Как сделать черную землю на своих грядках. Как сформировать плодородный слой почвы на участке, расположенном на неудобьях Феномен черных земель Амазонки

Это утопия. Чисто потребительский подход к выращиванию растений разрушает плодородный слой почвы.

Большинство агрономов думают, что плодородная почва - это определённого химического состава. Такое представление в корне не верно, и именно оно приводит к разрушению почвы. Не верите? Читайте дальше.

Всем известно, что плодородный слой у почвы сравнительно небольшой, и находится на поверхности земли. Если выкопать в земле двухметровую яму, то видно невооружённым глазом, что плодородной почвы на её дне нет, хотя если предположить, что плодородие почвы определяется её химическим составом, то на такой глубине она наоборот должна быть более плодородной, т.к. растения сюда не добираются.

Также всем известно, что для нормального развития растений почва, в которой они растут должна быть рыхлой. Здесь нас АГРОНОМЫ ОПЯТЬ ЗАВЕЛИ НЕ ТУДА и сказали, что для этого нужно её регулярно перекапывать. Перекапывая почву, мы сначала делаем из неё землю, потом песок и, наконец, пыль. А потом всем этим дышим.

Ещё одна ошибка - то, как мы высаживаем растения. Разные растения потребляют и производят разные микроэлементы. Если на грядке вперемешку растут разные растения, то они работают друг на друга и практически не требуют за собой ухода. А если всю грядку заполняют растения одного вида, то они начинают бороться между собой за место под солнцем. В результате от недостатка микроэлементов мы получаем больные растения. Пытаемся вылечить их химией, опять же по совету агрономов, и вступаем в ПОРОЧНЫЙ КРУГ.

Так что же, нам всем идти бить агрономов за то, что они дают нам ложную информацию? Можно конечно и сходить, но проблемы это не решит. Более разумное действие - самим разобраться, чем определяется плодородие почвы. Оно того стоит - если нам удастся скопировать поведение Природы - ведь сейчас только она делает почву плодородной, то больше не нужно будет гнуть спину в огороде - там будет всё расти само. Заманчиво? Идём дальше.

ПЛОДОРОДНАЯ ПОЧВА - ЭТО ЖИВОЙ ОРГАНИЗМ, а не просто набор химических элементов. То, что она содержит множество микроэлементов - это побочный эффект её «живизны». Для того, чтобы повысить плодородие почвы нужно повысить её «живизну», а в живую почву необходимые микроэлементы приходят сами. Не верится? Никакой мистики здесь нет, а есть только точные законы Природы.

Во-первых, плодородная почва - это не земля. Земля - неотъемлемая её часть, но это только каркас, на котором образуется плодородный слой.

Сначала разберёмся, как сделать почву рыхлой. Это просто - нужно несколько раз подряд высадить в неё однолетние растения с длинными корнями. Когда их длинные корни отомрут, останутся ходы, за счёт которых почва будет рыхлой.

Теперь разберёмся, где взяться микроэлементам, которые нужны растениям. Здесь тоже проблем нет - нужно просто не оставлять грядки голыми под палящими лучами солнца. Частично выполоть сорняки, а частично оставить, причём выполотые сорняки бросить здесь же на грядку. Плюс высаживать растения вперемешку друг с другом, а не отдельными грядками.

Вот и всё, дальше растения и выполотые сорняки будут делиться между собой микроэлементами. Последняя проблема - где взять воду. Вы наверно удивитесь, но и здесь проблемы тоже нет. Нужно всего лишь обложить всходы наших растений пятнадцатисантиметровым слоем соломы, листвы или хвои.

Этот слой называется МУЛЬЧА. Большинство людей, которые пользуются мульчёй, думают что, она только сохраняет влагу. На самом деле она влагу ещё и производит. Вверху и внизу мульчи температура воздуха разная, за счёт этой разницы на мульче выпадает роса, так необходимая для растений.

Роса выпадает не только в мульче, но и в ходах, которые оставили корни старых растений, т.е. однолетние растения с длинными корнями несут двойную пользу.

Вот и вся техника плодородия почвы. Как видите, НИЧЕГО СЛОЖНОГО ЗДЕСЬ НЕТ. Плодородная почва делается настолько просто, что в эту простоту очень трудно поверить, поэтому мы всё ещё ищем волшебное удобрение, которое сделает нашу почву плодородной. Но истина в том, что такого удобрения нет и быть не может.

ТАК ДАВАЙТЕ УЖЕ ПЕРЕСТАНЕМ ГНУТЬ СПИНУ, И ПРЕДОСТАВИМ ПРИРОДЕ ВОЗМОЖНОСТЬ САМОЙ ВОССТАНОВИТЬ ПЛОДОРОДИЕ ПОЧВЫ!

Если вам понравился этот материал, то предлагаем вам подборку самых лучших материалов нашего сайта по мнению наших читателей. Подборку - ТОП о существующих экопоселениях, Родовых поместьях, их истории создания и все об экодомах вы можете найти там, где вам максимально удобно

Равняемся на природу

Что делать? Конечно же, растить, холить, лелеять жителей почвы, и рыхлить, только рыхлить почву, чтобы им не навредить! Вместо лопаты вы будете использовать плоскорез Фокина. У него есть заостренный конец, вот им-то и будете делать борозды сначала вдоль, потом поперек, заглубляя его в почву примерно на 5 см. Затем плоской частью плоскореза слегка перекопаете этот слой.

Если потребуется, то разборонуете граблями. Кстати, грабли тоже можно использовать для разрыхления верхнего слоя почвы. Лучше всего для такой поверхностной обработки земли подходит ручной культиватор, у которого кроме разрыхляющих почву колес есть еще подрезающая пластина.

Можно делать эту работу заточенной тяпкой, полольником "Стриж" и другими приспособлениями. Их сейчас довольно много появилось в продаже. Единственное требование к таким инструментам - они должны быть очень хорошо заточены. И не верьте в самозатачивание. Инструмент надо затачивать перед каждым использованием, тогда работа пойдет легко. Эти инструменты не следует заглублять глубже 5 см в почву, и они не должны перемешивать пласты. Можно копать и обычной лопатой, но только поверхностно.

