Нос нужен для того чтобы. «Зачем нам нужен нос»

«Для чего человеку нос?»

Конспект ООД по валеологии.

Программное содержание:

Познакомить детей с важным органом чувств – носом;

Дать понятие об основных функциях носа (очищение и согревание воздуха, улавливатель запахов);

Закрепить правила гигиены и ухода за носом;

Словарная работа:

Уточнить значение слов: фильтр, сторожевой пост.

Материал:

Рисунок человека без глаз и носа;

два стакана: один пустой, другой с грязной водой, ватно-марлевый фильтр;

снежинки; иллюстрации фильтра, печки;

пограничника с собакой; материал для игры «Угадай по запаху»: мандарин, мыло, духи, банан.

Ход:

Дети садятся на стульчики, расставленные полукругом.

Воспитатель: Отгадайте загадку: Между двух светил Я один. (Нос)

Стук в дверь. Входит Карандашкин с рисунком в руках.

Карандашкин: Здравствуйте, ребята! Меня зовут Карандашкин. Я нарисовал веселого человечка и принес вам его показать.

Воспитатель: Смотрите, дети, какой-то человечек странный. Чего-то у него не хватает?

Дети: У человечка не хватает глаз.

Воспитатель: Карандашкин, ты забыл нарисовать глаза. Дети, для чего человеку нужны глаза?

Дети: Глаза человеку нужны для того, чтобы он мог смотреть.

Карандашкин рисует глаза.

Воспитатель: Ребята, а теперь все правильно?

Дети: Нет, не хватает носа.

Карандашкин: Рисовать нос я не буду. Знаете почему? Если я нарисую ему нос, он его задерет и нас замечать не станет.

Воспитатель: Карандашкин, ты не прав. Нос нам нужен не только для того, чтобы его задирать. Ребята, для чего нам еще нужен нос?

Дети: Нос нужен для того, чтобы дышать.

Воспитатель: Давайте подышим носиком. У вас под стульчиками лежат снежинки.

Дыхательное упражнение «Сдуем снежинку»: Раз, два, три . Возьми снежинку,

Раз, два, три. Сдуем пушинку

Полетела, покружилась

И на землю опустилась.

Карандашкин: Дышать можно и ртом.

Воспитатель: Да, можно, но через нос дышать лучше.

Нос очень важен для нас. Нос – это одновременно и фильтр, и печка, и сторожевой пост.

Мы делаем вдох и втягиваем ноздрями воздух. Он попадает внутрь носа и пробегает по его извилистым каналам. Поверхность этих каналов усеяна множеством крохотных ресничек. Они все время колеблются, как трава на лугу, когда подует ветер. К этим ресничкам, как мухи к липкой ленте, прилипают на лету пылинки.

Поэтому нас нос называют живым фильтром. А вы знаете, что такое фильтр? (Ответы детей)

Воспитатель: Фильтр – это механизм для очистки чего-то. Например, воды или воздуха. Я покажу вам, как работает простой фильтр из ваты и марли.

Опыт с фильтром:

У меня на столе два стакана. Один стакан пустой, а другой с грязной водой.

Серёжа, помоги провести опыт. В пустой стакан вставляем фильтр и выливаем через него грязную воду. Посмотрите, вода стала чистая, а фильтр – грязный.

Ребята, кто запомнил, что такое фильтр? Вывешивается изображение фильтра .

(Ответы детей)

Воспитатель: Изнутри стенки носа пронизаны множеством тончайших сосудов, по которым все время струится горячая кровь. Поэтому в узких каналах носа жарко, как в духовке. Пробегая по этим извилинам, даже холодный морозный воздух успевает согреться и становится теплым. Вот почему нужно дышать не ртом, а носом – меньше опасности надышаться пыли и простудиться.

Вывешивается изображение печки. Карандашкин, ты понял, что нос делает с воздухом?

Карандашкин: Да, нос – очищает и согревает воздух.

Карандашкин: Ребята, я вспомнил одного своего друга, у которого очень длинный нос. Кто-нибудь из вас знает его?

Дети: Это Буратино

Карандашкин: Давайте немного подвигаемся. Вставайте на ножки.

Физкультминутка: Буратино потянулся

Раз – нагнулся,

Два – нагнулся.

Руки в стороны развел

Ключик видно не нашел.

