Детская депрессия причины. Детская депрессия: симптомы и что делать

» ассоциируется со взрослыми, как будто только они имеют право на расстройства настроения. К сожалению, депрессивные расстройства затрагивают также детей и подростков.

Депрессия у ребенка проявляется несколько иначе, чем депрессивные состояния у взрослых, поэтому ее труднее диагностировать у молодых пациентов.

Симптомы детской депрессии имеют неспецифический характер и могут маскироваться, принимая клинические картины других заболеваний.

Симптомы депрессии у детей

Депрессия может появиться даже у младенцев. Этот форма называется анаклитическая депрессия. Как правило, расстройства настроения развиваются после шестого месяца жизни малыша, чаще всего у детей, которых отдали в воспитательные учреждения или дом ребенка, или долго госпитализировали после родов. Отсутствие эмоциональной и физической близости с матерью приводит к появлению симптомов детской депрессии в виде сильного плача и крика, вялости и «воскового» лица малыша.

С каждым годом...

Депрессию можно распознать также у детей в возрасте 6-7 лет. Как проявляется депрессия в раннем школьном возрасте? Могут возникнуть разного рода страхи, проблемы в школе , поведение, отличающееся от стандартов развития, существенные перепады настроения – от крайнего плача до полного спокойствия, безразличие к своим потребностям и желаниям, нежелание играть.

Депрессия у детей также может иметь психосоматический характер и проявляться в виде различных заболеваний, например, болей в животе , головокружения, одышки, тошноты, запоров , диареи . Ребенок может вдруг перестать расти, начинает худеть или полнеть. Не понимает смысла жизни, избегает контактов со сверстниками и даже думает о смерти. Нередко появляются попытки самоубийства.

Депрессия у детей проявляется в силуэте и внешности ребенка – пренебрежение личной гигиеной, безразличие к одежде, сгорбленная спина, круги под глазами, грустное выражение лица, беспокойство, напряжение мышц.

Малыш может закрываться в своей комнате, избегать движения, плохо спать. Теряет контакт с окружающей средой, родителями, братьями и сестрами, одноклассниками. Становится апатичным, вялым, у него постоянно плохое самочувствие.

Какие симптомы детской депрессии чаще всего наблюдают

  • Неспособность чувствовать радость, печаль, подавленность.
  • Отсутствие улыбки.
  • Утрата прежних интересов.
  • Отказ от любимых игр.
  • Апатия, психосоматическое замедление, снижение жизненной активности.
  • Хроническая усталость , недостаток энергии.
  • Чувство внутренней тревоги и беспокойства.
  • Соматические болезни, например, сердцебиение, боли в животе и головная боль.
  • Крайне низкая самооценка, чувство неполноценности и безнадежности.
  • Нарушения сна, бессонница или чрезмерная сонливость в течение дня.
  • Снижение аппетита и массы тела, отказ от любимых блюд.
  • Проблемы с концентрацией внимания внимания и памятью, трудности в школе, ухудшение оценок.

Депрессия у подростков

Термин «депрессия» закрепился в сознании общества исключительно как состояние взрослого человека, однако, депрессивные состояния переживают и дети, и подростки.

В подростковом возрасте она очень часто приводит к попыткам самоубийства. Ссора с родителями или шантаж – это не демонстрация силы, а проявление двойственности чувств. Игнорирование слов ребенка о бессмысленности жизни, дурном настроении или нежелании действовать приводит к серьезным последствиям – смерти ребенка, которой можно было избежать.

Почему дети страдают от депрессии

Причин много. Специалисты выделяют, как правило, генетические факторы, биологические, социальные, психологические и нейронные. Дети могут заболеть депрессией после утраты близкого человека – отца, матери, брата, сестры, друга, любимого животного.

Депрессия может возникнуть в результате изменения места проживания, развода родителей, бедности, неудовлетворенности эмоциональных потребностей ребенка и т.д. Часты случаи депрессии не реактивного характера, т.е. не являющейся следствием травматического события.

Большая часть молодых пациентов страдает от эндогенной депрессии, причиной которой являются биологические факторы, например, нарушения на уровне нейротрансмиттеров. Иногда дети наследуют аффективные расстройства родителей, когда мать или отец жалуются на депрессию, создавая своим поведением образ негативного отношения к жизни и миру.