Не беспокойтесь о корнях, они найдут себе дорогу в более глубоких пластах, проникая в микроканалы, оставшиеся от корневой системы предыдущих жильцов (если вы не разрушили их перекопкой). Так что корни не нуждаются в глубокой перекопке.

Зачем нужен гумус? Гумус является наиболее ценной составляющей любой почвы. Его-то и создают дождевые черви и почвенные микроорганизмы. Поэтому вполне надежным показателем плодородия почвы является количество живущих в ней дождевых червей. Чем их больше, тем почва плодороднее. Чем больше гумуса, тем темнее цвет почвы.

Гумус - сложное органо-минеральное образование. Главная его часть - это гуминовые кислоты и фульваты.

Гуминовые кислоты "склеивают" наподобие синтетического клея мельчайшие комочки почвы в агрегаты, которые не склеиваются между собой. Таким образом, создается структура почвы, при которой между этими агрегатами вода и воздух легко проникают в толщу почвы.

Фульваты несут на своей поверхности отрицательный электростатический заряд и притягивают положительно заряженные ионы химических элементов, находящихся в почвенном растворе, в частности, азота. То есть они помогают насыщению почвы минеральными веществами.

Один квадратный метр почвы толщиной 25 см (пахотный слой) весит около 250 кг. Если гумуса в почве около 4%, то в этих 250 кг его содержится всего 10 кг. За сезон корни растений разрушают около 200 г гумуса с каждого квадратного метра пахотного слоя. Чтобы его восстановить, потребуется ежегодно вносить по ведру (5 кг) перегноя на метр поверхности почвы. Если же вносить вместо перегноя зеленую массу сидератов, сорняков, травы, листьев или другой неперепревшей органики, то их количество следует увеличить в три раза.

Иногда задают вопрос: куда лучше вносить органику - в верхний слой почвы или в нижний? Экономически целесообразнее вносить ее в нижний слой почвы. То есть наращивать плодородный слой почвы снизу. На глубине штыка лопаты гумуса образуется в 6 раз больше, чем в верхнем слое при одинаковом количестве внесенной органики. Но перекопка допустима только в слое 5 см. Как же быть?

Если почва у вас очень бедная (серый цвет указывает на то, что в почве всего 2% гумуса), первую перекопку следует сделать следующим образом. Разметьте грядку. Чтобы не топтать почву, положите поперек грядки доску, отодвинув ее от края на ширину штыка лопаты. Стоя на доске, вынимайте почву и складывайте ее рядом с торцом грядки. Вилами взрыхлите нижний слой. Заполните выкопанную траншею зеленой массой сорняков или скошенной травы и передвиньте доску дальше. Теперь почву, вынутую из следующей траншеи, не переворачивая, складываете на зеленую массу. Рыхлите вилами нижний слой во второй траншее, складываете в нее зеленую массу, передвигаете доску еще дальше, и так продолжаете до конца грядки. Когда последняя траншея будет заполнена зеленой массой, перенесете на нее почву, которую вынули из самой первой траншеи и сложили около торца грядки. Самое важное в такой перекопке - это не переворачивать почву. Во все последующие годы зеленую массу сорняков или опилки, листья и другую органику вы будете вносить на поверхность грядки. Затем ее надо будет слегка присыпать землей или перекопать вместе с верхним слоем почвы на глубину не более 5 см. Эту работу лучше делать в конце лета или в начале осени, чтобы к весне большая часть органики успела перегнить.

А что делать, если у вас на участке сплошная глина или тяжелый суглинок? Тем более не копать. Часто в книгах рекомендуют в глинистые почвы добавлять песок и органику. Но тот, кто это делал, знает, что песок через сезон уходит глубже, а на поверхность опять выходит глина. Вам потребуется ежегодно вносить по ведру песка и по ведру органики на каждый квадратный метр поверхности почвы в течение 12-15 лет, пока, наконец-то, земля не станет более или менее пригодной для огорода. Расчеты ученых показывают: чтобы распесковать всего один квадратный метр глинистых почв, потребуется около 150 кг песка! И это только на один квадратный метр! Зачем вам такая каторга?

Если у вас очень плотная земля , наращивайте плодородный слой сверху. То есть складывайте на месте будущей грядки компост. Чтобы вас не смущал его непрезентабельный вид, огородите грядки какими-нибудь рейками, жердями и посейте перед ними горох, настурцию или вьющуюся декоративную фасоль, либо посадите по периметру бобы, подсолнухи, кукурузу, космею. Оставьте только с той стороны, которую вы не видите, проход, чтобы наполнять кучу.

Итак, без гумуса в земледелии "и ни туды, и ни сюды". Его придется систематически наращивать, как это делает природа, внесением органики. Причем ежегодно сами растения возвращают почве больше, чем из нее выносят.

Самый простой способ выращивания гумуса - через компостную кучу. Для ускорения процесса образования гумуса следует использовать живые бактерии, которые содержатся в препаратах "Возрождение" и "Байкал ЭМ-1". Делать это следует в середине лета.

Отчего наступает оскудение земли? Это часто наблюдаемое явление. Почва перестает "работать". Она "бастует", на ней падают урожаи. И тогда мы начинаем увеличивать дозы минеральных удобрений, покупаем или запасаем навоз. Но через некоторое время все "возвращается на круги своя". В чем дело?

Природа не сеет сидератов, не вносит навоз в таких количествах, как это делаем мы, а из года в год растит огромные леса и луга, и все у нее в порядке. А дело в том, что растения наращивают органическую массу гораздо больше той, которую выносят, разрушая гумус, из почвы. То есть они не истощают, а наоборот, наращивают плодородие земли. Как же это им удается, и почему не удается нам?

