Значение слова гондола. Гондолы и гондольеры в венеции Что значит гондол

Гондола и гондольер - эти два слова плотно укоренились в Венеции. Именно этот вид транспорта считается легендарным символом этого города. Сама Венеция возникла из сельских селений, которые были разбросаны по лагуне небольшой реки. Со временем появилось множество каналов, и образовался огромный водный лабиринт. Шли годы, город рос, и для того чтобы перемещаться, использовались гондолы (небольшие лодки), которые были единственным возможным транспортом.

Сейчас существует много театральных постановок, легенд, повестей и даже романов, которые посвящены венецианским гребцам или где они играют не самую последнюю роль. Существует даже «Гондольеры» - фильм, который специально снял про них Стивен Кинг. Эти лодочники прочно вошли в быт, историю и культуру Венеции и Италии в целом. И по праву считаются самой известной достопримечательностью города. Нет такого туриста, посещавшего Венецию, который хоть раз не покатался бы на гондоле.

Гондолы

Из всего водного транспорта именно эта лодка подошла более всего. Она легкая, вместительная, маневренная и быстрая. По своему изяществу лодка не уступает небольшим яхтам высшего класса. Было принято решение строить гондолы лишь с плоским дном, так как их предназначение - перевозить людей и грузы по мелким каналам и протокам.

Гондольеры

Этими лодками нужно управлять. Гондольеры - это как раз люди, которые этим и занимаются. Изначально они стояли в центре лодки, но для размещения как можно большего количества пассажиров «рабочее место» перенесли в начало судна, на корму. Значение слова «гондольеры»: управляющие лодкой, гребцы.

Благодаря этой перестановке появились и новшества: потребовалось тяжелое длинное весло, которое делали из прочного и плотного бука. Чтобы манипулировать им, от гондольера требовалась значительная ловкость и сила. А второе новшество - положение весла, которое служило для управления. Для того чтобы оно крепко держалось, была придумана уключина (вилка). Ее изготавливали из В этой уключине был ряд пазов, в которые по очереди вставлялись весла. Можно было менять длину рычага и тем самым регулировать скорость гондолы.

После весел необходимо было изменить и нос у лодок, и его утяжелили, в противовес гондольеру, который находился на корме. Таким образом, появилось и еще одно новшество - «железо». Так называют тяжелую металлическую пластину с 6 зубцами, расположенными горизонтально и завитыми кверху. Внешне это напоминает гребень головного убора дожей Венеции.

Немного о профессии

Она требует от человека особого мастерства, причем обычно оно передается по наследству. Гондольер венецианский начинает свое обучение еще мальчишкой. Уже с 10 лет его тренируют владеть веслом и обучают истории, пению и иностранным языкам. У гондольеров даже есть свои песни, которые называются баркаролами. Слово итальянское и произошло от «лодки».

Особое внимание уделяется богатым туристам. На сегодняшний день гондольер венецианский - это особая каста красавцев, знающих несколько языков, владеющих аристократичными манерами и умеющих отпускать самые изысканные комплименты прекрасному полу. Причем возраст не имеет значения. Поэтому гондольеров часто представляют в образе альфонсов, пользующихся особым спросом.

Профессия: гондольеры - кто это?

Они неторопливы и имеют чувство собственного достоинства. Имеют собственную униформу, которая состоит из соломенной шляпы, обрамленной лентами, и полосатой футболки. Эту профессию считают очень престижной, поэтому лицензии жестко ограничены. Всего их могут выдать строго 425 - ни меньше, ни больше.

Женщины-гондольеры

Так сложилось, что гондольеры - это всегда мужчины, но в 2009 году традиция, которая соблюдалась веками, была нарушена. Босколо Джорджия, которой было всего 23 года, успешно смогла сдать экзамены и первая в мире среди представительниц прекрасного пола получила лицензию. Это вызвало большое недовольство у мужчин. Даже ее отец, хоть втайне и гордится своей дочерью, не одобряет выбранную ей профессию.

