Ремонт керамической кранбуксы. Ремонт крана-буксы без замены Капает керамическая кран букса

Кран-смеситель на кухне — это одно из наиболее эксплуатируемых устройств во всем доме. Поэтому, если случается даже самая незначительная поломка, это связано с немалыми сложностями. Поэтому поговорим о том, как можно быстро и с минимальными затратами выполнить ремонт керамической кран-буксы своими руками.

Что это такое?

Кран-букса — это составная часть смесителя. С помощью кран-буксы подается и перекрывается вода: холодная или подогретая. Состоит деталь из металлического штока и герметичных прокладок. Последние изготавливают из резины либо керамических подвижных пластин.

Важно! Кран-букса, оснащенная пластинами из керамики, считается более надежной и прочной. Она позволяет открыть воду всего при ½ оборота маховика крана.

В основе конструкции — каркас с закрепленными на нем 2 керамическими пластинами, в которых проделаны отверстия. Смещение пластин друг относительно друга (расхождение или совмещение) способствует перекрыванию, или наоборот — выпуску воды наружу.

Конструкция, оснащенная резиновыми вставками, не так прочна. Кроме того, чтобы пустить воду, нужно повернуть вентиль несколько раз. Комплектующая представляет собой червячный шток, который с одной стороны прикреплен к маховику. Резиновая прокладка ограничивает другую сторону. Принцип функционирования совсем несложный.

Важно! Резиновая прокладка служит для перекрывания водоподачи и координации силы потока.

Как починить кран-буксу в смесителе?

Рассмотрим, как привести в рабочее состояние керамическую кран-буксу. Она вполне ремонтопригодна, если приобрести запасные части. Если же она не подлежит ремонту, то конструкцию можно заменить полностью.

Различают такие причины поломок:

  • Износ керамических пластин. Они выходят из строя нечасто, а менять пластины довольно сложно. Приобрести и поставить новую деталь значительно целесообразнее.
  • Попадание посторонних предметов между пластинами. Чтобы не допустить этого, желательно смонтировать недорогой фильтр для грубой очистки воды от примесей.
  • Износ резьбы между корпусом комплектующей и ее штоком. Решить проблему можно, полностью заменив всю деталь.

Перед тем, как начать ремонт кран-буксы или приступить к ее замене, необходимо перекрыть водоснабжение квартиры или дома. Кроме того, потребуются такие инструменты:

  • 2 отвертки с крестообразным и плоским жалом.
  • Ключи — накидной и газовый.
  • Плоскогубцы.

Подготовительные работы:

  • Чтобы подготовиться к ремонту, снимите маховик. Для того чтобы получить доступ к маховику, снимите декоративную заглушку. Теперь, слегка потянув маховик вверх, снимите его. Под маховиком расположен болт. Выкрутите его, и можно снимать вентиль. Иногда требуется приложить силу. Вода, контактируя с частями смесителя, скрепляет их между собой на зависть любому клею.
  • После того, как вентиль удален, очистите маховик и резьбу.
  • Выкрутите декоративную вставку крана, воспользовавшись накидным ключом с размером головки на 17.

Важно! Накидной ключ — это самый желательный вариант, но, если его нет, можно воспользоваться и газовым. Чтобы газовый ключ не поцарапал кран, при откручивании используйте прокладку из плотного текстиля между краном и ключом.

  • По окончании этого этапа доступ к буксе получен. Выкрутите ее, воспользовавшись разводным ключом, против часовой стрелки. Прочистите резьбу смесителя с помощью кордщетки.
  • Замену изношенной кран-буксы на рабочую произведите строго в обратном порядке и с самой большей осторожностью. Затягивайте винты с максимальной деликатностью, чтобы не повредить керамические пластины. Если вы очистили резьбу, что называется, на совесть, поставить новую деталь вам не составит труда.

Рассмотрим различные варианты, как отремонтировать кран-буксу.

Износ прокладки

Износ силиконовой прокладки вызывает большинство проблем, которые связаны с утечками. Если прокладка “просела” в каком-то из мест, ее необходимо поменять. Иногда даже удается и отремонтировать. Принцип в том, чтобы, выкрутив деталь, нарастить слой силикона по высоте. Достаточно лишь нанести сверху слой силикона, а затем вернуть на место кран-буксу.

Попадание посторонних предметов между пластинами

При этом герметичность устройства нарушается и происходит протечка. Порядок действий в подобной ситуации таков:

  1. Открутите и разберите деталь.
  2. Очистите пластины из керамики, обработайте их водостойкой смазкой.
  3. Прикрутите кран-буксу на прежнее место.

Важно! Во время ремонта переворачивать пластины нельзя. За период эксплуатации пластины успели притереться друг к другу.

Нарушение целостности пластин

Оптимальный вариант — полная замена керамических пластин. Банальное наращивание здесь вряд ли поможет. Если же повреждения незначительные, то помогает шлифовка при помощи графитового стержня мягкого карандаша. После этого нужно как можно лучше притереть пластины.

Износ шайбы из пластика

Эта неисправность приводит к тому, что сила давления на пластины со стороны силиконовой прокладки уменьшается, а керамические пластины прижимаются друг к другу неплотно. Устранить неисправность можно, заменив шайбу на новую или подложить дополнительный слой уплотнителя под прокладку. Таким уплотнителем может служить, например, изолента.