Вы видели, чтобы природа сгребала и увозила, да еще и сжигала опавшую листву и отмершие растений? А мы что делаем? Мало того, что выносим с урожаем из почвы питательные вещества, запасенные в плодах. И не возвращаем награбленное. Мы еще опавшие листья и растительные остатки убираем, мешая нормальному процессу восстановления гумуса. Откуда же ему взяться, если нет исходного материала? Кроме того, бесконечными перекопками разрушаем естественную структуру почвы. А в такой почве практически нет жителей. Обратите внимание, бесплодная почва похожа на серую безжизненную пыль.

Обычно для улучшения плодородия почвы рекомендуют засевать поле сидератами или оставить его "погулять", то есть ничего на нем не сеять. Оно, конечно, тут же зарастет сорняками, которые, как и специально посеянные сидераты, рекомендуют через годик перекопать.

Начинающие огородники спросят: что такое сидераты? Это растения, на корнях которых живут бактерии, умеющие брать азот из воздуха и накапливать его в почве. Зеленая надземная масса, будучи перекопана вместе с почвой, внесет в нее необходимую для жизни микроорганизмов органику.

В качестве сидератов можно высевать горох, люцерну, вику, клевер, люпин. Рекомендуют также вносить бактериальные препараты АМБ, азотобактерин, фосфоробактерин, нитрагин. То есть нам предлагается заселить поле бактериями. "Гуляющее" поле отнюдь не держат под паром, то есть "голым". Оно заселяется растениями, и, как ни странно, утомленная, истощенная почва при этом не утомляется дальше, а прекрасно восстанавливается.

Почему же у нас она утомляется и истощается, а у природы нет? Да потому, что она не копает и ничего со своих полей не уносит. Все возвращается обратно в землю, причем с большими процентами. Вот и давайте следовать природе, меньше брать, больше отдавать. Как это сделать?

Не уносите с грядок, из-под кустов и деревьев выполотые сорняки, а оставляйте их лежать в междурядьях и под посадками. Не беспокойтесь, через пару недель они исчезнут, потому что черви растащат их по своим ходам в землю. А до этого некоторое время они послужат мульчирующим материалом, то есть прикроют открытые места на почве и не дадут влаге испаряться с поверхности, а почвенной структуре разрушаться. Не убирайте корни и надземную часть растений после уборки урожая. Все оставляйте на грядках.

Если боитесь возбудителей болезней на этих растительных остатках, то обработайте грядки прямо по ним препаратом "Фитоспорин". Живая бактерия-хищница, которая есть в этом препарате, в течение осени "съест" возбудителей любых грибных и бактериальных заболеваний. Она, в отличие от бактерий, о которых говорилось выше, погибает не при одном градусе мороза, а при минус 20 градусах. Если зима окажется теплой, то она благополучно перезимует в почве и будет дальше служить санитаром на ваших грядках. А если зима все же выпадет суровой, то и снега обычно бывает много, а под этой шубой у нее есть большой шанс выжить.

Вредителей, зимующих под растительными остатками, таким способом, конечно, не уничтожить, но и на них можно найти управу, если хорошо позаботиться о своих питомцах.

Итак, причина оскудения почвы кроется в неразумном землепользовании. Если же все время из почвы только выносить питательные вещества вместе с урожаем, то ничего в ней и не останется. Надо же и возвращать когда-нибудь.

Г. Кизима, садовод

Наталия Герасимова
Конспект ОД в подготовительной группе «Почва - живая земля. Кто создаёт почву?»

Выполнила : воспитатель МАДОУ ЦРР д/с №110 г. Калининград Герасимова Н. Е.

ЦЕЛЬ :

Ознакомление детей с понятием "почва " на основе опытов, её составом и ценностью для всех обитателей растительного и животного мира Земли .

ЗАДАЧИ :

1) Познавательно-исследовательские, формировать навык опытнической деятельности;

2) Коммуникативные; учить детей размышлять, формулировать и обобщать результаты опытов, взаимодействовать друг с другом;

3) Речевые и игровые : учить общаться в процессе экологической игры, побуждать развитие фантазии, формировать умение выражать свои мысли; прививать бережное отношение к природе в процессе элементарной трудовой деятельности;

4) Двигательные : давать возможность активно двигаться посредством чередования видов деятельности : беседа, опыты, физминутка, работа с моделью "почва - взаимосвязь с окружающим, сюжетно-ролевая игра, трудовая деятельность;

5) Восприятие фольклора : пословиц о земле .

ОБОРУДОВАНИЕ :

ПК и презентация "Состав почвы ", "схема-плакат состав почвы ", для опытов : образцы почвы , стаканы с водой, лупы, образцы листьев, пословицы, для игры : листья, стаканчики с землёй (по количеству детей, наголовники с изображением дерева 2 шт., и с изображением дождевого червя- 2шт., обруч - 4 шт., 8 леек для полива.

Ход ЗАНЯТИЯ:

Восптатель : - Есть у природы удивительная кладовая, положишь в неё весной горсть зерна - а к осени возьмёшь целый мешок. Ведро картошки в этой кладовой превращается в десять вёдер. Горсточка семян становится россыпью огурцов и помидоров, моркови и свёклы, пучками редиса и укропа. - Как вы думаете ребята, что это? (ответ земля , почва ) .

Сегодня мы поговорим с вами о почве , узнаем, из чего она состоит, кто вней живёт, и как мы можем сохранить её.

Что же такое почва ?

Как вы думаете дети? (ответ детей)

Вопитатель : - Знаете ребята, а оказывается, Земля существует миллионы лет. Когда-то давно-давно на земле не было такой почвы , как сейчас, не было растений. Возникали моря и океаны, появлялись, а затем разрушались горы, вулканы, под воздействием жары, воды и холода, и в результате появились глина, песок и другие минералы, а потом

появились растения и животные. И вот десятки миллионов лет спустя планета Земля приняла тот вид , к которому мы с вами привыкли и теперь, мы видим такую почву .

