Дух и Материя. Как научиться различить эти две энергии

Дух и Материя объединены в пространстве. Объединяясь, они начинают свое существование в их сфере зарождения. В этом единстве творятся формы Сущего и проходят свои круги усовершенствования. Объединившись с материей, дух может освободиться лишь путем усовершенствования, ибо с момента осознания освобождения утверждается отрыв. В Космической Лаборатории эти два принципа – объединение и освобождение – основы творчества. Лишь стремительность духа приводит к освобождению, которое отзывается на сознании и сердце. Стремление духа нагнетает тончайшую вибрацию. Так освобожденный дух знает космическую огненную вибрацию. Явление духа и материи нужно искать в каждом утверждении жизни. На пути к Миру Огненному устремимся к освобождению от материи.

Мир Огненный ч.3, 304 Когда мы говорим о Духе и Материи, мы должны иметь в виду высшее значение Материи. Но говоря об освобождении Духа, мы говорим о тех явлениях, которые могут быть названы материальными, жизненными проявлениями. Нужно знать, что говоря об этих объединениях под разными формами, подразумевается падение духа. Ибо дух, проявляясь в материи, должен устремляться к высшим функциям вместе с материей. Материя устремляется к творчеству и дает формы и жизнь. И дух должен особенно знать, как священно это пребывание в материи. Космическое понятие Женского Начала, как Материи, настолько высоко и так далеко от житейского понимания Истины! Лишь чистое и высокое сознание оценит это сравнение. Трудно разъединить Дух от Материи.

Надземное, 638 Урусвати знает, что живое познание всегда будет распространительным, но не ограничительным. По этому признаку можно отличать истинную науку. Люди хотят во всем видеть материю, и они недалеки от истины, если допускают все разнообразие качеств материи. Само слово «Материя» – хорошее и однородно с великим понятием Матери. Теперь, в век Матери Мира, нужно с особенным вниманием относиться ко всему, что напоминает эту прекрасную Основу. Кроме того, нужно понять, что именно понятие матери вмещает разновидные свойства этого рождающего вещества.

Сказано, что материя есть кристаллизованный дух, но можно сказать и наоборот, ибо все, от тончайших энергий, есть материя. Суждение будет скудным, если кто-то восстанет против энергетического начала, тем самым он будет отрицать и материю. Что же тогда останется у такого невежды? Пора возвратить наименованию подлинное значение. Кто считает себя материалистом, тот должен почитать материю во всех ее разновидностях. Непозволительно называться материалистом и отрицать сущность материи.

Между тем как прекрасно изучать материю и сопоставлять с эволюцией, только такой путь будет научным. Нужно сказать, что и это определительное подвергается искажению. Позитивное изучение вовсе не есть нечто ограниченное. Наоборот, оно должно быть символом постоянного познавания. Так вдумайтесь в значение многих понятий и вам станет понятно, насколько Мы желаем подойти ко всему с научной стороны. У Нас такое основание не противоречит свободе исследователя, оно только указывает на прекрасную материю, которая есть сама Матерь.

Из Писем Е.И.Рерих

29.01.1938 Е.И.Рерих А.И.Клизовскому ...Говоря о Мироздании, принято противополагать материи дух как таковой. Но в основе своей такие противоположения неправильны и тоже являются своего рода майей, или иллюзией. Мы знаем о Едином Элементе, называемом Духо-Материей. Восточная философия утверждает, что Парабраман не имеет проявления вне покрова Мулапракрити, или что дух без материи – ничто. Пример куска льда (плотная материя), растворяющегося в воду (тонкое состояние ее), и, наконец, обращение воды в пар (дух) прекрасно иллюстрирует соотношение духа к материи. Потому я сказала бы, что все сущее состоит из различных сочетаний-дифференциаций Единого Элемента Духо-Материи. Так, дух будет вверху, а под ним – все степени материи. Именно дух есть завершение материи.

Также следует иметь в виду, что нет материи, которая не обладала бы наличностью в ней в той или иной степени духа. Ибо, где только есть проявление или жизнь, там есть и дух. Знаю, что принято называть материю вообще пассивной, хаотичной и неодушевленной, но все эти определительные не точны. Первичная материя, или Материя Матрикс, лежащая в основании Вселенной, будучи первоначальным проводником или носителем духа, не может быть хаотичной или неодушевленной, лишь низшие степени ее приобретают качество хаотичности. Материя Люцида, одна из следующих более или менее известных нам стадий материи, сияюще прекрасна и обладает в высокой степени свойством пластичности.

Также нельзя назвать дух Абсолютным Разумом, полагая его как противоположение материи, ибо, именно лишь кристаллизуясь в материю или вливаясь в нее, дух раскрывает свой потенциал и накопляет разум через соприкасание с миром форм. Дух есть сознание, но Космическим Разумом можно назвать коллективный разум всей проявленной Вселенной. Венец Космического Разума мы имеем в Иерархии Света или же в Логосах.

Элемент Духо-Материи, конечно, содержит в себе всю Вселенную, потому нельзя говорить, что на одной стороне находится дух, а на другой – первичная материя. Истинно, они едины, и лишь различные степени дифференциации этого элемента при своих сочетаниях могут [дать] и дают все разнообразие проявленного и видимого Космоса. ...

