Особенности этнической культуры. Основные характеристики этнических особенностей взаимодействия людей Описание этноса

ВВЕДЕНИЕ

В каждого человека его принадлежность к тому или иному этносу играет чрезвычайно важную роль в нахождении своего места в социальном пространстве и задевает саамы сокровенные чувства по поводу собственной этнической соотнесенности (идентификации). Но не только для отдельной личности, но и для целого государства этнические процессы выступают на первый план, приобретают первостепенную значимость. «Напряженность» вместо «нормы» в развитии этнических процессов является показателем социального неблагополучия, аномалии в жизни социума. Эта напряженность может привести к трагическим событиям и даже войне между этносами.

Знание психологических особенностей того или иного народа, понимание значимости этнического сознания в развитии социальных процессов необходимо каждому члену общества, чтобы способствовать его стабильности, чтобы правильно строить свои взаимоотношения с представителями других этносов. А некоторые социологи, прогнозируя будущее, даже утверждают, что этническое самосознание станет главной идеологией в мире. Вот почему этническая проблема так интересна для социологов.

1. ЭТНОС И ЕГО ПРИЗНАКИ

Существует множество определений понятия «этнос», в которых фиксируются такие моменты, как общность норм и ценностей, общность языка и самосознания, укладка жизни, общность происхождения и межпоколенная связь. Этнос подвергаю анализу в качестве субъекта межнациональных отношений, его рассматривают как социопсихологическую ауру, внутри которой складываются межличностные отношения.

В социологии принято, что «этнос» - это исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая общность людей, обладающих сходными, относительно стабильными особенностями культуры (включая язык) и психики, а также самосознанием, то есть осознанием своего единства и отличия от всех других подобных общностей, что выражается в названии этноса (этнониме).

Целесообразно различать объективные факторы, обусловливающие само зарождение этноса, и признаки, возникающие в процессе формирования этнических общностей. К этнообразующим факторам относятся: единство территории, природные условия, экономическая связь и т.п., но это не этнические категории. К этническим признакам в узком смысле этого слова, отражающим реальные различия между этническими общностями, относятся особенности в области этнического самосознания и культуры этноса.

Важнейшим этническим признаком является этническое самосознание. Оно представляет системой, содержащие элементы двух видов – устойчивые образования (отношение к ценностям и идеалам), а также подвижные, социально-психологические моменты (чувства, эмоции, настроение, вкусы, симпатии). Итак, этническое самосознание имеет сложную структуру: в него входят как когнитивные компоненты – представление об образе своего этноса, так и эмоциональные, а также поведенческие. Этническое самосознание включает суждение членов этноса о характере действий своей общности, ее свойствах и достижениях. В самосознание этноса мы найдем представления об историческом прошлом своего народа, о его территории, языке, культуре, мироздании, и обязательно суждения о других этносах. Необходимо подчеркнуть, что сопоставления себя с другим народом, а порой противопоставление выступает необходимой социально-психологической основой для осознания этносом своих особенностей. Образ «Мы» и образ «Чужие» формирует осознание принадлежности к этнической группе, а также «Мы - чувства». Это означает, что образ «Мы» эмоционально окрашен и очень изменчив.

В современном обществе многие русские имеют слабое представление о прошлом своего народа, а набор идентификаторов становится все уже (обычно он включает в себя язык, особенности культуры). Отнюдь не каждый русский, например, может воспроизвести весь текст – от начала до конца, хотя бы одной русской народной песни. Этническое самосознание включает в себя так же как значимый компонент, определяющий поведение этноса, - интересы. Именно интересы, понимаемые как этнические, регулируют поведение этноса и считаются «мотором этнического самосознания». В структуре самосознания есть несколько исторических пластов, в том числе и архаичный, который не исчезает полностью со временем, а сохраняется в священных книгах, в коллективной памяти, легендах и мифах.

В качестве важнейшего структурного элемента этнического самосознания выступает неповторимость его характера. Характер этноса – это не характер индивидуума, а совокупность специфических психологических черт, присущих социально-этнической общности. То есть отнюдь не каждый индивидуум наделен всеми присущими этносу чертами характера. И все же он должен нести в себе некоторые основные черты этноса в том или ином варианте. В пользу реальности характера народа, особенности психики этноса служит тот факт, что часто одни и те же чувства – горе, радость, удивление и др. переживаются представителями разных этносов в своей особенной форме. Всестороннюю, тонкую оценку социально-психологическим особенностям русского народа дали такие выдающиеся философы, как Н.И. Бердяев, С.Л. Франк, В.С. Соловьев и др. К социально-психологическим особенностям русского народа они отнесли такие черты, как терпение и мужество, замечательное упорство, а также тяготение к крайностям, равнодушие к праву и закону, отожествление зла и насилия с государственной властью, стремление к свободе и презрение к либерализму, влечение к исповеданию какой-то ортодоксальной веры.

В психологии этноса большое место занимают этнические стереотипы, которые аккумулируют коллективный опыт. Этнические стереотипы – это приписывание определенных черт народу. Однако стереотипы могут быть истинными и ложными. Этнические стереотипы, предписывающие, что французам свойствен юмор, немцам пунктуальность, а японцам - невозмутимость перед опасностью, не столь очевидны, и возникает вопрос – а достоверны ли эти черты? Этнические стереотипы в самосознании отражают действительные и воображаемые черты. Этнические стереотипы, существующие в каждой культуре этноса, содержат, как правило, положительное отношение к «своим» и отрицательное – к «чужим». Каждый из нас может вызвать в своем сознании негативный стереотип внешнего облика какого-либо чужестранца. Психологическая мотивация такого разграничения – форма самоутверждения, базирующаяся на сознании собственного превосходства. Негативные стереотипы живут долго, существуют и поныне, хотя, конечно, результат взаимодействия народов и культур значительно ослабил их влияние. Каждая этническая общность имеет свои стереотипы поведения. В стереотипном поведении одним и тем же действиям придается различное содержание в этнических культурах или одно и то же содержание выражается в различных действиях. Самое важное, что нужно уяснить из знакомства с проблемой этнических стереотипов, - это то, что их достоверность относительна, они могут воспроизводить объективные особенности этноса, те или иные его реалии, но их нельзя считать характеристикой народа. Другим важнейшим этническим определителем выступает язык, который выполняет роль консолидирующего фактора в сохранении этнической группы.

