Суфражистское движение в сша. Кто такие суфражистки (12 фото) Движение суфражисток было специально организовано

Чтобы вы подумали, увидев на улицах вашего города демонстрацию из… 30000 женщин, несущих плакаты с надписью: «Прово голосовать женщинам» и громко распевающих «Боевой гимн республики» - «Глори, глори, аллилуя!» По крайней мере, вы бы очень удивились. Но удивлялись этому также и мужчины на улицах американских и английских городов, где как раз подобное и происходило ровно 117 лет тому назад.

Суфражистки пикетируют Белый дом.

Тогда в борьбе женщин за свое равенство с мужчинами в политической и экономической областях пошло все: митинги и пикеты, раздача листовок и приковывание себя цепями к дверям мужских туалетов, а когда всего этого оказалось недостаточно, в ход пошли и совсем уже радикальные средств: молотки, спрятанные в элегантные женские муфты, кружевные зонтики и вязальные спицы и хлысты. Все средства, считали британские и американские женщины, хороши в борьбе с властью мужчин. Женщины разбирали мостовые и закидывали полицейских булыжниками, бросали их в витрины магазинов и в политических деятелей, а затем в ход пошла даже взрывчатка!


Движение суфражисток подвергалось осмеянию в прессе. На суфражисток рисовали множество карикатур. Например, на этой вверху надпись: «И это та любовь, которая заставит мир перевернуться?»

Именно тогда, в начале ХХ века очень решительного вида дамы в шляпках с цветами и лайковых, а также в замшевых и грубых шерстяных перчатках (суфражистки из среднего класса отнюдь не чурались простых работниц, лишь бы они разделяли их идеи!) устраивали уличные скандалы и, презрев все нормы воспитания и христианской морали, отчаянно хулиганили с целью привлечь к себе внимание, лупили полисменов зонтиками, а те в ответ не стеснялись лупить самых настоящих леди своими деревянными дубинками. Они, оказавшись в тюрьмах по обвинению в нарушении общественной благопристойности и порядка, устраивали голодовки и все это ради гражданских свобод, которых женщины того времени были лишены. Трудно дать однозначную оценку их радикальной деятельности. Но бесспорно то, что результата движение суфражисток все же достигло и, хотя сегодняшняя молодежь даже слова такого не знает, в память о тех годах остался наш любимый весенний праздник, у истоков которого ведь как раз и стояли неутомимые и одержимые своими идеями суфражистки.


Вот так голодающих суфражисток пытались кормить в тюрьме насильственным образом.

А началось, кстати говоря, все с того, что Эммелин Панкхерст (1858–1928) никак не могла позабыть слова своего отца, как-то сказанные им над ее кроватью: «Как жаль, что она не мальчик!» Бедный отец Эммелин тогда даже и не подозревал, что его дочь в этот момент задумается над тем, что если по Библии все люди равны, то почему же тогда «мальчики лучше девочек» и им позволительно все то, чего девочки лишены. Таким образом всего одной своей фразой он изменил не только всю жизнь своей дочери, но жизнь женщин Америки и Европы, не больше и не меньше!

Впрочем, обратившись к тем же романам Джейн Остин, мы можем увидеть, что виноваты в развитии женской эмансипации были… сами мужчины! Откроем роман «Гордость и предубеждение» и прочитаем, что мужчины требовали от юных леди, чтобы те были развиты духовно, а для этого умели музицировать, говорили по-французски и по-немецки, были начитаны, словом, «развивали свой ум». Но, начав с этого, женщинам не захотелось останавливаться, вот и выходит, что, требуя развитости от своих подруг, мужчины уже в начале 19 века сами же пилили тот сук, на котором сидели.


«Салун для эмансипированных женщин»

Ну, а получив начальное образование, женщины стали требовать и равных с мужчинами прав. Причем, кроме предоставления избирательного права, суфражистки также добивались права на собственность, получения высшего образования, права на развод и равную с мужчинами заработную плату. Уже в первом манифесте суфражисток, называвшимся «Декларация чувств», провозглашалось: «Все мужчины и женщины созданы равными». Все, в общем-то, по Библии не так ли? И вначале борьба женщин за гражданские свободы имела благопристойный характер. Но ни письма в газеты и депутатам парламента и конгресса, ни агитация на улицах, дебаты и выступления Гайд Парке никто из мужчин, а также лидеров правительства внимание не обращал. И тогда женщины поняли, что только силой можно добиться чего-то от такого «животного, как мужчина» и перешли к активной борьбе.


Винтажная почтовая открытка против движения суфражисток, содержащая намек на имевшее в то время бурное обсуждения «потерянного звена» между обезьяной и человеком, долженствующая вызвать негодование мужчин.

Многие эмансипированные женщины к этому времени уже имели хорошее образование. Ум их был развит чтением, поэтому их акции отличались большой изобретательностью и ярко выраженным эпатажем. Суфражистки ночами перекапывали поля для гольфа - исключительно мужской игры, резали ножами картины (в частности, их очень раздражала картина Веласкеса «Венера перед зеркалом» и ей подобные, которые, по их мнению, оскорбляли женское достоинство, и угрожали физической расправой членам правительства, ну, конечно, регулярно устраивали массовые беспорядки.)

Среди политиков-мужчин, особо ненавидимых суфражистками, на первом месте находился Уинстон Черчилль, к которому они питали особую неприязнь. Причина этого заключалась в том, что, когда одна из суфражисток публично обозвала его пьяным мужланом, Черчилль сказал: «Я-то завтра протрезвею, а у вас ноги как были кривыми, так и останутся». Естественно, что такой ответ все дамы-суфражистки посчитали для себя оскорблением и решили за него с ним рассчитаться. В адрес Черчилля последовали угрозы, в него швыряли камни, пытались бить его палками и даже хлыстом. Хлыст в итоге у покушавшейся на Черчилля женщины отобрали, а он не придумал ничего лучше, как подарить своей жене в качестве победного трофея.


Эмили Дэвинсон. На груди – награда движения.

Очень скоро среди суфражисток появились свои героини и мученицы. Самой известной среди которых стала Эмили Дэвисон. О ней говорили, как об отъявленной радикалистке, поскольку она подложила бомбу в дом Дэвида Ллойд Джорджа. Бомба взорвалась и серьезно повредила новое здание, но, к счастью, при этом никто не погиб. Даже соратницы по движению не одобряли столь «решительных» мер. Девять раз она арестовывалась за свои действия, объявляла голодовки в тюрьме и подвергалась насильственному кормлению. Протестуя против него, она бросилась вниз с десятиметровой лестницы и получила тяжелые травмы. Погибла Эмили Дэвисон во время английского Дерби на скачках в Эпсоме в 1913 году, когда выбежала на стадион навстречу жеребцу по кличке Энмер, принадлежавшему королю Георгу V. Считается, что она хотела не больше не меньше, как прикрепить флаг суфражисток к хвосту Энмера, но попала под копыта и через четыре дня скончалась в больнице от полученных травм. На панихиде в Лондоне 14 июня, принявшей массовый характер, многие несли плакаты с надписями: «Дайте мне свободу или позвольте умереть» и еще более радикальные «Свобода или смерть». На могильной плите ее была высечена памятная фраза «Дела, а не слова». Так движение суфражисток обрело свою мученицу, именем которой многие женщины клялись, вступая на тернистый путь борьбы за гендерное равноправие.