Грани Агни Йоги

1962 г. 447. Откуда же расцвет науки и техники, искусства и мысли? Разве можно черпать что-то из ничего? Черпают все из пространства. И творческий процесс созидания и нахождения идет через посредство пространства, а идеи из сфер творческих первообразов из Мировой Сокровищницы планеты. Разве атом выдуман человеком? Разве атомистическая энергия – плод его рук? Разве сокровища Космоса и богатство его идей и пространственной мысли созданы человеком, черпающим свои нахождения из этого неиссякаемого источника? Да! Человек – прирожденный творец, но своего нет у него ничего, все берет из того, что приуготовано для него от начала времен. Это надо понять, надо знать и не превозноситься в самомнении самости. Человек есть часть мира, высшее создание Космоса. Человек не создал сам себя, но рос и развивался согласно Космическим Законам, которых не он был творцом. Он открывает эти Законы, но не он устанавливает их. В рамках этих Законов живет он и, познавая и пользуясь ими, творит. Продукт его творчества есть результат его сотрудничества с Законами окружающего его мира. Сотрудник и сотворец – человек. Материалом для его творчества служит ему та материя, которая разлита в беспредельности Космоса. Сферы материи этой и степени ее утончения и градаций не могут быть охвачены умом человеческим. Много тайн еще хранит пространство для человека. Много тайн заключает в себе то, что люди называют материей. Все чудеса в ней, ибо вне ее нет ничего, доступного духу, но она есть во всем: и в том, что наверху; и в том, что внизу; и в мыслях и чувствах она: материя мыслей, материя чувства, материя высших эмоций и материя низших страстей. От материи никуда не уйти. Потому Мы – материалисты, в самом широком и неограниченном понимании этого слова. Не ограничивайте ничем материю и ее проявления. Все, что видит сознание, и все, что доступно постижению, – материально. То, что нематериально, не существует ни для человеческого сознания, ни в пространстве; ни в сознании человека, ни вне его. Противоположение духа и материи нелепо, ибо материален и дух человека. Только категория этой материи, или форма ее выражения, отлична от формы обычной. Но отлична она не по существу, а по форме. Дух можно противопоставить материи, но лишь так, как противопоставляются северный и южный полюса Земли, или полюса магнита, или полюса электричества.

1963 г. 338. (Июль 12). ...Дух и материя – только полюса Вещи Единой: познаваемое и Познающий, творимое и Творящий, изменяющееся и Свидетель этих изменений – одно без другого проявиться не может. Дух без материи, хотя бы самой утонченнейшей, – ничто. Дух есть Огонь. Материя без Огня, без огненной основы своей тоже ничто.

Знание, формирующее мировоззрение, состоит из понимания отличия материи от духа. Человека, понимающего это отличие, называют мудрецом, так как он на основе этого знания способен достойно воспринимать счастье и горе. Но состояние мудрости вовсе не дешевка. Необходимо приложить действительно серьезные усилия, чтобы изменить свое мировоззрение. Чтобы по-настоящему различать между духом и материей, следует понять, что дух также может иметь форму. Что же вкладывают Веды в понятие духа и материи? И как научиться различать эти две энергии?

Прежде всего следует отметить, что между ведическим и христианским учениями имеются определенные различия в терминах.

Поэтому, во избежания путаницы, необходимо определиться и понять разницу в терминах "дух" и "душа".

Они указаны в таблице.

В духовном сознании человек понимает, что наказание, которое к нему приходит за его глупую деятельность - это сама Абсолютная Истина. Поэтому он достойно переносит все трудности материальной жизни, не обижаясь на судьбу. Он понимает, что и хорошее и плохое в его жизни - это оценки, которые ему ставит Абсолютная Истина. Да, оценки могут быть и не очень хорошие, например тройки, двойки и даже колы, но трансценденталист знает, что каждая из этих оценок поставлена его любимым учителем, и это делает его по-настоящему счастливым . Счастье - это когда понимаешь, что даже наказание может приходить с любовью от того, кто тебя действительно любит.

Но чтобы это понять, необходимо получить знание о реальном устройстве мира. Если мы не знаем, что главный учитель этого мира любит всех нас, своих учеников, то мы превращаемся в студентов материалистов , которые не любят ни учиться, ни экзаменов, ни самих учителей. Потом такие студенты не любят и свою специальность, которой столько лет учились. Знание, формирующее мировоззрение, состоит из понимания отличия материи от духа. Человека, понимающего это отличие, называют мудрецом, так как он на основе этого знания способен достойно воспринимать счастье и горе.

Но состояние мудрости, вовсе не дешевка. Необходимо приложить действительно серьезные усилия, чтобы изменить свое мировоззрение. Мало просто получить высшее образование или научиться разгадывать кроссворды. В йога-сутрах Патанджали говорится, что духовная практика может принести успех, только если она будет, во-первых, долгой, во-вторых, непрерывной, а в-третьих, уважительной. Поэтому такой человек становится просто олицетворенным уважением. Мало что-то делать долго и хорошо, надо еще и пропитать это уважением.

И ярче всего уважение проявляется в том, как мы воспринимаем других людей, как мы их слушаем, как мы относимся к тому, что они делают, как мы с ними разговариваем. Если я постоянно нахожусь в уважительном настроении, то когда приходит время слушать об Абсолютной Истине, я тоже это делаю уважительно. Если же я постоянно недоволен тем, что происходит вокруг меня, если меня это постоянно раздражает, то во время слушания о возвышенном я не успею переключиться на уважительное восприятие и получу полностью противоположный результат, а точнее результат как от оскорбления мудреца.

Все, что мы слышим в этом мире, не пропадает просто так: оно откладывается в разных отделах нашего сознания и подсознания. Оно наполняется всем тем, что волей или неволей входит в наши уши. Поэтому основная задача духовного развития - это вытеснить из нашего сознания предыдущую, не всегда позитивную информацию и заполнить его новой, духовной и возвышенной. На это уходит достаточно много времени. Но постепенно наше прошлое перестает давить на наши желания, и они переходят во власть новых впечатлений, которые могут привести нас на более высокие стадии развития. И даже если это духовное знание иногда кажется не очень практичным, оно все равно делает свое дело и очищает наши желания от предыдущих глупых идей и привязанностей.

Начинающий трансценденталист думает, что вся информация, которую он слышит об Абсолютной Истине, предназначена для запоминания, поэтому очень переживает по поводу того, что не может всё запомнить. Наверняка каждый из нас не раз испытывал это чувство досады и собственной беспомощности. Но в действительности это не всегда так. Значительная часть духовного знания предназначена не для запоминания, а для того, чтобы создать нужное впечатление в нашем сознании, для того, чтобы вызвать духовные эмоции, для того, чтобы дать пример высокодуховного мышления.

Это не менее важный эффект, чем философские концепции, предназначенные для запоминания и повторения. Нам необходим этот верный эмоциональный настрой, который позволяет нам не только правильно мыслить, но и правильно воспринимать этот мир, правильно на него реагировать, правильно ощущать себя в этой реальности. Поэтому, если вы ничего не запомнили из лекции, это еще не потеря, постарайтесь запомнить то вдохновение, которое вы получили, и это время не пропадёт зря.

