Разработка урока по физике на тему: "Сила трения". Разработка урока по физике на тему: "Сила трения" Урок физики трение сила трения

Открытый урок по физике в 7 классе

Подготовил:

Учитель высшей категории

Токарев А.А.

Тема: Сила трения

Цели урока :

Образовательные:

дать понятие силы трения

знать виды трения

уметь экспериментально установить от чего зависит сила трения

Развивающие:

развитие логического мышления, развитие умений экспериментировать, формирование учений пользоваться приборами, формирование умений делать выводы, анализировать и сравнивать результаты опытов.

Воспитательные:

привлечь учащихся к активной самостоятельной деятельности, формировать взаимодействие при групповой форме работы, воспитывать трудолюбие,точность и чёткость при ответе, умение видеть физику вокруг себя.

Оборудование:

1. Компьютер, мультомедийный проектор

2. Динамометры, листы гладкой бумаги, набор грузов, деревянный брусок, каток, резина с одной стороны гладкая, с другой с протектором.

Ход урока:

I. Организационный момент.

Здравствуйте ребята! Рад снова видеть вас! Продолжим изучать физические явления! Садитесь.

II . Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.

Сейчас особенно актуальна проблема скользкой обуви, она коснулась и меня (демонстрируется видеоролик)

Как завернуть саморез или шуруп, который никак не вкручивается? (демонстрируется опыт)

Скрипят надоедливо дверные петли…как избавиться от скрипа?

Поможете решить эти проблемы сегодня на уроке?

Повторим пройденный материал.

Вопросы:

Какую величину называют силой? (Физическая величина, показывающая меру взаимодействия тел )

Что такое взаимодействие тел? (Взаимное действие двух тел друг на друга )

Как обозначается сила? (F )

Единица измерения силы? (1 Ньютон )

Как вычислить силу тяжести, действующую на тело любой массы? (Нужно 9,8 Н/кг умножить на массу этого тела )

Что называют весом тела? (Вес тела - это сила, с которой тело вследствие притяжения к Земле действует на опору или подвес )

Как вычислить вес тела? (Так же, как и силу тяжести )

Какой прибор предназначен для измерения силы? (Динамометр )

Что нужно сделать, чтобы определить цену деления шкалы прибора? (Нужно, найти два ближайших штриха шкалы, возле которых написаны значения величины, вычесть из большего значения меньшее значение и полученное число разделить на число делений между ними )

Определите цену деления динамометра.

III. Постановка учебной задачи

Всем вам ребята приходилось кататься зимой на санках и лыжах. Почему при спуске с горки мы едем не бесконечно, а останавливаемся? Что мешает катиться всё дальше и дальше? Давайте проведём опыт. Пустим машинку по столу. Что будем наблюдать? Как изменится скорость машинки? Почему она изменится? Как она направлена? Что мешает движению машинки?(Сила трения.) Давайте запишем в тетрадях тему сегодняшнего урока

Тема урока: Сила трения

Цель: Усвоить понятие сила трения

Научиться измерять

Выяснить от чего зависит

Уметь ……………………сформулируйте сами

IY. Открытие нового знания

Мы будем работать по плану.

Примеры, факты

Определение

Причины возникновения

Обозначение, изображение

…………. Сформулируйте сами

Виды трения

От чего зависит

Применение в жизни

У нас на столе имеется брусок. Толкнём его. Тело остановилось. Почему, что его тормозит?

(Трение, поверхности трутся друг о друга и тело тормозится)

На тело действует сила трения, как она направлена? (Против движения.)

Сила, возникающая при движении одного тела по поверхности другого, приложенная к движущемуся телу и направленная против движения называется силой трения.

Причины возникновения силы трения:

Шероховатость поверхностей соприкасающихся тел.

Притяжение молекул взаимодействующих тел.

Ребята существует три вида трения:

П о к о я С к о л ь ж е ни я К а ч е н и я

От чего зависит сила трения:

А сейчас проведём исследовательскую работу, группы получат задания:

Сравнение сил трения и скольжения

Изучение зависимости силы трения скольжения от рода трущихся поверхностей.

Изучение зависимости силы трения скольжения от давления и от площади трущихся поверхностей.

Учитель: С явлением трения и силой трения мы знакомы с детства. Первые исследования силы трения были проведены великим итальянским учёным Леонардо да Винчи 400 лет назад, но эти работы не были опубликованы.

Попробуем их восполнить.

1.У вас на партах имеется брусок и каток. Посмотрите видеоролик как измеряется сила трения, измерьте силу трения скольжения и качения, их сравните

Вывод: Сила трения скольжения больше силы трения качения.

Максимальная сила трения покоя больше силы трения

скольжения.

2.Сравните силу трения деревянного бруска по дереву, по гладкой резине и по рифленой резине.

Вывод : Сила трения зависит от материала поверхности

Чем более шероховатая поверхность, тем больше сила трения скольжения.

3.Исследуйте зависимость силы трения от силы давления с помощью имеющихся наборов грузиков и от площади поверхности

Вывод : Сила трения скольжения зависит от силы давления. Чем

больше грузов, тем больше сила трения скольжения.

От площади поверхности сила трения почти не зависит, зависимость явно не выявляется.

Вывод по работам:

Сила трения зависит:

От силы тяжести действующей на тело;

От материала, из которого изготовлены тела, и от качества их обработки;

От площади трущихся поверхностей.

Благодаря наличию в природе силы трения возможна жизнь в том виде, в каком существует она на Земле. В одних случаях оно полезно, в других вредно. Но чтобы подчинить себе трение нужно знать как можно увеличить и уменьшить силу трения

Катались на лодке?

А по асфальту?!

Вывод: жидкое трение во много раз меньше сухого, смазка уменьшает трение.

Существует и сухая смазка графит в вашем карандаше, поэтому им легко рисовать.

Y. Применение нового знания. Решение проблем.

А сейчас вспомним проблемы в начале урока и попробуем их решить.

Работаем в группах. Каждая группа получает путевые листы. Группы озвучивают свои решения проблем по очереди и сдают листы с ответами в письменном виде.

Учитель демонстрирует своё решение проблем.

YI. Первичное закрепление и контроль.

Выполнение тестовых заданий : на компьютере -программа выставляет оценку. (Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. уроки 7 класс. Урок 8)

Рефлексия деятельности (итог урока)

Поднимите руки кто доволен своей работой на уроке

Что каждому из вас понравилось?