Мученичество Эмили Дэвинсон. Уникальное фото из Эпсома.

Впрочем, не только такими вот ужасными акциями суфражистки привлекали участие к проблеме эмансипации. Они очень умело привлекали внимание общественности очень зрелищными и по-настоящему красочными шествиями. Женщины шли по улицам в нарядных белых платьях с цепями из цветов, держа в руках флаги суфражистского движения. При этом они либо пели «Гимн республики», либо шли с леденящим душу плачем-завыванием под гром барабанов и вой духовых инструментов. Парады были массовыми и тщательно организованными. Естественно, что поглазеть на все это собирались толпы зевак.

Впрочем, не чурались суфражистки и столь же хорошо организованных действий насильственного характера, самым известным из которых в Лондоне стала так называемая «Хрустальная ночь». Тогда женщины, проносившие в муфтах камни и молотки, принялись бить витрины магазинов и окна в домах, а когда против них были брошены наряды полиции, то молотками досталось и полицейским! За особые достижения в деле движения у суфражисток были разработаны и учреждены специальные награды.


Еще одна открытка против суфражисток. Физиономии явно непривлекательные и даже больше…

Впрочем, и подавлялось движение суфражисток весьма жестоким образом. Женщин избивали дубинками, массово сажали в тюрьмы, и даже ссылали на каторгу.

Но… дело венчает итог. Жертвы, принесенные женщинами Англии и США, оказались в итоге не напрасны, и они своего добились. Более того… теперь уже мало кого удивляет, что когда в Канаде мужчинам разрешили в жару выше 35 градусов ездить в метро с обнаженным торсом, соответствующего разрешения тут же потребовали и женщины. «Не обязательно, что мы воспользуемся этим правом, - заявила одна из лидеров канадского движения за гендерное равенство, - но мы за то, чтобы иметь это право!»


«Женщины голосуют, а мужчины купают детей».

П.С. Теме женской эмансипации и происходящим в обществе переменам сегодня посвящен целый ряд замечательно снятых телесериалов, среди которых следует назвать «Дамское счастье» по роману Эмиля Золя (1996 г.) и «Аббатство Даунтон» (2010 г.). Ну и, конечно, как не вспомнить легендарные «Большие гонки» (1965 г.)

Женщины и политические права

Рука об руку с борьбой за право на высшее образование и профессиональную деятельность развивалось движение за включение женщин в общественную и политическую жизнь. Первыми проложили дорогу к политическому равноправию женщины Новой Зеландии. В 1893 г. они получили возможность участвовать в парламентских выборах, хотя и не могли быть избранными. Австралия пошла еще дальше: здесь с 1902 г. женщины получили право избирать и самим бороться за место
в парламенте.
Европа в этом отношении отличалась большим консерватизмом. Отдельные государства Германской империи — Пруссия, Бавария, Брауншвейг и ряд других — не только отказывали женщинам в политических правах, но и лишали возможности бороться за них. Прусский высший административный суд в 1901 г. решил, что женщины не могут принимать участие даже в празднествах политических обществ. Министр внутренних дел этой страны в 1902 г. заявил, что готов разрешить женщинам присутствовать на собраниях, если они, подобно еврейским женщинам в синагогах, будут находиться в особой части зала.
Другие страны допустили женщин к формированию и деятельности отдельных учреждений и местных органов управления. Во Франции весьма незначительную подвижку обозначил закон от 17 февраля 1880 г., который предусмотрел избрание женщин на должности руководителей народных училищ, старших инспектрис и инспектрис приютов. Закон от 23 января 1898 г. включил женщин, занимавшихся торговлей, в число выборщиков торговых судов. Женщины Великобритании лишь с
1899 г. стали на равных условиях с мужчинами пользоваться активным и пассивным избирательным правом на выборах в советы общин, округов и графств. В Австрии женщины, принадлежавшие к курии крупных земельных собственников, избирали в ландтаги, но через уполномоченного мужчину, а лично — только в Нижней Австрии. Женщины — члены общин, платившие прямые налоги, допускались к выборам общинного представительства, при этом замужние женщины реализовывали это право через мужа, а другие — при посредстве уполномоченного.
Избирательную дискриминацию женщин в Европе раньше других стран (в 1906 г.) устранила Финляндия. Из суверенных государств первенствовали Норвегия (1913), Дания (1915)и Россия(1917).