Традиции гондольеров

В Венеции есть светофоры, которые находятся на всех перекрестках для регулировки движения. Но гондольеры им все же не доверяют, и в местах пробок предпочитают громко кричать, предупреждая о своем прибытии. Традиция эта сохранилась с давних времен.

Лодки всегда красились в черный цвет. Но для привлечения туристов гондольеры начали нарушать привычные традиции и украшать свой водный транспорт неоновыми лампочками, золотыми покрывалами и подушечками. Но власти пригрозили отбирать лицензии у тех, кто будет нарушать сдержанность и изменять правила. Поэтому старинная традиция сохранилась.

Гондольеры - это известные обаятельные «мачо». Есть у них и свои собственные песни (о них мы уже упоминали), которые они исполняют, а вот современные и популярные в их фольклор не входят. Поэтому в ремесле предпочтительны венецианские традиционные мелодии.

Лицензия и наследство

Право получить членство в клубе гильдии гондольеров может передаваться лишь по наследству. Причем только к сыну от отца. А вот попасть туда постороннему человеку довольно непросто. Если гондольер умер, то его лицензия передается только прямому наследнику, и последний может ее в дальнейшем продать.

Стоимость ее очень высокая, но это оправдывается, так как зарплата у лодочников далеко не маленькая. Всего за 30 минут они зарабатывают по 100 евро. А рабочий день довольно длинный и может продолжаться до 15 часов.

Перед тем как человек получает лицензию, необходимо сдать два экзамена: сначала теоретическую часть, а потом уже практику. Вообще существуют даже специальные курсы продолжительностью в девять месяцев. Здесь немаловажно уметь правильно управлять гондолой.

Рабочие нюансы

Гондольеры - это люди, которые должны хорошо знать город и все каналы, иметь ораторские способности и отличный голос, так как им приходится петь множество песен. Но некоторые, например баркаролу, лодочники исполняют лишь за дополнительную оплату. Цена договорная. Нередко бывает, что на борт гондолы приглашают артистов и певцов с аккомпанементом.

Форма специальная - обязательна соломенная к которой прикреплены ленты, полосатая футболка, и поверх нее можно надеть простую белую рубашку. Дресс-код прописан в правилах, и соблюдать его необходимо неукоснительно.

Техника гребли

Благодаря тому что форма гондолы асимметрична, гребец может управлять ею только при помощи одного весла. При этом он находится сбоку от разделяющей линии, которая делит лодку пополам. Управляет гондольер с носовой части веслом (оно же является рулем).

Техника больше толчковая, чем гребковая. Гондольер сначала раскачивает лодку и совершает веслом движения по определенной траектории.

Соревнования

Гондольеры - это профессионалы, которые оттачивают свое мастерство не только на работе, но и на спортивных состязаниях. В каждое первое сентябрьское воскресенье в Венеции проводят Историческую регату. Изначально, перед соревнованиями, устраивается парад из гондол, а уже после соревнуются гребцы, показывая свое мастерство и искусство. Дистанция - семь километров. Причем существуют соревнования и внутреннего масштаба - они проводятся между определенными районами и островами или даже гондольерскими кланами-семействами.

Венецианская гондола уже давно является неизменным символом этого итальянского города на воде. Таких уникальных по своей конструкции и лодок нигде не повстречать. Точно так же, как неповторимые турецкие или арабские , итальянские гондолы прошли через века, сохранив не только свою оригинальную конструкцию, но и актуальность в современном мире.

Существует версия, что жителей Венеции появилась ещё задолго до возникновения самого города на воде, ещё в IV веке, а её первыми творцами были древние римляне. От древнеримской цивилизации досталось и название, которое в переводе означает «лодочка».

У такой лодки оказалось масса достоинств, благодаря которым она легко «прижилась» на каналах Венеции. Лёгкая, удобная, вместительная, отличающаяся хорошей маневренностью на поворотах и приличной скоростью перемещения – римская «фундола» полюбилась жителями Венеции и стала неотъемлемой частью их жизни.

Впрочем, сами венецианцы любят рассказывать иную историю возникновения гондолы – более романтическую, в духе своего родного города. Согласно этой легенде, когда-то одна влюблённая пара никак не могла найти место, где можно было бы уединиться, и тогда месяц сжалился над ними, спустился на воду и стал позолоченной лодкой – гондолой, на которой и провели всю ночь влюблённые.

