Исследовательская работа для начальных классов "значение цвета". Исследовательский проект «Цвет и дети Психология цветов научно исследовательская работа

МБОУ "Петропавловская средняя общеобразовательная школа

имени Героя Советского Союза Д.А.Жукова"

Исследовательская работа

Выполнил :

ученик 4«а» класса

МБОУ «Петропавловская СОШ»

Лопатин Игорь

Руководитель :

педагог-психолог Лопатина Л.В.

Содержание:

Введение....………………………………………………………………………3

1. Влияние цвета на человека

    Графика восприятия цвета:.....……………..……………….…………..4

    Ассоциация цвета и музыки……………………………………………6

    Изучение цвета…………………………………………………………..7

    Эмоции и цвет…………………………………………...………………8

2.Наши исследования

    Анкетирование ……………………………………………..……………….9

    Проведение разноцветной недели……………………………………...…10

    Эксперимент «Влияние цвета на здоровье и эмоциональное состояние» с помощью датчика частоты сердечных сокращений (ручной пульсометр)…………………………………………………………………..11

3.Результаты исследования…………………………………………………….….12

Заключение……………………………………………………………………….…13

Список литературы…………………………………………………………………15

Приложения …………………………………………………………………………16

Введение

Человек видит мир в цветах, цвет присутствует везде, поэтому он влияет на человека также, как и все остальное. У каждого человека есть свой любимый цвет. Но, несмотря на это, мы редко задумываемся над тем, какое значение в нашей жизни имеет цвет.
Мы не случайно начали работать над изучением данной проблемы.

На полке домашней библиотеки я обнаружил книгу Памалы Осли "Тайный цветовой код успеха и счастья " и захотел разобраться обратился к маме, чтоб выяснить как цвет влияет на настроение, на чувства, мысли и, в целом, на здоровье человека. Я также знаю мне лично нравиться зелёный цвет и мне сало интересно, что этот цвет говорит обо мне. также я захотел узнать любимые цвета моих одноклассников, так возникла идея совместно с психологом школы и соседнего класса создание разноцветной недели

Проблема : Может ли цвет влиять на настроение человека

Цель исследования : изучить сферу цветовой гаммы, на эмоциональное состояние человека

Задачи:

    Изучить имеющуюся литературу по данной теме

    Выявить, цветовое предпочтение учеников 3- 4 класса.

    разработать буклет о влияние цвета на человека

Объект исследования : эмоциональное состояние учащихся 3-4 класса.

Методы исследования : изучение литературы, сбор информации через Интернет, соцопрос, анкетирование, беседы с учащимися и взрослыми, проведение разноцветной недели.

Гипотеза - цвет может оказывать влияние на настроение человека.

    Влияние цвета на человека

Из различных источников информации я узнала следующую информацию:

Лягушка видит только движущиеся предметы. Чтобы увидеть все остальное, она должна сама начать двигаться.

Сумеречные и ночные животные (волки и другие хищные звери), почти не различают цветов.

Стрекоза хорошо различает цвета, но только нижней половиной глаз. Верхняя половина смотрит в небо, на фоне которого добыча и так хорошо заметна.

Пчелы и другие насекомые не видят красного цвета, но различают ультрафиолетовые цвета, невидимые для человека, и у многих цветов есть узоры в ультрафиолетовом диапазоне спектра.

Изучая влияние цвета на психику человека, ученые из университета Висконсина (США) предложили американским домохозяйкам попробовать кофе из четырех чашек, стоящих возле коробок коричневого, голубого, красного и желтого цвета

В итоге 75% опрошенных сказали, что кофе, стоящий близ коричневой коробки, - слишком крепок, около 85% назвали кофе из красной коробки самым ароматным и вкусным. Почти все отметили, что кофе, стоящий рядом с голубой коробкой, - мягкий, а рядом с желтой - слабый.

Кофе во всех чашках был одинаковый, но дегустаторам сообщили об этом уже после эксперимента

    Ассоциация цвета и музыки

Речь пойдет о влиянии на наш организм цвета и музыки. С точки зрения физики цвет и звук - это волны определенной частоты, влияющие на разные органы чувств: слух и зрение... Цветомузыка - сегодня явление широко распространенное.

А ведь официальным основоположником цветомузыки официально считается русский пианист и композитор Александр Скрябин. Его цветовое восприятие изображено на рисунке.

Всего на 7 цветов разделяется солнечный луч в радуге, 7 нот в октаве, 7 чакр у человека,7 желез внутренней секреции...

У каждого элемента «великолепной семерки» есть свой «напарник». На это и основаны методы цветолечения (цветотерапии) и лечения музыкой. Для лечения определенных нарушений подбирается гармоничный цвет и/или звук, который балансирует организим: либо удаляет избыток, либо восполняет недостаток.

Например, зеленый цвет балансирует расстройства в эмоциональной сфере: депрессии, бессоннице, рассеянности внимания, гневливости и раздражительности.

Если же цветовыбор напрямую связать с музыкой – то минуя перевод на вербальный язык – ответ «формулируется» на языке музыки.

Этот метод хорошо зарекомендовал себя и используется уже много лет в практике отечественных музыкальных терапевтов. В 1990- е годы в диссертационном исследовании впервые было доказано, что в субъективном выборе цвета на музыку есть объективная закономерность, которая выявляется с помощью методики звуко-цветовой симультанности (ЗЦС).

Немного позже, Элькин, в своих работах установил закономерность цвето – тональных соответствий.

Вот его таблица:

ЦВЕТА

Изучение цвета.

Открытие цвета
Цвет - это свет. К такому заключению пришел английский физик и математик Исаак Ньютон во время проведения опытов по исследованию цветового спектра. Он, находясь у себя дома в темной комнате, приоткрыл окно и пустил маленькую полоску света. Поместив стеклянную призму по ходу лучика света, он обнаружил, что свет преломляется и разбивается на шесть цветов спектра, которые становились видимыми, когда попадали на прилегающую стену.

Несколько лет спустя другой английский физик - Томас Юнг провел обратный эксперимент и установил, что шесть цветов Спектра можно свести к трем основным: зеленому, красному и синему. Затем он взял три лампы и спроецировал лучи света через фильтры этих трех цветов: зеленый, красный и синий лучи соединились в один белый луч. Юнг воссоздал свет. Он также классифицировал цвета спектра как первичные и вторичные.

Наверняка, каждый из нас хотя бы раз видел радугу и помнит знаменитую фразу: Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан?

С её помощью мы можем с легкостью назвать цвета радуги по порядку: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.

Все цвета можно разделить на три группы:

    холодные

    нейтральные

    теплые


К холодным цветам относятся оттенки фиолетового, синего и голубого. Нейтральные цвета – это оттенки зеленого, а теплые – это оттенки желтого, оранжевого и красного.
Холодные цвета не зря назвали «холодными»! Когда мы говорим о голубом , мы представляем небо, чистоту льда, равнодушие и холод. Голубой символизирует доброту, верность, постоянство. О людях благородного происхождения говорят, что они «Голубой крови».
Фиолетовый цвет говорит о тайне, мистике, благородстве и мудрости. Не зря ведьмы носят колпаки фиолетового цвета! Быть человеком, умеющим фантазировать, гораздо проще, одевшись в фиолетовую одежду.

Синий цвет ассоциируется у нас с глубиной, тишиной, спокойствием и честностью. Как говорит моя любимая героиня книги Кирстен Миллер Кики Страйк: «В синем, человек кажется воплощением честности, даже если врет на каждом шагу!» Политики часто носят синее, неужели они всегда говорят правду?
Природа, жизнь, гармония, естественность, доброта – какой цвет Вы представили? Конечно зеленый . Когда мы думаем о зеленом цвете, мы представляем лес, деревья, траву. Зеленый объединяет нас с природой, он помогает нам быть ближе друг к другу, наверное поэтому люди украшают свой дом растениями и цветами. Но я бы не советовала покрасить стены в нашем классе в зеленый цвет, в таком помещении настроиться на рабочий лад ой как не просто!
Теплые цвета могут быть даже горячими. Красный – это огонь, борьба, энергия, гнев. Человек, одевший красное, уверен в себе и может быть лидером в любой компании и испытывает потребность активно действовать и добиваться успеха;

Люди, которые предпочитают оранжевый цвет - активны, общительны, жизнерадостны и обладают отменным здоровьем. Оранжевый – цвет энергии. Это любимый цвет людей, обладающих интуицией, и страстных мечтателей.

Желтый цвет придает уверенность в своих силах, помогает легче воспринимать новые идеи, повышает познавательный интерес. Этот цвет можно использовать для детских комнат, но в небольшом количестве, иначе дети не смогут спокойно заснуть. Если вы хотите, чтобы ваши гости чувствовали себя непринужденно и веселились от души, украсьте гостиную желтыми предметами.

Цвета, которые не видно в радуге, но они всегда есть вокруг нас – это белый и черный.

Белый цвет считается «идеальным», он одновременно передает и блеск света, и холод льда. Это цвет чистоты, легкости, покоя и невинности. Белому цвету может отдать предпочтение человек с любым характером, он никого не отталкивает. Не зря медицинские работники носят белые халаты, а невесты во многих странах – белые платья.