Невозможно подробно рассмотреть все культурные признаки этноса. Для социологии важны те элементы культуры этноса, которые становятся осознаваемой опорой в межэтнических различиях. Иными словами, для этносоциолога первичную значимость имеют те культурные характеристики, которые используются в качестве маркеров для дифференциации этнических общностей.

2. ИДЕОЛОГЕМЫ ЭТНИЧЕСКОГО САМОСОЗНАНИЯ

«Образ» народа, представления о других народах формируются в значительной степени под влиянием государственной идеологии, влиянием элит и лидеров. Роль идеологии в статусе этнического самосознания невозможно переоценить.

Философы, историки, политики, художники, писатели, кинематографисты, журналисты, юристы, экономисты – именно эта элита вырабатывает идеи приоритета этноса и предлагает способы их реализации.

События, происшедшие в бывшем СССР, являются доказательством огромной практической роли местных элит в распаде СССР. Какие же идеологемы оказались наиболее популярными в этническом самосознание здесь, на территории ушедшей в прошлое огромной державы?

Во-первых, идеологема престижа и значимость языка и культуры. Но эта этнокультурная, языковая, на первый взгляд тематика с невероятной быстротой приобрела политический смысл. Первыми кто поставил вопрос на обсуждения были представители эстонской интеллигенции (потребовавшие придания эстонскому языку статус государственного). Знание языка стало требованием не только при занятии командной должности, но и при получении гражданства.

Во-вторых, идеологема ущерба народа. Виновниками в депортации народов, в жестком политическом контроле, в ущемлении чувств достоинства этноса были названы не государственная власть, не ее придержатели, а русские люди.

В-третьих, идеологема собственной государственности. Бывшие союзные республики потребовали независимости, а республика РФ – суверенитета. Элита этнических общностей обратилась к мобилизации исторической памяти, стремясь обосновать правомочность своих претензий. Причем подобные процессы происходили повсеместно. Идеологический уровень этнического самосознания находится под своеобразным контролем любого государства.

3. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЭТНОСА

Оригинальную концепцию происхождения и развития этносов разработал русский ученый Л.Н. Гумилев, которую он назвал пассионарной теорией этногенеза. Согласно его позиции, этнос возникает как результат адаптации человека в биоценозе, т.е. совокупности растений и животных, принадлежащих к одной среде обитания – ландшафту. Ландшафт является как бы причиной и условием формирования этноса. Таким образом, здесь этнос возникает как биофизическое явление, как часть природы. Пассионарии, эти «экстремальные особи», - завоеватели территории, создатели культуры, добивающиеся поставленных целей, формируют единство этноса, его ядро. пассионарный инстинкт или инстинкт деятельности, способствует объединению этноса, его развитию во всех областях. Таким образом Л. Гумилев считает, что этносы живут и умирают не столько как социальные, сколько как биофизические общности.

Другой взгляд на происхождения этноса высказывает Ван ден Берг. Он полагает, что этнические группы произошли на основе генетического родства прошлом. Естественный отбор способствует сплочению организмов, ибо поддерживая себе подобных, тем самым содействует выживаемости. Этот исследователь объясняет этничность как «расширенную форму родственного отбора и связи». Ван ден Берг говорит о необыкновенной глубине этнических корней и утверждает, что по силе с ними не могут сравниться ни классовая, ни религиозная принадлежность.

Э. Смит, объясняет происхождение этносов на основе «коллективного бессознательного», тех архетипов (мифов, символов, воспоминаний, стереотипов), которые складывались в течение тысячелетней истории каждого народа и повлияли на образование различных этносов. У каждой этнической группы за всю ее историю накапливаются мифы, воспоминания, стереотипы, связанные с восприятием образов других народов. Корни враждебного отношения к чужим народам, по мнению Э. Смита, находятся на уровне этого «коллективного бессознательного».

Несмотря на различия и оттенки представленных точек зрения на проблему происхождения этносов, все они имеют общее. Он состоит в признании объективности процессов рождения, формирования этнических образований.

Этничность – это продукт человеческого сознания, и она имеет иррациональную природу.

4. ЭТНОС И ЕГО СТРУКТУРА

Этнос - это основная единица этнической классификации человечества, наряду с которой существуют этнические общности различного порядка (племя, народность, нация и др.).

Этнос может иметь различную структуру. Он может состоять из 1) этнического ядра - компактно живущей на определенной территории основной части этноса, 2) этнической периферии -компактных групп представителей данного этноса, так или иначе отделенных от основной его части, и, наконец, 3) этнической диаспоры - отдельных членов этноса, рассеянных по территориям, которые занимают другие этнические общности.

Этнос может быть весь подразделен на субэтносы - группы людей, отличающиеся своеобразием культуры, языка и определенным самосознанием. В таком случае каждый из членов этноса входит в какой-либо из составляющих его субэтносов. Так, грузины делятся на картлийцев, кахетинцев, имеретин, гурийцев, мохевцев, мтиулов, рачинцев, тушин, пшавов, хевсуров и т.п. У членов такого этноса существует двойное этническое самосознание: сознание принадлежности к этносу и сознание принадлежности к субэтносу.

