Типология характеров А.Личко. Жизненный путь профессора А.Е

Значение пубертатного периода в генезе психических заболеваний неоднозначно . Это вполне относится к шизофрении, этиология и патогенез которой еще неясны. Очевидно, что пубертатный период сам по себе не является главной причиной данного заболевания, ведущим фактором в его патогенезе. Но его роль не ограничивается только тем, что откладывается своеобразный отпечаток на картине заболевания, т. е. pubertas не является только фактором патопластическим. Этой ролью можно объяснить частоту психопатических расстройств у больных шизофренией в данном возрасте - почти у половины подростков шизофрения начинается с подобных нарушений [Шумаков В. М. и др., 1978]. Подростковый возраст является периодом становления характера, на него падает формирование большинства его акцентуаций и психопатий [Личко А. Е., 1977, 1983], а период формирования всегда сопряжен с повышенной уязвимостью.

Роль пубертатного периода как провоцирующего фактора наиболее важна. Бурные эндокринные пертурбации в этом возрасте могут выявлять скрытые до этого наследственные задатки, включая генетически обусловливающие шизофренический процесс - происходит так называемая «фенотипическая экспрессия генетических признаков». В силу этого на подростковый возраст падает большое число дебютов шизофрении. В тех же случаях, когда шизофрения началась еще в детстве, в подростковом возрасте могут наступать обострения (преципитирующая, ускоряющая шизофренический процесс роль пубертатного периода).

Среди провоцирующих биологических факторов могут быть не только эндокринные сдвиги, связанные с половым созреванием. При разных формах шизофрении у подростков было обнаружено преобладание неодинаковых биологических провокаторов [Личко А. Е., 1982]. Острое начало приступообразно-прогредиентной или непрерывно-прогредиентной шизофрении в 32 % было спровоцировано лихорадочным заболеванием, чаще всего подозревалась неясная вирусная инфекция. Еще в 16 % толчком послужил первый в жизни подростка прием большой дозы алкоголя с тяжелым опьянением или употребление других дурманящих средств. При шизоаффективных психозах провокатором первой фазы была в 22 % черепно-мозговая травма (легкая или средней степени тяжести), а в 14 %-многочасовое загорание на солнцепеке; зато лихорадочные заболевания перед первой фазой отмечены лишь в 4 %.

С подростковым возрастом могут быть связаны не только биологические, но и социально-психологические факторы, играющие провоцирующую роль. Среда и общество в этом возрасте начинают предъявлять к подростку новые требования; меняются нормы поведения; сильнее, чем в детстве, сказываются особенности личности, проявляющиеся прежде всего подростковыми поведенческими реакциями - стремлением к эмансипации от опеки старших, группированием со сверстниками, заполнением жизни увлечениями (хобби), пробуждающимся и еще малодифференцированным сексуальным влечением [Личко А. Е., 1973]. Значение социо-психологических факторов ярче всего выступает при манифестации вялотекущей (психопатоподобной и неврозоподобной) шизофрении. По нашим данным, в 73 % этой манифестации предшествовали своеобразные психогенные воздействия. Это не были психические травмы в обычном понимании слова. Действительно, тяжелые психические травмы перед манифестацией были отмечены лишь в 4 %. Г. П. Пантелеева и соавт. (1986) также нашли, что психические травмы в 5 % предшествовали гебоидофрении (т. е. психопатоподобной шизофрении у подростков).

Анализ 239 случаев вялотекущей психопатоподобной и неврозоподобной шизофрении у подростков мужского пола (диагноз был подтвержден катамнезами 5 лет и дольше) показал, что в 37 % первые отчетливые проявления болезни совпали с ломкой жизненного стереотипа, с необходимостью сменить одно окружение на другое, особенно оказаться в незнакомой до этого компании сверстников, что было обусловлено поступлением в вуз, техникум, ПТУ, сменой школы или даже класса. Необходимость установить новые неформальные контакты, вероятно, оказывается непосильной психологической нагрузкой. Иногда подростки всеми силами цепляются за старые знакомства с прежними товарищами, к которым привыкли с детства, хотя те могли и не быть близкими друзьями. Переехав в другой район, ездят к прежнему месту жительства, чтобы к кому-нибудь зайти или просто встретить на улице.