Черный – полная противоположность белому цвету. Ночь, загадочность, бесконечность. Черный играет огромную роль в нашей жизни – он уравновешивает белый цвет. Без тьмы нет света, таково значение инь и янь. Когда нам нужна защита или когда мы ощущаем потребность в одиночестве, мы прибегаем к помощи черного цвета

Эмоции и цвет

В «Учении о цвете» И.В. Гете писал: «цвет - продукт света, вызывающий эмоции». Когда мы говорим: «почернел от горя; покраснел от гнева, позеленел от злости, посерел от страха», то не воспринимаем эти выражения буквально, а интуитивно связываем эмоциональные переживания человека, со способным выразить их цветом. Первым фактом, с которым сталкивается каждый исследователь отношения эмоции - цвет, является то, что оно не носит случайного произвольного характера, эмоции и цвет «сцеплены» между собой на очень глубокой основе. Цвета не являются знаками эмоций, способными ассоциативно вызывать или выражать то или иное чувство, они предстают перед человеком сами, как эмоции, точнее, как объективно воплощенные эмоции.

    Следуя задаче, нарисовать нечто «красивое», «приятное», «хорошее» дети 3-4-х лет, как это показано в работе В.С. Мухиной (1981), чаще всего используют светлые, яркие краски - желтую, красную, оранжевую, голубую, изумрудно-зеленую. Как указывает В.С. Мухина: «цветовое решение красивого у детей всех стран сходно: цвета в большинстве случаев теплые и уж обязательно чистые, локальные» (с. 205). Проведенный сравнительный анализ использования «неподражательных» цветов детьми разных стран показал удивительное постоянство в выборе цвета для изображения красивого и некрасивого. Дети, знакомясь с рисунками своих сверстников из других стран, безошибочно по колориту рисунка определяли, где изображено «красивое», а где «некрасивое».

    Наши исследования

    Анкетирование

Для своих экспериментов я пригласил учеников 3 класса, своих одноклассников. Среди учеников нашей школы путем анонимного анкетирования проводился социологический опрос -


Приложение 1

В анкетировании приняли участие 30 учащихся.

Вывод: После проведения исследования и изучения полученных результатов, выявилось, что ученики, которые ассоциируют себя с теплыми оттенками цветов, при ассоциации цвета друга выбирали так же теплые цвета. Аналогичная ситуация с холодными цветами. Из чего следует вывод, что энергичные, активные, быстро принимающие решения дети, склонны к общению с такими же детьми. А более спокойные, уравновешенные, вдумчивые, но склонные к сомнению дети поступают аналогично при выборе друга.

    Эксперемент с чашками чая

Предложили ребятам попробовать чай из четырех чашек, стоящих возле коробок коричневого, голубого, красного и желтого цвета

Данное тестирование я провел среди одноклассников и учащихся 3 класса

Вывод: В итоге 75% опрошенных сказали, что чай, стоящий близ коричневой коробки, - слишком крепок, около 85% назвали чай из красной коробки самым ароматным и вкусным. Почти все отметили, что чай, стоящий рядом с голубой коробкой, - мягкий, а рядом с желтой - слабый.

    Эксперимент «Прослушивание музыки с последующей ассоциацией цветового спектра»

С учащимися двух классов мы прослушали музыку и ассоциировали свой цвет

Моцарт - розовый (детство).

Бетховен -красный (борьба)

Бах - голубой, синий (созидающая духовность).

Приложение 2

Вывод: Я пришел к выводу, что спокойная приятная музыка ассоциируется яркими тонами и тёплыми, а беспокойная с холодными и тёмными тонами.

    Эксперимент «Влияние цвета на здоровье и эмоциональное состояние» с помощью датчика частоты сердечных сокращений (ручной пульсометр)

В эксперименте принимали участие только те учащиеся, которые готовы были серьезно выполнить все условия:

Например, проводилось измерение процессов, происходящих в организме, когда ребят с завязанными глазами накрывали одноцветной красной и синей тканью. Было установлено, что мы способны воспринимать цвет даже кожей:

Схема эксперимента:

- посадить участников;

-настроить;

- замерить частоту сердечных сокращений с помощью датчика частоты сердечных сокращений (ручной пульсометр)

Проанализировать ощущения, настроение и чувства участников.

Результаты исследования

Из беседы с участниками эксперимента и данных, выявленных с помощью датчика частоты сердечных сокращений, выяснили учащение частоты сердечных сокращений от красного цвета, пульс замедлялся от синего цвета.

Приложение 3

Вывод: Один и ттот же цвет по-разному воздействует. Это зависит от времени, места, настроения, эмоционального состояния человека и многих других факторов.

Заключение.

Все эти дни прошли на высоком эмоциональном подъеме. Улыбки не сходили с лиц детей и взрослых, не было в классах ссор и драк, все были очень доброжелательны и внимательны друг к другу. Да и в тетрадках было все в порядке. Несмотря на разноцветные ручки, ошибок было меньше. Хорошее настроение всегда помогает хорошо учиться!

Разноцветная неделя способствовала развитию коммуникативных навыков учащихся, сплочению классных коллективов и улучшению психологического климата в школе.


Цвет может привлекать и отталкивать, вселять чувство спокойствия и комфорта или возбуждать и тревожить. Цвета обращаются к чувствам, а не к логике человека. Мной установлено, что каждый цвет вызывает подсознательные ассоциации. Так же установлено, что уравновешенная в цветовом отношении среда привлекает, создает творческую атмосферу, успокаивает и улучшает общение людей между собой. Цвет существенно влияет на состояние человека. Цвета обращаются к чувствам, а не к логике человека, а именно:

вызывают разную реакцию:
подчеркивают качество, настроение, чувство; создают теплую или холодную среду; отражают времена года и т.д.;
имеют физиологические последствия, как положительные или отрицательные оптические раздражители;
прикасаются к ощущениям: удовлетворение, приятный внешний вид и т.п.

Цвет может привлекать и отталкивать, вселять чувство спокойствия и комфорта или возбуждать и тревожить.

Также одним из моментов изучения этой темы является то, что цвет способен закономерно выражать эмоциональное (личностно-смысловое) отношение человека к чему-то значимому и самому себе. В цвете происходит визуализация эмоционального отношения. Свойство цвета преобразовывать наше душевное состояние и сигнализировать об этом изменении имеет оборотную сторону. Если мы обозначаем кого-то (или себя) с помощью цвета, мы сообщаем этим, какое душевное состояние вызывает у нас этот объект.

Цвет – мощное средство воздействия на психику человека. И сила цвета во многом заключается в том, что он способен «обойти» защитные механизмы нашего сознания и действовать на бессознательном уровне. Поэтому в этом своем качестве он становится очень привлекательным средством для психологических манипуляций. Соответственно современный человек должен знать и понимать, как цвет воздействует на его организм и психику, чтобы лучше ориентироваться в окружающем мире.

Литература:

1. Миронова Л.Н. Цветоведение. Минск, 1984.
2. Фрумкина Р.М. Цвет, смысл, сходство. М., 1984.
3 . Ж. Агостон “Теория цвета и её применение в дизайне” М. “Мир” 1982 г.
4. Б. А. Шашлов “Цвет и цветовоспроизведение” М. “Книга” 1986 г.
5.Дженис Линдси “Все о цвете” Книжный клуб 36.6. 2012
6. Люшер М. Цвет вашего характера/Сара Д. Тайны почерка. – М.: Изд.
«Вече: Персей», 1996.
7. Драгунский В.В. Цветовой личностный тест. – М.: Изд. «Харвест»,
2000. (Серия «Библиотека практической психологии»).
8. Клар Г. Тест Люшера. Психология цвета. – М.: Изд. «Питер», 1998.
9. Люшер М. Оценка личности посредством выбора цвета. – М.: Изд.
«ЭКСМО-Пресс», 1998.
10. Фрилинг Г., Ауэр К. Человек – цвет – пространство. – М.: Изд.
«Питер», 1995.
11.http://www.iluhin.com/notes/color/index.html
12.http://www.art-granatis.ru/information/color/index.html
13.http://www.gdekakpochemu.ru/chto-takoe-cvet/

Приложение 1


Приложение 2

Приложение 3

НАУЧНОЕ ОБЩЕСТВО ОБУЧАЮЩИХСЯ

МБОУ СОШ № 23 г.ЛИПЕЦКА

Магия цвета.

Научный руководитель: Панченко М.Н.

учитель биологии

первая квалификационная категория

Оглавление.

Введение……………. ………………………………….. . .3

I . Теоретическая часть…………………….…………… . . 4

1.1 Символика цвета .................................................. ….. …4

1.2. Психология цвета ….……………………………… . . 6

II . Практическая часть………………………………… .. . .7

2.1. Тестирование . …………………… …………………. .9

2.2. Цветовое оформление класса ….. …………………10

III . Выводы……………………………………………… ..11

Список литературы………………………...……...............12

Приложения…………………………………… …………13

Научно-исследовательский проект

по биологии «Магия цвета»

Цели работы : изучение особенности воздействия цвета на работоспособность и поведение учащихся.

Задачи исследования:

1.Изучить теоретическую основу вопроса.
2.Изучить приоритетный цвет у людей разного возраста (4А, 10 классов и учителей школы).
3.Изучить влияние красного цвета на психику человека.
4.Разработать рекомендации по использованию цветовой гаммы в ученических кабинетах.

Методы исследования : наблюдение, изучение литературы, анализ различных источников, синтез, эксперимент, анкетирование.

Объект исследования: цветовая гамма.

Предмет исследования: влияние цвета на поведение учащихся, влияние возрастных особенностей на предпочтение определённого цвета.

Гипотезы исследования:

- каждый возрастной уровень имеет предпочтение определённого цвета;

Цвет оказывает влияние на поведении детей.