Основная часть русского этноса не подразделена на субэтносы. Северные великорусы и южные великорусы таковыми никогда не были, несмотря на культурные и языковые различия. Ни те, ни другие никогда не обладали собственным самосознанием. Это не субэтносы, а всего лишь этнографические группы. Несколько субэтносов существовало и в какой-то мере продолжает существовать в основном на периферии русского этноса. Это - поморы, донские, терские, уральские казаки, колымчане, русско-устьинцы на Индигирке и т.п. Но подавляющее большинство русских сейчас прямо входит в свой этнос, минуя и этнографические группы, и субэтносы.

Этнос – общая расовая, языковая или национальная идентичность социальной группы. Этнос может объединять людей по нескольким признакам: культурным (язык, традиции, обычаи), религиозным (идеологическим), национальным (политическим), генетическим (расовым) (например, говорят – "он этнический русский", то есть – русского происхождения, хотя сам индивид, может быть, и не догадывается об этом).

Этническая общность – совокупность людей, объединенных общими этническими признаками и осознающих свою принадлежность к данному этносу. Этническая группа – устойчивая группа людей , имеющих общую историю, обычаи и идентичность , а в большинстве случаев и язык , и религию , осознающих себя как единое целое .

В недавнем прошлом, когда различные этносы существовали сравнительно локально, изолированно друг от друга (препятствием для смешивания служили как национальные границы, так и культурные (языковые, религиозные и т.п.) различия, этноцентризм (тенденция судить о поведении других групп по стандартам собственной группы, нетерпимость к иным этносам и культурам)), этническая общность и этническая группа были идентичны друг другу. Следствием массовых миграций народов мира в ХХ в. стало то, что в настоящее время этническая общность охватывает всех представителей того или иного этноса , где бы они ни проживали, даже если их не объединяет ничего, кроме происхождения и самоосознания принадлежности к этому этносу; этническая группа, как правило, существует в пределах национального государства , либо на определенной территории в составе государства (автономная республика, область, округ, район), что позволяет ее представителям активно взаимодействовать и воспроизводить в каждом последующем поколении структуру своего этноса.

Структура этноса включает: 1) язык (речь, манеру общения, мимику, жесты); 2) бытовую культуру (одежду, приготовление пищи, вид и обстановку жилища); 3) обычаи и традиции (праздники, обряды, типичные модели поведения, трудовую, досуговую и иную деятельность); 4) этническое самосознание (самоидентификацию – осознание себя принадлежащим к той или иной группе , в данном случае – этнической); 5) этническое родство (чувство этническойсолидарности – осознание общности происхождения, интересов, потребностей с другими представителями данной группы); 6) самоназвание (этноним , например, русские). Этносы возникли в глубокой древности, существуют сегодня и, очевидно, сохранятся в обозримом будущем , придавая своеобразие социокультурным общностям людей.

Исследователи выделяют три исторических формы существования этнических групп: 1) племя – людей, объединенных родовыми и социальными связями (важнейшие признаки племени: этнокультурная общность, этническое самосознание и самоназвание); 2) народ – общность, объединенную преимущественно социально-экономическими связями и характеризующуюся более высоким уровнем развития языка, материальной и духовной культуры; 3) нацию – наивысшую на сегодняшний день историческую форму этнической группы, объединенную, главным образом, экономическими и политическими связями. Нацию отличают : 1) специфическое национальное самосознание ; 2) развитой, литературный язык; 3) профессиональная культура; 4) устойчивый социально-классовый состав, соответствующий эпохе промышленно-научного развития; 5) национальная государственность или развитое движение за ее достижение; 6) экономическая общность на основе национальной государственности.

Исторически племя возникает в период формирования родоплеменного строя и преобразуется в народ на стадии появления государства. Однако некоторые этнические группы и до сегодняшнего дня существуют в виде племени (в странах Центральной Азии, Африки, Латинской Америки). Этническая группа в форме народа существовала в традиционных государствах докапиталистической эпохи . В период капитализма (в Западной Европе – с XVI–XVII вв.) появляются первые нации, объединенные в границах государств современного типа . Однако и до сегодняшнего дня не все народы мира стали нациями. Процесс трансформации народов в нации является важнейшей особенностью современного этапа развития этнонациональных отношений (6.2).

Понятие нация – одно из наиболее сложных в современной социологии. Существует два различных подхода к его толкованию. Первый исходит из того, что нация – это совокупность граждан того или иного государства . В такой трактовкенациональное означает – государственное (например, национальные интересы = государственные интересы), национализм – любовь и уважение к своей нации, своему государству (национализм в данном контексте = патриотизм ). Сторонники второго подхода понимают под нацией форму этнической группы , представляющую собой политическую общность граждан какого-либо государства, республики или автономии в составе государства, либо общность,выражающую стремление к своему государственно-политическому оформлению. При таком понимании нации национальное следует трактовать как этническое (например, национальные отношения, национальный вопрос (6.3)).Национализм в многонациональном (полиэтническом) государстве – стремление к доминированию своей этнической группы по отношению к иным группам, неуважение к интересам и потребностям других наций, борьба за образование своего независимого государства и выход из состава страны (национализм = сепаратизм). В некоторых странах, где в силу численного превосходства и господствующего положения в обществе одна этническая группа объективно доминирует над другими, может возникнуть шовинизм – крайняя форма национализма, состоящая в проповеди национальной исключительности , направленная на разжигание национальной вражды и ненависти .

Наличие двух различных трактовок понятия нации в последнее время нашло выражение в появлении двух новых терминов: нация-государство и нация-этнос (или этнонация ). При этом одно понятие не противоречит другому. Например, в России нация-государство – это все ее граждане, россияне , этнонации – этнические группы , имеющие свои государственные образования (русские в России, якуты в Республике Саха (Якутия), чукчи в Чукотском автономном округе и т.д.).