Если же мы хотим запомнить услышанное, если мы хотим, чтобы оно стало частью нашего мышления, тогда оно должно проникнуть в самое сердце. Для этого необходимо не только слушать, но и размышлять над тем, что мы услышали, пытаясь понять, как мы это можем применить в своей реальной жизни. Это и есть процесс переваривания знания. В большинстве случаев мы не запоминаем услышанное именно по этой причине: нам интересно слушать, но нам не хочется это привязывать к своей деятельности. А потому через некоторое время духовное знание может показаться нам не практичным, и мы начнем искать что-нибудь поприземленнее. Но как мы поняли, проблема не в знании, проблема в нашем нежелании его переваривать.

А как проверить, что знание усвоено? Очень просто. Его надо кому-нибудь пересказать. Это сразу же откроет нам всю правду о нашем сознании, так как для того, чтобы что-то пересказать, это надо обязательно обдумать. Без обдумывания понятного пересказа не получится. Именно с этим сталкивается человек, когда пытается что-то объяснить. Он начинает понимать, что сам еще не разобрался в том, что хочет объяснить другому. Поэтому в Ведах известна последовательность шраванам - киртанам - смаранам, что значит слушание, повторение, запоминание. Это значит, что если я услышал, но не повторил, то не смогу это и сохранить в своем сознании.

Для активации этой обдумывающей функции сознания в Ведах используется особый стиль написания трактатов в виде сутр, очень коротких высказываний, содержащих только саму суть философской идеи. Это излюбленный прием настоящих мудрецов, так как они знают его настоящий секрет. Он состоит в том, что, так как сутра не содержит ни одного лишнего слова кроме самой идеи, все дополнительное объяснение человеку, услышавшему сутру, приходится додумывать самому.

Да, короткое высказывание включает механизм размышлений, так как нашему уму мало нескольких слов, поэтому он сам начинает находить недостающие звенья, которые раскрывают всю красоту данного высказывания. Афоризм достаточно легко запомнить, а потом на его основе понять глубочайшие идеи, которые вложены в него великими мудрецами. Само высказывание содержит 1% из того, что мы должны из него вытащить через процесс обдумывания. Это похоже на семечко, из которого вырастает целое дерево.

По этой причине можно изучать один и тот же трактат всю свою жизнь, потому что это не просто стихи, а семена, из которых можно вырастить бесконечное количество лесов. Посмотрите, сколько тысячелетий уже читаются лекции только по одной и той же Бхагавад-гите. А вот лекцию запомнить уже не так-то просто потому, что лектор уже разложил по полочкам ту идею, которую он взял за основу своей лекции. Он уже наговорил столько слов по каждому пункту, что наш ум просто не способен добавить еще хоть одно слово. Поэтому мы должны понять даже не саму лекцию, а ту идею, которую лектор хочет до нас донести. Прослушав все комментарии, мы должны еще сами размышлять над этой идеей, чтобы наше сознание научилось понимать то, что передали нам великие мудрецы.

Они же порекомендовали что, если сознание слушателя не готово к восприятию философских концепций, то их не стоит мучить дальше сложной философией, лучше сразу перейти к рассказыванию интересных историй. Это не просто развлечение - это один из способов преподнесения философской информации. Секрет историй в том, что они несут философскую идею вместе с яркой эмоцией, которая позволяет запомнить ее и впоследствии о ней размышлять, раскладывая на составные философские моменты.

А вот и притча напоследок. Однажды Насреддин рассказал, что когда он был в пустыне, то заставил бежать целое племя ужасных людоедов. Его спросили о том, как он смог это сделать. И Насреддин ответил, что очень просто, что сначала он побежал изо всех сил, а потом все они побежали за ним...

Так что помните, если мы активно куда-то движемся, то еще не факт, что мы движемся вперед...

Дух и материя

Мы, люди, - существа с двойственной природой. Подобно лягушкам, комфортно обитающим как в воде, так и на суше, мы живем в двух мирах: материальном и духовном - и ощущаем разницу между ними так же безошибочно, как самый крохотный лягушонок - разницу сред. Однако, несмотря на то, что мы постоянно скачем из одного мира в другой, мы никогда не уверены в результате прыжка, потому что один из этих миров ощутим и нагляден, а другой бесплотен и эфемерен.

В первом из них каждый человек из плоти и крови способен чувственно воспринимать материальные аспекты существования, и иногда нам представляется, что жизнь именно в этом мире - единственная реальная действительность. Мы воспринимаем запахи и слышим звуки, благодаря зрению узнаем окружающее, однако самым элементарным и надежным способом знакомства с ним остается осязание: раз это можно потрогать - это существует. Хотя в то же время нам точно известно, что не все объективно существующее мы в состоянии ощутить, - к примеру, радиоактивное излучение или вирус. Тем не менее, мы упрямо продолжаем считать реальными только те предметы, которые поддаются данному нам от природы чувственному восприятию.

С другой стороны, мы являемся частью нематериального мира. Этот абстрактный, неосязаемый мир не менее реален, чем первый, и мы обитаем в нем, одновременно пребывая в мире материальном. К сожалению, слово «духовный» стало одиозным, к тому же оно слишком часто звучит из уст всякого рода ненадежных людей, начиная от пожилых леди с затуманенными глазами, вещающих о духах, и кончая знахарями, торгующими «духовными» лекарствами и поделками, которые будто бы сделают нас мудрее, красивее, удачливее и стройнее. Вся эта болтовня о духовном мире порой доходит до полного абсурда, поэтому нет ничего удивительного в том, что многие стараются держаться от рассуждений о нем подальше.

Наш духовный мир естествен и реален. Не стоит сводить его к обиталищу привидений и духов, ангелов-хранителей и демонов. Первая и главная его функция - быть вместилищем мыслей, положительных и отрицательных эмоций, информации, полученной из книг, услышанной музыки, осознания собственного существования и своего отношения к другим. Все это невозможно ни потрогать, ни взвесить, однако нельзя отрицать, что способность к такой аккумуляции реальна и присуща большинству людей. Все вышеперечисленное и составляет в совокупности наш духовный мир.

На самом деле понятия «дух» и «материя» очень просты, в них нет ничего мистического. Мы все духовны и материальны одновременно: с одной стороны, каждый из нас наделен телом и теми органами чувств, которыми воспринимается материальное, с другой стороны, каждый является носителем духа, воплощенного в мышлении и эмоциях. Два параллельно существующих мира проявляются с разной интенсивностью в зависимости от ситуации. Проведенная выше аналогия с земноводными не вполне корректна, наша природа гораздо сложнее - ведь человек живет в обоих мирах одновременно: в одном находится его тело, а в другом - разум, постоянно взаимодействующие.