Ремонт протекающего водопроводного крана/смесителя с керамической кран-буксой. Устранение распространенной неисправности: замена изношенной пластиковой шайбы.

Основная причина протекания керамических кран-букс

Самой частой причиной протечки керамических кран-букс водопроводных смесителей и необходимости их ремонта является износ пластиковой прижимной шайбы (на изображении отмечена стрелкой), которая может быть изготовлена из полипропилена, капролона или фторопласта.

Прижимные шайбы из полипропилена и капролона, в отличие от фторопластовых, не достаточно стойки к повышенным температурам, поэтому чаще из-за их износа выходят из строя и требуют ремонта кран-буксы, регулирующие подачу в смеситель горячей воды. Усиливает износ пластиковых шайб этих изделий еще и то, что, обычно, краном горячей воды чаще пользуются.

Когда прижимная шайба в процессе эксплуатации водопроводного крана значительно истирается или разрушается полностью, между керамическими пластинами возникает зазор и кран-букса начинает пропускать воду в закрытом положении.

Толщина новой пластиковой шайбы с фотографии - 1 мм, внутренний диаметр - 10 мм, наружный - 12 мм. Вы можете купить, если найдете такую же, или изготовить ее самостоятельно, но есть способ, который значительно увеличит срок службы керамической кран-буксы до следующего ремонта, заключающийся в изготовлении прижимной шайбы из куска медного провода.

Ремонт керамической кран-буксы (устранение протечки)

Ремонт водопроводной кран-буксы с керамическими пластинами заключается в замене изношенной пластиковой шайбы:

  • У требующей ремонта кран-буксы извлеките фиксатор штока.
  • Возьмите кран-буксу в левую руку, сжатую в неплотный кулак, штоком со стороны большого пальца, и сожмите корпус изделия кольцом из указательного и большого пальцев.
  • Нажмите большим пальцем или ладонью правой руки на шток кран-буксы с достаточным усилием, и все содержимое вывалится из корпуса в неплотно сжатую левую ладонь.
  • Удалите остатки прижимной шайбы, если она действительно изношена и причина необходимости ремонта в ней (это будет сразу видно по ее толщине и внешнему виду, а иногда остаются только одни обрывки от шайбы).
  • Подберите медный провод диаметром около 1 мм, оберните на шток кран-буксы кольцо из провода в том месте, где была пластиковая шайба. При необходимости обточите его с обеих сторон на мелком наждаке, если собранная керамическая кран-букса будет трудно вращаться (проверять нужно, установив изделие на смеситель).
  • В некоторых кран-буксах самодельная прижимная шайба из проволоки диаметром 1 мм может раздвинуться настолько, что шток проскочит сквозь нее и герметичность будет нарушена. В этом случае придется концы медного кольца соединить с помощью пайки, затем лишний припой сточить, или взять провод большего диаметра, а шайбу из него расплющить до 1 мм. Такое кольцо придется сначала установить в корпус кран-буксы, а уже затем вставить шток.
  • Перед окончательной сборкой и установкой отремонтированной кран-буксы в смеситель, нанесите на медное кольцо немного водостойкой смазки.

Слева направо: изношенная пластиковая шайба; кольцо из медного провода Ø 1,2 мм; кольцо из проволоки Ø 1,8 мм.

Устройство кран-буксы с керамическими пластинами

Керамическая кран-букса для водопроводного смесителя состоит из следующих компонентов:

  1. Шток кран-буксы с пластиковой прижимной шайбой и герметизирующими кольцами.
  2. Корпус керамической кран-буксы.
  3. Герметизирующая прокладка (прижимается к седлу крана).
  4. Неподвижная керамическая пластина.
  5. Подвижная керамическая пластина.
  6. Фиксатор штока.

Как видно на изображении, в керамической кран-буксе только перекрывающие и открывающие воду пластины фактически являются керамическими.

Если какие-то компоненты керамической кран-буксы покрылись налетом солей от жесткой водопроводной воды, в том числе и герметизирующая прокладка (номер 3 на фото), поместите их на некоторое время в раствор лимонной кислоты для удаления налета.

  1. Не закрывайте с большим усилием керамическую кран-буксу с ограничителями вращения на четверть- или пол-оборота и, тем более, не пытайтесь, прилагая такие усилия, расшатать на шлицах маховичок 1 (рукоятку) крана при демонтаже. Результат может оказаться плачевным: из-за повреждения ограничителей полностью закрытый отремонтированный кран будет пропускать воду, а при незначительном повороте маховичка в сторону открытия течь будет полностью прекращаться. Придется или частично приоткрывать кран после каждого закрытия для устранения возникающей течи, или заменить кран-буксу.
  2. Если не отворачиваются резьбовые соединения или не снимаются маховички со штоков требующих ремонта кран-букс, положите на проблемные места вату или ткань, смоченную 70% уксусной эссенцией 2 , приблизительно на час 3 , иногда добавляя по каплям эссенцию. Уксус проникает в труднодоступные места и размягчает ржавчину и налет от водопроводной воды. Процедуру, возможно, придется повторить. Берегите от попадания уксусной эссенции декоративное покрытие смесителя, которое может оказаться не стойким к кислотам.
  3. Опустите маховички и декоративные накладки, покрытые налетом солей от жесткой воды, в раствор лимонной кислоты (2 чайные ложки с горкой на стакан воды), и они вернутся в первоначальное состояние. Если у вас дорогой смеситель, и вы не уверены, что лимонная кислота ему не повредит, попробуйте сначала в незаметном месте. Наблюдайте за тем, как идет реакция: шипение, выделение пузырьков. Если процесс прекратился, а налет очистился не полностью, замените раствор на новый или в этот же добавьте еще лимонной кислоты 4 .