ПОКАЗ МУЛЬТИМЕДИЙНОЙ ПРЕЗЕНТАЦИИ "СОСТАВ ПОЧВЫ ".

Конечно же, вы правы, почва это земля . Мы привыкли её так называть по имени нашей планеты Земля . Все мы ходим по земле . В сухую погоду ворчим, что много пыли, а в дождливую - что слишком грязно. А ведь пыль и грязь -это не прото земля . Под ногами у нас почва - это правильное название. Она поит и кормит растения в тёплое время года, когда вся природа расцветает, а потом цветы превращаются в плоды (весна, лето, но этот тёплый период сменяется прохладным временем года, которое приносит нам дары - осень, и наступает момент, когда деревья начинают сбрасывать листья, готовясь к зиме, они укрывают свою кормилицу-землю (или как првильно её называют почву ) толстым покрывалом сухих листьев : жёлтых, красных, оранжевых, а ещё мы можем видеть плоды, упавшие на землю : жёлуди, орехи, яблоки, груши, многие из них уже покрыты коричневыми пятнами гнили. И им одна дорога, как говорит народная пословица : "Из земли пришли , в землю уйдут ".

А, что это означает? (ответы детей) .

Дело в том, что почва есть только там , где растут растения и наоборот, растения сами являются источником материала для строения почвы .

Секрет в том, что все эти опавшие листья и веки перегнивают, и в этом участвуют, и различные подземные обитатели невидимые нашему глазу. - А кто помнит, какие животные участвуют в создании перегноя ? (ответы детей) .

Как вы думаете из чего состоит почва ? (ответы детей) .

Правильно дети, почва состоит из песка , глины, перегноя, в почве есть вода , воздух. Сейчас мы свами проверим это на опытах.

ОПЫТ №1. В почве есть воздух . Им дышат многие животные из подземного мира. Возьмём стакан с водой и бросим в него комочек почвы . - Какой вывод можно сделать исходя из результатов опыта. Вывод : мы видим пузырьки, которые поднимаюся наверх. А это значит, что в почве есть воздух .

ОПЫТ №2. Состав почвы . Размещаем почву в стакане с водой . Через некоторое время увидим, что на дне стакана осел песок, сверху вода помутнела из-за глины, а на поверхности плавает мусор, корешки растений - это и есть перегной. Вывод : почва в своём составе имеет перегной, песок, глину.

ОПЫТ №3. Ещё мы говорили, что в почве есть вода , потому и растут растения. - Откуда же она берётся в почве ? (ответы детей) .

Всё правильно дети. Вода попадает в почву , когда идёт дождь или во время полива. Она проникает вглубь и сохраняется в свободных местах между частицами почвы .

Возьмём спиртовку, подогреем ком земли , прикрыв форму стеклом, и посмотрим на стекло. Вывод : на стекле мы видим капельки воды, испарившиеся в результате прокаливания почвы , а это значит там можно жить.

Скажите, пожалуйста, каких почвенных обитателей вы знаете? (ответы детей) .

Кто живёт под землёй ?

Почва даёт приют многим растениям и животным. Так хорошо уживаются они вместе . Помотрите, как они живут, помогают друг другу. Растения растут в почве , берут у неё питательные вещества. И наступает время - осень, когда растения : деревья, кустарник, травы, цветы опадают теряя лист и плоды и тогда начинается удивительная работа невидимого мира животных, спрятавшихся под слоем листьев и в земле (рассказ о переработке листьев, так создаётся перегной , который даёт растениям много питательных веществ.

Сегодня пасмурно, но весёлая песенка о солнышке, зовёт нас с вами немного отдохнуть.

ФИЗМИНУТКА "СОЛНЫШКО ЛУЧИСТОЕ".

Молодцы, а как вы думаете, почва нужна только растениям? (ответы детей) . Подойдём к плакату и посмотрим, чем же важна почва и для кого ? Беседа у плаката.

Ну вот и пришло время поиграть в игру. Сейчас мы увидим, как листочки превращаются в почву .

ИГРА "ДЕРЕВЬЯ И ЧЕРВЯЧКИ".

Дети делятся на 2 команды. В каждой команде свой "червяк" и соё "дерево". В одном конце помещения на полу на одной линии, но на расстоянии положить два обруча. Это будут "норки" червячков. От каждой команды выделяется ребёнок испоняющий роль-дождевого червя. Он становится в круг, здесь же, в кругу на полу находятся стаканчики с землёй . В противоположном конце помещения положить ещё два обруча для детей, которые будут выполнять роль-деревьев. Эти дети также встают в круг, в руках у них листья. На голове у детей соответствующие наголовники. Остальные участники становятся друг за другом. По команде ведущего "Осень" - дети-деревья дают лист своему участнику, тот бежит к червяку и меняет его на стаканчик с землёй . Потом возвращается с ним к дереву и отдаёт. Участники команд повторяют свои действия, пока последний участник не принесёт землю своему дереву .

Сегодня на занятии вы познакомились с понятием почва . Вспомните пожалуйста, что это? Из чего состоит, кто в ней обитает? (ответы детей) .

Как же мы можем сберечь почву дляэтих существ ?

Что же мы сможем сделать?

Что полезного мы узнали сегодня? (ответы детей)

А вы знаете ребята, нас с вами 2 дня не было в Зимнем саду, и почва за эти дни высохла , потому что вон какие большие растения здесь растут, они выпили всю воду, я предлагаю вам сделать доброе дело - полить почву , а она напоит растения. Как вы думаете, что бы нам сказали почва и растения Зимнего сада, если бы они умели говорить? Ведь мы о них заботимся?

Какие пословицы о земле вы знаете ?

Без хозяина земля - круглая сирота .

В землю не положишь - и с земли не возьмёшь .

Где нет земли , там нет травы.

Земля - кормилица .