Восприятие мира и самого себя, основанное на том, что наше существование в первую очередь материально, а реальность осязаема, не присуще человеку от рождения и не является естественным, т. е. само собой разумеющимся. Такое восприятие основано на культурных максимах, которые мы впитываем с детства. С пеленок нам внушают, что мечты, мысли и сны не функциональны и не имеют практического смысла. Мы, в свою очередь, передаем нашим детям (и не только на словах), что реальностью считается только то, что можно потрогать и измерить, как бы говоря им: «То, что нельзя ощутить, - не имеет значения». В нашей культуре принято наказывать ребенка, разбившего чашку, волноваться, если он порезал палец, но его сны и мечты не привлекают наше внимание. Таким образом, мы ненамеренно, но последовательно приучаем дитя к мысли, что духовным можно пренебречь. Подобное воспитание имеет множество положительных сторон с точки зрения биологического выживания, ведь кошки, приматы и другие животные в естественных условиях просто не могут позволить себе жить вне материальных реалий, витая в мечтах (если они у них есть). Но крайне сомнительно, так ли необходимо подобное качество людям. Игнорируя значимость нефизического мира, мы обманываем самих себя. Если мне в голову лезут мысли об ангелах, их, эти мысли, можно, конечно, выбросить из нее, объясняя это тем, что данный вопрос нас сейчас не должен интересовать, однако вовсе избавиться от духовного аспекта человеческого существования нам не дано, ведь у нас есть сознание, а его сущность - духовная.

Что же такое духовность, что входит в это понятие? Религиозные и философские идеи, несомненно, являются частью духовной сферы существования, но ими отнюдь не исчерпывается определение. Термин «духовный» охватывает множество аспектов, включая и те, вполне материалистические, которые представляют собой конечный результат духовных процессов. Разум, понимание, расчетливость, способность вычислять и планировать, так же как способность любить и ненавидеть, - все это составляет наш внутренний мир, являясь частью нашей духовной сущности.

Все вышесказанное не является популярным изложением идеалистической (в противоположность материалистической) философии. При желании каждый может возразить, что названное мною духовным миром - как разум, так и чувственное восприятие, - это результат химических и физических процессов, происходящих в клетках мозга, и эта точка зрения не противоречит объективной картине мира. Но даже при этом подходе очевидно, что результатом мыслительного процесса могут явиться нереальные вещи, например сны, и необходимо постоянно допускать вероятность ошибок в рассуждениях и обмана чувств. Мы вынуждены контролировать, проверять и корректировать получаемую информацию, не полагаясь на свой внутренний мир, какая уж там реальность духовного!

Однако мнение, согласно которому духовный мир воспринимается только с помощью разума и никак иначе, ошибочно. Нельзя не согласиться с тем, что духовный мир открывается нам в результате электрохимических процессов в нашей плоти, но, как сформулировал однажды Анри Бергсон, тот факт, что одежда висит на вешалке, падает и перемещается вместе с ней, не означает, что вешалка важнее или что платье и вешалка теперь составляют одно целое. Является ли реальным духовный мир? Да, он так же реален, как все сущее. К сожалению, к нему нельзя прикоснуться и потрогать его, как невозможно потрогать запах или магнитное поле; его невозможно увидеть - он невидим, как звук трубы. И все же его можно почувствовать и измерить, проверить и определить при помощи адекватных ему инструментов восприятия и измерения.

Со школьной скамьи мы усвоили, что мышление - процесс, подчиняющийся определенным правилам и законам. Однако не стоит забывать, что хотя можно думать о высоком и прекрасном, о низком и недостойном, лениво мечтать или размышлять, невозможно не думать вовсе, пока наше тело функционирует нормально. Оба мира, материальный и духовный, настолько тесно связаны, что практически невозможно, находясь в сознании, пребывать только в одном из них, избегая при этом влияния другого.

Весь наш внутренний мир, не данный нам в ощущениях, может рассматриваться как духовное явление, и бо льшая часть нашего «Я» попадает под это определение: характер, мысли, сны, мечты, чувства, - и это относится не только к гигантам духа, но к каждому человеку. С точки зрения материального мира все вышеперечисленное, не будучи материальным объектом, просто не имеет смысла.

Разговаривая друг с другом, люди производят звуки, которые сами по себе, вне человеческого сознания, не имеют значения и лишь будучи воспринятыми разумом, во взаимодействии с предшествующим опытом и ранее полученными знаниями обретают смысл. Рассказывая что-либо, передавая информацию, я тем самым знакомлю собеседника с некой нематериальной сущностью, до тех пор неизвестной ему. Таким образом, хотя общение представляет собой совокупность физических процессов, таких как речь, мимика и т. д., оно носит духовный характер.

Подданство и лояльность, социальная вовлеченность и отчуждение личности - все это нематериальные категории. Мы постоянно создаем и разрываем духовные отношения, хотя и не привыкли рассматривать их под таким углом зрения. В отличие от того, как это воспринимается массовым сознанием, материальный аспект не играет столь уж важную роль в отношениях между людьми. Даже партнерство в бизнесе есть не что иное, как духовное соглашение, а не сугубо материальная связь, как многие считают. Если мы видим двух людей, пожимающих друг другу руки, то должны понимать, что не сам процесс рукопожатия является основой их отношений. Чем интимнее отношения между людьми, тем бо льшую роль играет в них духовный аспект.

Несомненно, что любовь - понятие нематериальное, так же как и отношения между любящими. Они могут иметь материальное выражение, но само чувство и связанные с ним эмоции лежат в сфере духовного. Именно на нематериальных отношениях основано понятие семьи. Ненависть, зависть, радость и все остальные эмоции не принадлежат материальному миру, хотя и могут быть направлены на материальный объект. Те, кого мы любим или ненавидим, имеют конкретное воплощение, но любовь и ненависть - часть духовного существования.

Успех, удачу, везение нельзя мерить материальными мерками - это духовные категории, оценка реальности как самим человеком, так и другими людьми. Сила вождя, лидера основана на духовном влиянии, а не на материальном, - сильный лидер не обязательно может быть способен поднять вес в сто килограммов. Даже такая исчисляемая вещь, как богатство, во многих отношениях нематериальна. Ведь это не только конкретные денежные суммы, но и понятие собственности, лежащее в области духовного, так же, как негласное соглашение о том, что деньги являются мерилом ценности других вещей.