1 Так я испортил кран-буксу на кухонном смесителе, у которого маховички со штоков снимаются очень тяжело, при установке обратно встают на место только с помощью фиксирующего винта. Точно такие же маховички в ванной комнате снимаются и устанавливаются на шлицы без затруднений.

2 Я обычно использую неразбавленную 70% уксусную эссенцию, реже немного разбавленную водой. Уксус работает там, где не справляется WD-40.

3 Точно спрогнозировать время готовности резьбового соединения к отворачиванию невозможно, оно может составлять от получаса до нескольких часов в зависимости от исходного состояния.

4 Я добавляю лимонную кислоту в тот же раствор, предварительно вынув из него очищаемые детали, а после растворения добавленной кислоты погружаю их обратно. При очистке от налета штоков и корпусов ремонтируемых керамических кран-букс резиновые герметизирующие кольца с них не снимаю.

Снова «капает» кран? Керамика не помогла и вернулись старые проблемы? Давайте тогда посмотрим, что можно сделать. Что такое керамическая кран-букса, мы уже рассматривали .

Как и любой механизм, кран-букса может выйти из строя. Рассмотрим типичные проблемы, которые возникают в кранах и смесителях, где используются керамические кран-буксы.

Как установить или снять кран-буксу

Кран-буксы с рабочей керамической парой пришли на смену вентильным механизмам как более надежный и долговечный запорный элемент. Они прекрасно подходят к уже установленным кранам и смесителям

Разумней всего снять старую буксу и по ее размерам купить в магазине новую. Стоит подобрать диаметр и высоту кран-буксы, также необходимо выбрать такое же посадочное место под барашек крана.

Перед установкой новой кран-буксы следует очистить седло крана от накипи и минеральных отложений. По возможности седло отшлифовать и отполировать.

На резьбу кран-буксы необходимо нанести тонкий слой водостойкой смазки - это упростит задачу снятия изделия через некоторое время для ремонта или замены. Для улучшения изоляции кран-буксы на резьбу также можно намотать один или два слоя уплотнительной фом-ленты.

По возможности кран-буксу вкрутить руками. Зажимать ключом на данном этапе нет необходимости. Открыть воду в стояке. Гаечным ключом дотянуть кран-буксу до состояния, при котором она перестанет пропускать воду. Дальнейшая затяжка не рекомендуется, поскольку можно повредить нижнюю уплотнительную прокладку в седле крана.

При такой установке вы точно не повредите уплотнительную прокладку, но через некоторое время возникнет необходимость «дотянуть» кран-буксу.

В установке декоративной гайки и маховика нет ничего сложного. Замена успешно проведена.

Прокладки - есть или нет

В керамических кран-буксах, как и в вентильных кранах, используется система прокладок. Она видоизменена, но все же присутствует. Больше 90% проблем с протечкой керамических кран-букс вызывает именно износ этих прокладок.

Снять кран-буксу и заменить или реставрировать уплотнение не составит большого труда. Отремонтировать кран-буксу проще, чем может показаться на первый взгляд.

Герметизация запорного элемента осуществляется двумя прокладками. Первая герметизирует кран-буксу в седле смесителя. Вторая прижимает верхнюю поворотную керамическую пластину к нижней пластине.

Виды прокладок, способы замены и ремонта

Прокладка в седле крана обеспечивает надежное прилегание и герметизацию кран-буксы. Под давлением воды она может «сесть» или попросту износится с течением времени, что приводит к появлению течи. Следует отметить, что седло крана также должно быть без трещин и больших раковин, иначе прокладка не сможет полностью герметизировать соединение. В некоторых моделях кран-букс для фиксации прокладки используется металлическая кольцевая пружина. Со временем она ржавеет и ломается со всеми последствиями.

Для решения этой проблемы изделие следует выбирать с неметаллическим элементом, например, с использованием пластиковых колец.


Если проблема появилась, в этом месте следует заменить прокладку. При этом кран-буксу разбирать не придется, достаточно только выкрутить из седла крана. Для ремонта «на скорую руку» можно отвинтить кран-буксу, на прокладку нанести тонкий слой силикона. Когда силикон подсохнет, вкрутить кран буксу на место, дополнительная высота прокладки также сможет закрыть небольшие раковины и задиры седла крана. Не рекомендуется наносить слой силикона непосредственно в седло крана, поскольку кран может выйти из строя.