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Ответить на вопросы § 31

Придумать третий вопрос к § 31

Написать эссе «Если бы вдруг трение исчезло» (по желанию)

Молодцы! Спасибо за урок! До свидания

Цели урока :

Образовательные:

учащиеся должны знать понятие силы трения

знать виды трения

уметь экспериментально установить, от чего зависит сила трения

учащиеся должны уметь устанавливать причины возникновения силы трения

Развивающие:

развитие логического мышления

развитие умений экспериментировать

Формирование умений пользоваться приборами

Формирование умений делать выводы, анализировать и сравнивать результаты опытов

Воспитательные:

привлечь учащихся к активной самостоятельной деятельности

воспитание культуры общения

Оборудование для учителя: брусок деревянный, динамометр, набор грузов, 2 предметных стекла.

Оборудование для учащихся: Динамометр, лист гладкой бумаги, брусок деревянный, набор грузов, 2 предметных стекла.

План

Организационный момент (2 мин.)

Актуализация знаний (2 мин.)

Мотивационное начало урока (1 мин.)

Изучение нового материала (23 мин.)

Закрепление изученного. Решение задач качественного характера (12 мин.)

Подведение итогов. Домашнее задание. Рефлексия (5 мин.)

Ход урока:

1. Организационный момент.

Здравствуйте, дорогие ребята!

II. Актуализация знаний (2 мин.)

III. Мотивационное начало урока

Ребята, вы когда-нибудь задумывались, «Почему мел оставляет след на доске?», «Какую роль играет слюна при глотании пищи?», «Для чего иголки тщательно полируют?» Что означает поговорка: «Не подмажешь, не поедешь»

На эти вопросы мы сможем ответить, изучив материал урока.

А вот на следующий вопрос вы наверняка знаете ответ: «Какое физическое явление помогает вам удалить ластиком не желательный рисунок, сделанный карандашом в тетради?» (Трение)

На данном уроке мы изучим еще одну силу, не менее важную - силу трения познакомимся и со способами увеличения и уменьшения трения. Ведь два самых главных изобретения человека - Колесо и добывание огня – связаны именно со стремлением увеличить или уменьшить трение.

Поэтому целью нашего сегодняшнего урока является изучение силы трения и её видов; экспериментально установить от чего зависит сила трения, так же определить положительную и отрицательную роль силы трения в жизни человека.

Итак, мы начинаем. Тема урока: Сила трения. Запишите в тетрадь число и тему урока.

Существует на свете сила трения,

Она имеет большое значение!

три вида трения: скольжения, покоя, качения.

Все по себе очень важны

И в этом мире, конечно, нужны!

Опыт “Наблюдение явления трения ”

На столе лежит деревянный брусок. Толкните его и наблюдайте за его движением. Прикрепите к нему динамометр и тяните равномерно. Замените брусок цилиндром и проделайте то же самое.

Что вы можете сказать о скорости тела? Как она изменялась в опытах?

Какая сила возникает? В результате чего она возникает?

Выводы:

Трение возникает при соприкосновении поверхностей взаимодействующих тел.

Учитель: С явлением трения и силой трения мы знакомы с детства. Первые исследования силы трения были проведены великим итальянским ученым Леонардо да Винчи более 400 лет назад, но эти работы не были опубликованы.

Законы сухого трения были описаны французскими учеными Гийомом Амонтоном и Шарлем Кулоном, они ввели новую физическую постоянную - коэффициент трения (k).

После этого была выведена формула для силы трения:
Fтр = kN, где N – сила реакции опоры, соответствующая силе давления, производимой телом на поверхность.

Определение: Сила трения – это сила, возникающая при движении одного тела по поверхности другого.

Сила трения всегда направлена противоположно движению

Динамометр показывает силу тяги, которая равна по модулю и противоположна по направлению силе трения.

Выводы: - сила трения направлена в сторону, противоположную движению;

Имеет точку приложения, расположенную в точке соприкосновения

тела с поверхностью.

Опыты . “Выяснение причин возникновения трения”.

Установим 2 причины трения и наличие или отсутствие сходства между силой трения и силой упругости.

Опыт: возьмите 2 стеклянные пластины, прижмите их друг к другу, а затем сдвиньте одну пластину относительно другой. Что вы наблюдаете? Почему пластины трудно сдвинуть?

Капните пипеткой на одну пластину 2-3 капельки воды и повторите опыт. Почему стало еще труднее сдвигать пластины?

Опыт: возьмите 2 кусочка наждачной бумаги и лупу. Рассмотрите поверхность этих тел. Сложите их и попробуйте сдвинуть относительно друг друга.

Назовите 2 причины возникновения трения.

Выводы:

шероховатость поверхности.

Молекулярное взаимодействие (по основным законам МКТ)

Сила трения зависит от:

силы тяжести, действующей на движущееся тело;

качества поверхности;

площади трущихся поверхностей;

вида трения

Соприкасающиеся поверхности тел никогда не являются идеально плоскими и имеют неровности.

Можно выделить три вида сил трения: Можно выделить три вида сил трения:

Если тело двигать сложно

Трение уменьшить можно.

Человечество давно колесо изобрело.

Возникает трение, трение качения.

Сухое трение - возникает при движении твердых соприкасающихся тел относительно друг друга.

Трение скольжения - возникает при скольжении одного тела по поверхности другого.

Трение качения - возникает, когда одно тело катится по поверхности другого.

Вязкое - (иначе жидкое) трение возникает при движении твёрдых тел в жидкой или газообразной среде, или когда жидкость или газ текут мимо неподвижных твёрдых тел.

Трение покоя - возникает, когда к телу прикладывают силу, пытающуюся сдвинуть это тело.

Как измерить силу трения?

Это можно сделать при помощи динамометра.

При равномерном движении тела динамометр показывает силу тяги, равную силе трения.

Жизненный опыт подсказывает нам, что трение очень важно в нашей жизни и играет как положительную, так и отрицательную роль.

Полезное трение:

при ходьбе

Удерживать предметы

Остановка автомобиля - начало движения машины

при письме

Чистить зубы

Накладывать повязку

Носить одежду

Зажигать огонь и т д

Трение помогает человеку и животным ходить по земле.

Если бы между телам не было трения, мы ничего не смогли бы взять и руки. Подошвы кроссовок делают из рифленой резины, чтобы увеличить их трение о землю. Трение используется во многих механизмах. На поверхность шины наноситься своего рода «узор». Он улучшает сцепление резины с дорогой. Для увеличения трения в гололед тротуары посыпают песком.

