Проводится налоговая. Какие бывают налоговые проверки, и что могут проверять инспекторы? Окончание выездной налоговой проверки

Нелегкое испытание для каждого предпринимателя. Несмотря на то что основными объектами проверок являются юридические лица, коммерсантов инспекторы проверяют с не меньшей тщательностью. Чтобы понять основные принципы проведения и планирования выездных проверок , заглянем по ту сторону баррикад.
Претенденты для контроля отбираются по 12 Критериям, утвержденным Приказом ФНС России от 30 мая 2007 г. N ММ-3-06/333@ (далее - Приказ). Назовем некоторые из них, касающиеся предпринимателей:
- налоговая нагрузка, то есть сумма налогов, уплачиваемых коммерсантом, ниже среднего уровня по конкретной отрасли (виду экономической деятельности). Средние данные приводятся в Приложении N 3 к Приказу;
- непредставление пояснений на уведомление инспекции о выявлении несоответствия показателей деятельности;
- среднемесячная зарплата на одного работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте;
- суммы расхода максимально приближены к величине дохода коммерсанта (в общей сумме дохода доля затрат превышает 83 процента).
- неоднократное приближение к предельному значению показателей, предоставляющих право применять специальные налоговые режимы.

Основы ревизии

Выездная проверка проводится только на основании решения руководителя инспекции (его заместителя). В рамках выездного контроля может рассматриваться период, не превышающий трех календарных лет , предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки. В случае представления налогоплательщиком в рамках соответствующей выездной налоговой проверки рассматривается период, за который представлена уточненная налоговая декларация (п. 4 ст. 89 НК РФ), то есть это может быть период за пределами трехгодичного срока. Однако оштрафовать за этот период коммерсанта не смогут, поскольку действует срок давности.
В решении о проведении проверки обязательно указывается период, который подлежит контролю, а также перечисляются проверяемые налоги. Бланк решения предусматривает формулировку "по всем налогам и сборам". Чаще всего выездная проверка носит комплексный характер, а значит, проверять будут документы, имеющие отношение к формированию налоговой базы по всем уплачиваемым бизнесменом налогам.

Наша справка. Решение о проведении выездной проверки должно обязательно содержать:
Ф.И.О. коммерсанта (полное и сокращенное наименования фирмы);
предмет проверки, то есть налоги, правильность исчисления и уплаты которых подлежит проверке;
периоды, за которые проводится проверка;
должности, фамилии и инициалы сотрудников инспекции, которым поручено проведение проверки.
Форма решения о выездной проверке утверждена Приказом ФНС России от 25 декабря 2006 г. N САЭ-3-06/892@.

Подготовим документы

В ходе проверки, прежде всего, инспекторов интересуют "затратные" документы, которые уменьшают налоговую базу по тому или иному налогу. Основные документы, запрашиваемые в ходе проверки :
- Книга учета доходов и расходов (общий режим, УСН, на ЕНВД обязанности вести книгу нет). Доходы, отраженные в книге учета, инспекторы и расходов (общий сопоставят с банковскими выписками (если имеется расчетный счет) и кассовыми отчетами (Z-отчеты, фискальный отчет, журнал кассира-операциониста). По расходам, учитываемым в книге, будет проведена тщательная проверка на предмет экономической обоснованности произведенных затрат, а также наличия подтверждающих документов.
- Книга покупок (общий режим). Книгу покупок сверят с декларацией по НДС, проверят наличие документов, на основании которых в книге покупок сделаны записи.
- Книга продаж (общий режим). Полнота и своевременность отражения выручки. Если ИП освобожден от уплаты НДС по ст. 145 НК РФ (то есть выручка за квартал не превышает 2 млн руб. и об этом уведомлен налоговый орган), проверят правомерность применения данной льготы.
- Счета-фактуры (запросят у предпринимателей, применяющих основную систему налогообложения). Все ли счета-фактуры, указанные в книге покупок, имеются в наличии, правильно ли они оформлены у предпринимателей, и соответствуют ли действующему на момент оформления сделки законодательству. Кроме того, нужно проверить наличие иных документов - актов выполненных работ, накладных, договоров и т.д.
- Накладные . Соответствие формы накладной действующему законодательству (на момент ее оформления), наличие всех необходимых реквизитов, подписей, печатей. Экономическая обоснованность произведенных расходов.
- Платежные документы и банковские выписки . При планировании проверок инспекторы часто запрашивают в банках выписки налогоплательщика для выявления его основных контрагентов, проверки этих контрагентов на добросовестность (то есть непричастность к фирмам-однодневкам). Многие предприниматели имеют не только налично-денежную выручку, но и работают по безналу. Контролеры проверят, все ли безналичные доходы отражены предпринимателем в книге учета доходов и расходов или книге продаж. Кроме того, в качестве подтверждения понесенных расходов потребуется предъявить платежки на перечисление страховых взносов на пенсионное обеспечение и в фонды ФСС и ОМС.
- Z-отчеты (при наличии контрольно-кассовых аппаратов). Данные Z-отчетов показывают выручку, которую предприниматель фиксирует в качестве своего дохода. В ходе проверки инспекторы снимают с ККМ фискальный отчет путем ввода специального пароля, установленного инспекцией при регистрации данного аппарата. Данные фискального отчета содержат информацию обо всех операциях, проводимых по кассе (продажа, возврат, аннулирование и т.д.), и нередко расходятся с данными, прошедшими по Z-отчету. При наличии расхождений проверяющие потребуют письменных объяснений.
- Путевые листы . Проверяются в основном расход топлива по указанному маршруту, нормы расхода, наличие подтверждающих документов (кассовые чеки по покупке ГСМ).

