Крах идеи коллективной безопасности. Крах политики «коллективной безопасности Почему идея коллективной безопасности потерпела крах

Политика коллективной безопасности (1933-1939).

Существенное влияние на внутреннюю политику СССР в 1930-е гг. ока­зывала международная обстановка. В 1933 г. к власти в Германии при­шла фашистская (нацистская) партия во главе с А. Гитлером, который ставил своей целью завоевание для Германии «жизненного простран­ства» на востоке и «борьбу с большевизмом», что предполагало завое­вательную войну против СССР. В 1936 г. был заключен союз между Германией, Италией и Японией – Антикоминтерновский пакт, полу­чивший также название «ось Берлин – Рим – Токио». Все три державы не скрывали своих агрессивных намерений.

В этой ситуации советская дипломатия под руководством народного комиссара иностранных дел М. И. Литвинова проводила политику кол­лективной безопасности, направленную на предотвращение новой ми­ровой войны. С этой целью деятельность Коминтерна была переори­ентирована с подготовки революций в капиталистических странах на создание широкого фронта всех антифашистских сил. СССР заключил договоры о взаимной помощи в случае нападения с Францией и Чехо­словакией.

Однако наладить сотрудничество с крупнейшей европейской держа­вой – Великобританией – так и не удалось. Английское правительство по-прежнему рассматривало СССР как основного противника и поэто­му предпочитало вести политику невмешательства по отношению к Гер­мании. Англия, а вслед за ней и Франция никак не отреагировали на развязывание фашистскими странами гражданской войны в Испании (1936), захват немецкими войсками Австрии и Чехословакии (1938). Советский Союз оказывал военную помощь республиканскому прави­тельству Испании, но в гораздо меньших объемах, чем Германия и Ита­лия помогали мятежникам во главе с Ф. Франко. СССР также предлагал помощь правительству Чехословакии в защите от территориальных притязаний Германии, однако правительство отказалось принять эту помощь, опасаясь, что она станет предлогом для советской интервенции. Переговоры о создании военного союза Англии, Франции и СССР, ко­торые велись с весны 1939 г., к августу зашли в тупик.

Здесь искали:

  • политика коллективной безопасности
  • политика коллективной безопасности это

Крах политики «коллективной безопасности»

Московские процессы, чистка в рядах Красной Армии убедили как немцев, так и французов и англичан, что Советский Союз переживает серьезный внутренний кризис (в целом плохо понятый), который на какое-то время лишает его возможности играть решающую роль на международной арене. Излагая 5 сентября 1937 г. перед генеральным штабом свои планы в отношении Австрии и Чехословакии, Гитлер категорически отверг всякую возможность военной реакции на это Советского Союза ввиду царящего в стране хаоса, вызванного чисткой военных и политических кадров. По мнению поверенного в делах Германии в Париже, французское правительство также высказывало серьезные сомнения относительно прочности советского режима и боеспособности Красной Армии. «Военные и политические круги Франции, -- писал он в начале 1938 г., -- все больше задаются вопросом о пользе от такого союзника и о доверии к нему». В то время как французское руководство все больше убеждалось в том, что, подписав договор с СССР, оно, по выражению П. Гаксотта, «приобрело ничто», пассивность Запада перед лицом германской агрессии еще больше усилила недоверие Советского Союза по отношению к европейским демократиям.

17 марта 1938 г. советское правительство предложило созвать международную конференцию для рассмотрения «практических мер против развития агрессии и опасности новой мировой бойни». Это предложение было отвергнуто Лондоном как по своей сути «усиливающее тенденцию к образованию блоков и подрывающее перспективы установления мира в Европе». Встретив такое отношение, Советский Союз начал искать сближения с Германией и в марте 1938 г. подписал с ней новые экономические соглашения, отозвав при этом посла СССР в Германии Я. Сурица -- еврея и потому неугодного нацистам. Новому послу, А. Мирекалову, Гитлер сделал 4 июля следующее заявление: «Я с удовлетворением ознакомился с декларацией, излагающей принципы, которыми Вы будете руководствоваться в Ваших усилиях по установлению нормальных отношений между Германией и Советским Союзом».

После оккупации Германией Чехословакии Советский Союз расстался с последними иллюзиями насчет эффективности политики коллективной безопасности. К тому же Франция и Великобритания, правительства которых Литвинов тщетно пытался убедить в том, что СССР в состоянии выполнить свои обязательства, выражали сильное сомнение по поводу боеспособности Красной Армии, опустошенной чистками, и не видели, каким образом советские войска смогут участвовать в боевых действиях из-за отказа Польши и Румынии пропустить их через свои территории. Советский Союз, безусловно, принял бы участие в международной конференции, но ему даже не было предложено подписать Мюнхенские соглашения 30 сентября 1938 г. Заключенный Ж. Боннэ и И. Риббентропом 6 декабря 193 8 г. в Париже между Францией и Германией договор о ненападении был расценен в Москве как шаг, в той или иной степени развязавший Гитлеру руки на Востоке.

К концу 1938 г. внешнеполитическое положение СССР казалось более хрупким, чем когда-либо, а вызывавшая опасения угроза создания единого «империалистического фронта» была вполне реальной. В ноябре 1936 г. эта угроза конкретизировалась после подписания Германией и Японией «антикоминтерновского пакта», к которому затем присоединились Италия и Испания. В такой ситуации советское руководство решило пойти на примирение с Чан Кайши и убедить китайских коммунистов в необходимости создания единого фронта с националистами для борьбы против японской агрессии. В августе 1937 г. СССР и Китай заключили договор о ненападении. Летом 1938 г. начались вооруженные действия между Японией и Советским Союзом. Ожесточенные сражения произошли в августе 193 8 г. в Восточной Сибири в районе озера Хасан, а затем в Монголии, где длившиеся несколько месяцев наземные и воздушные бои в районе Халхин-Гола закончились победой советских войск, которыми командовали Г.Штерн и Г.Жуков.

15 сентября 1939 г. было заключено перемирие. Перед лицом угрозы капиталистического окружения Советский Союз принял решение о дальнейшем сближении с Германией, не отказываясь при этом от переговоров с западными демократиями.

Поздно ночью 23 августа 1939 года в Кремле советский комиссар иностранных дел Вячеслав Молотов подписал с германским министром иностранных дел Иоахимом Риббентропом пакт о ненападении. Хотя это был лишь договор о нейтралитете, он, как правило, рассматривается историками как наиболее очевидная, непосредственная причина второй мировой войны. Это событие привело к военным действиям и потому заслуживает внимательного рассмотрения. До какой степени разделяет Советский Союз с нацистской Германией вину за возникновение войны? Некоторые историки идут в своих аргументах дальше. Они уделяют первостепенное внимание подписанным месяц спустя совершенно секретным протоколам, разделившим Восточную Европу на сферы влияния. Именно секретные протоколы, утверждают они, а не пакт о ненападении, отражают истинные цели советской внешней политики. Договор заложил основы прочного союза между Германией и Советским Союзом. Как мы видели в первой главе, Суворов в своих аргументах заходит еще дальше. Он считает, что Сталин стремился к такому соглашению с середины 20-х годов, рассчитывая, развязав войну, создать благоприятные условия для революции. После того как Германия и страны Запада истощат себя, Россия вступит в войну и расширит свою территорию за счет Европы.