А сейчас, я предлагаю вам зарисовать, кого-нибудь из "подземного жителей", который вам понравился больше всех. Вы можете нарисовать сад или поле, дающее урожай. Вашей фантазии нет границ. Вы такие молодцы, очень хорошо работали сегодня.

Наверное, у каждого человека наступает время создавать свой сад. Это замечательная пора, когда мы уже созрели для созидания, рукотворного творчества на десятилетия. Райский сад будет рождаться на наших глазах, а плоды трудов останутся детям, внукам и правнукам. В данной статье мы расскажем, как создать сад с нуля, определим аспекты, на которые стоит обращать внимание при выборе земельного участка, расскажем, какой должна быть земля под сады.

Выбор земельного участка

Перед тем как создать сад, нужно определиться с выбором земельного участка. Выбирать землю под сад необходимо точно не зимой, когда лежит снег, и невозможно понять, что под ним скрыто: болотистые кочки, местный водоем, голые пески, остатки строительного мусора.

Бывает, что по неопытности и под давлением обстоятельств люди соглашаются недорого купить «кота в мешке» под снегом. Приезжают весной на участок, а там по пояс воды... Опытные садоводы могут рассказать новичкам, что землю под сады выделяли, как правило, на неудобьях, болотистых торфяниках (хорошо, если осушенных, но это редкость), на глинистых тяжелых переувлажненных почвах, в лесу. Окультуривать такие участки приходилось десятки лет. Но сейчас нередко продают уже вполне окультуренные земли, которые можно использовать без кардинальных преобразований. Тем не менее, еще встречаются те же лесные сырые почвы, предназначенные для устройства садов.



Важно четко решить для себя: какой именно сад вы хотите создать. От этого в значительной степени зависит выбор земельного участка. Самый разумный подход - использовать природную данность, а не переделывать землю, климат. Даже ценой больших усилий и затрат кардинальное переустройство почв сохранится на недолгое время, природное естество земли и местности будет постоянно проявляться и требовать новых трудов и средств. Ведь природа создавала почвы в течение тысяч лет, мы же обычно не задумываемся об этом, используем их, как свою собственность, не понимая, что это мы - гости на земле, а почва останется будущим поколениям, и причинять ей вред, разрушать ее нельзя! Легче почву сберечь, чем восстанавливать долгие годы.

Ранней весной уже понятно, каков участок: переувлажнен или почти сухой, что за растительность на нем и о каких свойствах почвы она говорит. Полезно увидеть землю после обильных дождей летом или осенью - водный режим участка очень важен, он определяет, как и тип почвы, возможность или невозможность (затруднительность) создать на нем плодово-ягодный, декоративный сад, огород.

Особенности почв

Скажем сразу, что наличие на участке естественной растительности в виде ольхи, ивы, осоки, рогоза, камыша, зеленых мхов, говорит о переувлажненности и повышенной кислотности почв. Участки с повышенной кислотностью почв для создания плодового сада непригодны. Для его окультуривания потребуется много затрат: мелиорация (осушение земли); нейтрализация повышенной кислотности путем внесения извести, мела, доломитовой муки; завоз большого количества плодородной земли, торфа, песка. Но на таком низинном участке может получиться замечательный декоративный сад природного стиля с акцентом на ацидофилов (растений, предпочитающих и успешно растущих на кислых почвах). Отведя излишнюю воду с помощью дренажных канав по периметру участка, вы разведете сад роскошных рододендронов, цветение которых с конца весны и до середины лета превосходит красотой и оригинальностью цветение признанной царицы цветов - розы. Отлично сочетаются с рододендронами верески, хвойные породы, их видов и сортов теперь доступно великое множество: ели, сосны декоративных форм, туи, можжевельники, тисы. Такой сад украсят ажурные сортовые и лесные папоротники, лесные изящные цветы, а также изрядное множество прибрежных цветов: ирисы аировидный и сибирский, дербенник, вербейник, астильбы, баданы, бруннера, незабудки, барвинок, купальницы, примулы и многие другие. Поэтому в большой степени «подходит - не подходит» вам участок зависит от конкретной цели и задач, стоящих перед вами.

Как создать сад. Первые шаги

Корчевать ли деревья и сколько, какие из них оставить, тоже зависит от того, какой сад вы хотите создать. Опытные садоводы за десятки лет убедились в том, что с природой лучше дружить, ценя ее «милости». Заметим лишь, что для плодоносящих деревьев и кустарников, помимо подходящих почв и водного режима, совершенно необходимо хорошее солнечное освещение в течение всего дня. В тени (места на участке, где солнце светит половину дня) плодовые не плодоносят, а декоративные растения по большей части не цветут. Планируя расположение построек и посадок на участке, необходимо учитывать, что все вертикали будут давать тень длиной в половину своей высоты , и на эти места сажают лишь теневыносливые декоративные растения. И все же, даже если планируется посадить плодовый сад, часть красивых сосен, берез, елей на окраине участка оставляют для создания лесного сада с естественной растительностью - вереском, голубикой, мхами, папоротниками, декоративными хвойными, рододендронами и изысканными цветами. Здесь же можно устроить грибные поляны, благо мицелий самых разных грибов теперь легко можно купить.

Осушение почвы на участке под сад

Первое, что требуется сделать на лесном, торфяном, болотистом участке - осушить его. Почему так важно отвести избыточную воду с участка , если на поверхности земли стоит вода, или уровень стояния грунтовых вод находится выше 1 м от поверхности? Потому что корни деревьев и кустарников, проникая вглубь почвы более, чем на метр, оказываются в воде, испытывают кислородное голодание, что приводит к нарушению развития растений и их гибели. Для отвода излишней воды (после таяния снега) по периметру участка копают открытые дренажные канавы глубиной 0,6 - 0,8 м с уклоном к колодцу, магистральной канаве садоводства, водоему. Разумно в низинной части сада, где стоит вода, выкопать прудик и вывести туда перфорированные трубы закрытого дренажа, проложенного по участку. Но если вода застаивается лишь на небольшой площадке из-за наличия глинистого подпочвенного слоя, применяют местное осушение. Копают несколько вертикальных шурфов до водоносного слоя, засыпают их смесью щебня с песком, в завершение закрывают снятым верхним слоем плодородной почвы.