Суфражистское движение в США

Американские женщины XIX в. были лишены права голоса, не могли получить престижную работу, не занимали важных должностей, не допускались к участию в определенных видах деятельности на основании бытовавших представлений об их неспособности к исполнению подобных ролей. В 40—50-х гг. XIX в. белые американки осознают необходимость организованной борьбы за повышение своего социально-политического статуса.
Важным направлением борьбы за демократизацию политического строя и в то же время составной частью феминистского движения стал суфражизм (от англ. suffragism — право голоса), или выступления женщин за предоставление им права голоса на выборах в местные и общенациональные органы власти. В США это требование первыми выдвинули женщины, собравшиеся в июле 1848 г. на конференцию в г. Сенека-Фоллз (штат Нью-Йорк). Ее участницы по аналогии с «Декларацией независимости» приняли «Декларацию чувств». В основу этого документа лег фундаментальный принцип: «Женщина создана равной мужчине и во имя блага рода человеческого она должна быть признана таковой» . Из этого вытекало, что отношения женщин с государством должны быть прямыми, а не опосредованными через мужа или сыновей. Обеспечение гражданского равенства участницы конференции видели в устранении дискриминационных законов и нравственных норм, наделении женщин конституционными правами, обеспечении равенства обязанностей и возможностей, включая доступность образования, уравнение оплаты за одинаковый с мужчинами труд, установление имущественного равенства, участие в деятельности церкви, наконец, включение в избирательный процесс. Конференция объявила о намерении создать суфражистскую организацию. Инициаторами выступили Элизабет Стэн-том, Сьюзен Энтони и Эрнестин Роуз. Они добивались полномасштабного допуска женщин ко всем видам трудовой, социальной и политической деятельности. Однако вплоть до конца 60-х гг. сторонники женского равноправия не создали реально действовавших организаций, а отдельные группы суфражисток оставались небольшими и не охватывали своим влиянием значительное число американок.
После Гражданской войны суфражистские лидеры столкнулись с положением, когда абсолютное большинство женщин было настроено безразлично или даже враждебно к их идеям. Само же суфражистское движение в период Реконструкции раскололось вследствие разного понимания путей достижения правового и гражданского раскрепощения женщин. Расхождение прежде всего обнаружилось в неоднозначном отношении к находившейся в стадии утверждения, а потом и вступившей в силу в 1870 г. XV поправке к конституции США. Она предусматривала предоставление избирательного права всем мужчинам без ограничения по цвету кожи и безотносительно к прежнему нахождению в рабстве, но не затрагивала женщин. Стэн-тон и Энтони расценили поправку как дискриминационную по отношению к женщинам и в 1869 г. основали Национальную женскую суфражистскую ассоциацию, чтобы добиваться от конгресса, т.е. на федеральном уровне, конституционного уравнения в правах. При этом имелись в виду прежде всего образованные, т.е. фактически белые, женщины, что обосновывалось необходимостью сохранения белого превосходства в стране.
В том же 1869 г. сторонницы принятия поправки об уравнении женщин в правах во главе с Люси Стоун и ее мужем Генри Блэкуэлом создали в Бостоне Американскую женскую суфражистскую ассоциацию, которая придерживалась тактики борьбы за предоставление женщинам избирательного права в каждом отдельном штате. Бостонская Ассоциация сконцентрировала усилия на подготовке женщин к активному и эффективному участию в политической жизни. В этих целях она создала сеть женских клубов без политической окраски, но поощрявших изучение истории, социальных проблем, текущих событий и других предметов, которые были полезны для пробуждения политического сознания. В последующие несколько десятилетий «клубная идея» распространилась в широких слоях нации, позволила привлечь к движению прежде аполитичных женщин. В январе 1870 г. ассоциация начала издавать «Женский журнал», который стал наиболее популярным феминистским изданием того времени.
Общая цель со временем сблизила две эти организации, и в 1890 г. они слились в единую Национальную американскую женскую суфражистскую ассоциацию. Руководили ею в первые годы существования Стэнтон и Энтони. Образование объединенной ассоциации стало началом действительно общенационального движения за женские права. Новая организация быстро росла, в 1910 г. она насчитывала 75 тыс. членов. Суфражисты боролись за предоставление права голоса женщинам в штатах, создали сеть местных отделений, что позволило усилить агитацию, проводить многочисленные митинги, демонстрации и пикетирования, направлять письма сенаторам и конгрессменам. Постепенно стена непризнания и отрицания прав женщин начала давать трещины. К началу XX в. 4 штата — Вайоминг (1869), Колорадо (1893), Айдахо и Юта (1896)— допустили женщин к избирательным урнам. В течение 1910—1918 гг. еще 17 штатов, признали политическое равноправие женщин. Социалиапинеская партия Америки и образовавшаяся после раскола республиканцев в 1912 г. Прогрессивная партия поддержали право женщин участвовать в выборах. Это явилось следствием изменения общественного мнения, однако понадобилось еще несколько лет неустанной борьбы, чтобы Конгресс утвердил XIX поправку к конституции об уравнении женщин в избирательных правах. Она была принята 4 июня 1919 г. и вступила в силу после ратификации штатами 26 августа 1920 г. Созданная в связи с этим Лига женщин-избирательниц стала официальной преемницей Национальной американской женской суфражистской ассоциации.

Суфражистское движение в Англии

Суфражизм оставил заметный след в социально-политической истории Англии. Движение за избирательные права британских женщин связано с двумя событиями. В 1864 г. в Лондоне знаменитый философ и член парламента Джон Стюарт Милль издал книгу «О подчинении женщины» и в 1866 г. он же внес на обсуждение Палаты общин петицию, подписанную полутора тысячами женщин, и поправку к биллю о второй парламентской реформе. Она предусматривала возможность предоставления женщинам избирательных прав на одинаковых с мужчинами условиях. За поправку в 1867 г. проголосовали 74 депутата, что было признанием наличия проблемы.
На протяжении второй половины XIX в. в стране действовал ряд женских суфражистских организаций. Свою деятельность они ограничивали выступлениями на митингах, распространением пропагандистской литературы, организацией манифестаций, отчего слыли умеренными. В 1897 г. Миллисент Фосетт, объединив разрозненные группы умеренных суфражисток, образовала Национальный союз женских суфражистских обществ. На первых порах эта организация выступала как внепартийная и апеллировала ко всем политикам, поддерживавшим идею предоставления женщинам права голоса. Но среди их сторонников преобладали либералы. Многие из них были влиятельными членами Палаты общин. При их помощи умеренные суфражистки надеялись провести через парламент законопроект о наделении женщин избирательными правами. Требования не простирались далее установления единых для мужчин и женщин условий зачисления в электоральный состав: раз не все мужчины в Англии выбирают, то и не все женщины должны его иметь. Но, полагали они, несправедливо лишать голоса на парламентских выборах тех, кто обладал собственностью. По их расчетам, женщин, которые могли бы стать избирательницами, набралось бы в Англии около 1,5 млн на более чем 7 млн избирателей-мужчин.
Тактика умеренных суфражисток оказалась малоэффективной: билль о распространении на женщин избирательного права несколько раз принимался Палатой общин в течение последней трети XIX в., а затем в 1904, 1908, 1910 и 1911 гг., но только во втором чтении, тогда как парламентская процедура предусматривала и третье, до которого дело не доходило. Поэтому в начале XX в. часть сторонниц женских политических прав перешла к воинствующим методам ведения кампаний. В 1903 г. член Лейбористской партии Эммелин Панкхерст создала милитантскую (от англ. militant — воинствующий, боец) суфражистскую организацию Женский социально-политический союз (ЖСПС). Состав ЖСПС отличался неоднородностью. С одной стороны, у него была прочная опора в рабочем движении: имел своих представителей в тред-юнионах, принимал участие в мероприятиях социалистических и рабочих организаций, с другой — в ЖСПС входило немало «светских» дам, в избытке имевших и средства, и время, которые они могли тратить на общественную деятельность. В своей программе ЖСПС ратовал за единые для мужчин и женщин условия зачисления в электоральный состав, т.е. придерживался взглядов, сходных со взглядами умеренных суфражисток.
Поскольку парламент не прислушивался к доводам суфражисток, ЖСПС прибег к действиям, которые влекли за собой скандальные последствия или были связаны с нарушением общественного порядка. Суфражистки прерывали церковные богослужения и при появлении короля открыто оскорбляли его. На митингах и манифестациях нарушали порядок: кричали, прерывали ораторов неуместными вопросами, звонили колокольчиками, скандировали лозунги. Но это было только начало. Действия суфражисток становились все более дерзкими и вызывающими. Несколько женщин, прикрепив себя специальными браслетами без ключей к решеткам в галерее парламента, спровоцировали шумный скандал. Аналогичные сцены устроили у резиденции премьер-министра на Даунинг-стрит, у домов нескольких министров и даже у Букингемского дворца. Более того, 1 марта 1912 г. по заранее обусловленному сигналу от ударов молотками и булыжниками разлетелись почти все витрины на главных торговых улицах Лондона. Суфражистки выливали кислоту из пузырьков в избирательные урны, бросали тлеющие тряпки в почтовые ящики. Дошло до того, что началась полоса уничтожения произведений искусства на публичных выставках, поджогов домов, взрывов небольших самодельных бомб в общественных местах. В течение целого дня была полностью прервана телеграфная и телефонная связь между Глазго и Лондоном. Все эти акции вынуждали полицейских применять жесткие меры вплоть до ареста. Многочисленные судебные приговоры не останавливали суфражисток— сама Панкхерст только в 1913—1914 гг. 10 раз отбывала тюремный срок. Значительная часть населения осудила террористические методы суфражисток.
Разразившаяся Первая мировая война на время сняла с повестки дня вопрос о женском избирательном праве. Суфражистки прекратили «кампании протеста» и направили силы на помощь фронту и нации. Большинство членов ЖСПС перешло к активной работе на оборону, а Панкхерст стала правительственным экспертом по вовлечению женщин в промышленное производство. В ответ правительство амнистировало всех находившихся в заключении членов ЖСПС. И все же вопрос о женских избирательных правах вновь зазвучал в парламенте еще до завершения войны. В 1917 г. коалиционное правительство Д. Ллойд Джорджа внесло в парламент законопроект новой избирательной реформы. Он предусматривал право голоса для всех женщин, но лишь с 30 лет, а возможность баллотироваться в парламент — с 21 года. В феврале 1918 г. билль приобрел силу закона. В 1928 г. и активное, и пассивное избирательное право предоставили женщинам наравне с мужчинами по достижении 21 года.