Практическая значимость : рекомендации для создания условий обучения школьников путём подбора цветового дизайна помещения.

ВВЕДЕНИЕ.

Каждый человек рождается с внутренним ощущением цвета, и на протяжении всей жизни имеет эмоциональную реакцию на тот или иной цвет, поэтому мы все знаем, что нам нравиться и что – нет. Выбор цвета – это только вопрос использования этой реакции, назовём её вашим собственным ощущением стиля, допуская, что она столь же правомерна, сколь и вкус любого человека. Верите вы или нет, но цвет вашей одежды может помочь получить повышение по службе, убедить в споре, вызвать друзей на откровенный разговор? Цвета одежды могут придавать нам уверенность, силу или наоборот, создавать чувство неловкости. Это относится не только к области одежды, но также к убранству вашего дома, рекламе. Цвета в доме поощряют или препятствуют семейной беседе и даже могут вызвать бессонницу. Цвета упаковки неназойливо сообщат, что внутри находится полезный, дорогой или хрупкий предмет. Задайтесь вопросом, почему гости скучали до зевоты на вашей вечеринке? Может быть, дело не в компании, а в том, что стены вашей гостиной выкрашены в цвет лаванды, то есть в цвет, который приглашает подремать и “отключиться”. Поскольку цвет подсознательно влияет на поведение людей, есть смысл разобраться, как и почему возникают те или иные реакции на цвет? В проекте мы постараемся подробно объяснить наши физические реакций на цвет с одновременным изложением типичных психологических ассоциаций.

1. Теоретическая часть

1.1.Символика цвета. С тех незапамятных времен, когда человек обрел способность восприятия красоты окружающего мира, внимание его приковали к себе волшебство цвета.

Красный. Люди с древности проявляли особое пристрастие к красному цвету. Во многих языках одно и то же слово обозначает красный цвет и вообще все красивое, прекрасное. У полинезийцев слово "красный" является синонимом слова "возлюбленный". В Китае об искреннем, откровенном человеке говорят "красное сердце", тогда как сердце дурного, коварного человека черно. Красный цвет, прежде всего, ассоциируется с кровью и огнем. Его символические значения очень многообразны и противоречивы. Красное символизирует радость, красоту, любовь и полноту жизни, а с другой стороны – вражду, месть, войну, связывается с агрессивностью и плотскими желаниями. Красный является основным геральдическим цветом. На знаменах он символизирует бунт, революцию, борьбу, независимость. Интересно, что у многих племен Африки, Америки и Австралии воины, готовясь к схватке, раскрашивали тело и лицо в красный цвет. Карфагенцы и спартанцы носили во время войны красную одежду. Красному цвету приписывались также целительные свойства, способность противостоять сглазу и колдовству, от нечистой силы и дурного глаза помогают красные нити, ткани, кораллы, цветы и растения. Китайцы привязывали что-нибудь красное детям к кисти руки, приучая их смотреть на этот цвет как на лучшее предохранительное средство от злых духов. Во многих странах женщины обвязывают кисти рук красной ниткой, чтобы они не болели, и никто не сглазил. Красное обозначает также власть, величие. В Византии только императрица имела право носить красные сапожки. Император подписывался пурпурными чернилами, восседал на пурпурном троне. У многих народов красный цвет символизирует юг, пламя и жару.

Белый цвет символизирует чистоту, незапятнанность, невинность, добродетель, радость. Он ассоциируется с дневным светом и небесными светилами, а также с производящей силой, которая воплощена в молоке и яйце. С белизной связано представление об общепринятом, законном, истинном. В христианской традиции белое обозначает родство с божественным светом. В белом изображаются ангелы, святые и праведники. Византийские писатели говорили о белизне истины. У некоторых народов белую одежду носили цари и жрецы, что символизировало торжественность и величие. В литовском языке "белые люди" – это честные люди, в венгерском "белый народ" – женщины. На Руси "белый" обозначало, вольный, благородный, праведный: "белая Русь", "белый царь", "белые крестьяне" свободные от всех податей, "белая земля" – церковная земля, "белый свет". Этот свет противостоит загробному миру, как белый день черной ночи. Однако белый цвет может получать и противоположное значение. Славяне одевали своих мертвецов в белую одежду и покрывали белым саваном. У некоторых племен Африки и Австралии принято раскрашивать тело белой краской после кончины кого-нибудь из близких. В Китае и некоторых других странах Азии и Африки белый является цветом траура. В старину белый траур использовался и у славян. Древние греки на ночь всегда надевали белое белье, чтобы увидеть хорошие сны. В Индии, Китае и Японии белый цвет символизирует смерть, поскольку отождествляется с ангелами и небесами. В белой одежде являлись людям призраки и привидения. "Белым человеком" называли на Брянщине домового.

Черный цвет символизирует несчастье, горе, траур, гибель всего, что движется и дышит. Черное ассоциируется с мраком и землей и является подлинной эмблемой всего скрытого, тайного и неизвестного. У многих народов чернота связывается с ночью, а ночь – со злом и колдовством. Ночью человеческая жизнь подвергается наибольшей опасности.

В древней Мексике при ритуальном жертвоприношении человека лица и руки жрецов были окрашены в черный цвет. Черные глаза и поныне считаются опасными, завистливыми. В черное одеты зловещие персонажи, появление которых предвещает смерть. По предположению английского этнолога В. Тэрнера, черный цвет, часто обозначающий смерть, обморок, сон или тьму, связывается с бессознательным состоянием, с опытом помрачения, затемнения сознания. У арабов выражение "чернота глаз" означает возлюбленную, " чернота сердца" – любовь. Таким образом, черное может иметь и благоприятное значение. Оно воспринимается так, например, в засушливых районах Африки, где мало воды и черные тучи сулят плодородие и изобилие. Духам хранителям, посылающим дождь, приносят в жертву черных быков, коз или птиц, а жрецы при этом тоже облачаются в черное.

Желтый цвет производит на зрителя теплое и приятное впечатление. Желтая поверхность как бы испускает из себя свет и почти осязаемо приближается к зрителю. С другой стороны, желтый беспокоит, возбуждает воображение и, в конечном счете, действует подавляюще на психику. Особенно неприятное впечатление производит грязно-желтая поверхность. Желтый – цвет золота, которое с древности воспринималось как застывший солнечный свет. Это цвет осени, цвет зрелых колосьев и увядших листьев, “о также и цвет болезни, смерти, потустороннего мира. У многих народов женщины отдавали предпочтение желтой одежде. Нередко желтый цвет служил также отличительным признаком знатных особ высших сословий. Например, монгольские ламы носят желтую одежду с красным поясом. С другой стороны, у некоторых народов Азии желтый цвет является цветом траура, скорби, печали. Согласно текстам сербских заговоров, болезни уносятся желтым человеком, желтой собакой или желтым петухом. В Европе желтый или желто-черный флаг обозначал карантин, а желтый крест – чуму. У нас желтый считается цветом ревности, измены, а на Тибете ревность называли буквально "желтый глаз". Вспомним также "желтую прессу" и "желтый дом".

Синий – это цвет неба и моря. Он совмещает в себе какое-то противоречие возбуждения и покоя, вызывает ощущение холода и напоминает о тени. Синяя поверхность кажется удаляющейся от человека, увлекает взгляд в глубину. У многих народов синий цвет символизировал небо и вечность. В христианской культуре он ассоциируется с непостижимыми тайнами, с вечной божественной истиной. Для романтиков синий цвет мечты и тоски по неземному идеалу. Синий может также символизировать доброту, верность, постоянство, расположение, а в языке геральдики обозначает целомудрие, честность, добрую славу и верность. "Голубая кровь" говорит о благородном происхождении. Он считался траурным в древнем Египте и у некоторых народов Америки, французы называют ужас "синим страхом" (вспомним сказку о "Синей бороде"). У славянских народов синий служил символом печали, горя, ассоциировался с бесовским миром.

Зеленый. Зеленый – цвет травы и листьев. У многих народов символизировал юность, надежду и веселье, хотя порой и незрелость, недостаточное совершенство. Зеленый цвет предельно материален и действует успокаивающе, но может производить и угнетающее впечатление (не случайно тоску называют "зеленой", а сам человек от злости "зеленеет").

1.2. Психология цвета.

Поскольку цвет подсознательно влияет на поведение людей, есть смысл разобраться, как и почему возникают те или иные реакции на цвет. Далее следует подробное объяснение наших физических реакций на каждый цвет с одновременным изложением типичных психологических ассоциаций. Также приводятся советы, как наилучшим образом использовать эту информацию в художественных, деловых и бытовых ситуациях.

Красный цвет говорит об опасности, возбуждении, страсти, силе, агрессии и успехе. Это не только эмоциональная, но и физиологическая реакция. Красный цвет вызывает шок, он целиком захватывает внимание и требует усилий для восприятия. Сосредоточение на красном цвете приводит к повышению пульса и кровяного давления. Никогда не задумывались, почему многие рестораны быстрого питания выкрашены в красный? Этот цвет активирует слюнные железы, что приводит к появлению чувства голода и утомляет глаза, заставляя нас, есть больше, а затем быстрее покидать помещение. Благодаря своему мощному воздействию на вашу нервную систему красный может сделать вас непоседливым и неустанным. Хозяева казино заметили, что при красном цвете люди делают больше ставок и играют рисковее, и поэтому его используют в секторах, где играют по-крупному. Красный побуждает людей к быстрым решениям. Красный цвет также наполняет энергией и храбростью, дает ощущение силы, благодаря которой можно выполнить намеченное. Вот почему политики часто носят красные галстуки, особенно перед президентскими выборами. Красный вызывает сильные эмоции, и страсть в том числе. Но в домашнем декоре на красный цвет накладываются ограничения: используйте его только в тех комнатах, в которых вы собираетесь работать или проводить время в беседах, - в гостиных (если вы используете красный цвет для обеденной комнаты, будьте готовы к тому, что гости будут съедать в два раза больше). Красный цвет предпочтительней для проходных помещений, где вам не нужно проводить много времени - в холлах и коридорах. В детской он может привести к бессоннице. Красный захватывает внимание и выдвигает окрашенные в него объекты на передний план. Красный - первый цвет, который вы потеряете из виду в сумерках; он не различим на больших расстояниях.

