Презентация на тему: Морфемный анализ. Морфемный и словообразовательный разбор слова Как делать морфемный анализ

  1. Определите, какой частью речи является данное слово.
  2. Установите, изменяемая или неизменяемая это часть речи.
  3. Выделите окончание (для изменяемых частей речи) и основу.
  4. Определите, какая основа (производная или непроизводная).
  5. Найдите корень слова путем подбора и сопоставления родственных слов.
  6. Выделите в производной основе суффикс (-ы); приведите одно-два одноструктурных слова с тем же суффиксом (-ами); охарактеризуйте его (их) значение.
  7. Выделите в основе слова приставку (-и); приведите одно-два одноструктурных слова с той же приставкой (-ами); охарактеризуйте ее (-их) значение.

Образцы морфемного анализа слов:

Придорожный

  1. Имя прилагательное.
  2. Окончание -ый характерно для имен прилагательных муж. р., ед.ч., им.п.; ср.: зелен-ый, красив-ый. Отделив окончание, получаем основу словоизменения придорожн-.
  3. Корень слова – дорож-: однокоренные слова: дорог-а, по-дорож-ник, (в конце корня происходит чередование – г // ж).
  4. Суффикс -н- с общим значением ‘относящийся к чему-либо, состоящий из чего-либо’, ср.: болот-н-ый, вод-н-ый, желез-н-ый.
  5. Префикс при- имеет значение нахождения вблизи предмета, ср.: при-вокзальный, при-морский.

Графически морфемный анализ слова можно обозначить так:

Заречье

  1. Имя существительное.
  2. Изменяемая (склоняемая) часть речи.
  3. Окончание -э выражает значение ср. р., ед. ч., им. п. Аналогичное окончание находим в других существительных: зданий-э, решений-э. Отделив окончание, получим основу словоизменения заречьй-.
  4. Основа производная (членится на морфемы).
  5. Корень слова -реч-. Находим его в родственных словах: рек-а, реч-ка, реч-ной (в корне происходит чередование к // ч).
  6. Суффикс -[j]- служит для образования имен существительных со значением места, ср.: Подмосков-j-э, Заволж-j-э, левобереж-j-э.
  7. Префикс за- имеет пространственное значение, ср.: за-озерье, За-волжье.

Графический морфемный анализ:

Заглушать

  1. Глагол.
  2. Неизменяемая форма глагола (инфинитив).
  3. Формообразующий суффикс -ть; ср.: бра-ть, прыга-ть. Отделив его, получим основу словообразующую (или основу инфинитива – формообразующую): заглуша-.
  4. Основа производная (членится на морфемы).
  5. Корень слова -глуш-. Находим его в родственных словах: глуш-ить, глух-ой (в корне происходит чередование х // ш).
  6. Суффикс -а- служит для образования вторичного имперфекта (формы несов. вида от сов. вида), суффикс глаголов І спряжения: беж-а-ть, коп-а-ть.
  7. Префикс за- имеет значение окончательности, завершения действия: за-бить, за-тормозить.

Графический морфемный анализ:

Дружески

  1. Наречие.
  2. Неизменяемая часть речи.
  3. Основа слова производная (членится на морфемы).
  4. Корень слова друж-. Родственные слова: друг-, друж-ок (в корне происходит чередование г//ж).
  5. Суффикс -и- определительных, отадъективных по образованию наречий: критическ-и, братск-и. Суффикс -(е)ск- служит для образования относительных прилагательных: критич-еск-ий, отеч-еск-ий, брат-ск-ий.

Графический морфемный анализ.



















1 из 18

Презентация на тему:

№ слайда 1

Описание слайда:

№ слайда 2

Описание слайда:

№ слайда 3

Описание слайда:

Порядок морфемного разбора 1. Определите часть речи. 2. У изменяемого слова найдите окончание, формообразующий суффикс (если они есть) и определите их значение. 3. Укажите основу слова – часть слова без окончания и формообразующих суффиксов. 4. Выделите приставки (если они есть), подберите слова с другим корнем, но с этими же приставками. 5. Выделите словообразовательные суффиксы (если они есть), подберите другие слова с теми же суффиксами. 6. Выделите корень. 7. Запишите графическую схему слова.