Не случайно, видимо, пик манифестации вялотекущей шизофрении (см. табл. 1) приходится не на начало или расцвет полового созревания, а на возраст 16-17 лет, т. е. на период смены учебных заведений или учебы на труд. Интересно, что резкие изменения в родительской семье (утрата близких, появление отчима и т. п.), которые обычно сильно отражаются на подростках с ^акцентуациями и психопатиями, при вялотекущей шизофрении нередко не оказывали никакого действия, если не меняли сложившийся уклад жизни (не было необходимости переезжать на новое место и т. п.).

Другой род провоцирующих психогенных факторов можно отнести к условно-патогенным, имеющим значение именно для данного типа акцентуации характера, адресующимся к его ахиллесовой пяте. Подобные факторы констатированы в 32 %. Примером может послужить подросток с истероидной акцентуацией в преморбиде, во время каникул оказавшийся в компании сверстников, родители которых занимали престижное положение и семьи жили в большом материальном достатке. Он почувствовал себя среди них изгоем из-за недостаточно модной одежды, отсутствия значительных карманных денег, невозможности покатать приятелей на автомашине своих родителей и т. п. Заболевание манифестировало истероидным синдромом с фантазиями, предназначенными приукрасить личность и положение подростка в глазах его сотоварищей, хотя выдумки были настолько неумелыми и даже нелепыми, что не только не могли поднять его престиж, но и сделали предметом насмешек. У другого подростка с эпилептоидной акцентуацией толчком для манифестации послужила утрата ценной для него вещи - у него украли мотороллер, которым он очень дорожил. У подростка с сенситивной акцентуацией заболевание началось с обсессивно-фобического синдрома после того, как он был публично осмеян одноклассниками за неосведомленность в сексуальных вопросах.

При приступообразно-прогредиентной шизофрении (59 подростков) первый приступ был лишь в 20 % спровоцирован психогенными факторами, притом обычно внезапной и тяжелой психической травмой (например, внезапный арест отца, до этого преуспевающего деляги, в связи со вскрывшимся взяточничеством).

При шизоаффективных психозах самым частым психогенным провокатором (32 % от 98 больных) была внезапная психическая травма с переживанием сильного страха, а иногда и боли (подростки подвергались избиению хулиганами, нападениям преступников, попадали в катастрофы с опасностью для жизни и т. п.).

Манифестация без каких-либо заметных провоцирующих факторов отмечена лишь в 14 % при шизоаффективных психозах и в 15 % при вялотекущей шизофрении, но в 52 %- при приступообразно-прогредиентной и при острых дебютах непрерывно-прогредиентной шизофрении и в 84 %-при медленно и исподволь развивающейся простой форме. Можно предполагать, что в этих случаях именно само половое созревание с его эндокринными сдвигами оказалось провокатором, выявившим наследственное неблагополучие.

А.Е. Личко разрабатывал типологию акцентуаций, обследуя подростков. Но у большинства людей акцентуации сохраняются и во взрослом возрасте. Акцентуация – это главная черта личности, определяющая все поведение человека. Всего Личко выделил 11 чистых акцентуаций личности.

1. Астеноневротический тип.

Для людей такого типа характерно быстрое уставание, раздражительность, ипохондрия (беспочвенная тревога о здоровье). Больше испытывают утомление от психических нагрузок, чем от физических. Легко дают выход своему раздражению на окружающих, но тут же раскаиваются из-за сказанного.

2. Гипертимный тип.

Эти люди почти все время пребывают в приподнятом настроении. О таких говорят – “душа компании”. Случаются и вспышки злости, но только, если кто-то пытается их ограничивать, подчинить своим целям, подавить намерения этого человека. Для таких людей невыносима строгая дисциплина и регламентация распорядка дня. Плохо переносят одиночество.

3. Истероидный тип.

Такие люди все время требуют внимания к себе. Им жизненно важно, чтоб ими восхищались, их почитали. Худшее, что с ними может случиться – это, если они останутся незамеченными. Склонны ко лжи и фантазированию, чтобы создать себе яркую репутацию. Прекрасно себя чувствуют на сцене.

4. Конформный тип.

