Теории памяти. Биохимические теории памяти

Основные теории памяти

Человек получает разные впечатления об окружающем мире. Они оставляют след, сохраняются, закрепляются, а при необходимости и возможности эти впечатления воспроизводятся. Данные процессы получили название память. С.Л. Рубинштейн говорил о том, что без памяти человек стал бы существом мгновения с мертвым прошлым для будущего. Функционирование общества и человека без памяти невозможно.

Специалисты считали, что наиболее разработанным разделом психологии являлась память, но дальнейшее изучение её закономерностей сделало память одной из узловых проблем науки. Единой и законченной теории памяти на сегодняшний день не существует.

  1. Психологические теории памяти представлены рядом различных направлений:
  • Ассоциативное направление, центральным понятием которого является ассоциация. Ассоциация обозначает связь, соединение и выступает в качестве обязательного принципа всех психических образований. Суть принципа в следующем – если в сознании одновременно или друг за другом возникли определенные психические образования, то между ними образуется ассоциативная связь. В результате при повторном появлении какого-либо элемента этой связи, в сознании возникает представление всех элементов;
  • Гештальтизм. Основным понятием этого направления является понятие гештальт. Данное понятие обозначает целую структуру, которая не сводится к сумме составляющих её частей. За основу образования связей признается организация материала по принципу изоморфизма – подобия по форме и реализована, может быть только в результате деятельности субъекта;
  • Деятельность личности. Данное направление приобретает свое признание и рассматривает деятельность как фактор, детерминирующий формирование всех её психических процессов, включая процесс памяти. Процесс запоминания, сохранения и воспроизведения определяется значимостью материала в деятельности субъекта;
  • Физиологические теории памяти. Они имеют тесную связь с учением И.П. Павлова о закономерностях высшей нервной деятельности. Это теория «запоминания на физиологическом уровне». Эту физиологическую основу запоминания составляет условный рефлекс как акт образования связи между новым и уже закрепленным содержанием. Понятие подкрепления здесь приобретает большое значение для понимания причинной обусловленности этого акта. Подкрепление – это достижение действиями индивида непосредственной цели;
  • Физическая теория памяти. Авторы этого направления считают, что любой нервный импульс, проходя через определенную группу нейронов, оставляет физический след, материализация которого выражается в электрических и механических изменениях синапсов;
  • Биохимические теории памяти. На современном этапе изучения механизмов памяти происходит все большее сближение нейрофизиологического с биохимическим уровнем, что подтверждается проведенными исследованиями. В результате исследований появилась гипотеза о том, что процесс запоминания имеет двухступенчатый характер. В мозге на первой ступени происходит кратковременная электрохимическая реакция, которая вызывает обратимые физиологические изменения в клетках. На основе первой возникает вторая стадия, т.е. собственно биохимическая реакция, связанная с образованием новых белковых веществ. Эти специфические химические изменения, считают сторонники этой теории, лежат в основе механизмов процессов закрепления, сохранения, воспроизведения следов.
  • Зарубежные теории памяти

    До настоящего времени не потеряла своего научного значения ассоциативная теория памяти, возникшая еще в XVII веке. Активная её разработка шла и в XVIII и в XIX вв. Наибольшее распространение эта теория получила в Англии и Германии. Связь между отдельными психическими элементами разрабатывали Г. Эббингауз, Г. Мюллер, А. Пильцекер и др. В русле этой теории память понимается как сложная система кратковременных и долговременных устойчивых ассоциаций. С помощью этой теории были открыты и описаны механизмы и законы памяти, например, закон забывания Г. Эббингауза. В результате исследований было выяснено, что 60% всей полученной информации забывается в течение первого часа. Через 6 дней от общего числа первоначально выученных слогов, остается менее 20%. Согласно ассоциативной теории отдельные элементы информации запоминаются, хранятся и воспроизводятся не изолированно, а в определенных логических и смысловых ассоциациях с другими.

    Позже теория столкнулась с трудноразрешимыми проблемами. Она не могла объяснить избирательность человеческой памяти, которая из всей поступающей информации выбирает определенную.

    Ассоциативную теорию в конце XIX века сменила гештальттеория. Главным принципом и основным понятием для неё выступила не ассоциация первичных элементов, а целостная их организация – гештальт, законы формирования, которого определяют память. Сторонники этой теории проводили главную мысль о том, что при запоминании и воспроизведении материал выступает в виде целостной структуры, а не случайного набора элементов.

    Несмотря на то, что представителям теории удалось найти психологическое объяснение некоторым фактам избирательности памяти, они столкнулись с другой сложной проблемой. Суть проблемы была связана с формированием и развитием памяти человека в филогенезе и онтогенезе. Зависимость развития памяти от практической деятельности не ставился и не решался.

    Удовлетворительного ответа о генезисе памяти не могли дать представители и других направлений психологических исследований – это бихевиоризм и психоанализ. Бихевиористы были близки к ассоцианистам, только с той разницей, что много внимания уделяли изучению памяти в процессах научения. Представителями психоанализа были обнаружены и описаны психологические механизмы подсознательного забывания, связанные с функционированием мотивации.

    В начале XX века возникает смысловая теория памяти. Её представителями были А. Бине, К. Бюлер. При запоминании и воспроизведении материала теория на первый план выдвигала смысловое содержание.

    Вывод

    Таким образом, можно сказать, что различные западные теории рассматривали развитие памяти с разных точек зрения – с точки зрения ассоциаций, структурирования материала при запоминании, с точки зрения подкрепления, образования смысловых связей. З. Фрейд, в свою очередь, придавал значение роли эмоций, мотивов, потребностей в запоминании.

    Исследование памяти в отечественной психологии

    Отечественное направление в изучении памяти связано в основном с общепсихологической теорией деятельности, где память выступает как особый вид этой деятельности. В этом направлении такие ученые, как А.Н. Леонтьев, П.И. Зинченко, А.А. Смирнов, занимались исследованием состава мнемических действий и операций, зависимостью продуктивности памяти от целей и средств запоминания, сравнительной продуктивностью произвольного и непроизвольного запоминания и др.