В 1990-е гг. в России возникла дискуссия о сущности нации. Ряд исследователей (Э.В. Тадевосян, В.А. Тишков и другие) поставили под сомнение само ее существование, полагая, что понятие "нация" было порождено в свое время сугубоидеологическими соображениями и в политических целях – оно служило консолидации тех или иных этнических групп под национальными знаменами и способствовало приходу к власти лидеров и групп, эксплуатирующих чувство этнической солидарности граждан. По мнению этих исследователей, нация существует лишь как политическая общность граждан данного государства (безотносительно их этнической принадлежности), этнонация – опасная выдумка политиков , чреватая острыми межнациональными конфликтами, войнами, распадом некогда единых многонациональных государств и т.д. С этим мнением можно согласиться, однако, имея в виду идею П. Бурдье, высказанную им о социальных классах (4.3), приходится признать, что до тех пор, пока понятие этнонации укоренено в сознании миллионов людей и пока этнонациональные чувства управляют их социально-политическим поведением , нации являются реальными элементами социальной структуры современного общества.

5. СООТНОШЕНИЕ ПОНЯТИЙ «ЭТНОС» И «НАЦИЯ»

Чаще всего в обыденной речи понятия «этнос» и «нация» употребляют как синонимы, как равнозначные понятия. Так говорят о польском народе и о нем же говорят как о нации, немецкий народ – это этнос, народ, он же является и нацией. Возникает естественный вопрос: можно ли между ними поставить равенство?

Если говорить о политической практике, то слово «нация» и производное от него «национальность» употребляется в смысле «народ» и все население страны. И сегодня «нацией» называют граждан государства. Четкости в использовании данного понятия не было и в ХХ веке, в том числе и в отечественной науке. Дискуссии вокруг употребления понятий «этнос» и «нация» возникают с периодическим постоянством. Последние десятилетие ХХ века показательно по накалу страстей вокруг этой проблемы.

Другая точка зрения, которой придерживаются исследователи, заключается в различии этих социально-исторических организмов, какими являются этнос и нация.

Такова, например, позиция Ю. И. Семенова. Он считает что эти понятия относятся к разным социальным сферам и отражают разные процессы. Этносы возникли в глубокой древности, в период разложения первобытного общества. Нации начали формироваться в период зарождения буржуазного общества.

Когда рассматривают этнос, то обращаются к анализу его этнокультурных особенностей – таких как язык, традиции, обычаи, умственный и духовный строй народа (менталитет), этнические стереотипы и т.д.

Сущность нации наиболее четко проявляется в национальных движениях, относящихся к политической сфере. Национальные движения – это огромная общественная сила – направлены на достижение определенных целей, и, как правило, политических. Нация означает совокупность людей, имеющих одно общее отечество. Отечество это та территория на которой поживает население страны, а нация в этом случаи является соотечественниками. Такое сознание может родиться только в борьбе за создание единственного централизованного государства.

В результате борьбы дискриминируемый этнос становится нацией, противопоставляющей себя остальному населению. Так начинается процесс «нациезации» этноса, ведущий к отделению и образованию самостоятельного государства. В границах централизованных государств население чаще всего полиэтнично, оно отличается по языку и культуре. Так во Франции различные этнические общности до сих пор не ассимилировались, но это не мешает кельтам, баскам, корсиканцам войти в состав французской нации.

Дискриминация какого-либо этноса, отсутствие у него определенных прав по сравнению с другими этносами может привести к борьбе с этой дискриминацией. Однако национальная идея в условиях демократии используется политиками в своих собственных целях, а тезис о праве нации на самоопределение может привести к распаду полиэтничного государства, к конфликтам между народами, к превращению идеологемы собственной государственной независимости в идеологему приоритета титульного этноса.

Именно такой ход действий подтвердил весь опыт распада бывшего СССР.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На современном этапе развития человечества есть целый ряд национальных проблем, которые обострились во многих странах. Хотя, безусловно, имеются особенности проявления национальных и этнических отношений в разных странах, тем не менее, есть общее, интересующее этносоциологию, - социальное положение человека как представителя нации, его национальное самосознание, национальная культура, язык, т.е. все то, что определяет национальную самобытность людей. Но особую значимость эти процессы приобрели для России и всех бывших союзных республик, ныне независимых государств, ибо обострение межнациональных и этнических противоречий грозит обернуться серьезными социальными потрясениями.

Рассматривая национальные и межнациональные отношения, следует отметить, что в духовной сфере нет незначительных вопросов. Игнорирование даже небольших, на первый взгляд, проблем способно при определенных обстоятельствах превратить их в серьезную конфликтную ситуацию. Локальность этих конфликтов несоизмерима с их значением в идеологическом аспекте: они быстро становятся достоянием всего общественного сознания и оказывают влияние на функционирование всей общественной жизни.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Социология, серия «Учебники и учебные пособия»/ Т.Л. Кончанин, С.Я. Подопригора, С.Н. Яременко.

2. Русские этносоциологические очерки. / Под ред. Ю.В.Арутюняна

3. Арутюнян Ю.В., Дробижева Л.М., Сусоколов А.А.\ Этносоциология.

Понятие этноса. Этнос - это «исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающих общими чертами и стабильными особенностями культуры (включая язык) и психического склада, а также сознанием своего единства и отличия от других подобных образований» (Краткий словарь по социологии. - М., 1988. - С. 461). Этническая или национальная принадлежность человека, как установлено, определяется прежде всего языком, который он считает родным, и культурой, стоящей за этим языком.

В различных странах этнос можно рассматривать как фактор социализации разного уровня. В национальных государствах, где подавляющее большинство жителей принадлежит к одному этносу, он - макрофактор. В том случае, когда какой-либо этнос представляет собой интенсивно общающееся национальное меньшинство в том или ином поселении, он - микрофактор (Гарлем в Нью-Йорке). В России этнос - мезофактор, так как даже многочисленные этносы, имеющие собственную государственность (автономные республики), не могли не испытать на себе влияния других этносов и не воспроизвести в своей жизнедеятельности характерные для них свойства и признаки (А. В. Мудрик).