Вторая прокладка, изготовлена из фторопласта, полипропилена или другого похожего по своим свойствам материала, предназначена для улучшения прижима верхней керамической поворотной пластины к нижней. Эта прокладка испытывает максимальные нагрузки в процессе эксплуатации крана, что приводит к выходу ее из строя. В результате она недостаточно поджимает поворотную пластину, в керамической паре образуется зазор, через который начинает течь вода.

В зависимости от изготовителя кран-буксы, толщина этой прокладки составляет 0,5-1мм. Для ее замены необходимо разобрать буксу и осмотреть прокладку на наличие повреждений.

Одним из способов быстрого ремонта есть «наращивание» высоты поворотной керамической пластины. На верхнюю керамическую пластину необходимо наклеить 2 шара изоленты. Этого будет достаточно для хорошего прижима керамической пары.

Керамические пластины - проблемы с ними

В некоторых случаях проблема может возникнуть с самим запорным элементом - керамическими пластинами. Расстояние между пластинами очень незначительное и между ними возникает межмолекулярное взаимодействие. Если между пластинами попадет твердая частица, это приведет к разгерметизации кран-буксы и как следствие - ее протечки.

В таком случае достаточно разобрать кран-буксу, очистить керамические пластины и собрать ее, предварительно смазав пластины водостойкой смазкой с большой вязкостью. У производителей нет конкретных рекомендаций по использованию тех или иных смазочных материалов, по этому можно использовать ту, которая имеется под руками.

При ремонте кран-букси следует учесть, что пластины притерты одной стороной, переворачивать или разворачивать их нельзя, это только усугубит ситуацию, и вместо отремонтированной кран-буксы вам придется перебирать ее снова или покупать новую.

На поверхности пластин могут также образоваться задиры и сколы. В таких случаях для устранения проблемы необходимо купить ремкомплект и заменить сами пластины.


В бюджетном варианте, без замены керамической пары, ее можно пробовать отшлифовать. Самый простой способ - это натереть керамическую пару грифелем от мягкого карандаша и притереть их. Или можно воспользоваться более профессиональным подходом. Для этого вам понадобиться порошок карбида кремния или оксида алюминия(материал из которого изготовляют керамические пары) с размером зерна 1200. Такой материал есть в мастерских, которые специализируются на заточке инструмента.

Приветствуем! Ключевым элементом двуручкового водопроводного смесителя является кран букса, качество которого предопределяет эффективность работы системы водоснабжения. Предлагаем разобраться в основных разновидностях этой важной внутренней детали, особенностях, преимуществах и недостатках каждого вида. Здесь же мы поэтапно разберём процесс замены изношенного крана Буксы.

Он представляет собой внутреннюю часть двуручкового смесителя и служит для подачи и закрытия воды.

Назначение и область применения

Основное предназначение двуручкового смесителя – смешивание в единую струю двух водопроводных потоков, а именно холодной и горячей воды. Соответственно на кран буксу помимо открытия и перекрытия тока воды, возлагаются дополнительные функции:

  • настройка нужной температуры.

Функциональность прибора предопределяет и сферу его применения, а значит, вентильная головка используется в смесителях, устанавливаемых на умывальники и ванны, в душе и системах биде.

Характеристики

В виду специфики использования к крану буксе предъявляются определённые требования в вопросе соответствия техническим стандартам (ГОСТ 25809-96):

  1. Герметичность контура.
  2. Износоустойчивость материалов, из которых он изготавливается.
  3. Пропускная способность, определяемая диаметром транспортного канала.
  4. Стойкость элементов к высокой температуре транспортируемой среды (до 75⁰)и температурным перепадам.
  5. Способность выдерживать внутреннее давление системы (до 1,0 Мпа).

Немаловажное значение имеет и значение угла разворота поворотного механизма. Оптимальным показателем считается угол в 180⁰, минимизирующий степень износа механизма.

Из каких материалов изготавливают

Корпус вентильной головки изготавливается из латуни.


Подвижные внутренние элементы в зависимости от модификации могут быть латуниевыми или керамическими, а внешние гидроизоляционные прокладки (кольца) выпускаются резиновыми.

Устройство крана

Обобщённо конструкция крана буксы сводится к следующему:

  • металлического корпуса (шлямбура), оснащённого монтажной резьбой и резиновыми уплотнителями;
  • переходного патрубка (штуцера), закреплённого в шлямбуре;
  • поворотного механизма (штока), строение которого различается в зависимости от модификации вентильной головки;
  • быстросъёмной шайбы, фиксирующей положение крана буксы в смесителе.

Некоторые модели для обеспечения плавности работы и повышения ресурса выработки комплектуются жировой камерой (схему см. на фото).


Принцип работы

Посредством внешнего физического воздействия на кран приходит в движение затвор, расположенный в поворотном штоке. Вращаясь вокруг своей оси параллельно или перпендикулярно потоку воды, затвор открывает ход потоку воды, регулирует его интенсивность или, наоборот, перекрывает.

Отличия крана от задвижки

Отличие крана от задвижки заключается в принципе работы затвора:

  • в задвижке запорный элемент размещается главным образом вне транспортной магистрали и движется перпендикулярно транспортируемому потоку;
  • затвор в кране размещается внутри штока, а его движение по отношению к потоку жидкости может быть перпендикулярным, параллельным или слегка наклонным.