Вредное трение:

нагреваются и изнашиваются движущиеся части машин

Скрип дверей, полов

Мозоли на ногах и руках

Боли в суставах

Трение тормозит движение; на преодоление трения всех видов расходуется громадное количество ценного топлива. Трение вызывает износ трущихся поверхностей. Для уменьшения трения используют смазку. В движущихся частях машин используют подшипники, в которых трение скольжения заменяется трением качения. Рыбы и птицы имеют обтекаемую форму тела, что также уменьшает трение. Поэтому автомобилям, самолетам и ракетам придают обтекаемую форму.

Мудрость и жизненный опыт любой народ заключает в поговорки.

не подмажешь, не поедешь;

пошло дело как по маслу;

угря в руках не удержишь;

что кругло – легко катится;

лыжи скользят по погоде;

из навощенной нити сеть не сплетешь;

колодезная веревка сруб перетирает;

ржавый плуг только на пахоте очищается;

нет такого человека, который бы хоть раз не поскользнулся на льду.

V. Закрепление изученного. Решение задач качественного характера

1.Почему течение воды в реке около берегов и дна медленнее, чем посередине и на поверхности?

2.Почему легче плыть, чем бежать по дну по пояс погружённым в воду?

3.Почему живую рыбу трудно удержать в руках? И неживую тоже?

4.Почему нагруженный корабль движется медленнее ненагруженного?

5.Для чего при спуске с горы тележки (воза) одно колесо её закрепляют так, чтобы оно не вращалось?

VI. Подведение итогов.

Давайте подведем итог: Что вы узнали нового на уроке?

А достигли ли вы поставленных целей на уроке?

Домашнее задание:

1.Для сильных учащихся:

«Трение и техника»

«Трение и спорт»

«Трение в быту»

«Трение в жизни животных»

«Трение в жизни растений»

«Подшипники»

2.Для слабых учащихся: Оформить интеллект-карту «Сила трения»

3.§§ 30-32 (для всех)

Рефлексия

Спасибо за урок!

Урок закончен.

, экспериментальная деятельность , трение , виды трения , причины трения

Презентация к уроку



















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели урока :

Образовательные :

  • учащиеся должны знать понятие силы трения
  • знать виды трения
  • уметь экспериментально установить, от чего зависит сила трения
  • учащиеся должны уметь устанавливать причины возникновения силы трения

Развивающие :

  • развитие логического мышления
  • развитие умений экспериментировать
  • Формирование умений пользоваться приборами
  • Формирование умений делать выводы, анализировать и сравнивать результаты опытов

Воспитательные :

  • привлечь учащихся к активной самостоятельной деятельности
  • воспитание культуры общения

Оборудование для учителя: Компьютер, мультимедийный проектор, презентация, брусок деревянный, динамометр, набор грузов (3), 2 круглых карандаша, 2 предметных стекла.

Оборудование для учащихся: Динамометр, лист гладкой бумаги, брусок деревянный, набор грузов (3), 2 круглых карандаша, 2 предметных стекла.

Подготовка к уроку: На каждый стол выдается оборудование, информационные листы, лист самооценки.

План

  1. Организационный момент (2 мин.)
  2. Актуализация знаний (2 мин.)
  3. Мотивационное начало урока (1 мин.)
  4. Изучение нового материала (20 мин.)
  5. Закрепление изученного. Решение задач качественного характера (5 мин.)
  6. Выполнение теста (4 мин.)
  7. Подведение итогов. Дом. задание. Рефлексия (5 мин.)

Ход урока

I. Организационный момент

Учитель: Здравствуйте ребята! Садитесь. (слайд 1)

Сегодня урок немного необычен по 2 причинам. Вести его буду я. Меня зовут Людмила Ивановна, а вторая причина – на уроке присутствуют гости. А в остальном же урок как всегда – Урок получения знаний.

Итак, начинаем наш урок,
Пусть он всем пойдет вам впрок.
Будем слушать, отвечать,
Задачки надо порешать.
Как, почему и отчего,
А вам оценивать его!

В разделе «Взаимодействие тел», вы изучили различные силы, которые помогают нам в жизни. На данном уроке изучим еще одну силу, не менее важную, но сначала, вспомним, что вы уже знаете о силах.

II. Актуализация знаний

Продолжи фразу:

  • Сила – это …
  • Виды сил:
  • Единица измерения силы …
  • Сила измеряется прибором …
  • Сила является векторной величиной. Что это значит?
  • Сила упругости возникает …

III. Мотивационное начало урока

Учитель: Ребята, вы когда-нибудь задумывались, «Почему мел оставляет след на доске?», «Какую роль играет слюна при глотании пищи?», «Для чего иголки тщательно полируют?»

На эти вопросы мы сможем ответить, изучив материал урока.

А вот на следующий вопрос вы наверняка знаете ответ: «Какое физическое явление помогает вам удалить ластиком не желательный рисунок, сделанный карандашом в тетради?» (Трение)

Учитель: Верно. А для этого вы прикладываете к ластику силу – силу трения.

Итак, ребята, тема урока СИЛА ТРЕНИЯ .

Сегодня мы будем работать в следующей карте урока. Напротив слова ТЕМА запишите тему урока.

Исходя из темы урока, на какие вопросы вы бы хотели получить сегодня ответы:

Ученики:

  1. Что такое сила трение
  2. Виды силы трения
  3. Куда она направлена
  4. Где находит применение

Я вам сегодня помогу узнать, что такое сила трения, познакомлю с видами силы трения, мы с вами установим причины возникновения силы трения и экспериментально увидим от чего зависит сила трения. А также будем с вами развивать логическое мышление, научимся делать выводы, анализировать, сравнивать результаты опыта, самостоятельно на практике убедитесь, какая из видов сил больше.

IV. Изучение нового материала

Учитель: С явлением трения вы знакомы с детства. В походе мы говорим: “Не натрите ноги”. В школе: “Сотрите с доски записи” и т. д.

Опыт первый:

Учитель: У вас на столе имеется деревянный брусок. Возьмите его положите перед собой и толкните. Что с ним произошло?

Учитель: Тело остановилось.

Учитель: Почему, что его тормозит?

Ученик: - Трение. Поверхности трутся друг о друга, и тело тормозит.

Учитель: На тело действует сила трения.

Учитель : И как же она направлена?

Ученик: Против движения.