№ слайда 4

Описание слайда:

№ слайда 5

Описание слайда:

Пример рассуждения в процессе морфемного анализа. Слово освобождение образовано от глагола освободить, что позволяет выделить суффикс отглагольного существительного -ениj- (отмечаем также историческое чередование в корне д – жд). Правильность выделения суффикса можно подтвердить аналогичными словообразовательными парами (судить – суждение, терпеть – терпение и т.п.). Глагол освободить «сделать свободным» образован от существительного свобода – следовательно, в нем выделяются приставка о- и суффикс и- (долг – о-долж-и-ть, звук – о-звуч-и-ть). Слово свобода непроизводное, в нем выделяется корень свобод- и окончание -а. Итак, словообразовательная цепочка освобожд[-ениj-э] → о-свобод- и-ть → свобода позволяет выделить в составе основы приставку, корень и суффикс: о-свобожд-ениj-е.

№ слайда 6

Описание слайда:

№ слайда 7

Описание слайда:

Различение нулевого окончания и отсутствия окончания Для наглядности можно указать группы неизменяемых слов (т.е. таких, у которых нет окончания): несклоняемые имена существительные: метро, шимпанзе, салями; простая сравнительная степень имен прилагательных: светлее, сильнее и т.д., междометия: ого, ах.

№ слайда 8

Описание слайда:

Разграничение омонимичных морфем Причиной ошибки при выделении флексии может стать омонимия морфем: по нов-ому мосту (окончание прилагательного) – сделать по-нов-ому (суффикс наречия); Небо светл-о и прекрасно (окончание краткого прилагательного) – Здесь светл-о (суффикс слова состояния); заниматься бег-ом (окончание существительного) – мчаться бег-ом (суффикс наречия). Разграничение морфем опирается на различение слов различных частей речи.

№ слайда 9

Описание слайда:

Словоформы, оканчивающиеся на -ей, -ий Может вызывать затруднение выделение основы слов, оканчивающихся на -ей, -ий (друзей, волчий, прохожий). Следует просклонять анализируемое слово и определить, сохраняется ли звук [j] в других словоформах. Если [j] не сохраняется, он входит в окончание: прохожий – прохож-его – прохож-ему (основа прохож-ий). Если [j] сохраняется, он входит в основу: друзей – друзьjя – друзьjям (основа друзей); волчий – волчьjего – волчьjему (основа волчий).

№ слайда 10

Описание слайда:

Связанные корни Некоторые корни не употребляются без словообразовательных аффиксов. Так, сопоставление слов ул-иц-а, про-ул-ок, ул-очк-а позволяет выделить корень -ул-. В словах на-де-ть, на-де-ва-ть, раз-де-ть выделяется корень -де-. Близкородственные слова – это слова семантически близкие, поэтому отсутствие смысловой близости не позволяет признать однокоренными слова питать и воспитание, похищать и восхищение, торговать и восторг, победить и беда, хотя этимологический анализ показывает их историческое родство.

№ слайда 11

Описание слайда:

№ слайда 12

Описание слайда:

Определение семантики приставок и суффиксов Значение словообразовательных аффиксов выявляется при сопоставлении ряда слов, образующих определенную словообразовательную модель. Так, сравнение словообразовательных пар виновник – виновн-иц-а, мастер – мастер-иц-а, царь – цар-иц-а позволяет выделить суффикс -иц- со значением лица женского пола, а в парах лужа – луж-иц-а, книга – книж-иц-а выделяется суффикс -иц- с уменьшительно-ласкательным значением.