Движение за равноправие женщин во Франции

Французская революция конца XVIII в. оставила женщин с меньшими политическими и гражданскими правами, чем они имели до ее начала. И хотя «Декларация прав человека и гражданина» провозгласила, что «все люди рождаются свободными и равными в правах», женщины остались вне категории свободных и равных граждан. Это в равной степени относилось не только к общественной, но и к приватной жизни француженок. Введенный в действие в 1804 г. Гражданский кодекс (Кодекс Наполеона) гарантировал для мужа и отца абсолютное главенство в семье, а жена и мать рассматривались как недееспособные. Кодекс провозглашал: «Муж обязан оказывать покровительство своей жене, жена — послушание мужу... Жена обязана жить вместе с мужем и следовать за ним всюду, где он решит находиться» . Замужняя женщина не могла выступать свидетелем в делах. Если она оставляла дом мужа, то могла быть возвращена обратно представителями власти и принуждена «исполнять свои обязанности». Если, например, в Северной Франции в первой половине XIX в. женщины еще сохраняли некоторую роль в управлении семейной фирмой, работая в качестве бухгалтеров и секретарей, то во второй половине века они уединились в своих домах, расположенных теперь далеко от предприятия, с которым уже не имели ничего общего.
Движение за изменение гражданского законодательства в пользу женщин возглавили Мария Дерезм и Леон Рише, которые в 1870 г. основали Общество за права женщин. Рише считал, что добиться для женщин каких-либо прав можно только в сотрудничестве с мужчинами-законодателями, известными писателями и общественными деятелями. Первые лоббировали бы проекты в Палате депутатов, а вторые — способствовали бы изменению общественного мнения относительно гражданских прав женщин. Поэтому примерно половину членов организации составляли мужчины — профессиональные политики и писатели, которые пропагандировали идеи общества на митингах и собраниях, различных конференциях и в газетах. В конце 1871 г. общество направило петицию в Национальное собрание, требуя пересмотра 30 статей Гражданского кодекса, введения развода и установления равных прав для обоих полов. В 1882 г. Рише основал новую организацию— Французскую лигу за права женщин. Ее почетным президентом избрали Виктора Гюго. Члены лиги добились создания в 1886 г. внепарламентской комиссии по пересмотру ряда статей Гражданского кодекса в интересах женщин. К 1890 г. Французская лига за права женщин стала одной из наиболее влиятельных во французском феминистском движении, хотя и не боролась за предоставление женщинам политических прав. Тогда лишь немногие добивались участия женщин в выборах: Губертина Оклер опубликовала статью «Француз не значит француженка», где требовала права голоса для женщин на том основании, что они платят такие же налоги, как и мужчины.
В начале XX в. различные феминистские, филантропические и протестантские женские общества объединились в общенациональные организации. Число членов образованного в 1901 г. Национального совета французских женщин к 1914г. выросло до 100 тыс. человек. В 1909 г. начал действовать Союз борьбы за женское избирательное право, который объединил 12 тыс. женщин. Участники этих организаций рекрутировались из числа представительниц среднего класса. Социальная база женского движения обусловила характер его целей, не выходивших за пределы реформ в рамках существовавшего строя. Обе организации выдвигали сходные требования:
. полное правовое уравнение полов;
. интеграция женщин в общественную жизнь и допущение их на государственные должности наравне с мужчинами;
. принятие обществом единой морали для обоих полов;
. интеллектуальное развитие женщин и создание одинаковых программ обучения для мальчиков и девочек;
. свободный доступ женщин ко всем профессиям и введение равной оплаты за одинаковый труд;
. участие женщин в муниципальных выборах.
Многие аспекты реформирования гражданского законодательства, изменения системы образования и условий труда женщин во Франции были воплощены в жизнь. Но идея наделения женщин политическими правами не получила здесь такой поддержки, как в других европейских странах. Консервативность основной массы женщин и их приверженность католицизму привели к тому, что ни одна политическая партия, за исключением социалистической, не принимала женщин в свои ряды и не стремилась к распространению на них избирательного права.
Женское движение начала XX в. не стало влиятельным фактором французской общественной жизни. Феминистские организации действовали в основном в Париже или в центрах крупных промышленных департаментов. Именно в них происходили перемены во взглядах на «женский вопрос». Остальные области страны по-прежнему придерживались традиционных патриархатных взглядов на женщину и ее роль в обществе и семье. Провинция воспринимала женское движение как опасное для прочности семьи и традиционных устоев. Это в немалой степени объясняет, почему француженки получили право голоса значительно позже, чем в большинстве стран Европы, — только в 1944 г.