Было бы явной ошибкой категорически отрицать этот аргумент и разделять противоположное мнение советских историков, которые постоянно утверждали, что в своей внешней политике в 30-е годы Сталин руководствовался высокими моральными соображениями. Тенденция разделить эти два соглашения - пакт о ненападении и секретные протоколы - не выдерживает критики, так как они являлись составной частью единой политики и служили одной цели. Хотя окончательное решение подписать пакт, возможно, было принято лишь в августе 1939 года, ориентация на Германию произошла не в результате срыва переговоров с Западом. Переговоры с Германией были начаты весной 1939 года и велись одновременно с переговорами со странами Запада.

Чтобы яснее и объективнее оценить советскую внешнюю политику 30-х годов, необходимо определить основополагающие принципы этой политики. Проанализировав постепенную эволюцию советской внешнеполитической доктрины в первое десятилетие после революции, нельзя не прийти к выводу, что в своей внешней политике накануне войны Сталин вряд ли руководствовался антинацистскими настроениями, восхищением или враждой лично к Гитлеру или желанием совершить коммунистическую революцию в Европе. С учетом враждебного окружения, которое все больше смыкалось вокруг Советского Союза в 30-е годы, а также огромного ущерба, нанесенного индустриализацией и коллективизацией, советская политика ни в коей мере не определялась экспансионистскими соображениями. Сталин явно старался укрепить национальную безопасность. Изменения в советской политике были вызваны не столько отвращением к фашизму по моральным и идеологическим соображениям, сколько растущей немецкой угрозой, проведением Германией активной политики и отказом от духа Рапалло. Для определения нового курса потребовалось время, но уже к декабрю 1933 года Политбюро выработало политику коллективной безопасности. Она была расчетливой и осторожной, чтобы не оттолкнуть Германию и одновременно обеспечить безопасность России. Идеология осадного положения и акцент на экономическом подъеме страны, так ярко проявившиеся во время военной угрозы в 1927 году, были возрождены Сталиным на XVII съезде Коммунистической партии в начале 1934 года:

«У нас не было ориентации на Германию, так же, как у нас нет ориентации на Польшу и Францию. Мы ориентировались в прошлом и ориентируемся в настоящем на СССР и только на СССР».

Ясная и последовательная, с небольшими тактическими отклонениями, политика строилась на осознании потенциальной опасности, исходящей от всего капиталистического мира, будь то фашистская Германия или западные демократии. Стремясь в отношениях с державами к балансу столь чуждому для марксистской теории, отвергающей идею поддержки одной капиталистической державы против другой, Сталин стремился защитить российскую революцию. Это было достигнуто в 20-е годы сотрудничеством с Германией в духе Рапалло, а после прихода Гитлера к власти - попытками воздвигнуть барьер против появившейся серьезной опасности со стороны Германии. Один из ведущих авторитетов Запада пришел к выводу, что Сталин «виновен, видимо, в целом ряде ошибок во время проведения курса на коллективную безопасность, но сам курс, несомненно, был искренним».

Московский Государственный Университет Экономики, Статистики и Информатики

РЕФЕРАТ
по предмету: История

Тема: Провал попыток СССР создать систему коллективной безопасности в Европе. Англо-франко-советские переговоры, их результат.

Студента гр.ЗЭ - 101
Кондрашкина С.А.


Для любого тоталитарного режима необходимо существование внешнего врага. Для Сталина опаснее германского фашизма была демократии в Англии и Франции, и он надеялся, что Германия для завоевания жизненного пространства пойдет на Запад. Ведущие западные страны надеялись на то, что можно столкнуть Германию и Советский Союз. Эти желания и были основными направлениями внешней политики европейских стран.

На прошедшем в январе 1934 г. ХЧП съезде ВКП(б) Бухарин посвятил большую часть своего выступления разъяснению того, что идеология германского фашизма, этого «звериного лица классового врага»», изложенная Гитлером в его книге «Майн кампф»», чрезвычайно опасна, что гитлеровская идея за хватить ««жизненное пространство на Востоке» означает открытый призыв к уничтожению Советского Союза. В отличие от Бухарина, Сталин продемонстрировал достаточно спокойное отношение к приходу Гитлера к власти. Он подчеркнул, что, поскольку в Германии еще отнюдь не победила новая политическая линия, «напоминающая в основном политику бывшего германского кайзера», у СССР нет никаких оснований коренным образом изменять отношения с Германией. «Конечно, – заявил Сталин, – мы далеки от того, чтобы восторгаться фашистским режимом в Германии. Но дело здесь не в фашизме, хотя бы потому, что фашизм в Италии не помешал СССР установить наилучшие отношения с этой страной».

29 декабря 1933 г. в речи на 1Ч сессии ЦИК СССР Литвинов изложил новые направления советской внешней политики на ближайшие годы. Суть их заключалась в следующем:

– ненападение и соблюдение нейтралитета в любом конфликте. Для Советского Союза 1933 г., надломленного страшным голодом, пассивным сопротивлением десятков миллионов крестьян (призывной контингент в случае войны), чистками партии, перспектива оказаться втянутым в войну означала бы, как дал понять Литвинов, подлинную катастрофу;

– политика умиротворения в отношении Германии и Японии, несмотря на агрессивный и антисоветский курс их внешней политики в предшествующие годы. Эту политику следовало проводить до тех пор, пока она не станет доказательством слабости; в любом случае государственные интересы должны были превалировать над идеологической солидарностью: "Мы, конечно, имеем свое мнение о германском режиме, мы, конечно, чувствительны к страданиям наших германских товарищей, но меньше всего можно нас, марксистов, упрекать в том, что мы позволяем чувству господствовать над нашей политикой"

Свободное от иллюзий участие в усилиях по созданию системы коллективной безопасности с надеждой на то, что Лига Наций «сможет более эффективно, чем в предыдущие годы, играть свою роль в предотвращении либо локализации конфликтов»;

Открытость в отношении западных демократий – также без особых иллюзий, учитывая то, что в этих странах, ввиду частой смены правительств, отсутствует какая-либо преемственность в сфере внешней политики; к тому же. наличие сильных пацифистских и пораженческих течений, отражавших недоверие трудящихся этих стран правящим классам и политикам, было чревато тем, что эти страны могли «пожертвовать своими национальными интересами в угоду частным интересам господствующих классов»,

За два года (конец 1933 – начало 1936 г.) «новый курс»» позволил советской внешней политике добиться некоторых успехов, В ноябре 1933 г. состоялся визит Литвинова в Вашинггон, где его переговоры с Ф.Рузвельтом и К.Халлом завершились признанием Советского Союза Соединенными Штатами и установлением между двумя странами дипломатических отношений. В июне 1934 г. Советский Союз признали Чехословакия и Румыния. В сентябре СССР был принят (тридцатью девятью голосами против трех при семи воздержавшихся) в Лигу Наций и сразу же стал постоянным членом ее Совета, что означало его формальное возвращение в кацестве великой державы в международное сообщество, из которого он был исключен шестнадцатью годами раньше. Принципиально важно, что СССР возвращался в Лигу Наций на своих собственных условиях: все споры по поводу царских долгов были решены в его пользу.

