Правила произношения согласных звуков. Особенности произношения согласных звуков и их сочетаний Согласный звук произносится с правило

НОРМЫ УСТНОЙ РЕЧИ

К нормам устной речи относятся акцентологические, орфоэпические и интонационные нормы.

Акцентологические нормы русского литературного языка

Акцентологические нормы –это правила постановки ударения в словах

Словесное ударение - это выделение одного из слогов неодносложного слова. Ударный гласный в слоге выделяется большей длительностью и силой.

В русском слове, как правило, одно ударение. Но в сложных словах, особенно в профессиональной речи, часто бывает два ударения: главное и второстепенное, т.е. побочное (на первой части длинного сложного слова): с уперобл о жка, эн ергосист е ма, н ефтепров о д, маш иностро е ние и др.

Овладение русскими акцентологическими нормами вызывает трудности не только у иностранцев, но и у носителей родного языка. Это связано с некоторыми особенностями ударения в русском языке:

1. Русское ударение свободное и разноместное. Оно может падать на любой слог в слове, любую морфему: ба"нты, докуме"нт, медикаме"нты.

В отличие от русского языка в некоторых европейских языках ударение является фиксированным: например, в эстонском, латышском, чешском, венгерском, финском языках ударение падает на первый слог, в польском, испанском, грузинском – на предпоследний, в армянском, французском ударным бывает последний слог.

2. Русское ударение может быть подвижным (в разных формах одного и того же слова ударение способно передвигаться с одного слога на другой: поня"ть, по"нял, поняла" )и неподвижным (во всех формах слова падает на один и тот же слог: па"рта, у па"рты, за па"ртой ). Эта специфика русского ударения позволяет разграничивать грамматические формы как одного и того же слова, так и двух разных слов, например: ру"ки и руки", по"лка и полка".

Для русского ударения характерна вариативность. Акцентологические варианты – допустимые способы постановки ударения. В русском языке около 5000 слов, у которых отмечены колебания в ударении.

Акцентологические варианты могут быть:

1) равноправными: петля" и пе"тля ;



2) стилистическими: догово"р – до"говор (разг.);

3) профессиональными: шпри"цы – шприцы" (в речи медиков); и"скра – искра" (в речи шоферов);

4) семантическими: а"тлас – атла"с; му"ка – мука" ;

5) хронологическими: украи"нский (нейтр.) – укра"инский (устар.).

Итак, русское ударение описывается сразу несколькими признаками:

· силовое и количественное по фонетическому типу;

· разноместное по характеру расположения в слове;

· подвижное по критерию прикрепленности к определенной морфеме (при образовании грамматических форм и при словообразовании).

Дать общие правила постановки ударения невозможно. При определении места ударения в слове советуем пользоваться следующими словарями:

Зарва М. В. Русское словесное ударение: Словарь нарицательных имён.
М., 2001.

Иванова Т.Ф. Новый орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы. М., 2007;

Орфоэпический словарь русского языка: произношение, ударение, грамматические формы / под ред. Р.И.Аванесова. М., 2001.

Орфоэпические нормы русского литературного языка

Термин орфоэпия (от греч. orthos – правильный и epos – речь, т.е. буквально правильная речь) употребляется в двух значениях:

1) раздел языкознания, занимающийся изучением нормативного литературного произношения;

2) система норм произношения.

Орфоэпическая норма – это единственно возможный или предпочитаемый вариант правильного, образцового произношения.

Орфоэпические варианты – различия в произношении одного фонетического элемента, находящиеся в пределах нормы. Возникновение вариантов произношения обусловлено развитием произносительных норм, борьбой нового со старым. В связи с этим появилось понятие «младшей» и «старшей» орфоэпической нормы.

«Старшая» орфоэпическая норма – это произношение, характерное для лиц старшего поколения, а также для театральной и ораторской речи (например, бою [с ], одино [къ ]й, було [шн ]ая и др.).

«Младшая» норма произношения , характерная для лиц среднего и младшего поколения, распространена в бытовой и официальной речи (но не сценической или ораторской): бою [с’ ], одино [к’и ]й, було [ч’н ]ая и др.