Желтый. Психологи утверждают, что желтый цвет - самый счастливый цвет спектра, он внушает оптимизм и радость. Ассоциация с солнцем наделяет желтый особой аурой, обозначает мудрость, интеллект, воображение, склонность к спонтанности. Желтый цвет мгновенно регистрируется мозгом, стимулируя его работу и нервную систему. Высокая степень видимости желтого цвета способствует быстрому, четкому мышлению. Желтый "оживляет" другие цвета, превращая горячие гаммы в ослепительные и возвращая прохладные цвета к жизни. Вот почему этот цвет является фаворитом в домашнем интерьере, наполняя любую комнату теплом и светом. Наиболее частое применение желтый находит на кухне и в столовой - он способствует повышению аппетита. В малых дозах желтый цвет способствует созданию счастливой атмосферы к дружеским беседам, однако продолжительное соседство с ярко-лимонным цветом может вызвать мозговое перевозбуждение и беспокойство. Желтый цвет - самый счастливый цвет, он олицетворяет тепло, оптимизм и радость. Желтый активно выступает в пространство, и поэтому считается самым заметным цветом; его предпочитают для дорожных знаков и различного рода упаковок. Желтый цвет стимулирует ясное мышление. Желтый цвет активизирует другие цвета, делая горячие гаммы сияющими и оживляя прохладные цвета. Обилие желтого может утомить. Его приглушенные тона располагают к общению, а золотистые связаны с представлением о богатстве.

Зеленый. Этот цвет связан с представлениями о жизни и росте, считается расслабляющим, обладает целительными свойствами, способностью успокаивать и освежать. Чем больше приглушен зеленый цвет, тем выше его успокаивающие свойства. Это одна из причин, почему стены больниц красят в цвета морской пены. Насыщенно-зеленый - это цвет взрослых деревьев, высоких и устойчивых. Этот цвет часто встречается в офисах адвокатов и финансистов. И вообще, это же цвет денег! Оливковый цвет ассоциируется с властью, он используется военными, тогда как цвет зеленой травы вызывает представление о новой жизни и росте, символизирует плодородие. Оттенки зеленого могут гармонично использоваться в домашнем декоре. Ярко-зеленый принесет в дом ощущение пульса природной, естественной, жизни и "откроет" интерьер в окружающий дом парк. Зеленые гаммы освежающие, что делает их незаменимыми на кухнях. Бледно-зеленый цвет вызывает ощущение приятного ясного чувства, он идеален в укромных уголках дома - в ванных и спальнях. В зеленом цвете сочетаются смиренность, утонченность и ощущение антисептической чистоты, поэтому его используют в убранстве курортов. Оттенки зеленого дают ощущение чистоты и свежести, они особенно популярны на коробках для косметики. И вообще товары в зеленой упаковке воспринимаются как экологически чистые. Бледно-зеленый - успокаивающий и расслабляющий цвет. Он способствует улучшению зрения. Темно-зеленые цвета ассоциируются со стабильностью и ростом. Во всем мире зеленый цвет является символом безопасности. Поэтому принят для обозначения начала движения в светофорах. Люди, предпочитающие зеленый цвет, надежный и великодушный.

Голубой, синий. Если голубой ваш любимый цвет, то вы из хорошей компании. Голубой - наиболее любимый из всех цветов. Действительно, если упорно смотреть на голубой цвет, то это приводит к снижению частоты пульса и дыхания и на какое-то время снижает кровяное давление. До изобретения холодильников, когда продукты хранили на кухнях и в кладовых, эти помещения красили в цвет кобальта для отпугивания насекомых, которые, как замечено, избегают голубого. Голубой цвет на кухнях популярен и в наше время. Во время предвыборной кампании политики, желая внушить доверие, часто надевают костюмы синего цвета. Ярко-голубые цвета идеальны для нарядов, которые вы можете надеть на вечеринку или светский прием, в этом случае вам достанутся все последние сплетни, потому что с вами будут более откровенны, нежели с другими. Темно-голубые тона соотносятся с высоким социальным статусом, стабильностью и достоинством. В домашнем декоре темно-синие тона придадут комнатному пространству царственный вид и создадут серьезную атмосферу, тогда как более светлые и яркие голубые тома придадут ей очарование. Замечено, что голубой цвет ассоциируется со сладким вкусом, вот поэтому его часто используют на упаковках сахара и других сладостей. Люди работают более продуктивно в помещениях голубого цвета, и исследования подтвердили, что штангисты поднимают веса больше, если делают упражнения в спортзалах, которые выкрашены в голубые тона. Почти все наши ассоциации с голубым имеют положительный характер, что подтверждает его ободряющий и умиротворяющий характер. Голубой может раздвигать пространство, и кажется, что время в его присутствии течет медленнее.

Белый цвет ассоциируется с чистотой, невинностью, добродетельностью и верностью. Неудивительно, что он популярен на свадьбах. До появления стиральных машин только состоятельные люди могли себе позволить одежду белого цвета. Подразумевалось, что человек в одежде белого цвета имеет высокое социальное положение - ему не приходится заниматься грязным ручным трудом. Белый цвет символизирует истину и справедливость. С детства мы знаем, что "рыцарь в белом" всегда придет на помощь. В старых добрых вестернах хорошие парни всегда носили белые шляпы, а плохие - черные. Медицинские приборы чаще всего имеют белый цвет, так, видимо, акцентируется стерильность и чистота, присущая учреждениям здравоохранения. На ум приходят белые халаты персонала, белые бинты и вата. Хотя белый относится к нейтральным цветам, он считается холодным, так как ассоциируется со снегами и льдами. Белый часто используют для выражения стерильности и безопасности. В международном праве флаг белого цвета считается призывом к перемирию. Белый используют на упаковках молочных продуктов и рафинадов. Черный - наиболее авторитарный и подавляющий цвет спектра. Он ассоциируется со смертью и тьмой, создает тревожное ощущение неизвестности. Люди опасаются, что мир может исчезнуть в черной дыре, а если уж черный кот перейдет дорогу, то жди беды. Порождаемое черным цветом впечатление наделено большой силой. Охранники, телохранители предпочитают форму черного цвета. Дорогие лимузины обычно черного цвета, это призвано внушить, что находящиеся в машине - важные персоны. Недавний статистический анализ игр в американском футболе выявил интересную закономерность: судьи чаще наказывают команду, выступающую в форме черного цвета, поскольку ее игроки кажутся судьям более агрессивными. Если на пригласительных, на прием указано "черный галстук", то этим подчеркивается важность мероприятия и передается информация, что костюм должен быть строгим, поскольку встреча будет носить официальный характер. Черный цвет авторитарен и в больших дозах может произвести впечатление агрессивности. Черный цвет считается консервативным и внушающим уважение. Людям кажется, что фигуры черного цвета весят больше, чем такие же фигуры белого цвета.

2. Практическая часть

2.1. Тестирование .

Мы решили проверить свою первую гипотезу, что каждый возрастной уровень имеет предпочтение определённого цвета.

Для этого было проведено тестирование среди 4А,10 классов и учителей школы. Вопрос: какой цвет вам нравится? (приложение 1)

Учащиеся 4А класса предпочитают зеленый, фиолетовый, красный цвета.

Красный выражает жизненную силу, активность, означает всевозможные склонности и устремления получать результаты и добиваться успеха, импульсивность, волю к победе.

Синий означает полное спокойствие, довольство, умиротворенность. Он олицетворяет собой узы, которыми человек связывает себя с окружающими; объединение, чувство общности.

Красный - синий – гармония и активность в сотрудничестве, эмоциональная удовлетворенность, сотрудничество и взаимопонимание на благо созидания (приложение 2)

Учащиеся 10 класса предпочитают черный, голубой и красный цвета.

Красный цвет олицетворяет могущество, он всегда добивается того, чего хочет. Он всегда в движении, всегда источник энергии. Он символизирует страсть, возбуждает страстность, т.е. страстно любит, страстно ненавидит и страстно верит. Ему свойственна максимальность в чувствах. Черный всегда скрывает в себе все, что несет; он “загадочен”. Он связан с любопытством, он притягивает к себе, пугает. Черный цвет всегда бросает вызов, чтобы человек попытался освободить свою сущность, то есть человек должен пройти через черное, чтобы познать, как много в нем белого. Красный -черный – драматизация, импульсивные чрезмерные желания (приложение 3)

Педагоги школы предпочитают синий, красный, зеленый цвета.

Люди, предпочитающие синий цвет , стараются все привести в порядок, систематизировать. Они всегда имеют собственную точку зрения; преданы тому, что делают.

Синий цвет – это постоянство, упорство, настойчивость, преданность, самоотверженность, серьезность, строгость (приложение 4)

2.2 . Цветовое оформление класса.