Это отличие предопределяет и эксплуатационные характеристики устройств:

  • сферу применения;
  • коэффициент изнашиваемости.

При интенсивном использовании задвижка изнашивается быстрее, поэтому используется главным образом для закрытия или открытия и крайне редко для регулировки интенсивности потока в трубопроводах промышленного типа.

Конструкция крана позволяет ему изнашиваться медленнее даже при крайне интенсивной эксплуатации, поэтому они подходят для бытовых смесителей.

Виды и конструкции

Чтобы безошибочно подобрать буксу, нужно знать какие они бывают.


В зависимости от конструкции штока кран-буксы подразделяются на:

  • червячные (резиновые).

Седло клапана перекрывается посредством поступательно выдвигаемой штоком обрезиненной манжеты. По способу движения штока подразделяются на 2 типа: обратно-резьбовые и оборудованные специальными направляющими.

Отличительная особенность – необходимость совершения нескольких полных витков крана для полного его открытия или закрытия. Чаще всего используются в смесителях вентильного типа.

  • керамические (дисковые).

Внутренний запорный элемент выполнен из двух металлокерамических тщательно отполированных дисков (пластин) с отверстиями (статичного и поворотного), совмещение или развод которых обеспечивает работу смесителя.

  • шаровые.

Роль запорного механизма выполняет тщательно отполированный металлический шар со сквозным техническим отверстием внутри.

Различаются кранбуксы и по типоразмеру посадочной части, которая может быть:

  1. ½ дюйма;
  2. 3/8 дюйма;
  3. ¾ дюйма;
  4. М18×1.

Также вентильные головки классифицируются по следующим признакам:

  • производителю (отечественные или импортные);
  • углом поворота (полно- и полуоборотные);
  • температуре рабочей среды (для холодной или горячей воды);
  • форме головки (шлицевая или квадратная), посредством которой кран крепится к маховику (вентилю или ручке)
  • количеству шлицев (выступов, звёздочек) на штоке для установки на маховик: 20, 24 и пр.

Преимущества и недостатки

Предлагаем проанализировать достоинства и недостатки каждой модели вентильных головок в сравнительной таблице:

Червячная кранбукса Керамическая кранбукса Шаровая кранбукса
Открывание Долгое. Несколько полных поворотов крана. Быстрое, бесшумное. Угол поворота от 90 до 180⁰
Износ Быстрый износ резиновой манжеты Медленный Медленный
Чувствительность к качеству воды Примеси солей и металлов провоцируют преждевременный износ резинового уплотнителя. Примеси песка могут привести к заклиниванию механизма. Керамика нейтральна к химическим соединениям. Примеси песка изнашивают поверхность шарового элемента.
Необходимость установки дополнительной системы фильтрации Необязательно Да Да
Особенности ремонта Минус — требуется полное перекрытие воды. Плюс — резиновую прокладку можно изготовить самостоятельно. Не пригодность к починке внутренних деталей. Не ремпригодность внутренних деталей.
Стоимость Низкая Высокая Средняя

Срок службы

Средний период эксплуатации кранов букса зависит от модификации устройства:

  • червячные служат в среднем 1,5 – 5 лет;
  • шаровые – от 3 до 5 лет;
  • керамические – от 5 лет и более.

Однако весомое влияние на срок жизни изделий оказывает состав воды. Наличие тех или иных примесей может ощутимо сократить срок эксплуатации, тогда как в чистой воде прибор может исправно работать в течение десятилетий. В этой связи эксперты рекомендуют устанавливать фильтры тонкой очистки.

Весомое значение имеет и интенсивность использования смесителя. Так винтовые головки, установленные в ванной, изнашиваются меньше, чем установленные на кухне.

Первый признак износа — вовсе не протечка крана, а появление характерного дребезжащего гула как следствия возникновения резонанса в вентиле.

При выборе подходящей модели крана буксы учитывается ряд аспектов:

  1. размер посадочной части;
  2. тип и шаг резьбового соединения;
  3. длину и конфигурацию штока;
  4. число шлицов (для импортных моделей).

Российские и импортные модели не всегда взаимозаменяемы. Смена российского крана буксы на зарубежный возможна только в комплексе с маховиком.


Замена одной модификации на другую (к примеру, червячного на керамический) возможна при полном совпадении габаритных значений и соответствии смесителю.

Не стоит забывать и об условиях эксплуатации будущего изделия: составе воды, интенсивности работы.

Чтобы избежать ошибки в выборе нужной детали, эксперты рекомендуют обращаться в специализированный магазин со старой деталью. На её основе консультант подберёт нужную модель.

Примерная цена

Модели кран-буксов мало отличаются между собой по цене, разница часто не превышает порядка 50 рублей. Ключевые различия в ценах основаны на стране производства:

  • самые дешёвые вентильные головки изготавливают в Китае. В среднем их стоимость колеблется в пределах – 70 – 1 000 рублей;
  • российские стоят порядка 200 – 1 500 рублей.
  • европейские бренды – от 450 до 2 500 рублей.