Определение типа почвы

Важно определить, каков механический состав почвы на вашем участке: торф, глина, песок, их смесь в различных пропорциях. Издавна используют простой метод: взяв в руки горсть влажной земли, скатывают ее в ладонях в жгут. Если жгут получился, не распался, и его можно согнуть в кольцо - это тяжелая глинистая почва . Она медленно и плохо прогреваются солнцем, плохо пропускают воду и воздух, отчего растения страдают. При этом глинистые почвы питательны, имеют высокую влагоемкость, требуют разрыхления за счет внесения песка и торфа до половины объема имеющейся почвы.

Если опытный жгут из почвы получился с трещинами или разорвался - вам достались суглинистые почвы , и это лучшее из возможного. Они подходят для любых растений, плодородны, нормально прогреваются, водо- и воздухопроницаемы. Их раз в 4 - 5 лет известкуют при повышенной кислотности, добавляют в приствольные круги компост и собирают приличный урожай, как плодов, ягод, так и овощей. Цветы и декоративные кустарники будут радовать взор садовника и его гостей. При необходимости отводят грунтовые воды посредством устройства дренажных канав.

Если при скатывании даже шарик из почвы рассыпается, то это песчаные почвы . Они быстро и хорошо прогреваются солнцем, водо- и воздухопроницаемы, но бедны и кислы. Питательные вещества легко вымываются из них с осадками и поливом. Их улучшают путем внесения мелкокомковатой глины, перегноя, компоста, плодородной земли, посевом сидератов (быстро растущих однолетних трав) и заделкой их в почву, а также известкованием. При подготовке посадочных мест под деревья и кустарники для удержания влаги и питательных веществ на дно ямы приходится укладывать слой глины или плотную пленку, либо плоский контейнер со щебенкой, гравием, которые засыпают подготовленной питательной землей в соответствии с требованиями конкретного растения. Что касается декоративных растений, то на песчаных и супесчаных почвах живут дикорастущие ксерофиты (засухоустойчивые растения), на них устраивают рокарии (каменистые садики), здесь превосходно цветут и зимуют многие почвопокровные: десятки видов седума (очитки), тимьяны, арабис, обриета, молодила, ясколки, яснотки, гвоздики, иберис, камнеломки, злаки и другие многолетники.

Немного о торфяных почвах

Надо сказать и о торфяных почвах , их немало в садоводствах и лесах северо-запада, средней полосы. Признак маломощных торфяников с длительным и постоянным переувлажнением - произрастание на них камыша, рогоза, щучки дернистой, осок, тростника, ситника, зеленых мхов. Верховые сфагнумовые болота получаются на месте бывших озер. Из мха с течением времени образуется торф: сверху - верховой волокнистый рыжего цвета, внизу и на довольно большой глубине (до 2 м) - рассыпчатый низинный, почти черный. Этот черный низинный торф является очень ценным субстратом для садовых дел, на его основе после осушения, известкования, добавления песка, луговой земли и компоста формируются весьма плодородные почвы, пригодные для любых садово-огородных растений. На осушенных болотах прекрасно будут расти рододендроны, кипарисовики, тсуги, можжевельники и другие хвойные, гортензии, что придаст саду неповторимую прелесть, очарование яркого цветения на фоне разнообразных оттенков зелени хвойных растений. В первозданном виде на неокультуренном болоте растут редкие виды лесных орхидей, клюква, брусника, голубика (теперь и в культурных сортах), багульник, дафна (волчеягодник) и множество изысканных лесных цветов и трав. Если такие редкости оказались на вашем участке - стоит сохранить такой уголок без вмешательства, лишь дополнять его природными видами, и в результате получить уникальный заповедный садик.

Но в чистом виде торф имеет особые, неблагоприятные свойства: легко пересушивается и потом не смачивается, часто возгорается на больших площадях в засуху; переувлажненный, торф долго не сохнет, растения без кислорода у корней страдают, вымокают, погибают. На заливном торфе могут расти лишь болотные виды и растения заливных лугов, чего для полноценного сада явно недостаточно. Способность торфа намокать и пересыхать создает нестабильность для построек, мощения дорожек. Рекомендуется мостить дорожки древесными спилами или короткими плашками деревянного бруса, при этом по опыту известно, что дерево в торфе сохраняется лучше, чем на обычной садовой земле. Если использовать для мощения камень, то без бетонной связки, поскольку весной движение грунта все равно разорвет сплошное мощение. Разумно сделать сухую кладку, не скрепляя камни. Умеренное постоянное увлажнение необходимо саду на торфяниках, иначе при пересушке торф будет отнимать влагу у растений, сжигать их корни, а также из противопожарной безопасности.

Кислотность почв

Кислотность почв - важный показатель их качества и пригодности для успешного выращивания конкретных культур. Для оценки кислотности используют показатель кислотности почвенного раствора (pH). Кислыми считают почвы при pH от 3 до 5,5; от 5 - 6 до 6,4 - слабокислыми; при 6,5 до 7,2 - нейтральными; при 7,5 и более - щелочными. Кислотность почвенного раствора определяют в агрохимической лаборатории при сдаче туда образцов почв на участке. Но можно и самостоятельно узнать, насколько кислая почва на вашем участке, с помощью лакмусовой бумаги (продается в садовых магазинах). Для этого горсть почвы заливают в контейнере дистиллированной водой и тщательно размешивают до консистенции сметаны, погружают в раствор лакмусовую бумагу. В кислой среде она становится красной, в щелочной - синей. В магазинах химреактивов есть наборы для определения кислотности почв, где имеется шкала соответствия конкретной реакции почвенного раствора показателю pH.