После заключенного 26 касается второго проекта, уже в значитель ной степени подготовленного, то он получил подцержку Лава ля, ставшего министром иностранных дел после Барту, и, не смотря на сдержанное отношение к нему части французских политиков, был завершен подписанием 2 мая 1935 г. в Париже франко-советского договора о взаимопомощи в случае любой агрессии в Европе; Принятые сторонами взаимные обязательст ва на деле были малоэффективны, поскольку в отличие от франко-русского договора 1891 г. этот договор не сопровождал ся какими-либо военными соглашениями. Лаваль во время сво его визита в Москву 13 – 15 мая 1935 г. уклонился от ответа на прямо поставленный ему Сталиным по этому поводу вопрос. В свою очередь Сталин предложил французским коммунистам го лосовать за военные кредиты и нублично высказал полное по нимание и одобрение политики государственной обороны, про водимой Францией в целях подцержания своих вооруженных сил на уровне, соответетвующем нухдам ее безопасности. Это заявление способствовало крутому повороту во внутренней политике Французской компартии и привело к образованию двумя месяцами позже альянса коммунистов с социалистами и рщикалами, явившегося необходимым условием победы на вы борах в следующем году Народного фронта.

На первый взгляд торжественное провозглашение новой стратегии «общего фронта»», призванного преградить дорогу фа шизму; было основной целью У11 (и последнего) конгресса Ко минтерна. На самом же деле -объединенные в «лавочке»», как презрительно называл Коминтерн Сталин, компартии, собран ные под предлогом необходимости усиления «антифашистской и антикапиталистической борьбы», получали наставления, как ««бороться за мир и безопасность Советского Союза».-Несмотря на кардинальное изменение отношения к «социал-фашизму», И1 конгресс довел до логического завершения те установки, которые были утверждены на предыдущем конгрессе. С этих позиций СССР предотавал как ««двигатель мировой нролетар ской революции», ««база всеобщего движения угнетенных клас сов, очаг мировой революции, важнейший фактор всемирной истории». Полное подчинение деятелънооти национальных компартий политике Советского Союза было подтверждено всеми делегатами конгресса. «В каждой стране, – заявил гене ральный секретарь Коминтерна Г.Димитров, – борьба за мир и безопасность Советского Союза может нротекать в той или иной форме». Французские коммунисты, например, должны были голосовать за военные кредиты, а другие комнартии, наобород, – усилить борьбу против «милитаризации молодежи»». "а из задач конгресса заключалась в том, чтобы для кжкдого етного, олучая уточнить тактику, которой необходимо бы "еледовать, чтобы избежать любых – «правыхэ йли елевых» – ряов. Само собой разумеется, что тактика мобщего фронта» ",означала ни установления компартиями контактов с «сгроц скйми элементамиэ, ни поддер~так называемым ««боль демократиям»». И уж конечно, компартии не должны были "Вкивать «остроту межимпериалиспиеских противоречий», рая (как с удовлетворением констатировали все делегаты) рятствовала формированию единого антисоветокого блока.

~рем советской дипломатии в борьбе против опасности еди-

" о фроЙа капиталистических государств, Однако ратифика этого договора задерживалась и состоялась лишь, 28 "февра-

," дьность евидетелъствовала о развитии среди части дставителей правящих кругов и широкой общественности. анции сильного антибольшевистского течения, еще более

Москве, – змвил маршал Петен, – мы протянули ее ком зму... Мы позволили, коммунизму стать в ряд приемлемых ин,и нам, по всей вероятности, скаро представится слу об этом пожалеть». Окончательно это течение утвердилось де того, как Французская компартия отказалась учас зовать "авительстве, руководимом Леоном Блюмом, а страну захле-

Митическая оеальность, когда запщные демократии и Лига

Наций оказались бессильны противостоять грубой силе, такой, например,: как ремилитаризация Рейнской области или. агрес сия: Италии в Эфиопии,: а. Версальский договор терял свою си лу, – эта реыьность наглядно продемонстрировала. сов.етским руководителям всю хрупкость европейского равновесия и необ ходимость сохранения в интере«ах собетвенной безопасносги полной свободы рук.

"3 Крах:политики «~оллективной безопасностиэ

"Московские процессы,:чистка в::рядах Красной Армии убе-, ::,как немцев, так и" французов: и англичан; ."что Советский

"Мз::. переживает серьезный: внутренний::кризис:(в:целом:. плохо ый),- который на". какое-то. время лишает его возможности. "- ть:;решающую роль на:международной арене.:Излагая: 5 но- ~я:1:937 г; перед генеральным.штабом евои:планы в:.отноше-:: ;." "Австрж и Чехословак"ии, Гитлер"категорически"отверг вся """ возможность военной реакции. на это Советского Союза царжцего в стране х"аоса, вызванного чисткой военных и " м"итических кадров. По мнению поверенного в делах Герма,":,–,:::: в"." Париже,: французское правитель«тво: таюке:высказывало,"."" езные." сомнения::относительно прочности::советского режи-" "" и: бо.еспособности "Красной Армии.:::::-«Военные и" политиче-.". ; е"::круги Франции;: – ".писал ж:в начале 193.8: г.,: – все:боль-.: "е задаютея вопросом о полые от"такого: ооюзника и о доверии:: "нему», В то. вромя" как: французское: руководство:: все. болвше,", ждалось в том, что, подписав договор с СССР, оно, по вы."" ."ению:П.Гаксотга; " «приобрело ничто», пассивность -Запада уед лицом германской агреосии еще.больше усилила недове,р Советского Союза.по"отйошению к.европейским: демокра-::

"~ 17 марта 1938 г. советское правительство.предложило со.ать:международную::конференцию:дпя рассмотрения «прысги-.:.

ческих мер против рывития агрессии и опасности.новой миро вой бойниэ. Это, предложение было отвергнуто Лондоном как по своей суги-«усиливаюшее: тенденцию: к образованию блоков и подрывающее перспективы установления мира. в Европе». Встретмв такое: отношение, Советский Союз начал искать сбли жения"с Германией и в марте 1938 г. подписал с ней новые экономические соглашения, отозвав при этом:посла СССР в Германии:Я.Сурица – еврея и потому. неугодного нщистам. Новому послу, А;Мерекалову, Гитлер сделы 4 июля следующее заявление," «Я с удовлетворением ознакомился с декларацией, излащющей принципы, которыми Вы будете руководствоваться в Ваших усилиях по установлению нормальных отношений.между Германией и Советским Союзом».