Описание слайда:

Суффикс -j- сложно увидеть уже потому, что выделяется он только с учетом фонетического состава слова. Эта морфема практически не знакома школьникам, поэтому целесообразно включить соответствующие примеры в материал для повторения: 1) ворон – вороньё [-j-о] – суффикс со значением собирательности; 2) плясун – плясунья [-j-а] – суффикс со значением лица женского пола; 3) зимовать – зимовье [-j-э] – суффикс со значением места действия; 4) стул – стулья [-j-а] – формообразующий суффикс со значением множественного числа.

№ слайда 15

Описание слайда:

Чередование к // оч – одно из самых частотных в русском языке – наблюдается не только в корне, но и в суффиксе. Показать различие в морфемном строении слов, включающих элемент очк или очн, можно с помощью словообразовательных цепочек, например: кочк(а) – нечленимая основа; кадк(а) → кадоч-к(а); кость() → кост-очк(а); тетрадь() → тетрад-к(а) → тетрад-оч-к(а); желудок → желудоч-н(ый); карт(а) → карт-очн(ый); ель → ел-к(а) → ел-оч-н(ый).

№ слайда 16

Описание слайда:

ВОПРОСЫ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ МАТЕРИАЛА 1. Объясните: почему морфемный анализ начинается с определения части речи слова? 2. Приведите примеры слов с прерывистыми основами. 3. В чем особенность выделения основы в словах, оканчивающихся на -ей, -ий? 4. Почему при выделении корня и суффиксов следует учитывать исторические чередования? 5. Приведите примеры слов с нулевыми формообразующими и словообразовательными суффиксами. 6. Почему в некоторых случаях при морфемном разборе приходится использовать элементы фонетической транскрипции? Какую морфему (морфемы) невозможно выделить в орфографической записи слова? Приведите примеры слов с суффиксом -j-.

Описание слайда:

2. В каждом ряду найдите лишнее слово. Объясните ответ 1) Воротник, задачник, ночник. 2) Разодеть, разомкнуть, разобрать. 3) Мудрствовать, свирепствовать, чествовать. 4) Попугайничать, скромничать, лентяйничать. Ответ: 1. В слове ночник выделяются суффиксы -н- и -ик- (ночь → ноч-н-ой → ноч-н-ик). В других словах – суффикс -ник-. 2. В глаголе разодеть две приставки: раз- и о- (ср. на-деть, раз-деть). В остальных словах – одна производная приставка разо-. 3. В слове чествовать выделяется суффикс -вова- (честь → чест-вова-ть). В других словах – суффикс -ствова-. В глаголе скромничать вычленяется суффикс -ича- (скромн-ый → скромн-ича-ть). В остальных словах – суффикс -нича-. Например: лентяй → лентяй-нича-ть.

1. Назвать часть речи.

Определить, изменяется данная словоформа или не изменяется.

2. Выделить окончание (доказать).

Изменить слово, установить его значение, указать способ выражения окончания (нулевое или материально выраженное). Привести примеры слов с данным окончанием.

3. Выделить основу.

Определить её состав и характер: простая - сложная, членимая - нечленимая, прерывистая или непрерывная.

4. Выделить суффиксы.

Установить их значение, функцию (словообразовательная, формообразующая, основообразующая, оценки), способ выражения. Привести примеры 2-3 слов с такими же суффиксами.

5. Выделить приставки.

Установить их значение и функцию. Привести примеры 2-3 слов с такими же приставками.

6. Выделить корень.

Подобрать родственные слова и формы со всеми алломорфами корня, назвать эти алломорфы. Указать чередование в корне. Определить, свободный корень или связанный (доказать).

7. Указать, есть ли изменения в морфемном составе слова: в составе корня, приставки, суффикса (опрощение, переразложение, усложнение). Установить его причину.