Чтобы ключик нам достать

Надо на носочки встать.

Карандашкин: Скажите, а нос – это только фильтр и печка?

Воспитатель: Нет, не только. Ещё нос называют сторожевым постом, потому что он единственный из всех органов чувств умеет воспринимать запахи. А это очень важно. Запахнет в воздухе дымом – нос сразу сообщит об этом. Донесется из духовки вкусный запах – хозяйка понимает: пирог готов, пора его вынимать. Именно запах предупреждает иногда нас об опасности или помогает определить качество продуктов.

Выставляется иллюстрация с изображением пограничника с собакой.

Воспитатель: Послушай, Карандашкин, какое стихотворение знают ребята. Его написала Э. Машковская. Оно называется «Мой замечательный нос».

Стихотворение читают дети:

Я ничего не знаю

И вдруг мой нос говорит:

Что где-то у кого-то

Что-то сейчас горит.

Я ничего не знаю

Но мой нос доложил:

Кто-то купил апельсины

И вон туда положил.

Я ничего не знаю

Я в духоте сижу.

Нос говорит: «Погуляем,

Очень тебя прошу»

Ходишь с ним и гуляешь

Он говорит со мной.

Он говорит: «А знаешь?

Пахнет уже весной!»

Карандашкин: Я хочу проверить, как мой нос умеет улавливать запахи. У меня есть волшебная шкатулочка, в которой собраны различные запахи. Узнаете ли вы, что находиться в баночках?

Карандашкин достает шкатулку, в которой лежат непрозрачные баночки с маленькими дырочками. В баночках находятся различные продукты, имеющие яркий запах.

Карандашкин: Молодцы! У вас носики очень хорошо умеют различать запахи. Так для чего еще нам нужен нос?

Дети: Нос нужен для того, чтобы улавливать запахи.

Спросить несколько детей.

Воспитатель: А теперь зажмите нос и скажите слово Ни-на. Получилось красиво? (Ответы детей)

Так для чего нам еще нужен нос?

Дети: Нос нужен нам для того, чтобы красиво разговаривать.

Воспитатель: А теперь скажите, почему наш нос заболевает?

Дети: Нос заболевает тогда, когда в него попадают микробы.

Воспитатель: Как наш нос старается освободиться от микробов?

Дети: Мы чихаем.

Воспитатель: Дети, мы много с вами говорили о носе. А теперь я хочу узнать, знаете ли вы правила гигиены и безопасности носа. Отвечайте можно или нельзя.

Карандашкин путает.

Ковыряться пальцем в носу или острым предметом (нельзя)

Вытирать нос своим носовым платком (можно)

Засовывать в нос мелкие предметы (нельзя)

Пользоваться чужим носовым платком (нельзя).

Воспитатель: Молодцы! Вы хорошо знаете правила гигиены и безопасности носа. А как мы с вами в детском саду закаливаем наш носик?

Дети: Мы с ним гуляем. Мы его моем и прочищаем.

Воспитатель: Ну, что Карандашкин, ты понял, как важен для нас нос?

Карандашкин: Да, я понял как важен для нас нос. Нос и очищает и согревает воздух, а еще он улавливает запахи. А ещё помогает нам красиво разговаривать. Я сейчас нарисую нос человечку.

Карандашкин рисует нос.

Карандашкин: Мне пора идти. Я пойду и нарисую еще что-нибудь и принесу вам. До свидания!

Дети: До свидания! Приходи к нам еще.

Карандашкин уходит.

Воспитатель: А вы, дети, запомнили, для чего нам нужен нос?

Ответы детей. Помогают отвечать иллюстрации.


Нос – это не только украшение человеческого лица. И не только инструмент вентиляции легких. Нос является терморегулятором, поддерживающим стабильный температурный и биоэнергетический режим организма.

Глубокое, ритмичное дыхание – это исходное условие спокойного состояния психики. Когда мы волнуемся, дыхание становится учащенным, рваным и очень поверхностным. Чтобы успокоиться, надо дышать глубоко и ритмично.

Ритмичное дыхание восстанавливает нормальный ритм жизнедеятельности клеток нашего организма. Для окисления пищевых веществ клеткам необходимо ритмичное поступление кислорода.