    Изучение памяти как деятельности положил французский ученый П. Жане, который одним из первых начал трактовать память, как систему действий, которые ориентированы на запоминание, переработку и хранение материала.

    В России эта концепция получила развитие в культурно-исторической теории происхождения высших психических функций, где были выделены этапы филогенетического и онтогенетического развития памяти.

    Деятельностная теория памяти образование связей-ассоциаций между представлениями, запоминание, хранение, воспроизведение материала объясняла исходя из того, что человек в процессе его мнемической обработки делает с этим материалом.

    Особенности, при которых механизм запоминания происходит лучше или хуже, обнаружил в своих исследованиях А.А. Смирнов. Им было установлено, что действия запоминаются лучше, чем мысли, а их действий прочнее запоминаются те, что связаны с преодолением препятствий. С появлением вычислительной техники и развитием программирования, с началом развития кибернетики, начались поиски оптимальных путей принятия, переработки, хранения информации уже машиной. Начался процесс технического и алгоритмического моделирования процессов памяти. Накопленный богатый материал очень полезен для понимания законов памяти, тем более что мозг человека это тоже сложнейшая электронно-вычислительная машина.

    Итоги различных теорий памяти

    Руководствуясь ассоциативной теорией памяти, немецкий ученый Г. Эббингауз, вывел следующие закономерности запоминания:

    • Простые события могут произвести на человека сильное впечатление и запомниться прочно и надолго и, даже по истечении многих лет, способны выступить в сознании отчетливо и ясно;
    • Менее интересные и более сложные события человек может переживать десятки раз, но в памяти они надолго не задерживаются;
    • Однократного переживания при пристальном внимании к событию бывает достаточно, чтобы потом воспроизвести по памяти его основные моменты в нужном порядке;
    • Между точностью воспроизведения события и уверенностью в этой точности однозначная связь не всегда существует;
    • При увеличении числа членов запоминаемого ряда, возрастает количество необходимых повторений для его запоминания;
    • Число предварительных повторений при заучивании материала, экономит время в том случае, если это число повторений не больше количества, необходимого для полного заучивания материала;
    • По памяти лучше всего воспроизводятся начало и конец какого-либо длинного ряда;
    • Для ассоциативной связи впечатлений и их воспроизводства, важным является то, какие они есть разрозненные или логически связанные в целое;
    • Повторение заученного материала будет более продуктивно, если происходить будет в течение определенного периода времени, например, в течение нескольких часов;
    • Новое повторение способствует лучшему запоминанию выученного раньше;
    • Если усилить внимание к материалу, который надо запомнить, то число повторений для его выучивания можно сократить;
    • Материал, вызываемый особый интерес, запоминается без всякого труда;
    • Необычные и странные впечатления запоминаются значительно лучше;
    • Новое впечатление в памяти человека не остается изолированным, вступая в ассоциативные связи, оно может изменить другие впечатления и измениться под их воздействием;
    • Патологические изменения личности вызывают нарушения памяти, например, амнезия;
    • Память человека теряется и восстанавливается по одному закону.
  • Функциональная структура психики в психологических понятиях.
  • Функциональная структура психики человека (в психологических категориях), представленная в радиально круговой системе координат
  • 6. Ведущие направления психологической науки (краткий обзор).
  • 7. Психофизическая проблема в психологии и варианты ее решения.
  • 8. Методология и методы психологического исследования.
  • 9. Классификация методов психологического исследования (по б.Г. Ананьеву и др.).
  • 10. Специфика психологических законов и их разновидности.
  • 7 Группа – законы, описывающие отношения между разными уровнями организаций психических процессов и свойств.
  • 11. Происхождение и развитие психики в филогенезе. Стадии эволюционного развития психики.
  • 1 Стадия.
  • Определения
  • 12. Психологические проблемы онтогенеза. Основные закономерности возрастной динамики психики.
  • 13. Человек как индивид. Классификация природных свойств человека.
  • Индивид
  • Третичные свойства.
  • 14. Общее представление о сознании. Сознание и психика.
  • 15. Деятельность как общенаучная и общепсихологическая категория.
  • 16. Категория общения в психологической науке.
  • 1. Предоставление партнеру возможности выговориться.
  • 2. Вербализация эмоционального состояния. У этой техники два подвида:
  • 3. Предложение конкретного выхода из сложившейся ситуации.
  • 4. Активное слушание.
  • 5. Получение утвердительных ответов.
  • 6. «Нога в двери».
  • 7. Техника Франклина.
  • 8. Негативное самооценивание.
  • 9. Техника айкидо.
  • 17. Общая характеристика ощущения как психического процесса. Свойства сенсорного образа.
  • Эмпирические характеристики ощущения.
  • 1) Пространственно-временные характеристики ощущения.
  • 3) Модальностные характеристики.
  • 4. Интенсивностные характеристики
  • 18. Общая характеристика восприятия как психического процесса. Свойства сенсорного образа.
  • При построении зрительного образа выделяется пять фаз:
  • 1. Пространственные характеристики:
  • 2. Временные характеристики:
  • 3. Модальность и интенсивность.
  • 19. Общая характеристика процессов памяти: запоминание, сохранение, забывание, воспроизведение.
  • 20. Общий обзор теорий памяти: биохимических, физиологических, психологических, кибернетических.
  • 21. Краткая характеристика основных форм памяти: мгновенной кратковременной, промежуточной, долговременной и оперативной. Другие классификации памяти.
  • 3. Есть критерии, которые делят память в связи с произвольностью, и с включением управления. Это непроизвольная и произвольная память.
  • 22. Речь и язык. Сущность и определение речи. Классификация речи.
  • Виды речи.
  • Функции речи.
  • 23. Свойства (характеристики) вторичных образов: «представлений».
  • 24. Воображение: определение, функции, формы проявления, классификация. Способы формирования образов воображения.
  • Люди характеризуются тремя параметрами воображения:
  • 25. Мышление как психический процесс: фазы процесса.
  • Первичные характеристики.
  • Вторичные характеристики. Основные характеристики мысли, как результата мыслительного процесса.
  • Мышление как процесс.
  • 26. Логические формы мышления: понятие, суждение, рассуждение, умозаключение и обозначение. Характеристики мысли как результата мыслительного процесса.
  • Любой мыслительный процесс опосредован этими операциями и речью. Операции мыслительной деятельности.
  • Мышление как процесс.
  • 27. Общая характеристика мыслительных операций. Характеристики мысли как результата мыслительного процесса.
  • Любой мыслительный процесс опосредован этими операциями и речью. Операции мыслительной деятельности.
  • Мышление как процесс.
  • 28. Сравнение допонятийного и понятийного мышления.
  • Материал лекции т.И. Сытько.
  • 29. Основные положения культурно-исторической концепции л.С. Выгодского.
  • 30. Творческое мышление. Креативность.
  • 31. Внимание как сквозной психический процесс: определение, функции, классификация.
  • Типы внимания.
  • 32. Основные подходы к исследованию интеллекта.
  • Основные направления исследования интеллекта
  • 33. Описание структуры интеллекта.
  • Определение интеллекта.
  • Теории интеллекта
  • 34. Сущность и функции эмоций. Классификация эмоций.
  • 35. Краткая характеристика основных теорий эмоций.
  • 36. Определение чувств. Соотношение эмоций и чувств. Классификация чувств.
  • 37. Потребности: основные подходы к определению, классификации.
  • Функции потребностей.
  • Классификации потребностей.
  • 38. Мотивация и мотивы.
  • Структура мотива.
  • Характеристики мотивов.
  • Функции мотивов.
  • Мотивационные образования и мотивационные черты личности.
  • 39. Психомоторика как система двигательных реакций: фоновая моторика, двигательные реакции на отдельные раздражители. Общее представление о времени реакции.
  • 40. Общие характеристики (свойства) воли. Структура волевого процесса.
  • 41. Навыки и умения. Общие характеристики. Процесс формирования навыков. Теория н.А. Бернштейна.
  • 42. Понятие адаптации и функциональные состояния организма.
  • 2. Способность опосредованного отражения окружающей действительности.
  • Систематизация психических состояний человека (в.А. Ганзен).
  • Способы описаний психических состояний в психологии.
  • Общая структура психического состояния.
  • Функциональный анализ психического состояния.
  • 43. Теории темперамента.
  • 45. Направленность личности: формы направленности.
  • 46. Характер: структура характера.
  • 47. Общепсихологическая специфика понятия личность.
  • 48. Теории личности. Структура ответа.
  • 49. Самосознание как «ядро» сознания. Образы «я» (элементы я-концепции).
  • Самосознание личности как «ядро» сознания.
  • Структура самосознания личности.
  • Функции и процессы самосознания.
  • О механизмах самосознания.
  • Этапы развития самосознания.
  • О структуре самосознания.
  • О функции самосознания.
  • 50. Формирование и развитие личности в онтогенезе.
  • Причины и механизмы агрессивного поведения человека.
  • Ординарная и парадоксальная социализация агрессии.
  • 51. Статус и социальные роли личности. Взаимовлияние личности и социальные роли.
  • 52. Основные подходы к исследованию индивидуальности.
  • 20. Общий обзор теорий памяти: биохимических, физиологических, психологических, кибернетических.

