Складские помещения, их виды. Складские помещения: классификация, виды и требования Структура и функциональные зоны

Все помещения товарных складов в зависимости от их роли в выполнении складских операций делят на группы: основного производственного назначения, вспомогательные, подсобно-технические, административно-бытовые.

К помещениям основного производственного назначения относят помещения для хранения товаров, экспедиции по приему и отпуску товаров, приемораспаковочные, упаковочные и помещения для фасовки товаров.

Вспомогательные помещения предназначены для хранения тары, многооборотных контейнеров и поддонов. Сюда же относятся тароремонтные мастерские.

Подсобно-технические помещения – это помещения машинных отделений, вентиляционные камеры, котельные, кладовые хозяйственных материалов и инвентаря, ремонтные мастерские, подзарядные аккумуляторные станции.

Административно-бытовые помещения предназначены для размещения конторских служб, мест отдыха и приема пищи, красных уголков, гардеробных, зала товарных образцов, душевых и др.

Весь складской технологический процесс включает операции: разгрузку транспортных средств; приемку товаров; распаковку; хранение; упаковку; фасовку и отправку товаров покупателям. Для выполнения этих операций выделяют соответствующие зоны склада :

– зона разгрузки транспортных средств

– зона приемки товаров

– зона хранения

– зона отборки и комплектования заказов покупателей

– зона погрузки автомобильного транспорта.

Итак, все складское пространство состоит из двух частей: площадей, используемых и неиспользуемых для хранения . При планировании следует учитывать, что наиболее рациональным является соотношение этих площадей, равное 2:1.

Рис. 1. Схема планировки склада

Зона разгрузки должна примыкать к зоне приемки товаров по количеству и качеству, где размещаются рабочие места товароведов-бракеров. Под зону хранения отводится основная часть площади склада. Она состоит из площади, занятой товарами и площади проходов. К зоне хранения должны примыкать зоны фасовки и упаковки товаров, комплектования заказов оптовых покупателей. В свою очередь зона комплектования заказов должна находиться рядом с экспедицией по отправке товаров.

Такой принцип внутренней планировки помещений (зон) позволяет обеспечить поточность и непрерывность складского технологического процесса Специальные требования предъявляют к планировке зала товарных образцов, который должен быть непосредственно связан с помещениями вычислительного центра. Наиболее удобной является боксовая планировка зала товарных образцов, когда весь зал делится на несколько отдельных зон, в каждой из которых размещают образцы товаров одной или нескольких групп и рабочие места товароведов-коммерсантов.



Вопросы для самопроверки:

1. Что называют складом?

2. Какие функции выполняет склад?

3. Как делят склады по месту в процессе товародвижения?

4. Какие выделяют виды складов по выполняемым функциям?

5. Виды складов по режиму хранения?

6. Как классифицируют складские сооружения?

7. Какие группы помещений включает склад?

8. Назовите основные показатели объемно-планировочного решения склада.

9. Какие зоны размещаются на складе?

ВИДЫ СКЛАДСКИХ ПОМЕЩЕНИЙ

Складские помещения являются на сегодняшний день одним из наиболее важных элементов любой предпринимательской или производственной деятельности. Различаются по самым разнообразным критериям:

· по функциональному назначению.

Существуют распределительные, производственные склады либо склады специального назначения;

· по специализации. Склады бывают универсальными и специализированными под какой-либо определенный вид хранения;

· по режиму хранения. Различают склады с фиксированным температурным и влажностным режимом, склады-холодильники, холодные и утепленные склады, отапливаемые и неотапливаемые;

· по конструктивному решению складских зданий. Это могут быть капитальные ж/б здания и легкие склады-ангары, закрытые и открытые складские площадки и площадки под навесом и т. д.;

· по основным потребительским качествам складских помещений, например, виду и качеству инженерных коммуникаций, напольному покрытию, расположению склада, наличию подъездных путей и др.

Цивилизованное развитие рынка в том или ином его сегменте, в частности, на рынке складской недвижимости, предполагает наличие единой классификации как эксплуатируемых, так и строящихся объектов в соответствии с современными требованиями, учитывающими динамику его развития. В России, как и во всем мире, принято условно классифицировать склады и складские комплексы в зависимости от соответствия помещений определенному набору требований, иначе говоря, от их назначения, технических и функциональных характеристик и т. д.

Классификация необходима для оценки того или иного складского помещения по его потребительским качествам и включает в себя особенности конструкции, вид складирования, размеры, степень механизации и многие другие параметры. Так, например, различают складские комплексы классов А+, А- и В+, а также просто склады классов В, С, С- и D (по классификации, предложенной агентством Swiss Realty Group в 2004 году).

Складские помещения класса «А+» представляют собой самую современную модель такого рода помещений, созданную с учетом новейших технологий и достижений в этой области, обладающую необходимым набором технических средств и систем, таких как системы пожарной сигнализации и автоматического пожаротушения (сплинкерные и порошковые), системы вентиляции, кондиционирования и отопления, аварийные системы электропитания, системы видеонаблюдения, охранная сигнализация и т. д.

Наличие высоких потолков позволяет установить любое стеллажное (конвейерное и др.) оборудование. Показателем принадлежности к высшей категории является также благоустроенная, озелененная территория, современный дизайн самого здания, предполагающий отделку современными фасадными системами, остекление, витражи и т. д.

Наличие удобных подъездных путей, разворотных площадок, дорожных указателей и прочих атрибутов развитой транспортной инфраструктуры, возможность адаптации под любые виды грузов, самое современное оборудование и многое другое являются гарантией обеспечения высокой скорости грузооборота и сохранности грузов.

Класс «А-», отличается от высшего лишь возрастом зданий (20-30 лет) и их менее престижным расположением.

Складские помещения класса «В наиболее распространены. Это здания, как правило, 90-х годов постройки, подвергнутые реконструкции. Обычно это капитальное одно- или многоэтажное строение на основе железобетонных конструкций. Обладают техническим оснащением, ненамного уступающим помещениям классов «А» и «А-». Такие здания требуют незначительных финансовых вложений, например, может понадобиться замена напольного покрытия либо установка более продвинутых охранных систем и др. Так, в таких помещениях может быть недостаточное по нормам количество ворот, менее удобные подъездные пути и т. д.

Складское помещение класса «В» - это, в большинстве случаев, капитальное здание, построенное в 70-80 годах прошлого века, либо изначально предназначенное для хранения, либо ставшее таковым в результате реконструкции. Поскольку возраст таких строений более 15 лет, их реконструкция сопряжена с дополнительным вложением средств (замена и ремонт полов, установка охранных систем, восстановление и ремонт систем отопления и пожаротушения и т. д.), и хотя инфраструктура, в основном, соответствует нормативам для складских помещений, прогрессивных современных систем здесь не встретишь. Значительная часть оборудования таких складов не автоматизирована, температура воздуха обычно поддерживается на заданном уровне, а не регулируется, как в. складах класса «А». Однако допускается наличие в здании офисных помещений, так же как в складских помещениях более высокого класса.

Складское помещение класса «С» - это капитальное строение, представляющее собой обычное производственное помещение (таксомоторный парк, автобаза и др.), или отапливаемый ангар, не рассчитанные на использование в качестве складов. В данном случае соответствуют необходимым техническим требованиям лишь такие параметры, как температура воздуха в помещении, обеспечиваемая наличием центральной системы отопления и не превышающая 15 градусов С, а также его площадь. Ни подъемного оборудования, ни систем кондиционирования, ни вентиляции и многого другого здесь, как правило, нет. Такие помещения нуждаются в существенных строительных и технических изменениях (установка рамп, пандусов, замена остекления капитальными стенами, а также в некоторых случаях демонтаж устаревшего оборудования и многое другое).