Большая часть культурных садовых плодово-ягодных растений, цветов, газонных трав предпочитают слабокислые и нейтральные почвы . Но есть и любители кислых почв, о которых говорилось выше. Известкование кислых почв необходимо для повышения плодородия и рыхлости почвы, поскольку в слабокислой и нейтральной среде активизируют свою жизнедеятельность азотфиксирующие бактерии, живущие на корнях бобовых растений, а также свободноживущие в почве микроорганизмы. Они способны усваивать азот из воздуха и передавать его в доступной форме корням культурных растений. Более комфортной становится известкованная среда для жизнедеятельности микроорганизмов, разлагающих растительные остатки в почве, делая ее более плодородной.

На повышенную кислотность почв указывают травы, естественно растущие на земле: хвощ полевой, лютик ползучий, щавель конский, воробьиный; вероника дубравная, кислица, торица полевая. Начальная стадия заболачивания присутствует на земле, где растут лютик ползучий, гречишник коленчатый, горец раковая шейка. (Чтобы разобраться, что именно растет на участке, полезно завести полевой атлас - «Растения средней полосы Европейской России», где есть иллюстрации и краткое описание около 700 видов дикорастущих растений). На кислых почвах (pH 3 - 5,5) плодовые и ягодные культуры развиваются плохо, избыточную кислотность нужно нейтрализовать с помощью золы, гашеной извести, мела, доломитовой муки, мергеля, сланцевой и торфяной золы, шлаков металлургического производства, цементной пыли. Известковые материалы вносят раз в 4 - 5 лет, осенью или весной под перекопку в дозе 400 - 600 г на квадратный метр на средне- и тяжелосуглинистых почвах, 250 - 400 г на кв. метр на супесчаных и легкосуглинистых почвах. Зола обычно в изобилии образуется на участке после корчевки лишних деревьев сорных пород и сжигания отходов. Ее доза в 2 - 10 раз выше, чем известняка (мела), при этом зола является ценным калийным удобрением, содержит необходимый растениям магний. Такие дозы известкования приводят к снижению кислотности до 5,5. Если почва очень кислая (верховой торф с pH 3), то известкование проводят два года подряд, чтобы слишком большая доза не привела к резкому ощелачиванию почв. Нельзя вносить известь одновременно с навозом - теряется азот. Вначале рассыпают известь, заделывают ее в почву, затем вносят навоз. Точно так же не совмещают внесение известковых материалов и аммиачных форм удобрений: в этом случае известь вносят осенью, азот - весной, чтобы не вымывался осадками.

Индикатором слабокислой и почти нейтральной почвы служит произрастание других трав: пырея ползучего, ромашки непахучей, вьюнка полевого, клевера лугового, ползучего; бодяка огородного, сныти, мака-самосейки.

Показатель благополучной плодородной почвы с высоким содержанием азота - крапива двудомная и осот овощной, растущие именно на нейтральных богатых почвах. Из древесных пород «предшественником» плодового сада являются клен, рябина, дуб, шиповник, а также травы: бобовые (клевера, люцерна, вика, донники) и луговые злаки. Но учтите, что на богатых азотом почвах растения менее морозостойки.

МБДОУ д/с №8 ___________________________________________________________________

Конспект открытого НОД в старшей группе

на тему: «Почва-живая земля. Кто создаёт почву?»

Подготовила: воспитатель

Вурдиханова Татьяна Рамазановна.

г.Махачкала 2017г.

ТЕМА ЗАНЯТИЯ : Почва-живая земля. Кто создаёт почву?

ЦЕЛЬ : ознакомление детей с понятием «почва» на основе опытов, её составом и ценностью для всех обитателей растительного и животного мира Земли;

Задачи:

1) познавательно-исследовательские

Формировать у детей представление о значении почвы в природе; познакомить с составом почвы, с некоторыми ее свойствами.

Упражнять в умении анализировать;

Формировать познавательную активность, интерес к объектам живой и неживой природы;

2) речевые

Активизировать словарь за счет слов: плодородная, воздухопроницаемая, водопроницаемая, перегной, примеси;

3)коммуникативные:

Формировать коммуникативные навыки, воспитывать чувство сопереживания, желание оказывать помощь.

4) двигательные:

давать возможность активно двигаться посредством чередование видов деятельности: беседа, опыты, физминутка., работа с моделью «почва- взаимосвязь с окружающим»,

5) восприятие фольклора: пословиц о земле.

Предварительная работа: чтение и рассматривание иллюстраций к повести Э. Н. Усперского "Дядя Федор кот и пес". Просмотр презентации «Почва».

Оборудование и материалы: схема-плакат «состав почвы»;,схема-плакат "почва-взаимосвязь с окружающим""; для опытов: образцы почвы(песчаной,глинистой,плодородной,чернозем), стаканы с водой, лупы, ложки,салфетки; пословицы, сюрприз- яблоки с волшебного дерева.

Методические приёмы:

вопросы к детям;

экспериментирование;

исследование;

использование физкультминутки

Предварительная работа:

наблюдения на прогулке за почвой;

ХОД ЗАНЯТИЯ.

Организационный момент:

(Воспитатель приглашает детей в круг.)

Ребята, с чего начинается хорошее настроение? (С улыбки, с добрых дел, с прекрасных сюрпризов.)

Придумано кем_то просто и мудро:

при встрече здороваться:"доброе утро!"

доброе утро солнцу и звездам

доброе утро улыбчивым лицам.

и каждый становиться добрым,улыбчивым.

пусть доброе утро длиться до вечера.

Мотивационно-ориентировочный этап:

Ребята, на адрес нашей группы пришло письмо. (Воспитатель открывает конверт, читает письмо). Ребята, это письмо из Простоквашино от Дяди Федора. Он пишет, что у них возникли проблемы. Матроскин с Шариком посадили овощи, но урожай не везде вырос удачный. Дядя Федор просит нас разобраться, почему так получилось . Хотите ему помочь?

Поисковый этап:как мы можем помочь ему.Давайте порассуждаем.

где растут овощи(ответы детей).