    Интерес к проблеме памяти не иссякает уже тысячелетия, хотя до сих пор еще не существует единой и законченной теории памяти. Представители разных наук активизируют свои усилия в поисках ее механизмов, объясняют закономерности ее функционирования, предлагают разнообразные теории, концепции, модели. Существует несколько уровней изучения механизмов и закономерностей памяти: биохимический уровень, нейрофизиологический, психологический и информационный.

    Психологические теории памяти.

    Хронологически это наиболее ранние теории. Среди них одной из первых является ассоциативная теория памяти. Она возникла в русле мощнейшего направления в философии и психологии 18-19 века – ассоцианизма. Объяснительным принципом всех психических образований и центральным понятием этой теории является ассоциация. Ассоциация – это связь, соединение. Память сводится к ассоциативным связям, создавшимся в силу пространственной или временной смежности событий, их подобия или их различия, контраста.

    В начале 20 века в психологии появляются направления, подчеркивающие активную роль сознания в процессах памяти, при этом большое значение придавалось вниманию, намерению, осмыслении. На основе критики ассоцианизма возникают новые концепции и теории памяти.

    Гештальтизм – наиболее крупное направление в психологии 20 века. Выдвигается другой основополагающий принцип, лежащий в основе эффективности запоминания. Это принцип целостности, или гештальта. Гештальт означает целостную организацию, структуру, несводимую к сумме составляющих ее частей. Именно организация и структурирование материала, а не случайный набор элементов, является ведущим условием для запоминания и воспроизведения материала. Организация материала определяет и определяет и аналогичную структуру следов в мозге. Для объяснения избирательности мнемических процессов подчеркивалось значение не только целостности и организации материала в систему, но и роль намерений и потребностей.

    Психоанализ внес свой вклад в изучение психологии памяти. Была выявлена роль положительных и отрицательных эмоций в этом процессе, мотивов и потребностей в запоминании и забывании событий или информации. Были обнаружены механизмы подсознательного забывания (вытеснения).

    Представители бихевиоризма по своим взглядам очень близки к ассоционистам. Единственное различие заключалось в том, что они подчеркивали роль подкрепления в запоминании материала. Они исходили из утверждения, что для успешного запоминания необходимо подкреплять этот процесс каким-либо стимулом.

    В начале 20 века возникает смысловая теория памяти. Наиболее яркими представителями этого направления были А. Бине и К. Бюллер. Они утверждали, что работа процессов запоминая, находится в прямой зависимости от наличия или отсутствия смысловых связей, объединяющих смысловой материал в обширные смысловые структуры.

    В середине 20 века на основе большого числа экспериментальных исследований сложились личностные теории памяти. Эти теории выделяли целый ряд факторов, влияющих на протекание процессов памяти. Среди факторов выделялись: активность, внимание, интерес, намерение, мотивация, осознание задачи, эмоциональное сопровождение.

    Во второй трети 20 века появились деятельностные теории памяти. Эти теории получили наибольшее развитие в отечественной психологии. В рамках этой теории память рассматривается как особый вид психической деятельности, имеющий свой операционный состав, свою систему действий, ориентированных на запоминание, переработку и сохранение материала. Эффективность процессов памяти обуславливается тем, что человек делает с этим материалом в процессе интеллектуальной деятельности. Активное взаимодействие человека с информацией, ее постоянное изменение и способствуют ее сохранению в сознании.