К шестому классу «С-» относят здания 30-60 годов постройки. К ним относятся, например, бывшие помещения продуктовых оптовых баз и овощехранилищ. Как правило, это ветхие, изношенные строения, в большинстве случаев полностью не соответствующие действующим нормам пожарной безопасности. Понятно, что и о соответствии современным техническим, экологическим и эксплуатационным требованиям здесь говорить не приходится. В строительном плане такие здания нуждаются в капитальном ремонте и модернизации, например, может потребоваться установка пандусов, дополнительных ворот, пожарной сигнализации, подведение системы отопления, отделочные работы и т. д. Невыгодное по отношению к основным транспортным магистралям расположение (зачастую это промышленные зоны в черте города), недостаточные по площади и возможностям маневрирования прилегающие территории не добавляют популярности таким складам.

Складское помещение класса «D» - это обычно неотапливаемый ангар, гараж, бомбоубежище или подвальное помещение, в которых не предусмотрено никаких, отвечающих нормам содержания складских помещений, технических систем. С экономической точки зрения такое здание восстановлению не подлежит, поскольку для этого потребуется слишком много финансовых и трудозатрат.

Помимо технического оснащения складские помещения разных классов разнятся и местоположением. Помещения классов «А» и »В» расположены, в основном, вблизи центральных автомагистралей и оборудованы отличной подъездной и парковочной зоной.

Складские помещения классов «С» и «D», как правило, размещены в производственной зоне, либо за городской чертой. Принимая решение о хранении продукции в таких складах, вероятно, стоит тщательно взвесить все за и против такого решения, ведь поскольку такие помещения изначально не отвечают требованиям и нормативам, предъявляемым к хранению той или иной продукции, то получение вместо предполагаемой прибыли убытков может стать вполне реальной перспективой.

Целесообразность существования и соответствие данной классификации реалиям рынка складской недвижимости были подвергнуты сомнению ведущими девелоперскими и логистическими компаниями и, в первую очередь, главным конкурентом компании Swiss Realty Group (Moscow) компанией Knight Frank, контролирующей около 90% рынка. Основной претензией к предложенной Swiss Realty Group классификации была ее недоработанность, выраженная в отсутствии конкретных числовых показателей, в частности, по допустимой нагрузке на квадратный метр пола складского помещения, высоте потолков, шагу колонн и т. д. Причем те показатели, которые нашли отражение в классификации, во многом не соответствовали международным нормам и стандартам. Предложенная международной консалтинговой компанией Knight Frank обновленная концепция классификации складских помещений в России, разработана с учетом как отечественного, так и международного опыта строительства и эксплуатации таких помещений.


В новой классификации уточнена привязка объектов складской недвижимости к годам их постройки. Например, если по версии Swiss Realty Group склады высшей категории (класс А+) - это помещения, изначально рассчитанные на использование в качестве хранилищ и построенные позднее 1994 года, то согласно классификации Knight Frank к высшему классу относят только новые объекты. Обязательным требованием к складским помещениям класса А+ является обеспечение высокой скорости грузооборота, приспособленность для хранения любых видов грузов, близость к основным транспортным линиям. Что касается конкретных числовых значений различных конструктивных и технических параметров, то для зданий класса А+ предполагается наличие потолков высотой не менее 13 м, что делает возможным монтаж многоуровневого (6 - 7 ярусов) стеллажного оборудования. Бетонные выровненные полы в складских помещениях высшей категории должны быть рассчитаны на высокую нагрузку (не менее 5-7 тонн/м2) и обладать антипылевым покрытием, стойким к истиранию и химической агрессии. Пол должен быть приподнят на высоту 1,2 м.

Еще одним обязательным атрибутом складов класса А+ является наличие достаточного количества въездных автоматических ворот докового типа с гидравлическими пандусами, регулируемыми по высоте. На 500 м2 полезной площади складского помещения должно приходиться не менее одной погрузочно-разгрузочной площадки регулируемой высоты.

Оборудование терминалов логистических компаний (логистические компании - это компании, предоставляющие полный спектр услуг, связанных с грузоперевозками, в том числе и складское хранение) включает в себя докшелтеры, иначе говоря, герметизаторы погрузочно-разгрузочных портов, служащие защитой груза от воздействий внешней среды в процессе погрузочно-разгрузочных работ, а также используемые в целях энергосбережения.

Складские помещения класса А+ предполагают наличие всего комплекса инженерных коммуникаций: автономных систем электро- и теплоснабжения, водоснабжения и канализации, тепловых завес на воротах, системы приточно-вытяжной вентиляции, а в некоторых случаях и системы центрального кондиционирования. Также является обязательным обеспечение высокой степени пожарозащиты, достигаемой за счет наличия пожарных резервуаров и устройства автоматической системы пожаротушения и сигнализации.

Дополнительными требованиями, повышающими сохранность продукции, является наличие современных систем видеонаблюдения и охранной структуры, обеспечивающих круглосуточный мониторинг подведомственной территории, ночное освещение периметра комплекса и прилегающей территории, обеспечение строгого контроля доступа сотрудников на территорию складского комплекса.

Степень комфорта таких складов также соответствует самому высокому уровню: современные линии связи, включающие в себя телефонные и оптоволоконные линии, офисные помещения, вспомогательные помещения для персонала, такие как комнаты отдыха и раздевалки, душевые и подсобки, также являются одной из необходимых составляющих внутреннего оснащения складских помещений класса «А+».

Значимыми требованиями к прилегающей к зданию комплекса территории являются ее размеры, наличие площадок для стоянки, удобство для подъезда и маневрирования большегрузных автомобилей. Не лишним является и наличие на территории парковки для легковых автомобилей.

Важной особенностью данных складских комплексов является их наиболее выигрышное в сравнении со складами низших категорий местоположение вблизи развитой сети автодорог, а также железной дороги, предполагающее устройство собственной железнодорожной ветки и железнодорожных дебаркадеров. Расположение предполагает размещение на расстоянии до 40 км от городской черты при условии прямого доступа с автомагистрали.

Согласно классификации, разработанной международной консалтинговой компанией Knight Frank, складские помещения класса «А+» - это современные одноэтажные здания, построенные на основе сэндвич-панелей, либо из легких металлоконструкций, как правило, прямоугольной формы без колонн либо с шагом колонн не менее 12 м, с расстоянием между пролетами не менее 24 м. Площадь застройки комплекса составляет 40-45%. Прилегающая территория, занимающая оставшуюся площадь, включает в себя внутренние дороги, парковки, зоны разворота, озеленение и хозяйственные строения.

Температурный режим в складских помещениях класса «А+» является регулируемым. Электро- и теплоснабжение осуществляются с помощью автономной электростанции и теплового узла. Обязательным для помещений данного класса является наличие автоматизированной системы контроля доступа и учета продукции.


Профессиональная система управления и наличие опытного девелопера также являются обязательным условием принадлежности складского помещения к классу «А+».

Складские помещения класса «А» мало чем отличаются по своим строительным и техническим характеристикам от своих аналогов более высокого класса.

Шаг колонн в одноэтажных складских зданиях должен составлять не менее 9 метров в отличие от аналогичного параметра в 12 м у складов класса «А+». Площадь застройки 45 - 55 %. Высота потолков не должна быть менее 10 метров. Количество автоматических ворот докового типа с погрузочно-разгрузочными площадками регулируемой высоты должно быть не менее 1 на 700 м 2 .