В истории западной цивилизации общественное движение за равноправие женщин складывается во второй половине XIX века, когда женщины впервые выступили как самостоятельная организованная политическая сила. Термин «феминизм» как синоним женской эмансипации, начинает широко использоваться в Европе в начале ХХ века.

Идея равных социальных прав женщин и мужчин восходит ко времени эпохи Просвещения и Великой французской революции XVIII века и связана с утверждением либеральной концепции «естественных прав и свобод» человека. Эта концепция впервые в Европе была закреплена в главном документе Французской революции «Декларация прав человека и гражданина» (1789). Француженки, воодушевленные лозунгами революции «Свобода, равенство, братство», создавали свои клубы, активно участвовали во всех общественных событиях. Но после опубликования Декларации, а затем Конституции новой республики они обнаружили, что свобода и права человека не распространяются на женщин: к категории граждан, имеющих право владеть собственностью, избирать и быть избранными были отнесены только мужчины. Писательница Олимпия де Гуж попыталась исправить это «недоразумение», составив в 1791 году «Декларацию прав женщины и гражданки», которую историки и считают первым манифестом феминизма Нового времени. Но голос французских революционерок не был услышан, женские союзы были запрещены, а затем женщинам запретили даже присутствовать на публичных мероприятиях.

Суфражистки пикетируют Белый дом в 1917 году.

Через год англичанка Мэри Уоллстонкрафт публикует свою работу «В защиту прав женщин», где «оправдывает» возможность и необходимость гражданских прав женщин. Тогда главным аргументом противников равноправия был тезис о том, что женщины «по природе» не способны к независимости, поэтому нуждаются в руководстве и не могут претендовать на самостоятельное голосование. Полемизируя со своими оппонентами, Уоллстонкрафт рассуждает о женском воспитании XVIII века: «С младенчества женщины впитали, и матери им были в том примером: дабы снискать покровительство мужчин, достаточно лишь усвоить необходимость, играя на человеческих слабостях, изобразить лукавство, покладистость, прикинуться покорной и непременно казаться всегда и во всем легкомысленной». (Удивительно, но в расхожих «мудрых» советах молодым девушкам нашего времени мы можем обнаружить нечто похожее.)

Для либералов XIX века, приверженцев идеи равноправия полов, речь шла о формальном, юридическом равенстве, дающем человеку возможность отстаивать свои интересы. Обычное право Великобритании и США гласило: «юридически женщина не существует отдельно от своего отца или мужа, которые и голосуют от ее имени и во имя интересов семьи в целом»; без их согласия женщины не могут заключать договоры, не должны владеть собственностью, самостоятельно выступать в суде. Английский философ и экономист Джон Стюарт Милль через 70 лет после Уоллстонкрафт в своем труде «О подчинении женщины» (1861) размышляет о причинах пассивности женщин, их молчаливого согласия с гражданским бесправием: «Власть мужчин над женщинами не похожа на все прочие виды власти, поскольку силы не применяет, а воспринимается добровольно, мораль твердила им, будто внутренней эмоциональной сущности женщины соответствует предназначение жить для других, умение целиком отречься от себя и не иметь иной жизни, кроме растворения в нуждах близких». Милль выступил в поддержку смелых англичанок, публично заявивших о том, что женщины могут сами говорить от своего имени, свободны в устройстве своей судьбы и потому вправе требовать одинаковых с мужчинами политических прав. В 1867 году он представил в английском парламенте петицию в пользу избирательных прав для женщин. Так впервые в высших органах государственной власти прозвучал голос нового общественного движения.

Избиение суфражистки полицией.

Право на участие в голосовании - главное требование первых политических организаций женщин в Великобритании и Америке второй половины XIX века. Поэтому первый период движения женщин за равные с мужчинами права вошел в историю под названием суфражизм (от suffrage - право голоса). Помимо избирательных прав суфражистки добивались одинаковых с мужчинами прав на собственность, высшее образование, профессиональную занятость.

Манифест женского движения был провозглашен американскими активистами на первой в истории конференции по правам женщин. В 1848 году 200 женщин и 40 мужчин собрались в городке Сенека Фолз (штат Нью-Йорк), где после бурных дискуссий приняли «Декларацию чувств», записав в ней основные идеи и принципы суфражизма. Этим названием автор манифеста Элизабет Стэнтон подчеркивала связь со «священным» для американской демократии документом, принятом в годы Американской революции, «Декларацией независимости», где было провозглашено, что «все люди созданы равными и наделены их творцом неотчуждаемыми правами». На конференции были сформулированы лозунг нового движения - «Все мужчины и женщины созданы равными» - и основные требования: женщины как гражданки Соединенных Штатов должны обладать всей полнотой политических прав, а также иметь право на развод, на опеку над детьми в случае развода, на владение имуществом и наследством, право на собственные заработки и получение высшего образования. Участники конференции полагали, что только с помощью организованных массовых действий можно добиться своих прав. Немногочисленные женские группы в Америке и Европе к началу ХХ века превращаются во влиятельные национальные коалиции и ассоциации. Всеми способами гражданской активности суфражистки пытаются добиться изменения законов, сделать все, чтобы их голос был услышан. Массовые демонстрации, петиции, обращения к партиям и политическим деятелям, митинги, демонстративные, даже провокационные, акции протеста были нацелены на привлечение общественного внимания, изменение политики и проведение реформ. В деятельности организаций и акциях протеста в то время в основном участвовали женщины из среднего класса (работницам фабрик и заводов было не до общественной активности). В защиту прав женщин выступили социалисты. На Международной социалистической конференции в Копенгагене в 1910 году Клара Цеткин предложила ежегодно проводить Международный женский день под лозунгами борьбы за политическое и социальное равноправие. Этим днем женской солидарности, который способствовал и привлечению к борьбе женщин-работниц, стало 8 марта.

Насильственное кормление голодающей суфражистки в английской тюрьме. Позднее власти поумнели и выгоняли из тюрьмы сразу, как та начинала голодать. А когда отъедалась - забирали и сажали опять.

В 1870-е годы первые европейские университеты открыли свои двери для студенток. Но суфражисткам понадобилось почти семьдесят лет упорной борьбы, чтобы стало реальностью их главное политическое требование. В 1920 году Конгрессом США была принята 19-я поправка к Конституции, которая предоставляла избирательное право женщинам. Англичанки получили это право ограниченно (только для замужних женщин) в 1918-м, а в полном объеме - в 1928 году. Самой прогрессивной в этом отношении страной стала Новая Зеландия, которая первой в мире уже в 1893 году допустила женщин на избирательные участки. А во Франции женщинам предоставили законное право голосовать на выборах только в 1946 году, через полтора века после получения этого права мужчинами. До 1970-х годов Швейцария отказывала гражданам женского пола в праве избирать и быть избранными. Для многих мусульманских стран это требование остается актуальным и в ХХI веке.