Конформность – это некритичное принятие норм группы: делать как все. Не стремятся выделиться: лучше быть в середине, не хуже и не лучше. Хорошо себя ощущают в рамках своей группы, подозрительно относятся к чужакам. Враждебно встречают появление чего-то нового, к примеру, нового стиля одежды. Но как только это становиться популярным, сами охотно так одеваются.

5. Лабильный тип.

Отличительной чертой их поведения является постоянная смена настроения, происходящая по незначительным причинам. С утра прекрасно себя чувствовал, по дороге на работу кто-то косо глянул и настроение пропало. На работе сделали комплимент – и снова все хорошо. Перепадам настроения одновременно присуща и мимолетность и глубина: от наворачивающихся слез, до восторга. По-настоящему привязаны только к самым близким людям, особенно, если находят у них необходимую поддержку.

6. Неустойчивый тип.

Такое название дано в связи с непостоянством поведения этих людей. Ими движет только желание получать удовольствие. Не могут проявлять настойчивость в работе и учебе, стремятся уйти от сложностей, склонны проводить время в праздности. Все эти качества могут толкнуть на преступный путь, побуждая к хулиганству, кражам и употреблению наркотиков. Преступления совершаются не столько ради наживы, сколько ради острых ощущений.

7. Психастенический тип.

Отличительными качествами этих людей являются нерешительность, самоанализ, мнительность. Они любят рассуждать. На основе всех этих черт могут возникнуть навязчивости (страхи, ритуалы). Очень тревожатся за своих близких (за мать). Беспокоятся о том, чтобы чего-то плохого не случилось в будущем. Чтобы защитить себя от волнений придумывают “ритуалы” – обходят трещины на дороге, считают встречные машины любимого цвета. Склонны больше рассуждать, чем действовать.

8. Сенситивный тип.

Такие люди очень чувствительны к словам окружающих, их легко задеть и ранить неосторожным словом. Не любят шума и чрезмерной активности, предпочитают тихие спокойные занятия. Могут показаться замкнутыми, но с самыми близкими людьми они очень общительны и раскованы. Очень робкие в присутствии незнакомых людей. Боятся быть в центре внимания – делать доклады, отвечать у доски. В целом это очень впечатлительные и неуверенные в себе люди.

9. Циклоидный тип.

У данных людей с определенной периодичностью меняется настроение. От подъема сил, энергичности и хорошего самочувствия до апатии, раздражительности, пессимизма. Длительность циклов у различных людей различна, но в отличие от лабильного типа, это не сиюминутная смена настроения. Длительность периодов спада или подъема от дней до недель. Объективных причин для эмоциональных перемен нет – это внутренние колебания психического состояния.

10. Шизоидный тип.

Самая главная черта этих людей – замкнутость. Не умеют устанавливать отношения с людьми, не испытывают большой необходимости в общении. Но зачастую сами очень страдают в глубине души от своего одиночества. В поведении им присущи противоречивые черты: то они застенчивы – то отпускают неприличные шутки; внешне холодны – а в душе ураган эмоций. Склонны проявлять интерес к необычным для сверстников вещам. Живут в своем мире. Быстро устают от общения. Напрочь отсутствует интуиция и социальная компетентность (не понимают окружающих).

11. Эпилептоидный тип.

Это люди с взрывным характером, инертным и тугоподвижным мышлением. Часто пребывают в состоянии дисфории – злобно-тоскливом настроении, ищут, на ком бы сорвать зло. Иногда наблюдаются необычные влечения (садо-мазо). Любят власть. Склонны к педантичности и требуют от окружающих такого же отношения к порядку. В ярости себя не контролируют – могут оскорбить близкого, ударить пожилого человека.

Изучайте типологию акцентуаций характера подробнее! Читайте “Типы акцентуаций характера и психопатий у подростков” (Данная публикация дополненный и переработанный вариант монографии А.Е.Личко “Психопатии и акцентуации характера у подростков”, первое издание которой (1977 г.) было удостоено Президиумом АМН СССР Диплома именной премии им. В.М.Бехтерева.)

Первый блок включает типы отношения к болезни, при которых социальная адаптация существенно не нарушается :

Гармоничный,

Эргопатический

Анозогнозический.