Примеры морфемного анализа слов

Дождался (до жд а л Ø ся )

  1. Глагол, изменяемое слово.
  2. Дождала сь , дождали сь . Нулевое окончание (Ø ) указывает на то, что глагол в м. р., в ед. ч. Примеры слов с таким же окончанием: показалØ ся , смеялØ ся .
  3. Основа дождал -ся - простая, членимая, прерывистая.
  4. Суффикс -а - - основообразующий, суффикс -л - - формообразующий (значение глаголов прошедшего времени), постфикс -ся - - словообразовательный и формообразующий. Примеры слов с такими же суффиксами: купа л ся , руга л ся .
  5. Приставка до - - словообразовательная, обозначает действие, доведённое до конца. Примеры слов с такой же приставкой: до ехал , до шёл , до летел .
  6. Корень -жд - ; жд ал - жд ёт - ожид авший ; -жд - //-жд "- //-жид - - корень свободный, т. к. в современном русском языке есть слово «жду», где корень равен основе.
  7. Исторических изменений в составе слова нет.

Кольцо (ко льц о )

  1. Существительное, изменяемое слово.
  2. Кольца , кольцом , о кольце . Окончание указывает на то, что существительное ср. р., II скл., в И. п. или В. п., в ед. ч. Примеры слов с таким же окончанием: яблоко , облако .
  3. Основа слова ко льц - - простая, нечленимая, непрерывная.
  4. Корень кольц - ; кольца - колец - колечко ; кольц - //колец- //колеч "- - корень свободный, т. к. в современном русском языке есть слово «кольцо», где корень равен основе.
  5. В морфемном составе слова есть изменения, исторически было: кол ьц о (родственными словами были кол , колодец ). Опрощение. Причина - изменение в фонетическом строе языка в результате падения редуцированных гласных и утраты мотивированного слова.

Условные обозначения:

Ø - нулевое окончание, -и - окончание, ** ** - основа слова, ** - суффикс, Ø - нулевой суффикс, *** - приставка, **** - корень слова: под пис чик Ø - под пис чик и .

Морфемный анализ

Словарь-справочник лингвистических терминов. Изд. 2-е. - М.: Просвещение . Розенталь Д. Э., Теленкова М. А. . 1976 .

Смотреть что такое "морфемный анализ" в других словарях:

    морфемный анализ слова - Метод, нацеленный на исследование морфемного состава слова в синхронном аспекте, выявление всех имеющихся в слове морфем, живых с точки зрения современного языка. Основными единицами этого анализа являются слово и морфема. В русском языке морфема … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

    морфемный анализ слова - Метод, нацеленный на исследование морфемного состава слова в синхронном аспекте, выявление всех имеющихся в слове морфем, живых с точки зрения современного языка. Основными единицами этого анализа являются слово и морфема. В русском языке… … Морфемика. Словообразование: Словарь-справочник

    морфемный - см. морфема; ая, ое. Морфе/мный анализ. Морфе/мный состав слова … Словарь многих выражений

    атлетический - прил. Пост. пр.: относит. ЛЗ 1 Применяемый в атлетике. Словообразовательный анализ, Морфемный анализ: Для увеличения кликните на картинку ЛЗ 2 Мощный, крепкий, такой, как у атлета. Словообразовательный анализ, Морфемный анализ: Для увеличения… …

    помещать - глаг. Пост. пр.: I спр.; несов. в.; перех.; невозвр. 1) Помещать2 2) Учреждение, в которое помещают2 денежные вклады ЛЗ 1 Располагать где либо, давать место для чего либо. Словообразовательный анализ, Морфемный анализ: ЛЗ 2 Отдавать для хранения… … Морфемно-словообразовательный словарь

    приходить - глаг. Пост. пр.: II спр.; несов. в.; неперех.; невозвр. 1) Когда высохнете приходите2. 2) А вечером снова приходит2 зима. ЛЗ 1 Идя, достигать какого нибудь места, являться куда нибудь. Словообразовательный анализ, Морфемный анализ: ЛЗ 2 Наступать … Морфемно-словообразовательный словарь

