки встают парами. Тот, кто остался без пары поднимает руку вверх и ищет себе пару. После этого учитель задает проблемный вопрос и дает время подумать. Учащиеся делятся ответами употребляя структуры Rally Robin или Timed Pair Share в парах. Эта структура повторяется несколько раз.
  5. Timed Pair Share. Учитель задает проблемный вопрос и ученики записывают свои отверы на листочки. Звучит музыка и они передвигаются по классу. После музыка завершается и учащиеся делятся ответами по 40 минут с о своими партнерами. Сначала один ученик говорит ответы, другой благодарит за знания. Потом меняются. Структура так же повторяется несколько раз.
  6. Think-Write-Round Robin. Ученики сидят в командах. Учитель задает проблемный вопрос и дает время подумать. После ученики пишут ответы на листочках и делятся ответами по кругу пока время не закончится.
  7. All Write Round Robin. Учитель говорит тему или задает вопрос с несколькими вариантами ответов. Учащиеся по кругу говорят свои ответы. Когда из команды ученик под номером 1 говорит ответ, другие 3 ученика в это время записывают его ответ в тетрадях.
  8. Stand-n-Share. Учитель задает вопрос, который требует несколько вариантов ответа. Учащиеся пишут ответы на листочках. После этого звучит музыка и они передвигаясь по классу делятся ответами. Если у кого-нибудь встречается похожий ответ отмечают галочкой, новые ответы пишут на листосках. После благодарят друг друга.
  9. Rally Coach. Ученики седят в командах. Данная структура проводится с партнерами по плечу. Учитель дает одно задание и одну ручку на двоих. Сначала один ученик делает задания, а другой если не знает памогает или хвалит. Потом меняются и так же продолжают работать.
  10. Fan-N-Pick. Учитель раздает карточки с вопросами. Ученик под номером 1 держит картоки, ученик под номером 2 берет любую карточку, ученик номер 3 отвечает на вопрос, ученик номер 4 его хвалит. Таким образом продолжают несколько раз, меняясь ролями.
  11. Connect-Extend-Challenge – «связать-расширить-продумать» - обучающая структура, помогающая расширить знания по теме, связывая их с предыдущим опытом и продумывая возможные трудности.
  12. Mix-Freeze-Group – обучающая структура, в которой участники смешиваются под музыку, замирают, когда музыка прекращается, и объединяются в группы, количество участников в которых зависит от ответа на какой-либо вопрос.

Мы рассмотрели только несколько структур, а их очень много. Эти образовательные структуры построены на знакомых нашим учителям методах – кооперативный метод обучения, работа в малых группах, парное обучение, проектная деятельность. Они остнованы на командных формах работы, создании психологически комфорной, безопасной среды для обучающихся, испольовании разнообразных структур каак для академических целий, так и для классбилдинга (объединение класса), тимбилдинга (объединение команды). Коопервативный метод имееет продуманную систему командной работы, процесс обучения основан на поэтапности и четкости выполнения интрукции. Это приводит к дисциплиплинированности, внимательности и доведению до автоматизма выполняемых дейстий. Также появляется возможность продуктивного освоения активных форм учебного сотрудничества, формирования необходимых универсальных учебных действий, определенных Федеральным государственным образовательным стандартом.

Преимущество используемых образовательных структур в том, что продумано время, место и способ действия обучающегося, который нацелен на результат.[Мәгариф №2, февраль, 2014г. 52-53 стр.].

Прежде всего надо понять урока, а предусматривает проведение одной части новым методом – с применением одной, двух структур. Их можно применять на всех уроках, а также на внеклассных, внешкольных мероприятиях, даже на различных праздниках, вечерах.

Литература

  1. Т. Б. Алишев, А. Х. Гильмутдинов «Опыт Сингапура: создание образовательной системы мирового уровня» - 2010 г.
  2. Мәгариф №2, февраль, 2014г. 52-53 стр.