В 20-е годы ХХ века в Европе и США феминистское движение первой волны, добившись, наряду с избирательными правами, принятия законов, разрешающих женщинам учиться в университетах и работать вне дома, посчитало свои задачи выполненными, и активность женских организаций пошла на спад.

Австралийские суфражистки увековечены на банкнотах.

Эдит Кован стала первой женщиной - представителем парламента, когда ее избрали в парламент Западной Австралии в 1923 году.

Мемориальный выпуск газеты Suffragette, посвященной Эмили Дэйвисон

Плакат 1909 года.

1913 год.

30.01.2014 - 0:31

Сейчас это кажется странным, но совсем недавно женщины вполне официально считались людьми второго сорта. Знаменитые три К - "Kuche, Kinder, Kirche" (кухня, дети, церковь) - много столетий висели дамокловым мечом над женским полом, отрицая их возможности и желания. Естественно, что многие женщины не могли мириться с таким положением дел и боролись за свои права. Иногда эта борьба была кровавой...

Два крыла суфражизма

Во второй половине XIX века в Англии возникло новое движение - суфражизм. "Suffrage" в переводе с английского - право голоса, избирательное право. Именно этого добивались для себя женщины, ставшие суфражистками. Как это часто бывает, в новом движении тут же началась борьба между участниками, расколы, появление новых партий и фракций. Две из новообразовавшихся партий - "Национальный союз феминисток" и "Женская либеральная федерация" признавали только мирные переговоры и методы убеждения - издавали брошюры, подавали петиции, устраивали митинги. Большинство членов этих партий были женщины с учеными степенями, видные общественные деятельницы, например, Миллисента Гарретт Фаусетт - писательница и доктор права, написавшая несколько серьезных трудов по политэкономии.

А вот представители левого крыла, которое включало "Национальный женский социальный и политический союз" и "Женскую лигу свободы" использовали совершенно другие методы борьбы. В их манифесте было написано: "Методы, которыми пользуется "Национальный женский социальный и политический союз" отличаются от средств, которыми пользуются другие женские общества, добивающиеся политических прав. Наши методы боевые и неконституциональные. Они направлены исключительно против правительства, стоящего теперь у власти. Исходя из того, что правительство уступает только тогда, когда на него оказывают давление, союз прибегает к следующим средствам:

1. Борьба с кандидатами партий на выборах;
2. демонстрации в Вестминстерском дворце (парламент) и других местах
3. протесты на митингах, на которых выступают члены кабинета"

Укол зонтиком


В действительности борьба осуществлялась с помощью криков, звонков колокольчики и свистков, скандалов на избирательных митингах и подобными методами.

Еще одним из средств сражений были шумные травли недругов. Премьер-министр Герберт Генри лорд Оксфорд Аскит был самым главным врагом воинствующих суфражисток. Он подвергался постоянным преследованиям со стороны активисток. Они били стекла в его доме, стучали в дверь квартиры, наклеивали скандальные плакаты.

Самым излюбленным занятием суфражисток было устроить шумный парад или шествие. Так в истории остались парад амазонок и знаменитые похороны билля о женских правах. Толпа плачущих и кричащих женщин в траурных нарядах сопровождала тележку, в которой лежал "билль", закутанный в саван. Процессия продвигалась по главным улицам Лондона.

Иногда методы борьбы за свои права были чисто хулиганскими - разбивались витрины магазинов, устраивались нападения на полицейских с помощью подручных средств - сумочек, шляпок, зонтов. Суфражистки поджигали почтовые ящики, а для того, чтобы пострадавшие не вызывали полицию, перерезали телефонные провода.

Суфражистки разбили стеклянную крышу большой оранжереи, что привело к гибели редкой коллекции орхидей.

За подвигами суфражисток следили во всем мире, в том числе и в России. Самые передовые дамы были солидарны со своими сестрами из Англии, и тоже пытались применять некоторые из декларируемых ими принципов. В частности, моду среди суфражисток на мужские брюки. Правда, в России первопроходцам, посягнувшим на чисто мужскую деталь одежды, было тяжело. Как писали газеты в 1911 году: "17-го марта около 6 часов вечера, на Крещатике появились три дамы, облачённые в шаровары. Мигом вокруг них образовалась толпа. По адресу дам отпускались скользкие реплики, поднялся шум и крик. За считанные секунды толпа выросла до тысячи человек, окруживших несчастных женщин. С огромным усилием им удалось пробиться к одному из модных магазинов и укрыться в нём, но толпа не разошлась, а осталась стоять возле витрин, продолжая кричать".

Основательницей "Национального женского социального и политического союза" была Эммелин Панкхерст (1858-1928), умная женщина, получившая образование в Париже и всю свою жизнь посвятившая борьбе за женское равноправие. Эммелин была уверена, что все зло на земле: войны, социальное неравенство, пьянство, проституция, существуют исключительно в связи с тем, что власть находится в руках мужчин, а женщины лишь являются их послушными рабами.

Ее дочь Кристобаль, получившая юридическое образование, полностью разделяла убежденяе матери. Колоритной фигурой в Союзе была Флора Дрюмонд. На больших митингах она выступала в белом мундире с золотыми густыми эполетами и в форменной фуражке. Говорят, что раньше она была телеграфисткой, собиралась стать начальницей конторы, выдержала конкурс, но заслуженное место ей не досталось. Как раз тогда вышел указ, согласно которому утверждалось, что почтмейстершей должна быть женщина не ниже 5 фунтов 2 дюйма ростом (157,5 см), тогда как она всего была 5 фунтов и 1 дюйм (155 см), и этот один дюйм стал для нее роковым. Обида на несправедливость и убеждение, что этот закон был написан специально, чтобы женщины не занимали руководящие посты и привел ее в ряды суфражисток.

Камни в полицейских

Страсти накалялись, Союз, возглавляемый Панкхерст становится все более влиятельным и многочисленным. Многочисленные митинги, шествия, демонстрации продолжали будоражить страну. Некоторые особо активные суфражистки попадают в тюрьму, но там они устраивали демонстративные голодовки. По всей стране шел сбор средств для нужд движения, к которому присоединялось все больше людей.

Эта тактика принесла определенные плоды - в 1907 году в парламенте был образован комитет в защиту женского избирательного права, который затем ежегодно предлагал закон о предоставлении женщинам права голоса. И каждый год этот закон благополучно отклонялся.