Наличие железнодорожной ветки необязательно. К желательным критериям относят также такие критерии, как наличие опытного девелопера и системы учета и контроля доступа сотрудников, также необязательным является и наличие собственной электроподстанции и теплового узла.

Складские помещения класса В+ согласно классификации Knight Frank представляют собой одноэтажные складские здания, предпочтительно прямоугольной формы, как новые, так и подвергшиеся реконструкции с высотой потолков не менее 8 метров. Площадь застройки аналогична складским помещениям класса «А» и составляет 45-55%. Количество автоматических ворот докового типа (dock shelters) с погрузочно-разгрузочными площадками регулируемой высоты (dock levelers) - не менее 1 на каждую 1000 м 2 .

Наличие пандуса для разгрузки автотранспорта является обязательным. Также необходимо наличие, наряду с телефонной связью, оптоволоконных телекоммуникаций. Облагороженная, освещаемая в ночное время территория, также является одним из требований принадлежности складских помещений к данному классу. Наличие ж/д ветки является желательным, но не обязательным критерием. В остальном строительные и технические характеристики помещений данного класса соответствуют аналогичным параметрам складов класса «А». Такие критерии, как профессиональная система управления, наличие опытного девелопера, система учета и контроля доступа сотрудников, ж/д ветка и автономная электроподстанция и тепловой узел являются необязательными.

Что касается помещений «В» класса, то здесь различия более явственны. Во-первых, складские помещения данного класса могут быть двухэтажными, что требует наличия лифтов/подъемников грузоподъемностью не менее 3 тонн. На 2000 м 2 площади складского помещения должно приходиться не менее 1 такого подъемного механизма. Высота потолков - от 6 метров и выше. Различия коснулись и полов в таких помещениях: это может быть как асфальтовое покрытие, так и просто бетон без покрытия. Система отопления присутствует, однако температурный режим не является регулируемым. Обязательно наличие пожарной сигнализации и системы пожаротушения, автоматической или неавтоматической.

К обязательным критериям относится также наличие системы отопления, пандуса для разгрузки автотранспорта, площадки для стоянки и маневрирования большегрузного автотранспорта, охрана по периметру территории, наличие системы видеонаблюдения и системы охранной сигнализации, телекоммуникации, подсобные и прочие вспомогательные помещения. Необязательным, но желательным является наличие системы приточно-вытяжной вентиляции, системы учета и контроля доступа сотрудников, наличие автономной электроподстанции и теплового узла, офисных помещений при складе, а также наличие железнодорожной ветки.

Классы «С» и «D» относятся к классам низшей категории. Складские помещения класса «С» - это капитальные строения, переоборудованные под складское хранение различных грузов и товаров, зачастую это бывшие производственные цеха с прилегающими вспомогательными площадками, а также утепленные ангары, огромное количество которых можно увидеть на незастроенных пустырях и прочих свободных территориях.

К обязательным критериям принадлежности складского помещения к классу «С» относятся также требования к высоте потолка (не менее 4 метров), напольное асфальтовое покрытие либо бетонная плитка, а также просто бетон без покрытия.

НИЖЕПЕРЕЧИСЛЕННЫЕ КРИТЕРИИ ЯВЛЯЮТСЯ ЖЕЛАТЕЛЬНЫМИ:

· наличие грузовых лифтов-подъемников (в случае многоэтажности строения);

· ворота на нулевой отметке (нулевая отметка или чистый пол - это отметка пола в створе ворот с учетом его финишной отделки);

· наличие офисных помещений;

· наличие пандуса для разгрузки автотранспорта;

· наличие телекоммуникаций;

· наличие подсобных помещений;

· наличие ж/д ветки.

Складские помещения класса «D» - это неотапливаемые производственные помещения или ангары, а также подвальные помещения или объекты гражданской обороны.

Все остальные критерии принадлежности складского помещения к классу «D» являются желаемыми, но необязательными:

· наличие системы пожаротушения и пожарной сигнализации;

· наличие площадок для стоянки и маневрирования большегрузного автотранспорта;

· наличие систем вентиляции и отопления;

· наличие офисных помещений;

· наличие телекоммуникаций;

· охрана по периметру территории;

· наличие ж/д ветки.

Задача складского планирования - обеспечение хранения товаров таким образом, чтобы сделать их максимально доступными потребителям.

Все складское пространство состоит из двух частей: площадей, используемых и не используемых для хранения. При планировании учитывают, что наиболее рациональное соотношение этих площадей, равное 2:1.

Требования, предъявляемые к планировке складских помещений:

  • применение оптимальных способов размещения и укладки товаров;
  • исключение неблагоприятного воздействия одних товаров на другие при их хранении;
  • возможность применения подъемно-транспортного оборудования.

Планировка общетоварного склада

Все помещения на общетоварных складах делятся на следующие группы:

  • операционные зоны склада должны быть связаны между собой необходимыми проходами и проездами. К ним относятся зоны разгрузки транспортных средств, зона приемки по количеству и качеству, зона хранения, зона обработки товаров и подготовки их к продаже, зона комплектования заказов и экспедиция.
  • подсобно-технические - для размещения инженерных устройств и коммуникаций, а также хозяйственных кладовых и ремонтных мастерских;
  • административно-бытовые - для размещения административного аппарата и бытового обслуживания работников склада.

Подсобно-технические и административно-бытовые помещения следует размещать отдельно от операционных, с отдельным входом.

На планировку и размещение помещений склада существенным образом влияет структура технологического процесса. На стадии проектирования склада устанавливаются состав помещений, пропорции между отдельными помещениями и их дислокация.

Основной принцип внутренней планировки склада - обеспечение поточности и непрерывности складского технологического процесса.

Для выполнения технологических операций по приемке, хранению и отправке товаров покупателям на складах выделяются соответствующие зоны.

На общетоварных складах выделяются следующие основные зоны: разгрузки транспортных средств, приемки товаров по количеству и качеству, хранения, фасовки товаров, отборки и комплектования заказов покупателей, погрузки автомобильного транспорта.

Перечисленные операционные зоны склада должны быть связаны между собой необходимыми проходами и проездами.

Зона разгрузки транспортных средств должна примыкать к зоне приемки товаров по количеству и качеству, где размещаются рабочие места товароведов-бракеров.

Под зону хранения товаров отводится основная часть площади склада. Она состоит из площади, занятой товарами и площади проходов. К зоне хранения должны примыкать зоны упаковки и фасовки товаров, комплектования заказов оптовых покупателей. В свою очередь, зона комплектования заказов должна находиться рядом с экспедицией по отправке товаров.

Такой принцип внутренней планировки зон складов позволяет обеспечить поточность и непрерывность складского технологического процесса.

По требованиям технологии хранения материально-технических ценностей допускается экспедицию, приемку, сортировку и комплектацию, размещать непосредственно в хранилищах без отделения их перегородками. При этом рабочие места товароведов, экспертов ограждать перегородками в соответствии с требованиями СНиП 21-01-97 «Пожарная безопасность зданий и сооружений».

Специальные требования предъявляются к планировке зала товарных образцов . Обычно в зале товарных образцов выделяют рабочие кладовщиков, отбраковщиков, учетчиков и операторов допускается зоны, зону экспозиций, а также зоны ожидания и отдыха, информации и проходов.

Рабочие зоны служат для размещения рабочих мест товароведов-коммерсантов. Они оборудуются конторскими столами и рабочими креслами, счетной техникой или персональным компьютером, передвижной картотекой, стульями для покупателей и мебелью для хранения документации. Число таких зон зависит от количества ассортиментных групп товаров, экспонирующихся в зале товарных образцов.