Наша реальность имеет одновременно как физическую, так и духовную стороны. Нам, людям, эта двойственность восприятия присуща с рождения. Мы не выбираем, в каком из двух миров будем жить, выбор предопределен нашей природой и состоит для каждого из нас в решении вопроса о шкале ценностей, месте духовного начала на ней. Не вдаваясь в глубокие философские рассуждения, можно сформулировать его так: является ли человек изначально материальным существом, наделенным некой толикой духовного, или же духовная сущность человека первична и лишь раскрывается в четырехмерном физическом пространстве? Нам остается только выбрать, какой из этих подходов для нас предпочтительнее.

В физическом мире мы, как правило, сами избираем для себя место обитания. Я, к примеру, могу захотеть провести всю жизнь в подвале или, наоборот, в мансарде; в городе или деревне - все зависит от собственного выбора и обстоятельств. В другом же мире, духовном, где все имеют равные возможности, у нас несравненно бо льшая свобода действия, ведь субъективная реальность нашего внутреннего мира включает в себя всю вселенную, которая по определению намного больше, чем собственно материальный мир. Границы физического присутствия не беспредельны, а законы, распространяющиеся на материальные объекты, намного строже и стабильней, чем законы нематериального, духовного существования.

Так, мое желание ударить кого-нибудь ограничивают как законодательство, так и собственные возможности. Намного свободнее я могу действовать в области духа: проклинать доступнее, чем оказать физическое воздействие. Многие аспекты материального существования находятся за границами возможностей воздействия человека и не подчиняются нашим желаниям и контролю. Мы не выбираем место своего рождения, а переезды не всегда даются нам легко. Дорога до ближайшего города может занять не один час, в то время как на путешествие в соседнюю галактику при помощи воображения уйдет мгновение. Чтобы совершить такое путешествие, не нужно даже шевелить пальцем. Нравится нам это или нет, но все люди - духовные существа. Где будет находиться мое тело - в саду или в сточной канаве, - зависит только от моего желания. То же относится и к духовному миру: каждый из нас сам выбирает, будет ли книга его жизни детективом, скандальной хроникой или священным текстом.

Существуют определенные духовные пределы, столь же реальные, как если бы это были физические границы. Некоторые из них можно преодолеть, некоторые нет, по крайней мере, в этой жизни. Например, в школе, нравится нам это или нет, мы вынуждены заниматься интеллектуальным трудом, чтением, которое представляет собой перевод материальных символов на язык духовного мира. Некоторые из нас терпеть не могут, когда ограничивают их свободу передвижения; другие точно так же не желают заниматься математикой.

Время нельзя остановить или повернуть назад, поэтому необходимо выбрать, чем именно его заполнить. Так же, в силу невозможности быть одновременно в нескольких местах, надо выбирать между поездкой в Непал и путешествием по Израилю. В сфере духовного происходит примерно то же самое: так как большинство из нас не могут одновременно думать о двух вещах, то неизбежно сталкиваются с необходимостью предпочесть одну из них. Скованные такими рамками, мы вынуждены делать определенный выбор в духовной сфере. Но есть и другие виды ограничений. Вот яркий пример: некоторые люди рождаются слепыми, глухими или лишенными обоняния, а есть те, кто страдает от ущербности духа - им приходится жить в ограниченном духовном мире из-за недостатка образования или интеллектуальной неспособности понять духовные реалии. Есть и принявшие решение не думать о чем-то, не пользоваться или не интересоваться чем-то. В таком случае, намеренно или нет, они делают себя духовно слепыми и глухими, калеками. Кроме того, существуют виды деятельности, которые требуют наличия определенных талантов. Для человека, не обладающего ими, они закрыты. Он может слушать музыку и наслаждаться ею, но при этом не уметь сочинять и воспроизводить ее. В этой сфере, в области музыкальных способностей, он «ущербен».

В духовной сфере люди ведут себя по-разному: некоторые уподобляются животным, другие же достигают значительных высот в раскрытии потенциала своей души. Человек может всю жизнь выглядеть прямоходящим, но духовно быть на уровне лошади: он тащит за собой телегу повседневных занятий, принимает пищу и выделяет отходы жизнедеятельности, совокупляется, спит; при таком образе жизни разница между ним и битюгом - только во внешнем облике. У обоих общие мечты, желания, да и восприятие мира у них может быть сходным.

Курица может провести всю жизнь в крохотном курятнике, там ее кормят, там она несет яйца, поблизости от него ее рано или поздно забьют на мясо. Ее можно пожалеть, но, скорее всего, имей курица способность говорить, она сказала бы, что вполне довольна своей судьбой. Ее жизнь спокойна и безопасна, без тревог и волнений. Человек, далекий от всего духовного, может вести такой же образ жизни и ни о чем не жалеть.

Это не вопрос о добре и зле - скорее, проблема выбора между деградацией или развитием. Например, мы всегда жалеем физически неполноценных людей. При виде умственно отсталых мы испытываем еще более острое чувство жалости. Те же чувства возникают у нас по отношению к слабоумному ребенку, но не из-за его внутреннего состояния (потому что он может ощущать себя абсолютно счастливым, как и любой другой ребенок). На самом деле мы сожалеем о том, что все они не способны использовать и развивать возможности, которые изначально дарованы человеку. Глядя на больного, впавшего в кому, мы не сочувствуем его страданиям (их в этом состоянии не бывает), но удручены деградацией дееспособной личности до состояния полной беспомощности. Духовная деградация порождает то же чувство жалости. Потенциальные духовные возможности каждого огромны; пренебрежение ими не является преступлением, но огорчает.

Если я в состоянии передвигаться, однако не могу реализовать эту возможность, возникает ощущение потери. Если я могу вознестись, но вместо этого ползаю, то чувство то же самое. Не повезло тому, кто вынужден вести подобную нищую жизнь. Такая форма духовной бедности не обусловлена ни материальной нищетой, ни наличием или отсутствием довольства собой и своим местом в мире. Можно жить очень напряженной духовной жизнью и все же не находить в ней удовлетворение, и, наоборот, - духовно нищее существование может сопровождаться ощущением полного счастья, особенно если человеку не с чем сравнивать или не из чего выбирать.