Такой разброс в стоимости обусловлен особенностями конструкции и материалов, используемых при изготовлении изделий. Эти различия предопределяют функциональность и износоустойчивость агрегата, поэтому выбирая подходящую модель, цена не должна играть роль определяющего фактора.

Правила монтажа и эксплуатации крана

Процедура замены и починки крана буксы не вызывает сложностей, а потому эти работы можно выполнить самостоятельно, не обращаясь к мастерам.

Необходимые инструменты и материалы

  • Разводной (шведский) ключ.
  • Трубный (газовый) ключ.
  • Отвёртки (крестовая и плоская).
  • Пассатижи.
  • Плотная резина.
  • Ветошь.

Ход работ

  1. Перекрытие трубы, по которой подаётся вода.
  2. Съём декоративного колпачка, установленного в центре вентиля.
  3. Выкручивание отвёрткой крепёжного винта.
  4. Демонтаж вентиля посредством совершения несильных раскачивающих движений.
  5. Откручивание декоративной шайбы с помощью пассатижей. Подкладывание кусочка ткани или резины позволяет не поцарапать накладку.
  6. Выкручивание буксы из посадочного гнезда ключом за верхнюю часть со специальными надсечками. Вывинчивание выполняется против часовой стрелки.
  7. Очистка смесителя изнутри.
  8. Смазывание резьбовых соединений специальным масляным составом (при необходимости герметиком).
  9. Ввинчивание новой буксы выполняется в обратном порядке согласно пунктам 6-1.
  10. По завершению монтажа ток воды восстанавливается, а кран проверяется на предмет протечек.

Для смены направления движения буксы при открывании в ней выкручивается стопорный винт, который затем вкручивается с обратной стороны.

Видео по монтажу

Как краткое руководство по самостоятельной замене крана буксы рекомендуем посмотреть видео-инструкцию:

Особенности эксплуатации

  • Не допускается установка кранов, предназначенных для холодной воды, в магистраль горячего водоснабжения. Соответствующая маркировка указывается на упаковке агрегата и на самих приборах (синяя метка – для холодной воды, красная – для горячей).
  • Устанавливаемые кран-буксы должны соответствовать давлению контура. Значения рабочего давления каждого прибора обозначаются на упаковке и в технической документации изделия.

Частые ошибки и проблемы при установке

  1. При вкручивании буксу нельзя перетягивать, это приводит к образованию протечек. Она просто вкручивается до упора.
  2. При демонтаже можно столкнуться с проблемой прикипания буксы к корпусу по причине его окисления или появления ржавчины. Как способы решения проблемы применяются следующие техники:
    • Обработка корпуса уксусом, специальными химическими или кислородосодержащими средствами.
    • Нагрев корпуса строительным феном.
    • Небольшое расшатывание буксы. Переусердствование приводит и смесителя.
    • Высверливание вентильной головки – как крайний метод, т.к. впоследствии потребуется нарезка нового резьбового соединения.
  1. При повреждении в червячных буксах седла клапана (наличии трещин, углублений или сколов) центровой элемент меняется полностью.
  2. Протечка непосредственно под вентилем свидетельствует о необходимости замены сальников.
  3. Скрип крана или необходимость приложения усилий при движении ручки или вентиля предупреждают о необходимости смазывания вентильной головки. Это предупредит её дальнейшую поломку.
  4. Проблема с герметичностью керамических и шаровых букс свидетельствует о необходимости полной их замены. Починка внутреннего блока, как правило, не возможна.
  5. При износе резиновых прокладок, достаточно вырезать нужный элемент из плотной резины или купить в специализированном магазине и произвести их замену.

Заключение

Как видите, особых сложностей в замене крана буксы нет, главное – правильно его подобрать.

Для того, чтобы регулировать подачу воды, водопроводы оснащаются вентильными кранами и смесителями. Как и любое другое изделие, эти изделия время от времени выходят из строя. Чаще всего это происходит из-за износа деталей вентильной головки (ее также называют кран-буксой). Спешить с заменой смесителя не стоит, т.к. во многих случаях неисправность можно устранить самостоятельно.

Что такое кран-букса

Кран-букса ― главная деталь вентильного смесителя (его сердечник). Благодаря этому нехитрому устройству происходит оперативное включение, выключение и регулировка потока воды. Изменяя горячий и холодный напор, можно легко установить нужную температуру выходящей струи. Состоит вентильная головка из штока и уплотнителей: сверху их защищает металлический корпус, оснащенный резьбовым посадочным местом.

Расположение кран-буксы в смесителе и схема её устройства

Виды кран-буксы

В настоящее время представленные на рынке сантехнической продукции бытовые смесители оснащаются кран-буксами трех типов:

  1. Червячными.
  2. Керамическими.
  3. Шаровыми.

Их отличает прежде всего число оборотов, которые необходимо сделать вентилем для открывания или закрывания воды. Червячный механизм приходится вращать несколько раз, тогда как керамический и шаровый прибор закрывается в пол-оборота.

Червячные

Конструкции старого образца , названные так из-за специфики вала поворотного штока. Внешняя часть корпуса оснащается резьбой, что позволяет стыковать его со смесителем. Для удобства здесь же имеются специальные ниши под гаечный ключ.