Итак: Сила, возникающая при движении одного тела по поверхности другого, приложенная к движущемуся телу и направленная против движения, называется силой трения.

Учитель : Возвращаемся к карточке. Прочтите определение и постарайтесь запомнить.

(Спросить двух–трех человек). Выполните задание 1.

Учитель : Что же вы узнали?

Выполнив следующее задание, мы узнаем причины возникновения силы трения.

Опыт второй :

Возьмите лист бумаги и карандаш. Проведите на листке карандашом любую линию. А теперь, то же самое попробуйте сделать на стекле. Что вы наблюдаете?

ВЫВОД Ученик: На бумаге остался след от карандаша, а на стекле нет.

Учитель : В чем же тут дело?

Рассмотрим поверхности грифеля, бумаги и стекла.

Поверхность бумаги шероховатая, как и у грифеля. А стекло гладкое. При движении карандаша по бумаге происходит скалывание частей карандаша о нервности бумаги, они остаются на бумаге. На стекле же таких неровностей нет.

Учитель: Значит, в чем же причина трения?

Ученик: В шероховатости поверхностей соприкасающихся тел.

Запишите во второй колонке рядом с цифрой 1

Учитель: Выполняете опыт 2

Опыт третий: Прижмите друг к другу посильнее два стеклышка и попробуйте перемещать одно относительно другого.

Ученик: Это не так уж легко сделать.

Учитель : Так в чем же дело? Ведь шероховатостей нет, а все же что-то мешает?

Ученик: Притяжение молекул взаимодействующих тел.

Запишите во второй колонке рядом с цифрой 2

Вывод: причины возникновения трения

  1. Шероховатости поверхностей соприкасающихся тел.
  2. Притяжение молекул взаимодействующих тел.

Ребята, существует три вида трения: трение скольжения, трение качения, трение покоя

Возьмите свой учебник, положите на него карандаш, если он начинает скользить значит, возникает сила трения скольжения, если он катится, то возникает сила трения качения.

Как вы думаете, а когда может возникать сила трения покоя?

Как вы считаете, какая из этих сил больше?

А давайте проверим это.

Положите брусок, прикрепите динамометр, нагрузите его грузиками. А теперь внимание: Попытайтесь сдвинуть брусок, прилагая усилие к динамометру, и снимите максимальное значение, при котором еще брусок не начал движение и в тот момент, когда он уже скользит по поверхности стола. Сравните значения в карточке.

Под брусок положите два круглых карандаша, снимите показание с динамометра. Сравните

Трение покоя.

Как говорится, нет худа без добра. Трение ведь не только вредит движению, оно способствует также и устойчивости тел. Не будь его, все будет катиться, и скользить, пока не окажется на одном уровне. Гвозди и винты выскользнут из стен, ткани расползутся, ни одну пуговицу невозможно будет пришить, нитки просто не будут держаться ни в иглах, ни в тканях. Мало того. Без трения покоя мы бы не могли ни ходить, не ездить. Вспомните, как трудно передвигаться в гололед.

(Перельман Я.И. Занимательная физика. Если бы не было трения. с. 263)

Учитель : Одна из Лондонских газет в начале 20 века писала: (декабрь 1927 г.)

“Вследствие сильной гололедицы уличное и трамвайное движение в Лондоне заметно затруднено. Около 1400 человек поступило в больницы с переломами рук, ног…”

Учитель : А что нужно сделать, чтобы это не повторилось? Каким образом можно увеличить трение?

Ученик: Посыпать песком, следовательно, увеличить шероховатость поверхности

Учитель : А говорят еще, что сила трения зависит еще и от веса груза .

Проверьте это на опыте.

1. Фронтальный опыт

А) Положите на брусок один груз и равномерно тяните его по поверхности стола. Заметьте и запишите показания динамометра в таблицу напротив одного груза.
Б) Добавьте на брусок еще один груз. Запишите показания в таблицу.
В) Добавьте на брусок третий груз. Запишите показания динамометра.
Г) Сравните полученные результаты измерений, и сделай те вывод.

Вывод: Чем больше вес, тем больше сила трения.

Сравните свои выводы с записью в таблице.

Учитель : Какими способами можно уменьшить трение?

Ученик: - Убрать неровности, т.е. отшлифовать поверхности

Учитель : Износ деталей машин и механизмов происходит из –за трения. Для уменьшения трения соприкасающихся поверхностей между ними вводят смазку.

(слайд 10) Способы уменьшения трения

  • Шлифование
  • Смазка
  • Уменьшение нагрузки
  • Силу трения скольжения заменить силой трения качения

V. Закрепление изученного. Решение задач качественного характера

Учитель : У вас в карточке есть вопросы для закрепления. Прочтите их, ответьте, можно посоветоваться с соседом по парте.

Вернемся ребята к тем вопросам, которые мы ставили в начале урока. Ответим на них.

  1. Для чего иголки тщательно полируют?
    Ответ: Уменьшают силу трения скольжения и тогда легче шить.
  2. Какую роль играет слюна при глотании пищи?
    Ответ: Роль смазки, уменьшается трение и легче глотать.
  3. Почему мел оставляет след на классной доске?
    Ответ: Когда прижимают мел к доске, создают большую силу трения, которая и отрывает частички мела - возникает след на доске.

    В зимние сумерки нянины сказки
    Саша любила. Поутру в салазки
    Саша садилась, летела стрелой,
    Полная счастья, с горы ледяной. Н. А. Некрасов (сила трения скольжения)

    Вдоль опушки Вова едет
    На своем велосипеде
    И везет варенье
    Всем на угощенье. (сила трения качения)

    Хоть тяжело подчас в ней бремя,
    Телега на ходу легка;
    Ямщик лихой, седое время,
    Везет не слезет с облучка. А. С. Пушкин (сила трения качения)

    Кошка за Жучку
    Жучка за внучку
    Внучка за бабку
    Бабка за дедку
    Дедка за репку
    Тянут-потянут, вытянуть не могут. (сила трения покоя)

Учитель: А сейчас проверим, как вы умеете применять теорию на практике. На последней странице информационной карты предлагается работа по вариантам.

VI. Выполнение теста

Тестовая работа

Учитель: Возьмите ручку и обведите кружочком правильный вариант ответа.

Вариант 1 Вариант 2
1. В каких единицах измеряется сила трения?
А. м
Б. Н
В. м/с

2. Какая сила больше: сила трения покоя или сила трения скольжения?
А. Fп. < Fск.
Б. Fп. = Fск.
В. Fск. < Fп.