Выделяются следующие группы орфоэпических норм: 1) правила произношения гласных (их мы подробно рассматривать не будем); 2) правила произношения согласных звуков и их сочетаний; 3) правила произношения отдельных грамматических форм; 4) правила произношения иноязычных слов.

Правила произношения согласных и их сочетаний

1. Звонкие согласные в абсолютном конце слова оглушаются в парные глухие: зу [п ], скла [т ], моро [с ], сторо [ш ]. Оглушение звука [г ] в непарный [х ] является литературной нормой лишь в слове Бог . Произношение фрикативного глухого [х ] в конце других слов недопустимо как диалектное (особенность южнорусских говоров).

2. Звонкие согласные перед глухими изменяются (уподобляются друг другу) в парные глухие: про [п ]ка, но [ш ]ка.

3. Глухие согласные перед звонкими за исключением сонорных (р, л, м, н ) и в уподобляются им по звонкости: про [з’ ]ба, та [г ]же.

4. Смягчение твердых согласных перед мягкими (ассимиляция, т.е. уподобление) чаще всего наблюдается перед суффиксом или внутри корня: го [н’ ]щик, [з’д’ ]есь.

Не допускается смягчение [з ]в словах на -изм во всех падежах: в механизме, о материализме.

5. На месте сочетаний букв зж, сж произноситсядолгий твердый шипящий [жж ]: безжизненный – бе [жж ]изненный, сжечь – [жж ]ечь.

Сочетание жж может произноситься как [жж ]и [ж’ж’ ]: во [жж ]и и во [ж’ж’ ]и.

6. Сочетания сш и зш произносятся как долгий твердый [шш ]: высший – вы [шш ]ий, низший – ни [шш ]ий.

7. Сочетания дч и тч произносятся как долгий звук [ч’ч’ ]: переводчик – перево [ч’ч’ ]ик, лётчик – лё [ч’ч’ ]ик .

8. Долгий мягкий звук [ш"ш" ] произносится на месте сочетаний букв зч, сч, жч, шч, здч, стч (резчик, счастье, мужчина, веснушчатый объездчик, жестче ).

9. На месте сочетаний букв тс, тц произносится [цц ]: золотце – золо [цц , борется – боре [цц .

10. При сочетании трех и более согласных фонем в русском языке происходит процесс упрощения групп согласных (диереза): один из согласных, обычно средний, не произносится. Это распространяется на сочетания стн , стл, здн , рдц и др.: местный – ме [сн ]ый, счастливый – сча [сл’ ]ивый, праздник – пра [з’н’ ]ик, сердце – се [рц ]е и т.п.

11. В некоторых случаях в русском языке представлена диссимиляция (расподобление) согласных по способу образования. Звук [г ] в сочетаниях гк , гч произносится как [х ]: мягче – мя [х ]че, легче – ле [х]че .

12. Сочетание чт в словах чаще всего произносится как [чт]: ме[чт]а. В слове что и производных от него (чтобы, ничто, что-либо и т.п.) сохраняется старомосковское произношение: на месте чт произносится [шт] , кроме слова нечто .

13. Произношение сочетания чн нередко вызывает затруднения, которые вызваны взаимодействием правил старомосковского и петербургского произношения. По старомосковской норме сочетание чн произносилось как [шн] в словах конечно, скучный, нарочно, двоечник, яичница, скворечник, пустячный и др., в женских отчествах на - ична : Ильинична, Кузьминична и т.п.

Во многих словах в современном русском литературном языке сочетание чн произносится как [чн]: елочный, дачник , вечный, точный, ночной .

Некоторые слова с сочетанием чн имеют допустимые варианты произношения [ч’н] и [шн] : порядочный, булочная, копеечный, молочный и др. Вариант произношения [шн] в таких словах оценивается как устаревающий. Но в отдельных случаях разное произношение чн выполняет смыслоразличительную функцию: А он, серде[шн]ый, все мается со своей серде[ч’н]ой болезнью .

Татьяна Вахлова
Произношение гласных и согласных звуков в пении

В русском языке принято различать два вида произношения: певческая дикция, и сценическая речь.

Сценическая речь-более яркая выразительная, более эмоционально окрашенная, подчинена правилам произношения, использует логические ударения. Изменение темпа речи и динамики.