Во время глубокого и спокойного дыхания работает диафрагма. Благодаря равномерному подъему и опусканию диафрагмы устанавливается нужный ритм поступления воздуха в легкие и связанный с этим ритм кровообращения. Диафрагма способствует продвижению лимфы и массирует трением внутренние органы; из-за трения возникает электризация, что усиливает приток крови к органам и увеличивает поступление питательных веществ и кислорода.

Частое и интенсивное дыхание, имеющее целью гипервентиляцию легких, недопустимо. При интенсивном поступлении в организм кислорода повышается кислотность в легких и крови, а это способствует повреждению органов и тканей. Неумеренная гипервентиляция может привести к инсульту или инфаркту.

Спокойное и ритмичное дыхание обеспечивает накопление в организме Щелочного ресурса.

Задержки дыхания могут также привести к закислению крови и к возрастанию разрушения клеточных мембран и стенок сосудов.

В йогических трактатах дыхание одной правой ноздрей называется «солнечным», а дыхание одной левой ноздрей – «лунным». Когда мы дышим только через правую ноздрю, закрыв пальцем левую, мы согреваем наш организм, повышаем энергоемкость крови. Длительное дыхание через правую ноздрю усиливает сдвиг реакцию крови в кислую сторону, возникает опасность ацидоза.

Дыхание только через левую ноздрю охлаждает организм и понижает биоэлектрическое напряжение, возрастает щелочной ресурс крови.

Если дышать попеременно то правой, то левой ноздрей, можно регулировать кислотно-щелочное равновесие крови.

Когда человек ощущает перегрев мозга и организма в целом, он может дышать только через левую ноздрю. Когда человеку холодно, ему необходимо дышать через правую ноздрю, он быстро согреется.

Особенно важна регуляция дыхания для больных. Мы не только согреваем или охлаждаем организм, но и понижаем или повышаем энергетику крови и клеток. Больным или не хватает энергии, или энергии слишком много и она разрушает организм, например озноб и повышение температуры.

Определить, в чем есть нужда: в энергии или в снятии излишнего напряжения, нам помогает сам организм.

Когда легче дышит правая ноздря, организм нуждается в обогреве и в поднятии энергетики, через нее и дышите. Когда легче дышит левая ноздря, организм нуждается в охлаждении и в освобождении от излишней тепловой энергии. Когда обе ноздри дышат одинаково хорошо, равновесие крови восстановлено.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа № 57»

Ленинского района города Саратова

РЕГИОНАЛЬНАЯ ЗАОЧНАЯ ИНТЕРНЕТ-КОНФЕРЕНЦИЯ ПО ЭКОЛОГИИ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ «ОС@ - 2013»

Секция: экология человека.

Исследовательская работа

ДЛЯ ЧЕГО НАМ НУЖЕН НОС?

Тузовой Арины, обучающейся

МОУ «Средняя

общеобразовательная школа № 57»

Руководитель Абдуллина В.Б.,

учитель начальных

классов I категории

Саратов, 2013

Содержание.

Введение стр. 3

Основная часть стр. 3-5

Заключение стр. 5

Список литературы стр. 6

Для чего нам нужен нос?

Цель исследовательской работы. Расширить представления о своём организме - о функциях носа, особенностях его строения, значении в жизни человека.

1. Введение.

Некоторые считают, что нос - это только украшение на лице. Другие думают, что природа дала нам нос, чтобы задирать его кверху. Есть даже выражения: «Ишь ты, нос задрал!» или «Ну что ты нос повесил?» Это шутка. На самом деле даже самый маленький нос - весьма важная часть тела. Ещё во втором классе на уроке окружающего мира мы изучали тему «Органы чувств». Я узнала, что нос - это орган обоняния. Нос помогает чувствовать и различать запахи. Но мне захотелось узнать о таком органе, как нос, больше. Поэтому я выбрала тему для работы «Для чего нам нужен нос?»

2. Основная часть.