Как проходит депрессия у детей

До недавнего времени врачи считали, что дошкольники имеют еще слишком слабо развитую психику, чтобы они могли ощущать симптомы депрессии. К сожалению, оказывается, что все-таки могут.

Депрессивные расстройства бывают в их случае обусловлены генетически, и для их появления, часто даже не требуется никакого травматическое событие. Поскольку симптомы могут существенно отличаться от общепринятых характерных особенностей депрессии для взрослых, постановка диагноза представляет большие проблемы, а это жизненно важно для эффективного преодоления нарушений.

Доктор Джоан Клубе, профессор психиатрии в Университете Вашингтона, округа Колумбия, исследует проблему депрессии в течение 20 лет. Уже в середине 80-х XX века врачи выяснили, что некоторые идущие в школу дети уже имеют клинические симптомы депрессии.

В течение последних 10 лет, исследователи пришли к выводу, что симптомы депрессии могут быть намного моложе, чем считалось ранее. К счастью, это явление не распространенное. Из анализа следует, что проблема может касаться 1-2% детей дошкольного возраста.

Что вызывает появление симптомов, в столь юном возрасте? Ученые считают, что это не обязательно связано с возникновением стресса в жизни ребенка. Депрессия у детей чаще всего является наследственным заболеванием, развивающимся независимо от травматических или неприятных событий.

По своей природе дети склоны к частым перепадам настроения и, следовательно, определение симптомов требует более тщательного наблюдения. Симптомы могут появляться и исчезать, однако, если процесс длится дольше, чем две недели или значительно усугубился, вам необходимо связаться со специалистом.

Лечение детской депрессии

Как справиться с депрессией у ребенка

Когда вы видите, что с вашим малышом происходит что-то тревожное, сядьте и спокойно поговорите о его беде. Уделите ему больше времени, чем обычно, наблюдайте и допытывайтесь, почему он такой грустный и подавленный. Что его беспокоит? С чем не может справиться?

Когда ребенок винит себя за то, в чем не виноват, заверьте его, что он не несет за это никакой ответственности. Не кричите на ребенка из-за плохих оценок в школе, трудностей в концентрации внимания. Не стоит недооценивать длительного плохого самочувствия ребенка. Когда не знаете, как справиться с проблемой самостоятельно, обратитесь за помощью к психологу или психиатру. Вы можете поговорить на эту тему с психологом или педагог школы.

Если малыш страдает от клинической формы депрессии необходимо начать лечение. Как правило, оно основано на фармакотерапии в виде антидепрессантов и психотерапии. Только тяжелые формы депрессии с попытками суицида требуют госпитализации. Однако, иногда детей помещают в психиатрическую больницу, когда не хватает понимания болезни и поддержки ребенка со стороны родителей.

Психологическое вмешательство, как правило, дает довольно быстро видимые результаты и, прежде всего, уменьшает вероятность «осложнений» депрессии в виде чувства неполноценности, снижении иммунитета или суицидальных мыслей. Стоит отметить, что эффекты психотерапии в значительной степени зависит от отношения родителей к больному ребенку.

Каждый человек немножко знает, что такое депрессия. Но только немножко. О наличии депрессии можно говорить только при наличии нескольких компонентов: плохого настроения, мыслительной и двигательной заторможенности. К этому добавляются болезни, падает жизненный тонус. И появляется депрессивная идея: самообвинение, самоосуждение, мысли о болезни, самоуничижение. Депрессия – это длительное патологическое состояние.

Все это о взрослых, а что же у детей? Ещё 50 лет назад считалось, что депрессивных состояний в детстве не бывает, но это не так. Дети тоже подвержены этому психическому расстройству.

В раннем детском (1-3 года) и дошкольном возрасте (3- 6 лет) для ребенка мир – это семья, поэтому причина депрессии находится в семье. Чаще всего – разводы, скандалы. Когда родители ссорятся, ребенок может принимать это на свой счет, т.к. он в силу возраста эгоцентричен. Другими травмирующими обстоятельствами могут быть длительная болезнь, смерть близких, рождение другого ребенка в семье, переезд, выход в детский сад. И проблема не в том, что это случается, а в том, что ребенка почти никогда не посвящают в семейные отношения, скрывают смерть родных, уход отца. Родители забывают сохранять контакт и близость, и ребенок чувствует эмоциональную отгороженность.