Зона экспозиции разделяется на отдельные подзоны, оснащаемые пристенными и островными горками с приспособлениями для показа товаров. Здесь, помимо выкладки образцов товаров данной группы, предусматривают и специальные выставки сезонных товаров.

Товарные образцы выставляются таким образом, чтобы покупатели могли свободно ориентироваться в предложенном им ассортименте.

Зона ожидания и отдыха предназначена для самостоятельной работы покупателей с альбомами, каталогами и списками товаров, а также для их отдыха.

Зона проходов служит для передвижения в зале товарных образцов и для прохода в другие помещения оптовой базы. Основные проходы должны иметь ширину не менее 2 м, другие - не менее 1 м.

2.4. Устройство и планировки товарных складов

Складское хозяйство торговли является составной частью материально-технической базы общества. Оно представляет собой средства труда, которые функционируют в сфере обращения. Склады составляют основной комплекс сооружений предприятий оптовой торговли. На организацию деятельности складов влияют следующие факторы:

■ размер и продолжительность хранения товарных запасов;

■ характер запасов товаров и их ассортимент;

■ товарный профиль складов;

■ оснащение складов технологическим складским оборудованием;

■ размер и планировка складских помещений;

■ комплекс торгово-технологических операций с товарами.

Для успешной работы складского комплекса оптовых торговых предприятий устройство товарных складов должно отвечать ряду требований.

Требования к общетоварным складам

1. Конфигурация и параметры складов должны соответствовать требованию рациональной организации складских операций.

Для большинства видов складов наиболее удобна прямоугольная форма здания. Она позволяет рационально расположить погрузочно-разгрузочные рампы, подъездные пути и избежать пересечения внутрискладских товарных потоков. Здания крупных складов могут иметь П-образ-ное расположение. Дебаркадер и железнодорожные подъездные пути в этом случае устраивают между параллельными линиями здания.

Кроме того, складское здание должно иметь определенное соотношение длины и ширины. Наиболее оптимальными считаются соотношения: 1:2; 1:2,5; 1:3; 1:5.

2. Площади и емкости складских помещений должны соответствовать характеру и объему технологических операций.

Объем и структура товарооборота и товарных запасов влияют на размеры площади, емкость склада и структуру складских помещений. В складах целесообразно выделять помещения или зоны для выполнения основных операций.

3. Внутрискладские перегородки должны быть сведены к минимуму.

Капитальных перегородок на складах должно быть как можно меньше, чтобы можно было при необходимости произвести перепланировку склада.

4. Правила эксплуатации, условия охраны труда и техники безопасности, противопожарной безопасности должны обязательно выполняться.

Для выполнения этих требований склады имеют современное общетехническое оборудование и оснащение:

■ воздушное отопление с приточно-вытяжной вентиляцией;

■ горячее водоснабжение;

■ автоматическое управление различными устройствами и оборудованием;

■ охранно-противопожарная сигнализация;

■ автоматическая система пожаротушения.

Это общетехническое оснащение складов обеспечивает поддержание оптимального температурно-влажностного режима хранения, требуемых санитарно-гигиенических условий труда и соблюдение правил техники безопасности.

Особые требования предъявляют к планировке складских участков:

■ наличие необходимого количества выездов, проездов и подъездов;

■ установление необходимого расстояния между отдельными складами в зависимости от их огнестойкости.

Строительство складских зданий осуществляется чаще всего из типовых сборных железобетонных элементов. Чаще всего в торговле строят одноэтажные здания складов. Этот выбор уменьшает стоимость строительства и расходы при внутриск л адской переработке грузов.

Рассмотрим основные конструктивные элементы складского здания.

Объемно-планировочные и конструктивные решения:

■ шаг - расстояние между основными поперечными несущими конструкциями (колоннами, стенами и т. д.);

■ пролет - расстояние между продольными несущими конструкциями;

■ высота этажа - расстояние между уровнем пола и потолка.

■ одноэтажных складских зданиях принимаются следующие параметры:

■ пролеты - 12, 18и24м (при обосновании допускаются пролеты - 6 и 9 м);

■ шаг колонн - 6 и 12 м;

■ высота складских помещений - не менее 6 м (допускается не менее 3 м с несущими стенами или опорами из кирпича).

При строительстве многоэтажных складских зданий принимаются параметры:

■ пролеты - 6, 9 и 12 м;

■ шаг колонн - 6 м;

■ высота этажей - кратная 0,6 м, но не менее 3,6 м.

Форма здания:

■ одноэтажная или многоэтажная;

■ прямоугольная, с параллельно расположенными пролетами одинаковой ширины и высоты.

Одноэтажные складские здания шириной до 24 м проектируют однопро летными.

Габариты складских помещений устанавливаются с учетом отношения ширины и длины склада.

Ширина склада должна быть в пределах от 1/1,5 до 1/2 его длины.

Длина складского здания не может быть меньше длины необходимого фронта погрузочно-разгрузочных работ.

Платформы или рампы примыкают к складскому зданию и служат для удобства организации погрузочно-разгрузочных работ. Высота платформ со стороны железнодорожного и автомобильного транспорта равна 1,1-1,2 м от уровня земли.

Пандусы -наклонные плоскости для въезда на платформу.

Ширина рамп определяется с учетом свободного продвижения по ней транспортных средств - от 2,5 м до 6 м.

Фундамент складского здания сооружается из прочных и долговечных материалов (например, железобетонные блоки). Его конструкция должна выдерживать определенную нагрузку.

Стены должны быть достаточно прочными и огнестойкими, способными поддерживать необходимый режим температуры и влажности воздуха. Они должны обладать минимальной массой и выдерживать определенную нагрузку.

Опорные колонны - несущий элемент складского здания. Они могут быть кирпичными, железобетонными и металлическими.

Междуэтажные перекрытия - железобетонные панели, способные выдерживать большие нагрузки.

Кровля защищает помещение от атмосферных осадков. Изготавливается из огнестойких материалов.

Полы должны выдерживать большие нагрузки, обладать высокой прочностью. Полы на складах чаще бывают из асфальта или из бетона.

Окна предназначены для естественного освещения складов.

В одноэтажных складах их размещают выше уровня стеллажей.

Двери могут иметь различные размеры. Их ширина и высота зависят от вида транспортных средств, применяемых для внутрискладского перемещения грузов. Количество дверей зависит от объема грузооборота. Размеры дверей - 2,4 м х 2,5 м.

Виды складских помещений и их планировка

Устройство и планировка складов зависят от характера складского технологического процесса. На порядок и содержание основных операций с товарами влияет форма специализации складов: товарная или технологическая. На основных типах складов сложилась товарная специализация.

При товарной специализации на каждом складе протекает полный технологический цикл - от получения до отпуска товаров. Все складские операции осуществляются в одном месте - в помещении, где хранятся товары. Для каждого магазина отборка ведется отдельно. При такой организации складских работ производительность невысока. Площадь и объем складов используются неэффективно.

При технологической специализации складов происходит обособление отдельных работ в зависимости от характера их выполнения. На складе создается прямой (сквозной) поток товаров от приемки до отправки. Это позволяет раздельно размещать зоны для приемки и отпуска товаров. Кроме того, наилучшим образом используется фронт погрузочно-разгрузочных работ.

На общетоварных складах все помещения делятся на четыре группы.