    Кибернетические теории памяти.

    В 1960-1980-е годы в психологии развивались исследования памяти в рамках информационного подхода. Здесь память рассматривается как процесс, включающий систему операций по приему, переработке и преобразованиям (количественным и качественным) поступающей информации на основе компьютерной метафоры.

    При этом предполагалось, что информация перерабатывается поэтапно и непрерывно, а емкость соответствующих систем ограничена. Термин «переработка информации» охватывает все аспекты активного взаимодействия человека с информацией об окружающем мире. В рамках информационного подхода активно разрабатывалась, и внедрялось понимание того, что человек не пассивный канал связи, а он активно перерабатывает информацию, строя «внутренние модели, или репрезентации» окружающей среды. Познавательные процессы стали трактоваться по аналогии с процессами переработки информации в сложном вычислительном устройстве. Подчеркивалась связь между внутренними репрезентациями и программами машинных вычислений. Большинство работ в рамках информационного подхода было направлено на выделение отдельных процессов и видов памяти, аналогичных блокам хранения и преобразования информации вычислительных устройств.

    Для объяснения особенностей запоминания, сохранения, селекции и перевода информации в долговременную память, роли активного повторения и других данных, исследователи предлагали модели памяти, в которых выделялись блоки переработки информации в памяти человека. Д. Норманн предложил модель, в которой выделил три последовательных блока:

    1.сенсорные регистры (очень короткая зрительная память):

    2. первичная память (кратковременная память с ограниченным объемом и вербальным повторением в качестве способа сохранения информации);

    3. вторичная память (долговременная семантическая память с большим объемом сохраняемой информации).

    Другими словами, первыми этапами на пути превращений сенсорной информации являются периферические виды памяти. Это «иконическая» память для зрения, и «эхоническая» для слуха. Затем информация попадает в вербальную кратковременную память, где сохраняется с помощью скрытого, или явного проговаривания. Далее становится возможным ее долговременное запоминание. При этом конструктивный и активный характер познавательных процессов разворачивается двухфазно. Первая фаза – фаза предвнимания , представляет грубую обработку информации. Вторая фаза – фаза фокального внимания , отличается более тонкой обработкой информации. Именно на этой фазе возможно вербальное кодирование информации, служащее предпосылкой для ее сохранения в памяти и последующей реконструкции.

    Биохимические и физиологические механизмы памяти – это уровни допсихической памяти, которые являются основой, фундаментом для функционирования психического уровня.

    Физиологические механизмы памяти рассматриваются в рамках учения И. Павлова о высшей нервной деятельности, об образовании и выработке условных рефлексов. Установление временных нервных связей между нервными центрами – есть акт запоминания на физиологическом уровне. Условные рефлексы – это механизмы формирования индивидуального опыта субъекта. Важнейшим условием формирования условных рефлексов является подкрепление. Работы И. Павлова подчеркивали роль условных рефлексов как физиологического явления, в основе которого лежит фиксация следов в мозге.

    Как образуются эти связи? Предложено несколько теорий, объясняющих механизмы их образования.

    Физическая теория памяти. Она основана на предположении, что прохождение любого нервного импульса через группу нейронов оставляет после себя физический след. При этом в местах соприкосновения нервных клеток (синапсах) происходят механические и электрические изменения, выражая материализацию следа. Эти изменения облегчают вторичное прохождение нервного импульса по знакомому пути.

    В теории нейронных моделей выдвигается идея моделирования воспринимаемого объекта с образованием устойчивой пространственно-временной и нейронной конфигурации. Механизм запоминания, сохранения и воспроизведения информации составляет процесс образования и последующей активизации нейронных моделей.

    Биохимические теории памяти.

    Представители этих теорий считают, что в основе механизмов памяти лежат химические изменения, происходящие в нервных клетках под действием внешних раздражителей. Биохимики и генетики доказали, что передача наследственной информации осуществляется с помощью ДНК. Это позволило выдвинуть гипотезу об обусловленности индивидуальной памяти теми же механизмами, но главная роль здесь отводится молекулам РНК. Согласно гипотезе Хидена, нервное возбуждение изменяет состав РНК. Это ведет к образованию белка, соответствующего этому возбуждению. Этот белок является материальным следом, отпечатком, в котором отложен опыт. Сходное возбуждение активизирует этот белок, резонирует на повторное действие знакомых раздражителей. Биохимическое кодирование позволяет фиксировать неограниченное количество информации. Способность РНК резонировать на специфические структуры знакомых раздражителей составляет биохимический механизм.

    И законченной теории памяти. Большое разнообразие гипотетических концепций и моделей обусловлено активизацией поисков, предпринимаемых, особенно в последние годы, представителями различных наук. На данный момент развития науки выделяют: психологический, нейрофизиологический, биохимический уровни изучения механизмов и закономерностей памяти. Формируется также кибернетический подход к изучению памяти.

    Психологические теории памяти . Эти теории можно классифицировать и оценивать в зависимости от того, какую роль в формировании процессов памяти отводили они активности субъекта и как рассматривали природу этой активности. В большинстве психологических теорий памяти в центре внимания оказывается либо объект («материал») сам по себе, либо субъект («чистая» активность сознания) безотносительно к содержательной стороне взаимодействия субъекта и объекта, т.е. безотносительно к деятельности индивида. Отсюда неизбежная односторонность рассматриваемых концепций.

    Ассоциативное направление . Основной принцип этих теорий сводится к следующему: если определенные психические образования возникли в сознании одновременно или непосредственно друг за другом, то между ними образуется ассоциативная связь и повторное появление какого-либо из элементов этой связи необходимо вызывает в сознании представление всех ее элементов.

    Таким образом, необходимым и достаточным основанием для образования связи между двумя впечатлениями ассоцианизм считает одновременность появления их в сознании. Поэтому задача более глубокого изучения механизмов запоминания перед ассо-цианистами вообще не возникала, и они ограничились характеристикой внешних условий, необходимых для возникновения «одновременных впечатлений».