Так каким же цветам рекомендуется отдавать предпочтение при оформлении класса ?

При выборе цвета интерьера существует лишь одно правило: подбирая гамму для нового дизайна своей комнаты, помните, что цвет должен давать энергию, которой вам не хватает. Лучше использовать желтые тона, но в небольших количествах. Большие дозы желтого порождают излишнюю алчность, а небольшие - стимулируют мозговую деятельность и повышают эффективность умственного труда. Умеренные дозы желтого способствуют успеху переговоров, поскольку стимулируют стремление к поиску компромиссов. Коричнево желтый объединяется легкость желтого и тяжесть коричневого . Потребность в счастливом и полном, наслаждение положением. Желто коричневый цвет трудолюбия и строгости. Кремовый оказывает мягкое воздействие, расширяет пространство, облегчает восприятие действительности, дает уверенность, что все будет в порядке. Желтый - коричневый – неограниченная свобода, существование безо всяких проблем и обязанностей, полная внутренняя безопасность. Синий успокаивает, охлаждает, расслабляет и умиротворяет.

Вывод: цветовое оформление класса подобрано, верно, и характеристика цвета это подтверждает.

3. Выводы.

Как известно, цвета обладают психологическим действием. Можно, конечно, этого и не учитывать, но недолго и впросак попасть. Психология цвета конкретна и действует независимо от моды на всех людей одинаково. Поэтому, создавая свой образ на фотографии, свой личный имидж или интерьер, постарайтесь, чтобы цвет соответствовал тому настроению, который необходим при создании образа. В настоящее время учеными делаются активные попытки использовать влияние цвета на психофизиологию человека в коммерческих и бытовых целях. При этом, как уже отмечалось, каждый человек воспринимает цвет по-своему. Поэтому декораторы и дизайнеры, конструируя интерьер помещений, всегда должны учитывать социально-демографические особенности - пол, возраст, профессию и т.д. Однако имеются и некоторые общие характеристики воздействия цветов на человека. Преобладание какого-либо цвета (или сочетания цветов) в оформлении помещения создает определенную эмоционально-деловую среду. Немногие бизнесмены знают, что цветовая гамма интерьера воздействует на подсознание человека. Причем не только на работоспособность сотрудников, но и на результаты деловых переговоров.

1. Изучение соответствующей литературы показало, что каждый цвет имеет свою символику и свои психологические особенности.

Зелёный – цвет надежды, естественности и свежести. Зелёный цвет успокаивает, а его обилие может вызывать депрессию, "тоску зелёную". Белый – цвет невинности и чистоты. Люди, которых притягивает белый цвет, постоянно находятся в поисках самих себя и стремятся к совершенству.

Чёрный – цвет тайны, печали, зла и смерти. Одеваться в чёрное предпочитают творческие личности, философы жизни.

Жёлтый цвет возбуждает и создаёт хорошее настроение. Люди, которых привлекает жёлтый цвет, открыты для всего нового. Они обладают хорошими аналитическими способностями и острым умом.

Синий успокаивает, охлаждает, расслабляет и умиротворяет. Любовь к синему цвету говорит о совестливости и честности.

Красный – цвет жизни, радости, силы и здоровья. Люди, предпочитающие красный – импульсивны, энергичны – это истинные любители дискуссий и споров.

2. В зависимости от возраста каждый человек отдаёт предпочтение определённому цвету:

4А класс зеленый, фиолетовый, красный, что говорит об активности этого возраста и желании добиться успеха.

10 класс - черный, голубой и красный, что говорит о драматичности и импульсивности этого возраста.

Взрослые люди - синий, красный и зеленый, что говорит о наличии своей точки зрения на всё, что их окружает, добросовестности и строгости.

Литература

1. Андреева К.В. Связь предпочтения цвета с Я-концепцией // Прикладная психология. 1999. № 6.

2. Базыма Б.А., Кутько И.И. Цветовые предпочтения подростков с акцентуациями характера // Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 1997. № 1.

3. Базыма Б.А. Цвет и психика. Монография. - Харьков, 2001.

4. Баранов Д.А. Эмоциональный Цвет. Эмоциональный компонент в психологической структуре цвета. - Самара: СамГПУ, 1996.

5. Будникова Ю.Ю. Слонимский Э.М. О некоторых взаимосвязях цвета и состояния человека. – М.: Солярис, 2004.

6. Конова О.А. Влияние цвета на эмоциональное состояние человека. – М.: Инфра-М, 2003.

7. Люшер М. Сигналы личности. - Воронеж, 1998.

8. Нестерчук В.А. Введение в психосемантику цвета. - Самара: СамГПУ, 2000.

9. Огнев П.А. Психологическое воздействие цвета. – СПБ.: Парус, 2004.

10. Попов А.Д. Цвет как фактор психической регуляции // Прикладная психология, 2000. № 4.

11. Цойгнер Г.В. Учение о цвете. – М.: Проспект, 2004.

12. Чемоданова Л.Б. Исследование эмоционального состояния группы: метод взаимного цветового оценивания // Вопросы психологии. 2000. № 3.

13. Яньшин В.В. Цвет как фактор психической регуляции // Московский психологический журнал. 2003. №2.

14. Яньшин В.В. Индивидуальные различия и характеристики цветового восприятия. Коллективная монография / Под ред. Е.Д. Хомской, В.А. Москвина. - Оренбург: ООИПКРО, 2000.

Приложение 1.

Таблица. Результаты анкетирования.

Приложение 2.

Выбор цвета обучающимися 4А класса.

Приложение 3.

Выбор цвета обучающимися 10 класса.

Приложение 4.

Выбор цвета педагогами школы.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Госконзаводская средняя общеобразовательная школа»

Исследовательская работа

«Цветное настроение»

Выполнил:

ученик 3 класса

Садиев Данил.

Руководитель:

Фарахетдинова Л. И.

учитель началных классов

высшая квалификационная

2013 – 2014 учебный год

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………2

Теоретическая часть……………………………………………………………..4

    Что такое цвет………………………………………………....………….4

    Как возникает цвет.……………………………………………………....4

    Характеристика цветов..……………………………………………..….. 4

    Использование цветов в жизни………………………………………..…9

    Использование характеристик цветов в повседневной речи………...10

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ…………………………………..………………….11

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………..………..12

ЛИТЕРАТУРА ……………………………………..……………………..…….13

Введение

Человек видит мир в цветах, цвет присутствует везде, поэтому он влияет на человека так же, как и все остальное. У каждого человека есть свой любимый цвет. Но, несмотря на это, мы редко задумываемся над тем, какое значение в нашей жизни имеет цвет.

Цвет – это дар самой природы. Без него жизнь была бы скучной и неинтересной.

Мы не случайно начали работать над изучением данной проблемы. Оказывается, ещё в древности люди верили, что цвет обладает магической силой. С тех пор ученые провели многочисленные исследования, которые подтвердили тот факт, что цвет оказывает воздействие на настроение, на чувства, мысли и, в целом, на здоровье человека.

Цель работы: изучение роли и особенности влияния цвета на настроение человека.

Задачи исследования:

    изучить литературу по данной теме;

    изучить приоритетный цвет у учащихся начальной школы и их родителей.

    сделать выводы, подвести итоги исследования.

Методы исследования: наблюдение, изучение литературы, анализ различных источников, анкетирование.

Объект исследования : цветовая гамма.

Предмет исследования: влияние цвета на настроение учащихся, влияние возрастных особенностей на предпочтение определённого цвета.

Гипотезы исследования:

    каждый возрастной уровень имеет предпочтение определённого цвета;

    цвет оказывает влияние на настроение людей.

Теоретическая часть

1.Что такое цвет

Цвет - это свойство объектов.

Цветное – то, что окрашено в какой-либо цвет, имеет не белую и не черную окраску. (Толковый словарь rulib.Info)

Цвет - это просто свет, без которого никто из нас не может жить. Клетки наших тел реагируют как на цвет, так и на недостаток цвета; цвет оказывает влияние на наше физическое, умственное и душевное состояние. Например, при сиянии солнца мы испытываем благоговение, а при виде радуги - надежду.

2. Как возникает цвет

Для того, чтобы изучить влияние цвета на человека, необходимо разобраться каким образом он возникает. Свет, излучаемый Солнцем, называется белым цветом. Но в действительности белый цвет – это смесь разных цветов. Это можно обнаружить, если посмотреть через стеклянную призму. Свет, проходя через нее, распадается на различные цвета: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.

3. Характеристика цветов

Цвета подразделяют на хроматические, т. е. цветные, и ахроматические (белые, черные и все серые). Качественная характеристика хроматического цвета - цветовой тон, светлота, насыщенность, яркость.

Цветовой тон определяет название цвета: зеленый, красный, желтый, синий и др.

Светлота характеризует , насколько тот или иной хроматический цвет светлее или темнее другого цвета или насколько данный цвет близок к белому.

Насыщенность – это степень чистоты цвета. Чем больше цвет похож на эталонный, тем более он будет насыщен. Чем больше в цвет прибавляется серого, тем менее он насыщен.

Яркость - это степень присутствия в каком-либо цвете черного или белого. Сначала красный цвет почти черный, но по мере добавления к нему белого, светлеет и постепенно переходит в розовый, а затем и вовсе переходит в белый.)

Так же цвета подразделяются на теплые и холодные.

Теплые цвета – это цвета огня, солнца, всего двух источников света и тепла на Земле.