Помимо документов, перечисленных в таблице, инспекторы дополнительно могут запросить расчетно-платежные ведомости, расчетные ведомости по средствам ФСС, копии реестра и протокола сведений о доходах 2-НДФЛ, сведения о численности и заработной плате работников по видам деятельности, документы для предоставления вычетов сотрудникам (например, заявления на предоставление вычетов, свидетельство о рождении ребенка, медицинская справка об инвалидности и т.д.).
В зависимости от особенностей деятельности контролеры заинтересуются различными расходными документами. Например, наличие автомобиля в составе основных средств, в частности включение в расходы сумм, потраченных на бензин, потребует доказательства использования машины в предпринимательской деятельности. Ведь именно в этом случае расходы на топливо учесть можно. Любые нестандартные затраты привлекут внимание. Так, некоторые коммерсанты включают в затраты коммунальные платежи за свою квартиру на том лишь основании, что по данному адресу они зарегистрированы как ИП. Однако такие затраты вряд ли будут признаны правомерными, поскольку проживает предприниматель в своей квартире независимо от ведения предпринимательской деятельности.

Требование о представлении документов

Любые документы, которые потребуются контролерам, представляются на основе требования (Приложение N 5 к Приказу ФНС России от 31 мая 2007 г. N ММ-3-06/338@). В нем перечисляются реквизиты и иные индивидуализирующие признаки истребуемых документов, а также указывается период, к которому они относятся. В ходе проверки инспекторы могут направить ИП несколько требований, так как их количество Кодекс не ограничивает.
Получив требование о представлении документов , учтите, что инспекторы зачастую выставляют стандартное требование всем коммерсантам без учета особенностей деятельности. Это связано с тем, что многие аспекты хозяйственной деятельности становятся известны контролерам лишь в процессе проверки. Заранее о них они не знают, поэтому и требование выставляют с максимально полным списком документов.
В случае отсутствия каких-либо из затребованных бумаг необходимо подать письменное объяснение, указав причину их отсутствия. К примеру, банковских выписок может не быть из-за отсутствия у ИП расчетного счета. Книга покупок и продаж ведется только бизнесменами, выбравшими основную систему налогообложения, соответственно, у "вмененщиков" и "упрощенцев" таковой нет.

В ходе проверки

Проверка проводится сплошным или выборочным методом. Мероприятия выездного контроля сводятся к следующему.
Инспекторы изучают соответствие показателей, отраженных в декларациях, данным книги учета доходов и расходов, книг покупок и продаж. В книгах контролеры обращают внимание на правильность и полноту отражения операций, влияющих на формирование налоговой базы (расчет налога). Обязательно проверяется обоснованность совершаемых расходов и правильность их включения в затраты. К примеру, на "упрощенке" установлен особый порядок учета основных средств, приобретенных до перехода на УСН. Не забудьте: каждый расход должен подтверждаться первичным документом, содержащим все обязательные реквизиты.
Инспекторы проверяют обоснованность применения налоговых ставок и льгот. Если у коммерсанта есть сотрудники, в рамках проверки НДФЛ будет уделено внимание выполнению ИП как налоговым агентом обязанностей по исчислению, удержанию и перечислению налога.
На общем режиме в части контроля НДС могут проверить и ваших контрагентов, проведя встречные проверки.
Плательщиков ЕНВД проверят на реальность физических показателей, влияющих на формирование налоговой базы и правильность выбора показателей. В качестве документов могут затребовать договоры аренды, подтверждающие размер торговой площади, договоры с сотрудниками, сведения о численности сотрудников.

Проверка контрагента

Любой предприниматель или организация могут стать объектом встречной проверки, если они состоят в цепочке с сомнительным контрагентом.
В ходе выездной налоговой проверки у инспекторов часто возникают вопросы в отношении реальности совершаемой сделки. Например, договоры, заключенные с контрагентами - перекупщиками или посредниками ("цепочки контрагентов") без наличия разумных экономических или иных причин (деловой цели), наведут контролеров на мысль, что в этой цепочке попросту отмываются деньги. Кстати, работа через посредников (агентов, комиссионеров) является одним из критериев оценки риска проверки. Вопросы зачастую возникают и в отношении вычетов по НДС. Большие суммы вычетов всегда привлекают внимание. При этом контролеры могут обращаться к партнерам бизнесмена, запрашивая информацию, связанную с той или иной сделкой.
В рамках встречной проверки инспекторы направляют требование о представлении документов всем участникам сделки (продавцам товара, услуги). Основные документы, которыми интересуются проверяющие: счета-фактуры по определенному контрагенту, накладные или акты выполненных работ (оказанных услуг), копии договоров, выписки из книги продаж или книги учета доходов и расходов (или их копии за определенный период), копии налоговых деклараций по НДС с расшифровками строк 010 "Реализация (передача для собственных нужд) товаров (работ, услуг), передача имущественных прав по соответствующим ставкам налога, всего" и 070 "Суммы полученной оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав".
Если получено требование о представлении документов в отношении вашего контрагента, необходимо показать имеющиеся в наличии документы согласно вашему виду налогообложения и виду деятельности. В отношении иных документов, которые указаны в требовании и отсутствуют у вас по объективным причинам, дайте письменное пояснение.