Во второй и третий блок включаются типы, характеризующиеся наличием психической дезадаптации в связи с заболеванием.

Гармоничный - трезвая оценка своего состояния. Стремление во всем активно содействовать успеху лечения. Нежелание обременять других тяготами ухода за собой. В случае неблагоприятного прогноза в смысле инвалидизации - переключение интересов на те области жизни, которые останутся доступными больному. При неблагоприятном прогнозе - сосредоточение внимания, забот, интересов на судьбу близких, своего дела.

Эргопатический. «Уход от болезни в работу». Даже при тяжести болезни и страданиях стараются во что бы то ни стало продолжать работу. Стараются лечиться и подвергаться обследования так, чтобы это оставляло возможность продолжения работы. Стараются не поддаваться болезни, активно перебарывают себя, преодолевают недомогание и боли.

Анозогнозический. Активное отбрасывание мыслей о болезни, о возможных ее последствиях. Непризнание себя больным. Отрицание очевидного в проявлениях болезни, приписывание их случайным обстоятельствам или другим несерьезным заболеваниям. Отказ от обследования и лечения. Желание «обойтись своими средствами».

Непризнание себя больным и отрицание наличия у себя симптомов болезни (анозогнозия) встречаются довольно часто. Они могут отражать внутреннее неприятие статуса больного, нежелание считаться с реальным положением вещей. С другой стороны, они могут отражать заблуждение человека по поводу значимости признаков болезни. Активное непризнание себя больным встречается, например, при алкоголизме, поскольку способствует уклонению от лечения.

Тревожный. Непрерывное беспокойство и мнительность в отношении неблагоприятного течения болезни, возможных осложнений, неэффективности и даже опасности лечения. Поиск новых способов лечения, жажда дополнительной информации о болезни, осложнениях, методах терапии, непрерывный поиск «авторитетов». Предпочитают больше слушать высказывания других. Настроение прежде всего тревожное, угнетенность - вследствие этой тревоги.

Тревожный тип психического реагирования на заболевания является одним из типичных. Он базируется на появляющейся в связи с заболеванием и изменением обыденного течения жизни. Тревога проецируется в будущее и вызвана часто опасениями, что болезнь надолго и существенно изменит привычный стереотип жизни. Проявлением тревоги может быть повышенный интерес пациента к медицинской литературе, придирчивость к медицинскому персоналу, нацеленность на перепроверку получаемых от врачей сведений о его болезни.



Ипохондрический. Сосредоточение на субъективных болезненных и иных неприятных ощущениях. Стремление постоянно рассказывать о них окружающим. На их основе преувеличение действительных и выискивание несуществующих болезней и страданий. Сочетание желания лечиться и неверия в успех, требований тщательного обследования и боязни вреда и болезненности процедур. Ипохондрик испытывает облегчение, если собеседник относится к нему участливо и сочувственно. Негативную реакцию ипохондрика вызывает недоверие к его жалобам со стороны окружающих, их упреки в симуляции и преувеличении тяжести расстройства с целью извлечь из этого выгоду.

Неврастенический. Поведение по типу «раздражительной слабости». Вспышки раздражения, особенно при болях, при неприятных ощущениях, при неудачах лечения, при неблагоприятных данных обследования. Раздражение нередко изливается на первого попавшегося и завершается нередко раскаянием и слезами. Непереносимость болевых ощущений. Нетерпеливость. Неспособность ждать облегчения. В последующем - раскаяние за беспокойство и несдержанность.

Меланхолический. Неверие в успех лечения даже при благоприятных объективных данных. Активные депрессивные высказывания вплоть до суицидальных мыслей. Пессимистический взгляд на все вокруг.

Нередко обусловлен имеющейся у пациента негативной информацией о возможности излечения от недуга. Нередко, он встречается у медицинских работников в силу их разнообразных знаний, полученных в процессе обучения и практики. Нацеленность на худший исход, неспособность видеть и использовать механизмы саногенеза приводят к пессимистической оценке будущего, неверию в возможность излечения и суицидальным намерениям.



Апатический. Полное безразличие к исходу болезни, к результатам лечения. Пассивное подчинение процедурам и лечению при настойчивом побуждении со стороны. Утрата интереса ко всему, что ранее волновало.