К группе теплых цветов относятся: желтый, желто-оранжевый, оранжевый, красный, охра, охристо-коричневый, кофейный, бордовый, красно-коричневый, темно-коричневый цвета, а также огромное количество оттенков, содержащих в себе солнечные, пламенные цвета и их оттенки: желтый, оранжевый, красный.

Эти цвета олицетворяют собой добро, радость, благородство души, душевную щедрость все то лучшее, к чему стремится человек в жизни. Наверное, в вязи с этим положительные герои сказок, фантастики, мультфильмов изображаются всегда в одеждах теплых цветов.

К группе холодных цветов относятся: зеленый, зелено-синий, голубой, синий, сиреневый, фиолетовый и все остальные оттенки, имеющие в себе присутствие основных холодных цветов – зеленого, синего, фиолетового.

Эти цвета несут противоположное теплым цветам эмоциональное значение. Они олицетворяют бескрайний голубой простор небес, синюю тень, сиреневые сумерки, темно-синюю ночь, темный непроходимый лес. Холодные цвета вызывают эмоциональное ощущение холода, пустоты, печали, трагичности. В связи с ночным, теневым происхождением холодные краски выглядят очень таинственно и загадочно. Данные цвета используются при создании художественных образов сказочно-фантастических героев, и не всегда добрых. Это Леший, трехглавый Змей Горыныч, Кикимора, привидения. Музыка этих героев всегда печальна, тревожна, взволнованна.

Красный.

Красный цвет наиболее активный. Это насыщенный, тяжелый, горячий, яркий цвет. Он символизирует любовь, власть, огонь, войну. Светлые оттенки красного действуют возбуждающе, темные придают солидность.

У китайцев красный цвет - символ удачи, счастья, благородства. Стимулирует, снабжает очень сильной, но достаточно грубой энергией. Способствует активности, уверенности. В больших количествах может провоцировать ярость, гнев.

Физиология: стимулирует нервную систему, высвобождает адреналин, улучшает кровообращение, повышает количество красных телец в крови.

Психология: наделяет чувством безопасности, уверенностью в завтрашнем дне, помогает проще справиться с неприятностями. Формирует лидера.

Оранжевый.

Оранжевый цвет малонасыщенный, теплый, легкий. Действует возбуждающе. Оранжевый цвет стимулирует эмоциональную сферу, создает ощущение благополучия и веселья. Он символизирует наслаждение, праздник, благородство.

Высвобождает эмоции, поднимает самооценку, учит прощать. Отличный антидепрессант, способствует хорошему настроению. Пастельные оттенки (абрикосовый, персиковый) восстанавливают нервные затраты.

Физиология: находится между красным и желтым цветами спектра, поэтому обладает свойствами этих двух цветов. Наделяет энергией как красный и способствует мыслительному процессу, как желтый цвет.

Психология: очищает от неприятных ощущений, помогает принять негативные события в жизни (например, разрыв отношений или потеря близкого человека), помогает простить другого человека, отпустить неразрешимую ситуацию. Если вы находитесь в тупике и боитесь перемен, которые откроют новые горизонты в жизни, обратитесь к оранжевому цвету.

Желтый.

Желтый цвет теплый, легкий, яркий, струящийся, радостный. Он вызывает приятные ощущения и символизирует движение, радость и веселье. Желтый цвет способствует активизации умственной деятельности. Желтый - долго сохраняется в памяти. Радостный, стимулирующий цвет. Его ассоциируют с интеллектом и выразительностью. Он увеличивает концентрацию, организует, улучшает память, способствует справедливому и быстрому принятию решений.

Желтый цвет помогает принимать новые идеи и точки зрения других людей. Это цвет оптимизма.

Физиология: хорошо лечит пищеварительную систему, обеспечивает ее работу. В основном воздействует на течение желчи, которая играет роль в поглощении и переваривании жиров. Улучшает память.

Психология: приводит чувства в движение, освобождает от негатива, который подрывает уверенность в своих силах. Помогает легче воспринимать новые идеи и принимать различные точки зрения. Он способствует лучшей самоорганизации и концентрации мысли. Для детей: повышает познавательный интерес. Можно использовать для детских комнат, но в ограниченном количестве, иначе дети не смогут спокойно заснуть.

Зеленый.

Зеленый цвет насыщенный, спокойный, свежий, нежный, живой. Действует успокаивающе. Он символизирует мир, покой, любовь, спасение.

Зеленый цвет любят в Мексике, Австралии, Ирландии и Египте. В Китае зеленый цвет символизирует роскошную жизнь и молодость; в Индии - мир и надежду.

Жизнь, рост, гармония. Он объединяет нас с природой и помогает быть ближе друг к другу.

Физиология: помогает при негативных состояниях: неуравновешенность, злоба, грубость, скованность в эмоциях и чувствах.

Психология: когда вам недостает зеленого цвета, вы лишаетесь гармонии. Не рекомендуется в случае, если вам надо быстро принимать решения, так как зеленый расслабляет.

Голубой.

Голубой цвет слабонасыщенный, легкий, воздушный, прохладный, спокойный, слегка пассивный. Он символизирует чистоту, разум, постоянство и нежность. Если же голубого цвета слишком много, это может вызвать лень, апатию.

Голубой цвет считается цветом креативности, его рекомендуют для учебных аудиторий или кабинетов. Бирюзовый оттенок способствует общению.

Физиология: помогает при бессоннице - поможет заснуть, так как действует расслабляюще. Имеет вяжущее и противовоспалительное действие.

Психология: помогает при негативных психических состояниях: застенчивость, страх говорить, плохие отношения.

Синий.

Синий цвет очень насыщенный и очень холодный. Он тяжелый, строгий, таинственный, чистый. Первое чувство, которое он вызывает, - это чувство настороженности. Синий цвет символизирует вселенную, космос.

Успокаивающий цвет. Он способствует физическому и умственному расслаблению, создает атмосферу безопасности и доверия.

Физиология: лечит глухоту, катаракту, кровотечения, бессонницу. Является анестетиком. Помогает при ангинах, ревматизмах. Воздействует на эндокринную систему.

Психология: развивает психические способности. Очищает мышление, освобождает от тревог и страхов, позволяет услышать внутренний голос и принять правильное решение (интуиция).

Фиолетовый

Фиолетовый цвет насыщенный, холодный, тяжелый, спокойный, таинственный. Он символизирует мудрость, зрелость, высший разум. Фиолетовый цвет легко подавляется другими цветами, но сам по себе фиолетовый цвет глубокий и выразительный. Он придает одежде торжественный и роскошный вид. В большом количестве фиолетовый цвет вызывает меланхолию.

Этот цвет с артистизмом, великими идеями, интуицией. Он способствует вдохновению, состраданию, чувствительности.

Величественный цвет, всегда присутствовавший в одежде королей и духовенства. Это цвет вдохновения, который свойственен целителям и творческим личностям. Он поможет научиться принимать все происходящее с вами со спокойным сердцем, успокоить душу и напитать ее энергией вдохновения. Фиолетовый цвет объединяет тело и мышление, материальные потребности с потребностями души.

Физиология: лечит физиологические заболевания: сотрясение мозга, эпилепсия, невралгия, рассеянный склероз.

Психология: помогает при негативных психических состояниях: невроз, потеря веры, отчаяние, потеря самоуважения.

4. Использование цветов в жизни

Цвет используется в профессиональной деятельности художниками, дизайнерами, полиграфистами, светотехниками, химиками, геологами, работниками кино и телевидения, фотографами, модельерами, медиками.Это не просто интересная проблема, но и одно из условий решения конкретных практических задач. Исходя из этого, каждый специалист применяет цвет в его определенной функции. Для одной группы людей важны эстетические функции цвета, его способность гармонизировать окружающую действительность. Для другой группы основополагающей является информационная сущность цвета, те значения, которые заложены в нем человечеством. Третьи, например, психологи, применяют цвет как средство психодиагностики и терапии. Причем в данном случае лечение будет без побочных эффектов.

По сей день люди используют осознанно или нет магическое воздействие цветов в повседневной жизни.

Приведем несколько примеров использования цветов в прошлые века и в наши дни.

Красный- цвет лидеров, опасности, любви

В древнем Риме это цвет знати и императоров Рима. Только они могли носить одежду красного цвета.

Красный флаг в Британском военно-морском флоте существует с 17 века и символизирует "вызов на бой".

В наши дни этот цвет используют для предупреждения об опасности, например запрещающие дорожные знаки. Использование в открытках красной розы или сердца символизирует признание в любви.

Синий- цвет неба и моря, символ высоты и глубины. Постоянство, преданность, правосудие.

По сей день форма летчиков и моряков синего цвета. А когда мы собираемся включить холодную воду, то не задумываясь поворачиваем синий вентиль.

5. Использование характеристик цветов в повседневной речи.

Так же в своей повседневной речи, мы часто используем выражения, которые используются уже многое годы, и произнося их мы уже не задумываемся почему именно этот цвет употреблен в данном выражении.

Например «Смотреть сквозь розовые очки», человек «голубых кровей», наступили «черные дни», «красный день календаря», «белая ворона». Все эти выражения издавна вошли в нашу речь, и употребляя их мы не задумываемся, что розовый цвет свидетельствует о радостном восприятии всего окружающего, а голубой о спокойствии, разуме и надежности.

Практическая часть

Люди, ассоциирующие себя с определенным цветом, дружат с людьми, выбирающими такой же цвет или цвет сочетающийся с ним.

Каждый человек рождается с внутренним ощущением цвета, и на протяжении всей жизни имеет эмоциональную реакцию на тот или иной цвет, поэтому мы все знаем, что нам нравиться и что – нет.