У детей младшего школьного возраста (6\7-10 лет) депрессию вызывают не только внутрисемейные проблемы, но и трудности, связанные с обучением в школе: смена класса, учителя, переход в другую школу, отставание от сверстников в связи с длительным заболеванием, оскорбительное поведение учителя и т. п.

Какие особенности у детской депрессии?

Важно понимать, что в силу возраста ребенок не может сказать, что с ним. Он не может осознать и передать своё душевное состояние, не может определить тоску или тревогу. Чаще всего дети жалуются на скуку, говорят, что им «печально», «грустно», «хочется плакать», «тяжело на сердце», Скука, слабость, грусть преобладают в первой половине дня. Днём отмечаются усталость, сонливость, головные боли. К вечеру, как правило, нарастает тревога с беспокойным взглядом, суетливостью, напряженностью. Сопровождается это бесцельным бегом по комнате, множеством лишних движений, раскачиванием туловища, метанием из стороны в сторону.

Главной особенностью детской депрессии является то, что она всегда «маскирована», то есть трудно распознаваема из-за обилия жалоб на здоровье (часто принимаемых за астению), негативизма, ворчливого настроения, повышения чувствительности, интеллектуальной недостаточности и нарушения поведения.

При депрессии у ребенка может возникать:

    нарушение питания, рвота, запоры, жидкий стул, боли в животе, нарушение аппетита;

    боли в сердце, нарушение ритма сердца, вегето-сосудистая дистония;

    кашель, нарушение вдоха;

    экзема, нейродермит, псориаз, кожный зуд;

    головные боли, обмороки, головокружения, временные нарушения слуха, зрения, речи (афония – нет голоса), утрата способности стоять и ходить.

    Длительное повышение температуры в пределах 37,1-38,0°C без воспалительного процесса.

Опасность такого проявления депрессии состоит в том, что она ограничивает возможности ребенка. Его начинают оберегать от всего, и ребенок фиксируется на себе и своих болезнях.

Интеллектуальная заторможенность проявляется замедленностью речи, долгом обдумывании ответов на простые вопросы, отказе от игр, требующих умственного напряжения и внимания, нежелании слушать некогда любимые книги. После 6-летнего возраста замедленность мышления нарастает, проявляясь в трудностях осмысления и запоминания учебного материала. При этом дети много плачут, причитая, что «все равно будет двойка». Не могут сосредоточиться, становятся крайне рассеянными, забывают приготовить уроки, принести в школу тетради и учебники, жалуются на то, что «силюсь понять и не понимаю».

К поведенческим нарушениям относится грубость, нарушение социальных норм, правил, снижение успеваемости. Вообще проявление депрессии в виде агрессии со спадом работоспособности, раздражительностью и робостью характерно для детей, начиная с раннего школьного возраста. Ребенку трудно встать утром, трудно соображать.

Как заподозрить что у ребенка депрессия?

С ранних лет человек имеет свой характер, свою линию жизни. Поэтому, стоит обращать внимание, если ребенок ВДРУГ:

    Плачет по малейшему поводу: при обиде, замечании или поощрении, при любом вопросе, предложении, приходе в дом постороннего, появлении новой игрушки и т. п.

    Злится, дерётся, ворчит, капризничает, грубит, просто «отбился от рук».

    Безразличен, чрезмерно послушен.

    Начал болеть, потерял аппетит, стал сонливым или его мучает бессонница. Он трудно засыпает, прерывисто спит, просыпается с плачем, видит страшные сны.

    Плохо соображает, плохо учится, недоволен собой.

    Стал бояться остаться одному на всем свете, потерять маму, что мама не придет в детский сад, что по дороге домой она попадет под машину или ее убьют бандиты, «мир погибнет», случится «конец света», «атомная война», «нейтронная война», «люди погибнут», «я умру».

    Неулыбчив, отказывается отвечать на вопросы, недоверчив, не хочет подойти к другим детям.

    Охотнее играет в одиночестве, избегает игр, требующих интеллектуального напряжения и внимания.

    Отказывается от любимых и новых игрушек, игра становится более примитивной, а младшие школьники возвращаются к забытым игрушкам и проводят за игрой весь день.

    Худеет, становится бледным, у него синева под глазами, понурая или напряженная поза, угрюмое или грустное выражении лица, беспокойный или потухший взгляд.