После оккупации Германией. Чехословакии Советский Союз расстался с последними иллюзиями насчет эффективности поли тики коллективной безопасности; К тому же Франция и Вели кобритания, правительства которых Литвинов тщетно пытался убедить в том, что СССР в состоянии выполнить свои обяза телъства, выражали сильное с.омнение по поводу боеспособно сти Красной Армии:, опустошенной чистками, и не видели, ка ким образом советские войска смогут участвовать в боевых дей ствиях:из-за отказа Польши и Румынии:пропустить их через свои территории. Советский Союз, безусловно, принял бы уча стие. в международной конференции, . но ему даже не было предложено.подписать Мюнхейские соглашения 29 сентября 1938 г. Заключенный Ж.Боннэ и И.Риббентропом 6 декабря.1938. г. в Париже между Францией и.Германией.договор о не нападении бьп расценен в Москве как шаг, в той или иной степени развязавший Гитлеру"руки на Востоке.

:К концу 1938 г. внешнеполитическое положение СССР ка. залось:более. хрупким, чем: когда-"либо, а вызывавшая опасения. угроза еоздания единого «империюистического фронтаэ была вполне реальной. В ноябре" 1936 г;:. эта:угроза:конкретизирова лась:после подписания Германией и Японией «Антикоминтер новского пакта»,"к которому:затем присоединились: Италия и

Испания;:В такой ситуации советское руководство решило пой ти..на примирение.:с Чан Кайшй и убедить китайских коммуни- . стов в необходимости создания единего фронта с нщионали стами."для.борьб"ы.против японской агрессии. В августе 1937 г.

СССР и Китай заключили:договор о ненападении. Летом 1938 г. начались вооруженные действия между Японией и Советским

Союзом. Ожесточенные сражения произошли в августе 1938 г. в Восточной Сибири: в районе озера Хасан, а"затем в Монго лии, где длившиеся несколъко месяцев наземные и воздушные бои. в::районе Халхин-Гола:закончились:победой- советских войск,.которыми командовали Г.Штерн и Г.Жуков. 15 сентября

~:г;: было заключено перемирие.":Перед:лицом::угрозы капи рстического окружения.Советский::Союз принял решение о. "ън"ейшем сближении с Германией,":не отказываясь при этом

ереговоров с западными демократиями.:

"."", У. ЭРА СОВЕТСКО-ГЕРМАНСКО.ГО ПАКТА И

:ЕГО ПОСЛУДСТВИЯ (1939 – 1941)

":: Советско-германский пакт

",.~акануне вступления немецких войск в Прагу Сталин на."",ил свое первое «нослание» нацистской Германии; 10 марта ф:.":,::г; он заявил делегатам ЮЧ11 съезда ВКП(б), что если За "."!"намеревается внушить Советскому Союзу-мысль о намере "::,:::Гитлера захватить-Украину; чтобы.тем самым и спровоци *"тъ конфликт с Германией,: то СССР не даст себя -одурачить.""собирается для «поджигателей войны» (под которыми. под ".": евалиеь западные демократии) «таскать из огня каштаныэ; :,"."""."с: очень болъшими колебаниями СССР через.несколько. ", согласился с идеей присоединения к декларации о «безус:,"ых тарантиях», нредоставленных Великобританией и:,"-"."ией Польше; Однако глава МИДа Польши, полковник "":::." отверг возможность любого соглашения; .допускавшего ".":утствие советских войск на пол:ьекой:территории.:17 ап-. " 1939 г. СССР предложил Великобритании и Франции за-

":чить трехстороннее соглашение;:военные гарантж которо- .

:.,"а"епространялись бы на всю Восточную Европу. от Румынии

!"рибалтийских тосударств, В"тот же день советский поеол в

,"","ине поставил в:известность:.фон: Вайцзекера, статс-секрета-

"~ерманского министерства иностранных дел, о желании со-

"::кого правительства.установить,.аамые хорошие: отношения. с нией, невзирая::на обоюдные-идеологические расхожде-

;Срустя две недели был смещен М;Литвинов, возглавлявший

СССР и приложивший немало усилий дня обеспечения

", ктивной безопасности, а" его"пост был передан.председа-.

Совнаркома Молотову. Эт"а акция была справедливо рас-

" на."как.сигнал об изменении курса: советской. внешней поли в сторону:улучшения. "советско-: германских "отношений. В

е",".германскому:послу в Мбскве.Шуленбургу было поручено ся подготовкой переговоров с: Советским: Союзом в связи

""ешением Германж: оккупировать:: Польшу; Желая. поторго ся,~: советская дипломатия одновременно. продожкала ве.сти

::."еговоры с, Францией и: Великобританией; У каждого из: --:тйиков переговоров были свои::::екрытые цели; западные

" ,ы, стремясь прежде всего вос~епятствовать советско-гер-

"манскому."сближению, затягивали. переговоры и: старыись в то -:: :же "вр.емя." выяснить намерен:ия Германии.".Для: СССР" главным:,:: ."было добиться: гараьчий того,::что "прибалтийские государстви:: : не окажутся,: так ини иначе,– в руках Германии,: и получить во~-,: можноств в случае войны с ней перебрасывать свои войска че- ", ":рез территорию Польши и::Румынии (поскольку СССР: и Гер.,"] мания не имели: общей границы);: Однжо"Франция и Велико-":~ британия по-прежнему уклонялись от решения этого вопроса.

С нараставшей тревогой "Советский Союз следил за подго- ."" товкой западными демокрапими нового Мюнхена, теперь уже:-::: приносившего в жертву: Польшу и вместе с тем открывавшего;:i .Германии путь на. Восток. 29 июня «Прюда» опубликовзла:, статью, подписанную Ждановым и нодвергавшую.резкой кри-

тике нежелание"английского и французского правительств зв-:: ключить равноправный:договор с СССР, Через "два дня запад- " ные правительства дали соглаеие вюпочить балтийские государ-

ства в. сферу действия «~восточной. гарантииэ при условии, хотя; и иллюзорной,: «западной гарыпии» в отношении "Швейцарии, ." Голландии и Люксембурга. СССР отказался от "такого соглаше ния; ни на Западе, ни на Востоке упоминавшиеся в нем госу-

: дар.ства.не:желали таких:«гарантий»,

Видя, что переговоры зашли в тупик, англжане и французы

согласилйсь"на. обсуждение" военных аспектов":.соглашения с: . СССР," Одйако отправленные: 5 августа мор"ем.:представители

: Англии и."Франции. прибыж в Москву только 11::августа. Со ветская сторона, .представленная наркомом обороны Вороши ловым и:.начальником.":генштаба Шапошниковым, бьпа недо-

.: вольна тем"," что их партнерами оказались,жновники низкого::ранга,::имевшие (особенно, англичане) весьма туманные. полно-

" мочия, исключавшие переговоры по т"аким важным вопросам, . "как возможность прохода: .советских:: войек через::.территории

:Польши,–,:Румынии. й..прибалтийских. стран,. или: .обязательства -сторон. по конкретному "количеству военной техники"и:личного,соетава, "йодлежащему мобилизации в "случае немецкой агрес.сии.::: ":,