Особенности конструкции гондол

Многие ошибочно полагают, что все венецианские гондолы одинаковы, но в действительности есть лишь ряд нюансов, которые при строительстве таких традиционных лодок являются неизменными правилами и определяются властями города. В целом же, создатели гондол не ограничены в создании оригинального лодки по пожеланиям заказчика.

Длина современных гондол – в пределах 11 м, и это притом, что ширина такой лодки венецианцев составляет всего 1,4 м. Создаётся такая традиционная венецианская лодка из 280 частей, которые вырезаются из восьми видов древесины. Стандартная гондола обладает вытянутой формой с высокой кормой, слегка приподнятым фигурным носом и плоским дном. Такая конструкция позволяет наиболее быстрое и удобное перемещение по узким каналам Венеции. Управляемая всего лишь веслом гондольера, гондола способна развивать скорость перемещения до 4 км/час, и это притом, что вес даже пустой такой лодки составляет как минимум 400 кг.

Отличительной чертой конструкции гондолы является и ферро – изящный набалдашник на носу лодки, которые многие принимают за украшение. На самом деле у него несколько практичных функций. Ферро служит противовесом гондольеру и защищает от столкновений, а также с его помощью определяется возможность прохождения лодки под мостами.

Дизайн гондол как дань истории

Исторические источники утверждают, что первые гондолы окрашивались в различные цвета, и лишь со временем приобрели свой стандартный строгий тёмный окрас.

Привычный тёмный цвет гондол, за который их поэтично называют «чёрными лебедями» поясняется различными преданиями. Согласно одному из них, мэрия города издала официальный указ об использовании исключительно строгого тёмного цвета для окраски лодок, чтобы прекратить борьбу местной аристократии, желающей всяческими украшениями продемонстрировать своё превосходство.

По иной версии, пёстрые расцветки исчезли в знак траура по погибшим в ту пору, когда в Европе властвовала чума, унесшая жизни и многих венецианцев. Ещё одно предание гласит, что к жене правителя Венеции тайком наведывался на чёрной гондоле любовник, и тогда, стремясь скрыть этакий позор, дож выдал закон, в котором все должны были перекрасить лодки в чёрный цвет.

Престижная профессия – гондольер

Гондольеры обычно работают исключительно на собственных лодках. Стоимость гондолы немаленькая и может составлять от 25 до 75 тысяч евро. Впрочем, профессия гондольера в Венеции переходит по наследству.

Только новичкам в любом случае (вне учёта семейных традиций) требуется пройти 9-тимесячный курс обучения искусству управления гондолой и по итогам сдать непростой экзамен на профпригодность. Кроме того, все желающие заниматься извозом туристов по каналам Венеции, обязаны подтвердить ещё и своё успешное свободное владение английским.

Как правило, профессия эта сугубо мужская, но известны случаи, когда право управлять гондолой получали и женщины. В 2010 году юная Джорджия Босколо – дочь гондольера, продолжила дело своего отца, став первой в современной истории женщиной, управляющей этой традиционной лодкой Венеции.

Современные гондолы

Процесс изготовления гондолы непростой, поэтому за год создаётся лишь до 20 таких лодок, каждая из которых делается исключительно под заказ. Изготавливают гондолы, как правило, на небольших лодочных верфях Италии. Цена одной такой лодки может составлять до 40-75 тысяч евро.

Один из наиболее престижных таких производителей Венеции – верфь Squero San Trovaso. Сюда нередко организовываются экскурсии, что позволяет воочию полюбоваться, как создаются новые и реставрируются старые гондолы. На этой гондолы до сих пор создаются вручную, исключительно по старинным технологиям и с применением инструментов тех времён. На создание одной такой лодки уходит до 4-х месяцев работы. На другой верфи города - Роберто Трамотина используют и современные инструменты и методы при создании гондол, что позволяет ускорить процесс создания гондолы, уменьшив срок до 2-х месяцев.