    Перестает отпускать от себя мать, просит взять на руки, покачать, в речи появляются младенческие интонации.

    Начал сосать палец, грызть ногти, кончики волос, воротничок, накручивать волосы.

    Стал медлителен. Он подолгу одевается, часто опаздывая из-за этого в школу, не может бегать на переменах, избегает подвижных игр, на уроках физкультуры выглядит вялыми и неуклюжими.

    Болезненно реагирует на малейшую несправедливость по отношению к себе и другим, испытывают острое сочувствие, в том числе по отношению к животным и неодушевленным предметам.

    Винит во всех проблемах тех, кто окружает: маму, папу, учителя, воспитателей.

Что могут сделать родители, чтобы помочь своему ребенку?

Родителям не стоит пытаться ставить диагноз самостоятельно и заниматься «самолечением». Если вы подозреваете депрессию у своего ребенка, нужно обязательно показать его специалисту. Депрессию диагностируют психологи. Они не имеют право выносить диагноз, но могут предположить наличие этого расстройства и направить к психиатру или психоневрологу, которые уже определят вид депрессии и подберут лечение, при необходимости, медикаментозное. Хорошо, если психолог и психиатр работают в тандеме и совместно с родителями помогают ребенку.

Дети нуждаются в том, чтобы их видели, слышали, чувствовали, осязали и любили. Чем больше эмоционального и физического контакта у родителей с ребенком, тем лучше. Укрепляйте привязанность вашего ребенка к вам. Как это сделать, хорошо написал Г.Ньюфелд в книге «Не упускайте своих детей». А ещё есть мнение, что ребенку в сутки нужно не меньше 20 прикосновений. В то же время хорошо, если у ребенка есть спокойное пространство, где он может побыть один.

Родители должны понимать, что для ребенка является стрессом любое изменение в жизни, как негативное, так и позитивное. Первое, что может сделать родитель - поговорить с ребенком, выяснить, как он относится к событию. Важно обсуждать с ребенком любые изменения: было так, а сейчас стало вот так. Это касается, в том числе смерти близких. Второе – принять состояние другого, не обесценивать переживания словами типа «да все у тебя хорошо». Непонимание со стороны окружающих только усугубляет депрессию. Поэтому родители могут посочувствовать и дать ребенку погоревать. Для ребенка важно чувствовать, что родители его понимают и не испуганы происходящим. Возможно, стоит снизить требования и учебные нагрузки.

Ребенок так устроен, что его социализация происходит через игру. Он проигрывает любую ситуацию. Поэтому полезно просто поиграть вместе. Дать ребенку возможность самому выбрать сюжет игры или обыграть конкретную тревожную ситуацию.

Родителям важно правильно реагировать на плохое поведение. Лень, нежелание учиться, грубость часто воспринимаются неправильно, и жесткие дисциплинарные воздействия только усиливает депрессию. Учить ребенка делиться своими переживаниями, быть открытым, развивать позитивное мышление – большой труд, как для родителей, так и для детей. Отмечайте даже маленькие успехи, фокусируйтесь на достижениях и надеждах. Вспомните, что получалось хорошо, что доставляло удовольствие, какие совместные занятия радовали и снова начните это делать.

Белоусова Екатерина ,
психолог

На чтение 6 мин. Просмотров 1.1k. Опубликовано 08.09.2018

Принято считать, что депрессивное состояние – удел взрослых. Но современный ребенок живет в постоянном информационном потоке, нередко испытывает стресс, особенно это актуально для младших школьников и подростков. Сегодня мы поговорим, почему возникает депрессия у детей, как своевременно распознать тревожные признаки, и что нужно делать в подобных ситуациях.

Депрессия у детей до 3 лет

Детская депрессия не всегда возникает по вине родителей, психоэмоциональные патологии стремительно молодеют, поэтому вырастить ребенка с абсолютно здоровой нервной системой и психикой практически невозможно.

Проблема может возникнуть в любом возрасте, нередко патологию диагностируют у малышей до 3 лет, но чаще всего депрессивные состояния проявляются у младших школьников и подростков.