Известно, что современное человечество многообразно по своему составу. Оно имеет две-три тысячи этнических общностей. Существующие сегодня на Земле государства (их около двухсот) полиэтничны. Это заставляет смотреть на этнические проблемы как на наиболее приоритетные в политике любого государства, в том числе и России.

Влияние этноса. Каждый этнос имеет специфические особенности, совокупность которых образует его национальный характер или психический склад, которые проявляются в национальной культуре. Этнопсихологи выделяют такие различия, например, в характере и традициях труда людей, в особенностях быта, представлениях о семейных взаимоотношениях и взаимоотношениях с другими людьми, о добре и зле, красивом и некрасивом и т.п.

Нужно иметь в виду, что этнические особенности характеризуют не отдельного человека, а многочисленные группы - нации. Формируются они в течение веков и даже тысячелетий под влиянием природно-географической среды, экономических, социальных, религиозных и других обстоятельств, в которых проживает тот или иной этнос.

Наиболее очевидно этнические особенности проявляются на уровне обыденного сознания. Например, пунктуальность как черта личности, имеющая высокую оценку у немцев, малозначима для испанцев и еще меньше для жителей Латинской Америки.

Этнос как фактор социализации подрастающих поколений нельзя игнорировать, но не следует и абсолютизировать его влияние. "Гак, при сравнительном изучении воспитания в многочисленных, не похожих друг на друга культурах обнаружилось, что во всех них стремились воспитывать одни и те же черты у детей каждого пола. У мальчиков основное внимание уделялось развитию самостоятельности и стремления к успеху, у девочек - чувства долга, заботливости и покорности. Но существуют общества, в которых шаблоны воспитания иные, и в них мужчины и женщины ведут себя иначе (Шибутани Т. Социальная психология. - С. 424).


Все народы стремятся воспитывать своих детей трудолюбивыми, смелыми, честными. Различия состоят в том, каким образом решаются эти задачи. Этнические особенности, связанные со способами социализации, подразделяются на витальные (жизненно важные, биофизические) и ментальные (духовные).

Под витальными особенностями этноса понимаются способы физического развития детей (вскармливание ребенка, характер питания, спортивные занятия, охрана здоровья детей и др.).

На социализацию подрастающего поколения большое влияние оказывают и ментальные особенности - духовный склад этноса, который рядом ученых обозначается как менталитет и формируется в специфических социокультурных условиях жизни того или иного народа.

Социализация в условиях влияния нескольких этносов. В России существует значительное количество этносов. Поэтому часто успех процесса социализации зависит от влияния на человека культуры двух или более этносов. И здесь огромное значение имеют последствия межкультурных контактов.

Витальные, и в особенности ментальные, проявления этноса затрудняют вхождение людей в новую этническую группу. Специальными исследованиями установлено, что вхождение в новую этническую группу, в новую культуру сопровождается неприятными чувствами дискомфорта, отверженности, потерей статуса, друзей, снижением уверенности в себе, депрессией, тревожностью, раздражительностью, психосоматическими расстройствами.

Наряду с негативными имеют место и позитивные следствия перехода в новую этническую группу - принятие новых ценностей, новых социальных установок, новых моделей поведения, которые в совокупности могут обеспечить условия для личностного роста.

Время адаптации в новой этнической группе и степень выраженности «культурного шока» зависят от многих показателей, в том числе и от индивидуальных особенностей (личностных и демографических); от готовности к переменам и знания языка, культуры. условий жизни; индивидуального опыта пребывания в инокультурной среде; степени сходства и различия между культурами и др.

Школа, принявшая беженцев, переселенцев, должна быть готова к встрече с невротическими и психосоматическими расстройствами, отклоняющимся и даже преступным поведением. Успешное приспособление «чужака», его благополучие и душевное здоровье зависят от умения снять «шок перехода» в новую культурную среду.

Выделяют различные типы межкультурных контактов:

«Перебежчик» - человек, отбрасывающий собственную куль" туру в пользу чужой.

«Шовинист» - приверженец собственной культуры.

«Маргинал» колеблется между двумя культурами, испытывая внутриличностный конфликт, путается в идентичности и в итоге не удовлетворяется требованиями ни одной из культур.

«Посредник» синтезирует обе культуры, являясь их связующим звеном.

У индивидов и групп обычно имеет место один из следующих выборов: ассимиляция, сепаратизм, маргинализация, интеграция. Продуктивным выбором является интеграция, которую называют «конструктивной маргинальностью», «межкультурной компетентностью», а индивида, сделавшего такой выбор, - «человеком мультикультуры».

Таким образом, успешная адаптация не всегда представляет собой ассимиляцию с чужой культурой и приспособление к новой среде. Индивид, хорошо приспособленный к жизни в новом обществе, вместе с тем может сохранять особенности своей этнической или культурной группы. Он может овладеть богатствами еще одной культуры без ущерба для ценности собственной.

Представители разных народов и культур по-разному интерпретируют причины поведения и результаты деятельности. Задача учителя - помочь им понять причины поведения друг друга, освоить характерные черты взаимодействующих культур. Для этого целесообразно использовать тренинг, направленный на решение задачи объяснения поведения представителей другой культуры. В этом случае дети не отказываются от собственной культуры, чтобы стать похожими на представителей другой культуры, а учатся видеть ситуации с точки зрения ряда этнических групп, понимать диапазон видения мира членами разных этносов.

Чтобы обучить взаимодействию представителей различных этнических групп, необходимы специальные программы. Они называются «культурными ассимиляторами». Первые «культурные ассимиляторы» были разработаны американскими психологами в начале 60-х годов и были предназначены для американцев, взаимодействующих с арабами, греками-тайцами и др. Авторы программ ставили своей целью за короткое время дать обучающимся как можно больше информации о различиях между двумя культурами.