лее поздний срок. К этому времени советское руководство уже

: окончажльно "решило,сь:.пойти на заключени"е домвора с Гер-

" . манией, С конца"июля возобновилиеь.переговорь~, немецких и советских. предстюителей на разных уровнях. Узнав о направ лении в Москву французской и британской миссий, немецкая сторона дапа: йонять, что"соглашение с. Германией::по":ряду воп:росов. территориального"и экономжеском характера:отвечало

день «оветское правителъство дало принципиальное согласие на

фрманскую: инициативу, вмеете, с тем потребовав внести. в "щие предложения некомрые,;-у.точнения. 19 августа гер-

. "ское п:равительство ответило подписанием обсуждавшегося ""дца 1938 г. торгового соглашения, весьма выгодного Со.ве.т ~" Союзу (оно предусматривало кредит в 200. млн. марок:~.",.".очень незначительный процент};. а также выразило свою "" ность потребовать от Японии прекрашения военных дей " против СССР и разграничить «сферы интерессв» Герма д Советского Союза в Восточной Европе. Вечером -того же «оветское руководство подтвердило согласие на приезд.~"ейтропа в Москву для подписания пакт"а о. ненападенйи, ."т,которого, уже подготовленный советской стороной, был фдленно: передан в Берлин. Намеченное на"26 августа при ",""", Риббентропа было ускорено по настоятельной просьбе л"ера. Риббентроп, наделенный:чрезвычайными полномочи,"прибыл в Москву во второй половине дня 23 августа, и на"следующий день текст подпйсанного той"же ночью до-

Договор сопровождал секретный протокол, фотокопия кото-

-":о:;:::::была позже обнаружена в Германии, но существование ""фого в СССР тем не менее отрицалось вплоть до лета 1989. г. оток:ол разграничивал. сферы влияния сторон в Восточной " пе. в советской сфере.оказались Эстония, " Латвия, Фин.":.":-"":я, Бессарабия; в немецкой – Литва. Судьба Польского "д"арства была дипломатинно "обойдена молчанием, но прй

;,6"ом:раскладе. белорусскйе и украинские территории,::вклю:,",." ~е в:его состав по- Рижскому мирному договору 1921 г.::, а ""-":: часть «историчеаки и этнически:польской~»" территории "шавского"и Люблинского воеводств должны были: поеле во."його вторжения. Германии в Польшу отойти к СССР.

...;."Известие:о подписании советско-германского пакта произ "4"."::настоящую" сенсацию во всем" мире," особенно в"тех стра ",::::, чья судъба:непосредственно зависела от данных еоглаше ",. Широкая общественность этих стран, совершенно негото:,",".":к такому развитию событий,- раеценила их кж настоящий,реворот в-европейском порядке.


После окончания Первой мировой войны была образована Лига Наций – первая Всемирная организация, в цели которой входило сохранение мира и развитие международного сотрудничества. Формально она была основана 10 января 1920 и прекратила существование 18 апреля 1946 с образованием ООН. Устав Лиги Наций, выработанный специальной комиссией, созданной на Парижской мирной конференции 1919-1920 гг., и включенный в Версальский мирный договор 1919 г. и другие мирные договоры, завершившие Первую мировую войну, был первоначально подписан с 44 государствами, в том числе 31 государством, принимавшим участие в войне на стороне Антанты или присоединившимся к ней и 13 государствами, придерживавшимися нейтралитета в ходе войны.

К сожалению, противоречия Версальского договора отразились и на его детище. Лига Наций не смогла стать универсальной организацией безопасности. Великие державы занимали в ней господствующее положение и использовали ее в своих интересах. Уже тогда существовал двойной стандарт. Если проступок совершало небольшое государство, Лига грозила ей всеми карами. Если проступок совершала "великая держава", например, Италия или Япония, Лига закрывала на это глаза. Для принятия решений по важным вопросам требовалось единогласие. Это означало, что решения фактически не могли состояться.

Под прикрытием Лиги Наций в начале 1920 гг. был произведён раздел бывших колоний Германии и некоторых владений Турции между государствами-победителями в форме раздачи мандатов. Мандатные территории формально имели различный статус подчинённости, по существу являясь колониями. Великобритания получила Ирак, Палестину и Трансиорданию, часть Камеруна, часть Того и Танганьики, Франция - Сирию и Ливан, часть Камеруна и часть Того, Бельгия - Руанду-Урунди, ЮАС(ЮАР) - Юго-Западную Африку. Тихоокеанские острова и территории поделили между собой Великобритания, Австралия, Новая Зеландия и Япония.

В состав Лиги Наций не вошла Россия (СССР). Туда долгое время не пускали побежденные государства - Германию (приняли в Лигу в 1926 г.), Австрию и Турцию. Самое интересное - в Лигу Наций не вошли США, которые ее и придумали: сторонники изоляционистской политики сорвали ратификацию (утверждение) решения о Лиге Наций в конгрессе - они не собирались связывать себя этой международной организацией при разрешении европейских и мировых конфликтов. Центром "нового мира" как бы полагалась Европа, страны которой должны были обеспечивать мир и безопасность в мире - без СССР, без США. Но едва ли такое было возможно. Недовольство Версальской системой было повсеместным, среди особенно обиженных, помимо Германии, числили себя Япония и Турция.
В начале своего существования Лига Наций была одним из центров организации борьбы против Советского государства. Например, под прикрытием Рейнского пакта (Локарнские соглашения 1925 г.) Великобритания и Франция планировали создать антисоветский блок с участием Германии, для чего не закрепляли никакими гарантиями восточные германские границы. СССР боролся против попыток Лиги Наций вмешаться в его внутренние дела, а также активно участвовал в проходивших под эгидой Лиги Наций конференциях и совещаниях по разоружению, внося предложения, направленные на действительное решение этой международной проблемы.

Кризис Лиги Наций пришелся на 1930 гг., а его пик – на середину предвоенного десятилетия, когда один за другим следовали провалы Лиги, которая оказалась не способной справиться с вызовами той эпохи.

Началом стала агрессия Японии (государства-учредителя Лиги) против Китая, захватившей в 1931г. Маньчжурию, где в 1932 г. было создано марионеточное государство Маньчжоу-Го, которому Лига смогла противопоставить лишь «бумажное заключение» своей спецкомиссии. Япония откровенно проигнорировала это заключение, а в марте 1933г. вышла из Лиги. Следом в октябре того же года вышла Германия, занимавшая место постоянного члена Совета Лиги с 1926г. Затем произошел захват Италией (также страной-учредительницей Лиги) государства-члена Лиги Эфиопии в 1935-1936гг., которому Лига Наций не смогла воспрепятствовать. Вслед за Японией и Германией в декабре 1937г. вышла из Лиги Наций Италия. Далее ситуация развивалась лавинообразно: нарушение в 1936 г. Германией Версальского и Локарнского договоров (ввод войск в Рейнскую демилитаризованную зону), агрессия Германии и Италии против республиканской Испании в том же 1936г., новая агрессия Японии против Китая в 1937г., аншлюс Австрии в 1938г., расчленение и захват Чехословакии в 1938-1939гг.. После этого «количество» для Лиги Наций перешло в «качество». Процесс гибели организации приобрел необратимый характер.