Самой выдающейся частью на лице каждого человека и в прямом, и в переносном смысле является нос. Нос всегда считался едва ли не самым загадочным из всех органов чувств. Разберёмся с этим органом. Итак, нос нам нужен, по моему мнению, для того, чтобы чувствовать окружающие запахи. А как же нос воспринимает запахи? Из детской энциклопедии для любознательных «Отчего и почему?» я узнала: воздух, который мы вдыхаем, раздражает наши нервные окончания. Если он имеет какой-нибудь запах, мы его немедленно почувствуем. С помощью обоняния человек как бы контролирует качество воздуха. В случае появления в воздухе приятного запаха, мы стараемся дышать глубже (воздух после дождя, на прогулке в лесу и т. п.). А при ощущении неприятного запаха, наоборот, стараемся дышать как можно реже. Нос способен мгновенно определить присутствие в воздухе тысячи разных веществ. И я была уверена, что нос нам нужен только для того, чтобы ощущать различные запахи. Но проведя несколько экспериментов и изучив дополнительную литературу, я убедилась, что это не совсем так.

Однажды я заболела, и при приёме пищи заметила, что, оказывается, я не чувствую вкус того, что ем? Что же произошло? Мне стало интересно, я взяла энциклопедию и узнала, что обоняние тесно связано со вкусом. Поэтому, когда у нас заложен нос, мы не ощущаем не только запах, но и вкус пищи. Даже страшно подумать о том, что мы могли бы не почувствовать, как аппетитно пахнет бабушкиным пирожком, вкусным борщиком, апельсинчиком. А вот другая ситуация, когда начался пожар или произошла утечка газа…, ведь именно наш нос первым придет на помощь и спасет от опасности.

После выздоровления я решила провести такой эксперимент: я зажала нос прищепкой и стала пробовать на вкус йогурты с клубничным и вишнёвым вкусом. Я убедилась, что невозможно определить вкус продукта, если «не работает» нос.

А почему во время насморка мы перестаём чувствовать запахи, что же происходит? Сначала проведём эксперимент: возьмём салфетку и промокнём ею внутри носа. Салфетка намокла - внутри нос покрыт слизью. Во время насморка слизистые оболочки в носу разбухают, раздражаются и забиваются слизью. В результате, запахи, находящиеся в воздухе, перестают действовать на обонятельные нервы. Проверим, что получится, если не дышать через нос. Для этого сначала понюхаем что-нибудь приятное - глубоко вдохнём через нос. Затем зажмём нос и подышим ртом. Какой бы запах мы до этого ни нюхали, с зажатым носом почувствовать невозможно. Вот что и происходит с заложенным носом.

Так же я узнала, что содержащаяся в носу слизь предохраняет наш организм от попадания микробов. У взрослого человека слизистая оболочка за сутки выделяет 0,5 литра слизи. Ее функция - увлажнять вдыхаемый воздух, задерживать пылинки и микроорганизмы, оседающие на стенках полости. Слизь содержит вещества, убивающие микробов, или препятствующие их размножению. Под слизистой оболочкой ветвятся многочисленные кровеносные сосуды, поэтому даже легкие травмы носа сопровождаются обильными кровотечениями. Эти сосудистые сплетения согревают вдыхаемый воздух до температуры тела.

Следующий этап эксперимента. Проверим проходимость воздуха через носовые ходы. Для этого закроем один носовой ход, а к другому поднесем легкий кусочек ваты. Струя воздуха будет отбрасывать ее при выдохе, и прижимать к носовому отверстию при вдохе. Вывод: При нормальном дыхании воздух обязательно проходит через наружные ноздри в носовую полость.

А почему дыхание через нос предпочтительнее, чем дыхание через рот? Оказывается, дышать рекомендуется через нос, потому что при дыхании ртом в легкие поступает холодный воздух, что является причиной простудных заболеваний. Больной человек, не соблюдающий правил гигиены, становится источником инфекции. Кроме того, носовое дыхание улучшает кровообращение в полости черепа. Нервные клетки получают достаточное количество кислорода, что благоприятно сказывается на работе нервной системы. Ограничение носового дыхания в детстве из-за хронического насморка или дефекта дыхательных путей приводит к отставанию в развитии.

А если зажать нос руками и произнести слово «нос», что происходит со звуками? Правильно, они изменились. Речь стала нечеткой, голос гнусавым, глухим, неприятным. То же самое происходит, когда у нас насморк, и заложен нос. Этот эксперимент доказывает то, что нос играет немаловажную роль в произношении звуков.

А сейчас следующий этап эксперимента. Зажмем нос и не будем дышать. Очень тяжело не дышать. Дыхание имеет важное значение, и если воздух не поступает, это опасно не только для наших лёгких, но и для головного мозга. Человек не может жить без воздуха, а чтобы он попадал в организм, природа придумала для нас дыхательную систему, где нос играет главную роль.