К настоящему времени создано много «культурных ассимиляторов», но пока ими пользуется узкий круг лиц, к тому же нет ассимиляторов, в которых были бы учтены многонациональные субъекты взаимодействия, что особенно актуально для России. В то же время во многих регионах страны работают учителя, не имеющие опыта межкультурпого общения, четких представлений об этнических различиях между народами и уж тем более о моделях подготовки к межкультурному взаимодействию и программах типа «культурного ассимилятора».

В каждого человека его принадлежность к тому или иному этносу играет чрезвычайно важную роль в нахождении своего места в социальном пространстве и задевает саамы сокровенные чувства по поводу собственной этнической соотнесенности (идентификации). Но не только для отдельной личности, но и для целого государства этнические процессы выступают на первый план, приобретают первостепенную значимость. «Напряженность» вместо «нормы» в развитии этнических процессов является показателем социального неблагополучия, аномалии в жизни социума. Эта напряженность может привести к трагическим событиям и даже войне между этносами.

Знание психологических особенностей того или иного народа, понимание значимости этнического сознания в развитии социальных процессов необходимо каждому члену общества, чтобы способствовать его стабильности, чтобы правильно строить свои взаимоотношения с представителями других этносов. А некоторые социологи, прогнозируя будущее, даже утверждают, что этническое самосознание станет главной идеологией в мире. Вот почему этническая проблема так интересна для социологов.

1. ЭТНОС И ЕГО ПРИЗНАКИ

Существует множество определений понятия «этнос», в которых фиксируются такие моменты, как общность норм и ценностей, общность языка и самосознания, укладка жизни, общность происхождения и межпоколенная связь. Этнос подвергаю анализу в качестве субъекта межнациональных отношений, его рассматривают как социопсихологическую ауру, внутри которой складываются межличностные отношения.

В социологии принято, что «этнос» - это исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая общность людей, обладающих сходными, относительно стабильными особенностями культуры (включая язык) и психики, а также самосознанием, то есть осознанием своего единства и отличия от всех других подобных общностей, что выражается в названии этноса (этнониме).

Целесообразно различать объективные факторы, обусловливающие само зарождение этноса, и признаки, возникающие в процессе формирования этнических общностей. К этнообразующим факторам относятся: единство территории, природные условия, экономическая связь и т.п., но это не этнические категории. К этническим признакам в узком смысле этого слова, отражающим реальные различия между этническими общностями, относятся особенности в области этнического самосознания и культуры этноса.

Важнейшим этническим признаком является этническое самосознание. Оно представляет системой, содержащие элементы двух видов – устойчивые образования (отношение к ценностям и идеалам), а также подвижные, социально-психологические моменты (чувства, эмоции, настроение, вкусы, симпатии). Итак, этническое самосознание имеет сложную структуру: в него входят как когнитивные компоненты – представление об образе своего этноса, так и эмоциональные, а также поведенческие. Этническое самосознание включает суждение членов этноса о характере действий своей общности, ее свойствах и достижениях. В самосознание этноса мы найдем представления об историческом прошлом своего народа, о его территории, языке, культуре, мироздании, и обязательно суждения о других этносах. Необходимо подчеркнуть, что сопоставления себя с другим народом, а порой противопоставление выступает необходимой социально-психологической основой для осознания этносом своих особенностей. Образ «Мы» и образ «Чужие» формирует осознание принадлежности к этнической группе, а также «Мы - чувства». Это означает, что образ «Мы» эмоционально окрашен и очень изменчив.

В современном обществе многие русские имеют слабое представление о прошлом своего народа, а набор идентификаторов становится все уже (обычно он включает в себя язык, особенности культуры). Отнюдь не каждый русский, например, может воспроизвести весь текст – от начала до конца, хотя бы одной русской народной песни. Этническое самосознание включает в себя так же как значимый компонент, определяющий поведение этноса, - интересы. Именно интересы, понимаемые как этнические, регулируют поведение этноса и считаются «мотором этнического самосознания». В структуре самосознания есть несколько исторических пластов, в том числе и архаичный, который не исчезает полностью со временем, а сохраняется в священных книгах, в коллективной памяти, легендах и мифах.

В качестве важнейшего структурного элемента этнического самосознания выступает неповторимость его характера. Характер этноса – это не характер индивидуума, а совокупность специфических психологических черт, присущих социально-этнической общности. То есть отнюдь не каждый индивидуум наделен всеми присущими этносу чертами характера. И все же он должен нести в себе некоторые основные черты этноса в том или ином варианте. В пользу реальности характера народа, особенности психики этноса служит тот факт, что часто одни и те же чувства – горе, радость, удивление и др. переживаются представителями разных этносов в своей особенной форме. Всестороннюю, тонкую оценку социально-психологическим особенностям русского народа дали такие выдающиеся философы, как Н.И. Бердяев, С.Л. Франк, В.С. Соловьев и др. К социально-психологическим особенностям русского народа они отнесли такие черты, как терпение и мужество, замечательное упорство, а также тяготение к крайностям, равнодушие к праву и закону, отожествление зла и насилия с государственной властью, стремление к свободе и презрение к либерализму, влечение к исповеданию какой-то ортодоксальной веры.

В психологии этноса большое место занимают этнические стереотипы, которые аккумулируют коллективный опыт. Этнические стереотипы – это приписывание определенных черт народу. Однако стереотипы могут быть истинными и ложными. Этнические стереотипы, предписывающие, что французам свойствен юмор, немцам пунктуальность, а японцам - невозмутимость перед опасностью, не столь очевидны, и возникает вопрос – а достоверны ли эти черты? Этнические стереотипы в самосознании отражают действительные и воображаемые черты. Этнические стереотипы, существующие в каждой культуре этноса, содержат, как правило, положительное отношение к «своим» и отрицательное – к «чужим». Каждый из нас может вызвать в своем сознании негативный стереотип внешнего облика какого-либо чужестранца. Психологическая мотивация такого разграничения – форма самоутверждения, базирующаяся на сознании собственного превосходства. Негативные стереотипы живут долго, существуют и поныне, хотя, конечно, результат взаимодействия народов и культур значительно ослабил их влияние. Каждая этническая общность имеет свои стереотипы поведения. В стереотипном поведении одним и тем же действиям придается различное содержание в этнических культурах или одно и то же содержание выражается в различных действиях. Самое важное, что нужно уяснить из знакомства с проблемой этнических стереотипов, - это то, что их достоверность относительна, они могут воспроизводить объективные особенности этноса, те или иные его реалии, но их нельзя считать характеристикой народа. Другим важнейшим этническим определителем выступает язык, который выполняет роль консолидирующего фактора в сохранении этнической группы.