Если бы имелся какой-нибудь способ объективной оценки духовности, он бы позволил измерить несоответствие потенциальных возможностей их воплощению в жизнь. Определить, что такое физическое здоровье, очень просто: это состояние, когда все органы тела нормально и гармонично функционируют в соответствии с заложенным в них потенциалом. Но это в полной мере применимо и к другим сферам бытия. Цельной натурой можно назвать лишь того, чьи достижения соответствуют его способностям и возможностям.

Понятие духовного роста означает, что человек сегодня достиг большего, чем вчера. Имея двойственную природу, он должен провозгласить еще одну Хартию прав человека, на этот раз - духовную. Продекларированная в первой хартии, принятой ООН, неограниченная свобода передвижения и выбора места жительства должна быть распространена и на духовный мир. Для того, чтобы сделать первый шаг, надо осознать, что это реально, оценить свои возможности и пересмотреть иерархию приоритетов в отношениях духа и тела. Это требует осознанного выбора. Нам решать, будут ли эти отношения враждебными, дружественными или нейтральными. Обычно, не желая попасть в неловкое положение, мы стараемся поддерживать равновесие, всячески пытаясь избежать конфликта, стараясь даже мысленно не произносить слово «духовность», потому что этот термин слишком всеобъемлющ и нас это пугает. Если вы поместите крохотное существо в огромном помещении, оно испугается, забьется в угол и не станет исследовать пространство, представляющееся ему безбрежным. Мы точно так же выглядываем из-за плинтуса, привыкая обходиться малым.

Нам самим выбирать, каким образом взаимодействовать с духовным миром. Нам решать, заниматься ли практически применимыми вещами, сконцентрироваться ли на абстрактных идеях или посвятить себя совершению добрых дел и поступков. Выбрав любой из этих путей, мы непременно расширим границы своего духовного «Я». Кто-то станет более продуктивно действовать на своем поприще, кто-то вырастет интеллектуально или эмоционально, научится сопереживать другим. Любой выбор дает толчок раскрытию духовной сущности человека. И интеллектуал, и человек, выбравший путь активного действия на благо окружающим, будут развиваться духовно. Не стоит пытаться решить, кто из них важнее, - это тема для другой дискуссии. Сейчас мы говорим о духе, а не о святости и доброте. Любой из них будет оценен по своей шкале: по влиянию на общество, по степени святости или просто по желанию других людей с ним общаться.

Духовность и все связанное с ней изначально не лучше и не хуже материального. И добро, и зло могут иметь как материальное, так и духовное выражение. Несмотря на это, представители некоторых философских и религиозных течений отождествляют духовность с добром, тело и материю - со злом, что в корне неверно. (Этой идее уже много лет. Наибольшее развитие она получила у манихеев и сильно повлияла впоследствии на некоторые религиозные течения, например, средневековые движения катаров или альбигойцев, а также на ряд более современных ). Существует и духовное зло, например, нацистская идеология или обыденная жестокость, алчность и ненависть. Человеческое тело может стать источником всех видов зла, если мы того захотим, однако оно может быть и орудием свершения достойных восхищения дел и поступков.

Двойственность нашей природы - неоспоримый факт. Хотим мы того или нет, нам не уйти от этого. Мы способны понять законы развития личности и выстроить для себя порядок приоритетов. Имея в запасе неограниченное время, мы бы, несомненно, успели сделать все необходимые для этого расчеты, но… поскольку его нам отпущено немного, следует решить, что же все-таки является важным.

К сожалению, мы получаем в детстве довольно путаные объяснения по поводу того, что представляют собой дух и материя, и пребываем в неведении до тех пор, пока самостоятельно не определим настоящее, простое значение этих слов. Их восприятие целиком и полностью зависит от нас, и, возможно, наши дети получат более полную информацию по этим вопросам. Может быть, они станут другими людьми и откроют для себя иной мир, осознав материю как форму существования духа, а дух - как источник материи. Ведь перед нами открыты оба мира, и человек как существо двойственной природы может достичь максимального развития в каждом из них.

Из книги Я есть То автора Махарадж Нисаргадатта

61 Материя - это само сознание Вопрос: Мне повезло, я всю жизнь находился рядом со святыми. Этого достаточно для самореализации?Махарадж: Это зависит от того, что вы об этом думаете.В: Мне говорили, что сатсанг автоматически действует освобождающе. Как река несёт всё к

Из книги Книга 16. Каббалистический форум (старое издание) автора Лайтман Михаэль

Из книги КАББАЛИСТИЧЕСКИЙ ФОРУМ. Книга 16(старое издание). автора Лайтман Михаэль

Каббала и материя Меня всегда удивляло, как великие каббалисты могут стать жертвами убийств, репрессий. Казалось, Каббала дает всемогущество, управление миром. Теперь мне кажется, что Каббала с этим миром не связана: каббалист поднимается, но только в духовных мирах. В

Из книги НАСТАВЛЕНИЯ В ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ автора Феофан Затворник

МАТЕРИЯ Она ли есть зиждущая сила в мире или же Высший Разум?Вы предлагаете мне посмотреть, что построите вы относительно решения занимающего вас вопроса об единстве материи и сил на основании химических законов, с целью объяснить все посредством движения. Очень рад

Из книги Суть науки Каббала. Том 1. автора Лайтман Михаэль

7.1.9. Сила - материя. Сама по себе сила является настоящей материей, не меньше, чем вся остальная материя реального мира, и, несмотря на то, что эта сила не обладает образом (нашим, умозрительным), приемлемым для восприятия человеческими органами чувств, это не понижает ее

Из книги Очевидность сотворения мира: Происхождение планеты земля автора Маклин Глен

Из книги Материализм и эмпириокритицизм автора Ленин Владимир Ильич

Из книги Начало пути христианина автора Борисов, священник Александр

Только ли материя? Можно ли согласиться с утверждением атеистов, что вся сложнейшая психическая жизнь человека есть лишь результат биохимических реакций, происходящих в его организме? Можно ли согласиться с тем, что никакой человеческой сущности, отличной от тела, то