Со стороны СССР предпринимались активные попытки создания системы коллективной безопасности в Европе. Пока СССР не состоял в Лиге Наций, он не мог доверять объективности этой организации в случае того или иного конфликта между СССР и какой-либо другой страной. Поэтому, Советский Союз предложил ряду европейских государств заключить договоры о ненападении, с целью «укрепления дела мира и отношений между странами» в условиях «переживаемого ныне глубокого мирового кризиса». Такие предложения о заключении пакта о ненападении и мирном улаживании конфликтов приняли далеко не все страны (среди стран, принявших это предложение, были Германия, Франция, Финляндия, Турция, Прибалтийские государства, Румыния, Персия и Афганистан). Договоры были идентичны и гарантировали взаимную неприкосновенность границ и территории обоих государств; обязательство не участвовать ни в каких договорах, соглашениях и конвенциях, явно враждебных другой стороне и т.д.

Свидетельством усиления международного авторитета СССР стало принятие его осенью 1934 г. в состав Лиги Наций, тогда же начались переговоры по заключению многостороннего регионального договора о взаимопомощи («Восточного пакта»), в которых участвовал СССР. Отказ Германии и Польши от участия в этом соглашении, неконструктивная политика Великобритании привели к прекращению переговоров. Тогда Советский Союз подписал в 1935 г. трехсторонний договор о взаимной помощи с Францией и Чехословакией, который предусматривал оказание военной помощи одной из сторон в случае нападения, но при условии, если эту помощь будут оказывать две другие стороны. Впоследствии, когда Германия в марте 1939 г. захватила Чехословакию, а Франция согласилась с этим, СССР предложил оказать помощь в одностороннем порядке, но правительство Чехословакии отказалось ее принять.

СССР также выдвинул идею заключения Тихоокеанского пакта коллективной безопасности с участием Китая, США, Англии и других стран. Но эта инициатива не была поддержана западными партнерами.

Германия вела неограниченную гонку вооружений, готовясь к войне. В 1935 г. в ней была провозглашена всеобщая воинская повинность. В 1935 г. между Берлином и Лондоном начались переговоры о заключении англо-германского союза, целью которого стала, по словам Гитлера, «свобода действий для Англии на морях и в заокеанских странах, свобода действий для Германии на континенте и в экспансии на Восток». Вскоре было подписано англо-германское морское соглашение, разрешающее увеличение военно-морского флота Германии. В марте 1936 г. германские войска заняли Рейнскую демилитаризированную зону, нарушив условия Версальского договора. Фашисты рвались к власти во Франции, Австрии, Греции, в прибалтийских государствах. В Испании, после победы на выборах Народного фронта в феврале 1936 г., правые силы во главе с генералом Франко подняли мятеж. Германия и Италия активно помогали мятежникам. В то же время большинство европейских государств придерживалось политики невмешательства в испанские события, так как победа любой стороны ослабляла их собственные позиции.

Вначале Советский Союз согласился с этой политикой и пытался прекратить вмешательство Италии и Германии в этой конфликт, но, убедившись в неэффективности этой деятельности, он стал оказывать значительную экономическую, политическую военную помощь республиканцам, включая посылку регулярных войск под видом добровольцев. Кроме советских добровольцев на стороне республиканского правительства сражались интернациональные бригады, сформированные Коминтерном из антифашистов 54 стран. Однако силы все же были неравными. После вывода интернациональных частей из Испании республиканское правительство пало.

В 1936-1937 гг. образовался Антикоминтерновский пакт, или ось «Рим - Берлин - Токио». В марте 1938г. Германия осуществила аншлюс (присоединение) Австрии. Возникала реальная угроза нарушения равновесия сил в Европе и мировой войны. Европейская дипломатия не противилась этому. Она проводила политику умиротворения агрессора, т.е. старалась путем уступок Германии превратить ее в надежного партнера в международных делах, также стремилась использовать Германию в качестве противовеса внешнеполитическому курсу СССР, надеясь, что хищнические устремления Германии будут обращены на Восток. Кульминацией политики умиротворения стало соглашение в Мюнхене (сентябрь 1938г.), в котором участвовали главы правительств Германии, Италии, Англии и Франции. Наиболее существенным результатом этой встречи было решение о присоединении Судетов - промышленно развитой области Чехословакии - к Германии. Это была максимально возможная уступка со стороны Англии и Франции Германии, но она лишь разожгла аппетиты Гитлера. После того, как западные страны не только отказались помогать Чехословакии, но и вынудили её отказаться от военной помощи СССР, 15 марта 1939 г. Германия захватила оставшуюся часть Чехословакии.

В конце марта в результате заговора, организованного империалистами, пала Испанская республика. 7 апреля фашистская Италия оккупировала Албанию. Правительства западных держав по существу смирились с новыми захватами. 27 февраля Англия и Франция, а 1 апреля США также признали режим Франко. В общем и целом дипломаты, аккредитованные в странах «оси», были единодушны - поход на Восток не за горами. Назывался даже повод, который Гитлер, по-видимому, изберет для открытия военных действий: «присоединение» Советской Украины к Закарпатской Украине. Однако Гитлер передал Закарпатскую Украину Венгрии, что вызвало среди «мюнхенцев» значительное замешательство. Восточный поход, очевидно, откладывался. В Англии и Франции возрастало недовольство даже в правящих кругах, серьезно обеспокоенных угрозой национальной безопасности обоих стран. Под давлением общественности 31 марта 1939 г. Англия и Франция предоставили гарантии «независимости» Польше, а затем Румынии. 15 апреля Ф. Рузвельт обратился с посланием к Гитлеру, прося заверить, что Германия в течение 10 лет не нападет на своих соседей. Однако в списке последних был пропущен Данциг, а присоединие его к Германии стало поводом для антипольской кампании в Германии.

Весной 1939 г. в связи с резкой эскалацией агрессивных действий фашистских государств СССР обратился к Англии и Франции с конкретными предложениями о заключении соглашения о взаимной помощи, включая военную конвенцию на случай агрессии в Европе. Советский правительство полагало, что для создания действительного барьера миролюбивых государств против дальнейшего развертывания агрессии в Европе необходимы по крайней мере три условия:

1) заключение между Англией, Францией и СССР эффективного пакта о взаимопомощи против агрессии;

2) гарантирование безопасности со стороны этих трех великих держав государствам Центральной и Восточной Европы, находящимся под угрозой агрессии, включая сюда также Латвию, Эстонию, Финляндию;

3) заключение конкретного соглашения между Англией, Францией и СССР о формах и размерах помощи, оказываемой друг другу и гарантируемым государствам, без чего (без такого соглашения) пакты взаимопомощи рискуют повиснуть в воздухе, как это показал опыт с Чехословакией.

2 июня 1939 г. СССР передал правительствам Англии и Франции проект договора, который учитывал все предложения, выдвинутые в процессе переговоров.