    Между явлениями внешнего мира выделялись три типа ассоциаций – ассоциации по смежности, по сходству и контрасту . В основе указанных типов ассоциаций лежат сформулированные еще Аристотелем (384 – 322 до н.э.) три принципа «сцепления» представлений. Под эти три принципа ассоцианисты не без некоторого насилия подводили все многообразие связей, в том числе и причинно-следственные связи. Поскольку причина и следствие, рассуждали они, связаны определенным временным отношением («по причине этого» – всегда «после этого»), то причинно-следственные ассоциации включались ими в категорию ассоциаций по смежности.

    Само понятие ассоциации прочно утвердилось в психологии, хотя его содержание в дальнейшем было существенно переосмыслено и углублено. Запоминание – это действительно связывание нового с уже имеющимся в опыте.

    Операция связывания становится вполне очевидной, когда нам удается поэлементно развернуть последующий процесс памяти, т.е. воспроизвести какой-либо материал. Как мы вспоминаем что-то, используя, например, прием «узелка на память»? Мы наталкиваемся на узелок; узелок отсылает нас к той ситуации, в которой он был завязан; ситуация напоминает о собеседнике; от собеседника мы идем к теме разговора и, наконец, приходим к искомому предмету.

    Однако если бы для образования таких цепей ассоциаций было достаточно одной только пространственно-временной смежности явлений, то тогда в одной и той же ситуации у различных людей должны были бы возникать одинаковые цепи связей. На самом же деле связи образуются избирательно, и на вопрос о том, чем детерминируется этот процесс, ассоцианизм ответа не давал, ограничившись лишь констатацией фактов, которые свое научное обоснование получили гораздо позже.

    На основе критики ассоцианизма в психологии возник ряд новых теорий и концепций памяти. Их сущность в значительной степени определяется тем, что именно критиковали они в ассоциативной психологии, каково их отношение к самому понятию ассоциации.

    Наиболее решительная критика ассоциативной теории памяти велась с позиции так называемого гештальтизма (от нем. Gestalt - образ). Основное понятие этой новой теории – понятие гештальта – обозначает целостную организацию, структуру, не сводимую к сумме составляющих ее частей. Таким образом, гештальтизм выдвигает принцип синтеза элементов, принцип первичности целого по отношению к его частям. В соответствии с этим в качестве основы образования связей здесь признается организация материала, которая определяет и аналогичную структуру следов в мозгу по принципу изоморфизма , т.е. подобия по форме.

    Определенная организация материала, несомненно, играет большую роль в запоминании, но ее функция может быть реализована не иначе как только в результате деятельности субъекта. У гештальтистов же принцип целостности выступает как изначально данный, законы гештальта (как и законы ассоциации) действуют вне и помимо деятельности самого субъекта. С этой точки зрения гештальтизм по существу оказывается в одном ряду с теорией ассоцианизма.

    В противоположность ассоцианизму и другим теориям, в которых сознание выступало как нечто пассивное, для ряда направлений в психологии характерно подчеркивание активной, деятельной роли сознания в процессах памяти. Важная роль при этом отводилась вниманию, намерению, осмысливанию в запоминании и воспроизведении и т.д. Однако и здесь процессы памяти, по существу, не связывались с деятельностью субъекта и поэтому не получали правильного объяснения. Например, намерение выступало просто как волевое усилие, как «чистая» активность сознания, не приводящая к перестройке самого процесса запоминания или припоминания.

    Поскольку активность, сознательность и осмысленность запоминания связывались только с высшими этапами в развитии памяти , то применительно к низшим ее этапам использовалось все то же понятие ассоциации по смежности. Так родилась концепция двух видов связей: ассоциативных и смысловых. С ней оказалась связанной и теория двух видов памяти: механический («памяти материи») и логический («памяти духа», «абсолютно не зависимой от материи»).

    В современной науке все большее признание приобретает теория, которая в качестве основного понятия рассматривает деятельность личности как фактор, детерминирующий формирование всех ее психических процессов, в том числе и процессов памяти. Согласно этой концепции, протекание процессов запоминания, сохранения и воспроизведения определяется тем, какое место занимает данный материал в деятельности субъекта.

    Экспериментально установлено и доказано, что наиболее продуктивно связи образуются и актуализируются в том случае, когда соответствующий материал выступает в качестве цели действия. Характеристики этих связей, например их прочность и лабильность (подвижность, оперативность), определяются тем, какова степень участия соответствующего материала в дальнейшей деятельности субъекта, какова значимость этих связей для достижения предстоящих целей.

    Таким образом, основной тезис этой концепции (в противовес рассмотренным выше) может быть сформулирован так: образование связей между различными представлениями определяется не тем, каков сам по себе запоминаемый материал, а прежде всего тем, что с ним делает субъект.

    Физиологические теории памяти. Физиологические теории механизмов памяти тесно связаны с важнейшими положениями учения И.П. Павлова о закономерностях высшей нервной деятельности. Учение об образовании условных временных связей – это теория механизмов формирования индивидуального опыта субъекта, т.е. собственно теория «запоминания на физиологическом уровне». В самом деле , условный рефлекс как акт образования связи между новым и уже ранее закрепленным содержанием составляет физиологическую основу акта запоминания.

    Для понимания причинной обусловленности этого акта важнейшее значение приобретает понятие подкрепления. Подкрепление (в наиболее частом виде) – это не что иное, как достижение непосредственной цели действия индивида. В других случаях – это стимул, мотивирующий действие или корригирующий его (например, в случае отрицательного подкрепления). Подкрепление, таким образом, знаменует собой совпадение вновь образовавшейся связи с достижением цели действия, а «как только связь совпала с достижением цели, она осталась и укрепилась» (И.П. Павлов). Все характеристики этой связи, и прежде всего степень ее прочности, обусловливаются именно характером подкрепления как мерой жизненной (биологической) целесообразности данного действия. Корригирующая функция подкрепления в осуществлении действия особенно полно раскрывается в трудах ПК. Анохина, показавшего роль подкрепления в регуляции активности субъекта, в замыкании рефлекторного кольца.