Наша справка. Порядок истребования сведений в рамках встречной проверки установлен ст. 93.1 НК РФ. Контролеры направляют поручение в инспекцию по месту учета вашего контрагента. В течение пяти дней налоговая подготовит и направит контрагенту требование о представлении документов. К нему обязательно прилагается копия поручения, где должна быть названа причина запроса. Формы поручения и требования утверждены Приказом ФНС России от 31 мая 2007 г. N ММ-3-06/338@.

Результаты проверки

Как показывает практика, редкому налогоплательщику удается избежать штрафных санкций и пеней по результатам выездной проверки. Связано это с тем, что инспекторы зачастую вынуждены выискивать мелочи и притягивать за уши нарушения, чтобы проверка считалась результативной. Из-за чего, как опять же показывает практика, результаты редкого акта проверки невозможно (хотя бы частично) оспорить.
Итак, акт выездной налоговой проверки получен и подписан, что делать далее ?
Сначала внимательно изучаем соблюдение инспекторами всех процедур, сопутствующих контролю. Часто, опираясь на ст. 101 Налогового кодекса, вышестоящая инспекция рассматривает апелляцию в пользу налогоплательщика, если контролерами не соблюдены процессуальные правила. Обратим внимание на основные из них.
Выездная налоговая проверка продолжается не более двух месяцев. Срок исчисляется со дня вынесения решения о проведении проверки и до момента составления справки. В последний день проверки руководитель проверяющей группы составляет справку о проведенной проверке, которая вручается коммерсанту (его представителю) лично или направляется заказным письмом по почте. В течение двух месяцев со дня составления справки оформляется акт налоговой проверки. Акт в течение пяти дней с даты составления должен быть вручен бизнесмену (его представителю) под расписку или передан иным способом, свидетельствующим о дате его получения. Например, направлен заказным письмом по почте.
В течение 15 дней с даты получения акта коммерсант вправе представить в инспекцию письменные возражения по акту проверки.
Акт проверки и представленные по нему возражения рассматриваются руководителем инспекции (его заместителем) в течение 10 дней, после чего принимается решение о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за совершение правонарушений.
Решение вступает в силу через 10 дней со дня вручения его проверяемому лицу. Решение должно быть вручено в течение пяти дней после дня его вынесения.
Если решение вручить невозможно, оно направляется налогоплательщику по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Все сроки должны соблюдаться, вручение решений осуществляется под расписку (иным способом, свидетельствующим о дате получения), о датах рассмотрения результатов проверки бизнесмен должен быть извещен. В противном случае он лишается возможности подготовить представить свои возражения, а это серьезный повод для признания санкций по результатам проверки недействительными.
Что делать, если процессуальные моменты соблюдены, а возражения по акту проверки руководителем налоговой не признаны?
Порядок обжалования решения инспекции изложен в ст. 101.2 Налогового кодекса. Если руководитель инспекции не признал обоснованными представленные коммерсантом возражения, бизнесмен имеет право обжаловать данное решение в вышестоящей налоговой. Если вышестоящая инспекция, рассматривающая апелляционную жалобу, не отменит решение по результатам проверки, предприниматель может обратиться в суд.

Выездная налоговая проверка - это процедура, знакомая практически любому предпринимателю. Достаточно хлопотная, отвлекающая временные и трудовые ресурсы, и очень рискованная, от результатов проведения которой зависит дальнейшая жизнь предприятия, а так же возможно другие негативные моменты, связанные с ответственностью руководителей и учредителей предприятия.

Кстати, на сайте налоговиков ВНП называется полезной процедурой.

Почему полезной?

А потому, что, как пишут наши апологеты полезности ВНП, проводят процедуру обычно (?!) глубоко компетентные сотрудники налоговых органов, и по завершении предприниматель получит обоснованный отчет о нарушениях компании в области налогообложения и бухгалтерского учета. По сути, специалисты налоговых органов сделают бесплатный аудит организации. После ознакомления с допущенными ошибками предпринимателю нужно будет просто построить свою работу таким образом, чтобы не допускать их повторения в будущем. Вот так-то, уважаемые предприниматели. Для вас, с точки зрения налоговиков, это очень и очень полезно!

Однако это все потом, а сначала любому бизнесмену будет нелишним детальное знание того, как именно проводится данная процедура.

Налоговое законодательство по данному вопросу

Это Конституция РФ, Налоговый кодекс РФ, а также подзаконные акты налоговых органов, а так же других министерств и ведомств, ну, и, конечно, Приказ ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@ (ред. от 10.05.2012) «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок».

Если руководствоваться п. 4 ст. 89 Налогового кодекса РФ, при назначении проверки налоговики стараются выяснить: правильно ли предприниматель посчитал налоги и вовремя ли заплатил положенную сумму? Это достаточно широкое определение, позволяющее включить в объект пристального внимания проверяющих специалистов практически любой аспект деятельности компании.

Этапы проведения выездной налоговой проверки

Бдительным налоговым законодательством детально регламентированы условия и процесс проведения выездной налоговой проверки.