Червячная кран-букса

Внутренние сердечники встречаются в двух разновидностях:

  1. С направляющими под запорный клапан подвижного типа.
  2. Резьбовые. Для нарезания витков выбирается обратное направление по отношению к червячному валу.

Из-за наличия в устройствах резиновой вставки их еще называют резиновыми . Работа узлов этого типа отличается простотой: вращающийся маховик передает усилие на резьбовую передачу, которая и двигает шток с резиновой прокладкой. В результате достигается плотное прилегание тарелки клапана к специальному внутреннему седлу. Это приводит к перекрыванию водного потока.

Чтобы возобновить водоснабжение, необходимо вращать кран в обратном направлении: после появления между узлами клапана зазора жидкость получает возможность поступать из трубы. Сила напора находится в прямой зависимости от размера просвета от тарелки до седла. Использование червячной передачи позволяет очень точно регулировать напор, т.к. шток при вращении маховика двигается очень медленно.

Кроме этого, к достоинствам червячных кран-букс можно отнести также следующие характеристики:

  • Доступность. В продаже представлен широкий ассортимент вентильных головок резинового типа, что позволяет без проблем подобрать подходящий вариант для любой модели смесителя.
  • Несложное обслуживание и замена. Ремонтные мероприятия из-за своей простоты часто проводятся своими силами.
  • Возможность самостоятельного изготовления резиновых вставок. Прокладки можно вырезать из подходящей по толщине резины.
  • Недорогая стоимость. Самый дешевый вариант среди прочих аналогов вентильных головок.

Имеются также недостатки :

  • Быстрый износ комплектующих.
  • Для регулировки потока воды приходится довольно долго вращать маховик.

Керамические

Эти модели были разработаны в качестве альтернативы резиновым кран-буксам, превосходя их долговечностью, надежностью и стойкостью к износу. Состоит керамическая вентильная букса из корпуса, внутри которого имеется статичный керамический диск с серией отверстий. Поворотный шток оснащен идентичной вставкой. При повороте вентиля на 90 градусов происходит совмещение каналов обеих прокладок, что открывает дорогу для воды.

Керамическая кран-букса

Точность прохождения жидкости исключительно по предназначенным для этого каналам достигается хорошей плотностью прилегания керамических кругов. Для регулирования или перекрывания потока достаточно проводить небольшие манипуляции вентилем. Это позволяет или частично совмещать, или полностью перекрывать каналы.

Керамические кран-буксы в смесителе

Сильные стороны керамических букс:

  • Долговечность. Потребность в ремонте детали возникает крайне редко. Часто бывает так, что ее срок службы совпадает с эксплуатационным сроком самого смесителя.
  • Скорость управления. Здесь не потребуется, как в случае с червячной головкой, долго вращать маховик, прилагая при этом усилия. Для полного перекрывание достаточно повернуть вентиль всего на пол-оборота. Иное дело, что при этом страдает точность настройки, но этот навык обычно приходит с опытом.
  • Простой ремонт и замена. Как и в случае с резиновыми моделями, особые сантехнические навыки для этого не потребуются.
  • Бесшумность работы.

Слабые стороны :

  • Повышенные требования к качеству воды в трубопроводе. Наличие в жидкости песка и других примесей негативно сказывает на керамической поверхности: буксы в таких условиях быстро выходят из строя. Чтобы максимально продлить срок службы керамической крановой головки, водопровод оснащают фильтрующими узлами для очистки воды от грязи.
  • Дороговизна . За смеситель с керамической буксой приходится платить дороже, чем за резиновые аналоги. Однако благодаря долговечности стоимость устройства окупается на протяжении ближайших нескольких лет.

Вентильные головки могут различаться по следующим признакам:

  • Разный изготовитель (зарубежные или отечественные модели).
  • Максимально возможная температура и давление жидкости.
  • Скорость прохождения водяного потока.
  • Количество шлицов на штоке под вентиль (20 или 24).
  • Размеры. При замене рекомендуется приносить с собой старую буксу.
  • Вид резьбы: 3/8, 3/4 и 1/2 дюйма. Наиболее распространены изделия последнего типа.

Шаровые

Имеют очень простую конструкцию: в роли перекрывающей поток задвижки здесь выступает обычный металлический шар. Для полного прекращения движения воды нужно повернуть вентиль всего на 1/4 оборота. Шаровыми буксами в основном оснащаются краны на подающей трубе: внутри смесителей они не используются.

Шаровая кран-букса

Ремонт керамической кран-буксы

После обнаружения поломки керамической вентильной головки существует три варианта действий:

  1. Провести ремонт.
  2. Заменить износившуюся деталь.
  3. Заменить кран-буксу полностью.

Проще всего реализовать последний вариант, однако для этого потребуются дополнительные финансовые траты. Поэтому при возможности головку стараются отремонтировать.

Как снять кран-буксу

Затевая ремонт кран-буксы, воду в системе нужно полностью перекрыть. После этого готовят необходимые инструменты: плоскую и крестообразную отвертки, плоскогубцы, набор ключей.

Демонтаж маховика проводится простым подтягиванием вверх. Это открывает доступ к фиксирующему болту, после откручивания которого вентиль легко снимается. Иногда он прикипает к корпусу смесителя: устранить такую проблему можно осторожным постукиванием по нему одним из ключей.