Рассмотрим схему носа - такого важного для нас органа.

Попадая в нос, воздух проходит через два коридора - это ноздри, стенки их покрыты волосками. Вы можете спросить, зачем они в носу. Волоски выполняют роль охранников. Они не пропускают в нос пылинки. Далее воздух проходит через лабиринт - носовые ходы. Лабиринт играет важную роль для того, чтобы воздух, проходя по носовым ходам, согревался и попадал в наши лёгкие уже тёплым. А ещё мы помним, что стенки лабиринта покрыты липкой жидкостью - слизью. К ней прилипают микробы, которые пытаются вместе с воздухом пробраться в наш организм. Когда слизи с налипшими в ней микробами становится слишком много, мы чихаем, и нос очищается.

Вот, оказывается, почему важным гигиеническим правилом является ежедневное очищение и мытье носа во время утреннего умывания - чтобы в носу не скапливались болезнетворные микробы.

А ещё я узнала из источников Интернета, что в некоторых странах жители так любят свой нос, что украшают его разными предметами, колечками, драгоценными камнями, а в некоторых государствах Африки жители даже здороваются с помощью носа.

3. Заключение.

Итак, подводя итоги моей исследовательской работы, я могу сказать

следующее: нос - настоящая химическая лаборатория, способная моментально определять в воздухе тысячи разных веществ. Благодаря обонянию, человек может отличить хорошую пищу от испорченной, вовремя обнаружить утечку газа на кухне, ощутить вкус пищи. При помощи носа мы произносим звуки. Так же я знаю, что нос - это один из главных органов дыхательной системы. К нему нужно бережно относиться, чтобы быть здоровым.

Про нос написаны книги, сочинены стихи и песни. Вот какой важный орган - нос!

Список информационных ресурсов.

Большая детская энциклопедия, том 2 стр. 133-134

Энциклопедия для любознательных «Отчего и почему?» (издательство «Махаон», Москва, 2009), стр. 236

Интернет ресурсы:

Воспитатель первой квалификационной категории Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида № 201», г. Оренбург

Образовательная область «Здоровье»

Возраст : 3 - 5 лет.

Конспект НОД по теме: «Наш нос»

Цели:

Формировать элементарные представление детей об органах чувств - нос и его функции;

Показать детям, какую роль играет нос в жизни человека;

Развивать способность рассматривать друг друга, умение работать в коллективе;

Развивать умение анализировать, сравнивать, делать выводы;

Воспитывать стремление заботиться о своем здоровье;

Закрепление правил ухода за носом

Оборудование : кукла - перчатка «Незнайка»; иллюстрации с изображением людей разного пола и возраста; продукты с хорошо выраженным характерным запахом, туалетное мыло, флакончик из-под духов, набор карточек «Берегите ваши носики», сундучок или коробка.

В группу к детям приходит Незнайка, у него в руках мешочек.

Незнайка: Здравствуйте, ребята. Смотрите, что я вам принес - это мешочек, там лежит сюрприз для вас. Вы любите сюрпризы? Но сундучок этот не простой, а волшебный. Чтобы он открылся, вам нужно отгадать загадки, попробуете?

Запах хлеба, запах меда,

Запах лука, запах роз

Различить поможет… (нос)

Вот гора, а у горы

Две глубокие норы.

В этих норах воздух бродит,

То заходит, то выходит. (ответы детей)

Он бывает самым разным:

Маленьким, большим и важным,

Длинным, тонким и горбатым,

Толстым или конопатым. (ответы детей)

Незнайка: Правильно, ребята, отгадали все мои загадки. Покажите свой нос. Зачем нужен нос? (ответы детей).

Воспитатель: Правильно, ребята. Носиками мы дышим.

Незнайка: Подумаешь, дышать можно и ртом, а от этого носа одни неприятности - то он чихает, то с горки упадешь и разобьешь его.

Воспитатель: Что ты, Незнайка, дышать нужно именно носом. Это очень важно - ведь наш носик согревает и очищает воздух, которым мы дышим, от пыли и микробов. К тому же, нос нужен не только для того, чтобы дышать. Ребята, зачем еще нужен нос, что он может делать? (ответы детей). При затруднении детей, взрослый дает подсказку - зачитывает отрывок из стихотворения Ю. Прокопович «Зачем носик малышам?», затем выслушивает ответы детей.