Данную процедуру можно условно разделить на вот такие этапы:

  1. Подготовительные мероприятия к проведению проверки
  2. Предъявление документа о проведении проверки
  3. Непосредственное осуществление ревизии на месте
  4. Оформление окончательных итогов проверки
  5. Обжалование итогов проверки

Давайте ознакомимся с указанными промежутками подробнее.

1) Подготовительные мероприятия к проведению проверки
Пунктом 1 ст. 89 Налогового кодекса РФ прямо установлено, что для проведения налогового контроля требуется издание официального документа - решения руководителя налогового органа или его заместителя. Просто так, по желанию-хотению отдельного налоговика ревизию проводить запрещается.

Какие компании попадают «под прицел» налоговых органов и включаются в решение?

Обычно это компании, деятельность которых вызвала у налоговых органов сомнения в добросовестности уплаты положенных сборов.

Государство решило пристально рассмотреть их подозрительную активность под микроскопом выездной проверки. Например, на протяжении нескольких отчетных периодов данные по проведенным операциям не совпадают с отчетностью других контрагентов компании. Это сразу заставляет налоговую насторожиться.

Также к факторам, повышающим риск внезапного визита работников фискальных органов, относятся: убытки в отчетности на протяжении более, чем 2 лет, небольшая доходность, непомерно маленькие зарплаты работников, частые снятия и новые постановки на налоговый учет и т.п.

2) Предъявление документа о проведении проверки

Как указано в п.2 ст.89 Налогового кодекса РФ, в документе о проведении проверки должна прозвучать следующая информация:

  • идентификационные данные проверяемой компании или физического лица: наименование, Ф. И. О. директора;
  • цель проведения ревизии - то есть вся деятельность компании по исчислению и уплате налогов в определенной сфере или в определенный промежуток времени;
  • период проверки;
  • идентификационные данные проверяющих лиц: должность, Ф. И. О.; если в состав проверяющей группы назначены сотрудники ОВД, сведения о них также указываются в решении.

Обычно проверяющих специалистов назначают несколько. Это напрямую рекомендовано Письмом ФНС России от 25.07.2013г. №АС-4-2/13622 «О рекомендациях по проведению выездных налоговых проверок». Делается в целях обеспечения бесперебойной работы во время проверки, на случай ухода одного из проверяющих лиц (по причине увольнения, выхода в отпуск и т.д.).

На документе о назначении ревизии расписывается первое лицо фискального органа, затем на нем проставляется официальная печать.
Решение вручается директору компании под роспись. Подтверждение ознакомления с документом фиксируется на одном из экземпляров, директор проверяемой компании должен расписаться и указать дату получения документа.

Если передать решение непосредственно руководителю невозможно, то оно высылается заказным письмом по официальному месту нахождения компании.

Факт вручения решения и показа служебного удостоверения предоставляет проверяющим лицам возможность беспрепятственно пройти в помещения компании для проведения ревизии.

3) Непосредственное осуществление ревизии на месте

Порядок и сроки проведения выездных налоговых проверок

Для того, чтобы провести проверку, законом предоставляется фиксированный срок. Так, п. 6 ст. 89 Налогового кодекса РФ установлено, что срок контроля должен не превышать 2 месяцев. Допускается продление до 4 месяцев. И как исключительная мера - 6 месяцев.
Срок начинает течь с момента подписания документа о назначении ревизии и заканчивается в момент подготовки справки о проверке.

Виды проверок. Какие бывают проверки?

Это могут быть:

  • сплошные (когда анализу подвергается вся документация) и выборочные (проверяющие смотрят только конкретный документ);
  • комплексные (проверяется порядок уплаты нескольких налогов или учета нескольких операций) и тематические (проверяется правильность перечисления лишь одного типа налога);
  • плановые (по заранее составленному плану) и внеплановые (компания отсутствует в плане, проверка осуществляется по отдельному запросу).

Процедуры, возможные при проверке

Какие мероприятия проводятся в процессе ревизии (раздел 5 Письма ФНС России от 25.07.2013г. №АС-4-2/13622 «О рекомендациях по проведению выездных налоговых проверок»)?

  • отправка уточнений в соответствующие инстанции зарубежных государств;
  • отправка уточнений в банк;
  • приглашение третьих лиц с целью опроса;
  • инвентаризация имущества проверяемой компании;
  • осуществление допроса свидетелей;
  • инспекция различных объектов;
  • истребование нужных документов;
  • выемка необходимых документов или предметов;
  • проведение экспертизы, назначаемой проверяющими лицами;
  • привлечение специалиста или переводчика.

После тщательного исследования документов у проверяющих лиц обычно возникают промежуточные вопросы. Они могут затребовать дополнительные материалы, поинтересоваться отдельными аспектами финансовой деятельности компании. Все это является признаками подготовки результатов ревизии.

4) Оформление окончательных итогов проверки

Итогом многочасовых усилий проверяющих лиц по проведению выездной налоговой проверки становится справка. В ней указываются основные сведения по проведенной ревизии: что проверялось, сколько времени заняло, кто именно осуществлял проверку? Справка под роспись вручается директору организации или его доверенному лицу.

Однако на этом ничего не заканчивается. Свои выводы и размышления проверяющие лица в окончательном виде формулируют в акте проведения проверки. Делается акт не позднее 2 месяцев с момента составления справки. В акте подводятся итоги проверки с подведением окончательной черты под вопросом: присутствуют ли нарушения? Согласно пп.9 п.1 ст. 21 Налогового кодекса РФ, копия акта предоставляется представителю компании.