Причины психоэмоциональных нарушений у маленьких детей:

  • гипоксия и асфиксия, внутриутробные инфекционные патологии, тяжелые роды;
  • тяжелые заболевания в раннем возрасте;
  • генетический фактор психоэмоциональные нарушения передаются по наследству практически всегда;
  • потеря ощущения безопасности и защищенности при разрыве эмоциональной связи с мамой;
  • агрессия, насилие в семье, наличие у родителей алкогольной зависимости – страх громких звуков имеет врожденный характер, поэтому постоянные скандалы негативно отражаются на физическом, умственном и эмоциональном развитии малыша.

У малышей депрессия проявляется в виде плохого аппетита, частых приступах рвоты, малыш плохо или совсем не набирает вес, наблюдается заторможенность, повышенная возбудимость

Если ваш ребенок часто болеет, вы бесконечно ходите по разным врачам, а толку ноль, то причины, скорее всего, кроются в проблемах с психикой и нервной системой.

Депрессия дошкольников – причины и симптомы

По мере взросления ребенка усложняется его психика, на ее нормальное функционирование влияет множество факторов – атмосфера в семье, первый опыт социализации, стремительное развитие речи и мышления.

В 3-6 лет депрессивные состояния проявляются не только через соматические признаки, но и наблюдаются перепады настроения, ребенок еще не может понять, что с ним происходит, но внимательные родители заметят нарушения.

Симптомы депрессии у дошкольников:

  • вялость, апатия, ребенок не проявляет интерес к играм и любимым занятиям;
  • стремление побыть в одиночестве;
  • ребенок часто жалуется на скуку, плачет без видимых причин;
  • появляются различные страхи и фобии;
  • мимика становится скупой, голос тихим, малыш ходит сгорбившись.

Из соматических проявлений чаще всего возникают диспепсические расстройства – диарея, запор, тошнота, боль в животе, наблюдается беспричинное повышение температуры, ломота в мышцах, головная боль.

Депрессивные состояния у младших школьников

Когда ребенок поступает в школу, у него увеличиваются социальные и учебные нагрузки, нужно учиться правильно вести себя со сверстниками и учителями, правильно ставить цели, уметь планировать время и соблюдать правила. При этом психика еще сформирована не до конца, усталость и постоянное напряжение негативно влияют на эмоциональное состояние.


К основным причинам депрессии, биологическим и семейным, добавляются проблемы и конфликты с одноклассниками и педагогами, учебные нагрузки, в возрасте 7-12 лет происходит очередной этап становления личности, ребенок пытается быть взрослым и самостоятельным, но получается это не всегда, что и провоцирует развитие психоэмоциональных нарушений.

Но есть и небольшие плюсы, в этом возрасте дети уже могут объяснить словами свои чувства, они начинают жаловаться на грусть, тоску, апатию, бесконечную усталость.

Дети до 10-12 лет не умеют описывать и понимать собственное настроение, что значительно затрудняет диагностику в раннем возрасте. У дошкольников и младших школьников психоэмоциональные нарушения проявляются в виде соматических симптомов, физических недомоганий.

Симптомы депрессии у младших школьников:

  • снижение или полное отсутствие интереса к учебе, хобби, развлечениям;
  • избегание контактов со сверстниками, родителями;
  • ребенок остро реагирует на любые замечания, критику;
  • рассеянность, ухудшение памяти и внимания – все это негативно отражается на учебе, что только усугубляет ситуацию;
  • необоснованные приступы гнева, вспыльчивость, раздражительность – эти симптомы появляются в 10-12 лет.

Депрессию сопровождают и физические патологии – сердечная и головная боль, дискомфорт в желудке, нередко в этом возрасте развивается вегетососудистая дистония.

Подростковая депрессия

Пубертатный возраст – «чудная» пора, как для родителей, так и для подростков. Гормональный всплеск усугубляет все психоэмоциональные проблемы. После 12 лет развиваются скрытые депрессии, поскольку ребенок становится замкнутым, нередко прибегает для успокоения к алкоголю, наркотическим веществам, начинает курить.

Причины депрессии:

  • неудачи в отношении с противоположным полом;
  • частые конфликты с ровесниками, поскольку подростки постоянно пытаются доказать, что они лидеры;
  • внутренние конфликты и противоречия;
  • неудовлетворенность собственной внешностью;
  • увлечение компьютерными играми, поток ненужной информации из интернета;
  • увеличиваются нагрузки в школе, все чаше встает вопрос и будущей профессии.