    человеческий - прил. Пост. пр.: относит. 1) Красота человеческих2 отношений 2) Наш человеческий2 долг ЛЗ 1 Свойственный, присущий человеку. Словообразовательный анализ, Морфемный анализ: ЛЗ 2 Достойный человека. Словообразовательный анализ, Морфемный анализ:… … Морфемно-словообразовательный словарь

    Морфемика морфемный строй языка (совокупность и типы вычленяемых в словах морфем), а также раздел языкознания, изучающий морфологические модели языка: типы и структуру морфем, их формальные разновидности (морфы) и закономерности… … Википедия

    aнтициклон - сущ. Пост. пр.: нариц.; неодуш.; абстр.; м. р.; 2 скл. ЛЗ Область устойчивого повышенного атмосферного давления. Словообразовательный анализ, Морфемный анализ: Для увеличения кликните на картинку Непост. пр.: ед. чис.; Им. п. Основа словоформы:… … Морфемно-словообразовательный словарь

    aпрельский - прил. Пост. пр.: относит. ЛЗ Происходящий, существующий в четвёртом месяце календарного года. Словообразовательный анализ, Морфемный анализ: Для увеличения кликните на картинку Непост. пр.: м. р.; ед. чис.; Им. п. Основа словоформы: апрельск… … Морфемно-словообразовательный словарь

Книги

  • Школьный морфемный и этимологический словарь. ФГОС , . Предлагается школьное комплексное издание, представляющее морфемный и этимологический словарики, составленные с учетом лексики, имеющейся в действующих учебниках по русскому языку и…
  • Школьный морфемный и этимологический словарь Для учащихся 1-4 классов , Лободина Н. (сост.). Предлагается школьное комплексное издание, представляющее морфемный и этимологический словарики, составленные с учетом лексики, имеющейся в действующих учебниках по русскому языку и…