Согласно п.3.1 ст.100 Налогового кодекса РФ, к акту необходимо прилагать доказательную базу заявленных тезисов в виде подтверждающих документов.

На акте ставят росписи все участники ревизии.

А вот если акт отказывается подписывать проверяемое лицо, то в нем просто делается соответствующая отметка. В этом случае, скорее всего, налоговики и проверяемая компания в следующий раз встретятся уже в ходе процедуры обжалования результатов проверки.

5) Обжалование итогов выездной налоговой проверки

Пунктом 6 ст.100 Налогового кодекса РФ компании, имеющей возражения против обстоятельств, указанных в акте проверки, предоставлены возможности по обжалованию в течение 1 месяца с дня ознакомления с актом.

Изучив представленные возражения, фискальные органы в период до 10 дней (п.1 ст.101 Налогового кодекса РФ) решают:

  • наложить взыскания на виновную компанию;
  • аннулировать итоги ревизии, согласившись с возражениями;
  • еще раз проверить компанию досконально в период до 1 месяца.

При проведении заседаний по рассмотрению материалов проверки может присутствовать представитель проверяемой компании.
Если впоследствии проверяемое юридическое или физическое лицо будет несогласно с итогами принятых решений, оно в соответствии со 139.1 Налогового кодекса РФ имеет право апелляционного обжалования.

Подается жалоба сразу после вступления в силу решения, принятого налоговым органом.

Заключение

Таким образом, процесс проведения выездной налоговой проверки является многоэтапным и сложным явлением. Правильное оформление сопутствующих документов со стороны налоговых органов играет здесь огромную роль.

Наличие нарушений в оформлении документов может быть использовано против проверяющей стороны грамотными и опытными налоговыми юристами и налоговыми адвокатами, и помочь успешно обжаловать итоги проведенной ВНП.

Portrait of an exhausted businessman covering his head with his laptop

Выездная налоговая проверка – это действенная форма контроля и один из разновидностей налоговой ревизии предприятия, организации, фирмы, компании, ООО. В данной статье разберемся подробнее, что это такое, каков порядок ее проведения и как часто она происходит, что конкретно проверяется инспекцией, сколько по времени длится плановая ревизия, как она проходит и можно ли узнать о ее приближении заранее.

Выездная нп, что это, что проверяет, основания

Данный вид инспектирования осуществляется на основании приказа начальника налогового органа либо его заместителя. Инспектора в этом случае выезжают непосредственно к месту проведения проверки, которая может быть двух видов:

  • Сплошная – когда досконально исследуется вся налоговая документация (в частности при ликвидации ООО);
  • Выборочная – инспектирование обращено на какой-то один или несколько пунктов налоговой статьи.

Чаще всего в практике используется первый метод, как более достоверный и точный. Кроме того, при выборочной проверке ее выводы зачастую признаются недействительными. Перед проведением данный процедуры, как правило, вначале делают предпроверочный анализ организации.

Один из наиболее эффективных инструментов налогового контроля - это выездная налоговая проверка. Налоговые органы не назначают выездные налоговые проверки бессистемно. Разрабатывается и утверждается план выездных проверок, основанный на данных, выявленных в ходе осуществления предпроверочного анализа, который представляет собой комплекс мероприятий, включающих сбор, изучение и анализ информации о налогоплательщике с целью установления его налоговых рисков и формирования выводов о возможных налоговых правонарушениях. Проведение такого анализа направлено на решение вопроса о целесообразности назначения проверки, а также на определение оптимальных направлений ее проведения.

В рамках указанных мероприятий изучается информация, полученная как из внешних, так и внутренних источников:

Сам налогоплательщик также выступает источником информации, регулярно представляя в инспекцию бухгалтерскую и налоговую отчетность.

Довольно часто контролеры используют информацию из неофициальных источников, поступающую, например, от уволенных недовольных сотрудников компании, а иногда и конкурентов фирмы. Также интерес представляет общедоступная информация, размещенная на интернет ресурсах или в средствах массовой информации. Для полноты картины, в обязательном порядке запрашивается у банка расширенная выписка за проверяемый период, и внимательно изучаются ваши контрагенты.

В России сложилась бесспорная группа компаний, обязательно включаемых в план проверок:

  • крупнейшие организации (примерно, 1 раз в 2 года),
  • ИП, нотариусы и адвокаты с доходом 100 млн. рублей и более,
  • организации - по особым «рекомендациям» органов внутренних дел и различных комиссий налоговой службы по легализации налоговой базы (комиссии по НДФЛ и з/плате, по НДС, по убыткам и пр.),
  • компании в процедуре реорганизации/ликвидации.

Какие контрагенты заинтересуют инспекторов в первую очередь

Помимо налоговой нагрузки, на основании расширенной банковской выписки (в том числе по «закрытым» счетам), налоговики непременно проверят финансовые потоки компании и на их основе составят схемы движения денег, проанализируют сделки с контрагентами, которые, с точки зрения налоговиков, являются сомнительными. Кроме того, их может заинтересовать, если имеется малое количество сотрудников в штате компании; у компании низкая налоговая нагрузка по данным отчетности; отсутствует материально-техническая база; массовый учредитель, директор или массовый адрес; вид деятельности не соответствует поставляемой продукции; неоднократная смена адресов регистрации контрагентом.