Певческая дикция- близка к сценическому произношению. Но каждый звук имеет определенную высоту, слова ритмически строго организованы, дыхание более продолжительно и починено требованиям музыки.

Произношение и в сценической речи, и в пении является не только их внешней формой, но и важным выразительным средством, с одной стороны, актерской игры наряду с интонацией, жестом, костюмом, гримом, с другой, художественного воплощения, посредством агогики, тембра и пр. «Хорошо сказанное- на половину спето»,- говорил Ф. И. Шаляпин. И дело здесь не только в том, что слово в большинстве случаев выступает равноценным с музыкой компонентом. Хорошее произношение способствует образованию важнейших качеств певческого голоса.

Произношение гласных звуков в пении.

Все гласные звуки тянутся, а согласные являются как бы перерывами, они проговариваются, поэтому гласные максимально распеваются.

Все гласные округляются на манер буквы «О».

Всего 10 гласных из них 5 основных «А», «О», «У», «И», «Э»

Йотированные- когда перед основным добавляется «Й».

Звук «Ы» самостоятельный.

При пении йотированных гласных произносится очень быстро и мягко, а тянется основной звук.

Распетые гласные всегда звучат ясно и чисто.

Ударные гласные всегда звучат ясно и чисто.

Безударные гласные звучат по разному: чем длиннее безударный гласный, тем он более ясен, чем короче, тем более редуцирован.

Безударное «О», в большинстве случаев произносится как «А»

Безударная «Я», на конце слова всегда должна звучать чисто (поля, сверкая).

Безударная «А» и «Э» мало редуцируются, звучат менее ярко, динамически ослобляются.

Безударная «Е» - на коротких длительностях звучит с примесью «И», «Е».

Два гласных звука внутри слова или на стыках слов произносятся слитно, а на стыке слов, которые имеют самостоятельные ударения два одинаковых звука на одной высоте поются раздельно.

Произношение согласных звуков.

Звонкие согласные в конце слова произносятся как соответствующие или глухие, (наш паравос, вперет летит).

Зубные «З», «Д», «С», «Т» - перед мягкими согласными смягчаются например: (казни, песнь, гость).

«Н» или «НН» - перед мягкими согласными произносится мягко, перед «Л» твердая «Н».

Возратные частицы окончание мягче «СЯ» и «СЬ» произносится тверда как «СА» и «С».

В ряде слов считании «ЧН» и «ЧТ» и произносится как «ШН» и «ШТ», (скушно, грусно, што).

Сочетание «СЧ» и»ЗЧ» как долгое «Щ» (сщастье).

Все согласные произносятся коротко, четко, но аккуратно не нарушая мелодическую линию.

Согласные находящиеся в середине слова переносятся к следующему слову или слогу, но не в конце предложения.

Характер певческой дикции за висит от содержания и характера произведения, от его образности. При исполнение быстрых, легких по звуку произведений следует облегчать силу звука, слова произносить легко, близко и очень активно при минимальном движении артикуляционного аппарата. Драматических произведениях, торжественных гимнах слова произносятся значительно (крупная дикция). В спокойных распевных сочинениях - мягкая дикция.

Певцы хора должны постоянно учиться правильной, грамотной речи. Если они обладают правильным и хорошим произношением, то хор достигает высокого уровня певческой культуры. Это значит, что он умеет наилучшим образом строить и соотносить поэтическую и музыкальную фразы в соответствии с идеей и образной сферой хорового произведения, отбирая наиболее подходящие в каждом случае слова и музыкально-исполнительские средства.

Публикации по теме:

Фронтальное занятие по подготовке к обучению грамоте «Дифференциация твердых и мягких согласных звуков» Цель: Закреплять навык различения твердых и мягких согласных звуков. Повторять основные способы изображения мягкости согласных на письме.

Игровая обучающая ситуация «ГУСИ-ЛЕБЕДИ» (Закрепление гласных звуков, определение позиции звука) НОД в средней группе компенсирующей направленности.

Интерактивное пособие изготовлено вручную из пластика, магнитного листа, самодельных букв русского алфавита в двух вариантах (мягкий вариант.