Из книги Международная академия каббалы (Том 2) автора Лайтман Михаэль

12.2. Материя и форма в каббале В этом параграфе с использованием каббалистического языка и принятого в каббале способа объяснения будет показано, что каббала подразумевает под понятиями материи и формы.Бааль Сулам пишет : «Известно, что основой измерения наслаждения

Из книги Гермес Трисмегист и герметическая традиция Востока и Запада автора Богуцкий Константин

IV. Первопричины, Бог, материя, дух А) БогБыли Бог и Гиле – так греки называют материю. Дух был с материей (mundo), или, скорее, в материи, но не так, как с Богом, или как в Боге начало, из которого вышел мир. Ибо если вещи не существовали до своего рождения, они уже были в том, что

Из книги Свет невечерний. Созерцания и умозрения автора Булгаков Сергей Николаевич

Из книги Простые слова автора Штайнзальц Адин

3. Материя и тело. И в философских учениях, и в обычном словоупотреблении нередко отожествляются материальность и телесность. С наибольшей силой такое воззрение выражено в неоплатонизме: согласно учению Плотина, тело само по себе есть дурное, злое начало. Напротив, в

Из книги Бхагавад-Гита (пер. Бхарати Свами) [Бхагавадгита, бхагаватгита, бхагават-гита] автора Автор неизвестен

Дух и материя Мы, люди, - существа с двойственной природой. Подобно лягушкам, комфортно обитающим как в воде, так и на суше, мы живем в двух мирах: материальном и духовном - и ощущаем разницу между ними так же безошибочно, как самый крохотный лягушонок - разницу сред.

Из книги Иисус Христос и библейские тайны автора Мальцев Николай Никифорович

Глава 2 - Материя и сознание 2.1 Санджая сказал: Тогда Господь Кришна, Низвергающий печаль и сомнения, обратился к Арджуне, на чьих глазах проступали слезы жалости:2.2 Арджуна, почему в этот решающий час ты стал жертвой заблуждения? Так не подобает думать благородному потомку

Из книги автора

Глава 14 - Материя и три ее состояния 14.1 Всевышний сказал: Я открою тебе науку, овладев которой, ты, как многие мудрецы прошлого, перенесешься в иное измерение - царство сознания, простирающееся за границами вещественного мира.14.2 Постигнув эти истины, частица сознания

Из книги автора

2. Человек-экспериментатор и материя Более того, надо сказать, что если упорный экспериментатор, очень желает получить какой-нибудь материал с заданными свойствами, то через несколько лет упорного труда он непременно получит такой материал. И это произойдет не потому,

Холманский А. С.

Аннотация: Теории ортодоксальных и неформальных физиков страдают одним логическим изъяном – в них фундаментальные элементы материи либо подменяются бессодержательными геометрическими моделями, либо отождествляются с некой абстрактной сущностью. Это относится и к определениям эфира и физического вакуума. В основе данной ущербности логики лежит секулярное мировоззрение, навязанное человеку ХХ веком. Материалистическая убогость разума есть жертва, брошенная на алтарь технического прогресса, и поправить свой ум человек может только путем обращения к нетленной истине о первичности и единичности мирового духа.

В Священном Писании слово “дух” пишется, как с маленькой, так и с большой буквы и имеет множество значений. Вездесущий и всегда присутствующий в мире дух проявляется через действия физических сил, изменяющих или сохраняющих вещественное состояние природной стихии, предмета или человека: действия сил (1 Кор 12, 10); дух силы (Прем 5, 23); дух тверди (3 Езд 6, 41); дух скотский (Екк 3, 21); дух всякаго человека (Иов 12, 10); дух премудрости; дух разума (Прем 1, 6; 7, 22).

Слово Дух означает непосредственное проявление сущности Бога: Дух (есть) Бог (Ин 4, 24), - как в ключевые моменты сотворения и развития Мира: Дух Божий ношашеся верху воды (Быт 1, 2), - так и в человеке, после обретения им образа Божия: Дух Божий живет в вас (1 Кор 3, 16). Именно способность человека обращать дух в Дух Божий, олицетворяя в нем вещественный образ Бога, выделяет его из всех живых тварей на Земле: Дух Божий сотворивый мя (Иов 33, 4). Дух, действующий как сила Духа, проявляется логикой мышления в процессе словотворчества человека: Бог бе слово (l o g o z) (Ин 1, 1). Сила Духа, обращаясь в Дух истины (Ин 14, 17), напитывает им силу творческого таланта человека: Самый Дух спослушиствует духови нашему (Рим 8, 16); Вся же сия действует един и тойжде Дух (1 Кор 12, 11). Тяга к творчеству, как стержень деятельной жизни, есть форма осуществления Божией любви, обретающей в мыслящем человеке образ Духа Христова: о всем славится Бог Иисус Христом (1 Петр 4, 11); Мы любим Его, яко Той перве возлюбил есть нас (1 Ин 4, 19).

У каждого человека свой талант и проявиться он может через способности к наукам, языкам, к художественно-ремесленному творчеству, в учительстве и заботе о малых и слабых. Дух Истины, питаясь от духа Премудрости, приобщает мысль человека к разуму Бога: Плодоносяще и возрастающе в разуме Божии (Кол 1, 10). В этом и заключается смысл и цель творчества человека - воплощая Премудрость в своих делах, он творит мир, а вместе с этим и свое подобие Божие в Духе: еже аще свяжеши на земли, будет связано на небесех (Мф 16, 19); от своих дел приимут мзду (3 Езд 8, 33).

Священное Писание и святые отцы свидетельствуют о том, что ключевая роль в процессе преобразования духа в Дух принадлежит головному мозгу человека, вещественный состав которого обеспечивает работу ума и жизнедеятельность всего организма: обновляйтися же духом ума вашего (Ефс 4, 23); Органом способности памяти служит заднее углубление головного мозга, которое также называют мозжечком, и находящийся в нем жизненный дух [св. Иоанн Дамаскин]. Мышление, как сообщение человека с Богом, осуществляется через воплощение Духа Христова словом осмысленной речи: свет и разум, да познаем Бога истиннаго (1 Ин 5, 20); Иисуса Христа пришедша во плоти (2 Ин 1, 7).