3. Зачем при передвижении тяжелого груза под него кладут катки?
А. чтобы увеличить силу трения
Б. чтобы уменьшить силу трения
В. сила трения не изменяется

4. В гололедицу тротуары посыпают песком, при этом сила трения подошв обуви о лед …
А. уменьшается
Б. увеличивается
В. не изменяется

1. Каким прибором можно измерять силу трения?
А. линейкой
Б. мензуркой
В. динамометром

2. Какая сила меньше: сила трения покоя или сила трения качения?
А. Fп. < Fк.
Б. Fп. = Fк.
В. Fк. < Fп.

3. Почему любое тело, приведенное в движение, в конце концов, останавливается?
А. на тело действует сила трения скольжения
Б. на тело действует сила трения качения
В. на тело действует сила трения покоя

4. Во время пробуксовки автомобиля под колеса подсыпают гравий или шлак. При этом сила трения …
А. уменьшается
Б. увеличивается
В. не изменяется

Учитель : Ребята, возьмите карандаш и обменяйтесь карточками. Осуществляем взаимопроверку. Правильные варианты ответов представлены на слайде. Поставьте оценку с учетом критерия, он так же указан на слайде.

Правильные ответы:

Номер вопроса 1 2 3 4
Вариант 1 Б В Б Б
Вариант 2 В В А Б

Критерии оценок:

  • оценка «5» за 5 верных ответов
  • оценка «4» за 4 верных ответа
  • оценка «3» за 3 верных ответа

Проверили? Поднимите руку кому «5»? Опустите. А кому «4»?

Молодцы! Ну а остальным есть над чем поработать.

Информационная карта остается у вас. Вы ее вклеите в свою тетрадь.

VII. Подведение итогов.

Давайте подведем итог: Что вы узнали нового на уроке?

А достигли ли вы поставленных целей на уроке?

Дом. задание

  1. §§ 30-32 (для всех)
  2. Придумать сочинение на тему «Если бы исчезла сила трения …» (для желающих)

Рефлексия

Самооценка: Возьмите лист самооценки и ответьте на вопросы.

Лист самооценки

Вопрос Да Нет Затрудняюсь ответить
1 Я знаю виды силы трения
2 Я знаю единицу измерения силы трения
3 Я знаю, куда направлена сила трения
4 Я могу определить вид силы трения
5 Я могу измерять силу трения
6 Я считаю свою работу на уроке эффективной

И еще секундочку внимания, ребята, в память об этом уроке я хочу вам подарить закладку о силе трения. Я их вам раздаю, а вы отвечаете на вопросы карточки.

Спасибо за сотрудничество!

Урок закончен.

Литература :

  1. Гринченко Н. А. Задачи с профориентационным содержанием для сельских школ // Физика в школе, 2001, №2.
  2. Марон А. Е., Марон Е. А. Дидактические материалы. Физика 7 класс – М.: Дрофа, 2002.
  3. Перышкин А.В. Физика. 7 кл. – 3- е изд., испр. – М.: Дрофа, 2000.
  4. Перельман Я. Н. Занимательная физика. Кн. 1, 2 – М.: Наука, 1991.

Класс: 7

Презентация к уроку


































Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Тип урока: комбинированный.

Вид урока: Традиционный с элементами лабораторной работы.

Цели урока: раскрыть понятие силы трения, объяснить причины возникновения силы трения, познакомиться с различными видами силы трения, выяснить от каких факторов зависит сила трения.

Задачи:

  1. Образовательные :
    • закрепить уже имеющиеся знания по теме «Силы в природе»;
    • познакомиться с силой трения;
    • объяснить причины возникновения силы трения;
    • продолжить формирование умения объяснять процессы с точки зрения строения вещества.
  2. Воспитательные :
    • формирование коммуникативных качеств, культуры общения;
    • формирование интереса к изучаемому предмету;
    • стимулирование любознательности, активности на уроке;
    • развитие работоспособности.
  3. Развивающие :
    • развитие познавательного интереса;
    • развитие интеллектуальных способностей;
    • развитие умений выделять главное в изучаемом материале;
    • развитие умений обобщать изучаемые факты и понятия.

Формы работы: фронтальная, работа в малых группах, индивидуальная.

Средства обучения:

  1. Учебник «Физика 7» А.В. Перышкин § 30, 32.
  2. Сборник задач по физике для 7-9 классов, А.В. Перышкин, глава 15.
  3. Раздаточный материал (тестовые листы, практические задания).
  4. Динамометры.
  5. Деревянные бруски.
  6. Полоски разных типов поверхностей.
  7. Презентация «Сила трения».
  8. Компьютер.
  9. Иллюстрации по теме.

План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Повторение изученного материала.
    1. Тестирование.
    2. Проверка теста.
  3. Определение темы урока.
    1. Сила трения в жизни и в природе.
    2. Запись темы урока в тетрадь.
    3. Постановка целей и задач урока.
  4. Изучение новой темы:
    1. Причины возникновения силы трения.
    2. Работа в малых группах по выяснению факторов, от которых зависит сила трения.
    3. Отчеты групп о своей работе.
      1. Зависимость силы трения от вида соприкасающихся поверхностей.
      2. Зависимость силы трения от силы, прижимающей тело к поверхности.
      3. Различие между силой трения скольжения и силой трения качения.
      4. Сила трения не зависит от площади соприкасающихся поверхностей.
  5. Закрепление изученного материала.
  6. Подведение итогов.
  7. Домашнее задание.