Кажется, что гондол в Венеции бесчисленное множество, но на самом деле сейчас насчитывается чуть менее 450 таких лодок, хотя во времена Венецианской республики их было более 7 тысяч. Во всём величие на многочисленные гондолы в Венеции можно полюбоваться в начале сентября. В первую субботу месяца проходит грандиозный парад гондол и гондольеров, совмещаемый с традиционной регатой таких лодок – Regata Storica, которая охватывает маршрут протяжённостью 7 км.

- (итал. gondola * a. rail gondola; н. Sattelwagen; ф. tombereau; и. ranura) - полувагон, предназначенный для перевозки сыпучих и навалочных грузов. В горнодоб. пром-сти используется для транспортирования п. и. из карьеров к общесетевым ж.-д. Горная энциклопедия

  • гондола - гондо́ла с эпохи Петра I; см. Смирнов 91. Из венец. gondola, о котором см. М.-Любке (247). Этимологический словарь Макса Фасмера
  • гондола - орф. гондола, -ы Орфографический словарь Лопатина
  • гондола - ГОНД’ОЛА, гондолы, ·жен. (·итал. gondola). 1. Венецианская лодка особой формы, с каютой, передвигаемая посредством кормового весла. 2. Корзина для пассажиров воздушного шара (авиац.). | Подвесное помещение для экипажа, пассажиров или механизма дирижабля (авиац.). Толковый словарь Ушакова
  • Гондола - I Гондо́ла (итал. gondola) одновесельная плоскодонная лодка с поднятыми фигурными оконечностями, распространённая главным образом в Венеции (упоминается в источниках с конца 11 в.). Длина в среднем 10 м, ширина 1,3 м. Управляет... Большая советская энциклопедия
  • гондола - Задумчивая (Голен.-Кутузов). Летучая (Мей). Словарь литературных эпитетов
  • гондола - ГОНДОЛА ж. венецианская шлюпка, лодка; ялбот; до 30 ф. длин., 4 шир. Гондольный, к ней относящийся. Гондольер, гондольщик м. лодочник, гребец гондолы, весельщик. Толковый словарь Даля
  • гондола - ГОНДОЛА -ы; ж. [итал. gondola] 1. Длинная плоскодонная одновёсельная венецианская лодка с высоко поднятой кормой и носом, имеющая каюту или тент для пассажиров. Толковый словарь Кузнецова
  • ГОНДОЛА - ГОНДОЛА (итал. gondola) - 1) одновесельная плоскодонная лодка с приподнятыми фигурными оконечностями. 2) Кабина аэростата. 3) Элемент конструкции самолета, вертолета, имеющий обтекаемую форму, для размещения двигателя, шасси или других устройств. Большой энциклопедический словарь
  • гондола - Гондолы, ж. [ит. gondola]. 1. Венецианская лодка особой формы, с каютой, передвигаемая посредством кормового весла. 2. Корзина для пассажиров воздушного шара (авиац.). || Подвесное помещение для экипажа, пассажиров или механизма дирижабля (авиац.). Большой словарь иностранных слов
  • гондола - сущ., кол-во синонимов: 5 корзина 23 лодка 122 мотогондола 1 пеота 2 полувагон 10 Словарь синонимов русского языка
  • гондола - 1) венецианская одновёсельная плоскодонная лодка с несимметричным поперечным сечением, поднятыми украшенными оконечностями; иногда на них устанавливают каюты. Техника. Современная энциклопедия
  • гондола - -ы, ж. 1. Длинная плоскодонная одновесельная венецианская лодка с высоко поднятыми кормой и носом, обычно имеющая каюту или навес для пассажиров. По узким каналам скользили черные гондолы со стальными зубчатыми носами. Вересаев, Паутина. Малый академический словарь
  • гондола - Гондола, гондолы, гондолы, гондол, гондоле, гондолам, гондолу, гондолы, гондолой, гондолою, гондолами, гондоле, гондолах Грамматический словарь Зализняка
  • гондола - ГОНДОЛА, ы, ж. 1. Венецианская длинная лодка с каютой или тентом. 2. Корзина для пассажиров воздушного шара, а также помещение для людей, оборудования в аэростате. Г. дирижабля. | прил. гондольный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова
  • Гондола на фоне острова Сан-Джорджо Маджоре. Художник Камиль Коро.