Что же такое земля?

Как вы думаете дети? (ответы детей).

Конечно же, вы правы, слово земля имеет много значений – это и название нашей планеты,на которой живем,плодородный слой на нашей планете.мы с вами будем говорить о земле на которой все растет,о земле -матушке нашей кормилице.земля-какое это емкое слово!земля- кормилица,Земля-поилица,родная мать -Земля.так уважительно и ласково зовем мы нашу родную землю. Все мы ходим по земле. В сухую погоду ворчим, что много пыли, а в дождливую – что слишком грязно. А ведь пыль и грязь – это не просто земля. Под ногами у нас почва- это её правильное название-

Она поит и кормит растения, а они отдают ей свои сухие листья.

Вы спросите зачем?

Дело в том, что почва есть только там, где растут растения и наоборот, растения сами создают почву.

Как же это происходит? Давайте с вами вспомним.

Кто из вас видел как осенью с деревьев опадают листья?

А куда они потом деваются? (ответы детей)

Секрет в том, что все эти опавшие листья и ветки перегнивают, и в этом участвуют, и различные поземные обитатели невидимые нашему глазу. А кто помнит, какие животные участвуют в создании перегноя? Черви, слизни и улитки, мокрицы и многоножки, крохотные земляные клещики, размером с песчинку, микроскопические грибы и бактерии и в результате их деятельности и образуется перегной – питательный почвенный слой.

Как вы думаете из чего состоит почва? (ответы детей)

Почва состоит: из песка, глины, перегноя, в почве есть вода, воздух

Сейчас мы с вами проверим это на опытах.

Ребята, для того, чтобы сделать описание почвы, нужно провести опыты. Для этого предлагаю вам стать учеными-исследователями.

Кто знает, чем занимаются ученые? (Исследуют, наблюдают, проводят опыты.) Для проведения опытов ученым нужна лаборатория. Давайте пройдем в лабораторию и сядем за столы. Ученые часто советуются друг с другом, обсуждают свои исследования, поэтому мы будем также с вами договариваться о том, что делать, помогать друг другу.

(Дети подходят к столам. На столах стоят мисочки с землей, стаканчики с водой, ложечки, салфетки, лупы, воронки, ватные диски, стаканчики,

Практический этап:

У вас на столах лежат предметы для исследования. Перечислите, что именно. (Ответы детей) .

дети рассматривают внешний вид почвы и дают описание. Что нужно сделать, чтобы описать внешний вид почвы? (Понюхать, рассмотреть, потрогать).

ОПЫТ 1:

нам нужно узнать, есть ли в почве воздух? Как мы можем это сделать? Находиться он между комками и комочками почвы в свободных местах. И чтобы доказать вам это – сделаем опыт. : Возьмем стакан с водой и бросим в него ком почвы.Если в ней есть воздух,то мы увидим пузырьки,которые будут подниматься на верх.

Какой вывод можно сделать исходя из результата опыта? (в почве есть воздух необходимый для жизни растения.) Им дышат многие животные подземного мира

ОПЫТ 2. Состав почвы

Размешаем почву в стакане с водой. Через некоторое время увидим, что на дне стакана осел песок, сверху вода помутнела из-за глины, а на поверхности плавает мусор, корешки растений – это и есть перегной.

Вывод: Почва в своём составе имеет: перегной, песок, глину.

ОПЫТ 3. Еще мы говорили, что в почве есть вода, потому и растут растения .

Откуда же она берется в почве? (ответы детей)

Все правильно, дети. Вода попадает в почву, когда идет дождь или во время полива. Она проникает вглубь и сохраняется в свободных местах между частицами почвы.

Наберем немного почвы в пробирку и нагреем, прикрыв форму стеклом, и посмотрим на стекло.

Вывод : На стекле мы видим капельки воды, испарившиеся в результате прокаливания почвы, а это значит, что в почве есть вода..

Мы узнали, что в почве есть вода, воздух – значит там можно жить.

Скажите, пожалуйста, каких почвенных обитателей вы знаете?

Кто живет под землей? (ответы детей)

Почва даёт приют многим растениям и животным. КРОТ,ДОЖДЕВОЙ ЧЕРВЬ , МУРАВЬИ,ПОЛЕВАЯ МЫШЬ (ПОЛЕВКА),МЕДВЕДКА .

Сегодня пасмурно, но весёлая песенка о солнышке зовёт нас с вами немного отдохнуть!

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА: « Солнышко лучистое».

Молодцы!

Дети приглашаются на свои места. А как вы думаете, почва нужна только растениям? (ответы детей) Подойдем к плакату и посмотрим, чем же важна почва и для кого?

Беседа у плаката.

В какой почве растения растут лучше всего? Почему?

Ответы детей.

Чернозем содержит много полезных питательных веществ. На нем растения лучше всего растут и развиваются.

Педагог подводит итог занятия.

Ребята, на какой же почве нужно выращивать урожай? Что мы напишем Дяде Федору?

Ответы детей.

Сегодня на занятии вы познакомились с понятием «почва», напомните мне, пожалуйста, что это? Из чего состоит, кто в ней обитает?(ответы детей)

Как же мы можем сберечь почву для этих существ? Что мы можем сделать?

(не загрязнять почву, поливать чистой водой, не разводить костры, не вытаптывать растения, оберегать «подземных жителей»-ведь они нужны почве.

Рефлексивно-оценочный этап:

После опытов проводится анализ обследования почвы и подводится итог с помощью таблицы сиквейн.

1- «почва»,

2-как вы можете описать почву? (плодородная, сыпучая.

3-Что делает,.-пропускает и удерживает, питает.)

4-Где нет земли, там нет травы.

5- почва-это жизнь.

Дорогие ребята, вы хорошо потрудились, помогли Дяде Федору, выяснили из чего состоит наша земля, что она плодородна и она дарит вам сюрприз-целую корзину душистых,спелых,румяных яблок,за то,что вы заботитесь о ней,и она любит вас.