1. Помещения основного производственного назначения - предназначены для выполнения основных технологических операций. К ним относятся:

■ помещения для хранения товаров;

■ экспедиция по приему и отпуску товаров;

■ приемо-распаковочные;

■ упаковочные;

■ помещения для фасовки товаров;

■ конфликтные кладовые (для хранения товаров, принятых на ответственное хранение).

Расположение этих помещений должно обеспечивать максимальное использование площади и емкости склада. Должны быть исключены встречные и пересекающиеся потоки товаров при перемещении внутри склада. Необходимо соблюдать товарное средство и применять средства механизации и автоматизации.

2. Подсобно-технические помещения - используют для хозяйственного и эксплуатационного обслуживания складов. К ним относятся:

■ помещения машинных отделений;

■ котельные;

■ вентиляционные камеры;

■ кладовые хозяйственных материалов и инвентаря;

■ ремонтные мастерские;

■ подзарядочные аккумуляторные станции;

■ гараж для напольных транспортных средств и оборудования и т.д.

3. Административно-бытовые помещения - предназначены для размещения административно-конторских служб и бытовых нужд. К ним относятся:

■ помещения административного аппарата;

■ кабинет заведующего складом;

■ бухгалтерия;

■ торговый отдел;

■ зал товарных образцов;

■ места отдыха и приема пищи;

■ красные уголки; .

■ гардеробные;

■ душевые;

■ санитарные узлы и т.д.

4. Вспомогательные помещения - это:

■ помещения для хранения тары;

■ помещения для хранения контейнеров, поддонов;

■ тароремонтные мастерские и др.

Контору склада и бытовые помещения изолируют от помещений производственного назначения. Размещают в торце складского здания с обязательным выходом на рампу склада. Иногда административные помещения размещают в торце складского здания с обязательным выходом на рампу склада. Иногда административные помещения размещают в отдельном здании.

Для выполнения технологических операций по приемке, хранению и отправке товаров, покупателям на складах выделяют зоны.

Основные зоны на общетоварных складах:

■ зона разгрузки транспортных средств;

■ зона приемки товаров по количеству и качеству;

■ зона хранения;

■ зона фасовки товаров;

■ зона отборки и комплектования заказов покупателей;

■ зона погрузки автомобильного транспорта.

Все операционные зоны склада должны быть связаны между собой проходами и проездами. Рассмотрим подробнее размещение перечисленных зон склада:

■ зона разгрузки транспортных средств должна примыкать к зоне приемки товаров;

■ в зоне приемки товаров по количеству и качеству должны размещаться рабочие места товароведов-бракеров;

■ зона хранения занимает основную часть склада и складывается из площади под товарами и площади проходов;

■ зоны фасовки и упаковки товаров должны примыкать к зоне хранения;

■ зона комплектования заказов оптовых покупателей должна находиться рядом с зоной хранения товаров с одной стороны и зоной отправки товаров - с другой стороны.

Такой принцип внутренней планировки помещений (зон) обеспечивает проточность и непрерывность складского технологического процесса.

Планировка общетоварного склада предусматривает размещение помещений (зон) склада на чертеже.

Все складское пространство состоит из двух частей:

■ площади, используемые для хранения;

■ площади, не используемые для хранения.

При составлении планировки склада учитывают, что наиболее рациональное соотношение этих площадей равно 2:1.

Задача складского планирования - обеспечение хранения товаров так, чтобы сделать их максимально доступными потребителям. Планировка складских помещений должна отвечать следующим требованиям:

м применение оптимальных способов размещения и укладки товаров;

■ исключение неблагоприятного воздействия одних товаров на другие при их хранении;

■ возможность применения складского подъемно-транспортного оборудования.

Специальные требования, предъявляемые к планировке зала товарных образцов:

■ выделение функциональных зон, обеспечивающих размещение оборудования и мебели;

■ удобство действий товароведов-коммерсантов при обслуживании оптовых покупателей;

■ свободный доступ ко всем1 образцам товаров. Количество таких зон в зале товарных образцов и их расположение зависят от структуры и количества товарных групп и численности работников.

Обычно в зале товарных образцов находятся: 1. Рабочие зоны - служат для размещения рабочих мест товароведов-коммерсантов. Их оборудование: конторские столы, рабочие кресла, персональные компьютеры или счетная техника, передвижная картотека, мебель для хранения документации, стулья для покупателей.

2. Зона экспозиций - делится на отдельные подзоны. В них размещают пристенные и островные горки с приспособлениями для показа товаров - полками, консолями, кронштейнами, штангами и т.д. Подзоны предназначены для экспонирования отдельных ассортиментных групп товаров. В каждой подзоне осуществляют рабочую выкладку товаров определенной группы. Также предусматривают специальные выставки сезонных товаров и т.п.

3. Товарные образцы выставляются так, чтобы покупатели могли свободно ориентироваться в предложенном им ассортименте.

4. Зона ожидания и отдыха - предназначена для самостоятельной работы покупателей с альбомами, каталогами и перечнями товаров. Также эта зона используется для отдыха после отбора товаров. Желательно, чтобы эта зона была отделена от зоны экспедиции и рабочей зоны. Основное оборудование зоны ожидания и отдыха - журнальные столы, кресла или банкетки, цветочницы. Здесь размещаются различные рекламные материалы (листовки, проспекты, каталоги), нормативно-техническая документация и другая информация о реализуемых товарах.

5. Зона информации может быть совмещена с зоной ожидания и отдыха.

6. Зона проходов служит для передвижения товарных образцов и для прохода в другие помещения. Основные проходы должны иметь ширину не менее 2 м. Другие проходы - не менее 1 м.

Общий вид зала товарных образцов, разделенный на укрупненные функциональные зоны, представлен на рисунке.

Организация всех зон происходит путем подбора и расстановки торговой мебели, офисной мебели и оборудования так, чтобы не был нарушен принцип функциональной целесообразности и благоприятного интерьера зала товарных образцов.

Планирование складских помещений

Учебное пособие

1.

Технические и технологические требования к устройству складов

Место складов и логистической системе и его функции напрямую влияют на техническую оснащенность склада.

Строительство складских зданий осуществляется преимущественно из типовых сборных железобетонных элементов. Строительство одноэтажных зданий складов позволяет уменьшить стоимость строительства и эксплуатационных расходов при внутрискладской переработке грузов.

Основными конструктивными элементами складского здания являются: фундамент, стены, опорные колонны, междуэтажные перекрытия, полы, кровля, рампы и козырьки над ними, двери и окна.

Фундамент сооружается из прочных и долговечных материалов. Его конструкция должна выдерживать определенную нагрузку. Для строительства фундамента применяются железобетонные блоки. Стены склада могут быть кирпичными, из железобетонных панелей и блоков. Они должны быть достаточно прочными и выдерживать необходимую нагрузку, обладать минимальной массой, быть огнестойкими и способными поддерживать необходимый режим температуры и влажности воздуха. Опорные колонны являются одним из несущих элементов складского здания. Они могут быть кирпичными, железобетонными и металлическими.

В многоэтажных складских зданиях для междуэтажных перекрытий применяются железобетонные панели, способные выдерживать большие нагрузки. Полы складских помещений также должны выдерживать большие нагрузки, обладать высокой прочностью. Для покрытия полов в основном используются асфальт и бетон. Кровля складских зданий должна быть из огнестойких материалов, способных надежно защищать помещения от атмосферных осадков.