Статьей 2 ГК РФ определено, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, осуществляемая лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

То есть, преследуя цель извлечения прибыли, налогоплательщик сам определяет вектор развития собственного бизнеса (хочет он заключать договор поставки либо заниматься оказанием услуг). В то же время, налоговым инспекциям предоставлено законодательное право по проведению проверок полноты исчисления налоговой базы и своевременности уплаты налога в бюджет. А заключение сомнительных (с точки зрения контролирующих органов) сделок, может повлечь за собой негативные финансовые последствия в виде доначислений неуплаченных налогов, сумм пени, а также привлечение налогоплательщика к налоговой ответственности.

В письме ФНС России от 17.10.2012 № АС-4-2/17710 отмечено: учитывая, что предпринимательская деятельность осуществляется хозяйствующими субъектами самостоятельно и на свой риск, налоговые органы не несут ответственности за выбор налогоплательщиком контрагентов и возможное в связи с этим наступление неблагоприятных последствий для него. Иными словами, построение финансово-хозяйственной деятельности на основе заключения договоров с контрагентами-перекупщиками или посредниками («цепочки контрагентов») без наличия разумных экономических или иных причин (деловой цели), является одним из признаков получения необоснованной налоговой выгоды.

Налоговое правонарушение может быть совершено в двух формах - умышленно и по неосторожности.

Разграничивающим фактором в данном случае является вина налогоплательщика, т.е. осознавал ли он нарушение норм законодательства и умышленно ли совершал действия, направленные на неуплату налога.

Согласно положениям ст. 106 НК РФ, налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое НК РФ установлена ответственность. Т.е. наличие вины является обязательным и необходимым условием для привлечения к налоговой ответственности. Очевидно, что большинство совершенных в форме умысла правонарушений осуществляется в форме незаконных схем ухода от налогообложения (получения необоснованной налоговой выгоды), в т.ч., с использованием недобросовестных организаций.

Доказывание вины налогоплательщик имеет свою специфику в каждом конкретном случае.Право на уменьшение налоговой базы возникает у налогоплательщика при соблюдении им условий, установленных законодательством для составления первичных документов необходимых для подтверждения права на налоговую выгоду, связанную с уменьшением налогооблагаемой базы и соответственно с уменьшением суммы налога, подлежащей уплате в бюджет.

Со временем требования к представляемым в подтверждение данных налоговой отчетности документам были дополнены судебной практикой и разъяснениями контролирующих органов. Пленум ВАС РФ в постановлении от 12.10.2006 № 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды» определил основные критерии правомерности учета расходов налогоплательщиков:

  • затраты должны иметь документальное подтверждение (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 20.08.2013 по делу № А03-14608/2012);
  • налогоплательщиком должна быть проявлена должная осмотрительность при выборе контрагента (постановление ФАС Московского округа от 14.05.2013 по делу № А40-81666/12-108-86);
  • должна быть доказана реальность взаимоотношений юридических лиц.

Если в рамках договора купли-продажи приобретается продукция, требующая специальных условий хранения или транспортировки, то в рамках встречной проверки контрагента также будут проведены мероприятия по проверке наличия соответствующих условий и технологий и самое главное знал ли налогоплательщик (либо в силу определенных обстоятельств должен был знать) о допущенных контрагентом нарушениях.

Рассматривая степень рисковости деятельности налогоплательщика необходимо, прежде всего, ориентироваться на открытые данные ФНС России. Так, Приказом ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@ «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок» обнародовало список показателей, которые налоговые органы анализируют при отборе организаций для составления плана проведения выездных налоговых проверок.

По сути, сравнив показатели своего бизнеса с указанными критериями, налогоплательщик сможет сделать прогноз о возможности проведения в отношении него налоговой проверке, вызове на комиссию по НДС, обращению дополнительного внимания при проведении камеральных проверок и т.д.

Показатели деятельности налогоплательщика, которые могут свидетельствовать о совершении налогового правонарушения

Применительно к конкретным результатам проведения налоговых проверок, можно выделить следующие признаки совершения налогоплательщиком умышленного правонарушения и занижения уплачиваемой суммы налога:

  1. Формальное применение специальных налоговых режимов (к примеру, вывод сотрудников бухгалтерии в штат отдельного юридического лица, применяющего УСН без изменения рабочего места и функционала сотрудников).
  2. Формальное заключение посреднических договоров, с целью отражения в прибыли только сумм комиссионного вознаграждения. В п. 8 приказа ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@ указано, что одним из оснований признания налоговой выгоды необоснованной может являться построение финансово-хозяйственной деятельности на основе заключения договоров с контрагентами-перекупщиками или посредниками («цепочки контрагентов») без наличия разумных экономических или иных причин (деловой цели).
  3. Отсутствие реальности сделки. Так, в постановлении Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.12.2011 по делу № А21-4402/2011 суд, отказывая налогоплательщику в вычетах по НДС, указал в т.ч. на отсутствие в материалах дела доказательств реального исполнения сделок по приобретению товаров у поставщиков (отсутствие особых условий хранения, транспортировки, подтверждения соответствующими сертификатами приобретения соответствующей продукции и т.д.).
  4. Необоснованное применение положений международных договоров об избежание двойного налогообложения. Так, стандартная схема оптимизации налогообложения при применении расчета процентов по займам с иностранными компаниями заключается в регистрации нерезидента в государстве, соглашение об избежание двойного налогообложения с которой предусматривало возможность отнесения в полном объеме процентов по займам при предоставлении сертификата налогового резидентства иностранного юридического лица. Задачей налогового органа в данном случае является необходимость доказывания фактического предоставления займа аффилированным лицом (постановление Президиума ВАС РФ от 15.11.2011 № 8654/11 по делу № А27-7455/2010).
  5. Взаимодействие налогоплательщика с «фирмами-однодневками» (постановление ФАС Московского округа от 29.05.2013 по делу № А40-94438/12-99-518).
  6. Неправомерное использование налоговых льгот.
  7. Уклонение налогоплательщика от предоставления необходимых для налогового контроля документов.
  8. Формальное занижение уплачиваемых на таможне обязательных платежей.