    Гондола по праву считается символом Венеции . Это очень древний тип судна: классическая конструкция узкой плоскодонной лодки с приподнятыми оконечностями сложилась примерно тысячу лет назад и с тех пор почти не изменилась. Последние коррективы в конструкцию гондол внесли в XVIII веке — тогда все их характеристики, включая размеры, материалы и даже окраску, были законодательно регламентированы и неукоснительно соблюдаются по сей день. Пожалуй, вряд ли где ещё найдёшь столь незыблемую приверженность традициям!

    Канал Сан-Марко и Дворец дожей. Художник Франческо Гуарди.

    Венеция — единственный в мире город, где нет колёсного транспорта. Роль улиц и проспектов здесь играют каналы. Сухопутные же улочки настолько узки, тесны и горбаты из-за обилия дугообразных мостов, что ещё в XVI веке венецианский дож издал указ, запрещающий не только кареты и телеги, но и верховых лошадей. С тех пор жители этого удивительного города пользуются только одним видом транспорта — водным.

    Гондола на Большом канале.

    Форма и конструкция гондолы яркий пример эволюции в области «малотоннажного судостроения». Объём перевозок был большим, каналы — узкими, особая мореходность не требовалась, поэтому наиболее рационально выглядела лодка с очень длинным и узким корпусом. Движение по каналам было чрезвычайно интенсивным, и обычные вёсла с уключинами мешали бы соседним и встречным судам. Поэтому техника движения на гондоле не совсем гребковая, а скорее гребково-толчковая. Гондолой обычно управляет один человек: стоя лицом вперёд, он раскачивает лодку и одновременно совершает хитроумные манипуляции веслом.

    Так как гондольер работает веслом с одного борта (правого), то, чтобы компенсировать отклонение влево, корпус лодки имеет асимметричную форму: обводы её левого борта полнее, чем правого. Гондола скользит по воде не прямо, а по волнообразной траектории, и управление судном в тесных каналах требует определённых навыков. Любопытно, что усилия, которые затрачивает гондольер , практически не зависят от загрузки лодки.

    Гондолы на стоянке. Хорошо видно, что корпус лодок имеет асимметричную форму.

    В Венеции гондолы вытеснили все другие типы судов ещё в Средние века. Имеются сведения, что в период расцвета Венецианской республики в городе насчитывалось около 10 тысяч гондол и 14 тысяч гондольеров . В XVIII столетии появился закон, регламентирующий размеры и конструкцию лодок, а «в целях борьбы с расточительством» их предписывалось красить только в чёрный цвет. Правда, возможно, что чёрными гондолы стали гораздо раньше: по одной из версий, их повелели перекрасить в 1562 году, когда в городе свирепствовала эпидемия чумы. Тогда на гондолах перевозили тела умерших, и пёстрая окраска судов выглядела неуместной. Позже власти распорядились оставить лодки чёрными в память о постигшей город трагедии, а закон XVIII века лишь подтвердил сложившуюся традицию.

    Гондолы — «чёрные лебеди» венецианских каналов.

    Так или иначе, но сегодня по каналам Венеции гарцуют только чёрные гондолы . Все они одинаковых размеров: длина корпуса составляет 11,05 м, ширина — 1,4 м. Вес порожней лодки — около 400 кг. Корпус имеет асимметричную форму: на миделе относительно киля его левая часть шире правой на 24 см. Нос и корма лодки приподняты вверх, чтобы максимально уменьшить площадь контакта с водой, и, соответственно, сопротивление движению, а также повысить манёвренность. При изготовлении гондолы традиционно применяется девять сортов дерева. Сверху корпус украшается декоративной резьбой и в несколько слоёв покрывается специальным чёрным лаком.

    Гондольер управляет лодкой, стоя лицом по ходу движения и работая одним веслом.