Сняв вентиль, производят чистку резьбы и маховика. Далее ключом на 17 (или вручную, в зависимости от типа смесителя) снимают декоративную накладку крана. Этим освобождается доступ к кран-буксе. Для ее выворачивания понадобится разводной ключ: его вращают против часовой стрелки, придерживая корпус.Для чистки резьбы смесителя обычно применяют кордовую щётку.

Подробнее про то, как снять кран-буксу со смесителя можете посмотреть в видео :

Дальнейшие ремонтные действия зависят от вида неисправности.

Износ прокладки кран-буксы

Чаще всего протечки смесителя с керамической головкой связаны с тем, что силиконовая прокладка теряет свою функциональность. Проблему можно решить или заменой, или починкой уплотнителя. В первом случае износившуюся прокладку просто извлекают из посадочного углубления, заменяя ее новой (ее рекомендуется смазать водостойкой смазкой).

Что касается ремонта, то после извлечения кран-буксы из корпуса смесителя производят наращивание ее недостающей высоты с помощью тонкого слоя силикона. После этого головка ввинчивается обратно.

Между керамических пластин попал мусор

Если в пространстве между керамическими поверхностями окажется песок или другие инородные частицы, это неминуемо приведет к нарушению герметичности стыковки. Как результат, букса начнет протекать. Для устранения неисправности необходимо демонтировать и разобрать головку. Ее пластины тщательно чистят и смазывают водостойким веществом. Собирая узел обратно, важно не перепутать верх и низ пластин. Иногда на поверхности дисков можно обнаружить царапины: в таком случае поможет только замена деталей новыми.

Подробнее посмотреть, как разбирается керамическая кран-букса можете посмотреть в видео:

Еще один вариант ― убрать царапины и сколы шлифовкой керамического основания. Делается это при помощи мелкоабразивного порошка (он также используется для притирки автомобильных клапанов и затачивания инструмента). Состоит материал из оксида алюминия и карбида кремния. Подходящая в этом случае зернистость – 1200.

Перед началом процедуры порошок насыпают на какое-либо стекло, используя в качестве растворителя машинное масло. Далее берут поврежденную пластину и начинают тереть ей по стеклу круговыми движениями. После того, как царапины исчезнут, кружок промывают водой.

Износ прижимной шайбы

Прижимная шайба (она может быть пропиленовой, фторопластовой или капролоновой) выступает в качестве компенсатора возможных зазоров между керамическими дисками. Во время функционирования кран-буксы этот уплотнитель постоянно переживает нагрузки, приводящие к его постепенному износу. Из-за уменьшения толщины прижимной шайбы уменьшается плотность прилегания перепускных узлов: в образовавшийся зазор начинает просачиваться вода.

Для замены этой детали потребуется полная разборка кран-буксы с вытаскиванием стопорного кольца, штока и демонтажем пластиковой шайбы. После установки нового элемента пластины нужно почистить и смазать. Если подходящая по размеру новая шайба не была найдена, проводится наращивание старой прокладки путем наклеивания на ее поверхность изоленты. Еще один вариант ― подложить под шайбу тонкий кружок из полиэтилена.

  1. Возникли проблемы с резьбой.
  2. Износились резиновые прокладки.
  3. Механические повреждения.

Если червячная передача сильно износилась, а корпус или шток вентильной буксы покрылся трещинами, изделие нужно менять. Проступание воды через смеситель из-под запорного устройства указывает на необходимость замены уплотнительного кольца. При протекании крана замене подлежит манжета из резины, выполняющие функцию клапанного уплотнителя.

Порядок работы следующий:


Производя обратную сборку смесителя, желательно сразу заменить уплотнительное кольцо и смазать червячную передачу. Эти простые меры отодвинут сроки следующего ремонта.

Подробнее про червячные кран-буксы, а также про замену прокладки и вырезание новой прокладки можете посмотреть в видео:

Можно ли заменить в смесителе червячную буксу керамической

Учитывая тот факт, что керамические вентильные головки более практичны и долговечны, в некоторых случаях их пытаются устанавливать в корпус червячного смесителя. Подбирая подходящий вариант для замены, ориентируются в первую очередь на размеры посадочного места (имеется в виду диаметр нижней части вентильной головки).

Также важно разобраться в конструкции штыря под маховик. Изделия зарубежного производства оснащаются на этом участке насечками. В отечественных же вентильных буксах применяется стальной четырёхгранник. Поэтому при установке импортной керамической буксы потребуется также замена маховика. Что касается соответствия по длине, то тут проблем меньше: большинство данных изделий имеют одинаковые размеры. В таком случае вставить вместо резиновой головки керамическую довольно просто.

Выводы

Сталкиваясь с протечками вентильного смесителя, следует первым делом осмотреть кран-буксу. Как правило, причины кроются в выходе из строя одного из элементов узла. Если все дело в износе одной из прокладок ― ее меняют. Более серьезные поломки решаются заменой всей детали. Более надежными в этом отношении считаются керамические вентильные головки: протекания на них случаются намного реже, чем на резиновых.

Ремонт кран-буксы своими руками: инструкция с фото и видео