Конспект индивидуальной коррекционной работы с дошкольниками с РДА «Закрепление произношение гласных звуков» Задачи приоритетной образовательной области: Развивать зрительное восприятия, умение удерживать в поле зрения зрительный стимул при выполнение.

"Путешествие в страну гласных звуков и букв" Цель: систематизировать знания детей о гласных звуках на примере звуков [а], [у], [и], [о],.

Конспект занятия в подготовительной группе «Путешествие в страну гласных и согласных звуков» Лексическая тема: «Осень». Цели занятия: 1. Развитие навыков слогового и фонематического анализа, фонематических представлений. 2. Расширение и уточнение словаря.

1. Звонкие согласные [б], [д], [д], [ж], [с], [дж], [дз] в конце слова и перед глухими в середине слова произносятся звонко:

[народ] - народ; [приказ] приказ; [°мдуж] - изо всех сил; [слишком] - слишком; [дбв"ідка] - справка.

Примечание. Из всех звонких согласных только глоточный звук [г] вимовляєтеся как [х]: [лехко] - легко; [нїхт"і]- ногти; [вбхко] - сыро.

2. Глухие согласные [п], [т], [к], [ш], [с], [ч], [ц] перед звонкими в пределах слова произносятся звонко:

[прбз"ба] - орфографически просьба; [вогзал] - вокзал; [бород"ба] - борьба.

3. Оглушуються предлог и приставка с - перед глухими согласными:

[с тобойу] - орфографически с тобой; [сказать] - сказать.

4. Префиксы раз-, без - через - могут произноситься звонко и глухо (в зависимости от темпа речи):

[расписка] и [росписка] - расписка; [бе и зпоми с лковиї] и [бе и споми с лк6виї] - безошибочный.

5. Губные [б], [п], [в], [м], [ф], шипящие [ж], [ч], [ш] (кроме удлиненных) и заднеязычные [г], [к], [х] в конце слова и слога произносятся твердо:

[с"ім] - семь; [вели с ч] - величие; [пишет"ш] - пишешь; [одолжите] - одолжите; [с"м"іх] - смех.

Только перед [и] эти согласные произносятся как полумягкие: [в"італ"ниї] - поздравительный; [бЧограф"ійа] - биография; [ш"ісУ] - шесть;

[х"ід]-дг/д;

[к"ілограм] - килограмм. Удлиненные шипящие произносятся как полумягкие: [роздор"іж": а] - перекрестка; [р"іч": в]-летию.

6. В украинском языке следует различать звуки [г] и [г]. Согласный звук [г] произносится в собственно украинских словах, а также зукраїні-циализированных словах иноязычного происхождения. Самый полный реестр слов с буквой ґ, что обозначает задньоязиковий сомкнуты звонкий звук [ґ], представлены в "Украинском орфографическом словаре", которым стоит пользоваться, поскольку звук г употребляется не только нормы, но и на собственное усмотрение вещателей. Приводим наиболее употребляемые слова:

хозяин учтивый ґрунтозахисний

ґаздувати добронравие почвоведение

крыльцо благородно почвообрабатывающий

решетку грунт основываться

сорт грунтовый пуговицу

грунтдво-кліматйчний ґрасувати (расчищать)

7. Буквосочетание дж, дз могут обозначать один звук и произносятся как аффрикаты [дз], [дж]:

[колокола с к] - орфографически колокольчик;

[присуждать] - присуждать;

[в"ідр"адже"н | : а] - командировки;

[нагр и н": а] - награждение. Раздельная произношение этих звуков [д]-[с], [д]-[ж] является нарушением орфоэпических норм. Как два отдельные звуки они произносятся тогда, когда принадлежат к разным частям слова, например к префикса и корня:

[в"ід-зы"ваты] - орфографически отзывать;

[п"ід-з"в"ітниї] - подотчетный;

[п" ид-же"ну] -піджену.

8. Переднеязычные [д], [т], [с], [с], [ц], [л], [н] перед следующими мягкими согласными и перед [и] произносятся мягко:

[маїбут"н"е] - орфографічне будущее; [п" іс"н"а] -песня; [гбрд"іс"т"] - гордость.