Ход урока

№ этапа Работа учителя. Работа учащихся Записи в тетради Используемые слайды, пособия, оборудование, литература Время
1. Приветствие. 1 мин.
2. Обращает внимание учащихся на раздаточные листы к тесту, напоминает правила их заполнения. Заполняют раздаточные листы к тесту. Приложение 1 Раздаточные листы. 1 мин.
2.1. Читает вопросы теста, при необходимости комментирует их.
Собирает раздаточные листы.
Отвечают на вопросы теста. Сдают раздаточные листы. Слайды 2-7 5 мин.
2.2. Просит учеников прокомментировать свой ответ, а затем называет правильный ответ и поясняет его, если это необходимо. Еще раз продумывают ответы, названные учителем ученики комментируют свои ответы. Слайды 8-14 5 мин.
3. Просит назвать силы, которые изучались на предыдущих уроках. Говорит о том, что на уроке пойдет речь о еще одной силе. Вспоминают, какие силы уже изучали. Сила тяжести, сила упругости, вес тела. 2 мин.
3.1. Показывает на экране слайды, демонстрирующие значение силы трения в природе и жизни. Просит учеников назвать силу, о которой идет речь. Рассматривают слайды, делают выводы, называют силу. (Как показывает опыт в названии они не ошибаются). Слайды 15-16 2 мин.
3.2. Диктует тему «Сила трения» и записывает ее на доске. Записывают тему урока в тетрадь. Тема: «Сила трения» –
Слайд 17 1 мин.
3.3. Дает определение силы трения и просит записать его в тетрадь. Определяет цели и задачи урока. Раздает листы с групповыми заданиями. Ведут записи в тетради. Внимательно слушают учителя. – это сила, возникающая при движении одного тела по поверхности другого, приложенная к движущемуся телу и препятствующая движению.
Слайд 17 3 мин.
4. Просит учеников помогать ему в объяснении нового материала. Готовятся помогать.
4.1. Опираясь на жизненный опыт, показывает, что одна из причин – неровности поверхностей, демонстрирует, что в этом случае силу трения можно уменьшить, используя смазку. Другая – силы взаимодействия молекул. Диктует в тетрадь основные положения. Вспоминают, где в жизни они сталкивались с силой трения, ведут записи в тетради. Причины возникновения силы трения:
1. неровности соприкасающихся поверхностей. (При помощи смазки неровности можно уменьшить).
Слайды 18, 19, 20 5 мин.
2. взаимное притяжение молекул соприкасающихся тел Слайд 21
4.2. Говорит о том, что сила трения зависит от ряда факторов и просит учащихся выяснить, что это за факторы и как они влияют на силу трения. Поясняет, что динамометр показывает силу упругости (силу тяги) и она будет равна силе трения только в случае равномерного движения бруска. Ученики разделяются на группы (деление на группы и списки групп были представлены учителю еще до урока). Каждая группа выполняет задания, которые записаны на раздаточных листа. Приложение 2
Результаты своих опытов они записывают на специальные листы – таблицы.
Слайд 22.
Раздаточные листы.
Оборудование: бруски, грузы, динамометры, съемные колеса, различные виды поверхностей.
10 мин.
4.3. Объявляет о завершении практической работы, просит группы приготовиться озвучить полученные результаты. Готовятся отчитаться о проделанной работе, выбирают ученика, который пойдет к доске. (Лучше всего это обсудить еще до урока). Сила трения зависит от: 1 мин.
4.3.1. Выслушивает ответ, при необходимости задает наводящие вопросы. Дополняет ответ ученика примерами из жизни (рифленая подошва зимней обуви, шипованные кроссовки, зимние шины у автомобилей и велосипедов). Выясняют, что сила трения зависит от вида соприкасающихся поверхностей, делают необходимые записи в тетради. 1. Вида соприкасающихся поверхностей. Слайд 23 2 мин.
4.3.2. (колеса трамваев и поездов, а так же рельсы имеют гладкую поверхность, но сила трения велика за счет большого веса трамваев и поездов). Выясняют, что сила трения зависит от силы, прижимающей тело к поверхности, делают необходимые записи в тетради. 2. Силы, прижимающей тело к поверхности. Слайды 24, 25 2 мин.
4.3.3. Выслушивает ответ, при необходимости задает наводящие вопросы. Дополняет ответ примерами из жизни (применение волокуш в некоторых племенах, изобретение колеса, перетаскивание в древности судов посуху с применением бревен, использование специальных горизонтальных корзин из переплетенных прутьев при строительстве Стоунхенджа, использование подшипников для уменьшения силы трения). Выясняют, что при равных нагрузках сила трения скольжения всегда больше силы трения качения, делают необходимые записи в тетради. 3. При равных нагрузках сила трения качения всегда больше силы трения скольжения. Слайды 26, 27, 28, 29, 30 2 мин.
4.3.4. Выслушивает ответ, при необходимости задает наводящие вопросы. Дополняет ответ примерами из жизни (древние египтяне, воздвигавшие невиданные по размерам пирамиды из тщательно обработанных прямоугольных глыб, наверняка знали, что сопротивление при перетаскивании таких глыб не зависит от того, лежат ли они плашмя, покоятся на боковой грани или стоят «на попа». Впервые этим явлением заинтересовался французский ученый Гильом Амонтон в конце XVII века (1699 г.) Его работу столетие спустя продолжил Шарль Кулон и теперь закон о независимости силы трения от площади поверхности носит названия закона Амонтона – Кулона.) Выясняют, что сила трения не зависит от площади соприкасающихся поверхностей. Сила трения не зависит от площади соприкасающихся поверхностей. Слайды 31 2 мин.
5. Вопросы: Ответы на вопросы. Слайд 32 3 мин.
1. Какая сила называется силой трения? это сила, возникающая при движении одного тела по поверхности другого, приложенная к движущемуся телу и препятствующая движению.
2. Что является причиной силы трения? 1. Неровности соприкасающихся поверхностей.
2. Взаимное притяжение молекул соприкасающихся тел.
3. Как можно уменьшить силу трения? Смазать соприкасающиеся поверхности или заменить силу трения скольжения силой трения качения.
4. От каких факторов зависит сила трения? 1. от вида соприкасающихся поверхностей
2. от силы, прижимающей тело к поверхности
3. при равных нагрузках сила трения скольжения всегда больше силы трения качения.
5. От каких факторов не зависит сила трения? От площади соприкасающихся поверхностей.
6. Определение значения силы трения в жизни: что случилось бы, если бы сила трения исчезла? Комментарии о выполнении задач урока, выставление оценок, благодарность отличившимся ученикам. Если бы не было трения, мы не могли бы ходить по земле (вспомните, как скользят ноги на льду), нельзя было бы ездить на велосипеде, автомобиле, мотоцикле (колеса вертелись бы на месте), нам нечего было бы носить (нитки в ткани держатся силами трения). Если не было бы трения, вся мебель в комнате сбилась бы в один угол, тарелки, стаканы и блюдца соскальзывали бы со стола, гвозди и шурупы не держались бы в стене, ни одной вещи нельзя было бы удержать в руках и т.д. и т.п. К этому можно добавить, что, если бы не было трения, неизвестно, как пошло бы развитие цивилизации на Земле - ведь наши предки добывали огонь трением. Слайд 33 2 мин.
7. Домашнее задание, необходимые комментарии. Запись домашнего задания в дневники.
Учебник Перышкин А.В. – § 30, 32
Сборник задач Перышкин А.В. – глава 15.
§ 30, 32
глава 15
Слайд 34 1 мин.