    На носу гондолы устанавливается плоский железный гребень — «ферро» (ferro) . Он выполняет несколько функций: защищает нос лодки от удара, служит противовесом стоящему на корме гондольеру , по нему оценивают высоту просвета очередного моста и определяют, пройдёт под ним гондола или нет. Шесть выступов на ферро символизируют районы города, на которые Венеция была поделена в 1169 году; седьмой выступ сзади означает остров Джудекка, а закругление наверху — головной убор дожа.

    Как уже говорилось, у современной гондолы всего одно весло, которое устанавливается в уключине особой формы, именуемой «форкола» (forcola) . Конструкция форколы позволяет опытному гондольеру виртуозно орудовать веслом, обеспечивая различные скоростные режимы лодки, повороты и циркуляции, экстренное торможение и аккуратную швартовку.

    Максимальная вместимость гондолы — шесть пассажиров. Иногда лодки оборудуются маленькой каютой-палаткой для защиты от палящего солнца или непогоды.

    Гондола с каютой-палаткой и двумя гондольерами. Этот снимок, сделан почти век назад.

    Ныне в Венеции осталась лишь одна верфь, занимающаяся строительством и ремонтом гондол . Все работы на ней ведутся вручную, по старинной технологии. Каждая лодка собирается из 280 отдельных деталей, на её постройку уходит примерно три года. Стоимость гондолы сопоставима со стоимостью престижного автомобиля и измеряется десятками тысяч евро. Все находящиеся в эксплуатации лодки являются собственностью гондольеров , и потому хозяин старается всячески беречь свой транспорт, являющийся источником его доходов. В среднем срок службы гондолы составляет примерно 15 лет. Высокая стоимость судна, его относительно недолгая жизнь, помноженные на повышенные требования к квалификации эксплуатирующих их хозяев, предопределяют тот факт, что водные прогулки на «венецианском такси» обходятся туристам очень недёшево.

    Поперечные переборки гондол часто украшают живописные картины.

    О профессии гондольера следует рассказать отдельно. Она требует большого мастерства и обычно передается по наследству от отца к сыну. Мальчика с десяти лет учат не только владеть веслом, но и обучают истории, иностранным языкам, пению (недаром у гондольеров есть особый вид песен, называемых баркарола — от итальянского слова barca , то есть «лодка» ). Особое внимание уделяется сложной науке общения с богатыми туристами. Сегодня венецианский гондольер — это представитель особой касты красавцев с аристократическими манерами, способный на разных языках отпускать изысканные комплименты в адрес представительниц прекрасного пола любого возраста… Неудивительно, что в представлении многих гондольер — это альфонс, пользующийся повышенным вниманием со стороны богатых иностранок.

    Гондольеры неторопливы и преисполнены чувства собственного достоинства. У них есть своя униформа — соломенная шляпа с лентами и полосатая футболка. Их профессия считается престижной, и количество лицензий на работу гондольером в Венеции жёстко ограничено: их выдаётся 425, ни больше, ни меньше.

    Гондольер у своей лодки в ожидании желающих совершить водную прогулку.

    Исторически гондольерами могли стать только мужчины, но в июне 2009 года эта многовековая традиция была нарушена. 23-летняя Джорджия Босколо сдала сложные экзамены и стала первой в истории Венеции официально признанной женщиной-гондольером . Хотя она происходит из семьи потомственных гондольеров , тем не менее получение ею лицензии вызвало недовольство её коллег-мужчин. Даже отец Джорджии Данте Босколо хотя и гордится дочерью, но всё же считает, что она выбрала совсем не женскую профессию.

    Гондолы на Большом канале. Художник Бернардо Белотто.

    Интересно, что слово «гондола» (gondola) , впервые встречающееся в венецианском документе 1094 года, в Италии произносится с ударением на первый слог. До начала ХХ века так же говорили и в России. Однако такое звучание не нравилось русским поэтам, часто посвящавшим Венеции стихи: к слову «гОндола» очень трудно было подобрать рифму. И они дружно принялись переносить ударение на второй слог — тогда задача существенно упрощалась (например, к «гондОле» хорошо рифмовалась «баркарола» ). Постепенно такое произношение у нас стало традиционным. Лишь в последние годы вновь стало звучать слово «гОндола» — в частности, его используют работающие в Италии российские гиды.