Как правило, безразличие обусловлено депрессией и фиксацией на собственном состоянии. У пациента пропадает интерес и активность в отношении всех сторон жизни за исключением здоровья.

Обсессивно-фобический - опасения маловероятных осложнений болезни, неудач лечения, а также неудач в жизни, работе в связи с болезнью. Воображаемые опасности волнуют более, чем реальные. Защитой от тревоги становятся приметы и ритуалы.

Эйфорический. Необоснованно повышенное настроение, нередко наигранное. Легкомысленное отношение к болезни и лечению. Желание получать от жизни все, несмотря на болезнь. Легкость нарушений режима, хотя эти нарушения могут неблагоприятно сказываться на течение болезни.

Эгоцентрический. «Уход в болезнь», выставление напоказ своих страданий с целью привлечения к себе внимания окружающих.Требование исключительной заботы - все должны забыть и бросить все и заботиться только о больном. Разговоры окружающих быстро переводятся «на себя». В других людях, также требующих внимания и заботы, видят только «конкурентов» и относятся к ним неприязненно.

Паранойяльный. Уверенность в том, что болезнь является результатом чьего-то злого умысла. Крайняя подозрительность к лекарствам и процедурам. Стремление приписывать возможные осложнения лечения или побочные действия лекарств халатности или злому умыслу врачей и персонала.

Сенситивный. Чрезмерная озабоченность возможным неблагоприятным впечатлением, которое могут произвести на окружающих сведения о своей болезни. Боязнь стать обузой для близких.

Основой сенситивного отношения к болезни является рефлексивный стиль мышления, ориентация на мнение и оценку окружающих. Такие пациенты склонны к извиняющемуся стилю поведения. Они нередко в ущерб своему здоровью стесняются обращаться к врачу или медицинской сестре («Зачем их отвлекать по пустякам») даже в случаях угрожающего для жизни состояния. Отмечается робость, застенчивость, повышенная скромность таких пациентов.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Типология характеров по А.Е. Личко

1. Акцентуации характера

Андрей Евгеньевич Личко (1926-1994) - советский психиатр, заслуженный деятель науки Российской Федерации, профессор, доктор медицинских наук, заместитель директора Психоневрологического института им. В.М. Бехтерева.

Окончил Ленинградский медицинский институт им. И.П. Павлова в 1951 г. Спустя два года защитил кандидатскую диссертацию, а в 1963 г., получил учёную степень доктора медицинских наук за монографию «Инсулиновые комы» (АН СССР, 1962). Основные направления научных исследований - диагностика и лечение психических расстройств в подростковом возрасте и диагностика.

С 1965 по 1985 г., был ответственным секретарём редакционной коллегии «Журнала эволюционной биохимии и физиологии», а с 1989 г. - заместителем главного редактора журнала «Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В.М. Бехтерева», в возрождении которого он принимал самое активное участие.

Опираясь на труды П. Ганнушкина и К. Леонгарда, создал собственную типологию личностей. Наибольшую известность приобрела монография А.Е. Личко «Психопатии и акцентуации характера у подростков» (1977), ставшая настольной книгой многих поколений отечественных психиатров и психологов. За эту книгу А.Е. Личко был удостоен Почетного диплома им. В.М. Бехтерева АМН СССР. В данной работе А.Е. Личко обогатил учение о психопатиях, показав, что, наряду с психопатиями и психопатоподобными расстройствами, следует выделять акцентуации характера. Лица с акцентуациями характера занимают промежуточное положение между психически здоровыми людьми и психопатическими личностями, обнаруживают не психическую патологию, а усиление (акцент) отдельных черт характера. Ссылаясь на известную монографию немецкого психиатра К. Леонгарда «Акцентуированные личности», А.Е. Личко подчеркнул, что правильнее было бы говорить не об акцентуированных личностях, а об акцентуациях характера, поскольку личность - понятие более широкое, включающее интеллект, способности, мировоззрение и т. п.

Своим учением об «акцентуациях характера» А.Е. Личко внес вклад в понимание этиологии неврозов, выдвинув концепцию так называемого «места наименьшего сопротивления» (locus resistentiae minoris) в характере.