    Таким образом, физиологическое понятие подкрепления, соотнесенное с психологическим понятием цели действия, представляет собой пункт слияния физиологического и психологического плана анализа механизмов процесса запоминания. Этот синтез понятий, обогащая каждое из них, позволяет утверждать, что по своей основной жизненной функции память направлена не в прошлое , а в будущее: запоминание того, что «было», не имело бы смысла, если бы не могло быть использовано для того, что «будет». Закрепление результатов успешных действий есть вероятностное прогнозирование их полезности для достижения предстоящих целей.

    К физиологическим теориям более или менее непосредственно примыкает так называемая физическая теория памяти . Название физической она получила потому, что, согласно представлениям ее авторов, прохождение любого нервного импульса через определенную группу нейронов оставляет после себя в собственном смысле слова физический след. Физическая материализация следа выражается в электрических и механических изменениях синапсов (места соприкосновения нервных клеток). Эти изменения облегчают вторичное прохождение импульса по знакомому пути.

    Ученые полагают, что отражение объекта, например «ощупывание» предмета глазом по контуру в процессе его зрительного восприятия, сопровождается таким движением импульса по соответствующей группе нервных клеток, которое как бы моделирует воспринимаемый объект в виде устойчивой пространственно-временной нейронной структуры. Поэтому рассматриваемую теорию называют еще теорией нейронных моделей. Процесс образования и последующей активизации нейронных моделей и составляет, согласно взглядам сторонников этой теории, механизм запоминания, сохранения и воспроизведения воспринятого.

    Современные нейрофизиологические исследования характеризуются все более глубоким проникновением в механизмы закрепления и сохранения следов на нейронном и молекулярном уровне. Установлено, например, что отходящие от нервных клеток аксоны соприкасаются либо с дендритами других клеток, либо возвращаются обратно к телу своей клетки. Благодаря такой структуре нервных контактов возникает возможность циркуляции реверберирующих кругов возбуждения разной сложности. В результате происходит самозаряжение клетки, так как возникший в ней разряд возвращается либо непосредственно на данную клетку, укрепляя возбуждение, либо через цепь нейронов. Эти стойкие круги реверберирующего возбуждения, не выходящие за пределы данной системы, некоторые исследователи считают физиологическим субстратом процесса сохранения следов. Здесь происходит переход следов из так называемой кратковременной памяти в долговременную. Одни исследователи считают, что в основе этих видов памяти лежит единый механизм, другие полагают, что существует два механизма с различными характеристиками. Окончательному разрешению этой проблемы будут, по-видимому, способствовать биохимические исследования.

    Биохимические теории памяти . Нейрофизиологический уровень изучения механизмов памяти на современном этапе все более сближается и нередко прямо смыкается с биохимическим. Это подтверждается многочисленными исследованиями, проводимыми на стыке указанных уровней. На основе этих исследований возникла, в частности, гипотеза о двухступенчатом характере процесса запоминания. Суть ее состоит в следующем. На первой ступени (непосредственно после воздействия раздражителя) в мозгу происходит кратковременная электрохимическая реакция, вызывающая обратимые физиологические изменения в клетках. Вторая стадия, возникающая на основе первой, - это собственно биохимическая реакция, связанная с образованием новых белковых веществ (протеинов). Первая стадия длится секунды или минуты, и ее считают физиологическим механизмом кратковременного запоминания. Вторая стадия, приводящая к необратимым химическим изменениям в клетках, считается механизмом долговременной памяти.

    Если подопытное животное обучать чему-то новому, а затем моментально прервать кратковременную электрохимическую реакцию до того, как она начнет переходить в биохимическую, то животное не сможет вспомнить то, чему его обучали.

    В одном опыте крысу помещали на площадку, находящуюся на небольшой высоте от пола. Животное тотчас же соскакивало на пол. Однако, испытав однажды боль от электрического разряда при соскакивании, крыса, помещенная на площадку даже через 24 часа после опыта, не спрыгивала с нее больше и ожидала, пока ее снимут. У другой крысы прервали реакцию кратковременного запоминания сразу после получения ею болевого ощущения. На другой день крыса вела себя так, словно с ней ничего не произошло.

    Известно, что временная потеря сознания у людей также приводит к забыванию того, что происходило в непосредственно предшествующий этому событию период.

    Можно думать, что стиранию подвержены те следы воздействия, которые не успели закрепиться вследствие прекращения кратковременных электрохимических реакций еще до начала соответствующих биохимических изменений.

    Сторонники химических теорий памяти считают, что специфические химические изменения, происходящие в нервных клетках под действием внешних раздражителей, и лежат в основе механизмов процессов закрепления, сохранения и воспроизведения следов. Имеются в виду различные перегруппировки белковых молекул нейронов, прежде всего молекул так называемых нуклеиновых кислот. Дезоксирибонуклеиновая кислота (ДНК) считается носителем генетической, наследственной, памяти, рибонуклеиновая кислота (РНК) – основой онтогенетической, индивидуальной, памяти. В опытах шведского биохимика Хидена установлено, что раздражение нервной клетки увеличивает в ней содержание РНК и оставляет длительные биохимические следы, сообщающие ей способность резонировать на повторное действие знакомых раздражителей.

    РНК очень изменчива; количество возможных ее специфических изменений измеряется числом 10 в 15 степени – 10 в 20 степени; меняется контур ее компонентов, расположение их в пространстве, скорость распада и т.д. Это значит, что РНК может удержать невероятное количество кодов информации. Не исключено, что способность РНК резонировать на специфические структуры знакомых раздражителей, не отвечая на другие воздействия, составляет интимный биохимический механизм памяти.

    Успехи новейших, в частности, биохимических, исследований дают немало оснований для оптимистических прогнозов относительно возможностей управления человеческой памятью в будущем. Но наряду с этими прогнозами получили хождение некоторые необоснованные, подчас фантастические идеи, например о возможности обучения людей путем прямого химического воздействия на их нервную систему, о передаче знаний с помощью специальных таблеток памяти и т.д.