    Помимо традиционных пассажирских гондол , ныне используемых исключительно для развлечения туристов, в Венеции существуют специальные и церемониальные гондолы . Они встречаются довольно редко — как правило, по праздникам или по случаю тех или иных важных событий. Например, есть свадебные гондолы , гондолы-катафалки , гондолы-паромы (traghetto) , гоночные гондолы (gondola di regatta) . Они иногда вмещают до 15 человек и имеют несколько гребцов. Следует особо выделить гондолу Венецианского дожа , которая принимает участие в ежегодной сентябрьской Исторической регате Regatta Storica . На этом богато украшенном судне размещается рекордное для гондолы число гребцов — 12.

    Церемониальная гондола-катафалк. Фото первой половины прошлого века.

    Энциклопедия «Авиация»

    гондола - Рис. 1. Гондола (корзина) пилотируемого свободного аэростата. гондола летательного аппарата — 1) кабина воздухоплавательного летательного аппарата для размещения экипажа, снаряжения, балласта, грузов и силовых установок. При первых полётах… … Энциклопедия «Авиация»

    гондола - Рис. 1. Гондола (корзина) пилотируемого свободного аэростата. гондола летательного аппарата — 1) кабина воздухоплавательного летательного аппарата для размещения экипажа, снаряжения, балласта, грузов и силовых установок. При первых полётах… … Энциклопедия «Авиация»

    гондола - Рис. 1. Гондола (корзина) пилотируемого свободного аэростата. гондола летательного аппарата — 1) кабина воздухоплавательного летательного аппарата для размещения экипажа, снаряжения, балласта, грузов и силовых установок. При первых полётах… … Энциклопедия «Авиация»

    ГОНДОЛА - (итал. gondola, уменьш. от gonda). 1) легкое гребное судно с каютой посредине, употребляемое на венецианских каналах. 2) род лодки или корзины, подвязываемой к аэростату. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н.,… … Словарь иностранных слов русского языка

    гондола - ы, ж. gondole f., пол. gondula <, ит. gondola. 1. Длинная одновесельная плоскодонная венецианская лодка с поднятым фигурным носом и высокой кормой, имеющая каюту или специальный тент для пассажиров. БАС 2. Табарин нанял у него… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    гондола - и устарелое гондола. В лите ратурном языке XIX начала XX века ударение гондола преобладало. Например, у К. Бальмонта: «На гондолах плыли под бледной луной» (Бромелия). Ударение гондола встречается у В. Брюсова, С. Кирсанова, Б. Пастернака и др … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

    Гондола - ГОНДОЛА, помѣщеніе для пассажировъ, инструментовъ, балласта, двигателя и приборовъ управленія на аэростатахъ. На неуправляемыхъ аэр тахъ Г. простая корзина, изъ ивовыхъ или камышев. прутьевъ, 4 уг. формы. Высота бортовъ 1 1,1 мтр., шир. въ зав… … Военная энциклопедия

    Гондола - (Венеция). ГОНДОЛА (итальянское gondola), 1) одновесельная плоскодонная лодка с приподнятыми фигурными оконечностями. 2) Кабина аэростата. 3) Элемент конструкции самолета, вертолета, имеющий обтекаемую форму, для размещения двигателя, шасси или… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    ГОНДОЛА - (Gondola, Car or cradle of a balloon) 1. Часть дирижабля или аэростата, находящаяся вне оболочки; прикрепляется к ней непосредственно или при помощи жестких или нежестких связей и служит помещением для людей, двигателей и пр. Г. бывают… … Морской словарь

    гондола - полувагон, мотогондола, корзина, лодка Словарь русских синонимов. гондола сущ., кол во синонимов: 5 корзина (23) лодк … Словарь синонимов

    Книги

    • Гондола-призрак , Джанни Родари. "Гондола-призрак" - это волшебное путешествие в Венецию XVII века. Благодаря таланту Джанни Родари вы будто своими глазами увидите этот сказочный город, проплывете натаинственной гондоле,…