Среди причин развития депрессивных состояний у подростков семейные проблемы отходят на второй план, лидирующие позиции занимают взаимоотношения с ровесниками – авторитет сверстников намного превышает родительский.

Проявление психоэмоциональных расстройств во многом схожи с симптомами депрессии у младших школьников, но перепады настроения, появляются чаще, нередко добавляются мысли о смерти и попытки суицида.

Методы лечения

Самостоятельно справиться детской или подростковой депрессией невозможно, не стесняйтесь обратиться за помощью к детскому невропатологу, психологу или психотерапевту – последствия запущенных депрессивных состояний намного страшнее, чем визит к специалисту.

Лечение проводят только комплексное, с учетом возраста пациента, степени тяжести патологии.

Как лечить депрессию

  1. Медикаментозная терапия. Не пытайтесь подобрать лекарства самостоятельно по совету родственников и знакомых, список антидепрессантов велик, все препараты имеют противопоказания, побочные эффекты, нередко вызывают привыкание. Поэтому назначать их должен только врач.
  2. Рефлексотерапия, физиотерапия – эти методы считаются вспомогательными, но на ранних этапах развития депрессивных состояний неплохо помогают.
  3. Психотерапия. Сеансы проводят с детьми старше 3 лет, для подростков этот метод лечения очень важен. Существует множество современных видов коррекции психоэмоциональных нарушений – арт-терапия, лечение цветом и музыкой, танцевальная терапия, медитация, к гипнозу специалисты прибегают в крайних случаях.

Чтобы лечение было успешным, нужно нормализовать режим дня – ребенок должен высыпаться, правильно и сбалансировано питаться, больше двигаться. В корректной форме вам нужно ограничить времяпровождение в социальных сетях, компьютерных играх.

Проявляйте искренний интерес к влечениям ребенка – что читает, слушает, смотрит, и не спешите критиковать, у каждого поколения свои кумиры, с этим нужно смириться и попытаться понять.

Умейте идти на компромиссы, учитывайте мнение ребенка, не впадайте в истерику, если подросток решил стать актером или музыкантом, а не получить престижную и нужную, с вашей точки зрения, профессию.

Заключение

Быть родителями – тяжелый, круглосуточный труд, дети практически постоянно выходят из одного возрастного кризиса, чтобы погрузиться в другой сложный период. Любовь, внимание, умеренная забота, хорошие отношения в семье, совместные прогулки и отдых – все это поможет вам легче перенести или вовсе избежать депрессивных состояний у ребенка, и сохранить собственные нервы.

Расскажите в комментариях, приходилось ли вам сталкиваться с детской или подростковой депрессией, что помогло вам справиться с неприятной проблемой.

Депрессия у ребенка – опасное состояние, требующее повышенного внимания со стороны родителей. Нередки случаи, когда она сопровождается . Детская депрессия и ее проявления нуждаются в оперативном лечении.

Депрессивное состояние у ребенка часто внешне проявляется в виде лени, эгоизма, неуживчивого характера, пессимистического настроения. Однако ни ребенком, ни родителями оно не воспринимается как болезненное, хотя определенно требует вмешательства со стороны врачей. Ведь при своевременной постановке диагноза и при имеющихся методах лечения: психотерапевтических, физиотерапевтических и фитотерапевтических, возможно снятие депрессии на ранних стадиях.

Некоторое время назад психиатры не могли с уверенностью сказать, существует ли детская депрессия в принципе, ведь ее проявления у детей достаточно сложно выделить из-за их стертости. Депрессия в детском возрасте зачастую маскируется под , неуспеваемостью в школе, отсутствием контактов с ровесниками. Чтобы выявить эту болезнь, нужно знать, что такое детская депрессия.

Дети и причины развития у них депрессии

Вот ряд важных факторов, оказывающихся причиной становления депрессивного состояния:

  • Прежде всего – это разноплановые проблемы в семье. Это могут быть частые семейные конфликты, семья без отца-матери, чрезмерное попечительство со стороны матери, либо наоборот – недостаток родительского участия, пренебрежение со стороны родителей сексуальными вопросами воспитания полов;
  • Патологические проявления раннего неонатального периода, сопровождающиеся гипоксией плода, энцефалопатией, асфиксией при рождении, а также разнообразные инфекции внутриутробного характера, оказывающиеся причиной поражения мозга;
  • Подростковая перестройка организма с избытком гормонов, сопровождающаяся новыми для ребенка явлениями: месячными у девочек, поллюциями у мальчиков, множественными прыщами на теле у обоих полов;
  • Непостоянство места жительства, с частой его сменой и невозможностью заведения постоянных контактов;
  • Отставание в учебе, сопровождающееся психологической уязвимостью перед одноклассниками;
  • Эксплуатация достижений информационных технологий, со сжатием целого мира до экрана компьютера, что фактически снижает потенциал живого общения;
  • Наличие тяжелых стрессов разного характера.