Произношение звукосполук

Согласно закономерностей сочетаемости звуков в речи некоторые орфоэпические нормы вытекают из асимілятивних изменений в группах согласных:

а) -ться произносится как [ц":а]:

[ли с стуйец":а] - орфографічне переписывается; [учац".а] -учатся; [гн"івайуц":а] - сердятся; [обури с ц":а] - возмутится;

б) -шся произносится как |с":а]:

[з"в"ітуйес^а] - звішуєшся; [в"ітайес":а] - здороваешься; [розписуйес":а] - расписываешься;

в) -жся произносится как [з"с"а]:

[зваз"с"а] - решись; [не"ур"із"с, ] - не вріжся;

г) -чся произносится как [ц": а]:

[не"мороц":а] - не ломай голову; г) -жці произносится как [з"ц"і]:

[кри^ор"із"ц"і] - криворожцы; [запор"із"ц"і] - запорожцы.

д) -сши произносится как |ш:ы]:

[пріґй"шки] - принеся.

е) -ош произносится как [ш:]:

[бе"ш:уму] - без шума. есть)-зч произносится как |шч):

[ш чбго] - с чего.

ж) -здж произносится как [ждж]:

[ждже"г"ла] - из источника.

с) -шці произносится как [с"ц"і]:

[на дбс"ц"і] - на доске.

и) -здці произносится как [з"ц"і]:

[в пойіз"ц"і] в поездке. Группы согласных, которые появляются в словах в результате словообразования, упрощаются:

проезд + н (ый) -> [пройізниї] - проездной; контраст + н (ый) -> [контрасни с й] - контрастный; балласт + н (ый) -> [баласни с й] - балластный.

Итак, написание отдельных слов не соответствует произношению: [іігіснад"ц"ат"] - шестнадцать; [ш*ис:6т] - шестьсот; [ш"іздес"ат] - шестьдесят; [пре и зы с ден"с"ки с й] - президентский; [агенство] - агентство; [ин"л, іген"с"киї] - интеллигентский.

Внимание! Орфоэпическая компетенция

В словах [пе и стлйви е й], [хвастливий], [вы е пускниї] упрощения не происходит в произношении и не передастся на письме. Также никогда не упрощается звукосочетание [оду], [спр], [стр]: [здружйти е с"а] - сдружиться; [здрй^ны ц"а] - здравница; [спо е им£ты] - воспринимать; [спрац"увати с"а] - сработаться; [страїкувати*] - бастовать; [страховиї] - страховой.

Согласный г в русском языке взрывной, мгновенный образуется так же, как к , но с участием голоса. Произнесение фрикативного, длительного звука (как в белорусском языке) сохраняется в междометиях ага, ей-богу, эге, эге-гей и других, в звукоподражании гав-гав , в слове бухгалтер и производных от не-го. Выработать правильное произношение помогает повторение пар слов, различающихся только звуками [г / к ]: голос – колос, глас – класс, гость – кость, корка – горка, икра – игра … В словах лёгкий, мягкий и производных от них облегчить , мягче , легче , мягчайший , мягкотелый , легковесный , налегке и других на месте буквы г сле-дует произносить звук [х].

А в окончаниях родительного падежа местоимений и прилагательных на -ого , -его , а также в словах сегодня , итого на месте буквы г следует произносить звук [в]: наше [в]о тракторно [в]о завода , се [в]одняшний .

В отличие от белорусского языка передаваемый буквой ч звук всегда мягкий. При его произнесении передняя часть языка приподнимается к передней части нёба, касается корней верхних зубов.

Краткие шипящие [ш] и [ж] произносятся мягко только в нескольких заимствованных словах: жюри, Жюль, пшют , однако в словах брошюра , парашют звук [ш] выговаривается твердо.

Различение твердых и мягких согласных – одна из самых характерных особенностей звуковой системы современного русского литературного языка. Твердые и мягкие согласные различают слова: брат – брать , лук – люк . При произнесении мягкого согласного звука средняя часть спинки языка высоко поднимается к нёбу.

Для белорусов восприятие русских звуков [р]ад и [р’]яд представляет большую трудность и приводит к произнесению твердого согласного вместо мягкого и наоборот или появлению после [р] лишнего звука: по [рjа]док .