Физическая суть механизма мышления обстоятельно представлена в образах и символах Библии. Для их разумения полезно дать расшифровку некоторых ключевых символов. Речевой центр локализован в левом полушарии мозга и его основанием служит пирамидальная, черепная кость, с которой связана символика имени апостола Петра (греч.: p e t r a - скала, камень): Во основание Сиону камень многоценен, избран, краеуголен (Ис 28, 16). Сион - символ подкорковых структур (острова), обеспечивающих работу семисвечника в скинии (церкви) Христовой: сущу краеуголну самому Иисусу Христу (Ефс 2, 20); Премудрость созда себе дом и утверди столпов седмь (Пр 9, 1).

В речевом центре интегрируются сигналы, поступающие в мозг по всем каналам его внутренних и внешних связей. Данные сигналы могут иметь, как химическую природу, то есть кодироваться свойствами соответствующих веществ-метаболитов, так и чисто физическую, то есть генерироваться нервными клетками в виде электрических импульсов и даже токов. Химические, а также и физические сигналы, могут быть результатом метаболических (химических) реакций в организме. Наряду с этим физические сигналы могут генерироваться и чисто физическим путем при воздействии на нервные окончания и однородно-клеточные среды организма внешних электромагнитных, гравитационного и нейтринного полей. В Библии это различие природы сигналов, участвующих в мыслительном процессе, имеет свое четкое представление. Прежде всего отделяются физические и химические сигналы, приходящие в мозг снизу – от земли, дух и вода и кровь (1 Ин 5, 8) – от сигналов, приходящие как бы сверху – от небес: пришедый водою и кровию и Духом, Иисус Христос (1 Ин 5, 6). Физические (нервные) сигналы обозначены словом “дух”, причем Дух здесь отвечает сигналам, которые образуются при непосредственном воздействии на жидкости и структуры мозга солнечно-космических излучений (символ – голубь): криле голубине посребрене (Пс 67, 14); голуби гнездящиися в каменех (Иер 48, 28). Духов различной природы представляют в Библии ангелы, начиная от Архангелов (Гавриил, Михаил), до бесовских духов: лествица утверждена на земли, еяже глава досязаше до небесе, и ангели Божии восхождаху и низхождаху по ней (Быт 28, 12); пакостник плоти, ангел сатанин (2 Кор 12, 7).

К жидкостям, генерирующим и переносящим метаболиты и, связанные с ними физико-химические сигналы, относятся кровь (артериальная и венозная), лимфа, синовия и спинномозговая жидкость (ликвор). Сигналы генерируют в процессе своей жизнедеятельности нервные окончания и органы чресл, чрева, легких и носоглотки. Участие вещества мозга в обращении духа в различные формы Духа неизбежно подчиняет этот процесс сложнейшим законам физики, которые ей предстоит еще установить. Мозг человека есть самое сложное во Вселенной живое вещественное образование, способное фокусировать, преобразовывать и запоминать духовно-вещественное состояние внешнего мира, путем изменений физико-химических параметров своего водно-вещественного состава. Посредничество вещества мозга в познании духовных законов и служит той непреодолимой границей, за которой скрывается дух как сущее.

Известно, что внешний мир человек воспринимает с помощью пяти чувств (зрение, слух, обоняние, осязание, вкус), к которым следует добавить еще два “духовных ока”, чтобы получить в итоге: седмь сия очеса Господня суть, призирающая на всю землю (Зах 4, 10). Механизм последних двух видов чувствительности мозга к состоянию внешней среды однозначно еще не установлен. Возможно, что при их усилении одни люди приобретают экстрасенсорные способности, а самочувствие других людей оказывается болезненно зависимым от скачков таких факторов внешней среды, как активность Солнца, фазы Луны, конфигурации планет, геомагнетизм, атмосферное давление.

Таким образом, при всей непознаваемости сущности духа, для научного изучения вполне доступны его проявления, как в образе всевозможных сил, так и в виде духовных плодов человеческой деятельности.

Обсудим теперь существующие в науке представления о материи. Философия называет материей все, что имеет свою форму проявления в реальном мире. При этом философы условно подразделяют формы материи на объективные и субъективные, относя к последним формам те специфические формы материи, которые непосредственно связаны с деятельностью мозга человека. Физика, изучая закономерности проявления и изменения форм материи, устанавливает качественные и количественные различия между ними и на основании этих различий дает формам разные наименования. Физика делит формы материи на два вида - полевые и вещественные. Полевые формы проявляются через действия гравитационных и электромагнитных сил на вещество, а вещественные формы материи (частицы, атомы, молекулы, тела) - через их взаимодействия с полями и между собой. Физика изучает также проявления специфической формы материи, которая связана с деятельностью живых организмов, условно называя ее биополем.

В физике принято считать, что предельно простой, то есть неделимой на составляющие части формой материи для полей являются фотон и гравитон (гипотетическая частица), а для вещества - элементарные частицы (нейтрон, протон, электрон, нейтрино) и частице подобные ядра атомов. Все их можно назвать элементарными формами материи (ЭФМ). Существенным достижением физики ХХ века явилось экспериментальное доказательство взаимопревращений ЭФМ. Вещественные частицы не только преобразуются друг в друга, с сохранением суммарной массы, но и могут частично или полностью обратить ее в полевую форму материи, то есть в фотоны. Эти результаты свидетельствует об единосущности ЭФМ. Впрочем, что касается солнечного антинейтрино, то его природа однозначно еще не установлена. Возможно, что оно есть самая простая ЭФМ, предназначенная для питания живых организмов на Земле: источник же исхождаше из земли и напаяше все лице земли (Быт 2, 6). На это указывают как образы языческих мифов и Библии, так и данные физики, которые говорят о посредничестве нейтрино во взаимопревращениях частиц и о его способности менять свою форму в магнитном поле Солнца (осцилляция нейтрино). Простота формы материи, отвечающей нейтрино, может служить причиной его неуловимости.

Логическим завершением вывода о духовной единосущности всех форм материи будет представление материальной формы слова (мыслеформы), самым непосредственным проявлением сущности духа в образе энергоформы (ЭФ): Слава Божия крыет слово (Пр 25, 2); Слово плоть бысть (Ин 1, 14). Отправную топологию мыслеформы можно соотнести с метрикой вещественных структур мозга, отвечающих за мышление. Прозрачность же мыслеформы (ЭФ) как материальной формы сущности духа, должна превзойти духовную прозрачность формы антинейтрино (ризы): Совлекохся ризы моея... Душа моя изыде в слово его (П. Песней 5, 3, 6).