    В этой связи важно подчеркнуть, что, хотя процессы человеческой памяти характеризуются очень сложным взаимодействием на всех уровнях, их детерминация идет сверху, от деятельности человека. Здесь действует принцип: от целого – к его частям. В соответствии с этим и материализация следов внешних воздействий осуществляется в направлении : организм – орган – клетка, а не наоборот. Использование фармакологических катализаторов памяти существа дела изменить не может.

    Это подтверждается данными специальных исследований, в которых изучали влияние различных условий жизни животного на изменение морфологической и химической структуры его мозга. Установлено, например, что у крыс, находившихся в богатой впечатлениями обстановке, активизировавшей различные их действия, кора мозга становится крупнее, толще и тяжелее, чем у животных, прозябавших в психологически обедненных условиях. Происходят специфические изменения и в химическом составе мозга развитой крысы: увеличивается, например, количество ацетилхолина – фермента, участвующего в передаче нервных импульсов. Таким образом, психологический уровень, уровень деятельности индивида, оказывается определяющим по отношению к функционированию нижележащих уровней.

    Конечно, отмеченные структурные и химические изменения в клетках мозга, будучи продуктом предшествующей деятельности, становятся затем необходимым условием последующих, более сложных действий, включаясь в механизм их осуществления. Речь идет, следовательно, не о вторичности химических механизмов, а о том, что они не могут быть сформированы снизу, например путем прямого введения в мозг соответствующих химических веществ в готовом виде. В этом смысле и следует понимать положение о детерминирующей роли вышележащих уровней функционирования процессов памяти по отношению к нижележащим.

    Исследования механизмов памяти на различных уровнях, безусловно, взаимно обогащают друг друга.


    Литература:

    1. Вайнштейн, Л.А. Общая психология: учебное пособие для вузов / Л.А. Вайнштейн [и др.]. – Мн.: Тесей, 2005 – 368 с.

    2. Гиппенрейтер, Ю.Б. Введение в общую психологию: курс лекций / Ю.Б. Гиппенрейтер. – М.: Изд-во МГУ, 1988. – 318 с.

    3. Козубовский, В.М. Общая психология: познавательные процессы: учебное пособие / В.М. Козубовский. – Мн.: Амолфея, 2004. – 368 с.

    4. Маклаков, А.Г. Общая психология: учебное пособие для вузов / А.Г. Маклаков. – СПб.: Питер, 2001. – 563 с.

    5. Петровский, А.В. Общая психология: учебник для студентов педагогических институтов /под общ. ред. А.В. Петровского. – 3-е изд. перераб. и доп. – М.: Просвещение,1986. – 464 с.

    6. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии: учебник для вузов / Л. Рубинштейн. – М.: Просвещение, 2001. – 720 c.

    7. Солсо, Р. Когнитивная психология / Р. Солсо. – СПб.: Питер, 2006. – 589 с.
      %D0%A3%D1%87%D0%B5%D0%B1%D0%BD%D1%8B%D0%B5%20%D0%BF%D0%BE%D1%81%D0%BE%D0%B1%D0%B8%D1%8F -> Пояснительная записка актуальность изучения учебной дисциплины «Социально-педагогическая деятельность в учреждениях образования»

    ОПРЕДЕЛЕНИЕ: Под памятью мы понимаем запечатление (запись), сохранение и последующее узнавание и воспроизведение следов прошлого опыта, позволяющее накапливать информацию, не теряя при этом прежних знаний, сведений, навыков.

    Память — важнейшая психическая функция, являющаяся объединяющим звеном организации психики. Она обеспечивает целостность и единство личности.

    Память как познавательный процесс

    Всякий познавательный процесс превращается в память, и всякая память превращается во что-то другое. Но память отличается от всех остальных психических процессов тем, что она непосредственно не направлена на отражение окружающего мира, в отличие, например, от и .

    Память имеет дело с отражениями второго порядка, которые называются представлениями. Представление — это субъективный чувственный образ предыдущих восприятий, хранящийся в памяти. Представления бледнее и беднее . Это объясняется тем, что восприятие всегда поддерживается силой воздействия на органы чувств непосредственно воспринимаемых объектов, а представления такой поддержки не имеют, так как они строятся на образах прошлых восприятий. Поэтому в представлениях многие детали воспринимавшихся ранее предметов, явлений и событий нередко сливаются или стираются. Представления отличаются от восприятий также своей изменчивостью, непостоянством, возможностью их «реконструкции» — преобразования механизмами воображения.

    Память в отличие от других познавательных процессов имеет дело не со связями и отношениями самих объективных вещей, а с отношением субъективных представлений о вещах к сложившейся картине индивидуального опыта. Память не добывает нового знания о вещах, а лишь реконструирует и организует уже добытое. Новое же знание она конструирует не посредством взаимодействия с самими вещами, а путем реорганизации отражающих их представлений.

    Виды и закономерности

    Существует множество классификаций памяти. В качестве наиболее общего основания для выделения различных видов памяти выступает зависимость ее характеристик от особенностей деятельности по запоминанию и воспроизведению. При этом отдельные виды памяти вычленяются в соответствии с тремя основными критериями:

    1. По характеру психической активности, преобладающей в деятельности, память делят на двигательную, эмоциональную, образную и словесно-логическую ;
    2. По характеру целей деятельности память делят на непроизвольную и произвольную ;
    3. По продолжительности сохранения информации (в связи с его ролью и местом в деятельности) память делят на: мгновенную, кратковременную, долговременную и буферную (оперативную) .

    Мгновенная память связана с инерционностью органов чувств. Эта память не поддается произвольному управлению. Образ в мгновенной памяти не обладает константностью – это образ ощущения, а не восприятия. Мгновенная память обеспечивает слитное восприятие мира.

    Кратковременная память. Здесь сохраняется информация, к которой привлечено внимание. Информация сохраняется не в неизменном виде – она обрабатывается и интерпретируется. Для кратковременной памяти возможно произвольное управление с помощью повторения или символизации.

    Буферная (оперативная) память – промежуточная инстанция между кратковременной и долговременной памятью. Здесь информация сохраняется до возможности перевести ее в долговременную память. Очищение буферной памяти и категоризация информации, накопленной за день, происходит во время сна.