Для характеристики объемно-планировочных и конструктивных решений складских зданий используют такие показатели, как шаг, пролет и высота. Шаг — расстояние между основными поперечными несущими конструкциями (колоннами, стенами и т.д.). Пролетом называется расстояние между продольными несущими конструкциями. Высота этажа — расстояние между уровнем пола и потолком. В одноэтажных складских зданиях принимаются: шаг колонн — 6 и 12 м; длина пролета — 12, 18 и 24 м; высота складских помещений — не менее 6 м.

Для удобства проведения погрузочно-разгрузочных работ вдоль складов устраивают рампы, представляющие собой платформы шириной от 2,5 до 6 м. Их высота зависит от вида транспортных средств, в которых поступают или отправляются грузы. Над рампами делаются козырьки для защиты грузов от атмосферных осадков.

Двери складских помещений могут иметь различные размеры. Их ширина и высота в основном зависят от вида транспортных средств, применяемых для внутрискладского перемещения грузов. В одноэтажных складах окна размещают выше уровня стеллажей.

Устройство складов должно отвечать ряду технологических требований:

Соответствие площади и емкости складских помещений характеру и объему технологических операций. На размеры площади, емкость склада, структуру складских помещений оказывают влияние объем и структура товарооборота и товарных запасов.

Соответствие параметров и конфигураций складских зданий требованиям рациональной технологии выполняемых операций. Наиболее удобной с точки зрения этого требования для большинства видов складов является прямоугольная форма здания, которая позволяет рационально расположить погрузочно-разгрузочные рампы и подъездные пути и в значительной степени избежать пересечения внутрискладских товарных потоков.

Для того чтобы здание склада отвечало требованиям рациональной технологии выполняемых операций, оно должно иметь определенное соотношение длины и ширины. Наиболее оптимальными считаются соотношения 1:2; 1:2,5; 1:3; 1:5.

Создание условий поточной организации технологического процесса предусматривает сведение к минимуму внутрискладских перегородок. С учетом этого требования в складских зданиях должно быть как можно меньше капитальных перегородок, чтобы по мере необходимости можно было бы без дополнительных затрат осуществить перепланировку склада.

Планировка складских участков должна обеспечивать необходимое количество выездов, проездов и подъездов.

Устройство специальных складов должно быть подчинено рациональной организации технологического процесса по приемке, хранению и отпуску товаров, имеющих специфические физико-химические свойства. Например, при строительстве складов-холодильников используют различные изоляционные материалы. Такие склады имеют только искусственное освещение и оснащаются необходимыми холодильными установками. В складах-холодильниках отводятся специальные помещения (камеры) для дефростации замороженных продуктов и хранения дефектных продуктов. При строительстве керосинохранилищ предусматривают максимальное расстояние между ними и другими складскими помещениями. Их устройство должно отвечать особым требованиям противопожарной безопасности. Устройство хранилищ для картофеля, овощей и фруктов должно обеспечивать условия дифференцированного гидротермического режима хранения товаров.

На конструкцию складов наряду с экономическими критериями влияет также необходимость обеспечения доступности складируемых изделий, их размеры и вес. Альтернативами являются плоская, высотная, стеллажное хранение или хранение в подвешанном состоянии, а также хранение на открытом воздухе.

Здание может быть многоэтажным и одноэтажным. Последние в зависимости от высоты делятся на обычные (с высотой, как правило, 6 м), высотные (с высотой свыше 6 м) и смешанные с высотной зоной хранения (высота зоны хранения выше остальных рабочих зон). Предпочтительным является строительство одноэтажных складов. Одна из основных целей разработки системы — добиться максимального использования площадей и объемов склада. Поэтому учитывайте те особенности склада, которые непосредственно влияют на его вместимость по ширине, длине, высоте. Высота складских помещений в складах старой постройки колеблется от 4,5 до 5,6 м. Отечественные типовые склады, как правило, имеют высоту 6 м (механизированные) и 12 м (автоматизированные) склады. За рубежом эта высота достигает 18 м и выше.

Одноэтажное складское здание без подвала носит название плоского склада. Его высота пригодна для штабелирования и может составлять до 6 м. Высота плоского склада до 4 м и использование простых транспортных средств являются более экономичным по сравнению с высотными зданиями. При большом весе единиц хранения и хорошем использовании высоты они эффективны, но требуют относительно большой земельной площади. Многоэтажные склады отличаются ограниченными нагрузками на пол, дополнительными затратами площадей и капитальных средств на создание клеток и т.п.

Склады, оборудованные стеллажами, размещаются в одноэтажных зданиях и достигают высоты 14 м и более.

Строительство подвесных складов имеет то преимущество, что они могут быть быстро перестраиваться. Эти склады защищены от непогоды и имеют определенные преимущества по сравнению с хранением на открытом воздухе.

2. В иды и планировка складских помещений

Все помещения на общетоварных складах делят на следующие группы: основного производственного назначения, вспомогательные, подсобно-технические и административно-бытовые.

1. Помещения основного производственного назначения предназначены для выполнения основных технологических операций (помещения для хранения товаров, экспедиции по приему и отпуску товаров, помещения распаковки, упаковки, фасовки и комплектования товаров).

2. Вспомогательные помещения предназначены для хранения тары, многооборотных контейнеров и поддонов, а также тароремонтные мастерские.

3. Подсобно-технические помещения предназначены для размещения инженерных устройств и коммуникаций (помещения машинных отделений, вентиляционные камеры, котельные, кладовые хозяйственных материалов и инвентаря, ремонтные мастерские, подзарядочные аккумуляторные станции и т.д.).

4. Административно-бытовые помещения предназначены для размещения административно-конторских служб, мест отдыха и приема пищи, гардеробных, зала товарных образцов, душевых, санитарных узлов и др.

Все пространство склада состоит из двух частей:

· площадей, используемых для хранения

· площадей, неиспользуемых для хранения.

При планировании следует учитывать, что наиболее рациональным является соотношение этих площадей, равное 2:1.

Требования к планировке складских помещений:

· применение эффективных способов размещения и укладки товаров;

· исключение отрицательного влияния одних товаров на другие при их хранении, обеспечение условий для полной сохранности товаров;

· возможность применения подъемно-транспортного оборудования;

· обеспечение хранения товаров таким образом, чтобы сделать их максимально доступными потребителям;

· обеспечение поточности и непрерывности складского технологического процесса.

На планировку и структуру помещений склада существенным образом влияет содержание технологического процесса. На стадии проектирования устанавливаются состав помещений склада, пропорции между отдельными помещениями и их дислокация.

Рассмотрим планировку общетоварного склада как наиболее распространенного.

Основные складские зоны.

Рис.1. Принципиальная схема склада

Для выполнения технологических операций по приемке, хранению и отправке товаров покупателям на складах выделяются следующие основные зоны: разгрузки транспортных средств; приемки товаров по количеству и качеству; хранения; фасовки товаров; отборки и комплектования заказов покупателей; погрузки автомобильного транспорта. Перечисленные операционные зоны склада должны быть связаны между собой необходимыми проходами и проездами. Зона разгрузки транспортных средств должна примыкать к зоне приемки товаров по количеству и качеству, где размещаются рабочие места товароведов-бракеров и приемочной экспедиции. Под зону хранения товаров отводится основная часть площади склада. Она состоит из площади, занятой товарами, и площади проходов. К зоне хранения должны примыкать зоны фасовки и упаковки товаров, комплектования заказов оптовых покупателей (участок комплектования). В свою очередь, зона комплектования заказов должна находиться рядом с экспедицией по отправке товаров.

Участок разгрузки (на рис.1. — железнодорожная рампа):

· механизированная разгрузке транспортных средств;

· ручная разгрузка транспортных средств.