Жарким летом на лужочке

Носик нюхает цветочки.

На полянке — землянику,

В грядке — спелую клубнику.

В огороде чует нос,

Где чеснок и лук подрос.

В доме может так случиться,

Носик тоже пригодится:

Он найдет в шкафу варенье,

Где конфеты и печенье,

Где в буфете шоколадки

Или сок, в бутылке сладкий.

Апельсины кто принес?

Все пронюхает наш нос.

Даже помнит он, каков

Запах маминых духов.

Незнайка: Ребята, значит, нос помогает нам чувствовать разные запахи? А какие запахи вы знаете? (ответы детей). Вот и пришло время открыть волшебный сундучок, а что в нем лежит, нам поможет узнать наш помощник - нос.

Проводится игра «Угадай по запаху» - взрослый вызывает к себе по очереди нескольких детей, завязывает им глаза и просит определить по запаху, что он достает из сундучка (свежий хлеб, свежий огурец, апельсин, цветок, чеснок, лук, флакон из-под духов, и др.). Затем ребенок поясняет, как он определил, какой перед ним предмет, ведь он его не видел.

Воспитатель: Ребята, Незнайка, а вы знаете, что запахи бывают полезные и вредные. Как вы думаете, запахи лука и чеснока полезные или вредные? (ответы детей). Правильно, эти запахи полезные - они убивают микробов. А запах сигарет, дыма или газа - полезный или вредный? (ответы детей) Правильно, такие запахи вредные.

Чтобы ваши носы хорошо дышали, предлагаю выполнить дыхательную гимнастику:

Раз, два, три, четыре, пять!

ходьба на месте

Отдыхать умеем тоже -

остановиться, руки за спину

Руки за спину положим,

Голову поднимем выше

поднять голову

И легко - легко подышим.

дыхание через нос

Незнайка: Молодцы, ребята, скажите, раз нос - это наш важный помощник, значит… (ответы детей) правильно, значит, мы должны его беречь. Воспитатель: Давайте, посмотрим на карточки - работа с карточками «Берегите ваши носики» - девочка ковыряет в носу пальцем (карандашом), мальчик засовывает в нос бусинку, мальчик очень сильно сморкается, девочка наклоняется над баночкой с краской, девочка дает подружке свой носовой платок и др.

Незнайка (грустно): Ох-ох-ох. А у меня нет своего носового платка.

Воспитатель: Не грусти, Незнайка, наши ребята подарят тебе много красивых платочков.

Дети дарят Незнайке носовые платочки (предварительная работа - аппликация «Укрась платочек узором»), Незнайка благодарит детей, прощается с ними, говорит, что еще обязательно к ним придет.

Дополнительный материал по теме:

➣ Рассматривание иллюстраций с изображением людей и животных, беседа «Какие разные бывают носы»

➣ Рассматривание и обсуждение карточек «Берегите ваши носики»

➣ Закрепление правил ухода за носом: нельзя ковырять в носу пальцем и тем более острым предметом; нельзя засовывать в нос посторонние предметы; при насморке нельзя сильно сморкаться, а также втягивать слизь в себя; нельзя пользоваться чужим носовым платком; нельзя вдыхать запах незнакомых жидкостей, наклонившись над банкой.

➣ Выполнение дыхательной гимнастики:

Упражнение «Ракета» - Глубокий вдох, через нос, руки медленно поднять, ладони свести вместе. Подняться на носки, подтянуться вверх, задержав дыхание. Медленный глубокий выдох со звуком ААААА, руки в такт выдоху опускаются вниз.

Упражнение «Мышка и мишка» - У Мишки дом огромный (выпрямление, руки вверх, потянуться, посмотреть на руки - вдох). У Мышки очень маленький (присесть, обхватить руками колени, опустить голову - выдох с произношением звука «ш-ш-ш».

Упражнение «Ветер» (упражнение выполняется стоя.) Медленно поднимая руки в стороны, сделать глубокий вдох через нос. Опуская руки, произвести медленный выдох через рот. Упражнение повторить 3—4 раза.

Упражнение «Ежики» - Спокойное дыхание через нос.