Невозможно подробно рассмотреть все культурные признаки этноса. Для социологии важны те элементы культуры этноса, которые становятся осознаваемой опорой в межэтнических различиях. Иными словами, для этносоциолога первичную значимость имеют те культурные характеристики, которые используются в качестве маркеров для дифференциации этнических общностей.

2. ИДЕОЛОГЕМЫ ЭТНИЧЕСКОГО САМОСОЗНАНИЯ

«Образ» народа, представления о других народах формируются в значительной степени под влиянием государственной идеологии, влиянием элит и лидеров. Роль идеологии в статусе этнического самосознания невозможно переоценить.

Философы, историки, политики, художники, писатели, кинематографисты, журналисты, юристы, экономисты – именно эта элита вырабатывает идеи приоритета этноса и предлагает способы их реализации.

События, происшедшие в бывшем СССР, являются доказательством огромной практической роли местных элит в распаде СССР. Какие же идеологемы оказались наиболее популярными в этническом самосознание здесь, на территории ушедшей в прошлое огромной державы?

Во-первых, идеологема престижа и значимость языка и культуры. Но эта этнокультурная, языковая, на первый взгляд тематика с невероятной быстротой приобрела политический смысл. Первыми кто поставил вопрос на обсуждения были представители эстонской интеллигенции (потребовавшие придания эстонскому языку статус государственного). Знание языка стало требованием не только при занятии командной должности, но и при получении гражданства.

Во-вторых, идеологема ущерба народа. Виновниками в депортации народов, в жестком политическом контроле, в ущемлении чувств достоинства этноса были названы не государственная власть, не ее придержатели, а русские люди.

В-третьих, идеологема собственной государственности. Бывшие союзные республики потребовали независимости, а республика РФ – суверенитета. Элита этнических общностей обратилась к мобилизации исторической памяти, стремясь обосновать правомочность своих претензий. Причем подобные процессы происходили повсеместно. Идеологический уровень этнического самосознания находится под своеобразным контролем любого государства.

3. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЭТНОСА

Оригинальную концепцию происхождения и развития этносов разработал русский ученый Л.Н. Гумилев, которую он назвал пассионарной теорией этногенеза. Согласно его позиции, этнос возникает как результат адаптации человека в биоценозе, т.е. совокупности растений и животных, принадлежащих к одной среде обитания – ландшафту. Ландшафт является как бы причиной и условием формирования этноса. Таким образом, здесь этнос возникает как биофизическое явление, как часть природы. Пассионарии, эти «экстремальные особи», - завоеватели территории, создатели культуры, добивающиеся поставленных целей, формируют единство этноса, его ядро. пассионарный инстинкт или инстинкт деятельности, способствует объединению этноса, его развитию во всех областях. Таким образом Л. Гумилев считает, что этносы живут и умирают не столько как социальные, сколько как биофизические общности.

В процессе формирования этнической идентичности в зависимости от сочетания различных причин и условий может складываться несколько ее основных типов. Эти типы выделены на основе эмпирически проверенных критериев и обладают стойкими чертами и признаками.

1. Адекватная идентичность . Образ своего народа воспринимается как положительный, проявляется соответствующее отношение к его истории, культуре, менталитету. В то же время такая позитивная этническая идентичность не направлена против других народов. При адекватной идентичности потребность в идентификации с данной этнической группой и уровень консолидированности с ней зависит не только от самой личности, но также и от ситуации. Поэтому могут иметь место отклонения от «нормы» в направлении ее угасания или даже отрицания.

2. Этноцентрическая идентичность - акцентирование личности на собственную этничность, ее безусловное некритическое предпочтение, восприятие жизни других народов сквозь призму культуры, традиционных установок и ценностных ориентаций своего этноса. При такой идентичности присутствуют элементы этноизоляционизма, замкнутости. Этноцентризм всегда подразумевает противопоставление каким-либо - то определенным, то неопределенным - «они». В этом случае проводится четкое различие между понятиями «мы» и «они», причем установки, обычаи и поведение, характеризующие «нас», некритически рассматриваются как безусловно высшие по отношению к «их» этническим характеристикам.

3. Этнодоминирующая идентичность - тип идентичности, при котором этничность является наиболее предпочтительной перед всеми другими видами идентичности (гражданской, политической, профессиональной и др.). При этом типе идентичности этническая принадлежность воспринимается как безусловно доминирующая ценность. Такая идентичность обычно основывается на представлениях об абсолютизации «этнического», о превосходстве своего этноса и, как следствие этого, сопровождается дискриминационными установками в отношении других этнических групп, признанием правомерности «этнических чисток», стремлением не смешиваться с другими этносами.

4. Этнический фанатизм - такой тип идентичности, при котором проявляется готовность идти на любые жертвы и действия во имя этнических интересов и целей. Причем эти интересы и цели часто понимаются иррационально или абсолютизируются. Люди буквально «теряют головы», у них замутнен разум. Этот тип представляет собой крайнюю форму агрессивной идентичности.

5. Этническая индифферентность - тип идентичности, характеризующий людей, практически равнодушных к проблеме собственной этничности и межэтнических отношений, ценностям своего и других народов. Они независимы от норм и традиций собственной этнической группы, и на их жизненные поступки и поведение в любых сферах деятельности не влияют не только этническая идентичность других, но даже их собственная этническая принадлежность.