Приемочная экспедиция (размещается в отдельном помещена склада):

· приемка прибывшего в нерабочее время груза по количеству мест и его кратковременное хранение до передачи в основной склад.

Грузы в приемочную экспедицию поступают из участка разгрузки.

Участок приемки

· приемка товаров по количеству и по качеству. Грузы на участок приемки могут поступать из участка разгрузки и из приемочной экспедиции.

Участок хранения (главная часть основного помещения склада):

· размещение груза на хранение;

· отборка груза из мест хранения.

Участок комплектования (размещается в основном помещении склада):

· формирование грузовых единиц, содержащих подобранный в соответствии с заказами покупателей ассортимент товаров.

Отправочная экспедиция:

· кратковременное хранение подготовленных к отправке грузовых единиц, организация их доставки покупателю.

Участок погрузки (на нашей схеме — автомобильная рампа):

· погрузка транспортных средств (ручная и механизированная).

Остановимся на параметрах погрузочных и разгрузочных рамп, а также участка приемки, т.е. тех технологических зон склада, на которых выполняются операции поступления и отправки грузов.

Выгрузка товаров может осуществляться с уровня дороги либо со специальной рампы, поднятой на уровень кузова транспортного средства. Большинство отечественных грузовых автомобилей имеет двери и борта в задней части кузова. Разгружать такие автомобили лучше с рамп, так как это позволяет вводить в кузов погрузочно-разгрузочную технику. Автомобили, оснащенные боковыми по отношению к продольной оси дверьми, можно разгружать с уровня дороги.

Минимальная ширина рампы, используемой для погрузки и разгрузки транспорта, должна быть не меньше радиуса поворота работающего на ней погрузчика плюс еще приблизительно 1 м.

Следует иметь в виду, что скорость обслуживания транспорта, т.е. скорость выезда погрузчика из кузова транспортного средства и последующего разворота, возрастет, если оператору предоставить некоторый запас пространства. Большинство новых складов имеют ширину разгрузочных рамп 6 м.

Расстояние между осями дверных проемов и постов погрузки автомобилей должно быть не менее 3,6 м. В этом случае автомобили могут въезжать задним ходом на места погрузки без особых трудностей.

Высота рамп должна быть согласована с высотой кузова обслуживаемого транспорта. У грузового автомобильного транспорта высота кузова от уровня дороги колеблется в зависимости от типа: от 550 до 1450 мм. Кроме того, высота кузова зависит от загрузки автомобиля. Кузов полностью груженого автомобиля может быть на 30 см ниже незагруженного. Платформы автомобилей-рефрижераторов обычно выше, чем у автомобилей для дальних перевозок, не оборудованных холодильной камерой. В связи с этим рампы необходимо оснащать устройствами для приема автомобилей с разной погрузочной высотой. Такими устройствами могут быть стационарные или передвижные грузоподъемные площадки или грузовые мостики.

При проектировании автомобильных рамп следует учитывать общую тенденцию снижения погрузочной высоты автомобилей. Например, если в конце 60-х годов в Европе высота автомобильных рамп доходила до 1,4 м (56 дюймов), то к середине 80-х оптимальное значение снизилось до 1,2 м.

В России в настоящее время более 80% эксплуатируемого грузового транспорта имеет погрузочную высоту от 1100 до 1300 мм. Здесь также имеет место тенденция снижения погрузочной высоты.

На железнодорожном транспорте, так же как в автотранспорте, существует тенденция к увеличению габаритов вагонов как рефрижераторных, так и обычных: дверные проемы становятся шире, длина вагонов увеличивается. Появилось множество специализированных вагонов.

Независимо от того, будут поступать на склад специализированные вагоны или нет, необходимо проектировать участок разгрузки таким образом, чтобы принимать не только небольшие вагоны длиной 12 м с дверями шириной 1,8 м, но и вагоны длиной свыше 25 м, ширина дверей у которых значительно больше.

Общая площадь склада рассчитывается по формуле:

где S гр — грузовая площадь, т.е. площадь, занятая непосредственно под хранимыми товарами (стеллажами, штабелями и другими приспособлениями для хранения товаров);

S всп — вспомогательная площадь, т.е. площадь, занятая проездами и проходами;

S пр — площадь участка приемки;

S км площадь участка комплектования;

S рм — площадь рабочих мест, т.е. площадь в помещениях складов, отведенная для оборудования рабочих мест складских работников;

S пэ — площадь приемочной экспедиции;

S оэ — площадь отправочной экспедиции.

Рассмотрим порядок расчета входящих в формулу величин (размеров площадей технологических зон склада).

А) Грузовая площадь (S)

Формула для расчета грузовой площади склада имеет вид:

где Q — прогноз годового товарооборота, руб./год;

3 — прогноз величины товарных запасов, дней оборота;

К н — коэффициент неравномерности загрузки склада;

К иго — коэффициент использования грузового объема склада;

С v — примерная стоимость одного кубического метра хранимого на складе товара, руб./м 3 ;

Н -высота укладки грузов на хранение, м;

254 — количество рабочих дней в году.

Величины О и З определяются на основе прогнозных расчетов.

Коэффициент неравномерности загрузки склада определяется как отношение грузооборота наиболее напряженного месяца к среднемесячному грузообороту склада. В проектных расчетах К принимают равным 1,1- 1,3.

Коэффициент использования грузового объема склада характеризует плотность и высоту укладки товара и рассчитывается по формуле:

где V пол — объем товара в упаковке, который может быть уложен на данном оборудовании по все его высоте, м 3 ;

S об — площадь, которую занимает проекция внешних контуров несущего оборудования на горизонтальную плоскость, м 2 ;

Н — высота укладки груза, м.

Технологический смысл коэффициента К иго заключается в том, что оборудование, особенно стеллажное, невозможно полностью заполнить хранимым грузом.

Кроме того, груз чаще всего хранится на поддонах, которые, имея стандартную высоту 144 мм, также занимают часть грузового объема.

Расчет К иго для стеллажей марки CT -2 M II показал, что в случае хранения товаров на поддонах К иго = 0,64, при хранении без поддонов К иго = 0,67.

Примерная стоимость одного кубического метра упакованного товара может быть определена на основе следующих данных:

· стоимость грузовой единицы;

· вес брутто грузовой единицы;

· примерное значение веса одного кубического метра товара в упаковке (табл. 2.1.).

Таблица 2.1.

Укрупненные показатели расчетных нагрузок на 1м 2 на участках приемки и комплектации

п/п

Наименование товарной группы

Средняя нагрузка в т/м 2 при высоте укладки 1м

(а также вес одного кубического метра товара в упаковке, т)

Консервы мясные

0,85

Консервы рыбные

0,71

Консервы овощные

0,6

Консервы фруктово-ягодные

0,55

Сахар

0,75

Кондитерские изделия

0,50

Варенье, джем, повидло, мед

0,68

Чай натуральный

0,32

Мука

0,70

Крупа и бобовые

0,55

Макаронные изделия

0,20

Водка

0,50

Ликеро-водочные изделия

0,50

Виноградные и плодово-ягодные вина

0,50

Коньяк

0,50

Шампанское

0,30

Пиво в стеклянных бутылках по 0,5 л

0,50

Безалкагольные напитки в стеклянных бутылках по 0,5 л

0,50

Прочие продовольственные товары

0,50

Более точно вес одного кубического метра хранимого на складе товара может быть определен посредством выборочных замеров, проводимых службой логистики склада.

Таблица 2.2.