Эта концепция А.Е. Личко явилась результатом переработки идеи выдающегося отечественного психиатра и психолога В.Н. Мясищева об «индивидуальной чувствительности» к психическим травмам. Развивая положения В.Н. Мясищева о «ситуативности» и «индивидуальной гиперчувствительности» к воздействиям извне, А.Е. Личко разработал учение о том, что каждому типу характера присущи свои, отличные от других типов «места», у каждого типа своя Ахиллесова пята. Исходя из этих наблюдений, происхождение невротических заболеваний А.Е. Личко связал не столько с врожденной неполноценностью нервной системы, как это прежде делали многие исследователи, сколько с соотношением патогенной ситуации и индивидуальных особенностей характера.

2. Типология характеров

Типология характеров А.Е. Личко.

Неустойчивый тип: Люди данного типа обнаруживают повышенную склонность и тягу к развлечениям, причем без разбора, а также к безделью и праздности. У них отсутствуют какие-либо серьёзные, профессиональные интересы, почти совсем не думают о своём будущем.

Конформный тип: Данный тип демонстрирует бездумное подчинение любым авторитетам. Для них главное жизненное кредо - «быть как все». Это тип приспособленца, который ради своих собственных интересов готов предать товарища, покинуть его в трудную минуту, но, что бы он ни совершил, он всегда найдет «моральное» оправдание своему поступку.

Шизоидный тип: Эти люди не очень тянутся к сверстникам, предпочитают быть одни, находиться в компании взрослых. Они нередко демонстрируют внешнее безразличие к окружающим людям, отсутствие интереса к ним, плохо понимают состояния других людей, их переживания, не умеют сочувствовать. Их внутренний мир зачастую наполнен различными фантазиями, какими-либо особенными увлечениями.

Эпилептоидный тип: Такие люди часто плачут, изводят окружающих, особенно в раннем детстве. Они любят мучить животных, дразнить младших, издеваться над беспомощными. В детских компаниях они ведут себя как диктаторы. Их типичные черты - жестокость, властность, себялюбие.

Истероидный тип: Главная черта этого типа - эгоцентризм, жажда постоянного внимания к собственной особе. Для них насущной потребностью становится стремление привлекать к себе внимание окружающих, выслушивать в свой адрес восторги и похвалы. Для этих людей характерны претензии на исключительное положение среди окружающих, и, чтобы оказать влияние на окружающих, привлечь к себе их внимание, они часто выступают в группах в роли зачинщиков и заводил. Но не имея настоящих способностей - быть лидером, часто терпят фиаско.

Астеноневротический тип: Этот тип характеризуется повышенной мнительностью и капризностью, утомляемостью и раздражительностью. Особенно часто утомляемость проявляется при выполнении трудной умственной работы.

Сензитивный тип: Ему свойственна повышенная чувствительность ко всему. Эти люди не любят больших компаний, слишком азартных, подвижных игр. Они застенчивы и робки при посторонних людях и потому часто производят впечатление замкнутости. Открыты и общительны они только с теми, кто им хорошо знаком. Если речь идет о подростках то, они отличаются послушанием и обнаруживают большую привязанность к родителям. У этих людей довольно рано формируется чувство долга, обнаруживается высокие моральные требования к себе и к окружающим людям. Недостатки в своих способностях они часто компенсируют выбором сложных видов деятельности и повышенным усердием.

Психастенический тип: Характеризуется ускоренным и ранним интеллектуальным развитием, склонностью к размышлениям и рассуждениям, к самоанализу и оценкам поведения других людей. Такие люди нередко бывают сильны на словах, а не на деле. Самоуверенность у них сочетается с нерешительностью. психопатия акцентуация невроз

Гипертимный тип: Люди этого типа отличаются подвижностью, общительностью, склонностью к озорству. В происходящие вокруг события они вносят много шума, любят неспокойные компании. При хороших общих способностях они обнаруживают неусидчивость, недостаточную дисциплинированность. Настроение у них всегда хорошее, приподнятое. У них нередко возникают конфликты. Имеют много разнообразных увлечений, но как правило, поверхностных и быстро проходящих. Зачастую переоценивают сои способности, бывают слишком самоуверенными, стремятся показать себя, произвести на окружающих впечатление.