Суфражистки вели работу с женщинами из всех слоев населения, организовывали все более многочисленные митинги и волнения, массовые голодовки...

В 1912 году женщины перешли к более агрессивной тактике: поджигали нежилые дома, срывали афиши, топтали газоны, швыряли камни в полицейских... Борьба становилась все более серьезной, суфражистки занимались вредительством на железных дорогах, пытались нанести вред зданиям...

С ножом на Венеру


В 1914 году произошел случай, о котором громким хором закричали газеты. Суфражистка Мария Ричардсон в национальной галерее сильно повредила картину Веласкеса "Венера с зеркалом и Амуром". Женщина была арестована. На суде она, как сообщали газеты, заявила, что уничтожила изображение прекрасной женщины мифологии в знак протеста против правительства, преследующего миссис Панкхерст - прекрасную по характеру женщину в современной истории. "Петербургская газета" писала: "За последние полгода М. Ричардсон шесть раз уже отбывала тюремное заключение за разные буйные выходки. Мария Ричардсон заявила, что она объявит в суде голодовку, а когда ее выпустят, она вновь придет в музей и изуродует еще несколько картин. Картина Веласкеса была ограждена стеклом. Но Ричардсон разбила топориком это стекло и затем начала рубить картину".

За этот поступок Ричардсон была приговорена к 6 месяцам тюрьмы, а музеи Лондона какое-то время были закрыты - власти опасались других актов вандализма со стороны суфражисток.

Между тем правительство решило, наконец, подсчитать убытки, которые принесли им суфражистки. "Санкт-Петербургские ведомости" писали: "Английские газеты по случаю нового разрушительного выступления суфражисток в Англии, жертвой которого сделалась знаменитая картина Веласкеза, производят подсчеты всего того материального вреда, который нанесли до сих пор суфражистки Англии своими разрушительными атаками. В статистические подсчеты входит только крупный материальный вред, причиненный стране этими поборницами женских прав, а именно, только число разрушенных зданий, дворцов, церквей, исторических памятников, произведений искусства, железнодорожных линий и т.п. В этот подсчет не вошли маленькие пожары и взрывы, битье стекол и тому подобные повреждения, к которым ежедневно прибегают суфражистки. Крупный материальный вред, нанесенный ими посредством разрушений зданий и исторических памятников, исчисляется в 500 миллионов рублей".

Между тем, началась Первая мировая война, и скандалы с суфражистками, да и они сами стали далеко не самым важным в обществе. Стоит добавить, что частичное избирательное право для женщин в Англии было предоставлено в 1918 году, а полное - в 1928 году.

  • 4106 просмотров

...«Ох уж, эти суфражистки! - вздыхал лондонский обыватель, развернув 10 марта 1914 года вечернюю газету. К нему наверняка присоединились вздохи читателей прессы в Париже, Мадриде, Нью-Йорке - всюду, куда телеграф донес сообщение о нападении Мэри Ричардсон на знаменитую картину Веласкеса «Венера перед зеркалом». Скорее всего, мужчины вздохами не ограничились и сопроводили их достаточно энергичными высказываниями. Слово «сумасшедшая» было не самым выразительным, но, по-видимому, самым употребляемым. Действительно, как можно назвать особу, проткнувшую ножом пленительную богиню, пусть и нарисованную?



- Заглянешь к нам на огонек?
- Конечно! А чей дом поджигаем?
Диалог суфражисток

Англия начала ХХ века в буквальном смысле сошла с ума: по всей стране поджигали почтовые ящики. Поджигались и дома (правда, пустующие). Перекусывались телефонные провода. Бились витрины, окна правительственных зданий.

Весь этот хаос устраивали не молодежные бандформирования, а добропорядочные и образованные дамы средних лет. Сами они называли себя «милитантки» - воительницы. В историю попали как суфражистки (англ. suffrage - избирательное право), а британская пресса ехидно обозвала их «суфражетками».

Дамы устраивали марши, на которых не столько полицейские гоняли демонстранток, сколько те лупили «бобби» зонтиками (в те времена довольно массивными).

Был брошен лозунг: если политики нас не слышат, удар надо наносить по тому, что эти господа особенно ценят. В результате, например, безжалостно уродовались площадки для гольфа и разбивались винные погреба.

Особую ненависть у «воительниц» вызывал сэр Уинстон Черчилль . Не только потому, что он, тогда - министр внутренних дел, разгонял их акции. Одну из лидерш движения Черчилль оскорбил, прямо скажем, по-хамски. Та подловила его в момент, когда сэр Уинстон по привычке баловал себя бренди, и начала обзывать его пьяным и бездушным мужланом. «Я-то завтра протрезвею, - хмыкнул Черчилль, - а у вас ноги как были кривыми, так и останутся».



За честь дамы отомстил мужчина, сочувствовавший суфражисткам. Он напал на Черчилля с хлыстом. На вокзале в Бристоле сэра Уинстона встретил пикет, и некая Тереза Гарнет огрела мерзавца древком от флага со словами: «Грязная скотина, английская женщина заслуживает уважения!» Про забрасывание камнями, кусками угля и говорить не стоит. Черчилль не был трусом, но телохранителей пришлось завести. В конце концов, полиция раскрыла заговор: милитантки собирались похитить его ребенка.


Движение британских женщин за избирательные права началось в 1897 году, когда Милисент Фоусет основала «Национальный Союз Женского Права Голоса».


Впрочем, это движение мало чем напоминало толпу бушующих фурий, каковыми представлялись суфражистки несколько лет спустя добропорядочным леди и джентльменам.

Фоусет была сторонницей мирного протеста. Она была уверена, что любое проявления насилия или экстремизма будет еще больше убеждать мужчин в их правоте и давать им новые основания не предоставлять женщинам право голоса.

Силу своего движения Милисент видела в мирных переговорах и логических аргументах. Ее сторонниц раздражало, что женщинам позволяют занимать ответственные посты в обществе (особенно в сфере образования) но не дают им участвовать в политической жизни страны. Парламент издавал законы, и женщины должны были следовать этим законам, но не могли на них повлиять.

Фоусет заявляла, что раз женщины платят налоги наравне с мужчинами, то они должны иметь с ними равные политические права.

Особое возмущение эмансипированных членов «Союза» вызывал тот факт, что состоятельные хозяйки поместий нанимают работников, садовников и дворецких, которые голосуют на выборах... а самим нанимательницам, несмотря на более высокое социальное положение, это недоступно!

Несмотря на логичность доводов, общество Фоусет к своей цели почти не продвинулось. Ее идеи разделяло несколько депутатов-лейбористов, но большинство членов Парламента справедливо полагали, что женщин к выборам допускать нельзя, так как понимание работы правительства им недоступно.