6. Этнонигилизм - обычно проявляется в форме космополитизма и представляет собой отрицание этничности, этнических, этнокультурных ценностей. Люди, придерживающиеся этнонигилизма, демонстрируют свою независимость от всего, связанного с этническим феноменом, представляемым ими даже как нечто вредное. Такие люди считают себя «прогрессивными» и принадлежащими человечеству, а не отдельному этносу. Отсюда отрицание всякой этничности, признание этнической идентичности архаичным, ненужным.

7. Амбивалентная этничность - слабо выраженная этническая идентичность, или «двойная» идентичность. Этот тип этнической идентичности распространен в этнически смешанной семье и среди иммигрантов. Для таких людей этническая идентичность - «внутренний референдум».

Разумеется, указанные типы этнической идентичности являются весьма условными. В реальной жизни очень часто нелегко бывает различать один вид идентичности от другого. К тому же надо иметь в виду, что в течение всей жизни человек может быть привержен то одной этнической идентичности, то другой. Кроме того, самих типов и видов идентичностей может быть больше.

Расы и природные условия

Предполагают, что человек появился в одном центре, а затем расселился по территории Земли. В конце палеолита выделились 2 очага расогенеза: западный (негроидная и европеоидная), восточный (монголоидная). Расогенез – процесс расовой дифференциации человечества в первобытную эпоху по мере расширения ойкумены. Смешиваясь и расселяясь по территориям с разным климатом и рельефом, и образовались современные расы. Люди жили в разных природных условиях, оказывающих на них сильное влияние. Так, у представителей негроидной расы, живущих в экваториальных и тропических широтах, кожа сильно облучается Солнцем. Организм в течение тысячелетий приспосабливался к избытку солнечных лучей, вследствие чего в коже выработался пигмент – меланин, который задерживает часть лучей и предохраняет организм от ультрафиолетового излучения. Поэтому кожа у негроидов приобрела темную окраску. Жесткие и курчавые волосы образуют вокруг головы естественную воздушную подушку как бы «шапку» надежно защищающую ее от перегрева. Терморегулирующее значение имеют форма носа, строение губ, количество потовых желез в организме (утолщенные губы и широко открытые ноздри облегчают испарение влаги через слизистую оболочку).

В средних и высоких широтах формировались народы белой расы. Земная поверхность получает меньше солнечного тепла, то в коже европеоидов вырабатывается пигмент лишь в разгар лета. Жители северных стран отличаются узким носом, препятствующим вдыханию слишком большего количества холодного воздуха.

Там где проживают народы монголоидной расы, часты ветры и даже бури с пылью и песком. В связи с этим разрез глаз у людей сделался уже, словно прищуренный взгляд, образовался эпикантус. Это связано с формированием расы в степях и полупустынях Центральной Азии с сухим континентальным климатом, с резкими суточными и сезонными колебаниями температур.

ТЕМА 9. ЭТНИЧЕСКИЙ СОСТАВ И ЭТНОПСИХОГРАФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ НАСЕЛЕНИЯ МИРА

Этническая общность (этнос) – исторически возникший вид социальной группировки людей, который обладает совокупностью признаков: единством территории, хозяйственно-бытовых особенностей, психики, а также самосознанием, которое фиксируется самоназванием. Ни один из признаков не является главным и непременным, отличающим один народ от другого.

Выделяют временные типы этносов: племя, народность, нация. Самым ранним было племя. Оно появилось одновременно с возникновением вида человеческого Homo sapiens. В основе – кровнородственные связи, которые затем заменяются территориальными. Позже появляются союзы племен (соплеменность), на базе которых и возникают неустойчивые этносы. Сейчас племена встречаются редко и в основном у кочевых народов (индейцев Америки; бушменов юга Африки). С ростом общего разделения труда, появлением классового общества и образованием государств начинает складываться более сложный этнос – народность . Народность – историческая общность людей, возникающая из отдельных племён при распаде родоплеменных отношений, на ранней стадии феодализма, основанного на натуральном хозяйстве, до возникновения прочных экономических связей и единой экономики. Характеризуется единством языка, территории, обычаев и культуры. Более высокой ступенью развития общества является народ. Термин «народность» в наше время часто используется в качестве синонимов слов этнос, народ, национальность. Формирование народности заканчивается в эпоху феодализма. Господство натурального хозяйства, замкнутый образ жизни привели к образованию различных диалектов речи. Возникновение письменности создало предпосылки для формирования государственных языков на основе одного из диалектов. Высшей этнической общностью является нация , она характеризуется большей степенью развития культуры (развитый литературный язык, письменность, театр и т.д.) и экономики, общностью территории, общими чертами национального характера, большим четким этническим самосознанием. Иногда в формировании нации участвуют несколько народностей (французская – из северофранцузской и провансальской). Более мелкие народности могут и не сформировать нацию. Формируются нации в разные периоды времени (так, английская сложилась в XVI в.; русская – в XVII-XVIII в.; белорусская – в XIX в.). На Земле насчитывается свыше 3 тыс. этносов. Абсолютное большинство их малочисленны – менее 1 тыс. человек каждый. Около 50% всего населения Земли приходится на 10 крупных народов с численностью населения свыше 100 млн. каждый: китайцы-хань, хиндустанцы, американцы, бенгальцы, русские, бразильцы, японцы, пенджабцы, бехарцы, мексиканцы.


Типы этносов : суперэтнос (славяне), этнос (русские), субэтнос (казаки). В ходе поступательного развития человечества процессы этнического разъединения, которые были свойственны на ранних стадиях, сменились процессами объединения этносов. Выделяют 2 вида:

1) консолидация – процесс объединения родственных этносов и образования более крупных;

2) ассимиляция – процесс поглощения более крупным и развитым этносом другого более мелкого (бывает насильственной и естественной).

Процесс сближения различных этносов без слияния их в единое целое – межэтнической интеграцией .