Морфемный разбор слова (разбор слова по составу) начинается с выделения основы и формообразующих морфем - окончания и/или формообразующего суффикса (если они есть).
При этом необходимо помнить о j, который может быть «спрятан» в йотированной гласной букве после гласной или разделительного знака. Если он закрывает основу слова, его необходимо вписать (впечатлениуе). Если этого не сделать, можно ошибиться в составе суффикса или вовсе не заметить суффикса в слове. Так, например, в русском языке нет суффикса -ни-, а есть суффикс -ни]-: петь? - пе-ни]-е. Слово же поднебесье содержит в своем составе суффикс -j-, который на буквенном уровне никак не выражен: под-неб-есъ-]-е.
После этого основу слова необходимо разделить на корень (корни) и словообразующие морфемы (если они есть). Для этого в слове выделяется корень как общая часть родственных слов, затем то, что осталось в слове, выделяется как приставка (приставки) и суффикс (суффиксы) в соответствии с нашими представлениями о том, есть ли в русском языке такой суффикс или такая приставка. Но такой разбор может повлечь за собой ошибки, в его процедуре недостаточно обоснованности. Чтобы избежать ошибок, морфемный разбор основы надо связать с разбором словообразовательным.
Морфемный разбор (разбор слова по составу)
При морфемном разборе слова (разборе слова по составу) сначала в слове выделяется окончание и формообразующий суффикс (если они есть), подчеркивается основа.
После этого основа слова разбивается на морфемы.
Возможны два противоположных подхода к морфемному членению основы: формально-структурный и формальносмысловой.
Суть формально-структурного морфемного разбора состоит в том, что в основе в первую очередь выделяется корень как общая часть родственных слов. Затем то, что идет до корня, учеником должно быть осознано как приставка (приставки) в соответствии с представлениями ученика о том, встречались ли ему подобные элементы в других словах. Аналогично с суффиксами. Иначе говоря, главным при разборе является эффект узнаваемости учеником морфем, внешнее сходство каких-то частей разных слов. И это способно привести к массовым ошибкам, причина которых - игнорирование того факта, что морфема является значимой языковой единицей.
Ошибки в определении корня слова связаны с неразличением синхронного морфемного и исторического (этимологического) состава слова. Ошибки в выделении приставок и суффиксов связаны с алгоритмом морфемного членения - с представлением большинства учащихся о слове как о веренице морфем, которые должны быть «опознаны» как уже встречавшиеся в других словах. Крайнее выражение разборов такого рода - случаи типа клю-чик (ср.: лет-чик), я-щик (обой щик). Но и при правильно определенном корне очень часто приходится сталкиваться с неправильным определением количества и состава приставок и суффиксов, если этих морфем в слове больше двух.
Формально-структурному подходу противопоставлен подход формально-смысловой (формально-семантический).
Главная установка данного подхода и алгоритм морфемного разбора состоят в неразрывности морфемного членения и словообразовательного разбора. О том, что этот подход является целесообразным и даже единственно возможным, писали многие ученые и методисты на протяжении многих десятилетий.
Алгоритм морфемного разбора основы состоит в построении словообразовательной цепочки «наоборот»: со слова как бы «снимаются» приставки и суффиксы, корень же выделяется в последнюю очередь. При разборе постоянно необходимо соотносить значения производного и значения его производящего; производящая основа в современном русском языке - основа мотивирующая. Если между значением производного и значением производящего (в нашем представлении) слова нет отношения мотивированности, производящее выбрано неверно.
Таким образом, порядок разбора слова по составу следующий:
  1. выделить окончание, формообразующий суффикс (если они есть в слове);
  2. выделить основу слова - часть слова без окончаний и формообразующих суффиксов;
  3. выделить в основе слова приставку и/или суффикс через построение словообразовательной цепочки;
  4. выделить в слове корень.
Примеры:
  1. плотничал
Образец рассуждения:
плотничал - начальная (инфинитивная) форма глагола - плотничать; глагол стоит в форме прошедшего времени изъявительного наклонения, что выражено формообразующим суффиксом -л-, мужского рода единственного числа, что выражено нулевым окончанием (сравним: плотничал-и).
Основа - плотнича-.
Глагол плотничать образован от существительного плотник, мотивируется через него: плотничать - ‘быть плотником’; разница между основой плотнича- и плотник - суффикс -а-, в основах представлено чередование к/ч.
Существительное плотник в современном языке непроизводно, так как не может быть мотивировано через слово плот. Следовательно, плотник-/плотнич корень.
Таким образом, словоформа плотничал имеет нулевое окончание со значением мужского рода единственного числа, формообразующий суффикс -л- со значением прошедшего времени изъявительного наклонения, словообразующий суффикс -а- со значением являться тем, что названо в мотивирующей основе, корень плотнич-. Основа слова плотнича-.
"плотничдл, который «спрятан» в букве е, стоящей после гласной. Следовательно, этот звук принадлежит к основе, закрывает ее. Основа слова - одевани[й’]-.
Слово одевание производно от глагола одевать: одевание - ‘процесс, когда одевают; то же, что одевать’. Разница между основой одеваний- и глагольной основой одева сегмент -ни[й’]-, являющийся словообразующим суффиксом.
Глагол одевать произволен от глагола одеть и имеет значение несовершенного вида. Средство словообразования - суффикс -ва-.
Глагол одеть непроизводен, но в языке есть глаголы раз-детъ, на деть с тем же корнем, но другими приставками, следовательно, мы имеем дело со связанным корнем -де- и приставкой о-.
Таким образом, словоформа одевание имеет окончание -е со значением именительного или винительного падежа единственного числа, словообразующие морфемы: суффикс -ни[й’]- со значением абстрактного действия, суффикс -ва- со значением несовершенного вида, приставку о- и связанный корень -де-. Основа слова одеваний-.
Образец письменного оформления:
одеваниі е (существительное)