Если развитие депрессии происходит на фоне полного благополучия, что также вполне возможно, то вероятнее всего из-за протекающих в мозгу биохимических процессов. Также подобное состояние может быть вызвано разрушением имеющихся идеалов, что выражается в прострации и в бессилии перед жизненными невзгодами.

Статистически подтверждены данные, свидетельствующие о развитии депрессии у 50 % детей, родители которых, так или иначе, страдают от этого же недуга. Поэтому, причины развития депрессии у детей связаны и с генетикой.

Симптоматика детской депрессии

На сегодня определены три фазы подросткового депрессивного состояния, поскольку именно подростки наиболее подвержены ее воздействию. Ранняя фаза – это период с 12 до 13 лет, средняя – с 13 до 16 и поздняя – после 16.

Три снижения, три симптоматических кита – классическое проявление депрессии. Это снижение: функций мышления, настроения и подвижности.

Самыми тяжелыми являются случаи проявления, сопряженные с возникновением суицидальных переживаний, которым предшествует достаточно длительный период депрессии (до года). Таковое течение заболевание наиболее опасно. Симптоматика детской депрессии в таком случае выражается в снижении активности ребенка, в потере интереса к друзьям, учебе, играм, в отсутствии взаимопонимания с окружающими.

День сопровождается крутыми перепадами настроения, начиная с приподнятого с утра, и до подавленного вечером. Дети, страдающие от депрессии, теряют интерес к окружающему, их ничего не радует, они сетуют на непонимание со стороны сверстников и учителей, конфликтуют с ними. Периоды веселого и шутливого настроения весьма недолги, быстро сменяются очередной волной подавленности.

Когда дети, в большинстве своем по природе шустрые и ищущие, вдруг перестают двигаться и замирают в одной позе либо подолгу лежат, стоит этим озаботиться. Труд не в удовольствие, речь приглушенная, замедленная реакция на вопросы, нередки ответы простым кивком головы, потеря аппетита и зацикливание на чем-то плохом, нарушение функции сна — все это проявления детской депрессии, на которые немедленно следует реагировать и ни в коем случае не затягивать процесс развития психического заболевания.

Родители для ребенка — это шанс противостоять депрессии:

  • родители не должны молчать, они должны интересоваться жизнью своего ребенка, разговаривать с ним, вникать в его проблемы;
  • родителям просто необходимо интересоваться тем, что ребенок делает после школы и в чьем обществе он проводит свое свободное время;
  • родители должны обращать внимание на текущую интонацию в разговоре, на планируемые ребенком занятия следующего дня;
  • родители обязаны контролировать времяпрепровождение своих детей, сколько времени они проводят в ничегонеделании и выявлять его причины, не скрываются ли они в потере интереса к окружающей действительности.

Лечение детской депрессии

Депрессивное состояние у детей не может быть устранено без помощи специалиста. Врач психотерапевт, особенно при тяжелых проявлениях депрессии, сопровождающихся заявлениями мыслей о суициде, должен рекомендовать стационарное лечение.

В период нахождения ребенка в больнице ему могут назначать даже антидепрессанты. Если определена легкая форма течения болезни, то достаточным будет ее лечение в домашних условиях, с посещением школы и выполнением обычных домашних дел.

Впрочем, ни один из методов лечения детской депрессии не может быть эффективным, если отсутствуют благоприятные для внутрисемейного климата изменения. Родители обязательно должны вникать в суть проблем, происходящих с ребенком, не отстраняться от него, а наоборот, погрузиться в его проблемы, чтобы конструктивно помогать в преодолении возникающих разноплановых трудностей. В целях профилактики ребенку необходимо проводить достаточно времени на свежем воздухе, избегать переутомления и достаточно отдыхать.