Английские же и французские предложения не предусматривали гарантий Эстонии, Латвии и Финляндии, в то же время требовали гарантий помощи со стороны СССР в отношении Польши, Румынии, Бельгии, Греции и Турции, затем поставили вопрос о распространении гарантий трех держав на Голландию и Швейцарию. Упорное нежелание правительств Англии и Франции включить прибалтийские страны в общую систему коллективной безопасности в Европе имело совершенно определенный смысл - оставить открытыми ворота с северо-запада для вторжения гитлеровской Германии на территорию Советского Союза. Усиленно велась подготовка к использованию Финляндии для войны против СССР. На средства Англии, Франции, Швеции, США и Германии на Карельском перешейке велось военное строительство под руководством крупнейших специалистов этих стран. Правительство Финляндии активно сотрудничало с Германией.

Великобритания параллельно вела переговоры с Германией и Японией. 18 июля, а затем снова 21 июля 1939 г. состоялись беседы доверенного лица Чемберлена Вильсона с гитлеровским эмиссаром Вольтатом - чиновником для особых поручений в ведомстве Геринга. Вильсон предложил заключить англо-германский пакт о ненападении и подписать декларацию о невмешательстве во внутренние дела друг друга. 20 июля по инициативе Вильсона имела место встреча Вольтата с министром заморской торговли Англии Хадсоном, который высказал мнение, что «... в мире существует еще три большие области, в которых Германия и Англия могли бы найти широкие возможности приложения своих сил, а именно: английская империя, Китай и Россия».

29 июля во время встречи представителей лейбористской партии Англии с советником Германского посольства в Лондоне рассматривались предложения о заключении между Англией и Германией «соглашения о разграничении сфер интересов».

В июле 1939 г. в Токио было подписано соглашение, по которому Англия признавала японские захваты в Китае и обязывалась не препятствовать там японской агрессии. Это был «дальневосточный Мюнхен», по которому Китаю отводилась в Азии такая же роль жертвы агрессии, как Чехословакии в Европе. Соглашение было подписано в разгар вооруженного конфликта, развязанного Японией против СССР и Монгольской Народной Республики у реки Халхин-Гол.

25 июля 1939 г. английское правительство наконец приняло советское предложение начать переговоры о заключении англо-франко-советского военного соглашения. 26 июля министр иностранных дел Франции известил, что французская делегация выедет в Москву.

Для ведения военных переговоров Советское правительство назначило делегацию во главе с народным комиссаром обороны маршалом Ворошиловым. Членами делегации были назначены начальник Генерального штаба РККА Шапошников, народный комиссар Военно-морского флота Кузнецов, начальник Военно-воздушных сил РККА Локтионов и заместитель начальника Генерального штаба РККА Смородинов.

В состав английской делегации входили адмирал Дракс, маршал военно-воздушных сил Англии Барнет и генерал-майор Хейвуд. Делегации дана была директива «вести переговоры очень медленно». Американское посольство в Лондоне сообщало 8 августа в госдепартамент США, что английской военной миссии «даны указания сделать все возможное для того, чтобы переговоры продолжались до 1 октября».

Глава английской делегации Дракс заявил, что он «не имеет письменного полномочия» и что он «уполномочен вести только переговоры, но не подписывать пакта (конвенции)».

В состав французской военной делегации вошли член Верховного Военного совета Франции генерал Думенк, командир 3-й авиационной дивизии генерал Вален, профессор Военно-морской школы Вийом и др. Французская делегация имела полномочия только на ведение переговоров, но не на подписание какого-либо соглашения.

На вопрос главы советской военной миссии: «Есть ли у миссий Англии и Франции соответствующие военные планы?» - Дракс ответил, что, приезжая в Москву по приглашению Советского правительства, он «рассчитывал, что проект будет предложен советской миссией».

Кардинальным вопросом переговоров стал вопрос о проходе советских войск через польскую территорию, «чтобы непосредственно соприкоснуться с противником, если он нападет на Польшу», или «через румынскую территорию, если агрессор нападет на Румынию». Эти вопросы не были разрешены в ходе переговоров, так как польское правительство даже в условиях непосредственной опасности со стороны Германии не изменило антисоветского курса своей внешней политики. Еще 11 мая 1939 г. польский посол в Москве заявил, что Польша не считает возможным заключение пакта о взаимопомощи с СССР. Во время переговоров в Москве 20 августа польский министр иностранных дел Ю. Бек направил телеграмму своему послу во Франции: «Польшу с Советами не связывают никакие военные договоры, и польское правительство такой договор заключать не собирается».

В Париже, однако, нарастала тревога в связи с усиливающейся германской агрессивностью.

Французская дипломатия, балансируя между старой политикой умиротворения и боязнью германской агрессии, вела себя на переговорах непоследовательно, но 21 августа французское правительство уполномочило своих представителей подписать тройственную военную конвенцию. Одновременно представители Франции в Варшаве пытались воздействовать на польское правительство, дать согласие на пропуск советских войск через польскую территорию в случае возникновения войны с агрессором (имелась в виду Германия) и включить это соглашение в текст конвенции. Но переговоры зашли в тупик из-за позиции правительства Англии, которое не дало полномочий своей делегации на подписание военной конвенции. «Британское правительство, - говорилось в утвержденной на заседании комитета обороны Англии 2 августа 1939 г. инструкции для делегации на московских переговорах, - не желает быть втянутой в какое бы то ни было определенное обязательство, которое могло бы связать нам руки при любых обстоятельствах. Поэтому в отношении военного соглашения следует стремиться к тому, чтобы ограничиваться сколь возможно общими формулировками... не вести переговоры по вопросу обороны Прибалтийских государств».

Польша и Румыния согласия на проход советских войск через польскую и румынскую территории в целях участия в военных действиях против Германии также не дали.

В августе 1939 г. Советским правительством были получены сведения о том, что завершается приведение германской армии в боевую готовность и сосредоточение ее у польской границы. Стало известно, что в период с 25 по 28 августа могут начаться военные действия Германии против Польши. Поэтому Советскому Союзу приходилось думать об альтернативном выходе.

Германия была заинтересована в заключении договора о ненападении с СССР, так как хотела, чтобы СССР остался нейтральным после ее нападения на Польшу. По документам известно, что решение о нападении на Польшу было принято тогда, когда не было и разговора о пакте о ненападении. В июне, когда полным ходом шли советско-англо-французские переговоры, Гитлер говорит о том, что нападение состоится независимо от того, будет ли заключен договор между Англией, Францией и СССР, что германско-польский конфликт будет разрешен так, как задумано в Берлине.

Анализ секретной переписки между германским посольством в Москве и Берлином в июне-августе 1939 г. говорит о том, что Советское правительство осторожно относилось к предложению Германии о заключении договора. Вот как оценивает первый этап дипломатического зондирования в мае-июне посольство и посол Германии: «Сделали все возможное, но мы не можем втащить Молотова и Микояна в Бранденбургские ворота». 30 июля Гитлер дает указание: «Учитывая поведение русских, отказаться от дальнейших акций в Москве». Позднее, после встречи с Молотовым, проведенной 3 августа по телеграфному указанию из Берлина, посол фон Шуленбург докладывает: «Мое общее впечатление таково, что Советское правительство в настоящее время решило заключить договор с Францией - Англией, если те выполнят все его пожелания».