Между тем, в 1903 году известная радикалистка Эмелина Панкхерст основала «Женский Общественный и Политический Союз». В общественной работе ей активно помогали две дочери: Кристабель и Сильвия. Панкхерст объявила, что женщинам надоело ждать, и что они не остановятся ни перед каким насилием для достижения своих целей. Члены ее общества получили название «суфражисток»

Начинали суфражистки, как и последовательницы Фоусет, относительно мирно.

Первый грандиозный скандал с их участием произошел только в 1905 году. Кристабель Панкхерст и Энни Кини, растолкав охрану, ворвались на политическое заседание и обратились к двум либералам: Уинстону Черчиллю и Эдварду Грею с вопросом, нужно ли предоставить женщинам право голоса. Мужчины удивленно переглянулись, но не проронили ни слова. Тогда суфражистки выхватили плакат «Право голоса женщинам!» и стали выкрикивать в адрес Черчилля и Грея бессвязные угрозы.

Т аких прецедентов британская история еще не знала! В Соединенном Королевстве всегда учили толерантному и логичному диалогу с оппонентами, тем более, если в споре участвует дама… Панкхерст и Кини арестовали за хулиганское поведение и нападение на полицейских.

Обе женщины отказались выплатить штраф и отправились в тюрьму , чтобы «осветить бесчинство и произвол деспотичной политической системы».


Эмелина Панкхерст в эти дни написала: «Это было началом кампании, неслыханной доселе в Англии или где-либо… мы срывали множество правительственных встреч… и нас жестоко выбрасывали из учреждений и оскорбляли. Часто нас избивали и ранили».

Суфражистки не склонились перед насилием правительства. Они поджигали церкви, за то, что Англиканская Церковь осуждала их борьбу. Они разрушили и разграбили Оксфорд-Стрит, выбили все окна и двери и даже разобрали мостовую! Они приковали себя цепями к Букингемскому дворцу , как только королевская семья высказалась против женского права голоса.


В ходе одной из акций, суфражистки погрузившись на лодки, плавали по Темзе и выкрикивали грубую брань в адрес правительства и Парламента. Многие женщины отказывались платить налоги.

Дальше - хуже! На политиков, идущих на работу, совершались нападения, их дома забрасывали самодельными бомбами. В первую декаду XX века движение суфражисток практически не сходило со страниц скандальной хроники. При этом, арестованные «валькирии» с радостью шли в заключение! Едва оказавшись в камерах, они объявляли голодовку. Правительство не хотело допустить смертных случаев, так как оно понимало, что если движение получит своих «мучеников», оно станет совершенно неуправляемым.

Тюремная администрация получила указание кормить суфражисток силой. Это вызвало шквал эмоций по всей Великобритании: оказалось, что в стране разрешено кормить насильно две категории людей: душевнобольных… и высокообразованных женщин. Правительству надоела критика, и оно издало акт, получивший мрачное название «Акт кошек-мышек».

Отныне, когда суфражистка объявляла голодовку, администрация тюрьмы не кормила ее насильно. Она терпеливо выжидала, пока заключенная не станет так слаба, что практически не сможет передвигаться. После этого, борца за женские права… выпускали на свободу! Совершенно логично: если суфражистки решили умереть от голода - пусть делают это за пределами государственных исправительных учреждений.

Ни одна суфражистка так и не погибла, зато многие становились инвалидами и выбывали из борьбы. А если каким-либо образом отпущенная суфражистка восстанавливала силы, ее снова арестовывали, обычно, под совершенно формальным предлогом, и цикл повторялся. К слову: Сильвия Панкхерст была арестована 9 раз.

Метод показал положительную динамику. Игру в «кошки-мышки» с британским правительством многие желающие посещать выборы не выдерживали. Зато те, кто выдержал, стали еще большими экстремистками.

В феврале 1913 года суфражистки взорвали дом самого популярного политика Великобритании (к тому же сторонника защиты женских прав!) Дэвида Ллойд Джорджа. Эммелин Панкхерст дали за это три года.

Ее соратница Мэри Ричардсон в отместку кухонным ножом порубила картину Веласкеса «Венера перед зеркалом» в Национальной галерее. А ведь картина Веласкеса - гордость лондонцев. Чтобы приобрести ее, была объявлена всеобщая подписка по сбору средств: 45 000 тысяч фунтов стерлингов - огромную по тому времени сумму - пришлось заплатить англичанам, чтобы в 1906 году она заняла место в Лондонской Национальной галерее. Там-то ее и настигла Мэри Ричардсон. Прежде, чем воительницу успели остановить, она нанесла по полотну семь ударов огромным кухонным ножом. Ее едва оттащили. «Я попыталась уничтожить картину самой прекрасной женщины в мифологии, - с гордостью заявила журналистам Мэри Ричардсон, - в знак протеста против действий правительства, которое убивает госпожу Панкхерст, самую прекрасную личность в современной истории». Ричардсон догадывалась, что проделка сойдет ей с рук . На фоне того, что творили тогда суфражистки, никто не усомнился в психическом здоровье Мэри - иначе всю дружную партию валькирий пришлось бы отправить в психушку. Ричардсон отделалась полугодом тюрьмы с не самым строгим режимом. Фотографии этой дамы обошли весь мир. Невзрачное, чтобы не сказать серое, лицо, резкие черты, гладкая прическа. Явно, не Венера.

4 июня 1913 года суфражистка Эмили Уайлдинг Дэвидсон бросилась под ноги коня короля на Дерби. Увы, конское копыто проявило полнейшее равнодушие к проблемам женского равноправия: женщина была тяжело ранена и вскоре скончалась.

Так суфражистки получили своего первого мученика. Впрочем, ее действия причинили эмансипированному движению больше вреда, чем пользы.

Многие мужчины Британии задались одним простым вопросом: «Если так ведет себя высокообразованная и воспитанная женщина, то что же позволит себе менее культурная? Разве можно давать им право голосования?»

Вполне возможно, что насилие суфражисток стало бы еще большим… Но этого не произошло: в 1914 году Великобритания вступила в Первую Мировую войну. Вместо бездумных и жестоких акций всю свою нескончаемую энергию и энтузиазм женщины из «Союза» направили на помощь своей стране.

Когда по всей Британии не хватало рабочих рук, Панкхерст добивалась для женщин права работать на военном производстве. Миллионы английских женщин стали к станкам и производили необходимые для фронта припасы. Их вклад в победу Великобритании неоценим.

После заключения мира в 1918 году в Парламенте наконец-то прошел закон о всеобщем избирательном праве. Долгие годы политической борьбы за равенство закончились победой английских женщин. Но победили они не демонстрациями, голодовками и взрывами, а честным сотрудничеством и бескорыстным патриотизмом.