Используемая литература:

  1. Перышкин А.В. учебник «Физика 7».
  2. Перышкин А.В. «Сборник задач по физике 7–9 классы», Москва, «Экзамен», 2006.
  3. В.А. Орлов «Тематические тесты по физике 7–8 классы», Москва, «Вербум – М», 2001.
  4. Г.Н. Степанова, А.П. Степанов «Сборник вопросов и задач по физике 5–9 классы», Санкт-Петербург, «Валерии СПД», 2001.
  5. В.И. Григорьев, Г.Я. Мякишев «Силы в природе», Москва, «Наука», 1988.
  6. kak-i-pochemu.ru

МБОУ «Мохченская средняя общеобразовательная школа»

Урок физики в 7 классе.

ТЕМА УРОКА: «Сила трения»

Учитель: Чупрова Г.Р.

Трение - сила знакомая, но таинственная
А.А.. Первозванский

Цели урока :

Образовательные:

учащиеся должны знать понятие силы трения

знать виды трения

уметь экспериментально установить, от чего зависит сила трения

учащиеся должны уметь устанавливать причины возникновения силы трения

Развивающие:

развитие логического мышления

развитие умений экспериментировать

Формирование умений пользоваться приборами

Формирование умений делать выводы, анализировать и сравнивать результаты опытов

Воспитательные:

привлечь учащихся к активной самостоятельной деятельности

воспитание культуры общения

Оборудование для учителя: Компьютер, мультимедийный проектор, презентация, брусок деревянный, динамометр, набор грузов, 2 предметных стекла.

Оборудование для учащихся: Динамометр, лист гладкой бумаги, брусок деревянный, набор грузов, 2 предметных стекла.

План

Организационный момент (2 мин.)

Актуализация знаний (2 мин.)

Мотивационное начало урока (1 мин.)

Изучение нового материала (23 мин.) (Физминутка )

Закрепление изученного. Решение задач качественного характера (12 мин.)

Подведение итогов. Домашнее задание. Рефлексия (5 мин.)

Ход урока:

1. Организационный момент.

Здравствуйте, дорогие ребята!

II. Актуализация знаний (2 мин.)

III. Мотивационное начало урока

Ребята, вы когда-нибудь задумывались, «Почему мел оставляет след на доске?», «Какую роль играет слюна при глотании пищи?», «Для чего иголки тщательно полируют?» Что означает поговорка: «Не подмажешь, не поедешь»

На эти вопросы мы сможем ответить, изучив материал урока.

А вот на следующий вопрос вы наверняка знаете ответ: «Какое физическое явление помогает вам удалить ластиком не желательный рисунок, сделанный карандашом в тетради?» (Трение)

На данном уроке мы изучим еще одну силу, не менее важную - силу трения познакомимся и со способами увеличения и уменьшения трения. Ведь два самых главных изобретения человека - Колесо и добывание огня - связаны именно со стремлением увеличить или уменьшить трение.

Поэтому целью нашего сегодняшнего урока является изучение силы трения и её видов; экспериментально установить от чего зависит сила трения, так же определить положительную и отрицательную роль силы трения в жизни человека.

Итак, мы начинаем. Тема урока: Сила трения. Запишите в тетрадь число и тему урока.

Существует на свете сила трения,

Она имеет большое значение!

три вида трения: скольжения, покоя, качения.

Все по себе очень важны

И в этом мире, конечно, нужны!

Опыт “Наблюдение явления трения ”

На столе лежит деревянный брусок. Толкните его и наблюдайте за его движением. Прикрепите к нему динамометр и тяните равномерно. Замените брусок цилиндром и проделайте то же самое.

Что вы можете сказать о скорости тела? Как она изменялась в опытах?

Какая сила возникает? В результате чего она возникает?

Выводы:

Трение возникает при соприкосновении поверхностей взаимодействующих тел.

Учитель: С явлением трения и силой трения мы знакомы с детства. Первые исследования силы трения были проведены великим итальянским ученым Леонардо да Винчи более 400 лет назад, но эти работы не были опубликованы.

Законы сухого трения были описаны французскими учеными Гийомом Амонтоном и Шарлем Кулоном, они ввели новую физическую постоянную - коэффициент трения (k).

После этого была выведена формула для силы трения:
Fтр = kN, где N - сила реакции опоры, соответствующая силе давления, производимой телом на поверхность.

Определение: Сила трения - это сила, возникающая при движении одного тела по поверхности другого.

Сила трения всегда направлена противоположно движению


Динамометр показывает силу тяги, которая равна по модулю и противоположна по направлению силе трения.

Выводы: - сила трения направлена в сторону, противоположную движению;

Имеет точку приложения, расположенную в точке соприкосновения

тела с поверхностью.

Опыты . “Выяснение причин возникновения трения”.

Установим 2 причины трения и наличие или отсутствие сходства между силой трения и силой упругости.

Опыт: возьмите 2 стеклянные пластины, прижмите их друг к другу, а затем сдвиньте одну пластину относительно другой. Что вы наблюдаете? Почему пластины трудно сдвинуть?

Капните пипеткой на одну пластину 2-3 капельки воды и повторите опыт. Почему стало еще труднее сдвигать пластины?

Опыт: возьмите 2 кусочка наждачной бумаги и лупу. Рассмотрите поверхность этих тел. Сложите их и попробуйте сдвинуть относительно друг друга.

Назовите 2 причины возникновения трения.

Выводы:

шероховатость поверхности.

Молекулярное взаимодействие (по основным законам МКТ)

Сила трения зависит от:

силы тяжести, действующей на движущееся тело;

качества поверхности;

площади трущихся поверхностей;

вида трения

Соприкасающиеся поверхности тел никогда не являются идеально плоскими и имеют неровности.

Можно выделить три вида сил трения: Можно выделить три вида сил трения:

Если тело двигать сложно

Трение уменьшить можно.

Человечество давно колесо изобрело.

Возникает трение, трение качения.

Сухое трение - возникает при движении твердых соприкасающихся тел относительно друг друга.

Трение скольжения - возникает при скольжении одного тела по поверхности другого.

Трение качения - возникает, когда одно тело катится по поверхности другого.