15 августа Риббентроп объявляет через своего посла в Москве о готовности «совершить короткую поездку в Москву, дабы заложить фундамент для прояснения германо-советских отношений». Но советское руководство отвечает: «Такая поездка потребует соответствующей подготовки».

18 августа новый приказ послу: добиваться согласия на «срочный визит», имея в виду, что «в скором времени возможно и начало германо-польского конфликта...». На следующий день в ответ германскому послу был вручен советский проект договора о ненападении, а в отношении визита Риббентропа в Москву было сказано, что он станет возможным после объявления о подписании экономического соглашения и если это объявление будет сделано сегодня-завтра, то министр мог бы прибыть 26-27 августа.

19 августа в Берлине было подписано советско-германское кредитное соглашение. Советскому Союзу был предоставлен кредит на 200 млн. германских марок для закупки в Германии промышленных изделий, в том числе военных материалов. Подписание этого договора давало известную гарантию того, что Германия в ближайшее время нападать на СССР не собирается.

20 августа Берлин полностью раскрывает свои карты. В телеграмме Сталину Гитлер объявляет: Германия «с данного момента решила всеми средствами обеспечить интересы рейха» в конфликте с Польшей. Он предлагает принять Риббентропа «во вторник, 22 августа, но самое позднее - в среду, 23 августа». Визит «должен длиться самое большее двое суток, более длительный срок с учетом международной ситуации невозможен». Было ясно, что военная машина Германии уже заведена и нападение на Польшу может произойти со дня на день.

23 августа 1939 г. был подписан советско-германский договор о ненападении сроком на десять лет.

Договор сопровождал секретный протокол, который разграничивал сферы влияния сторон в Восточной Европе: «Было достигнуто соглашение в следующем:

1. В случае территориальных и политических преобразований в областях, принадлежащих Прибалтийским государствам (Финляндия, Эстония, Латвия, Литва), северная граница Литвы будет являться чертой, разделяющей сферы влияния Германии и СССР. В этой связи заинтересованность Литвы в районе Вильно признана обеими сторонами.

2. В случае территориальных и политических преобразований в областях, принадлежащих Польскому государству, сферы влияния Германии и СССР будут разграничены приблизительно по линии рек Нарев, Висла и Сан.

Вопрос о том, желательно ли в интересах сторон сохранение независимости Польского государства, о границах такого государства будет окончательно решен лишь ходом будущих политических событий.

Касательно Юго-Восточной Европы Советская сторона указала на свою заинтересованность в Бессарабии. Германская сторона ясно заявила о полной политической незаинтересованности в этих территориях».

Таким образом, в сферу влияния СССР вошли Финляндия, Эстония, Латвия и восточные территории Польского государства - Западная Украина и Западная Белоруссия, а также Бессарабия, отторгнутые от Советской Республики насильственным путем после Первой мировой войны.

Можно, конечно, утверждать, что заключение секретного протокола с Германией втягивало Советское государство в империалистический передел мира в качестве союзника Гитлера, но нельзя не замечать складывания блока агрессивных государств на основе Антикоминтерновского пакта и подписания Мюнхенского соглашения, молчаливого, а часто и активного поощрения агрессора со стороны западных держав. Протокол этот можно понять в контексте того времени. Было неизбежно столкновение между Советским Союзом и Германией. Сталин считал, что во имя конечной победы в будущей войне лучше, если это столкновение произойдет на рубежах, на 200-300 километров отстоящих от прежних границ Советского Союза.

Советско-германский договор о ненападении нельзя рассматривать как изолированное явление, как голый факт в отрыве от событий, которые тогда происходили в мире. Договор заключался тогда, когда фашистская агрессия уже нависла над европейскими государствами. Экономические и политические планы агрессора находили поддержку весьма влиятельных сил Англии, Франции, а также и США. Это были круги, рассчитывавшие руками Гитлера разделаться с Советским Союзом.

Но так считали не только в Москве. Вот отрывок из беседы советского полпреда в Лондоне Майского с Черчиллем в конце октября 1939 г., уже в условиях начавшейся Второй мировой войны.

«С точки зрения правильно понятых интересов Англии тот факт, что весь Восток и Юго-Восток Европы находятся вне зоны войны, - говорил Черчилль, - имеет не отрицательное, а положительное значение. Главным образом Англия не имеет оснований возражать против действий СССР в Прибалтике. Конечно, кое-кто из сентиментальных деятелей может пускать слезу по поводу русского протектората над Эстонией или Латвией, но к этому нельзя относиться серьезно...». «Черчилль, - сообщает Майский, - понимает, что СССР должен быть хозяином на восточном берегу Балтийского мира, и очень рад, что балтийские страны включаются в нашу, а не в германскую государственную систему. Это исторически нормально и вместе с тем сокращает возможное «жизненное пространство» для Гитлера. Черчилль при этом размашисто провел вдоль линии советско-германского разграничения и заявил: «Дальше этой линии Германию пускать нельзя».

Позже Черчилль писал о договоре:

«Невозможно сказать, кому он внушал большее отвращение - Гитлеру или Сталину. Оба сознавали, что это могло быть только временной мерой, продиктованной обстоятельствами. Антагонизм между двумя империями и системами был смертельным. Сталин, без сомнения, думал, что Гитлер будет менее опасным врагом для России после года войны против западных держав. Гитлер следовал своему методу «поодиночке». Тот факт, что такое соглашение оказалось возможным, знаменует всю глубину провала английской и французской политики и дипломатии за несколько лет.

В пользу Советов нужно сказать, что Советскому Союзу было жизненно необходимо отодвинуть как можно дальше на Запад исходные позиции германских армий с тем, чтобы русские получили время и могли собрать силы со всех концов своей колоссальной империи. В умах русских каленым железом запечатлелись катастрофы, которые потерпели их армии в 1914 году, когда они бросились в наступление на немцев, еще не закончив мобилизации. А теперь их границы были значительно восточнее, чем во время первой войны. Им нужно было силой или обманом оккупировать прибалтийские государства и большую часть Польши, прежде чем на них нападут. Если их политика и была холодно расчетливой, то она была также в тот момент в высокой степени реалистичной».

Достигнутые в августе 1939 г. договоренности ставили предел распространению фашистской экспансии в Восточной Европе, а следовательно, их можно рассматривать как направленные не против, а в защиту Литвы, Латвии и Эстонии.

В настоящее время мнения исследователей по вопросу заключения советско-германского договора о ненападении кардинально расходятся, но базируются, как правило, на политических симпатиях и антипатиях, а не на объективном анализе фактов.

Заключение подобного договора позволило СССР уйти от опасности быть втянутым в войну на два фронта и дало возможность выиграть некоторое время для развития и укрепления обороны страны.

1 сентября 1939 г. гитлеровская Германия напала на Польшу. Союзники последней - Англия и Франция - объявили войну Германии. Началась Вторая мировая война. Попытки создания системы коллективной безопасности и предотвращения войны провалились.