Исходные данные для расчета площади склада

№ п/п

Наименование величины

Обозначение

Единица измерения

Значения величины

Прогноз годового товарооборота

руб./год

Прогноз товарных запасов

дней оборота

Коэффициент неравномерности загрузки склада

К и

Коэффициент использования грузового объема склада

К иго

Примерная стоимость одного кубического метра хранимого на складе товара

руб./м 3

Высота укладки грузов на хранение

Доля товаров, проходящих через участок приемки склада

А 2

Доля товаров, подлежащих комплектованию на складе

А 3

Доля товаров, проходящих через промежуточную отправочную экспедицию

А 4

Укрупненный показатель расчетных нагрузок на 1м 2 на участках приемки и комплектования

т/м 2

Укрупненный показатель расчетных нагрузок на 1м 2 на участке приемочной экспедиции

т/м 2

Время нахождения товара на участке приемки

t пр

Дней

Время нахождения товара на участке комплектования

t км

Дней

Время нахождения товара в приемочной экспедиции

t пэ

Дней

Время нахождения товара в отправочной экспедиции

t оэ

Дней

Примерная стоимость 1т. хранимого на складе товара (брутто)

С р

руб./т.

Б) Площадь проходов и проездов (S всп)

Величина площади проходов и проездов определяется после принятия варианта механизации и зависит от типа использованных в технологическом процессе подъемно-транспортных машин. Если ширина рабочего коридора работающих между стеллажами машин равна ширине стеллажного оборудования, то площадь проходов и проездов будет равна грузовой площади.

В) Площади участков приемки и комплектования(S пр и S км )

Площади участков приемки и комплектования рассчитываются на основании укрупненных показателей расчетных нагрузок на 1 м 2 площади на участках приемки и комплектования. В общем случае в проектных расчетах исходят из необходимости размещения на каждом квадратном метре участков приемки и комплектования одного кубического метра товара. Данные табл. 2.1. показывают количество тонн того или иного товара, размещаемого на 1 м 2 названных участков.

Площади участков приемки и комплектования рассчитываются по следующим формулам:

где А 2 — доля товаров, проходящих через участок приемки склада, %;

А 3 -доля товаров, подлежащих комплектованию на складе, %;

q укрупненные показатели расчетных нагрузок на 1 м 2 на участках приемки и комплектования, т/м 2 ;

t пр -число дней нахождения товара на участке приемки;

t км -число дней нахождения товара на участке комплектования;

С р -примерная стоимость 1 т хранимого на складе товара, руб./т.

Следует отметить, что некоторый дефицит площади на участке приемки будет полезнее избытка, так как появляется жесткая необходимость интенсивнее обрабатывать поступающие сюда грузы.

Г). Площадь рабочих мест (S рм )

Рабочее место заведующего складом, размером в 12 м 2 , оборудуют вблизи участка комплектования с возможностью максимального обзора складского помещения.

Если на складе будет проверяться качество товара, то рабочие места соответствующего персонала оборудуют вблизи участка приемки, но в стороне от основных грузопотоков.

Д) Площадь приемочной экспедиции (S пэ)

Как отмечалось ранее, приемочная экспедиция организуется для размещения товара, поступившего в нерабочее время. Следовательно, ее площадь должна позволять разместить такое количество товара, которое может прибыть за выходные дни. Размер площади приемочной экспедиции определяют по формуле:

где t пэ — число дней, в течение которых товар будет находиться в приемочной экспедиции;

q э укрупненный показатель расчетных нагрузок на 1 м 2 в экспедиционных помещениях, т/м 2 .

Е) Площадь отправочной экспедиции (S оэ)

Площадь отправочной экспедиции используется для комплектования отгрузочных партий. Размер площади определяется по формуле:

Условные обозначения

Размер площади зоны, м 2

Зона хранения (грузовая площадь)

S груз

Зона хранения (площадь проходов и проездов)

S вспом

Участок приемки товаров

S прием

Участок комплектования товаров

S км

Приемочная экспедиция

S пэ

Отправочная экспедиция

S оэ

Рабочее место заведующего складом

S ру

ОБЩАЯ ПЛОЩАДЬ СКЛАДА

S общ

Планировка складских помещений должна обеспечивать возможность применения эффективных способов размещения и укладки товаров, использования складского оборудования и обеспечения условий для полной сохранности товаров.


Такой принцип внутренней планировки помещений (зон) складов позволяет обеспечить поточность и непрерывность складского технологического процесса.

Для улучшения условий эксплуатации подъемно-транспортных машин и механизмов необходимо стремиться к единому пространству склада без перегородок и с максимально возможной сеткой колонн или пролетов склада. Наилучшим вариантом, с этой точки зрения, является однопролетный склад (например, с шириной 24 м). Стандартные размеры сетки колонн: 6*6, 6*12, 12*12; 12*18; 18*18; 18*24.

Эффективность использования складского объема во многом зависит также и от высоты складирования груза, которая должна максимально приближаться к высоте склада.

Специальные требования предъявляются к планировке зала товарных образцов. Для основных производственных процессов выделите функциональные зоны, обеспечивающие возможность размещения необходимого оборудования и мебели, а также удобство действий товароведов во время обслуживания оптовых покупателей. Кроме того, должен быть обеспечен свободный подход ко всем образцам товаров. Количество таких зон и их расположение определяются структурой представленных в зале товарных групп и численностью работников.

Обычно в зале товарных образцов выделяют рабочие зоны, зону экспозиций, а также зоны ожидания и отдыха, информации и проходов.

Рабочие зоны служат для размещения рабочих мест товароведов. Они оборудуются столами и креслами, персональным компьютером, картотекой, стульями для покупателей и мебелью для хранения документации. Число таких зон зависит от количества ассортиментных групп товаров, экспонирующихся в зале товарных образцов.

Зона экспозиций разделяется на отдельные сегменты (подзоны), оснащаемые пристенными и островными горками с приспособлениями для показа товаров (полками, консолями, штангами и т.д.). Подзоны выделяются для экспонирования отдельных ассортиментных групп товаров. Здесь, помимо рабочей выкладки образцов товаров данной группы, предусматривают и специальные выставки сезонных товаров и т.п.

Товарные образцы выставляются таким образом, чтобы покупатели могли свободно ориентироваться в предложенном им ассортименте.

Зона ожидания и отдыха предназначена для самостоятельной работы покупателей с альбомами, каталогами и списками товаров, а также для их отдыха после отбора товаров. Рекомендуется отделить эту зону от основной экспозиции товаров и рабочих мест товароведов-реализаторов. Основное оборудование зоны ожидания и отдыха — журнальные столы, кресла или банкетки, цветочницы. Здесь же могут быть сосредоточены различные рекламные материалы (листовки, проспекты, каталоги) и другая информация о реализуемых товарах, нормативно-техническая документация (стандарты и т.д.). Таким образом, зона ожидания и отдыха может быть совмещена с зоной информации.

Зона проходов служит для передвижения в зале товарных образцов и для прохода в другие помещения оптовой базы. Основные проходы должны иметь ширину не менее 2 м, другие — не менее 1 м.

Организация функциональных зон в зале товарных образцов, их обособленность решаются с помощью подбора и расстановки торгового оборудования и мебели, размещение которых должно отвечать не только функциональной целесообразности, но и благоприятному восприятию интерьера. Общий вид зала товарных образцов, разделенного на укрупненные функциональные зоны, представлен на рис.1.

© Все права на это учебное пособие принадлежат: Координационный совет по логистике, Московский транспортный институт, Учебный центр "Логистика", Запись опубликована 09.04.2014 автором admin в рубрике .