Чтобы доказать или опровергнуть гипотезу - было проведено анкетирование среди учащихся начальных классов и их родителей.

Вопрос: какой цвет вам нравится?

Учащиеся начальных классов (опрошено 40 чел.) предпочитают красные и сине - голубые цвета.

Красный, синий цвета говорят об активности этого возраста и желании добиться успеха в чем-либо.

Родители (опрошено 20 чел.) предпочитают сине - голубые цвета.

Люди, предпочитающие синий цвет и голубой, стараются все привести в порядок, систематизировать. Они всегда имеют собственную точку зрения, преданы тому, что делают.

На вопросы:
1. Каким цветом вы раскрасите грусть?
2. Каким цветом вы раскрасите радость, счастье? Дети ответили так.

Из всех радостных цветов предпочтение отдано красному, розовому, желтому и оранжевому цвету, а самые «грустные» цвета – это серый и черный.

Заключение
Цвет может привлекать и отталкивать, вселять чувство спокойствия и комфорта или возбуждать и тревожить. Цвета обращаются к чувствам, а не к логике человека. Мной установлено, что каждый цвет вызывает подсознательные ассоциации. Так же установлено, что уравновешенная в цветовом отношении среда привлекает, создает творческую атмосферу, успокаивает и улучшает общение людей между собой. Цвет существенно влияет на состояние человека. Цвета обращаются к чувствам, а не к логикечеловека, а именно:

    вызывают какую-либо реакцию;

    подчеркивают качество, настроение, чувство; создают теплую или холодную среду; отражают времена года и т.д.;

    имеют физиологические последствия, как положительные или отрицательные оптические раздражители;

    прикасаются к ощущениям: удовлетворение, приятный внешний вид и т.п.

Также одним из моментов изучения этой темы является то, что цвет способен закономерно выражать эмоциональное (личностно-смысловое) отношение человека к чему-то значимому и самому себе. В цвете происходит визуализация эмоционального отношения. Свойство цвета преобразовывать наше душевное состояние и сигнализировать об этом изменении имеет оборотную сторону. Если мы обозначаем кого-то (или себя) с помощью цвета, мы сообщаем этим, какое душевное состояние вызывает у нас этот объект.

Цвет – мощное средство воздействия на психику человека. И сила цвета во многом заключается в том, что он способен «обойти» защитные механизмы нашего сознания и действовать на бессознательном уровне. Поэтому в этом своем качестве он становится очень привлекательным средством для психологических манипуляций. Соответственно современный человек должен знать и понимать, как цвет воздействует на его организм и психику, чтобы лучше ориентироваться в окружающем мире

Литература

1. Миронова Л.Н. Цветоведение. Минск, 1984.

2. Фрумкина Р.М. Цвет, смысл, сходство. М., 1984.

3 . Ж. Агостон “Теория цвета и её применение в дизайне” М. “Мир” 1982 г.

4. Б. А. Шашлов “Цвет и цветовоспроизведение” М. “Книга” 1986 г.

5.Дженис Линдси “Все о цвете” Книжный клуб 36.6. 2012

6. Люшер М. Цвет вашего характера/Сара Д. Тайны почерка. – М.: Из «Вече: Персей», 1996.

7. Драгунский В.В. Цветовой личностный тест. – М.: Изд. «Харвест»,

2000. (Серия «Библиотека практической психологии»).

8. Клар Г. Тест Люшера. Психология цвета. – М.: Изд. «Питер», 1998.

9. Люшер М. Оценка личности посредством выбора цвета. – М.: Изд.

«ЭКСМО-Пресс», 1998.

10. Фрилинг Г., Ауэр К. Человек – цвет – пространство. – М.: Изд.

«Питер», 1995.

11.http://www.iluhin.com/notes/color/index.html

12.http://www.art-granatis.ru/information/color/index.html

13.http://www.gdekakpochemu.ru/chto-takoe-cvet/

Государственное учреждение образования «Средняя школа № 20 г. Орши»
Цвет в жизни человека
Выполнили:
Говенько Ульяна Андреевна
Шайкова Анастасия Витальевна
учащиеся 3 «Г» класса
Руководитель: Самоцветова Вера Борисовна
учитель начальных классов

г. Орша, 2016 г
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………… с. 3
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
ГЛАВА 1. Природа и разнообразие цвета
1.1. История цвета..................................................................................с.4
1.2. Основные характеристики цвета и его классификация …………. с.4 ­ 5
ГЛАВА 2 Что выражают цвета и как они на нас воздействуют
2. 1. Цветовые предпочтения …………………………………………… с.6 ­ 7
2.2. Влияние цвета на поведение и настроение людей …………………с.8
2.3. Влияние цвета на работоспособность……………………………….с.9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………с.10
Список литературы………………………………………………………...с.11
ПРИЛОЖЕНИЯ …………………………………………………………...с.12 ­
24
2

ВВЕДЕНИЕ
Цвета сопровождают человека повсюду.
Приобретаете ли вы машину или новое платье, делаете покупки или
обустраиваете квартиру, рассматриваете фотографии или переходите дорогу
­ вы неизменно имеете дело с цветом.
Вспомните, как поднимается настроение, когда в пасмурный день
появляется солнышко и сколько радости нам дарит первая, ярко­зелёная,
весенняя травка.
При этом реакция человека на цвет главным образом неосознанно и нам
бывает трудно выразить ее в словах.
Содержание данного материала нас заинтересовало и мы решили
провести исследование по теме «Значение цвета в жизни человека».
Так● в чем значение цвета в нашей жизни?
Из нашего исследования вы узнаете, почему люди выбирают
изучить приоритетный цвет у людей разного возраста
определенные цвета и как можно использовать цвет в своей жизни.
Актуальность исследовательской работы состоит в том, что знание значения
цвета в жизни каждого человека необходимо, так как цвет оказывает
воздействие на настроение, на чувства, мысли и, в целом, на здоровье
человека.
Цель исследования: изучить влияние цвета на поведение человека
Задачи исследования:
● изучить научные литературные источники для изучения цвета и его
характеристик

● получить представление о влиянии основных цветов на поведение и
работоспособность школьников
Объект исследования – эмоциональное состояние, настроение человека
Предмет исследования: влияние цвета на настроение
Мы предположили(гипотеза):

каждый возрастной уровень имеет предпочтение

● цвет оказывает влияние на поведение, настроение и работоспособность
людей.
Методы исследования:
Изучение литературы
Наблюдение
Анкетирование
определённого цвета;
3


Источники информации:
Энциклопедии
Беседы с учащимися и взрослыми
Интернет
Телепередачи
Практическая значимость:
Выступление на классном часу перед одноклассниками.
ГЛАВА 1 ПРИРОДА И РАЗНООБРАЗИЕ ЦВЕТА
1. 1. История цвета
С незапамятных времен цвет окружает человека и влияет на него.
Древние греки не знали еще названия основных цветов и описывали их при
помощи сравнения. Наименования многих цветов произошли от объектов,
окраска которых очень сильно выражена: малиновый, розовый, изумрудный.
Первой научной систематизации цветов мы обязаны Леонардо да Винчи
(1452 – 1519г.) Он выделил 6 простых основных цветов: белый, желтый,
зеленый, синий, красный и черный. Из этих частей можно составить все цвета
спектра.
Сам спектр был открыт спустя полтора века Исааком Ньютоном (1643 – 1727
г.) (Приложение 1).
Мы воспринимаем цвет главным образом с помощью зрения, но неосознанно
мы впитываем его через кожу, мышцы и даже кости.
Влиянием цвета на наше здоровье и настроение ученые интересовались
давно. Лечением при помощи цвета занимались даже Гиппократ и Авиценна.
Цвета - это волны, поэтому их чувствуют даже слепые. В настоящее время
краски активно используются в медицине, но чаще - в психологии. Они
помогают быстро улучшить настроение человека. Говорят, достаточно 10
минут смотреть на какой­то цвет, чтобы он «подействовал».
Еще жители древних цивилизаций Египта, Индии, Китая умело
использовали целительные свойства цвета.
В Египте археологи обнаружили помещения, конструкция которых
заставляла преломлять солнечные лучи в тот или иной цвет спектра.
Египетские врачи словно бы купали больного в оздоравливающих потоках
целительных лучей(Приложение 2).
1.2. Основные характеристики цвета и его классификация
4

Если заглянуть в словарь С. И.Ожегова, то цвет ­ это один из видов
красочного радужного свечения – от красного до фиолетового, а также их
сочетаний или оттенков.
Для того, чтобы изучить влияние цвета на человека, необходимо
разобраться каким образом он возникает. Свет, излучаемый Солнцем,
называется белым цветом. Но в действительности белый цвет – это смесь
разных цветов. Это можно обнаружить, если посмотреть через стеклянную
призму. Свет, проходя через нее, распадается на различные цвета: красный,
оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.
Мы провели со своими родителями эксперимент по созданию
спектра.
Для этого нам понадобилось:
Картонная коробка из­под обуви.
Стеклянная призма
Фонарик
Лист бумаги
Темная комната