По нормам русского языка следует произносить мягкие звуки на конце слов семь, восемь, голубь, кровь, оставь и подобных. В русскую речь белорусы часто переносят явления цеканья и дзеканья: [ц’ихъ] вместо [т’ихъ], [д’з’ад’з’ь] вместо [д’ад’ь].

В положении перед мягкими согласными т, д, с, н, л звуки [с], [з] должны смягчаться: пе [с’н’]я , вме [с’т’]е , ра [з’в’]е , [з’д’]есь . Согласный н становится мягким и перед ч или щ : ко [н’]чить , бараба [н’]щик , же [н’]щина . Перед [j] губные согласные б, п, м произносятся твердо: о [бj]ем , се [мj]я , а переднея-зычные д, т, л, р не на стыке приставки и корня – мягко: су [д’j]я , жи [л’j]ё , сы [р’j]ё .

Долгий мягкий шипящий, как в словах щука, щель произносится и на месте сочетаний букв сч, зч, жч, сщ (не на стыке приставки и корня): подписчик , грузчик, мужчина . Сочетания зж и жж совсем недавно требовалось выговаривать как долгий мягкий звук: вожжи, дрожжи, визжать . Теперь допустимо и твердое произношение. В слове помощник на месте буквы щ произносится твердый [ш]. В сочетании букв жд различаются оба согласных звука: подо [жд’]и . В слове дождь , его падежных формах и однокоренных словах на месте букв жд нужно произносить долгий мягкий шипящий, но допустимо выговаривать и [шт’] или [жд’]: до [жд’]ить .


По старой московской норме буквосочетание чн (иногда и щн ) должно произноситься как [шн]. Норма сохраняется лишь в нескольких словах: Все-нощная , коне [шн]о , горчи [шн]ый , скворе [шн’]ик , подсве [шн’]ик , праче [шн]ая , пустя [шн]ый , наро [шн]о , ску [шн]о , яи [шн’]ица , а также в женских отчествах: Никити [шн]а , Ильини [шн]а . В большинстве слов возможны варианты [шн] или [ч’н]: будничный, булочная, копеечный, порядочный, горчичник, двоечник . Только [ч’н] произносится в словах, появившихся в ХХ веке, в словах книжного происхождения: посадочный, деревообделочный, циничный … Различаются: шапо [ч’н]ая мастерская и явиться к шапо [шн]ому разбору , шапо [шн]ое зна-комство , серде [шн]ый друг и серде [ч’н]ая болезнь , кала [ч’н]ое тесто и кала [шн]ый ряд , заболеть моло [ч’н’]ицей и моло [шн’]ица принесла молока . Нет общего правила. О каждом слове надо знать, как его произносить: с сочетанием [ч’н] или [шн], или допустимы оба варианта.