Циклоидный тип: Характеризуется повышенной раздражительностью и склонностью к апатии. Тяжелое переживание даже незначительные неприятности, реакция на замечания крайне раздражительна. Настроение у таких людей периодически меняется от приподнятого до подавленного с периодами примерно в две-три недели.

Лабильный тип: Этот тип крайне изменчив в настроении и, причем оно зачастую непредсказуемо. Поводы для неожиданного изменения настроения могут оказаться самыми ничтожными. Поведение этих людей во многом зависит от сиюминутного настроения. Настоящие и будущее соответственно настроению может расцвечиваться то радужными, то мрачными красками. Такие люди, находясь в подавленном настроении, нуждаются в помощи и поддержке со стороны тех, кто может поправить их настроение, способен отвлечь, приободрить и развлечь.

Литература

1. Александров А.А. Современная психотерапия. - СПб.: «Академический проект», 1997. - С. 173.

2. Личко Андрей Евгеньевич (1926-1994). Предисловие к кн.: Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. СПб.: «Речь», СПб НИПНИ им. В.М. Бехтерева, 2010.

3. Личко Андрей Евгеньевич (1926-1994). Предисловие к кн.: Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. СПб.: «Речь», СПб НИПНИ им. В.М. Бехтерева, 2010.

4. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. - СПб.: СПб НИПНИ им. В.М.Бехтерева, 2010. - С. 8. - 256 с. - 1000 экз.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Диагностика типологии характера подростка с использованием методики "Патохарактерологический диагностический опросник" А.Е. Личко. Общая характеристика объекта исследования, обработка ответов на вопросы. Краткое описание акцентуаций характера подростка.

    практическая работа , добавлен 21.11.2010

    Характеристика глобальных черт характера человека. Исследование факторов, влияющих на его формирование. Сензитивный период в становлении характера. Тип акцентуаций характера по А.Е. Личко. Изучение типологии социальных характеров Э. Фромма и К. Леонгарда.

    реферат , добавлен 07.08.2015

    Определение и сущность характера, его крайние проявления. Анализ концепции "акцентуированных личностей" К. Леонгарда, модели А.Е. Личко. Методические рекомендации по дифференциации акцентуаций характера и патологических изменений в поведении личности.

    курсовая работа , добавлен 16.02.2011

    Определение термина "характер". Система устойчивых мотивов и способов поведения, образующие поведенческий тип личности. Типология характера, особенности адаптации индивида к окружающей его действительности. Классификация акцентуаций характера по А. Личко.

    реферат , добавлен 19.06.2012

    Ознакомление с представлениями о психосоматике. Особенности психического состояния соматического больного. Описание факторов, способствующих формированию отношения к болезни. Рассмотрение типов психологического реагирования на заболевания по теории Личко.

    реферат , добавлен 14.03.2012

    Специфичность и предпосылки проявления акцентуаций характера у подростков. Предпосылки девиации у школьников. Классификация акцентуаций характера по А.Е. Личко. Исследование индивидуально-психологических особенностей людей подросткового возраста.

    курсовая работа , добавлен 28.01.2014

    Определение, понятие, сущность, формирование характера и его основных черт. Общее понятие о типологии характеров. Отношение человека к действительности. Характер человека как социального существа. Признаки возникновения и стабилизации характера.

    реферат , добавлен 16.05.2013

    Обзор существующих феноменологических типологий характера. Основные невротические механизмы и их внешние проявления. Связи между поведенческими проявлениями и телосложением человека. Основные методики экспериментального исследования характеров людей.

    курсовая работа , добавлен 02.06.2011

    Характер как индивидуальное сочетание устойчивых психических особенностей человека, первые попытки его классификации. Описание типологии психосоциальных характеров А.Ф. Лазурского, Г. Хейманса – Р. ЛеСенна, Э. Фромма, Б.С. Братуся и Э. Шострома.

    реферат , добавлен 12.10.2009

    Психолого-педагогическое влияние на осужденных. Формирование цельного высоконравственного характера у осужденных. Классификация акцентуаций характера по А.Е. Личко. Особенности структуры характера у осужденных. Эмоциональные качества характера.