На одной из сторон коробки мы вырезали маленькое прямоугольное
отверстие 5 миллиметров в ширину.
Внутрь коробки положили лист темной бумаги.
Уменьшили количество света в комнате. Накрыли все светильники,
кроме того, который использовали.
Положите призму в коробку на темный лист бумаги.
Посветили фонариком в проделанное отверстие. Слегка поворачивали
призму, пока не увидели спектр.
В результате на бумаге мы увидели эффект радуги (Приложение 3).
Существует две основные группы, на которые делятся цвета. Это цвета
Теплой гаммы и цвета Холодной гаммы.
Теплую гамму составляют: красный, желтый, оранжевый, коричневый и
все их оттенки. Как известно они создают у тех, кто на них смотрит или их
носит, ощущение уюта, комфорта, расслабленности, покоя, вызывают
ощущение близости, эмоционального притяжения.
Холодные тона, к которым относятся все оттенки синего, голубого,
зеленого, фиолетового, серого, заставляют нас быть собраннее и активнее. Но
при этом могут вызвать у окружающих вас людей чувство дистанции,
закрытости, отстраненности (Приложение 4).
5

ГЛАВА 2.
ВОЗДЕЙСТВУЮТ
ЧТО ВЫРАЖАЮТ ЦВЕТА И КАК ОНИ НА НАС
2.1. Цветовые предпочтения
Цвет ­ это одна из первых характеристик, которую различают дети.
Исследования показали, что младенцы видят только белое и черное. Но в
промежуток от шести недель до двух месяцев ситуация меняется. Сначала
дети начинают различать красный цвет, затем они воспринимают другие яркие
цвета.
Человека окружает разнообразие цветов. Но многие из нас и не
задумываются, почему каждый из нас в одежде, предметах, вещах отдаёт
предпочтение определённому цвету.
Уважаемые члены жюри. Просим Вас взять карточку любого цвета.
Первый цвет, называемый человеком, характеризует личность в
настоящий момент. Цвет, которому мы отдаем предпочтение, многое может
рассказать о нашем характере и эмоциональном складе.
Чтобы более детально разобраться с психологическим воздействием
цвета на человека мы обратились за помощью к психологу школы Оксане
Анатольевне.
И вот что она нам поведала.
Наши цветовые пристрастия зависят от многого – от возраста,
настроения, сезона, погоды, здоровья, от изменений в нашем характере, от
моды.
Белый цвет
 цвет невинности и чистоты;
 люди, которых притягивает белый цвет, постоянно находятся в поисках
самих себя и стремятся к совершенству.
6

Желтый цвет
 цвет счастья, мудрости и фантазии;
 создаёт хорошее настроение;
 люди, которых привлекает жёлтый цвет, открыты для всего нового,
обладают хорошими аналитическими способностями и острым умом.
Зеленый цвет
 цвет надежды, естественности и свежести.
 любители зелёного цвета скромны, сдержанны, терпеливы и не склонны
к бурному проявлению своих чувств.
Синий цвет
 означает интуицию, идеализм, стабильность.
 успокаивает, охлаждает, расслабляет и умиротворяет.
 люди, отдающие предпочтение синим тонам ­ обязательны и стремятся
к гармонии во всём. Любовь к синему цвету говорит о совестливости и
честности.
Красный цвет
 цвет жизни, радости, силы и здоровья;
 символизирует опасность, цвет агрессивности и страсти;
 люди, предпочитающие красный ­ это истинные любители дискуссий и
споров.
Черный цвет
 цвет тайны, печали, зла и смерти.
 почти всегда символизирует что­то негативное, опасное или запретное;
 одеваться в чёрное
предпочитают творческие личности, философы

жизни(Приложение 5).
Готовясь к сегодняшнему выступлению, мы одели одежду своих любимых
цветов. Надеемся вызвать у жюри интерес к нашей работе и симпатию.
Каждый человек рождается с внутренним ощущением цвета, и на
протяжении всей жизни имеет эмоциональную реакцию на тот или иной цвет,
поэтому мы все знаем, что нам нравится и что – нет.
Каждый возрастной уровень имеет предпочтение определённого цвета.
Чтобы доказать или опровергнуть данную гипотезу – мы провели
анкетирование среди учащихся и родителей нашего класса.
Вопрос: какой цвет вам нравится?
 Учащиеся нашего класса предпочитают красные, желтые и синие цвета
(Приложение 6).
Красный, синий цвета говорят об активности этого возраста и желании
добиться успеха в чем­либо.
Родители нашего класса (опрошено 45 чел) предпочитают зеленые и синие
цвета.
7

работы в классе. Каждый день мы раздавали квадратики разного цвета и
просили учеников приходить в школу в одежде определенных цветов.
Поведение изучали методом наблюдения, данные фиксировали. Настроение
выявляли методом опроса.
Мы выявили, что красный цвет повысил общую работоспособность и
активность на уроках, он целиком захватил внимание детей. Детям
медлительным, вялым красный цвет дал бодрость и уверенность в себе. Было
отмечено, что у 1 ребенка к концу уроков появилась головная боль. Ученики
с повышенной активностью крутились, лазили под партами, кричали с места,
просились выйти (Приложение 8)
Наши предположения подтвердились:
действительно цвета
оказывают влияние не только на поведение, но и на настроение людей.
2.3. Влияние основных цветов на работоспособность
Каждый из цветов несет свою эмоциональную нагрузку, которую
необходимо учитывать при стимулировании трудовой деятельности.
Гигиенисты провели много опытов. Оказалось, что наиболее приятное
влияние на производительность труда оказывают зеленый и желтый цвета. Они
обостряют зрение, ускоряют зрительное восприятие, обостряют слух,
повышают работоспособность руки.
В школах согласно СанПин рабочие поверхности ученических парт и
столов должны иметь матовое или с незначительным блеском покрытие
светлых тонов (светло­зеленого, зеленовато­голубого, голубовато­зеленого,
зеленовато­желтого или с сохранением текстуры древесины);
классная доска должна быть зеленого, темно­коричневого, синего цвета;
стены должны быть в светлых тонах (бледно­желтый, бледно­зеленый,
бледно­голубой и другие);
оконные рамы и переплеты должны быть светлых тонов;
потолок должен быть белого цвета.
Мы выяснили, что у нас в школе стены классов оклеены в светлые
тона (кремовый, бежевый, фисташковый), коридоры окрашены в
зеленый цвет(Приложение 9).
9

Мы провели работу, направленную на выявление влияния цвета на
работоспособность учеников нашего класса.
Для эксперимента была создана группа учащихся в количестве 10
человек.
Исследование умственной работоспособности осуществлялось при
помощи корректурных буквенных проб (таблицы Анфимова). Эти таблицы
помогают изучить особенности внимания при действии однообразных
раздражителей, какими являются буквы.(Приложение 10)
Ученикам предлагалось задание: по возможности быстро и точно
вычеркнуть заданную букву в течении одной минуты. При этом для
определенного цвета бумаги предлагалось использовать определенную букву
для вычеркивания, что исключает привыкание испытуемых к букве.
Концентрация внимания оценивалась по количеству ошибок,
допущенных учащимися на бумаге разного цвета.
Лучше концентрируется внимание учащихся при выполнении задания на
светло­зеленой и бумаге.
Исходя из полученных данных видно, что внимание учащихся при
выполнении умственной работы зависит от цвета бумаги, на которой
предлагаются задания.
Наши предположения подтвердились, действительно цвета разного
цвета оказывают влияние не только на поведение, но и на работоспособность
людей
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Фундамент здоровья человека закладывается в детском возрасте, в
период обучения в школе. Цвет – мощное средство воздействия на психику
человека. Соответственно современный человек должен знать и понимать, как
цвет воздействует на его организм и психику. Цвет может привлекать и
отталкивать, вселять чувство спокойствия и комфорта или возбуждать и
тревожить.
Нами установлено, что каждый цвет имеет свою символику и свои
психологические особенности. Так же установлено, что уравновешенная в
цветовом отношении среда привлекает, создает творческую атмосферу,
успокаивает и улучшает работоспособность школьников. Цвет существенно
влияет на состояние ученика,
самочувствие и
работоспособность
на поведение,
Вот так и закончилось наше первое серьезное учебное исследование.
Оно было для нас непростым, но очень интересным и увлекательным. Мы
поняли, что вполне возможно изменить свое настроение, свое отношение к
окружающему миру, а значит повлиять на свое здоровье. Для этого нужно
10

просто «впустить» в свою жизнь больше ярких цветов: в свой дом, в одежду,
в предметы, которые тебя окружают или просто в работы, которые ты
создаешь.
Попробуйте, это ведь так просто, и Вы станете творцом и хозяином
своего настроения. Для этого всего лишь нужны пачка цветных карандашей
или набор цветной бумаги или что­нибудь другое, но обязательно яркое. Это и
будет Вашей волшебной палочкой! Ну что начнем? Мы уже начали, и,
кажется, у нас неплохо получается, не правда ли? (показ картины « Цветы
моего настроения»)

Мы хотим поблагодарить своих одноклассников, родителей, и конечно же
учительницу, за помощь и поддержку, которую мы ощущали в ходе всего
исследования.
И вам всем большое спасибо.
Список литературы:
1. Корректурная проба (Таблицы Анфимова) / Альманах психологических
тестов. М., 1995, С.107­111.
2. Популярная энциклопедия «Все обо всем».­М.:Олма­Пресс,2004г.
3. Рабкин Е.Б., Соколова Е.Г. Цвет вокруг нас. М., 1964 .С. 43.
4.Цвет в нашей жизни. О. Кузнецова//ж­л «Здоровье детей» № 6 2010г.
5. http://www.mironovacolor.org/theory/light_and_color/
6. http://ru.science.wikia.com/wiki/Цвет
7. http://support.epson.ru/products/manuals/100045/col_g/0501_1.htm
11

Приложение 1
12

Приложение 2
13