Основные законы произношения согласных - оглушение и уподобление.
В русской речи происходит обязательное оглушение звонких согласных в конце снова. Мы произносим хле[п] - хлеб, са[т] - сад, смо[к] - смог, любо[ф’] - любовь и т. д. Это оглушение является одним из характерных признаков русской литературной речи. Нужно учесть, что согласный [г] в конце слова всегда переходит в парный ему глухой звук [к]: лё[к] - лёг, поро(к] - порог и т. д. Произнесение в этом случае звука [х] недопустимо как диалектное: лё[х], поро[х]. Исключение составляет слово бог - бо[х].
Живое произношение в его прошлом и современном состоянии находит отражение в поэтической речи, в стихах, где та или другая рифма говорит о произношении соответствующих звуков: Так, например, в стихах А. С. Пушкина об оглушении звонких согласных свидетельствует наличие таких рифм, как клад -- брат, раб - арап, раз - час. Оглушение [г] в [к] подтверждается рифмами типа Олег -век, снег -рек, друг - звук, друг - мук.
В положении перед гласными, сонорными согласными и [в] звук [г] произносится как звонкий взрывной согласный. Только в нескольких словах, старославянских по происхожде- ншо - бо[у]а, [у]осподп, бла[у]о, бо[у]атый и производных от них, звучит фрикативный заднеязычный согласный [у]. Причем в современном литературном произношении и в этих словах [у] вытесняется [г]. Наиболее устойчивым он является в слове [у]осподи.
¦ [Г] произносится как [х] в сочетаниях гк и гч: лё[хк’]ий - легкий, ле[хк]о - легко.
Б сочетаниях звонкого и глухого согласных (так же, как и глухого и звонкого) первый из них уподобляется второму.
Если первый из них звонкий, а второй - глухой, происходит оглушение первого звука: ло[ш}ка - ложка, про[и]ка - пробка. Если первый -- глухой, а второй -¦ звонкий, происходит озвончение первого звука: [з]доба - сдоба, [з]губвть - сгубить. "
Перед согласными [л], [м], [н], [р], не имеющими парных глухих, й перед [в] уподобления йе происходит. Слова произносятся так, как пишутся: све[тл]о, [шв]ьгрять.
Уподобление происходит и при сочетании согласных. Например: сочетания сш и зш произносятся как долгий твердый согласный [ш]: ни[щ]іш -низший, вы[ш}ий - высший, ра[щ}уметься - расшуметься.
Сочетание сж и зж произносятся как двойной твердый [ж]: ра[ж]ать -разжать, [ж]изныо -сятзнъю, сжарить - [ж]арить.
Сочетания зж и жж внутри корня произносятся как долгий мягкий звук [ж’]. В настоящее время вместо долгого мягкого [ж’1 все шире употребляется долгий твердый звук [ж]: по[>к’]и и до[ж]е. - позже, дро[ж’]и и дрорк]и ~ дрожжи.
Сочетание сч произносится.как долгий мягкий звук , та К" же, как звук, передаваемый на письме буквой щ: [ш"]ас- тье - счастье, [щ’]ет ~ счет. .
Сочетание зч (на стыке корня и суффикса) произносится как долгий мягкий звук [ш ¦]: іірака[ш’}йк -приказчик, обра[ш’)й!к* - образчик.
Сочетания тч и дч произносятся как долгий звук fn’f: док- * ла[ч’]ик - докладчик, ле[*Г]ик -летчик.
Сочетания тц и дц произносятся как долгий звук [ц]: два[ц]ать - двадцать, золо[ц]с - золотце.
В сочетаниях стнг здн, стл согласные звуки [т] и [д] выпа-дают: преле{сн]ый - прелестный, по[зн]о - поздно, че[сн]- ый - честный, уча[сл]ивый - участливый.
Сочетания дс и тс на стыке корна и суффикса произносятся как [ц]: горо[ц]кой -городской, све[ц]кий - светский. Сочетание тс на стыке окончания 3 лица глаголов с частицей -ся произносится как долгий [ц]: катя[цъ] - катятся, бере[цъ] - берется. Так же произносится группа -ться (на стыке оконча- ния неопределенного наклонения и частицы -ся): учи[цъ] - учиться,J
Следует обратить внимание на сочетание чн, так как при его произношении нередко допускаются ошибки. В произношении слов с этим сочетанием наблюдается колебание, что связано с изменением правил старого московского произношения.
По нормам современного русского литературного языка сочетание чн обычно так и произносится [чн]г особенно это относится к словам книжного происхождения (алчный, беспечный), а также к словам, появившимся в недавнем прошлом (маскировочный, посадочный).
Произношение [шн] вместо орфографического чн в настоящее время требуется в женских отчествах на -ичпа. Ильини- а, Никити{шн]а, Савви[шн]а, Фомини- [ггш]а, - и сохраняется в отдельных словах: горчи[шн]ый, ко- не{нш]о, пере?шн]ицат праче[шн]ая, лустя[шн]ьш, скворе[шн1- ик, яи[шн]ица.
Некоторые слова с сочетанием чн в соответствии с современными нормами литературного языка произносятся двояко: було[шв]ая и було[чн]ая, копее[шн]ый и копее[чн]ый, моло- [шн]ый и моло[чн]ый, порядо[шн]ьщ и порядо[чн]ый, сливо- [шн]ый и сливо[чн]ый.
В отдельных случаях различное произношение сочетания чн служит для смысловой дифференциации слов: серде[чн]ый удар - серде[шн]ый друг.