    Долговременная память не ограничена по объему и времени сохранения информации. Но не всегда информация может быть вовремя извлечена. Доступность информации определяется организацией хранения. Имеется два типа хранения информации в долговременной памяти: с произвольным доступом к информации (информация непрерывно преобразуется) и без произвольного доступа (информация хранится в неизменном виде).

    Скорость извлечения информации из долговременной памяти зависит от следующих факторов:

    • – величины класса (количества альтернатив, из которых производится выбор);
    • – ценности информации;
    • – установки человека;
    • – логической категоризации.

    Факторы, определяющие сохранение информации в долговременной памяти:

    • – привычность материала;
    • – контекст;
    • – принцип специфичности кодирования;
    • – мотивация;
    • – углубление в изучаемый материал.

    Общие теории памяти

    Представителями различных наук выдвинуты разнообразные теории памяти: физическая, химическая, биохимическая, физиологическая, информационно-кибернетическая, а также группа психологических теорий.

    Физическая теория памяти. Согласно этой теории нервный импульс проходя через определенную группу нейронов (нервных клеток), вызывает в местах их соприкосновений электрические и механические изменения и оставляет после себя физический след. Эти изменения обеспечивают вторичное прохождение импульса по знакомому пути, и таким образом происходит запоминание.

    Химическая теория памяти. Сторонники этой теории считают, что информация запоминается вследствие химических изменений в нервных клетках под воздействием раздражителей. Происходит перегруппировка белковых молекул нейронов, прежде всего молекул нуклеиновых кислот. Дезоксирибонуклеиновая кислота (ДНК) считается носителем генетической памяти, а рибонуклеиновая (РНК) - основой индивидуальной памяти.

    Биохимическая теория памяти. Авторы этой теории выдвинули гипотезу о двухступенчатом характере запоминания. На первой ступени, по их мнению, в мозгу происходит кратковременная (порядка нескольких секунд) реакция, которая вызывает физиологические изменения. Эти изменения имеют обратимый характер и являются механизмом кратковременного запоминания. На второй ступени - собственно биохимической - происходит образование новых белковых веществ (протеинов). Эта стадия приводит к необратимым изменениям в нервных клетках и считается механизмом долговременной памяти.

    Физиологическая теория памяти базируется на учении И.П. Павлова (http://www.iemrams.spb.ru/russian/pavlovru.htm) о закономерностях высшей нервной деятельности. В основе физиологического акта запоминания лежит условный рефлекс - акт образования связи между новым и ранее закрепленным содержанием.

    Информационно-кибернетическая теория памяти связана с появлением вычислительной техники и развитием программирования, что потребовало поиска путей принятия, переработки и хранения информации машинами. Это потребовало технического и алгоритмического моделирования процессов памяти по аналогии с человеческим мозгом.

    Психологические теории памяти

    В этой группе теорий можно выделить несколько направлений: ассоциативное , , теория, смысловую теорию памяти , . Рассмотрим каждую из них коротко:

    Достижения этой теории памяти содействовали становлению программированного обучения, инженерной психологии, ее представители считают бихевиоризм практически единственным объективным подходом к исследуемым явлениям.

    Взгляды на проблему памяти сторонников бихевиоризма и ассоцианистов оказались очень близкими. Единственное существенное различие между ними заключается в том, что бихевиористы подчеркивают роли упражнений в запоминании материала и много внимания уделяют изучению работы памяти в процессе обучения .

    Современные теории памяти

    2.3 БИОХИМИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ ПАМЯТИ

    Эти теории предполагают образование новых белковых веществ (нейропептидов и других) при долговременном запоминании.

    Вначале, непосредственно после воздействия раздражителя, в нервных клетках происходит электрохимическая реакция, вызывающая обратимые физиологические изменения в клетках (кратковременное запоминание), а далее на ее основе возникает собственно биохимическая реакция со структурными изменениями нейрона, обеспечивающая долговременную память (двухступенчатый характер механизма запоминания). Экспериментально получены данные о важной роли рибонуклеиновой кислоты (РНК) и олигопептидов в осуществлении функции запоминания.

    Наиболее волнующими экспериментами в последние годы стали попытки перенести память от одного животного к другому ("пересадка памяти"). Если обучить планарию (плоский червь), что свет всегда предшествует току, а затем умертвить ее и скормить другой планарии, то оказывается, что приобретенный первой планарией опыт частично передается второму червю (Д. Мак-Коннел, 1962). Планария сравнительно примитивный организм, и она может обладать особыми механизмами научения, которые не имеют никакого значения для понимания памяти у высших организмов. Однако имеются данные об успешности подобного опыта на мышах и крысах -- был осуществлен "перенос памяти" о выработанных условных рефлексах от одной особи к другой с помощью инъекций гомогената мозга предварительно обученного животного-донора

    Диагностика памяти в младшем школьном возрасте

    В последние годы происходит бурный рост числа научных работ, посвященных общей теории памяти. Стало очевидным системное единство и условность различения памяти, информации и знаковых систем, что определило новые требования к их изучению...

    Изучение основных закономерностей познавательных процессов в период взрослости

    Впечатления, которые человек получает об окружающем мире, оставляют определенный след, сохраняются, закрепляются, а при не-обходимости и возможности - воспроизводятся. Эти процессы назы-ваются памятью. Она лежит в основе способностей человека...

    Индивидуальные особенности памяти младшего школьника, их проявление и развитие в процессе обучения

    «Память - это запоминание, сохранение и воспроизведение опыта». Четкого единства на счет определения памяти у ученых нет. В широком смысле памятью можно назвать сохранение информации о раздражителе, после того как его действие уже прекратилось...

    Основные виды памяти и их характеристика

    Память - это психический процесс, который проявляется в способности человека сохранять свой прошлый опыт, а также позволяющий повторно применить его в своей жизни и деятельности. Память - следовое психическое отражение прошлого...

    Современные теории памяти

    Среди них самое большое распространение получили ассоциативные теории памяти. В ассоциативном направлении, которое возникло еще в XVII веке, принцип ассоциации признается обязательным не только для механизмов памяти, но и для всей психики...

    Теории памяти

    В последние несколько десятилетий в связи с развитием генетики и молекулярной физиологии, а также кибернетики привлекли к себе внимание исследования биологических основ и физиологических механизмов памяти...