➣ Проведение опыта «Значение носа для речи» - взрослый просит ребенка закрыть нос и сказать какое-нибудь слово. Делается вывод: звуки изменяются, становятся нечеткими. Затем ребенок с закрытым носом читает какое-нибудь стихотворение, обсуждение с детьми.

« Зачем нам нужен нос»

Расширение представлений детей о своем организме.

1.Расширить представления детей

о своём организме – о функциях носа,

особенностях его строения, значении.

2. Развивать интерес к познанию своего организма.

3. Закрепить правила безопасности жизнедеятельности, правила ухода за носом.

4. Воспитывать у детей культуру здоровья.

Ход занятия: - Ребята, я думаю, что вы хорошо знаете сказочных смешариков.

И, конечно, вам также хорошо известно, что они очень любознательные и любят

спорить между собой и искать разные пути решения какой-нибудь проблемы.

Вот и сегодня я стала свидетелем одной такой ситуации. Крош нарисовал

портрет Нюши (показываю). Он ей так понравился, что она хочет повесить его

на стену в домике. Но Лосяш сказал, что этот портрет нельзя вешать, потому

что какой-то он странный. Ребята, а на ваш взгляд, можно повесить такой

портрет Нюше на стену?

(ответы детей)

Правильно,

согласна

странный,

недорисован, не хватает носа. Но Нюша говорит, что нос ей совсем не нужен.

Она пыталась убедить Лосяша, что носы не нужны, что можно обойтись без

них. А вы как думаете, ребята, кто же прав Нюша или Лосяш?

(ответы детей)

Я согласна с вами, что Лосяш прав и предлагаю научно доказать Нюше, что без

носа нельзя обойтись. Давайте с вами отправимся в научную лабораторию, где

проводятся исследования человеческого организма.

(проходите, пожалуйста)

Здесь нас встречает доктор..

Д- Здравствуйте, ребята, я рад видеть вас в нашей лаборатории. И сразу же я

хочу спросить вас: Что было бы, если бы у человека не было носа?

(ответы детей)

совершенно

маленькие

обойтись

невозможно, поэтому он есть не только у человека. И сейчас я предлагаю вам

принять участие в исследованиях и определить, кому нужен нос.

В- Ребята, возьмите схемы, которые приготовил Доктор Айболит. Обратите

внимание, что в центре нарисован нос. Возьмите фломастеры и соедините его

линиями с теми картинками, на изображении которых есть нос.

Схема- плакат « У кого есть нос?»

В- Ребята, вижу вы уже закончили работу со схемой и Д дает вам возможность

проверить правильность выполнения задания.

(на экране – схема)

Обратите внимание на экран. Сравните свою схему с той, что на экране. Кто

сделал правильно поднимите руку, а кто ошибся – исправьте. Умнички, никто из

вас не ошибся, потому что вы много знаете и были внимательными.

А теперь посмотрите на схему еще раз и давайте разберемся, кому и для чего

нужен нос.

(Ответы детей: нос самолёту нужен, чтобы лететь, пароходу –

рассекать волну и др.)

исследование

справились со сложным заданием.

Д- Молодцы, ребята. Вы обратили внимание, что на схеме не было человека, это

потому, что

человеческому носу мы уделим особое внимание. И для начала

проведем небольшой эксперимент «Нос наш помощник». Е.В. помогайте мне.

В- Ребята, зажмите нос руками и скажите слово «нос». Что происходит со

звуками? Правильно, они изменились. Речь стала нечеткой, голос гнусавым,

глухим, неприятным. То же самое происходит, когда у нас насморк и заложен

А теперь зажмите нос и закройте глаза (проносит разрезанный огурец

пред детьми и закрывает салфеткой) Попробуйте угадать по запаху, что у меня

под салфеткой. Да, очень трудно без носа угадать запахи. Когда у нас насморк и

заложен нос нарушается обоняние, т.е. человек не может определять запахи.

подумать

почувствовать

аппетитно

бабушкиными

пирожкам,

борщиком,

апельсинчиком. А вот другая ситуация, когда начался пожар или произошла

утечка газа…, ведь именно наш нос первым придет на помощь и спасет от

опасности.

(физкультминутка «Ухо-нос»)

И сейчас следующий этап эксперимента. Зажмите нос и не дышите.

(делаю вместе с ними) Ох, я больше не могу. Очень тяжело не дышать, правда?