Из изложенного следует, что доказывание вины налогоплательщиков носит субъективный характер.

Только соответствующая всем требованиям налогового законодательства деятельность может служить безусловным основанием для непривлечения к налоговой ответственности. Налоговая безопасность является основой стабильного и эффективного развития компании. Угроза налоговых доначислений может поставить налогоплательщика на грань банкротства и потери собственником бизнеса в целом. Очевидно, что неэффективно построенная система налоговой безопасности в компании может повлечь за собой значительные риски и экономические потери. Построение структуры налогового учета и структуры бизнеса в целом должно осуществляться с привлечением профессиональных юристов и аудиторов, что позволит в будущем избежать привлечения к налоговой ответственности.

Наш опыт говорит о том, что именно ошибки, допущенные непосредственно как при подготовке, так и в ходе самой налоговой проверки, как правило, заканчиваются самыми долгими и зачастую убыточными для налогоплательщика судебными процессами. Важно понимать, что модель поведения и защиты налогоплательщика должна быть построена изначально верно, а большой массив налоговых претензий гораздо проще и дешевле предотвратить на стадии самой проверки, чем обжаловать их в дальнейшем.

В случае, если у налогоплательщика отсутствует возможность предоставить помещение для проведения выездной налоговой проверки, выездная налоговая проверка может проводиться по месту нахождения налогового органа, а в случае проведения выездной налоговой проверки налогоплательщиков - иностранных организаций, признаваемых налоговыми резидентами Российской Федерации в порядке, установленном пунктом 8 статьи 246.2 настоящего Кодекса, - по месту нахождения обособленного подразделения такой организации.

2. Решение о проведении выездной налоговой проверки выносит налоговый орган по месту нахождения организации, или по месту жительства физического лица, или по месту нахождения обособленного подразделения иностранной организации, признаваемой налоговым резидентом Российской Федерации в порядке, установленном пунктом 8 статьи 246.2 настоящего Кодекса, или налоговый орган, уполномоченный федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, на проведение выездных налоговых проверок на территории субъекта Российской Федерации в отношении налогоплательщиков, имеющих место нахождения (место жительства) на территории этого субъекта Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

(см. текст в предыдущей редакции)

Решение о проведении выездной налоговой проверки организации, отнесенной в порядке, установленном статьей 83 настоящего Кодекса, к категории крупнейших налогоплательщиков, выносит налоговый орган, осуществивший постановку этой организации на учет в качестве крупнейшего налогоплательщика .

Решение о проведении выездной налоговой проверки организации, получившей статус участника проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом "Об инновационном центре "Сколково" либо участника проекта в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 2017 года N 216-ФЗ "Об инновационных научно-технологических центрах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", выносит налоговый орган, в котором эта организация состоит на учете.

(см. текст в предыдущей редакции)

Самостоятельная выездная налоговая проверка филиала или представительства проводится на основании решения налогового органа по месту нахождения такого обособленного подразделения или налогового органа, уполномоченного на проведение выездных налоговых проверок на территории субъекта Российской Федерации филиалов и представительств, имеющих место нахождения на территории этого субъекта Российской Федерации.

(см. текст в предыдущей редакции)

Решение о проведении выездной налоговой проверки должно содержать следующие сведения:

полное и сокращенное наименования либо фамилия, имя, отчество налогоплательщика;

предмет проверки, то есть налоги, правильность исчисления и уплаты которых подлежит проверке;

Периоды, за которые проводится проверка;

Должности, фамилии и инициалы сотрудников налогового органа, которым поручается проведение проверки.

(см. текст в предыдущей редакции)

В случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации в рамках соответствующей выездной налоговой проверки проверяется период, за который представлена уточненная налоговая декларация.

5. Налоговые органы не вправе проводить две и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период.

Налоговые органы не вправе проводить в отношении одного налогоплательщика более двух выездных налоговых проверок в течение календарного года, за исключением случаев принятия решения руководителем федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, о необходимости проведения выездной налоговой проверки налогоплательщика сверх указанного ограничения .

При определении количества выездных налоговых проверок налогоплательщика не учитывается количество проведенных самостоятельных выездных налоговых проверок его филиалов и представительств.

5.1. Налоговые органы не вправе проводить выездные налоговые проверки за период, за который проводится налоговый мониторинг в отношении налогов, обязанность по исчислению и уплате которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена на налогоплательщика, за исключением следующих случаев:

1) проведение выездной налоговой проверки вышестоящим налоговым органом - в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего налоговый мониторинг;

2) досрочное прекращение налогового мониторинга;

3) невыполнение налогоплательщиком мотивированного мнения налогового органа.