Вязкое - (иначе жидкое) трение возникает при движении твёрдых тел в жидкой или газообразной среде, или когда жидкость или газ текут мимо неподвижных твёрдых тел.

Трение покоя - возникает, когда к телу прикладывают силу, пытающуюся сдвинуть это тело.

Как измерить силу трения?

Это можно сделать при помощи динамометра.

При равномерном движении тела динамометр показывает силу тяги, равную силе трения.

ФИЗМИНУТКА

Чтобы нам не уставать

Надо телу отдых дать.

Быстро с вами разомнёмся

И на место вновь вернёмся.

Мышцы бёдер мы потрём

Трение вспомним мы при том

Польза здесь от трения

От трения скольжения.

Мышцы плеч мы разминаем

Трение снова вспоминаем

Руки сцепим меж собою

Будет трение покоя.

Жизненный опыт подсказывает нам, что трение очень важно в нашей жизни и играет как положительную, так и отрицательную роль.

Полезное трение:

при ходьбе

Удерживать предметы

Остановка автомобиля - начало движения машины

при письме

Чистить зубы

Накладывать повязку

Носить одежду

Зажигать огонь и т д

.

Трение помогает человеку и животным ходить по земле.

Если бы между телам не было трения, мы ничего не смогли бы взять и руки. Подошвы кроссовок делают из рифленой резины, чтобы увеличить их трение о землю. Трение используется во многих механизмах. На поверхность шины наноситься своего рода «узор». Он улучшает сцепление резины с дорогой. Для увеличения трения в гололед тротуары посыпают песком.

Вредное трение:

нагреваются и изнашиваются движущиеся части машин

Скрип дверей, полов

Мозоли на ногах и руках

Боли в суставах


Трение тормозит движение; на преодоление трения всех видов расходуется громадное количество ценного топлива. Трение вызывает износ трущихся поверхностей. Для уменьшения трения используют смазку. В движущихся частях машин используют подшипники, в которых трение скольжения заменяется трением качения. Рыбы и птицы имеют обтекаемую форму тела, что также уменьшает трение. Поэтому автомобилям, самолетам и ракетам придают обтекаемую форму.


Мудрость и жизненный опыт любой народ заключает в поговорки.

не подмажешь, не поедешь;

пошло дело как по маслу;

угря в руках не удержишь;

что кругло - легко катится;

лыжи скользят по погоде;

из навощенной нити сеть не сплетешь;

колодезная веревка сруб перетирает;

ржавый плуг только на пахоте очищается;

нет такого человека, который бы хоть раз не поскользнулся на льду.



V. Закрепление изученного. Решение задач качественного характера

1.Почему течение воды в реке около берегов и дна медленнее, чем посередине и на поверхности?

2.Почему легче плыть, чем бежать по дну по пояс погружённым в воду?

3.Почему живую рыбу трудно удержать в руках? И неживую тоже?

4.Почему нагруженный корабль движется медленнее ненагруженного?

5.Для чего при спуске с горы тележки (воза) одно колесо её закрепляют так, чтобы оно не вращалось?

6.Рассмотрите внимательно, как соткана из ниток какая-нибудь лёгкая хлопчатобумажная ткань, например ситец, сатин, марля и т.п. Что произошло бы с тканью, если бы не трение? Какой материал самый «капризный», сильно сыпется при шитье?

7.Иголки отполированы до блеска. Для какой цели нужна такая тщательная полировка? Почему ржавой иглой трудно шить?

8.Отгадайте загадку и ответьте на вопрос: «Шершавое как тёрка на пальчике ведёрко». Почему это ведёрко делают шершавым?

9.С какой целью гимнасты (штангисты), приступая к выполнению упражнений на гимнастических снарядах, натирают ладони рук жжёной магнезией - веществом, хорошо поглощающим влагу?

10.Почему лыжник, стремительно спустившись с горы, катится дальше по ровной горизонтальной поверхности снежного поля с уменьшающейся скоростью?

11.Зачем на подошвы спортивной обуви футболистов (бутсы, шиповки) набивают кожаные, пластмассовые, металлические шипы?
12.Зачем вратарь футбольной команды надевает на время игры специальные перчатки, имеющие на ладонях и пальцах тонкий слой шероховатой резины?
13.Зачем, ныряя с вышки, пловец стремится войти в воду в вертикальном, а не горизонтальном положении?

14.Дайте физическое обоснование пословице: «Коси, коса, пока роса; роса долой, и мы домой». Почему при росе косить траву легче?

15Для чего режущие части у плуга, косилки, соломорезки и других сельскохозяйственных орудий и машин должны быть остро отточены?

Стихотворение «Трение»: Надоело это тренье! Просто нет уже терпенья!

Про него я всё учу! Сколько можно? Не хочу!

Я учебник закрываю. Спать ложусь и забываю я про всё.

Покой предвижу. Только странный сон я вижу:

Наблюдаю вдруг картину- тренья нет и в половину.

Мир без трения друзья изменился.

Вижу я как по льду скользит прохожий,

А любой автомобиль знал инерцию, похоже,

И нигде не тормозил.

Нитки в тканях заскользили, вмиг одежда разошлась.

Чудеса те удивили. Видно,впрямь, беда стряслась.

Я кричу, что без сомненья, плохо всем без силы тренья.

Развязались все узлы, падают предметы.

Я цепляюсь за углы - всё скользит. «Ну, где ты?

Только сну я подивился - глядь, учебник сам открылся,

Нелишним будет мне узнать всё о силе трения.

VI. Подведение итогов.

Давайте подведем итог: Что вы узнали нового на уроке?

А достигли ли вы поставленных целей на уроке?

Домашнее задание:

1.Для сильных учащихся:

Проекты

«Трение и техника»

«Трение и спорт»

«Трение в быту»

«Трение в жизни животных»

«Трение в жизни растений»

«Подшипники»

2.Для слабых учащихся: Оформить интеллект-карту «Сила трения»

3.§§ 30-32 (для всех)

Рефлексия

Самооценка: Возьмите лист самооценки и ответьте на вопросы.

Лист самооценки

Вопрос

Да

Нет

Затрудняюсь ответить

Я знаю виды силы трения

Я знаю единицу измерения силы трения

Я знаю, куда направлена сила трения

Я могу определить вид силы трения

Я могу измерять силу трения

Я считаю свою работу на уроке эффективной

Спасибо за урок!

Урок закончен.