Ребята, дыхание имеет важное значение и если воздух не поступает, это опасно

не только для наших лёгких, но и для головного мозга. Человек не может жить

без воздуха, а чтобы он попадал в организм, природа придумала для нас

дыхательную систему, где нос играет главную роль.

Садитесь поудобнее и давайте с вами рассмотрим схему носа такого важного

для нас органа. (схема)

Попадая в нос, воздух проходит через два коридора – это ноздри, стенки их

волосками.

спросить,

выполняют роль охранников. Они не пропускают в нос пылинки. Далее воздух

проходит через лабиринт - носовые ходы. Лабиринт играет важную роль для

того, чтобы воздух, проходя по носовым ходам, согревался и попадал в наши

лёгкие уже тёплым. Стенки лабиринта покрыты липкой жидкостью – слизью.

К ней прилипают микробы, которые пытаются вместе с воздухом пробраться в

наш организм. Когда слизи с налипшими в ней микробами становится слишком

много, мы чихаем, и нос очищается.

Ребята, а что нужно делать, когда мы чихаем?

(ответы детей: прикрывать нос платочком)

А для чего это нужно?

(ответы детей)

В - А давайте с вами проведем небольшой опыт. Для этого нам понадобится

обыкновенный пульверизатор, который конечно есть в лаборатории Доктора

Айболита. Он будет выполнять роль постуженного носа. Раз он простужен,

значит он полон слизи и микробов и поэтому ему постоянно хочется чихать.

Что же будет, если мы не будем прикрываться платочком во время чихания?

(провожу опыт с грушей и водой).

Посмотрите,

платочка

разлетаются

расстояние и заражают здоровых людей. А вот что произойдет, если мы будем

прикрываться носовым платком. Все микробы остались на платке и никому не

угрожают. Платок является предметом личной гигиены и вот поэтому так важно

всегда иметь носовой платок. Важным гигиеническим правилом

является

ежедневное очищение и мытье носа во время утреннего умывания.

Ребята, а вы знаете, что в некоторых странах жители так любят свой нос, что

украшают его разными предметами, колечками, драгоценными камнями, а в

некоторых государствах Африки жители даже здороваются с помощью носа.

Хотите я покажу вам как? (подхожу к ребёнку и потереться об него носиком)

лаборатории

интересного.

последний

безопасности вы знаете про нос?

(ответы детей: нельзя ковырять в носу пальцем и тем более острым

предметом, нельзя засовывать в нос посторонние предметы, нельзя

пользоваться чужим носовым платком).

Д – Мне было очень приятно с вами работать и я думаю, что я еще не раз

встречу вас в своей лаборатории.

В – Спасибо вам, Д.., теперь мы сможем убедить Нюшу в необходимости носа с

обязательно

согласится,

дорисовать ее портрет.

малышам?»,

детского

Ю.Прокопович «Зачем носик малышам?»

Есть прямые носики,

Есть носики – курносики…

Очень нужен всякий нос,

Раз уж он к лицу прирос,

Жарким летом на лужочке

Носик нюхает цветочки.

На полянке – землянику,

В грядке – спелую клубнику,

В огороде чует нос,

Где чеснок и лук подрос.

В доме, может так случиться,

Носик тоже пригодится:

Он найдет в шкафу варенье,

Где конфеты и печенье,

Где в буфете шоколадки

Или сок в бутылке сладкий…

Апельсины кто принёс?

Всё пронюхает ваш нос!

Даже помнит он, каков

Запах маминых духов.

Нос не должен быть простужен,

Нос здоровым всем нам нужен,

Чтобы сон, когда придёт,

Тихо спать, закрывши рот.

Ещё можно пожелать:

Пальцем в нос не залезать,

День на солнце не сидеть –

Носик может обгореть!

А зимой в большой мороз

Не высовывать свой нос!

Ну, теперь понятно вам,

Зачем носик малышам?

В- Ребята, о нашей с вами встрече я расскажу своим ребятам.

хотелось бы узнать, кому из вас было интересно и увлекательно побывать в

лаборатории?

похлопайте

Встаньте те ребята, кто сегодня узнал что-то новое. Поднимите руку те, кому

было что-то трудно выполнять. И похлопайте в ладоши

те, кто хотел бы

побывать в лаборатории еще раз.