В случае проведения выездной налоговой проверки по основанию, указанному в настоящем подпункте, предметом выездной налоговой проверки являются правильность исчисления и своевременность уплаты налогов в соответствии с мотивированным мнением;

4) представление налогоплательщиком уточненной налоговой декларации (расчета) за период проведения налогового мониторинга, в которой уменьшена сумма налога, подлежащая уплате в бюджетную систему Российской Федерации, по сравнению с ранее представленной налоговой декларацией (расчетом).

5.2. В рамках выездной налоговой проверки международной компании, зарегистрированной в соответствии с Федеральным законом от 3 августа 2018 года N 290-ФЗ "О международных компаниях", не могут быть проверены периоды, предшествующие регистрации такой компании в Российской Федерации в качестве международной компании, за исключением выездных налоговых проверок в отношении обособленных подразделений иностранных организаций, зарегистрированных на территории Российской Федерации до даты регистрации таких организаций в качестве международных компаний.

6. Выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев. Указанный срок может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях - до шести месяцев.

Основания и порядок продления срока проведения выездной налоговой проверки устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

7. В рамках выездной налоговой проверки налоговый орган вправе проверять деятельность филиалов и представительств налогоплательщика.

Налоговый орган вправе проводить самостоятельную выездную налоговую проверку филиалов и представительств по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты региональных и (или) местных налогов.

Налоговый орган, проводящий самостоятельную выездную проверку филиалов и представительств, не вправе проводить в отношении филиала или представительства две и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период.

Налоговый орган не вправе проводить в отношении одного филиала или представительства налогоплательщика более двух выездных налоговых проверок в течение одного календарного года.

При проведении самостоятельной выездной налоговой проверки филиалов и представительств налогоплательщика срок проверки не может превышать один месяц.

7.1. В рамках выездной налоговой проверки налоговый орган вправе проверять деятельность налогоплательщика, связанную с его участием в договоре инвестиционного товарищества, а также запрашивать у участников договора инвестиционного товарищества информацию, необходимую для проведения выездной налоговой проверки, в порядке, установленном статьей 93.1 настоящего Кодекса.

В случае, если выездная налоговая проверка проводится в отношении налогоплательщика, не являющегося управляющим товарищем, ответственным за ведение налогового учета (далее в настоящей статье - управляющий товарищ), требование о представлении документов и (или) информации, связанных с его участием в договоре инвестиционного товарищества, направляется управляющему товарищу. Если управляющий товарищ не представил документы и (или) информацию в установленный срок, требование о представлении документов и (или) информации, связанных с участием проверяемого налогоплательщика в инвестиционном товариществе, может быть направлено другим участникам договора инвестиционного товарищества.

9. Руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе приостановить проведение выездной налоговой проверки для:

2) получения информации от иностранных государственных органов в рамках международных договоров Российской Федерации;

4) перевода на русский язык документов, представленных налогоплательщиком на иностранном языке.

Приостановление проведения выездной налоговой проверки по основанию, указанному в подпункте 1 настоящего пункта, допускается не более одного раза по каждому лицу, у которого истребуются документы.

Приостановление и возобновление проведения выездной налоговой проверки оформляются соответствующим решением руководителя (заместителя руководителя) налогового органа, проводящего указанную проверку.

Общий срок приостановления проведения выездной налоговой проверки не может превышать шесть месяцев. В случае, если проверка была приостановлена по основанию, указанному в подпункте 2 настоящего пункта, и в течение шести месяцев налоговый орган не смог получить запрашиваемую информацию от иностранных государственных органов в рамках международных договоров Российской Федерации, срок приостановления указанной проверки может быть увеличен на три месяца.

На период действия срока приостановления проведения выездной налоговой проверки приостанавливаются действия налогового органа по истребованию документов у налогоплательщика, которому в этом случае возвращаются все подлинники, истребованные при проведении проверки, за исключением документов, полученных в ходе проведения выемки, а также приостанавливаются действия налогового органа на территории (в помещении) налогоплательщика, связанные с указанной проверкой.

10. Повторной выездной налоговой проверкой налогоплательщика признается выездная налоговая проверка, проводимая независимо от времени проведения предыдущей проверки по тем же налогам и за тот же период.

При назначении повторной выездной налоговой проверки ограничения, указанные в пункте 5 настоящей статьи, не действуют.

При проведении повторной выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении повторной выездной налоговой проверки.

Повторная выездная налоговая проверка налогоплательщика может проводиться:

1) вышестоящим налоговым органом - в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку;

2) налоговым органом, ранее проводившим проверку, на основании решения его руководителя (заместителя руководителя) - в случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации, в которой указана сумма налога в размере, меньшем ранее заявленного. Предметом такой повторной выездной налоговой проверки является правильность исчисления налога на основании измененных показателей уточненной налоговой декларации, повлекших уменьшение ранее исчисленной суммы налога (увеличение убытка).

(см. текст в предыдущей редакции)

Если при проведении повторной выездной налоговой проверки выявлен факт совершения налогоплательщиком налогового правонарушения, которое не было выявлено при проведении первоначальной выездной налоговой проверки, к налогоплательщику не применяются налоговые санкции, за исключением случаев, когда невыявление факта налогового правонарушения при проведении первоначальной налоговой проверки явилось результатом сговора между налогоплательщиком и должностным лицом налогового органа.